загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ib-liografia historica portuguesa, v. 1, fa.sc. 1, Lisboa, 1959. Я. М. Свет (до 18 в.), А. М. Белявский (с 18 в. до 60-х гг. 20 в.), Ю. А. Лепанов (60 - нач. 70-х гг. 20 в.).

VI. Движение вооружённых сил, политические партии, профсоюзы и другие общественные организации. Движение вооружённых сил, политические партии. Движение вооружённых сил (ДВС; Movimento das Forcas Armadas), оформилось 9 сент. 1973 (до 25 апр. 1974 называлось "Движение капитанов"); 25 апр. 1974 совершило военный переворот, в результате к-рого была свергнута фаш. диктатура в П. Исполнит, орган (с 12 марта 1975) -Революц. совет, к-рому приданы также законодательные функции. Подотчётен ассамблее ДВС. Португальская коммунистическая партия (ПКП; Partido Comunista Portugues), осн. в марте 1921, с 1926 по апр. 1974 находилась на нелегальном положении. Португальское демократическое движение (Movimento Democratico Portugues), осн. в 1969 как легальное движение, объединявшее оппо-зиц. силы страны. После ликвидации фашистского режима оформилась как ло-литич. партия. Португальская социалистическая партия (Partido Socialista Portugues), преобразована на состоявшемся в 1973 съезде из оппозиционного движения Португ. со-циал-демократич. действие. До апр. 1974 находилась на нелегальном положении. С июня 1972 - член Социалистич. интернационала. Народно-демократическая партия (Partido Popular Democratico), осн. в мае 1974; левоцентристская партия. Социалистический народный фронт (Frente Socialista Popular), выделилась из Португальской социалистич. партии в кон. 1974 -нач. 1975. Социал-демократич. центр (Centro Democratico-Social), осн. в июле 1974; партия правого направления.

Профсоюзы и другие общественные организации. Интерсиндикал (Intersindical), Федерация профсоюзов Португалии, осн. в 1970, объединяет более 100 профсоюзов, насчитывающих свыше 1 млн. трудящихся (1974). Движение трудящейся молодёжи; Демократическое женское движение; Португальский национальный комитет мира; Общество дружбы "Португалия - СССР"; Конфедерация португальской промышленности и др.

И. Н. Лобашева.

VII. Экономико-географический очерк Общая характеристика экономики.

Феод. пережитки в агр. отношениях и исторически сложившаяся глубокая зависимость португ. экономики от иностр. мо-нополистич. капитала (см. раздел Исторический очерк) длительное время сдерживали развитие производит. сил страны. Обладая благоприятными природными условиями и выгодным географич. положением на перекрёстке мор. путей, П. длит. время служила агр.-сырьевым придатком индустриально развитых капита-листич. стран. На мировом рынке П. издавна является поставщиком вин, консервированных сардин, пробки, минерального сырья (вольфрама, олова, урана, пиритов и др.).

В условиях фаш. режима в послевоен. период страна оказалась в крайне тяжёлом положении. Колон. войны в Африке, поглощавшие колоссальные средства и значительную часть трудоспособного населения, нанесли экономике серьёзный ущерб, истощили её финансы. Проводившаяся в 1950-70 политика привлечения внеш. источников финансирования, содействия частному капиталу, расширения позиций гос.-монополистич. капитала привела к усилению неравномерности в развитии отд. отраслей х-ва, гл. обр. к обогащению монополий, господствующих в ведущих отраслях португ. экономики. Важнейшие из них: "Компаньия уньян фабрил" в судостроении, хим., текст., горной, металлургич. и др. отраслях пром-сти, мор. транспорте, банковском и торг. деле; "Сосьедади анонима консе-сионария ди рефинасан ди петролеущ" в нефтеперерабат. и нефтехимической пром-сти, при участии амер. и англ, капитала; "Эшталейруш навалш ди Лижбоа" в судостроении, с участием голл. и швед. фирм; амер. ч Армстронг корк компани", амер. "Форд" и "Дженерал моторе" в автосборке и др. Сращивание фаш. гос-ва с нац. и иностр. монополиями углубило противоречивый характер экономики и подчинило её милитаристским целям. Форсирование нек-рых отраслей пром-сти, рассчитанных на произ-во экспортной продукции, а также расширение сферы обслуживания иностр. туристов и др. мероприятия обеспечили временный рост экономических показателей в 1960-70-х гг. В 1971 в нац. доходе доля с. х-ва составила 16,2% (против 24,7% в 1961), пром-сти-44,3% (против 40,3%), сферы услуг-39,5% (против 35% ). Однако для всего почти полувекового периода фаш. господства характерны были застои в традиц. отраслях пром-сти, кризис в с. х-ве, инфляция и рост цен, бедственное положение трудящихся [по размерам нац. дохода на душу населения - ок. 770 долл. П. находилась в 1973 примерно на 35-м месте среди стран мира (по данным ООН)], постоянная армия безработных (ок. 200 тыс. в 1972), систематич. эмиграция в др. страны.

С апр. 1974 перед П. открылся путь демократии, преобразований в области социальной и экономич. жизни. За короткий период врем, пр-во осуществило мероприятия, направленные на преодоление экономич. отсталости, унаследованной от прежнего режима, перестройку экономич. структуры и улучшение жизни трудящихся (установлен твёрдый минимум зарплаты в общенац. масштабе; введён контроль за ценами на нек-рые продукты первой необходимости и услуги, в т. ч. на арендную плату за жилые помещения; увеличены пособия многодетным семьям; разрабатывается новая система социального обеспечения и др.).

Экономич. политика ДВС и Врем, пр-ва П. предусматривает усиление гос. воздействия на экономич. процессы, укрепление гос. сектора в экономике, ограничение деятельности монополистич. объединений и крупного финанс. капитала. В марте 1975 национализированы крупнейшие частные банки, в апр. 1975-ряд предприятий по произ-ву и распределению электроэнергии и португ. фирм, занимающихся продажей нефти и нефтепродуктов. Национализированы также нек-рые жел. дороги, 2 крупнейшие судоходные компании, авиакомпании ТАЙ, предприятие -"Национального общества стали", а также ряд отраслей пром-сти. Начато проведение агр. реформы.

Промышленность. Большинство пром. предприятий, особенно в традиц. отраслях (текст., швейная, кож.-обув., лесо-обр., бум.), по размерам мелкие и средние, зачастую технически слабо оснащённые, имеющие кустарный и полукустарный характер. Пром. стр-во в 1960-1970-х гг. гл. обр. крупных предприятий, принадлежащих ведущим монополиям, внесло нек-рые изменения в структуру обрабат. пром-сти - увеличился удельный вес отраслей тяжёлой пром-сти; созданы новые мощности в машиностроении, химич. и нефтехимич. пром-сти, металлургии. Размещение пром-сти остаётся крайне неравномерным - 3/4 пром. продукции приходится на пром. зоны Сетубал - Лисабон и Порту.

Добывающая промышленность и энергетика. В общей стоимости продукции добывающей пром-сти (1298 млн. эскудо в 1972) на долю вольфрама приходится 14,1%, пи-ритов - 11%, известняка - 16,5%, мрамора - 15,45%. Гл. р-ны добычи вольфрама - Панашкейра (ср. течение р. Зе-зири) и Борралья, оловянных руд -окрестности гг. Гуарда и Белмонти и на крайнем С.-В., пиритов и медных руд (а попутно и серы) - Алжуштрел, жел. руды - Торри-ди-Монкорву, урановых руд - Уржейриса (в р-не г. Визеу). Часть руд вывозится в необработанном виде. В небольших количествах добывают уголь (252 тыс. т в 1972). Мощность нефтеперерабат. з-дов 4,2 млн. т в 1972. В энергобалансе страны доля нефти увеличилась с 6,4% в 1930 до 65,8% в 1968. На ГЭС приходится св. 80% произ-ва электроэнергии (1972); осн. мощности на pp. Дору (ГЭС Миранда -172 Мвт, Пикоти -200 Мвт, Бемпос-та - 230 Мвт, Карапателу - 188 Мвт), Каваду, Зезири, Тежу.

