загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ия социального мира.

С сер. 19 в. в П. стали широко распространяться идеи позитивизма (М. Вишневский, А. Кшижановский, Ф. Кру-пиньский, В. Козловский, Ю. Супиньский, А. Свентоховский, Ю. Охорович, А. Марбург). Зарождение марксизма относится к 70-м гг. 19 в. (Л. Варыньский, С. Кру-синьский, а также Л. Кшивицкий - видный представитель историч. материализма). Марксизм оказал влияние на С. Бжо-зовского и Э. Абрамовского в первый период их творчества.

В работах Р. Люксембург и Ю. Мархлевского нашли выражение революц. тенденции в рабочем движении в П. Важнейшее значение для развития марксистской обществ, мысли в П. имели труды В. И. Ленина. Работы К. Келлеса-Крау-за по своим идеям были близки к взглядам с.-д. лидеров 2-го Интернационала.

После получения независимости П. в 1918 господствующими были философия неотомизма и львовско-варшавская школа, основанная К. Твардовским (Т. Котарбинъский, К. Айдукевич, Я. Лукасевич, Т. Чежовский), логико-семантич. исследования к-рой приобрели мировую известность. Видным представителем феноменологич. философии был Р. Ингарден. Проблемы марксистской философии разрабатывались Ю. Бруном, Я. Хемпелем и С. Рудняньским.

Получает развитие социология, гл. центрами к-рой стали Ин-т обществ, х-ва в Варшаве (Л. Кшивицкий и др.), Ин-т социологии в Познани, организованный Ф. Знанецким. Социологией деревни занимались Ф. Буяк, Б. Халасиньский, социологией культуры - Я. С. Быст-ронь, С. Чарновский, К. Добровольский, С. Оссовский. Развитие польск. философии и социологии было прервано 2-й мировой войной 1939-45.

После победы народно-демократич. строя начался новый этап развития философии в П., связанный с перестройкой гл. филос. дисциплин на теоретич. и ме-тодологич. основах марксизма-ленинизма. Развиваясь в полемике с др. филос. направлениями (католич. философия, львовско-варшавская школа и примыкаю щие к ней неопозитивистские течения и др.) и преодолевая ревизионистские и догматич. тенденции, марксистская философия упрочила свои позиции и заняла господств. положение. Разрабатывается также традиц. логико-гносеологич. и ис-торико-филос. проблематика, связанная с работами Котарбиньского, Айдукевича, Чежовского, В. Татаркевича, Н. Лубницкого.

Польск. философы исследуют проблемы диалектич. материализма: разрабатывают марксистскую теорию развития, принципы диалектической методологии на материале биологии и физики (3. Ау-густынек, В. Краевский, Я. Ладош, Ч. Но-виньский), теорию познания (А. Шафф, 3. Цацковский и др.)- Проблемы методологии обществ, наук являются предметом изучения Е. Топольского, Е. Кмиты, Л. Новака. Марксистская концепция человека находится в центре внимания Б. Суходольского, Т. М. Ярошевского, Я. Ку-чиньского. Развернулись исследования в области логики и методологии науки (К. Шанявский, Р. Сушко, Р. Вуйциц-кий). Ведутся исследования в области математич. логики (А. Мостовский, Е. Лось, Г. Расёва, Р. Сикорский). Польск. историки философии проводят исследование античной и средневековой (Я. Ле-гович, 3. Куксевич, Р. Паляч), новой (А. Валицкий, 3. Огоновский, Р. Па-насюк, 3. Кудерович) и новейшей философии (Лубницкий, Ярошевский, С. Дзям-ский). Разрабатываются проблемы этики, в частности теоретич. основы этики, ме-таэтика и нормативная этика (Котарбинь-ский, М. Оссовская, М. Фрицханд, X. Янковский и др.). Развиваются традиции польск. эстетики, исследуются обществ, условия художеств, творчества, проблемы изменения эстетич. норм и вкусов (А. Кучиньская, Е. Коссак, И. Войнар, Б. Дземидок, С. Кшемень). Вопросы религии с марксистских позиций изучают Ю. Келлер, В. Мыслек, 3. Понятовский, Э. Чупак, Ю. Грудзень. В П. существует также католич. философия (А. Кромпец, С. Свежавский, М. Гогач, В. Гранат и др.).

Польск. социологи разрабатывают теоретич. проблемы социологии, а также проводят эмпирич. исследования различных сфер общества. Процессы социали-стич. индустриализации и изменение в связи с этим социальной структуры польск. общества исследуют Я. Щепань-ский, Ю. Халасиньский, В. Маркевич, В. Весоловский, С. Видершпиль. Проблемы социологии культуры изучают К. Добровольский, А. Клосковская, К. Жигульский и др. Исследуются также проблемы социологии политики (Е. Вятр и др.), города и села (С. Новаковский, Б. Галеньский и др.), промышленности (Ю. Хохфельд, А. Сарапата, К. Доктур и др.), семьи, права, труда. Польск. философы и социологи сотрудничают с учёными СССР и др. социалистич. стран (совместные исследования, коллективные труды, теоретич. конференции и др.).

Гл. центры философии и социологии в П.: Ин-т осн. проблем марксизма-ленинизма ЦК ПОРП, Ин-т философии и социологии ПАН, Ин-ты философии и социологии при ун-тах, кафедры Высшей школы обществ, наук при ЦК ПОРП и др. высших уч. заведений. Координацию фи-лос. и социологич. исследований осуществляют Науч. к-ты ПАН. Работают Польск. филос. об-во и Польск. социологич. об-во. Гл. филос. журн.: "Studia filozoficzne" (с 1957), "CzJowiek i swiatopoglqd", "Ruch filozoficzny" (c 1911), "Etyka" (c 1966), "Archiwum historii filozofii i myslispotecznej" (c 1957), "Stadia logica" (c 1953), "Studia estetyczne" (c 1964), "Studia mediewistyczne"(c 1958), "Przegl^d religioznawczy". Гл. социологич. журн.: "Studia socjologiczne"(c 1961), "Kultura i spoteczeiistwo" (c 1957), "Studia socjologiczne-polityczne" (c 1958), "Przeg-la.d socjologiczny" (c 1930).

Т. М. Ярошевский.

Историческая наука. Древнейшая форма историч. лит-ры П.- рочники - погодные записи (с кон. 10 в.) о важнейших событиях. В нач. 11 в. появились т. н. жития (Войцеха и др.). Рочники и жития святых - ценные источники для древнейшего периода истории П. Первый памятник собственно историч. лит-ры -хроника Галла Анонима, охватывающая историю П. до 1113; хроника Галла проникнута тенденциями, враждебными притязаниям "Священной Рим. империи" на верховенство в Европе. С позиций духовных и светских магнатов написана хроника (до 1202) В. Кадлубка. Вершина ср.-век. историографии П. - "История Польши" Я. Длугоша. В 16-17 вв. созданы хроники Матвея из Мехова, М. Стрыйковского, В. Коховского и др.

Социально-политич. кризис Польск. феод, гос-ва 18 в. и развитие капитали-стич. отношений выдвинули ряд проблем, разрешение к-рых потребовало критич. изучения истории П. В трудах польск. просветителей С. Сташица, Г. Коллонтая и их сподвижников, подготовивших почву для развития бурж. историч. науки, подняты вопросы происхождения социального неравенства, гос-ва, ряда типичных для польск. государственности институтов (избират. монархия, либерум вето и др.). Наряду с этим направлением развивалось течение историографии (крупнейший представитель - А. Нарушевич), пытавшееся дать рационалистич. толкование историч. процесса.

Вехой в развитии польск. историографии нового времени стала деятельность И. Лелевеля, выступавшего с антифеод. позиций, отстаивавшего интересы крестьянства и горожан. Независимо от франц. бурж. историков Тьерри, Гизо и др., Ле-левель пришёл к пониманию историч. процесса как борьбы классов, заложил основы ряда важнейших вспомогат. дисциплин в польск. историч. науке. Демократическая по своим тенденциям, но идеалистическая по существу концепция Лелевеля стала идеологич. основой программ польск. освободит, движения сер. 19 в., выдвигавшихся Польским демократическим обществом, "Людом польским" и др. орг-циями.

