загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

Пршибраме (1879-89). Окончил Горную академию в Пршибраме (1859). Осн. работы связаны с изучением рудных месторождений Чехословакии, Австрии и Венгрии. Изучал золоторудные месторождения на Урале. П. одним из первых установил разницу между первичными рудами и продуктами их выветривания. Выделил два типа оруднения, образовавшихся в результате прямой магматич. сегрегации и гидротермальным путём.

Соч.: Archiv fur,. Dractische Geologie, Bd 1-2, W., 1880 - 95; Uber des Genesis der Erzlagerstatten, W., 1895; в рус. пер.- Районы Уральской золотопромышленности, "Вестник золотопромышленности и горного дела вообще", 1900, № 24, с. 436-39.

Лит.: Еремеев П. В., Франц Пошепни. [Некролог], "Зап. ими. СПБ об-ва", 1895, ч. 33, в. 1, с. 33; Кеttner R., FrantiSekPoSepny, "Casopis pro mineralogii a geologii", 1961, v. 6, № 3. H. Л. Воскресенская.

ПОШЕТТА, пошет (франц. pochette, от pocheter - носить в кармане), струнный смычковый муз. инструмент (дл. ок.

35 см). Появился в нач. 16 в. П. представляла собой 3-струнный инструмент с лодкообразным корпусом. Впоследствии стала 4-струнной и приобрела самые различные формы (виолы, скрипки, гитары и др. инструментов). Настраивалась по квинтам на кварту выше обычного строя скрипки. Осн. функция П.- муз. сопровождение во время урока танцев. Существовала до нач. 19 в.

ПОШЕХОНЬЕ-ВОЛОДАРСК, город, центр Пошехонского р-на Ярославской обл. РСФСР. Пристань на вост. берегу Рыбинского водохранилища, при впадении pp. Согожа, Сога и Пертомка, в 65 км к С. от ж.-д. станции Рыбинск и в 151 км к С.-З. от Ярославля. Сыромас-лодельный, рыбный з-ды; льнозавод, лесокомбинат, швейная ф-ка, птицефабрика. Золотобойный промысел (с 18 в.). С.-х. техникум. Нар. театр. В 1777 с. Пертома было преобразовано в г. По-шехонье, после 1918 - П.-В. (в память о революц. деятеле В. Володарском).

ПОШКА Дионизас [1757(?), ныне Шилальский р-н,-12.5.1830, дер. Барджяй, ныне Шилальского р-на], литовский поэт, этнограф, языковед. Учился в иезуитской коллегии в г. Кражяй. Служил в суде. Изучал историю и этнографию литов. народа, создал музей древностей (1812). Осн. поэтич. произв.- написанная александрийским стихом, близкая к поэме ода "Мужик Жемайтии и Литвы" (опубл. 1886, рус. пер. 1962), в к-рой выражены антикрепостнич. настроения, возвышается крест, труд. П. начал составление польско-латинско-литов. словаря, опубликовал на польск. яз. ряд статей по истории и этнографии Жемайтии.

Соч.: RaStai, Vilnius, 1959.

Лит.: Laurynaitis V., Dionizas Pos-ka.J/ilnius, 1959; Коrsakas K., "Giesmes muzikelio ", autorystes byla, в кн.: Literatura ir kalba, t. 6, Vilnius, 1962. Д. Страукайте.

ПОШЛИНЫ, ден. сборы, взимаемые соответствующими гос. органами при выполнении ими определённых функций в суммах, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные П. С провозимых через границу гос-ва товаров взыскиваются пошлины, таможенные. В ср. века П. назывались сборы, взимавшиеся гос-вом, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов и выполнение др. функций.

В совр. капиталистич. странах, подобно налогам, П. имеют обязательный, публично-правовой характер. Но, в отличие от них, взимаются не со всех граждан, а только с тех, кто вступает в определённые хоз.-правовые взаимоотношения между собой или с гос. органами. Примером могут служить гербовые П., применяемые при оформлении договора купли-продажи или документов по наследованию недвижимого имущества. Нек-рые виды П. связаны с определёнными услугами, оказываемыми гос. учреждениями, напр. регистрацией актов перехода собственности, охраной прав. В капиталистических странах, как правило, ставки П. превышают стоимость оказываемых услуг. Разница ложится налоговым бременем на граждан страны, гл. обр. менее обеспеченных. Так, при передаче крупных имуществ П. устанавливаются в небольшом проценте к их стоимости, а при таких же операциях с мелкими ценностями ставки значительно повышаются.

В социалистич. странах П. представляют собой плату за определённые действия или услуги, оказываемые органами гос. арбитража, судом, нотариатом, загсом, милицией по просьбе и в интересах предприятий, учреждений, орг-ций и отд. граждан. В СССР до налоговой реформы 1930 существовали различные П. (судебная, за выдачу заграничных паспортов, предоставление права на охоту, за услуги нотариальных органов, с наследства и др.). В 1930 все П. вошли в единую гос. П., в 1942 последняя была заменена гос. пошлиной. Гос. пошлина взимается с исковых заявлений, подаваемых в судебные органы и гос. арбитраж; за совершение нотариальных действий; за регистрацию браков, разводов, изменений имён, отчеств и фамилий; за прописку паспортов и выдачу документов на выезд и въезд в СССР; за выдачу регистрационных удостоверений на кустарные и ремесленные промыслы, на право охоты и др. оплачиваемых пошлиной документов и действий. Взимание П. имеет определённое нар.-хоз. значение. Напр., взимание П. по арбитражным делам направлено на укрепление договорной дисциплины и прежде всего на стимулирование выполнения предприятиями, орг-циями и учреждениями своих обязательств, строгое соблюдение ими порядка доарбитражного урегулирования, а также против предъявления необоснованных претензий. В СССР (в соответствии с пост. Сов. Мин. СССР от 7 авг. 1970 и от 20 окт. 1971) для усиления материальной ответственности предприятий, орг-ций и учреждений за самостоятельное разрешение хоз. споров увеличен размер П. по арбитражным делам и возложена уплата её на сторону, оказавшуюся неправой.

По способам взимания гос. П. в СССР делятся на простые и пропорциональные. Первые устанавливаются в твёрдых суммах (в руб. и коп.), вторые - в процентах от суммы иска. Ставка простых П., напр. по делам, рассматриваемым в судебных учреждениях, колеблется от 10 коп. (с заявлений о расторжении браков) до 50 коп. (при иске от 20 до 50 руб.). Ставки пропорциональных П. дифференцируются от 1% (по спорам колхозов) до 6% (при сумме иска от 500 руб. и выше). В СССР установлен ряд льгот по П. От её уплаты освобождаются рабочие и служащие по заявлениям, вытекающим из трудовых правоотношений; колхозники - по искам об оплате труда; граждане - по претензиям, вытекающим из авторского права, а также права на открытие, изобретение, рационализаторское предложение; по алиментам, по выплате пособий и пенсий и др. Суд, исходя из имущественного положения сторон, может уменьшить или полностью освободить от уплаты П. Дополнит, льготы по П. устанавливаются финанс. органами. Государственные П. поступают в доходы местных бюджетов.

Лит. см. при ст. Пошлины таможенные. Л. И. Тулъчинский.

ПОШЛИНЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ, вид таможенных пошлин, имеющих различные ставки на одни и те же товары (см. также Пошлины таможенные). Ставки могут быть номинальными, льготными, минимальными, промежуточными, максимальными (генеральной или общей). Развитые капиталистич. страны используют П. д. как инструмент гос.-монополистич. регулирования экономики, а также как орудие дискриминации др. гос-в в между нар. торговле. Напр., ввоз сырья, в частности нефти, облагается по льготным или минимальным ставкам, а в ряде случаев допускается беспошлинно. Это создаёт условия для снижения издержек нац. перерабатывающей пром-сти. Номинальная или промежуточная ставки применяются к импортируемым полуфабрикатам. Однако в интересах монополий, к-рые используют ввозимые полуфабрикаты для изготовления и экспорта готовых изделий, могут применяться льготные ставки или даже беспошлинный ввоз, напр. импортируемой пряжи, если страна экспортирует ткани. На товары, ввозимые из социалистич. стран, империалистич. державы устанавливают, как правило, максимальные ставки. Напр., по долгосрочным соглашениям к 1972 на марганцевую руду, импортируемую США из стран, пользующихся льготными таможенными тарифами, ставка снижена до 0,12 цента за англ. фунт (англ. фунт = 453 г) содержания марганца, а такая же руда, импортируемая из СССР, облагается пошлиной в 1 цент за англ. фунт, т. е. в 8 раз выше. Однако в сер. 60-х гг. развитые капиталистич. гос-ва стали более гибко использовать П. д. в торговле с нек-рыми социалистич. странами.

В СССР установлены минимальные и максимальные ставки пошлин на ввозимые товары. Минимальные ставки в соответствии с пост. Сов. Мин. СССР от 28 июля 1961 распространяются на товары (если не предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящие или ввозимые из стран, к-рые применяют к сов. товарам, экспортируемым в эти страны, режим наибольшего благоприятствования. Максимальные ставки - на товары, происходящие или ввозимые из стран, к-рые такого режима к сов. товарам не применяют или нарушили условия торг. договора (см. также Наибольшего благоприятствования принцип). Л. И. Тульчинский.

ПОШЛИНЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ, вид таможенных пошлин, используемых с целью затруднить доступ определённых иностранных товаров на внутр. рынок или их транзит, а также вывоз отечеств. сырья и полуфабрикатов на иностр. рынки для создания наилучших условий для отечеств. пром-сти (см. также Пошлины таможенные).

П. п. в период становления капитализма использовались для защиты развивающейся нац. пром-сти от иностр. конкуренции (см. Протекционизм). Так, в кон. 19 в. США ввели П. п., чтобы ограничить доступ англ. изделиям на внутр. рынок. В совр. условиях П. п. применяются гл. обр. для поддержания высокого уровня цен во внутр. торговле, обеспечения монополиям макс. прибылей. В модифицированном виде П. п. устанавливаются междунар. гос.-монополистич. союзами (такими, например, как ЕЭС) в борьбе за господство на мировом капиталистич. рынке и захват сфер экономич. и политич. влияния. Это отрицательно сказывается на общеевроп. торговле и наносит ущерб развивающимся странам Африки и Азии.

Модернизированными П. п. являются высокие антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они применяются "импортирующими странами в дополнение к обычным таможенным пошлинам в том случае, если экспортёр продаёт на внешних рынках товар по ценам ниже действующих на внутр. рынке. Размер антидемпинговой пошлины составляет разницу между ценой товара в стране его происхождения и экспортной ценой. Этот вид П. нашёл широкое применение в США начиная с 20-30-х гг. 20 в.

Разновидностью П. п., имеющих особо высокие ставки (30 и более процентов к цене товара), а иногда даже превышающие цену товара, являются запретительные пошлины. Они появились во 2-й пол. 19 в. как реакция на отмену запретов вывоза и ввоза определённых изделий и введение политики свободной торговли. Широко применяются в ряде развитых капиталистич. стран. В США, напр., в 60-х гг. 20 в. ок. 1/6 всей таможенной номенклатуры имело запретительный характер. В социалистич. странах запретительные пошлины составляют незначит. долю в тарифах.

Одним из видов П. п., имеющих крайне высокие ставки обложения одного или группы иностр. товаров, являются наступательные пошлины. Они применяются США, Францией, участниками "Общего рынка". Такой характер носят, напр., пошлины, установленные в соответствии с принятым в США законом 1971, ограничивающим ввоз из Японии и стран "Общего рынка" текстиля, радио- и телевизионной аппаратуры, автомобилей, обуви и др. товаров. В свою очередь, участники "Общего рынка" применили единые пошлины, носящие наступательный характер, при торговле с др. странами. Это позволило им отвоевать у иностр. конкурентов, прежде всего США, значит, часть рынка ЕЭС, а также ряда государств Азии и Африки. Наступательные пошлины применяются и внутри ЕЭС. Так, в 1974 Италия в результате проведения крупных протекционистских мер, в т. ч. введения наступательных П. п., резко сократила импорт автомобилей, а также мяса, масла, сыра и др. товаров широкого потребления из стран ЕЭС, особенно из ФРГ. Это создало более благоприятные условия для развития нек-рых отраслей нац. пром-сти, но вызвало новый рост цен на продовольствие и снижение уровня жизни трудящихся. Запретительные и наступательные П. п. применяются в качестве орудия сверхпротекционизма для преодоления тарифных барьеров, захвата рынков сбыта в развивающихся и экономически слаборазвитых гос-вах.

В социалистич. странах П. п. используются в целях поддержания отраслей отечественной экономики. Так, в первом Таможенном тарифе Страны Советов (1922) они применялись к товарам отраслей пром-сти, к-рые восстанавливались после разрухи военных лет (кожевенная, хлопчатобумажная и др.). В 1924 был введён новый покровительственный тариф. П. п. устанавливались на оборудование и сырьё в довоенных тарифах СССР 1927, 1930, 1932. В новом Таможенном тарифе СССР 1961 подавляющее большинство пошлин потеряло покровительственный характер. Л. И. Тульчинский.

ПОШЛИНЫ ТАМОЖЕННЫЕ, государственный денежный сбор с товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства (см. также Пошлины). Возникнув как плата за услуги, предоставляемые купцам (за пользование портовыми сооружениями, складами, помещениями, за взвешивание товаров), П. т. при капитализме превратились в средство ограждения внутр. торговли и отд. отраслей нац. экономики от конкуренции иностр. товаров ц по существу являются разновидностью косвенных налогов.

