загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

е века н. э. высокого для своего времени уровня достигли астрономия, математика, химия, фармакология, медицина. Познания, накопленные в древних гос-вах долины Инда, в 4 в. до н. э.- 2 в. н. э. были частично усвоены греко-римским миром. Крупнейшим математиком и астрономом был Брахмагупта (7 в.). Его трактат "Брахма - спхута - сиддханта" ("Пересмотр системы Брахмы", 628), переведённый на араб. яз. в 771 араб. математиком Ибрахимом Фазари, и сочинения др. учёных Синда и Пенджаба обогатили араб. культуру, а через араб. посредничество и европ. культуру математич., астрономич. и мед. знаниями.

В ср. века на развитие науки оказывали отрицат. воздействие вторжения многочисл. завоевателей, междоусобные войны, теологич. влияния. Несмотря на это, появлялись нек-рые работы по астрономии и математике, географии, медицине и фармакологии, минералогии и металлургии. В период англ. колониального владычества науч. исследования были оторваны от потребностей практики, насущных нужд народа.

После образования независимого П. естеств. и технич. науки развиваются под контролем гос-ва. Большое внимание уделяется развитию прикладных исследований в области с. х-ва и пром. переработки с.-х. сырья, к-рые проводятся в н.-и. ин-тах: хлопка в Карачи (осн. в 1951), ирригации в Лахоре (1925), лесном в Пешаваре (1947), животноводства в Пешаваре (1949), ветеринарном в Лахоре (1958); департаментах защиты растений (1947) и зоологич. исследований (1948) в Карачи и др. Развиваются мед. исследования, проводящиеся в Центр. мед. НИИ (1957)

и НИИ рака (1954) в Карачи и др. Развёртываются работы по мирному использованию атомной энергии. Пакист. учёный А. Садам, специалист в области ядерной физики, с 1971 иностр. член АН СССР. Ведутся исследования по геологии, метеорологии, геофизике, географии, технич. наукам. Ю. В. Ганковский.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Философия. Филос. мысль народов на терр. П. развивалась на протяжении столетий в рамках различных религ.-филос. систем - индуизма, буддизма, джайнизма, позднее-ислама, сикхизма (см. Индия, раздел Философия). С 9 в. доминирующую роль начинает играть ислам. Широкое распространение получает мистич. философия суфизма (гл. ордена: Сухравардийя и Чиштийе), с 15- 16 вв.- учение секты исмаилитов. Антифеод. движения выступали под лозунгами религ. течений махдизма, рошани, бхакти и др. Разложение феод. общества, поиск путей к социальному и культурному возрождению обусловили появление в 18 в. философии "переходного периода", развитой Ахмадом Абд-ур-Рахимом, Шахом Валиуллой, к-рый пришёл к мысли о необходимости "новой ориентации" ислама. Принципы последней разработал в 19 в. Саид Ахмад-хан, выдвинувший программу "возрождения" мусульм. общины посредством культурного просветительства; он ратовал за пропаганду достижений европ. науки, считал обязательным совр. толкование исламских догм и предписаний. Политич. взгляды Саид Ахмад-хана способствовали росту коммуналистских тенденций, а просветительская деятельность сыграла видную роль в формировании мусульм. интеллигенции. Основатель религ. секты ахмадие Мирза Гулям-Ахмад (19 в.) подверг пересмотру исламские догматы о конечности пророчества и джихаде. Наиболее полную бурж.-просветительскую интерпретацию филос.-этич. учения ислама дал Мухаммад Икбал (1-я пол. 20 в.), разработавший учение о человеке как созидат. личности, соучастнике бога-творца. В области политики Икбал выступал с позиций "мусульманского национализма", поддерживал теорию "двух наций" М. Джинны.

После образования П. (1947) ислам, признанный его офиц. гос. идеологией, продолжает играть ведущую роль в обществ, сознании. Религ. философы, придерживающиеся консервативной ориентации в социальной жизни и стоящие на позициях абс. фатализма, выступают как "традиционалисты", требующие следовать нормам и традициям средневековья, или как "возрожденцы", типа идеолога партии "Джамаат-и-ислам" Абул Ала Маудуди. Последние выдвигают в качестве идеала раннеислам. общество 7-8 вв., защищая фактически принципы феод.-теократич. гос-ва. В форме "возрожденчества" выражают свои взгляды также и те, кто выступает за реформы и прогрессивные социальные преобразования. "Возрожденцы" этого типа развивают идеи Шаха Валиуллы, акцентируя демократич. элементы в раннем исламе. Ведущее направление философии П. 1960-х гг. стремится реформировать ислам, приспособить его к требованиям современности. Представители этого направления продолжают линию Саид Ахмадхана и Мухаммада Икбала; они выступают против абс. фатализма, отстаивают свободу воли человека и обосновывают необходимость личной инициативы, пытаются примирить религию с наукой. В области политич. теории исламские реформаторы выступают с позиций "мусульманского национализма", но видят идеал "исламского" гос-ва не в теократич. деспотии, а в парламентской демократии (А. Брохи, И. X. Куреши). Приобретают популярность теории т. н. исламского социализма, различные по своему социальному содержанию. Среди академич. философов пользуются влиянием различные течения зап.-европ. (преим. английской) идеалистич. философии (К. А. Хаким, Шариф, К. А. Кадир). В 1960-х гг. получили значит. развитие социологич. исследования под воздействием совр. амер. социологии. Филос. журналы: "Pakistan Philosophical Journal" (с 1958), "Iqbal Review" (с 1961), "Iqbal" (с 1952). Степанянц.

Историческая наука. Первыми историками были хронисты. Известно, что с 9 в. н. э. историч. хроники велись при дворах мусульм. правителей Синда, а с 12 в.- Пенджаба. Постепенно сложилось неск. осн. типов, или жанров, историч. работ: династийные истории; генеалогич. сочинения; истории отдельных историко-культурных областей (старейшая из них - "Чачнема" Мухаммада Али по истории Синда, 9 в.). Создавались труды по истории царствования отдельных выдающихся правителей (Абдул Хамид Лахори, 17 в.), по истории философии (Ахмад Таттави, 16 в.), литературы (Али Шер Кани, 18 в.), а также многочисл. сочинения (часто компилятивные) по всемирной истории, о жизни сподвижников пророка Мухаммеда, деяниях видных мусульм. миссионеров, глав религ. орденов и т. п. Развитие традиц. жанров в историч. науке продолжалось вплоть до 2-й пол. 19 в.

Рост антиколониалистских и патриотич. настроений в кон. 19 - нач. 20 вв. пробудил интерес к историч. прошлому: в Лахоре, Карачи и др. городах возникли органы историч. периодики, историч. науч. об-ва, начали публиковаться первые историч. работы совр. типа. Появились издания критич. текстов (М. Калич-бег), этнографич. исследования (М. Хаят-хан), очерки истории отдельных р-нов и борьбы их населения с иноземными захватчиками (X. Б. Джатой), истории ислама и мусульм. общины в Юж. Азии.

После образования П. (1947) изучение этих проблем с позиций мусульм. национализма становится одним из главных в пакист. историографии (И. X. Куреши, Махмуд Хусейн, Ш. Абдур Рашид, А. X. Сиддики, Рази Васти), большое внимание уделяется также истории образования П. (И. X. Куреши, С. М. Икрам, Г. А. Аллана). значит. развитие получает изучение проблем политич. и социальной истории народов, населявших терр. совр. П. и Индии в ср. века (С. Моинул Хак, Риазул Ислам). Активизируется изучение и издание письм. памятников историч. прошлого (П. X. Рашди, Абдул Кадир, Н. А. Балоч). Складывается пакист. археол. школа, ведётся исследование актуальных науч. проблем, связанных с изучением генезиса и развития протоиндской цивилизации и др. (Ф. А. Хан, А. X. Дани, М. Шариф, Ф. А. Дуррани, М. Р. Мугал). Вместе с тем развитие демократич. движений в стране стимулирует работы пакист. историков по исследованию проблем антиколон, борьбы народов П. и истории нац.-демократич. и революц. движений в стране (Гул-хан Насир, А. Малик, С. С. Хасан и др.).

