загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ирования лучшего использования собственных О. с. предприятий и орг-ций взимается плата за пользование ими, поступающая в гос. бюджет в размере, как правило, 6% от среднегодовой суммы этих средств. За пользование заёмными средствами взимается дифференцированный процент в зависимости от вида и назначения ссуд - от 1 до 8% годовых (см. Плата за фонды).

О. с.- важный элемент организации хоз. деятельности на основе хозяйственного расчёта. Планомерное их движение во многом характеризует реализацию принципа самоокупаемости (в части текущих, некапитальных затрат) предприятий и хоз. орг-ций, результаты хоз. деятельности, своевременность и полноту оплаты поступающих товаров, выполненных услуг и работ, соблюдение договорных обязательств, выполнение обязат. платежей в гос. бюджет и по банковским кредитам. Ускорение или замедление оборота О. с. прямо влияет на итоги хоз. деятельности (см. Оборачиваемость оборотных средств). Улучшение использования О. с., ускорение их оборачиваемости - важный фактор повышения эффективности обществ, произ-ва (см. Экономическая эффективность социалистического производства). Движение О. с. опосредует все процессы хоз. деятельности. Недостаток материальных О. с. на любой стадии кругооборота фондов ведёт к нарушению непрерывности и ритмичности произ-ва и обращения.

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Бирман А., Планирование оборотных средств, М., 1956; У с о с к и н М., Организация и планирование кредита, М., 1961; Шумов Н. С., Оборотные средства промышленных предприятий в новых условиях хозяйствования, М., 1968; Финансы и кредит в условиях хозяйственной реформы, М., 1969; Б у н и ч П.. Перламутров В., Соколовский Л., Экономико-математические методы управления оборотными средствами, М., 1973. В. Л. Перламутров.

ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ, часть производств, фондов социалистич. предприятий и объединений, к-рая целиком потребляется в каждом производств, цикле и полностью переносит (передаёт) свою стоимость на новый продукт труда. О. ф. меняют свою натуральную форму в процессе произ-ва, их стоимость в течение одного производств, цикла целиком входит в издержки производства продукции. О. ф. состоят из предметов труда - производств, запасов (сырья, основных и вспомогат. материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и т. п.) и незавершённой продукции (полуфабрикатов собственного изготовления и расходов будущих лет, т. е. затрат на продукцию, к-рая будет выпущена). В стоимость незавершённой продукции включается зарплата рабочих и служащих, начисленная на выпуск этой продукции. К О. ф. относятся также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструменты, стоимость к-рых не более 50 руб. или срок службы менее одного года (независимо от их стоимости). Функционирование социалистич. предприятий связано с наличием определённых производств, запасов на всех стадиях воспроиз-ва. Они обеспечивают непрерывность и ритмичность всех производств, процессов и служат своего рода страховым резервом на всех стадиях обществ, воспроиз-ва. В то же время излишки производств, запасов замедляют оборот фондов, снижают эффективность произ-ва, создают напряжённость в снабжении и т. д. Поэтому объём О. ф. нар. х-ва является одним из важнейших показателей, характеризующих экономич. потенциал страны; скорость их оборота - показателем рационализации, экономичности х-ва. О. ф. нар. х-ва СССР на нач. 1973 составили около 109 млрд. руб. против 36,5 млрд. руб. в 1960. Рост обществ, произ-ва приводит к увеличению потребности в О. ф. В то же время потребность в О. ф. возрастает в меньшей степени, чем выпуск продукции. Интенсификация производств, процессов, широкое развитие специализации и кооперирования предприятий, совершенствование материально-технич. снабжения и трансп. процессов в нар. х-ве (размеры, сроки и регулярность поставок), технико-экономич. обоснование норм запасов и расхода сырья, материалов и т. п. на изготовление продукции, сокращение отходов при обработке являются важным резервом повышения эффективности обществ, произ-ва (см. Экономическая эффективность социалистического производства). См. также статьи Оборотные средства, Оборот основных и оборотных фондов. В. Л. Перламутров.

ОБОРОТНЫЙ МАЯТНИК, прибор для экспериментального определения ускорения силы тяжести д. Представляет собой тело, напр, массивную пластину (рис.), с двумя трёхгранными ножами, из к-рых один неподвижен, а другой может перемещаться вдоль прорези на пластине. Острые рёбра ножей O1 и О2, помещаемые попеременно на неподвижную опору, служат осями качаний О. м. Подвижный нож перемещают вверх или вниз до тех пор, пока периоды колебаний О. м. вокруг каждой из осей (измеряемые с помощью секундомера) не совпадут. Расстояние O1О2=l между осями измеряют с помощью нанесённой на пластину шкалы с нониусом. Тогда по свойствам физич. маятника О2 будет для O1 центром качаний и наоборот, а период малых колебаний О. м. будет при этом равен Т = 2Пи на корень из l/g. Зная значения Т и l из опыта, можно по данной формуле вычислить д. О. м. позволяет определить величину д со значительно более высокой степенью точности, чем математический маятник.

Оборотный маятник.

ОБОСОБЛЕНИЕ, интонационное и смысловое выделение к.-л. члена предложения (вместе с зависимыми от него словами), придающее ему синтаксич. самостоятельность. Интонац. выделение выражается в повышении голоса перед обособленным членом, использовании пауз, фразового ударения, часто меняется порядок слов. Семантико-стилистич. функция О. состоит в уточнении высказываемой мысли, дополнит, характеристике лица или предмета. О. часто вносит в предложение экспрессивную окраску. На письме обособленные члены предложения обычно выделяются запятыми или, реже, тире: "Прямо против кордона, на том берегу, было пусто" (Л. Н. Толстой).

ОБОЯНЬ, город, центр Обоянского р-на Курской обл. РСФСР. Расположен на прав, берегу верх, течения р. Псёл (приток Днепра), в 60 км к Ю. от Курска. Соединён ж.-д. веткой (31 км) со станцией Ржава (на линии Курск-Белгород). Через город проходит автомагистраль Москва-Симферополь. 3-ды: экспериментальный древесных плит, консервный, маслодельный, авторемонтный; мебельная ф-ка, мясоптице- и пищекомбинаты, комбинат стройматериалов. Библиотечный техникум, пед. уч-ще. О. осн. веер. 17 в. как воен.-оборонит, пункт, город с 1779.

ОБРA (Obra), река в Польше, левый приток Варты. Дл. 209 км, пл. басс. 6,9 тыс. км2. Протекает по равнине в широкой заболоченной долине, образуя протоки и рукава. Вследствие бифуркации русла часть стока (ок. 40% ) по р. Обжица поступает в р. Одра. На О.- г. Косьцян.

ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, отрасли произ-ва, занимающиеся обработкой или переработкой пром. и с.-х. сырья. В отличие от добывающей промышленности, к-рая находит свой предмет труда в природе, О. п. имеет дело с предметами, к-рые уже сами являются продуктами труда. К О. п. относятся предприятия по производству чёрных и цветных металлов, химич. и нефтехимич. продуктов, машин и оборудования, изделий деревообработки и целлюлозно-бум. пром-сти, цемента и др. строительных материалов, продукции лёгкой и пищевой пром-сти, а также предприятия по ремонту промышленных изделий и др.

О. п.- база расширенного воспроиз-ва, основа роста производительности обществ, труда. В СССР сосредоточение в руках гос-ва всех материально-технич. ресурсов в условиях планового х-ва обеспечивает быстрый рост всех отраслей О. п. (см. табл.).

Доля О. п. во всей пром. продукции отражает степень индустриального развития страны и прогрессивность отраслевой структуры её пром-сти. За годы Сов. власти при росте всей пром-сти в 105 раз (1972 по отношению к 1913) такая крупнейшая отрасль добывающей пром-сти, кдк топливная, выросла в 46 раз, а осн. отрасли О. п.- машиностроение и металлообработка увеличились в 1040 раз, химическая и нефтехимическая - в 564 раза. Благодаря опережающим темпам роста доля О. п. в общем объёме продукции пром-сти СССР в 1972 составила 91,5%.



Производство отдельных видов продукции обрабатывающей промышленности в СССР

Виды продукции

1913

1940

1973
Валовая продукция

машиностроения и

металлообработки





1





29,6





1169
Металлорежущие

станки, тыс. шт.



1,8



58,4



213
Турбины, млн. квт

0,006

1,2

15,2
Чугун, млн. m

4,2

14,9

95,9
Сталь, млн, т

4,3

18,3

131
Синтетические смолы

и пластические мас-

сы, тыс. m





__





10,9





2319
Химические волокна,

тыс. m



__



11,1



830
Бумага, тыс. т

269

812

4908
Ткани всех видов,



2194



3300



9676
Обувь кожаная, млн.

пар



68



211



667
Сахар-песок, тыс. m

1363

2165

10715
Масло животное,

тыс. т*





129





226





1239

* Без производства в хозяйствах населения.

Высокого уровня достигла О. п. и в др. социалистич. странах. Среди капиталистич. стран наиболее развитую О. п. имеют США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Канада. См. Промышленность. В. И. Фомичев.

ОБРАБОТКА в музыке, всякое видоизменение оригинального нотного текста муз. произведения, преследующее определённые цели, напр, приспособление его для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, использования в учебно-педагогической практике, исполнения др. составом инструментов. В прошлом в Зап. Европе была распространена полифонич. обработка напевов григорианского хорала, служившая до 16 в. основой всей многоголосной музыки. В 19-20 вв. большое значение приобрела О. нар. мелодий, к-рая чаще наз. их гармонизацией. Обработку нар. мелодий осуществляли Мн. крупные композиторы: И. Гайдн, Л. Бетховен, И. Брамс, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов и др. О. многоголосного сочинения для др. состава исполнителей часто наз. аранжировкой, переложением, а в случаях, когда произведение обрабатывается для исполнения оркестром,- оркестровкой. О. сочинения (обычно пьесы для одного инструмента - фп., скрипки и т. п.), сводящаяся к более широкому применению в нём виртуозного начала при сохранении прежнего исполнительского состава, нередко наз. транскрипцией.

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ, группа технологич. процессов, в результате к-рых изменяется форма металлич. заготовки без нарушения её сплошности за счёт относит, смещения отдельных её частей, т. е. путём пластической деформации. Осн. виды О. м. д.: прокатка (см. Прокатное производство), прессование, волочение, ковка и штам повка (см. Кузнечно-штамповочное производство). О. м. д. также применяется для улучшения качества поверхности.

Внедрение технологич. процессов, основанных на О. м. д., по сравнению с др. видами металлообработки (литьё, обработка резанием) неуклонно расширяется, что объясняется уменьшением потерь металла, возможностью обеспечения высокого уровня механизации и автоматизации технологич. процессов.

О. м. д. могут быть получены изделия с постоянным или периодически изменяющимся поперечным сечением (прокатка, волочение, прессование) и штучные изделия разнообразных форм (ковка, штамповка), соответствующие по форме и размерам готовым деталям или незначительно отличающиеся от них. Штучные изделия обычно подвергаются обработке резанием. Объём удаляемого при этом металла зависит от степени приближения формы и размеров поковки или штамповки к форме и размерам готовой детали. В ряде случаев О. м. д. получают изделия, не требующие обработки резанием (болты, винты, большинство изделий листовой штамповки).

О. м. д. может применяться не только для получения заготовок и деталей, но и как отделочная операция после обработки детали резанием (дорнование, обкатка роликами и шариками и т. п.) с целью уменьшения шероховатости поверхности, упрочнения поверхностных слоев детали и создания желательного распределения остаточных напряжений, при к-ром служебные свойства детали (напр., сопротивление усталостному разрушению) улучшаются.

О. м. д. осуществляется воздействием на заготовку внешних сил. Источником деформирующей силы может быть мускульная энергия человека (при ручной ковке, выколотке) или энергия, создаваемая в спец. машинах - прокатных и волочильных станах, прессах, молотах и т. п. Деформирующие силы могут создаваться также действием ударной волны на заготовку, напр, при взрывной штамповке, или мощными магнитными полями. напр, при электромагнитной штамповке. Деформирующие силы передаются на заготовку инструментом, к-рый обычно является твёрдым, испытывающим малые упругие деформации при пластич. деформации заготовки; в нек-рых случаях используются эластичные среды (напр., при штамповке - резина, полиуретан) или жидкости (напр., при гидростатич. прессовании).

Различают горячую и холодную О. м. д. Горячая О. м. д. характеризуется явлениями возврата и рекристаллизации, отсутствием упрочнения (наклёпа); механич. и физико-химич. свойства металла изменяются сравнительно мало. Пластич. деформация не создаёт полосчатости (неравномерности) микроструктуры, но приводит к образованию полосчатости макроструктуры у литых заготовок (слитков) или к изменению направления волокон макроструктуры (прядей неметаллич. включений) при О. м. д. заготовок, полученных прокаткой, прессованием и волочением. Полосчатость макроструктуры создаёт анизотропию механич. свойств, при к-рой свойства материала вдоль волокон обычно лучше его свойств в поперечном направлении. При холодной О. м. д. процесс пластич. деформации сопровождается упрочнением, к-рое изменяет механйч. и физико-химич. характеристики металла, создаёт .полосчатость микроструктуры и также изменяет направление волокон макроструктуры. При холодной О. м. д. возникает текстура, создающая анизотропию не только механических, но и физико-химич. свойств металла. Используя влияние О. м. д. на свойства металла, можно изготавливать детали с наилучшими свойствами при минимальной массе.

