загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

императора Фридриха I Барбароссы). Участник 2-го крестового похода (1147-49). Написал (между 1143 и 1146) "Хронику", в к-рой изложил события всемирной истории (до 1146). Это сочинение содержит не только ценный фактич. материал (особенно по истории Германии), но и первую (после Августина) попытку филос. осмысления (в духе богословской концепции Августина) хода всемирной истории. В "Деяниях императора Фридриха I" (сочинение написано в 1157-58 по поручению и плану самого императора) изложил историю Германии (в апологетическом к Фридриху I и Штауфенам плане) со времени правления Генриха IV до 1156 (соч. было продолжено до 1160 Рахвином, секретарём О. Ф.).

Соч.: Chronik oder die Geschichte der zwei Staaten, В., 1960 (лат. и нем. текст); Gesta Friderici I imperatoris, hrsg. von G. Waitz und B. Simson, 2 Aufl., В., 1912. Лит.: Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.- Л., 1964 (лит.).

ОТХАРКИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА, группа лекарственных средств, облегчающих выведение мокроты усилением секреции бронхиальных желез или разжижением секрета, а также усилением сокращений мускулатуры бронхов. О. с. оказывают на мускулатуру и слизистую оболочку бронхов прямое или рефлекторное действие. К О. с. прямого действия относят эфирные масла (эвкалиптовое, анисовое масла, скипидар), терпингидрат, иодиды калия и натрия. Действующие начала эфирных масел - терпены и ароматич. углеводороды, оказывающие стимулирующее влияние на бронхиальные железы. Эти масла, обладающие также антисептич. и дезодорирующими свойствами, эффективны при приёме внутрь и ингаляции. Гидрокарбонат натрия и хлорид аммония оказывают слабое отхаркивающее действие, влияя в основном на вязкость секрета бронхиальных желез. Растворяя муцин, эти О. с. способствуют разжижению мокроты. Более эффективное средство - трипсин (протеолитич. фермент), понижающий вязкость мокроты за счёт деполимеризации белковых молекул, к-рые входят в её состав.

О. с. рефлекторного действия - препараты из лекарственных растений (ипекакуаны, термопсиса, сенеги). Алкалоиды и сапонины, содержащиеся в них, при приёме внутрь раздражают рецепторы слизистой оболочки желудка и рефлекторно усиливают секрецию бронхиальных желез и перистальтику гладкой мускулатуры бронхов.

О. с. применяют при бронхите и др. воспалит. заболеваниях дыхат. путей, сопровождающихся кашлем с вязкой, трудно отделяемой мокротой.

Лит.: Вотчал Б. Е., Очерки клинической фармакологии, 2 изд., М., 1965; 3акусов В. В., фармакология, 2 изд., М., 1966; Машковский М. Д., Лекарственные средства, 7 изд., ч. 1 - 2, М., 1972. В. В. Чурюканов.

ОТХОД, действия войск, применяемые с целью вывода подразделений, частей, соединений из-под ударов противника и занятия выгодного рубежа для обороны, проведения контратаки (контрудара), сокращения протяжённости фронта, выигрыша времени и др. О. может происходить с выходом из боя или преднамеренно вне соприкосновения с противником. О. с выходом из боя осуществляется под прикрытием специально выделенных подразделений, к-рые активными действиями обеспечивают скрытность О. и успешное его осуществление. О. главных сил прикрывается действиями арьергардов, тыльных и боковых походных застав, организацией засад, устройством заграждений и разрушений. О. производится только по приказу старшего начальника.

ОТХОДНИЧЕСТВО, временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в р-ны развитой пром-сти и с. х-ва. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феод. эксплуатации и повышением роли ден. оброка. Играло значит. роль в период становления капитализма. О. способствовало имущественному разложению крестьянства, втягивая его в сферу ден. отношений, вело к разрушению консервативной идеологии. При О. крестьянин становился на время наёмным рабочим. Возникшее примерно в 17 в. в незначит. размерах, О. во 2-й пол. 18 в. резко возрастает, становясь одним из признаков разложения феодализма. Наибольшего развития получило в Центр. пром. р-не, приуральских и сев. губерниях ввиду неблагоприятных условий для с. х-ва в этих р-нах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губ. в 50-х гг. 18 в. уходило 15-20% муж. населения. В 1-й пол. 19 в. насчитывалось св. 1 млн. крестьян-отходников. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление обществ. разделения труда лежали в основе пореформенного О. Развитие капиталистич. с. х-ва в р-нах Ср. и Ниж. Поволжья и Юга России вело к росту О. в эти р-ны, в т. ч. и из пром. губерний. В кон. 19 - нач. 20 вв. неземледельческое О. сокращается в связи с появлением кадрового пром. пролетариата и усложнением пром. произ-ва. Доля пром. О. в Московской губ. за 50 лет сократилась в полтора раза. О. способствовало росту классового самосознания крестьянства и революционизации деревни.

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3; Шаховский Н. В., Сельскохозяйственные отхожие промыслы, М., 1896; Рашин А. Г., К вопросу о формировании рабочего класса в России в 30-50 гг. XIX в., в сб.: Исторические записки, т. 53, М., 1955; Панкратова А. М., Пролетаризация крестьянства и ее роль в формировании промышленного пролетариата России (60- 90 гг. XIX в.), там же, т. 54, М., 1955; Ковальченко И. Д., Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в., М., 1967; Федоров В.А., Помещичьи крестьяне Центрально-промышленного района России конца XVIII - первой половины XIX в., М., 1974.

ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА, разнообразные по составу и физико-химич. свойствам остатки, образующиеся в процессе произ-ва продукции: рудная мелочь, обрезки, стружка и т. п.; балластная часть минерального сырья и топлива, отделяемая при обогащении; зола и шлаки, образующиеся при сжигании топлива и др. Количество отходов зависит от принятой технологии произ-ва, качества исходного сырья, размерности материала, организации производств. процессов. Технич. прогресс позволяет резко сократить О. п., а также использовать значит. их часть в качестве сырья для получения побочной продукции. Уменьшение кол-ва отходов или повторное их использование даёт возможность значительно снизить расход сырья и материалов, стоимость продукции повысить эффективность произ-ва. В СССР и ряде др. стран создаются новые и совершенствуются существующие технологич. процессы, с тем чтобы максимально сократить О. п., а в отд. случаях полностью их ликвидировать. К этим процессам относятся разработка замкнутых оборотных технологич. циклов, резкое сокращение О. п. в виде сточных вод и пром. выбросов в атмосферу, особенно в химич., металлургич., нефтедобывающей, нефтеперерабат., угольной, целлюлозно-бум. пром-сти, создание пром. комплексов, в к-рых одно предприятие использует в качестве сырья О. п. другого. Такие меры позволяют обеспечивать чистоту атмосферы, гидросферы и почвы, экономить природные ресурсы. В СССР мероприятия, связанные с уменьшением О. п. или их утилизацией, включаются в планы произ-ва и материальнотехнич. снабжения. Сбор, хранение и отгрузка О. п. в ряде отраслей пром-сти поощряются путём премирования работников предприятия. См. также Газов очистка, Очистка воздуха.

А. И. Имшенецкий.

