загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

боре на Вавеле в Кракове. 151/-33.

На развитие иск-ва с кон. 18 в. влияло просветительство, антифеод. и нац.-освободит. борьба польск. народа. Архитектуре классицизма, складывающейся в 1770-х гг., свойственны вначале отд. барочные черты (дворцово-парковый комплекс Лазенкн в Варшаве, илл. см. т. 14, стр. 105). Для построек кон. 18 - нач. 19 вв. характерны камерность, изысканная простота форм (церкви и дворцы архитекторов Ш. Б. Цуга, X. П. Айгнера, Я. Кубицкого, С. Завадзкого). В кон. 1810-20-х гг. архитектура классицизма становится более парадной, приобретает пространств, размах (ансамбли центр.площадей Варшавы, арх. А. Корацци, илл. см. т. 4, табл. XXI-XXII, стр. 224-225). В стиле классицизма возводятся жилые и хоз. постройки в городах и посёлках. В период политич. реакции 1830-х гг. объём стр-ва сократился, усилились тенденции стилизаторства и эклектики. Во 2-й пол. 19 в. хаотически разраставшиеся города застраивались доходными домами с дворами-колодцами. На рубеже 19-20 вв. в зодчестве проявились поиски нац. своеобразия. С. Витке-вич создал т. н. стиль Закопане, опирающийся на традиции нар. архитектуры. В нач. 20 в. под австр. влиянием распространился стиль "модерн". В постройках Кракова [Старый ("Стары") театр, арх. Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369] декоративная причудливость форм сочеталась с использованием мотивов ср.-век. архитектуры П. Для построек Варшавы (Банк кооперативных об-в, арх. Я. Хёйрих-млад-ший, илл. см. т. 4, табл. XXII, стр. 224-225) характерны большая строгость, поиски конструктивной логики.

При королев, дворе в Варшаве в последней трети 18 в. гл. роль играли иностр. художники (живописец М. Баччарелли, скульптор А. Лебрен, портретисты И. Б. Лампи и И. Грасси). Документ. виды Варшавы и её окрестностей создавал Б. Беллотто. Придворному иск-ву противостояли художники, пытавшиеся отразить гражданственно-патриотич. настроения эпохи [ист. композиции Ф. Смуг-левича (П. Смуглявичюса), М. Стаховича]. Зарождение демократич. бытового жанра связано с творчеством Я. П. Норблина (оставившего живые зарисовки жизни П., в т. ч. восстания 1794) и его последователей М. Плоньского и А. Орловского. Преромантич. веяния проявились в портретах К. Войняковского. В 1-й трети 19 в. господствующим направлением был ака-демич. классицизм. Выделялись портреты А. Бродовского, к-рым были свойственны отд. романтич. черты. Получил развитие и бытовой жанр (сцены гор. жизни Ф. Пиварского и Ф. Пенчарского). В 1840-50-е гг. утверждается романтизм,проникнутый национально-демократич. тенденциями (полные динамики и экспрессии батальные сцены и гуманистич. крест, портреты П. Михаловского; портреты X. Родаковского). С сер. 19 в. получает развитие ист. живопись, к-рая достигает вершины в 1860-80-е гг. в творчестве Я. Матейко. Национально-гражданств. пафос, драматич. выразительность, реалистич. убедительность образов сочетаются в его многофигурных композициях с нарядной звучностью красочной гаммы. В циклах рисунков А. Гротгера черты патриотической романтики и реализма сосуществуют с академич. тенденциями. В 1860-х гг. распространяется демократич. пейзажная и жанровая живопись, проникнутая социально-критич. тенденциями (картины на темы нар. жизни Ф. Костшевского, А. Котсиса; близкие к ^живописи барбизонской школы нац. пейзажи Ю. Шерментовского, В. Гер-сона). Тенденции демократич. реализма достигают вершины в 1870-80-е гг. (картины на темы восстания 1863-64 М. Герымского, композиции на темы гор. жизни А. Герымского, поэтически-обобщ. сцены крест, жизни Ю. Хелмоньско-го). В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта. С кон. 1880-х гг. возникают тенденции натурализма и салонного академизма, порой отмеченные фольклорно-символич. чертами (X. Семирадский, М. Котарбиньский, В. Прушковский). На рубеже 19-20 вв. в период -"Молодой Польши" распространяются импрессионизм (портреты Ю. Панкевича, О. Бознаньской, пейзажи Я. Станиславского, Ю. Фалата, жанрово-пейзажные композиции со сценами крест, труда Л. Вычулковского) и стиль "модерн". Иск-ву польск. -"модерна" ("сецессии") наряду с безудержной декоративной фантазией, а иногда и чертами салонно-сти (портреты и витражи Ю. Мехоффера) были свойственны национально-демокра-тич. устремления и тенденции символизма (картины Я. Мальчевского на темы жизни ссыльных польских повстанцев, витражи, портреты, пейзажи С. Выспянь-ского, Ф. Рущица, жанровые сцены В. Войткевича). Социально-реалистич. тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца. Переживает новый подъём графика (офорты и литографии Л. Вычулковского, архит. рисунки С. Ноаковского, книжное оформление С. Выспяньского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча). В скульптуре реализм и стиль "модерн" сосуществовали с импрессионизмом (В. Шимановский, К. Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка и эклектики на рубеже 19-20 вв. возникают попытки обновления декоративно-прикладного иск-ва, возрождения нар. промыслов (керамика, мебель, килимы С. Выспяньского, К. Тихы, Я. Щелковского).

Т. Пончино, Б. Вонсовский и Я. Катеначи. Костёл иезуитов в Познани. 17-18 вв. Интерьер.

X. Родаковский. Портрет генерала Дембиньского. 1852. Национальный музей. Краков.

С. Выспяньский. Декоративное оформление лестницы в доме Медицинского общества в Кракове. Около 1905.

Ю. Хелмоньский. "Аисты". 1900. Национальный музей. Варшава.

После образования бурж. польского гос-ва (1918) развитие иск-ва протекало противоречивым путём. Стремление к освоению новейших достижений европ. культуры, попытки создания совр. нац. стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством. В архитектуре в 1920-1930-е гг. тенденции неоклассицизма и функционализма (здания об-ва "Прюден-тиаль" в Варшаве, Ягеллонская б-ка в Кракове и др.) сосуществовали с модернистич. стилизацией в духе нар. зодчества (польск. павильон на Всемирной выставке в Париже, 1925, арх. Ю. Чайковский, К. Стрыеньский). Предпринимались попытки регулирования гор. застройки, создания рациональных по планировке р-нов (р-н Жолибож в Варшаве, арх. Б. Брукальская, С. Брукальский). Делались первые опыты массовой застройки в духе функционализма (арх. Б. Брукальская, С. Брукальский, Ш. Сыркус, Б. Пневский, И. Шанайца). Однако возможности реализации проектов были ограничены. В изобразит. иск-ве проявились воздействия кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура 3. Пронашко, Т. Чижевского). Использование традиций нар. иск-ва нередко сочеталось с модернистич. стилизацией (живопись Л. Стрыеньской). Демократич. линию в "фольклорном" направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие от лубка и отличавшиеся ясностью композиц. ритма, тонкой декоративностью. Творчество Скочиляса оказало влияние на формирование польск. трафич. школы 20 в. (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Цесьлевский-сын, С. Остоя-Хростовский, Т. Кулисевич). Демократические устремления в живописи воплощали Т. Маковский, своеобразно претворявший нек-рые приёмы кубизма и примитивизма, а также Ф. Ковар-ский, тяготевший к драматизму и нео-классич. обобщённости изображений. В творчестве "колористов" (Я. Цибис, X. Рудзка-Цибисова, А. Нахт-Самбор-ский, 3. Валишевский) и близких к ним живописцев (Э. Эйбиш) получили оригинальное воплощение приёмы постимпрессионизма. Авангардистские устремления проявились в работах скульпторов К. Кобро, X. Вициньского, живописца В. Стшеминьского и др. В 1930-е гг. усилились социально-критич. тенденции. Социальный протест выражали в отвлечённо-экспрессивных формах живописцы М. Ярема, И. Стерн, Т. Кантор. Художники X. Краевская, Ю. Кра-евский, Ф. Бартошек обращались к приёмам прогрессивной нем. графики. Бесчеловечность и лицемерие бурж. мира разоблачали сатирич. рисунки Б. Линке. В скульптуре стилизация в духе нар. творчества (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассич. тенденциями (статуи и памятники В. Виттига, X. Куны, А. Замойского). Крупнейший польск. скульптор К. Дуниковский, творчески претворяя отд. приёмы кубизма и экспрессионизма, создал собств. стиль, для к-рого характерны внутр. значительность образов, конструктивная строгость форм. Получили распространение рекламная графика и плакат (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик). Большие успехи были достигнуты в декоративно-прикладном искусстве (килимы В. Ястшембовского, Э. Плютыньской, керамика, мебель, изделия из металла).

