загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ые сооружения в них, как правило, не устраиваются.

По расположению различают П.: на свободных реках, характерной особенностью к-рых являются значит, колебания уровня воды (до 15 м и более); на судоходных каналах, в к-рых амплитуда колебаний уровня всегда невелика; водохранилищные и озёрные, подвергающиеся воздействию ветровых волн и требующие, как правило, устройства оградит. сооружений (эти П. имеют много общего с морскими). Русловые П. на свободных реках обычно имеют на акватории 2 рейда (рейд прибытия и рейд отправления), на к-рых соответственно расформировываются или формируются буксируемые составы и откуда отд. баржи подаются буксирами к причалам для грузовых операций. Рейды обычно располагаются выше или ниже причалов с тем, чтобы не стеснять транзитного судового хода и акватории у причалов. Значит. колебания уровня воды определяют характер причальных устройств в речном П. и обусловливают применение дебаркадеров и в нек-рых случаях т. н. весенних причалов. Внерусловые П. на свободных реках и П. на судоходных каналах располагаются в естеств. бухтах, в искусств. бассейнах и на уширениях каналов.

Осн. элементы, гидротехнич. сооружения и технич. характеристики речных П. те же, что и у мор. П. По навигац. грузообороту речные П. СССР подразделяются на 5 классов.

Лит.: Ляхницкий В. Е., Проектирование портов, Л., 1956; Порты и портовые сооружения, ч. 1-2, М., 1964-67; Горюнов Б. Ф. и Шихиев Ф. М., Морские порты и портовые сооружения, М., 1970; Брюм А. И., Технологическое проектирование морских портов, М., 1971.

М. Э. Плакида.

ПОРТА (Porta) Джакомо делла (ок. 1540, Рим, -1602, там же), итальянский архитектор. Ученик Микеланджело; испытал также влияние Винъолы. Строил преим. в Риме. Переосмысливая принципы ренессансного зодчества, П. тяготел к более напряжённым пространственным решениям и подчёркивал внутр. динамику масс. Руководил стр-вом собора св. Петра (с 1573); возвёл гл. купол, придав ему (в отличие от замысла Микеланджело) эллипсовидную форму (1586-93; илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49). Завершил по проекту Виньолы церковь Иль Джезу и создал в 1575 её барочный фасад, послуживший образцом для мно-гочисл. католич. церквей 17-18 вв.; участвовал в стр-ве ансамбля пл. Капитолия (1563-1590-е гг.). Среди самостоят, произв. П.: ун-т в Риме ("Сапиен-ца", начат ок. 1575) и вилла Альдобран-дини во фраскати (1598-1600; достроена К. Фонтанен).

Дж. делла Порта. Фасад церкви Иль Джезу в Риме. 1575.

ПОРТА (Porta) Карло (15.6.1775, Милан,-5.1.1821, там же), итальянский поэт. Писал на миланском диалекте. Ранняя политич. сатира П. направлена против наполеоновского господства; позже П. резко нападал на политич. режим реакции, на австр. монархию. П.-мастер социальной карикатуры, высмеивал ари-стократич. чванство, выступал против социального неравенства. Прославился своими нападками на церковь - остросоциальные карикатуры "Приключения отца Диодата","Чудо", "Молитва", "Видение", "Война священнослужителей", написанные в традициях Ф. Рабле и Дж. Боккаччо. П. писал и ли-рич. стихи, забавные бытовые сценки, где с большой симпатией рисовал простых людей. Его стихи отличаются колоритным языком, по лексике близким к разговорному, изобилуют фольклорными образами.

С о ч.: Le poesie, v. 1 - 2, Mil., 1964.

Лит.: A u г ё a s H., Carlo Porta, P., 1959 (лит.); Роrtinari F., Strumenti del realismo portiano, в кн.: Da Dante al Novecento, [Mil., 1970].

И. К. Полуяхтова.

ПОРТА (франц. Porte, итал. Porta, букв.- дверь, врата), употреблявшееся в европ. дипломатич. документах и литературе название пр-ва Османской империи ("Оттоманская П.", "Блистательная П.", "Высокая П."), а иногда и самой Османской империи.

ПОРТАЛ (Portal) Чарлз Фредерик Алджернон (21.5.1893, Хангерфорд, Беркшир,-22.4.1971, Чичестер, Суссекс), виконт (1946), британский воен. деятель, маршал королевских ВВС (1944). Окончил Оксфордский ун-т (1914), в 1914 добровольно вступил в армию, был лётчиком во время 1-й мировой войны 1914-18. В 1937-38 нач. отдела Мин-ва авиации, с 1939 чл. совета ВВС. В начале 2-й мировой войны 1939-45 возглавлял бомбардировочную авиацию. С окт. 1940 нач. штаба ВВС (фактически главнокомандующий ВВС), с 1946 - в отставке, работал в органах контроля за атомной энергией, был директором одного из крупнейших англ, банков.

Портал Успенского собора во Владимире. 1185-89.

ПОРТАЛ (нем. Portal, от лат. porta -вход, ворота), архитектурно оформленный проём, чаще всего являющийся входом в здание. Для зодчества Др. Египта и античности наиболее характерны простые по убранству П. с плоскими перемычками, для архитектуры древней Месопотамии -арочные П., для Бл. и Ср. Востока - П.-пештаки. С 11 в. в романской, готич. и др.-рус. архитектуре распространяются арочные, т. н. перспективные, П., оформленные в виде уступов, в углах к-рых помещались колонки, соединённые архивольтами. Ренессансные и барочные П. обычно обрабатывались пилястрами и колоннами, несущими антаблемент или фронтон. Илл. см. т. 5, табл. VII (№ 4), стр. 48-49.

ПОРТАЛ в технике, металлич. несущая конструкция П-образной формы, состоящая из 2 боковых или 4 попарно соединённых между собой стоек (ног) и верхней балки или рамы; является частью некоторых машин, напр. портального подъёмного крана, портального станка и др. П. применяется при установке на постоянной высоте рабочего органа машины и др. узлов. П. бывают неподвижными или передвигающимися по направляющим или рельсовому пути.

ПОРТАЛ сцены, архитектурное обрамление сцены, отделяющее её от зрительного зала; образует портальное отверстие - т. н. зеркало сцены. В совр. театре П. обычно имеет форму прямоугольника. Применяется также временный декоративный П. (нередко подвижный), к-рый составляет часть декорац. оформления спектакля и одновременно используется для сокращения зеркала сцены.

ПОРТАЛЬНЫЙ КРАН, см. в ст. Подъёмный кран.

ПОРТАМЕНТО (итал. portamento, букв.- перенесение, от portare - переносить), напевное исполнение мелодии с помощью замедленного скольжения от одного звука к другому, близко к глиссандо; применяется в пении и при игре на смычковых инструментах.

ПОРТАН (Porthan) Хенрик Габриель [8.11.1739, Витасари,-16.3.1804, Або (Турку)], финский просветитель, историк, этнограф. В 1754 окончил ун-т в Або, с 1777 проф. этого ун-та. В 1766-1804 издал произв. фин. фольклора (5 тт.), документы по истории Финляндии. П.-автор работ по истории фин. церкви, культурным связям фин. и швед. народов. Осн. просветит. об-во "Аура" ("Aura") в Або и первую в Финляндии газ. "Тиднингар утгифне аф эт сельскап и Або" ("Tidningar utgifne af et sallskap i Abo"); её гл. ред. в 1771-78 и 1782-85. Внёс значит. вклад в развитие нац. самосознания фин. народа.