ОТЦЕЖИВАЮЩИЕ ОРУДИЯ ЛОВА, сетные орудия лова, в к-рых рыба можег быть отделена от воды путём фильтрации (отцеживания) воды сквозь ячеи сетного полотна. При выборке О. о. л. рыба остаётся на нём, не запутываясь в ячеях сетного полотна (не объячеиваясь). Такие О. о. л., как тралы, неводы и ловушки, широко применяются в совр. пром. рыболовстве.

ОТЦОВСКИЙ РОД, патрилинейный род, экзогамный (см. Экзогамия) коллектив кровных родственников по отцовской линии, осознающий свою общность, что проявляется в родовых названиях, вере в происхождение от одного предка и т. д. О. р. наиболее характерен для эпохи патриархата, т. е. для периода разложения первобытнообщинных отношений, но в своих ранних формах он зафиксирован и в нек-рых наиболее отсталых из известных этнографии обществ (часть аборигенов Австралии, индейцев Америки и др.) Поздние пережиточные формы О. р. иногда длит. время сохраняются в классовом обществе. При этом у нек-рых народов (части банту, арабов и др.) О. р. становится эндогамным (см. Эндогамия). См. также ст. Род и лит. при ней.

ОТЦОВСТВО в советском праве, факт происхождения ребёнка от данного мужчины, удостоверенный записью о рождении в органах загса. При рождении ребёнка от лиц, состоящих в зарегистрированном браке, отцом ребёнка признаётся супруг матери. Если брак родителей не зарегистрирован, О. может быть установлено по совместному заявлению отца и матери ребёнка. При отсутствии такого заявления О. в отношении ребёнка, родившегося после 1 окт. 1968, может быть установлено в судебном порядке по заявлению любого из родителей, опекуна (попечителя), лица, на иждивении к-рого ребёнок находится, а также самого ребёнка по достижении им совершеннолетия. Условия, при к-рых суд может установить О., закреплены в кодексах о браке и семье союзных республик (напр., ст. 48 КоБС РСФСР). На основании совместного заявления родителей или решения суда об установлении О. либо факта признания О. в книге регистрации рождений производится соответствующая запись, а также выдаётся свидетельство о рождении ребёнка. С актом регистрации О. связывается возникновение родительских прав и обязанностей.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ, традиционное назв. виднейших деятелей христ. церкви 2-8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные О. ц. в католицизме- Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст,Иоанн Дамаскин. Церковь считает О. ц. лишь тех, к-рые причисляются ею к лику святых и учение к-рых признаётся ортодоксальным (напр., такие видные раннехрист. мыслители, как Ориген и Тертуллиан, не включаются в число О. ц.). См. также Патристика.

ОТЧЕНАШЕК (Otcenasek) Ян (р. 19. 11.1924, Прага), чешский писатель. Окончил торг. уч-ще. В годы нем.-фаш. оккупации Чехословакии работал на заводе, участвовал в Движении Сопротивления. Лит. деятельность начал в послевоен. годы. Автор романов "Широким шагом" (1952), "Гражданин Брих" (1955, рус. пер. 1957), обращённых к нравств. и обществ. проблемам периода строительства социалистич. общества. В романе "Хромой Орфей" (1964, рус. пер. 1966), в повести "Ромео, Джульетта и тьма" (1958, рус. пер. 1960) О. раскрывает трудную судьбу поколения, чья юность пришлась на годы фашизма. Гос. пр. им. К. Готвальда (1956).

Лит.: Бенштейн И., Олонова Э., Современный чешский и словацкий роман, М., 1962; Hajek J., Otcenasek, в кн.: Literatura a zivot, Praha, 1955.

ОТЧЕСТВО, в СССР часть родового имени, к-рая присваивается ребёнку по имени отца при регистрации рождения. При рождении ребёнка у женщины, не состоящей в зарегистрированном браке (если отцовство в определённом законом порядке не установлено), О. ребёнка записывается по указанию матери. Изменение О. допускается по достижении 18 лет в порядке, установленном Указом Президиума Верх. Совета СССР от 26 марта 1971 "О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имён и отчеств" ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1971, № 13, ст. 146).

ОТЧЁТНОСТЬ в СССР, одна из осн. форм статистич. наблюдения. Программа О. представляет систему показателей, характеризующих итоги деятельности предприятия, орг-ции, учреждения за отчётный период. Данные О. являются базой для составления нар.-хоз. планов и служат орудием контроля за их выполнением. О. подразделяется на статистич. и бухгалтерскую; срочную и почтовую; годовую, полугодовую, квартальную, месячную, десятидневную. Статистич. О. подразделяется на межотраслевую и отраслевую.

В СССР сложилась стройная система гос. О. и упрочился рациональный порядок её представления и обработки. До кон. 50-х гг. О. поступала по двум каналам - через органы ЦСУ СССР и по ступеням подчинённости отд. ведомств. С 1960 межотраслевая О. в основном поступает через органы гос. статистики для обработки и последующего представления данных руководящим органам, плановым и хоз. орг-циям всех уровней управления. Своей вышестоящей организации по подчинённости предприятия, стройки и организации высылают копии почтовых отчётов для использования в оперативных целях. Отраслевая О. поступает в основном в организации соответствующих отраслевых мин-в и ведомств для обработки и сводки. Построение форм О. строго унифицировано и типизировано.

Общесоюзный минимум показателей для всех отраслей нар. х-ва и формы статистич. О. для предприятий, орг-ций и учреждений, входящих в систему мин-в и ведомств СССР, а также для колхозов утверждает ЦСУ СССР. ЦСУ союзных республик утверждают объёмы и формы О. для предприятий, орг-ций и учреждений местного подчинения, а также при необходимости дополнит. О. для предприятий и орг-ций союзного и союзно-республиканского подчинения исходя из экономич. особенностей отд. р-нов и в соответствии с утверждёнными Сов. Мин. союзных республик хоз. планами. Формы бухгалтерской отчётности утверждает Мин-во финансов СССР совместно с ЦСУ СССР. Руководители предприятий могут устанавливать краткую внутризаводскую О. для контроля за работой цехов, бригад и участков. ЦСУ СССР, ЦСУ союзных республик и статистич. управлениям областей, краёв и АССР предоставлено право отменять О., не утверждённую в установленном порядке. Т. В. Волков.

ОТЧИМ, неродной отец, супруг женщины, имеющей детей от др. брака. По сов. праву О. не имеет личных прав и обязанностей (см. Родительские права и обязанности) по отношению к этим детям (пасынкам, падчерицам). Он обязан содержать несовершеннолетних пасынков и падчериц лишь в случае, если они находятся у него на воспитании или содержании и не имеют родителей или если у родителей нет достаточных средств на содержание детей. В свою очередь, пасынки и падчерицы должны содержать нетрудоспособного, нуждающегося в помощи О., в'оспитывав-шего или содержавшего их. Суд может освободить пасынков и падчериц от обязанности содержать О., если он воспитывал или содержал их в течение незначит. срока (напр., по законодательству РСФСР - менее 5 лет), а также если он не выполнял надлежащим образом своих обязанностей как воспитатель.

ОТЧИСЛЕНИЯ ОТ ПРИБЫЛИ, см. Платежи из прибыли.

