загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

жигании и сгорании происходил обвал участка крепостной стены; через образовавшийся пролом в крепость (город) врывались осаждающие. Задача осаждённых заключалась в своевременном обнаружении и разрушении, а также в затоплении или задымлении подземных ходов противника. С конца 15 в. при ведении П.-м. б. стали применять порох сначала для подрывания стоек в минных камерах под крепостными стенами, а затем для непосредственного подрывания стен крепости. Русские войска умело использовали П.-м. б. при обороне своих крепостей (Псков, 1581, Троице-Серги-ева лавра, 1608) и при осаде укреплённых городов. Особенно успешно русские войска вели П.-м. б. при обороне Севастополя (1854-55), в ходе к-рой использовали контрминные галереи и минные горны. После 1-й мировой войны 1914-18 с дальнейшим развитием средств поражения и изменением способов ведения боевых действий П.-м. б. утратила своё значение.

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ, воды, находящиеся в толщах горных пород верхней части земной коры в жидком, твёрдом и парообразном состоянии. В зависимости от характера пустот водовмещающих пород П. в. делятся на поров ые -в песках, галечниках и др. обломочных породах, трещинные (жильные) - в скальных породах (гранитах, песчаниках) и карстовые (трещин-но-карстовые) - в растворимых породах (известняках, доломитах, гипсах и др.).

П. в., перемещающиеся под влиянием силы тяжести, наз. гравитационными, или свободными, в отличие от вод, связанных, удерживаемых молекулярными силами,- гигро-скопич., плёночных, капиллярных и кристаллизационных. Слои горных пород, насыщенные гравитационной водой, образуют водоносные горизонты, или пласты, объединяющиеся в водоносные комплексы. П. в. обладают различной степенью водопроницаемости и водоотдачи (способностью вытекать из водоносной породы под влиянием силы тяжести). Первый от поверхности Земли постоянно существующий безнапорный водоносный горизонт называется горизонтом грунтовых вод. Непосредственно над их поверхностью (зеркалом грунтовых вод) распространены капиллярные воды, к-рые могут быть и подвешенными, т. е. несообщающимися с зеркалом грунтовых вод. Всё пространство от поверхности Земли до зеркала грунтовых вод наз. зоной аэрации, в к-рой происходит просачивание вод с поверхности. В зоне аэрации на отдельных разобщённых прослоях пород, обладающих меньшей фильтрационной способностью, в период питания грунтовых вод образуются временные скопления П. в., наз. верховодкой. Водоносные горизонты, залегающие ниже грунтовых вод, отделяются ог них пластами водонепроницаемых (водоупорных) или слабопроницаемых пород и наз. горизонтами м е ж-пластовых вод. Они обычно находятся под гидростатич. давлением (см. Артезианские воды), реже имеют свободную поверхность и безнапорны (см. Безнапорные воды). Область питания межпластовых вод находится в местах выхода водовмещающих пород на дневную поверхность (или в местах их неглубокого залегания); питание происходит также и путём перетекания воды из других водоносных горизонтов.

П. в.- природные растворы, содержащие св. 60 химич. элементов (в наибольших количествах - К, Na, Ca, Mg, Fe, Al, Cl, S, С, Si, N, О, Н), а также микроорганизмы (окисляющие и восстанавливающие различные вещества). Как правило, П. в. насыщены газами (СО2, О2, N2, С2Н2 и др.). По степени минерализации П. в. подразделяют (по В. И. Вернадскому) на пресные (до 1 г/л), солоноватые (от 1 до 10 г/л), солёные (от 10 до 50 г/л) и подземные рассолы (св. 50 г/л); в более поздних классификациях к подземным рассолам относят воды с минерализацией св. 36 г/л. По температурным данным (в °С) различают переохлаждённые П. в. (ниже 0), весьма холодные (от 0 до -4), холодные (от -4 до -20), тёплые (от 2 до 37), горячие (от 37 до 50), весьма горячие (от 50 до 100) н перегретые (св. 100).

По происхождению выделяется несколько типов П. в. Инфильтрационные воды образуются благодаря просачиванию с поверхности Земли дождевых, талых и речных вод. По составу они преим. гидрокарбонатно-кальциевые и магниевые. При выщелачивании гипсоносных пород формируются сульфатно-кальциевые, а при растворении соленосных - хлоридно-натриевые воды. Конденсационные П. в. образуются в результате конденсации водяных паров в порах или трещинах пород. Сед и ментац ионные воды формируются в процессе геологич. осадкообразования и обычно представляют собой изменённые захороненные воды морского происхождения - хлоридно-натриевые, хлоридно-кальциево-нат-риевые и др. К ним же относятся погребённые рассолы солеродных бассейнов, а также ультрапресные воды песчаных линз в моренных отложениях. Воды, образующиеся из магмы при её кристаллизации и при метаморфизме горных пород, называются магматогенными, или ювенильными (по терминологии Э. Зюсса).

Одним из показателей природной обстановки формирования П. в. является состав растворённых и свободно выделяющихся газов. Для верхних водоносных горизонтов с окислит, обстановкой характерно присутствие кислорода, азота для нижних частей разреза, где преобладает восстановит, среда, типичны газы биохимич. происхождения (сероводород, метан). В очагах интрузий и термометаморфизма распространены воды, насыщенные углекислым газом (углекислые воды Кавказа, Памира, Забайкалья). У кратеров вулканов встречаются кислые сульфатные воды (т. н. фумарольные термы). Во многих водонапорных системах, к-рыми являются часто крупные артезианские бассейны, выделяют три зоны, различающиеся степенью интенсивности водообмена с поверхностными водами и составом П. в. Верхние и краевые части бассейнов заняты обычно инфильтрационными пресными водами зоны активного водообмена (по Н. К. Игнатовичу), или активной циркуляции. В центр. глубоких частях бассейнов выделяется зона весьма замедленного водообмена, или застойного режима, где распространены высокоминерализованные воды. В промежуточной зоне относительно замедленного или затруднённого водообмена развиты смешанные воды различного состава.

Закономерности распространения П. в. зависят от многих геологич. и физико-географич. факторов. В пределах платформ и краевых прогибов развиты артезианские бассейны и склоны (на терр. СССР, напр., Западно-Сибирский артезианский бассейн, Московский артезианский бассейн, Прибалтийский артезианский бассейн). На платформах встречаются большие по площади участки с высокоподнятым докембрийским кри-сталлич. фундаментом, характеризующиеся развитием трещинных вод (Украинский кристаллич. массив, Анабарский массив и др.), в горно-складчатых областях - П. в. трещинного типа.

Своеобразные гидрогеологич. условия, определяющие характер циркуляции и состав П. в., создаются в областях развития многолетнемёрзлых горных пород, где формируются надмерзлотные, межмерзлотные и подмерзлотные воды.

П. в.- часть водных ресурсов Земли; общие запасы П. в. суши составляют св. 60 млн. км3. П. в. рассматриваются как полезное ископаемое. В отличие от других видов полезных ископаемых, запасы П. в. возобновимы в процессе эксплуатации. Участки водоносных горизонтов или их комплексов, в пределах к-рых имеются условия для отбора П. в. определённого состава, отвечающего установленным кондициям, в кол-ве, достаточном для экономически целесообразного их использования, наз. месторождениями П. в. По характеру использования П. в. подразделяются в СССР на: хозяйственно-питьевые, технические, про-м ы ш л е н н ы е, минеральные воды и термальные воды. К П. в. хозяйственно-питьевого типа относят пресные воды, отвечающие кондициям (с определёнными вкусовыми качествами, не содержащие вредных для здоровья человека веществ и микроорганизмов). Промышленные воды с повышенным содержанием отдельных химич. элементов (I, Вг, В, Li и др.) представляют интерес для различных отраслей промышленности. П. в., содержащие специфич. компоненты (газы, микрокомпоненты), используются в лечебных целях и в качестве столовых напитков.