В период 2-й мировой войны 1939-45 мн. насел. пункты П. были разрушены фашистами, памятники культуры уничтожены. После установления нар. власти начались работы по восстановлению и реконструкции превращённых в руины польск. городов. В них принимали участие СССР и др. социалистич. страны. В развитии архитектуры в послевоен. годы сыграли важную роль мастера старшего поколения (Ш. Сыркус, Б. Пнев-ский, Б. и С. Брукальские и др.). В жил. стр-ве кон. 1940 - нач. 1950-х гг. преобладала строчная застройка с экономичными малоэтажными зданиями. С сер. 1950-х гг., с развитием индустриализации и типизации стр-ва началось сооружение многоэтажных крупнопанельных и крупноблочных домов, а с нач. 1960-х гг. и домов из взаимозаменяемых сборных элементов. В связи с бурным развитием пром-сти в 1950-е гг. возникли новые города Нова-Хута (ныне в Кракове), Нове-Тыхы близ Катовице и др. Распространилась свободная система застройки, планировка жилых комплексов приобрела большую гибкость (р-ны Жолибож-ские Сады, Прага-3, Служевец - в Варшаве). Обществ. здания в кон. 1940 -нач. 1950-х гг. строились в традициях польск. функционализма ("Дом партии", геологич. интт в Варшаве, универмаг в Познани). После периода увлечения ист. стилями (пл. Конституции в Варшаве) в кон. 1950-х гг. возникло тяготение к рациональной простоте форм. Обществ, зданиям 1960-х гг. присущи функциональная целесообразность планировки, оригинальность конструктивных решений, гибкое ритмич. сочетание типовых конструктивных звеньев (Дом студенток в Кракове, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369; магазин "Суперсам" в Варшаве, илл. см. т. 4, табл. XXII, стр. 224-225; гостиница "Меркурий" в Познани, илл. см. табл. П, стр. 321). Уделяется большое внимание реконструкции центров, созданию выразит, объёмно-про-странств. композиций (ансамбль башенных и протяжённых зданий на Мар-шалковской ул. в Варшаве, центр г. Катовице и др.). В гор. стр-ве широко используются монумент. скульптура, мозаики, витражи. Большие успехи достигнуты в стр-ве спортивных сооружений, больниц и школ, пром. зданий (фабрики в Калише, Вышкуве, Лодзи), туристич. центров.

Ф. Коварский. "Пролетарнатчики". 1948. Собственность ЦК ПОРП.

В становлении изобразит, иск-ва нар. П. важную роль сыграли крупнейшие мастера старшего поколения (монументы К. Дуниковского, композиции на ис-торико-революц. темы Ф. Коварского, В. Вейса). В нач. 1950-х гг. к темам социалистич. стр-ва и революц. борьбы обращаются живописцы Ю. Краевский, X. Краевская, А. Сгрумилло, А. Кобз-дей, скульпторы С. Горно-Поплавский, Е. Ярнушкевич. Гуманистич. традиции получают новое развитие в скульпт. портретах (К. Дуниковский, А. Карны, Я. Пу-шет), станковой графике и плакате, отличающихся гражданственностью образов, многообразием художеств. приёмов (графич. циклы Т. Кулисевича, плакаты Т. Гроновского, Т. Трепковского, X. То-машевского). Традиции "колоризма" сохраняются в работах живописцев Я. Цибиса, А. Нахт-Самборского, X. Рудзкой-Цибисовой, Э. Эйбиша, Ю. Студницкого. Изысканно декоративные живописные композиции создают В. Таранчевский, А. Марчиньский и др. Приёмам фовизма, кубизма и экспрессионизма продолжают следовать живописцы Т. Бжозовский, Т. Кантор, И. Стерн, X. Стажевский. С сер. 1950-х гг. на первый план выступают самодовлеющие пластич. искания. Распространяются абстрактное искусство, экспрессионизм (А. Кобздей, Я. Ле-бенштейн), сюрреализм (Е. Тхужевский, Т. Бжозовский), а с кон. 1960-х гг.-"оп-арт", "поп-арт" и др. неоавангардистские течения. Наряду с этим возникают и тенденции возврата к реализму. Группы сторонников реалистич. иск-ва создаются в Варшаве, Гданьске и др. городах. Выразительностью фактуры, композиции, цветовых сочетаний выделяются картины на тему индустриализации, пейзажи, портреты, бытовые сцены Е. Кравчика, В. Гарболиньского и др. Черты символич. обобщённости и примитивизма присущи картинам Е. Новосельского и К. Микульского. В монумент. скульптуре кон. 1950-60-х гг. выделяются работы М. Конечного, Е. Бандуры, А. Хаупта, Ф. Душенко и др. Поиски декоративной выразительности материалов характерны для абстрактных пространственных композиций Е. Ярнушкевича, В. Хасиора. Ряд скульпторов обращается к традициям народного иск-ва. Высокий расцвет переживает станковая и иллюстрац. графика, отличающаяся экспрессией и декоративным изяществом образов, многообразием художеств. приёмов и манер (гравюры X. Хростовской-Пётрович, Е. Панека, М. Малины, иллюстрации и карикатуры 3. Ленгрена, Э. Липиньского, М. Хиш-паньской-Нёйман, О. Семашко, Я. М. Шанцера, А. Унеховского). Композиц. остротой и оригинальной выдумкой, яркой декоративностью выделяется плакат (Ю. Мрощак, В. Свежи, Я. Лени-ца). Уделяется большое внимание развитию нар. художеств. промыслов, художественному" конструированию промышленных изделий. В произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства поиски современных форм сочетаются с использованием традиций народного иск-ва.

Плакат народной Польши.

1. Т. Гроновский. "1-й польский конгресс мира". 1950. 2. Я. Леница. "Мазовше". 1955.

А. X а у п т, Ф. Душенко, X. Китовский. П амятннк героям Вестерплатте в Гданьске. Камень. 1966.

Илл. см. на вклейках - к стр. 193 и табл. V, VI (стр. 320-321).

Лит.: Международная выставка искусства социалистических . стран. Москва. 1958 -1959. Выставка польских художников..., [Варшава, 1958]; Захватович Я., Польская архитектура, пер. с польск., Варшава, 1967; Тананаева Л. И., Польское изобразительное искусство эпохи Просвещения, М., 1968; её же, Очерки польской графики, М., 1972; Выставка группы польских художников-реалистов, [Москва. Июль 1969. Каталог, б. м., 1969]; Уразова Л. Н., Польский плакат, М., [1969]; Dobrowolski Т., Nowoczesne malarstwo polskie, t. 1-3, Wr.- Kr., 1957-64; eго же, Sztuka Mtodej Polski, Warsz., 1963; Wa1iсki M., Malarstwo polskie. Gotyk. Renesans. Wczesny ma-nieryzm, Warsz., 1961; Czarnocka K., Pottora wieku grafiki polskiej, Warsz., 1962; Historia sztuki polskiej, 2 wyd., t. 1-3, Kr., 1965; Malarstwo Polskie. Manieryzm. Barok. Wstep M. Walicki i W. Tomkiewicz. Kata-og A. Ryszkiewicz, Warsz., 1971; Sztuka polska przedromanska i romariska do schylku XIII wieku, pod red. M. Walickiego, t. 1-2, Warsz., 1971-72; Starzynski J., Pol-ska droga do samodzielnosci w sztuce, Warsz., 1973.

XV. Музыка

Муз. культура П.- одна из древнейших слав. муз. культур, сходная по характеру с муз. иск-вом других слав. народов. В нар. инструментарии сохранились колотушки, бубны, свистульки (с 11 в.), в сопровождении к-рых исполняются обрядовые нар. песни, часто три-хордной структуры, с элементами пентатоники, одноголосные, б. ч. танцевальные, восходящие к языч. ритуальным песням с танцами (с 7 в.). В числе других нар. инструментов: струнные (смычковые и щипковые) - скрипки, мазанки, марины; духовые - лигавки, базуны, тромбиты. Среди нар. танцев (с пением) -ходзоный (предшественник полонеза), краковяк, мазурка, куявяк, оберек. Танцам аккомпанировали инструм. ансамбли странствующих музыкантов.