ОТЧУЖДЕНИЕ, объективный социальный процесс, присущий классово антаго-нистич. обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоят. силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки О.- в антагонистич. разделении труда и частной собственности. О. выражается в господстве овеществлённого труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. О. является исторически-преходящей формой опредмечивания человеком своих способностей и связано с овеществлением и фетишизацией социальных отношений. О. получает и определённое психологич. выражение в сознании индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми антагонистич. социальным порядком, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). При О. общее для всех классово антагонистич. обществ противоречие между личностью и социальными институтами дополняется специфич. восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности. Это особенно обостряется с возникновением бурж. отношений, к-рые привели к распаду традиционно-патриархальных обществ. связей, где личность растворена в социальном целом, и к формированию индивидуализма с характерным для него противопоставлением личности социальным институтам.

Процессы О. осмыслялись в истории обществ. мысли прежде всего в русле романтич. критики капитализма. Теоретики общественного договора (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.), истолковывая возникновение общества как акт передачи, О. человеком своих прав политич. организму, видели в этом источник порабощения человека, утраты им своей первоначальной свободы. Ф. Шиллер, констатируя внутр. расколотость человека нового времени, рассматривает её как последствие разделения труда и видит в эстетич. сфере путь к восстановлению утраченной цельности. Эта линия эстетич. критики бурж. общества и связанного с ним О. была развита нем. и франц. романтизмом, противопоставившим миру О. идеал целостной патриархальной общинной жизни. Категория О.- одна из центральных в философии Гегеля. Она является способом конструирования его филос. системы: природа и история суть объективация, О. абсолютного духа. Помимо этого, категория О. характеризует у Гегеля специфич. отношение человека к созданной им реальности в условиях бурж. правового общества. В ч Феноменологии духа", анализируя бурж. общество - мир "отчужденного от себя духа", Гегель отмечает, что действительность предстаёт здесь для индивида как "... нечто непосредственное отчужденное..."; самосознание "... создаёт свой мир и относится к нему как к некоторому чуждому миру, так что отныне оно должно завладевать им" (Соч., т. 4, М., 1959, с. 264, 263). Реальное О. истолковывается Гегелем как О. духа, а преодоление О.- как теоретич. осознание неистинности О. В этом и состоит тот "некритический позитивизм" Гегеля, к-рый был отмечен К. Марксом; Гегель не проводит различия между объективацией и О., отождествляет О. с опредмечиванием человеческих способностей. Л. Фейербах в своей критике Гегеля даёт антропология, интерпретацию О. Рассматривая религию в качестве О. предметно-чувств. сущности человека, причины этого О. он видит в психологич. состояниях - чувстве зависимости, страхе и т. п. Чувств. природа человека трактуется им как "неотчуждаемый" фундамент человеческой жизни и противопоставляется неистинному миру О.- идеализму, теологии и пр. Эта линия противопоставления "истинного" и "неподлинного" состояния, мира О. и любви в ещё большей мере усиливается у младогегельянцев (Б. Бауэр, М. Гесс), у различных мелкобуржуазных идеологов 40-х- 50-х гг. 19 в. (П. Ж. Прудон, М. Штирнер и др.).

Марксистское понимание О. формировалось в полемике как с объективно-идеалистич. концепцией О., так и с антрополого-психологистич. его истолкованием. Критикуя романтико-утопич., моралистич. представления об О., основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на О. как на объективный социальный процесс. По мере становления материалистич. понимания истории углублялось и понимание О. От анализа О. в сфере духовной жизни (религия, идеалистич. философия) К. Маркс и Ф. Энгельс перешли к изучению О. в политич. жизни (бюрократии, роли гос-ва), а затем и к осмыслению процессов О. в экономич. сфере. В работах нач. 1840-х гг. анализируется проблема отчуждённого труда: О. от процесса и результатов труда, О. рабочего от его родовой, социальной сущности и, наконец, О. рабочего от самого себя. Если в этих работах Маркс и Энгельс ещё выводят О. из отношения рабочего к своему труду, то уже в "Немецкой идеологии" (1845-46) и особенно в экономич. работах Маркса 1860-70-х гг. в качестве источников О. выступают глубокие социально-экономич. изменения - капиталистич. разделение труда, стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистич. формаций, господство частной собственности и товарно-денежных отношений, превращение труда в средство существования, частичных социальных функций в пожизненное призвание определённых лиц, слоев, классов. Под анализ О. был подведён науч. фундамент - экономич. теория марксизма, учение о товарном фетишизме.

В работах Маркса и Энгельса раскрыты следующие основные моменты О. в капиталистическом обществе: 1) О. самой деятельности человека, к-рый выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым, "... отчужденность содержания труда по отношению к самому рабочему..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 440). 2) О. условий труда от самого труда. "... Объективные условия труда приобретают все более колоссальную самостоятельность по отношению к живому труду, самостоятельность, выражающуюся уже в самом их размере,... общественное богатство во все более мощных скоплениях противостоит труду как чужая и господствующая сила" (там же, ч. 2, с. 346-47). Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в О. управления производством и в О. науки от рабочего. "Наука выступает как чуждая, враждебная по отношению к труду и господствующая над ним сила..." (там же, т. 47, с. 555). 3) О. результатов труда от наёмного рабочего, приводящее к тому, что "... созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила - как производительная сила его продукта, его обогащение - как самообеднение, его общественная сила - как сила общества, властвующего над ним" (там же, т. 26, ч. 3, с. 268). 4) Отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. Так, в государстве общий интерес "... принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных - как отдельных, так и совместных - интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности" (там же, т. 3, с. 32). В процессе исторического развития углубляется О. эксплуататорского государства от действительных индивидов, социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу. 5) Разрыв между ценностями, проповедуемыми офиц. идеологией, и реальными возможностями, предоставляемыми обществом. О. идеологии от жизни приводит к тому, что она формирует такой уровень притязаний, желаний и ожиданий у членов общества, к-рый не соответствует действит. возможностям общества. Так, идеологич. ценности, провозглашаемые бурж. обществом: свобода, равенство, предприимчивость,- всё больше вступали в противоречие с реальной жизнью бурж. общества, с его экономич. неравенством и эксплуатацией. О. характеризует и духовную жизнь классового общества, формируются специфич. формы идеологич. О. (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв между "массовой культурой" и культурой элиты. Понимание О. как социального явления получило дальнейшую конкретизацию в учении об абсолютном и относит, обнищании рабочего класса, об эксплуатации как "действительном проявлении" О. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 520), в марксистской трактовке социальных институтов и личности. Вокруг марксистской концепции О. развернулась острая идеологич. борьба, наиболее характерными чертами к-рой являются: противопоставление молодого, "гуманистического" Маркса, анализировавшего проблематику О., зрелому Марксу, якобы вставшему на негуманистические, сциен-тистские (см. Сциентизм) позиции; истолкование марксизма как разновидности иррационалистич. антропологии и сближение его с экзистенциализмом; теологич. интерпретация О., отождествляющая О. с грехопадением. Выступая с нападками на практику социалистич. строительства, правые и "левые" ревизионисты (Р. Гароди, Э. Фишер и др.) утверждают, что социализм усиливает О. личности, создаёт новые формы О., связанные с обществ, собственностью и ролью государства при социализме.