В нек-рых случаях П. в. вызывают заболачивание и подтопление территорий, оползни, осадку грунтов под инженерными сооружениями, затрудняют проведение горных выработок, ведение горных работ в шахтах и на карьерах. Для уменьшения притока П. в. в район пром. объектов применяются дренаж, водоотлив, осушение месторождений.

Многие качеств, и количеств, показатели параметров П. в. (уровня, напора, расходов, химич. и газового составов, темп-ры и др.) подвергаются кратковременным, сезонным, многолетним и вековым изменениям, к-рые определяют режим подземных вод. Последний отражает процесс формирования П. в. во времени и в пределах определённого пространства под влиянием различных естеств. режимообразующих факторов: климатич., гидрологич., геологич., ги дрогеологич. и факторов, создаваемых в результате деятельности человека. Наибольшие колебания элементов режима наблюдаются в неглубоко залегающих П. в.

В СССР имеется св. 100 ги дрогеологич. станций, включающих более чем 25 000 наблюдат. пунктов, к-рые являются источниками информации о режиме П. в. Изучение режима производится для составления его прогноза при проектировании строительства; разработки мероприятий по предупреждению и ликвидации засоления и заболачивания; составления прогноза водно-солевого режима на орошаемых массивах, для оценки и прогноза водопритоков в горные выработки шахт, карьеров и рудников и др.

В СССР ежегодно выпускаются прогнозы режима П. в. предвесеннего минимального, максимального и осеннего положения уровня вод зоны интенсивного водообмена. Прогнозы выпускаются в виде карт, на к-рых показываются изменения уровня П. в.

Исследованием П. в. занимается гидрогеология.

Лит.: Вернадский В. И., История минералов земной коры, т. 2- История природных вод, ч. 1, в. 1 - 3, Л., 1933 - 1936; Саваренский Ф. П., Гидрогеология, 2 изд., М.- Л., 1935; Овчинников А. М., Общая гидрогеология, 2 изд., М., 1954; Каменский Г. Н., Толстихина М. М., Толст и хин Н. И., Гидрогеология СССР, М., 1959; Ланге О. К., Подземные воды СССР, ч. 1 - 2, М., 1959 -1963; его же, Гидрогеология, М., 1969; Коноплянцев А. А., Ковалевский В. С., Семенове. М., Естественный режим подземных вод и его закономерности, М., 1963; Гидрогеология СССР, т. 1-, М., 1966; Швецов П. Ф., Коноплянцев А. А., Швец В. М., Современное содержание, основные направления и организационные формы развития гидрогеологии в СССР, "Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1973, №2; Коноплянцев А. А., Семенов С. М., Прогноз и картирование режима грунтовых вод, М., 1974.

А. А. Коноплянцев.

ПОДЗЕМНЫЕ ПОЖАРЫ, пожары в подземных выработках шахт (рудников) и в массиве полезного ископаемого. П. п. возникают как от внешних тепловых импульсов (экзогенные П. п.) - от неосторожного обращения с огнём, неисправности электрооборудования, трения механизмов и т. п., так и в результате самовозгорания угля, углистых пород и сульфидных руд (эндогенные П. п.). Особо опасными П. п. становятся при наличии в шахте метана, взрывчатой угольной или сульфидной пыли.

Профилактика П. п. и предупреждение их последствий заключается в том, что наряду с общими пожарно-профилактич. мероприятиями (использование негорючих материалов для крепления горных
выработок, трудновоспламеняемых конвейерных лент и электрич. кабелей в негорючих оболочках, устройство разветвлённой сети пожарного водопровода и др.), предусматривается применение спец. схем вскрытия и подготовки месторождений. Они позволяют локализовать участок в случае пожара и отвести пожарные газы в общешахтную исходящую струю воздуха, минуя остальные участки, на к-рых находятся люди. Все подземные рабочие обеспечиваются самоспасателями (см. Горноспасательное оборудование), позволяющими выйти в безопасное место из выработок, заполненных пожарными газами.

В начальной стадии развития экзогенные П. п. тушат непосредственным воздействием на очаг водой, огнетушащими средствами и т. п. Эндогенные П. п., очаги к-рых находятся, как правило, в труднодоступных местах, а также принявшие большие размеры экзогенные пожары тушат способом изоляции (в выработках устанавливают спец. изолирующие сооружения, прекращающие доступ воздуха в район пожара). В нек-рых случаях приходится прибегать к затоплению пожарных участков водой. При изоляции пожарных участков, опасных по выделению метана, для предупреждения взрыва в район пожара нагнетают негорючие газы (СО2, N2) или парогазо-вую смесь, образуемую выхлопными газами газотурбинного двигателя, охлаждёнными диспергированной водой, что снижает концентрацию кислорода в воздухе пожарного участка до пределов, исключающих возможность взрыва метана (комбинированный способ).

Лит.: Балтайтис В. Я., Тушение пожаров в угольных шахтах, 2 изд., М., 1961; Основы противопожарной защиты угольных шахт, М., 1971; Физические основы самовозгорания угля и руд, М., 1972. В. Я. Балтайтис.

ПОДЗЕМНЫЕ РАБОТЫ (правовой режим). В СССР условия труда на П. р. регулируются, кроме общих норм законодательства о труде, нек-рыми спец. нормами. В соответствии с Основами законодательства о груде 1971 и КЗоТ союзных республик запрещается, как правило, применение па П. р. труда женщин (кроме нефизич. работ или работ по сан. и бытовому обслуживанию), а также применение труда лиц моложе 18 лет. Для рабочих, занятых на П. р. в угольной, сланцевой и др. отраслях горнодобывающей пром-сти, на П. р. по стр-ву шахт (рудников), тоннелей и метрополитенов устанавливаются сокращённый (6-часовой) рабочий день, а также ряд преимуществ по оплате труда по сравнению с лицами, работающими на поверхности в этих же отраслях. Работникам, занятым на П. р., профессии и должности к-рых включены в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день (утверждён Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы 24 декабря 1960), предоставляется дополнительный отпуск от 6 до 36 рабочих дней (в зависимости от степени вредности производства). Существенные льготы введены для работников, занятых на П. р., в области пенсионного обеспечения: пенсии по старости и по инвалидности (а семьям - по случаю потери кормильца) им назначаются в более высоком размере и при пониженных требованиях в отношении трудового стажа и возраста, если не менее половины стажа, необходимого для назначения пенсии, приходится на П. р. независимо от места последней работы.

