загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ик П. одновременно был зам. директора МТС или совхоза по политработе. На работу в П. было направлено 25 тыс. коммунистов (17 тыс.-в созданные 3368 П. МТС и 8 тыс.-в 2021 П. совхозов). С образованием П. были временно упразднены в совхозах парткомы первичных парт. орг-ций. В 1934 парткомы были воссозданы. Их секретарями стали зам. нач. П. совхоза по парт.-массовой работе. П. проделали большую работу по организац.-хоз. укреплению колхозов и совхозов, по созданию в них первичных парт, орг-ций, по коммунистич. воспитанию тружеников села. При П. было организовано полйтич. и производств, обучение колхозных кадров. П. внесли значит. вклад в организацию на селе социалистич. соревнования, в улучшение парт. пропаганды. По решению Пленума ЦК ВКП(б) в нояб. 1934 П. МТС были преобразованы в обычные парт. органы и слиты с райкомами партии. П. совхозов продолжали действовать до марта 1940, занимаясь гл. обр. организац.-парт. и политмассовой работой.

После начала Великой Отечеств, войны 1941-45 в связи с сокращением сети сел. парт. орг-ций и трудностями воен. времени в нояб. 1941 вновь были созданы П. в МТС и совхозах (только в МТС образовано 4490 П.). Это дало возможность осуществлять централизованное и оперативное парт. руководство с. х-вом в сложных условиях первого периода войны. В мае 1943 П., выполнившие свои задачи, были упразднены. С февр. 1950 до янв. 1954 по постановлению ЦК ВКП(б) П. МТС были созданы и действовали в Зап. областях Украины, Белоруссии, правобережных районах Молдавии и в прибалтийских республиках.

Постановлением ЦК и СНК от 3 июля 1933 П. были созданы на ж. - д. транспорте - 22 П. жел. дорог, к-рым подчинялись П. отделений службы движения. На работу в П. было направлено 700 парт. работников. Задачи и структура их были определены постановлением ЦК партии от 10 июля 1933. П. были призваны поднять на высшую ступень парт.-политич. работу, возглавить борьбу за укрепление трудовой дисциплины и порядка на транспорте, за овладение техникой. К 1937 действовал 41 дорожный П. и 262 П. отделений службы движения. В апр. 1934 были созданы П. на водном транспорте; в 1935 работу вели 29 П. пароходств. В 1943 П. ж.-д. и водного транспорта были упразднены; в 1948 воссозданы и действовали до 1956-Лит.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 5 - 6, М., 1971; Справочник партийного работника, М., 1957; Зеленин И. Е., Политотделы МТС (1933 - 1934), "Исторические записки", т. 76, М., 1965; его же, Политотделы совхозов в довоенные годы, "Вопросы истории КПСС", 1966, № 8; Лихоманов М. И., Организаторская работа партии в деревне в первый период Великой Отечественной войны, "Вопросы истории КПСС", 1965, № 2; Ашанин В. Я., Политотделы МТС в годы Великой Отечественной войны, "Вопросы истории КПСС", 1960, № 4; История КПСС, т. 4, кн. 2, т. 5, кн. 1, М., 1970-71.

ПОЛИТРИФТОРХЛОРЭТИЛЕН, продукт полимеризации трифторхлорэтиле-на общей формулы [-CF2-CFC1 - ]n; подробнее см. в ст. Фторопласты.

ПОЛИТРИХУМ, род лиственных мхов; то же, что кукушкин лён.

ПОЛИТРОПА (от поли... и греч. tropos-поворот, направление), линия, изображающая на любой термодинамич. диаграмме политропический процесс. Уравнение П. идеального газа имеет вид pVn = const, где р - давление газа, V -его объём, и - показатель П. Частными случаями П. идеального газа являются изобара (при п - 0), изотерма (п = 1), адиабата (п = Y, где у - показатель адиабаты), изохора (п = ±оо).
2016.htm
ПОЛО (Polo) Марко (ок. 1254, Венеция, 8.1.1324, там же), итальянский путешественник и писатель. Сопровождая отца и дядю, венецианских купцов, П.ок. 1271-1275 проехал морем к юго-восточным берегам М. Азии, оттуда сушей в Сев. Китай (через Арм. нагорье, Месопотамию, Иран, нагорье, Памир и Кашга-рию). Живя в Китае на службе у хана Хубилая (до 1292), П. посещал разные области страны. Вернулся морем из Южного Китая через Иран в Венецию в 1295. По некоторым данным, участвовал в войне с Генуей. Ок. 1297 П. попал в плен к генуэзцам. Его красочные рассказы о путешествиях были записаны Рустича-но (др. заключённым) на венетском диалекте (в 13 в.- язык итал. художеств, прозы). Они составили -"Книгу Марко Поло" (1298) - ценный источник по географии, этнографии, истории Армении, Грузии, Ирана, Китая, Монголии, Индии, Индонезии и др. стран; содержит также нар. поверья, легенды, сказки. Переведённая на др. европ. языки, эта книга оказала значит, влияние на мореплавателей, картографов, писателей 14-16 вв. (в т. ч. на X. Колумба, Л. Ариосто).

М. Поло.

Соч.: Книга Марко Поло, пер. со старо-Франц, текста, вступ. ст. И. П. Магидовича, М., 1955 (имеется лит.).

Лит.: X а р т Г., Венецианец Марко Поло, пер. с англ., М., 1956; The book of sir Marco Polo, the Venetian..., 3 ed., v. 1 - 2, L., 1921. И. П. Магидович.

ПОЛИВА, то же, что мякина.

ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ, совокупность соматических (телесных), психических и социальных процессов и отношений, в основе к-рых лежит и посредством к-рых удовлетворяется половое влечение.

Пол и половое поведение. Общей био-логич. основой полового поведения является инстинкт продолжения рода (см. Пол, Размножение), его конкретные формы (разделение функций между полами, особенности репродуктивного цикла, ритуал ухаживания, техника полового акта и т. д.) различаются в зависимости от вида и рода, а также пола, возраста и условий жизни организма. Наряду с инстинктивной, генетически заданной организму программой нормальное половое поведение обеспечивается посредством научения, через общение со сверстниками, родителями и др. Чем выше уровень организации и психики животного, тем большую роль в его поведении играют усвоенные и выработанные в процессе индивидуального развития навыки. Напр., морские свинки, выращенные в условиях полной изоляции, будучи по достижении половой зрелости подсажены к особям противоположного пола, в большинстве случаев проявляют нормальную половую активность, инстинктивно находя адекватные своему виду формы спаривания и т. д. В отличие от этого, макаки-резусы, выращенные в изоляции, оказываются неспособными к нормальной П. ж., т. к. у них не выработаны необходимые психологич. механизмы общения. Чем сложнее животное, тем глубже и многограннее связь его полового поведения с др. аспектами жизнедеятельности. Половое поведение животных необходимо рассматривать в единстве индивидуально-генетических и групповых (формирующихся и проявляющихся только в общении с др. особями того же вида) характеристик.

