загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

диалектика ориентирует на раскрытие и способы разрешения про тиворечий как в познании, так и в самой действительности.

Филос. М. "работают" в науке обычн но непосредственно, а опосредуясь дру гими, более конкретными М. Напр, принцип историзма как универсальный М., разрабатываемый философией, пре ломился в биологии в виде эволюц. уче ния - методологич. основы совр. биоло гич. дисциплин; в астрономии этот ж принцип породил совокупность космогс нич. гипотез. В социальном Познани историч. материализм выполняет фун* ции М. для всех обществ, наук. М имеющие общенауч. характер: сравш ние, анализ и синтез, идеализация, обо( щение, восхождение от абстрактно! к конкретному, индукция и дедукци и т. д.- также конкретизируются в ка" дои отд. науке. Важная особенност совр. этапа развития науки заключаете в существ, возрастании роли констру! тивных моментов в науч. познании: хг рактер задач совр. науки таков, что он всё чаще не просто отражает те или ины аспекты реальности, но и проектирую реальность в соответствии с определё! ными целями. Это ведёт к необходимое! осуществлять и широкое конструирован!) М. познания, особенно формальны; в частности матем. М. Соответственн расширяется и спец. изучение логи1 структуры формальных М. Одним и конкретных выражений усиления коне" руктивности познания является быстр растущее распространение М. моделир( вания, к-рый вообще может служит ярким примером подлинно эвристи1 роли М. познания. Лит. см. при ст. Методология.

А. Г. Спиркм

МЕТОД ПРОЕКТОВ, организация об; чения, при к-рой учащиеся приобретаю знания в процессе планирования и выпо; нения практич. заданий-проектов. М. i возник во 2-й пол. 19 в. в школах С1Ш Основывается на теоретич. концепция прагматич. педагогики; подробное OCBI щение получил в трудах амер. педагоге Дж. и Э. Дьюи, У. X. Килпатрика Э. Коллинза. В 60-70-е гг. 20 в. в СШ развернулась широкая критика М. п вызванная нарушением систематичное! обучения и снижением уровня теорети1 знаний учащихся общеобразоват. школ по основам наук. Однако приёмы, ан; логичные М. п., продолжают применяя ся в амер. школе, напр, обучение по т. i единицам работы (unit of work), т. i по темам практич. характера ("Дом семейная жизнь", "Что мы получае от деревьев" и др.).

В СССР в первые годы Сов. власт М. п. частично применялся в практш опытных и нек-рых массовых школ. Бы осуждён в постановлении ЦК ВКП(( от 5 сент. 1931 "О начальной и средне школе" и в дальнейшем в практике со! школы не применялся.

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, сист ма принципов, управляющих процессе создания произведений лит-ры и иск-в; Категория М. х. была введена в эстетич. мысль в кон. 1920-х гг., став одним из oci понятий марксистской теории художест. творчества. Отвергая все иррационалистич. толкования творческого акта: религиозно-мистическое, интуитивистское, психоаналитич. и т. п.,— марксистская наука исходит из того, что сколь бы ни была значительна роль интуитивно-бессознат. моментов деятельности художника, его творчество имеет в основе своей сознательный и целенаправленный характер. Об этом свидетельствует как внутр. логика самих произведений искусства, так и разнообразные косвенные данные: создававшиеся художниками теоретич. трактаты, предисловия, манифесты, письма, беседы, наставления ученикам и т. п.,— к-рые говорят о потребности и о способности писателя, живописца, композитора, режиссёра осознать, сформулировать и обнародовать установки своей творческой практики. Понятие "М. х.", в основе к-рого лежит филос. категория метод, фиксирует эту осознанность осн. устремлений художеств, мышления, воображения, таланта.

Поскольку метод художника, складываясь в конкретной социальной и культурной среде, обнаруживает, при всей его уникальности, более или менее глубокую общность с методами др. художников этого же времени, этой же идейно-эстетич. ориентации, постольку историк художеств, культуры вправе вычленять общую структуру М. х., лежащую в основе целых художеств, течений, стилей, направлений; так, говорят о М. х. классицизма, романтизма, критического реализма, символизма и т. д.

М. х. вырабатывается каждым художником самостоятельно, в ходе формирования его творчества, под влиянием всего его миросозерцания (системы его эстетич., этич., религ., филос., политич. убеждений). Естественно, что серьёзные изменения миросозерцания ведут к преобразованию М. х. (таков был, напр., переход А. С. Пушкина от романтич. метода к реалистическому или движение М. В. Нестерова от символизма к социалистич. реализму). Естественно и то, что наличие более или менее острых противоречий в миросозерцании художника неотвратимо ведёт — как это было показано Ф. Энгельсом на примере О. Бальзака и В. И. Лениным в анализе взглядов и произведений Л. Толстого — к внутр. противоречивости и самого М. х.
Более конкретное понимание М. х.: его осн. элементов, характера их связи, соотношения метода и стиля и т. д.— вызывает до сих пор серьёзные разногласия у сов. учёных. М. х. (иногда его называют творческим или художественно-творческим методом) определяется то как «принцип образного отражения жизни» (Г. Н. Поспелов), то как «принцип отбора и оценки писателем явлений действительности» (Л. И. Тимофеев), то как «определённый способ образного мышления» (Ю. Б. Борев), то как совокупность «принципов художественного отбора», «способов художественного обобщения», «принципов эстетической оценки», «принципов воплощения действительности в образы искусства» (О. В. Лармин), то как «система принципов, положенных художником в основу его практической деятельности», система, изоморфная структуре создаваемого произв. искусства (М. С. Каган).

Поскольку структура иск-ва складывается из соотношения четырёх осн. компонентов — познания жизни, сё оценивания, её преображения и знакового выражения получаемой т. о. художеств, информации, постольку М. х. должен необходимо содержать четыре соответствующие установки. Его познават. установка определяет, в какие области бытия устремляется энергия художеств, познания (напр., в сферу социальную или биологическую) и как соотносит оно в образе общее и единичное; оценочная установка М. х. определяет характер утверждаемой художником (либо художеств, направлением) системы ценностей (религ. или светской, гражданств, или аполитичной) и тот способ (открыто тенденциозный или скрытый, эмоционально-обнажённый или умозрительный), каким это делается; созидат. установка М. х. определяет принципы преобразования жизненной данности в художеств, образы (сохраняющие правдоподобие или нарушающие её и т. д.) и принципы материального конструирования художеств, формы; наконец, семиотич. установка М. х. определяет способ превращения данной конструкции в систему образных знаков, в особый "художеств, язык". При этом следует иметь в виду, что речь идёт о динамич. системе, к-рая способна менять свои состояния благодаря изменению соотношения составляющих её элементов (напр., в методе критич. реализма на первый план выходит познават. установка и т. п.). Одна из существеннейших особенностей социалистического реализма состоит в уравновешивании всех установок М. х. (принцип единства партийности и правдивости, единства отражения и творческого преображения реальности, единства содержания и формы, поэтич. смысла и художеств, языка), хотя особенности разных видов, родов и жанров иск-ва делают это равновесие подвижным, обеспечивая каждому виду, роду и жанру сохранение и развитие его эстетич. своеобразия в пределах единого М. х.