ПОДЗЕМНЫЕ РАССОЛЫ, подземные воды, содержащие растворённые минеральные вещества в повышенных концентрациях. По одним классификациям, к П. р. относят воды с минерализацией св. 50 г/л (В. И. Вернадский, 1931-1936, ГОСТ 17403-72), по другим - св. 36 г/л (исходя из солёности вод Мирового океана). П. р. широко распространены в седиментационных бассейнах, где они обычно залегают ниже пресных и солёных вод и приурочены к преобладающей по мощности части осадочного чехла. Напр., в бассейнах Вост.-Европ. платформы мощность зоны пресных подземных вод варьирует от 25 до 350 м, солёных вод -от 50 до 600 м, рассолов - от 400 до 3000 м. П. р. выявлены также в осадочных толщах, залегающих под дном нек-рых морей (Красное и Каспийское, Мексиканский зал. и др.) и в пределах шельфов (напр., вблизи п-ова Флорида), а также в зоне гипергенной трещиноватости кри-сгаллич. щитов (Балтийского, Украинского, Канадского). В аридных районах П. р. насыщают донные отложения водоёмов внутр. стока (напр., солерод-ные озёра Индер в СССР и Серлс в Калифорнии; солончаки, шоры, шотты и др.) и солеродных мор. заливов и лагун (Кара-Богаз-Гол в СССР, Бокана-де-Ве-рила в Перу, себхи Средиземноморского побережья Африки и Аравии).

По преобладающему аниону выделяют хлоридные, сульфатные и гидрокарбонатные П. р. Из них широко распространены только хлоридные (натриевые, кальциевые и магниевые). В соленосных седиментационных бассейнах по условиям залегания различают надсолевые, внутри-солевые и подсолевые П. р. (надсолевые П. р. преим. натриевые, солёность их не превышает 300-320 г/л; внутрисоле-вые и подсолевые П. р. преим. многокомпонентные, солёность их до 600 г/л).

П. р. используются для получения поваренной соли, иода, брома, лития, являются потенциальным сырьём для извлечения рубидия, цезия, бора, стронция. Нек-рые П. р. применяются в лечебных целях в виде рассольных ванн.

Лит.: Смирнов С. И., Происхождение солёности подземных вод седиментационных бассейнов, М., 1971. С. И. Смирнов.

ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ. Выбор архитектурно-планировочных решений, способа строительства, вида конструкций и их крепления, гидроизоляции, системы кондиционирования воздуха и т. п. определяется в основном назначением П. с. и свойствами массива вмещающих горных пород (грунтов).

Области применения. Стр-во П. с. ведётся в возрастающих масштабах в большинстве промышленно развитых стран, что объясняется экономичностью П. с. по сравнению с наземными, технич. или производств, необходимостью, гра-достроит. условиями, соображениями воен. характера и т. д. Подземное расположение сооружений целесообразно в р-нах с неблагоприятными климатич. условиями (резкие перепады темп-ры воздуха, ураганные ветры, длит, ливни, селевые потоки), крутым рельефом местности. Значительное развитие стр-во П. с. получило в горнодобывающей промышленности.

По назначению П. с. условно подразделяются на неск. осн. групп: транспортные и гидротехнич. тоннели, сооружения метрополитена, электростанции (гл. обр. ГЭС); базисные склады и холодильники; объекты гор. х-ва (пешеходные переходы, гаражи, коллекторы и т. п.); резервуары для питьевой воды, нефте- и газохранилища, ёмкости для захоронения вредных производств, отходов; пром. предприятия; лечебные учреждения; военные объекты. Особую группу составляют П. с. шахт, располагаемые в околоствольном дворе (электроподстанция, депо, станция водоотлива, медпункт и т. д.) или предназначенные для транспортной связи поверхностных сооружений с очистными забоями (шахтные стволы, капитальные штреки, штольни и т. д.).

Экономич. эффективность подземных электростанций (по сравнению с наземными) обусловлена, в первую очередь, сокращением протяжённости напорных водоводов, объёмов бетонных работ, снижением расхода материалов. Объёмы горностроит. работ при сооружении крупной подземной ГЭС характеризуются неск. млн. м3 извлекаемых горных пород (напр., объём скальной выемки Ингури ГЭС в СССР, имеющей мощность 1400 Мет, - 3,2 млн. м3). Большими поперечными сечениями (сотни ж2) и протяжённостью (десятки и сотни м) отличаются машинные залы электростанций. Различают 3 типовые схемы подземных ГЭС: концевая (здание расположено в конце трассы деривации), головная (здание вблизи водозабора), промежуточная (здание в ср. части трассы деривации). Подземными строят также тепловые и атомные электростанции (напр., в Швеции и Швейцарии). К сер. 70-х гг. кол-во подземных ГЭС в мире (эксплуатируемых и строящихся) достигло 350, их общая мощность 4-104Мвт.

Базисные подземные склады рентабельны благодаря возможности приспособления под них имеющихся горных выработок, стабильности темп-ры окружающей среды и влажности в подземных помещениях, пожарной безопасности, экономии наземного пространства, удобству охраны и т. п. Различают подземные склады активного и пассивного складирования. При активном, систематически осуществляемом складировании, когда ежесуточно перерабатывается большое кол-во продуктов и материалов, необходимы хорошо спланированные, значительные по размерам разгрузочные и погрузочные площадки и нёпосредств. связь складов с ж.-д. коммуникациями. Для активного складирования эффективно, напр., использование горизонтальных горных выработок, проведённых по известнякам из бортов отработанных карьеров. Подобный склад (полезной площадью ок. 5 га) расположен вблизи г. Канзас-Сити (США). Часть склада используется для хранения замороженных продуктов при темп-ре до -32 0С в кол-ве 25 000 т. Стоимость стр-ва склада составила примерно 10% от стоимости наземного холодильника такой же ёмкости. В Инкермане (СССР, Крым) для подземного винохранилища использованы горные выработки вые. 10-12 м и дл. по 200 м, образованные после выемки известняка-ракушечника. При пассивном складировании целесообразно использовать выработки отработанных шахт, связь с которыми осуществляется через вертикальные стволы. Вместимость таких складов 105-106 м3. Основные затраты на строительство подземных складов приходятся на сооружение подходных выработок и транспортных коммуникаций.

Подземное пространство городов осваивается всё возрастающими темпами. Комплексная застройка подземного пространства крупных городов позволяет рационально использовать наземную территорию, содействует упорядочению транспортного обслуживания населения и повышению безопасности дорожного движения, снижает уличный шум и загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей, способствует повышению художественно-эстетич. качеств городской среды. Городские П. с. можно условно объединить в ряд групп: инженерно-транспортные (пешеходные и трансп. тоннели, автомоб. стоянки и гаражи, помещения вокзалов); сферы обслуживания (магазины, кафе, кинотеатры, выставочные залы, книгохранилища, архивы, холодильники, овощехранилища, автоматические телефонные станции и т. п.); пром. назначения и энергетики (отд. цехи, лаборатории, котельные, тепловые станции и т. п.); инж. сети и сооружения (газо- и трубопроводы, бойлерные, калориферные, трансформаторные и газораспределит. станции и др.); гражданской обороны. П. с.- неотъемлемая часть крупного города. Подземное стр-во позволяет высвободить в новых р-нах значит, часть полезной площади. Особое место в гор. подземном х-ве занимают гаражи (часто многоэтажные). Вместимость подземных гаражей может достигать неск. тыс. автомобилей, глубина заложения пола нижнего яруса-15-25 м. Перспективны встроенные гаражи, размещаемые в цокольных и подземных этажах жилых домов. Создаются (1974) проекты единой общегородской сети подземных гаражей и автостоянок (напр., для Стокгольма, Парижа, Будапешта). Один из наиболее крупных градостроит. проектов - схема организации и использования подземного пространства Москвы, разработанная в 1971-73.

