загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

а, Любовь ("Пиковая дама", "Мазепа" Чайковского), Любава, Кащеевна, Ткачиха, Весна, Ганна ("Садко", "Кащей Бессмертный", "Сказка о царе Салтане", "Снегурочка", "Майская ночь" Римского-Корсакова), Кончаковна ("Князь Игорь" Бородина), Марина ("Борис Годунов" Мусоргского), Амнерис ("Аида" Верди), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Клариче ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева) и др. Тонкой музыкальностью, задушевностью, верным ощущением нац. характера музыки, стиля и эпохи произведения было отмечено исполнение ею русских романсов, русских и неаполитанских песен, а также песен сов. композиторов. Гос. пр. СССР (1943). Награждена орденом Ленина и 2 др. орденами.

Соч.: Певец любви и правды, "Советская музыка", 1954, МЬ 6; Дорогие сердцу образы, там же, 1958, № 6; С юных лет (Автобиография), "Театральная жизнь", 1961, № 24; Из автобиографических записей, "Советская музыка", 1962, № 1; Из воспоминаний, "Советская музыка", 1966, № 3.

Лит.: Н. А. Обухова, М., 1953; А д ж е м о в К., Н. А. Обухова, "Советская музыка", 1961, № 3; Волков Н., Обухова, "Театр", 1961, № 12; Надежда Андреевна Обухова. Воспоминания, статьи, материалы, М., 1970; Поляновский Г., Мои встречи с Н. А. Обуховой, М., 1971.

ОБУХОВО, посёлок гор. типа в Ногинском р-не Московской обл. РСФСР. Расположен на р. Клязьме (приток Оки), в 11 км от ст. Ногинск (на ж.-д. ветке от линии Москва - Владимир). Коврово-суконный комбинат.

"ОБУХОВСКАЯ ОБОРОНА" 1901, забастовка рабочих Обуховского з-да (ныне "Большевик") в Петербурге. В 1901 на з-де вели революц. пропаганду ок. 20 с.-д. кружков (А. Шотман, С. Малышев, А. Манн, Н. Юников и др.), к-рые охватывали ок. 100-250 чел., а также неск. кружков с эсеровским уклоном. 1 мая началась забастовка 14 предприятий Выборгской стороны, а затем и Невской заставы. Руководители кружков, используя возмущение рабочих увольнением 26 чел., не вышедших (в числе 1-1,5 тыс. чел.) 1 мая на работу, призвали к забастовке.

7 мая неск. тыс. рабочих, собравшихся около з-да, потребовали внесения 1 мая в табель праздников, освобождения арестованных, восстановления уволенных, введения 8-часового рабочего дня, отмены сверхурочных, ночных и праздничных работ, увольнения ряда административных лиц, узаконения института депутатов, повышения заработка и др.

8 этот день произошло столкновение рабочих с полицией. "О. о." возглавили рабочие з-да А. Гаврилов и А. Ермаков. Атаки конной полиции были отбиты, но вскоре сопротивление рабочих, вооружённых лишь камнями, было сломлено, неск. рабочих убитой ранено. Часть бастовавших была отдана под суд. 8 мая в поддержку обуховцев забастовали рабочие др. з-дов Петербурга. Выступление обуховцев свидетельствовало о возможности уличной борьбы с полицией и войсками, о возросшей сознательности и организованности рабочих, об их высоком чувстве пролетарской солидарности.

Междунар. социалистич. конференция в Брюсселе 30 дек. 1901 в спец. резолюции приветствовала обуховцев и осудила применение против них оружия.

Лит.: Ленин В. И., Новое побоище, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5; История рабочих Ленинграда, т. 1, 1703 - февраль 1917, Л., 1972, с. 231-47. Ю. И. Кирьянов.

ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА, устройство, к-рое позволяет реализовать определённую схему обучающей программы. При помощи О. м. учащиеся усваивают факты (напр., матем. формулы, правила письма, принципы решения проблемы и т. п.) и приобретают практич. навыки (умение, мастерство, способность к ориентации в сложных ситуациях). См. ст. Технические средства обучения.

ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА, полное описание процесса программированного обучения, содержащее точные указания как о дозировании - делении на части (порции)-учебного материала и о последовательности его изложения (чтения по учебнику), так и о порядке (правилах) перехода от одной порции к другой. Усвоение учащимися материала проверяется серией контрольных вопросов, предлагаемых им либо в конце каждой порции материала, либо периодически в процессе его изучения (причём от правильности ответа зависит переход к следующей дозе материала).

Наиболее широко известны линейные и разветвлённые программы (рис.). Линейной наз. такая О. п., в к-рой все учащиеся знакомятся с каждой порцией материала в одинаковой последовательности; ответ может быть дан либо выбором одного из предлагаемых вариантов, либо путём активного составления самостоятельного ответа. Самостоятельное составление ответов в процессе обучения или запоминания даёт лучшие результаты, чем простой выбор из двух или неск. готовых предложенных ответов, каждый из к-рых выглядит весьма правдоподобно, но может привести к ненужному запоминанию неправильных положений. Для линейных О. п. характерен короткий "шаг", т. е. небольшой объём каждой новой порции материала, что Облегчает учащимся составление (выбор) правильного ответа и. следовательно, ускоряет процесс обучения.

Схемы обучающих программ: а - линейная с конструктивными ответами, б - линейная с множественным выбором; в - разветвлённая; 1, 2, 3, ... - порции учебного материала; стрелки обозначают переход к следующей порции при правильном ответе либо возврат к исходному материалу в случае неправильного ответа.

В разветвлённой О. п. ответ используется гл. обр. для того, чтобы вести обучающегося дальше по одному из разветвлений программы. Каждый ответ используется для выявления возможностей пути, выбранного учащимся, и определения, что делать дальше. Разветвлённая программа допускает и неправильные ответы, не мешающие достижению правильного результата, поскольку они могут быть исправлены прежде, чем учащийся пойдёт дальше. Разветвлённая О. п. может быть использована для объяснения учащемуся, в чём ошибочность его ответов, позволяет выявить учащихся, к-рые не поняли ничего из пройденного курса, и отослать их к самому началу объяснения, даёт возможность учащемуся с хорошей подготовкой пройти курс быстрее других, может быть использована для того, чтобы дать самому учащемуся возможность выбрать степень глубины изучения материала.

Применяются и др. виды О. п., напр, комбинированные, в к-рых линейные программы в определ. пунктах переходят в разветвлённые для того, чтобы успевающий ученик мог избежать порядка следования, в котором нуждается отстающий.

Лит. см. при ст. Программированное обучение.

ОБУЧАЮЩАЯСЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, обучаемая машина, самоприспосабливающаяся система, алгоритм управления к-рой изменяется в соответствии с оценкой результатов управления так, что с течением времени она улучшает свои характеристики и качество функционирования (см. Автоматическое управление). Проектирование и построение технич. систем возможно только на основе начальной априорной информации о характере процессов, протекающих в системе, и условиях, сопровождающих работу системы и оказывающих на неё возмущающее воздействие. Когда имеется полная начальная априорная информация, можно достаточно точно определить такие значения характеристик проектируемой системы, к-рые обеспечивают заданное качество её функционирования; в этом случае нет необходимости в её обучении. При отсутствии полной начальной информации единственной возможностью создания системы с заданным качеством функционирования является использование при её разработке принципа обучения.