Историч. журналы "Тарих-и-сиасат" (на урду), "Pakistan Archeology", "Journal of the Pakistan Historical Society", "Journal of the Panjab University Historical Society". Ю. В. Ганковский.

Языкознание. Осн. лингвистич. работы развивают традиции инд. языкознания (см. Индия, раздел Языкознание) и посвящены исследованию языков П.: новоинд., иранских, дардских и др., а также английского. Большую роль в развитии языкознания сыграли работы Анвара С. Дила (урду, панджаби, экстралингвистические проблемы), Шейха Икрама Уль-Хака (ленди и урду), Калима Мухаммада Смусу Хана (ленди), Кадира Хана (пушту и урду), Балоч Наби Вакиш Хана (синдхи) и др. В 1961 была создана Лингвистич. исследовательская группа П. (The Linguistic Research Group of Pakistan). В 1962 и 1963 состоялись 1-я и 2-я лингвистич. конференции, результатом к-рых было издание сб-ков под ред. Анвара С. Дила: "Pakistani Linguistics" (1962) и "Pakistani Linguistics" (1964).

Лингвистич. группа П. издаёт сб. "Studies in Pakistani Linguistics" и справочник со сведениями о лингвистах П. ("A Directory of Pakistani Linguists and Language Scholars").

Большое внимание уделяется вопросам истории языков. Развита лексикография (напр., "The Students' Standard English-Urdu Dictionary", Karachi, 1952; "A Comprehensive dictionary of Sindhi language", Karachi, 1960, и др.). Ю. А. Смирнов.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

В нач. 70-х гг. в П. работало св. 80 науч. учреждений, в к-рых было занято 6,5 тыс. науч. сотрудников и 3,3 тыс. инженеров. Науч. учреждения финансируются гос-вом (50% расходов - правительств. отраслевые Исследоват. советы, 45% - гос. Исследоват. лаборатории и 5% - ун-ты). Расходы на науку составляют ок. 0,1% валового нац. продукта страны. Координацию и направление деятельности науч. учреждений, а также разработку рекомендаций пр-ву по развитию науч. исследований осуществляет Нац. совет по вопросам науки (1961). Работами (гл. обр. прикладными), направленными на развитие нац. промышленности, руководит Пакист. совет науч. и технич. исследований в Карачи (1953), к-рому подчинены лаборатории в Карачи, Пешаваре и Лахоре. В 1952 основан Ин-т стандартов. Исследования по мирному применению атомной энергии и радиоактивных материалов организует правительств. Пакист. комиссия по атомной энергии в Карачи (1956), к-рой подчинены Пакист. ин-г ядерных исследований и технологии в Исламабаде (1960) с исследоват. ядерным реактором; Атомный центр (Лахор) и исследоват. центры по применению атомной энергии в с. х-ве (Тандоадам) и в медицине (Карачи, Лахор, Джамсхоро). В 1947 организованы геологич. служба П. в Кветте и Департамент метеорологии в Карачи, в 1961 - правительств. Комитет по изучению верхних слоев атмосферы и космического пространства. В 1958 основан Геофизич. институт в Кветте.

Исследования в области с. х-ва и смежных отраслей координирует правительств. Сельскохозяйственный н.-и. совет П. в Карачи (1964); в области медицины - Пакист. мед. исследоват. совет (Карачи, осн. в 1953, реорганизован в 1962). Развитию исследований в разных областях содействуют финансируемые гос-вом науч. об-ва - Пакист. ассоциация развития науки (Лахор, 1947), С.-х. экономич. об-во П. (Карачи, 1958), Пакист. мед. ассоциация (Карачи), Всепакист. гомеопатич. ассоциация (Карачи, 1949) и др. В 1953 осн. Пакист. академия наук.

В области философии науч. исследования ведут находящиеся в Лахоре Пакист. философский конгресс (осн. в 1954), Пакист. социологическая ассоциация (осн. в 1963), Исламская академия (осн. в 1957), а также Академия Шаха Валиуллы в Хайдарабаде. Крупнейшими центрами исторической науки являются ун-ты Лахора, Хайдарабада, Пешавара, Карачи, а также Департамент археологии, Институт по изучению Центр. и Зап. Азии (Карачи), Ин-т синдологии (Хайдарабад), Ин-т междунар. отношений (осн. в 1947, Карачи). Вопросы экономики изучаются в Н.-и. экономич. ин-те (осн. в 1955), Пакист. совете экономич. исследований (осн. в 1919), Экономич. ассоциация П. (осн. в 1958) и в др. учреждениях. Проблемами гуманитарных наук заняты также Центр. ин-т исламоведения (осн. в 1960, Исламабад) и Академия Икбала (осн. в 1951, Карачи).

Лит.: Nambiar К. G., A cultural history of India and Pakistan, [v. 1], Nileshwar, 1957; Вashara A. L., Aspects of ancient Indian culture, Bombay, [1966]; Pakistan year-book, 1971, Karachi, 1971; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; С т е р а н я я ц М. Т., Философия и социология в Пакистане, М., 1967; S m e t R. V. d e, Philosophical activity in Pakistan, Lahore, 1961; Abdur Rauf, Renaissance of Islamic culture and civilization in Pakistan, Lahore, 1965. Ю. В. Ганковский.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1971 в П. (в совр. границах) издавалось 1332 периодич. издания, в т. ч. 91 ежедневная газета, 19 - выходящих 2 раза в неделю и 260 еженедельников. Периодич. издания публиковались на языках: урду, английском, синдхи, гуджарати, пушту, панджаби, персидском, арабском, балучи, брагуи. Крупнейшие газеты: "Джанг", изд. в Карачи, Равалпинди и Кветте на урду; "Доон" ("Dawn"), с 1942, изд. в Карачи и "Пакистан тайме" ("The Pakistan Times"), с 1946, изд. в Лахоре и Равалпинди,- обе газеты на англ. яз.; "Имроз", изд. в Лахоре и Лайалпуре на урду; "Машрик", изд. в Карачи, Лахоре и Кветте на урду; "Нава-и вакт", изд. в Лахоре и Равалпинди на урду; "Мусават", изд. в Лахоре, Лайалпуре и Карачи на урду. Информационные агентства: "Ассошиэйтед пресс оф Пакистан" (осн. в 1948), "Пакистан пресс интернэшонал" (осн. в 1952), "Юнайтед пресс оф Пакистан" (осн. в 1948) и др.

В 1947 имелись 2 радиостанции в Лахоре и Пешаваре. В 1973 радиостанции имелись в Карачи, Хайдарабаде, Мултане, Лахоре, Равалпинди, Кветте и Пешаваре. Передачи ведутся на 24 языках: урду, англ., бенг., кашмирском, синдхи, пушту, балучи, араб-, перс., суахили и др.

Первая опытная телевиз. станция открыта в Лахоре в 1964; в 1967-69 открыты станции в Карачи и Равалпинди - Исламабаде. Все они функционируют под управлением Нац. телевиз. корпорации (осн. в 1967). Ю. В. Ганковский.

ХIII. Литература

Пакист. лит-pa развивается с 1947 на основе нац. лит-р урду, синдхи, панджабской, пушту, гуджаратской, белуджской, бенгальской (до 1971) и общего фольклорно-лит. и культурного наследия народов Сев. Индии. В силу политич. и идеологич. условий доминирующее значение приобрела в лит. наследии народов П. такая межнац. лит. общность, как лит-pa урду. В 50-60-х гг. зародилась письм. лит-pa на языках и диалектах малых этнич. групп (брагуи и др.).

Лит-ры народов П. длит. время развивались в тесном взаимодействии, что привело к сближению художеств. образности и типологич. сходству, а распространённая в этом регионе религия ислам способствовала воздействию на лит. процесс перс. и, в меньшей степени, араб. лит. традиций.