После поражения восстания 1863-64, в условиях превращения польск. общества из феодального в капиталистическое и упадка шляхетского нац. движения, ведущее место в польск. историографии заняла т. н. краковская историч. школа. Её виднейшие представители - В. Калинка, Ю. Шуйский, М. Бобжиньский - значительно обогатили профессиональную методику историч. исследования. Но историки этой школы занимали реакц. обществ. позиции, затушёвывали и осуждали революц. и антифеод, борьбу в истории польск. народа, восхваляли захватнич. политику польск. феодалов на Востоке, приписывая им "цивилизаторскую" миссию в отношении рус., укр. и белорус. народов, были глашатаями католич. обскурантизма. Против краковской школы выступала т. н. варшавская историч. школа, в основе взглядов к-рой лежала философия позитивизма. Общественная мысль П. 18 в. была тщательно исследована в работах В. Смоленъского. Важную роль в развитии историографии сыграли работы по библиографии как общей (К. и С. Эстрейхеры), так и историч. (Л. Финкель). Значит. место в развитии бурж. историч. науки заняли труды историков права (см. раздел Юридич.наука). В целом в польск. историографии до кон. 19 в. господствовали взгляды краковской школы. Начало марксистской историографии в П. связано с развитием рабочего движения и соединением его с теорией науч. коммунизма. Её истоки восходят к работам деятелей партии "Пролетариат", С.-д-тии Королевства Польского и Литвы (Р. Люксембург, Ю. Мархлевский). Развитие историографии в бурж.-помещичьей П. (с 1918) в основном связано с деятельностью бурж. историков-экономистов (Я. Рутковский и др.).

Победа нар. демократии создала условия для успешного развития польск. историч. науки, основывающейся на методологии марксизма-ленинизма. Центром историч. мысли в П. стал организованный в 1953 в Польской АН Ин-т истории. Один из важнейших результатов его деятельности - создание на основе марксистской концепции фундаментального труда "История Польши" (т. 1-4, 1957-1974-). В становлении марксистских взглядов на нац. историч. процесс немалое значение имели работы Г. Яблоньского, X. Ловмянъского, С. Кеневича, Г. Лябу-ды, Т. Мантейфеля и др. Значит, развитие в ПНР получило изучение всеобщей истории, вт. ч. истории народов Азии, Африки, Лат. Америки. Крупным успехом польск. археологии явились открытия раннесредневековых памятников в Египте и Судане (сер. 60-х гг.) экспедицией, руководимой К. Михаловским. Широко развернулось изучение истории народов СССР и польско-рус., польско-укр. и др. историч. связей. Польск. и и сов. учёными предприняты совместные издания: "Восстание 1863 г. Материалы и документы" (начато в 1957, к 1975 опубл. 20 тт.), "Документы и материалы по истории советско-польских отношений" (т. 1-8, М., 1963-74; изд. продолж.). О науч. достижениях польск. учёных свидетельствуют работы, опубл. в кон. 40 - нач. 70-х гг. в связи с проведением мероприятий, посвящённых памятным историч. датам в развитии польск. народа и его культуры (деятельности А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ф. Шопена, Г. Коллонтая, Ф. Дзержинского, Ю. Мархлевского; 1000-летию Польск. гос-ва, 30-летию народной П. и др.).

Крупнейшие центры историч. науки и подготовки кадров в П. - ун-ты в Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Познани, Лодзи, Торуни, Люблине, Гданьске, Катовице; находящиеся в Варшаве - Ин-т истории Польск. АН, Ин-т истории материальной культуры (осн. в 1953), Ин-т социалистич. стран (создан в 1973 на базе Ин-та сов.-польск. отношений, осн. в 1956), Военно-историч. ин-т (осн. в 1959). В ПНР выходит (1974) св. 60 ист. журналов и продолжающихся изданий, крупнейшие из к-рых: "Kwartalnik historyczny" (c 1887), "Przeglqd Historyczny" (с 1905), "Z pola walki" (c 1958), "Studia historyczne" (c 1958), "Wojskowy przegljd historyczny" (c 1956). И. С. Миллер.

Экономическая наука. Оформление экономич. мысли в целостную систему взглядов в П. относится к нач. 19 в. Этот процесс в значит, мере был подготовлен деятельностью представителей польск. Просвещения кон. 18 в. (Г. Коллонтай, С. Сташиц и др.), к-рые затронули в своих трудах ряд вопросов экономич. развития страны. Большинство экономистов 1-й трети 19 в. (В. Суровецкий, Ф. Скарбек и др.) придерживались концепций зап.-европ. вульгарной политич. экономии (в особенности Ж. Б. Сея). Нек-рое влияние на экономии, мысль П. оказывали в этот период взгляды физиократов. В 30-50-х гг. 19 в. польск. экономисты отошли от разработки теоретич. проблем; преобладающим стал подход к экономич. и социальным вопросам с точки зрения нужд политич. практики. Большинство экономистов выступало за всемерное поощрение развития капиталистич. отношений. В это время получила распространение критика капитализма с позиций уто-пич. социализма и революционного демократизма (С. Ворцелъ, X. Каменъский). В 60-х гг. на польск. землях, входивших в состав России, на короткое время оживилась работа учёных в области экономич. теории, проводившаяся гл. обр. в высших уч. заведениях (в особенности - в Главной школе в Варшаве); с кон. 60-х гг. центром теоретич. исследований стала Галиция. Со 2-й пол. 70-х гг. заметное влияние на экономическую мысль П. оказывала органическая школа. Польские экономисты, работавшие в Галиции, придерживались взглядов исторической школы и австрийской школы бурж. политич. экономии. В 80-90-е гг. распространяется марксистская экономическая мысль; большой вклад в её развитие внесли С. Крусиньский, Л. Кшивицкий, Ю. Мархлевский, Р. Люксембург. К этому же периоду относится начало деятельности Э. Абрамовского, развивавшего идеи "кооперативного социализма". Историки бурж.-либерального направления (Т. Корзон, А. Павиньский и др.) положили начало исследованию экономич. истории феод. П. С нач. 20 в. в бурж. экономич. мысли П. усиливается влияние реформизма.

Период между двумя мировыми войнами характерен застоем в развитии бурж. экономич. науки. Польск. экономисты старшего поколения продолжали придерживаться концепций историч. и австрийской школ, молодые экономисты всё более тяготели к математической школе. В 30-е гг. определённое влияние на польск. экономистов оказывало кейн-сианство. В 20-30-е гг. представители марксистской экономич. мысли сосредоточили осн. внимание на исследовании агр. вопроса и особенностей польск. капитализма. Значит. вклад в развитие марксистской экономич. мысли в этот период внесли Е. Рынг, М. Кошутская, А. Барский, Ф. Федлер, Г. Валецкий, Г. Бранд.

Победа народно-демократич. строя создала условия для всестороннего развития марксистской экономич. науки. Экономич. исследования направлены на решение коренных вопросов социалистич. строительства. Польск. учёные вносят значит, вклад в разработку методологии политич. экономии (О. Ланге), проблем политич. экономии социализма (И. Пае-стка, М. Калецкий), истории экономич. учений (Э. Липиньский, С. Журавицкий), политич. экономии капитализма (Я. Гурский), экономики с. х-ва (X. Холай), статистики (С. Шульц), демографии (Э. Россет) и др.

С целью координации экономич. исследований при Польск. АН создан К-т эко-помич. наук. Гл. центры экономич. исследований: Ин-т экономики с. х-ва, Ин-т экономич. исследований комиссии по планированию при Сов. Мин. ПНР, экономич. ф-ты ун-тов, высшие экономич. школы, Высшая школа обществ, наук при ЦК ПОРП. Подготовка экономистов осуществляется на экономич. ф-тах ун-тов и в высших экономич. школах. Польск. экономистов объединяет Польск. экономич. об-во, являющееся членом Между-нар. экономич. ассоциации. Осн. перио-дич. издания: ч Ekonomista" (с 1900), "Gospodarka planowa" (с 1946), "Zycie gospodarcze" (с 1945), "Z prac zakladu nauk ekonomicznych PAN" (c 1954), "Zeszyty naukowe Wyzszej szkoly ekono-micznej w Krakowie" (c 1957).

Е. М. Найдёнова.