Подземные хранилища для нефтепродуктов, природного газа, питьевой воды отличаются от наземных крупными масштабами по вместимости (до неск. млн. м3). Конструкции подземных резервуаров выполняются из бетона, железобетона, металла. При подземном хранении нефти и др. горючих веществ экономия от снижения испарения в короткий срок оправдывает дополнит, расходы на стр-во резервуара (подробнее см. в статьях Газовое хранилище. Нефтехранилище). Подземные хранилища - наиболее эффективный способ захоронения непригодных для переработки вредных пром. отходов атомного, химия., металлургия, и др. произ-в. Для этого используют существующие соляные полости, заброшенные выработки шахт, строят резервуары в глинистых породах; пром. стоки направляют через скважины в непригодные для использования водоносные горизонты.

Подземные пром. объекты (напр., насосные и компрессорные станции, ямы доменных печей, кессоны регенераторов мартеновских печей и т. п.) строятся при неглубоком заложении. Большой глубиной заложения характеризуются подземные з-ды, к-рые начали сооружать за рубежом в 30-х гг. 20 в.; широкий размах их стр-во приобрело во время 2-й мировой войны 1939-1945 - гл. обр. в Германии и Японии (к 1945 в Германии насчитывалось 143 подземных з-да).

Подземные лечебные учреждения располагают в выработках отработанных шахт, гл. обр. соляных. Выработки большого поперечного сечения (камеры) приспосабливаются под палаты для больных, лечебные кабинеты и т. п. Целесообразность подземных мед. учреждений обусловлена постоянством давления, влажности и темп-ры воздуха, отсутствием бактериальной флоры, солнечной радиации, шума, естеств. ингаляцией (благодаря насыщенности среды хим. элементами), ограниченным воздействием магнитного поля. Это создаёт микроклимат, благоприятный, в частности, для лечения лёгочных заболеваний (напр., в СССР работает подземная лечебница для больных бронхиальной астмой, размещённая на глуб. 200 м в соляном руднике ок. пос. Солотвина в Закарпатье).

Строительство и эксплуатация П. с. Выбор способа стр-ва П. с. зависит в основном от глубины заложения и назначения объекта, горнотехнических условий строительного участка. Неглубокие П. с. строят открытым способом, методом опускного сооружения, либо в траншеях, под тиксотропными суспензиями (см. Тиксатропия). П. с. глубокого заложения и, в особых случаях, неглубокого (напр., перегонные тоннели метрополитенов или гор. коллекторы) строятся закрытым (подземным) способом.

При открытом способе стр-ва траншеи и котлованы, как правило, закрепляют (горизонтальное крепление с распорками - в грунтах сухих и естеств. влажности, и шпунтовое - в неустойчивых водонасыщенных). Стр-во в открытых котлованах эффективно до глубин 7 -10 м при обеспечении надёжного водопонижения.

Из способов стр-ва опускным сооружением преим. распространение получил метод опускного колодца. В СССР ежегодно (1973) строится 60-70 опускных колодцев площадью 100-13 000 м2с глубиной погружения 10-55 м. Прогрессивный способ строительства П. с.- с опускным колодцем в тиксотропной рубашке, который даёт возможность сооружать колодцы больших диаметров. Успешно применяется принудительное регулирование опускания колодца при помощи системы домкратов, располагаемых по его периметру. Методом опускного колодца строят многоэтажные подземные гаражи, П. с. на металлургических заводах и т. п.

Метод стр-ва П. с., получивший название "стена в грунте", основан на способности тиксотропных суспензий удерживать грунтовые стенки от обрушения; он состоит в возведении вертикальных стен П. с. в траншеях-щелях до начала разработки грунта внутри сооружения. Применение этого метода целесообразно в сложных ги дрогеологич. условиях (отпадает необходимость в водопонижении, замораживании и т. п.). Он эффективен при стр-ве на застроенных территориях небольших П. с. на значит, глубине (обычно ок. 20 м) - транспортных тоннелей, пешеходных переходов и т. п.

Стр-во П. с. может осуществляться с помощью буровзрывных работ (см. Проведение горных выработок), меха-низиров. комплексов (горные комбайны, щиты проходческие), скважинными методами (подземное выщелачивание, взрывное уплотнение грунтов).

Полости, образованные скважинными методами, используются в качестве хранилищ для нефтепродуктов и сжиженных газов, поэтому вмещающие горные породы должны быть непроницаемы, однородны по составу и химически нейтральны к хранимым продуктам.

Приспособление горных выработок отработанных шахт с устойчивыми вмещающими породами включает горнопроходческие работы по спрямлению выработок, их расширению, сооружению новых (см. Подземная разработка). В крепких устойчивых породах П. с. обычно оставляют незакреплёнными; в отд. случаях применяют временную крепь (в т. ч. из предварительно-напряжённого железобетона), а также постоянные конструкции из монолитного бетона и железобетона, сборного железобетона и чугунных тюбингов (см. Крепь горная).

Эксплуатация П. с. сводится гл. обр. к поддержанию в нём необходимого микроклимата, обеспечению искусственного освещения и энергоснабжения. Регулирование параметров воздушной среды производят обычно с помощью установок кондиционирования воздуха. Гидроизоляция достигается уплотнением или улучшением хим. добавками материалов, укладываемых в конструкцию П. с., а также благодаря устройству водонепроницаемых перекрытий на внешней и внутр. поверхностях защищаемого сооружения. Освещение, как правило,-люминесцентное; внутр. конструкции окрашивают в светлые тона, устраивают декоративные окна и т. п. При использовании внешнего источника электроэнергии устанавливают аварийные агрегаты для обеспечения минимальных потребностей силовых установок и освещения. Водоотлив осуществляется путём прокладки труб в стенках выработок или дренажных труб в грунте, откуда вода отводится к водосборникам и насосам.

Лит.: Строительство подземных [шахтных] сооружений, М., 1966; Покровский Н. М., Проектирование комплексных выработок подземных сооружений, М., 1970; Л у б е н е ц Г. К., П о с я д а В. С., Строительство подземных сооружений, К., 1970; Голубев Г. Е., Использование подземного пространства в крупных городах, М., 1973; Комплексное освоение подземного пространства городов, К., 1973; Мостков В. М., Подземные сооружения большого сечения, М., 1974; Новая технология и оборудование для строительства подземных сооружений, Л., 1974. Л. М. Гейман.

ПОДЗЕМНЫЙ СТОК, перемещение подземных вод под действием пьезо-метрич. напора и силы тяжести. П. с. является составной частью круговорота воды на Земле. П. с. характеризует естеств. ресурсы подземных вод, находящихся под дренирующим воздействием рек, озёр, морей или безводных отрицательных форм рельефа. Выражается в виде модуля (л/сек км2) или слоя воды (мм/год), а также в м3/сутки и км3/год. В практике ги дрогеологич. исследований обычно определяются модули и коэффициенты П. с., показывающие (часто в %), какая часть атм. осадков идёт на питание подземных вод. В СССР модуль П. с. изменяется от 0,1 л/сек км2 -0,5 л/сек км2на равнинах Средней Азии до 10 л/сек км2 в Зап. Памире и 20 л/сек км2 на Большом Кавказе. См. также Поверхностный сток.

Лит.: Карта подземного стока СССР (зона интенсивного водообмена). Масштаб 1:5000000, М., 1965; Карта подземного стока СССР в процентах от общего речного стока и коэффициентов подземного стока в процентах от осадков. Масштаб 1 : 5 000 000, М., 1965; Подземный сток на территории СССР, М., 1966. И. С. Зекцер.