В 9-10 вв. вместе с католицизмом в П. проникает григорианский хорал. В 11 -12 вв. открылись церковные певческие школы; их ученики обогащали церковную музыку народными мелодиями из разных р-нов П. Влияние народной музыки особенно проявлялось в мистериях (с 12 в.), исполнявшихся странствующими священнослужителями (на лат. яз.) и потешниками, т. н. франтами (на польск. яз.).

Новый центр г. Катовице. Архитекторы И. Ярецкий, 3. Кносала, М. Крул и др. 2-я половина 1960-х гг.

В 12 в. возникли придворные капеллы, в 13 в. появилась т. н. рыцарская песня и внелитургическая песня на религиозные тексты. Первый известный композитор П.- Винценты из Кельце (13 в.), духовные песни которого отразили влияние муз. фольклора на церк. музыку. В 13 в. зарождается вокальная полифония, проникшая в 15 в. в светскую вок.-инструм. музыку (творчество Мико-лая из Радома). Развивается гор. муз. культура, особенно в Кракове. Там с 14 в. существовали гильдии, затем цехи гор. музыкантов, в т. ч. органистов, органных и др. мастеров муз. инструментов, были популярны песни студентов (жаков) ун-та, где с 16 в. преподавалась теория музыки (Себастьян из Фелынтына и др.), возникли издательства (выпускали также ноты).

В 16 в. с распространением идей Возрождения и Реформации в польск. музыке усиливаются светские элементы, появляются песни типа мадригала, развиваются танц. формы в инструментальной музыке, куда проникают влияния итал. и нидерл. полифонич. школ (благодаря иностр. музыкантам, служившим при королев, дворе). Иск-вом исполнения зап.-европ. католич. музыки славились польск. капеллы, в т. ч. капелла роранти-стов (с 1543; рораты - заутреня во время рождественского поста). Произв. духовной музыки различных жанров писали Вацлав из Шамотул, Марцин из Львова (М. Леополита), Миколай из Кракова, к-рый был также одним из первых известных авторов польск. танцев и обработок для фп. соч. иностр. композиторов. Музыканты же, связанные с протестантизмом, культивировали нац. элементы, издавали песни с польск. текстами, основанные на нар. бытовой, танц. музыке. Церк. жанры (сб. "Мелодии польского псалтыря" М. Гомулки, 1580) свидетельствуют о формировании музыки гомофонно-гармонич. склада (см. Гомофония). В 16-17 вв. выдвигаются композиторы Като Диомед, В. Длугорай (также виртуозы-лютнисты), Я. Поляк и др., сочетавшие развитие нац. элементов с использованием распространённых в Зап. Европе жанров танц. и инструм. музыки. Их произв., изданные в польск. и иностр. табулатурах, стали известны и в др. европ. странах, так же как струнные инструменты работы польск. мастеров (семья Гробличей, Б. Данкварт). При королев, дворе в Варшаве ставились оперные спектакли (в т. ч. итал. труппой с 1628). В сер. 17 в. в связи с общим экономическим упадком П. оперная труппа была распущена, королевский двор вместе с капеллой переведён в Дрезден. Небольшие оперные труппы из крепостных и инструм. капеллы существовали при дворах магнатов и епископов. Среди композиторов 1-й пол. 17 в.- М. Зе-леньский, М. Мельчевский, А. Яжемб-ский и Б. Пенкель. Стиль барокко в музыке П. (рубеж 17-18 вв.) развивали С. С. Шажиньский (трио-соната) и Г. Г. Горчицкий (хоровые церк. соч., в т. ч. концерты).

В 1748 в Варшаве открылся спец. театр, зал "Операльня", куда допускались (бесплатно) шляхта и горожане. В 18 в. в период роста нац.-освободит. движения имели распространение патриотнч. н повстанческие песни, в т. ч. "Вперёд, живее", получившая популярность среди участников восстания Т. Костюшко в 1794, революц. песня польск. легионеров в Италии "Мазурка Домбровского" ("Ещё Польша не погибла", 1797), ставшая позднее гимном П. и ПНР. Близка к этим песням по духу и "Варшавянка" К. Курпиньского (1831).

В 1765 в Варшаве осн. польский "Театр Народовы", в к-ром ставились нац. оперы; первая -"Осчастливленная нищета" М. Каменьского (1778), затем -опера-водевиль "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" Я. Стефани (либретто В. Богуславского; 1794) и др. Во 2-й пол. 18 в. открылись оперные театры в Кракове и Львове.

В сер. 18 в. в первых польск. симфониях (Я. Щуровского, А. Мильвида, Я. Вань-ского, В. Данковского и др.), имевших черты общности с произв. мангеймской школы и ранней венской классической школы, намечается нац. симф. стиль. В кон. 18 в. создаются камерно-инструм. концерты (Ф. Яневич, Я. Клечиньский). На рубеже 18-19 вв. развивается фп. музыка, гл. обр. танц. пьесы, в т. ч. полонезы (М. К. Огиньский и др.), мазурки, вальсы; в нач. 19 в.- также этюды, ноктюрны (пианистка и композитор М. Шимановская). В этот период важный вклад в развитие польск. музыки внесли муз.-обществ, деятели и композиторы, авторы историч. опер Ю. Эльснер, основатель (1821) и руководитель Ин-та музыки и декламации, учитель Ф. Шопена, и К. Курпиньский, дирижёр и (позднее) руководитель оперного театра в Варшаве ("Театр Бельки", открыт в 1833). Активизация муз.-концертной и театральной жизни, развитие различных жанров польск. музыки и форм публичного и домашнего музицирования подготовили почву для появления великого композитора и пианиста Ф. Шопена, творчество к-рого принесло польск. композиторской школе мировое признание. Шопен расширил выразит.-технич. возможности фп. игры, опоэтизировал и значительно драматизировал нац. бытовые танц. формы, наполнив их глубоким содержанием, дал новаторскую трактовку скерцо, прелюдии и этюда как самостоят. художественно завершённых произв., создал жанр фп. баллады, обновил гармонич. язык. Опираясь на нар. основу, он сочетал классич. стройность формы с лирич. непосредственностью, мелодич. богатством и неисчерпаемой творч. фантазией. Творчество Шопена оказало большое влияние на муз. культуру др. стран, в т. ч. России. В произв. рус. композиторов встречаются польск. мотивы - польск. акты в "Иване Сусанине" М. И. Глинки и "Борисе Годунове" М. П. Мусоргского, опера "Пан-воевода" Н. А. Римского-Корсакова (поев. Шопену), полонез и мазурка в "Евгении Онегине" и др. соч. П. И. Чайковского, инструм. пьесы Глинки, А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина и др. Позднее наблюдалось влияние русской музыкальной классики на музыку П., Напр. Чайковского - на творчество М. Карловича, А. Н. Скрябина - на К. Ши-мановского.

Традиции Шопена развивал его младший современник С. Монюшко, создатель польск. классич. нац. оперы ["Галька", "Страшный двор" ("Зачарованный замок") и др.]. Большую роль в оживлении концертной жизни П. во 2-й пол. 19 в. играли композиторы и исполниТе-ли-виртуозы: скрипач К. Липиньский, братья Венявские (Юзеф - пианист; Генрик - скрипач) и Контские (Антон -пианист; Аполлинарий - скрипач, основатель Варшавского муз. ин-та, его руководитель в 1861-79) и др. В кон. 19-нач. 20 вв. традиции Монюшко продолжали в своих операх В. Желеньский и 3. Носковский, пианист И. Я. Падерев-ский (два последних - авторы и симф. произв.), в вокальной лирике - Э. Пан-кевич, Я. Галль, С. Невядомский и др. Композиторы-пианисты Ю. Зарембский, А. Рутковский, а также Э. Панкевич развивали нац. традиции. Усилению интереса к нац. фольклору способствовал основоположник польск. муз. этнографии О. Кольберг, создавший монументальный многотомный труд ч Народ, его обычаи, образ жизни, язык..." (выходил в 1865-90).