Обучение - процесс многократных воздействий на систему и корректирования её реакций на эти воздействия. Внешняя корректировка, или, как её ещё называют, "поощрение" и "наказание", осуществляется "учителем", к-рому известна желаемая реакция на определённые воздействия. "Учителем" может быть либо человек - оператор, либо автомат. Именно на основе обработки контрольной (апостериорной) информации происходит восполнение недостающей начальной информации. Если обучение осуществляется без внешнего обучающего устройства, то подобная система называется самообучающейся.

Обучение осуществляется с помощью алгоритмов, к-рые в зависимости от того, является ли О. а. с. дискретной или непрерывной, представляют собой систему стохастич. разностных либо стохастич. дифференциальных уравнений. Алгоритмы обучения реализуются средствами вычислит, техники - цифровыми либо аналоговыми вычислит, машинами (в частности, электроинтеграторами) либо, наконец, гибридными вычислит, системами. По мере обучения О. а. с. накапливает опыт, на основе к-рого постепенно вырабатывается требуемая реакция системы на внешние воздействия; О. а. с. - асимптотически оптимальная система, т. к. оптимальная реакция системы на внешние возмущения достигается не сразу, а с течением времени, в результате обучения. Наиболее полно исследованы О. а. с. распознавания образов, идентификации, фильтрации и управления.

В О. а. с. распознавания образов до начала их функционирования всё множество подлежащих опознанию объектов подразделяется на классы в соответствии с избранным принципом классификации. После этого составляется словарь признаков распознаваемых объектов и создаются технич. средства для определения этих признаков. Если объём начальной априорной информации достаточен для того, чтобы произвести описание классов на языке признаков, то можно построить систему распознавания без обучения. Если же объём первонач. информации недостаточен для описания классов либо такое описание по нек-рым причинам составить неудобно, то система распознавания образов может быть сформирована с помощью обучения. О. а. с. до начала функционирования в качестве распознающей системы работает с "учителем", к-рый предъявляет системе обучающие объекты всех выделенных классов и указывает, к каким именно классам они принадлежат. Затем учитель "экзаменует" систему, корректируя её ответы до тех пор, пока ср. количество ошибок не снизится до желаемого уровня. В результате обучения начальная априорная информация пополняется, что и обеспечивает О. а. с. распознавания возможность описывать классы с помощью избранного словаря признаков. При этом, чем точнее удаётся восстановить описание классов на языке словаря признаков, тем качественнее работает система и тем реже она допускает ошибки при распознавании неизвестных объектов или явлений (см. также Распознавание образов).

Структурная схема автоматической обучающейся системы управления: Аь Аг - устройство управления; В - управляемый объект; С - вычислительное устройство; хвх- задающее воздействие; и - управляющее воздействие; z - возмущение; X - управляемая величина; R - критерий оптимальности; F1,..., Fm - функционалы; у - корректирующее воздействие.

О. а. с. фильтрации предназначены для отделения полезного сигнала от помех, что необходимо, в частности, в радиолокации и при дальней радиосвязи. В условиях полной априорной информации о входных воздействиях (полезном сигнале и помехах) можно построить систему фильтрации, обеспечивающую экстремальное значение соответствующему критерию оптимальности, характеризующему работу системы. Однако в условиях недостаточности априорной информации обучение - единственный путь построения оптимальной системы фильтрации. В процессе обучения изменяются параметры системы фильтрации, а иногда даже её структура, в результате чего критерий оптимальности асимптотически приближается к своему экстремальному значению.

О. а. с. управления могут применяться на летательных аппаратах, в технологич. агрегатах и др. Структурная схема типовой системы автоматич. управления, в к-рой на основе обучения реализуется оптимальный (в определённом смысле) процесс управления, представлена на рис. Положим, цель управления состоит в том, чтобы обеспечить наименьшее значение нек-рой величины (функционала) R, зависящей в общем случае от функций задающего хвх (t) и управляющего и (t), воздействий и от управляемой величины х (t), т. е.
R[xвx(t), X(t), и(t)] = Rmin (1)
Эта цель должна быть достигнута при наличии определённых ограничений, состоящих в том, что нек-рые величины (функционалы) Fi, где i = = 1,2,..., т, не должны превосходить установленных для них значений, т. е.
Fi[xхв(t),x(t),u(t),z(t)]<=Fi* , (2)
где Г (t) - возмущение, воздействующее на объект управления. Положим, кроме того, что полная априорная информация относительно z (t) и xхв (t) отсутствует, т. к. в противном случае задача построения оптимальной системы управления может быть, в принципе, решена без обучения. В рассматриваемой системе осн. часть управляющего устройства A1 имеет алгоритм управления, способный изменяться в широком диапазоне, а др. часть - A2 может воздействовать на A1, перестраивая его алгоритм. Основываясь на цели управления, устройство A2 с помощью алгоритмов обучения и по мере накопления опыта, к-рый определяется совокупностью реакций устройства A1на возможные изменения режимов работы объекта В, вырабатывает воздействия у* (t), к-рые всё более и более приближаются к требуемым значениям. Требуемыми являются такие значения у (t), к-рые в соответствии с полученными в вычислит, устройстве С значениями критерия оптимальности R (при ограничениях Fi*) перестраивают алгоритм работы A1 т. о., что выполняются условия (1) и (2). Рассмотренная О. а. с. управления является асимптотически оптимальной.

Лит.: Фельдбаум А. А., Процессы обучения людей и автоматов, в сб.: Кибернетика, мышление, жизнь, М., 1964; Н и л ь с о н Н. Д ж., Обучающиеся машины, пер. с англ., М., 1967; Ц ы п к и н Я. 3., Адаптация и обучение в автоматических системах, М., 1968; его же, Основы теории обучающихся систем, М., 1970; Горелик А. Л., С к р и п к и н В. А., Некоторые вопросы построения систем распознавания объектов и явлений, М., 1974. А. Л. Горелик.
ОБУЧЕНИЕ, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе О. реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования - О. в уч. заведениях различного типа, однако О. осуществляется не только в учебно-воспитат. заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и др. сферах. Помимо специально организуемого О., проводимого в определённом режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием.

Марксистско-ленинская теория О. принципиально отличается от педоцентрич. бурж. теорий, проповедующих аполитичность О., независимость от классовой структуры общества. В классовом обществе О. носит классовый характер и имеет целью формирование у членов общества определённой системы политич., философских, правовых, нравственных, этич. взглядов, воспроизводство человека как элемента социально-экономич. структуры, в первую очередь как элемента производительных сил, обладающего необходимыми физич., интеллектуальными и производственными качествами. В капиталистич. обществе существует противоречие между потребностями капиталистич. производства в хорошо подготовленных кадрах и стремлением господствующих классов по идеологич. мотивам ограничить общеобразовательный уровень трудящихся. В условиях социализма такого противоречия нет. В СССР и др. социалистических странах О. способствует решению важнейших проблем коммунистического строительства - созданию материально-технической базы коммунизма, становлению коммунистических общественных отношений, воспитанию нового человека, всестороннему развитию его физических, духовных и нравственных сил.