С о ч.: Opera selecta, v. 1 - 5, Hels., 1859 -1873.

ПОРТ-АНТОНИО (Port Antonio), город и порт на сев. побережье Ямайки. 12 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Центр района по произ-ву бананов. Вывоз бананов и сахара. Туризм.

ПОРТ-АРТУР, город в Китае; см. Люйшунь.

ПОРТ-АРТУР (Port Arthur), часть г. Тандер-Бей в Канаде, к-рый образовался в 1970 при слиянии городов Форт-Уильям и Порт-Артур.

ПОРТ-АРТУР (Port Arthur), город на Ю. США, в шт. Техас. Мор. порт на лагунном оз. Сабин, соединённом каналом с Мексиканским зал. 57 тыс. жит. (1970; с соседним г. Бомонт и общей пригородной зоной 316 тыс.). Центр важного района добычи нефти и серы. Нефтеперерабат. и химич. пром-сть, произ-во оборудования для нефт. пром-сти, судостроение, пищ. пром-сть; вывоз нефти.

ПОРТ-АРТУРА ОБОРОНА, героическая оборона крепости Порт-Артур 27 янв. (9 февр.)-20 дек. 1904 (2 янв. 1905) во время русско-японской войны 1904-05. В 1898 царское пр-во России арендовало на 25 лет часть Ляодунского п-ова (Квантунский п-ов) с Порт-Артуром (ныне Люйшунь). Стр-во укреплений в Порт-Артуре (проект полк. К. И. Величко) из-за отсутствия средств началось только в 1901 (к янв. 1904 на приморском направлении из 25 батарей было построено 9 долговременных и 12 временных; на сухопутном - из 6 фортов, 5 укреплений и 5 долговременных батарей были закончены лишь 1 форт, 3 укрепления и 3 батареи). Из 552 орудий в боевой готовности было 116. Гарнизон Квантун-ского п-ова состоял из 4-й и 7-й Вост.-Сиб. стрелк. дивизий. Нач. Квантунского укреплённого района был ген.-лейт. А. М. Стессель, комендантом крепости -ген.-лейт. К. Н. Смирнов, нач. сухопутной обороны - ген.-лейт. Р. И. Кондратенко, явившийся организатором и вдохновителем П.-А. о. В Порт-Артуре к началу войны находилась 1-я Тихоокеанская эскадра под команд, вице-адм. О. В. Старка [7 броненосцев, 9 крейсеров (в т. ч. 3 старых), 24 миноносца, 4 канонерские лодки, 2 минных заградителя, 2 минных крейсера]. В ночь на 27 янв. (9 февр.) 1904 10 япон. миноносцев внезапно атаковали рус. эскадру, стоявшую из-за беспечности командования без охранения на открытом
внеш. рейде, и повредили 2 броненосца и 1 крейсер. Утром к Порт-Артуру подошли гл. силы япон. флота под команд, адм. X. Того (6 броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 4 крейсера), рассчитывая уничтожить ослабленную рус. эскадру, но под огнём её кораблей и береговых батарей вынуждены были отойти. 24 февр. (8 марта) прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адм. С. О. Макаров, принявший решительные меры по усилению обороны базы и повышению боевой активности эскадры. Но уже 31 марта (13 апр.) Макаров погиб. Пассивность принявшего командование эскадрой контр-адм. В. К. Витгефта позволила японцам беспрепятственно начать 22 апр. (5 мая) в районе Бицзыво высадку 2-й армии ген. Я. Оку, к-рая, не встретив сопротивления, перерезала ж. д. на Порт-Артур, 13 (26) мая япон. войска, благодаря значит. превосходству в силах (ок. 35 тыс. чел. против 3800 чел. у русских), захватили рус. позиции на Цзиньчжоуском перешейке, прикрывавшие дальние подступы к Порт-Артуру. Рус. войска отступили на позиции по линии зал. Лунвантань, дер. Суанцайгоу. Опасаясь удара гл. сил рус. армии с С., противник оставил против Порт-Артура одну дивизию, а 3 передислоцировал на С. Направленный для поддержки Порт-Артура 1-й Сибирский корпус под команд, ген. Г. К. Штакельберга (ок. 30 тыс. чел.) из-за неумелого руководства потерпел поражение под Вафангоу 1-2 (14-15) июня. Для захвата Порт-Артура японцами была создана 3-я армия ген. М. Ноги, к-рая 13(26) июня начала наступление и к 17(30) июля вышла на ближние подступы к крепости, начав её осаду. К этому времени её гарнизон насчитывал ок. 50,5 тыс. чел. (из них 8 тыс. моряков), 646 орудий (в т. ч. 350 крепостных) и 62 пулемёта. Противник имел ок. 70 тыс. чел., ок. 400 орудий (в т. ч. 198 осадных) и 72 пулемёта. 28 июля (10 авг.) рус. корабли вновь предприняли попытку прорваться во Владивосток [первая попытка была проведена 10(23) июня], но после неудачного боя в Жёлтом море вернулись в Порт-Артур, где активно поддерживали своим огнём сухопутные войска при обороне крепости, передавали в войска артиллерию и людской состав для усиления обороны. 6(19) авг. противник начал штурм рус. позиций. В ожесточённых боях, продолжавшихся до 11(24) авг., ему ценой больших потерь (ок. 15 тыс. чел.; рус. потеряли св. 6 тыс. чел.) удалось лишь в отд. местах вклиниться в гл. линию обвода крепости. 6-9(19-22) сент. япон. войска предприняли 2-й штурм. Понеся большие потери (7,5 тыс. чел. против 1,5 тыс. чел. у русских), враг захватил 3 укрепления - Кумирненский и Водопроводный редуты и высоту Длинную; гл. объект их атаки -господствовавшая над городом гора Высокая - устоял. С 18 сент. (1 окт.) начался обстрел Порт-Артура из 11-дюймовых гаубиц, разрушавших бетонные казематы крепости, не рассчитанные на такой калибр орудий. Во время 3-го штурма 17-18 окт. (30-31 окт.) япон. войска смогли занять лишь неск. второстепенных укреплений. Получив пополнение, противник 13(26) нояб. возобновил штурм, направив главный удар против горы Высокой, 22 нояб. (5 дек.), несмотря на героизм защитников, овладел ею и начал уничтожение арт. огнём уцелевших кораблей эскадры, запертой на внутр. рейде. 2(15) дек. погиб ген. Р. И. Кондратенко со своими ближайшими помощниками. Начальником сухопутной обороны был назначен ген. А. В. Фок - сторонник капитуляции крепости. 16(29) дек. состоялось заседание воен. совета, большинство участников к-рого высказалось за продолжение обороны. Однако, несмотря на это, Стессель подписал 20 дек. 1904 (2 янв. 1905) капитуляцию. В плен попало ок. 25 тыс. чел. Героич. оборона Порт-Артура отвлекла ок. 200 тыс. чел. с маньчжурского стратегич. направления. Потери япон. войск составили св. 110 тыс. чел. и 15 боевых кораблей; 16 кораблей получили серьёзные повреждения.

В ходе боёв под Порт-Артуром получила дальнейшее развитие оборона с применением инж. сооружений и заграждений, впервые были сконструированы и применены миномёты и ручные гранаты, а при отражении ночных штурмов -прожекторы. Политич. значение падения Порт-Артура В. И. Ленин оценил как свидетельство кризиса самодержавия. "Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть поолог капитуляции царизма" (Поли, собо. соч., 5 изд., т. 9, с. 158).