Для лит-ры кон. 40-х гг. характерно усиление религиозно-общинных тенденций, стремление мн. писателей отойти от традиций "индусской" лит-ры и противопоставить ей мусульманскую традицию. С этим связано усилившееся заимствование перс. и араб. лексики, усложнение поэтич. образности, особенно в лит-ре на урду. Однако этим тенденциям было оказано сопротивление со стороны писателей, объединившихся в 1949 в Ассоциацию прогрессивных писателей П. (АППП) во главе с А. Н. Касми (р. 1916), вскоре запрещённую властями. В 1955 на её основе возникла Ассоциация свободомыслящих писателей, также просуществовавшая недолго. Писатели модернистского толка объединились в "Кружок любителей изящного", их осн. печатный орган - журн. "Адаби дунья". В 1959 при поддержке властей была создана "Гильдия писателей Пакистана", осн. задача к-рой - защита проф. прав писателей. В 1972 восстановлена АППП, однако её влияние распространяется на сравнительно узкий круг писателей. С образованием Народной Республики Бангладеш (1971) начинается новый этап истории лит-ры на бенг. яз.

Главенствующими в лит-ре П. являются реалистич. и отчасти романтич. направления (гл. обр. в поэзии). В 50-60-е гг. значит. распространение получили различные модернистские течения. С сер. 60-х гг. отмечается влияние маоистских и религиозно-шовинистич. идей. Большое внимание уделяется переводам - как взаимным с языков народов П., так и с зап.-европ. языков. Опубл. переводы произв. рус. классики (Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь и др.) и сов. лит-ры (М. Горький, Н. А. Островский, М. А. Шолохов, В. В. Маяковский, К. Г. Паустовский и др.).

Наиболее известными поэтами урду являются Джош Малихабади (р. 1898), Фаиз Ахмад Фаиз (р. 1911), А. Н. Касми (выступающий и как прозаик), Захир Кашмири (р. 1919), Эхсан Даниш (р. 1914), Фариг Бухари, Катиль Шифаи, Хабиб Джалеб, Абдул Матин Ариф. В группу поэтов-модернистов входили Мираджи (1910-49), Н. М. Рашид, Джилани Камран и другие. Развиваются прозаические жанры - роман и рассказ. Наиболее популярные прозаики - реалисты С. X. Манто (1912- 1955), Гулам Аббас (р. 1909), Мирза Адиб (р. 1914), Ибрахим Джалис, Шаукат Сиддики, Хадиджа Мастур, Хаджра

Масрур, Абдулла Хусейн, Джамила Хашми, Азиз Ахмад, Кудратулла Шахаб, Интизар Хусейн, Ашфак Ахмад. Широкое распространение получила "массовая" лит-pa - детективный и мусульманский романы (М. Ислам, Раис Ахмад Джафри, Насим Хиджази, Рашид Ахтар). С пьесами выступили Мирза Адиб, Асгар Батт, Бано Кудсия и др. Наиболее значит. лит.-критич. исследования принадлежат Сайду Абдулле, Сайду Вакару Азиму, Мухаммаду Садику, Абуллаису Сиддики, Шаукату Сабзвари, Мумтазу Хусейну, Вазиру Are (теоретику модернизма). На урду издаются лит. журналы "Нукуш", "Фунун", "Афкар", "Адаб-е латиф" и др.

Патриотич. идеями пронизано творчество писателей синдхи (поэзия Шейха Аяза, Абдура Раззака, Хари Дилгира, проза Г. X. Балуча, Анджама Халаи, Мухаммада Хасана Саза, Джамалуддина Абру). К АППП примыкал "Литературный союз Синда" (осн. в 1946). Большую работу по собиранию и публикации синдхского фольклора проводит "Литературное бюро Синдэ". Проза заметно отстаёт от поэзии, драматургия представлена слабо. Осн. лит. журн.- "Мехран".

Заметны успехи поэзии пушту: Саид Рахан Захейли (1886-1963), Самандархан Самандар (р. 1901), Амир Хамза Шинвари (р. 1907), Фазл Хак Шейда, Санаубар Хусейн Моманд и др. Проза активно развивается лишь после образования П. Наиболее видные прозаики: Мастер Абдулкарим (1908-61), Хафиз Мухаммад Идрис (р. 1915), Вали Мухаммад-хан Туфан (р. 1919), Аджмал Хаттак (р. 1925), Сеид Мир Махди Шах Махди (р. 1926), Каландар Моманд (р. 1930) и др. Драма и лит. критика на пушту развиты меньше.

Произв. панджабских писателей публикуются в журналах "Панджаби" (с 1951), "Пандж-дарья" (с 1958), "Панджаби адаб" (с 1963). Издание классич. лит-ры осуществляет Панджабская академия (осн. в 1956). Преимущественно развивается поэзия. Поэты старшего поколения Факир Мухаммад Факир, Саин Фироз, Маула Бахш Кушта и др. тяготеют к формализму. В русле традиционной поэзии остаются такие поэты, как Чираг Дин Даман, Хамдам, Джошуа Фазладдин, Абдул Маджид Бхатти. Новое поколение поэтов находится под влиянием зап. лит-ры: Афзал Рандхава, Ахмад Рахи, Мунир Ниязи. Начала формироваться проза (Афзал Эхсан) и литературоведение (Мирза Макбул Бадахшани, Шариф Кунджахи, Мухаммад Асиф-хан). Для лит-ры 70-х гг. характерно пристальное внимание к классич. традициям панджабской лит-ры, к фольклорному наследию, а также обращение многих литераторов, писавших прежде на урду, к панджаби (Фаиз Ахмад Фаиз, Ахмад Салим, Афзал Рандхаваи др.).

Белуджская литература формируется в 60-70-е гг. С патриотическими стихами выступают Гуль-хан Насир (р. 1914), Азад Джамалдини (р. 1918), Мухаммад Хусейн Анка. В журналах "Уман" и "Навае ватан" опубл. свои произведения Абдул Хаким Хакгу (р. 1912), Абдул Рахим Сабир (р. 1919), Мухаммад Исхак Шамим (р. 1923). Первые рассказы опубл. Бадбан Рики, Абдулла Джан Джамалдини, Гулам Мухаммад Шахвани. Создана Белуджская академия (1959), возникли первые лит. кружки.

Гуджаратскую лит-ру представляют прозаики Адиб Куреши, Салик Папатиа, Мухаммад Адиб, поэты Шама Порбандари, Тауфик Хатир, Джафар Мансур.

Лит.: Фаиз Ахмад Фаиз, Многообразие и жизненная сила (О современной литературе и театре Пакистана), "Иностранная литература", 1964, № 4; Сухочёв А. С., Заметки о Гильдии писателей Пакистана, "Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР", М., 1965, № 80; Глебов Н., Сухочёв А., Литература УРДУ, М., 1967; Рассказы писателей Пакистана, пер. с урду, М., 1965; "Браслеты". Новеллы пуштунских писателей Западного Пакистана, М., 1967; Из современной пакистанской поэзии, М., 1973; Bausani A., Storia delle litterature del Pakistan, Mil., 1958.