ПОДЗОЛИСТЫЕ ПОЧВЫ, тип кислых почв. Формируется в результате процесса подзолообразования, при трансформации материнской породы под влиянием кислотного гидролиза, выносе ила, двух-и трёхвалентных металлов из верхних элювиальных горизонтов почвенного профиля в иллювиальные (вследствие миграции органо-минеральных соединений и лессиважа - вымывания илистых частиц из верхних слоев в нижние без предварит, разрушения алюмосиликатов) и относит, накоплении в них кремнезёма. Подзолообразование протекает на породах любого гранулометрического (механического) состава в том случае, если поверхностные почвенные горизонты периодически избыточно увлажняются, имеют кислую реакцию и промывной водный режим. П. п. впервые были описаны В. В. Докучаевым (1879) в Смоленской губ. Характеризуются кислой реакцией, дифференцированным почвенным профилем, обеднением верхних горизонтов илом и трёхвалентными металлами, относит, обогащением их кремнезёмом; малой мощностью элювиально-гумусового горизонта или даже его отсутствием (в составе гумуса фульвокислоты преобладают над гуминовыми). В профиле П. п. выделяют горизонты: А0 (лесная подстилка) - мощность 1-10 см; A1 (элювиально-гумусовый) - 1-20 см, серого цвета, порошковидной структуры, рыхлого сложения, содержит 1-6% гумуса; А2 (подзолистый) - 2-20 см (иногда больше), светло-серого (почти белёсого) цвета, листоватой структуры, рыхлого сложения, суглинистые и глинистые П. п. содержат орщтейновые зёрна; В (иллювиальный) - 10-50 см, плотный и более тяжёлый по механич. составу, чем верхние горизонты, бурого цвета, с крупномногогранной, реже приз-матич. структурой; С (материнская порода).

В лесной зоне (Сев. Европа, Сибирь, Д. Восток, Центр, и Юж. Канада, С.-В. США) П. п. представлены подтипами: глееподзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые и дерново-палево-подзолистые. Возможны межзональные вкрапления этих подтипов, связанные с локальными особенностями почвообразования. Описаны субтропич. и тропич. П. п. в басе. Амазонки, в тропиках Азии и Африки; в СССР - в Колхиде. В зависимости от характера материнской породы и нек-рых особенностей современного и реликтового почвообразования подтипы П. п. подразделяют на роды и виды.

В лесных зонах к П. п. приурочены осн. площади земель с.-х. и лесохоз. использования. Терр. с суглинистыми и глинистыми П. п. относительно обеспечены влагой (во влажные годы возможно вымокание озимых хлебов), наиболее глубокий дефицит влаги наблюдается в почвах лёгкого гранулометрич. состава и в засуху. На П. п. целесообразно известкование, внесение органич. и минеральных удобрений. Эффективно используются в лесохоз. целях, для возделывания с.-х. культур.

Лит.: Роде А. А., Подзолообразователь-ный процесс, М.- Л., 1937; Абрамова М. М., Материалы к характеристике подзолистых и дерново-подзолистых гючв, в сб.: Микроорганизмы и органическое вещество почв, М., 1961; Пономарева В. В., Теория подзолообразовательного процесса, М.- Л., 1964; Таргульян В. О., Почвообразование и выветривание в холодных гумидных областях, М., 1971.

Ф. Р. Зпйделъман.

ПОДЗОНА ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ, подзона ландшафтная, часть зоны физико-географической. П. ф.-г. формируются в пределах зон вследствие постепенного сопряжённого изменения климата, гидрологич. режима, геохимич. и почвообразоват. процессов, структуры биоценозов по широте. Они выделяются по преобладанию ландшафтов того или иного типа. Напр., в зоне экваториальных лесов выделяются подзоны постоянно влажных вечнозелёных лесов (гилей) и гилей с кратким засушливым периодом, границы между к-рыми обычно выражены нечётко. Внутри подзон часто обнаруживаются признаки перехода к соседним подзонам и зонам (напр., в сев. тайге в лесных сообществах встречаются тундровые урочища и т. п.).

ПОДЗОР в архитектуре, декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлич. полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли.

Подзоры (указаны стрелкой) ризницы (1748, арх. В. Обухов) Большого собора Донского монастыря в Москве.

ПОДИЙ, подиум (лат. podium, от греч. podion - ножка, основание), высокая, обычно прямоугольная платформа, с лестницей с одной стороны и отвесными другими сторонами. На П. возводились антич. (преим. римские и этрусские) храмы. П. называли также стену вокруг арены и возвышение с местами для высокопоставленных зрителей в антич. цирке.

ПОДКАЛИБЕРНЫЙ СНАРЯД, разновидность бронебойного снаряда; предназначен для поражения танков (см. Снаряды артиллерийские). Впервые П. с. были разработаны в СССР (1938). Бронепрооивающей частью П. с. является сердечник высокой прочности, диаметр к-рого примерно в 3 раза меньше калибра орудия (отсюда и назв.).

ПОДКАМЕННАЯ ТУНГУСКА, Чулакан, Средняя Тунгуска, река в Красноярском крае и Иркутской обл. РСФСР, прав, приток Енисея. Дл. 1865 км, пл. бассейна 240 тыс. км2. Берёт начало с Ангарского кряжа. В верховьях (под назв. Катанга) протекает по широкой и глубокой долине; от устья Тэтэрэ долина суживается, река вступает в полосу развития траппов. В русле многочисленны шиверы и пороги (Нижний, Орон, Чам-бинский, Паноликский, Мирюгинский, Дедушка, Вильминские). Скорость течения на порогах до 3-4 м/сек. В 250 км от устья долина расширяется до 20-23 км, в русле много перекатов. Питание преим. снеговое (60%); дождевое 16%, подземное 24%. Половодье с начала мая до конца июня, в низовьях до начала июля. С июля до октября летняя межень, прерываемая паводками (от 1 до 4) с подъёмом уровня на 5,5 м. Ср. расход воды в устье 1750 м3/сек, наибольший -35 000 м3/сек, наименьший (зимой) -3-15 м3/сек. Ледовые явления с середины октября, осенний ледоход 7-16 сит, зажоры. Ледостав с конца октября. Вскрывается в середине мая; ледоход 5-7 сут в верховьях и до 10 сут в низовьях, проходит бурно, при заторах уровень поднимается на 29,7 м. Притоки: справа - Тэтэрэ, Чуня; слева - Камо, Бельмо. Используется для судоходства на 1146 км', в половодье крупные суда доходят до Байкита (571 км), выше-рейсы катеров с баржами. На П. Т.- населённые пункты Ванавара, Байкит, Подкаменная Тунгуска. к. Г. Тихоцкий.

ПОДКАМЕНЩИКИ, керчаковые, бычки-рогатки (Cottidae), семейство рыб отр. скорпенообразных. Голова большая, спинных плавников 2 (первый короче второго), тело голое, но нередко с костными пластинками или шишками. Нек-рые достигают дл. 60-75 см, весят неск. кг; есть и карликовые виды дл. 5-6 см. Ок. 200 видов, относящихся к 60 родам; самая многочисленная по кол-ву видов группа рыб в фауне СССР (ок. 100 видов). Распространены гл. обр. в умеренных и холодных морях и пресных водах Сев. полушария; в Южном - лишь 2 вида (рода Antipodocottus). Представитель мор. П.- европейский керчак (Myoxocephalus scorpius), обычно дл. до 25 см, многочислен в прибрежной зоне Баренцева и Белого м., питается различными беспозвоночными и рыбой; нерест зимой, самец охраняет кладку икры. Ч е т ы р ё х р о г и и бычок, или рогатка (М. quadricornis), обитает в солоноватых прибрежных водах, распространён кругополярно; в крупных озёрах Евразии и Сев. Америки образует реликтовые пресноводные формы. Представитель пресноводных П.- обыкновенный П. (Cottus gobio), дл. до 12 см, населяет реки и озёра Европы (от Сев. Пиренеев до Уральского хребта). Служит пищей щуке, форели, налиму; сам поедает икру этих рыб; питается также различными беспозвоночными. Нерест зимой и весной, самец охраняет икру. В оз. Байкал обитает 24 эндемичных вида П.-широколобок (их иногда выделяют в отд. семейство). Морские П. имеют нек-рое промысловое значение.