Юридическая наука. Преобладающей областью правоведения в средние века было каноническое право, в изучении которого сильно было влияние итальянской науки (прежде всего болонской школы глоссаторов). Рост юридич. культуры в П. 14 в. выразился в проведении кодификации (напр., уставы Казимира III 1346-47) как одного из средств централизации гос-ва. В Ягеллонском ун-те в Кракове изучалось гл. обр. рим. право (5 кафедр рим. права, 3 - канонического). Наиболее известными учёными 14 в. были Станислав из Скарби-межа и Павел Влодковиц, развившие ряд прогрессивных положений права войны.

В эпоху Возрождения правовая наука стала светской, хотя в ун-тах изучение канонистики сохранялось. Большое внимание уделялось систематизации отечеств, права на основе римского права (труды Я. Лаского, Я. Пшилуского и др.), изучалось городское право (Б. Гро-ицкий). В области правовой и политич. мысли работали такие известные учёные, как Я. Остророг, А. Моджевский, сформулировавший принцип равенства всех перед законом, С. Оржеховский, идеолог дворянской демократии.

В нач. 18 в. сложились планы реформы права и гос. строя (С. Карвицкий, С. Щука, Я. С. Яблоновский, позднее С. Лещиньский, Ш. Конарский). В мае 1791 была принята конституция и ряд др. правовых актов. В трудах С. Сташица, Е. Замойского и др. провозглашались концепции союза дворян и мещан против магнатов, однако позитивные предложения носили компромиссный характер. Большое внимание уделялось упорядочению правового положения отдельных слоев населения и сословий (Г. В. Ленгних, В. Скшетуский, Т. Островский). Попытки кодификации суд. права (кодекс А. Замойского, 1778; кодекс Станислава Августа, 1791) не увенчались успехом. Ведущим течением этого периода была доктрина естественного права в сочетании с учением физиократов (X. Стройновский и Г. Коллонтай).

В 19 в. в правовой науке укрепились концепции исторической школы права. Многие работы были посвящены истории польск. гос-ва и права (И. Лелевель, Я. В. Бандтке, В. А. Мацеёвский, Р. Ху-бе). Во 2-й пол. 19 в. изучение вопросов происхождения польск. гос-ва, его общественно-политич. строя продолжали Ф. Пекосиньский, О. Бальцер, С. Кут-шеба; историей суд. права занимался П. Домбковский, католического права -Б. Уляновский, В. Абрахам. В целом в этот период развитие юридич. науки тормозилось отсутствием нац. государственности .

В кон. 19 - нач. 20 вв. наиболее значительны труды по гражд. и рим. праву С. Врублевского, а в области уголовно-правовой науки - Ю. Макаревича; широкую известность приобрели труды

Л. Гумпловича (проф. ун-та в Граце) попроблемам гос. и адм. права.

В 20-30-х гг. 20 в. в области гражданского права работали Я. Гвяздомор-ский, К. Пщибыловский, Я. Васильков-ский, по гражд. процессу - Ф. Ферих, в науке уголовного права известны работы В. Маковского, В. Вольтера, А. Могиль-ницкого и С. Сливиньского, в криминологии и криминалистике - В. Врублевского, В. Сьвиды, Ф. Боссовского, С. Батавии; по гос. праву - А. Перетятковича, по международному публичному праву -А. Эрлиха, по адм. праву - В. Л. Яворского. Для многих работ характерны идеи позитивизма и "возрождённого" естественного права. В П. в этот период работал крупный юрист 20 в. Л. Петражицкий, основатель т. н. психологической школы права.

На новых идеологич. основах развивается юридич. наука после установления нар. власти. В ПНР завершился процесс формирования марксистских правовых наук. В 1956 был создан Ин-т правовых наук Польск. АН, образованы новые правовые кафедры в ун-тах. Углублению марксистской методологии в юридич. науке способствовала работа К. Опалека "Методологические проблемы правовой науки" (1962). Широкое распространение получили: метод сравнит, правоведения, инициатором к-рого явился С. Роз-марин, конкретно-социологич. исследования правовых проблем (напр., коллективный труд, посвящённый анализу деятельности нар. советов, под рук. С. Завадского). В тесной связи со всеми обществ, науками ведутся исследования в области теории гос-ва и права (работы А. Лопатки), логики и теории норм права (3. Земба, 3. Зембиньский и др.), по проблемам адм. права (В. Бжезиньский, 3. Рыбицкий, Е. Старосьцяк, М. Яро-шиньский и др.).

Для развития совр. юридич. науки характерны творческое применение марксизма в правоведении, модернизация исследовательских методов, обогащение проблематики отдельных дисциплин. Разработка научных проблем в области права ведётся в Ин-те правовых наук Польской АН, на юридич. ф-тах всех ун-тов, в Ин-те исследования проблем преступности (при Ген. прокуратуре) и в Ин-те исследований судебного права (при Мин-ве юстиции). Издаются специали-зиров. юридич. журналы "Panstwo i prawo" и др. к. Опалек.

Языкознание. Первые лингвистич. работы были поев. лат. языку -"Орфография" Франчишка из Львовска Силезского, нач. 14 в. Работы по польск. яз. появляются в 15-16 вв. (лат. трактаты о польск. орфографии Якуба Паркоша, 1440, С. Заборовского, 1512, первое грам-матич. описание польск. яз. П. Статориуса-Стреньского - "Polonicae grammati-ces institutio", 1568; "Латино-польский лексикон" Я. Мончиньского, 1564, и др. двуязычные словари). Лексикографич. деятельность продолжается и в 17-18 вв.: "Польско-латино-греческий тезаурус" Гжегожа Кнапьюша (1 изд. 1621), двуязычные словари Тротца, 6-томный толковый "Словарь польского языка" С. Линде (1807-14). В кон. 18 - нач.