При О. м. д. изменение схемы напряжённого состояния в деформируемой заготовке позволяет влиять на изменение её формы. В условиях неравномерного всестороннего сжатия пластичность металла увеличивается тем больше, чем больше сжимающие напряжения. Рациональный выбор операций О. м. Д. и условий деформирования (гидростатич. прессование, выдавливание с противодавлением, прокатка на планетарных станах и т. п.) не только позволяет увеличить допустимое изменение формы, но и применять О. м. д. для изготовления деталей из высокопрочных, труднодеформируемых сплавов.

Научной основой проектирования и управления технологич. процессами О. м. д. является теория О. м. д.- науч. дисциплина, синтезирующая отд. разделы физики металлов, и пластичности теория. Осн. задачи теории О. м. д.: разработка методов определения усилий и работы, затрачиваемой на деформацию, расчёт размеров и формы заготовки, характера изменения её формы, методов определения допустимого (без разрушения или появления др. дефектов) изменения формы заготовки, оценки изменения механйч. и физико-химич. свойств металла в процессе его деформации и отыскание оптимальных условий деформации.

Лит.: Целиков А. И., Смирнов В. В., Прокатные станы, М., 1958; О х р и м е н к о Я. М., Технология кузнечно-штамповочного производства, М., 1966; М а л о в А. Н., Технология холодной штамповки, 4 изд., М., 1969; Сторожен М. В., Попов Е. А., Теория обработки металлов давлением, 3 изд., М., 1971. Е. А. Попов.

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ РЕЗАНИЕМ, технологич. процессы обработки металлов путём снятия стружки, осуществляемые режущими инструментами на металлорежущих станках с целью придания деталям заданных форм, размеров и качества поверхностных слоев. Осн. виды О. м. р.: точение, строгание, сверление, развёртывание, протягивание, фрезерование и зубофрезерование, шлифование, хонингование и др. Закономерности О. м. р. рассматриваются как результат взаимодействия системы станок - приспособление - инструмент - деталь (СПИД). Любой вид О. м. р. характеризуется режимом резания, представляющим собой совокупность следующих осн. элементов: скорость резания V, глубина резания t и подача s. Скорость резания - скорость инструмента или заготовки в направлении гл. движения, в результате к-рого происходит отделение стружки от заготовки, п о-д а ч а - скорость в направлении дви-жения подачи. Напр., при точении (рис. 1) скоростью резания наз. скорость перемещения обрабатываемой заготовки относительно режущей кромки резца (окружная скорость) в м/мин, подачей - перемещение режущей кромки резца за один оборот заготовки в мм/об. Глубина резания - толщина (в мм) снимаемого слоя металла за один проход (расстояние между обрабатываемой и обработанной поверхностями, измеренное по нормали). В сечении срезаемого слоя металла (см. рис. 1) рассматриваются такие элементы резания (физ. параметры): толщина срезаемого слоя и ширина срезаемого слоя; их величина при постоянных t и s зависит от гл. угла в планеф (см. Геометрия резца).

Рис. 1. Элементы режима резания при точении: 1 - обрабатываемая поверхность; 2 - поверхность резания; 3 - обработанная поверхность; D - диаметр обрабатываемой заготовки; d - диаметр детали после обработки; а и б - толщина и ширина срезаемого слоя.

В разработку основ механики процесса резания большой вклад внесли рус. и сов. учёные: И. А. Тиме, К. А. Зворыкин, А. А. Брике, А. В. Гадолин, Я. Г. Усачёв, А. Н. Челюсткин, И. М. Беспрозванный, Г. И. Грановский, А. М. Даниелян, Н. Н. Зорев, А. И. Исаев, М. В. Касьян, А. И. Каширин, В. А. Кривоухов, В. Д. Кузнецов, М. Н. Ларин, Т. Н. Лоладзе, А. Я. Малкин, А. В. Панкин, Н. И. Резников, А. М. Розенберг и др., а также зарубежные учёные: Мерчент и Эрнст (США), В. Дегнер, Р. Рейнгольд, Н. Якобе (ГДР), X. Опиц (ФРГ), Окоси (Япония), К. Скршиван (ЧССР) и др. В области практики ряд ценных работ принадлежит сов. рабочим-новаторам: Г. С. Борткевичу, П. Б. Быкову, В. И. Жирову, В. А. Карасёву, В. А. Колесову, С. И. Бушуеву, Е. И. Лебедеву, В. К. Семинскому и др.

В зависимости от условий резания стружка, снимаемая режущим инструментом (резцом, сверлом, протяжкой, фрезой и др.) в процессе О. м. р., может быть элементной, скалывания, сливной и надлома. Характер стружкообразова-ния и деформации металла рассматривается обычно для конкретных случаев, в зависимости от условий резания; от хим. состава и физико-механич. свойств обрабатываемого металла, режима резания, геометрии режущей части инструмента, ориентации его режущих кромок относительно вектора скорости резания, смазывающе-охлаждающей жидкости и др. Деформация металла в разных зонах стружкообразования различна, причём она охватывает также и поверхностный слой обработанной детали, в результате чего он приобретает наклёп и возникают внутренние (остаточные) напряжения, что рказывает влияние на качество деталей в целом.

В результате превращения механйч. энергии, расходуемой при О. м. р., в тепловую возникают тепловые источники (в зонах деформации срезаемого слоя, а также в зонах трения контактов инструмент - стружка и инструмент - деталь), влияющие на стойкость режущего инструмента (время работы между переточками до установленного критерия затупления) и качество поверхностного слоя обработанной детали. Описание температурного слоя в зоне резания (рис. 2) может быть получено экспериментально, расчётным путём или моделированием процесса резания на ЭВМ. Тепловые явления при О. м. р. вызывают изменение структуры и физико-механич. свойств как срезаемого слоя металла, так и поверхностного слоя детали, а также структуры и твёрдости поверхностных слоев режущего инструмента. Процесс теплообразования зависит также от условий резания. Скорость резания и свойства обрабатываемого металла существенно влияют на темп-ру резания в зоне контакта стружки с передней поверхностью резца (рис. 3).

Рис. 2. Температурное поле на поверхностях сверла (деталь - сталь 45; сверло из быстрорежущей стали; v = 25 м/мин', s = 0,11 .мм/об, без охлаждения).

Рис. 3. Влияние свойств обрабатываемого металла на температуру резания: 1 - сталь Ст. 3; 2 - сталь 4ОХ; 3 - чугун; 4 - латунь; 5 - алюминий.

Рис. 4. Характер изнашивания задней поверхности режущего инструмента: ОЛ - период приработки; АВ - период рабочего изнашивания; ВС - период катастрофического изнашивания.