Содержание и характер О. определяются уровнем материального и культурного развития общества, в к-ром оно осуществляется. В первобытном обществе О. не отделялось от повседневной деятельности людей, было неорганизованным. Появление и распространение письменности позволило фиксировать накопленные знания, не относящиеся к непосредственной деятельности. Появилась необходимость в организованном О. и открытии спец. учреждений - школ, к-рые должны были передавать знания, умения подрастающему поколению, подготавливая его на этой основе к деятельности, к жизни. Цели, содержание О., его организация и методы на всех этапах развития человеч. общества изменялись в зависимости от характера общественных отношений, актуальных требований к общему образованию и профессиональной подготовке людей, от пед. идей о самом О. (см. Педагогика).

В условиях совр. научно-технич. прогресса возникла необходимость в разработке содержания, форм, методов и средств О., соответствующих новым социальным требованиям, а также возможностям и потребностям уч-ся. Выполнение этих требований нашло отражение в организации О.: а) устанавливаются тесные связи между различными формами и стаднями О. (человек должен учиться в течение всей жизни - т. н. перманентное О.); б) всё большее значение получает общее политехнич. образование, профессиональная специализация осуществляется на базе более широкого общего образования; в) в содержании О. значительно увеличен удельный вес теоретич. материала, соответствующего последним достижениям науки; г) усиливается внимание к развивающей стороне О., совершенствованию познавательных сил и способностей уч-ся; д) расширяется использование средств массовой коммуникации - радио, телевидения, кино, периодич. печати, а также различных форм самообразования.

О.- двусторонний процесс, включающий деятельность обучающего и обучаемых и характеризующийся взаимодействием: целей О., воспитания (в процессе О.) и развития уч-ся; содержания О., т. е. системы знаний, умений, навыков, к-рыми должны овладеть обучаемые; преподавания - деятельности педагога, к-рая по своей сущности представляет руководство познават. и практич. деятельностью уч-ся (основные функции преподавания - побуждение к учению, изложение содержания изучаемого материала, организация деятельности уч-ся, контроль знаний, умений, навыков); учения, т. е. деятельности уч-ся по овладению знаниями, умениями, навыками (умственные и физич. действия). В процессе О. и воспитания формируются мировоззрение, качества личности, развиваются способности. Общественно-историч. опыт человечества передаётся детям и взрослым в процессе О., однако усваивается он по-разному - в зависимости от личного опыта, сформированных умений и навыков, отношения к учебной деятельности, особенностей личности (см. Усвоение). Методологич. основой теории О. в сов. педагогике и педагогике др. социалистич. стран является марксистско-ленинская теория познания.

На различных этапах развития человека характер процесса учения изменяется. Возрастные изменения характеризуются прежде всего переходом от непроизвольных, неуправляемых форм пси-хич. деятельности к произвольным, управляемым. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней уч. деятельности в зависимости от того, с каким по степени сложности материалом уч-ся имеет дело. Систематич. реализация принципа-"...то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развитию" (В ы г о т с к и й Л. С., Избр. психология, исследования, 1956, с. 449) - позволяет эффективно воздействовать на общее развитие уч-ся.

Наряду с возрастными различиями в процессе О. обнаруживаются индивидуальные, к-рые нередко оказываются даже более ярко выраженными, чем возрастные. Уч-ся могут различаться своеобразием методов уч. работы и путей мышления, направленностью интересов, склонностями. Всестороннее развитие личности предполагает наиболее полное раскрытие её индивидуальности. Процесс учения - особый вид деятельности индивида, детерминированный пед. условиями. В учебной деятельности в качестве основных элементов выступают различные виды познавательных действий -перцептивные, мнемич., мыслительные, практические.

Психологи и педагоги по-разному подходят к процессу О. Одни стремятся внедрить в теорию О. осн. понятия кибернетики и математич. логики и, в частности, понятие алгоритма. Другие трактуют процесс О. в свете "теории умственных действий", согласно к-рой знания могут быть усвоены только в результате осуществления определённой системы действий, выполняемых вначале в материальной, затем "материализованной" форме и постепенно преобразующихся в действия внутренние, умственные. Третьи рассматривают учение как овладение системой приёмов или способов умственной деятельности. Несмотря на различия этих подходов к процессу О., в них много общего: все исследователи стремятся обеспечить наиболее эффективное управление процессом О.; считают необходимым наличие в той или иной форме эталона, по к-рому должна строиться уч. деятельность; расчленяют деятельность на отдельные элементы (отдельные действия, разные этапы в формировании приёма); признают, что более частные способы объединяются, превращаясь в обобщённые и затем становясь общими методами рационального мышления. Всё большее значение приобретает применение элементов программированного обучения, а также проблемного О. (основанного на выявлении и решении уч-ся познавательных задач, создании проблемных ситуаций, активизирующих уч. деятельность ).

Многие теории О., распространённые за рубежом, исходят из ложных представлений о взаимодействии объекта и субъекта. Выявляются две осн. группы теорий: трактующие учение как связь между стимулом и реакцией и т. н. познавательные теории. Первые сводят учение к накоплению специфич. навыков и, рассматривая О. как тренировку, фактически отождествляют О. животных и человека; вторые трактуют учение как формирование "познавательных структур", считая это специфическим для человека и подчёркивая качественную модификацию сложных форм поведения. Нек-рые совр. зарубежные теории О. не учитывают, что различные способы учебной деятельности связаны не только с уровнем овладения ими, но и с характером уч. материала, определяются теми источниками, из к-рых приобретаются знания. Тем самым обедняется процесс О., гипертрофируется одна его сторона и игнорируются другие.

Сов. учёные считают, что характер и степень активности обучаемого могут быть различными, но усвоение знаний всегда является результатом собственной познават. деятельности уч-ся, руководимой преподавателем. О.- осн. стимулятор развития познават. способностей уч-ся. Сдвиги в развитии обучаемых создают новые возможности, предпосылки для постановки и решения более сложных задач О. Эти положения лежат в основе дидактич. принципов, определяющих требования к содержанию и процессу О. (см. Дидактика). Цели и задачи О. изменяются исторически и варьируются в зависимости от общественного строя, а также от функций конкретных учебных заведений. В "Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании", принятых Верховным Советом СССР в 1973, сформулированы главные задачи всех типов учебных заведений.

Содержание О. определяется в соответствии с его целями - с учётом социальных условий, состояния науки, техники, иск-ва, особенностей познавательной деятельности, психич. процессов, обусловленных возрастом и подготовкой обучаемых. В содержание О. в профессионально-технич. училищах, средних спец. и высших уч. заведениях, кроме общеобразоват. знаний, входят спец. знания, умения и навыки, необходимые работникам определённой профессии и специальности. Содержание О. отражено в уч. планах и программах, в учебниках и др. пособиях.