П. т. делятся на вывозные, транзитные и ввозные. Вывозные П. т. получили широкое распространение в Европе в 15-17 вв. Имели гл. обр. фискальное значение, служили источником доходов гос. казны, бюджета. В кон. 19 в. они в основном исчезли из внешнеторг. практики капиталистич. стран, т. к. тормозили становление и рост нац. пром-сти и экспорта. Транзитные П. т. в европ. гос-вах повсеместно применялись в 16-18 вв. К 20 в. они утратили своё значение. В совр. условиях преобладают ввозные пошлины, к-рые используются монополистич. капиталом как орудие торг. войн, демпинга, ограбления экономически зависимых стран, поощрения развития отд. отраслей национальной пром-сти (см. Протекционизм). В целях усиления экономич. и политич. влияния после 2-й мировой войны 1939-45 империалистич. державы используют более эластичные П. т., провозглашают их "либерализацию" (т. е. снижение ср. уровня ставок). Страны, освободившиеся от колониального ига, стремятся использовать П. т. в интересах развития и укрепления нац. экономики (П. т. служат средством ограждения их внутр. рынков от конкуренции иностр. товаров, а также важным источником валютных поступлений в доходы бюджетов этих гос-в). Так, в нач. 70-х гг. поступления П. т. в бюджетах превышали 50% общих доходов в Гане, Дагомее, Камеруне, Судане, 40%-в Египте, Мали, Нигерии, 30%- в Афганистане, Кении, 20% - в Бирме, Камбодже, составляли ок. 20% в Индии, Пакистане, Иране (см. также Таможенная политика, Генеральное соглашение о тарифах и торговле).

П. т. взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом данного гос-ва. В зависимости от структуры этого тарифа различают пошлины дифференциальные, пошлины покровительственные и пошлины преференциальные (см. Преференции).

По способам взимания П. т. делятся на адвалорные (лат. ad valoren - с цены) и специфические. Первые устанавливаются в виде фиксированного процента с цены импортного товара, вторые -в твёрдых суммах со штуки, единицы массы товара или его размера. Адвалорные применяются в странах ЕЭС. Специфические имеют место в США, Канаде, Австрии, Норвегии, Швейцарии. П. т., исчисляемые одновременно двумя методами, наз. кумулятивными, или смешанными. Встречаются в тарифах США. В нек-рых странах таможенное законодательство предусматривает исчисление нескольких пошлин по одному и тому же товару, т. н. альтернативные пошлины. В СССР и др. социалистич. странах П. т. используются как вспомогательное средство регулирования внешней торговли, установления и расширения взаимовыгодных отношений с капиталистич. и развивающимися странами и ограждения социалистич. экономики от воздействия стихийного мирового капиталистического рынка. Они опосредствуют связь внутр. и междунар. хоз. оборота.

В СССР в период восстановления нар. х-ва после Гражд. войны 1918-20 П. т. служили целям покровительства развитию промышленности и выступали одним из источников пополнения ресурсов гос. бюджета. В 30-40-е гг. они использовались как активное средство борьбы против империалистич. дискриминации в междунар. торговле. После Великой Отечеств, войны 1941-45 и особенно в 50-60-е гг., когда значительно вырос экономич. потенциал и укрепился междунар. авторитет СССР, расширились объём и структура сов. внешней торговли, был введён новый таможенный тариф (1961). В СССР вывозные пошлины, как правило, не применяются, за исключением пошлин на произведения старины и искусства, к-рые могут экспортироваться по особому разрешению Мин-ва культуры СССР и облагаются вывозной П. т. Мин-ву внеш. торговли СССР предоставлено право (по согласованию с Мин-вом финансов СССР и Мин-вом иностр. дел СССР) на основе действующего тарифа и с учётом уровня розничных цен на соответствующие товары в СССР устанавливать ставки П. т. на предметы, поступающие в СССР в междунар. почтовых отправлениях, а также на изделия, ввозимые в багаже и ручной клади лиц, прибывающих в СССР, в случаях, когда эти ценности подлежат обложению П. т.

Лит.: Таможенное дело в капиталистических странах, М., 1939; Таможенный тариф СССР, 2 изд., М., 1971; Ничков В. Н., Лесной экспорт СССР и международная лесная торговля, М., 1964; Таможенный кодекс Союза ССР, "Ведомости Верховного Совета СССР", 1964, № 20, 13мая, ст. 242; 50 лет советской внешней торговли, М., 1967; Средства внешнеторговой политики империалистических держав, в кн.: Международные экономические отношения, М., 1969; Мазанов Г. Г., Международные расчеты стран - членов СЭВ, М., 1970; Воронов К. Г., Павлов К. А., Организация и техника внешней торговли, М., 1970; Шершнев Е. С., США: таможенный протекционизм, М., 1970; Фалькович М. С., Винокур С. И., Государственная пошлина в органах Госарбитража, М., 1973.

Л. И. Тулъчинский.

ПОЭЗИЯ (греч. poiesis), в широком смысле вся художеств, литература (в 20 в. термин употребляется редко); в узком -стихотворные произведения (см. Стих) в их соотнесённости с художеств. прозой. См. Поэзия и проза.

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА (поэзия: греч. poiesis, от poieo - делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa - прямая, простая, от proversa - обращённая вперёд, ср. лат. versus - стих, букв.- повёрнутый назад), два осн. типа организации речи художественной, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтич. речи создаётся отчётливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксич. членением (см. Стих). Прозаич. художественная речь расчленяется на абзацы, периоды, предложения и колоны, присущие и обычной практич. речи, но имеющие определённую упорядоченность; ритм прозы, однако,- сложное и трудноуловимое явление, его изучение только начинается.

Первоначально поэзией именовалось иск-во слова вообще, поскольку в нём вплоть до нового времени резко преобладали стихотворная и близкие к ней рит-мико-интонац. формы. Прозой же называли все нехудожеств. словесные произведения: философские, научные, публицистические, информационные, ораторские и т. п. (В России такое словоупотребление господствовало в 18 - нач. 19 вв. и было распространено до нач. 20 в., а в иных случаях встречается и теперь.)

Поэзия (П.). Иск-во слова в собственном смысле (т. е. уже отграниченно от фольклора) возникает вначале как поэзия, в стихотворной форме. Стих является неотъемлемой формой осн. жанров античности, средневековья и даже Возрождения и классицизма - эпич. поэмы, трагедии, комедии и разных видов лирики. Стихотворная форма, вплоть до создания собственно художеств. прозы в Новое время, была уникальным, незаменимым инструментом превращения слова в иск-во. Необычная организация речи, присущая стиху, выявляла, удостоверяла, утверждала особую значимость и специфич. природу высказывания. Она как бы свидетельствовала, что данное высказывание - не просто сообщение или теоретич. суждение, а некое самобытное словесное "деяние". Гегель, рассматривая причины возникновения поэзии на примере знаменитой надписи-двустишия с извещением о павших при Фермопилах греках, замечает, что это двустишие само "...хочет проявиться как действие (noislv)...", а не просто сообщить о каком-то лежащем вне его действии (Соч., т. 14, М., 1958, с. 170). Двустишие, строго говоря, не информирует о факте, а создаёт художеств., поэтич. факт, или шире -поэтич. мир, в к-ром, напр., могут говорить мёртвые: "Странник, во Спарту пришедши, о нас возвести ты народу,Что исполняя закон, здесь мы костьми полегли". И стихотворная форма сразу сигнализирует о "выведении" художеств, мира из рамок обыденной достоверности, из рамок прозы (в исконном значении слова) - хотя, разумеется, обращение к стиху само по себе не является гарантией "художественности ".