А. В. Неелов.

ПОДКАМЕНЬ, посёлок гор. типа в Бродовском р-не Львовской обл. УССР, в 23 км от ж.-д. ст. Броды (на линии Красне-Здолбунов). Предприятия пищевой пром-сти.
2010.htm
ПОДЪЁМНИК, грузоподъёмная машина прерывного (циклического) или непрерывного действия для подъёма груза и людей в специальных грузонесущих устройствах, движущихся по жёстким вертикальным (иногда наклонным) направляющим или рельсовому пути. По способу передачи воздействия от привода к гру-зонесущим устройствам различают канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные П. Преимущественное распространение получили канатные П., в к-рых грузонесущие устройства подвешиваются на стальных канатах, огибающих канатоведущие шкивы или навиваемых на барабаны подъёмных лебёдок. В П. с канатоведущими шкивами, передающими тяговое усилие трением, грузонесущие устройства (кабина, клеть, скип, платформа, тележка или вагон) уравновешиваются др. такими же устройствами или противовесом, также движущимися по направляющим. В барабанных П. уравновешивание уменьшает нагрузки на привод. При применении дополнит, грузоподъёмных средств для уравновешивания производительность П. увеличивается. П. имеют, как правило, электрич. или реже гидравлич. привод.

П. охватывают широкую сферу применения, чем обусловлено разнообразие их конструктивных форм и типов. В жилых, обществ., адм. и пром. зданиях получили распространение лифты, эскалаторы, реже патерностеры. Для подъёма людей в вагонах по рельсовому наклонному пути на горы, крутые берега и др. естеств. возвышения служат фуникулёры - пасс, канатные П. циклического действия.

Для выдачи на поверхность полезных ископаемых и пустых пород в шахтах, рудниках и карьерах, для загрузки доменных печей применяют скиповые подъёмники (см. Скип); при подземной разработке полезных ископаемых для подъёма (спуска) людей, оборудования, материалов устраивают клетьевые П. (см. Шахтный подъём). Сооружение зданий ведут с помощью строит. П.- мачтовых, канатных, шахтных; монтаж напорных трубопроводов при стр-ве высокогорных ГЭС осуществляют спец. тележечными П. Различные типы П. используются на ремонтных з-дах (напр., для подъёма автомобилей и т. п.), при обслуживании и мелком ремонте зданий, газгольдеров и др. высоких сооружений (напр., П. на автомобилях-вышках). П. наз. также устройства для подъёма судов при движении их по каналам с разными уровнями воды (см. Судоподъёмник).

Лит.: Кифер Л. Г., Абрамович И. И., Грузоподъемные машины, т. 2, М., 1949; Подъемники, М., 1957; Федорова 3. М., Лукин И. Ф., Подъемники. Конструирование и расчет элементов подъемника, Хар., 1971. Я. А. Лобов.

ПОДЪЁМНО-ОСМОТРОВЫЕ УСТРОИСТВА, сооружения или механизмы, используемые при технич. обслуживании и ремонте автомобилей. П.-о. у. открывают доступ ко всем агрегатам и узлам автомобиля. Осн. типы П.-о. у.: осмотро-вые канавы, эстакады, подъёмники. Осмотр о'вые канавы бывают тупиковыми или прямоточными. Тупиковые канавы рассчитывают на обслуживание одиночных автомобилей. Прямоточные канавы представляют собой длинную траншею и предназначаются для поточного обслуживания автомобилей. При необходимости вывешивания колёс применяют дополнит, подъёмные приспособления гидравлич. или гидропневматич. типа. Эстакады применяются гл. обр. для обслуживания автомобилей под открытым небом и состоят из колейного мостика с наклонными рампами для въезда и съезда. Подъёмники позволяют поднимать автомобиль на различную высоту от уровня пола, фиксируя его в этом положении. Подъёмники делятся на гидравлич., пневматич. и электромеханические. Конструкция электромеханических подъёмников определяется количеством стоек. В основном выпускаются двухстоечные и четырёхстоеч-ные подъёмники. В электромеханич. подъёмниках для подъёма рамы применяются грузовые винты, установленные в стойках. Перемещающиеся по винтам гайки, несущие раму, приводятся в движение от электродвигателя.

А. А. Сабинин.

ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ, устройства для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях. П.-т. м. являются осн. средством механизации подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в пром-сти, стр-ве, на транспорте, в горном деле и в сел. х-ве. П.-т. м. применяют также для перемещения людей в многоэтажных жилых, обществ, и адм. зданиях, шахтах, на станциях метрополитенов и т. д. По характеру выполняемых перемещений и назначению П.-т. м. могут быть условно разделены на 5 укрупнённых групп: грузоподъёмные машины и механизмы, транспортирующие машины, машины подвесного однорельсового транспорта, машины напольного транспорта (в т. ч. безрельсовый транспорт) и погрузочно-разгрузочные машины. П.-т. м. могут быть периодического (цикличного) и непрерывного действия. К машинам нериодич. действия относятся простейшие неприводные грузоподъёмные устройства: блоки, полиспасты и др., а также грузоподъёмные машины, гл. обр. элек-трич. подъёмные краны, грузовые и пасс, лифты, подъёмники. Группу машин непрерывного действия составляют конвейеры различных типов, в т. ч. пассажирские (движущиеся тротуары), элеваторы, эскалаторы, и патерностеры. К машинам однорельсового транспорта относятся электрич. и пневматич., подвесные электротягачи, электро- и автотележки. Представители машин напольного транспорта - авто- и электропогрузчики (см. Погрузчик), электро-штабелёры и др. Погрузочно-разгрузоч-ные машины бывают как периодического действия (одноковшовые погрузчики, автомобилеразгрузчики и вагоноопро-кидыватели, инерционные разгружа-тели, разгрузочные машины скребкового типа), так и непрерывного действия (многоковшовые погрузчики, пневморазгруз-чики, разгрузочно-штабелёвочные машины и др.).

П.-т. м. могут иметь электрич., гидрав-лич., пневматич. привод или получать энергию от двигателя внутр. сгорания. Находят применение также электрич. линейные двигатели (гл. обр. асинхронные), позволяющие осуществлять непосредств. соединение двигателя с машиной (без промежуточной механич. передачи).

Развитие П.-т. м. связано с разработкой конструкций повышенной надёжности, обладающих высокими технич. параметрами, с одновременным снижением металло- и энергоёмкости, а также с созданием комплексов машин, совмещающих функции машин периодич. и непрерывного действия, манипуляторов и машин-роботов (П.-т. м. с программным управлением), выполняющих различные операции в труднодоступных местах, в опасных для здоровья людей условиях и т. п. Примером комплексного подъёмно-трансп. сооружения является подвесная канатная дорога, в к-рую входят механич. и электрич. оборудование конечных и промежуточных станций и рельсовых путей, подвижной состав (вагонетки), тяговые и несущие канаты, механич. оборудование линейных опор, строительные сооружения (здания станций, линейные опоры, предохранительные мосты и др.). Комплексами являются и др. установки, составляющие основу конвейерного транспорта (ленточные и ка-натно-ленточные конвейеры), канатно-подвесного, однорельсового, пневмокап-сульного (см. Пневматический транспорт) транспорта.

