загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

на греч. и местные сюжеты.

Храмовая архитектура зап. части П. ц. характеризуется наличием мн. типов святилищ. Храмы вавилонского типа (внутр. двор, по периметру к-рого располагаются помещения) строились в Ниппуре; греко-рим. влияние значительно в храмах Хатры. В крепостных и дворцовых сооружениях часто сочетались греч. перистиль и местный айван (дворец в Ашшуре, 1 в. н. э.). Для архитектуры жилища характерен переход от принесённого греками "пастадного" типа дома к "айванному" В живописи (храмы Дура-Европос) и скульптуре (статуи царей и богов из Хатры) в первые века н. э. заметны тенденции к фронтальности композиции, плоскостности. Мелкая пластика характеризуется постепенным исчезновением греч. типов и обращением к местным сюжетам (лежащая богиня, всадник).

[1918-6.jpg]

Дворец на горе Кухе-Ходжа. 1-3 вв. Разрез и план.


Лит.: Дьяконов., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961; Массон, Народы и области южной части Туркменистана в составе парфянского государства, "Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции", Аш., 1955, т. 5; Бокщанин А. Г., Парфия и Рим, [ч. 1 - 2], М., 1960-66; Дьяконов И. М., Лившиц В. А., Документы из Нисы. 1 в. до н. э. Предварительные итоги работы, М., 1960; Кошеленко Г. А., Культура Парфии, М., 1966; его же, Некоторые вопросы истории ранней Парфии; "Вестник древней истории", 1968, № 1; Debevoise N., A political history of Parthia, Chi., 1938; Wоlski J., L'historicite d'Arsace I, "Historia", 1959, Bd 8, № 2; Ghirshman R., Persian art. The Parthian and Sassanian dynasties..., N. Y., [1962]; Schlumberger D., L'orient hellenise, P., 1970. Г. А. Кошеленко.




1916.htm
ПАРНИКИ, культивационные сооружения, для выращивания рассады овощных и цветочных растений, а также овощей и семян. П. распространены преим. в странах, располож. выше 40о с.ш. По конструктивным особенностям П. делят на 2 типа: односкатные и двускатные. П. обоих типов могут быть углублённые и наземные, а последние - стационарные и переносные. Обогрев растений в П. - солнечный, биологич. (за счёт тепла биотоплива) и технический (водяной, паровой и электрический). В холодное время суток П. укрывают парниковыми остеклёнными рамами, реже - светопрозрачной плёнкой. По срокам начала эксплуатации П. делят на ранние, средние и поздние.

Односкатный углублённый П. (см. рис.)- котлован, накрываемый парниковыми рамами. Наиболее широко распространён этот тип П. с биологич., реже с водяным и электрич. обогревом. Кроме котлована и рам, П. имеют железобетонную или деревянную обвязку, необходимую для плотной и устойчивой укладки рам. Ранние П. используют с конца февраля - начала марта (в центр. р-не Европ. части СССР), средние - со 2-й пол. марта, поздние - с начала апреля. Размеры стандартной рамы (в см) 160 X 106. П. с железобетонной обвязкой распространены в центр. р-не Европ. части СССР и на юге. Срок амортизации П. с деревянной обвязкой 8-12, с железобетонной 20-25 лет.

[1916-1.jpg]

Типовой односкатный углублённый парник (размеры в мм); вверху - поперечный разрез парника с деревянными парубнями: 1 - навоз; 2 - слой питательной почвы; 3 - южный парубень; 4 - северный парубень; 5 - парниковая рама; внизу - поперечный разрез парника с железобетонными парубнями: 1 - южный парубень; 2 - северный парубень; 3 - железобетонная плита, установленная в торцах; 4 - плиты, установленные на тропах; 5 - контур котлована парника; 6 - уровень насыпной почвы.

На севере, в условиях заболоченности или вечной мерзлоты, устраивают односкатные наземные стационарные П., у к-рых котлованов не копают. П. и тропы (дорожки) между ними заполняют биотопливом.

Односкатные наземные переносные П. устраивают без котлована (на 4-6 рам). На очищенном от снега участке раскладывают разогретое биотопливо (для средних П. толщиной 50-60 см, для поздних - 30-40 см). На него устанавливают обвязку.

Двускатные П. не нашли широкого распространения ввиду неплотности стыков между остеклёнными рамами, устанавливаемыми с двух сторон П. Исключение составляют рижский и суздальский двускатные П.