Лит.: Гельфанд М., 3 о н и н А., К дискуссии о творческом методе, "Печать и революция", 1930, № 4; М а ц а И. Л., Творческий метод и художественное наследство, М., 1933; В спорах о методе. Сб. ст., Л., 1934; Творческий метод. Сб. ст., М., 1960; Днепров В., Проблемы реализма, Л., I960; Реализм и его соотношения с другими творческими методами. [Сб. ст.], М., 1962; Сквозников В. Д., Творческий метод и образ, в кн.: Теория литературы, М., 1962; Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. [Сб. ст.], М., 1964; Лармин О. В., Художественный метод и стиль, М.,1964; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 3 изд., М., 1966; Борев Ю. Б., Эстетика, М., 1969; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Поспелов Г. Н., Проблемы исторического развития литературы, М., 1972.

М. С. Каган.

МЕТОДИЕВ Димитр Христов (р. 11.9. 1922, Гара-Белово, Пазарджикский окр.), болгарский поэт, засл. деят. культуры Болгарии (1969). Чл. Болг. коммунистич. партии с 1944. Род. в крест, семье. Участвовал в Движении Сопротивления. Учился на агрономич. ф-те Софийского ун-та, с 1948 - в Уральском ун-те в Свердловске. В 1954 окончил Лит. ин-т им. М. Горького в Москве. Гл. редактор лит. и обществ.-политич. журн. "Наша Родина" (с 1966). В лит-ру вступил после нар.-демократич. революции 1944 (сб. стихов "На штурм", 1945, и др.). Поэзии М. свойственно сочетание лиризма, высокой гражданственности, партийной страстности: роман в стихах о болг. революц. молодёжи "Димитровское племя" (1951, рус. пер. 1954; пр. им. Г. Димитрова, 1952), сб-ки "Стихотворения" (1961), "О времени и о себе" (1963; пр. им. Г. Димитрова, 1964), "Не из земли" (1965), "Замыкание круга" (1967), "Стихотворения и маленькие поэмы" (1968). Теме Сов. Союза поев, поэма "Страна мечты" (1956), сб. стихов "Песня о России" (1967). Переводчик произв. Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, В.В.Маяковского, А. Т. Твардовского и др.

Соч.: Избрано, С., 1972; в рус. пер.-Солнечное притяжение, М., 1967.

Лит.: Гр п торов Г., Д. Методиев, "Септември", 1969, № 9; Коларов С., С партиен патос и вяра, "Пламък", 1972, № 18. В. И. Злыднев.

МЕТОДИСТЫ (англ, methodists), приверженцы одного из направлений в протестантизме, отделившегося от англиканской церкви. Направление возникло в 18 в. в Англии. Основатели - братья Дж. и Чарлз Уэсли, вокруг которых в 1729 объединился небольшой кружок последователей (первоначально гл. обр. из числа студентов Оксфордского ун-та). Своей целью они считали последовательное, методич. соблюдение предписаний религии (отсюда название- М.). В условиях начавшегося промышленного переворота и возросшей капиталистич. эксплуатации М. развернули широкую кампанию в целях усиления в англ, народе религ. чувства, создавали религ. миссии в рабочих р-нах, проповедуя дух христ. смирения и терпения. В сфере культа и догматики методизм не отличается существенно от англиканства, лишь упрощает его установления (напр., 39 статей англиканского символа веры сведены в методизме к 25). Общины М. состоят из "классов" по 12-20 чел. в каждом, "классы" регулярно собираются для молений, слушания проповедей и т. д. Общины М. подчиняются окружным орг-циям, возглавляемым суперинтендантами (в США суперинтенданту присвоен титул епископа, поэтому амер. методистская церковь наз. епископальной). Высший орган методистской церкви - ежегодная конференция. В 1881 создан Всемирный методистский совет, созывающий 1 раз в 10 лет Всемирные методистские конференции. С 1813 существует Методистское миссионерское об-во. На нач. 70-х гг. 20 в. насчитывалось приблизительно 40 млн. М., более всего в США (где методизм стал распространяться с 60-х гг. 18 в.), а также в Великобритании, в Австрал. Союзе, ЮАР, Канаде, быв. англ, колониях.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЕЧЬ, проходная печь для нагрева металлич. заготовок перед прокаткой, ковкой или штамповкой. В М. п. заготовки, уложенные поперёк печи, передвигают навстречу движению продуктов сгорания топлива; при таком противоточном движении достигается высокая степень использования тепла, подаваемого в печь. Заготовки проходят последовательно 3 теплотехнические зоны: методическую (зону предварит, подогрева), сварочную (зону нагрева) и томильную (зону выравнивания темп-р в заготовке). Сварочная зона может состоять из неск. последовательных зон отопления с дополнит, подводом топлива в каждую зону. Для заготовок небольшого сечения томильная зона не обязательна. М. п. классифицируют по числу зон отопления (2-, 3-, 4-, 5-зон-ные), по способу транспортирования нагреваемых заготовок (голкательные и с подвижными балками), по конструктивным особенностям (с нижним обогревом, с наклонным подом и т. д.)- М. п. отапливают газообразным или жидким топливом с помощью горелок или форсунок, к-рые устанавливают гл. обр. на торцевых стенах сварочной и томильной зон; реже горелки располагают на боковых стенах и своде. В М. п. поддерживают неизменную во времени и переменную по длине печи темп-ру. В сварочной и томильной зонах темп-ра почти постоянна, а в методической -падает к началу печи. Толкательные М. п. для нагрева заготовок толщиной до 120 мм делают с наклонным подом, для нагрева более крупных заготовок -с горизонтальным подом. При нагреве заготовок толщиной св. 120 мм применяют нижний обогрев, в результате чего заготовки нагреваются с двух сторон. Перспективны М. п. с подвижными балками (см. Печь с шагающим подом). В таких печах между заготовками имеется зазор, и они обогреваются с трёх или четырёх сторон, благодаря чему нагрев протекает быстрее и равномернее, уменьшается окисление и обезуглероживание металла. М. п. с подвижными балками-высокомеханизированный агрегат; при ремонтах и остановках печь легко может быть освобождена от заготовок. При эксплуатации таких печей исключены трудоёмкие ручные операции по очистке пода. М. п. обычно имеют рекуператоры для нагрева воздуха или воздуха и газа, а также котлы-утилизаторы. Осн. характеристики М. п. приведены в табл.

Характеристика методических печей



























Макс, размеры рабочего пространства, м




Макс, тепловая мощность





Печь

Длина

Ширина

Макс.