Критикуя буржуазные и ревизионистские концепции О., марксисты различных стран подчёркивают, что социализм уничтожает коренные источники О., что ведущей тенденцией социализма является преодоление О., осуществляющееся в полной и окончат. мере вместе с построением коммунизма. Общие пути преодоления О., выявленные в теории науч. коммунизма, заключаются в уничтожении эксплуатации, всемерном развитии обществ. богатства, социалистич. обществ. отношений, в преодолении противоположности между умственным и физич. трудом, городом и деревней, в развитии коммунистич. сознания, демократизации управления и всей обществ. жизни социалистич. и коммунистич. общества. Конкретные пути и методы преодоления О., темпы осуществления этого процесса зависят от специфич. особенностей стран, строящих новое общество, от уровня их развития, сознательности рабочего класса этих стран.

Позиция марксизма, подчёркивающая социально-историч., преходящий характер О., противостоит позициям совр. бурж. идеологов, к-рые видят в О. вечную характеристику человеческой жизни. Общими особенностями понимания О. в совр. бурж. философии и социологии являются антиисторизм, психологизм в трактовке причин О., превращение О. в сущностную характеристику человеческого бытия. Рассматривая мн. феномены О. с позиций самого О. как неустранимые моменты социальной жизни вообще, бурж. философы неизбежно приходят к трагич. восприятию истории общества и культуры. Уже Г. Зиммель видел "трагедию культуры" в противоречии между творч. процессом и объективированными формами культуры. В трагич. тона окрашено описание О. в философии и художеств. лит-ре экзистенциализма. В бурж. социологии 20 в. был проанализирован ряд аспектов проблемы О. (без употребления самого термина "О.") в связи с проблемой бюрократии (К. Манхейм, М. Вебер - Германия), социальной аномии (Э. Дюркгейм - Франция, Р. Мертон - США). В 1960-х гг. в связи с усилением романтич. критики капитализма оживился интерес к категории О. как способу анализа бурж. общества. Это нашло Своё выражение в идеологии т. н. "новых левых" (Г. Маркузе-США, и др.). Мн. представители бурж. социологии трактуют О. как единственно возможный способ организации человеческих отношений, противопоставляя ему "малые" и "неформальные" группы, лишённые О. В совр. амер. социологии делаются попытки эмпирич. исследования О. М. Симен предложил 5 критериев для эмпирич. интерпретации О. (отсутствие обладания властью, утрата смысла своей работы, отсутствие норм, изоляция, самоотчуждение), ставших программой социологич. исследований (Р. Блаунер и др.). Однако в целом анализ реальных социальных условий и причин О. заменяется в бурж. философии и социологии описанием сознания и психологии индивида, живущего в мире О.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; их же, Капитал, Соч., 2 изд., т. 23-25; Ленин В.И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; Давыдов Ю.Н., Труд и свобода, М., 1962; Огурцов А. П., Отчуждение и человек. Историко-философский очерк, в сб.: Человек, творчество, наука, М., 1967; "Капитал" Маркса, философия и современность, М., 1968; Ойзерман Т.И., Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме, М., 1965; Alienation: the cultural climate of our time, ed. G. Sykes, N. Y., 1964; Alienation: a casebook, ed. D. J. Burrows, F. R. Lapides, N. Y., 1969; G е у е r R. F., Bibliography alienation, 2 ed., Amst., 1972. А.П. Огурцов.

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми; выражается в уходе в пустынные места. В древности О. как спорадич. явление встречалось в иудаизме (у ессеев), в практике последователей позднеантич. филос. школ (неоплатоники); более распространённым явлением О. было в религиях Индии, Китая, Японии и др. стран Востока (напр., в буддизме, даосизме). Особенного развития оно достигло у христиан. Зародилось в христианстве в 3 в. (в пустынях Египта) и было вызвано стремлением избежать гонений со стороны рим. императоров; первый из известных христ. отшельников (анахоретов) - Павел Фиванский, к-рый ушёл в пустыню, спасаясь от преследований христиан имп. Децием. В нач. 4 в. христ. отшельники, следуя примеру Антония Великого, Пахомия и др. аскетов, стали уходить в егип. пустыню Фиваиду; в том же веке О. распространилось в Палестине, Каппадокии, Армении, затем в Галлии, Испании, Италии. В средние века О. постепенно стало вытесняться монастырями, чему содействовала и церковь, стремившаяся организованными формами монашества заменить недоступное её контролю О.

ОТЩЕП, в археологии название осколков, отбитых от куска кремня или кремнёвого нуклеуса рукой человека. О. были различной формы и разных размеров. В каменном и бронзовом веках из О. изготовлялись орудия труда (ножи и др.).

"ОТЪЕЗД", термин, употреблявшийся в рус. источниках 14-16 вв. для обозначения права феодалов переходить на службу к другому сюзерену. Право "О." имели бояре и вольные слуги, и оно фиксировалось в договорных грамотах (последний раз в 1531). После политич. объединения княжеств Сев.-Вост. Руси в её пределах исчезают условия для "О.". Часть феод. знати в 1-й пол.- сер. 16 в. трактовала "О." как право свободного отъезда за границу, однако государственная власть стала считать "О." изменой.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960.

ОТЫГРЫШ, в народной, изредка и в проф. музыке - инструментальный эпизод (ритурнель), исполняемый между отдельными частями (разделами) музыкальной пьесы (напр., между куплетами частушки), а также служащий её завершением.

ОТЫНЯ, посёлок гор. типа в Коломыйском р-не Ивано-Франковской обл. УССР, на р. Опрашине (басс. Днестра). Ж.-д. станция (на линии Ивано-Франковск-Черновцы). Мебельная фабрика.

ОТЯГЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, в уголовном праве обстоятельства, наличие к-рых делает данное преступное деяние и самого преступника более общественно опасным и влечёт более суровое наказание. В советском праве исчерпывающий перечень отягчающих обстоятельств даётся в УК союзных республик. Различаются: 1) О. о. о., являющиеся неотъемлемыми элементами данного состава преступления, его квалифицирующими признаками (напр., совершение кражи повторно), повышенная мера наказания в этом случае предусмотрена законом за данный вид преступления; 2) обстоятельства, не являющиеся элементом к.-л. конкретного состава преступления, а общие для всех видов преступлений. Напр., ст. 39 УК РСФСР относит к числу таких общих О. о. о. совершение преступления лицом, ранее совершившим к.-л. преступление, организов. группой, из корыстных побуждений, с особой жестокостью, в отношении малолетних или престарелых и др. О. о. о., не предусмотренные в УК, не могут учитываться судом при назначении наказания. Установление О. о. о. важно также для выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Эти данные используются для разработки мер по предупреждению преступности.

ОТЯН Ерванд (19.9.1869, Стамбул,- 3.10.1926, Каир), армянский писатель. Получил домашнее образование. В числе других деятелей арм. культуры подвергался гонениям в султанской Турции, в 1915 был сослан в Аравийскую пустыню. Приветствовал установление Сов. власти в Армении. С 1887 печатается как публицист и критик, с 1892 пишет художеств. прозу. Выступал против деспотизма, порочных нравов бурж. общества: романы "Поп-посредник" (1895), "Семья, честь, нравственность" (1910) и др. В романах "Абдул Гамид и Шерлок Холмс" (1911), "Салиха Ханум" (1912) отразил борьбу народов Турции против султанской тирании. Автор фельетонов и памфлетов, сатирич. рассказов "Паразиты революции" (1898-99), повестей "Пропагандист" (1901), "Товарищ Панджуни" (1908) и др. Перевёл на арм. яз. "Войну и мир" Л. Н. Толстого. Соч. О. переведены на многие языки мира.