В нач. 20 в. значительно активизируется муз. жизнь П.: в Варшаве возникают нац. филармония (1901) и Издательское т-во молодых польск. композиторов, способствовавшие развитию симф. музыки, гл. обр. жанра симф. поэмы, отразившей влияния неоромантич. симф. поэм Ф. Листа, Р. Штрауса, а также П. И. Чайковского и особенно А. Н. Скрябина. Молодые польск. композиторы (К. Шима-новский, Л. Ружицкий, Г. Фительберг, А. Шелюто, а также более зрелый композитор, но близкий им по творч. устремлениям и присоединившийся позднее М. Карлович), впоследствии именовавшиеся "Молодой Польшей" в музыке (по аналогии с лит.-поэтич. группой), в своём творчестве стремились искать новые пути развития польск. муз. культуры - на основе сочетания нар.-нац. черт с достижениями мирового муз. искусства. В кон. 19 - нач. 20 вв. в исполнительском иск-ве выделяются дирижёры Э. Млынарский, Г. Фительберг и др.; пианисты И. Я. Падеревский, И. (Ю.) Гофман и более известные как педагоги Т. Лешетицкий, А. Михаловский (создал традицию исполнения Шопена), Ю. Тур-чиньский; клавесинистка В. Ландовская; скрипачи С. Барцевич, Б. Губерман, П. Коханьский, И. Лотто; певцы А. Бан-дровский, Я. и Э. Решке, А. Дидур, И. Дыгас, певицы М. Сембрих-Коханьская, Я. Королевич-Вайдова, X. Рушковская-Збоиньская, С. Шимановская-Корвин.

После обретения П. независимости (1918) творч. атмосфера муз. жизни определялась разнородностью часто противоречивых тенденций, развивавшихся в результате знакомства с новой музыкой композиторов др. стран, усиленными поисками собств. путей в творчестве. Для муз. культуры П. 1920-30-х гг. характерна острая борьба молодых композиторов, группировавшихся вокруг Шимановского и "Ассоциации молодых польских музыкантов" (возникла в 1926 в Париже; возглавлялась П. Перковским, среди входивших в неё - К. Сикорский, Я. Маклякевич, Т. Шелиговский, Б. Войтович, С. Вехович), с композиторами старшего поколения (П. Рытель, Э. Моравский, Э. Млынарский), отстаивавшими строгое следование традициям и нац. замкнутость польск. иск-ва. Более нейтральную позицию занимали Б. Шабель-ский и Ю. Кофлер (впервые в музыке П. использовал приёмы додекафонии). С 1930-х гг. выдвигаются исполнители: пианисты X. Штомпка, С. Шпинальский, З. Джевецкий; скрипачи И. Дубиская, Э. Уминьская; певец Я. Кепура, певицы М. Полиньская-Левицкая, Е. Бандров-ска-Турска, А. Сари и др. В ун-тах работали музыковеды А. Хыбиньский, 3. Яхимецкий, Л. Каменьский и др. Расширилась сеть муз. об в, оркестров, периодической печати; увеличилось количество высших и средних муз. уч. заведений, консерваторий (в Катовице, Познани и др.); продолжала работу консерватория в Варшаве (новое назв.- Высшая муз. школа им. Шопена, 1946) и др. Начали проводиться междунар. конкурсы (1 раз в 5 лет) в Варшаве - пианистов им. Шопена (с 1927) и скрипачей им. Венявского (с 1935, с 1952 - в Познани, где с 1956 проводятся также конкурсы композиторов, с 1957 - скрипичных мастеров). В 1939 по инициативе польск. секции Междунар. об-ва совр. музыки в Варшаве был впервые проведён Междунар. фестиваль совр. музыки, на к-ром исполнялись также соч. молодых польск. композиторов.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 были уничтожены б-ки, архивы, рукописные фонды и пр. Однако муз. жизнь полностью не прекратилась - организовывались нелегальные концерты нац. музыки и поэзии в артистич. кафе и частных домах (гл. обр. в Варшаве). Создавались повстанческие песни (в 1947 изданы в серии "Песни подпольной борьбы"; в числе авторов - В. Лютослав-ский, песни которого изданы в СССР в 1974).

По окончании войны в ПНР сразу же началось строительство социалистич. культуры: возобновили деятельность муз. театры, возникли театр, коллективы художеств, самодеятельности, проф. и любительские об-ва, муз. изд-во (в Кракове), филармонии. В 1945 в Кракове был проведён 1-й Всепольский съезд композиторов, в результате к-рого на основе существовавших с сер. 20-х гг. муз. объединений (секций и товариществ) в том же году был организован Союз польских композиторов. В Варшаве состоялся 17-й фестиваль Междунар. об-ва совр. музыки (1945).

В ПНР 21 симф. оркестр, 10 оперных театров, в т. ч. передвижные, 9 театров оперетты, 7 высших муз. школ (в Варшаве, Кракове, Познани, Лодзи, Вроцлаве, Гданьске, Катовице), ок. 120 средних и нач. муз. школ (на 1974). Возрождение П. на новой, социалистич. основе вызвало подъём и демократизацию иск-ва. Большинство композиторов в кон. 1940 -нач. 1950-х гг. обратилось к массовым вокальным и инструм.-хоровым жанрам (с использованием фольклора), доступным широкому слушателю (песни А. Градштейна, Т. Сыгетыньского, кантаты С. Веховича, Т. Шелиговского, в к-рых ощутимо влияние сов. массовой песни и кантатно-ораториальной музыки; оркестровые и вокально-симф. соч. Лютослав-ского, Г. Бацевич, Т. Бэрда, К. Сикор-ского). В них преобладали темы мира, труда, патриотич. подвига.

В сер. 1950-х гг. появились произведения, вызванные воспоминаниями о фашизме и войне и выражавшие протест против них. Обращение к образам зла, насилия, призыв к борьбе с ними привели к коренному изменению муз.-эстетич. критериев. Отсюда напряжённые поиски новых выразительных средств, приводящие часто к усложнённости муз. языка, при стремлении к совершенствованию композиторской техники; возникает интерес к различным течениям авангардизма, увлечение сонористикой, алеаторикой, серийной музыкой, додекафонией ("Плач по жертвам Хиросимы" К. Пендерецкого, опера "Завтра" Бэрда, "Траурная музыка", "Три поэмы Анри Мишо", "Венецианские игры", "Книга для оркестра", "Прелюдии и фуга" и др. сочинения Лютославского). Среди других современных композиторов: X. Турецкий, К. Сероцкий, Б. Шеффер, В. Киллар, В. Котоньский, В. Шалонек, А. Блёх, К. Мейер, 3. Рудзиньский. Творчество ведущих композиторов П. получило широкое признание, мн. произв. удостоены междунар. премий, в т. ч. пр. ЮНЕСКО. С 1956 проводится ежегодно Междунар. фестиваль совр. музыки "Варшавская осень", в к-ром участвуют и сов. композиторы. Большое значение приобрели фестиваль старинной музыки Вост. Европы (Musica Antique Europae orientalis) в Быдгоще (с 1966, каждые 3 года), фестиваль ора-ториально-кантатной музыки "Врати-славские певцы" ("Wratislavia Cantans") во Вроцлаве, Междунар. фестиваль эстрадной песни в Сопоте, фестивали сов. песни в Зелёна-Гуре и польск. песни в Ополе и др. Среди совр. исполнителей: дирижёры В. Ровицкий, X. Чиж, Я. Кренц, С. Вислоцкий, К. Корд, Б. Водичко, А. Марковский и др.; пианисты Г. Черны-Стефаньска, Б. Хессе-Бу-ковская, А. Харасевич, Р. Смендзянка, П. Палечны и др.; скрипачи В. Вилко-мирская, Т. Вроньский, К. А. Кулька, П. Яновский; певцы Б. Папроцкий, А. Хьольский, Б. Ладыш, В. Охман, певицы К. Щепаньская, М. Фолтын, С. Войтович, Г. Лукомская, К. Шостек-Радкова. Имеются различные объединения артистов и музыкантов всех специальностей. Варшав. муз. об-во (существует с 1870) ведёт работу по муз.-эстетич. воспитанию уч-ся и широких масс. Польск. муз. изд-во публикует старинные и совр. муз. произведения, труды польских музыковедов и иностранных авторов. В П. имеется неск. муз. журналов, в т. ч. "Ruch muzyczny" (двухнедельный, с 1960) и "Muzyka" (квартальный, с 1956). ' Популярны ансамбли нар. песни и танца "Мазовше" и "Шлёнск", а также проф. исполнители старинной музыки -вокально-инструментальные ансамбли и камерные хоры, в т. ч. "Познанские соловьи".