Необходимость стиха на ранних ступенях развития иск-ва слова диктовалась, в частности, и тем, что оно изначально существовало как звучащее, произносимое, исполнительское. Даже Гегель ещё убеждён, что все художеств. словесные произведения должны произноситься, петься, декламироваться. Это неприменимо к совр. роману, к-рый полноценно существует и как читаемая "про себя" книга; хотя в прозе слышимы живые голоса автора и героев, но они слышимы "внутренним" слухом читателя. П. же, стих, с одной стороны, действительно себя выявляет лишь в устном бытии, а с другой стороны, только стих может всесторонне организовать звучащую материю речи, придать ей ритмич. закруглённость, законченность, завершённость, к-рые в эстетике прошлого нераздельно связывались с совершенством, красотой. "...Древний мир...,- писал К. Маркс,-возвышеннее современного во всем том, в чем стремятся найти законченный образ, форму и заранее установленное ограничение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1967, с. 165). В словесности прошлых эпох стих и выступает как такое "заранее установленное ограничение", к-рое создаёт возвышенность и красоту слова.

Становление художеств. прозы действительно начинается лишь в эпоху Возрождения, а осознание и утверждение прозы как законной формы иск-ва слова происходит даже позднее - в 18 - нач. 19 вв. В эпоху господства прозы причины, породившие П., уже как бы теряют своё значение: иск-во слова теперь и без стиха способно созидать подлинно художеств. мир, а "эстетика завершённости", в сущности, чужда лит-ре нового времени.

Художеств. проза обнаружила способность создавать красоту слова, не уступающую красоте слова в П.

П. в эпоху прозы не отмирает (а временами, напр. в России нач. 20 в., даже вновь выдвигается на авансцену); однако она претерпевает глубокие изменения. В ней резко ослабевают черты завершённости; отходят на второй план особенно строгие строфич. конструкции - сонет, рондо, газель, танка к т.п., развиваются более свободные формы ритма - дольник, тактовик, акцентный стих и т. п., в стих внедряются разговорные интонации.

В новейшей П. раскрылись иные содержательные качества и возможности стихотворной формы. В П. 20 в. у А. Блока, Р. М. Рильке, П. Валери, Р. Фроста и др. со всей ясностью выступило то громадное усложнение художеств. смысла, возможность к-рого всегда была заложена в природе стихотворной речи.

Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчётливое выявление звуковой стороны речи, даваемое сти-хотв. формой, взаимоотношения ритмич. и синтаксич. строения и т. п. - всё это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, к-рых проза, в сущности, лишена. Мн. прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создаётся гл. обр. самим взаимодействием стихотв. формы со словами. Это взаимодействие создаёт сложнейшие и тончайшие оттенки и сдвиги художеств. смысла, к-рые невозможно воплотить иным способом.

П. в высшей степени способна воссоздавать живой поэтич. голос и личную интонацию автора, к-рые опредмечивают-ся в самом построении стиха - в ритмич. движении и его "изгибах", рисунке фразовых ударений, словоразделов, пауз и пр. Вполне закономерно, что поэзия нового времени - прежде всего лирич. П. В далёком прошлом стих выступал как единая и единств, форма всех осн. жанров иск-ва слова; но именно в лирике предельно выявляются особые смысловые возможности стихотворной формы.

В совр. лирике стих осуществляет двоякую задачу. В соответствии со своей извечной ролью он возносит нек-рое сообщение о реальном жизненном опыте автора в сферу иск-ва, т. е. превращает эмпирический факт в факт художественный; и вместе с тем именно стих позволяет воссоздать в лирич. интонации непосредств. правду личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта.

Проза (П.). Вплоть до нового времени П. развивается на периферии иск-ва cлoва, оформляя смешанные, полухудожеств. явления письменности (историч. хроники, филос. диалоги, мемуары, проповеди, религ. соч. и т. п.) или "низкие" жанры (фарсы, мимы и др. виды сатиры).

П. в собств. смысле, складывающаяся начиная с эпохи Возрождения, принципиально отличается от всех тех предшествующих явлений слова, к-рые так или иначе выпадают из системы стихотворчества. Совр. П., у истоков к-рой находится итал. новелла Возрождения, творчество М. Сервантеса, Д. Дефо, А. Пре-во, сознательно отграничивается, отталкивается от стиха как полноценная, суверенная форма иск-ва слова. Существенно, что совр. П.- письменное (точнее, печатное) явление, между тем как прежние формы ГГ. исходили из устного бытия речи и так или иначе претендовали на звучащее исполнение, что ставило их в один ряд с поэзией.

Изучение природы художеств. П. началось лишь в 19 в. и развернулось в 20 в. Очень многое здесь ещё проблематично, напр. само понятие ритма прозы, имеющего несомненно, более высокую степень организованности, чем ритм нехудожеств. речи. Исследования последних десятилетий показали, что ритм в П., не обладая устойчивой количеств. характеристикой, имеет качеств. определённость. Ускоряясь и замедляясь в зависимости от самого движения повествования, ритм П. всё же выдерживается в едином ключе.

В общих чертах выявлены нек-рые существ. принципы, отличающие проза-ич. слово от поэтического. Слово в П. имеет - сравнительно с поэтическим -принципиально изобразительный характер; оно в меньшей степени сосредоточивает внимание на себе самом, между тем в поэзии, особенно лирической, нельзя отвлечься от слов. Говоря точнее, слово в П. непосредственно ставит перед нами сюжет (всю последовательность отд. действий, движений, из к-рых и создаются характеры и художеств, мир романа или рассказа в целом).

П., как и поэзия, преображает реальные объекты и создаёт свой художеств. мир, но делает это прежде всего путём особого взаимоположения предметов и действий. Прозаич. речь предстаёт как прозрачная изобразит. ткань. Слово в П. стремится не к многозначности, а к индивидуализиров. конкретности обозначаемого смысла.

Не менее важно, что в П. слово само становится предметом изображения, как "чужое", в принципе не совпадающее с авторским. Для поэзии характерно единое авторское слово и слово персонажа, однотипное с авторским; поэзия по преимуществу монологи ч-н а. Между тем П. насквозь диалогична, она вбирает в себя многообразные, несовместимые друг с другом "голоса" (см. об этом в кн.: Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 1972, с. 309-50). В художеств. П. сложное взаимодействие "голосов" автора, рассказчика, персонажей нередко наделяет слово "разнонаправленностью", многозначностью, к-рая по природе своей отличается от многосмысленности поэтического слова.

Ритм П., её специфич. изобразит. природа и высвобождение художеств. энергии в результате столкновения различных речевых планов ("голосов") - кардинальные моменты в создании науч. теории П.

Существуют промежуточные формы между поэзией и прозой: стихотворение в прозе (у Ш. Бодлера, И. С. Тургенева) - промежуточная форма, близкая к лирич. поэзии по стили-стич., тематич. и композиционным, но не метрическим признакам; и с др. стороны - свободный стих к ритмич. Проза, близкие к стиху именно по метрическим признакам.