19 вв. создаются нормативные и школьные польск. грамматики О. Копчинь-ского (1 изд. 1778-83), Ю. Мрозиньского (1822). Изучение польск. яз. на науч. основе начинается со 2-й пол. 19 в. в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ (история языка), Л. Малиновского, Я. Карловича (диалектология), А. Крыньского, А. Крас-новольского (грамматика) и др. С 1880 выходит первый лингвистич. журн. "От-чёты лингвистической комиссии АН" ("Sprawozdania Komisji Jezykowej AU"). В 20 в. осн. направления исследований -диахронич. изучение польск. яз. (Я. Лось, А. Брюкнер, К. Нитщ, Т. Лер-Сплавин-ский, 3. Клеменсевич, В. Курашкевич, С. Урбаньчик), а также описание диалектов и их истории (К. Нитш и М. Малец-кий, издавшие первый среди славянских •"Лингвистический атлас польского Под-карпатья", 1934; . В. Дорошевский, 3. Штибер, М. Карась, В. Ташицкий). Широкий размах приняла лексикография, охватывающая все периоды письм. польск. языка. Интенсивно разрабатываются вопросы словообразования (X. Улашин, В. Дорошевский), культуры речи. Развитие общего языкознания связано с трудами Бодуэна де Куртенэ, Я. Розвадовского, Е. Куриловича, Т. Ми-левского, Л. Завадовского, с работами философов К. Айдукевича, Т. Котарбинь-ского. Сравнительно-историческое языкознание охватывает индоевропеистику (Е. Курилович, Я. Розвадовский, Я. От-рембский, Л. Заброцкий, Т. Милевский) и славистику (Т. Лер-Сплавинский, 3. Штибер, М. Рудницкий, М. Ба-сай), где особенно интенсивно разрабатываются проблемы ономастики (В. Ташицкий, С. Роспонд) и этимология (А. Брюкнер, Ф. Славский, К. Поляньский). Давние традиции имеют классическая филология (Т. Зелиньский, Т. Синко, К. Ку-манецкий, Я. Сафаревич) и ориенталистика (А. Зайончковский, В. Яблонь-ский). В 1921 было образовано Об-во любителей польск. яз. (издаёт журн. "Jezyk polski", с 1913), в 1925 - Польское лингвистическое об-вр (издаёт ежегодник- "Biuletyn polskiego towarzyst-wa jezykoznawczego", с 1927), в 1966 -Об-во культуры речи (издаёт журн. "Poradnik jezykowy", с 1901). Важнейшие периодич. издания: "Lingua Poznanien-sis" (с 1949), "Rocznik slawistyczny" (с 1908), "Onomastica" (с 1955), "Slavia Occidentalism (c 1921), "Slavia Orientalis" (c 1952). т. С. Тихомирова.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Высший орган гос. управления по науке и технике - Мин-во науки, высшего образования и техники (организовано в 1972; в 1963-72 - К-т науки и техники), к-рое осуществляет свои функции совместно с Польской академией наук (ПАН). Науч. исследования ведутся в науч. учреждениях ПАН и в высших уч. заведениях, а также в ведомств, науч. учреждениях, в числе к-рых (1973) 112 н.-и. ин-тов (в т. ч. ядерных исследований, вычислит, машин, формирования окружающей среды, общей химии, лекарств, геологич., онкологич. им. М. Кюри, электротехнич., чёрной металлургии им. С. Сташица, Главный горнодоб. пром-сти, точной механики, земледелия, удобрений и почвоведения, научно-технич. и экономич. информации, истории материальной культуры), 25 центр, лабораторий, 103 н.-и. центра, 651 самостоят, центр науч.-технич. базы нар. х-ва, 1670 фаб.-зав. н.-и. центров. В науч. учреждениях (1974) занято (без учёта высших уч. заведений) 141 тыс. чел. (в т. ч. ок. 11,7 тыс. в системе ПАН, 73 тыс. в ведомств. н.-и. учреждениях, ок. 7,3 тыс. в центр. лабораториях, 41,8 тыс. в н.-и. центрах), из к-рых в области точных и естеств. наук работало 10,5 тыс. чел., технич. наук - 104 тыс., мед. наук -св. 7 тыс., с.-х. наук-ок. 6 тыс., обществ. наук - ок. 6 тыс. В 1974 на н.-и. работы было израсходовано 26 млрд. злотых, или 2,36% нац. дохода (в 1970- 1,9%); на исследования по точным и естеств. наукам (1973) -13,5%, технич.- 83% общих расходов, по обществ, наукам - 3,5% . В 1972 издано ок. 3,5 тыс. науч. книг и брошюр; в 1974 выходило ок. 2000 науч. журналов (общий тираж ок. 1,6 млн. экз.). Науч. учреждения П. поддерживают связи с науч. учреждениями 116 стран. Особое место принадлежит науч. связям с СССР, ЧССР, ГДР и др. социалистическими странами. Поддерживаются науч. связи с Францией, США, ФРГ, Японией, Италией, скандинавскими странами и др. П.- член 140 междунар. науч. орг-ций. В П. работает Междунар. ма-тематич. центр им. С. Банаха (Варшава) и Междунар. лаборатория сильных магнитных полей и низких темп-р (Вроцлав). Учёные ПНР участвуют в работе Объединённого ин-та ядерных исследований в Дубне (СССР) и др. междунар. ин-тов, а также в междунар. науч. программах. Б. Суходолъский. Лит.: Historia nauki polskiej, pod red. В. Suchodolskiego, t. 1-2, Wr., 1970; Rо1bieсki W., Polskie towarzystwa naukowe ogolne w latach 1944 - 1964..., Wr., 1966; II Kongress Nauki polskiej. Materialy Kongresowe, Warsz., 1973; История философии, т. 1, 2, 4, 5, М., 1957 - 61; Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европейских социалистических странах, М., 1965; Социологическая мысль в Польской народной республике. М., 1968: Историческая наука в Народной Польше в 1945 -1969 гг. Справочник, Вяршава, 1970; Sегеjski М., Dutkiewicz J., Srenio w-ska K., Zarys historii historiografii polskiej. Cz. l-3,bodz, 1954-59.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1974 в П. издавалось 87 ежедневных газет (общий тираж 10,17 млн. экз.) и 2850 др. периодич. изданий (общий тираж 30,5 млн. экз.). Во всех воеводствах выходят газеты воеводских к-тов ПОРП (общий тираж всех газет, издаваемых ПОРП, 4212 тыс. экз.). Важнейшие газеты (издаются в Варшаве; тираж на 1974): "Трибуна люду" ("Trybuna Lu-du"), c 1948, ЦО ЦК ПОРП, тираж 633,3 тыс. экз.;" Хлопска дрога "("Chiopska Droga"), c 1945, орган ЦК ПОРП, тираж 152,7 тыс. экз.;"Глос працы" ("Gtos Pracy"), c 1951, орган Центр, совета проф. союзов, тираж 164,8 тыс. экз.; "Громада-рольник польски" ("Gromada-Rolnik Polski"), c 1947, тираж 404,5 тыс. экз.; "Дзенник людовы" ("Dziennik Lu-dpwy"), c 1945, орган Гл. к-та Объединённой крест, партии, тираж 179,8 тыс. экз.; "Жиче Варшавы" ("Zycie Warszawy"), с 1944, тираж 320 тыс. экз.; "Жол-неж вольносьци" ("Zotnierz Wolnosci"), с 1943, орган Мин-ва нац. обороны, тираж 99,1 тыс. экз.; "Курьер польски" ("Kurier Polski"), c 1957, орган Демо-кратич. партии, тираж 161,3 тыс. экз.; "Пшеглёнд спортовы" ("Przegld Sportowy"), c 1921, тираж 205,6 тыс. экз.; "Свят млодых" ("Swiat Mlodych"), c 1949, орган польских харцеров (пионеров), тираж 421,7 тыс. экз.; "Штандар млодых" ("Sztandar Mtodych"), c 1950, орган Федерации Социалистич. союзов польск. молодёжи, тираж 206,7 тыс. экз. Крупнейшие еженедельники (издаются в Варшаве; тираж на 1974): "Политика" ("Polityka"), c 1957, тираж 244,3 тыс. экз.; "Культура" ("Kultura"), с 1963, тираж 109 тыс. экз.; "Доокола свята" ("Dooko-la Swiata"), с 1953, орган Федерации Социалистических союзов польской молодёжи, тираж 301,5 тыс. экз.; "Жолнеж польски" ("Zolnierz Polski"), c 1945, орган Гл. политического управления Войска Польского и Гл. правления Лиги обороны страны, тираж 113,9 тыс. экз.; "Пшиязнь" ("Przyjazri"), с 1948, орган Об-ва польско-сов. дружбы, тираж 119,1 тыс. экз.; "Тыгодник демократычны" ("Tygodnik Demokratyczny"), c 1953, орган ЦК Демократич. партии, тираж 22,6 тыс. экз.; "Шпильки" ("Szpilki"), с 1935, тираж 124 тыс. экз. Крупнейшие ежемесячные журналы (издаются в Варшаве; тираж на 1974): "Нове дроги" ("Nowe Drogi"), c 1947, теоретич. и политич. орган ЦК ПОРП, тираж 79,4 тыс. экз.; "Виднокренги" ("Widnokregi"), с 1951, орган Всепольск. комитета мира, тираж 89,1 тыс. экз.

Осн. источник внутр. и междунар. информации П.- Польск. агентство печати (ПАП), осн. в 1944. Информацию о политич., экономич. и культурной жизни П. за рубеж передаёт Польск. агентство Интерпресс (ПАИ), осн. в 1967.

Радиовещание осуществляется К-том по делам радио и телевидения "Польск. радио и телевидение", осн. в 1944. Внутр. вещание ведётся по 3 программам; работают 36 радиостанций, насчитывается ок. 5,8 млн. абонентов. Иностр. служба ведёт передачи на страны Европы, Америки, Африки и Араб. Востока на польск., англ., франц., нем., дат., итал., исп., фин., швед., араб, и эсперанто языках.

Телепередачи (с 1952, регулярно -с 1953) с 1970 ведутся по 2 программам. В П. 19 телестанций и св. 56 радиотрансляц. станций.

Ц. Н. Левашова.