Система сил, действующих при О. м. р., может быть приведена к единой равнодействующей силе. Однако для решения практич. задач не обязательно знать величину этой силы, важное значение имеют её составляющие: Рг - сила резания, действующая в плоскости резания в направлении гл. движения; Ру- радиальная составляющая, действующая перпендикулярно к оси заготовки (при точении) или оси инструмента (при сверлении и фрезеровании); Рх - сила подачи, действующая в направлении подачи. Силы Рz, Рх, Ру влияют на условия работы станка, инструмента и приспособления, точность обработки, шероховатость обработанной поверхности детали и т. д. На величину этих сил влияют свойства и структура обрабатываемого материала, режим резания, геометрия и материал режущей части инструмента, метод охлаждения и др. Сила Рz обычно является наибольшей-на её преодоление расходуется наибольшая мощность. Способы определения Рz, Ру, Рх могут быть теоретическими и экспериментальными, определяемыми с помощью спец. динамометров. На практике часто используют полученные на основе экспериментов эмпирич. формулы. Затрачиваемая мощность (в кет) для большинства процессов О. м. р.:

Nэ = Рz-v/60*102, где Рz - составляющая силы резания в направлении подачи в н(кгс), v - скорость резания в м/мин, потребная мощность электродвигателя станка NCT = = Nэ/n, где n - кпд станка.

Рис. 5. Зависимость стойкости резца от скорости резания

Скорость резания, допускаемая режущим инструментом, зависит от тех же факторов, что и силы резания, и находится в сложной зависимости от его стойкости (рис. 5).

Значит, влияние на О. м. р. оказывают активные смазочно-охлаждающие жидкости, при правильном подборе, а также при оптимальном способе подачи к-рых увеличивается стойкость режущего инструмента, повышается допускаемая скорость резания, улучшается качество поверхностного слоя и снижается шероховатость обработанных поверхностей, в особенности деталей из вязких жаропрочных и тугоплавких труднообрабатываемых сталей и сплавов. Вынужденные колебания (вибрации) системы СПИД, а также автоколебания элементов этой системы ухудшают результаты О. м. р. Колебания обоих видов можно снизить, воздействуя на вызывающие их факторы - прерывистость процесса резания, дисбаланс вращающихся частей, дефекты в передачах станка, недостаточную жёсткость и деформации заготовки и др.

Эффективность О. м. р. определяется установлением рациональных режимов резания, учитывающих все влияющие факторы. Для ускорения расчёта часто применяют ЭВМ. Расчёт режимов резания на ЭВМ сводится к предварит, отбору исходной информации, разработке и конкретизации алгоритмов, заполнению операц. карт исходной информацией, её кодированию и программированию алгоритмов.

Повышение производительности труда и уменьшение потерь металла (стружки) при О. м. р. связано с расширением применения методов получения заготовок, форма и размеры к-рых максимально приближаются к готовым деталям. Это обеспечивает резкое сокращение (или исключение полностью) обдирочных (черновых) операций и приводит к преобладанию доли чистовых и отделочных операций в общем объёме О. м. р.

Дальнейшее направление развития О. м. р.: интенсификация процессов резания, освоение обработки новых материалов, повышение точности и качества обработки, применение упрочняющих процессов, автоматизации и механизации обработки.

Лит.: Беспрозванный И.М., Основы теории резания металлов, М., 1948; Русские учёные - основоположники науки о резании металлов: И. А. Тиме, К. А. Зворыкин, Я. Г. Усачёв, А.Н. Челюсткин. Жизнь, деятельность и избранные труды, М., 1952; Резание металлов, М.,1954; А в а к о в А. А., Физические основы теории стойкости режущих инструментов, М., 1960; Панкин А. В., Обработка металлов резанием, М., 1961; Развитие науки о резании металлов, М., 1967; Электрические явления при трении и резании металлов, М., 1969; Брюхов В. А., П а в л о в Э. Н., Расчет режимов резания и нормирование с помощью ЭВМ, М., 1969; Роман О. В.,ЛевенцовА. А., Шелковский И. Ф., Обработка металлов резанием и станки, Минск, 1970. Д.Л.Юдин.

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ, приёмы механич. воздействия на почву, способствующие повышению её плодородия и созданию лучших условий для роста и развития растений. Применяя О. п., придают пахотному слою оптимально рыхлое мелкокомковатое строение, улучшают водный, воздушный и тепловой режимы почвы; активизируют микробиологич. процессы в ней, очищают поля от сорняков, вредителей и возбудителей болезней с.-х. культур, заделывают в почву удобрения и т. д. Выбор приёма О. п. обусловливается климатич. условиями, биологич. особенностями возделываемых культур и их назначением. Эффективность О. п. во многом зависит от технологич. свойств почвы. Осн. приёмы следующие: оборачивание - перемещение в вертикальном направлении слоев почвы, различающихся по агрономич. свойствам, напр, заделка верхнего распылённого, бесструктурного и выворачивание нижнего, более структурного горизонта. Оборачиванием почвы заделывают также пожнивные остатки, дернину, удобрения, осыпавшиеся семена сорняков, зачатки вредителей и болезней с.-х. культур. Оно осуществляется при вспашке и лущении. Рыхление (крошение) - дробление крупных почвенных отдельностей на мелкие комочки, к-рые, располагаясь рыхло, увеличивают пористость почвы и её аэрацию. В результате усиливается биологич. деятельность и накапливаются доступные для растений питат. вещества. Рыхление уничтожает также почвенную корку, задерживающую рост растений и усиливающую потерю воды. Осуществляют эту операцию или одновременно с др. операциями (оборачиванием, перемешиванием) или отдельно. Поверхностное рыхление достигается при 6оронованищ более глубокое (10-12 см) - при культивации; глубокое (20 см и более) - при обработке плугами со снятыми отвалами, плоскорезами-глубокорыхлителями и др. орудиями. Крошение почвы одновременно с её оборачиванием происходит при вспашке плугами с предплужниками и лущении; крошение и частичное перемешивание - при фрезеровании почвы. Перемешивание создаёт однородный слой с равномерным распределением органич. веществ, минеральных удобрений, извести или гипса. Этот приём применяют при почво-углублении. Перемешивание осуществляют плугами без предплужников, а также рыхлящими, но не оборачивающими орудиями. Уплотнением достигается более тесное размещение почвенных комочков, увеличение капиллярной и уменьшение некапиллярной пористости. Разрушаются глыбы, пашня несколько оседает, уменьшается проветривание почвы и испарение из неё влаги, создаются лучшие условия для прорастания семян и т. д. Для уплотнения почвы применяется её прикатывание катками. Выравнивание обеспечивает лучшие условия для посева, ухода за посевами и уборки урожая, а также снижает испарение воды из почвы. Оно достигается при бороновании, культивации, прикатывании и шлейфованин, в орошаемом земледелии - также планировкой поверхности почвы. Подрезание сорняков совмещают с оборачиванием, рыхлением и перемешиванием почвы при вспашке, лущении и культивации или проводят отдельно, используя различные культиваторы. Борозды, гряды и гребни устраивают в условиях избыточного увлажнения для регулирования воздушно-термич. и пищевого режимов почвы, а также на полях, подверженных водной эрозии, для задержания талых вод, предупреждения смыва почвы и в орошаемом земледелии (для бороздного полива).