Табл. 2.- Структура обрабатывающей промышленности (1971)



Валовая пром. продукция





По стоимости,
млн. эскудо

%



Металлургия

2296

3,9



Металлообработка и машиностроение

18069

30,6





6595

11,2



Текстильная, швейная

10725

18,1



Пищевкусовая

6797

11,5



Деревообрабатывающая и пробковая

4061

6,9



Бумажная и полиграфическая

3300

5,6



Силикатно-керамическая

3943

6,7



Прочие отрасли

3232

5,5




Обрабатывающая промышленность. О структуре обрабат. пром сти см. табл. 2.

Чёрная металлургия представлена единств, предприятием полного цикла в г. Сейшал (р-н Лисабона); в р-не гг. Лисабон и Порту - небольшие литейные з-ды. Имеются меде- (центр Баррейру) и оловоплавильные з-ды, переработка алюминия.

1. Плотина и ГЭС Миранда на р. Дору. 2. Порт Лисабона. Док Алкантра. 3. Промышленный комплекс в Баррейру, городе-спутнике Лисабона. 4. Долина р. Дору. На втором плане-виноградники на террасированных склонах. 5. На рыбоконсервном 3-де в г. Сетубал. 6. Порту. На пристани бочки с портвейном, предназначенные для экспорта. 7. Склад пробковой коры.

Среди отраслей маш.-строит, и метал-лообр. пром-сти (всего занятых 79 тыс. чел. в 1970) выделяется судостроение и судоремонт (14,7 тыс. занятых); гл. р-н - Большой Лисабон. В Маргеире создан судорем. центр междунар. значения (в 1970 здесь были отремонтированы иностр. суда, 13,5 млн. брутто per. т). Имеется автосборка (13,7 тыс. занятых в 1970), базирующаяся на импортных узлах и деталях (в гг. Сетубал, Азамбужа, Вендаж-Новаш), развивается произ-во электротехнич. и радиоэлектронного оборудования (сборка радиоприёмников - 517 тыс. шт. в 1970 и телевизоров - 64 тыс.). Хим. пром-сть представлена б. ч. произ-вом неорганич. продукции; получает развитие нефтехимия (синтетич. волокна, пластмассы и др. продукты органич. синтеза). Гл. центры химич. пром-сти - Баррейру (2/3 об-щепортуг. произ-ва серной кислоты, значит. часть удобрений и т. д.), Лисабон и окружающие его небольшие города -Оливайш, Лаврадиу, Повуа-ди-Санта-Ирия, Алверка; новые центры - на С. страны - гг. Эштаррежа, Авейру. Текст.

Табл. 3. - Производство основных видов промышленной продукции



1953

1963

1973
Электроэнергия, млрд. квт- ч

1,4

4,3

9,3
Пириты, тыс. т

293

277

532,4
Вольфрам, концентрат (по содержанию WO3), тыс. т

3,0

1,0

2,4
Урановая руда (по содержанию U3O8), т

-

8

...
Чугун, тыс. т

...

241

395, 7
Сталь, тыс т

...

222

459,6
Олово, тыс. т

0,5

0,6

0,7
Медь (рафинированная), тыс. т

...

4,6

4,0
Цемент, млн. т

0, 8

1,4

3,3
Серная кислота (100% HzSCu), тыс. т

211

417

450,0
Азотные удобрения (N),тыс. т

9

61

...
Автомобили (сборка), тыс. шт.



1,0

95,0
Хл.-бум. ткани, тыс. т

30 3

46,1

...
Натуральные шёлковые ткани, тыс. м2



36

...
Шерстяные ткани, тыс. т

3,8

5,5

...
Бум. масса, тыс. т

7

99

498*
Сардины консервированные, тыс. т

24,5

53,8

81,2











* 1972.

пром-сть (св. 135 тыс. занятых) - старая отрасль, большая часть её продукции экспортируется. Гл. район хл.-бум. пром-сти - С.-З. с центрами в гг. Порту, Брага, Гимарайнш и др.; центры шерстяной пром-сти - гл. обр. в горных овцеводч. р-нах на В. страны -в гг. Гуарда, Ковильян. Текст, предприятия (в т. ч. изготавливающие ткани из искусств, и синтетич. волокна) находятся в гг. Лисабон, Порталегри, Визеу и др. Широко представлена кож. и обув, пром-сть. Развито швейное произ-во (готовая одежда составляет ок. 1/3 нац. экспорта). Пищевкусовая пром-сть имеет преим. экспортную специализацию; всемирную известность получили виноделие (13,4 млн. гкл вина в 1974; портвейн, мадера; центры-Порту, Коимбра, о. Мадейра), произ-во оливкового масла (405 тыс. гкл), рыбоконсервное произ-во (Порту, Сетубал и др.).

Имеется произ-во цемента, стекла, фарфоровых изделий, керамич. плитки для облицовки домов (азулежу). О произ-ве пром. продукции см. в табл. 3.

Сельское хозяйство. Для агр. отношений характерно крупное землевладение, мелкое и мельчайшее землепользование. По данным 1950-х гг., св. 80% всех х-в (примерно 800 тыс.) малоземельны (каждое менее 3,5 га). В сев. р-нах страны, в горных местностях, преобладает мелкое наследственное землевладение, на равнинах Центра и Юга господствуют латифундии - крупные имения (до 20тыс. га); к Ю. от р. Тежу, в нек-рых внутр. и примор. р-нах распространены ср. по размерам зем. угодий имения (кинты). Одно из характернейших явлений - распространение аренды и субаренды; в нек-рых округах арендованная земля составляет от 1/3 до 1/2 всех с.-х. земель. Мелкие арендаторы, как и мелкие собственники, не в состоянии вести высокопродуктивное х-во, к-рое рассчитано на скудный прокорм семьи. Между тем в крупных поместьях землевладельцы зачастую удовлетворяются лишь доходами от сбора пробки и часть земель не обрабатывается. Св. 2/3 всех занятых в с. х-ве совсем или почти лишены земли и являются с.-х. рабочими (батраками). Хотя продукция с. х-ва даёт значит. часть экспорта, стоимость его не покрывает ввоза с.-х. продукции.

Из всех с.-х. угодий 4370 тыс. га составляют обрабатываемые земли, 530 тыс. га-луга и пастбища; 2500 тыс. га - леса, гл. обр. кустарники; из земельного фонда (314 тыс. га) островов обрабатывается 110 тыс. га, 50 тыс. га - луга и пастбища; 10 тыс. га - леса и кустарники. Орошается 639 тыс. га (1968). Много пустующих земель. Используется 34,5 тыс. тракторов (1973).

Земледелие. Товарные отрасли с. х-ва, в большей мере ориентирующиеся на экспорт,- виноградарство, садоводство и выращивание оливкового дерева. Виноградарство - повсеместно, особенно в прибрежных р-нах к С. от Лисабона, в долинах pp. Тежу и Дору. Оливковые насаждения распространены также повсеместно, но более всего в пров. Алентежу. Выращивают яблоню, цитрусовые; на о-вах - бананы и ананасы, сах. тростник. Осн. прод. культуры: пшеница, кукуруза, рожь, рис и бобовые. О площади и сборе осн. с.-х. культур см. в табл. 4.

Гл. р-н по произ-ву пшеницы -пров. Алентежу (св. 4/3 общепортуг. сбора пшеницы); кукуруза выращивается в основном на С.-З., рис - на орошаемых территориях в ниж. течении Тежу (53,3% общего сбора).

Табл. 4. - Посевная площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур



Площадь, тыс. га

Сбор, тыс. т



1961

1973

1961

1973



Пшеница

658

479

430

489



Кукуруза

495

354

632

533



Рожь

298

196

119

124



Рис

38

40

177

185



Овёс

268



65

...



Ячмень

127

112

52

55



Фасоль

427

304

61*

50



Картофель

108

112

1056*

1020



Томаты

10*

26

332*

1000



Виноград

336

355

1767*

1470



Цитрусовые

...

...

153*

148



Олива

...

...

581

285




* 1961-65, в среднем за год.