произво-

дитель-

ность

т/ч

Гдж/ч

Гкал/ч





Толкательная с наклонным подом с нижним обогревом
С подвижными балками

22



40


50

13



13


13

180



320


420

460



800


1170

110



190


280




Лит.: Гусовский В. Л., Оркин Л. Г., Т ы м ч а к В. М., Методические печи, М., 1970; Справочник конструктора печей прокатного производства, под ред. В. М. Тымчака, т. 1-2, М., 1970.

В. Л. Гусовский.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОГОНЬ, вид арт. огня, применяемый для поддержания цели (объекта) в подавленном состоянии и изнурения противника. Ведётся из арт. орудий и миномётов между огневыми налётами и самостоятельно. При ведении М. о. устанавливаются кол-во снарядов (мин, патронов) на единицу оружия и темп огня (промежутки времени между очередными выстрелами), к-рый значительно медленнее, чем при огневых налётах.

МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и ... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, М. в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологич. знание выступает в форме как предписаний и норм, в к-рых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная М.), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная М.). В обоих случаях осн. функцией этого знания является внутр. организация и регулирование процесса познания или практич. преобразования какого-то объекта. В совр. лит-ре под М. обычно понимают прежде всего М. науч. познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познават. деятельности. М. науки даёт характеристику компонентов науч. исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения М. являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологич. ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение науч. теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту изучения.

Начатки методологич. знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Др. Египте геометрия выступала в форме методологич. предписаний, к-рые определяли последовательность измерит, процедур при разделе и перераспределении земельных площадей. Спец. разработкой проблемы условий получения знания начинает заниматься др.-греч. философия; наиболее значит, вклад в анализ этой проблемы внёс Аристотель, к-рый рассматривал созданную им логич. систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания. В целом, однако, вплоть до нового времени проблемы М. не занимали самостоят, места в системе знания и включались в контекст натурфилос. или логич. рассуждений.

Родоначальником М. в собств. смысле слова является англ, философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в -"Новом органоне". Для последующего развития М. огромное значение имело также обоснование им индуктивного, эмпирич. подхода к науч. познанию. С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии. Первоначально она целиком совпадает с вопросом об условиях достижения истины, а её обсуждение сильно отягощено натурфилос. представлениями. Опираясь на правильный сам по себе тезис о том, что к истинному знанию ведёт лишь истинный метод, именно этот последний и пытаются сразу отыскать мн. философы нового времени. При этом они полагают, что единственно истинный метод просто скрыт от непосредств. наблюдения и его надо лишь открыть, сделать ясным и общедоступным. Логич. структура метода ещё не является для них проблемой.

Следующий шаг в развитии М. делает франц. мыслитель Р. Декарт: сформулировав проблему познания как проблему отношения субъекта и объекта, он впервые ставит вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредств. отражению реальности; тем самым было положено начало специальн му и систематич. обсуждению процео познания, т. е. вопроса о том, как дост жимо истинное знание - на каких инте лектуальных основаниях и с помощ! каких методов рассуждения. М. начина выступать как фил ос. обоснование пр цесса познания. Др. линия специализ ции М. связана с англ, эмпиризме: прежде всего с учениями Дж. Локи (выдвинувшего сенсуалистич. теори познания) и Д. Юма (обосновавши эмпиризм путём критики теоретич. знат с позиций скептицизма): здесь получ ли свою филос. опору усиленные поим методов опытной науки.

Вплоть до немецкого философ И. Канта, однако, проблемы М. Teci переплетались с теорией познания. Kai впервые обосновал особый статус мет дологического знания, проведя различ. между конститутивными и регуляти ными принципами познания, т. е. меж; объективным содержанием знания и фо мой, при помощи к-рой оно организует в систему. Этим было положено нача. анализу познания как специфич. де тельности со своими особыми форма внутр. организации. Эту линию продо жил И. Фихте, философия к-рого бы; попыткой построить универсальную те рию деятельности, а своей вершин в идеалистич. философии она достиг; в системе Г. Гегеля, по существу пре, ставляющей собой М. рационализирова ной деятельности абсолютного духа производной от неё (по Гегелю) деятел ности человеческого познания. Объекти но важнейший результат, полученнь нем. классич. идеализмом в изучеш проблем М., состоял в подчёркивал роли диалектики как всеобщего мет< да познания и духовной деятельное вообще.

Именно этот результат был удержа и коренным образом переработан на м; териалистич. основе в марксистско-л нинской философии. Создание диалектич. материализма и завершило формирование филос. основ научной М. Возникнув в условиях широкого развития науки когда теоретич. естествознание начало решительно освобождаться от натурфилос. умозрений, и опираясь на конкретн! науч. изучение осн. форм движения м; терии, диалектич. материализм ста философией нового типа - наукой о на) более общих законах развития природь общества и мышления, а в качестве таковой - общей М. науч. исследование Важнейшая особенность марксистско-ленинской М. состоит в том, что она выст; пает орудием не только теоретич. позн; ния, но и революц. преобразования дейс вительности на началах науч. коммуни: ма. В силу этого философия марксизм; ленинизма впервые воплотила идеал во общей М. деятельности общественно ра: витого человека. Органич. соединено научно-теоретич. и практич. направленности позволяет марксизму-ленинизм играть всё возрастающую роль в социальной практике и духовно-культурной жи: ни, выступая в роли универсальной, во общей М.

Для развития науки в 20 в. характере быстрый рост методологич. исследовани и повышение их удельного веса в обще массиве науч. знания. Этот процес имеет своим источником два основание Во-первых, науч. познание осваивает в( более сложные объекты действительности природной и социальной, что ведёт к возрастанию уровня его абстрактности и уменьшению наглядности; в результате этого вопрос о средствах исследования, о принципах подхода к объекту изучения становится одним из центральных и занимает относительно самостоят, место в системе познават. деятельности. Во-вторых, в условиях совр. науч.-технич. революции занятие наукой превращается в массовую профессию, а это требует детализированной регламентации труда исследователей на различных уровнях, чтобы обеспечить стандартную форму представления науч. результата. Оба эти обстоятельства решающим образом стимулировали развитие исследований в области М. как "вглубь", т. е. в сторону всё более обстоятельного раскрытия осн. принципов и форм науч. мышления, гак и "вширь" - в сторону скрупулёзного и спец. конструирования системы средств науч. познания.