У человека к этим факторам добавляется и играет важнейшую роль ряд социально-культурных детерминант. Био-логич. пол индивида включает неск. относительно автономных компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма: 1) хромосомный (генетич.) пол, к-рый определяется в момент зачатия; 2) гонадный пол -формирование мужских или женских половых желез (см. Гонады), 3) гормональный пол зародыша, от к-рого зависит дифференциация гениталий - половых органов (гормоны также сильно влияют на психику); 4) морфологич. пол - строение внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий; 5) пу-бертатный, т. е. связанный с половым созреванием, гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков, и др. Нарушение любого из звеньев этой системы так или иначе сказывается на половой функции (см. Гермафродитизм, Интерсексуальность). Однако сам по себе биологич. пол ещё не превращает индивида в мужчину или женщину и не гарантирует адекватного полового поведения. Для этого необходима также соответствующая психосексуальная идентификация (отождествление): человек должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую, мужскую или женскую, роль.

Психосексуальная идентификация -один из важнейших аспектов формирования личности; она осуществляется в процессе жизнедеятельности, под влиянием воспитания и общения. Определив по внешним признакам пол новорождённого (т. н. аскриптивный, приписанный пол), родители и др. взрослые систематически воспитывают ребенка в соответствующем духе. Уже к 1,5-2 годам ребёнок обычно знает свой пол и в дальнейшем основывает на этом определённый стиль жизни и уровень притязаний, поскольку все культуры так или иначе различают "мужские" и -"женские" роли и качества. Степень соответствия своего тела и поведения стереотипу мужчины или женщины является своеобразной психологич. осью, вокруг к-рой структурируется образ собственного Я и от к-рой сильно зависит самооценка и самоуважение. Позже, по мере полового созревания, у подростка появляются соответствующие сексуальные интересы, влечение к противоположному полу. Огромное влияние оказывают при этом среда и сверстники. В норме биологические и социально-психологич. характеристики пола совпадают, идут в одном направлении. Однако бывают случаи, когда они расходятся (ошибочное определение пола младенца в связи с недоразвитостью его гениталий или сомнения относительно половой принадлежности подростка в связи с задержкой полового созревания и т. д.). Предсказать направление психосексуальной идентификации и психосексуальных ориентации личности в этих случаях трудно; во всяком случае, социальные факторы здесь не менее важны, чем генетические. Т. о., половое поведение человека - продукт совместного действия биогенетических и социальных (аскриптивный пол и обществ, система дифференциации мужских и женских ролей) сил.

Культурно-исторические аспекты половой жизни. Одна из особенностей человеческой сексуальности состоит в том, что переживания, связанные с удовлетворением половой потребности, отделены от её первоначальной биологич. цели -продолжения рода. Эта автономия рекреативной функции (получение наслаждения) П. ж. от репродуктивной (дето-производство) создала принципиальную возможность гуманизации полового чувства, превращения элементарного полового влечения в человеческую любовь, когда взаимоотношения между мужчиной и женщиной служат не только средством продолжения рода и источником чувств, наслаждения, но и дают высочайшее счастье глубокой психологич., душевной близости. Отсюда также вытекает громадное многообразие форм человеческой сексуальности. Не говоря уже о различных замещающих (викарирующих) формах П. ж., когда оргазм вызывается путём искусств. возбуждения гениталий, без полового акта (см. Онанизм), и к-рые присущи не только человеку, но и мн. животным, человеческое воображение способно эротизировать, делать сексуально значимым практически любой реальный или идеальный объект. Причём это происходит не только на уровне индивидуального, но и на уровне обществ. сознания. П. ж. - неотъемлемая составная часть культуры, к-рая, с одной стороны, выражает, обобщает и символизирует, а с другой - направляет и координирует многообразные фактические проявления сексуальности.

Всякое развитое человеческое общество имеет систему норм половой морали, к-рая регулирует взаимоотношения полов, соотнося их с деятельностью обществ. институтов. в рамках к-рых осуществляется продолжение рода и социализация, воспитание потомства (см. Брак, Семья). Уже древнейшие цивилизации знали весьма различные формы П. ж., одни из к-рых нормативно одобрялись и даже возводились в ранг культурных символов (напр., фаллический культ, оргиастич. ритуалы Востока, Дионисии), а др. осуждались и запрещались. В целом П. ж. усложнялась и индивидуализировалась по мере развития культуры и личности. Однако процесс этот противоречив. Соотношение духовных и телесных аспектов П. ж., равно как и отношение к различным формам сексуальности, неодинаково в разных обществах. Древнейшим и самым универсальным табу безусловно является запрет кровосмешения (инцеста), но насчёт других аспектов П. ж. (добрачные и внебрачные связи, онанизм, гомосексуализм и т. д.) разные общества и культуры придерживались разных, иногда даже противоположных норм. Уже античные авторы различают чувств. влечение, половую страсть к обладанию (эрос) и возвышенную духовную любовь (агапе, платонич. любовь). Но при этом рекреативная сторона сексуальности настолько резко отделяется от репродуктивной, осуществляемой в браке, что, по выражению Ф. Энгельса, "...для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта... безразличен был даже пол любимого существа" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 79).

Для европ. средневековья характерно двойств, отношение к П. ж. Офиц. христианская мораль в принципе антисексуальна: всё телесное она считает низменным и греховным, видя идеал в полном воздержании; даже в браке П. ж. допускается только ради продолжения рода. Однако на бытовом уровне средневековая культура была весьма терпима к сексуальности, видя в ней нормальный и естеств. аспект человеческого бытия, свободно обсуждавшийся в быту и светском иск-ве.

Раннебурж. общество вносит существ, коррективы в эти установки. В противовес церковному аскетизму, гуманисты реабилитируют право человека на чувств, наслаждение, и эротика снова занимает место в офиц. "высокой" культуре. Но вслед за тем религ. пуританская мораль создаёт систему антисексуальных установок, в свете к-рых П. ж. предстаёт не только греховной, но и несовместимой с самореализацией личности в сфере труда и накопления богатства. В жизни по принципу "делу - время, потехе -час" для сексуальности не находится места, она снова запрещается как нечто постыдное. Дуалистич. противопоставление "возвышенной" любви "низменно-му", "животному" половому влечению пронизывает и медико-педагогич. лит-ру 18-19 вв. Если античные авторы стремились научить человека наслаждаться, то педагоги нового времени озабочены гл. обр. тем, как ослабить половое влечение, оттянуть начало П. ж. Мораль полового воздержания формулируется при этом в тех же выражениях, что и бурж. принципы экономии, накопления, самоконтроля. Стремление "десексуали-зировать" человека и культуру, подкреплённое цензурной политикой (многие классич. произведения лит-ры и иск-ва в своё время считались "непристойными"), увеличивает разрыв между моральным сознанием общества и реальным поведением людей. П. ж. ассоциируется с чувством вины, уходит в "подполье", что, в свою очередь, порождает неврозы. Именно это противоречие зафиксировал в своей клинич. практике и обобщил теоретически австр. врач 3. Фрейд. Особенно тяжёлым было положение женщин, к-рых викторианская философия считала в принципе асексуальными, лишёнными половых потребностей. Эта установка способствовала распространению фригидности. Для мужчин холодность официального бурж. брака компенсировалась узаконенной проституцией.