Для размещения П. площадь тщательно выравнивают, затем размечают расположение котлованов и троп. П. располагают правильными кварталами. В каждом квартале по 30 стандартных П. (или 600 рам). Общая длина квартала 72 м, ширина 21,2 м (равна длине 20-рамного парника). Торцовые дороги, идущие с юга на север, предназначенные для хранения земли, должны быть шир. 10 м, а для хранения биотоплива - 15 м. Широкие дороги чередуют с узкими. Дороги между кварталами, идущие параллельно П., устраивают шир. 5 м. При такой схеме расположения П. на 1 га размещают ок. 2500 рам. В х-вах, где П. на биотопливе, их часто размещают лентами, оставляя через каждые два П. дорогу шир. 2,5 м, а между П. тропу 0,7 м.

Рассаду и парниковые культуры выращивают на различных грунтах (почво-смесях), насыпаемых в П. на биотопливо или сверху нагревательных приборов.

Лит.: Боос Г. В., Овощные культуры в закрытом грунте, Л., 1968; pубцов М. И. и Матвеев В. П., Овощеводство, М., 1970; Справочник по овощеводству, под общ. ред. В. А. Брызгалова, Л., 1971. Г. В. Боос.

ПАРНИКОВЫЕ КУЛЬТУРЫ, овощные растения, возделываемые в парниках для получения ранней овощной продукции и семян нек-рых растений. Выращивание П. к. имеет большое значение для круглогодового снабжения населения овощами. К П. к. относятся: огурцы, томаты, цветная капуста, редис, листовые зеленные (листовой и кочанный салаты, пекинская капуста, шпинат, укроп), зелёный лук, кабачки, патиссоны, перцы и др. Применяют различные методы выращивания П. к.: посев семян в грунт парника (редис, укроп), посадка рассады (огурцы, томаты), выгонка (зелёный лук) (см. Выгонка растений), доращивание (цветная капуста, салат ромэн). В соответствии с принятым кулътурооборотом в течение сезона (начиная с февраля) в парниках получают неск. урожаев различных П. к. Уход за П. к. заключается в обеспечении хорошей освещённости (за исключением доращиваемых культур), необходимой темп-ры и влажности воздуха и почвы, в проведении подкормок, в борьбе с болезнями и вредителями. Урожай собирают по мере наступления технич. и семенной спелости у растений. Лит. см. при ст. Парники.

ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ (оpанжерейный эффект) атмосферы, свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение и тем самым способствовать аккумуляции тепла Землёй. Земная атмосфера сравнительно хорошо пропускает коротковолновую солнечную радиацию, к-рая почти полностью поглощается земной поверхностью, т. к. альбедо земной поверхности в общем мало. Нагреваясь за счёт поглощения солнечной радиации, земная поверхность становится источником земного, в основном длинноволнового, излучения, прозрачность атмосферы для к-рого мала и к-рое почти полностью поглощается в атмосфере. Благодаря П. э. при ясном небе только 10-20% земного излучения может, проникая сквозь атмосферу, уходить в космич. пространство.

Лит.: Кондратьев К. Я., Лучистый теплообмен в атмосфере, Л., 1956.

ПАРНОКОПЫТНЫЕ, парнопалые (Artiodactyla), отряд млекопитающих. Число пальцев на каждой конечности 2 или 4; лучше других развиты 3-й и 4-й пальцы, несущие осн. тяжесть тела животного. Конечные фаланги пальцев у П. одеты роговыми чехлами (копытами). Коренные зубы лунчатого или бугорчатого типа, приспособленные для перетирания жёсткой растит. пищи. Ключицы отсутствуют. В отличие от непарнокопытных, на бедреной кости у П. отсутствует третий вертел. Растительноядны. Желудок простой или (чаще) сложный, многокамерный, приспособленный к перевариванию грубого корма. 2 подотряда: нежвачные, включающие сем. бегемотов и свиней; жвачные, объединяющие 6 сем.: верблюдовых (иногда их выделяют в третий подотряд - мозоленогие, или даже в отдельный отряд), оленьков, оленей, вилорогов, полорогих и жирафов. К П. относится большинство с.-х. животных: свиньи, верблюды, кр. рог. скот, овцы, козы.

Лит.: Соколов И. И., Копытные звери (Отряды Perissodactyla и Artiodactyla), Н.- Л., 1959 (Фауна СССР. Млекопитающие, т. 1, в. 3); Млекопитающие Советского Союза, под ред. В. Г. Гептнера и Н. П. Наумова, т. 1, М., 1961.