В итоге совр. наука располагает мощным арсеналом весьма разнородных средств, предназначенных для решения задач самого различного характера. В свою очередь, это породило новую методологии, ситуацию: приступая к исследованию, совр. науч. работник нередко оказывается перед необходимостью выбора наиболее эффективного методологич. средства (или их совокупности) из нек-рого их набора. Наконец, особый круг проблем М. создаёт чрезвычайно характерное для совр. науч.-технич. развития тесное переплетение элементов науки и практики при решении крупных комплексных проблем (типа космич. проектов, мероприятий по защите среды и т. п.); при этом возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, построив для этого соответствующий предмет изучения (т. е. комплексную, синте-гич. модель объекта), но и объединить в одной системе научно-теоретич. пред-:тавления и решения, получаемые интуи-гивно-практич. путём в условиях принципиальной неполноты и неопределённости информации об объекте.

Т. о., если раньше понятие М. охватывало прежде всего совокупность представлений о филос. основах на уч.-познават. деятельности, то теперь ему соответствует внутренне дифференцированная, достаточно развитая и специализированная эбласть знания. От теории познания, исследующей процесс познават. деятель-аости в целом и прежде всего - его содержат, основания, М. отличает акцент аа средствах познания. От социологии зауки и др. отраслей науковедения М. этлична своей направленностью на внутр. чеханизмы, логику движения и органи-)ации знания. Сущность и специфика М. продолжают оставаться предметом :поров, порождаемых, кроме всего про-iero, отсутствием чётко фиксированного ;татуса у методологич. знания: в иерар-шч. организации науч. знания дело нередко обстоит таким образом, что зна-:гая более высокого уровня абстрактности зыполняют методологич. функции по этношению к более конкретному знанию (напр., кибернетич. представления }б управлении, информации, обратной ;вязи играют роль методологич. постулатов в нейрокибернетике, бионике, при разработке электронно-вычислит. техники иi т. п.). Более того, сама наука в целом галяется в сущности методологич. средст-юм практич. деятельности общества.

В этом проявляется общая диалектика взаимодействия цели и средства деятельности: то, что было целью в одной системе деятельности, становится средством в др. системе. Однако совр. проблемы М. не исчерпываются этим взаимопревращением, т. к. стало реальностью существование знания, специально предназначенного для выполнения методологич. функций.

Разнородность этого знания выражается в наличии нескольких его классификаций. Одним из распространённых является деление (не лишённое нек-рой условности) М. на содержательную и формальную. Первая включает в себя такие проблемы, как структура науч. знания вообще и науч. теории в особенности, законы порождения, функционирования и изменения науч. теорий, понятийный каркас науки и её отд. дисциплин, характеристика схем объяснения, принятых в науке, и их историч. развития (в частности, переход от однозначно-детерминистских схем эпохи механицизма к функциональным, структурным, гене-тич. схемам объяснения, широко распространённым в совр. науке), принципы подхода к объекту изучения (напр., эле-ментаристский и целостный, системный подходы и др.), структура и операциональный состав методов науки, условия и критерии научности, границы применимости конкретных средств М., принципы синтеза различных теоретич. представлений об объекте изучения и т. д. Формальные аспекты М. связаны с анализом языка науки, формальной структурой науч. объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения науч. теорий и условий их логич. истинности, типологии систем знания и т. д. Именно в связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логич. структуре науч. знания и началось развитие М. науки как самостоят, области знания. Существ, вклад в создание этого направления внесли представители неопозитивизма, впервые применившие методы совр. формальной логики к анализу науч. знания. Однако в фил ос.-методологич. истолковании полученных результатов неопозитивистская традиция сильно преувеличила формальный аспект М., игнорировала содержат, сторону и проблему развития знания. Ныне исследования в этой сфере М. непосредственно смыкаются с исследованиями в области логики науки.

Принципиальное значение имеет членение М., основанное на представлении о различных уровнях методологич. анализа. В общем виде различают философскую и специально-науч. М. Что касается первой, то она не существует в виде какого-то особого раздела философии -методологич. функции выполняет вся система филос. знания. Как показывает опыт развития науки, наиболее адекватную филос. базу науч. познания даёт диалектич. и историч. материализм, причём роль М. осуществляют в равной мере диалектика и материализм, а применительно к социальному познанию - диалектич . материализм в единстве с историч. материализмом. Эвристич. роль диалектич. материализма обеспечивается тем, что он ориентирует исследования на раскрытие объективной диалектики, выражая эту последнюю в законах и категориях. Важнейшее методологич. значение имеет также мировоззренч. интерпретация результатов науки, даваемая с позиций диалектики и материализма. Филос. уровень М. реально функционирует не в виде жёсткой системы норм и "рецептов" или технич. приёмов - такая его трактовка неизбежно вела бы к догмати-зации науч. познания,- а в качестве системы предпосылок и ориентиров познават. деятельности. Сюда входят как содержат, предпосылки (мировоззренч. основы науч. мышления, фнлос. "картина мира"), так и формальные (т. е. относящиеся к общим формам науч. мышления, к его исторически определённому категориальному строю). Одной из кардинальных методологич. проблем, возникающих в этой связи, является определение специфики различных сфер познания, в особенности специфики гуманитарного познания в сравнении с естеств.-научным (факт непосредств. участия в первом классовых, партийных установок исследователя, его ценностных ориентации, необходимость учитывать и давать соответствующую интерпретацию сложной структуре целесообразной человеческой деятельности и её результатам и т. д.).

В совр. филос.-методологич. исследованиях раскрыты нек-рые важные механизмы функционирования и развития познания: законы преемств. смены науч. теорий (принцип соответствия), наличие специфической для каждой эпохи развития науки "парадигмы" мышления (т. е. совокупности неявно задаваемых регулятивных принципов), методологич. особенности искусств, языков, применяемых в науке, специфика различных видов науч. объяснения, способы построения науч. теорий (дедуктивный, гипотс-тико-дедуктивный, генетический и др.), характерные черты ряда методологич. направлений совр. познания (системного подхода, структурализма, кибернетич. методов, принципов вероятностного мышления и др.).

С 1950-х гг. в М. науки видное место начинают занимать проблемы порождения и смены систем знания. В частности, англ, логик и философ К. Поппер пытается объяснить этот процесс на основе выдвинутого им принципа фальсификации, т. е. систематического опровержения существующих теорий; амер. специалист по истории науки Т. Кун формулирует концепцию развития науки посредством науч. революций, приводящих к радикальной смене парадигм (предложенный им термин) науч. мышления; в работах англ, математика и философа И. Лака-тоса предлагается идея развития науки на основе выдвижения и реализации определённой последовательности исследовательских программ. Важным аспектом этих и ряда др. исследований является широкая критика неопозитивистских представлений о М. науки и её предмете за узость их исходных предпосылок. В этой связи в работах нек-рых советских и зарубежных специалистов развивается концепция М., основанная на принципе деятельности и стремящаяся представить М. как систематич. теорию науч.-исследовательской деятельности. Разработка этой концепции сопровождается критикой фальсификационизма Поппера (за одностороннее представление процесса развития знания) и концепции Куна (за отрицание им преемственности в развитии познания).