Лит.: Потебня А. А., Поэзия и проза, в его кн.: Из записок по теории словесности, Хар., 1905; его же, Поэзия. Проза. Сгущение мысли,, Поли. собр. соч., т. 1- Мысль и язык, 4 изд., Од., 1922; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, в его кн.: О поэзии, Л., 1969; Тынянов Ю. Н., Проблема стихотворного языка, 2 изд., М., 1965; Виноградов В. В., О художественной прозе, М.- Л., 1930; его же,

О языке художественной литературы, М., 1959; Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; его же, Художественная проза, М., 1961; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971, с. 182-343; Бахтин М. М., Слово в романе, "Вопросы литературы", 1965, № 8; Кожинов В. В., О природе художественной речи в прозе, в его кн.: Происхождение романа, М., 1963; Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Р о д-нянская И. Б., Слово и "музыка" в лирическом произведении, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Поэтический строй русской лирики, Л., 1973; Caudwell С h., Illusion and reality..., L., 1937; Beriger L., Poesie und Prosa, Halle, 1943; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern-Munch., 1967 (есть лит.); Lubbоk P., The art of fiction, L., 1960; Proza, poezja... Wybor szkicow i recenzji, t. 1-2, Warsz., 1965-66; Wfersz i poezja. Konferencja teoretycznolitera-cka w Pcimiu, Wr., 1966. В. В. Кожаное.

ПОЭМА (греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. наз. также древнюю и ср.-век. эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, к-рая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпич. песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём "разбухания" (А. Хойслер) одного или нескольких нар. преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе историч. бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-историч. значения ("Илиада", "Махабхарата", "Песнь о Роланде" и др.). Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в т. ч. ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историч. или все-мирно-историч. (религиозную) тему ("Энеида" Вергилия, "Божественная комедия" Данте, "Лузиады" Л. ди Камо-энса, "Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо, "Потерянный рай" Дж. Мильтона, "Генриада" Вольтера, "Мессиада" Ф. Г. Клопштока, "Россияда" М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета ("Витязь в барсовой шкуре" Шота Руставели, "Шахнаме" Фирдоуси, в известной мере-"Неистовый Роланд" Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией ср.-век., преим. рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-филос. проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция - особенности, характерные уже для предромантических П. ("Фауст" И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П.

"Вершинные" в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-филос. или символико-филос. характер ("Паломничество Чайльд Гарольда" Дж. Байрона, "Медный всадник" А. С. Пушкина, "Дзяды" А. Мицкевича, "Демон" М. Ю. Лермонтова, "Германия, зимняя сказка" Г. Гейне).

Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отд. выдающихся произв. ("Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова ("Мороз Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо") проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистич. лит-ре (синтез нравоописательного и героич. начал).

В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историч. потрясениями, проникаются ими как бы изнутри ("Облако в штанах" В. В. Маяковского, "Двенадцать" А. А. Блока, "Первое свидание" А. Белого).

В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности П.: возрождающие героич. начало ("Владимир Ильич Ленин" и "Хорошо!" Маяковского, "Девятьсот пятый год" Б. Л. Пастернака, "Василий Тёркин" А. Т. Твардовского); П. лирико-психологические ("Про это" Маяковского, "Анна Снегина" С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические ("Тобольский летописец" Л. Мартынова) или сочетающие нравств. и социально-историч. проблематику ("Середина века" В. Луговского).

П. как синтетич., лиро-эпич. и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и "музыку", "стихию" мировых потрясений, сокровенные чувства и историч. концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии: "Почин стены" и "В бурю" Р. Фроста, "Ориентиры" Сен-Жона Перса, "Полые люди" Т. Элиота, "Всеобщая песнь" П. Неруды, "Ниобея" К. И. Галчиньского, "Непрерывная поэзия" П. Элюара, "Зоя" Назыма Хикмета.

Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Соколов А. Н., Очерки по истории русской поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956; Теория литературы..., [кн. 2], М., 1964; Во wra С., Heroic poetry, L., 1952.

Е. М. Пулъхритудова.,

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство), термин, имеющий два значения: 1) совокупность художествен-но-эстетич. и стилистич. качеств, определяющих своеобразие того или иного явления лит-ры (реже кино, театра),- его внутреннее строение, специфич. система его компонентов и их взаимосвязи (в этом смысле говорят о П. кино, драмы или романа, П. романтизма, А. С. Пушкина, "Войны и мира" Л. Н. Толстого и т. д.); 2) одна из дисциплин литературоведения, включающая: изучение общих устойчивых элементов, из взаимосвязи которых слагается художественная литература, лит. роды и жанры, отдельное произведение словесного иск-ва; определение законов сцепления и эволюции этих элементов, общих структурно-типо-логич. закономерностей движения лит-ры как системы; описание и классификация исторически устойчивых литературно-ху-дожеств. форм и образований (в т. ч.-развивающихся на протяжении многих, несходных в социальном и культурно-историч. отношении эпох, как, напр., лирика, драма, роман, басня); выяснение законов их историч. функционирования н эволюции.

Охватывая широкий круг проблем -от вопросов речи художественной и стиля до вопросов о специфич. законах строения и развития рода литературного и жанра, а также развития лит-ры как целостной системы, П. как литературоведч. дисциплина, с одной стороны, соприкасается вплотную со стилистикой к стиховедением (ряд теоретиков включают их в состав П.), ас другой -с эстетикой и теорией литературы, к-рые обусловливают её исходные принципы и методологии. основу. Для П. необходимо постоянное взаимодействие с историей лит-ры и литературной критикой, на данные к-рых она опирается и к-рым, в свою очередь, даёт теоретич. критерии и ориентиры для классификации и анализа изучаемого материала, а также для определения его связи с традицией, его оригинальности и художеств. ценности.

П. может быть подразделена на о б-щ у ю (оперирующую общими закономерностями и элементами лит-ры в целом) и частную (П. конкретного жанра, определённого писателя, отд. произв. и т. д.). Общая П. включает в себя теоретическую (учение о лит-ре как системе, её элементах и их взаимосвязи) и историческую (учение о движении и смене лит. форм). Т. к. все поэтич. формы - продукт исторической эволюции и все они изменчивы и подвижны (хотя изменчивость их различна, ибо на одних ступенях развития лит-ры она может носить характер количеств. изменений, а на других -выражается в существ. преобразованиях), разделение П. на теоретич. (синхроническую) и историч. (диахроническую) в определённой мере условно; однако его целесообразность обусловлена самим предметом и оправдана с науч. точки зрения.

В результате развития (рядом с общей) многообразных частных П. в последние десятилетия нередко выделяют в качестве особой области описательную (или описательно-функциональную) П., цель к-рой - детализированное описание к.-л. стороны структуры литературного произведения, построение его условной "формализованной" схемы (или теоретич. "модели" определённого лит. жанра). При этом ряд литературоведов (особенно часто структуралисты) забывают, что такая схема (модель) не даёт адекватного представления о произведении как о целостном, живом организме.

Можно условно различать "макропоэтику", оперирующую понятиями лит-ры как системы, категориями рода, жанра, представлениями о композиции повествоват. или драматич. произведения (в особенности большой формы - романа, драмы), и "микропоэтик у", изучающую элементы художественной речи и стиха - выразительный смысл определённого выбора слов или грамма-тич. строения предложения, роль симметрии, муз. начала, художеств. повторов как ритмообразующего фактора в строении стиха и прозы и др. "мелкие" и даже "мельчайшие" явления лит. формы, особенно важные при анализе стихотворных жанров, как и лирич. прозы.