Лит.: Ленин В. И., Падение Порт-Артура, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 9; его ж е, Доклад о новой экономической политике, там же, т. 44; Сорокин А. И., Оборона Порт-Артура, 3 изд., М., 1954; Шварц А. В., РомановскийЮ.Д., Оборона Порт-Артура, ч. 1 - 2, СПБ, 1908 -1910; Русско-японская война 1904 - 1905, т. 8, ч. 1-2, СПБ, 1910. В. П. Глухое.

ПОРТАТИВ (франц. orgues portatives, от лат. porto - ношу, переношу), небольшой ручной (переносный) орган. Наибольшее распространение получил в 15 в.

ПОРТАТИВНЫЙ (франц. portatif, от лат. porto - ношу), небольшой по размерам, удобный для ношения при себе к.-л. предмет, легко передвигаемый с одного места на другое.

ПОРТ-БЛЭР, город и порт в Юж. Индии, на о. Юж. Андаман. Адм. ц. Союзной территории Андаманские и Никобарские о-ва. 15 тыс. жит. (1970). Судостроение, рыболовство; лесопильный з-д; кустарное произ-во изделий из пальмовых волокон, дерева, кож, металла.

ПОРТВЕЙН [нем. Portwein, от назв. г. Порту (Porto) в Португалии и нем. Wein - вино], крепкое вино виноградное, вырабатываемое из белых, розовых или красных сортов винограда путём спиртования бродящего виноградного сусла или мезги этиловым спиртом.

В России произ-во вин типа П. впервые началось в 90-х гг. 19 в. на Юж. берегу Крыма (Массандра и Магарач). В СССР вина типа П. (марочные и ординарные) готовятся во всех винодельческих р-нах со след, кондициями: содержание спирта 17-19% (объёмных), сахаристость -5-13%, титруемая кислотность 4 -6 г/л (в пересчёте на винную кислоту). Лучшие вина типа П. в СССР -"Ливадия", "Массандра", "Фархад" (красные), "Южнобережный", "Крымский" (красные и белые), "Сурож", "Карданахи 14", "Айгешат", "Акстафа", "Алабашлы", "Кизляр" (белые). За рубежом лучшие П. вырабатывают в Португалии ("Порто Баррос", "Порто Колхейта", "Порто Далва" и др.). 3. Н. Кишковский.

ПОРТ-ВИЛА (Port Vila), город на о. Эфате в архипелаге Новые Гебриды; см. Вила.

ПОРТ-ГУРОН (Port Huron), город на С. США, в шт. Мичиган. 35,8 тыс. жит. (1970). Порт на юж. берегу оз. Гурон в месте выхода из него р. Сент-Клэр, текущей к оз. Эри; мостами и туннелем под рекой связан с г. Сарния (Канада). Узел автомобильных дорог. Произ-во бумаги, автомоб. частей, обработка цветных металлов. Судоверфь. Летний курорт. Вблизи - разработки соли. Осн. в 1686.

ПОРТ-ДАРВИН, правильнее Дарвин (Darwin), город в Австралии, адм. ц. Сев. территории. 43 тыс. жит. (1973, с пригородами). Порт на Тиморском м. Конечный пункт шоссе от Аделаиды. Узкоколейной железной дорогой соединён с г. Ларрима. Международный аэропорт. Торг.-распределительный центр Сев. Австралии. 3-ды: мясоконсервный, лесопильные.

ПОРТЕР (Porter) Джордж (р. 6.12.1920, Стейнфорт, Йоркшир), английский физикохимик, чл. Лондонского королев, об-ва (1960). Образование получил в Лидсском и Кембриджском ун-тах (1938-41). В 1941-45 служил в армии. В 1949-54 преподавал в Кембриджском ун-те, в 1955-63 в Шеффилдском ун-те; в 1963-66 проф. химии, а с 1966 директор Королевского ин-та Великобритании. Президент Международного к-та по фотобиологии (с 1968); президент Хим. об-ва Великобритании (с 1970). В 1967 П. удостоен (совм. с Р. Норришем и М. Эй-геном) Нобелевской пр. по химии за исследования сверхбыстрых хим. реакций.

С о ч.: Chemistry for the modern world, L., 1962.

ПОРТЕР (Porter) Родни Роберт (р. 8.10. 1917, Аштон), английский иммунолог, биохимик, чл. Лондонского королев, об-ва (1964). Образование получил в ун-тах Ливерпула и Кембриджа. В 1949-60 сотрудник Нац. ин-та мед. исследований в Лондоне; в 1960-67 проф. мед. школы при больнице Сент-Мэри в Лондоне; с 1967 проф. Оксфордского ун-та; с 1970 чл. Совета мед. исследований. Осн. труды по выяснению хчм. структуры антител. Нобелевская пр. (1972; совм. с Дж. Эделъманом). Почётный иностр. чл. Амер. академии искусств и наук, почётный чл. Амер. об-ва биохимиков.

Соч. в рус. пер.: Структура антител, в сб.: Молекулы и клетки, в. 4., М., 1969, с. 41-55.

ПОРТ-ЖАНТИЛЬ (Port Gentil), город в Габоне, на побережье Атлантич. ок., в дельте р. Огове. 45 тыс. жит. (1970). Первый по грузообороту (5,2 млн. т в 1973; гл. обр. вывоз нефти и древесины) мор. порт Габона. Междунар. аэропорт. Нефтеперерабат. з-д, предприятия лесопильной, фанерной (в т. ч. крупнейший в Африке з-д клеёной фанеры), пищ. пром-сти, кислородно-ацетиленовый з-д, судоверфи, ТЭС. В р-не П.-Ж., на побережье и в шельфовой зоне, ведётся добыча нефти и газа.

ПОРТИК (от лат. porticus), выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. П. были широко распространены в антич. эпоху (известны с периода архаики в храмах Др. Греции), когда часто сооружались также отдельно стоящие П. (см. Стоя). Особое значение П. получил также и в европ. архитектуре нового времени (преим. в классицизме 18, 1-й трети 19 вв.). В зодчестве 19-20 вв. роль колонн в П. часто выполняют столбы.

Портик садового (рисовального) корпуса Академии художеств в Ленинграде (1819-1821). Архитектор А. А. Михайлов.

ПОРТ-ИЛЬИЧ, город (до 1971 - посёлок) в Ленкоранском р-не Азерб. ССР. Расположен на берегу Каспийского м. Ж.-д. станция на линии Османлы-Новые - Астара, в 12 км к С. от г. Ленкорань. 10 тыс. жит. (1974). Рыбозавод, ремонт рыболовецких судов, 2 овоще-водч. совхоза.

ПОРТИНАРИ (Portinari) Кандидо (29.12.1903, Бродоски, Сан-Паулу, -7.2.1962, Рио-де-Жанейро), бразильский живописец и график. Сын батрака-итальянца. Учился в Нац. художественной школе в Рио-де-Жанейро (1918-28). В 1928-30 жил в Европе. Испытал влияние экспрессионизма, сюрреализма, П. Пикассо. С сер. 30-х гг. обратился к реалистич. изображению жизни простого народа - индейцев и негров, батраков и обитателей фавел, порою сообщая своим образам возвышенно героический характер. Его станковые произв. ("Кофе", 1935; портрет Р. Роллана, 1936), серии картин ("Беженцы", 1945), монументальные росписи (в Мпн-ве образования в Рио-де-Жанейро, 1936-45; Б-ке конгресса в Вашингтоне, 1941; колледже в г. Катагуазис, 1948-49; илл. см. т. 3, табл. XXXIX, стр. 592-593) и панно ("Война" и "Мир", 1955, оба - в здании ООН, Нью-Йорк), многочисленные гра-фич. листы отличаются мощью обобщённых форм и вместе с тем мягкостью их светотеневой разработки, точностью рисунка. Проф. ун-та в Рио-де-Жанейро (1936-39). Национальные премии, Меж-дунар. нр. Мира (1950).