Спец.-науч. М., в свою очередь, членится на неск. уровней: общенауч. методологич. концепции и направления, М. отдельных спец. наук, методика и техника исследования. Со 2-й пол. 20 в. особенно быстрое развитие получил первый из этих уровней, далеко не однородный по своему содержанию. Причинами его возникновения и роста являются универсализация средств познания, облегчаемая этим обобщённая постановка науч. проблем, а также стремление к синтезу, к-рое становится господствующим в стиле мышления совр. науки. К числу общенауч. методологич. концепций и направлений относятся проблемно-содержат. теории, дающие непосредственно описание широкой сферы реальности под определённым углом зрения, т. е. с позиций определённого методологич. принципа (таковы, напр., концепция ноосферы В. И. Вернадского или теоретич. кибернетика); универсальные концептуальные системы (типа общей теории систем Л. Берталан-фи), направленные на выявление универсальных понятий и категорий науч. мышления посредством анализа материала самой науки; методологич. (в узком смысле слова) концепции и дисциплины (такие, как структурализм, структурно-функциональный анализ, системный анализ), выступающие в виде либо дисциплин совр. прикладной математики, либо относительно жёстко организованной совокупности процедур исследования, применимой к широкому кругу явлений, либо сочетающие оба эти момента. Методологич. функции таких концепций и направлений состоят в том, что они дают науч. исследованию либо содержательную ориентацию, способствуя построению новых предметов изучения (такую роль, напр., до сих пор выполняет концепция ноосферы по отношению к проблематике взаимодействия общества и среды), либо эффективный понятийный и математич. аппарат анализа.

В силу общенауч. характера подобных концепций они оказываются достаточно близко связанными с филос. М., хотя отнюдь не совпадают с ней: их функции исчерпываются предметной ориентацией исследования и предоставлением ему специализированного аппарата анализа, тогда как филос. М. непременно включает в себя мировоззренч. интерпретацию оснований исследования и его результатов. Однако эта близость и широкий, общенауч. характер совр. направлений М. приводят к тому, что в них заметное место занимают филос. предпосылки. Напр., одно из важных оснований системного подхода образует определённая трактовка принципа целостности; развитие М. структурализма требует обстоятельного рассмотрения проблемы отношения структуры и истории. Поэтому филос. интерпретация соответствующей М. играет двоякую роль: с одной стороны, она позволяет выявить основания этой М., поставить её в связь с борьбой филос. идей; с др. стороны, развитие новых направлений М. выдвигает и новые филос.-методологич. проблемы, т. е. требует углубления филос. уровня М.

Междисциплинарная природа общенауч. направлений М., их близость к филос. проблематике иногда порождают неоправданную тенденцию к универсализации таких направлений, к возведению их в ранг философских и даже идеологич. концепций. Содержат, основанием такой универсализации является неправомерное отождествление филос. и конкретно-науч. уровней М. и связанная с ним попытка толковать методологич. определения непосредственно как определения всей реальности, а методологич. установки соответствующего направления - как абсолютные цели всякого познания. Подобная универсализация проявилась, в частности, в истории структурализма в гуманитарном познании, она имела место и в нек-рых интерпретациях системного подхода. Конструктивная роль материалистич. диалектики как М. науки состоит, кроме всего прочего, в том, что она показывает несостоятельность таких устремлений, позволяет определить реальные возможности и границы каждой формы конкретно-научной (в т. ч. и общенаучной) М.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; М а р к с К., Нищета философии, там же, т. 4; его же, Экономические рукописи 1857 - 1859 годов, там же, т. 46, ч. 1; Э н-гельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же. Философские тетради, там же, т. 29; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., 1960; Формальная логика и методология науки, М., 1964; Логика научного исследования, М., 1965; Лакатос И., Доказательства и опровержения, пер. с англ., М., 1967; Ш в ы р е в В. С., Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки, М., 1966; Попович М. В., О философском анализе языка науки, К., 1966; Копнин П. В., Логические основы науки, К., 1968; Зиновьев А. А., Основы логической теории научных знаний, М., 1967; Фролов И. Т., Очерки методологии биологического исследования, М., 1965; М а-мардашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1969; Ра китов А. И., Курс лекций по логике науки, М., 1971; философия, методология, наука, М., 1972; Методологические основы научного познания, М., 1972; Штофф В. А., Введение в методологию научного познания, Л., 1972; Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, М., 1973; Popper K.R., The logic of scientific discovery, L., [19591; Boston Studies in the Philosophy of Science, v. 1-8, N. Y.-Dordrecht, [1963-71].

А. Г. Спиркин, Э Г. Юдин.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, см. в ст. Обучение.

МЕТОЛ, сернокислая соль я-м етиламинофенола, бесцветные кристаллы; tna250 °С (с разложением); нерастворим в обычных органич. растворителях; в 100 г воды растворяется 5 г М. (25 °С); в водном растворе посте-
[1613-1.jpg]

пенно окисляется. М. применяют в фотографии в качестве проявителя как самостоятельно, так и в комбинации с др. проявляющими веществами, напр, гидрохиноном. См. Проявители фотографические.

МЕТОЛГИДРОХИНОНОВЫЕ ПРОЯВИТЕЛИ, проявители фотографические, в к-рых в качестве проявляющих веществ применены метол и гидрохинон; см. Проявители фотографические.

МЕТИЛОВЫЕ ПРОЯВИТЕЛИ, проявители фотографические, в к-рых в качестве проявляющего вещества применён метол; см. Проявители фотографические.

МЕТОН (Meton) (p. ок. 460 до н.э.-г. смерти неизв.), древнегреческий астроном и математик. В 433 до н. э. предложил т. н. метонов цикл, положенный в основу др.-греч. календаря. М. построил на гор. площади в Афинах гномоны для наблюдений солнцестояний и высеченные из камня оригинальные переставные календари (паранегмы).

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia, букв.- переименование), 1) троп, основанный на принципе смежности. Как и метафора, М. основана на способности слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи номинативной (обозначающей) функции. Так, во фразе «Я три тарелки съел» (И. А. Крылов) слово «тарелка» обозначает одновременно два явления — кушанье и тарелку. Подобно метафоре, М. представляет собой «наложение» на переносное значение слова его прямого значения — с той лишь разницей, что оба компонента связаны отношениями не сходства, а смежности. Явления, приводимые в связь посредством М. и образующие «предметную пару», могут относиться друг к другу как целое и часть (синекдоха: «Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину?» — Н. В. Гоголь); вещь и материал («Не то на серебре,— на золоте едал» — А. С. Грибоедов); содержимое — содержащее («Трещит затопленная печь» — А. С. Пушкин); носитель свойства и свойство («Смелость города берёт»); творение и творец («Мужик... Белинского и Гоголя с базара понесёт» — Н. А. Некрасов) и др. Художеств, особенности М. зависят от автора, лит. стиля (ср., напр., т. н. мифологич. М. классицистов: «Марс» — война), нац. культуры. 2) Термином «М.» обозначают также употребление слова во вторичном значении, связанном с первичным по принципу смежности; ср. «поступил в продажу хрусталь» и «хрусталь — стекло с содержанием окиси свинца». Для этого явления характерно не переименование, а наименование, смысловая однопланность, отсутствие образного эффекта; его правильнее было бы именовать метонимизацией. В. И. Корольков.

