загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

естняков; характерны карстовые формы рельефа. С П. берут начало реки: Кейла, Пирита, Ягала, Валгейыги, Кунда, Касари, Педья, Пярну и др. Большая часть территории распахана.

ПАНДИТ (санскр. пандита - учёный, мудрый, учитель), в Индии - старинное почётное звание учёного брахмана, хорошо знающего санскрит и индусскую канонич. лит-ру. В Кашмире так называют вообще всех брахманов (см. Брахманы).

ПАНДОРА (греч. Pandora, букв. - всем одарённая), в древнегреч. мифологии женщина, созданная по воле Зевса Гефестом в наказание людям за поступок Прометея (похищение для смертных огня у богов). П., согласно мифу, Гефест сотворил из воды и земли, придав ей облик богини и человеческий голос, Афродита одарила её неотразимой прелестью, Гермес дал хитрый, изворотливый ум, лживость и коварство, Афина соткала для неё прекрасные одежды. П. пленила своей красотой брата Прометея - Эпиметея и стала его женой. Увидев в доме Эпиметея сосуд или ящик, к-рый не открывали, т. к. это грозило бедами, любопытная П. открыла его, и все бедствия, от к-рых страдает с тех пор человечество, распространились среди людей. По воле Зевса крышка захлопнулась тогда, когда на дне оставалась лишь надежда. Миф о П. получил отражение в иск-ве (П. Рубенс и др.).

ПАНДОРИНА (Pandorina), род подвижных колониальных зелёных водорослей из класса волъвоксовых. Известно 2 вида, обитающих в пресных водах. Колонии шаровидные или эллипсоидные шир. 70- 150 мкм, покрыты слизистой оболочкой, состоят из 16 (реже из 8 или 32) клеток, несущих по 2 жгутика. При бесполом размножении каждая клетка делится на 16 дочерних, образуя новую колонию. Половой процесс - гетерогамия.

ПАНДУРИ, грузинский струнный щипковый муз. инструмент. Имеет деревянный корпус, 3 струны. Настройка секундо-терцовая, терцово-секундная. Диапазон в пределах октавы. Звук извлекается ударами пальцев. Общая дл. ок. 750 мм. Применяются реконструированные оркестровые разновидности П.: прима, альт, тенор.

ПАНДУС (от франц. pente douce - пологий склон), прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка.

Пандус деревянного дворца (1769-75, архитекторы К. И. Бланк и др.) в усадьбе Кусково в Москве.

Служит для въезда экипажей или автомашин к расположенному над цоколем здания парадному входу, для подъёма автомобилей на верхние этажи; в отдельных случаях заменяет лестницы внутри и снаружи зданий. В 20 в. П. чаще всего устраиваются в обществ. и пром. зданиях, трансп. сооружениях, гаражах, подземных переходах и т. д.

ПАНДЬЯ, правивший род в гос-ве Пандьев (3 в. до н. э.- нач. 14 в.) в Юж. Индии, на терр. Юж. Тамилнада. Мелкие князья из рода П., находившиеся в сложной системе вассальных отношений, обычно подчинялись правителям г. Мадурай. Гос-во П. вело большую мор. торговлю с Юго-Вост. Азией и Западом, многократно воевало с Цейлоном, вело постоянную борьбу с сев. соседями - Паллава-ми, Зап. Чалукьями из Ватапи, Раштра-кутами, Чолами и др. Пандьям обычно подчинялись княжества Юж. Кералы. В кон. 10 - нач. 11 вв. было завоёвано Чолами, от власти к-рых освободилось в 12 веке. Последнее возвышение П. было при Джатавармане Сундара Пандье (правил в 1251-68), завоевавшем Цейлон и ряд сев. территорий. В 1310 гос-во П. было разгромлено делийским полководцем Маликом Кафуром. Князья из рода П. упоминаются до 16-17 вв.

ПАНЁВА, понёва, понява, поня, понька, старинная русская женская одежда. См. Понёва.

ПАНЕВЕЖИС, город респ. подчинения, центр Паневежского р-на Литов. ССР. Расположен на обоих берегах р. Невежис (приток Нямунаса), в 150 км к С.-З. от Вильнюса. Узел ж.-д. линий на Даугавпилс, Ионишкелис, Шяуляй и шоссейных дорог. 88 тыс. жит. (1974; в 1939 27 тыс.). Осн. предприятия города - з-ды: кинескопов, кабельный, автокомпрессорный, электротехнич., стекольный, металлоизделий, сахарный, комбикормов; спиртовой, мясной, молочный и льнообр. комбинаты, мебельная и швейная ф-ки. Вечерний ф-т Каунасского по-литехнич. ин-та, политехникум, гидромелиоративный техникум, мед. и муз.-пед. училища. Краеведч. музей, драматич. театр. П. осн. в 16 в.

"ПАН-ЕВРОПА", проект создания политич. и экономич. объединения капиталистич. гос-в континентальной Европы, пропагандировавшийся в период между 1-й и 2-й мировыми войнами. Идея такого объединения популяризировалась с 1923 панъевропейским движением, с 1924 выходившим в Вене журн. "Пан-Европа". Проект был выдвинут в сент. 1929 франц. мин. иностр. дел А. Брианом, развит в меморандуме франц. пр-ва от 1 мая 1930 пр-вам европ. гос-в. Проектом Бриана предусматривалось создание "Европейского федерального союза", в к-рый не включались СССР и Великобритания. Проект имел целью установление франц. гегемонии в Европе и внешнеполитич. изоляцию СССР. Активное противодействие сов. дипломатии, а также отрицат. отношение Германии, Великобритании, США и др. гос-в привело к провалу франц. проекта (1931).

После 2-й мировой войны 1939-45 тенденция к объединению капиталистич. гос-в Европы нашла отражение в образовании ряда военно-политич. и экономич. орг-ций (Европейское экономич. сообщество и др.).

Лит.: Княжинский В. Б., Провал планов "объединения Европы", М., 1958.

ПАНЕГИРИК [от греч. panegyrikos (logos) - хвалебная речь на всенародном торжественном собрании], энкомий (от греч. enkomion - восхваление), хвалебная речь. Название происходит от одной из известнейших речей Исократа (380 до н. э.). Практика и теория П. усиленно разрабатывалась античной риторикой: выделялись различные виды П. (похвала царям, богам, городам, животным и пр., речи приветственные, поздравительные, утешительные и пр.) и систематизировались различные мотивы П. (так, в восхваляемом человеке отдельно разбирались качества телесные и духовные, врождённые и благоприобретённые, действия на войне и в мире, в суде и в совете и т. д.); аналогично строился и противоположный лит. жанр - поношение, или инвектива. С очень раннего времени приобрели популярность П. парадоксальные и пародич. ("Похвала Глупости" Эразма Роттердамского, местами оборачивающаяся памфлетом). В средние века техника П. использовалась в житиях святых, в эпоху Возрождения - в политич. публицистике; в эпоху классицизма 17-18 в. П., прославляющий просвещённого монарха, достигает расцвета (Ж. Б. Боссюэ и Ж. Б. Массийон во Франции, М. В. Ломоносов, Ф. Прокопович, Г. Конисский в России); но затем жанр П. быстро вырождается и теряет всякое обществ. значение, сохраняясь лишь в юбилейных речах. В более широком смысле слова П. называется всякое восхваление, независимо от жанра, в к-ром оно выражено (напр., в оде).

М. Л. Гаспаров.

В лит-pax народов Востока П. как поэтич. форма хвалы богу и власти складывается в глубокой древности (напр., в шумерской лит-ре - в 3-м тыс., в др.-егип.- на рубеже 21-18 вв., в хеттской - в 18 в. до н. э.). В наиболее классич. форме панегирич. поэзия развилась в перс, лит-ре: придворная касыда начиная с Рудаки (особенно Анвари и др.), религ.-филос. касыда Насира Хосрова, суфийская газель-восхваление богу. Осн. черты эволюции П. в поэзии на фарси повторяются во всех мусульм. лит-pax (араб., тур., урду и др.). Типологич. черты П. проявляются и в лит-pax Д. Востока и Юго-Вост. Азии (напр., бирм. жанры могун и пьоу). И. С. Брагинский.