Лит.: Б э л за И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954; Избранные статьи польских музыковедов, сб. 2, М., 1959; Jасhimeсki Z., Muzyka polska w rozwoiu historycznym od czasow najdawniejszych do doby obecnej, t. 1 - 2, Кг., 1948-51; S t r u m i 1 t о Т., Szkice z polskiego zycia muzycznego XIX w., Kr., 1954; Michafowski K., Bibliografia polskiego pismiennictwa muzycznego, Kr., 1955; Suple-ment za lata 1955-1963, Kr., 1964; Z dziejow polskiej kultury muzycznej, red. S. bobaczew-ska i in., t. 1-2, Kr., 1958-66; Polska wspot-Iczesna kultura muzyczna. 1944-1946, red. E. Dziebowska, Kr., 1968; ChomiriskiJ., Muzyka Polski Ludowej, Warsz., 1974; E r-hardt L., Muzyka w Polsce, Warsz., 1974. См. также библиографию к ст. Шопен.

XVI. Балет

Первые балетные представления показывались в П. ещё в 17 в. Балетные труппы складывались в 18 в. при дворах магнатов. Одна из них - Т-во танцовщиков его королевского величества -формируется в период 1785-94 в первую проф. труппу П. В 1801 в Варшаве открылась балетная школа, которой руководил франц. педагог Ф. Ле Ду (в 1818 реорганизована в школу при "Театре Народовы"). Выпускники этой школы вошли в состав балетной труппы "Театра Народовы" (Л. Польковская, Ю. Межиньская, Л. Полихновская, Е. Валинъский и др.). В 1823 франц. балетм. Л. Терри и Межиньская пост, здесь балет "Свадьба в Ойцуве" на музыку К. Курпиньского и Ю. Дамсе, основанный на польск. нар. танцах и обрядах. В 1826-43 труппой руководил франц. балетм. М. Пион. В 1833 в Варшаве в "Театре Бельки" была создана балетная труппа. В 1843-1867 (с перерывами) здесь работал балетм. Р. Турчинович (поставил "Жизель" А. Адана, 1848, "Эсмеральду" Ч. Пуньи, 1851, и др.). С 70-х гг. 19 в. и до 1918 польск. балетный театр переживал кризис из-за отсутствия постоянного руководства и эмиграции артистов балета. Здесь работали иностр. балетмейстеры и танцовщики: Э. Чекетти, М. М. Фокин и др. После получения П. независимости (1918) начинается возрождение нац. балета. Балетм. П. Зайлих, Ф. Па-рнель, Я. Циклиньский ставят балеты польск. композиторов К. Шимановского ("Харнази"), К. Московского, Л. Ружицкого. При оперных театрах Львова, Познани создаются балетные труппы. В 1937 организована самостоят, труппа Балет польский (рук. Б. Нижинская и Л. Вуйциковский, солисты - О. Славская, О. Глинкувна, 3. Килиньский и др.). После 2-й мировой войны в 1945-52 в ПНР открываются театры (и при них балетные труппы и школы) в Варшаве, Бытоме, Познани, Вроцлаве, в 1952-64 в Гданьске, Лодзи, Быдгоще, Кракове. В их репертуаре балеты классич. наследия ("Лебединое озеро" П. И. Чайковского, "Жизель"; "Петрушка" И. Ф. Стравинского и др.), совр. зарубежных ("Чудесный мандарин" Б. Бар-тока и др.), а также современных польских композиторов (Г. Бацевич, А. Блё-ха, Т. Берда). Среди известных артистов балета и балетмейстеров: Я. Яжи-нувна-Собчак, Л. Вуйциковский, Б. Бит-нерувна, В. Груца и др. В 1973 в Познани создан Польск. театр танца (Поз-нанский балет), к-рым руководит балетмейстер К. Джевецкий (в своей практике ориентируется на танец "модерн"). В П. имеется (1974) 9 балетных трупп, 4 хореографических училища. Материалы по вопросам балетного искусства публикуются в журн. "Ruch muzyczny" (с 1960) и "Taniec". Среди ведущих бале-товедов: И. Турская, Т. Высоцкая, Я. Пуделек.

Лит.: Turska Y., Krotki zarys historii tanca i baletu, Kr., 1962; Pudelek J., Warszawski balet romantyczny, Kr., 1968; Wysocka Т., Dzieje baletu, Warsz., 1970.

XVII. Драматический театр

Ранние формы театральных зрелищ в П.- литургич. представления (сохранились отдельные сценарии 2-й пол. 13 в.). С развитием мистериального театра в 15 в. в религ. сюжеты стали проникать светские, сатирич. нар. мотивы (напр., "История о славном воскресении господнем" Николая из Вильковецка, между 1570-80). С кон. 16 в. получили распространение школьные театры, создававшиеся в дидактич. целях монашескими орденами. Однако и в их нази-дательно-схоластич. спектакли проникали реалистич. мотивы. В эпоху Возрождения возник придворный театр, упрочивший связи П. с театр, культурой др. стран. В 1633 в королев, замке в Варшаве было открыто первое постоянное театр, помещение с лучшей театр, техникой того времени. При короле Станиславе Августе Понятовском, любителе театра и просвещённом меценате, были построены в Варшаве (парк Лазенки) театр "В апельсиновой оранжерее" (1788) и открытый амфитеатр "На острове" (1790). Во 2-й пол. 18 в. крупные магнаты, подражая королев. двору, создавали в своих поместьях театры, развитие к-рых, проходившее под влиянием просветительских идей, способствовало формированию нац. театра П. В Варшаве 19 нояб. 1765 начал работать польский "Театр Народовы" -первый публичный театр П., ставивший пьесы польск. драматургов и иностр. авторов. В конце 18 в. борьбу за передовое нац. театральное иск-во возглавил В. Богуславский - режиссёр, актёр, драматург, теоретик и педагог, на протяжении мн. лет руководивший "Театром Народовы"; его деятельность способствовала организации и упрочению театров в Кракове, Вильнюсе, Познани и др. городах. Постановка им на сцене "Театра Народовы" на собств. либретто оперы-водевиля "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (муз. Я. Стефани, 1794) была выражением передовых идей нац. освобождения. Богуславский воспитал плеяду актёров, выступавших на сцене "Театра Народовы": К. Б. Свежавский, К. Ов-синьский, М. Шиманьский, Т. и А. Трусколаские, Ю. Ледуховская, Л. Дмушевский, А. Жулковский-отец и др.

1810-40-е гг. характеризуются разрывом между театральной практикой (репертуаром) и лит. драмой, достигшей своего расцвета в произв. выдающихся польск. романтиков (А. Мицкевича, Ю. Словацкого, 3. Красиньского и др.), но не нашедшей сценич. воплощения в то время. Значит, завоеванием театрального иск-ва стала постановка пьес Ю. Коженёвского, А. Фредро, отмеченных демократич. настроенностью, и европ. классики. В 1829 открылся театр "Розмаитости" (как филиал "Театра Народовы", к-рый слился с ним в 1836). Первый его руководитель - Б. Кудлич, воспитавший мн. известных актёров, среди к-рых Я. Круликовский, А. Жулковский-сын, Л. Гальперт, Ю. Рыхтер.

С кон. 60-х гг. 19 в. ведущим в стране становится Краковский театр, руководимый С. Козьмяном. Здесь сформировалась т. н. краковская школа - школа передового реалистич. сценич. мастерства, чуждого внешней декламационности, основанного на проникновении в психологию персонажа, на сдержанности внешних средств выражения. Её принципы нашли воплощение в творчестве А. Гофман, Ф. Бенды, В. Рапацкого, Б. Ладновского, Р. Желязовского, Л. Сольского. С краковской школой было связано творчество крупнейшей польск. актрисы X. Мод-жеевской. Опыт режиссуры краковской школы был развит в творчестве Т. Пав-ликовского и Ю. Котарбиньского. Традиции сценич. реализма продолжали мн. виднейшие мастера кон. 19 - нач. 20 вв., в т. ч. К. Каминьский, М. Френкель, М. Пшибылко-Потоцкая, В. Семашко, А. Зельверович, К. Адвентович, Ю. Венг-жин, Б. и Е. Лещиньские, С. Высоцкая.

В 1913 в Варшаве открылся "Театпр Польски", к-рый стремился противостоять проникновению в сценич. иск-во бур-жуазно-коммерч. влияния. Созданный по инициативе А. Шифмана, театр утверждал высокое качество репертуара, принцип подчинения всех компонентов действия единому замыслу, новаторство режиссёрских и декорац. решений. С его деятельностью в той или иной степени были связаны виднейшие мастера сцены, осуществлявшие в 20-30-е гг. (опираясь на принципы К. С. Станиславского) прогрессивные творческие начинания и продолжавшие их затем после создания народной П. Среди них: актёры и режиссёры Ю. Остэрва, С. Ярач, С. Высоцкая, а также Л. Шиллер, проводивший в своём творчестве концепцию "огромного театра" - театра монументального, поэтического и высокогражданственного, выражавшего идеи А. Мицкевича и С. Выспяньского.