К. Портинари, "Голова индианки". Рисунок. 1940.

Лит.: L u r a g h i E., Disegni di Portinari, Torino, 1955.

ПОРТИЧИ (Portici), город, порт в Италии, в пров. Неаполь, в обл. Кампания, на берегу Неаполитанского зал., у подножия вулкана Везувий. 61,1 тыс. жит. (1966). Туризм. Рыболовство.

ПОРТЛАНДСКИЙ ЯРУС, портланд, верхний ярус юрской системы [см. Юрская система (период)}. Выделен франц. геологом А. Д'Орбиньи в 1842 на Ю. Великобритании (на п-ове Портленд, Portland). В стратотипич. разрезе представлен мелководными мор. отложениями - глинами, глауконитовыми песками и песчаниками внизу и известняками вверху. В средиземноморской области, в Крыму и на Кавказе П. я. сопоставляется с титонским ярусом', на Вост.-Европ. платформе П. я. соответствуют отложения волжского яруса.

ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ (от англ. Portland - назв. полуострова на Ю. Великобритании), гидравлич. вяжущее вещество, состоящее гл. обр. из силикатов кальция. П. - наиболее распространённый в совр. строительстве вид цемента. Получают П. тонким измельчением клинкера с гипсом (3-7%); допускается введение в смесь активных минеральных добавок (10-15%). Клинкер - продукт обжига (до полного спекания) искусственной сырьевой смеси, состоящей приблизительно из 75% карбоната кальция (обычно известняка) и 25% глины. Обжиг сырья ведут преим. во вращающихся печах при 1450-1500 °С. Свойства П. зависят гл. обр. от состава клинкера и степени его измельчения. Важнейшее свойство П.- способность твердеть при взаимодействии с водой. Оно характеризуется маркой П., определяемой по прочности на сжатие и изгиб стандартных образцов цементно-песчаного раствора после 28 суток твердения во влажных условиях (в СССР для П. установлены марки от 300 до 600). Кроме обычного П., выпускаются его разновидности, отличающиеся составом, свойствами и областями применения: быстротвердеющий, пластифицированный, гидрофобный, сульфатостойкий, белый, П. для произ-ва асбестоцемент-ных изделий и др. См. также Вяжущие материалы.

Лит.: Волженский А. В., Буров Ю. С., Колокольников В. С., Минеральные вяжущие вещества, 2 изд., М., 1973. К. Н. Попов.

ПОРТЛЕНД (Portland), город в США, в шт. Орегон, на берегу р. Уилламетт, близ впадения её в р. Колумбия. 383 тыс. жит. (1970; с пригородами св. 1 млн.). Важный экономич. центр сев.-зап. части страны. Крупный порт (грузооборот 9 млн. т в 1970), ж.-д. узел, авиапорт. В обрабат. пром-сти 85,7 тыс. занятых (1970). Лесообр., бумажная, металлообр., пищ. (консервная и др.) пром-сть, трансп. и электротехническое машиностроение. Близ П.- Бонвиллская ГЭС. Университет.

ПОРТЛЕНД (Portland), город на Атлантич. побережье США, экономич. центр шт. Мэн и всего севера Новой Англии. 65 тыс. жит. (1970; с пригородами 142 тыс.). Крупный порт (грузооборот 26 млн. т в 1970; в основном ввоз нефти). В пром-сти 14 тыс. занятых (1970). Су-достроит., нефтеперерабат., деревообр., обув., пищ. промышленность. Рыболовство.

ПОРТ-ЛИОТЕ (Port Lyotee), прежнее название г. Кенитра в Марокко.

ПОРТ-ЛУИ (Port Louis), столица гос-ва Маврикий. Политич., экономич. и культурный центр страны. Расположен на С.-З. о. Маврикий. Осн. ок. 1736. Климат тропический. Средняя температура февраля 26 °С, августа 19 °С, осадков 2000 мм в год. 150 т-ыс. жит. (1973, с пригородами).

Порт на побережье Индийского ок., грузооборот ок. 2 млн. т в год. Узел шоссейных дорог. Сахарная, маслоб., табачная промышленность. Вывоз сахара, чая.

В П.-Л. находятся: ун-т; Ин-т Маврикия; б-ка Ин-та Маврикия, Муниципальная б-ка, б-ка Карнеги; музей П.-Л., Историч. музей, Художеств. галерея, Гербарий Маврикия. Илл. см. т. 15, стр. 140.

ПОРТ-МОРСБИ, Морсби (Port Moresby), город и порт на юж. побережье о. Новая Гвинея. Адм. ц. территории Папуа - Новая Гвинея. 66,2 тыс. жит. (1971). Вывоз копры, кофе, какао-бобов, каучука. Аэропорт. Ун-т.

ПОРТ-НАТАЛЬ (Port Natal), город в ЮАР; см. Дурбан.

ПОРТНИХИ (Orthotomus), род птиц сем. славковых отряда воробьиных. Дл. тела 11-14 см. Клюв длиной с голову. Спина зеленоватая, темя рыжее, реже серое или чёрное. 6 видов; распространены в Юж. Азии от Индостана до Филиппин. Обитают в лесах или садах. Для гнездования сшивают на дереве или кусте растит, волокнами или шелковинками края одного или неск. листьев. Полученный карман заполняют растительным пухом. В кладке 2-5 пёстрых яиц; насиживают И-12 суток. Питаются насекомыми.

ПОРТНОВА Зина (Зинаида Мартыновна) (20.2.1926, Ленинград,-янв. 1944, дер. Горяны, ныне Шумилинского р-на Витебской обл.), юная партизанка-героиня Великой Отечеств, войны 1941-45, Герой Сов. Союза (1.7.1958, посмертно). Чл. ВЛКСМ с 1943. Род. в семье рабочего. В начале июня 1941 приехала на школьные каникулы в дер. Зуя, близ ст. Оболь Витебской обл. С 1942 чл. Обольской подпольной комсомольско-молодёжной орг-ции "Юные мстители" (руководитель Е. С. Зенькова), чл. её комитета. Распространяла листовки среди населения, участвовала в диверсиях. С авг. 1943 разведчица партиз. отряда им. К. Е. Ворошилова бригады им. В. И. Ленина. В дек. 1943, возвращаясь с задания по выяснению причин провала орг-ции "Юные мстители", арестована в дер. Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена и зверски замучена.

Лит.: Набатов Г., Юность, огнём опалённая, Минск, 1968; Л о банок В. Е., До последней капли крови, в кн.: Герои подполья, в. 1, 4 изд., М., 1972, с. 95-96.

ПОРТОВЬЕХО (Portoviejo), город в Экуадоре, адм. ц. пров. Манаби. 49,7 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Торг. центр с.-х. (какао, кофе, сах. тростник, хлопчатник) и лесозаготовительного р-на. Производство шляп-панам, гамаков и других кустарных изделий. Основан в 30-х гг." 16 в.