Лит.: В рус. пер., в кн.: Армянские новеллы, Ер., 1962.

ОУ, Рикуоку, главный водораздельный хребет в сев. части о. Хонсю, в Японии. Дл. ок. 400 км. Выс. до 2041 м (вулкан Ивате). Сложен преим. гранитами, гнейсами и осадочными породами. В О.- 7 групп вулканич. конусов, в т. ч. активный вулкан Бандай. О.- важный климатич. рубеж; его вост. склоны подвержены летним, западные - зимним муссонам с обильными осадками. Широколиств. леса, выше 500-700 м - горная тайга.

ОУДАУДАХРЁЙН (Odadahraun), лавовое плато в Исландии, к С. от ледника Ватнайёкудль. Пл. ок. 4 тыс. км2, выс. 800-1000 м. Распространены причудливые нагромождения застывшей базальтовой лавы, над к-рыми на 500-700 м возвышаются кратеры действующих и потухших вулканов (наиболее известен вулкан Аскья, вые. до 1510л, с кальдерой пл. ок. 50 км2, дно к-рой занято оз. Эскьюватн). О. почти лишено растительности ц поверхностных водотоков.

ОУЛУ (Oulu), ляни (адм. единица) на С. Финляндии, у побережья Ботнического зал. Пл. 56,7 тыс. км2(без внутренних вод). Нас. 401,2 тыс. чел. (1972). Адм. ц.- г. Оулу. Преобладают холмистые равнины с маломощным покровом рыхлых древнеледниковых отложений. Густая сеть рек и озёр. Северотаёжные леса. Район лесозаготовок и лесосплава. Каскады ГЭС на р. Оулу-Йоки и её притоках. Целлюлозно-бумажная, лесопильная, лесохимич., кож., пищ. пром-сть; в Рахе - комбинат чёрной металлургии. Молочное животноводство. Возделываются ячмень, рожь. В прибрежных водах лов лососёвых и сельди.

ОУЛУ, Улеаборг (Oulu, Uleaborg), город на С. Финляндии, в устье р. Оулу-Йокн, на берегу Ботнического зал. Адм. ц. ляни Оулу. 85 тыс. жит. (1971). Ж.-д. узел, морской порт, центр воздушных сообщений (в т. ч. международных). Лесопиление и лесохимия, химическая промышленность (азотные удобрения, хлор). Традиционное произ-во кожи и кож. изделий; пищ. предприятия. Ун-т.

ОУЛУ-ЙОКИ, Оулуйоки (Oulu-joki), река в Финляндии. Дл. 107 км, пл. басс, (вместе с водосбором оз. Оулу-ярви) 22,9 тыс. км2. Вытекает из оз. Оулуярви, впадает в Ботнический зал. Балтийского м. Ср. расход воды ок. 250 м3/сек, максимум в июне. В русле - многочисл. пороги. Замерзает с ноября по май. Каскад ГЭС, сплав леса. Судо-ходна на отд. участках. В устье - мор. порт Оулу.

ОУЛУЯРВИ (Oulujarvi), озеро в ср. части Финляндии. Состоит из неск. плёсов, общей пл. 887 км2. Выс. уровня 123 м, глуб. до 34 м. Ок. 500 островов, в т. ч. значит. о. Манамансало. Берега извилистые, покрыты лесом. Ледостав с сер. ноября до сер. мая. Из О. вытекает р. Оулу-Йоки, впадающая в Ботнический зал. Балтийского м. Судоходство, рыболовство. Вблизи юго-вост. побережья - г. Каяни.

ОУНАС-ЙОКИ, Оунасйоки (Оunasjoki), река на С.-З. Финляндии, правый приток р. Кеми-Йоки. Дл. ок. 340 км. Верхний участок проходит по окраине возвышенности Оунасселькя, средний и нижний - по лесистой заболоченной равнине. Летнее половодье. Ледостав с октября по май. Лесосплав. Вблизи устья - г. Рованиеми.

ОУНАССЕЛЬКЯ (Ounasselka), возвышенность на С.-З. Финляндии. Дл. ок. 200 км, вые. до 821 м (г. Палластунтури). Сложена преим. докембрийскими кристаллич. и метаморфич. породами. Поверхность платообразная с отд. останцовыми вершинами и моренными грядами. Много ледниковых озёр. Сосновые леса, берёзовое редколесье. На вершинах - горная тундра. На севере О.- нац. парк Паллас-Оунастунтури с музеем природы и лыжного спорта.

ОУС, посёлок гор. типа в Свердловской обл. РСФСР, подчинён Ивдельскому горсовету. Расположен между реками Б. Оус и М. Оус (басс. Оби). Ж.-д. станция на линии Ивдель - Сергино. Леспромхоз.

ОУЦЗЯН, река в Вост. Китае. Дл. 338 км, пл. басс. 17,9 тыс. км2. Берёг начало в сев.-вост. отрогах хр. Уйшань, протекает по горно-холмистой местности, впадает в Вост.-Китайское м., образуя эстуарий. Ср. расход воды в ниж. течении 510 м3/сек, летние паводки. Используется для орошения. На О.- гг. Лишуй, Цинтянь, вблизи устья - мор. порт Вэньчжоу.

ОУЭН (Owen) Ричард (20.7.1804, Ланкастер,-18.12.1892, Лондон), английский зоолог, анатом и палеонтолог. Окончил мед. курс в госпитале Сент-Бартоломью в Лондоне. Проф. Королевского ин-та в Лондоне, в 1856-83 работал в Британском музее. Труды по ископаемым млекопитающим, пресмыкающимся, земноводным и птицам; монографии по моллюскам (Nautilus), плеченогим, двоякодышащим рыбам и приматам. В 1863 впервые описал юрскую птицу археоптерикс. Разрабатывал проблему аналогии и гомологии органов. Однако О. не видел в гомологии доказательства общности происхождения животных. Идеалистические воззрения О. наиболее ярко выражены в его представлениях об архетипе.

Соч.: A history of British fossil reptiles, 1 - 4, L., 1849-84; On the anatomy of vertebrates, v. 1 - 3, L., 1866-68.