МЕТОНОВ ЦИКЛ, промежуток времени в 6940 суток, служащий для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре. Предложен в 433 до н. э. афинским учёным Метаном и лёг в основу др.-греч. календаря. М. ц. связан с приближённым (с точностью до неск. часов) равенством: 19 тропич. лет = 235 синодическим месяцам. Содержал 12 лет по 12 месяцев и 7 лет по 13 месяцев (со вставным месяцем). 125 месяцев были «полными» — по 30 суток, а остальные 110 «пустыми» — по 29 суток. М. ц. использовался также в еврейском и др.-христ. календарях.

МЕТОПИЗМ (от греч. metopon - расстояние между глазами, лоб) в антропологии, сохранение у взрослого человека эмбрионального шва, разделяющего чешую лобной кости на правую и левую половину (обычно этот шов зарастает в конце второго года жизни).
Лит.: Урысон М. И., Метопизм у человека, «Советская антропология», 1959, т. 3, № 1.

МЕТОПЫ (греч., ед. ч. metope), прямоугольные, обычно почти квадратные плиты, к-рые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера (см. также Ордер архитектурный). М. иногда украшались высокими рельефами, реже живописью. Первоначально (в период, предшествовавший развитию кам. архитектуры) в Др. Греции М. называли промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.

Лит.: К abler H., Das griechische Metopenbild, Munch., 1949.

МЕТОРИЗИС (от греч. methorizo -определяю границы) (биол.), вытеснение одного зачатка органа животного другим в процессе зародышевого развития. Если орган развивается из неск. зачатков, то при М. их границы перемещаются и один б. или м. замещает другой. Так, у большинства ракообразных большая часть кишечника развивается из энтодермы, а у равноногих и десятиногих раков-из эктодермы. Термин "М." предложил рус. зоолог В. М. Шимкевич (1908).

МЕТР (франц. metre, от греч. metron -мера), 1) единица длины метрической системы мер и Международной системы единиц. Обозначения: русское м, меж-дунар. т. 2) Мера длины, воспроизводящая единицу длины - М.

Согласно первому определению, принятому во Франции в 1791, М. был равен 1-10~7 части четверти длины парижского меридиана (см. Метрическая система мер). Размер М. был определён на основе геодезических и астрономических измерений Ж. Деламбра и П. Мешена. Первый эталон М. был изготовлен французским мастером Ленуаром под рук. Ж. Борда (1799) в виде концевой меры длины - платиновой линейки шир. ок. 25 мм, толщиной ок. 4 мм, с расстоянием между концами, равным принятой единице длины. Он получил наименование "метр архива" или "архивный метр" (по месту хранения). Однако, как оказалось, определённый т. о. М. не мог быть вновь точно воспроизведён из-за отсутствия точных данных о фигуре Земли и значит, погрешностей геодезич. измерений.

В 1872 Междунар. метрич. комиссия приняла решение об отказе от "естественных" эталонов длины и о принятии .архивного М. в качестве исходной меры длины. По нему был изготовлен 31 эталон в виде штриховой меры длины -бруса из сплава Pt (90% ) - Ir (10% ). Поперечное сечение эталона имеет форму X (рис. 1), придающую ему необходимую прочность на изгиб. Вблизи концов нейтральной плоскости эталона (ab, рис. 1) нанесено по 3 штриха. Расстояние между осями средних штрихов определяет при О °С длину М. Эталон № 6 оказался в пределах погрешности измерений равным архивному М. Постановлением 1-й Генеральной конференции по мерам и весам этот эталон, получивший обозначение, был принят в качестве междунар. прототипа М.

Прототип М. и две его контрольные копии хранятся в Севре (Франция) в Междунар. бюро мер и весов. Во Всесоюзном н.-и. ин-те им. Д. И. Менделеева (ВНИИМ) в Ленинграде хранятся две копии (№ 11 и 28) Междунар. прототипа М. При введении метрич. системы мер в СССР (1918) гос. эталоном М. была признана копия № 28. Междунар. прототип М., погрешность к-рого 1 • 10~7, и нац. прототипы обеспечивали поддержание единства и точности измерений на необходимом для науки и техники уровне в течение десятков лет.

Рис. 1. а - поперечное сечение эталона метра, б -штрихи на нейтральной плоскости аЬ эталона метра; расстояние между осями средних штрихов принимается за 1 м.

Однако рост требований к точности линейных измерений и необходимость создания воспроизводимого эталона М. стимулировали исследования по определению М. через длину световой волны. 11-я Генеральная конференция по мерам и весам (1960) приняла новое определение М., положенное в основу Междунар. системы единиц (СИ): "М.- длина, равная 1650763,73 длины волны в вакууме излучения, соответствующего переходу между уровнями 2р10 и 5ds атома криптона 86". Для обеспечения высокой точности воспроизведения М. в междунар. спецификации строго оговорены условия воспроизведения первичного эталонного излучения. Монохроматич. излучение, соответствующее оранжевой линии криптона, создаётся спец. лампой (рис. 2), заполненной газообразным 86Кг. Свечение газа возбуждается генератором высокой частоты 100-200 Мгц, во время работы лампу охлаждают до темп-ры тройной точки азота (63К). В этих условиях ширина оранжевой линии 86 Кг не превышает 0,013-0,016 сл~' (в волновых числах). Лампа устанавливается перед интерферометром, на к-ром измеряют концевые или штриховые меры в длинах световых волн. Во ВНИИМе создан эталонный интерферометр, позволяющий измерять меры длины до 1000 мм со средним квадратическим отклонением 3'10~8. Измерение длины прототипа № 28 на эталонном интерферометре показало, что он больше М. (по определению 1960) на 0,22 мкм.

Лит.: Исаков Л. Д., На все времена, для всех народов, П., 1923; Бари-нов В. А., Современное состояние эталонов длины и методы точного измерения длины, Л., 1941; Батарчукова Н. Р., Новое определение метра, М., 1964; Исследования в области линейных измерений, М.- Л., 1965-68 [Тр. Метрологических ин-тов СССР, в. 78(138). в. 101(151)]; Б р ж е-з и иск и и М. Л., Ефремов Ю. П., Каяк Л. К., Внедрение нового определения метра в практику линейных измерений, "Измерительная техника", 1970, № 9.

Л. К. Каяк.