ПАНЕЛЬ (нем. Paneel), 1) крупноразмерный плоскостной элемент строит. конструкции заводского изготовления. В совр. сборном строительстве П. широко применяются при возведении зданий и сооружений различного назначения (см. Крупнопанельные конструкции). 2) То же, что тротуар. 3) Часть электрич. распределит. щита, пульта управления, радиотехнич. устройства, прибора и др., где размещаются органы управления, контроля и сигнализации.

ПАНЕЛЬ в горном деле, часть шахтного поля, оконтуренная по восстанию (падению) осн. штреком и границей шахтного поля. В П. проводят выемочные штреки, к-рые делят её на ярусы.

ПАНЕЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ, вид отопления, при к-ром тепло в отапливаемое помещение передаётся от нагреваемых плоских поверхностей отопительных панелей, располагаемых в стенах и перегородках (иногда в полу). Отопительные панели обычно делают из бетона с заделкой в него нагревательных элементов в виде стальных труб, по к-рым циркулирует теплоноситель (горячая вода, реже пар). Применяется также электрич. обогрев панелей с помощью проводников с высоким удельным сопротивлением или наклеиваемого на панель токопроводящего материала (токопроводящие обои, резина). Наиболее рационально размещение отопительных панелей в наружных стенах и, в частности, в подоконном пространстве, т. к. при этом нейтрализуется действие потоков ниспадающего холодного воздуха и повышается темп-pa внутр. поверхностей ограждающих конструкций. Уменьшение потерь тепла отопительными панелями достигается прокладкой теплоизоляц. материала (напр., пеностекла или пенобетона).

Для снижения трудовых затрат при стр-ве крупнопанельных зданий (в к-рых П.о. особенно целесообразно) нагревательные элементы вместе с теплоизоляц. слоем закладывают в наружную стеновую панель в процессе её изготовления.

По сравнению с другими (напр., радиаторными) отопительными системами при П. о. достигаются повышение санитарно-гигиенич. качеств и улучшение интерьера помещения, а также снижение расхода металла и трудовых затрат на монтаж.

Первые системы отопления с нагревателями из труб, заделанных в бетон, были осуществлены в Саратове в 1905 рус. инж. В. А. Яхимовичем. Через 10 лет их насчитывалось в городах России уже более 100; однако дальнейшее развитие и совершенствование П. о. относится лишь к 50-м гг. (И. Ф. Ливчак, М. И. Киссин). В совр. стр-ве П. о. применяют в обществ. и производств. зданиях, к к-рым предъявляют повышенные санитарно-гигиенич. и эстетические требования.

Лит.: Ливчак И. Ф., Системы отопления с бетонными отопительными панелями, М., 1956; Шаповалов И. С., Проектирование панельно-лучистого отопления, М., 1966; Туркин В. П.. Отопление жилых, общественных и сельскохозяйственных зданий. Челябинск, 1970.

ПАНЕТ (Paneth) Фридрих Адольф (31.8.1887, Вена,-17.9.1958, там же), немецкий химик и геохимик. После обучения в ун-тах Вены, Мюнхена, Глазго работал в смежных областях химии, геологии и астрономии. Преподавал в Пражском технологич. ин-те и в ун-тах Гамбурга и Берлина, читал лекции по атомной химии в Имперском колледже (Великобритания), проф. в Дареме (1939-53), директор Ин-та химии им. Макса Планка в Майнце (с 1953). Первым изучил абсолютный возраст метеоритов, разработав прецизионный метод определения содержания в них гелия. П. был чл. Лондонского королев. об-ва (с 1947) и почётным чл. многих науч. об-в, президентом Объединённой комиссии по радиоактивности Междунар. совета науч. союзов (с 1949).

Лит.: Dunham .К. С., F. A. Paneth. 1887 -1958, "Geochimica and Cosmochimica Acta", 1959, .16, № 1/3, p. 196.

ПАНЗООТИЯ (от пан... и греч. zoon- животное), высшая степень напряжённости (интенсивности) эпизоотич. процесса, когда необычайно широкое распространение инфекц. болезни сопровождается высокой заболеваемостью животных на обширных территориях - с охватом целой страны, неск. стран, материков. Свойственна болезням (ящур, классич. чума свиней, болезнь Ньюкасла, классич. чума птиц и нек-рые др.), обладающим высокой контагиозностью (заразностью), простым механизмом передачи возбудителя (чаще всего респираторный, реже алиментарный путь), коротким инкубационным периодом, отсутствием достаточно прочного иммунитета после переболевания, а также инфекциям, для возбудителей к-рых характерен плюралитет (множественность). Развитию П. способствуют в определённой мере социально-экономич. факторы, обусловливающие прежде всего интенсивные хоз. связи внутри стран и между ними, а также изменяющиеся условия содержания животных (концентрация животных, специализация х-в). Успех в борьбе с П. зависит от степени изученности болезней, наличия эффективных способов диагностики и средств специфич. профилактики, а также своевременного и полноценного осуществления противоэпизоотических мероприятий. И. А. Бакулов.

ПАНИ (Раni) Марио (р. 29.3.1911, Мехико), мексиканский архитектор. Окончил Школу изящных иск-в в Париже (1934). В 30-е гг. представитель модернизованной классики. Принимал участие в крупнейших градостроительных работах. Начиная со 2-й пол. 40-х гг. во многом способствовал утверждению осн. принципов совр. мекс. архит. школы, сочетающей новые технические достижения с нац. художеств. традициями и широко использующей средства монументального иск-ва (ген. планы Университетского городка, 1949-54, жилых комплексов "Мигель Алеман", 1947-50, и "Бенито Хуарес", 1950-52; Мин-во гидроресурсов, 1950-51, совм. с Э. дель Моралем; все - в Мехико). Лит.: "Arquitectura", Мех., 1959, t. 15, К" 67.

ПАНИНИ (5-4 вв. до н. э.), древнеиндийский лингвист. Один из основоположников языкознания, предвосхитивший совр. идеи структурной лингвистики, семиотики, логики. Учился в г. Таксила, имевшем длит. предшествующую лингвистич. традицию. Принадлежал к сев. школе (уданч) древнеиндийских классич. грамматистов. Создал первую в истории Индии нормативную грамматику древнеиндийского языка "Аштадхьяи" ("Восьмикнижие" грамматических правил) - кратко сформулированные сутры (правила), в к-рых исчерпывающе описаны фонетика, морфология, словообразование и синтаксис санскрита и (частично) ведийского языка (в сопоставлении с санскритом); написаны на особом формализованном языке. П. оперировал понятиями части речи, корень, суффикс. Грамматика П.- ранний образец системного описания языка. Древнеиндийские лингвисты Патанджали и Катйайана (Вараручи) создали сочинения, интерпретирующие правила грамматики П. В совр. языкознании существует особая область знаний - паниниведение. Грамматика П. издана: Renou L., La grammaire de Panini, fasc. 1- 3, P., 1948-54; Ashtadhyai of Panini, v. 1-2, Delhi, 1962, и др.

Лит.; Топоров В., О некоторых аналогиях к проблемам и методам современного языкознания в трудах древнеиндийских грамматиков, "Краткие сообщения Ин-та народов Азии", 1961, в. 57; Димри Дж. П., Панини и его "Восьмикнижие", "Народы Азии и Африки", 1973, № 6; Rеnоu L., Etudes vediques et panineenne.s, t. 1-18, 1955-71 (есть библ.). Н.И. Королёв.