XIII. Литература

Старопольская литература обычно делится на 3 периода: средневековье (12-15 вв.), Возрождение (16 в.) и барокко (до сер. 18 в.). Наличие в П. крупных древнейших памятников фольклора не зафиксировано. Существование древней фольклорной традиции подтверждается, однако, использованием нар. преданий, песен, пословиц и т. д. или упоминаниями об их бытовании, к-рые встречаются в старопольск. письменности. Первые памятники польск. ср.-век. письменности на лат. яз. имели как религ.-церк., так и светский характер. Светской по духу была первая историч. хроника капеллана Галла Анонима (нач. 12 в.); кульминация в развитии этого жанра - многотомная "История Польши" Я. Длугоша (1415-1480). На польск. яз. появляются сначала переводы церк. текстов, религ. песнопения, а затем светские соч. поучит, характера, диалоги, вирши, песни. В эпоху Возрождения, отмеченную острой политич. борьбой, распространением идей гуманизма и Реформации, лит-pa достигает расцвета, обогащается произв. исключительно художеств, назначения. Польск. яз. вытесняет латынь, хотя в это же время учёная лат. поэзия отличается совершенством (К. Яницкий, 1516-1542/43, и др.). Только по-польски писал М. Рей (1505-1569), автор диалогов, драм, трактатов, сатирич. стихов и т. д., выразитель интересов шляхты, активный участник вероисповедной борьбы (кальвинист). Образец высокой поэтнч. культуры, блестящей образованности являет творчество Я. Ко-хановского (1530-84; поэмы, "фрашки"-эпиграммы, песни, элегии и "трены" -надгробные плачи; драма на антич. сюжет "Отказ греческим послам", пост. 1578). Поэт яркой индивидуальности, Коханов-ский заложил основы нац. стихосложения, способствовал дальнейшему совершенствованию лит. языка. Глубиной переживаний, напряжённостью мировоззренческих исканий отличается лирика М. Сэмп Шажиньского (ок. 1550-81). В лит-ре широко отразились быт, нравы, стремления шляхетского и др. сословий, придворной среды ("Польский придворный", 1566, Л. Гурницкого, 1527-1603). Весьма богата переводная лит-pa того времени (диалоги, притчи, анекдоты, авантюрные романы, повести и т. д.), часто через П. попадавшая на Русь. Радикальные обществ, идеи высказывались в публицистике ("Об исправлении государства", 1551, А. Моджевского, 1503-1572, выступления идеологов польск. арианства).

Кон. 16 - 1-я пол. 17 вв.- время расцвета гор. лит-ры, создаваемой как учёным состоят, мещанством (С. Клёнович, ок. 1545-1602; III. Шимонович, 1558-1629, "Селянки", 1614), так и плебейскими низами (т. н. "совизжальская" сатира, "рыбалтовская" комедия, лирич. стихи и песни, часто отмеченные фольклорным влиянием, цикл "Крестьянских жалоб" и т. д.).

В 17 в. в лит-ре преобладает барокко. Появляются рифмованные хроники и трактаты, соч. религ. и мистич. содержания, выражающие торжество Контрреформации, возникают образцы галантно-любовной и медитативной лирики (Я. А. Морштын, ок. 1620-93, и др.). В лучших произв. выражается обеспокоенность авторов-патриотов положением страны, истерзанной войнами и политич. анархией (В. Потоцкий, 1621, по др. данным, 1625-96, поэты-сатирики и др.), ощущается стремление глубже проникнуть в психологию человека, доводится до виртуозности стихотв. мастерство. События и нравы получают яркое воспроизведение в мемуарной лит-ре ("Воспоминания" Я. X. Пасека, ок. 1636-1701, и др.). Политич. упадку феод. гос-ва (кон. 17 - нач. 18 вв.) сопутствует и относит, застой в лит. развитии.

В эпоху Просвещения (сер. 18 в.) в лит-ре находят отражение борьба за реформы и нац. независимость, распространение передовых обществ.-филос. идей, идущих гл. обр. из предреволюц. и революц. Франции, укрепляются связи с общеевроп. лит. процессом. Появляются лит.-художеств. и обществ.-политич. журналы, нац. театр, совершенствуется лит. язык. Виднейшие писатели-классицисты (И. Красицкий, 1735-1801, А. Нару-шевич, 1733-96, С. Трембецкий, 1739-1812, Т. К. Венгерский, 1756-87, и др.) подчиняют своё творчество решению нац. задач, в боевых жанрах сатиры, басни, ироикомич. поэмы обличая обществ, пороки, невежество, клерикализм. Наряду с переводами и переложениями зарубежных образцов зарождается оригинальная комедия (Ф. Заблоцкий, 1752-1821; "Возвращение посла", 1790, Ю. У. Нем-цевича, 1757, по др. данным, 1758-1841, и др.), делаются попытки ввести в драму простонародный элемент ("Мнимое чудо, или Краковцы и горцы", 1794, В. Богуславского, 1757-1829). Создаётся роман нового времени, синтезирующий элементы дидактического, приключенческого, нравоописат. и фантастико-уто-пич. жанров ("Приключения Николая Досвядчиньского", 1776, Красицкого). Видное место занимает поэзия сентиментализма (лирика Ф. Карпиньского, 1741-1825, Ф. Д. Князьнина, 1750-1807); сентименталистская проза полностью разовьётся позже, в 19 в. На рубеже 80-90-х гг. видную роль в политич. борьбе играют радикальная публицистика, анонимная "якобинская поэзия", выступления революционно настроенных писателей (Я. Ясиньский, 1761-94, и др.).

Романтизм в польск. лит-ре считается вершиной её развития в новое время и охватывает эпоху нац. восстаний 19 в. вплоть до поражения восстания 1863-64. После утраты П. независимости (1795) лит-ре отводится важная роль в освободит. борьбе, развитии нац. самосознания и сохранении нац. культуры. Романтич. направление складывается на рубеже 10-20-х гг., первым его образцом, и манифестом стали 2 тома "Поэзии" (1822-23) А. Мицкевича (1798-1855); к романтич. направлению примкнули участники пат-риотич. организаций в Варшаве, Литве, на Украине. В польск. романтизме решительно преобладали революц.-патриотич. тенденции. На первый план выдвигаются баллада и лиро-эпич. поэма, или "по-этич. повесть" ("Гражина", "Конрад Вал-ленрод" Мицкевича; "Мария" А. Маль-чевского, 1793-1826; "Каневский замок" С. Гощиньского, 1801-76, и др.), делаются попытки обновления драматич. форм. Романтики обращаются к фольклору, видя в нём отражение нар. мировосприятия, используют историч. сюжеты для проповеди патриотич. идеалов. В лит-ре утверждается новый тип героя -самоотверженного борца, демократизируется лит. язык, совершенствуется стихосложение. Романтич. критика (М. Мох-нацкий, 1803, по др. данным, 1804-34, и др.) выдвинула постулат нац. своеобразия лит-ры, отрицая догматизм нормативной эстетики. После 1831 определяющей на время становится литература эмиграции. В центре внимания романтиков - причины неудачи восстания 1830-31, попытки критически осмыслить опыт шляхетской революционности, отрыв авангарда освободит, борьбы от нар. масс. Появляются пламенные обличения царизма и проводимых им в П. жестоких репрессий. Интенсивно развивается романтич. драма (3-я часть "Дзядов", 1832, Мицкевича; произв. Ю. Словацкого, 1809-49; "Небожественная комедия", 1835, и "Иридион", 1833-36, 3. Красиньского, 1812-59), разнообразная по форме, насыщенная значит, морально-политич. проблемами. Жанр поэмы обогащается новыми, оригинальными разновидностями: нац. эпопея "Пан Тадеуш" Мицкевича, филос.-историч. эпос Словацкого "Король-Дух" и др. Историко-филос. искания, помимо художеств. творчества, находят выражение в мировоззренч. системах мессиа-нистского, мистике иррационального характера, обосновывающих грядущее избавление П. В самой стране отд. авторы остаются вне романтизма (А. Фредро, 1793-1876, шедший от просветит, традиций к реализму и в 20-30-е гг. создавший свои лучшие комедии, богатые социальным и психологич. содержанием). Развиваются прозаич. жанры (Ю. И. Кра-шевский, 1812-87, Ю. Коженёвский, 1797-1863, и др.); в канун Революции

1848-49 на сцену выступают революц.-демократич. поэзия (Р. Бервиньский, 1819-79, и др.), критика и эстетика (Э. Дембовский, 1822-46); пробуждается интерес к крест, жизни (в прозе - Кра-шевский, в поэзии - Т. Ленартович, 1822-93, В. Сырокомля, 1823-62, и др.). На период романтизма приходится деятельность крупнейших польск. фольклористов, собирателей нар. творчества. Особое место занимает творчество писавшего в эмиграции Ц. Норвида (1821-83), стремившегося к обновлению поэтики и оценённого лишь в 20 в.