Животноводство. Кр. рог. скот разводят преим. в мелких х-вах С.-З.; овцеводство распространено на горных пастбищах внутр. р-нов; свиноводство -повсеместно, но более всего к Ю. от р. Тежу, где кормом служат жёлуди в дубовых лесах. О поголовье скота и продукции животноводства см. в табл. 5. Птицы насчитывается (1972) св. 16 млн. шт.

Рыболовство - традиц. отрасль х-ва П. Улов рыбы ежегодно ок. 0,5 млн. т, в т. ч. ок. 3/4 треска и сардины. Рыболовецкие центры - Лисабон, Сетубал, Пениши, Порту, Матозиньюш.

Лесное хозяйство имеет важное значение в экономике страны, особенно заготовка коры пробкового дуба, а также производство скипидара, канифоли; ежегодная заготовка круглого леса до 6,5 млн. м3; продукция пробки -192,2 тыс. т (1972).

Табл. 5.-Поголовье скота и продукция животноводства



1961-65*

1972
Поголовье (тыс. голов):
Крупный рогатый скот

1053

1308
в т. ч. молочные коровы

181

192
Овцы

5156

5806
Козы

609

508
Свиньи

1636

1500
Лошади

49

30
Мулы

108

85
Ослы

192

156
Продукция (тыс. т):
Мясо

188

275
Молоко

340

470
Сыр

15,1

16,9
Масло

2,3

1,6
Шерсть

3,0

3,4

* В среднем за год.

Транспорт. Тоннаж мор. торг. флота ок. 1,1 млн. брутто per. т (1974). Грузооборот португ. портов 23 млн. т.; гл. порты-Лисабон и Порту. Дл. жел. дорог 3,6 тыс. км (1972), единств. двухпутный участок Лисабон - Порту электрифицирован. В Лисабоне окружная жел. дорога и метрополитен (с 1959). Длина автомоб. дорог 42 тыс. км (1973), в т. ч. с твёрдым покрытием 37,7 тыс. км. В автопарке 920 тыс. единиц (1973), включая мотоциклы. Судоходство на pp. Тежу, Дору, Гвадиана. Аэропорты междунар. значения - Портела в Лисабоне и Санта-Мария на Азорских о-вах.

Внешние экономические связи. Характерен хронический дефицит внешнеторг. баланса. В 1972 стоимость экспорта составила 41 480 млн. эскудо, импорта -66 908 млн. эскудо. В импорте пром. и трансп. оборудование составляло (1972) 30,5% общей стоимости, нефть и нефтепродукты- 6,25%, чёрные металлы -4,4%, сырьё, полуфабрикаты и металлы- 7,4%, текст, продукция-9,7%. В экспорте полуфабрикаты и готовая продукция текст, и швейной пром-сти составляли 24% общей стоимости, вино и напитки - 6,1%, фрукты и овощи (свежие и переработанные) - 4,6%, неме-таллич. сырьё - 7,5%, пробка и продукция деревообработки - 7,7%, хи-мич. продукция - 5,1%, рыба и рыбопродукты- 3,2%. Новой статьёй экспорта стало для П. электрооборудование - 5,3% стоимости экспорта. П.-член Европ. ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Гл. внешнеторг. партнёры: страны "Общего рынка" (св. 4/3 внешнеторг. оборота), наиболее активные торг. связи П.-с Великобританией, ФРГ, Францией, Италией, а также с США. С прекращением экономич. изоляции П. для неё открылись перспективы экономич. и внешнеторг. связей с социалистич. странами; с кон. 1974 начались сов.-португ. экономич. контакты; с 1975 - экономич. связи П. с Венгрией и Румынией. Дефицит внешнеторг. баланса (так же, как и платёжного баланса) покрывают доходы от португ. инвестиций за границей (7,6 млрд. эскудо в 1971), от португ. эмигрантов (18,8 млрд. эскудо), иностр. туризма (8,6 млрд. эскудо).

Число иностр. туристов выросло с 514 тыс. в 1963 до 4,2 млн. чел. в 1973. Гл. р-ны туризма - побережье в р-не Лисабона (известный мор. курорт Эшторил), Ю. страны - пров. Алгарви, о-ва

Мадейра и Азорские. Ден. единица - эскудо.

Лит.: Куньял А., Очерки по аграрному вопросу, пер. с португ., М., 1966; Б и р о П., Португалия, пер. с франц., М., 1952; Lautensach H., Iberische Halb-insel, Munch., [1964]; Ribeiro О.,. Portugal о Mediterraneo e о Atlantico, Lisboa. 1963; Walker D. S., The Mediterranean lands, L.- N. Y., [I960]; "Anuario Estati-stico" (c 1875), ежегодник.

С. В. Одессер, Л. И. Евстафъева.

VIII. Вооружённые силы

В 1973 вооружённые силы состояли из сухопутных войск, ВВС, ВМС и войск внутр. безопасности. Верх, главнокомандующий - глава государства. Непо-средств. руководство войсками осуществлял министр нац. обороны и армии через штабы видов вооруж. сил. Имелось 4 воен. округа и воен. губернаторство (Ли-сабонское). Армия комплектовалась на основе закона о всеобщей воинской повинности, призывной возраст - 18 лет, срок действит. воен. службы в сухопутных войсках - 2, в ВВС - 3, в ВМС -4 года. Общая численность вооруж. сил (1973) ок. 220 тыс. чел. (без войск внутр. безопасности). Сухопутные войска (ок. 180 тыс. чел.) состояли из одной дивизии, отдельных пехотных, танк., арт., бро-неразведыват. полков и отд. пехотных батальонов. Вооружение иностр. произ-ва (США и ФРГ). ВВС (св. 20 тыс. чел.) имели ок. 160 боевых самолётов и состояли из неск. эскадрилий. ВМС (ок. 18 тыс. чел.) насчитывали св. 50 боевых кораблей, в т. ч. 4 подводные лодки, сторожевые, десантные и др. корабли. Имелась мор. пехота (св. 3 тыс. чел.). Осн. воен.-мор. база - Лисабон.

IX. Медико-географическая характеристика

Медико-санитарное состояние и здравоохранение. В 1973, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 1 тыс. жит. рождаемость составляла 20,1, смертность - 11,1; детская смертность -49,8 (1971) на 1 тыс. живорождённых. Ср. продолжительность жизни 65,3 года у мужчин и 71,0 (1970) у женщин. Осн. причины смертности: болезни сердечно-сосудистой системы, злокачеств. новообразования, пневмония. Из инфекц. болезней наиболее часто регистрируются туберкулёз, малярия, брюшной тиф, паратифы, детские инфекции, венерич. болезни. Распространены гельминтозы (аскаридоз, трихоцефалез), зарегистрированы случаи завоза из тропич. стран и укоренения на территории П. анкилостомидоза, строи -гилоидоза, шистосоматоза (особенно на о-вах Азорских и Мадейра, в нек-рых юж. провинциях). На побережье Атлантики регистрируется кожный лейшма-ниоз; висцеральный лейшманиоз в виде отд. случаев встречается по всей стране. В 1971 было 619 больниц на 54,5 тыс. коек (6,3 койки на 1 тыс. жит.), из к-рых только ок. 40% коек находится в учреждениях, финансируемых государством. Внебольничное обслуживание осуществлялось в амбулаторных отделениях при больницах, на пунктах мед. помощи и в консультациях частнопрактикующих врачей. Функционируют также спец. мед. учреждения (по лечению венерич. болезней, трахомы, туберкулёза, проказы и т. д.), 66 центров здоровья, 2028 мед. постов. В 1972 работали ок. 9 тыс. врачей (1 врач на 960 жит.), 2,6 тыс. фармацевтов и св. 5 тыс. лиц ср. мед. персонала. Подготовку врачебных кадров осуществляют 3 мед. ф-та при ун-тах. Расходы на здравоохранение при фаш. режиме составляли всего 4,4% гос. бюджета (1970).