Различают основную, специальную и поверхностную О. п. К основной О. п. относят обычную вспашку; к специальной - плантажную, ярусную и др. виды вспашки, глубокое рыхление, фрезерование, кротование, щелевание, обвалование склонов; к поверхностной - прикатывание, боронование, шлейфование, лущение, дискование, культивацию, окучивание, бороздование и др. Совокупность последовательно выполняемых приёмов механич. воздействия на почву наз. системой О. п. В СССР различают системы О. п.: под яровые и озимые культуры; земель, подверженных водной и ветровой эрозии; вновь осваиваемых земель; земель в условиях орошения.

Система О. п. под яровые и озимые культуры складывается из основной, предпосевной и послепосевной обработки. Основная О. п. под яровые культуры - зяблевая обработка почвы, проводимая летом и осенью предшествующего посеву года. Она включает, напр, на засорённых полях из-под зерновых культур, послеуборочное лущение жнивья и зяблевую вспашку после появления всходов сорняков; в р-нах с продолжительной и тёплой осенью, кроме того, двух-трёхкратную культивацию по мере отрастания сорняков. Под озимые культуры основную О. п. начинают с осени предшествующего посеву года (чёрный пар) или с весны и лета в год посева озимых (ранний, занятый, сидеральный, кулисный пары). Предпосевную О. п. под яровые культуры проводят в весенний период, под озимые - в весенне-летний. В системе предпосевной О. п. под яровые и озимые культуры преобладают приёмы поверхностной обработки - боронование, культивация, прикатывание; под картофель, хлопчатник и нек-рые др. культуры применяют также глубокое рыхление почвы, а в зоне достаточного и избыточного увлажнения - перепашку зяби. Послепосевная О. п. охватывает период от посева до уборки с.-х. культуры и состоит гл. обр. из прикатывания почвы, боронования посевов, междурядных обработок и окучивания растений.

Система О. п. на землях, подверженных водной и ветровой эрозии, включает спец. приёмы. Напр., против водной эрозии применяют глубокую вспашку плугом с почвоуглубителями, глубокое безотвальное рыхление и т. п. Все виды О. п. осуществляют поперёк склона (по горизонталям), т. е. перпендикулярно к направлению стока воды. На склонах св. 2° применяют обвалование зяби, лункование, щелевание и др. водозадерживающие приёмы. Для предотвращения ветровой эрозии осуществляют безотвальную обработку почвы плоскорезами с сохранением стерни.

Системы О. п. вновь осваиваемых земель зависят от природных зон СССР. Так, в сев. и сев.-зап. р-нах нечернозёмной полосы, целинные земли к-рых в большинстве случаев требуют мелиорации, в систему их освоения после культуртехнич. работ входит вспашка спец. мощными плугами с винтовыми отвалами или кустарниково-болотными плугами, дискование тяжёлыми боронами, фрезерование болотными фрезами и т. д. В лесостепной и степной зонах СССР, земли к-рых обладают, как правило, высоким плодородием, применяют разного вида глубокую вспашку, дискование и культивацию.

Система О. п. в условиях орошения тесно связана с режимом орошения. В нужных случаях во время вспашки поле готовят к влагозарядковому поливу, после влагозарядки, при наступлении физич. спелости, почву ещё осенью обрабатывают для сохранения влаги и уничтожения сорняков. В систему О. п. включают планировку (выравнивание) поверхности поля, зяблевую обработку, создание временной оросит, сети, предпосевную обработку, уход за посевами, подготовку почвы под повторные посевы.

Лит.: Земледелие, под ред. С. А. Воробьева, 2 изд., М., 1972; Теоретические вопросы обработки почв, Л., 1968. С. А. Воробьёв.

ОБРАДОВИЧ (Обрадовип) Доситей (до монашества - Димитрий) (ок. 1742, Чаково, Воеводина,- 28.3.1811, Белград), сербский просветитель, писатель. Сын ремесленника. Побывал во мн. странах Европы, в т. ч. в России (в Белоруссии, 1787), учился в нем. ун-тах. Был первым министром просвещения Сербии. Автор философских и нравоучит. сочинений, песен; переводил басни Эзопа и др. баснописцев. Первым стал писать на нар. языке. Автобиографич. роман "Жизнь и приключения Димитрия Обрадовича..." (ч. 1-2, 1783-88) - первая книга светского содержания на серб. яз. Писал патриотич. стихи об освободит, борьбе серб, народа.

Соч.: Сабрана дела, т. 1-3, Београд, 1961.

Лит.: Радченко К. Ф., Д. Обрадовнч и его литературная деятельность, К., 1897; Г а в е л а г)., Д. Обрадовип, 2 изд., Београд, 1955.

ОБРАЗ в философии, результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-историч. практики, на основе и в форме знаковых систем. На чувств, ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне логич. мышления - понятия, суждения и умозаключения. О. имеет своим объективным источником предметы и явления материального мира; в этом смысле О. вторичен по отношению к своему оригиналу. Материальный субстрат О.- соответствующие нейрофизиологич. процессы, протекающие в коре головного мозга человека или животного. Материальной формой воплощения О. выступают практич. действия, язык, различные знаковые модели. Специфич. формой О. является художественный образ.

Своеобразие О. заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоят, бытия вне отношения к своему материальному субстрату - мозгу и к объекту отражения. О. объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект. Но О. объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче своей копии. Однажды возникнув, О. приобретает относительно самостоят, характер и играет активно-действенную роль в поведении человека и животных. Он регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями. См. Отражение и лит. при этой статье. А. Г. Спиркин.

ОБРАЗ ЖИЗНИ, понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий п особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. О. ж. определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации. Так, напр., говорят о буржуазном О. ж., о социалистическом О. ж. Внутри данной формации в свою очередь различают особенности О. ж. того или иного класса, социального слоя, гор. и сел. населения. Все существующие в обществе социальные различия - между классами и социальными слоями, между городом и деревней, между людьми умств. и физич. труда, между квалифицированными и неквалифицированными работниками - находят своё отражение в их О. ж. Это даёт основание говорить о различных видах (или подвидах) О. ж. внутри каждого общества, причём нек-рые из них могут находиться даже в отношении противоположности друг к Другу (напр., при капитализме паразитич. О. ж. буржуа, особенно рантье, и О. ж. трудового человека; гор. О. ж. и "идиотизм деревенской жизни" и т. д.). О. ж. охватывает типич. для данного общества, класса, социального слоя условия и формы жизнедеятельности людей. Они вытекают прежде всего из их способа производства. "...Способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени, это - определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, к а к они производят. Что представляют собой индивиды - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 19). В сходном смысле классики марксизма-ленинизма нередко употребляли и понятие "уклад жизни", к-рое можно рассматривать как совокупность объективных компонентов "образа жизни".