Кризис бурж. системы ценностей, а также такие факторы, как рост автономии молодёжи от родителей в гор. среде, ускорение полового созревания подростков в связи с акцелерацией, вовлечение женщин в общественно-трудовую жизнь и рост женского равноправия, ослабление традиционной религ. морали, рождение науч. сексологии и распространение светского, рационального отношения к вопросам пола, появление эффективных контрацептивов (см. Контрацепция), позволяющих при правильном применении избежать нежелаемой беременности,- всё это вместе взятое вызвало значит, сдвиги в П. ж. в сторону либерализации половой морали и ослабления "двойного стандарта" (т. е. разных норм поведения для мужчин и для женщин). П. ж. теперь начинается значительно раньше (в ФРГ с 1960 по 1970 у более образованной части молодёжи возраст начала активной П. ж. снизился в среднем на 3-4 года). Отсюда - ряд социальных и этич. проблем. В бурж. обществе этот процесс выступает прежде всего отрицательными сторонами - потребительским отношением к сексу, ростом отчуждённого, коммерч. эротизма, порнографии, дезорганизацией семьи. Гипертрофия сексуальности, провозглашение её главной и определяющей стороной человеческой жизни, типичные для нек-рых "левых" теоретиков, усматривающих в "сексуальной революции" ключ ко всеобщему освобождению, так же вредны и несостоятельны, как её замалчивание или биологизация. Это -две стороны одной медали. Отмечая, что в области брака и половых отношений назревают глубокие изменения, В. И. Ленин вместе с тем резко осуждал мелко-бурж.-анархич. трактовку этого процесса и подчёркивал необходимость рассматривать его в свете коренных интересов общества, в т. ч.-в связи с развитием брач-но-семейных отношений, к-рые и при социализме остаются важнейшим регулятором П. ж. (см. К. Цеткин, Воспоминания о Ленине, М., 1955, с. 48). Отношения между полами, при всей их интимности, суть обществ. отношения. Это не может не накладывать на людей определённых обязанностей как по отношению друг к другу, так и, в особенности, по отношению к детям. Потребительское отношение к П. ж., оборачиваясь "свободой" от ответственности и серьёзности в любви, ведёт в конечном итоге к деиндиви-дуализации половых отношений и эмоциональной неудовлетворённости. В этой области, как и в других, самоконтроль-необходимый момент свободного самовыражения личности. И. С. Кон.

Медико-психологические аспекты половой жизни. П. ж.- важный компонент нормальной жизнедеятельности человека. Данные совр. сексологии не подтверждают фрейдовской теории сублимации, согласно к-рой половое влечение может быть удовлетворено несексуальным способом, путём переключения на к.-л. др. вид деятельности (напр., труд, художеств, творчество). Такое переключение интересов и психич. энергии без ущерба для личности возможно, но лишь как временная мера и в ограниченных пределах. Не подтверждаются также меха-нистич. теории (О. Эфферц и др.), согласно к-рым все люди обладают одним и тем же фиксированным запасом половой энергии, рассчитанным на определённое число эякуляций, так что задача сводится к экономному её распределению. Универсальной биолошч. "нормы" П. ж. (её интенсивности, продолжительности, эмоц. окрашенности и т. д.) не существует, она варьирует в зависимости от возраста, пола и индивидуальных конституционально-генетич. и личностных (обусловленных воспитанием и жизненным опытом) особенностей человека.

Возрастная динамика П. ж. неразрывно связана с полом вследствие различий жизненного цикла мужчин и женщин и специфич. особенностей (пока недостаточно изученных) женской сексуальности. Интерес к вопросам пола и соответствующие психосексуальные ориентации формируются обычно ещё до полового созревания под влиянием среды и воспитания. В период полового созревания пробуждается активное половое влечение. Воздействие гормонов и механич. переполнения семенных пузырьков стимулирует повышенную половую возбудимость у мальчиков-подростков (юношеская гиперсексуальность), у к-рых начинаются первые семяизвержения (чаще всего при онанизме и поллюциях), появляются эротич. фантазии и игры. Признаки половой зрелости имеют также важное символич. значение, а именно -наступление взрослости. Недаром обряды инициации (посвящение во взрослое состояние) почти везде связаны с половым созреванием. Однако эротич. стремления и потребность в эмоциональном тепле и контакте у подростков часто не совпадают и могут быть даже направлены на людей разного пола. Юношеская любовь психологически очень близка к дружбе, к-рая предшествует ей как первая форма свободно выбранной человеческой интимности. Хотя девочки созревают на 1,5-2 года раньше мальчиков, осознанные эротич. влечения появляются у них позже, поэтому интерес к мальчикам вначале символизируется как потребность в дружбе. Различия между мужской и женской сексуальностью существуют и у взрослых. Женская сексуальность, по-видимому, теснее связана с репродуктивной функцией, отсюда и особенности женского оргазма.

В период зрелой сексуальности половая активность стабилизируется на уровне, определяемом половой конституцией, морально-психологич. установками и условиями жизни (особое значение имеет вступление в брак, после чего П. ж. приобретает необходимую регулярность). Инволюционный период, включающий климакс, характеризуется постепенным снижением половой активности; доля мужчин, способных к осуществлению полового акта, снижается с 75% у шестидесятилетних до 30% у семидесятилетних 14-20% у восьмидесятилетних. У женщин труднее проследить возрастную динамику.

Среднестатистич. массовые показатели половой активности не могут служить обязательным или хотя бы примерным нормативом для отд. индивида. Особенности П. ж. индивида определяются совокупностью его генетических, гормональных, нервных и личностных качеств; поэтому то, что вполне нормально и естественно для одного, может быть ненормально и неестественно для другого. Люди с сильной половой конституцией раньше других начинают П. ж., интенсивнее её ведут и позже заканчивают. Однако эмоциональная окрашенность половых переживаний и степень получаемого от них удовлетворения зависят не столько от физиологич. потенции, сколько от типа личности, её отношения к себе, общей эмоциональной чувствительности, способности к сопереживанию, общению и от др. морально-волевых качеств.

Трудности, испытываемые людьми в сфере П. ж., также имеют преим. об-щепсихологич. корни (эмоциональная холодность, некоммуникабельность, неспособность к глубоким и длительным привязанностям), к-рые в свою очередь связаны с условиями воспитания (отношения с родителями, эмоциональный климат в семье, наличие общества сверстников и характер взаимоотношений с ними, особенности подростковой и юношеской дружбы и т. д.).

Формирование здоровой сексуальности - сложный и противоречивый процесс. Человеку свойственны многообразные заместительные (экстрагенитальные) формы П. ж. и сексуальные символы (таковыми могут служить зрительные образы, нагота, интимные предметы одежды и т. п.). При нормальном психосексуальном развитии они играют вспомогат. роль, провоцируя или усиливая половое влечение и вовлекая в него все органы человеческих чувств. Это колоссально интенсифицирует любовные переживания, делая их в полном смысле слова тотальными. Однако в случае устойчивой и исключительной фиксации на них, эти заместительные и дополнит, формы сексуальности могут приобретать характер навязчивых девиантных (отклоняющихся) тенденций и перерастать при определённых условиях в половые извращения. На всех этапах жизненного цикла половая активность тесно связана со всей остальной жизнедеятельностью личности. Половые излишества, будь то навязчивый онанизм подростка или донжуанские похождения взрослого, чаще всего являются симптомом общей жизненной дисгармонии, попыткой компенсировать свою неудовлетворённость в др. сферах деятельности. В свою очередь, половая неудовлетворённость, каковы бы ни были её личностные или ситуационные причины, нередко проявляется в общей эмоциональной подавленности, депрессии и т. п., а также в антисоциальных поступках (в т. ч. и половых преступлениях). В смягчении психологич. кризисов, характерных для периода полового созревания и др. поворотных моментов жизненного цикла, важную роль играют половое воспитание, просвещение и сек-сологич. служба.