ОУЭН (Owen) Роберт (14.5.1771, Нью-таун, Уэльс,-17.11.1858, там же), английский социалист-утопист. Сын ремесленника. Окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С 1781 служил в торг. заведениях. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. сблизился с англ. физиком и химиком Дж. Дальтоном, вошёл в лит.-философское об-во. С 1791 предприниматель. В 1794-95 осн. Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию. В 1800-29 был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия). Важным моментом в формировании мировоззрения О. явился разрыв с ортодоксальным христианством. Знакомство с рационали-стически-материалистич. философией Просвещения привело О. к выводу, что её идеалы столь же далеки от воплощения, как и христианские. Наблюдая первые, преимущественно социальнопсихологич. ("порча характера" правящих и управляемых), последствия промышленного переворота и исходя из социологич. и этич. концепций просветительской философии, О. пришёл к представлению о решающем влиянии человеческого характера на индивидуальные и ист. судьбы. Согласно О., во главе общества испокон веков стояли люди, к-рые не понимали законов, со строгой детерминированностью управляющих Вселенной, и в своей деятельности искажали эти законы. Отрицая принцип свободы воли, к к-рому он сводил все бурж. учения, О. утверждал, что нельзя возлагать на страдающие массы ответственность за то, что они бедны и невежественны, равно как нельзя ставить богатство и образованность в заслугу господств. классам. Человек есть, по О., продукт среды. Если порочны люди, порочна среда, породившая их. Эта по сути материалистич. идея ориентировала на действенное преобразование окружающей среды. Но О., механистически-материалистич. мировоззрение к-рого было непоследовательным и сочеталось с деизмом и пантеизмом, понимал эту идею преобразования общества как внеисторическую истину. О. полагал, что начало качественно новому состоянию мира - всечеловеческой гармонии может быть положено лишь должным воспитанием людей. Вплоть до сер. 1820-х гг. О. не связывал преобразование общества с устранением частной собственности. Программу этого периода своей деятельности, к-рый может быть условно назван бурж. - филантропическим, О. изложил в работе "Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера" (1812-13). В условиях благоприятной экономич. конъюнктуры кон. 18 - нач. 19 вв. О. путём "перевоспитания" и улучшения положения рабочих пытался создать в Нью-Ланарке т. н. идеальную пром. общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли.

Однако в условиях экономич. кризиса 1815-16 и острых социальных конфликтов расширение капиталовложений в целях улучшения положения и образования рабочих натолкнулось на решит. сопротивление компаньонов О. (квакер У. Аллен, философ И. Бентам и др.). Разработанные О. проект закона о сокращении рабочего дня до 10 часов и "План национального воспитания и образования под руководством государства и наблюдением народа" встретили противодействие буржуазных кругов и духовенства. О. сделал вывод, что рабочие в Нью-Ланарке, как и на др. капиталистических предприятиях, "остаются рабами". Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных проблемах, О. приходит к убеждению, что "волшебная сила машин", обращённая при "существующей системе" против трудящихся, способна обеспечить изобилие материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными. Опираясь на нек-рые реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке (успешное преодоление явлений преступности, пьянства, нац. и религ. вражды, осуществление элементов самоуправления, сознат. трудовой дисциплины, соревнования, кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производит. трудом, физич. и эстетич. воспитанием), О. в марте 1817 выдвинул "план" расселения безработных в "посёлках общности и сотрудничества", не знающих частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физич. трудом, противоположности между городом и деревней и др. антагонизмов. Этот шаг знаменовал поворотный пункт в жизни О.- переход на позиции утопического социализма. В 20-е гг. О. создал опытные ком-мунистич. колонии: Новую гармонию в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании и др., основал ряд просветит. учреждений, журналов. Покинув в 1829 Нью-Ланарк, О. целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального "плана" он приступил к разработке утопич. комму-нистич. системы переустройства жизни всего человечества, к-рая была наиболее полно изложена в "Книге нового нравственного мира" (опубл. в 1836-44). Согласно этой системе, учреждаемые на добровольных началах "посёлки общности" образуют федерацию, способную, по мнению О., продемонстрировать своё экономич. и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых ("научных") производит. сил (в т. ч. химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека н установлением новых обществ. отношений. По инициативе О. в 30-е гг. были созданы организации "Базары справедливого обмена" (1832-34) и "Великий национальный союз профессий" (1833-34), к-рые он надеялся превратить в средство осуществления своих проектов преобразования общества. Как отмечал В. И. Ленин, О. не учитывал "...такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 375). Тем самым О., как и др. социалисты-утописты, не смог "...ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества" (там же, т. 23, с. 46). Возникнув на ранней стадии борьбы между пролетариатом и буржуазией, социалистич. учение О. и его последователей-оуэнистов (Дж. Грей, Т. Годскин, У. Томпсон, Дж. Брей; социалистами их стали называть с сер. 1820-х гг.) сыграло значит. роль в просвещении англ. рабочего класса, дало определённый толчок развитию проф. и кооперативного движения в Великобритании. С изменением исторической ситуации, ростом классового самосознания пролетариата оуэнизм выродился в секту, пытавшуюся отвлечь рабочих от классовой борьбы. Сам же О. в конце жизни, особенно после поражения революций 1848-49, в обстановке политической реакции в Европе, замкнувшись в мессианских иллюзиях, приходит к мистицизму и спиритизму.

Р. Оуэн.

Тем не менее ист. заслуги О. неоспоримы. Он был единственным из великих социалистов-утопистов, к-рый пытался осуществить свои социалистич. идеалы с участием самих рабочих. О. различил в производит, силах, развивавшихся при капитализме, предпосылки более высокой организации общества, связанной с установлением обществ. собственности на средства производства. Поэтому мечтания О. о качественно новом состоянии человечества частично предвосхитили идеи научного коммунизма. Ф. Энгельс считал О. "родоначальником английского социализма..." (см. К. Маркс, Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 459). Оценивая значение деятельности О. для англ. рабочего движения первых десятилетий 19 в., Энгельс писал: "Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их; действительные достижения связаны с именем Оуэна" (там же, т. 20, с. 274). Идеи О. оказали также влияние на формирование социалистич. мысли и за пределами Великобритании. В России имя О. было известно уже в сер. 2-го десятилетия 19 в. Определённое влияние его идей испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и др. революционеры-демократы.

Соч.: The life of R. Owen written by himself, v. 1, pt 1 - 2, L., 1857 - 58; в оус. пер.- Избр. соч., т. 1 - 2, 1950.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 2-4, 18-19, 23-24 (см. Ука-зат. имён); Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. Указат. имён); Плеханов Г. В., Утопический социализм XIX в., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Волгин В. П., История социалистических идей, т. 2, в. 1, М.- Л., 1931; Анекштейн А. [А р к. А-н], Р. Оуэн, М., 1937; К а н С. Б., История социалистических идей, 2 изд., М., 1967; Неманов И.Н., К вопросу о характере Нью-Ленаркского эксперимента Р. Оуэна, в кн.; Социально-экономическое развитие России и зарубежных стран, Смоленск, 1972; Либкнехт В., Р. Оуэн, пер. с нем., М.- П., 1923; Колл Д.Г., Р. Оуэн, пер. с англ., М.- Л., 1931; Pоdmore F., R. Owen, 1 - 2, L., [1923]; Morton A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962; Harrison J. F. C., R. Owen and the Owenites in Britain and America, L., 1969 (лит.).

И. Н. Неманов.

ОУЭН (Owen), водопад в Вост. Африке (Уганда), на р. Виктория-Нил, в 2,5 км ниже её истока из оз. Виктория. Длина порожистого участка ок. 50 км. На О. построена ГЭС Оуэн-Фоле, в связи с чем водопад частично затоплен.