И. И. Соколов.

ПАРНОЛИСТНИКОВЫЕ (Zygophyllaceae), семейство двудольных растений. Кустарники и полукустарники, редко деревья и травы. Листья с прилистниками, обычно супротивные. Цветки обоеполые (очень редко однополые), правильные (изредка неправильные), б. ч. в соцветиях. Чашелистиков и лепестков по 5, иногда по 4. Плод - коробочка или дробный, распадающийся на плодики, редко костянковидный или ягодовидный. Ок. 25 родов (св. 250 видов), гл. обр. в сухих и жарких областях обоих полушарий, часто на засоленных почвах. В СССР (гл. обр. на Ю. и Ю.-В. Европ. части, на Кавказе и в Ср. Азии) ок. 50 видов из родов парнолистник (ок. 40 видов), якорцы, мягкоплодник (Malacocarpus), а также гармала и селитрянка, выделяемые иногда в самостоятельные сем.- гармаловые (Peganaceae) и селитрянковые (Nitrariaceae).

Многие П.- злостные сорняки (якорцы), нек-рые - ядовитые или лекарств. растения; из тропич. П. практич. значение имеет гваяковое дерево.

ПАРНОН (Рarnon), горный хребет в Греции, на Ю.-В. п-ова Пелопоннес. Дл. ок. 100 км, Выс.до 1935 м. Сложен преим. кристаллич. сланцами и известняками. Зап. склоны пологие, восточные - круто обрываются к зал. Арголикос Средиземного м. Склоны покрыты средиземноморской кустарниковой растительностью, на вершинах - остатки сосновых и пихтовых лесов.

ПАРНОПАЛЫЕ, отряд млекопитающих; то же, что парнокопытные.

ПАРНОРЕЗЦОВЫЕ (Simplicidentata), подотряд грызунов. После выделения второго подотряда грызунов (двупарнорезцовых) в отряд зайцеобразных назв. "П." потеряло смысл.

ПИАРНЫЙ БРАК, существовавшая при первобытнообщинном строе форма единобрачия. Отличался от позднейшей моногамии тем, что основанная на нём семья не составляла особой экономич. ячейки. Отсюда лёгкая расторжимость, непрочность П. б. По наиболее распространённой теории, П. б. пришёл на смену групповому браку, почему и широко дополнялся такими его пережитками, как терпимое отношение к добрачным и внебрачным связям, существование наряду с "основными" "дополнительных" жён и мужей. По другой теории, П. б., сочетавшийся с элементами групповых отношений между полами, был древнейшей формой брака.

Лит.: Пи еpшиц А. И., Ранние формы семьи и брака в освещении советской этнографической науки, "Вопросы истории", 1967, № 2.

ПАРОВАЯ МАШИНА, поршневой первичный двигатель, предназначенный для преобразования потенциальной тепловой энергии (давления) водяного пара в механич. работу. Рабочий процесс П. м. обусловлен периодич. изменениями упругости пара в полостях её цилиндра, объём к-рых изменяется в процессе возвратно-поступат. движения поршня. Пар, поступающий в цилиндр П. м., расширяется и перемещает поршень. Возвратно-поступательное движение поршня преобразуется с помощью кривошипного механизма во вращат. движение вала (рис.). Впуск и выпуск пара осуществляются системой парораспределения. Для снижения тепловых потерь цилиндры П. м. окружаются паровой рубашкой.

[1916-2.jpg]

Схема паровой машины: 1 - поршень; 2 - шатун; 3 - коленчатый вал; 4 - маховик.

П. м. как универсальный двигатель впервые создана Дж. Уаттом в 1774-84. Этому предшествовало изобретение Д. Папеном парового котла в 1680, Т. Ньюкоменом - пароатмосферной водоподъёмной машины в 1705, создание И. И. Ползуновым паровой воздуходувной машины в 1763-65. Будучи первым и до кон. 19 в. практически единственным универсальным двигателем, она сыграла исключит. роль в прогрессе мировой пром-сти и транспорта (см. Двигатель, Теплоэнергетика, Промышленный переворот).