Для достижения целей О. используются различные методы, средства, организационные системы и формы. Обычно методы О. характеризуются по видам деятельности учителя и уч-ся: лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация натуральных объектов, опытов, трудовых операций, наглядных пособий; наблюдения, упражнения и т. д. В основе их классификации у одних авторов - источник получения знания, методы подразделяются на три группы: словесные, наглядные, практические. Другие - группируют методы в соответствии с дидактич. задачами, для к-рых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т. п. Значит, влияние на разработку методов О. оказывает широкое применение в уч. процессе технических средств (кино, телевидение, радио, "обучающие" устройства, ЭВМ и др.).

Существуют различные системы организации О.: индивидуальное О., индивидуально-бригадное обучение, классно-урочная система обучения, курсовая система обучения, предметно-курсовая система обучения, лекционно семинарская и др. Каждая из них использует характерные организационные формы, способствующие созданию специфич. условий О., воспитания и развития познават. способностей уч-ся.

Лит.: Сеченов И, М., Избранные произведения, т. 1, М., 1952; Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, М., 1956; Рубинштейн С. Д., Принципы и пути развития психологии, М. 1959; БлонскийП. П., Избранные психологические произведения, М., 1964; Данилов М. А., Процесс обучения в советской школе, М., 1960; Смирнов А. А., Проблемы психологии памяти, М., 1966; Л а н д а Л. Н., Алгоритмизация в обучении, М., 1966; Основы дидактики, М., 1967; 3 а н к о в Л. В., Дидактика и жизнь, [М., 1968]; Кабанова-Меллер Е. Н., Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся, М., 1968; К о с т ю к Г. С., Принцип развития в психологии, в кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1969; Л е й-т е с Н. С., Умственные способности и возраст, М., 1971; С к а т к и н М. Н., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Талызина Н, Ф., Кибернетика и педагогика, М., 1971; Щ у к и н а Г. И., Проблема познавательного интереса в педагогике, М., 1971; Д а в ы д о в В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972: Проблемы социалистической педагогики, М., 1973; Валлон А н р и, От действия к мысли, М., 1956; Б р у н е р Д., Процесс обучения, пер. с англ., М., 1962; С п е н с К., Теоретический анализ процесса научения, в кн.: Экспериментальная психология, под ред. С. С. Стивенса, пер. с англ., т. 2, М., 1963; Миллер Д., Галантер Ю., П р и б р а м К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Пиаже Жан, Избранные психологические труды, [М., 1969]; Л и н г а р т И., Процесс и структура человеческого учения, пер. с чешек., М., 1970; А е b I i H., Didactique psychologique.

Application a la didactique de la psychologie de Jean Piaget, 2 ed., P., 1963; G u t h r i e E. R., The psychology of learning, Rev. ed., N. Y., 1960; H i 1 g a r d E. R., Theories of learning, 3 ed.,.N. Y., 1966; L u m s d a i n e A. A., Teaching machines and programmed learning, Wash., 1960; М о w r e r О. Н., Learning theory and behavior, N. Y., 1960; AusubelD. P., The psychology of meaningful verbal learning: an introduction to school learning, N. Yv 1963; M a d s e n К. В., Theories of motivation, 4 ed., Kent, 1968; О k о n W., U podstaw problemowego uczenia sie, Warsz., 1964; В e r 1 у n e D. E., Structure and direction in thinking, N. Y., 1966; Skinner B. F., The technology of teaching, N. Y., 1968; Учебният процес и урокът, София, 1973. Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. А. Бударньт.

ОБХОД, манёвр войск, совершаемый в наступлении с целью выхода для удара по противнику с тыла. Осуществляется во взаимодействии с войсками, действующими с фронта. О. может иметь место при наличии открытых флангов и значительных промежутков в обороне противника, а также проделанных в ней брешей различными видами оружия. При отсутствии открытых флангов и промежутков в обороне противника О. осуществляется после прорыва сплошного фронта обороны. При ведении боевых действий в высокогорных р-нах О. выполняется специально подготовленными и снаряжёнными подразделениями. См. также Манёвр.

ОБША, река в Калининской обл. РСФСР, истоки на границе со Смоленской обл., лев. приток р. Межа (басс. Зап. Двины). Дл. 153 км, пл. басс. 2080 км2. Берёт начало на Бельской возв. Питание преим. снеговое. Ср. расходы воды в 47 км от устья 11,5 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в конце марта - апреле. На реке - г. Белый.

ОБШИВКА СУДНА, водонепроницаемая оболочка, предназначенная для обеспечения продольной и поперечной прочности и плавучести судна. О. с. выполняется из ряда поясов (поясьёв) - стальных листов, деревянных досок и т. п. -или сплошной (железобетон, пластмасса). Пояса располагаются вдоль (как правило) или поперёк корпуса судна. Продольные швы между поясами наз. пазами, поперечные - стыками. У стальных судов листы между собой и с набором (см. Набор корпуса судна) соединяют сваркой, реже клёпкой; у деревянных - доски крепят только к набору, а пазы и стыки между досками конопатят.

Продольный пояс бортовой О. с. у верхней палубы наз. ширстрском, в месте перехода борта в днище - скуловым, ср. пояс днищевой обшивки - килевым. Эти пояса обычно имеют увеличенную толщину и к их материалу и изготовлению предъявляются повышенные требования. Корпуса судов ледового плавания в р-не переменной ватерлинии имеют усиленную обшивку - ледовый пояс.

Для повышения прочности, безопасности и удобств эксплуатации судна, а также уменьшения возможности загрязнения моря при повреждениях судна, кроме наружной обшивки, может устанавливаться внутр. О. с.-вторые борта, второе дно. А. И. Максимаджи.

ОБЩАЯ АВАРИЯ, см. Авария в морском праве.

ОБЩАЯ АФРО-МАВРИКИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (Organisation Commune Africaine et Mauricicnne, ОКАМ), объединение 10 африканских гос-в [Берег Слоновой Кости (с 1961), Верхняя Вольта (с 1961), Габон (с 1961), Дагомея (с 1961), Маврикий (с 1970),Нигер (с 1961), Руанда (с 1963), Сенегал (с 1961), Того (с 1965), Центральноафриканская Республика (с 1961); данные на 1 янв. 1974]. ОКАМ возник на базе Афро-малагасийского союза, созданного в 1961 12 гос-вами - бывшими франц. колониями, который в марте 1964 был преобразован в Афромалагасийский союз экономического сотрудничества, а в 1965 на конференции в Нуакшоте (Мавритания) - в Общую афро-малагасийскую и маврикийскую организацию (ОКАМ). Она объединяла, кроме 9 из названных выше гос-в, Заир (с 1965), Камерун (с 1961), Мавританию (с 1961), Малагасийскую Республику (с 1961), Народную Республику Конго (с 1961) и Чад (с 1961), к-рые к 1974 вышли из ОКАМ, т. к. её позиция нередко расходилась с позицией Организации африканского единства. Состоявшаяся в авг. 1974 в Банги (Центрально-африканская Республика) конференция глав гос-в и правительств, входящих в ОКАМ, приняла решение о "деполитизации ОКАМ", объявив целью ОКАМ "исключительно укрепление солидарности, а также экономич., культурное и социальное сотрудничество стран-участниц". Высшие органы ОКАМ - Конференция глав гос-в и правительств гос-в-членов (созывается 1 раз в 2 года), Совет министров (созывается 1 раз в год). Постоянно действующий адм. орган - Гос. секретариат с резиденцией в Банги. Печатный орган ОКАМ - ежеквартальный журнал "Насьон нувель" ("Nations Nouvelles").