После 1863 в лит-ре господствует реализм (иногда это время называют "периодом позитивизма" вследствие влияния его социально-филос. идей на творчество ряда писателей). В публицистике и нек-рых художеств, произв. пропагандируются идеи "органического труда", "работы у основ", содействие экономич. прогрессу страны, просвещению масс, ликвидации феод.-шляхетских предрассудков. Поэзия, богатая гражд. мотивами, утверждает верность патриотич. идеалам, касается новых проблем, поставленных капиталистич. развитием (А. Аснык, 1838-97, М. Конопницкая, 1842-1910, и др.). Яркий расцвет характерен для прозы: в романах, повестях, рассказах даётся широкая социальная панорама польск. общества, включая жизнь крестьянства и гор. низов, отмечаются противоречия обществ. развития, обрисовываются новые социально-психологич. типы (Э. Ожешко, 1841-1910, Б. Прус, 1847 - 1912, Г. Сенкевич, 1846-1916, новеллы Конопницкой). Широкую популярность завоёвывает исторический роман ("Трилогия", 1883-88, Сенкевича, живописавшего времена старой шляхетской П., цикл романов Крашевского, охватывающий всю отечеств, историю, "Фараон", 1895-96, Пруса), содействующий укреплению патриотич. чувств читателя. Успешно развиваются критика и литературоведение. В последние десятилетия 19 в. в прозе намечаются тенденции натурализма (А. Дыгасиньский, 1839-1902, и др.). Начало рабочего движения даёт первые образцы пролетарской поэзии ("Варшавянка", "Красное знамя" и т. д.).

Мировое признание польск. лит-ры в 19 в. нашло своё выражение в интенсивном развитии рус.-польск. лит. связей. В этом смысле огромное значение имело пребывание в России Мицкевича, произв. к-рого высоко ценились и многократно переводились рус. литераторами. В свою очередь Мицкевич пропагандировал рус. лит-ру в парижских лекциях 40-х гг. В П. переводы из рус. поэзии появляются на протяжении всего 19 в. Широкую популярность, оказывая при этом влияние на крупнейших польск. писателей, завоёвывают И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, позднее - Ф. М. Достоевский. Произв. польск. авторов (Ожешко, Сенкевича, Пруса и др.) переводятся на рус. яз. почти одновременно с публикацией в П.

Б. Ф. Стахеев.

Литература 1890-1918. В этот период, известный под назв. "Молодая Польша", наряду с развитием реализма возникают модернистские течения (импрессионизм, символизм, неоромантизм). Теоретиками модернизма выступили 3. Пшесмыцкий (1861 -1944), С. Пшибышевский (1868-1927). Характер поэзии определяют символистские и импрессионистские тенденции, её осн. жанры: филос., любовная и пейзажная лирика (К. Тетмайер, 1865-1940, Я. Каспрович, 1860-1926, Т. Мициньский, 1873-1918, и др.). В 1900-10-е гг. новые, жизнеутверждающие мотивы появляются в реалистич. гражд. поэзии Конопницкой, классици-стич. лирике Л. Стаффа (1878-1957), сатирич. стихах Т. Бой-Желеньского (1874-1941). В прозе, где реалистич. направление оставалось ведущим, углубляется социальный критицизм, успешно разрабатывается тема деревни, власти земли, зреющего крест, бунта (В. Рёймонт, 1867-1925, В. Оркан, 1875-1930, С. Жеромский, 1864-1925, обратившийся также к темам социальных исканий интеллигенции, к истории борьбы польск. народа за нац. независимость). Соединение реалистич. и символистских черт характерно для романов В. Берента (1873-1940), натуралистич. тенденции сказываются в прозе А. Грушецкого (1852-1929), Г. Запольской (1857-1921). После 1905 в лит-ру приходит тема революции как жертвенного подвига интеллигентов-революционеров (А. Струг, 1871 -1937, Г. Даниловский, 1872-1927, А. Немоев-ский, 1864-1921). Монументальные ро-мантико-символич. обобщения прошлого и будущего П. дал в своих пьесах С. Выспяньский (1869-1907). Реалистич. драму представляют "мещанские трагифар-сы" Запольской, психологич. драмы Т. Ритнера (1873-1921). В критике выделяется С. Бжозовский (1878-1911), выступивший против антиобществ, концепций иск-ва.

Литература 1918-44. Критич. изображение конфликтов в восстановленном (1918) польск. гос-ве характерно для реалистич. социально-политич. и социально-бытового романа (Жеромский, 3. Нал-ковская, 1884-1954, М. Домбровская, 1889-1965, Ю. Каден-Бандровский, 1885-1944, Струг, П. Гоявичиньская, 1896-1963, 3. Униловский, 1909-37, Е. Богушевская, р. 1886). В 30-е гг. развиваются реалистич. психологич. проза (Я. Ивашкевич, р. 1894, Налковская, М. Кунцевич, р. 1889) и драма (Е. Ша-нявский, 1886-1970), а также иррациональный психологич. роман (Б. Шульц, 1892-1942, В. Гомбрович, 1904-69) и гротескная драматургия (С. И. Виткевич, 1885-1939). В поэзии, испытавшей сильное влияние лирики Стаффа и символико-фантастич. лирики Б. Лесьмяна (1877-1937), выделяется идейно неоднородная группа "Скамандр" (Ю. Тувим, 1894-1953, Ивашкевич, А. Слонимский р. 1895, Я. Лехонь, 1899-1956, К. Ве-жиньский, 1894-1969, М. Павликовская-Ясножевская, 1894-1945), с "традиционализмом" к-рой боролись "авангардисты" (Т. Пейпер, 1891-1969, Ю. Пши-бось, 1901-70). В 30-е гг. в поэзии К. И. Галчиньского (1905-53), Ю. Чеховича (1903-39), М. Яструна (р. 1903) отразились настроения катастрофизма, апокалиптич. предчувствия. Основы социали-стич. лит-ры закладывались в творчестве поэта В. Броневского (1897-1962), лидера группы революц. поэтов (Б. Ясень-ский, 1901-39, С. Р. Станде, 1897-ок. 1937, В. Вандурский, 1891-ок. 1937, Л. Шенвальд, 1909-44, Л. Пастернак, 1910-69, Э. Шиманьский, 1907-43), в прозе Л. Кручковского (1900-62), В. Василевской (1905-64), в работах критика-марксиста И. Фика (1904-42).

В годы 2-й мировой войны 1939-45 в лит-ре антифаш. Сопротивления, создаваемой, несмотря на жестокий террор, в оккупированной гитлеровцами П. (К. Бачиньский, 1921-44, Т. Гайцы, 1922-44, Стафф и др.), а также в эмиграции (в Сов. Союзе - Василевская, Шенвальд, Е. Путрамент, р. 1910, Л. Пастернак и др. и на Западе - Бро-невский, Тувим и др.), на первое место выдвигается поэзия. Её характерные черты: патриотизм, усилившееся рефлективное начало, романтич. пафос.