А. С. Суханов.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На терр. П. раскопками открыты остатки энеолитич. сел. поселений 4-3-го тыс. до н. э. (Амри, Рана-Гхундаи и др.) с домами из камня и сырцового кирпича, руины кам. плотин, террас. Найдены гончарные изделия с росписью, металлич. украшения, глиняные статуэтки женщин и животных. Одно из ранних регулярно спланированных гор. поселений обнаружено в местечке Кот-Диджи (к Ю. от Хайрпура, примерно 3-е тыс. до н. э.). В долине р. Инд открыты города Мохенджо-Даро и Хараппа, центры одной из древнейших в мире высокоразвитых гор. цивилизаций - хараппской (ок. сер. 3 - сер. 2-го тыс. до н. э.). После упадка цивилизации Хараппы следующий важный этап развития художественной культуры также прослеживается в р-не Инда. Средоточием её явилась сев. обл. Гандхара. Здесь к 1 в. сложилось своеобразное иск-вo, достигшее высокого развития в период расцвета Кушанского царства. От этого времени сохранились остатки гражд. (в Таксиле и др.) и культовых сооружений - ступ, чайтъя, буддийских монастырей (Дхармараджика и Джаулиан в Таксиле и др.). Ступы украшались скульптурой (рельефы, лепнина, статуи Будды, бодхисатв, гениев и др.), а также росписями (60 скальных ступ в Мингоре, близ Сайду). Арабы, захватившие в 8 в. Синд, не оставили значит. памятников. Лишь близ Карачи обнаружены остатки города-порта Банбхора с массивными кам. укреплениями и мечетью. Коренные изменения наблюдаются после 11 в., когда в бассейне Инда окончательно закрепились мусульм. феодалы, выходцы с Бл. и Ср. Востока, и наступил период активного проникновения в местную культуру привнесённых извне художеств. традиций и религии ислама. Проявляются новые для П. типы сооружений: мечети, минареты, мавзолеи. Возникают многочисл. укреплённые резиденции, оборонит. сооружения в стратегически важных городах и пунктах (в Мултане, Пешаваре, Лахоре). Массовые здания - глинобитные или из сырцового кирпича, с деревянным каркасом. Монумент. постройки возводятся гл. обр. из обожжённого кирпича, в их отделке широко применяются панели, заполненные мозаичными узорами из плиток синего, белого, зелёного и жёлтого цветов, резьба по дереву. В культовой архитектуре 13-15 вв. заметно влияние крепостного зодчества (мавзолей Рукни-Алам в Мултане, 14 в., с наклонными стенами и мощными бастионами). Большое стр-во развернулось в 16-17 вв. при Великих Моголах. Города обносились массивными стенами с башнями и воротами, окружались кольцом садов. Вне гор. стен сооружались мощные форты с дворцами, правительств. и культовыми зданиями. В крупнейший укреплённый город-резиденцию превратился Лахор. значит. постройки 16-17 вв. сохранились в Татте: мечеть Шах-Джахана, мавзолеи кладбища на холме Макли - Мирза Иса Хана и др. В связи с тем что ислам осуждал воспроизведение живых существ, развитие скульптуры тормозилось, изображения животных и человека распространены были преимущественно в миниатюрной живописи. Наивысшего расцвета в 16-17 вв. достигла могольская миниатюра (см. Моголъская школа), В 18 в. с общим упадком страны, вызванным распадом Могольской империи и вторжением иранских и афганских завоевателей, наметился упадок в развитии местной архитектуры и изобразит. иск-ва, усилившийся в период англ. колониального господства (сер. 19 в.-1947). Мн. старинные города и ремесл. центры угасают. Во 2-й пол. 19 в. возникают и развиваются города, в к-рых строятся сооружения новых типов: порты, вокзалы, муниципалитеты. В кон. 19-1-й пол. 20 вв. заметно подражание постройкам 17 в. с их куполками, аркадами, орнамент, резьбой по камню или цветными глазурованными плитками. В стр-ве принимают участие англ. зодчие. Они привносят в архитектуру формы англ. неоклассики и неоготики. После образования П. (1947) в стране интенсивно развивается стр-во. Проявляются новые города (Даудхейль, Новый Кхаур), регулярно распланированные, застроенные гл. обр. малоэтажными домами с внутр. двориками. Строится новая столица Исламабад. Продолжается стр-во мечетей и мавзолеев в традиц. формах, с использованием совр. конструкций. Развивается изобразит. иск-во. На традиции могольской миниатюры и древнейших инд. росписей опираются живописцы А.Р. Чугтаи, А. Бакш, Ф. Рахамини и др. Реалистич. направление европ. толка представляют художники Гулги и др. На путь подражания зап. модернизму стали живописцы Ш. Али, Садекуайн, живописец и скульптор 3. Агха. Декоративно-прикладное иск-во представлено такими древнейшими видами кустарного производства, как обработка металла, гончарство, ковроделие, вышивка, резьба по кости и дереву.

Народное жилище.

Здание муниципалитета в Карачи. Начало 20 в.

Декоративно-прикладное искусство Пакистана. 1. Керамический сосуд из Амри. 3-е тыс. до н. э. 2. Расписное блюдо из Пешавара. Археологический департамент Раджастхана (Индия). 3. Вышитый коврик из Лахора. Около 1700.

Устад Мансур. "Два журавля ". 1-я четверть 17 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Лит.: Короцкая А. А., Архитектура Пакистана, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 11, М., 1973; Painting in Pakistan, Karachi, [s. 1. - ]; Rajput А. В., Architecture in Pakistan, Karachi, 1963; Jalal Uddin Ahmed, Art in Pakistan, 3 ed., Karachi, 1964; Muslim architecture and art treasuries in Pakistan, Karachi, 1965. А. А. Короцкая.

XV. Музыка

Муз. иск-во П. вобрало культурные ценности, созданные на протяжении столетий народами Индии, Афганистана и Ирана. Наиболее самобытна нар. музыка, имеющая в каждом районе локальные формы, традиции исполнительского иск-ва. Проф. (или классич.) музыка по содержанию, выразит. средствам и технике исполнения более сложна - она богато орнаментирована и насыщена тонкими эмоциональными нюансами. Каждое произведение как инструментальное, так и вокальное, импровизируется на основе одного из традиц. ладо-ритмич. построений - раги. В музыке П. различают 7 осн. тонов, аналогичных европ. системе, хотя в отличие от неё строй не темперирован и октава содержит 22 интервала менее полутона, неравных между собой (шрути). Среди известных музыкантов прошлого (13-16 вв.): Амир Хусро, Султан Хусейн Шарки, Миани Тансаин и Вашид Али Шах; в нач. 20 в.- Диджекдралал, Раджаниканта, Назрул Ислам, Атулпрошад. Муз. жизнь 60 - нач. 70-х гг. характеризуется появлением новых форм и жанров (песни, музыка для кино), к-рые включают приёмы европ. музыки. В этой области работают комп. Хуршид Анвар, Махди Захир, Сохайл Раана и др. Популярностью пользуются вокалисты - исполнители par Рошан Ара Бегум, Фердауси Бегум, Мехди Хасан, инструменталисты - Мунир Сархади, Абдул Рашид Бинкар, Усад Аллах Датта. Подготовка проф. музыкантов ведётся в муз. центре в Карачи. В 1956 в Лахоре проводилась первая муз. конференция. Учреждён Нац. совет иск-в, цель к-рого - пропаганда достижений в области музыки и танца.

1. Бюст жреца (?) из Мохенджо-Даро. Стеатит. 3-е тыс. до н. э. Национальный музей Пакистана. Карачи. 2. Руины построек в Мохенджо-Даро. 3 -2-е тыс. до н. э. 3. Мавзолей Мирза Иса Хана в Татте. 1640-44. Молитвенная ниша в стене, ограждающей двор. 4. Мавзолей Рукни-Алам в Мултане. 1320-24. 5. Мечеть Бадшахи в Лахоре. 1674. 6. Мечеть Махабат Хана в Пешаваре. 1630. 7. У. Таблер и 3. Патхан. Отель "Интерконтиненталь" в Карачи. 1962. 8. Д ж. П о н т и. Гостиница "Шехерезада" в Исламабаде. 1960-е гг.

Лит.; Энайетуллах А., Два десятилетия музыки в Пакистане, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, М., 1973, с. 332-44; The cultural heritage of Pakistan, ed. by S. M. Ikram, [Karachi], 1955, p. 45-60.

H. Л. Черкасова.

XVI. Кино

После образования П. выпускались хроника и короткометражные документальные фильмы. В 1948 поставлен художеств. фильм "Тери Яад" (реж. Д. Сардари Лал). Большая часть кинопродукции П.- коммерч. сентиментальные мелодрамы. Исключением являются фильмы: "Настанет день" (1958, реж. А. Кардар), "Нила" и "Сима" (оба 1967, реж. Ш. Малик) - реалистич. кинопроизв., отражающие насущные жизненные проблемы народа. С 1970 кинокартины выходят не только на панджаби и урду, но и на синдхи, пушту, гуджарати и др. местных языках. Работают киностудии в Лахоре и Карачи. Среди деятелей кино (1973): Л. Ахтар, И. Шахзад, М. Анвар, Ш. Ара, Алаудин, М. Али, Нишо, Надим, Сайка. В 1972 выпущено 100 художеств. фильмов; в 1973 работало 350 кинотеатров.