Исторически П.- древнейшая область литературоведения. По мере накопления опыта почти каждая нац. лит-pa (фольклор) в эпоху древности и средневековья создавала свою "поэтику" - свод традиционных для неё "правил" стихотворства, "каталог" излюбленных образов, метафор, жанров, поэтич. форм, способов развёртывания темы и т. д., к-рыми пользовались её родоначальники и последующие мастера. Такие "поэтики" составляли и своеобразную "память" нац. лит-ры, закрепляющую художеств. опыт, и наставление потомкам, своего рода учебник, предназначенный для молодых поэтов или певцов. Все они имели нормативный характер, ориентируя читателя на следование устойчивым поэтич. нормам, освящённым многовековой традицией,- поэтич. канонам.

Из дошедших до нас трактатов европ. региона первый опыт науч. П., существенно отличающийся от распространённого (до и после) типа нормативных поэтик, представляет собою трактат "Об искусстве поэзии" Аристотеля (4 в. до н. э.), сделавшего попытку - в противовес неосознанному следованию традиции - критически осмыслить опыт развития древнегреч. лит-ры, в особенности эпоса и трагедии, определив их общие, устойчивые элементы, своеобразную природу и принципы внутр. строения лит. родов и их видов. Подчеркнув, что в основе отношения к действительности всех иск-в лежит (по-разному преломляемый ими в силу специфич. характера их художеств. языка) принцип изображения ("мимесиса"; см. ст. Подражание), Аристотель впервые дал теоретич. определение трёх осн. лит. родов (эпос, лирика, драма), понятия фабулы, сохранившую своё значение поныне классификацию тропов (метафора, метонимия, синекдоха) и ряда др. средств поэтической речи. В отличие от "поэтики" Аристотеля, стихотворный трактат Горация "Наука поэзии" - классич. образец нормативной П. Целью Горация было указать РИМ. лит-ре новые пути, которые могли бы помочь преодолеть старые патриархальные традиции и стать лит-рой "большого стиля". Это обеспечило его трактату общеевроп. влияние - наряду с трактатом Аристотеля - в эпоху Возрождения и особенно в 17-18 вв. Под непосредственным воздействием обоих написаны первые европейские - также нормативные-"поэтики" от Ю. Ц. Скалигера (1561) до Н. Буало, трактат-поэма которого "Поэтическое искусство" (1674) явился поэтическим каноном классицизма.

До 18 в. П. была в основном поэтикой стихотворных и притом "высоких" жанров. Из прозаических жанров привлекались гл. обр. жанры торжеств., ораторской речи, для изучения к-рой существовала спец. науч. дисциплина - риторика, накопившая богатый материал для классификации и описания мн. явлений лит. языка, но при этом имевшая аналогичный, нормативно-догматич. характер. Попытки теоретич. анализа природы художеств. прозаич. жанров (напр., романа) возникают первоначально вне области офиц. П. Лишь просветители (Г. Э. Лессинг, Д. Дидро) в борьбе с классицизмом наносят первый удар догматизму старой П. Ещё существеннее было проникновение в П. историч. идей, связанное на Западе с именами Дж. Вико и И. Г. Гердера, утвердивших представление о взаимосвязи законов развития языка, фольклора и лит-ры и об их историч. изменчивости в ходе развития человеческого общества, эволюции его материальной и духовной культуры. Гердер, И. В. Гёте, а затем романтики (см. Романтизм) включили в область П. изучение фольклора и прозаич. жанров, положив начало широкому пониманию П. как филос. учения о всеобщих формах развития и эволюции поэзии (лит-ры), к-рое на основе идеалистич. диалектики было систематизировано Г. Гегелем в 3-м т. его "Лекций по эстетике" (1838).

Во 2-й пол. 19 в. на смену диалектико-идеалистич. филос. эстетике Гегеля на Западе приходит позитивизм (В. Шерер), а в 20 в.- многочисл. направления "психологической" (см. Психологическая школа в литературоведении), формалистской (О. Вальцель; см. также "Формальный метод" в литературоведении), экзистенциалистской (Э. Штайгер), "психоаналитической" (см. Психоанализ), ритуально-мифологической (см. Ритуально-мифологическая школа), "структуральной" (Р. Якобсон, Р. Барт; см. также Структурализм) и др. П. Каждое из них накопило значит. число наблюдений и частных идей, но вследствие метафизич., нередко антиисторич. характера науч. методологии не могло дать принципиально верного решения осн. вопросов П., подчинив его теоретически односторонним выводам или (особенно в 20 в.) практике узких, подчас модернистских художеств. школ и направлений.

Старейший сохранившийся трактат по П., известный в Др. Руси,- статья ви-зант. писателя Георгия Хировоска "об образах" в рукописном Изборнике Святослава 1073. В кон. 17 - нач. 18 вв. в России и на Украине возникает ряд школьных "пиитик" для обучения поэзии и красноречию (напр., "De arte poetica" Ф. Прокоповича, 1705, опубл. 1786 на лат. яз.). Значит. роль в развитии науч. П. в России сыграли М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, а в нач. 19 в.-А. X. Востоков. Большую ценность для П. представляют суждения о литературе А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. классиков, теоретич. идеи Н. И. Надеждина, В. Г. Белинского ("Разделение поэзии на роды и виды", 1841), Н. А. Добролюбова. Они подготовили почву для возникновения во 2-й пол. 19 в. в России П. как особой науч. дисциплины, представленной трудами А. А. Потебни и родоначальника историч. П.- А. Н. Веселовского.

После Окт. революции 1917 ряд вопросов П., в особенности проблемы стиха, поэтич. языка, сюжетосложения, интенсивно разрабатывались на форма-листич. (ОПОЯЗ) и лингвистич. (В. В. Виноградов) основе; продолжала развиваться психологич. П., опирающаяся на традиции Потебни (А. И. Белецкий), а также др. направления (В.М. Жирмунский, М. М.Бахтин). В борьбе с "формальным методом" марксистские теоретики (В. М. Фриче и др.) неоднократно выдвигали в 20-30-е гг. задачу создания "социологической П.". Разработка эстетич. наследия К. Маркса и В. И. Ленина (в 30-е гг., а затем в 60-70-е гг.), филос. принципов теории отражения, марксистского учения о взаимоотношении содержания и формы создала необходимые предпосылки для дальнейшего развития П. в русле марксизма. Значит. толчок ему дали творчество и эстетич. суждения сов. писателей (М. Горький, В. В. Маяковский и др.). На базе философско-эстетич. идей марксизма проблемы П. разрабатываются ныне также в ряде др. социалистич. стран (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша).

Усложнение внутреннего строения лит-ры в 20 в., возникновение в ней наряду с "традиционными" многочисл. "нетрадиционных" форм и приёмов, вхождение в общемировой обиход человечества яит-ры разных народов, стран и эпох с неодинаковыми культурно-историч. традициями привели к расширению проблематики совр. П. Актуальными становятся проблемы соотношения в повествовании авторской точки зрения и ракурсов отд. персонажей, образа повествователя, анализ художеств. времени и пространства и др. Определились такие направления совр. П., как исследование внутр. закономерностей различных несходных между собой лит. систем (Д. С. Лихачёв, Н. И. Конрад), П. лит. родов и жанров, методов и направлений, П. совр. лит-ры, П. композиции, лит. языка и стиха, отд. художеств, произведения и т. д. Особое направление в сов. П. составляют работы учёных, стремящихся воспользоваться семиотич. и структуральными методами.

Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Гораций, Послание к Пизонам, Поли. собр. соч., М.- Л., 1936; Буало Н., Поэтическое искусство, М., 1957; Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971, гл.З; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Поли. собр. соч., т. 5, М.-Л., 1954; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Хар., 1905; Жирмунский В. М., Вопросы теории литературы, Л., 1928; Тынянов Ю. М., Проблема стихотворного языка, М., 1965; Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М.- Л., 1931; Шкловский Б. В., Художественная проза. Размышления и разборы, М., 1961; Храпченко М. Б., О разработке проблем поэтики и стилистики, "Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка", 1961, т. 20, в. 5; Теория литературы, [т. 1 - 3], М., 1962 - 1965; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М., 1972; Виноградов В. В., Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., Л., 1971; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Фридлендер Г. М., Поэтика русского реализма, Л., 1971; Исследования по поэтике и стилистике, Л., 1972; Scherer W., Poetik, В., 1888; Кауsег W., Das sprach-liche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern-Munch., 1967; Staiger E., Grundbegriffe der Poetik, 8 Aufl., Z., 1968; W ellek R.,Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963; Poetics. Poetika. Поэтика, Warsz. - P. - The Haque, 1961; Jakobson R., Questions de poetique, P., 1973; Markwardt В., Geschichte der deutschen Poetik, Bd 1 - 5, В.- Lpz., 1937 -1967;"Poetica", Munch., 1967-;"Poetics", The Hague - P., 1971 -;"La poetique", P., 1970 -. Г. М. Фридлендер,

ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, совокупность особенностей речи как орудия художеств. творчества и предмета художеств. восприятия; то же, что речь художественная. Иногда П. р. называют стихотворную речь, т. е. художеств, речь, организованную по законам стиха (см. Поэзия и проза). В узком смысле П. р. или "поэтическим языком" наз. специфич. язык поэзии до нового времени, использующий лексику, фразеологию и синтаксис, почти не применяемые в иных сферах речи (напр., др.-исландская, классич. персидская поэзия и др.).

ПОЯНХУ, озеро в Китае, в долине р. Янцзы, с к-рой П. соединено небольшой протокой. Пл. ок. 2,7 тыс. км3. Обычно сток осуществляется из озера в Янцзы. Во время летнего половодья (при высоких уровнях воды в Янцзы) наблюдается обратное течение, в результате чего размеры П. подвержены резким сезонным колебаниям. Глуб. летом до 20 м. Рыболовство. Судоходство.

ПОЯРКОВ Василий Данилович (гг. рожд. и смерти неизв.), русский землепроходец. В 1643-46 во главе отряда (ок. 130 чел.) прошёл из Якутска по pp. Лена, Алдан, Учур, Гонам и через водораздел вышел на р. Зея и затем на Амур; от устья Амура Охотским м. достиг устья р. Улья. После зимовки прошёл на лыжах до верховьев р. Мая и по рекам басе. Лены вернулся в Якутск. Собрал ценные сведения о природе и населении обширных районов Д. Востока.

ПОЯРКОВО, посёлок гор. типа, центр Михайловского р-на Амурской обл. РСФСР. Порт на левом берегу Амура, в 170 км ниже г. Благовещенска. Конечная станция ветки (89 км) от Транссибирской ж.-д. магистрали. Рыбный и кирпичный з-ды, маслозавод, элеватор. Назван в честь землепроходца В. Д. Пояркова.

ПОЯРОК, шерсть, получаемая при стрижке ягнят в возрасте 5-7 мес. От шерсти взрослых овец П. с грубошёрстных и полугрубошёрстных пород отличается лучшими технич. свойствами и более высоким выходом мытой шерсти.

ПОЯС ИГОЛОК, искусственное космическое образование, выведенное на орбиту вокруг Земли и состоящее из тонких медных или вольфрамовых проволочек небольшой длины, выброшенных из контейнера искусств. спутника Земли; может быть использован как пассивный ретранслятор с ненаправленным рассеянием в радиорелейной линии связи. Для связи между любыми наземными пунктами достаточно двух П. и.- в экваториальной и полярной плоскостях - на высоте ок. 4000 км. Срок службы П. и. несколько лет. П. и. надёжен и дёшев, но рассеивает малую часть энергии радиосигналов и обладает малой предельной скоростью передачи сообщения. П. и. могут быть опасны для искусств. спутников Земли.

ПОЯСА КОНЕЧНОСТЕЙ, части скелета у позвоночных животных и человека; осуществляют связь парных конечностей с туловищем, служат опорой для них и местом прикрепления ряда мышц, управляющих движением конечностей. Передний, или плечевой, П" к. служит для причленения грудных плавников или передних (у человека верхних) конечностей. У большинства рыб первичный пояс остаётся хрящевым (акуловые, двоякодышащие, хрящевые ганоиды), состоит из спинного (лопаточного) и брюшного (коракоидного) отделов. У нек-рых костных ганоидов и у костистых рыб первичный пояс окостеневает и более или менее редуцируется. У хрящевых ганоидов с ним связан вторичный П. к., покрытый снаружи и спереди рядом костей кожного происхождения, состоящий обычно из парных ключиц, парных больших клейтрумов и 1 -2 дополнит. косточек, соединяющих его с черепом. У костистых рыб клейтрумы и ключицы сливаются. У наземных позвоночных первичный пояс, полностью утративший связь с черепом, развит значительно сильнее, вторичный почти редуцирован, представлен, как правило, лишь ключицами и непарной межключицей. Первичный пояс состоит обычно из лопатки и коракоида, образующих в месте соединения сочленовную ямку для головки плеча. У наземных позвоночных обе половины плечевого П. к. соединены на брюшной стороне грудиной, осуществляющей у амниот связь пояса через рёбра с позвоночником. У птиц с грудиной соединены хорошо развитые коракоиды; лопатка удлинена и сужена, ключицы сращены снизу, образуя вилочку. У клоачных млекопитающих плечевой пояс ещё напоминает пояс пресмыкающихся, будучи представлен парными лопатками, 2 окостеневшими коракоидами (передним и задним, как у зверообразных пресмыкающихся), ключицами и непарной межключицей (рис. 1). У высших млекопитающих, начиная с сумчатых, от первичного П. к. сохранилась лишь лопатка, несущая снизу сочленовную ямку, передний коракоид полностью исчез, а задний образует небольшой коракоидный отросток на лопатке. Палочковидные ключицы идут от особого акромиального отростка лопатки вниз к грудине. У многих бегающих (копытные) и прыгающих (хищные) млекопитающих, движения конечностей которых ограничены одной плоскостью, ключицы исчезают, полностью освобождая пояс от связей с осевым скелетом и способствуя тем самым амортизации резких толчков. У насекомоядных, грызунов, рукокрылых, приматов с более сложными движениями конечностей ключицы развиты хорошо.