На терр. П.- бальнеологич. курорты Педраш-Салгадаш и Видагу (пров. Тразуж-Монтиш), Алмофала, Амиейра (пров. Бейра-Байша), Бранкаш, Калдаш-да-Раинья, Кашкайщ, Торриж-Ведраш (пров. Эштремадура); в окрестностях Лисабона известны курорты Кабесу-ди-Монташики и Камара с источниками минеральных вод. Имеются курорты с термальными сероводородными водами: Арегош, Карваль-ял и Сан-Педру-ду-Сул (пров. Бейра-Алта) и др. На побережье Атлантики -климатич. станция Лижбоа, на о. Мадейра - климатич. курорты Фуншала, Камаша, Санта-Ана, Санта-Круш.

З. И. Мартынова, А. А. Мозгов.

Ветеринарное дело. Распространены особо опасные заразные болезни животных: афр. чума свиней - 487 новых очагов (здесь и ниже 1973), классич. чума свиней - 128, рожа свиней - 346, сибирская язва - 1. Регистрируются также туберкулёз, сальмонеллёзы, трихомоноз, лептоспироз, Ку-лихорадка, мыт, лейкоз, гельминтозы и др. Вет. сеть и вет. надзор не обеспечивают все р-ны П. Центр н.-и. работы и подготовки специалистов - Высшая вет. школа (Лисабон). В П. 670 вет. врачей (1973).

X. Просвещение

Принятый в 1952 закон об обязат. обучении детей от 7 до 13 лет до свержения фаш. режима практически не осуществлялся; уровень неграмотности ок. 38%. Новое пр-во намечает меры по ликвидации неграмотности, планируется расширение школьной сети. В области образования сильно влияние католич. церкви. Наряду с государственными существуют частные школы.

Дошкольные учреждения (для детей от 3 до 6 лет) развиты слабо (в 1970 в детских садах было св. 17 тыс. детей). Нач. школа 6-летняя (в сел. местностях преобладают 4-летние, в основном однокомп-лектные). В 1970/71 уч. г. в 17 тыс. нач. школ обучалось 992,4 тыс. уч-ся (95% детей от 7 до 12 лет). Ср. школа (лицей) платная, работает на базе 4-летнего обучения в нач. школе, состоит из 2 циклов: 5 лет и 2 года. 1-й цикл общеобразовательный, 2-й - с двумя отделениями: гуманитарным и естественнонаучным. На базе 6-летней нач. школы работают различные типы низших и ср. проф. уч. заведений со сроками обучения от 1 до 5 лет. Учителей нач. школы готовят 2-годичные пед. училища, куда принимают окончивших лицей. Всего в 1970/71 уч. г. во всех типах ср. школ было 445,6 тыс. уч-ся, в т. ч. в обще-образоват. ср. школах - ок. 297 тыс. уч-ся, в проф. уч. заведениях -143,3 тыс. уч-ся, в пед. училищах -5,3 тыс. уч-ся. Для того чтобы стать учителем ср. школы, надо окончить ун-т, сдать спец. экзамены по пед. дисциплинам и пройти пед. практику в школе.

В П. 5 университетов: в Коимбре, Лисабоне (3 ун-та) и Порту. Из них наиболее крупные: Лисабонский университет, ун-т в Коимбре (осн. в 1290 в Лисабоне, с 1537 - в Коимбре; ф-ты: филологии, права, медицины, естеств. наук, фармакологии; при ун-те 4 ин-та); ун-т в Порту (осн. в 1911; ф-ты: естеств. наук, медицины, инженерный, фармакологии, экономики и филологии). Имеется 6 институтов, Нац. консерватория, 2 высшие школы изящных искусств. Всего в высших уч. заведениях в 1970/71 уч. г. обучалось 50,1 тыс. студентов.

Из библиотек крупнейшая - Нац. б-ка в Лисабоне (осн. в 1796; 1 млн. тт.). Крупнейшие музеи: Этнографич. музей заморских территорий, Нац. музей старинного иск-ва, Нац. музей совр. иск-ва, Археологич. музей, Музей декоративного иск-ва, Военный музей и др.- в Лисабоне, Музей естеств. истории - в Коимбре.

Л. Я. Белова.

XI. Наука и научные учреждения

Начальный этап накопления естественнонаучных и технич. знаний на терр. П. до её выделения из королевства Леон (в кон. 11 -12 вв.) совпадает с соответствующими периодами в истории римской и затем арабо-исп. науки на Пиренейском п-ове (см. Испания, раздел Наука и науч. учреждения; Арабская культура). Завершившаяся в 13 в. Реконкиста, усиление городов, относит. веротерпимость и использование достижений араб. культуры способствовали подъёму естествознания и техники. В 1290 был основан Лисабонский университет. Географич. положение П. и начавшаяся в 15 в. колон, экспансия определили развитие в эпоху Возрождения картографии, астрономии, отчасти математики; была усовершенствована техника навигации, строились быстроходные манёвренные суда нового типа-каравеллы. Португ. экспедиции наряду с испанскими были первыми, начавшими эру Великих географических открытий. В 14 в. были составлены карты и "рутей-ру" (лоции) для значит. части Атлантич. океана. Ок. 1418 Генрих Мореплаватель основал в Сагрише обсерваторию и мореходную школу. В 15 - нач. 16 вв. в П. снаряжались многие экспедиции, важнейшими достижениями к-рых было открытие мыса Доброй Надежды Б. Диа-шем (1488), вост. побережья Бразилии П. Кабралом (1500) и особенно мор. пути в Индию Васко да Гамой, чьё плавание (1497-99) положило начало новому этапу в исследованиях стран Индийского ок. и Ю.-В. Азии (см. таблицу и карту к ст. Географические открытия).

Навигационные и картографические науки П. вплоть до конца 16 в. оставались образцом для всей Европы. Много лет в П. служил М. Бехайм, автор первого дошедшего до нас глобуса (1492). Во всеобщем употреблении до 18 в. были составленные в конце 15 в. королевским астрономом А. Закуто таблицы склонения для определения долготы. В сер. 16 в. математик и астроном П. Нуниш создал нониус и исследовал свойства локсодромии. В 16-17 вв. опубликован ряд биолого-мед. работ, в 1-й пол. 17 в. организованы экспедиции в материковые р-ны Африки и Азии, а также в Бразилию. Но в целом 17 в., как и 18в., был периодом застоя в естеств.-науч. исследованиях. Оживление наступило в кон. 18 в.: в 1772 в Коимбрском ун-те созданы ф-ты математики и естеств. наук, а также химич. и физич. лаборатории, обсерватория, ботанич. сад и зоологич. музей. В 1779 осн. Лисабонская академия наук; в ней, как и в Коимбрском ун-те, работали приглашённые иностранные, в основном итал., учёные. Развитие наук интенсифицировалось после революции 1820, когда начали создаваться науч. об-ва и комиссии, музеи. В 1852
основаны политехнич. ин-ты в Лисабоне и Порту. В 70-х гг. 19 в. в связи с проектами проведения жел. дорог в Африке и общим усилением колон, экспансии европ. стран в П. вновь пробудился интерес к исследованию тропиков, в 1875 в Лисабоне организованы Географич. об-во и Этнографич. музей заморских территорий. Значит, науч. результаты дали афр. экспедиции А. Силва Порту (1852-53), А. Серпа Пинту (1877-79) и др.

После революции 1910 был воссоздан ун-т в Лисабоне и открыт ун-т в Порту (1911), основан ряд науч. учреждений. Перед 2-й мировой войной 1939-45 и в ходе её форсировались разведка и разработка минерального, в особенности вольфрамового, сырья. В послевоен. период всё большее значение приобретают исследования и разработки в уранодобы-вающей пром-сти, создаются атомные лаборатории. Ведутся работы по астрономии и геофизике, строит, делу, тропич. медицине.

Лит.: Afоnsо А. М., Historia da civilizacao portuguesa, [2 ed.], Porto, [1952]; Cortesao J., Os descobrimentos Portugueses, v. 1 - 2, [Lisboa, 1959]; Educati9n and research in the 3d development Plan, [Lisboa], 1972; Guide to world science, v. 7, L., 1968; MoldenhauerG., Der Stand_ der Wis sensc'haften in Portugal, "Minerva-Zeitschrift", 1925, H. 3; PereiraA., da Silva, Historia da civilizacao portuguesa, Lisboa, 1957; Selvadem C., Cidade H., Cultura portuguesa, v. 1 - 6, Lisboa, 1961 - 71.