В рамках ОКАМ действуют специализированные (финанс., транспортные, культурные и др.) учреждения; в работе нек-рых из них участвуют Мавритания, Камерун, Народная Республика Конго и Чад. Отд. проекты осуществляются с участием зап. держав и междунар. орг-ций. Политич. позиция ОКАМ по общеафриканским и междунар. проблемам в основном отличается умеренностью, тенденцией к компромиссу с зап. державами, особенно с Францией, от которой экономически зависит большинство стран-участниц.



ОБЩАЯ АФРО-МАЛАГАСИЙСКАЯ И МАВРИКИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, до 1974 назв. Общей афро-маврикийской организации.

ОБЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ, термин, принятый в междунар. практике и обозначающий библиографию, обслуживающую все или многие отрасли знаний и практич. деятельности. Как правило, О. б. учитывает произв. печати по фор-мально-издат. признакам вне зависимости от их содержания. В СССР в соответствии с ГОСТ 16448-70 ("Библиография. Термины и определения") понятие "О. б." передаёт термин универсальная библиография.

Лит.: Кричевский Г. Г., Общие библиографии зарубежных стран, М., 1962; Гудовщикова И. В., Общая международная библиография библиографии, Л., 1969; Брискман М. А., О понятиях общей и специальной библиографии, в сб.: Теория и история библиографии, М., 1969.

ОБЩАЯ ГРАММАТИКА, система, образуемая универсальными грамматич. категориями, необходимо присутствующими в естественных языках и обусловленными общими законами мышления, единой структурой мира, отражаемого в человеческом сознании, и аналогичностью потребностей и целей коммуникации (ср. предложение, предикат, субъект, объект, число, время, вопрос, приказание и т. п.). Большинство всеобщих грамматич. категорий имеет логич. характер. Примером грамматики, построенной на основе логико-грамматич. категорий, принято считать "Грамматику Пор-Рояля", составленную А. Арно и К. Лансло во франц. монастыре Пор-Рояль (A. Arnauld et Cl. Lancelot, Grammaire generale et raisonnee, 1660). Согласно нек-рым совр. теориям, универсальные грамматич. категории образуют "глубинную структуру", к-рая при помощи набора грамматич. правил может быть преобразована в "поверхностные структуры", т. е. конкретные предложения того или др. языка.

Под О. г. понимают также теорию грамматики, определяющую внутреннее членение этой дисциплины, специфику и типы грамматич. значений и категорий, особенности отношений между ними, образующих грамматич. систему языка. О. г. изучает все возможные способы выражения грамматических значений в языках мира, разрабатывает методы грамматич. анализа. Важной задачей О. г. является унификация и нормализация грамматич. терминов, а также определение соответствующих им понятий.

Лит.: Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958; П а н ф и л о в В. 3., Грамматика и логика, М.- Л., 1963; А д м о н и В. Г., Основы теории грамматики, М.- Л., 1964; Исследования по общей теории грамматики, М., 1968; Universals in linguistic theory, N. Y., 1968. Н. Д. Арутюнова.

ОБЩАЯ МЕРА двух или нескольких однородных величин, величина того же рода, содержащаяся целое число раз во всех заданных величинах. Две величины, не имеющие О. м., наз. несоизмеримыми. См. Соизмеримые и несоизмеримые величины.

ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, по советскому праву имущество, принадлежащее двум или более лицам. О. с. может быть личной (напр., несколько граждан имеют в О. с. жилой дом) или общественной, социалистической (см., напр., Межколхозная собственность). О. с. может быть долевой и совместной. При долевой О. с. каждый её участник - собственник - обладает определённой долей в праве О. с. Владение, пользование и распоряжение вещью производится по согласию всех собственников, а в случае спора - в порядке, определённом решением суда по иску любого из них. Расходы по общему имуществу (налоги, издержки по ремонту и т. п.) распределяются между сособственниками соразмерно их долям. Каждый сособственник имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. При продаже доли в О. с. остальные участники О. с. имеют право преимущественной её покупки. При совместной О. с. нет долей, каждый из сособственников является наряду с другими собственником всего имущества. Совместной О. с. признаётся имущество супругов, имущество колхозного двора, а также единоличного крестьянского двора.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (ОТО), современная физическая теория пространства, времени и тяготения; окончательно сформулирована А. Эйнштейном в 1916. В основе ОТО лежит экспериментальный факт равенства инерциальной массы (входящей во второй закон Ньютона) и гравитационной массы (входящей в закон тяготения) для любого тела, ведущий к эквивалентности принципу. Равенство инерц. и гравитац. масс проявляется в том, что движение тела в поле тяготения не зависит от его массы. Это позволяет ОТО трактовать тяготение как искривление пространственно-временного континуума. ОТО является, т. о., построенной на основе относительности теории теорией тяготения (см. Тяготение).

ОБЩАЯ ХИМИЯ, курс химии, в к-ром излагаются осн. понятия, теории и законы этой науки, строение, свойства и способы получения хим. элементов и их важнейших соединений. В О. х. входит также ознакомление с главнейшими приложениями химии в пром-сти и с. х-ве. Т. к. преобладающее содержание курса О. х. составляет учение о хим. элементах и их соединениях, то нередко О. х. наз. неорганической химией. Однако ещё в 1880 Д. И. Менделеев вследствие несоответствия этого наименования сущности дела предложил вместо него назв. "общая химия" (см. "О преподавании химии на первом курсе", в кн.: Соч., т. 23, 1952, с. 347, 356). Основами совр. курса О. х. являются учение о строении атома и периодический закон Менделеева.

ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ, карты, передающие с одинаковой подробностью различными картографич. средствами основные элементы местности (рельеф, гидрографию, растительность, грунты, населённые пункты, пути сообщения, границы и др.). Подразделяются по масштабу на карты: крупномасштабные, или топографические карты (1 : 200 000 и крупнее), среднемасштабные, или обзорно-топографич. (1 : 300 000-1 000 000), и мелкомасштабные (мельче 1 : 1 000 000). См. также Географические карты.

ОБЩЕДЕЛЬЦЫ, оппортунистич. течение в Болгарской рабочей с.-д. партии, сложившееся вокруг журнала "Общо дело"; зародилось в 90-х гг. 19 в. Организационно оформилось в 1903 в Болгарскую рабочую социал-демократическую партию (широких социалистов).

"ОБЩЕЕ ВЕЧЕ", революц. газета для народа. Изд. в 1862-64 в Лондоне как приложение к "Колоколу". Ред.-издатели- А. И. Герцен и Н. П. Огарёв. Вышло 29 номеров. Разъясняла "настоящее положение России и нужды народные", пропагандировала идеи рус. общинного социализма и программу тайного об-ва "3емля и воля", уделяла значит, место вопросам веротерпимости. Осн. автором "О. в." и редактором был Огарёв. Его статья "Что надо делать народу" (1862), призывавшая крестьян бороться за "чёрный передел", одновременно изданная листовкой, получила широкое распространение. В подготовке 1-го номера участвовал В. И. Кельсиев, в 29-м номере напечатана статья Герцена "Казни в Казани". В "О. в." печатались статьи корреспондентов из России, преим. старообрядцев. Текст "О. в." перепечатан в факсимильном изд. "Колокола" (в. 10, М., 1964).