Лит.: Рюриков Ю., Три влечения, М., 1967; Кон И. С., Социология личности, М.. 1967; Харчев А. Г., Голод С. И., Молодежь и брак, в сб.: Человек и общество, в. 6, Л., 1969; Проблемы современной сексо-патологии. [Сб. тр.], М., 1972; Имелинский К., Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М., 1972; Гулыга А. В., Андреева И. С., Пол и культура, "философские науки", 1973, № 4; Фрейд 3., Очерки психологии сексуальности, пер. с нем. М., 1923; Sexual behavior in the human female, Phil.-L., 1953; FordC. S., Beach F. A., Patterns of sexual behavior, L., 1965; Sex and behavior, N. Y., 1965; Masters W. H., Johnson V. E., Human sexual response, L., 1966; S to Her R.J., Sex and gender..., L., 1968; Quijado O., Vida у sexo, Santiago, 1972; S с h nab I.S., Intimferhalten, Sexualstorungen, Personlich-keit, В., 1972; Money J., Ehrhardt A. A., Man and woman, N. Y., 1972.

Г. С. Василъченко, И. С. Кон.

ПОЛОВАЯ ХОЛОДНОСТЬ, фригидность, неспособность женщины испытывать половое удовлетворение. Половое влечение при этом обычно понижено, детородная функция сохранена. П. х. может быть вызвана психич. факторами (при неврозах), эндокринными нарушениями, заболеваниями половых органов и др. или быть следствием врем, задержки развития полового чувства (она проходит, напр., после родов). Лечение показано не во всех случаях и зависит от её причины; применяются психотерапия, гормональные препараты, физиотерапия и др.

Отсутствие полового удовлетворения (переживания оргазма - аноргазмия) -чаще всего следствие не П. х., адисгамии - дисгармонии половой жизни (напр., неадекватной стимуляции эрогенных зон женщины партнёром), устранению к-рой во мн. случаях способствует совет врача-сексолога (см. также Половое бессилие).

Лит.: Якобзон Л. Я., Половая холодность женщины. Л., 1927; С в я д о щ А. М., Женская сексопатология, М., 1974.

А. М. Свядощ.

ПОЛОВЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ, рус. название зап. части Кипчакской степи; см. Дешт-и-Кипчак.

ПОЛОВНИКИ в России, одна из форм феодальной зависимости населения 14-1-й пол. 19 вв. П. становились гл. обр. малоземельные крестьяне-общинники, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и ссуду для ведения х-ва, заключив договор с землевладельцем о "половье" - сроке "поло-вья", размере полученной ссуды, повинностях (доля у рожая от 1/2 Д 2/3, различные полевые и строит, работы, ден. платежи и пр.). За выполнение гос. тягла с занимаемых П. земельных участков отвечал землевладелец. В 14-15 вв. половничество (см. Испольщина) существовало во всех рус. землях, в 17 в. П. оставались на С. России, в 18 в. - в Ве-ликоустюжской и Вятской провинциях; в 19 в.- лишь в уездах Вологодской губ. Указами 20-х гг. 18 в. П. слились с общей массой черносошных крестьян. Но отношения половничества сохранились: у своих временных хозяев П. находились на положении крепостных, хотя и оставались юридически черносошными крестьянами.

ПОЛОВНИЧЕСТВО, вид аренды земли, то же, что испольщина, см. также Половники.

ПОЛОВОДЬЕ, ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон года относительно длительное и значит, увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня; обычно сопровождается выходом вод из русла и затоплением поймы. П. вызывается усиленным продолжит, притоком воды, к-рый может быть обусловлен: весенним таянием снега на равнинах; летним таянием снега и ледников в горах; обильными дождями в определённый сезон года, напр., связанными с летними муссонами. П., вызванные весенним снеготаянием, характерны для многих равнинных рек, к-рые делятся на 2 группы: реки с преобладанием весеннего стока (напр., Волга, Урал) и летнего (напр., Анадырь, Юкон, Макензи). П., обусловленные летним таянием горных снегов и ледников, характерны для рек Ср. Азии, Кавказа, Альп; П., вызванные летними муссонными дождями, -для рек Юго-Вост. Азии (Янцзы, Меконг).

ПОЛОВОЕ БЕССИЛИЕ, импотенция, симптом различных патологич. состояний, выражающийся в ослаблении эрекции, что нарушает нормальное течение полового акта. Может встречаться, напр., при нек-рых органич. и функциональных расстройствах нервной системы, урологич. заболеваниях. Термином "П. б" обозначался широкий круг половых отклонений у мужчин: от бесплодия до разных форм взаимного несоответствия в половой жизни; в совр. сексологии имеется тенденция к замене этого неопределённого понятия более точными обозначениями конкретных форм половых расстройств, среди к-рых наиболее распространены половые несоответствия. Сов. сексопатологами было показано, что в значит, проценте случаев обращения за сексологич. помощью имеют место мнимые отклонения, обусловленные предъявлением к себе чрезмерных требований, воображаемыми сексуальными изъянами, преувеличенной личностной реакцией на физиол. колебания сексуальных проявлений, неправильным поведением женщины, несоблюдением элементарных требований психогигиены полового акта и т. п. Если по поводу мнимых отклонений не даны своеврем. разъяснения (обычно достаточно беседы с врачом-сексологом), они могут провоцировать возникновение невротич. расстройств половой сферы.

Лит.: Якобзон Л. Я., Половое бессилие, 2 изд.. П., 1918; Актуальные вопросы сексопатологии, [Отв. ред. Д. Д. Федотов], М., 1967, с. 183, 270; Васильченк о Г.С., О некоторых системных неврозах и их патогенетическом лечении, М., 1969; Проблемы современной сексопатологии. Сб. тр., М., 1972; М a s t е r s W. H., JohnsonV. E., Human sexual inadequacy, L., 1970.

Г. С. Василъченко.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, система медико-педагогич. мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Цель П. в.- способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологич. знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, т. е. укреплению брака и семьи. Следовательно, П. в. связано со сложными медико-педагогич. и социальными проблемами, где тесно переплетаются физиолого-гигиенич., педагогич., морально-этич. и эстетич. аспекты. В течение многих веков трактовка вопросов П. в. определялась традициями, освящёнными религией. Только в 20 в. начались попытки науч. подхода к проблемам П. в.; во 2-й пол. 20 в. повсеместным становится интерес к ним со стороны не только специалистов-педагогов, сексологов и др., но и общественности, гос. органов. Это связано, в частности, с распространением среди молодёжи многих капиталистич. стран взглядов, отрицающих к.-л. ограничения и моральные нормы в половой жизни ("единая половая мораль - свободная любовь"), с ростом венерич. заболеваний, абортов и родов у несовершеннолетних и т. д.

Во многих странах (США, Швеция, ФРГ, ГДР и др.) проводится преим. половое просвещение - подробное ознакомление детей и подростков (начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возрастов) с анатомо-фи-зиол., сексологич., гигиенич. и др. сведениями, касающимися вопросов пола и половой жизни.