Развитие П. м. шло в направлении создания стационарных П. м. для фаб.-зав. предприятий и электростанций, паровозных П. м. для ж.-д. транспорта, судовых П. м. для торг. судов и воен. кораблей, локомобилей для нужд с. х-ва и местной пром-сти. П. м. уже ко 2-й пол. 19 в. достигла высокой надёжности и совершенства. Однако с нач. 20 в. П. м. встретила всё усиливающуюся конкуренцию быстро прогрессирующих паровых турбин и двигателей внутреннего сгорания. Недостатки П. м.- низкий кпд (от 1 до 20% ), ограниченные быстроходность (до 1000 об/мин) и агрегатная мощность (до 30000 л. с.), а также большие габариты и масса - привели к тому, что производство П. м. к сер. 20 в. было прекращено. П. м. можно встретить (1975) только на паровозах, локомобилях и старых пароходах.

Лит.: Гриневецкий В. И., Паровые машины, 2 изд., М., 1926; Общая теплотехника, 2 изд., М.- Л., 1952; Жиpицкий Г. С., Паровые машины, 6 изд., М.-Л., 1951. С. М. Лосев.

ПАРОВАЯ РУБАШКА, камера, окружающая корпус теплообменного аппарата или цилиндр паровой машины, через к-рую проходит греющий пар. В теплообменных аппаратах П. р. обеспечивает постоянную темп-ру стенок корпуса. Назначение П. р. паровой машины - поддерживать темп-ру стенок цилиндра примерно постоянной, близкой к темп-ре свежего пара, что снижает потери тепла на начальную конденсацию, происходящую при соприкосновении поступающего в цилиндр пара с менее нагретыми стенками цилиндра. Наличие П. р. особенно важно для машин, работающих насыщенным паром, т. к. существенно повышает их кпд.

ПАРОВАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, паровая зерновая система земледелия, экстенсивная система земледелия, в севообороте к-рой 1 или 2 поля заняты чистым паром, служащим осн. средством восстановления и повышения плодородия почвы, а б. ч. пашни - зерновыми культурами.

ПАРОВАЯ ТУРБИНА, первичный паровой двигатель с вращат. движением рабочего органа - ротора и непрерывным рабочим процессом; служит для преобразования тепловой энергии пара водяного в механич. работу. Поток водяного пара поступает через направляющие аппараты на криволинейные лопатки, закреплённые по окружности ротора, и, воздействуя на них, приводит ротор во вращение. В отличие от поршневой паровой машины, П. т. использует не потенциальную, а кинетич. энергию пара.

Попытки создать П. т. делались очень давно. Известно описание примитивной П. т., сделанное Героном Александрийским (1 в. до н. э.). Однако только в кон. 19 в., когда термодинамика, машиностроение и металлургия достигли достаточного уровня, К. Г. П. Лавалъ (Швеция) и Ч. А. Парсоне (Великобритания) независимо друг от друга в 1884-89 создали промышленно пригодные П. т. Лаваль применил расширение пара в конич. неподвижных соплах в один приём от начального до конечного давления и полученную струю, (со сверхзвуковой скоростью истечения) направил на один ряд рабочих лопаток, насаженных на диск. П. т., работающие по этому принципу, получили назв. активных П. т. Парсонс создал многоступенчатую реактивную П. т., в к-рой расширение пара осуществлялось в большом числе последовательно расположенных ступеней не только в каналах неподвижных (направляющих) лопаток, но и между подвижными (рабочими) лопатками.

П. т. оказалась очень удобным двигателем для привода ротативных механизмов (генераторы электрич. тока, насосы, воздуходувки) и судовых винтов; она была более быстроходной, компактной, лёгкой, экономичной и уравновешенной, чем поршневая паровая машина. Развитие П. т. шло чрезвычайно быстро как в направлении улучшения экономичности и повышения единичной мощности, так и по пути создания специализированных П. т. различного назначения.

Невозможность получить большую агрегатную мощность и очень высокая частота вращения одноступенчатых П. т. Лаваля (до 30 000 об/мин у первых образцов) привели к тому, что они сохранили своё значение только для привода вспомогат. механизмов. Активные П. т. развивались в направлении создания многоступенчатых конструкций, в к-рых расширение пара осуществлялось в ряде последовательно расположенных ступеней. Это позволило значительно увеличить единичную мощность П. т., сохранив умеренную частоту вращения, необходимую для непосредственного соединения вала П. т. с вращаемым ею механизмом. Реактивная П. т. Парсонса нек-рое время применялась (в основном на воен. кораблях), но постепенно уступила место более компактным комбинированным активно-реактивным П. т., у к-рых реактивная часть высокого давления заменена одно- или двухвенчатым активным диском. В результате уменьшились потери на утечки пара через зазоры в лопаточном аппарате, турбина стала проще и экономичнее.