"ОБЩЕЕ ДЕЛО", газета русских политич. эмигрантов. Изд. в Женеве в 1877- 1890. Вышло 112 номеров. Тираж 500 экз. Осн. А. X. Христофоровым при содействии издателя М. К. Элпидина. В ред. входили постоянные сотрудники: Христофоров, Н. А. Белоголовый, В. А. Зайцев, Н. А. Юренев. "О. д." стремилась объединить оппозиц. силы рус. общества на почве борьбы с самодержавием за конституцию. Наряду со статьями революц. направления помещались материалы умеренно либерального толка, велась полемика между редакторами. В "О. д." печатались П. Ф. Алисов, М. П. Драгоманов, М. И. Венкжов, Н. А. Морозов, С. А. Подолинский, Н. В. Соколов, 3. Стоянов, Н. М. Ядринцев и др. "О. д." опубл. речь Петра Алексеева на суде, материалы других политич. процессов (193-х, 20-ти, по делу 1 марта 1887), запрещённые царской цензурой произведения Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Т. Г. Шевченко.

Лит.: Козьмин Б. П., Из истории русской нелегальной прессы. Газета "Общее дело", в кн.: Исторический сборник, т. 3, Л., 1934; Кузнецов Ф. Ф., Варфоломей Зайцев, в его кн.: Публицисты 1860-х годов, М., 1969.

ОБЩЕЕ ПРАВО (англ, common law), правовая система, характеризующаяся тем, что осн. источником права признаётся судебный прецедент. Законы регулируют отд. области отношений, но не сведены в единую систему, а всё, что не урегулировано законом, а также толкование законов, их применение определяются О. п. Действует в Великобритании (кроме Шотландии), США (кроме штата Луизиана), Канаде, Австралии, Новой Зеландии и нек-рых других странах, бывших ранее англ, колониями и воспринявших англ, правовую систему. Первоначально О. п. сложилось в Англии в 13-14 вв. на базе местных обычаев и обобщения практики королев, судов. Поскольку разбирательство в этих судах отличалось чрезвычайным формализмом, в 14 в. появилась параллельная система - т. н. право справедливости. В 1873 О. п. и право справедливости были слиты в единую систему О. п., однако в теории и на практике сохраняется чёткое различие правовых институтов каждой из этих систем.

Характерным для О. п. является сочетание формализма с почти неограниченным усмотрением суда. Казалось бы, суд связан решением, вынесенным ранее по аналогичному делу судом той же инстанции или вышестоящим, но в огромном количестве прецедентов суд может выбрать именно те, к-рые подтверждают его позицию. Применяя изощрённые приёмы толкования прецедента, суд может, не отменяя установленного ранее правила, вынести решение прямо противоположное. В О. п. сохраняются правовые институты, терминология, сложившиеся в период его формирования, но используемые для регулирования отношений совр. капитализма. Сохранение архаич. форм, особого "юридич. языка", необходимость ориентироваться в массе прецедентов делают О. п. практически недоступным для лиц, не обладающих спец. юридич. подготовкой.

Характеризуя англ. О. п., Ф. Энгельс писал: "Адвокат здесь всё; кто достаточно основательно потратил своё время на эту юридическую путаницу, на этот хаос противоречий, тот в английском суде всемогущ. Неопределённость закона повела, естественно, к вере в авторитет решений прежних судей в аналогичных случаях; этим она только усиливается, ибо эти решения точно так же взаимно противоречат друг другу..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 639).

В 40-50-х гг. 20 в. в Великобритании принято много законодат. актов, но это не умаляет значения О. п., поскольку применение закона и его толкование зависят в основном от суда.

В США и др. странах, воспринявших О. п., оно формируется в соответствии с общей доктриной, однако не все институты и формы, сложившиеся в Великобритании, включены в О. п. США и отдельных штатов, Канады и её провинций и т. п. В этих странах отброшены наиболее устаревшие формы, в них складывалось О. п., основывавшееся на прецедентах судов только данной страны, хотя в суд. практике нередки ссылки на англ. О. п.

Лит.: Давид Р., Основные правовые системы современности, пер. с франц., М., 1967, с. 252-332. Р.О.Халфина.

ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ обыкновенного дифференциального уравнения
y(n) = f(x,y,y', ... , y(n-1)) - семейство функций у = ф(х, C1, . . ., Сn), непрерывно зависящих от п произвольных постоянных Ci,..., С„, такое, что при соответствующем выборе этих постоянных может быть получено любое решение уравнения (частное решение), однозначно определяемое начальными данными, заполняющими некоторую область и-мерного пространства (см. Дифференциальные уравнения. Коши задача). Если каждая функция у, определяемая соотношением Ф(х, у, d,..., Cn)=0 (и удовлетворяющая соответствующим условиям гладкости), представляет собой О. р. дифференциального уравнения, то такое соотношение наз. общим интегралом дифференциального уравнения. Напр., для дифференциального уравнения у'= - х/у функции у = +корень из (С2-х2) (верхние полуокружности) и у = -корень из (С2-х2) (нижние полуокружности) представляют собой О. р.; соотношение же х2+у2=С2 (семейство окружностей) есть общий интеграл (рис.). Аналогично определяется О. р. для системы обыкновенных дифференциальных уравнений.

Лит.: Степанов В. В., Курс дифференциальных уравнений, 8 изд., М., 1959.

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ, раздел языкознания, предметом к-рого являются теоретич. основания характеристики языка и методы исследования его явлений. О. я. изучает также связи языкознания с др. областями знания: диалектич. материализмом, логикой и психологией (т. к. язык является практическим, действительным сознанием), иеторич. материализмом (поскольку формы существования языка обусловлены структурой общества и социальными процессами), семиотикой (т. к. язык - наиболее универсальная система знаков, используемых обществом), физиологией и акустикой (поскольку язык материализован и получает воплощение в звуках речи).

Одной из черт О. я. является двоякий, в силу природы языка, - структурный и социальный - подход к его изучению. С позиций структурной лингвистики О. я. изучает язык как целостную структуру (состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих фонетич., фонологич., морфологии., синтаксич. и др. систем) с внутр. закономерностями, специфическими для каждого конкретного языка. Характеристика языка как структуры может быть синхронической или, при учёте динамики развития, диахронической. Сравнит, изучение отд. языков выявляет их общность или различие в типологич. или генетич. плане. Изучение содержательной стороны языка помогает раскрыть природу и процессы мышления и вместе с тем связывает структурную лингвистику с социальным аспектом науки о языке. С позиций социальной лингвистики (см. Социолингвистика) О. я. изучает социальные функции языка, его связи с обществ, процессами (зависимость форм существования языка от обществ, процессов), их отражение в его социальном и терр. членении и структурно-стилистич. вариативности, особенно ярко выраженное в опосредованности, к-рая существует между типами обществ, связей и формами существования языка на разных этапах обществ, развития (ср. образование нац. языков в эпоху возникновения нац. связей). Н. С. Чемоданов.

ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ, см. Совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе.

ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ ИНСТИТУТ АН СССР, н.-и. учреждение, занимающееся комплексным исследованием проблем генетики и генетич. основ селекции. Создан в Москве в 1966 на базе лаборатории радиационной генетики Ин-та биофизики АН СССР и Ин-та генетики АН СССР. В 1973 в ин-те было 18 лабораторий и отделов, исследующих механизмы мутаций и методы контроля над мутационным процессом; молекулярные механизмы рекомбинаций; методы генетич. инженерии, генетич. действие факторов космического пространства и полёта; механизмы генетич. контроля индивидуального развития и несовместимости тканей; генетику и биологию природных популяций в связи с проблемой рационального использования ресурсов биосферы; генетич. методы селекции с.-х. растений и животных, включая инбридинг; генетич. полиморфизм белков в связи с породными различиями и продуктивностью. Ин-т имеет коллекции генетически маркированных культур бактерий и фагов (400 штаммов), одноклеточных водорослей, линий дрозофилы, мутантов пшениц и картофеля. Результаты деятельности ин-та нашли применение в нар. х-ве: гибрид дрожжей 112 внедрён в спиртовую и хлебопекарную пром-сть; высокопродуктивный сорт картофеля № 390, устойчивый к заболеваниям, передан в ряд совхозов Европ. части СССР, созданы линии для получения гетерозисных сортов подсолнечника и др. Труды сотрудников ин-та публикуются в журналах "Генетика", "Доклады АН СССР", "Известия АН СССР" и др., в периодич. издании "Успехи современной генетики", а также в виде монографий и сборников. В ин-те имеется аспирантура, принимаются к защите кандидатские и докторские диссертации. Н. П. Дубинин.

ОБЩЕНАРОДНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, см. в ст. Социалистическая собственность.

ОБЩЕНАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВО, см. в ст. Государство.

ОБЩЕНАРОДНОЕ ПРАВО, см. в ст. Право.

ОБЩЕНИЕ ЖИВОТНЫХ, б и о к о м м у н и к а ц и я, связи между особями одного или разных видов, устанавливаемые с помощью приёма производимых ими сигналов. Эти сигналы (специфические-химич., механич., оптич., акустич., электрич. и др., или неспецифические - сопутствующие дыханию, движению, питанию и т. п.) воспринимаются соответствующими рецепторами: органами зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожной чувствительности, органами боковой линии (у рыб), термо- и электрорецепторами. Выработка (генерация) сигналов и их приём (рецепция) образуют между организмами каналы связей (акустич., химич. и др.) для передачи информации разной физич. или химич. природы Информация, поступающая по различным каналам связи, обрабатывается в разных частях нервной системы, а затем сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма. О. ж. облегчает поиски пищи и благоприятных условий обитания, защиту от врагов и вредных воздействий. Без О. ж. невозможна встреча особей разного пола, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп (стай, стад, роёв, колоний и др.) и регуляция отношений между особями внутри них (терр. отношения, иерархия и т. п.).

Роль того или иного канала связи в О. ж. у разных видов неодинакова и определяется экологией и морфо-фи-зиологней вида, сложившимися в ходе эволюции, а также зависит от меняющихся условий среды, биологич. ритмов и др. Как правило, О. ж. осуществляется при использовании одновременно неск. каналов связи. Наиболее древний и распространённый канал связи - химический. Некоторые продукты обмена веществ, выделяемые особью во внеш. среду, способны воздействовать на "химические" органы чувств - обоняние и вкус, и служат регуляторами роста, развития и размножения организмов, а также сигналами, вызывающими определённые поведенческие реакции др. особей (см. Аттрактанты, Феромоны). Так, феромоны самцов нек-рых рыб ускоряют созревание самок, синхронизируя размножение популяции. Пахучие вещества, выделяемые в воздух или воду, оставляемые на грунте или предметах, маркируют занятую животным территорию, облегчают ориентацию и упрочивают связи между сочленами группы (семьи, стада, роя, стаи). Рыбы, земноводные, млекопитающие хорошо различают запахи особей своего и др. видов, а общие групповые запахи позволяют животным отличать "своих" от "чужаков". В общении водных животных важную роль играет восприятие органами боковой линии локальных движений воды. Этот вид дистантной механорецепции позволяет обнаруживать врага или добычу, поддерживать порядок в стае. Тактильные формы О. ж. (напр., взаимная чистка оперения или меха) важны для регуляции внутривидовых отношений у нек-рых птиц и млекопитающих. Самки и подчинённые особи обычно чистят особей-доминантов (преим. взрослых самцов). У ряда электрич. рыб, миног и миксин создаваемое ими электрич. поле служит для маркировки территории, помогает при ближней ориентации и поисках пищи. У "неэлектрических" рыб в стае образуется общее электрич. поле, координирующее поведение отдельных особей.

Этограмма сигнального поведения ка-менки-плешанки (Oenanthe pleschanka): а - г - различные формы территориального и угрожающего поведения самца, д - то же самки; е - и - брачное поведение самца, к - то же самки. Стрелки обозначают одно- или многократные движения головы и крыльев.

Визуальному О. ж., связанному с развитием светочувствительности и зрения, обычно сопутствуют образование структур, приобретающих сигнальное значение (окраска и цветовой узор, контуры тела или его частей) и возникновение ритуальных движений и мимики. Так происходит процесс ритуализации- формирование дискретных сигналов, каждый из к-рых связан с определённой ситуацией и обладает неким условным значением (угроза, подчинение, умиротворение и др.), уменьшающим опасность внутривидовых столкновений. Пчёлы, найдя медоносные растения, способны с помощью "танца" передать др. сборщицам информацию о местоположении найденной пищи и расстоянии до неё (работы нем. физиолога К. Фриша). Для мн. видов составлены полные каталоги их "языка поз, жестов и мимики" - т. н. э т о г р а м м ы (см. рис.). Эти демонстрации часто характеризуются маскировкой или преувеличением тех или иных особенностей окраски и формы. Визуальное О. ж. играет особенно важную роль у обитателей открытых ландшафтов (степей, пустынь, тундр); значительно меньше его значение у водных животных и обитателей зарослей.

Акустич. общение наиболее развито у членистоногих и позвоночных. Его роль как эффективного способа дистантной сигнализации возрастает в водной среде и в закрытых ландшафтах (леса, заросли). Развитие звукового О. ж. зависит от состояния др. каналов связи. У птиц, напр., высокие акустич. способности присущи гл. обр. скромно окрашенным видам, тогда как яркая окраска и сложное демонстрационное поведение обычно сочетаются с невысоким уровнем звукового общения. Дифференциация сложных звуковоспроизводящих образований у мн. насекомых, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих позволяет им производить десятки разных звуков. "Лексикон" певчих птиц включает до 30 осн. сигналов, комбинирующихся между собой, что резко повышает эффективность биокоммуникации. Сложная структура мн. сигналов позволяет узнавать персонально брачного и группового партнёра. У ряда видов птиц звуковой контакт между родителями и птенцами устанавливается, когда птенцы ещё находятся в яйце. Сопоставление изменчивости нек-рых характеристик оптич. сигнализации у крабов и уток и звуковой- у певчих птиц указывает на значит, сходство разных типов сигнализации. По-видимому, пропускные способности оптич. и акустич. каналов сопоставимы между собой.