ОУЯН СЮ (второе имя - Юн-шу) (1007, Лулин, ныне Цзиань, пров. Цзян-си,-1072), китайский писатель. Представитель классич. прозы, входящий в число "восьми великих мастеров эпох Тан и Сун" (7-13 вв.). Занимал высокие гос. должности. Выступил против формали-сгич. "параллельного стиля", господствовавшего в прозе, призывал учиться ясности и содержательности на древних образцах. О. С. оставил сочинения едва ли не во всех жанрах "высокой литературы": в исторической, дидактической, описательной и филос. прозе (жанр фу и др.), а также поэзии (ши и цы). О. С. создал жанр шихуа (суждения о стихах), получивший распространение позднее. Автор остросоциального стихотворения "О тех, кто ест барду". Его прозаич. миниатюры "Беседка хмельного старца", "Надгробное слово о Ши Мань-цине", фу "Голос осени" стали хрестоматийными. Стиль О. С., лаконичный, прозрачный, предельно отточенный, считается образцовым. О. С.- один из составителей "Новой истории династии Тан" и составитель "Исторических записок о пяти династиях". В последних О. С. выдвинул принципы ист. законности и этич. природы политич. власти, трактуемые им в феодально-конфуцианском духе. О. С.- автор труда "Собрание древних надписей с пояснениями", в к-ром приведены и прокомментированы сотни надписей на металле и камне из числа сделанных на протяжении 2 тысячелетий на сосудах, колоколах, на стенах, могильных плитах, во дворцах и храмах.

С о ч.: Оуян Юн-шу цзи, т. 1-3, Шанхай, 1958; в рус. пер., в кн.: Китайская классическая проза, 2 изд., М., 1959; в кн.: Поэзия эпохи Сун, М., 1959.

Лит.: Чжунго вэньсюэ ши, т. 3, Пекин, 1964. В. Т. Сухоруков, Р. В. Вяткин.

ОУЯН ШАНЬ (р. 1908, Ингжу, пров. Хубэй), китайский писатель. Чл. КПК. Чл. Лиги левых писателей Китая (1930- 1936). Печатается с 1923. Первые сб-ки рассказов "Семилетний обет" (1935), "Голодные и холодные" (1937) и др. посвящены гл. обр. жизни бедноты. В 1942 во время сопротивления япон. агрессии опубл. роман "Плоды войны". Наибольшей известностью пользовалась повесть О. Ш. "Гао Гань-да" (1946, рус. пер. 1S61) о кооперативном движении в сёлах освобождённых районов. О. Ш.- автор повестей "Три жизни героя" ,(1955),

"Светлый путь" (1955, рус. пер. 1961), а также историко-революц. эпопеи "Лучшие люди эпохи", из к-рой опубл. 2 тома: "Переулок трёх семей" (1959) и "Тяжёлая борьба" (1962). В годы "культурной революции" подвергся необоснованной критике.

О'ФАОЛЕЙН (O'Faolain) Шон (р. 22.2. 1900, Корк), ирландский писатель. Образование получил в Нац. ун-те Ирландии. Чл. Ирл. лит. академии. Участвовал в гражд. войне 1922-23 на стороне республиканцев. Тема нац.-освободит. движения - в центре первого сб. рассказов "Ночное безумие" (1932). В романе-семейной хронике "Гнездо простых людей" (1933, рус. пер. 1941) показаны социальные противоречия, приведшие к Ирландскому восстанию 1916. В 1940- 1949 редактировал прогрессивный журн. "Белл" ("Bell"). В сб-ках рассказов "Тереза" (1947), "Лучшие рассказы Шона О'Фаолейна" (1957) преобладает тема одиночества, разочарования. В рассказах 60-70-х гг. трагич. жизнь героев предстаёт как результат столкновения с враждебной действительностью: сб-ки "Я помню! Я помню!" (1962), "Говорящие деревья" (1971). Опубл. автобиографию "Vive moi!" (1964).

Соч.: Bird alone, [Dublin], 1936; The man who invented sin and other stories, N. Y., 1949; Short stories, Boston-Toronto, 1961.

Лит.: Саруханян А. П., Современная ирландская литература, М., 1973; Наrmоn, Sean O'Faolain. A critical introduction, L., 1967; Doyle P., Sean O'Faolain, N. Y., 1968. А. П. Саруханян.

ОФЕРТА (от лат. offero - предлагаю), предложение заключить гражданско-правовой договор, содержащее все его существенные условия. Адресуется конкретному лицу либо неопределённому кругу лиц (публичная О., напр. выставление товара с обозначением цены в витрине магазина) в устной или письменной форме, иногда О. содержит срок для ответа (акцепта). По сов. праву на основании устной О. без указания срока для ответа договор считается заключённым, если другая сторона немедленно (в т. ч. по телефону) заявила о принятии О. Если О. сделана в письменной форме, договор считается заключённым, когда ответ о принятии О. получен в течение нормально необходимого для этого времени. Ответ о согласии заключить договор на иных, чем было предложено, условиях закон (напр., ГК РСФСР, ст. 165) рассматривает как отказ от О. и в то же время как новую О. Разногласия, возникающие при заключении договоров между гос., кооп. (кроме колхозов и межколхозных орг-ций) и иными общественными организациями, разрешаются, как правило, органами арбитража (т. н. преддоговорные споры).

ОФИКАЛЬЦИТ, мелкозернистая метаморфическая горная порода, состоящая из кальцита и хризотила и обычно содержащая гнёзда, пятна и прожилки благородного серпентина (офита) (см. Змеевик). О. образуется в большинстве случаев в результате контактного метаморфизма доломитовых пород. Цвет жёлтый, зеленоватый, голубой и др., с многочисленными жилками и узорами; в полированном виде О. очень красив и употребляется, подобно цветному мрамору, для внутренней отделки зданий и различных поделок. Месторождения О. известны в СССР на Кавказе и Дальнем Востоке; за рубежом - в Италии, Китае, США, Мексике и др.

ОФИКЛЕИД, офиклейд (от греч. ophis - змея и kleis - засов, ключ), духовой музыкальный инструмент. Запатентован в 1817 парижским мастером Алари (Ж. И. Асте). Представляет собой подковообразную конич. трубку, в узкий спирально отогнутый конец к-рой вставлен чашеобразный мундштук. О.- бас (существовали также альт и баритон) входил иногда в состав симфонич. оркестров; со 2-й пол. 19 в. вытеснен тубой. Изредка применяется в оркестрах Франции, Италии, стран Юж. Америки.

ОФИОЛИТЫ (от греч. ophis - змея и lithos- камень), комплекс ультраосновных и основных интрузивных (дуниты, перидотиты, пироксениты, различные габбро, тоналиты), эффузивных (преим. базальты и их туфы) и осадочных (глубоководные осадки океанич. типа) горных пород, встречающихся совместно.

Понятие "О." впервые введено швейц. учёным Г. Штейнманом в 1905. Обычно О. связывают с проявлением магматизма в начальные стадии формирования геосинклинальных систем.

В 1960-70-х гг. в связи с интенсивным изучением океанов к проблеме О. было привлечено большое внимание. О. складчатых областей стали рассматриваться как реликты коры океанич. типа, тектонически перемещённые на окраины материков; причём обычно серпентинизи-рованные ультрабазиты являются частью верхней мантии, габброиды - "базальтовым слоем", а эффузивно-осадочная серия - аналогом "первого" и "второго" слоев совр. океанич. коры. Частое нарушение этой последовательности пород вызывается тектонич. причинами, обусловливающими образование специфической геол. формации - серпент и-нитового меланжа, в к-ром все компоненты офиолитового комплекса, а также и породы, не имеющие к нему непосредственного отношения, хаотически перемешаны и как бы сцементированы серпентинитами.