ПАНИН-КОЛОМЕНКИН Николай Александрович (наст. фам.- Коломенкин) [27. 12. 1871 (8.1. 1872), с. Хреновое, ныне Бобровского района Воронежской обл.,-19.1.1956, Ленинград], русский советский спортсмен, тренер, педагог, кандидат пед. наук (1938), засл. мастер спорта (1940). Единственный в дореволюц. России обладатель золотой медали Олимпийских игр (1908), 5-кратный чемпион России (1902-07), призёр первенств мира (1903) и Европы (1904, 1908) по фигурному катанию на коньках; неоднократный чемпион России в стрельбе из пистолета (12 раз в 1906-17). В первые годы Сов. власти работал в орг-циях Всевобуча, с нач. 30-х гг. преподавал фигурное катание в спортивных коллективах и в Ин-те физической культуры в Ленинграде, был сотрудником Ленинградского н.-и. ин-та физической культуры.

Соч.: Искусство катанья на коньках, М.- Л., 1938; Страницы из прошлого, М., 1951; Искусство фигуриста, М., 1956.

ПАНИНО, посёлок гор. типа, центр Панинского р-на, на С. Воронежской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (Тулиново) на ветке Графская - Анна (от линии Грязи-Воронеж). Механический з-д.

ПАНИНЫ, русские гос. и воен. деятели, графы: Виктор Никитич П. [28.3(9.4).1801, Москва,-1(13).4. 1874, Ницца, Франция], сын Никиты Петровича П. С 1819 на дипломатич. службе, с 1832 товарищ мин. юстиции, в 1839-41 управляющий мин-вом юстиции (1841-62 министр). Придерживался крайне реакц. курса, был противником реформ. Являясь чл. Секретного (с 1857) и Главного по крест. делу (с 1858) к-тов и пред. редакционных комиссий (с 1860), отстаивал интересы крепостников и тормозил отмену крепостного права. В 1864-67 главноуправляющий 2-м отделением собственной его имп. величества канцелярии. Никита Иванович П. [18(29).9.1718, Данциг,- 31.3(11.4).1783, Петербург]. Служил в конной гвардии, в 1747-59 на дипломатич. работе (посланник в Дании, затем в Швеции). В 1760-73 воспитатель вел. кн. Павла Петровича (см. Павел I). В 1762 принимал активное участие в возведении на престол Екатерины II; стал её ближайшим советником по внешнеполитическим вопросам, возглавляя в 1763-81 Коллегию иностр. дел. Сторонник системы т. н. Северного аккорда (союза России, Англии, Пруссии, Швеции, Дании и Польши против Франции и Австрии). Война России с Турцией (начатая в 1768) и 1-й раздел Речи Посполитой привели к падению его влияния. Представляя немногочисл. группировку крупной аристократии, стремившейся к нек-рому ограничению абсолютизма (реформа Сената, создание постоянного Императорского совета и т. д.), П. находился в скрытой, но постоянной оппозиции к Екатерине II. В нач. 70-х гг. возглавлял заговор (брат Пётр Иванович П., Д. И. Фонвизин и др.) в пользу наследника Павла Петровича; с 1781 в отставке. Пётр Иванович П. [1721, с. Везовка Мещовского у., ныне Калужской обл.,- 15(26).4. 1789, Москва], генерал-аншеф (1762), брат Никиты Ивановича П. На воен. службе с 1735. Сыграл видную роль во время Семилетней войны 1756-63. С 1762 ген.-губернатор Вост. Пруссии. Во время рус.-тур. войны 1768-74 командовал 2-й армией; взял штурмом крепость Бендеры, но допустил ряд стратегич. просчётов в ведении кампании; уволен в отставку (1770). Стал одним из лидеров оппозиции пр-ву- т. н. Панинской партии. В июле 1774- авг. 1775 командовал войсками, действовавшими против отрядов Е. И. Пугачёва. Способствовал развитию рус. воен. искусства; вслед за П. А. Румянцевым создал отряд лёгкой пехоты - егерей, по образцу к-рого в рус. армии были учреждены особые егерские части. Никита Петрович П. [17(28).4.1770, Харьков, -1(13).3.1837, с. Дугино Смоленской губ.], сын Петра Ивановича П. С 1791 на военно-придворной службе, камергер и ген.-майор; с 1795 литовский губернатор. В 1796 (после раздача Речи Посполитой) гл. комиссар рус. стороны по установлению границы между Россией и Пруссией. С дек. 1796 чл. Коллегии иностр. дел; с июля 1797 чрезвычайный и полномочный мин. в Берлине, где пытался привлечь прусское пр-во к участию в активных действиях против Франц. республики. С 1799 вице-канцлер. Стремился к сохранению и укреплению антифранц. коалиции; выступал противником политики Павла I, направленной на сближение с Францией; являлся одним из организаторов заговора против императора; в 1800 подвергся опале. По вступлении на престол Александра I чл. Коллегии иностр. дел; фактически руководил внеш. политикой; расхождения с царём привели П. к отставке (нояб. 1801). С 1804 в опале с лишением права въезда в столицы. Проживал у себя в имении Дугино, где занимался музыкой (написал оперы "Горбуны" и "Модная лавка").

Лит.: Колмаков Н. М., Граф В. Н. Панин, "Русская старина", 1887, № 11- 12; Лебедев П. С., Графы Никита и Петр Панины, СПБ, 1883; Сборник императорского русского исторического общества, т. 7, 1871; Пугачёвщина, т. 2 - 3, М. -Л., 1928 - 1931; Исторический сборник Вольной русской типографии в Лондоне А. И. Герцена н Н.П. Огарёва, кн. 3. Комментарии н указатели, М., 1971, с. 146 -152. Л. Б. Леонидов.

ПАНИПАТСКИЕ БИТВЫ, три важных в истории Индии сражения, происшедшие в р-не г. Панипат (ок. 100 км к С. от Дели): 1) 21 апр. 1526- завершилось победой кабульского правителя Бабура над последним делийским султаном Ибрахимом Лоди, что позволило Бабуру основать в Сев. Индии Могольскую империю; 2) 5 нояб. 1556- привело к победе Акбара над претендентом на делийский престол Хему, что окончательно утвердило власть династии Великих Моголов в Индии; 3) 14 янв. 1761- окончилось победой афагнского завоевателя Ахмад-шаха Дуррани над маратхами (см. Маратхские княжества), что привело к взаимному ослаблению противников и отступлению их из Сев. Индии; это, в свою очередь, облегчило англ. колон. экспансию в Индии.

ПАНИСЛАМИЗМ, религиозно-политич. идеология, в основе к-рой лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политич. объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. гос. и политич. объединений.

Оформившись в последней четверти 19 в. в условиях империалистич. экспансии и формирования на Востоке капиталистич. отношений, П. имел тогда главной целью сохранение независимости феод. гос-в и создание таких мусульм. политич. центров и политич. объединений, к-рые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Т. о., в П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, "...освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41. с. 166).

Первым идеологом П. был Джемальад-дин алъ-Афгани, стремившийся приспособить П. к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотич. единства населения отд. гос-в. В результате П. в начале 20 в. постепенно теряет антиколон. направленность и используется преим. в реакц. целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида II, а затем и младотурок. Последним крупным проявлением антиколон. содержания П. было движение халифатистов в Индии (см. Халифатское движение),

В России П. лежал в основе бурж.-либер. националистич. идеологии нек-рых мусульм. народов - джадидизма, а после победы революции 1917 был одним из главных лозунгов контрреволюц. националистов Закавказья и Ср. Азии.

Накануне и во время 2-й мировой войны 1939-45 П. служил средством раскола нац.-освободит. движения народов Востока и сохранения империалистич. позиций в мусульм. странах. На совр. этапе отд. идеологи П. ещё пытаются использовать П. в антиимпериалистич. целях, однако в целом П. вредит афроазиатской солидарности и продолжает отрицательно сказываться на развитии обществ. мысли в мусульм. странах, затрудняя формирование классового и нац. самосознания.

Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан. Соч., т. 6, М., 1966; Смирнов, Современный ислам, 2 изд., М., 1930; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; её же, Религии современного Востока (Идеология и политика), "Мировая экономика и международные отношения", 1973, № 1; Степанянц М. Т., Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока, М., 1974; Аli М., Му life, Lahore, [1946]; Мalik, Moslem nationalism in India and Pakistan, [Wash.], 1962. Л. Р. Полонская.

ПАНИХИДА (ср.-греч. pannychida, букв.- всенощная, от греч. pas - весь и nychos - ночь), церк. служба по умершему (в православии). П. совершается над ещё не погребённым умершим, затем на 3, 9, 20 и 40-е сутки после смерти, в годовщины рождения и смерти, в дни именин. Кроме П. по каждому умершему, церковь совершает в определённые дни общие, или вселенские, П.

Параллельно с П. церковной широко распространён обряд т. н. гражданской панихиды, включающий в себя траурные митинг и процессию, почётный караул у гроба.

ПАНКРАТИЙ, панкрациум (Pancratium), род растений сем. амариллисовых. Многолетние луковичные травы с линейными или ремневидными листьями и безлистным цветоносным стеблем (стрелкой). Цветки крупные, белые, в зонтиковидном соцветии. Околоцветник с продолговатой цилиндрич. трубкой и 6-раздельным отгибом с узкими долями; сросшиеся тычиночные нити образуют зубчатую трубку - привенчик. Плод - коробочка. Ок. 14 видов, произрастают по мор. побережьям Юж. Европы, Зап. и Юж. Азии, Сев. и тропич. Африки. В СССР 1 вид - П. морской, или приморский (P. maritimum); растёт на песчаных местах по побережью Чёрного м. Этот вид и П. иллирийский (P. illyricum) изредка разводят как декоративные. П. нередко наз. виды близкого рода гименокаллис (Hymenocallis).

ПАНКРАТОВ Василий Семёнович [26.1(7.2). 1864, с. Алексеевское, ныне Моск. обл.,-5.3. 1925, Ленинград], русский рабочий-революционер. В революц. движении с 1879. Как член рабочей орг-ции "Народной воли" (с 1881) вёл пропаганду среди рабочих Петербурга, Москвы, Киева и др. городов. При аресте 4 марта 1884 в Киеве оказал вооруж. сопротивление. По "процессу 12-ти" в нояб. 1884 осуждён на 20 лет каторги. 14 лет провёл в Тлиссельбургской крепости. В 1898 сослан в Якутию. В 1905 бежал из ссылки, вступил в партию эсеров, участвовал в Декабрьском вооруж. восстании в Москве. С 1907 вновь в Якутской ссылке. В 1912 вернулся в Петербург. В июле 1917 выступил с клеветнич. статьёй против В. И. Ленина в газ. "Живое слово". При бурж. Временном правительстве был комиссаром "по охране бывшего царя".

Соч.: Жизнь в Шлиссельбургской крепости (1884-1898), П., 1922; Воспоминания, М., 1923; С царем в Тобольске, Л., 1925.

ПАНКРАТОВА Анна Михайловна [4(16).2.1897, Одесса,- 25.5.1957, Москва], советский историк, парт. и обществ. деятель, акад. АН СССР (1953), действит. чл. АН БССР (1940), АПН РСФСР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1919. Из рабочих. В 1917 окончила ист. ф-т Одесского (Новороссийского) ун-та. В годы Гражд. войны 1918-20 участвовала в партиз. движении в Одесской губ. В 1920-21 на парт. работе на Украине и Урале. Окончила Ин-т красной профессуры (1925), в 1926-30 преподавала в Академии коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской, Комвузе им. Я.М. Свердлова, Военно-политич. академии в Ленинграде, в Моск. и Саратовском ун-тах, Моск. пед. ин-те им. В. И. Ленина, Академии обществ. наук при ЦК КПСС, с 1939 работала в Ин-те истории АН СССР. В 1953-57 гл. редактор журн. "Вопросы истории".

А. М. Панкратова.

П. изучала историю рус. рабочего движения и историю сов. общества, историю зап.-европ. пролетариата. Ею созданы науч. труды: "Фабзавкомы России в борьбе за социалистическую фабрику" (1923), "Фабзавкомы и профсоюзы (Россия, Германия, Италия и Франция)" (1924), "Петербургский „Союз борьбы за освобождение рабочего класса"" (1939), "Формирование пролетариата в России (XVII-XVIII вв.)" (1963) и др. Участвовала в создании "Истории дипломатии" (Гос. пр. СССР, 1946); гл. редактор и соавтор учебника по истории СССР для ср. школы. Представляла сов. ист. науку на междунар. конгрессах историков: в 1933-34 в Варшаве, в 1953 в Будапеште, в 1955 в Риме. Возглавляла Нац. к-т историков СССР (1955-57), была пред. Ассоциации содействия ООН в СССР; чл.-корр. Герм. и Рум. АН, почётный чл. Венг. АН. На 19-м и 20-м съездах КПСС избиралась чл. ЦК. Деп. Верх. Совета СССР 4-го созыва, чл. Президиума Верх. Совета СССР. Награждена орденом Ленина и 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Академик А. М. Панкратова, в сб.: Из истории рабочего класса и революционного движения, М., 1958.

ПАНКРАТЬЕВЫ, крупные купцы России 17-1-й четв. 18 вв. Выходцы из галичских посадских людей, члены гостиной сотни, с сер. 17 в.- гости. В 1637 Данила Григорьевич П. завёл Серёговский соляной промысел в Яренском у. (ныне Ленский р-н Архангельской обл.). В кон. 17 в. здесь действовало 13 варниц, дававших более 300 тыс. пудов соли в год. На промысле широко применялся труд наёмных людей, а с 1700 - приписных крестьян. Пр-во привлекло П. к службе в гос. учреждениях и выполнению ответств. поручений: Данила Григорьевич П. был дьяком Казённого приказа в 1654-63. Его брат Григорий Григорьевич П. занимал эту же должность в 1639-1654. Иван Данилович П. (ум. ок. 1711), президент Корабельной палаты, руководившей постройкой флота у Воронежа в кон. 17 в., президент Бурмистерской палаты в 1699. Семён Иванов и ч П. в 1711-14 - один из руководителей Денежного двора в Китай-городе (Москва), в 1711 участник обсуждения торг. договоров с Англией и Голландией, в 1713 чл. "коллегиума", изучавшего состояние торговли в стране; в 1714 переведён на жительство в Петербург, где в 1715-19 был инспектором Ратуши.

Лит.: Устюгов Н. В., Солеваренная промышленность Соли Камской в XVII в., М., 1957. Л. В. Заборовский.

ПАНКРЕАТИН, ферментный препарат, получаемый из поджелудочных желез свиней или кр. рог. скота. Содержит осн. ферменты железы, гл. обр. трипсин и амилазы. Применяют в порошках и таблетках при расстройствах пищеварения.

ПАНКРЕАТИТ (от греч. pankreas - поджелудочная железа), воспаление поджелудочной железы. Течение П. острое или хроническое. Острый П. может быть отёчным, геморрагич., некротич., гнойным. Развивается при переедании, заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки, жёлчных путей, печени, сужениях протоков железы и др. В основе патогенеза острого П.- "самопереваривание" поджелудочной железы ферментами - трипсином, химотрипсином, липазой. При распаде ткани железы высвобождаются кинины, снижающие артериальное давление. Играют роль нарушения кровообращения (органич. и рефлекторного происхождения) в железе, затекание в её протоки жёлчи, повреждающей их стенки. Острый П. характеризуется сильнейшими болями в животе, неукротимой рвотой, коллапсом и т. д. (см. также Острый живот). Осложнения - перитонит, абсцесс, кисты железы, диабет сахарный. Лечение: наркотики, антибиотики, сосудосуживающие, антиферментные препараты (трасилол, контрикал и др.), па-ранефральная новокаиновая блокада по А. В. Вишневскому, при тяжёлых осложнениях - хирургическое. При хронич. П. постепенно развивается недостаточность внешней и внутренней секреции железы. Лечение: диета, противоспастич., заместит., желчегонные средства, антибиотики, антиферментные и др. препараты. Вне периодов обострения - курортное лечение.