В СССР П. в. включает половое просвещение на более позднем этапе (начиная с 8-го класса средней школы). Принципы П. в. вытекают из общих принципов воспитат. работы (см. Воспитание), оно проводится как составная часть общего комплекса учебно-воспитательных мероприятий в семье, дошкольных учреждениях, школе, молодёжных организациях и т. д. на основе единого подхода со стороны родителей, педагогов и воспитателей, мед. работников; имеет дифференцированный - в соответствии с полом, возрастом и степенью подготовленности ребёнка (родителей) - и поэтапный (преемственный) характер; подразумевает сочетание с' благоприятной нравств. атмосферой и гигиенич. условиями.

В П. в. условно выделяют неск. этапов. На 1-м этапе (дети младшего и дошкольного возрастов) проводится обучение элементарным гигиенич. навыкам и правилам поведения; важен уход, направл. на устранение возможности раздражения т. н. эрогенных зон (в первую очередь в области половых органов) неудобной одеждой, паразитирующими в толстом кишечнике глистами (острицами) и др.

В 2-3 года у ребёнка формируется сознание принадлежности к определённому полу, появляются понимание различий в строении тела мальчика и девочки, вопросы типа "Откуда я взялся?". Эти наблюдения и вопросы -следствие естеств. процесса познавания окружающего мира, они не имеют ещё сексуального характера. Отвечать на них рекомендуется в доступной ребёнку форме, кратко, без излишней детализации (напр., описания строения и функции половых органов), так как последняя может пробудить у ребёнка интерес к сексуальным подробностям, о которых он не подозревал и, естественно, не спрашивал. Поскольку, как правило, более точный ответ на вопрос "Откуда берутся дети?" ребёнок стремится получить лишь в 5-7-летнем возрасте, а вопрос о роли отца в его рождении начинает возникать у ребёнка в 6-8 лет (Р. Ной-берт), до этого времени детей вполне удовлетворяют формальные ответы типа: "Я родила тебя в родильном доме", "Ты вырос у меня в животике" и т. п. Можно привести примеры из жизни животных, но не следует уклоняться от ответа или прибегать к сказкам о"капусте", "аистах", "базаре" и т. п. Смущение старших, их отказ ответить на вопрос или вскоре разоблачаемая ложь вызывают недоверие ребёнка к ним, обострённый интерес к таинственной стороне жизни и потребность удовлетворить любопытство с помощью более "осведомлённых" старших товарищей.

Детей младшего школьного возраста обучают общим морально-этич. и гигие-нич. правилам, важным для нормального полового развития. Существенную роль, как и на др. этапах П. в., играет организация рационального режима и питания. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок может влюбляться (чаще в старшего, обычно красивого или сильного человека), старается быть ближе к любимому, ласкаться, ухаживать за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание на этой влюблённости, надо постараться переключить внимание ребёнка на новые игры, чтение и др. занятия - влюблённость пройдёт сама. Как и на др. этапах П. в., важны положит, примеры корректных взаимоотношений родителей и других взрослых.

Периоду полового созревания соответствует 3-й этап П. в. Как правило, этот период не сопровождается нарушениями в состоянии здоровья; могут наблюдаться повышенная утомляемость, раздражительность, снижение внимания. Задача родителей - сообщить ребёнку необходимые сведения о физиол. особенностях растущего организма и обучить его соответствующим спец. правилам гигиены. Прежде всего родителям нужно подготовить девочку к появлению менструаций (см. Менструальный цикл) - по данным опросов, 70% девочек узнают об этом именно от матерей; мальчика -к поллюциям. Необходимо научить девочек правилам спец. туалета, ведения менструального дневника, рассказать об одежде, питании, режиме в эти периоды и т. д. Мальчики также должны быть ориентированы, что поллюции - естеств. явление и что они требуют соблюдения элементарной гигиены. Необходима настойчивая, но тактичная борьба с нередким в это время злоупотреблением онанизмом, к-рая не должна принимать формы запугивания его "страшными" последствиями.

Осн. задача 4-го и 5-го этапов П. в. (соответственно подростков старшего школьного возраста и юношей и девушек, окончивших школу) - освещение вопросов взаимоотношения полов как комплексной нравственной, социальной и гигиенич. проблемы, изложение основ гигиены половой жизни, профилактики венерич. заболеваний и абортов, морально-этич. вопросов и гигиены брака.

Начиная с периода полового созревания подростки ищут и утверждают свои идеалы; они очень критичны, легко идут на конфликты со взрослыми, часто переоценивают собств. нравственные достоинства или, наоборот, страдают от своих воображаемых недостатков. Осн. мотивом поведения пробуждающейся женщины постепенно становится желание нравиться окружающим, затем - представителям именно мужского пола, стремление к сопереживанию, к любви и ласке. Чтобы привлечь к себе внимание, девочки стараются улучшить свою внешность модной причёской, одеждой, косметикой. Одновременно усиливается интерес к более точным сведениям о "тайнах" любви. Юноши утверждают своё "я" под девизом "всё могу как взрослый" (в т. ч. курить, пить алкогольные напитки и пр.), начинают присматриваться к девушкам. Нередко прежние привязанности к подругам (у девочек) и товарищам (у мальчиков) постепенно отходят на второй план. Молодые люди стремятся подавить в себе неясные желания, но не знают, как это сделать, не умеют найти себя в обществе сверстников противоположного пола, часто ищут помощи и поддержки со стороны взрослых, но только при условии их тактичности. Советы родителей и учителей относительно поведения принимаются с благодарностью, если они не носят характера императива или запрета (в этом случае запрет явно или тайно нарушается). Умение взрослого видеть прекрасное (в природе, искусстве, труде, человеке), сделать себя приятным для других, уважительно, бережно относиться к окружающим привлекает внимание молодого человека и оказывает на него влияние.

П. в. проводится родителями в семье, мед. работниками и педагогами (воспитателями) в уч. заведениях (во время учебных или внеклассных занятий) или производств, коллективах (лекции, беседы, брошюры, научно-популярные кинофильмы, тематич. вечера и т. д.), загсами, культурно-просветительными и мед. учреждениями.

Лит.: Гыне И., Юноша превращается в мужчину, пер. с чеш., М., 1960; Петер Р., Шебек В., Гыне И., Девушка превращается в женщину, пер. с чеш., М., 1960; Нойберт Р., Вопросы пола (Книга для молодёжи), пер. с нем., 2 изд., М., 1961; его же, Что я скажу моему ребёнку?, М., 1971; Соломин Н. Л., О пропаганде санитарно-гигиенических навыков в половом воспитании подростков и молодёжи, "Советское здравоохранение", 1969, № 3; Скрипкин Ю. К., Xанонова О. Е., Гигиенические советы юношеству, М., 1970; Xрипкова А. Г., Разговор на трудную тему. Заметки о половом воспитании, М., 1970; её же, Проблемы полового воспитания школьников, "Вестник АМН СССР", 1972, №5; Шибаева А. Н., Социально-гигиенические аспекты полового воспитания девочек и девушек, М., 1970; С в а д к о в с к и и И. Ф., Нравственное воспитание, М., 1972; Тарнавский Ю. Б., Б л и н о в Г. М., Мальчики и девочки, М., 1972; Имел и некий К., Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М., 1972; К а л ь ю П. И., Проблемы планирования семьи в зарубежных странах, М., 1973; Хрипкова А. Г., Богданов и ч Л- А., Ш и б а е в а А. Н., Продолжим разговор на трудную тему, М., 1973.