О.- обычный компонент линейных складчатых областей земного шара. Они широко распространены в геосинклинальных системах, формируя внутри них протрузии (холодные интрузии, перемещённые в перекрывающие их отложения в результате тектонич. движений) или покровы тектонические, надвинутые на миогеосинклинальные или платформенные осадки, подстилаемые континентальной корой. Изучение О. важно для выявления месторождений руд, генетически связанных с породами офиолитового комплекса (хрома, никеля, платины, золота, ртути и др.), а также для изучения истории развития земной коры. Лит.: Пейве А. В., Океаническая кора геологического прошлого, "Геотектоника", 1969, № 4; Hess , History of oceans basins, в кн.: Buddington volume, N 1962. А.Л. Книппер.

ОФИОПЛУТЕУС, личинка иглокожих класса офиур. Для О. характерны 4 пары длинных отростков - "рук", скелет к-рых образуют известковые иглы; с помощью "рук", окаймлённых полоской мерцательного эпителия, О. плавает в толще воды. От кишечника отделяются 3 пары целомич. мешков, из которых левый передний соединяется с наружной средой поровым каналом. Взрослая офиура формируется только из передней части О.

[1902-2.jpg]

ОФИОЦИСТИИ (Ophiocistia), класс вымерших иглокожих. Остатки О. известны из ордовикских - девонских отложений Европы. Тело небольшое (1- 6 см в диаметре), дисковидное или шле-мовидное; покрыто многочисленными многоугольными известковыми пластинками. На нижней поверхности имеется неск. пар крупных амбулакральных ножек, прикрытых мелкими пластинками. О. были хищниками, вели подвижный образ жизни. 4 сем., представленные 7 видами. Интересны для познания путей эволюции иглокожих.

ОФИСИНА (Oficina), город в Венесуэле, в шт. Ансоатеги. 11 тыс. жит. (1968). Центр р-на нефтегазовой пром-сти на С.-В. страны. Нефтеперерабат. з-д. Соединён трубопроводом с портом Пуэртола-Крус.

ОФИТОВАЯ СТРУКТУРА (от греч. ophites - похожий на змею), структура жильных и основных интрузивных горных пород, в к-рых плагиоклазы образуют крупные вытянутые кристаллы, а тёмные минералы (преим. пироксен) заполняют промежутки между ними. О. с. характерна для многих габбро, а также для диабазов. Выделяется большое количество разновидностей О. с., которые связаны взаимными переходами.

ОФИУРЫ, змеехвостки (Ophiuroidea), класс морских донных животных типа иглокожих. Тело состоит из плоского диска (диаметром обычно до 2, иногда до 10 см) и отходящих от него 5 (реже 10) гибких лучей длиной в неск. (иногда в 20-30) раз больше диска. Лучи у О., в отличие от морских звёзд, резко отграничены от диска, членистые (состоят из многочисл. позвонков). У большинства О. лучи простые; у части - ветвящиеся. Диск и лучи покрыты гонкими известковыми пластинками. Большинство О. раздельнополы. Развитие обычно с метаморфозом; свободно-плавающая личинка - офиоплутеус. Нек-рые О. живородящи; часть видов способна размножаться и делением. О. ползают посредством изгибания лучей или зарываются в грунт. Питаются мелкими животными или детритом. Мн. мелководные тропич. О. ярко окрашены. Нек-рые способны светиться. У О. хорошо развита способность к регенерации лучей. О. обитают на дне океанов и морей повсеместно (до глубины 8 км). Часто образуют массовые поселения и служат пищей рыбам. Нек-рые живут на водорослях, губках, кораллах, на морских ежах. Около 2 тыс. видов; в морях СССР около 120 видов. Вымершие группы О. известны в ископаемом состоянии с ордовика. Илл. см. т. 10, стр. 25 (рис. 1) и вклейка к стр. 24.

Г. М. Беляев.

ОФИЦЕР (нем. Offizier, через поздне-лат. officiarius - должностное лицо, от лат. officium - должность), лицо командного и начальствующего состава в вооружённых силах, а также в милиции и полиции. О. имеют присвоенные им воинские звания. Первоначально О. наз. лица, занимавшие некоторые гос. должности. С возникновением постоянных наёмных армий и воен.-мор. флотов (16 в.) во Франции, а затем и в др. европ. странах О. стали именовать войсковых командиров. В рус. армии офицерские чины впервые введены в "полках нового строя". В феод. гос-вах О. комплектовались из дворян и составляли особую замкнутую касту. С развитием капитализма офицерский состав стал пополняться выходцами из буржуазии, средних слоев и несколько демократизировался. В России в нач. 18 в. О. делились на штаб-О. (от майора до полковника) и обер-О. (от капитана и ниже). По табели о рангах 1722 чин О. в зависимости от звания давал права личного или потомственного (от капитана) дворянства. С сер. 19 в. права личного дворянства давал чин капитана, потомственного - чин полковника. Во время Великой окт. социалистич. революции чины О. были упразднены. В Красной Армии и ВМФ в 1943 с введением погон командиры и начальники стали именоваться О., к-рые делятся на младший и старший офицерский состав. См. Звания воинские.

ОФИЦЕР СВЯЗИ, офицер, назначенный в вышестоящий штаб, в штабы подчинённых и взаимодействующих соединений и частей для установления связи с ними и выполнения порученных заданий. О. с. обычно обеспечиваются средствами передвижения (мотоцикл, автомобиль, самолёт, вертолёт) и при необходимости - радиостанциями. О. с. высылаются также от старшего начальника к подчинённым командирам для выполнения ответственных поручений.

ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ, теория официальной народности, принятое в рус. и сов. историч. лит-ре обозначение реакц. обществ.-политич. взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796-1855), в области просвещения, науки и лит-ры. Основой О. н. т. является формула "православие, самодержавие и народность". Термин "О. н. т." введён историком А. Н. Пыпиным (журн. "Вестник Европы", 1872-73).

О'ФЛАЭРТИ (O'Flaherty) Лайам (р. 19.3.1897, о-ва Аран, зал. Голуэй, Ирландия), ирландский писатель. Образование получил в Дублинском ун-те. Участвовал в гражд. войне 1922-23 на стороне республиканцев. В творчестве О'Ф. отразились настроения растерянности, вызванные поражением республиканцев. Тема романов "Осведомитель" (1925, рус. пер. 1927), "Мученик" (1933), "Мятеж" (1950) - нац.-освободит. движение, однако революционеры изображены внутренне опустошёнными людьми. Большей убедительности О'Ф. достиг в рассказах о тяжёлой крест. жизни (сб-ки "Весенний сев", 1924, рус. пер. 1929; "Палатка", 1926, рус. пер. 1928) и в своём лучшем романе "Голод" (1937), герои которого - сознательные участники социальной борьбы.

Соч.: Two lovely beasts and other stories, N. Y., 1950; Stories, N. Y., 1956.

Лит.: Левит Т., Путь бунтаря, "Вестник иностранной литературы", 1930, № 5; Саруханян А. П., Современная ирландская литература, М