В. Ф. Панова.

Лит.: Шелагуров А. А., Болезни поджелудочной железы, М., 1970,

О. С. Радбилъ.

ПАНКРЕАТИЧЕСКИЙ СОК, сложная по составу пищеварит. жидкость, вырабатываемая ацинозными клетками поджелудочной железы и выделяемая в двенадцатиперстную кишку. Бесцветная прозрачная жидкость щелочной реакции (рН 8,3-8,6), уд. вес 1,007-1,009. Содержит ферменты: трипсин, химотрипсин, карбоксипептидазу, расщепляющие белки; липазы, расщепляющие жиры; амилазы, лактазу, расщепляющие углеводы, и др. В состав П. с. входят также белки (в основном глобулины), креатинин, мочевина, мочевая кислота, нек-рые микроэлементы и др. Ср. количество выделяемого здоровым человеком за 1 сутки П. с. 1,5-2 л. Регуляция образования и выделения П. с. осуществляется гуморальным и нервным путями при участии секретина (гормона, образующегося при воздействии кислого желудочного содержимого в слизистой оболочке тонкой кишки) и секреторных волокон блуждающего и симпатич. нервов. Физиологические стимуляторы отделения П. с.- соляная и некоторые др. кислоты, жёлчь, пища.

ПАНКХЕРСТ (Pankhurst) Сильвия Эстелла (5.5.1882, Манчестер,-27.9.1960, Аддис-Абеба), деятель английского рабочего движения, публицист. Во время 1-й мировой войны 1914-18 занимала пацифистские позиции. После окт. революции 1917 в России выступала против антисов. воен. интервенции. Принимала участие во 2-м конгрессе Коминтерна. В 1921 вступила в компартию Великобритании, но вскоре была исключена из неё за неподчинение парт. дисциплине. Выступала в прессе против фашизма. С 1956 жила в Эфиопии. Автор ряда книг, посвящённых истории и культуре Эфиопии.

ПАНМИЕЛОФТИЗ (panmyelophthisis, от греч. pas - весь, myelos - костный мозг и phthisis - убывание, чахотка), "чахотка костного мозга", апластическая анемия, заболевание системы крови, при к-ром происходит необратимое опустошение костного мозга с развитием жировой ткани в костномозговых полостях и резким угнетением кроветворения. Развивается вследствие интоксикации хим. веществами (бензол и его производные, тетраэтилсвинец), биологического действия ионизирующих излучений и т. д. В большинстве случаев причина заболевания не ясна. В основе тотального подавления кроветворения при П.- нарушения синтеза дезоксирибонуклеиновых кислот в родоначальных клетках крови, что ведёт к нарушениям их размножения и созревания. Имеет значение и расстройство гуморальной регуляции гемопоэза. Симптомы П.: снижение кол-ва эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов с развитием инфекц. осложнений и кровоточивости; признаки регенерации крови отсутствуют; РОЭ значительно ускорена. Течение П. острое или хроническое. Лечение: переливания крови, гормонотерапия, кровоостанавливающие средства, антибиотики. В тяжёлых случаях - удаление селезёнки и пересадка донорского костного мозга.

Лит.: Файнштейн Ф. Э., Апластические и гипопластические анемии, М., 1965.

ПАНМИКСИЯ (от пан... и греч. mixis - смешивание), свободное скрещивание особей в пределах популяции или к.-л. другой внутривидовой группы. О полной П. можно говорить лишь тогда, когда каждая особь имеет одинаковые возможности спаривания с любой особью противоположного пола. Однако в природе пары при скрещивании образуются не случайно. Выбор партнёров обусловлен преим. спариванием особей, схожих по поведению, физиологич. проявлениям и т. д. и совместно обитающих в к.-л. части ареала. В последнем случае отклонения от полной П. могут быть результатом близкородственного скрещивания - инбридинга. Поэтому, говоря о П. в природных группах особей (прежде всего в популяциях), обычно имеют в виду ту или иную степень П., к-рая в пределах данной группы должна быть выше, чем между особями соседних групп. Степень П. колеблется у разных видов в зависимости от различий в характере размножения. У нек-рых видов образуются длительные, иногда на всю жизнь, пары (см. Моногамия); др. виды образуют пары только на сезон размножения; есть виды, для к-рых образование стойких пар не характерно, напр. мн. куриные (см. Полигамия)', есть виды, у к-рых самки оплодотворяются 1 раз на протяжении всей жизни (многие насекомые, паукообразные); наконец, имеются виды с наружным оплодотворением (рыбы, земноводные), у к-рых пары не образуются и оплодотворение группы яйцеклеток может осуществляться смесью сперматозоидов разных самцов. Та или иная степень П. обеспечивает генетико-эволюционное единство внутривидовых группировок и вида в целом. Термин "П." ввёл А. Вейсман в 1885. Лит.: Weismann A., Die Continuitat des Keimplasmas als Grundlage einer Theorie der Vererbung, 2 Aufl., Jena, 1892.

А. В. Яблоков.

ПАНН (Pann) Антон (1796 или 1797, Сливен, Болгария,-2.11.1854, Бухарест), румынский поэт, композитор, фольклорист. По происхождению болгарин. Автор многих сб-ков нар. песен, рассказов и анекдотов. Его талант наиболее ярко проявился в таких комментированных сб-ках, как "Басни и побасенки" (1841), "Посиделки в деревне, или Сказ Седого Старца" (1851-52), особенно в "Собрании пословиц, или Сказе слова" (1847), где пословицы перемежаются назидат. стихами самого П., составляя в целом подобие морального кодекса и "путеводителя по жизни". Труды П. способствовали становлению рум. лит. языка. П.- один из основоположников рум. муз. фольклористики. Собирал и обрабатывал рум. нар. песни; автор церк. музыки.

Соч.: Scrieri literare, v. 1-3, Вис., 1963.

Лит : Маnоlе I., Anton Pann, [ Вис., 1954]; Cornea P., A. Pann, [Вис.], 1964.

ПАННЕКУК (Pannekoek) Антон (2.1. 1873, Вассен,-28.4. 1960, Амстердам), нидерландский астроном, чл. Нидерл. АН (1925), деятель рабочего движения Нидерландов. Лектор (1918-25), затем проф. астрономии (1925-42) Амстердамского ун-та. В 1920 разработал метод определения расстояний до тёмных туманностей, в 1921 изучал поверхностную яркость Млечного Пути (без учёта влияния межзвёздного поглощения света). Одним из первых исследовал ионизацию в звёздных атмосферах (1922, 1926).

В рабочее движение П. включился в нач. 20 в. В 1902 стал чл. С.-д. рабочей партии Нидерландов. Был одним из основателей газеты левых с.-д. "Трибюне" ("De Tribune") в 1907 и вместе с др. трибунистами - С.-д. партии Нидерландов в 1909. В 1905-14 преподавал в Берлине в парт. школе герм. с.-д-тии; был связан с герм. левыми с.-д. В годы 1-й мировой войны 1914-18 интернационалист, участвовал в издании журнала "Форботе" ("Vorbote" - "Предвестник"), печатного органа Циммервальдской левой. В 1918- 1921 входил в компартию Нидерландов. До 1921 принимал участие в работе Коминтерна. Был одним из лидеров ультралевой Коммунистич. рабочей партии Германии (псевд.- К. Хорнер); подвергнут резкой критике В. И. Лениным в "Детской болезни „левизны" в коммунизме".