Лит.: Спивановский А. О., Дьячков В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968; Машины непрерывного транспорта,М., 1969; Ридель Э. И., По-грузочно-разгрузочные машины на железнодорожном транспорте, М., 1969; Александров М. П., Подъемно-транспортные машины, 4 изд., М., 1972. В. С. Коновалов.

ПОДЪЁМНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, газотурбинный двигатель обычно несколько упрощённой конструкции, развивающий вертикальную тягу у самолёта вертикального взлёта и посадки. П. а. д. устанавливаются на самолёте в сочетании с двигателями, развивающими горизонтальную тягу. П. а. д. должны иметь надёжную систему запуска; для безопасности на самолёте ставится несколько П. а. д. Двигатели, создающие на взлёте и посадке, кроме вертикальной тяги, и горизонтальную, наз. подъёмно-разгонными. У П. а. д. небольшой межремонтный ресурс работы, они могут устанавливаться в сочетании с агрегатами усиления тяги для взлёта и посадки.

ПОДЪЁМНЫЙ КРАН, грузоподъёмная машина циклич. действия с возвратно-поступат. движением грузозахватного органа; служит для подъёма и перемещения грузов. Цикл работы П. к. состоит из захвата груза, рабочего хода для перемещения груза и разгрузки, холостого хода для возврата порожнего грузозахватного устройства к месту приёма груза. Движения П. к. могут быть как рабочими, так и установочными для периодич. изменения положения крана, стрелы и т. п. Осн. характеристика П. к.- грузоподъёмность, под к-рой понимают наибольшую массу поднимаемого груза, причём в случае сменных грузозахватных устройств их масса включается в общую грузоподъёмность.

Историческая справка. Простейшие П. к., как и большинство грузоподъёмных машин, до кон. 18 в. изготовлялись из деревянных деталей и имели ручной привод. К нач. 19 в. ответственные, быстро изнашивающиеся детали (оси, колёса, захваты) стали делать металлическими. В 20-х гг. 19 в. появились первые цельно-металлические П. к. сначала с ручным, а в 30-е гг.- с механич. приводом.

Первый паровой П. к. создан в Великобритании в 1830, гидравлический - там же в 1847. Двигатель внутр. сгорания был использован в П. к. в 1895, а электрич. двигатель в 1880-85 почти одновременно в США и Германии. Это были мостовые краны с одномоторным приводом. В 1890 созданы П. к. с многомоторным индивидуальным приводом в США и Германии.

Изготовление П. к. совр. типа в России началось в кон. 19 в. (Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский и др. заводы). После Окт. революции 1917 в СССР краностроение превратилось в крупную отрасль тяжёлого машиностроения со специализированными з-дами.

Общие сведения. В зависимости от конструкции и принятой схемы работы П. к. бывают поворотными и неповоротными. Поворотные краны (рис. 1) могут устанавливаться на рельсовом ходу - железнодорожные и кату-чие рельсовые краны; на безрельсовом ходу - пневмоколёсные, автомобильные и гусеничные П. к.; на стенах и крышах зданий - настенно-поворотные и кровельные; на понтонах и судах - плавучие и судовые.

Рнс. 1. Поворотные краны: 1 - железнодорожный; 2 - лневмоколёсный; 3 - гусеничный; 4 - настенно-поворотный передвижной; 5 - плавучий; 6 - судовой; 7 - башенный; 8 - мачтово-стреловой; 9 - портальный.

Имеются также поворотные П. к., перемещающиеся по двум расположенным в разных уровнях (внизу и наверху) рельсам,- т. н. велосипедные краны. Железнодорожные, пневмоколёсные, автомобильные и гусеничные поворотные П. к. часто объединяют общим назв. - стреловые самоходные краны. Поворотная часть П. к. опирается на колонну (кран на неподвижной или на вращающейся колонне) или на поворотный круг с колёсами, катками или шарами (кран на поворотном круге). Поворотная часть может иметь форму высокой башня - башенные краны, мачты - мачтово-стреловые краны (жестконогие и Байтовые). Возможна установка её на портале - портальные краны. Поворотные П. к. могут иметь постоянный или переменный вылет (расстояние груза от оси вращения крана), к-рый изменяется путём качания укосины (стрелы) или передвижения по ней грузовой тележки.

К неповоротным кранам (рис. 2) относятся П. к. пролётного типа (мостовые краны и перегружатели), а также настенно-консольные краны. Мостовые краны имеют катучий мост, перемещающийся по рельсам, уложенным на стенах зданий или на специальных эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъёмной лебёдкой, в нек-рых конструкциях грузовая тележка снабжается поворотной стрелой. Настенно-консольные краны состоят из консольной настенной фермы и передвигающейся по ней грузовой тележки с подъёмной лебёдкой. Перегружатели аналогичны по устройству мостовым кранам, но их мост имеет высокие опоры (ноги), перемещающиеся по наземным путям. При больших пролётах их наз. мостовыми перегружателями или перегрузочными мостами, а при малых пролётах - козловыми кранами. Однако чёткого подразделения нет. Мосты перегружателей могут иметь неподвижные или выдвижные консоли; вдоль моста передвигается грузовая тележка или поворотный кран. Консольные перегружатели, предназначенные для погрузки (разгрузки) судов, т. н. береговые консольные перегружатели, могут устанавливаться также на судах (судовые перегружатели). Особый тип перегружателя -кабельный кран, у к-рого грузовая тележка перемещается при помощи тягового каната по несущему канату, натянутому между 2 катучими башнями или стационарными мачтами. Разновидностью кабельных кранов являются мосто-ка-бельные краны, у к-рых несущий канат крепится к концам мостовой фермы. К крановым устройствам конструктивно близки монорельсовые дороги, вагонетки к-рых имеют механизмы подъёма.

В совр. условиях стр-ва используют также вертолёты-краны (рис. 3) с устройствами для захвата грузов. С их помощью ведут работы в труднодоступных местностях.

Области применения подъёмных кранов. Мостовые краны относятся к типовому оборудованию производств, цехов, электростанций, закрытых и открытых складов. Их грузоподъёмность достигает 500-600 т, пролёты (расстояния между осями подкрановых рельсов)-50-60 м, возможная высота подъёма груза - 40-50 лив спец. исполнении до 500 м', скорость движения моста (рабочее движение) -30-160 м/мин, грузовой тележки -10-60 м/мин, подъёма груза до 60 м/мин. На мосту могут располагаться 2 грузовые тележки на одном или двух (смежных или двухрядных по высоте) путях. К мостовым П. к. общего назначения относят крюковые, магнитные, грейферные и магнитно-грейферные краны. Крюковые однобалочные краны простейшего типа (см. Кран-балка), опорные и подвесные, имеют в качестве грузовой тележки самоходную электрическую таль. К особой группе относятся металлургич. мостовые П. к. (литейные, завалочные, колодцевые, для "раздевания" слитков и др.), к-рые оборудованы спец. грузозахватными устройствами и механизмами управления ими. Одна из разновидностей мостовых П. к.- кран-штабелер с грузовой тележкой, имеющей поворотную колонну, по к-рой перемещается вилочный захват, несущий пакет груза на поддоне и позволяющий производить укладку и разбор пакетных штабелей.

Рис. 2. Неповоротные краны: 1 - мостовой; 2 - настенно-консольный; 3 - мостовой перегружатель; 4 - козловой; 5 - береговой консольный перегружатель; 6 - мосто-кабельный кран.