Т. о., комплекс сигнальных структур и поведенческих реакций, в ходе к-рых они демонстрируются, образует специфическую для каждого вида сигнальную систему. У изученных видов рыб число специфич. сигналов видового кода колеблется от 10 до 26, у птиц - от 14 до 28, у млекопитающих- от 10 до 37. Явления, подобные ритуализации, могут складываться и в эволюции межвидового общения. В качестве защиты от хищников, разыскивающих добычу по запаху, у видов-жертв вырабатываются отпугивающие запахи и несъедобность тканей, а для защиты от хищников, пользующихся при охоте зрением, - отпугивающая окраска (см. Покровительственная окраска и форма). См. также Инстинкт, Инстинктивное поведение, Общественность животных. Ритуал в биологии, Этология.

Лит.: Н а у м о в Н. П., Экология животных, 2 изд., М., 1963; Наумов Н. П. [и др.], Средства общения у животных и их моделирование, в кн.: Вопросы бионики, М., 1967; Ш о в е н Р., Поведение животных, пер. с франц., М., 1972; Signals in der Tierwelt, Hrsg. D. Burkhardt, Munch., 1966; MarlerP., Hamilton W., Mechanisms of animal behaviour, N. Y.- L.- Sidney, 1968; Animal communication, ed. T. A. Sebeok, Bloomington-L., 1968; Approaches to animal communication, ed. T. A. Sebeok, A. Ramsay, The Hague - P., 1969; Т е m-brock G., Biokommunikation, Tl 1 - 2, В.- Oxf.- Braunschweig, 1971; Dingle H., Aggressive behaviour in stomatopoqs and use of information theory in the analysis of animal communication, в кн.: Behaviour of marine animals, v. 1, N. Y., 1972. Н. П. Наумов.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, см. в статьях Начальная школа, Восьмилетняя школа, Средняя общеобразовательная школа.

ОБЩЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ, летописные памятники, излагавшие историю отд. областей и княжеств с общерус, точки зрения и включавшие в свой состав летописание различных феод, центров ср.-век. Руси (см. Летописи). Понятие О. л. с. введено А. А. Шахматовым, к-рый связывал их появление с деятельностью рус. митрополитов с нач. 14 в. Первым О. л. с. принято считать Повесть временных лет.

ОБЩЕСТВА ЗАВОДЧИКОВ И ФАБРИКАНТОВ в России, предпринимательские орг-ции, имевшие целью укрепление экономич. взаимосвязей между предприятиями, выработку согласованных требований правительств, органам в интересах пром. компаний, а также объединение усилий в борьбе против рабочего движения. Наиболее крупные об-ва: "Петерб. об-во заводчиков и фабрикантов" (создано в 1906 в результате преобразования существовавшего с 1897 "Петерб. об-ва для содействия улучшению и развитию фаб.-зав. пром-сти") и "Общество заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района" (осн. в 1907). В 1908 в России насчитывалось 18об-в.В 1917 в состав Петроградского об-ва входило 450 предприятий, Московского - 1100, Екатеринославского - 91, Харьковского-150. Деятельность об-в выражалась в попытках установить единые условия найма, единые правила внутр. распорядка на предприятиях, ввести систему "чёрных списков" политически сознательных рабочих, в уведомлении об отдельных рабочих-стачечниках ("волчьи билеты"), в политике использования штрейкбрехеров, в организации массовых локаутов и т. д. Отстаивая интересы преим. монополистич. капитала, об-ва оказывали влияние на политику царского, а затем врем, пр-в по рабочему вопросу, участвовали в мобилизации пром-сти во время войны. В авг. 1917 был создан Всеросс. союз О. з. и ф., объединивший 21 об-во. После Октябрьской революции 1917 эти об-ва пытались саботировать мероприятия Сов. власти. К кон. 1918 их деятельность была прекращена.

Лит.: Ливший Я. И., Монополии в экономике России, М., 1961; Г а н е л и н Р.Ш. и Ш е п е л е в Л. Е., Предпринимательские организации в Петрограде в 1917, в сб.: Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде, М.- Л., 1957; К р у з е Э. Э., Антирабочая политика монополий (на примере петербургской промышленности), в сб.: Большевистская печать и рабочий класс России в годы революционного подъема 1910-1914, М., 1965.

ОБЩЕСТВА ОСТРОВА (llesdelaSociete), Товарищества острова, архипелаг в юж. части Тихого ок., в Полинезии. Владение Франции. Пл. 1,6 тыс. км2. Нас. ок. 100 тыс. чел. (1970). Адм. ц. - г. Папеэте. Состоит из двух групп - Наветренных о-вов (Иль-дю-Ван) на В. и Подветренных о-вов (Иль-су-ле-Ван) на 3. Наиболее крупный остров - Таити. Большинство островов вулканич. происхождения, окружено коралловыми рифами. Вые. до 2241 м (на о. Таити). Климат тропический морской. Ср. месячные темп-ры от 20 до 26 °С. Осадков 1500-2500 мм в год. Влажнотропич. леса. Плантации кокосовой пальмы, бананов, цитрусовых, ванили, ананасов, кофе, сах. тростника, хлопчатника. Сбор жемчуга и перламутровых раковин, рыболовство. Открыты англичанином С. Уоллисом в 1767. Названы в честь Лондонского королевского общества.

ОБЩЕСТВА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ в СССР, добровольные массовые обществ, организации. Ставят своей целью содействие гос. органам охраны памятников, использование памятников в деле коммунистич. воспитания народа. Об-ва созданы в Груз. ССР (1959), Азерб. ССР (1962), Арм. ССР (1964), БССР (1966), УССР (1966), РСФСР (1966; см. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). Насчитывают более 16 млн.

индивидуальных членов (1971). В авт. республиках, краях, областях, в районах и городах имеются местные отделения. В некоторых республиках О. о. п. и. и к. объединены с об-вами краеведения и охраны природы (Литов. об-во охраны памятников и краеведения, осн. в 1965; Об-во охраны природы и памятников Латв. ССР, осн. в 1968). В РСФСР и УССР О. о. п. и. и к. имеют реставрац. мастерские, предприятия по выпуску сувенирных изделий. Об-ва используют разные формы работы (походы по местам революц., боевой и трудовой славы, шефство предприятий и учреждений над отд. памятниками, создание и руководство работой обществ, инспекций, проведение лекций, концертов и т. п.). Об-ва издают сборники ("Друзья памятников культуры", изд. в Тбилиси с 1963; "Памятники Отечества", изд. в Москве с 1972), журналы ("Памятники Украины", выходит в Киеве с 1969 4 раза в год; "Памятники истории и культуры Белоруссии", выходит в Минске с 1970 4 раза в год), информац. бюллет