Соч.: De wonderbouw der wereld, Amst., 1916; De bouw en de ontwikkeling der sterren, s-Grayenhaage, 1927; Photographische Photometrie der nordlichen Milchstrasse..., "Publications of the Astronomical Institute of the University of Amsterdam", 1933, № 3; в рус. пер.- История астрономии, М., 1966.

ПАННО (франц. panneau, от лат. pannus- кусок ткани), 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением. 2) Картина, исполненная маслом, темперой и т. д., предназначенная для постоянного или временного заполнения определённого участка стены или потолка. П. называют и мозаичные, лепные (барельефные), керамич., резные деревянные и иные композиции, применяемые для той же цели и также съёмные

ПАННОНИЯ (Pannonia), римская провинция, образованная в 8 н. э. после разделения рим. провинции Иллирик на две: Верх. Иллирик-Далмация и Ниж. Иллирик - П. Занимала зап. часть терр. совр. Венгрии, сев. часть совр. Югославии и вост. часть совр. Австрии. Назв. получила от паннонцев - группы иллирийских племён (см. Иллирийцы). За 400-летний период рим. господства П. была сильно романизована. Преобладание сел. населения, к-рое увеличивалось за счёт поселяемых в П. варваров, обусловило с.-х. характер экономики провинции. Постоянные войны в период 2-5 вв. с пограничными племенами (ква-дами, маркоманнами, сарматами, готами, гуннами и др.) привели к падению рим. власти в П. в нач. 5 в.

Лит.: Колосовская Ю. К., Паннония в I-III веках, М., 1973; Аlfldi , Der Untergang der Romerherrschaft in Pannonien, Bd 1 - 2, В.- Lpz., 1924-26.

ПАННОНСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, редко употребляемое ныне название Среднедунайской равнины.

ПАННОНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, то же, что Блатенское княжество (существовало в 9 в. на терр. совр. Венгрии).

ПАННУС (от лат. pannus- кусок ткани, лоскут), поражение лимба и роговой оболочки глаза, возникающее в результате местного хронич. воспалит. процесса. Чаще всего наблюдается при трахоме; может образоваться и при туберкулёзноаллергич. кератоконъюнктивите. Образующийся под эпителием роговой оболочки инфильтрат замещается рубцовой тканью, что приводит к значит. снижению зрения. Лечение: устранение осн. заболевания; при трахоматозном П.- хирургич. вмешательство.

ПАНО, группа южноамер. индейских племён в Перу (большая их часть), Боливии, Экуадоре, Бразилии. Населяют р-ны влажных экваториальных лесов в верховьях Амазонки и её правых верхних притоков. Общая числ. ок. 250 тыс. чел. (сер. 60-х гг. 20 в., оценка). К числу П. относятся племена майоруна, ремо, майю, шетебо, накагуара, арарауа, кашинауа, контанауа и мн. др. Говорят на языках семьи П. Разнообразные местные традиц. верования П. сильно изменились под влиянием христианства. Племена П. находятся на различных стадиях развития и разложения родо-племенных отношений. Осн. занятия - подсечно-огневое земледелие, охота, ловля черепах, рыболовство; нек-рые племена (напр., майоруна) живут преим. собирательством; нек-рые являются речными кочевниками, живущими на лодках. Часть П. работает по найму (на плантациях, стр-ве дорог и т. п.), ведёт торг. обмен (выменивают черепаший жир, солёную рыбу, воск, мёд, какао и пр.).

ПАНОВ Дмитрий Геннадиевич [3(16).6. 1909, Владимир, - 24.7.1965, Ростов-на-Дону], советский физико-географ и геоморфолог, доктор геогр. наук (1961). Окончил Ленингр. ун-т (1930). Проф. (с 1946) кафедры полярных стран Ленингр. ун-та, зав. кафедрой физич. географии ун-та в Ростове-на-Дону (с 1951). Осн. труды по геоморфологии Арктики, проблеме происхождения материков и океанов, геоморфологии моря, исследованию совр. донных осадков Азовского м., а также изучению состава пыльцы и спор в новейших осадках средиземноморского бассейна.

Соч.: Происхождение материков и океанов, М.. 1961; Морфология дна Мирового океана, М., 1963; Общая геоморфология, М., 1966.

ПАНОВА Вера Фёдоровна [7(20).3.1905, Ростов-на-Дону,-3.3. 1973, Ленинград], русская советская писательница. В 20 - 30-е гг. работала в газетах и журналах Ростова-на-Дону; начинала как драматург. С 1940 жила в Ленинграде. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 работала в Перми. Широкое читательское признание П. принесла повесть "Спутники" (1946; Гос. пр. СССР, 1947; кинофильм "Поезд милосердия", 1964) - одно из лучших произв. сов. лит-ры о войне. В послевоен. годы созданы наиболее известные произв. П.- романы "Кружилиха" (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Времена года" (1953; кинофильм "Високосный год", 1962), "Сентиментальный роман" (1958); повести "Ясный берег" (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Серёжа" (1955, одноимённый кинофильм, 1960; гл. премия "Хрустальный глобус" на 12-м Междунар. кинофестивале в Карлови-Вари, 1960). Теме воспитания молодых душ посвящены рассказы П. "Валя" и "Володя" (1960; кинофильм "Вступление", 1962), "Трое мальчишек у ворот", "Сестры", "Конспект романа" и др. Для творчества П. характерны правдивость, острое чувство современности, умение передать драматизм жизненных коллизий и вместе с тем выявить поэзию обыкновенного, постоянное внимание к вопросам обществ. морали и нравственности.

В 60-е гг. П. обратилась к историч. жанру. В повести "Кто умирает" (1965) описан конец царствования Василия III. Из летописных источников почерпнуты сюжеты повестей "Сказание об Ольге", "Сказание о Феодосии", "Феодорец, Белый Клобучок" (все 1966). Историч. повести П., а также драму "Тредьяковский и Волынский" (1968) отличают тонкое чувство стиля эпохи, выразительность языка героев. Плодотворно работала П. для театра и кино. Были поставлены её пьесы "Метелица" (1956), "Проводы белых ночей" (1961), "Как поживаешь, парень?" (1962), "Сколько лет, сколько зим!" (1966) и др. П. принадлежат сценарии фильмов "Евдокия" (1961), "Рано утром", "Саша", "Рабочий посёлок" (все 1966) и др. Осн. произв. П. переведены на мн. языки. Награждена 2 орденами. Портрет стр. 146.

Соч.: Собр. соч., т. 1-5, Л., 1969-70; Заметки литератора, Л., 1972; Из повести моей жизни, "Нева", 1973, № 4- 5; Избранное, М., 1972.

Лит.: Плоткин Л., Творчество Веры Пановой, М. - Л., 1962; Богуславская 3., Вера Панова. Очерк творчества, М., 1963; Нинов А., Вера Панова. Очерк творчества, Л., 1964; Горницкая Н. С., Кинодраматургия В. Ф. Пановой, Л., 1970; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.

А. А. Нинов.

ПАНОПТИКУМ (от пан... и греч. optikos - зрительный), собрание, коллекция, выставка разнообразных необычайных, уникальных предметов, восковых изображений человеческих фигур, диковинных, причудливых живых существ. В переносном смысле (иронически) - беспорядочный набор всякой всячины.

ПАНОРАМА (от пан... и греч. horama - вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств. В П. лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрич. подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу "предметным" планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). П. рассчитаны на искусств. освещение. П. размещается обычно в спец. здании с круглым залом и рассматривается с площадки, расположенной в его центре. Так как П. создают иллюзию реального пространства, окружающего зрителя в полном круге горизонта, их применяют гл. обр. для изображения событий, охватывающих значит. терр. и большое число участников. Первая П. была создана в Эдинбурге в кон. 18 в. ирл. живописцем Р. Баркером. П. (преим. с батальными сценами) получили широкое распространение в 19 в. В России наиболее значит. П. созданы живописцем Ф. А. Рубо ("Оборона Севастополя", 1902-04, Севастополь, открыта в 1905, в 1941-42 сильно повреждена при обороне Севастополя, воссоздана и открыта вновь в 1954; "Бородинская битва", 1911, открыта в 1912 в Москве, вновь в 1962, илл. см. т. 3, стр. 579). Над П. работали сов. живописцы М. Б. Греков, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, Н. Г. Котов и др.