Классификация паровых турбин. В зависимости от характера теплового процесса П. т. обычно подразделяют на 3 осн. группы: чисто конденсационные, теплофикационные и спец. назначения.

Чисто конденсационные П. т. служат для превращения максимально возможной части теплоты пара в механич. работу. Эти П. т. работают с выпуском отработавшего пара в конденсатор, где поддерживается вакуум. Чисто конденсационные П. т. могут быть стационарными или транспортными. Стационарные П. т. в соединении с генераторами переменного электрического тока (турбогенераторы)- осн. оборудование конденсационных электростанций. Чем больше мощность турбогенератора, тем он экономичнее и тем ниже стоимость 1 кет установленной мощности. Поэтому мощность П. т. растёт из года в год и к 1974 достигла 1200 Мвт в агрегате [при давлении свежего пара до 35 Мн/м2 (1 н/м2=10-5кгс/см2) итемп-ре до 650 °С]. Принятая в СССР частота электрич. тока 50 гц требует, чтобы частота вращения П. т., непосредственно соединённой с двухполюсным генератором, равнялась 3000 о6/мин. В зависимости от назначения П. т. для электростанций могут быть базовыми, несущими постоянную осн. нагрузку; пиковыми, кратковременно работающими для покрытия пиков нагрузки; турбинами собственных нужд, обеспечивающими потребность электростанции в электроэнергии. От базовых П. т. требуется высокая экономичность на нагрузках, близких к полной (ок. 80% ), от пиковых П. т.- возможность быстрого пуска и включения в работу, от П. т. собственных нужд - особая надёжность в работе. Все П. т. для электростанций рассчитываются на 100 тыс. ч работы (до капитального ремонта).

Транспортные П. т. используются в качестве главных и вспомогат. двигателей на кораблях и судах. Неоднократно делались попытки применить П. т. на локомотивах, однако паротурбовозы распространения не получили. Для соединения быстроходных П. т. с гребными винтами, требующими невысокой (от 100 до 500 об/мин) частоты вращения, применяют зубчатые редукторы. В отличие от стационарных П. т. (кроме турбовоздуходувок), судовые П. т. работают с переменной частотой вращения, определяемой необходимой скоростью хода судна.

Теплофикационные П. т. служат для одновременного получения электрич. и тепловой энергии. К ним относятся П. т. с противодавлением, с регулируемым отбором пара, а также с отбором и противодавлением. У П. т. с противодавлением весь отработавший пар используется для технологич. целей (варка, сушка, отопление). Электрич. мощность, развиваемая турбоагрегатом с такой П. т., зависит от потребности производства или отопит. системы в греющем паре и меняется вместе с ней. Поэтому турбоагрегат с противодавлением обычно работает параллельно с конденсационной П. т. или электросетью, к-рые покрывают возникающий дефицит в электроэнергии. В П. т. с регулируемым отбором часть пара отводится из 1 или 2 промежуточных ступеней, а остальной пар идёт в конденсатор. Давление отбираемого пара поддерживается в заданных пределах системой регулирования. Место отбора (ступень П. т.) выбирают в зависимости от нужных параметров пара. У П. т. с отбором и противодавлением часть пара отводится из 1 или 2 промежуточных ступеней, а весь отработавший пар направляется из выпускного патрубка в отопит. систему. Давление пара П. т. для отопит. целей обычно составляет 0,12 Мн/м2, а для технологич. нужд (сах., деревообр., пищ. предприятия) 0,5-1,5 Мн/м2.

П. т. специального назначения обычно работают на отбросном тепле металлургич., маш.-строит. и хим. предприятий. К ним относятся П. т. мятого пара, двух давлений и предвключённые (форшальт). П. т. мятого пара используют отработавший пар поршневых машин, паровых молотов и прессов, имеющий давление немного выше атмосферного. П. т. двух давлений работают как на свежем, так и на отработавшем паре паровых механизмов, подводимом в одну из промежуточных ступеней. Предвключённые П. т. представляют собой турбины с высоким начальным давлением и высоким противодавлением; весь отработавший пар этих П. т. направляют в другие П. т. с более низким начальным давлением пара. Необходимость в предвключённых П. т. возникает при модернизации электростанций, связанной с установкой паровых котлов более высокого давления, на к-рое не рассчитаны ранее установленные на электростанции П. т.

П. т. спец. назначения не строят сериями, как конденсационные и теплофикационные П. т., а в большинстве случаев изготовляют по отд. заказам.