ПОРТО-НОВО (Porto Novo), столица Республики Дагомея. Политич. (второй после Котону), экономич. и культурный центр страны. Расположен на берегу Гвинейского зал. Климат экваториальный. Ср. темп-pa янв. 27,7 °С, июля 25,3 °С, осадков 1590 мм в год. 91 тыс. жит. (1973).

Первые сведения о П.-Н. относятся к 17 в., когда этот город назывался Аджаче и был столицей одноимённого королевства. Название П.-Н. связывают с пребыванием в р-не Аджаче португальцев (впервые они проникли на побережье совр. Дагомеи в 15 в.). После превращения Дагомеи во франц. колонию (1893) стал её адм. центром. С 1 авг. 1960 П.-Н.- столица независимого гос-ва Дагомея.

Порт. Ж.-д. станция, узел шосс. дорог. Первичная обработка с.-х. сырья, предприятия пищевкусовой пром-сти, в т. ч. значит, мыловаренный з-д. Кустарное и ремесленное произ-во. В окрестностях -плантации масличной пальмы. Рыболовство.

В П.-Н. находятся: Ин-т прикладных исследований Дагомеи: Нац. библиотека и Нац. архив Республики Дагомея; Этно-графич. музей.

ПОРТ-О-ПРЕНС (Port-au-Prince), столица Республики Гаити. Политич., экономич. и культурный центр страны. Расположен на западе о. Гаити. Климат тропический. Ср. темп-pa янв. 25 оС, июля 28 оС, осадков 1355 мм в год. 387 тыс. жит. (1972).

Осн. французами в 1749, в 1770 стал гл. городом франц. колонии, носившей назв. Сан-Доминго. В конце 18 в. П.-о-П. - один из осн. центров борьбы против колон. гнёта. 1 янв. 1804 стал столицей независимого гос-ва Гаити. На протяжении 19 в. являлся ареной многочисленных гос. переворотов. В июле 1915 - авг. 1934 был оккупирован войсками США. После 2-й мировой войны 1939-45 П.-о-П. - центр рабочего и студенч. движения.

Гл. порт страны в бухте Порт-о-Пренс (в зал. Гонаив Карибского м.). Ж.-д. узел. Центр р-на по произ-ву кофе, сах. тростника, хлопчатника. Пищ. (преим. сах.), текст., цем. пром-сть. В П.-о-П. находятся Гос. ун-т Гаити, 3 высшие технич. школы, Нац. консерватория; н.-и. ин-т этнографии; Нац. б-ка; Нац. музей, Музей народов Гаити, Художеств. центр.

ПОРТО-ТОРРЕС (Porto Torres), город и порт в Юж. Италии, на о. Сардиния, в пров. Сассари, на берегу зал. Асинара. 12,6 тыс. жит. (1966). Важный центр нефтеперерабат. и нефтехимия, пром-сти. Грузооборот порта 9,5 млн. т (1972), преим. нефт. грузы.

ПОРТОФЕРРАЙО (Portoferraio), город в Италии, на о. Эльба (пров. Ливорно, обл. Тоскана). 10,6 тыс. жит. (1966). Небольшой порт. Вывоз жел. руды. Вблизи П.- одно из самых значит, в Италии месторождений жел. руды (Рио-Марина), а также железистых пиритов. П. был резиденцией Наполеона I во время егоссылки на остров (1814-15).

ПОРТ-ОФ-СПЕЙН (Port of Spain), столица гос-ва Тринидад и Тобаго. Политич., экономич. и культурный центр страны. Расположен на С.-З. о. Тринидад. Климат субэкваториальный. Ср. темп-pa янв. 25,8 °С, июля 26,7 °С, осадков 1910 мм в год. 159 тыс. жит. (1970, с пригородами).

П.-оф-С. был заложен на месте древнего индейского поселения Конкерабия. В 1783-97 гл. город исп. колонии на о. Тринидад. В 1797 остров перешёл во владение Великобритании. П.-оф-С. являлся центром движения за нац. освобождение страны, в городе часто проходили демонстрации и марши протеста против господства колонизаторов. С 1962 П.-оф-С. - столица независимого гос-ва Тринидад и Тобаго.

Порт на берегу зал. Пария; грузооборот 1,6 млн. т в 1971. Аэропорт. Торг.-трансп. центр. Крупные з-ды по пере-paботке нефти (местной и привозной из Венесуэлы). Нефтехимия. Пищ. (гл. обр. произ-во рома), деревообр., текст, промышленность. Судоверфь. Экспорт нефтепродуктов, асфальта, сахара, цитрусовых, кофе.

В П.-оф-С. находится Тринидадское отделение Ун-та Вест-Индии, Политех-нич. ин-т; Ассоциация технологов сах. произ-ва и др. науч. об-ва; Центр. б-ка Тринидада и Тобаго (св. 447 тыс. тт.), Публичная библиотека Тринидада, Нац. архив; Нац. музей и художеств. галерея.

ПОРТ-ПИРИ (Port Pirie), город в Австралии, в шт. Юж. Австралия. 15,5 тыс. жит. (1971). Порт на берегу зал. Спенсер. Важная станция трансавстралийской жел. дороги. Черновая выплавка свинца и серебра (концентраты - с обогатит, ф-ки в Брокен-Хилле). Вывоз цинковых концентратов.

ПОРТРЕТ (франц. portrait, от устаревшего portraire - изображать), изображение или описание (напр., в литературе) к.-л. человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве П.- один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра П.-мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Сходство в П.-результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой историч. эпохи, национальности, социальной среды. Однако вследствие практич. невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью П. часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой художеств. произведения. Обычно П. изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип П., изображающего к.-л. деятеля прошлого (исторический П.) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. Как в П. современника, так и в историч. П., объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели, отражающее его собств. мировоззрение, эстетич. кредо и т. д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художеств. манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология П. В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают П. станковые (картины, бюсты, графич. листы) и монументальные (скульпт. монументы, фрески, мозаики), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (анфас), в профиль и т. п. В разные эпохи получают распространение П. на медалях и монетах (медальерное искусство), на геммах (глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей П. делятся на индивидуальные, парные (двойные) и групповые. Специфич. типом П. является автопортрет. Границы жанра П. очень подвижны, и часто собственно П. может сочетаться в одном произведении с элементами др. жанров. Таковы П.-картина, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архит. мотивами и др. людьми (последнее - групповой П.-картина), и П.-тип - собирательный образ, структурно близкий П. В сочетании П. с бытовым или историч. жанром модель (изображаемое конкретное лицо) часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами. П. может раскрывать высокие духовно-нравств. качества человека. Вместе с тем П. доступно правдивое, подчас беспощадное выявление и негативных свойств модели (с последним, в частности, связана портретная карикатура-шарж, сатирический П.). В целом П., наряду с передачей характерных индивидуальных особенностей отд. личности, способен глубоко отражать важнейшие обществ. явления в сложном переплетении их противоречий.

Зарождение П. относится к глубокой древности. Первые значит, образцы П. встречаются в др.-вост., гл. обр. др.-епш., скульптуре. Здесь назначение П. было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магич. задачами. Необходимость "дублирования" модели (П. как двойник её в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонич. тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого человека. Со временем содержание др.-егип. П. углубляется (особенно в человечных одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, 14 в. до н. э.). В Др. Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульпт. П. поэтов, философов, обществ, деятелей. С кон. 5 в. до н. э. др.-греч. П. всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма (кон. 4-1 вв. до н. э.) к драматизации образа. Высокого расцвета ан-тич. скульпт. П. достигает в иск-ве Др. Рима. Развитие др.-рим. П. связано с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художеств. структуры многих др.-рим. П.- чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начал. В период империи отд. мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному П. В своих лучших образцах др.-рим. П. отмечен жизненной достоверностью, пси-хологич. выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Др. Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили П. на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные П. Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет, 1-4 вв.). Во многом связанные с традициями др.-вост. П., с религ.-магич. представлениями фаюмские П. вместе с тем создавались под воздействием антич. иск-ва, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах - специфич. духовность.