Лит.: Петропавловский В., Искусство панорам н диорам, К., 1965.

ПАНОРАМНОЕ КИНО, способ съёмки кинофильмов и показа их на сильно изогнутом экране больших размеров, создающий у зрителей иллюзию "присутствия" при действиях, происходящих на экране. Угол охвата экрана в горизонтальной плоскости - до 150-170°, в вертикальной- до 55°. Поскольку границы экрана отодвинуты далеко за пределы поля ясного видения человека (ок. 40° в горизонтальной плоскости и 20° в вертикальной), условия восприятия изображения на экране близки к условиям реального видения. При этом впечатление панорамности и т. н. эффект присутствия дополняются, как правило, цветным изображением. Впечатление панорамности усиливается также стереофонич. звуковоспроизведением. В отличие от обычного кино, в П. к. звук всё время "следует" за перемещением изображения его источника на экране. Это обеспечивается записью звука в процессе фильмопроизводства на неск. (от 6 до 9) звуковых дорожках и последующим его воспроизведением неск. громкоговорителями, установленными в кинотеатре за панорамным перфориров. экраном; каждый из громкоговорителей работает от своей звуковой дорожки.

[1911-1.jpg]

Схема съёмки и демонстрации фильма по системам "Синерама" и "Кинопанорама": 1 - громкоговорители за экраном; 2 - громкоговорители в зале; 3 - контроль звуковоспроизведения; 4 - контроль кинопроекции; 5 - кннопроекционные аппараты; 6 - киносъёмочный аппарат; 7 - вид киносъёмочного аппарата сверху; 8 - микрофоны; 9 - звукозаписывающая аппаратура.

Панорамная съёмка и проекция впервые были осуществлены франц. реж. А. Гансом. В 1927 он поставил фильм "Наполеон". Фильм был снят одновременно на трёх киноплёнках и демонстрировался посредством трёх кинопроекционных аппаратов на экране, состоявшем из трёх граничащих друг с другом плоских экранов. П. к. получило известность с 1952, когда в США была создана система П. к. "Синерама" (Ф. Уоллер и Л. Томас) и поставлен ряд фильмов. Подобная же система П. к. была разработана в 1957 в СССР (т. н. "Кинопанорама", рук. Голдовский), и было снято и показано несколько экспериментальных фильмов. Первый из них - "Широка страна моя..." - был поставлен в 1958 Р. Л. Карменом. В 1958 в США появилась ещё одна, неск. видоизменённая система П. к. "Синемирэкл", по своим изобразит. возможностям близкая к ранее созданным амер. и сов. системам. Съёмка и проекция в этих системах П. к. (рис.) осуществлялись посредством трёх синхронно движущихся 35-мм киноплёнок, так что панорамное изображение образовывалось тремя стыкующимися частичными изображениями. Стереофонич. звук (9 каналов в сов. системе и 7 - в американской) воспроизводился синхронно с отдельной 35-мм магнитной ленты. Недостатки систем П. к.- гл. обр. их технич. сложность (синхронная съёмка и проекция с применением трёх киноплёнок) и заметные на экране вертикальные стыки частичных изображений - привели к тому, что примерно с 1963 они постепенно вытесняются более простой системой, в к-рой для съёмки и проекции используют однообъективный метод и стандартную 70-мм киноплёнку. По изобразит. возможностям такая система П. к. близка к системам широкоформатного кино.

Лит.: Голдовский, Основы кинотехники, М., 1965; Высоцкий М. З., Системы кино и стереозвук, М., 1972.

М. З. Высоцкий.

ПАНОРАМНЫЙ ФОТОАППАРАТ, фотографический аппарат для получения снимков с углом изображения, охватывающим значит. сектор (не менее 100°) или даже весь круг по горизонтали и небольшим (30-35°) по вертикали.

ПАНОФСКИЙ (Panofsky) Эрвин (30.3.1892, Ганновер,-14.3.1968, Принстон, штат Нью-Джерси), немецкий и американский искусствовед. Проф. в Гамбурге (1926-33) и Принстоне (с 1935). Испытав влияние "венской школы" искусствознания (М. Дворжак, А. Риглъ), а также учения Э. Кассирера о "символических формах", обосновал (наряду с А. Варбургом и Ф. Закслем) иконологич. метод изучения памятников иск-ва. Стремясь преодолеть односторонность как формально-стилистич., так и чисто иконографич. подхода, П. предлагал рассматривать произв. иск-ва как характерное проявление, признак ("симптом") культурно-историч. ситуации, отражающейся не только в выборе сюжета, но и в художеств. стиле. В исследованиях П. (посвящённых преим. иск-ву средневековья и Возрождения) анализ особенностей формы связан с филологич. и историко-филос. истолкованиями содержания. При этом содержание иск-ва понимается как комплекс исторически обусловленных представлений, а в ряде работ сводится к сюжетным схемам.

Соч.: Studies in iconology, Oxf., 1939, new ed., N.Y., [1962]; Meaning in the visual arts, Garden City, 1957; Aufsatze zu Grundfragen der Kunstwissenschaft, В., 1964.

Лит.: Либман М. Я., Иконология, в сб.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964, с. 62-76; Вiаlоstocki J., Erwin Panofsky (1892 - 1968), mysliciel, historyk, cztowiek, в кн.: Panofsky, Studia z historii sztuki, Warsz., 1971.

ПАНОФТАЛЬМИТ (от пан... и греч. ophthalmos - глаз), гнойное воспаление всех тканей и оболочек глаза. Осн. причина П.- инфицированные ранения глазного яблока; реже возникает при заносе инфекции из к.-л. воспалит. очага. Возбудителями П. чаще всего бывают пневмококки, стафилококки, стрептококки. Проявляется резкими болями в глазу, общей интоксикацией, ознобом, повышением темп-ры тела, рвотой. Иногда П. может закончиться гибелью глаза. Лечение: сульфаниламидные препараты, антибиотики; в тяжёлых случаях - удаление поражённого глазного яблока.

ПАНПСИХИЗМ (от пан... и греч. psyche - душа), идеалистич. представление о всеобщей одушевлённости природы. Историч. формы П. различны: от недифференцированного анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреч. натурфилософии до развитых идеалистич. учений о душе и психич. реальности как подлинной и единств. сущности мира (концепция монады у Г. Лейбница, филос. идеи нем. психофизика 19 в. Г. Т. Фехнера, учение швейцарского психолога 20 в. К. Г. Юнга и др.).

ПАНСИОН (франц. pension, от лат. pensio - платёж, взнос, арендная или квартирная плата), 1) в дореволюционной России и нек-рых зарубежных странах название частного, реже гос. закрытого уч. заведения с общежитием и полным содержанием учащихся. 2) Устаревшее название небольшой гостиницы с полным содержанием проживающих. 3) Содержание жильца с полным обслуживанием.