"ПАКИСТАН ТАЙМС" ("The Pakistan Times" - "Пакистанские времена"), ежедневная пакистанская газета на англ. яз. Издаётся в Лахоре и Равалпинди. Осн. в 1946. Тираж ок. 100 тыс. экз. Является официозом.

ПАККАЛА (Pakkala) Теуво (первонач. имя - Теодор Оскар Фростерус, Frosterus; псевд.- Таустан Калле) (19.4.1862, Оулу,-7.5.1925, Куопио), финский писатель. Учился в Хельсинкском ун-те (1882-90). Выступил с автобиографической повестью "Воспоминания моего детства" (1885). В социаль-но-психологич. романе-дилогии "На Горке. Картины окраины" (1891) и "Элса" (1894) П., рисуя взаимоотношения бедняков гор. окраины с богатыми жителями центра, показал моральное превосходство

тружеников. Его сб-ки новелл "Дети" (1895) и "Маленькие люди" (1913) отмечены глубоким проникновением в детскую психологию. Против бурж. об-ва направлены сатирич. комедия "Бык советника коммерции" (1901) и роман "Маленькая история жизни" (1903). С позиций критич. реализма изображал П. жизнь смолокуров: повесть "На вёслах по реке Оулу" (1886). Автор комедий из нар. жизни: "На сплавной реке" (1899), "Моряки" (1915).

Соч.: Kootut teokset, nide 1-4, Hels., 1921 - 22; в рус. пер. -Маленькие люди. [Предисл. И. Марциной], М., 1959.

Лит.: Vагtаnеn N. P., Teuvo Pakkala, Hels., 1933; Tarkiainen V., Kauppinen, Suomalaisen kurjal-lisuuden historia, Hels., [1961].

И. Ю. Марцина.

ПАКЛЯ, короткое, спутанное, непрядомое волокно, сильно загрязнённое кострой. Получается как отход при первичной обработке (мятьё и трепание) льна и конопли. Часто перерабатывается в ленту, пропитываемую смолами деревьев хвойных пород с добавлением керосина (пакля смолёная ленточная). Используется в стр-ве и на технич. нужды.

ПАКОВКА (от нем. packen - укладывать) в текстильной промышленности, определённое количество текст. материала (продукта или полуфабриката), получаемое по этапам технологич. процесса. На рис. показаны осн. виды П.


[1907-2.jpg]

Основные виды паковок: а - бобина; б - катушка; в - початок; г - шпуля; д - валик; е - навой.

ПАКОМ БО (ум. дек. 1867), руководитель крест. восстания в Камбодже против франц. колонизаторов и феод. гнёта; достигло особенно большого размаха в 1866-67. Возглавив восстание, П. выдавал себя за внука короля Анг Чана. Повстанцы под руководством П. заняли несколько провинций. Осн. силы восставших были в 1866 разгромлены франц. войсками и королевскими отрядами. П. был взят в плен и казнён.

ПАКРУОИС, город (с 1950), центр Пакруойского р-на Литов. ССР. Расположен на р. Круоя (басс. Лиелупе). Ж.-д. станция в 260 км к С.-З. от Вильнюса. Маслосыродельный з-д. В районе - с.-х. техникум.

ПАКСЕ, город на Ю. Лаоса, на р. Меконг, при впадении в неё р. Седон. Адм. центр пров. Седон. 50 тыс. жит. (1958). Третий по населению город в стране. Речной порт, аэропорт. Торг. центр с.-х. р-на плато Боловен. Вывоз кардамона, хлопка, табака, скота.

ПАКТ (от лат. pactum - договор, соглашение), термин, употребляемый для обозначения различного рода междунар. договоров, как правило, имеющих большое политич. значение по вопросам взаимной или коллективной безопасности, взаимопомощи, ненападения. См. также Договор международный.

ПАКТ МИРА, название договора, предложение о заключении к-рого 5 великими державами - СССР, США, Китаем, Великобританией и Францией - было впервые выдвинуто в сент. 1949 сов. делегацией на 4-й сессии Ген. Ассамблеи ООН; СССР предлагал др. великим державам заявить об отказе от использования силы или угрозы силой и призвать все гос-ва к разрешению споров и разногласий лишь мирными средствами. Однако сов. предложение не было принято из-за сопротивления гос-в - участников НАТО и поддерживающих их стран. В февр. 1951 Всемирный Совет Мира принял Обращение, в к-ром потребовал заключения П. м. 5 великими державами. В ходе всемирной кампании, продолжавшейся 2 года, под этим Обращением было собрано св. 600 млн. подписей. В дек. 1952 Конгресс народов в защиту мира (Вена) призвал пр-ва 5 великих держав приступить к переговорам о заключении П. м. Зап. державы отказались последовать этому призыву.

ПАКТ ТРЁХ ДЕРЖАВ 1940, договор об агрессивном союзе, подписанный 27 сент. в Берлине представителями Германии, Италии и Японии. См. Берлинский пакт 1940.

"ПАКТ ЧЕТЫРЁХ" 1933, "Пакт согласия и сотрудничества", подписан 15 июля в Риме представителями Великобритании, Франции, Италии и Германии. Целью участников "П. ч." было урегулирование разногласий между ними и создание общего антисоветского фронта. Подтверждая обязательства гос-в по Локарнским договорам 1925, "П. ч." устанавливал "равенство прав" Германии в области вооружений и обязывал подписавшие его гос-ва проводить согласованную политику во всех спорных междунар. вопросах. Пакт не был ратифицирован из-за противоречий между его участниками.

"ПАКТА СУНТ СЕРВАНДА" (лат. pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться), формула, выражающая один из коренных принципов междунар. права: обязанность каждого гос-ва добросовестно и в полном объёме выполнять свои междунар. обязательства. В совр. период этот принцип закреплён в Уставе ООН и в ряде др. междунар. актов. Так, в преамбуле и в п. 2 ст. 2 Устава ООН подчёркивается обязанность гос-в уважать и строго соблюдать обязательства, вытекающие из договоров и др. источников междунар. права. Принцип верности междунар. обязательствам получил юридич. закрепление в Венской конвенции 1969 "О праве международных договоров", в к-рой провозглашается: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно исполняться". Несоблюдение принципа "П. с. с." рассматривается как междунар. деликт. Нормативное содержание принципа "П. с. с." подробно разработано в Декларации принципов международного права, принятой на 25-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1970).

ПАК ТАЛЬ (1910, пров. Хамгён-Пукто,-1960, Пхеньян), корейский революц. деятель. В 1929-31 участвовал в создании прогрессивных орг-ций (Мёнвонское юношеское об-во, Капсанский союз молодёжи и др.)· Один из организаторов Капсанского рабочего комитета (март 1935), преобразованного в янв. 1937 в Союз нац. освобождения Кореи (входил в Лигу возрождения родины), к-рый он и возглавил. В марте 1937 вступил в Коммунистич. партию. Активный участник антияпонской партиз. борьбы в 30-е гг. В окт. 1937 был брошен япон. властями в тюрьму, где находился до освобождения Кореи (август 1945). В течение многих лет, будучи тяжело больным и прикованным к постели, занимался обществ. и лит. деятельностью. Автор книги "Родина дороже, чем жизнь", в к-рой собраны его воспоминания, рассказы и публицистич. статьи.

ПАКТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА, сериямеждунар. документов, одобренных 16 дек. 1966 Ген. Ассамблеей ООН, включающая Междунар. пакт об экономич., социальных и культурных правах и Междунар. пакт о гражд. и политич. правах (с факультативным протоколом). П. о п. ч.- важнейшие междунар.-правовые акты в области защиты прав человека; в отличие от предшествовавшей им Декларации прав человека ООН они возлагают на гос-ва, ратифицировавшие их, юридич. обязательства по соблюдению провозглашённых прав.

Пакты содержат положения, направленные на обеспечение мира, запрещение пропаганды войны, окончательную ликвидацию любых форм колониализма, в них утверждаются важнейшие социально-экономич. и политич. права человека. Первые статьи каждого пакта провозглашают право народов на самоопределение, они указывают, что "Все народы имеют право распоряжаться сами собой. В соответствии с этим правом они свободно определяют свой политический статус и свободно обеспечивают своё экономическое, социальное и культурное развитие". Согласно пакту о гражд. и политич. правах гос-ва обязуются обеспечить любому лицу, права и свободы к-рого, признаваемые пактом, нарушены, эффективное средство правовой защиты.