О. ж. охватывает все существ, сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политич. и обществ, жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на О. ж. сказываются не только экономич. отношения, но и общественно-политич. строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь О. ж. людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.

О. ж.- социологпч. категория, более богатая по сравнению с экономич. категорией "уровень жизни", к-рая выражается гл. обр. количеств, показателями. К ним обычно относят уровень заработной платы и средний доход на душу населения, уровень цен на предметы широкого потребления, средние нормы потребления на душу населения и т. д. О. ж. включает в себя наряду с количественными и качеств, характеристики условий и форм жизнедеятельности людей.

Понятие "О. ж." подменяется нек-рыми бурж. социологами понятием "стиль жизни", к-рый рассматривается как объект индивидуального выбора человека. По мнению амер. социолога А. Тофле-ра, для века научно-технич. революции характерно возрастающее разнообразие "стилей жизни". "Поэтому иностранец, попадающий ныне в американское, английское, японское или шведское общество наших дней, должен выбирать не из четырех - пяти основных классовых стилей жизни, но буквально из сотен различных возможностей" (Т о f f l e r A., The Future shook, L., 1970, p. 306). Др. бурж. социологи утверждают, что растущее единообразие О. ж. (и богатые, и бедные якобы одинаково одеваются, курят одни и те же сигареты и т. д.) ведёт к стиранию классовых антагонизмов. За внешней противоположностью этих точек зрения скрывается стремление отделить О. ж. от классовой принадлежности людей. Между тем в обществе, расколотом на антагонистич. классы, нет и не может быть единого О. ж. Здесь, по словам В. И. Ленина, "у каждого общественного слоя свои „манеры жизни", свои привычки, свои склонности" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 342).

Глубокие различия в О. ж. закрепляют классовую дифференциацию. "Поскольку миллионы семей,- писал К. Маркс,- живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов,- они образуют класс" (М арке К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 208).

Органич. чертами бурж. О. ж. являются глубокая противоположность между людьми, владеющими и лишёнными средств производства, между богатством и нищетой, эксплуатация труда, дискриминация по половому, возрастному и нац. признакам, постоянная угроза безработицы, к-рая превращается в действительность для части трудящихся, классовые, имуществ. барьеры в получении образования. Всё это порождает у трудящихся неуверенность в завтрашнем дне, унижает человеч. достоинство. Господство частной собственности на средства производства, культивирование прибыли, материального успеха в качестве идеала и мерила человека порождают индивидуализм, конкуренцию и рознь между людьми. Угрожающие размеры приобрели преступность, наркомания, порнография. Характерной чертой бурж. О. ж. является также отстранение от активного участия в обществ, жизни широких масс трудящихся, к-рые лишь в борьбе против капитализма, монополий завоёвывают и расширяют свои демократич. права. Идеологии потребительства, насаждаемой пропагандистами бурж. О. ж., рабочий класс противопоставляет борьбу за подлинное достоинство трудящегося человека, требования гарантий занятости, возможности овладеть достижениями науки и культуры.

Социалистич. О. ж. преодолевает и преобразует унаследованные от прошлого уклады жизни. Он характеризуется господством обществ, собственности, освобождением труда от эксплуатации, единством коренных интересов рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей. Общество развивается на основе единого гос. плана; социалистическая система хозяйства гарантирует отсутствие кризисов и безработицы. Труд становится мерилом чести и достоинства человека, его положения в обществе, а право на труд и его справедливую оплату входят в число важнейших принципов социалистич. общества. В условиях социализма, утвердившегося в СССР, функционирует бесплатная система среднего и высшего образования и выплачиваются стипендии всем успевающим студентам. Трудящимся обеспечено бесплатное медицинское обслуживание. Так, по обеспеченности врачебным персоналом СССР занимает первое место в мире.

Успешно преодолеваются ещё имеющиеся в условиях социализма существенные различия между городом и деревней, между физич. и умств. трудом, между работниками разной квалификации с целью создания равных возможностей для развития способностей всех членов общества. Важную роль в этом играют растущие фонды обществ, потребления, что способствует выравниванию условий развития людей (возможности получения образования, воспитания детей, охраны здоровья, пользование благами культуры и др.). Социалистич. О. ж. гармонически сочетает рост материального благосостояния с развитием духовных потребностей людей, рост пром. потенциала с оздоровлением окружающей человека среды, неизмеримо обогащает жизнь людей, насыщает её творческим содержанием, способствует утверждению новых норм и ценностей - коллективизма, гуманизма и интернационализма. Осуждению подвергаются пренебрежение обществ, благом, стремление к наживе, стяжательству, эгоизм и мещанство, ведётся активная борьба с предрассудками и пережитками прошлого. Социалистич. О. ж. характеризуется совершенствованием социалистич. демократии, возрастанием роли широких масс трудящихся во всех сферах обществ, деятельности, их сознательным участием в политике, управлении всеми делами государства.

Психологии людей в социалистич. обществе присущи социальный оптимизм, вытекающий из уверенности всех в своём будущем, взаимной заботы общества о каждом человеке и каждого человека об обществе, чувство хозяина страны. Г. Е. Глезерман.

ОБРАЗЕЦ ПРОМЫШЛЕННЫЙ, см. Промышленный образец.

ОБРАЗОВАНИЕ, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, к-рые выработало человечество, усвоение результатов общественно-историч. познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и иск-ве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О.- необходимое условие подготовки к жизни и труду, осн. средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Осн. путь получения О.- обучение в различных уч. заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умств. развитии человека играют также самообразование, культурно-просветит. работа, участие в общественно-трудовой деятельности.

Содержание О., его уровень определяются требованиями общественного произ-ва, обусловливаются обществ, отношениями, состоянием науки, техники, культуры, а также уровнем развития школьного дела и пед. науки. В классовом обществе О. носит классово-историч. характер, что проявляется в построении систем нар. образования, в содержании О. и методах обучения. Сословно-классовому характеру бурж. школьной системы с присущими ей ограничением уровня образования для детей трудящихся, а в нек-рых странах и расовой дискриминацией, большим удельным весом частных и церк. школ сов. система нар. образования противопоставляет такие принципы, как равенство всех граждан СССР в получении О., обязательность О. для всех детей и подростков; гос. и общественный характер уч.-воспитат. учреждений; свобода выбора языка обучения; бесплатность всех видов О., содержание части уч-ся на полном гос. обеспечении, система стипендий для уч-ся и др.; единство системы нар. образования и преемственность всех типов уч. заведений; единство обучения и коммунистич. воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания с жизнью, с практикой коммунистич. строительства; науч. характер О., его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры; гуманистич. и высоконравственный характер О. и воспитания; совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии.