ПАНСЛАВИЗМ, националистич. идеология и соответствующее ей политич. течение в среде рус. дворянства и буржуазии во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. Идеи П. разделялись отдельными слав. политич. деятелями различной политич. окраски (Л. Штур, позднее - К. Крамарж и др.). Порой термином "П." обозначали совершенно разные явления: идеи слав. взаимности и культурной общности; проекты федераций и конфедераций слав. народов, выдвигавшиеся отдельными деятелями чеш. и польск. освободительных движений; планы царской России использовать нац. движения слав. народов в своих целях, и т. п. Неточность и тенденциозность термина "П.", обнаружившиеся с момента его появления, нередко приводили к попыткам делить П. на "литературный" и "политический", а последний на "демократический" и "реакционный", что лишь усиливало путаницу в понимании значения этого термина. Термин " П." появился раньше обозначаемого им явления и был крайне неопределённым и противоречивым. Введён в политич. оборот в кон. 1840-41 бурж.-националистич. кругами Венгрии и Германии, видевшими в слав. нац.-освободит. движении угрозу своим шовинистич. устремлениям. Получил распространение накануне Революции 1848-49 как средство для ложных обвинений нац. движений слав. народов в стремлении к образованию "Всеславянской монархии", или "Всемирной Российской империи". Использовался в спекулятивной кампании по поводу т. н. панславистской опасности. П. как идеология сложился в России в связи с поражением в Крымской войне 1853-56 и под влиянием подавления Польского восстания 1863-64. Националистич. реакция рус. дворянства на эти события отразилась во взглядах Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова, А. И. Кошелева и др. обществ. деятелей, ставших объективно идеологами возникавшего П. В основе этой идеологии лежала идеалистич. концепция о культурно-историч. типах народов, одним из к-рых якобы и являются слав. народы, отличающиеся от "Европы" (т. е. от романо-герм. типа) и обязанные сохранить свою самобытность. Теоретич. посылки о самобытности историч. развития славянства служили основой для политич. выводов о необходимости союза всех слав. народов во главе с Россией, но без Польши, к-рая в силу своей историч. судьбы якобы утратила слав. характер и принадлежит к "Западу". В становлении мировоззрения идеологов П. велика была роль Вост. вопроса, к-рый они рассматривали как конкретное противоборство между "славянством" и "Европой". Они развивали идеи активной поддержки освободит. борьбы южнослав. народов и строили планы захвата Константинополя. Идеология П. не имела стройного и законченного вида, отд. её выразители выставляли на передний план различные её стороны и нередко противоречили друг другу в своих политич. проектах. Как политич. движение П. носил верхушечный характер и захватывал только часть бюрократич. (граф Н. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский и др.) и воен. кругов (генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. А. Фадеев) и интеллигенции (писатель И. С. Аксаков, учёные-слависты В. И. Ламанский, О. Ф. Миллер). Наибольшее политич. влияние П. имел в 60-70-е гг., особенно в период рус.-тур. войны 1877-78, когда он подталкивал пр-во к более активным внешнеполитич. действиям. Но П. как общественное течение встречал и подозрительное отношение со стороны пр-ва и его идеологов (М. Н. Катков, К. П. Победоносцев), а также подвергался резкой критике представителей либерально-бурж. и особенно революционно-демократич. течений. В кон. 19 в. П. переживал кризис и упадок, вырождаясь либо в ультранационализм (К. Н. Леонтъев), либо в теократич. философствование (В. С. Соловьёв). Кризис П. был обусловлен социально-политич. развитием России, уже стоявшей на пороге бурж.-демократич. революции при наличии серьёзных противоречий между буржуазией и самодержавием. Ведущая роль пролетариата в Революции 1905-07 вызвала кризис буржуазной идеологии вообще и П. в частности. Некоторое оживление П. произошло накануне 1-й мировой войны 1914-18, оно было связано с т. н. неославистским движением, возникшим в 1-е десятилетие 20 в. как националистич. реакция бурж.-помещичьих кругов России и бурж. слоев др. слав. народов на усиление герм. империалистич. экспансии на Востоке и Юго-Востоке Европы и деятельность Пангерманского союза. Отд. элементы П. были использованы рус. буржуазией в воен. пропаганде в годы 1-й мировой войны. П. потерпел крах и сошёл с историч. арены после победы революции 1917.

Лит.: Фадеев Р., Мнение о Восточном вопросе..., СПБ, 1870; Данилевский Н. Я., Россия и Европа, СПБ, 1871: Аксаков И. С., Славянский вопрос. 1860-1886, М., 1886; Милюков П. Н., Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев, М., 1893; Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитине. А., Славянские комитеты в России в 1858- 1876 гг., М., 1960; Колейка И., Славянские программы и идеи славянской солидарности в XIX-XX вв., Прага, 1964; Волков В. К., К вопросу о происхождении терминов "пангерманизм" и "панславизм", в кн.: Славяно-германские культурные связи и отношения, М., 1969; Kohn H., Panslavism, its history and ideology, 2 ed., N. Y., 1960. В. К. Волков.

ПАНСО Вольдемар Хансович (р. 30.11. 1920, Таллин), эстонский советский актёр и режиссёр, педагог, нар. арт. Эст. ССР (1968), кандидат искусствоведения (1964). В 1941 окончил Таллинское училище сценич. иск-ва, в 1955 режиссёрский ф-т ГИТИСа. В 1941-50, 1955-58, 1964-65 в Эст. театре им. В. Кингисеппа (Таллин), с 1970 гл. режиссёр. Инициатор создания и гл. режиссёр (1965-70) Эст. молодёжного театра (Таллин). Для режиссёрского иск-ва П. характерны острота сценич. формы, новаторское решение стиля и жанра спектакля. Среди лучших работ: "Королю холодно" (1955), "Атлантический океан" (1956), "Дикий капитан" (1964, 1966) Смуула, "Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (1958), "Человек и бог" (1962, пр. Сов. Эстонии, 1965), "Человек и человек" (1972) Таммсааре, "Назад к Мафусаилу" Шоу (1965), "Гамлет" Шекспира (1966), "Строитель Сольнес" Ибсена (1974). Играл роли Вожака ("Оптимистическая трагедия" Вишневского), Победоносикова ("Баня" Маяковского) и др. Снимается в кино. С 1957 преподаёт на актёрском факультете Таллинской консерватории. Автор книг.

Соч.: Maailm arlekiini kuues, Tallinn, 1973; в рус. пер.- Труд и талант в творчестве актера, М., 1972; Удивительный человек, М., 1972.

ПАНСПЕРМИЯ (греч. panspermia - смесь всяких семян, от pas - весь, всякий и sperma - семя), гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса, выдвинутая нем. учёным Г. Рихтером (1865) и поддержанная Г. Гелъмгольцем и С. Аррениусом. Согласно гипотезе П., живые зародыши были занесены на Землю из космич. пространства метеоритами или под влиянием давления света. Сохранение зародышей в межпланетном пространстве считалось возможным, т. к. при низких темп-pax примитивные организмы в состоянии анабиоза могли оставаться живыми. Однако, как выяснилось позднее, они должны были бы погибнуть под действием ультрафиолетовых и космич. лучей. Поэтому перенос живых зародышей через космич. пространство следует считать маловероятным. Гипотеза П. несостоятельна и в методологич. отношении, т. к. не отвечает на вопрос о происхождении жизни. См. также Абиогенез, Биогенез.

ПАНТ Сумитранандан (р. 20. 5. 1900, Каусани, округ Алмора), индийский поэт. Пишет на хинди. Его творчество развивалось под влиянием Р. Тагора и зап.-европ. романтиков. Ранняя лирика П. насыщена любовью к родному краю: сб-ки "Бутоны" (1928), "Пение пчёл" (1932). В поэзии 30-х гг. П. призывал к освобождению от социального и колон. гнёта: сб-ки "Конец эпохи" (1936), "Голос эпохи" (1939) свидетельствуют о воздействии на его творчество прогрессивных идей. Язык и стиль П. сближаются со строем нар. речи. В 40-50-е гг. в творчестве П. усилилось абстрактно-гуманистич. начало. П. сохраняет симпатии к идеям социалистич. переустройства общества (сб. "Золотые лучи", 1947, одноактные пьесы в стихах "Серебряные вершины", 1951, "Художник", 1952). В эпопее "Народная обитель" (1964) поэт философски осмыслил свой творческий и жизненный опыт; несколько вдохновенных