Литература ПНР. Разгром нем.-фаш. захватчиков и установление нар.-демо-кратич. строя создали новые условия для развития лит-ры. Уже в сент. 1944 в освобождённом Люблине состоялся 1-й съезд Союза польск. писателей, поддержавший программу нар.-демократич. развития страны. Перед лит-рой встала задача отразить новую действительность, содействовать строительству социализма. Реалистич. проза 40-х гг. рассказывает о фаш. оккупации П. ("Медальоны", 1946, Налковской; "Каменный мир", 1948, Т. Боровского, 1922-51; "Дым над Биркенау", 1945, С. Шмаглевской, р. 1916), о послевоен. обществ, конфликтах ("Пепел и алмаз", 1948, Е. Анджеев-ского, р. 1909). Укрепляются польско-сов. лит. связи, значительно возросло число переводов произв. сов. писателей. После 1949, когда на 4-м съезде Союза польск. писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистический реализм, появляются произв. о социальных преобразованиях в стране ("На деревне свадьба", 1955, Домбровской; "Семейство Яворов", 1954, В. Маха, 1917-65), о периоде фаш. оккупации ("Поколение", 1951, Б. Чешко, р. 1923), о революц. движении в бурж. П. ("Под фригийской звездой", 1952, И. Неверли, р. 1903; "Старое и новое", т. 1-3, 1948-60, Л. Рудницкого, 1882-1968), о катастрофе П. в сент. 1939 ("Сентябрь", 1951, Путрамента; "Дни поражения", 1952, В. Жукровского, р. 1916). С сер. 50-х гг. в центре внимания писателей - вопросы этики и политики, историч. и социальной обусловленности личности, иногда рассматриваемые в абстрактно-филос. плане (Анджеевский). Развиваются эссеистика и филос.-аналитич. проза ("Бронзовые врата", 1960, Т. Брезы, 1905-70; "Диснейленд", 1965, С. Дыгата, р. 1914). Значительно обновилась лит. техника и в произв., написанных в традиц. повествоват. манере. Преобладает морально-филос. проблематика, гл. темы: 2-я мировая война, подполье в годы оккупации, становление народной власти ("Колумбы, год рождения - 20", т. 1-3, 1957, Р. Братного, р. 1921; "Приключения мыслящего человека", опубл. 1970, Домбровской; трилогия "Хвала и слава", 1956-62, повести и рассказы крупного мастера реалистической прозы Ивашкевича; "микророманы" "Дневник антигероя", 1961, и др. К. Филиповича, р. 1913; "Дерево рождает плод", 1963, "Личность", 1973, Т. Голуя, р. 1916; "Крещённые огнём", 1961, "Направление - Берлин", 1970, Жукровского), перемены в жизни села (Ю. Кавалец, р. 1916; В, Махеек, р. 1920; Т. Новак, р. 1930; Ю. Мортон, р. 1911; Мах), тема истории и труда рабочего класса (С. Р. Добровольский, р. 1907; Л. Вантула, р. 1928; Я. Пешхала, р. 1921). В жанре историч. и историко-биографич. романа успешно работают Я. Парандов-ский (р. 1895), Т. Парницкий (р. 1908), А. Кусьневич (р. 1904), Голуй. Популярна филос. фантастика С. Лема (р. 1921), произв. документ, жанров. Достижения поэзии до 1956 связаны с творчеством Броневского, Галчиньского, Ивашкевича, Пшибося, Яструна. В 60-е гг. выдвигаются поэты Т. Ружевич (р. 1921), В. Шимборская (р. 1928), С. Гроховяк (р. 1934), Э. Брылль (р. 1935). В создании социалистич. реалистич. драмы ведущая роль принадлежит Л. Кручковско-му ("Немцы", 1949, "Первый день свободы", 1960). в. А. Хорее.

Литературоведение. Зачатки литературоведения в П. восходят к 17 в., однако систематич. изучение лит-ры началось в эпоху Просвещения, когда появились нормативная поэтика польск. классицизма ("Искусство стихосложения" Ф. К. Дмоховского, 1788), очерк всеобщей поэзии И. Красицкого ("О рифмотворчестве и рифмотворцах", 1803) и первая "История польской литературы" (1814) Ф. Бент-ковского. Становлению литературоведения содействовала статья представителя позднего сентиментализма К. Бродзиньского (1791-1835) "О классическом и романтическом..." (1818), вызвавшая многолетнюю полемику о путях развития самобытной польск. лит-ры. В 20-е гг. 19 в. теоретик романтизма М. Мохнацкий, развив понятие народности, поставил проблему генезиса поэзии и гражд. роли поэта. В 40-е гг. эта проблема была углублена и расширена эстетиком-левогегель-янцем Э. Дембовским. Во 2-й пол. 19 в. польск. литературоведение превращается в науку, специализирующуюся по отраслям; представитель филологич. щколы М. Малецкий кладёт начало монографич. исследованиям. Значительно обогатил науку трудами по истории лит-ры, стилистике и критике П. Хмелёвский, приверженец позитивистской эстетики и реализма. Переворот во взглядах на старопольскую лит-ру произвели архивные изыскания А. Брюкнера, продвинувшего развитие текстологии.

Во времена "Молодой Польши", на рубеже 19-20 вв., теоретиком модернизма выступил И. Матушевский; вопросы истории лит-ры разрабатывал В. Фельдман. Важное значение имела деятельность библиографов К. Эстрейхера и Г. Корбута.

Виднейшими критиками в период между мировыми войнами были К. Ижиковский и Т. Бой-Желеньский; "теории" авангардизма развивали Т. Пейпер и С. И. Виткевич. Марксистскую критику представляли И. Фик, А. Ставар и др. В акаде-мич. литературоведении определяющую роль играли труды Ю. Клейнера, С. Пигоня, К. Гурского, В. Борового, М. Крид-ля, Т. Синко, Ю. Кшижановского и др.

После 2-й мировой войны выдвинулся Р. Ингарден, придающий первостепенное значение проблемам структуры художеств. произв. В области теории лит-ры выделяются труды С. Скварчиньской, X. Марковича, Я. Тшинадлёвского, М. Длу-ской, по истории польск. лит-ры и истории лит. критики работы Ю. Кшижановского, В. Кубацкого, К. Выки и Я. 3. Якубовского, по истории всеобщей лит-ры М. Журовского, В. Хвалевика и др. Основополагающее значение приобретает марксистско-ленинский метод науч. исследований. Широко представлена славистика, особенно трудами по истории рус. лит-ры и польско-рус, лит. связям (М. Якубец, Р. Лужны, Б. Бялокозович, Ф. Селецкий, Т. Позьняк и др.). Осн. литературоведч. журн.- "Pamietnik Literacki" (с 1902), "Polonistyka" (с 1948), "Przegla_d Humanistyczny" (с 1957).

И. К. Горский.

Лит.: История польской литературы, т. 1 - 2, М., 1968-69 (лит.); Bibliografia literatury polskiej. Nowy Korbut, t. 1 - 9, 12 - 14, Warsz., 1963T73 (издание продолжается); Slownik wspoiczesnych pisarzy pol-skich, t. 1-4, Warsz., 1963-66; Historia literatury polskiej, t. 1-3, Warsz., 1972-73.

XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

К эпохе неолита относятся керамич. сосуды с "ленточным", "накольчатым" и "шнуровым" орнаментом, к эпохам бронзы и железа - укрепл. общинные поселения (Бискушш, ок. 550-400 до н. э.), сосуды из глины и бронзы, культовые колесницы с фигурками птиц и зверей, принадлежащие лужицкой культуре, "лицевые" урны поморской культуры и др. От 7-12 вв. сохранились обобщённая по формам скульптура (голова божества из Янкува, 10 в.), остатки слав. поселений с деревянно-земляными укреплениями (в Гданьске, Ополе, Гнезно, Вроцлаве).

После принятия христианства (966) развивается кам. культовое зодчество (капелла-ротонда Девы Марии на Вавеле в Кракове, 2-я пол. 10 в.). Со 2-й пол. 11 в. утверждается романский стиль.

Скульптура 1 2-1 5 вв. 1. Междунефный столб костёла Троицы в Стшельно. Около 1180. 2. Надгробие Генриха IV. Около 1300. Силезский музей. Вроцлав. 3."Мадонна из Кружлёвой". Дерево. 1410. Национальный музей. Краков (1,2- камень.)

Крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове. Около 1100.

Сооружаются отличающиеся суровой величественностью 3-нефные базилики (частично сохранившиеся костёлы в Познани и Гнезно, костёл св. Анджея в Кракове, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369) с монумент, башнями (костёл в Туме, ок. 1141-61) и с перспективными порталами, покрытыми нарядным резным орнаментом (в костёле Марии Магдалины во Вроцлаве, кон. 12 в.). Капители, а иногда и стволы междунефных столбов в интерьерах (костёл в Стшельно, ок. 1180) украшаются богатой резьбой (плетёнка, растит. узоры, изображения святых, фан-тастич. животных и птиц), сохранились немногочисл. романские крипты (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове, ок. 1100). Редким произв. скульптуры присуща мягкая обобщённость форм (тимпан портала костёла Девы Марии "на песке" во Вроцлаве с рельефными изображениями Богоматери и донаторов, 2-я пол. 12 в.). Шедевр романской скульптуры в П.- бронзовые двери костёла Девы Марии в Гнезно (ок. 1170, илл. см. т. 6, стр. 614). Исполненные живой непосредственности рельефы со сценами жизни св. Войцеха искусно вплетены в нарядную орнаментальную композицию. Живописи 12-13 вв. (фрески костёлов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность контурных изображений, локальность расцветки.