Б. А. Старостин.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1974 в Лисабоне издавались: газ. "Аванте" ("Avante"), 1931 (1-й легальный номер вышел 17 мая 1974), ЦО Пор-туг. коммунистич. партии; ежедневная газ. "Диариу ду говерну" ("Diario do Governo"), c 1820, офиц. правительственный орган; ежедневная вечерняя газ. "Диариу ди Лижбоа" ("Diario de Lisboa"), с 1920, тираж 80 тыс. экз.; ежедневная газ. "Диариу ди нотисиаш" ("Diario de Noticias"), c 1864, тираж 200 тыс. экз.; ежедневная вечерняя газета "Диариу популар" ("Diario Popular"), с 1942, тираж 125 тыс. экз.; ежедневная газ. "Жорнал ду комерсиу" ("Jornal do Comercio"), c 1853, тираж 25 тыс. экз., орган пром. и торг. кругов; бюллетень "Мувименту" ("Movi-mento"), орган Движения вооружённых сил, с сент. 1974 выходит раз в две недели; ежедневная католич. газ. "Новидадиш" ("Novidades"), с 1885, тираж 10 тыс. экз.; еженедельная газ. "Пову ливри" ("Ро-vo Livre"), с 1974, орган Народно-демо-кратич. партии; ежедневная вечерняя газ. "Република" ("Republican"), с 1911, тираж 45 тыс. экз.; ежедневная газ. "Секулу" ("О Seculo"), с 1880, тираж 90 тыс. экз.; иллюстриров. еженедельник "Секулу илустраду" ("О Seculo Ilustrado"), c 1939, тираж 63 тыс. экз. В Браге издаётся с 1926 ежедневная газ. "Коррею ду Минью" ("О Correo do Minho").

Нац. информац. агентство Аженсия ди нотисиаш и ди информасойнш (Agencia de Notisias e de Informacoes), осн. в 1947, находится в Лисабоне; в ноябре 1974 передано под контроль гос-ва. Радио и телевидение П. (Radiotelevisao Portuguesa) с июня 1974 находится под контролем гос-ва. Радиопередачи ведутся на португ., англ., исп., итальянском, немецком и других языках.

И. Н. Лобашева.

XIII. Литература

Наиболее ранние образцы литературы П.- сохранившаяся в отрывке героич. поэма А. Жиралдиша (14 в.) о победе исп.-португ. войск над арабами в битве при Саладу в 1340 и произв. нар. лирики, т. н. коссанты, романсы и др. Рыцарская лирика П., испытавшая влияние провансальской литературы, сохраняла связь с традициями нар. поэзии, особенно в таких жанрах, как "песни о милом", "издёвочные и хулительные песни" и примитивные муз. драмы "вильянсикуш". Многочисленные образцы рыцарской лирики 13-15 вв. содержатся в сб-ках кансьонеро, в к-рых представлены стихи короля Диниша I (1261-1325), рыцаря Ж. Гарсиа ди Гальяди (13 в.), каноника А. Нуниша и др. В это же время клерикальная лит-pa переходит с латыни на нар. язык; появляются своеобразные версии бытовавших в европ. лит-ре житий святых и религ. легенд, а также переработки франц. рыцарских романов, особенно "бретонского цикла". С нач. 15 в. создаются историч. хроники Ф. Лопиша (1380?-1460?), Г. Эаниша ди Азурары (1410?-1474) и др., в которых достоверные факты сочетались с легендами и преданиями.

С кон. 15 в. в условиях подъёма экономики и зарождения бурж. отношений, укрепления политич. могущества П. возникла лит-pa Возрождения. Один из её зачинателей Ж. Висенте (ок. 1470 - ок. 1536), основоположник португ. театра, в своих пьесах критиковал обществ. пороки и церковь. Для большинства писателей Возрождения характерна ориентация на итал. ренессансные образцы: к пасторали обратился Б. Рибейру (ок. 1482-1552), к петраркистской традиции - поэт Ф. Са ди Миранда (1481 -1558), писавший и бытовые комедии. А. Феррейра (1528-69) создал несколько "комедий характеров" и трагедию "Иниж ди Каштру" (1558). К учёно-классицистич. комедии принадлежат и пьесы Л. ди Камоэнса (1524 или 1525-1580), крупнейшего представителя Возрождения в П., автора лирич. стихов, в к-рых искреннее чувство любви сочетается с ощущением дисгармонии мира. В поэме "Лузиады" (1572) рассказано о плавании Васко да Гамы, однако осн. героем является португ. народ, чьё мужество и героизм прославляются в поэме, ставшей нац. эпопеей.

В сер. 16 в. в обстановке экономич. и политич. кризиса ренессансная лит-pa П. приходит в упадок. В поэзии распространилось влияние Л. де Гонгоры-и-Арготе; заметное место занимают мистич. настроения. В 17-18 вв. гуманистич. традициям Возрождения следовали лишь поэт Ф. Р. Лобу (нач. 17 в.), драматурги С. Машаду (1570?-1640?), Ж. Феррейра ди Вашконселуш (15157-85), А. Серран ди Каштру (1610-85; сатирич. поэма "Крысы инквизиции", опубл. 1883) и А. Ж. Силва (1705-39).

С сер. 18 в. в лит-ру П. проникают идеи Просвещения. Они нашли выражение в произв. членов лит. кружков Ли-сабонская Аркадия (1756-64), Новая Аркадия (с 1790) и др.: драмы А. Коррея Гарсана (1724-72), классицистич. трагедии М. ди Фигейреду (1725-1801), Д. душ Рейш Кита (1728-70) и др. Ре-волюционно-патриотич. идеями проникнуты стихи Ф. М. ду Насимснту (1734-1819); сатирич. стихами прославились Н. Толентину (1741-1811), М. М. ду Бокажи (1766-1805) и А. Д. Круш-э-Силва (1731-99), автор просветит, ироикомич. поэмы "Кропило" (ок. 1768, опубл. 1802).

Уже в творчестве нек-рых поэтов кон. 18 в. (М. М. ду Бокажи и др.) обнаруживаются черты, предвещающие романтизм. Одним из его источников был подъём нац. самосознания в условиях борьбы против вторжения наполеоновских войск (1807) и последовавших за этим нац.-освободит, войны 1808-13 и бурж.-демократич. революции 1820. Расцвет романтизма относится к 30-м гг. 19 в. Его основоположник Ж. Б. Алмейда-Гаррет (1799-1854), автор патриотич. поэм "Камоэнс" (1825), "Дона Бранка" (1826), историч. драм "Ауту Жила Висенте" (1838). А. Эркулану (1810-77) в историч. романах "Пресвитер Эурику" (1844), "Систерский монах" (1848) дал панораму социально-политич. жизни П. на протяжении неск. веков. В русле романтизма, господствовавшего до кон. 60-х гг., писали лирики А. Ф. ди Каш-тилью (1800-75), поэт и автор социально-обличит. пьес Ф. Гомиш ди Аморин (1827-91), романист и драматург К. Каштелу Бранку (1825-90) и др.

В сер. 19 в. в лит-ре П. усилился интерес к совр. теме. Однако описание обыденной жизни в драмах Ж. да Силвы Мендища Леала (1818-86), стихах Ж. ди Деуша (1830-1907) и др. ещё сочеталось с романтич. мироощущением. Против сторонников романтизма, за реали-стич. метод выступили писатели "коимбрской школы", манифестом к-рых стало письмо "Здравый смысл и хороший вкус" (1865) А. ди Кентала (1842-91), прогрессивного обществ, деятеля, автора гражд. и социальных стихов (сб. "Современные оды", 1865, 2 доп. изд. 1875). К "коимбрской школе" принадлежали автор реалистич. романов из провинц. жизни Ж. Диниш (1839-71), поэт С. Верди (1855-86). Крупнейшим её представителем был Ж. М. Эса ди Кейруш (1843-1900), создавший социально-кри-тич. романы "Преступление падре Ама-ру" (1875), "Знатный род Рамиреш" (1897) и др. В творчестве романистов Ф. Тейшейры ди Кейруша (1848-1919), А. Ботелью (1856-1917) и др. появились черты натурализма. Реалистич. драматургия представлена пьесами Ж. да Ка-мары (1852-1908), А. М. ди Герры Жункейру (1850-1923), А. Эниша (1848-1901) и др.