Различают общее и спец. О. Общее О. даёт знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии, специальное - необходимые работнику определённой профессии и квалификации. В социалистич. странах общее О. имеет своей задачей вооружение уч-ся совокупностью знаний основ наук, а также соответствующих умений и навыков, к-рые необходимы для всестороннего развития личности, воспитания активных и сознат. строителей социализма и коммунизма, формирования у них мировоззрения и коммунистич. нравственности. В неразрывной связи с общим О. в СССР и др. социалистич. странах находится политехническое образование. Большое социальное и нар.-хоз. значение имеет переход в СССР в условиях развитого социалистич. общества к всеобщему среднему образованию (база всестороннего развития личности каждого члена общества, обеспечения полного равенства всех граждан в получении О., необходимая предпосылка для овладения любой профессией на уровне совр. достижений науки, техники, культуры).

Общее О. является необходимой основой спец. О. Спец. О. включает ряд отраслей: горное, радиотехнич., строительное, математическое, энергетическое, с.-х., мед., историческое, пед. и т. п. Подготовка специалистов предусматривает изучение спец. знаний в тесной связи с раскрытием общих науч. принципов совр. произ-ва. По своему уровню спец. О. делится на высшее образование, среднее специальное образование, профессионально-техническое образование, к которому примыкает краткосрочная подготовка рабочих непосредственно на производстве.

Принципы построения, осн. задачи и пути совершенствования всех звеньев системы сов. нар. образования определены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973). Сов. школа (в широком смысле слова) призвана обеспечивать нар. х-во кадрами, способными органически соединять достижения науч.-технич. революции с достижениями социализма, с решением задач коммунистич. стр-ва. Общее ср. образование подрастающего поколения, отвечающее совр. требованиям обществ, и науч.-технич. прогресса, вооружение уч-ся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию знаний и умения самостоят, пополнять их и применять на практике - задачи средней общеобразовательной школы, профессионально-технических учебных заведений и средних специальных учебных заведений. Науч.-технич. революция обусловливает усиление темпов обновления орудий произ-ва, его технологии, сокращение сроков внедрения в практику новых науч. открытий; это требует от работников большого объёма совр. общенаучных и спец. знаний. Профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения решают задачу подготовки кадров, умеющих быстро ориентироваться в изменяющихся условиях производственной деятельности, сочетать широкие общетехнические и культурные знания с отличным владением конкретной специальностью, творческим отношением к труду.

В СССР и др. социалистич. странах право на О. является одним из важнейших проявлений социалистич. демократии, законодательно закреплённых конституциями, оно фактически обеспечивается широким развитием сети школ разных типов, высших и средних специальных уч. заведений. Развитие О. в СССР создаёт предпосылки для ликвидации различия между умственным и физич. трудом.

В классово-антагонистическом обществе правящие классы используют образоват. систему как средство укрепления своего господства, подчиняя этой цели содержание О. Противоречие между потребностями капиталистич. произ-ва в квалифицированных обученных кадрах и стремлением господствующих классов по политич. мотивам ограничить образо-ват. уровень трудящихся особенно обостряется в периоды кризисов и реакции и выступает с наибольшей силой в эпоху империализма. В совр. капиталистич. странах существенно различен уровень О. в массовых и привилегированных ср. школах.

Классово-историч. характер О. проявляется не только в принципах построения систем нар. О., но и в идейной направленности программ, учебников, всей практики преподавания. Социалистическая школа вооружает уч-ся подлинно науч. знаниями, т. к. содержание О. строится на методологии марксизма-ленинизма, подводящей уч-ся к диалектико-материалистич. пониманию законов развития природы, общественной жизни и человеческого сознания.

Совр. технич. прогресс, рост культурных потребностей членов сов. общества вызывают необходимость совершенствовать содержание О. Научно-технич. прогресс с его постоянно возрастающей науч. информацией обусловливает необходимость непрерывного О., регулярного пополнения трудящимися общеобразовательных, общетехнич. и спец. знаний. Поэтому в системах нар. О. СССР и др. социалистич. стран получили широкое развитие различные формы повышения квалификации и самообразования трудящихся.

В тесной связи с содержанием О. находится обучение, в к-ром реализуются цели О. Цели и характер О. оказывают большое влияние на методы обучения. Широкое применение современных технич. средств, методов самостоят, познавательной деятельности обусловливает повышение эффективности обучения. Одна из важных задач школы - привитие уч-ся интереса к самообразованию, формирование навыков самостоятельной работы. Большую помощь занимающимся самообразованием оказывают гос. и общественные организации (издание массовых науч.-популярных журналов и книг, организация спец. обще.образовательных радио- и телепередач, выпуск научно-технических фильмов, развитие сети партийно-политич. просвещения и т. п.).

О. тесно связано с воспитанием, формированием качеств личности. Эта объективно существующая взаимозависимость проявляется в том, что О. является необходимым и могучим фактором воспитания. Сов. школа, решая общеобразовательные задачи, вооружая уч-ся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, формирует на этой основе коммунистич. взгляды и убеждения уч-ся, их мировоззрение и нравственно-волевые качества. Вместе с тем правильно поставленное воспитание личности способствует успешному овладению знаниями. Единство О., обучения и воспитания достигается путём осуществления принципа воспитывающего обучения, проведения воспитательной работы в системе внеучебных образовательных занятий, в процессе деятельности пионерских и комсомольских организаций. Соединение обучения с общественно полезным трудом, использование влияния социалистич. общественной среды позволяют успешно решать образоват. и воспитат. задачи, поставленные перед сов. школой Коммунистич. партией. Э. И. Моносзон.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ, см. в ст. Цензы избирательные.

ОБРАЗЦОВ Василий Парменович [1(13). 1.1849 (по др. сведениям, 1851), Грязовец, ныне Вологодской обл. (по др. сведениям, Вологда), - 14.12.1920, Киев], рус. терапевт. Окончил (187,5) Петерб. медико-хирургич. академию. В 1877-78 принимал участие в качестве полкового врача в русско-турецкой войне. С 1893 проф. Киевского ун-та. О. и его ученик Н. Д. Стражеско впервые (1910) чётко описали клинич. картину инфаркта миокарда. О. разработал методы глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости (1887), выстукивания грудной клетки непосредственно одним пальцем (1910). Доказал преимущество непосредственного выслушивания ухом при выявлении ряда звуковых изменений деятельности сердца, внёс много нового в учение о механизме раздвоения тонов сердца и ритма галопа. Выделил энтериты как самостоят, клинич. форму (1895), усовершенствовал диагностику ряда заболеваний органов пищеварения. Создал крупную терапевтич. школу, среди представителей к-рой: М. М. Губергриц, Ф. А. Удинцов, В. Н. Иванов и др.

Соч.: Избр. труды, К., 1950.