Все стационарные П. т. имеют нерегулируемые отборы пара из 2-5 ступеней давления для регенеративного подогрева питат. воды. В СССР установлено 4 ступени начальных параметров пара: давление 3,5 Мн/м2, темп-ра 435 оС для П. т. мощностью до 12 Мвт; 9 Мн/м2, 535 оС для П. т. до 50 Мвт; 13 Мн/м2, 565 оС для П. т. до 100 Мвт и 24 Мн/м2, 565 оС для П. т. мощностью 200 и 300 Мвт. Давление отработавшего пара 3,5-5 кн/м2. Удельный расход тепла от 7,6 кдж/(вт .ч) у самых мощных П. т. до 13 кдж/(вт .ч) у небольших конденсационных турбин.

Тепловой процесс паровых турбин. Кинетич. энергия, приобретённая паром при его расширении, эквивалентна уменьшению его энтальпии в процессе расширения. Работа пара (в кгс . м, 1 кгс . м = = 10 дж) равна:
[1916-3.jpg]

а скорость истечения (в м/сек):
[1916-4.jpg]

где iо - начальная, a i1 - конечная энтальпия пара. Мощность (в квт), к-рую можно получить от турбины при расходе пара D кг/ч, равна:
[1916-5.jpg]

а расход пара (в кг/ч) соответственно:
[1916-6.jpg]

Если под iо - i1 подразумевается адиабатич. изменение энтальпии, то вышесказанное справедливо только для идеальной П. т., работающей без потерь. Действит. мощность на валу реальной П. т. (в квт) равна:
[1916-7.jpg]

где noе - относительно эффективный кпд, представляющий собой отношение действит. мощности, полученной на валу П. т., к мощности идеальной турбины.
[1916-8.jpg]

где de - расход пара в кг/(квт . ч). Для существующих П. т. удельный расход пара определяется экспериментально, а iо - i1находят по i -s диаграмме (см. Энтропия, Энтальпия). В активной П. т. свежий пар с давлением ро и скоростью Со поступает в сопло и расширяется в нём до давления pt; при этом скорость пара возрастает до с1, с к-рой поток пара и входит на рабочие лопатки. Поток пара, оказывая давление на лопатки вследствие изменения направления в криволинейных междулопаточных каналах, заставляет диск и вал вращаться. На выходе с лопаток поток пара имеет скорость с2 меньшую, чем с1, т. к. значит. часть кинетич. энергии преобразовалась в механич. энергию вращения вала. Давление p1на входе в канал равно давлению р2 на выходе из него, т. к. междулопаточные каналы имеют одинаковое сечение по длине и расширения пара в них не происходит (у реально существующих активных турбин сечения междулопаточных каналов выполняют несколько возрастающими по ходу пара для сохранения равенства давлений на входе и выходе, т. к. энтальпия пара при его протекании между лопатками увеличивается из-за трения и ударов о кромки лопаток). Однако в различных местах криволинейного канала давления неодинаковы: именно разность давлений на вогнутую и выпуклую сторону каждой лопатки создаёт момент, заставляющий ротор вращаться. Т. о., в активной турбине падение давления пара происходит в сопле (или нескольких соплах), а давление пара при входе на лопатки и выходе с них одинаково.

Кинетич. энергия будет полностью использована, если абс. скорость пара С2 при выходе с лопаток равна нулю. Это условие соблюдено, если с1 = 2u, где и - окружная скорость. Окружная скорость (в м/сек) равна:
[1916-9.jpg]

где d - ср. диаметр лопаточного венца в м, a n - частота вращения в мин. Следовательно, оптим. окружная скорость лопаток должна быть
[1916-10.jpg]

Очевидно, что в реальной турбине с2не может быть равна 0, т. к. пар должен уходить с лопаток в конденсатор. Однако выходную скорость стремятся получить минимальной, т. к. кинетич. энергия уходящего потока пара представляет собой потерю полезной работы. Отступление от оптим. отношения
[1916-11.jpg]

вызывает сильное снижение кпд турбины. Это делает невозможным создание одноступенчатых турбин с высокими начальными параметрами пара, т. к. ещё (нач. 1970-х гг.) не существует материалов, способных выдержать напряжения от центробежных сил при окружных скоростях, значительно превышающих 400 м/сек. Поэтому одноступенчатые активные турбины применяют только для привода быстроходных вспомогат. механизмов, экономичность к-рых не имеет решающего значения. Хорошая экономичность П. т., работающей с умеренными окружными скоростями при большом теплопадении, достигается применением ступеней давления.