Рис. 3. Вертолёт-кран.

Настенно-консольные неповоротные краны применяют гл. обр. в цехах для уменьшения объёма работы мостовых кранов. Их грузоподъёмность обычно 3-10 т, вылет 5-10 м, скорость передвижения (рабочая) 90-200 м/мин.

Козловые краны применяют обычно для обслуживания открытых (реже крытых) складов, гл. обр. штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных пром. и гражд. сооружений, обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Они изготовляются преим. крюковыми или со специальными грузозахватными устройствами. Пролёты кранов общего назначения обычно 4-40 м; при обслуживании судостронт. стапелей до 170 м. Грузоподъёмность таких П. к. составляет 3-50 т, а при обслуживании гидроэлектростанций и стапелей достигает 400-800 т (в отд. случаях 1600 т - две тележки по 800 т). Передвижение кранов (скорость 20-100 м/мин) часто является рабочим движением; при малых грузоподъёмностях в качестве грузовой тележки используются самоходные электрич. тали. Для монтажа крупных изделий (напр., в судостроении) применяют краны с 2 грузовыми тележками, позволяющими кантовать груз на весу. Краны строит, назначения, имеющие переменное место работы, выполняются самомонтирующимися. Для открытых складов штучных грузов применяют часто пневмоколёсные козловые краны с пролётом 6-15 м, грузоподъёмностью 15-30 т, с рабочей скоростью движения до 8 км/ч.

Мостовые перегружатели (перегрузочные мосты) изготовляют обычно с грейферными захватами; они обслуживают гл. обр. открытые склады угля и руды, используются на пром. предприятиях, электростанциях и в портах. Грузоподъёмность грейферных перегружателей с грузовой тележкой составляет 15-30 т, скорость передвижения грузовой тележки -160-360 м/мин, подъёма груза -60-70 м/мин; производительность 500-1000 т/ч. Для увеличения зоны обслуживания грузовые тележки могут выполняться с поворотной стрелой (скорость поворота 2-4 об/мин) с вылетом 3-6 м. Перегружатели с поворотным краном имеют грузоподъёмность 10-20 т, вылет стрелы 10-20 м; скорость движения крана по верхним поясам моста 120-180 м/мин', иногда их снабжают ленточным конвейером, к-рый загружается краном, что сокращает его пробеги и увеличивает производительность перегружателя. Крюковые перегружатели для штучных грузов имеют грузоподъёмность до 300 т. Для обслуживания складов круглой (секторной) формы используют радиальные мосты, у к-рых одна опора неподвижная (поворотная), другая - перемещается по кольцевому пути. Мосты имеют пролёты до 120 м, длину консолей до 50 м. Время подъёма консолей 5 - 10 мин. Передвижение моста -установочное движение (скорость 10-30 м/мин).

Стреловые самоходные краны - железнодорожные, автомобильные (на шасси автомобиля), пневмо-колёсные (на спец. шасси), гусеничные краны универсального применения (на двухгусеничном ходу, а также на базе трактора) предназначены для перегрузочных и монтажных работ в стр-ве, на пром. предприятиях и на транспорте. В зависимости от условий работы краны оборудуют сменными стрелами различной длины и конфигурации (прямые, изогнутые, телескопические). Длина стрел у пневмоколёсных и гусеничных монтажных кранов при больших высотах подъёма груза достигает 60-100 м и более. Для увеличения устойчлвости служат выносные опоры (аутригеры). Скорости движений соответствуют грузоподъёмности крана и вылету стрелы и обычно составляют: подъёма груза 5-25 м/мин, вращения 1-4 об/мин, время подъёма стрелы из низшего положения в высшее 1-3 мин. Передвижение крана (при работе) 1-10 км/ч. Стреловые краны выполняют с крюковыми и грейферными захватами, а дизель-электрические -также с электромагнитом. Они имеют переменную грузоподъёмность, наибольшую при наименьшем вылете и использовании выносных опор: у ж.-д. кранов до 40 т (спец. аварийные и монтажные до 300 т); автомобильных 16-40 т, пневмоколёсных до 200 т (спец. монтажные до 600 т и более), гусеничных до 300 т и более. Пневмоколёсные краны большой грузоподъёмности монтируются на прицепах с тягачами.

Башенные краны используют преим. при гражд., пром. и гидротехнич. стр-ве (строительные), а также для обслуживания открытых стапелей и достро-ечных работ в судостроении (судостроительные П. к.). Конструкция строит, башенных кранов позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и перевозку автотранспортом. Они выполняются обычно крюковыми с поворотной и неповоротной башней, к-рая при большой высоте делается телескопической или наращиваемой (сверху) и подращиваемой (снизу). Строительные П. к. обычно передвигаются по рельсам, а при значит, высоте выполняются также приставными (опираются на землю и на каркас строящегося здания) или самоподъёмными, наз. иногда ползучими (опираются на здание и перемещаются вертикально по мере роста возводимого сооружения). Башенные краны на автомобильном, пневмоколёсном и гусеничном ходу изготовляются на базе обычных стреловых кранов; имеют стреловые устройства в виде подъёмной (качающейся) стрелы или консольной стрелы, по к-рой перемещается грузовая тележка с канатной тягой. Вылет строит, кранов достигает 40 м, высота подъёма 150 м; скорости движений: подъёма груза 10-100 м/мин, вращения 0,2-1,0 об/мин, передвижения крана (установочное движение) 10-30 м/мин. Грузоподъёмность (переменная) достигает 75 т (при миним. вылете). Судостроит. башенные краны имеют вылет до 50 м и выполняются передвижными (по земле и на эстакадах) грузоподъёмностью до 100 т (стапельные краны) и стационарными грузоподъёмностью до 400 т (достроечные).

Портальные краны применяют для перегрузочных работ в портах и на открытых складах, для строительных (преим. гидротехнич.) работ, а также для сборочно-монтажных работ в судостроении и при судоремонте (на берегу и на плавучих доках). По характеру работы подразделяются на перегрузочные (крюковые, грейферные, реже магнитные) и монтажные. Особым типом перегрузочного портального П. к. является высокопроизводительный, предназначенный для разгрузки судов грейферно-бункерный кран с программным управлением, у к-рого грейфер заполняет расположенный на портале бункер. Поворотная часть кранов может устанавливаться на полупорталах (один рельс на стене здания), а на откосных набережных -на треугольных подставках. Стреловые устройства, как правило, обеспечивают горизонтальное перемещение груза при изменении вылета. Грузоподъёмность грейферных кранов постоянная, а крюковых чаще переменная. Грузоподъёмность перегрузочных кранов от 5 до 40 то, а монтажных от 100 до 300 то; вылет обычно 25-35 м и достигает 50-100 м (у судостроит. П. к.). Скорости движений перегрузочных кранов составляют: подъёма груза 60-90 м/мин, вращения 1,5-2 об/мин, передвижения крана (установочное движение) 30 м/мин; скорости монтажных кранов значительно меньше, чем перегрузочных.

Настенно-консольные поворотные краны обычно выполняют стационарными, реже - передвижными. Стационарные краны применяют для обслуживания рабочих мест в цехах и на складах, а передвижные гл. обр. для выполнения внутр. работ в крупных механич. цехах. Грузоподъёмность стационарных П. к. 0,25-3,2 то, вылет 3-6 м.

Плавучие краны предназначены для работ, производимых на плаву, состоят из верхнего строения (крана) и