В 20 в. в лит-ре П. появились декадентские умонастроения. Уже в творчестве А. Нобри (1867-1900) обнаружились черты символизма; его главой был поэт Э. ди Каштру (1869-1944). Дань декадансу в начале творческого пути отдали и крупнейшие лирики 20в. Ф. Песоа (1888-1935) и М. ди Са-Карнейру (1890-1915). Разочарование в итогах бурж. революции 1910 и установление фаш. диктатуры в 1926 усилили пессимистич. настроения среди бурж. интеллигенции П., стали питат. почвой для модернистских и левых течений. Крайний пессимизм характерен для поэзии Г. ди Фариа (1907-29), Ж. ди Бружиша (1899-1952), А. ди Соуза (р. 1898), драматургии Ж. ди Алмейды Негрейруша (р. 1893), Б. да Фонсеки (р. 1905) и др.

Рост демократич. движения в стране оказал влияние на передовых писателей и усилил их тягу к социальной теме, реалистич. изображению жизни. Правдивую картину действительности нарисовали в своих романах А. Рибейру (1885-1963), Ж. М- Феррейра ди Каштру (р. 1898), романы которого "Буря" (1940), "Шерсть и снег" (1947) и др. посвящены жизни трудящихся; социальную тему развивают А. Родригищ (р. 1904), Т. Кин (р. 1915) и др.

В 40-е гг. в борьбе против модернистов, группировавшихся вокруг журн. "Presen-са" (с 1927), сформировалась группа писателей-неореалистов, занимавшая до нач. 60-х гг. центр, место в прогрессивной лит-ре П. и посвятившая своё творчество изображению социальных контрастов современной действительности. Черты неореализма присущи поэзии Ж. Гоми-ша Феррейры (р. 1900), прозе А. Редола (1911-69), автора романов "Фанга" (1943), "У лодки семь рулей" (1958), трилогии "Портвейн" (1949-54) и др., прозе С. Ж. Перейры Гомиша (1909-49), опубликовавшего повесть "Эстейруш" (1944), Ф. Наморы Гонсалвиша (р. 1919), автора социально-обличит. романов и "Рассказов из жизни врача" (1-2-я серии, 1949-63). В творчестве романистов М. да Фонсеки (р. 1911), М. ду Насименту (1912-66), А. Кабрала (р. 1917), К. ди Оливейры (р. 1921), Ж. Кардозу Пириша (р. 1925), драматурга Л. Ф. Ре-белу (р. 1924) и др. нашла отражение борьба за демократич. свободы и социальную справедливость. После свержения фаш. режима в 1974 передовые писатели активно включились в строительство новой, демократич. П.

Лит.: Была тёмная ночь. Рассказы португальских писателей, [Предисловие Е. Ряузовой], М., 1962; Антология португальской и бразильской литератур (XIX-XX вв.), [Л.], 1964; Португальская поэзия XX в., пер. с португ., М., 1974; В rag a Th.. Historia da Hteratura portuguesa, [v. 1 - 241, Porto, 1867 - 1907; Saraiva A. J., Historia da Hteratura portuguesa, 6:a ed., Lisboa, 1961; FerreiraJ., Historia da Hteratura portuguesa, 3-a ed., Porto, [1964]; Saraiva A.J., Lоpes O., Historia da Hteratura portuguesa, 6-a ed., Porto, [s. a.]; Dicionario geral luso-brasileiro da lingua portuguesa, Lisboa - R. de J., 1963. 3.И.Плавскин.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

От эпохи палеолита сохранились наскальные росписи (в Сантьягу-ду-Эшко-рал), близкие первобытному иск-ву Кан-табрии (Испания) и Аквитании (Франция), от эпохи неолита - дольмены, керамика, антропоморфные фигурки из пластинок шифера.

Церковь Сан-Педру в Ферейре, близ Алижо. Кон. 12 в.

В 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. племена лузитан возводили на холмах укреплённые поселения ("ситанья") с круглыми в плане домами из блоков песчаника (этот тип жилища сохранился к С. от р. Дору). Многочисленные завоеватели обогащали местные традиции кам. зодчества: от римлян дошли руины т. н. храма Дианы в Эворе (2-Звв. дон. э.) и др. зданий, от вестготов - трёхнефные базилики 7 в. Арабская строит, культура оставила след гл. обр. в нар. жилище юга страны (глинобитные постройки, объединяющие жилые и хозяйственные помещения под одной плоской крышей). Бывшие поселения лузитан к 12 в. вырастают в города с иррегулярной планировкой.

Наличник окна нефа монастыря Жезу в Томаре. Между 1508 и 1521.

Романское зодчество, распространявшееся в П. вслед за продвижением Реконкисты с С. к Ю. [огромные гор. соборы, по композиции аналогичные постройкам Клюни (в Браге, Визеу, Эворе, Лисабоне, илл. см. т. 14, табл. XXXIII, стр. 544), многочисленные монастыри и приходские церкви], было проникнуто духом крепостной архитектуры и совершенно лишено тенденций к декоративной пышности, рано проявившихся в архитектуре Испании. Романский внеш. облик сохраняется в монастырских храмах 12-14 вв., готических по плану и пространств. композиции интерьера. Поздняя готика стала конструктивной основой для нац. декоративного стиля "мануэли-но" (достигшего апогея при короле Мануэле I; 1495-1521), своей сочной пластичностью резко отличающегося от совр. ему испанского платереско и сочетающего причудливо-натуралистич. детали (изображения корабельных канатов, раковин, кораллов и т. д.) с готическими, мавританскими и даже инд. мотивами [перестройка и стр-во монастырей: Санта-Мария да Витория в Баталье (1490-1522, арх. Боитак и Матеуш Фернандиш Старший), Жеронимуш в Лисабоне (1502-20; илл. см. т. 14, табл. XXXIII, стр. 544) и др.]. Развитие "мануэлино", отразившего эпоху Вел. геогр. открытий и превращения П. в колон, империю, было прервано распространением ренессансных форм, вошедших в моду при дворе с 1520-х гг. (арх. Диогу ди Торралва и др.). В период испанского господства (1581 -1640) зодчество приходит в упадок.

Скульптурный декор романских храмов П. по технике исполнения напоминает резьбу по дереву. На 13-15 вв. приходится расцвет готич. пластики (крупнейший центр - Коимбра). Беспокойной живописью и напряжённой динамикой отмечены ренессансные произведения, создаваемые преим. выходцами из Франции (Никола Шантерен, Филипе Ударте и др.). В португ. живописи 15-16 вв., проникнутой сильнейшим влиянием ранненидерл. иск-ва, выделяются "алтарь св. Винцента", отличающийся острой индивидуализацией характеристик [2-я пол. 15 в., Нуну Гон-салвиш (?); илл. см. т. 5, стр. 277", т. 7, стр. 68], архаичные, но насыщенные суровой одухотворённостью произведения мастеров школы Визеу (Вашку Фернандиш, Гашпар Ваш), более светские по духу композиции лисабонской школы (Грегориу Лопиш, Жоржи Афонсу), придворные портреты, близкие творчеству А. Мора (Криштован ди Мораиш и др.). Яркой самобытностью отличается декоративно-прикладное иск-во 16-17 вв., где скрещиваются европ. и вост. традиции [мебель, ковры, ткани, керамика лузитано-восточного и индо-португаль-ского стилей, азулежу (майоликовые плитки)].