Если разделить располагаемый перепад давления на неск. ступеней с равными перепадами тепла, то в этих ступенях скорость истечения (в м/сек) равна:
[1916-12.jpg]

где z - число ступеней. Следовательно, в каждой ступени скорость будет в
[1916-13.jpg]

раз меньше, чем в одноступенчатой П. т. Соответственно ниже будет и оптим. окружная скорость и, т. е. частота вращения ротора.

Корпус П.т. с неск. ступенями давления разделяют диафрагмами на отд. камеры, в каждой из к-рых помещён один из дисков с рабочими лопатками (рис. 1). Пар может проникать из одной камеры в другую только через сопла, расположенные по окружности диафрагм. Давление пара снижается после каждой ступени, а скорости истечения пара C1 остаются примерно одинаковыми, что достигается выбором соответствующих размеров сопел. Число ступеней давления у мощных турбин с высокими начальными параметрами пара достигает 30-40. Поскольку объём пара по мере его расширения увеличивается, сечения сопел и высоты лопаток возрастают от первой ступени к последней. Последние ступени мощных П. т. обычно выполняют сдвоенными, а у самых больших П. т.- строенными и даже счетверёнными ввиду неприемлемо больших размеров лопаток последних ступеней, к-рые были бы необходимы для пропуска всего объёма пара через 1 ступень.
[1916-14.jpg]

Рис. 1. Схематический продольный разрез активной турбины с тремя ступенями давления: 1 - кольцевая камера свежего пара; 2 - сопла первой ступени; 3 - рабочие лопатки первой ступени; 4 - сопла второй ступени; 5 - рабочие лопатки второй ступени; 6 - сопла третьей ступени: 7 - рабочие лопатки третьей ступени.

В ступени давления возможно использовать кинетич. энергию не в одном, а в нескольких венцах лопаток, применив ступени скорости. Для этого на ободе диска размещают 2 (редко 3) венца рабочих лопаток, между к-рыми установлен венец неподвижных направляющих лопаток. Пар с давлением ро подводится к соплам (рис. 2) и со скоростью с1 поступает на первый ряд рабочих лопаток, где его скоростной напор частично превращается в работу, а направление потока изменяется. Выйдя со скоростью с2 с первого ряда рабочих лопаток, пар проходит через направляющие лопатки и, снова изменив направление, входит во второй ряд лопаток со скоростью с1'; неск. меньшей, чем с2, вследствие потерь в направляющих лопатках. Второй ряд лопаток пар покидает с незначит. скоростью с2'.
[1916-15.jpg]

Рис. 2. Схематический разрез активной турбины с двумя ступенями скорости: 1 - вал; 2- диск; 3 - первый ряд рабочих лопаток; 4 - сопло; 5 - корпус; 6 - второй ряд рабочих лопаток; 7 - направляющие лопатки.

Теоретически при 2 ступенях скорости оптим. окружная скорость и будет в 2 раза меньше, чем для одновенечной ступени, использующей тот же перепад энтальпии. Для z ступеней скорости оптим,
[1916-16.jpg][1916-17.jpg]

Однако много ступеней скорости практически не применяют из-за больших потерь в лопатках. Наиболее распространённым типом турбины можно считать активную П. т. с одним двухвенечным диском в первой ступени давления и одновенечными дисками в остальных ступенях. Значение двухвенечного диска в том, что, используя значит. часть располагаемого перепада энтальпии в первой ступени давления, он позволяет понизить темп-ру и давление в корпусе П. т. и одновременно уменьшить нужное число ступеней давления, т. е. укоротить и удешевить П. т.

Характерной особенностью реактивных П. т. является то, что расширение пара происходит у них в каналах неподвижных и подвижных лопаточных венцов, т.е. как в соплах, так и на рабочих лопатках. Отношение приходящейся на долю рабочих лопаток части располагаемого адиаба-тич. перепада энтальпии h2 к общему адиабатич. перепаду ступени ho = h1 + h2 (где h1 - теплопадение в направляющих лопатках) наз. степенью реактивности
[1916-18.jpg]

Если
[1916-19.jpg]

то такую турбину принято наз. реактивной. У чисто активной турбины должно бы быть p = 0, но практически активные турбины всегда работают с небольшой степенью реактивности, более высокой в последних ступенях. Это даёт некоторое повышение кпд, особенно на режимах, отличных от расчётного.