После освобождения П. от фаш. оккупации (1944) начался процесс активного строительства нового нар. театра. В июне 1946 состоялась первая сессия Театр, совета, наметившая осн. направление работы театров как средства духовного воспитания широких масс. Были восстановлены и заново организованы театры в Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Познани, Катовице, Гданьске, Лодзи, Ополе, Торуни и др. В 1949 завершилась национализация театров. Важной вехой, отметившей первые успехи театра, возрождённого после войны и оккупации, явился фестиваль пьес У. Шекспира (1947), в числе лучших спектаклей к-рого были работы виднейших режиссёров старшего поколения (Л. Шиллера, В. Хожицы, И. Галля). В 1949 был проведён фестиваль рус. классич. и сов. драмы, имевший важное значение в утверждении принципов социалистич. эстетики. В 1951 во Вроцлаве был организован фестиваль совр. польск. пьесы, проводимый затем ежегодно (регулярно с I960). Догматич. тенденции, выразившиеся в произв. нек-рых польск. драматургов и театров (кон. 40 - нач. 50-х гг.) в суженном представлении о путях развития социалистич. иск-ва, позднее преодолевались прежде всего в пьесах Л. Кручков-ского, а также Е. Лютовского, Е. Брош-кевича, Т. Ружевича, С. Гроховяка, в нач. 70-х гг.- Э. Брылля и др. Получили широкое и разностороннее воплощение произв. А. Мицкевича, Ю. Словацкого, 3. Красиньского, С. Выспяньского.

Таблица I

К ст. Пномпень. 1. Ват Пном. Ступа. 15 в. 2. Мост через р. Тонлесап. 3. Тронный зал Королевского дворца. 2-я пол. 19 - нач. 20 вв. 4. Главный корпус Высшего технического института. 1962-64. Архитекторы С. Н. Михайлов, А. В. Мочалов, В. П. Наумов. 5. Улица Сангкак. 6. Современный жилой дом.

Таблица II

К ст. Познань. 1. Костёл Девы Марии. 1431-48. 2. Доминиканский костёл. Западный портал (сер. 13 в.). 3. "Псалтерия". 1512. 4. Ратуша. 1550-60. Архитектор Дж. Б. Куадро. 5. Ратуша. Зал Совета. 1555-60. 6. Застройка улицы имени Красной Армии. Нач. 1960-х гг. Архитекторы Е. Лищневич, Г. Грохульский и др. 7. Дворец Дзялыньских. 1773-1815. 8. Кармелитский костёл св. Юзефа. 2-я пол. 17 в. 9. Гауптвахта. 1787. 10. Гостиница "Меркурий". 1964. Архитекторы Я. Чесьлиньский, Я. Венцлавский и Г. Грохульский.

Таблица III

К ст. Польша. 1. Побережье балтийского моря. 2. Озорно-лесной ландшафт в окрестностях г. Су валки на северо-востоке страны. 3. Формы вмвстрипаиия в горах Крконоше. 4. Гребневая зона Татр. 5. Озеро Гопло. 6. Межгорная котловина Подгале на юге Полыни. 7. В беловежской пуще.

Таблица IV

К ст. Польша. 1. Общий вид центра Варшавы. 2. Щецин. Центр города. 3. Вроцлав. 4. Торунь, 5. Гданьск. Один из рукавов дельты Вислы. 6. Ансамбль зданий Ягелланского университета в Кракове. 7. Лодзь. 8. Горный курорт Закопане.

Таблица V

К ст. Польша. 1. Костел св. Якуба в Торунн. Нач. 14-15 вв. 2. "Суксннице" в Кракове. 13-14 вв. (Аттик и лестница -1555 - 59, арх. Дж. М. Падовано; наземная галерея фасада пристроена в 1875-79). 3. Костёл в Туме. Ок. 1141-61. 4. Костёл Троицы в Радэыне Подляски. Западный фасад (1641). 5. Айорец "Под бляхой" в Варшаве. 17-18 вв. 6. А. Корацци. Дворец Статика в Варшаве. 1820-23. 7. К. Мерошевский. Костёл бернардинцев на Страдоме в Кракове. 1670-80. 8. М. Лейкам. Универсальный магазин в Познани. 1952. 9. К. Фрыч. Кондитерская Михалика в Кракове. 1911. 10. В. Брызеки др. Дом студенток в Кракове. 1964. Бар. 11. С. Ющик. Высшая сельскохозяйственная школа в Кракове. 1963.

Таблица VI

К ст. Польша. 1. "Распятие из Кожеиной". 2-я четверть 15 в. Фрагмент. 2. Вит Стош. "Взятие Христа под стражу". Фрагмент алтаря костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477-89). 3. Станислав Самост тельник. Портрет Анны Шидлоиецкой. Миниатюра генеалогической книга семьи Шидловедких. До 1530. Библиотека в Курнике. 4. М. Кобер. Портрет Стефана Батория. 1583. Монастырь миссионеров. Краков. 5. П. Михаловский. "Крестьянин в шляпе". Ок. 1846. 6. Ф. Рушиц. "Земля". 1898. 7. Я. Матейко. "Прусская дань". 1882. Фрагмент. 8. К. Дуниковский. "Оруженосец". Ил цикла "Вавельские головы" (дерево, 1925--29). "Посольский" зал королевского замка на Ванеле. Краков. 9. Я. Цибис. "Старый Сонч". 1959--60. Национальный музей. Познань. 10. А. Нахт Самборский. "Натюрморт". Ок. 1960. (1,'7 - Национальный музей, Краков; 5, 6 - Национальный музей, Варшава.)

Таблица VII

К ст. Польша. 1-6. Сцены из спектаклей: 1. "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" В. Богуславского. "Театр Народовы". Варшава. 1794. С акварели А. Лормана. 2. "Дзяды" А. Мицкевича. "Театр Польски". Варшава. 1934. 3. "Мария Стюарт" Ю. Словацкого. "Театр Польски". Варшава. 1958. 4. "История о славном воскресении господнем". "Театр Народовы". Варшава. 1962. 5. "Свадьба" С. Выспяньского. "Театр Повшехны". Варшава. 1963. 6. "Беневский" Ю. Словацкого. "Театр Народовы". Варшава. 1974. 7. Сцена из балета "Пан Твардовский" Л. Ружицкого. "Театр Вельки". Варшава. 1957. 8. Сцена из оперы "Галька" С. Монюшко. Познанский театр олеры и балета. 9-12. Кадры из фильмов: 9. "Пепел и алмаз". Реж. А. Вайда. 1958. 10. "Мать Иоанна от ангелов". Реж. Е. Кавалерович. 1961. 11. "Пассажирка". Реж. А. Мунк. 1963. 12. "Структура кристалла" (в советском прокате - "Размышление"). Реж. К. Занусси. 1969.

Таблица VIII

К ст. Помпеи. 1. Форум. 2 в. до н. э. 2. Улица Стабий. 3. Храм Исиды. 4. Перистиль дома Веттиев. 5. Ноланские ворота. 6. Роспись т. н. Виллы Мистерий близ Помпеи ("2-й помпеянский стиль"). Сер. 1 в. до н. э. Фрагмент. 7. Роспись дома Веттиев в Помпеях ("4-й помпеянский стиль"). Фрагмент. 8. Образец росписи "3-го помпеянского стиля". (2-5, 7, 8 -1 в. н. э.)

Наряду с представителями старшего поколения - Л. Сольский, А. Зельверович, К. Адвентович, М. Цвиклиньская, Я. Кречмар, Э. Барщевская, И. Эйхле-рувна, В. Брыдзиньский, Я. Курнакович, Ю. Венгжин, Е. Лещиньский, Я. Вощерович, М. Выжиковский, К. Опалиньский, В. Ханьча, Л. Семполиньский, И. Квятковская,- большой вклад в развитие актёрского иск-ва внесли представители среднего поколения - X. Миколайская, 3. Мрозовская, А. Сленская, Б. Крафтувна, 3. Куцувна, X. Скаржанка, Я. Свидерский, Т. Фиевский, Г. Холоубек, Т. Ломницкий, В. Семён, М. Дмо-ховский, И. Гоголевский, Ч. Воллейко, А. Лапицкий, Д. Ольбрыхский, М. Ко-моровская, А. Полони, В. Пшоняк, Ю. Новицкий и др. В числе крупнейших режиссёров, помимо названных,-А. Ханушкевич (руководитель "Театра Народовы", выступает и как актёр), Э. Аксер (руководитель театра "Вспулчесны", Варшава), К. Скушанка, Е. Красовский, Е. Яроцкий, К. Деймек, А. Бардини, Л. Замков, М. Окопиньский, Л. Рене, 3. Хюбнер, Ю. Шайна, К. Браун, Е. Гро-товский (создатель известного "Театра-лаборатории"), X. Томашевский (вроц-лавский Театр пантомимы), К. Свинарский, Я. Варминьский. Среди молодого поколения режиссёров - М. Прус, Е. Гжегожевский, Р. Кордзиньский. Крупнейшие достижения польск. театрально-декорационного иск-ва связаны с творчеством художников А. Пронашко, В. Дашевского, О. Аксера, Я. Косиньского, Т. Рошковской, К. Захватович, М. Колодзей, Ю. Шайна.