Рис. 2. Схема изотопной лампы с 86Кг и сосуда для охлаждения её стенок до 63К: 1 -баллон лампы: 2-катод лампы; 3 -капилляр, в к-ром происходит свечение; 4 - сосуд Дьюара; 5 - герметически закрывающаяся металлическая камера; 6 - термопара для контроля темп-ры; 7 - манометр.

МЕТР, 1)М. встихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмич. упорядоченность, в соответствии с к-рой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на специфически стиховые метрич. единицы - стопы, стихи, строфы и т. п. Как схема (эталон) или совокупность правил такого деления, М. охватывает лишь обязательные для каждой из этих единиц ритмич. признаки. В различных системах стихосложения такими признаками служат: определённая последовательность долгих и кратких слогов (метрическое стихосложение), число слогов (силлабическое стихосложение), число ударений (тоническое стихосложение), правильное чередование ударных и неударных слогов (силлабо-тоническое стихосложение) и др. В каждой системе возможны различные схемы построения стиха - частные М., или размеры (гекзаметр, 4-стопный ямб и т. п.).

Можно выделить два осн. типа лит. стиховых систем: в одном М. регулирует длительности, в другом - акцентуацию. Первый - квантитативный (количественный) - тип сложился на стадии слитности поэзии и музыки; к нему принадлежат стихосложения античное, индийское, арабское (аруз) и др. М. выступает здесь в своей первичной функции, подчиняя речь и музыку обще-эстетич. принципу меры, выраженному в соразмерности временных величин. Правила стихосложения сводятся к вписыванию слов в пропорции этих величин и учитывают только различия слогов по длительности, не считаясь со словесными ударениями и смысловыми границами. В антич. стихе М. полностью подчинял себе ритм (движение, "течение" языкового материала); ритмич. акцентуация (природа к-рой не вполне ясна) была связана не с речевыми акцентами, а с делением метрич. единиц на 2 части (восходящую и нисходящую, арсис и тезис) и относилась к собственно муз. стороне стиха. Метрика (теория стихотворных размеров) первоначально входила в теорию музыки и лишь в эллини-стич. эпоху была выделена из неё и включена в грамматику.

Когда на рубеже античности и ср. веков появились стихи, осн. не на длительности, а на числе слогов, ударениях и рифме, эти чисто речевые стихи получили название "ритмов", в отличие от "М.", сочинённых по старым правилам, утратившим смысл вследствие отделения стиха от музыки.

Ср.-век. лат. ритмы принадлежат ко второму типу стиховых систем - акцентному, или квалитативному (качественному), достигшему полного развития в поэзии на новых европ. языках и охватывающему системы силлабич., силлабо-тонич. и тоническую. Стихи этого типа также отличаются от прозы заданной упорядоченностью, на к-рую перенесено антич. название "М." (термин встречается уже у Гильома де Магио, 14 в.), или "размер", хотя он связан не с измерением времени, а со счётом чисто речевых элементов. Осн. метрич. единица - стих (строка). Гл. признак стиховой речи - паузы, графически обозначаемые делением на строки (и строфы); о том, что именно эта система пауз определяет стих, свидетельствуют свободные стихи, в к-рых всё отличие от прозы выражается графич. делением на строки, создающим "установку на М.", и паузы, не зависящие от синтаксиса. Стих, вопреки буквальному зна чёнию слова "стихосложение", не складывается из временных отрезков, соеди нённых в стопы, а представляет собок целое, лишь для метрич. счёта разделяемое на части. Термин дольники, обозначающий стихи с постоянным числом ударений и переменным числом неударных слогов, можно было бы распространить и на др. системы акцентного типа: в силлабич. стихах долей является каждый слог, в силлабо-тонич. стихах -стопа (силлабо-тонич. стопы, в отличие от квантитативных, должны рассматриваться как счётные доли, а не слагаемые). Повторяемость становится осн. средством выявления М., тогда как в квантитативном М. равенство есть лишь частный случай соразмерности. Акцентные метрич. схемы гораздо беднее и однообразнее квантитативных; роль их заключается не в создании муз, размеренности, отличающей стих от обычной неупорядоч. речи, а в подчёркивании речевого ритма ударений и пауз и усилении его эмоционального воздействия. Под ритмом такого стиха обычно подразумевают свободные элементы, вносящие разнообразие в схему М.: в силлабич. стихе таково распределение ударений, в рус. силлабо-тонич. стихе - реальная акцентуация строки, в отличие от метрической, и т. д. Этот ритм не должен рассматриваться как "отступления от М.", т. к. ритмич. варианты не выходят за пределы инвариантной схемы М. и не воспринимаются как нарушения нормы. Подлинными ритмич. -"диссонансами" являются лишь несовпадения стиховых границ с синтаксическими - переносы (enjambements), создающие противоречия между двумя системами пауз.

2)М.в музыке - система организации муз. ритма. Пока музыка, подобно античной, была слита со стихом, муз. М. совпадал с М. стиха. Благодаря подразделению слогов на долгие и краткие текст мог служить "мерой" муз. ритма и позволял в вокальной музыке обходиться без обозначений длительности (хотя в др.-греч. нотации они уже были). Параллельно с отделением стиха от музыки в нач. ср. веков возникает своего рода "муз. проза" - григорианский хорал, свободный ритм к-рого не связан определённым предустановленным порядком. Размеренность в музыке вновь появляется в связи с поэзией трубадуров и труверов и в кон. 12 в. проникает в церк. музыку, где мензуральная (размеренная) музыка противопоставляется неразмеренному григорианскому пению. Подобно античной, мензуральная ритмика строилась на временных соотношениях; она должна быть отнесена к время-измеряющему (квантитативному) типу. В ранней мензуральной ("модальной") ритмике господствует повторение "модусов" - определённых последовательностей долгих и кратких звуков, сходных с антич. стопами (см. Мензуральная нотация). С 14 в. последовательность длительностей становится свободной, размеренность выражается в наличии единицы измерения - мензуры или отмечаемого ударами руки "такта". Увеличение "такта" и деление его более слабыми ударениями создаёт в нач. 17 в. такт в совр. смысле, где чередование сильных (тяжёлых) и слабых (лёгких) долей упорядочивает ритм, подобно М. в стихах. Из теории стиха антич. термин в 19 в. вновь входит в теорию музыки.