"Царский сын Рахотеп". Раскрашенный известняк с инкрустацией. Сер. 3-го тыс. дон. э. Египетский музей. Каир.

"Император Клавдий в образе Юпитера". Мрамор. Сер. 1 в. Ватиканские музеи. Рим.

"Врач". Миниатюра иранской школы Ага Реза" 17 в.

Полная острых противоречий, многоликая европ. ср.-век. культура с присущей ей постоянной борьбой спиритуали-стич. и стихийно-материалистич. тенденций наложила на развитие П. особый отпечаток. Ср.-век. художник, ограниченныи строгими церковными канонами, сравнительно редко обращался к П., личностное начало в его понимании растворялось в религ. соборности. Ср.-век. П. во многих случаях представляет собой неотъемлемую часть церковного архйт.-художеств. ансамбля; его моделями являются преим. знатные лица - правители, члены их семей, приближённые, дона-торы. Ср.-век. П. во многих своих образцах имперсонален, в то же время некоторым готич. скульптурам, фрескам и мозаикам византийских, русских и др. церквей Зап. и Вост. Европы присущи духовная характерность, ясная физио-номич. определённость. Чертами конкретных людей ср.-век. художник часто наделяет изображения святых. Большой конкретностью отличается ср.-век. китайский П. (особенно периода Сун, 10-13 вв.). Несмотря на подчинение строгому типологич. канону, ср.-век. китайские мастера создали множество ярко индивидуализированных светских П., часто выявляя в моделях черты интеллектуализма. Психологически заострены нек-рые П. ср.-век. японских живописцев и скульпторов. Высокие образцы портретной миниатюры были созданы в эпоху феодализма мастерами Ср. Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии. Широкий расцвет живописного, скульпт. и графич. П. происходит в эпоху Возрождения, с особенно большой полнотой проявляясь в иск-ве Италии. Гуманистич. индивидуализм ренессансного человека, ослабившего путы религии, твёрдо уверовавшего в силу творч. личности и полагавшего себя "мерой всех вещей", требовал совершенно новой структуры П. Художеств. видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель, но непременно следовало из необходимости постичь её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в иск-ве средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто - в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди др. персонажей художник нередко изображает себя. Все эти особенности ренессансного П. отчасти наметились уже в П. треченто (Джотто, Симоне Мартини) и прочно утвердились в 15 в. (монументальная и станковая живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Вене-циано, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и Верроккьо, станковая скульптура Антонпо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фье-золе, Бенедетто да Майано, медали А. Пизанелло). Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художеств. выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористич. открытия Тициана). Высочайшие достижения в П. эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен - т. н. флемальский мастер, Рогир ван дер Вейден, X. ван дер Гус, Гертген тот Синт-Янс, Лука Лейденский, К. Массейс, А. Мор) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, X. Хольбейн Младший) мастеров 15-16 вв. При известной стилистич. общности с П. итальянского Возрождения их произведения отличаются большей духовной заострённостью характеристик, предметной точностью изображения. Если портретисты итальянского Возрождения часто как бы возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый нередко представлен как неотъемлемая частица мироздания, органично включённая в его бесконечно сложную систему. Ренессансным гуманизмом проникнуты тонкие по характеристике, изящные по исполнению живописные, графич. и скульпт.

Тициан. Портрет Ип-полито Рпми-нальди. Ок. 1548. Галерея Палатнна. Флоренция.

"Архиепископ Алексий", фрагмент фрески в церкви Успения в Болотове, близ Новгорода. Между 1363 и 1390.

Рогир ван дер Вейден. Портрет Франческо д'Эсте. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

П. французских мастеров Возрождения (Ж. Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Корнель де Лион, П. Бонтан, Ж. Пилон). В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового П. Иератически застывшие портретные группы средневековья сменяются многофигурными композициями, полными живой, действенной взаимосвязи персонажей. Создаются первые значит. образцы группового и парного П. в станковой живописи. В различных видах развивается тип исторического П. В иск-ве маньеризма (16 в.) П. утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй П. Им присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения. Это в разной степени свойственно П. итальянских мастеров Понтормо, Брон-зино, испанского живописца Эль Греко. Коренные общественные, идеологич. и науч. сдвиги в жизни зап.-европ. стран в кон. 16 - нач. 17 вв. повлияли на сложение новых форм П. Его специфика теперь определяется изменившимся мировосприятием, порывавшим с унаследованным Возрождением от античности антропоцентризмом. Кризис гармонически ясных взглядов на действительность сопровождается усложнением внутр. мира человека, его взаимосвязей с миром внешним, а вместе с тем и непреодолимым стремлением к более глубокому, гибкому и многогранному самопознанию, к широкому постижению реальности. Всё это способствует поискам в П. большей адекватности истинному облику модели, раскрытию её многосложного характера. Ключевые позиции в П. с нач. 17 в. безраздельно переходят к станковой живописи. Его вершины определяются творчеством крупнейших мастеров 17 в., значение к-рых выходит далеко за пределы эпохи. Огромным завоеванием П. 17 в. является его глубокая демократизация, получившая наиболее полное выражение в Голландии. Образы людей, представляющих самые различные социальные слои общества, нац. возрастные группы выступают во многих жизненно правдивых П. работы Рембрандта, отмеченных величайшей любовью к человеку, постижением сокровеннейших глубин его духовной жизни и нравств. красоты, в остро-реалистич. П. кисти Ф. Халса, ярко раскрывающих изменчивую подвижность души модели. Характерное для голландских портретистов небывало широкое обращение к групповому П. связано с усилением бурж.-демократич. начал в жизни страны. Различные грани человеческого характера выступают в реалистически глубоких, воплощающих действительность в её многогранности и противоречивости портретных работах испанца Д. Ве-ласкеса. Хале и Веласкес создают П.- типы людей из народа, раскрывающие внутр. достоинство, богатство и сложность их душевного мира.

Рембрандт. "Автопортрет с Саскией". Ок. 1635. Дрезденская картинная галерея.

Большой правдивостью проникнуты П. придворной и церковной знати в творчестве Веласкеса, итальянского скульптора Л. Бернини. Яркие, полнокровные натуры привлекают крупнейшего фламандского живописца 17 в. П. П. Рубенса, повлиявшего и на сложение проникновенно-лирического интимного П. Тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные по мастерству работы П. фламандца А. ван Дейка. Возросшая в 17 в. тяга художников к самопостижению, утверждению творч. личности способствует широкой и многогранной разработке станковых форм автопортрета (достигший особенных вершин в этой области Рембрандт, его соотечественник К. Фабрициус, ван Дейк, французский живописец Н. Пуссен). Реа-листич. тенденции иск-ва 17 в. проявились также в портретном творчестве В. Гисланди в Италии, Ф. Сурбарана в Испании, С. Купера и Дж. Райли в Англии, Ф. де Шампеня, М. Ленена и Р. Нанте ля во Франции. Существ. обновление идейно-содержат. структуры П. в 17 в. сопровождалось эволюцией его выразит. средств (убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками ), что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность.