Среди ведущих театров П. (1974): "Народовы", "Польски", "Атенеум", "Драматычны", "Вспулчесны" - в Варшаве; Театр им. Ю. Словацкого, "Стары" имени X. Моджеевской- в Кракове; "Новы"- в Лодзи, "Выбжеже" - в Гданьске, им. Ю. Остэрвы - в Люблине, им. В. Хо-жицы - в Торуни, им. С. Выспяньско-го - в Катовице, Драматич. театры (объединение) - во Вроцлаве, "Польски" - в Познани и др. Приметное место в театр, жизни П. занимают студенч. театры, мн. из к-рых достигли заслуженной популярности ("СТС" - в Варшаве- ныне проф. театр, "Каламбур" - во Вроцлаве, "Бим-бом" - в Гданьске и др.). В Варшаве, Кракове и Лодзи работают высшие театр, школы. Науч. работа в области театрального иск-ва ведётся в отделе театра Ин-та иск-ва Польской АН в Варшаве. В Варшаве имеется Театральный музей. Среди ведущих театроведов и критиков: 3. Рашевский, С. Марчак-Оборский, Ю. Щублевский, Т. Сиверт, К. Пузына, Р. Шидловский и др. Выходят периодич. издания по театру: журналы "Teatr" (с 1945), "Dialog" (с 1956), "Scena" (с 1970), квартальник "Pamietnik teatralny" (с 1952), ежегодник "Almanach Sceny Pol-skiej" (с 1961). Театральные деятели объединены в Союз артистов театра (осн. в 1919).

Лит.: Игнатов С., Польский театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 2, 4, М., 1957-64; Ростоцкий Б. И., Театр и кино, в кн.: История Польши, т. 3, М., 1958; его же, Театр, в кн.: Очерки истории Народной Польши, М., 1965; его ж е, Польский театр, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; Сольский Л., Воспоминания, [пер. с польск.], М., 1961; Шидловский Р., Театр в Польше, Варшава, 1972; EstreicherK., Teatr w Polsce, t. 1 - 3, 2 wyd., Warsz., 1953; StrzeleckiZ., Polska plastyka teat-ralna, t. 1-3, Warsz., 1963; Сsat 6 E., Pplski teatr wspolczesny pierwszej pofowy XX wieku, Warsz., 1967; Marczak-Oborski S., Teatr czasu wojny, Warsz., 1967; его же, Zycie teatralne w Latach 1944-1964, Warsz., 1968; Slownik biograficzny teatru polskiego. 1765-1965, Warsz., 1973. Б.И.Ростоцкий.

Цирк. До кон. 80-х гг. 19 в. на ярмарках и улицах городов П. выступали бродячие цирковые труппы, акробаты, жонглёры, фокусники. Первый крупный передвижной цирк создал А. Пинсель. В 1883 в Варшаве был построен стационарный цирк (антреприза В. Чинизелли, позже А. Чинизелли), в к-ром работали гл. обр. иностранные артисты; в нач. 20 в. цирк перешёл к С. Мрочковскому. В годы 2-й мировой войны 1939-45 здание цирка было разрушено, прекратил деятельность и передвижной цирк бр. М. и Б. Станевских (работал в 1932-39). Деятельность цирка в ПНР восстанавливается с 1945, возрождаются нек-рые передвижные цирки. В 1945 создаётся гос. Объединение зрелищных предприятий (ОЗП); работают 15 шапито, среди них - Первый гос. цирк в Лодзи (с 1945; директор и художеств. руководитель Э. Манц), "Арена", "Варшава", "Полония", Театр-цирк "Сказка". В кон. 50-х гг. в Юлинске (под Варшавой) организована учебно-производств. база для подготовки новых номеров и программ. С 1954 развёртывается гастрольная деятельность артистов польск. цирка за рубежом. В 1956 в Варшаве был проведён Первый междунар. фестиваль циркового иск-ва. Среди мастеров польск. цирка: М. и С. Бараньски, Йолес (велофигуристы), Б. и П. Баста (дрессировщики лошадей), К. Балшак, Э. Двораковский, Е. Кордиум (клоуны), Браун, Бруских (жонглёры), Збышко-Цыганевич, Пытлясиньские (атлеты-борцы), дуэт клоунов Дин-Дон (В. Манц и Э. Манц) и др.

А. Я. Шнеер.

XVIII. Кино

Регулярное произ-во фильмов начинается в 1908-14. Осн. кинопродукция 1910-30-х гг.- экранизации произв. нац. лит-ры, а также кинокомедии с участием популярных актёров А. Фертнера, А. Дымши. В отд. фильмах появились проблемы борьбы за освобождение народа, элементы обществ. критики, а также стремление к обновлению кинемато-графич. языка, к решению специфич. для кино эстетич. проблем. Значит. событием стало создание кинообъединений "Старт" (в 1930) и "Кооператив киноавторов" (в 1937), фильмы к-рых (гл. обр. короткометражные) и теоретич. работы были направлены против безыдейности киноискусства. В фильмах Э. Ценкальского, В. Якубовской, Е. Зажицкого, Е. Боссака, С. Воля и др. нашли отражение актуальные социальные проблемы, жизнь простых людей. После начала 2-й мировой войны 1939-45 продолжала работу лишь небольшая группа операторов-хроникёров под рук. А. Богдзевича. Польская кинематография фактически перестала существовать, её технич. база была уничтожена. Возрождение кино началось с выпуска документальных киносборников. В 1945 кинопроизводство было национализировано, создана гос. студия "Фильм польский". Осн. тематика кинолент первых послевоен. лет - трагич. события войны и нем.-фаш. оккупации. Первый послевоен. художеств. фильм -"Запрещённые песенки" (1947, реж. Л. Бучковский). Наиболее значит, кинокартина- "Последний этап" (1948, реж. В. Якубовская). В сер. 50-х гг. резко возрос объём произ-ва фильмов, возникло неск. новых творческих объединений, в области кино начали работать творческие деятели, иск-во к-рых ознаменовало новый период в развитии нац. кинематографа. Были созданы новаторские произв. кино, получившие большой обществ. резонанс: "Поколение" (1955), "Канал" (1957), "Пепел и алмаз" (1958) (реж. всех кинолент А. Вайда), "Настоящий конец большой войны" (1957, в сов. прокате-"Этого нельзя забыть", реж. Е. Кавалерович), "Героика" (1958, реж. А. Мунк), "Прощания" (1958, реж. В. Хас) и др. В центре этих фильмов -философское осмысление 2-й мировой войны и её последствий, охват широкого круга историч., обществ. и нравств. проблем. Для них характерны высокая художественность, интеллектуальность, острая конфликтность, напряжённая эмоциональность и экспрессия. Одним из заметных явлений стала кинокартина на совр. материале "Человек на рельсах" (1957, реж. А. Мунк). Мн. кинопроизв. 60 - нач. 70-х гг. поев, нравственным и социальным аспектам современности: "Молчание" (1963, реж. К. Куц), "Жизнь ещё раз" (1965, реж. Я. Моргенштерн), "Структура кристалла" (1969, в сов. прокате - "Размышления"), "Семейная жизнь" (1971), "Иллюминация" (1973) (реж. всех фильмов К. Занусси) и др. Военная тема вновь с большой силой разрабатывается в фильмах "Пассажирка" (1963, реж. Мунк) и "Как быть любимой"(1963,реж. Хас). Значительность тематики отличает фильмы реж. А. Вайды - "Пейзаж после битвы" (1970), "Земля обетованная" (1975). Крупное художеств. достижение - совместный сов.-польск. фильм "Ленин в Польше" (1966, реж. С. И. Юткевич). Среди фильмов совместного сов.-польск. производства также "Помни имя своё" (1975, реж. С. Н. Колосов). Важное место заняли экранизации польск. лит. классики: произв. С. Жеромского - "Пепел" (1965, реж. Вайда); Б. Пруса-"Фараон" (1966, реж. Е. Кавалерович), "Кукла" (1968, реж. Хас); Г. Сенкевича - "Пан Володыевский" (1969) и "Потоп" (1974) реж. Е. Гофмана; С. Выспяньского -"Свадьба" (1973, реж. Вайда) и др. Впервые в польском кино получила отражение жизнь силезских рабочих в фильмах реж. Куца "Соль земли чёрной" (1970) и "Жемчужина в короне" (1972). В числе исто-рико-биографич. кинолент -"Коперник" (1973, реж. Э. и Ч. Петельские). Большое развитие получило документальное кино (реж. Е. Боссак, В. Казьмерчак, К. Ка-рабаш, Т. Яворский, Р. Вьончек, В. Шлесицкий и др.), научно-популярное (реж. В. Пухальский, 3. Бохенек, С. Грабов-ский, С. Кекеш, Я. Жуковская, Ю. Аркуш, К. Марчак и др.), мультипликационное (режиссёры и художники Я. Леница, В. Негребецкяй, 3. Олдак, Л. Маршалек, Д. Щехура, В. Герш и др.). Мировой известностью пользовался актёр 3. Цибульский. Среди популярных актёров: Л. Винницкая, Т. Ломницкий, Г. Холоу-бек, А. Лапицкий, Б. Тышкевич, С. Микульский, П. Ракса, Д. Ольбрыхский, М. Завадзкая, М. Коморовская. В 1966 организован Союз польских кинематографистов. Спец. образование деятели польск. кино получают в лодзинской Гос. высшей школе кинематографии, телевидения и театрального иск-ва им. Л. Шиллера (осн. в 1948). Науч. исследования в области истории и теории кино ведутся в Ин-те иск-в Польской АН и при Лодзинском ун-те. В Варшаве работает Польская фильмотека. Издаются еженедельники "Film" (с 1946) и "Ekran" (с 1957), ежемесячные журналы "Kino" (с 1966), "Studio" (с 1973) и др. С 1956 в стране действуют многочисл. киноклубы, цель К-рых - распространение кинокультуры. В Кракове с 1961 проводится Международный кинофестиваль короткометражных фильмов. В Гданьске с 1974 организуется фестиваль польских художеств, фильмов. В 1973 выпущено 25 художеств, фильмов, работало 2900 кинотеатров.