А. Н. Шибаева.

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ, различные виды размножения животных и растит, организмов, при к-рых новый организм развивается обычно из зиготы, образующейся в результате оплодотворения, т. е. слияния жен. и муж. половых клеток - гамет. К П. р. относят и пар-теногенетич. размножение, при к-ром новый организм развивается из неоплодотворённой жен. половой клетки (см. Партеногенез). П.р. характерно для представителей всех типов животных и растений, оно не установлено достоверно только у бактерий и синезелёных водорослей. В зависимости от формы, относит, величины и подвижности сливающихся гамет различают след, виды П. р., или полового процесса: изогамию, анизогамию, гетерогамию, оогамию. Ср. Бесполое размножение.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, пубертатный период (от лат. pubertas -половая зрелость), период в индивидуальном развитии животного организма, в течение к-рого путём глубоких внутр. перестроек он достигает половой зрелости (способности к размножению). У человека П. с. характеризуется ускорением роста отдельных сегментов скелета с последующим установлением окончательных пропорций тела, завершением формирования вторичных половых признаков, половых органов. Существенный признак П. с. - выделение специфич. продуктов внеш. и внутренней секреции половых желез, что проявляется у девушек установлением менструального цикла, у юношей - эякуляциями (вначале обычно при поллюциях). П. с. охватывает процессы перестройки гормональной регуляции, физич. развития и психич. сферы. Так, в последней происходит становление полового сознания, т. е. способности человека не только осознавать себя носителем определённого пола, но и регламентировать свое сексуальное поведение в соответствии с системой принятых в данном обществе морально-этич. установок (подробнее см. Половая жизнь). В формировании полового сознания условно можно выделить неск. фаз: элементарных представлений о половых различиях без специфич. чувственной окраски; платонической влюблённости; пробуждения специфич. сексуальных эмоций, направленных на гени, тальную сферу; фазу зрелого полового сознания -гармоничного соотношения всех его компонентов .

Начало и темп П. с. определяются взаимодействием конституциональных факторов и влияний внеш. среды. Возрастные рамки П. с. подвержены широким индивидуальным колебаниям и (с учётом процессов акцрлерации) укладываются в период: у девочек - от 8-9 до 16-17 лет, у мальчиков - от 10-11 до 19-20 лет. Неблагоприятные бытовые условия и др. влияния (неполноценное питание, перенесённые заболевания) проявляются задержкой, ускорением (реже) и дисгармониями физич., психич. и полового развития.

Лит.: Штефко В. Г., Введение в изуче-•ние анатомо-биологических особенностей пу-бертатного возраста, в кн.: Основы возрастной морфологии, М., 1933; Лебединская К. С., Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания, М., 1969; Сальникова Г. П., Физическое развитие школьников, М., 1968; Соловьева В. С., Уровень полового созревания как один из показателей биологического возраста организма подростка и аспекты его применения, в кн.: Рост и развитие ребёнка, М., 1973, с. 152-88; Донован Б. Т., Верф тен Бош Дж. Дж. ван дер, физиология полового развития, пер. с англ., М., 1974; Tanner J. М., Growth at adolescence, 2 ed., Oxf., 1962.

Г. С. Васильченко.

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ, различия признаков мужских и женских особей раздельнополых видов. П. д. у животных. У одноклеточных, напр, у кокцидий и гемоспоридий, копулируют крупная неподвижная макрогамета и мелкая подвижная микрогамета; у инфузорий-сувоек в период конъюгации "женские" особи - сидячие, а "мужские" - свободноплавающие. П. д. гамет связан с разделением функций - крупные малоподвижные женские обеспечивают развивающуюся зиготу пи-тат. веществами, подвижные мелкие мужские - встречу гамет. У многоклеточных животных П. д. связан с различиями в строении копулятивных органов, обеспечивающих внутр. осеменение, или он распространяется на вторичные половые признаки. П. д. полностью развивается к периоду половой зрелости. Различают постоянный и сезонный П. д. Постоянный - мало зависит или не зависит от сезонных условий. Он характерен для мн. червей, членистоногих и позвоночных; напр., у нематод, дафний, ик-содовых клещей и др. самцы значительно мельче самок (см. Карликовые самцы). У самцов П. д. бывает связан с приспособлениями для удерживания самки при копуляции (напр., присоски на передних ногах жука-плавунца), у самок - с откладыванием яиц, выкармливанием детёнышей (напр., яйцеклад у рогохвостов, млечные железы у млекопитающих). У самок насекомых (напр., у зимней пяденицы, кокцид) часто редуцированы крылья, а у самцов они хорошо развиты, реже -наоборот (у инжирного опылителя). Нередко самцы ярче окрашены, чем самки (мн. бабочки-голубянки, куриные птицы и др.), что связано с покровительственной окраской и меньшей подвижностью самок, чаще осуществляющих заботу о потомстве. Проявлением П. д. являются и такие вторичные половые признаки, как "рога" жуков-оленей, клык самца нарвала, бивни самца слона, рога самцов мн. оленей и др., представляющие оружие для "турнирных боёв" за самку. Сезонный П. д., появляющийся только в период размножения, известен под названием брачного наряда у мн. рыб (напр., (Яркая расцветка самца у гольяна) и земноводных (напр., развитие гребня и яркой расцветки у самца тритона).

У человека П. д. выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и ряде др. признаков, у женщин - в развитии грудных желез, большей ширине бёдер и др. См. также Вторичные половые признаки.

У растений постоянный П. д. наиболее ярко выражен, напр. у конопли, у к-рой муж. особи (посконь) отличаются от женских (матерка) меньшей
длиной стебля, менее густой листвой, большим выходом волокна. У ряда двудомных растений (ивы, эвкоммия и др.) П. д. выражен только в различном строении муж. и жен. цветков (в период плодоношения семена развиваются только на жен. экземплярах).

Возникновение П. д. у всех организмов объясняется действием естественного отбора и полового отбора.

М. С. Гиляров.

ПОЛОВОЙ ОТБОР, особая форма естественного отбора, определяющая возникновение в процессе эволюции вторичных половых признаков. К таким признакам относятся: яркая брачная окраска оперения уток, тетеревов и мн. др. птиц, "танцы" насекомых, токование птиц, "турнирные бои" самцов птиц и млекопитающих, разнообразная звуковая сигнализация самцов, служащая для привлечения самок, пахучие железы для привлечения особей противоположного пола у насекомых, млекопитающих и т. д. Резко выделяющиеся признаки (окраска и т. п.) развиваются преим. у самцов; самки (особенно в период размножения), как правило, оказываются более защищёнными покровительственной окраской и формой, соответствующим поведением и др. Первичной основой действия П. о. было расхождение в опознавательных признаках самца и самки. Тем самым, вероятно, облегчались встречи разнополых особей одного вида и предупреждались скрещивания с особями др. видов. Впоследствии особи с более резко выраженными половыми признаками легче привлекали особей др. пола, что вело к их преимущественному размножению. П. о.-один из факторов, определяющих выработку этологических (поведенческих) механизмов изоляции. Иногда действие П. о. вступает в противоречие с действием др. направлений естеств. отбора: сохраняются генотипы, к-рые увеличивают успешность размножения, но не увеличивают жизнеспособности вида в целом. Однако это обстоятельство не даёт основания противопоставлять П. о. естественному отбору и считать его самостоятельным фактором эволюции. Понятие П. о. выдвинуто и обосновано Ч. Даренном (1859, и особенно 1871). См. также Косвенный отбор, Половой диморфизм. Лит.: Д а р в и н Ч., Происхождение видов путём естественного отбора, пер. с англ., Соч., т. 3, М.- Л., 1939; его же, Происхождение человека и половой отбор, пер. с англ., там же, т. 5, М., 1953; Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л.,1969. А. В. Яблоков.