Такт - специфически муз. М. эпохи самостоятельного существования музыки, отделившейся от смежных иск-в. Его нет (вопреки распространённому заблуждению) в антич. и ср.-век. музыке, в архаичных формах фольклора и т. п. Как и специфически стиховой М., он строится не на временных, а на акцентных соотношениях, но более сложных, чем противопоставление сильных и слабых слогов: начало каждой доли - сильный момент по отношению к её подразделениям, простые 2- и 3-дольные такты объединяются более сильными ударениями в сложные такты, состоящие из равных частей, напр. 4- и 6-дольные, и в смешанные, состоящие из неравных частей, напр. 5-и 7-долыгые. Такая градация может восприниматься независимо от длительности межударных промежутков. Тактовые доли, условно принимаемые за равные (в отличие от неравных частей антич. стоп и мензуральных модусов), в муз. исполнении растягиваются и сжимаются в самых широких пределах (нотные длительности указывают специфически музыкальное "время", часто не совпадающее с реальным). Осн. отличие такта от всех видов стихового М.-непрерывность; обозначение размера в виде дроби (4/4, 6/8, 3/2 и т. д.) указывает только акцентную схему (число долей и их величину относительно целой ноты), но не границы "строк" (их начало с опорной или неопорной доли) и их величину (на что указывает размер стиха, напр, "четырёхстопный ямб"). Отсутствие метрич. пауз, разделяющих стихи, исключает возможность enjambements в музыке, но "ритмич. диссонансы" создаются противоречиями между реальной и метрич. акцентуацией - синкопами, невозможными в стихах, где метрич. опоры не могут быть реализованы в аккомпанементе. Эта реализация в музыке необязательна, такт может превратиться в "воображаемый ритмич. аккомпанемент", поддержанный инерцией, и даже в чисто графич. указание автора исполнителю. В таких графич. тактах (встречающихся у Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа и др.) обозначающая сильное время тактовая черта указывает не реальный акцент, а его нормальное положение и тем самым нормальный или смещённый характер. Эта функция тактовой черты сохраняется и в "свободных тактах" без единообразной схемы и обозначения размера (напр., в нек-рых поздних романсах С. В. Рахманинова), к-рые отличаются от отбрасывающего тактовое деление свободного ритма ("senza misura" - "без М.") возможностью синкопич. смещений акцентуации.

Принципиальные различия между стиховым и муз. акцентными М. исключают прямую связь между ними в вокальной музыке нового времени. Вместе с тем ряд общих черт отличает их от музыкально-стихового квантитативного М.

Лит.: Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888; Т о-машевский Б. В., Русское стихосложение. Метрика, П., 1923; его же. Стих и язык, М.- Л., 1959; Жирмунский В. М., Введение в метрику. Теория стиха, Л., 1925; Ти мо ф е е в Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Холшевни-ков В. Е., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд.. Л., 1972; X а р л а п М.Г., О стихе, М., 1966; RossbachA., W е s t р h a I R., Griechische Metrik, 3 Aufl., Lpz., 1889; S а г a n F., Deutsche Verslehre, Munch., 1907; G г о о t A. W. de, Le metre et le rythme du vers, "Journal de psychologic", 1933, Jsfe 1-4; VerweyA., Rhythmus und Metrum, Halle, 1934; Сокальский П. П., Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в её строении мелодическом и ритмическом и отличия её от основ современной гармонической музыки. Харьков, 1888,ч. 2—Ритмическое строение; Холопова В.Н., Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века, М., 1971; Харлап М. Г., Ритмика Бетховена, в сб.: Бетховен, в. 1, М., 1971; Riemann H., System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; S а с h s C., Rhuthm and tempo. A study in music history, N. Y., 1953. М.Г. Харлап.

МЕТР (от греч. metron - мера, metreo - измеряю), часть сложных слов, означающих: 1) измерит, прибор (напр., барометр, термометр); 2) меру длины в метрич. системе (напр., километр, сантиметр).

МЕТР ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ, квота избирательная, в избирательном праве количество голосов, необходимое для избрания одного депутата в данном избирательном округе. Применяется обычно при пропорциональной системе представительства и при наличии крупных избират. округов, от к-рых избирается неск. депутатов. Рассчитывается путём деления общего числа поданных и признанных действительными голосов на число мест, подлежащих замещению в данном округе. После распределения мандатов согласно М. и. оставшиеся голоса распределяются различными способами: по системе наибольшего остатка, по системе наибольшего среднего (система Хондта), по системе «единственного передаваемого голоса» (система Хэра) и т. п.

МЕТРЕВЕЛИ Александр Ираклиевич (р. 2.11.1944, Тбилиси), советский спортсмен-теннисист, засл. мастер спорта (1966), журналист. Чемпион СССР (17 раз в 1966—73), Европы (9 раз в 1967—73) в разных разрядах, в 1967—72 неоднократный победитель открытых первенств Азии, АРЕ, Индии, ряда штатов Австралийского Союза.

МЕТРИКА (греч. metrike, от metron — мера, размер), 1) совокупность законов строения стиха; то же, что стихосложение. 2) Наука о законах строения стиха; то же, что стиховедение. Преим. термин «М.» применяется к ранним эпохам изучения стиха — тем, в к-рые стихосложение понималось как свод нормативных правил (античная, арабская, индийская М.). 3) Иногда под М. понимается лишь один из разделов стиховедения — учение о строении стихотворной строки (наряду с эвфоникой — учением о сочетании звуков, строфикой — учением о сочетании строк); в таком случае обычно используется выражение -«метрика и ритмика» без точного разграничения этих понятий (см. Метр).
Лит. см. при ст. Стихосложение.

МЕТРИКА в музыке, с сер. 19 в. учение о метре.

МЕТРИКА, математический термин, обозначающий правило определения того или иного расстояния между любыми двумя точками (элементами) данного множества А. При этом расстоянием р (а, b) между точками а и о множества А наз. вещественная числовая функция, удовлетворяющая следующим условиям:
1) р (а, b) >= 0, причём р (а, b) = 0 тогда и только тогда, когда а = b;
2) р (а, b) = р (b, а); 3) р (а, b) + + р (b, с) >= р (а, с). На одном и том же множестве М. может вводиться различным образом. Напр., на плоскости за расстояние между точками а и b, имеющими координаты (xi, хi) и (х2, у2} соответственно, можно принять не только обычное евклидово расстояние
[1613-2.jpg]

В векторных пространствах (функциональных и координатных) М. часто задаются нормы, иногда - с помощью скалярного произведения. В дифференциальной геометрии М. вводится путём задания элемента длины дуги при помощи дифференциальной квадратичной формы (см. Римановы геометрии). Множество с введённой на нём М. наз. метрическим пространством.

Иногда под М. понимают правило определения не только расстояний, но и углов; напр., проективная метрика.

В. И. Соболев.

МЕТРИКА, принятое в обиходе название свидетельства о рождении.

МЕТРИКА ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ, определяет геометрические свойства четырёхмерного пространства-времени (объединяющего физич. трёхмерное пространство и время) в относительности теории. М. п.-в. характеризуется инвариантной (не зависящей от системы отсчёта) величиной - квадратом четырёхмерного интервала, определяющим пространственно-временную связь (квадрат "расстояния") между двумя бесконечно близкими событиями,
[1613-3.jpg]

Здесь dx1, dx2, dx3 - разности пространств, координат событий, dx° = cdt, где dt - разность времён этих событий, с - скорость света, а дш -