Значит. место в пактах уделено свободе труда; рабство и работорговля запрещаются во всех видах. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии. Никто не должен принуждаться к принудит. или обязат. труду. В соответствии с пактом об экономич., социальных и культурных правах гос-ва признают право на труд, к-рое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь свободно избранным им трудом. Меры, направленные на полное осуществление права на труд, включают программы проф.-технич. обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономич., социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих осн. политич. и экономич. свободы человека. Признаётся право каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда, в т. ч. на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, удовлетворит. существование для трудящихся и их семей, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены и др. Гос-ва признают право каждого человека на социальное обеспечение. Согласно обоим пактам каждый человек имеет право совместно с другими создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Пакт об экономич., социальных и культурных правах предусматривает обязанность гос-в обеспечить право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно, запрещение дискриминации, в какой бы форме она ни проявлялась, подчёркивает также равноправие мужчин и женщин.

СССР и др. социалистич. страны сыграли важнейшую роль в разработке положений пактов, направленных на защиту демократич. прав и свобод человека, в к-рых отражены самые существенные для широких масс трудящихся экономич. и социальные права. С. А, Иванов.

ПАКУЛЬ, Пакуле Эльфрида (Элфрида) Яновна [р. 20.5(2.6).1912, Рига], советская певица (колоратурное сопрано), нар. арт. Латв. ССР- (1947). Чл. КПСС с 1952. С 1938 выступала как концертная певица. В 1940-41 и 1944-56 солистка Латв. театра оперы и балета (Рига). В 1941-44 работала в Ивановской и Московской, в 1956-70 в Латв. филармониях. Лучшие партии: Антонида ("Иван Сусанин" Глинки), Лакме ("Лакме" Делиба), Виолетта, Джильда ("Травиата", "Риголетто" Верди), Розина ("Севильский цирюльник" Россини) и др. Деп. Верх. Совета СССР 2-3-го созывов. Гос. пр. СССР (1946) за концертно-исполнит. деятельность. Награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Дымный М., Эльфрида Пакуль, М.- Л., 1947.

ПАК ЧИ ВОН (псевд. Ёнам) (5.3.1737, Сеул,-10.12.1805, там же), корейский писатель и мыслитель, крупнейший представитель движения сирхакпха. Род. в знатной, но небогатой дворянской семье. П. Ч. В. впервые воплотил идеи сирхак в художеств, лит-ре. Его ранняя проза (7 новелл), включая "Сказание о Кван Муне" (ок. 1754), вошла в сб. "Неофициальная история павильона Пангёнгак". Писатель-реалист обличал пороки феод. об-ва ("Сказание о янбане" и др.). Центр. место среди его соч. занимает "Жэхэйский дневник" (26 кн., 80-е гг. 18 в.) - путевые записки о поездке в Китай (1780). Подвергая критике господств. конфуцианскую философию (с позиций естествознания) и вскрывая причины экономич. и культурной отсталости страны, объясняемые им леностью и паразитизмом правящего класса янбанов, П. Ч. В. считал необходимым для блага народа заимствовать из др. стран науч. знания и производств. опыт, осуществить такие социально-экономич. преобразования, как ограничение крупного землевладения и наделение крестьян землёй, ликвидацию сословного неравенства, поощрение развития торговли и пром-сти. Сатирич. дарование писателя проявилось в аллегорич. новелле "Брань тигра". Вершина его художеств. творчества - филос. "Повесть о Хо Сэне", в к-рой П. Ч. В. воплотил свои идеалы, изобразив бесклассовое утопич. об-во (обе новеллы входят в "Жэхэйский дневник"). Пейзажная и филос. лирика П. Ч. В. проникнута патриотизмом, верой в светлое будущее. В лит.-критич. статьях он подчёркивал обществ, и воспитат. значение лит-ры. В 1957 Всемирный Совет Мира отмечал 220-летие со дня рождения П. Ч. В.

Соч.: Пак Чи Вон чакпхум сонджип, в сер.: Чосон коджон мунхак сонджип, т. 25, 26, Пхеньян, 1960 - 61; в рус. пер.- Избранное, Пхеньян, 1955: в сб.: Восточный альманах, в. 5, М., 1962.

Лит.: Еременко Л.Е., Из историк корейской литературы 2-й пол. 18 в., в сб.: Корейская: литература, М., 1959; Тягай Г. Д., Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971. Л. Р. Концевич.

ПАК ЫН СИК (1859, Хванджу, пров. Хванхэ-Пукто,-9.11.1926, Шанхай), корейский историк, философ, деятель национально-освободительного движения. В нач. 20 в. редактировал ряд газет и журналов патриотич.-просветит. направления. С установлением в 1910 япон. господства в стране эмигрировал в Китай, где издал книгу, разоблачающую преступления япон. агрессоров в Корее ("Трагическая история Кореи", Шанхай, 1914). Приветствовал победу Великой Окт. социалистич. революции в России, в результате к-рой, по выражению П. Ы. С., "свобода и равенство для народа стали явью, провозглашена свобода и самоопределение для всех наций". Принадлежал к левому крылу деятелей корейского нац. движения в эмиграции. В мировоззрении П. Ы. С. конфуцианские взгляды сочетались с идеями английского позитивизма и французского просвещения. Автор "Кровавой истории движения за независимость Кореи", многократно переиздававшейся.

Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, т. 1, пер. с кор., М., 1966, с. 370-75.

ПАЛ Бипин Чандра (1858-1932), деятель индийского нац.-освободит. движения. Журналист. В молодости - школьный учитель и проповедник идей об-ва Брахмо самадж. С 1886 - в партии Индийский национальный конгресс, в нач. 20 в. стал одним из лидеров её радикального крыла (экстремистов). В годы подъёма нац.-освободит. движения 1905-08 развивал идеи создания независимой и экономически самостоятельной федеративной республики инд. народов. Выступал за массовую политич. борьбу против англ. господства. Поддерживал зарождавшееся рабочее движение в Индии. Во время 1-й мировой войны 1914-18 активный участник борьбы за самоуправление, чл. т. н. Лиги гомруля.

ПАЛ (от голл. paal, букв.- столб, свая), гидротехнич. сооружение в виде отдельно стоящей опоры, воспринимающей нагрузки при швартовке и навале судов. Различают П. швартовые, отбойные, разворотные и направляющие. П. могут быть жёсткие (обладающие малой податливостью в горизонтальном направлении) и гибкие. П. устанавливают: непосредственно перед причалами, не рассчитанными на восприятие горизонтальных нагрузок; перед откосными сооружениями - для предупреждения навала судов на берег; на рейдах порта - для разгружающихся или ожидающих разгрузки судов; на подходах к причалам; у входов в шлюз или гавань - для обеспечения правильного направления судна. Плавучий П. служит в качестве отбойного устройства причального сооружения.

Лит.: Горюнов Б. Ф., Шихиев , Морские порты и портовые сооружения, М., 1970; Михайлов А. В., Внутренние водные пути. М., 1973.

ПАЛ, сплошное выжигание растительности. Применялся при подготовке лесной почвы под посевы с.-х. культур (подсечно-огневая система земледелия). На лугах и пастбищах П. используется в луговодстве для улучшения состава травостоя и повышения его продуктивности. П.- также способ очистки лесосек от порубочных остатков, кустарника, нежелательной поросли древесных пород и т.д. При П. соблюдаются противопожарные мероприятия.

ПАЛА, импалa (Aepyceros melampus), парнокопытное млекопитающее сем. полорогих. Дл. тела 1,1-1,8 м, Выс.в холке 77-100 см, дл. хвоста 25-40 см, весят 40-90 кг. У самцов лировидные рога дл. до 75 мм; самки безрогие. Окраска буровато-рыжая, низ тела и "зеркало" вокруг хвоста белые. П. распространены в саваннах и разреженных лесах Центр. и Юж. Африки. Держатся группами до 20-25 голов.