ПОЛОВОЙ ФАКТОР, генетический элемент, определяющий половую дифференциацию у бактерий и сообщающий им способность передавать при конъюгации от клетки-донора ("мужской" клетки) клетке-реципиенту ("женской" клетке) хромосомные гены. Известно неск. типов П. ф., из к-рых наиболее изучен т. н. фактор F (фертильности, или плодовитости, факто р), представляющий собой кольцевую двухнитевую дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) с мол. м. ок. 4-107. П. ф. относится к эписомам, т. е. может находиться либо в цитоплазме (в автономном состоянии), либо в составе ДНК бактериальной хромосомы (в интегрированном состоянии). В первом случае П. ф. ведёт себя как плазмида и с высокой частотой передаётся при конъюгации в клетки-реципиенты, изменяя их свойства; бактериальные гены при этом передаются редко. Во втором случае П. ф. обусловливает эффективную передачу бактериальных генов, однако сам, как правило, не передаётся. Интегрированный П. ф. может переходить в автономное состояние; при этом в его состав включаются гены, расположенные в соседних участках бактериальной ДНК. Такой П. ф.- фактор F' -при конъюгации с высокой частотой передаёт включённые в его состав бактериальные гены. См. также Генетика микроорганизмов. В. Г. Лиходед.

ПОЛОВОЙ ХРОМАТИН, плотное окрашивающееся тельце, обнаруживаемое в неделящихся (интерфазных - см. Интерфаза) ядрах клеток у гетерогамет-ных (имеющих X и Y половые хромосомы) животных и человека. П. х. подразделяют на Х-хроматин, или тельце Барра (открыт в 1949 англ, исследователями М. Барром и Л. Бертрамом), и Y-хроматин (открыт в 1970 швед, учёными Т. Касперсоном и Л. Цех). Х-хроматин - интенсивно окрашивающееся основными красителями тельце (0,7-1,2 мкм), чаще прилегающее к ядерной оболочке и имеющее треугольную, полулунную или округлую форму. Y-хроматин значительно меньше по размерам, выявляется при окраске ядра флюорохромами (акрихин, акрихи-ниприт) и исследовании в ультрафиолетовом свете. У особей жен. пола (тип XX) одна из Х-хромосом неактивна, что проявляется в её более сильной спирали-зации и уплотнении. В интерфазном ядре эта спирализованная Х-хромосома и видна в виде Х-хроматина. Y-хромосома у человека и нек-рых приматов имеет большой гетерохроматиновый участок (см. Гетерохроматин), к-рьш даёт интенсивную флюоресценцию. Т. о., технически простое исследование интерфазного ядра позволяет судить о состоянии системы половых хромосом. Х-хроматин б. или м. часто встречается у женщин в ядрах клеток всех тканей (напр., в клетках эпителия слизистой оболочки рта в 15 -60% ядер). Число ядер с Х-хроматином зависит от интенсивности размножения клеток в данной ткани и от гормонального состояния организма. Изменение кол-ва П. х. свидетельствует об изменении кол-ва половых хромосом, что детальнее выявляется анализом кариотипа. Определением П. х. широко пользуются для установления пола ребёнка (что ныне возможно и до его рождения и необходимо в случае наследования болезней, сцепленных с полом). См. также Хроматин, Хромосомы.

Лит.: Захаров А. Ф., Новые методы анализа хромосом человека, в кн.: Итоги науки и техники. Серия "Генетика человека", т. 1, М., 1973; Fluorescent staining of hetero-pycnotic chromosome regions in human inter-phase nuclei, "Experimental Cell Research", 1970, v. 61, № 2 - 3; The sex chromatin, ed. K. L. Moore, Phil,- L., 1966.

К. Н. Гринберг.

ПОЛОВОЙ ЦИКЛ, периодически повторяющиеся у половозрелых самок животных морфофизиологические процессы, связанные с размножением. У одних животных в течение сезона размножения осуществляется только один П. ц. (моноциклический тип размножения), у других -несколько П. ц. (полициклический тип размножения). Наименее сложный П. ц. (у большинства беспозвоночных, у рыб, земноводных и пресмыкающихся) состоит лишь из одной, т. н. фолликулярной, стадии, в течение к-рой происходят рост и созревание яиц и выведение их во внеш. среду (икрометание у рыб и земноводных, откладка яиц у пресмыкающихся). В сев. и умеренных широтах преобладает моноциклический, в южном - полициклический тип размножения. У птиц П. ц. состоит из 3 стадий: фолликулярной, или стадии роста, созревания и овуляции яиц в яичниках; стадии насиживания снесённых яиц; стадии выкармливания птенцов. Самкам млекопитающих животных свойствен наиболее сложный, 4-ста-дийный П. ц. Он начинается фолликулярной стадией, в течение к-рой под воздействием фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) передней доли гипофиза в яичниках растут лицевые фолликулы; последние выделяют в кровь самки эстрогенный гормон, к-рый действует на центр. нервную систему, вызывая у самки при наличии соответствующих внешних условий половое возбуждение ("охоту"). Наступающие при участии этого гормона общие изменения в организме проявляются также в сильном приливе крови к яйцеводам, матке и влагалищу; это ведёт к нек-рым морфологич. изменениям в половых органах самки (течка). Выделяемый передней долей гипофиза лютеинизирующий гормон вместе с ФСГ обеспечивает завершение роста, а также созревание фолликулов и их разрыв -овуляцию. Освобождающиеся яйцеклетки поступают сначала в яйцеводы, где может происходить оплодотворение, затем попадают в матку. После овуляции начинается 2-я ("лютеиновая") стадия П. ц., или стадия жёлтого тела. В дальнейшем лютеинизирующий гормон индуцирует превращение опустевших лицевых фолликулов в "жёлтые тела". Последние выделяют в кровь гормон прогестерон, к-рый тормозит выделение ФСГ и вызывает сильное разрастание стенок матки и молочных желез. После оплодотворения и имплантации оплодотворённого яйца в стенку матки начинается 3-я стадия П. ц.- стадия беременности, за к-рой следует 4-я - стадия лактации. На протяжении 3-й и 4-й стадий в яичниках продолжают функционировать жёлтые тела, тормозящие созревание лицевых фолликулов. Каждая стадия П. ц. у самок млекопитающих для своего полноценного завершения требует специфич. стимулов-раздражителей. Так 1-я и 2-я стадии часто стимулируются ухаживанием самца за самкой и коитусом, 3-я стадия-развивающимся зародышем и плацентой, 4-я-актом сосания детёнышами молока матери. Если после 2-й стадии не наступает оплодотворения, то П. ц. будет состоять только из 2 стадий - т. н. холостой П. ц., к-рый принято делить на неск. фаз: проэструс, эструс, метаэст-рус и диэструс; первые 2 фазы соответствуют фолликулярной стадии, а 2 последние- "лютеиновой" стадии.