Лит.: Стражеско Н. Д., Губергриц М. М., Удинцов Ф. А., Профессор В. П. Образцов, К., 1947 (лит.); Прим а к Ф. Я., Жизнь и деятельность В. П. Образцова, его влияние на современную клиническую медицину, "Врачебное дело", 1970, № 8; Г у б е р г р и ц А. Я., Роль В. П. Образцова в развитии отечественной гастроэнтерологии, "Клиническая медицина", 1971, № 1.

ОБРАЗЦОВ Владимир Николаевич [6(18).6.1874, Николаев,- 28.11.1949, Москва], советский учёный в области транспорта, акад. АН СССР (1939). Окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения в 1897. С 1901 преподавал в Моск. инженерном уч-ще; в 1919-22 проф. Моск. ин-та гражд. инженеров, в 1923- 1949 - Моск. ин-та инженеров ж.-д. транспорта, в 1935- 1940 начальник Н.-и. ин-та ж.-д. трансп. в Москве, с 1939 до конца жизни возглавлял секцию по науч. разработке проблем транспорта АН СССР. Осн. труды посвящены вопросам станционного х-ва жел. дорог, проектированию ж.-д. станций и трансп. узлов, плановому распределению сортировочной работы на сети жел. дорог, построению плана формирования поездов, а также проблемам взаимодействия и развития сети различных видов транспорта в СССР. Чл. ВЦИК 16-го созыва (1935J. Деп. Верх. Совета 1-2-го созывов. Гос. пр. СССР (1942, 1943). Награждён 3 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

В. Н. Образцов.

Соч.: Энциклопедия путей сообщения. Вводный курс, М.- Л., 1925; Основные данные для проектирования железнодорожных станций, М.- Л., 1929; Железнодорожные узлы, М.- Л., 1933; Станции и узлы, М., 1949 (совм. с др.).

Лит.: Владимир Николаевич Образцов, М., 1944 (Материалы к библиографии трудов учёных СССР. Серия технических наук. Транспорт).

ОБРАЗЦОВ Иван Филиппович (р. 28.7. 1920, дер. Быки, ныне Максатихинского р-на Калининской обл.), советский учёный в области строит, механики и теории прочности летат. аппаратов, чл.-корр. АН СССР (1966). Чл. КПСС с 1944. По окончании в 1944 Моск. авиац. ин-та им. С. Орджоникидзе преподавал в нём (с 1957 проф., в 1958-72 ректор). С 1972 министр высшего и среднего спец. образования РСФСР. Осн. труды по теории и общим методам расчёта тонкостенных пространств, систем, особенно оболочечных конструкций типа крыла, фюзеляжа и корпуса летат. аппарата, а также по методам расчёта оптимальных конструкций заданной надёжности и живучести при сложном спектре действующих внешних нагрузок и эксплуатац. режимов. Деп. Верх. Совета РСФСР 7-8-го созывов. Пред, правления об-ва "Знание" РСФСР (с 1968). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ОБРАЗЦОВ Сергей Владимирович [р. 22.6(5.7).1901, Москва], русский советский театральный деятель, актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1954), Герой Социалистич. Труда (1971). Сын В. Н. Образцова. В 1918-26 учился на живописном ф-те Высших художеств, мастерских. В 1922-30 артист Муз. студии МХАТа (с 1926-Муз. театр им. Немировича-Данченко), в 1930-36 - МХАТа 2-го, исполнял острохарактерные роли. В 1920 впервые выступил с куклами. К сер. 30-х гг. становится популярным артистом эстрады. Выступает в пародийном жанре "романсы с куклами". В 1931 возглавил Гос. центр, театр кукол. Разработал теорию и методику этого театра, создал репертуар, воспитал творч. кадры актёров и режиссёров. Среди пост, для детей: "Каштанка" Сперанского (1935), "По щучьему велению" Тараховской (1936), "Лампа Аладдина" Гернет (1940), "Мистер Твистер" Маршака (1961), "Тигрик-Петрик" Гернет (1965); для взрослых - "Ночь перед рождеством", "Король-олень" Сперанского (1941, 1943), "Необыкновенный концерт" (1946), "Чортова мельница" и "Божественная комедия" Штока (1953, 1961), "Новоселье" (1970), "Говорит и показывает Центральный театр кукол" (1973). С 1956 О. работает также в кино как сценарист и режиссёр. Среди фильмов: "Удивительное рядом" (1962), "Кинокамера обвиняет" (1968), "Невероятная правда" (1970), "Кому он нужен, этот Васька!" (1973). Вице-президент Междунар. союза кукольников (с 1957), президент Сов. центра этой орг-ции (с 1958). С 1935 (с перерывами) ведёт педагогич. работу (с 1973 проф.). Гос. пр. СССР (1946), Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского (1967). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

С. В, Образцов с куклой Тяпой.

Соч.: Актёр с куклой, М.- Л., 1938; Моя профессия, М., 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, М., 1956; Эстафета искусств, "Искусство кино", 1966, № 1, 3, 7; 1967, № 3; 1968, № 6, 11; 1971, № 6.

Лит.: Смирнова Н. И., Советский театр кукол. 1918 - 1932, М., 1963; её же, Театр Сергея Образцова, [М., 1971].

ОБРАЗЦОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, меры, измерительные приборы и измерительные преобразователи, служащие для поверки по ним др. средств измерений и аттестованные в качестве образцовых. О. с. и. подразделяются на разряды: 1-й, 2-й и т. д. О. с. и. 1-го разряда аттестуются по эталону или, при его отсутствии, путём косвенных измерений по О. с. и. других физич. величин. О. с. и. 2-го разряда аттестуются по О. с. и. 1-го разряда и т. д. В конечном счёте назначением О. с. и. является обеспечение поверки всех применяемых в стране рабочих средств измерений.

О'БРАЙЕН (O'Brien) Джеймс (лит. псевд., ставший вторым именем, Б р о н т е р, Bronterre) (6.2.1802, Гранард, Лонгфорд,- 2.12.1864, Лондон), один из лидеров чартистского движения в Великобритании. В 30-е гг. выступил как радикальный журналист. Был редактором ряда чартистских изданий. В своих статьях стремился дать теоретич. и историч. обоснование требованиям чартистов. Во взглядах О'Б. мысли о значении нар. революций, о классовых противоречиях в бурж. обществе, о политич. борьбе как средстве социального преобразования, интерпретируемого в целом в духе социалистич. идеалов Р. Оуэна, сочетались с мелкобурж. радикальными утопиями. Гл. средством достижения социального равенства считал национализацию земли. Частную собственность на орудия произ-ва О'Б. рассматривал как институт, совместимый с социализмом. Защищая до 1848 революц. методы борьбы, О'Б. со времени ирландского восстания 1848 стал проповедником только мирных реформ. Сторонники О'Б. образо