ПАЛАВАН (Palawan), остров на 3. Филиппинского архипелага между морями Суду на Ю.-В. и Южно-Китайским на С.-З. Дл. ок. 450 км, пл. 11,8 тыс. км2. Нас. 232 тыс. чел. (1970). Рельеф горный (выс. до 2085 м). Сложен кристаллич. породами, перекрытыми песчаниками, сланцами, коралловыми известняками. Вдоль побережья (гл. обр. на С. и В.) полоса коралловых рифов. Месторождения марганцевых руд, ртути, хромита. На склонах - густые тропич. леса. В долинах и по побережьям -рисоводство, плантации кокосовой пальмы. Население занято также охотой и рыбной ловлей (сардины, макрель, тунец). Гл. г.- Пуэрто-Принсеса (на юго-вост. побережье П.).

ПАЛАВАРАМ, древнепалеолитическое (ашелъская культура) местонахождение в 10 км к Ю.-З. от г. Мадрас (Индия). В результате открытия П. в 1863 англ. исследователь Р. Брюс Фут установил существование палеолита в Индии. Найдены ручные рубила из кварцита.

Лит.: Studies in prehistory. Robert Bruce Foote memorial volume, ed. by D. Sen and A. K. Ghosh, Calcutta, 1966.

ПАЛАГОНИТ, стекловатое минеральное вещество жёлто-бурого, буровато-зелёного или тёмно-бурого цвета, богатое водой, иногда частично раскристаллизованное; встречается в базальтах, диабазах и их туфах. В составе П. 13-23% воды, 37-40% кремнезёма и 12-21% окислов железа. Типичный П. известен на о. Сицилия, близ города Палагония (Palagonia, откуда и название), а также в Исландии, на Земле Франца-Иосифа, в Большеземельской тундре, на Тиманском кряже и в др. местах.

ПАЛАДИН (итал. paladino, от позднелат. palatinus - придворный), в средневековой зап.-европ. лит-ре название сподвижников франкского императора Карла Великого или короля Артура (легендарного вождя кельтов в Британии). Позднее П. стали называть доблестного рыцаря, преданного своему государю или даме. В переносном значении (иронич.) - человек, беззаветно преданный к.-л. идее или лицу.

ПАЛАК (2-я пол. 2 в. до н. э.), скифский царь, сын царя Скилура. Командовал войсками скифов в войне против Херсонеса. Был разбит полководцем понтийского царя Митридата VI Евпатора - Диофантом, прибывшим на помощь осаждённому Херсонесу. П. вскоре вторично напал на Херсонес, вновь был разбит и подчинился Митридату VI.

ПАЛАМA (Palamas), см. Григорий Палама.

ПАЛAMAC (Palamas) Костис (13.1.1859, Патры,-27.2.1943, Афины), греческий поэт. Изучал право в Афинском ун-те. Чл. Афинской АН (с 1926). В течение мн. лет был редактором газет, сотрудничал в журналах, публикуя сатирич. стихи, выступая в защиту нар. языка и нац. духа в лит-ре. В 1886 опубл. первый сб. стихов "Песни моей родины". В творчестве П. (сб-ки "Ямбы и анапесты", 1897; "Сатирические этюды", 1912; "Сонеты", 1919, и др.; поэмы "Двенадцать песен Цыгана", 1907, и др.; "Рассказы", 1920) нашли выражение общегуманистические и революционно-демократические идеалы кон. 19 - нач. 20 вв. Основатель 2-й Афинской школы (см. Греция, раздел Литература).

С о ч.: Hapanta, t. 1 - 5, Athe'nai, 1962 - 64.

Лит.: Sherrard Ph., The marble threshing floor... Costis Palamas, L., 1956, p. 39-83; Maskaleris Th., Kostis Palamas, N. Y., [1972].

ПАЛАМЕДЕИ (Anhimidae), семейство птиц отр. гусеобразных. Дл. тела 70 - 90 см, крылья в размахе ок. 2 л. В отличие от прочих гусеобразных, у П. клюв без роговых пластинок по краям. На голове хохол или роговой вырост. На сгибе крыла 2 шпоры. Плават, перепонка короткая (только у оснований пальцев). Скелет пневматичен, под кожей многочисл. мелкие воздушные мешки. Перья покрывают тело равномерно, без аптерий. В окраске преобладают чёрный, серый и белый цвета. Распространены в Юж. Америке (от Колумбии и Венесуэлы до сев. Аргентины и Уругвая). 2 рода: Anhima (1 вид - A. cornuta) и Chauna (2 вида - Ch. chavaria, Ch. torquata). Держатся на болотах, способны ходить по плавающим растениям. Взлетают тяжело, но способны часами парить на большой высоте, как грифы. Гнёзда на болотистых местах. В кладке у Anhima 2 яйца, у Chauna 4-б белых яиц. Насиживают яйца и водят птенцов самка и самец. Пища растительная. П.- объект охоты.

Хохлатая паламедея (Chauna torquata).

ПАЛАНА, посёлок гор. типа, центр Корякского нац. округа Камчатской обл. РСФСР. Расположен на зап. побережье п-ова Камчатка, на правом берегу р. Палана, в 8 км от её впадения в Охотское м. 3,3 тыс. жит. (1974). Топливная и пищ. пром-сть. Краеведч. музей.

ПАЛАНГА, город республиканского подчинения в Литов. ССР. Климато-бальнеологич. приморский курорт. Расположен на берегу Балт. м., на шоссе в 25 км к С. от Клайпеды, в 12 км от ж.-д. ст. Кретинга (на линии Клайпеда - Шяуляй). Лето умеренно тёплое (ср. темп-pa июля ок. 17 °С), зима мягкая (ср. темп-ра янв. -3 °С); осадков ок. 640 мм в год.

Леч. средства: климатотерапия; минеральная вода с химич. составом: применяемая для ванн; торфяная грязь; аэрогелиотерапия. Морские купания с середины июня до конца августа. Лечение больных с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, органов дыхания (нетуберкулёзного характера), расстройствами пищеварит. тракта. Песчаный пляж, дюны, большой сосновый лес. Санатории, водогрязелечебница, дома отдыха и пансионаты. Обработка янтаря. Известна с 13 в. В П.- эклектический дворец Тышкевича (ныне Музей янтаря; окончен в 1898, арх. Ф. Швехтен) с пейзажным парком (1885, арх. Э. Андре). Ведётся жил. и курортное строительство (дома отдыха - "Бальтия", 1970, арх. А. Лецкас, "Гинтарас", 1972, арх. Р. Шилинскас; ресторан "Васара", 1964, торг. центр, 1972,- обе постройки арх. А. Эйгирдас). Монументально-декоративные композиции: "Эгле - королева ужей" (1960, скульптор Р. Антинис; в парке при дворце), "Юрате и Каститис" (1961, скульптор Н. Гайгалайте) - обе бронза. Илл. см. т. 14, табл. XXXVII и табл. XXXIX (стр. 544-545).
[1907-3.jpg]

Лит.: Кривицкас С., Паланга, пер,, с литов., 3 изд., Вильнюс, 1974.

ПАЛАС (от перс. пелас), безворсовый двусторонний ковёр ручного ткачества; выполняется в технике полотняного переплетения нитей с применением 2 видов сцепления нитей утка - с т. н. зазорами (вертикальными щелями на границах цветовых участков) и без них. Использование этих приёмов сцепления нитей утка позволяет получать рисунок как геометрический, графически-чёткий, так и растительный, живописно-свободный. П. выделываются в СССР (Украина, Молдавия, Кавказ, Ср. Азия), а также в Болгарии, Индии, Иране, Румынии, Турции.