Задний, или тазовый, П. к. служит для причленения брюшных плавников или задних (у человека нижних) конечностей. У рыб представлен обычно парными хрящевыми или костными пластинками, погружён в толщу туловищной мускулатуры и не связан с осевым скелетом. У наземных позвоночных в каждой половине тазового П. к. хорошо развит дорзальный отдел, представленный подвздошной костью, к-рая сочленяется первично с одним, в дальнейшем с большим числом крестцовых позвонков. В вентральном отделе П. к. имеются лобковая и седалищная кости. В месте соединения этих 3 костей формируется сочленовная (вертлужная) ямка для головки бедра. У совр. земноводных лобковая часть таза хрящевая. У ископаемых стегоцефалов лобковая кость была уже окостеневшей. Обе половины таза сращены по средней линии, образуя первоначально сплошную пластинку. У пресмыкающихся между лобковой и седалищными костями образуется б. или м. развитое отверстие. У птиц и нек-рых динозавров лобковые кости направлены не вперёд, а назад вдоль седалищных костей, причём и те и другие не сращены по срединной линии, что делает возможным откладку крупных яиц в твёрдой скорлупе. У млекопитающих в области сочленовной впадины развивается особая вертлужная кость. У взрослых животных все кости таза срастаются, образуя единую безымянную кость. У большинства млекопитающих лобковые и седалищные кости обеих сторон сращены вентрально, но у насекомоядных, хищных и приматов-только спереди. У сумчатых таз имеет дополнит, парную кость, поддерживающую сумку (рис. 2). Таз человека в связи с прямохождением несколько видоизменён и не только служит опорой для конечностей, но и поддерживает внутренние органы.


Рис. 1. Плечевой пояс позвоночных животных (вид слева): а - акула; 6 - кистепёрая рыба; в - примитивное земноводное; г - гаттерия; д - птица; е -зверообразное пресмыкающееся (пеликозавр); ж - клоачное млекопитающее (утконос); з - плацентарное млекопитающее; 1 - ключица; 2 - клейтрум; 3 -скапуло-коракоид; 4 - сочленовная ямка; 5 - лопатка; 6 - коракоид; 7 - межключица; 8 - грудина; 9 - задний коракоид; 10 - передний коракоид; 11 -акромиальный отросток; 12 - коракоидный отросток.



Рис. 2. Тазовый пояс наземных позвоночных животных (вид слева): а - примитивное земноводное; б - бесхвостое земноводное; в - ящерица; г - птица; д -сумчатое млекопитающее; 1 - подвздошная кость; 2 - лобковая кость; 3 - седалищная кость; 4 - сочленовная ямка; 5 - сумчатая кость.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Основы сравнительной анатомии позвоночных животных, 4 изд., М., 1947. Б. В. Суханов.

ПОЯСА ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ, наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки. Каждому П. ф.-г. свойственны особый режим тепла и влаги, свои воздушные массы, особенности их циркуляции и как следствие этого своеобразная выраженность и ритмика биогеохимических и геоморфологических процессов, вегетации растительности, миграции животных, круговорот веществ и др. В зависимости от климатич. факторов, главным образом соотношения тепла и влаги, от сезона к сезону внутри каждого П. ф.-г. выделяются сектора и географические зоны. Смена поясов, секторов, широтных и вертикальных зон происходит от экватора к полюсам и от подножий гор к их вершинам (уменьшение тепла), а также от стационарных областей низкого атм. давления с фронтально-циклонич. активностью и обильными осадками к областям с высоким атм. давлением, где господствуют антициклональное состояние погоды и аридные ландшафты. Для сопоставления тепла и влаги используются различные показатели темп-ры и осадков или радиационного баланса и коэффициента увлажнения (или сухости), выведенного из отношения кол-ва тепла и ср. годовой суммы осадков. Для выяснения гидротермических условий дифференциации ландшафтов предпочтительнее использовать отношение валового (продуктивного) увлажнения W (за год в мм) к радиац. балансу R (в ккал/см2 -год). При гидротермич. коэффициенте (ГТК)

W/R больше 10 развиваются лесные ландшафты, менее 7 - травянисто-кустарниковые ландшафты, в диапазоне ГТК от 7 до 10 располагаются переходные ландшафты (см. табл.). Эта закономерность проявляется во всех П. ф.-г., кроме полярных, субарктических и субантарк-тических; в последних прежде всего ощущается острый недостаток тепла (R ниже 20 ккал/см2-год) и различия в увлажнении отступают на второй план.

Гидротермические показатели основных типов ландшафтов (по А. М. Рябчикову)

™(т)

Основные зональные типы ландшафта
Меньше 2

Пустыни
2-4

Полупустыни
4-7

Сухие саванны, степи, субтропические и тропические кустарники
7-10

Саванны, прерии, лесостепи, тропические редколесья
10-13

Тайга, смешанные и широколиственные леса , субэкваториальные и тропические муссонные леса, лесоса ванны, субтропические леса с летним и зимним увлажнением
13-20

Гилей (и экваториальные болота), постоянно влажные леса, гемигилеи, лесотундры, тундры и полярные пустыни

На суше выделяют: 1 экваториальный пояс и по 2 субэкваториальных, тропических, субтропических, умеренных, субполярных (субарктический и субантарктический), полярных (арктический и антарктический) (карту см. т. 9, вклейка к стр. 481).

Аналогичные географич. пояса прослеживаются и в Мировом океане (хотя там они обычно выражены менее отчётливо вследствие подвижности водной массы), причём их положение определяется: теплом, испарением, облачностью, солёностью и плотностью воды, к-рые в основном являются функцией радиационного баланса; господствующими ветрами и мор. течениями; вертикальной циркуляцией воды, содержанием в ней кислорода, планктона и высших организмов. Обычно эти условия изменяются с широтой постепенно, а мор. течения в соответствии с силой Кориолиса и очертаниями берегов выходят за пределы поясов господствующих ветров и оказывают существенное влияние на характеристики др. поясов. Поэтому для определения границ географич. поясов в океане более важное значение имеют природные рубежи: линии конвергенции (сходимости) осн. водных масс, кромки многолетних (летом) и сезонных (зимой) льдов в приполярных областях, широтные оси центров высокого и низкого давлений.

Экваториальный пояс суши характеризуется высоким радиационным балансом - от 70 до 90 ккал/см2 • год. Ср. месячные темп-ры воздуха на уровне моря колеблются от 24 до 27 °С. Валовое увлажнение (т. е. осадки минус поверхностный сток) 1400 мм в год; гидротермич. коэффициент достигает 20. Сезонная ритмика не выражена. Речная сеть густая, реки постоянно многоводны. Грунтовые воды ультрапресные и лежат близко к дневной поверхности. Биогео-химич. процессы исключительно интенсивны круглый год, что проявляется в образовании мощной коры выветривания, особых типов почв и растительности. Зона экваториальных лесов (тлей) характеризуется богатством флористич. состава и высокой продукцией фитомассы (40-50 т/га сухого вещества). Растительный опад полностью минерализуется. Развиваются красно-жёлтые ферраллит-ные и заболоченные почвы. В животном мире преобладают растительноядные формы, ограничено число хищников, отмечается обилие