Дж. Бернини. Порт-рет Людовика XIV. Мрамор. 1665. Нац. музей Версаля и Трианонов.

Движение оказывается в основе композиции многих Л. 17 в.; при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Решительно активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового П. Ясно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой П.-картину. В П. 17 в. отразились и негативные тенденции иск-ва той эпохи. Во многих парадных П. мастеров этой эпохи реалистическое образное начало с трудом прорывается сквозь известную условность форм, свойственную иск-ву барокко. Ряд же П. несёт в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика (произведения французского живописца П. Миньяра и скульптора А. Куазевокса, английского живописца П. Лели).

Уже во 2-й пол. 17 в. многие достижения реалистич. П. предаются забвению. Не только аристократ, но и всё более ощущающий себя хозяином жизни буржуа требуют от П. безоговорочной лести. В голландских П. на смену жизненной правдивости Рембрандта приходят приторная сентиментальность, холодная театральность и условная репрезентативность. Придворно-аристократич. П. особенно расцветает во Франции. В 18 в. офиц. иск-во являет многочисл. образцы парадного, ложноидеализирующего, часто "мифологизированного" П. (Ж. Натье, Ф. Г. Друэ), в к-ром первостепенная роль отводится декоративной нарядности модели. Одновременно в иск-ве 18 в. возникает и утверждается новый реалистич. П., во многом связанный с гуманистич. идеалами эпохи Просвещения. Во Франции он представлен остроаналитич. образами живописца М. К. Латура, скульпторов Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, утончённо-интеллектуальными поздними работами А. Ватто, редкими по жизненной простоте и искренности "жанровыми" портретами кисти Ж. Б. С. Шардена, полными лиризма и теплоты пастелями Ж. Б. Пер-ронно, виртуозными по исполнению жизненно правдивыми портретами работы О. Фрагонара; в Великобритании - ост-росоциальнымн, демократич. портретными произведениями У. Хогарта. Особенно полно и глубоко свежие реалистич. тенденции проявляются в П. 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., когда выступают такие блестящие мастера, как Дж. Рейнолдс и Т. Гейнсборо в Великобритании, Дж. Стюарт в США. Созданные этими живописцами интимные и парадные П. отличаются точностью социальных характеристик, тонкостью психологич. анализа, глубоким раскрытием внутр. мира и богатства чувств изображаемых людей.

В России усиленный интерес к П. проявляется в 17 в. в связи с экономич., политич. и культурным ростом страны. Широкое распространение получает парсуна. В 18 в. происходит интенсивное развитие светского русского П. (полотна И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, А. П. Антропова, И. П. Аргунова, И. Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего вровень с высшими достижениями совр. мирового П. (живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, скульпт. работы Ф. И. Шубина, гравюры Е. П. Чемесова).

Решению новых задач в жанре П. во многом способствовала Великая франц. революция. Её событиями непосредственно навеян ряд историч. картин портретного характера Ж. Л. Давида, отмеченных чертами классицизма. В созданной Давидом на рубеже 18-19 вв. обширной галерее заострённых по социальной характеристике П. представителей различных кругов общества ярко и правдиво выявлены многие существ, аспекты эпохи. Революц.-освободит, идеи нашли отражение в острореалистич. П., исполненных испанцем Ф. Гойей и положивших начало критич. линии в жанре П. Страстно-эмоциональные интимные П. и автопортреты Гойи в основе своей романтичны. Тенденции романтизма получают развитие в 1-й пол. 19 в. в портретном творчестве живописцев Т. Жерико и Э. Делакруа, скульптора Ф. Рюда во Франции, живописцев О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, отчасти В. А. Тро-пинина в России, О. Рунге в Германии. Наряду с ними развиваются, наполняясь новым жизненным содержанием, портретные традиции классицизма (во Франции живописец Ж. О. Д. Энгр). С именем француза О. Домье связано возникновение в 19 в. первых значит. образцов сатирич. П. в графике и скульптуре.

Проблема социальной характеристики, последовательное раскрытие этич. достоинств человека через его психологию по-новому и по-разному решаются в реалистич. П. сер. и 2-й пол. 19 в. Ещё больше расширяется географич. диапазон П., возникает ряд его нац. школ, множество стилистич. направлений, представленных различными творч. индивидуальностями (Г. Курбе во Франции; А. Менцель, В. Лейбль в Германии; А. Стивене в Великобритании; Э. Вереншёлль в Норвегии; Я. Матейко в Польше; М. Мункачи в Венгрии; К. Манес в Чехословакии; Т. Эйкинс в США).

К. П. Брюллов. "Графиня Ю. П. Самойлова с Дж. Пачини и арапчонком". 1832-34. Частное собрание. Вашингтон.

Большими достижениями в области П. отмечено во 2-й пол. 19 в. творчество русских мастеров, связанное с усилением демократических тенденций в жизни страны. Передвижники В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко и особенно И. Е. Репин создают галерею П. выдающихся деятелей нац. культуры. В П. крестьян работы Перова, Крамского, Репина отражён глубокий интерес художников-демократов к представителю простого народа как к значительной, полной богатой внутр. жизни личности. Русские портретисты нередко обращаются к П.-типу, героями к-рого становятся безымянные представители как народа, так и революц. интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличит. П., широко вводят портретное начало в бытовой и историч. жанры (картины В. И. Сурикова).

И. Е. Репин. Портрет В. В. Стасова. 1883. Русский музей. Ленинград.

С рождением фотографии возникает и развивается под сильным воздействием портретной живописи фотопортрет, к-рый, в свою очередь, стимулирует поиски новых форм образного строя как живописного, так и скульптурного и графического П., недоступных фотоискусству.

В последней трети 19 в. во Франции к существ, обновлению идейно-художеств. концепции П. приводят открытия мастеров импрессионизма и близких им художников-живописцев Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, скульптора О. Родена. В основе их портретного творчества -проникнутые глубоким гуманизмом образы, передающие изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде. В разной мере черты импрессионизма присущи П. работы шведа А. Цорна, немца М. Либермана, американцев Дж. М. Уистлера и Дж. С. Сард-жента, русского художника К. А. Коровина. Импрессионистическому П. по своим целям и образной структуре противоположно портретное творчество крупнейшего французского мастера последней трети 19 в. П. Сезанна, стремившегося выразить в монументальном и целостном художеств. образе некие устойчивые свойства модели. В это же время создаются драматичные, нервно-напряжённые портретные произведения голландца В. ван Гога, глубоко отразившие жгучие проблемы нравственной и духовной жизни совр. человека. Своеобразный отпечаток на художеств. язык П. в кон. 19 -нач. 20 вв. накладывает стиль "модерн", сообщая ему лаконичную заострённость, нередко придавая характеристике модели черты гротеска (портреты, созданные А. де Тулуз-Лотреком во Франции, Э. Мунком в Норвегии и другими).

В предреволюц. России реализм получает новое качество в исполненных глубокого общественного пафоса, остропсихологических портретах, созданных

В. А. Серовым, в духовно значительных, по-разному раскрывающих ценность творч. личности П. работы М. А. Врубеля, С. В. Малютина, А. Я. Головина, в социально выразительных П.-типах рабочих кисти Н. А. Касаткина, работы скульптора С. Т. Конёнкова, в воспевающих цельность народной натуры П.-картинах А. Е. Архипова, Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина, лирически интимных портретах в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, К. А. Сомова, 3. Е. Серебряковой. С др. стороны, наблюдается резкая деградация жанра в многочисленных образцах салонного П., портретных работах представителей различных "левых" группировок.