ПАЛАСИО ВАЛЬДЕС (Palacio Valdes) Армандо (4.10.1853, Энтральго, Астурия,-3.2.1938, Мадрид), испанский писатель и критик. Чл. Исп. академии с 1906. Автор статей по исп. лит-ре: сб-ки "Литературные портреты" (1878), "Литература в 1881" (1882, совм. с Л. Аласоми-Уренья) и др. В прозе продолжал традиции костумбризма. В романах "Марта и Мария" (1883) и "Сестра Сан-Сульписио" (1889, рус. пер. 1913) выступил против религ. аскетизма. В романах "Блаженство больного" (1884), "Хосе" (1885, рус. пер. 1906) и др. изображена жизнь нар. низов, грубость и жестокость царящих там отношений. В романах "Риверита" (1886), "Пена" (1890, рус. пер. 1907) и др. критически показан мир буржуа и дворянства. В романе "Потерянная деревня" (1903) оплакивается уходящая в прошлое патриархальная сел. жизнь.


Палас дагестанский. Справа - деталь узора.

Соч.: Obras completas, v. 1-3, Madrid, 1925-27; Obras escogidas, 3-a ed., Madrid, 1942.

Лит.: Шепелевич Л., Армандо Палясио Вальдес, в его кн.: Историко-литературные этюды, серия II, СПБ, 1905; Дионео [Шкловский И. В.), А. Паласио Вальдес, "Русское богатство", 1911, № 8-9; Cruz Rиеda A., Armando Palacio Valdes. Estudio biografico, 2 ed., Madrid, 1949; Rоса Franquesa J. M., Palacio Valdes, Oviedo, 1951. А. Л. Штейн.

ПАЛАТА (юридич.), 1) название представит. органов или отдельных составных частей (напр., в СССР в составе Верховного Совета СССР две равноправные П.- Совет Союза и Совет Национальностей). 2) Название нек-рых гос. или обществ, организаций и учреждений (напр., Торгово-промышленная П., Книжная П.). 3) В дореволюц. России судебные П.- органы по рассмотрению гражд. и уголовных дел, введённые судебной реформой 1864.

ПАЛАТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР, см. ст. Верховный Совет СССР, Совет Национальностей, Совет Союза.

ПАЛАТА ДЕПУТАТОВ, название нижних палат парламентов Италии, Бразилии, Эфиопии, Венесуэлы, Боливии, Доминиканской Республики, Мексики, Никарагуа; в Люксембурге - название однопалатного парламента. Впервые нижняя палата под назв. П. д. была учреждена во Франции на основе Хартии 1814.

ПАЛАТА ЛОРДОВ, верхняя палата парламента Великобритании, в состав к-рой входят светские и духовные лорды (пэры). Председатель П. л.- лорд-канцлер. Законодательные полномочия П. л. ограничены Актами о парламенте 1911 и 1949. См. также Великобритания, раздел Государственный строй.

ПАЛАТА ОБЩИН, название нижних палат парламентов Великобритании и Канады.

ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, название нижних палат парламентов США, Японии, Бельгии, Колумбии, Австралии, Ямайки и др. стран; в Парагвае и Новой Зеландии - название однопалатных парламентов. Впервые П. п. была образована в США на основе конституции 1787.

ПАЛАТА СОВЕТНИКОВ, название верхней палаты парламента Японии. Состоит из 252 депутатов. 152 депутата избираются по мажоритарной системе относит. большинства от 46 префектуральных избират. округов, 100 - от всей страны, к-рая в этом случае образует как бы "общенациональный избирательный округ". Состав П. с. обновляется наполовину каждые 3 года. См. также Япония, раздел Государственный строй.

ПАЛАТА ТОРГОВАЯ, см. Торговая палата.

"ПАЛАТА ШАХМАТНОЙ ДОСКИ", в ср.-век. Англии название высшего органа финанс. управления. Название получила от клетчатого сукна, к-рым накрывались столы в зале, где заседали её члены. Первоначально составляла часть королев. курии; с 13 в. выделилась в особое финанс. ведомство во главе с казначеем. Внутри палаты с этого времени обособились собственно казначейство и счётная палата, члены к-рой (бароны "П. ш. д.") осуществляли контроль за ден. отчётами должностных лиц короля и вели суд. разбирательства по делам, затрагивавшим материальные интересы короны.

ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ (от лат. palatum - нёбо), смягчение согласных, дополнительный к основной артикуляции согласных подъём средней части спинки языка к твёрдому нёбу. П. сочетается с любой основной артикуляцией согласного, кроме среднеязычной. Т. к. положение языка при П. близко к его положению при образовании гласного "и", на слух палатализов. согласные получают окраску и этого гласного. Акустически П. выражается в усилении нек-рых высоких составляющих спектра. П. широко распространена во мн. языках в положении перед гласными переднего ряда (см. Гласные), особенно перед "и". В рус. яз. она имеет важное значение, т. к. служит различит. признаком фонем (напр., "лук" - "люк").

ПАЛАТИН (Palatinus), один из семи холмов, на к-рых возник Рим.

ПАЛАТИНАТ (Palatinat, от лат. pala-tium - дворец), 1) то же, что пфальцграфство; область, подчинённая пфальцграфу. 2) Название Рейнского Пфальца.

ПАЛАТКА, посёлок гор. типа, центр Хасынского р-на Магаданской обл. РСФСР. Расположен на Колымской автотрассе, в 87 км к С. от Магадана. Опытное оленеводч. х-во. В районе - месторождения золота и серебра.

ПАЛАТЦЫ, посёлок гор. типа в Самарском р-не Восточно-Казахстанской обл. Казах. ССР. Расположен на юж. склоне Калбинского хр., в 273 км к В. от ж.-д. ст. Жангиз-Тобе (на линии Семипалатинск - Аягуэ). 3-д железобетонных изделий. Мясо-молочный совхоз.

ПАЛАТЫ (от лат. palatium - дворец, чертог), термин, обозначавший в ср.-век. русской архитектуре богатые жилые каменные или деревянные постройки, с 15 в.- кам. здания. П. строились в 2-3 или более этажей; в нижних размещались различные службы, верхние были жилыми. К кон. 17 в., особенно в моск. архитектуре, П. принимают характер небольших дворцовых корпусов или особняков (напр., палаты Волковых в Москве, илл. см. т. 17, табл. II, стр. 16-17). П. называли также помещения типа зала, бес-столпные или с центр, столпом, поддерживающим своды.

Лит.: Потапов А. А., Очерк древней русской гражданской архитектуры, в. 1 - 2, М., 1902 - 03.

ПАЛАТЫ ТРУДА (итал., ед. ч. Camera del Lavoro), территориальные межотраслевые орг-ции Всеобщей итальянской конфедерации труда (ВИКТ). Впервые возникли в 1891 в Милане, Турине, Пьяченце, затем в др. городах. Вначале занимались только вопросами взаимопомощи и защитой экономич. интересов трудящихся. Постепенно стали участвовать и в политич. жизни. 1-й съезд П. т. (1893), представлявший 12 палат, основал их Нац. федерацию. В 1906 с образованием Всеобщей конфедерации труда П. т. стали её местными органами в провинциях. Были распущены в 1927 после захвата власти фашистами (1922). Восстановлены на основе Римского пакта 1944, образовавшего ВИКТ. П. т. выполняют две осн. функции: профсоюзно-юридическую (консультации для отраслевых профсоюзов, особенно в вопросах заключения трудовых соглашений) и координирующую (политич. координация действий ВИКТ на местах, отраслевых профсоюзов в провинциях). П. т. организуют борьбу трудящихся в защиту их интересов, за единство профсоюзов всех направлений в масштабе провинции, участвуют в борьбе за демократию и мир.

ПАЛАУ (Palau), архипелаг в Тихом ок., в группе Каролинских островов. Опека США. Пл. ок. 490 км2. Юж. острова сложены коралловым известняком, северные - вулканич. породами, подвержены землетрясениям. Выс.до 224 м. Нас. 12,5 тыс. чел. (1970). Выращиваются кокосовая пальма, хлебное дерево, таро, сах. тростник. Добыча фосфоритов. Адм. ц.- г. Корор.

ПАЛАУ (Palau), подводный жёлоб в Тихом ок., у вост. склонов о-вов Палау (Каролинские о-ва). Имеет V-образную форму. Склоны очень крутые и сложно расчленены. Макс, глубина, измеренная в 1905 с нем. судна "Стефан", 8138 м, а измеренная с "Витязя" в 1957 - 8054