В 14-15 вв. укрепление феод, монархии в П. способствовало расцвету гор. культуры. Распространились постройки в стиле готики, в к-рых своеобразно преломлялись архит. формы Германии, Чехии, Нидерландов. На Ю. сооружались

3-нефные базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369; соборы во Вроцлаве и Познани), на С.- зальные кирпичные костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся строгой сдержанностью облика. С гладью стен контрастируют узорные завершения порталов и окон, венчающих стены щипцов. Монумент. башни зап. фасадов обычно расчленены на ярусы и завершены шатрами. В Силезии и Сев. П. щипцы костёлов нередко украшаются узорами из поливных кирпичей. Просторные интерьеры с крестовыми, звездчатыми bли 3-дольными "пястовскими" сводами отличаются ясностью структуры. В кон. 15 - нач.

16 вв. нарастает декоративность. Появляются кристаллич. своды с живописной орнаментацией (костёл в Пельплине). Композицию кам. церквей повторяют и дерев, костёлы, сохраняющие связь с нар. зодчеством (костёлы в Дембно, 2-я пол. 15 в., и Грывальде, ок. 1500). Бурно растущие города в 14-15 вв. застраиваются по регулярному плану и окружаются кам. стенами с воротами и башнями, а иногда и с предвратными укреплениями-барбака нами (в Кракове и Варшаве, илл. см. т. 4, табл. XXII, стр. 224-225). Многочисл. обществ, постройки отличаются богатством готич. декора (ратуши в Торуни и Вроцлаве; "Двор Артуса" в Гданьске, Ягеллонский ун-т в Кракове с внутр. двором, обрамл. галереей на стрельчатых аркадах, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369). Замки 14-15 вв. имели на юге П. нерегулярный план (Бендзин), на С.- прямоугольный (Цеханув). На севере П. сохранились укрепл. монастырские комплексы крестоносцев (Мальборк, 13-15 вв.). В изобразительном искусстве 14-15 вв. усиливается реалистич. начало. На готич. надгробиях королей появляются наивно-выразит. фигуры "плакальщиков"; схематичные фигуры умерших приобретают индивидуальные черты. Дерев, скульптура, проникнутая наивно-поэтич. нар. мировосприятием, в нач. 15 в. отражает воздействие мягкого стиля готики. В гл. произв. готич. скульптуры П.- алтаре костёла Девы Марии в Кракове (1477-89, скульптор Вит Стош) - реалистич. устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения. Живопись 14-15 вв. отражает контакты на Ю.-с чешским, на С.- с нидерландским, на В.- с др.-рус. иск-вом (росписи капеллы замка в Люблине, 1418). В стенных росписях 14-15 вв. утончённость линейного ритма сочетается с введением пейзажных и жанровых мотивов (росписи костёлов в Неполомице, 1360-70, Ленде, 1370), праздничной орнаментацией (росписи костёла в Дембно, ок. 1500). Алтарной живописи 15 в. при декоративной плоскостности изображений свойственно стремление к передаче характеров, нац. типов, жизненных ситуаций. Со 2-й пол. 15 в., отчасти под нидерл. воздействием, возникает интерес к передаче пространства и объёма. Но сохраняется и любовь к декоративному узорочью (триптих с "Успением Богоматери", ок. 1508, Мар-цин Чёрный). Высокого расцвета достигает в 11-15 вв. декоративно-прикладное искусство (серебряная утварь, оружие, витражи).

Архитектура 13 - 16 вв. 1. Костёл Святого креста в Кракове. 14 - нач. 16 вв. 2. Собор святых Петра и Павла в Познани. Интерьер (13 в. - начало 15 в.). 3. Доминиканский костёл св. Войцеха во Вроцлаве. Западный фасад (15 в.).

"Снятие со креста" из Хомраниц. Около 1440. Музей в Тарнуве.

Ратуша в Хелмно. 16 и 18 вв.

В кон. 15 - нач. 16 вв. с распространением гуманизма и реформац. учений в П. складывается культура Возрождения. Итал. архитекторами в 16 - нач. 17 вв. перестраиваются дворцы и замки (замок на Вавеле в Кракове, с внутр. двором, 1502-16, обнесённым лёгкими арочными галереями). В костёлах появляются ренессансные капеллы (капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове, 1517-33, илл. см. т. 4, стр. 214). Ренессансные формы вплоть до 17 в. переплетаются с готич. традициями.

Барбакан в Кракопе. 1498 - 99.

Сочетание ср.-век. основы и ренессансного декора придаёт своеобразие гор. постройкам П. Наряду с лоджиями, аркадными внутр. дворами и ордерными порталами в них широко применяются аттики с нарядной орнамент. резьбой ["Сукеннице" в Кракове, ратуши в Познани (илл. см. табл. Ц, стр. 320- 321) и в Хелмно]. В сев. и центр, р-нах П. в кон. 16 - нач. 17 вв. сказывается воздействие нидерл. маньеризма (арсенал в Гданьске, жилые дома в Гданьске и Казимеже-Дольны). В изобразит. иск-ве 16 в. нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове с изображением турниров и дворцовых празднеств). Развивается батальная и портретная живопись (торжественно-статичные, плоскостные портреты М. Кобера). В нач. 16 в. переживает расцвет миниатюра (миниатюры из -"Кодекса Бальтазара Бехема" со сценами жизни различных гор. сословий; портреты в генеалогич. книге семьи Шидловецких, до 1530, мастер Станислав Самостшельник). Ренессанс-ным скульпт. надгробиям при ордерном обрамлении свойственна схематичность трактовки фигур. В кон. 16 - нач. 17 вв. в них усиливается маньеристич. декора-тивизм (С. Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи наивно-реалистич. черты сочетаются с воздействием иск-ва венецианского Позднего Возрождения (Т. Долабелла). В декоративно-прикладном иск-ве 16 в. (серебряные ре-ликварии, оружие, ткани) готич. традиция уживаются с отд. мотивами Ренессанса. С наступлением феодально-католич. реакции (нач. 17 в.) расширяется стр-во церквей в стиле барокко (костёл св. Петра и Павла в Кракове, 1605-19), к-рые достигают особой пышности и композиц. сложности в кон. 17 - нач. 18 вв. (костёлы иезуитов в Познани, сакраменток в Варшаве, костёл бернардинцев в Кракове с парадным двубашенным фасадом). Динамизмом пространств, ритмов выделяются костёлы в Ленде, Осечной. В сер. 18 в. интерьеры костёлов отделываются в стиле рококо (костёл в Кракове). В дерев, зодчестве уживаются барочные и готич. формы (костёл в Олесно, 1668-1678 и церковь в Поврожнике, ок. 1643). Для замков кон. 16 - нач. 17 вв. характерна усложнённость плана (5-угольный замок в Уязде с 2 внутр. дворами, 1631-44). С кон. 17 в. в дворцовой архитектуре сказывается воздействие франц. зодчества. Сооружаются парадные загородные резиденции с курдонёрами и регулярными парками (дворцы в Вилянуве, Белостоке), а также гор. дворцы без боковых флигелей (дворец Красиньских в Варшаве). Со 2-й пол. 17 в. для украшения дворцов и церквей применяется скульптура из стукко, отличающаяся динамич. изяществом форм. В сер. 18 в. распространяются дерев, алтари с пышной резьбой. В портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистич. черты (алтарные картины К. Богу-шевского, портреты Я. Третко). Бытовавшие в мелкошляхетской среде парадные портреты отличались декоративностью, плоскостностью и острой жизненной непосредственностью изображений. Во фресковой живописи с кон. 17 в. использовались иллюзионистич. приёмы итал. барокко. В сер. 18 в. в алтарных картинах Ш. Чеховича проявились классицистич. тенденции. Портретная гравюра 17-18 вв. отражала воздействие иск-ва Нидерландов (Е. Фальк). В декоративно-прикладном иск-ве мотивы европ. барокко сочетались с нац. и вост. орнаментами (мебель, ворсовые ковры, гобелены, шёлковые "персидские" пояса).

Не известный художник. "Мастерская оружейника". Миниатки ра из "Кодекса Бальтазара Бехема". 1505. Ягеллонская библиотека. Краков.

Б. Берреччи и др. Капелла Сигизмунда I в со