Илл. см. на вклейке, табл. VII (стр. 320-321).

Лит.: Михалек Б., Заметки о польском кино, пер. с польск., М., 1964; Рубанова И., Польское кино, фильмы о войне и оккупации. [1945-1965], М., 1966; Маркулан Я., Кино Польши, [Л.- М., 1967]; Фуксевич Я., Кино в Польше, Варшава, 1973; Banaszkiewicz W., Witczak W., Historia filmu polskiego, t. 1, Warsz., 1967; Jewsiewicki W., Polska kinematograf ia w okresie filmu niemego, (1895-1929/1930), Lods, 1966; его же, Polska kinematograf iaw okresie filmu dzwie-kowego (1930-1939), Lodz, 1967; Коniсzek R., Polski film fabularny. (1947-1967), Warsz., 1967; Тоep1itz J., Dwadziescia piec lat filmu Polski Ludowej, Warsz., 1969; Historia filmu polskiego, t. 1, 3, Warsz., 1966-74. М. М. Черненко.

ПОЛЬЯ, замкнутые котловины, свойственные карстовым областям. Имеют крутые, часто отвесные стенки и более или менее ровное дно, по к-рому протекают реки, ручьи или периодич. водотоки, исчезающие в понорах. Нек-рые П. вмещают озёра или периодически затопляются водой. Площадь от 1 до 200-400 км2. В классической форме П. развиты на Балканском п-ове. См. также Карст.

ПОЛЮДОВ КРЯЖ, отрог Северного Урала, в Пермской обл. РСФСР. Длина ок. 100 км. Вые. до 529 м (г. Полюдов Камень). Сложен гл. обр. песчаниками и конгломератами. Состоит из ряда параллельных увалов и продольных котловин. Склоны покрыты хвойными лесами (ель, пихта, реже кедр, лиственница, сосна).

ПОЛЮДЬЕ, ежегодный объезд подвластного населения ("людей") др.-рус. князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в 10-13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10-11 вв.), византийских (Константин Багрянородный; 10 в.) и в древнерусских (в летописях и грамотах 12 в.) источниках. По словам Константина Багрянородного, объезд людей производился в ноябре - апреле. По-видимому, князья во время П. останавливались в погостах - адм.-хоз. центрах земель, где они кормились, а также производили суд над подданными.

ПОЛЮС (Paulus) Пьер (16.3.1881, Шатле, Эно,- 1959, Брюссель), бельгийский живописец. Учился у своего отца (скульп-тора-орнаменталиста) и в АХ в Брюсселе. Писал реалистич. пейзажи пром. р-нов Боринажа; в картинах, посвящённых жизни валлонских шахтёров и металлургов, создавал монументальные образы людей труда. Произв.: "Юность" (1909, ратуша, Шарлеруа), "Шахтёрский посёлок" (Музей совр. иск-ва, Брюссель), "Материнство" (илл. см. т. 3, табл. XVI, стр. 176-177), "Утонувший рабочий" (1950).

ПОЛЮС (лат. polus, от греч. polos, букв.- ось), в широком смысле слова: 1) предел, граница, крайняя точка чего-либо; 2) нечто диаметрально противоположное другому. О значении термина "П." в математике, геофизике, географии и др. науках см. Полюс функции, Полюс холода, Полюсы географические, Полюсы геомагнитные, Полюсы мира и др.

"ПОЛЮС НЕДОСТУПНОСТИ", советская антарктич. науч. станция, расположенная на ледниковом плато Вост. Антарктиды, в р-не, наиболее удалённом от побережья (82°06' ю. ш. 54°58 в. д.), на выс. 3719 м. Толщина ледникового покрова в р-не станции составляет 2980 м, Создана 14 дек. 1958 в конечном пункте санно-гусеничного похода (из Мирного), участники к-рого выполнили комплексные науч. наблюдения на протяжении 2110 км и в течение двух недель вели метеорологич., актинометрич., геомагнитные и гляциологич. наблюдения, а также провели сейсмозондирование ледникового покрова.

ПОЛЮС ФУНКЦИИ, один из видов особых точек аналитич. функций; см. Аналитические функции, Особая точка.

ПОЛЮС ХОЛОДА, район с наиболее низкими темп-рами воздуха у земной поверхности в данном полушарии или на всём земном шаре. В Сев. полушарии П. х. расположены в Якутии и Гренландии. В Якутии - в Верхоянске с абс. минимумом темп-ры -68 °С, и Оймяконе, где даже в период потепления (в 1933) наблюдалась темп-pa -68 °С, а в более холодные годы она может по расчётам упасть до -71 °С; близкие ми-ним. темп-ры могут наблюдаться и в др. межгорных котловинах. На ледниковом щите Гренландии отмечались абс. минимумы темп-ры ниже 65 °С. В Юж. полушарии П. х. располагается в Вост. Антарктиде на вые. ок. 3500 м, где на станции "Восток" абс. минимум темп-ры достигал -88,3 °С (самая низкая зарегистрированная темп-pa воздуха на поверхности Земли). На станции Плато зарегистрирован абс. Минимум темп-ры -86,2 ОС.

ПОЛЮСУК Пётр Ааронович [26.2(10.3). 1877, Бердичев,- 1.9.1921, Тбилиси], участник установления Сов. власти на Кавказе. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Учился в Петерб. ун-те. Вёл парт. работу в Ашхабаде, Баку, Тбилиси. Сотрудничал в легальных большевистских газ. "Призыв" и "Гудок" (Баку, 1906-08). В 19-14 редактор политико-экономич. газ. "Заря Кавказа" в Тбилиси. Подвергался арестам и высылкам. После Февр. революции 1917 в Тбилиси сотрудник большевистской газ. "Кавказский рабочий". В 1918 чл. к-та РКП(б), зам. пред. Совета во Владикавказе (Орджоникидзе). В период контрреволюц. восстания (авг. 1918) арестован, приговорён к расстрелу; освобождён сов. войсками. В 1919 вёл парт, работу в Тбилиси; арестован меньшевистским пр-вом Грузии. С 1920 инструктор Кавк. бюро ЦК РКП(б) на Сев. Кавказе, затем в Тбилиси.
2024.htm
ПОЛЯРИМЕТРИЯ, методы исследов