В 20 в. в жанре П. проявились особенно сложные и противоречивые тенденции иск-ва новой история, эпохи, обостряющаяся борьба демократич. и бурж. культур. На почве модернизма возникают произведения, лишённые самой специфики П., подчёркнуто уходящие от реального облика модели, сводящие её изображение к условной, отвлечённой схеме. В противовес им идут интенсивные поиски новых реалистич. средств утверждения в П. духовной силы и красоты человека. Реалистич. традиции П. по-разному продолжаются в графике К. Кольвиц в Германии, в живописи У. Орпена и О. Джона в Великобритании, в скульптуре А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо во Франции. В портретном творчестве крупнейших зап.-европ. мастеров 20 в. (П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руо, А. Модильяни во Франции, Ж. Грос, О. Дикс, Э. Бардах в Германии, О. Ко-кошка в Австрии) сосуществуют, а порой и сталкиваются противоречивые идейно-художеств. тенденции.

О. Роден. Портрет В. Гюго. Бронза. 1897. Музей Родена. Париж.

В, А. Серов. Портрет К. С. Станиславского. Пастель. 1911. Третьяковская галерея. Москва.

П. Пикассо. Портрет Л. С. Бакста. Рисунок карандашом. 1922. Частное собрание. Франция.

К сер. 20 в. развитие П. становится всё более сложным, всё чаще характеризуется кризисными чертами. Утрата П. жизнеутверждающего начала сопровождается нарочитым искажением (деформацией) человеческого облика. В различных течениях модернизма практически исчезает образ человека. Однако прогрессивные зарубежные мастера (живописцы Р. Гуттузо в Италии, X. Эрни в Швейцарии, Д. Ривера и Д. Сикей-рос в Мексике, Э. Уайет в США, Сэй-сон Маэда в Японии; скульпторы К. Дуниковский в Польше, В. Аалтонен в Финляндии, Дж. Манцу в Италии, Д. Дейвидсон и Дж. Эпстайн в США) творчески развивали и развивают традиции мирового реалистич. П., обогащают их новыми художеств. открытиями, создавая образы, полные жизненной правды и гуманистич. пафоса. Позиции общественно активного, демократич. в своей основе реализма занимают художники социали-стич. стран: Ф. Кремер в ГДР, К. Баба в Румынии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии, Д. Узунов в Болгарии и др. Советский П.- качественно новая ступень в истории мирового портретного иск-ва, один из осн. жанров советского изобразит. иск-ва, отмеченный всеми его характерными чертами. В советском П. наметилась устойчивая тенденция относительно равномерного его развития во всех осн. видах изобразит, иск-ва. Портретный образ всё чаще входит в сюжетную картину, монументальную скульптуру, плакат, сатирич. графику и т. п. Советский П. многонационален; он впитал как традиции зап.-европ. и русского реалистич. П., так и достижения-многих портретистов 19-20 вв., представляющих разные народы СССР. Осн. содержание советского П.- образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких духовных качеств, как коллективизм, социалистич. гуманизм, интернационализм, революц. целеустремлённость. Гл. героем советского П. становится представитель народа. Возникают П.-типы и П.-картины, отражающие новые явления в трудовой и обществ. жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Ряжского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова, С. А. Чуйкова). Наряду с портретными образами советской интеллигенции, созданными такими мастерами, как живописцы Малютин, К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, С. М. Агаджанян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. Мууга, скульпторы Конёнков, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Т. Залькалн. Л. Давыдова-Медене, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский, Э. Эйнманн, появляются жизненно правдивые П. рабочих, воинов Советской Армии (скульптура Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, Г. Г. Чубаряна, живопись А. А. Шовкуненко, В. П. Ефанова, И. А. Серебряного, графика Ф. Паулюк) и колхозников (живопись А. А. Пластова, А. Тудайтиса, И. Н. Клычева). На новой идейно-художеств. основе создаются групповые П. (произведения А. М. Герасимова, Корина, Д. Д. Жилин-ского). Новаторскими чертами отмечены исторические и, в частности, историко-революц. П. мастеров союзных республик ("Лениниана" Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, Вл. А. Серова, В. И. Ка-сияна, Я. И. Николадзе). Развиваясь в русле единого идейно-художеств. метода социалистич. реализма, советский П. отличается многообразием творч. индивидуальностей его мастеров, богатством художеств. манер и решений темы, смелыми поисками новых выразит. средств.

В. С. Мешков. Портрет С. М. Будённого. 1927. Третьяковская галерея. Москва.

П. Д. Корин. Портрет художников Кукрыниксов. 1958. Третьяковская галерея. Москва.

Л. Е.Кербель. Портрет Ю. А. Гагарина. Бронза. 1962. Установлен на Аллее героев космоса в Москве.,

Илл. см. на вклейках - к стр. 384-385 и табл. IX-XII (стр. 400-401).

Лит.: Искусство портрета. [Сб. ст., под ред. А. Г. Габричевского], М., 1928; Античный портрет. [Сб. ст.], Л., 1929; Вальдгауер О. Ф., Этюды по истории античного портрета, ч. 1, П., 1921, ч. 2, М.-Л., 1938; его же, Римская портретная скульптура в Эрмитаже, П., 1923; Французские карандашные портреты XVI-XVII веков. [Альбом], Л., 1936; Алпатов М. В., Очерки по истории портрета, [М.- Л.], 1937; Лазарев В. Н., Портрет в европейском искусстве XVII века, М.- Л., 1937; Павлов В. В., Скульптурный портрет в древнем Египте, М.-Л., 1937; его же, Египетский портрет I-IV веков, М., 1967; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования, М., 1955; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века, под ред. Н. Г. Машковцева, М. ,1963; Очерки по истории русского портрета конца XIX - начала XX века, под ред. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964; Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века, под ред.. И, М. Шмидта, М., 1966; Волков-Ланнит Л., Искусство фотопортрета, [М., 1967]; Светлов И. Е., Советский скульптурный портрет, М., 1968; Зингер Л. С., Советская портретная живопись, М., 1968; его же, О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета, [М., 1969]; Золотев Ю. К., Французский портрет XVIII века, М., 1968; Виппер Б. Р., Проблема сходства в портрете, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Гершензон-Чегодаева Н. М., Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы, М., 1972; Проблемы портрета. Материалы научной конференции (1972), М., [19741; WaetzoldtW., Die Kunst des Portrats, Lpz., 1908; Simme1 G., Das Problem des Portrats, в его кн.: Zur Philosophie der Kunst, Potsdam, [1922]; Furst H., Portrait painting, L., [1927]; Riegl A., Das hol-landische Gruppenportrat, W., 1931; Funfhun-dert Selbstportrats.(Plastik. Malerei. Graphik), W., 1936; Zeit und Bildnis, Bd 1 - 6, W., 1957; Richter G., The portraits of the Greeks, v. 1-3, L., 1965. Л. С. Зингер.

ПОРТ-САЙД, город на С.-В. Египта, на побережье Средиземного м., у сев. входа в Суэцкий канал. Адм. ц. муха-фазы Порт-Саид. 313 тыс. жит. (1970). Жел. и шосс. дорогами связан с населёнными пунктами зоны Суэцкого канала, дельты и долины Нила. Торг.-трансп. и бункеровочный центр между-нар. значения. По объёму вн