В кон. 17-18 вв. возобновляется градостроительство, развиваются регулярные планировочные системы (застройка Лисабона после землетрясения 1755). Эк-лектич. творчеству Ф. Лудовиси противостоит нац. вариант барокко на С. страны (арх. Ж. Антуниш, Н. Назони), где постройкам были присущи компактность и рациональность композиции, относит. сдержанность декора (во 2-й пол. 18 в. обретающего рокайльный характер). В отделке зданий применяются азулежу, нередко покрывающие фасады сплошным ковром. В зодчестве П. 19 в. преобладает классицизм. Идеи совр. архитектуры получают развитие в основном после 2-й мировой войны 1939-45, когда симметрич. планировочные схемы сменяются асимметричными, применяются новейшие строит. конструкции и смелые пространств, решения (арх. Ф. К. ду Амарал, А. Ж. Песоа и др.)- В 1950-е гг. проведена реконструкция ряда р-нов Лисабона и Порту, построены типовые жилые дома с лоджиями и солнцезащитными устройствами, в плане иногда полукруглые и извилистые, следующие изгибу улицы.

1. Резное ярмо из бассейна р. Минью. Де рево. 19 в. Национальный музей археологии и этнографии. Лисабон. 2. Поли хромное панно из азулежу в лузитано-восточном стиле. Рубеж 16-17 вв. На циональный музей старинного искусства Лисабон.

В изобразит. иск-ве 17-18 вв. барочные тенденции проявляются в монументальной деревянной и кам. скульптуре, а также в терракотовых алтарных статуэтках - "презепиу" (Ж. Машаду ди Каштру, А. Феррейра). В живописи 18-нач. 19 вв. традиции позднего итал. барокко (Ф. Виейра Лузитану) сменяются классицизмом академич. толка (Ф. Виейра Портуэнси). С бурж. революцией 1820 связано творчество Д. А. Сикейры, крупнейшего представителя португ. романтизма. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в иск-ве преобладает реалистич. направление (скульптура А. Соариж душ Рей-ша, пейзажи и жанровые композиции А. К. да Силва Порту и Ж. М. да Силва Оливейры, станковая и монументально-декоративная живопись К. Бордалу Пиньейру). С парижской школой связана живопись кубиста А. Созы Кардозу и представительницы абстракционизма М. Э. Виейры ди Силва. В 1947 сложилось течение неореалистов (Ж. Помар и др.), обратившихся к темам из нац. истории и нар. жизни. После свержения фаш. режима ряд мастеров стремится внести своим творчеством активный вклад в процесс прогрессивно-демократич. преобразований (живописец-монументалист Р. Рибейру, график М. Жил).

Среди традиц. видов нар. творчества: изготовление майоликовой утвари, кру-жевоплетение, ткачество, резьба по дереву ("презепиу", мебель, ярма).

Илл. см. на вклейках, табл. XIV-XV (стр. 400-401).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2 (кн. 1), т. 3, М., 1960-62; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966, т. 5, М., 1967, т. 7, М., 1969; Pamplona F. d e, Dicionario de pintores e escultores Portugueses, ou que trabalharam em Portugal, v. 1 -4, Lisboa,1954-59; Кub1er G., Sоria M., Art and architecture in .Spain and Portugal and their American dominions 1500 to 1800, [Harmondsworth - a. o.], 1959; Gоnса1ves A. M., Historiografia da arte em Portugal, Coimbra, 1960; Smith R. C., The art of Portugal, 1500-1800, L., 1968.

XV. Музыка

Hap. португ. музыка, как и испанская, с к-рой она имеет общие истоки, обладает древними традициями, отличается богатством и разнообразием. В её ладовом строе наряду с мажороминором сохраняются средневековые лады. Для мет-роритмич. структуры характерно преобладание симметричных периодов; в р-нах, граничащих с Испанией, встречаются переменные и смешанные метры. Песенные и песенно-танц. жанры развиты больше, чем инструментальные. Наиболее древние песни - трудовые, календарные (рождественские - вильянсикуш, новогодние - жанейраш, весенние - май-яш), а также связанные с церк. праздниками (ромариаш). Самая распространённая песенная форма - фаду (сольная лирич. песня под аккомпанемент гитары), популярный танец - вира. Осн. песенно-танц. жанры: шула, мальян, маррафа, канинья-верде, эшталадинью, фаррапей-ра. Нар. муз. инструменты: струнные щипковые-гитара, виола, кавакинью; духовые - гайта (продольная флейта), волынка; ударные - забумба (большой цилиндрич. барабан), тамборил (барабан меньшего размера), пандейру и адуфи (круглый и квадратный бубны). Сел. танцам аккомпанируют небольшие инструментальные ансамбли, в к-рые входят гитары, скрипки и тамборилы, а иногда гайта и треугольник. Проф. музыка также имеет древние традиции. 12-13 вв.- эпоха иск-ва трубадуров; к выдающимся представителям этого иск-ва принадлежали короли Альфонс III и Ди-ниш I. В 15-16 вв. большого развития достигает вокальная и инструментальная полифония. Крупнейшие полифонисты: Д. ди Гоиш, М. Кардозу, М. Р. Коэлью (автор сб.-"Цветы музыки", 1620), Ф. Кор-реа ди Араужу (сб. сочинений для органа, 1626), М. Перейра. С 1733 в Лисабоне выступили итал. оперные труппы. Оперное иск-во Италии оказало сильнейшее влияние на музыку П., сохранявшееся до 20 в. Выдающиеся композиторы 18 в.: К. Сейшаш (соч. для органа и клавесина), Ф. А. д'Алмейда (автор первой в П. оперы "Терпение Сократа", 1733), Ж. ди Соза Карвалью (оперы и инструментальные сочинения). Самый известный оперный композитор - М. Португал, написавший св. 50 опер. Преим. в жанре оперы работали также композиторы 19 -нач. 20 вв. А. Кейл, А. Машаду, Ж. Ар-рою. Наиболее значит. композиторы 1-й пол. 20 в.: Ж. Виана да Мота (известен и как пианист, дирижёр, музыковед), О. да Силва, Л. ди Фрейташ Бранку, Р. Коэлью, К. Карнейру, Ф. Лопиш Граса (также прогрессивный обществ. деятель, муз. публицист). Среди исполнителей выделяется пианист С. Кошта. Центр муз. жизни - Лисабон, где имеются оперный театр "Сан-Карлуш" (осн. в 1793), Нац. консерватория (осн. в 1835), муз. академия, 2 симфонич. оркестра, хоровая капелла "Полифония", несколько муз. об-в. Крупными музыкальными центрами являются также Порту и Коимбра.

П. Ахундов.

XVI. Драматический театр

К 12 в. относятся первые сведения о представлениях импровизац. характера, разыгрывавшихся жонглёрами, о появлении литургической драмы. В кон. 15 в. становление культуры эпохи Возрождения способствовало развитию театра и драматургии. Родоначальник нац. театра - драматург, актёр и композитор Ж. Висенте. В кон. 16 в. в Лисабоне появились публичные театры. Однако преследования инквизиции, церк. цензура привели театр. иск-во во 2-й пол. 16-17 вв. к упадку. Подъём нац. театра связан с утверждением в 20-30-х гг. 19 в. романтич. направления, с постановкой пьес Ж. Б. Алмейды-Гаррета. По его инициативе в Лисабоне была организована Консерватория драматического иск-ва, создан Нац. театр королевы Марии II (в 1846), ставший одним из центров сценической культуры П. Среди известных актёров 19 в.- Ф. да Силва, Э. даж Невиш, бр. Ж. и А. Роза, Э. Бразан, А. Абраншис, Ф. Табор да. В 1-й четв. 20 в. театр находился под влиянием различных модернистских течений. После 2-й мировой войны 1939-45 произведения с общественно значимой проблематикой ставятся гл. обр. на сценах небольших экспериментальных театров (часто не имеющих собств. помещения). Лишь немногие деятели обращаются к мировой и нац. классике, пьесам крупнейших иностр. авторов. Центр театр. жизни - Лисабон, где работают Нац. театр королевы Ма-

рии II, Нац. народный театр, Художеств. театр Лисабона и др. Имеются также труппы в Порту и Коимбре. Большое развитие получила деятельность университетских, как правило, полупроф. трупп. В репертуаре пьесы совр. драматургов Л. С. Монтейру, Б. Сантарену, Л. Ф. Ре-белу, К. Феррейры, А. Редола, Р. Кор-реи и др. В числе известных актёров 1-й пол. 20 в.- Р. Монтейру, А. Рей-Коласу, Л. Симоинш, П. Баштуш, М. Матуш, А. да Кунья, Э. Брага, Р. Паулу.