П. ц. у женщин наз. менструальным циклом. См. также Половые гормоны.

ПОЛОВЦЫ, кипчаки, кыпчаки, к у м а н ы, русское наименование в основном монголоидного тюркоязычного народа, пришедшего ок. 11 в. из Заволжья в причерноморские степи. Осн. занятием П. было кочевое скотоводство. К 12 в. у П. начинают выделяться отд. ремесленные специальности: кузнеца, меховщика, сапожника, седельника, лучника, портного и др. Жили П. в юртах. Зимой1 устраивали стоянки на берегах рек. П. верили в добрых и злых духов. Умершим ставили памятники - каменные статуи. В 11 в. П. находились на стадии разложения первобытнородового строя и образования классового (феодального) общества. У них уже вычленились отд. семьи, главы к-рых назывались беями. Семьи объединялись в роды, возглавлявшиеся беками. Роды объединялись в орды, во главе к-рых стояли солтаны. Несколько орд образовывали племя. Племенами управляли ханы. У П. существовало право кровной мести. Важную роль в их жизни, как и др. кочевников, играли грабительские войны. Войско П. состояло из лёгкой и тяжёлой конницы и отличалось большой подвижностью. В сражениях принимали участие и женщины. В 1054 П. впервые столкнулись с русскими. Многократно нападали на рус. земли, нанося тяжёлые поражения войскам киевских князей (в 1068, 1092, 1093, 1096). П. совершали походы и на Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). В 1091 они помогли ви-зант. императору Алексею Комнину разгромить печенегов в долине р. Гебр. В нач. 12 в. киевским князьям Святополку Изяславичу и Владимиру Мономаху удалось организовать ряд победоносных походов против П. (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116), в результате к-рых в По-донье осталась кочевать только небольшая орда хана Сарчака. Его брат Отрок с 40 тыс. П. ушёл на Кавказ к груз, царю Давиду Строителю. П. были использованы Грузией для борьбы против тюрок-сельджуков. Поход части П. на Болгарию Волжско-Камскую в 1117 успеха не имел. После смерти Владимира Мономаха (1125) происходит объединение П. на Дону. Мн. рус. князья женились на знатных половчанках, поселяли П. в пределах Руси, давали им города и использовали их как военную силу. В 70 -80-е гг. 12 в. натиск П. на Русь вновь усиливается. Однако походы войск русских князей подорвали силы П. В 1223 П. были дважды разгромлены монголами - на Сев. Кавказе и в битве на р. Калке, где П. были союзниками рус. князей. В результате монголо-татарского нашествия часть П. вошла в состав Золотой Орды, др. часть переселилась в Венгрию, где кочевникам предоставили места для поселения и они были приняты на военную службу. Борьба рус. народа с П. отражена в летописях и в "Слове о полку Игореве".

Лит.: Плетнева С. А., Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, в сб.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 62, М., 1958; П а ш у т о В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Федоров-Давыдов Г. А., Курганы, идолы, монеты, М., 1968; К о т л я р Н. Ф., Половцы в Грузии и Владимир Мономах, в сб.: Из истории украинско-грузинских связей, [Сб. докладов], Тб., 1968; М у р-гулия Н. П., К вопросу переселения половецкой орды в Грузию, в сб.: Из истории украинско-грузинских связей, К., 1971; Ры6аков Б. А., Первые века русской истории, М., 1964; его же, "Слово о полку Игореве" и его современники, М., 1971. О. М. Рапов.

ПОЛОВЫЕ ГОРМОНЫ, стероидные гормоны, образующиеся в половых железах и регулирующие половую дифференциацию и процесс полового размножения у позвоночных животных и человека. Хотя сам пол детерминируется генетически, эти процессы регулируются сложной и взаимосвязанной системой, в к-рую у млекопитающих, помимо П. г., входят также вырабатываемые в гипофизе гона-дотропные гормоны [лютеинизирующий гормон (ЛГ), фолликулостимули-рующий гормон (ФСГ), пролактин} и адренокортикотропный гормон; вырабатываемый плацентой хорионический го-надотропный гормон; вырабатываемые в тканях различных, гл. обр. репродуктивных, органов простагландины. Муж. П. г. (андрогены) образуются в интер-стициальной ткани семенников, осн. представитель - тестостерон. Жен. П.г. синтезируются в яичниках и подразделяются на эстрогены (образуются в клетках созревающих фолликулов, осн. представитель - эстрадиол) и гестагены, или прогестины (образуются в клетках жёлтого тела', осн. представитель -прогестерон). Часть П. г. синтезируется в коре надпочечников, а при беременности - и в плаценте. Эстрогены образуются и у мужских, а андрогены - у женских особей, поэтому дифференциация половых признаков у каждого пола зависит в первую очередь от количеств. соотношения П. г. того и др. типа. Биосинтез стероидных П. г. осуществляется в основном из холестерина (у насекомых этот процесс заблокирован из-за их неспособности синтезировать холестерин). Этапы их биосинтеза в семенниках и яичниках вплоть до стадии образования прогестерона совпадают. Биосинтез стероидных П. г. регулируется гипофизарными ЛГ и ФСГ; образующиеся П. г., в свою очередь, влияют на секрецию ЛГ и ФСГ путём воздействия на систему гипоталамус - гипофиз по принципу обратной связи. Наступление полового созревания, отражающее интенсификацию биосинтеза П. г. в половых железах, обусловлено, по-видимому, повышением порога чувствительности гипоталамуса к П. г., в связи с чем в нём резко возрастает образование специфич. пептидов, стимулирующих секрецию ЛГ и ФСГ гипофизом.

Во взрослом организме роль П. г. состоит в обеспечении репродуктивной функции. Стероидные П. г. контролируют развитие вторичных половых признаков и возникновение устойчивого полового влечения; взаимодействие эстрогенов и гестагенов подготовляет матку к имплантации оплодотворённой яйцеклетки и обеспечивает затем сохранение беременности и своевременные роды. Секреция андрогенов у взрослых муж. особей происходит равномерно, а секреция эстрогенов и гестагенов у жен. особей колеблется на протяжении полового цикла. Биосинтез жен. П. г. резко увеличивается во время беременности, когда они образуются и в плаценте. Биохимич. механизм действия стероидных П. г. заключается в их связывании со специфич. рецепторами в клетках зависимых от них тканей и последующей активации биосинтеза соответствующих ферментов.

П. г. существенно влияют на функции не только репродуктивной, но и др. систем организма. В медицине П. г. применяются как для заместительной терапии эндокринных заболеваний, так и при лечении акушерско-гинекологич. болезней и в качестве противоопухолевых средств при новообразованиях предстательной и молочных желез (см. также Гормональные препараты). Во мн. случаях используются химически модифицированные П. г., у к-рых избирательно усилено желаемое физиологич. действие.

Существование веществ, аналогичных П. г., можно проследить вплоть до низших организмов. Есть данные о гормональной регуляции полового размножения у нек-рых видов аскомицетов, фикомицетов и др. грибов. У водной плесени Achlya bisex