Лит.: Rebello L. F., Historia do teatro portugues, Lisboa, 1968. В. Б. Оводов.

XVII. Кино

С 1896 снимались отд. киноленты. Кинопроизводство приняло более регулярный характер после создания кинофирмы "Португалия-фильм" (1909). В кон. 20 - нач. 30-х гг. к творческой деятельности обратились крупные португ. режиссёры Л. ди Барруш, М. ди Оливейра и др. В период фаш. диктатуры и строгой цензуры затормозилось развитие нац. ки-ноиск-ва. Выпускались преим. коммерческие кинокартины. Лишь немногие кинопроизв.- "Дору, тяжёлый труд на реке" (1931), "Глупый Аника" (1942), "Охота" (1965) реж. Оливейры, а также кинокартины, созданные в 60-х гг. реж. Ф. Лопишем, Э. ди Суза, П. Роша, характеризуются стремлением отстаивать позиции социально и художественно значимого кинематографа. Работает (1974) ок. 400 кинотеатров.

ПОРТУГАЛЬСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ПКП; Partido Comu-nista Portugues), осн. в марте 1921. В 1922 присоединилась к Коминтерну. После воен. переворота 1926 была объявлена вне закона и ушла в подполье. В те годы партия была слабой и малочисленной, а её руководители не свободны от анархо-синдикалистских влияний. В апр. 1929 состоялась Нац. парт. конференция, к-рая положила начало превращению ПКП в подлинно марксистско-ленинскую партию. В последующие годы партия значит. укрепила свои позиции в профдвижении, приняла руководящее участие в орг-ции и проведении ряда крупных забастовок и политич. выступлений. В 1935 были арестованы многие парт, деятели (среди них ген. секретарь ПКП Б. Гонсалвиш). В 1940-41 была осуществлена реорганизация партии (под руководством А. Куньяла и ряда др. видных деятелей ПКП), направленная на активизацию её деятельности, расширение связей с массами и очищение партии от чуждых элементов.

В нояб. 1943 состоялся 3-й съезд ПКП, указавший на необходимость укрепления рабочего и антифаш. единства. На съезде впервые был избран ЦК как орган коллективного руководства (до съезда был только секретариат). После съезда, преодолевая трудности подполья, партия приняла участие в деятельности объединивших различные антифаш. силы легальных и нелегальных организаций, активизировала работу в "нац. синдикатах". Среди вопросов, поставленных перед португ. коммунистами после 2-й мировой войны 1939-45, одно из важнейших мест занял вопрос о путях свержения фаш. режима. Этот вопрос стоял в центре внимания участников 4-го (июль 1946), 5-го (сент. 1957) и 6-го (авг.- сент. 1965) съездов ПКП. 6-й съезд партии принял новую программу и внёс изменения в устав (впервые программа и устав ПКП были приняты на её 5-м съезде). Принятая съездом программа предусматривала вооруж. свержение фаш. режима, не исключая мирный путь решения нац. проблемы, если бы для этого сложилось благоприятное соотношение сил. В числе важнейших требований программы: ликвидация власти монополий; национализация осн. отраслей экономики; проведение аграрной реформы с передачей земли тем, кто её обрабатывает; проведение глубоких преобразований общества в интересах подавляющего большинства народа; предоставление независимости народам Анголы, Гвинеи-Бисау, Мозамбика. Конечная цель ПКП, как указывает её программа,- построение в Португалии социализма и коммунизма.

Таблица IX

К ст. Портрет. 1. Голова статуи зодчего Хемиуна. Известняк. 1-я пол. 3-го тыс. до н. э. Музей Пелицёйса. Хильдесхейм. 2. Круг Лисиппа. "Еврипид". Ок. 330 до н. э. Мраморная римская копия бронзового оригинала. Национальный музей. Неаполь. 3. "Сириянка". Мрамор. 2-я пол. 2 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 4. Портрет мужчины из Фаюма. Восковая живопись. 2 в. н. э. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва, 5. Л. Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1502-03. Собрание О. Рейнхарта. Винтертур. 6. Паоло Веронезе. "Семья Куччина, поклоняющаяся мадонне и святым". 1571. Картинная галерея. Дрезден. Фрагмент. 7. Сяраку. "Актёр Итикава Эбизо в роли Такэмура Саданосин". Цветная гравюра на дереве. 1794. 8. Д. Веласкес. Портрет королевского шута Эль Примо. Между 1631 и 1648. Прадо. Мадрид. 9. Ф. Хале. "Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия". 1616. Фрагмент. Музей
Таблица X

К ст. Портрет. 1. Ж. Б. С. Шарден. Автопортрет. Пастель. 1775. 2. Ф. О. Рунге. "Мы втроём" (автопортрет с невестой и братом). 1805. Картина не сохранилась. 3. Ж. Л. Давид. "Старик в чёрной шляпе". 1790-е гг. Рейксмюсеум. Амстердам. 4. Ж. О. Д. Энгр. Портрет Л. Ф. Бертена. 1832. 5. Д ж. Уистлер. Портрет матери. 1871. Музей импрессионизма. Париж. 6. Э. Дега. Портрет отца - О. де Га и гитариста П. Пагана. 1869-72. Музей изящных искусств. Бостон. 7. А. Модильяни. "Рене". 1917. Музей современного искусства. Сан-Паулу. 8. Ж. Грос. Портрет М. Г. Нейсе. 1927. Музей современного искусства. Нью-Йорк. 9. О. Кокошка. Автопортрет. 1917. Городской музей. Вупперталь. (1, 4-Лувр, Париж.)

Таблица XI

К ст. Портрет. 1. Н. Н. Никитин. Портрет Петра I. 1720-е гг. 2. Д. Г. Левицкий. Портрет воспитанниц Смольного института Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. 1773. 3. В. А. Тропинин. Портрет сына. Ок. 1818. 4. В. А. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. 5. В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. 1871. 6. М. В. Нестеров. Портрет Л. Н. Толстого. 1907. Музей Л. Н. Толстого. Москва. 7. Н. И. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой. 1914. 8. П. П. Кончаловский. Портрет Г. Б. Якулова. 1910. (1, 2, 7 - Русский музей, Ленинград; 3-5. 8 - Третьяковская галерея, Москва.)

Таблица XII

К ст. Портрет. 1. И. И. Бродский. Портрет А. М. Горького. 1937. 2. М. Сарьян. Портрет А. Исаакяна. 1940. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван. 3. В. П. Ефанов. "На новой родине"-. 1937. 4. И. А. Серебряный. Портрет Д. Д. Шостаковича. 1964. 5. Ф. А. Модоров. Портрет партизана Н. И. Шешко. 1943. 6. А. М. Герасимов. Портрет старейших советских художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова. 1944. 7. Л. В. Кабачек. Портрет бригадира А. И. Перепел кина. 1957-59. Русский музей. Ленинград. 8. С. Д. Эрьз я. Женский портрет. Дерево. 1954. (1, 3-6, 8 - Третьяковская галерея, Москва.)

Таблица. XIII

К ст. Португалия. 1. Мыс Сан-Висенти - крайняя юго-западная точка территории Португалии. 2. Ландшафт в районе г. Гуарда. 3. Рыбацкий посёлок Эрисейра на берегу Атлантического океана. 4. Город Порту. Мост через р. Дору (Дуэро). 5. Общий вид г. Лисабон. 6. Город Эвора. 7. Панорама г. Браганса.

Таблица XIV

К ст. Португалия. 1. Храм Дианы в Эворе. 2-3 вв. н. э. 2. Афонсу Домингиш. Церковь монастыря Баталья. 1388-1402. 3. Фонарь над средокрестием собора в Эворе (начат в 1186). 4. Боитак и Ж. диКаштилью. Инте