Венцы рабочих лопаток реактивной П. т. устанавливают в пазах ротора барабанного типа. В промежутках между ними размещают венцы неподвижных направляющих лопаток, закреплённых в корпусе турбины и образующих сопловые каналы. Профили подвижных и неподвижных лопаток обычно одинаковы. Свежий пар поступает в кольцевую камеру (рис. 3), откуда идёт в первый ряд неподвижных лопаток. В междулопаточных каналах этого ряда пар расширяется, давление его неск. понижается, а скорость возрастает от Со до C1. Затем пар попадает в первый ряд рабочих лопаток. Между ними пар также расширяется и его относит. скорость возрастает. Однако абсолютная скорость с2 на выходе с рабочих лопаток будет меньше с1, т.к. за счёт уменьшения кинетической энергии получена механическая работа. В последующих ступенях процесс повторяется. Для уменьшения утечек пара через зазоры между лопатками, ротором и корпусом П. т. располагаемый перепад давлений делят на большое число (до 100) ступеней, благодаря чему разность давлений между смежными ступенями получается небольшой.

В СССР не строят стационарных реактивных П. т., но отд. зарубежные фирмы традиционно продолжают выпускать П. т. с активной частью высокого давления и последующими реактивными ступенями.
[1916-20.jpg]

Рис. 3. Схематический разрез небольшой реактивной турбины:1 - кольцевая камера свежего пара; 2 - разгрузочный поршень; 3 - соединительный паропровод; 4 - барабан ротора; 5,8 - рабочие лопатки; 6,9 - направляющие лопатки; 7 - корпус.

Конструкция паровых турбин. Понаправлению движения потока пара различают аксиальные П. т., у к-рых поток пара движется вдоль оси турбины, и радиальные П. т., направление потока пара в к-рых перпендикулярно, а рабочие лопатки расположены параллельно оси вращения. В СССР строят только аксиальные П. т. По числу корпусов (цилиндров) П. т. подразделяют на однокорпусные и 2-3-, редко 4-корпусные. Многокорпусная конструкция (рис. 4) позволяет использовать большие располагаемые перепады энтальпии, разместив большое число ступеней давления, применить высококачеств. металлы в части высокого давления и раздвоение потока пара в части низкого давления; однако такая П. т. получается более дорогой, тяжёлой и сложной. По числу валов различают одновальные П. т., у к-рых валы всех корпусов находятся на одной оси, и 2-, редко 3-вальные, состоящие из 2 или 3 параллельно размещённых одновальных П. т., связанных общностью теплового процесса, а у судовых П. т.- также общей зубчатой передачей (редуктором). Неподвижную часть П. т.- корпус - выполняют разъёмной в горизонтальной плоскости для возможности монтажа ротора. В корпусе имеются выточки для установки диафрагм, разъём к-рых совпадает с плоскостью разъёма корпуса. По периферии диафрагм размещены сопловые каналы, образованные криволинейными лопатками, залитыми в тело диафрагм или приваренными к нему. В местах прохода вала сквозь стенки корпуса установлены концевые уплотнения лабиринтового типа для предупреждения утечек пара наружу (со стороны высокого давления) и засасывания воздуха в корпус (со стороны низкого). Лабиринтовые уплотнения устанавливают в местах прохода ротора сквозь диафрагмы во избежание перетечек пара из ступени в ступень в обход сопел. На переднем конце вала устанавливают предельный регулятор (регулятор безопасности), автоматически останавливающий П. т. при увеличении частоты вращения на 10-12% сверх номинальной. Задний конец ротора снабжают валоповоротным устройством с электрич. приводом для медленного (4-6 об/мин) проворачивания ротора после останова П. т., что необходимо для равномерного его остывания.

Рис. 4. Двухкорпусная паровая турбина (со снятыми крышками): 1-корпус высокого давления; 2 - лабиринтовое уплотнение; 3 - колесо Кертиса; 4 - ротор высокого давления; 5 - соединительная муфта; 6 - ротор низкого давления; 7 - корпус низкого давления.

Лит.: Лосев С. М., Паровые турбины и конденсационные устройства. Теория, конструкции и эксплуатация, 10 изд., М.-Л., 1964; Щегляев А. В., Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкции турбин, 4 изд., М.- Л., 1967.

С. М. Лосев.

ПАРОВОДЯНАЯ СМЕСЬ, смесь пара и воды, образующаяся при пузырчатом кипении воды в паровых котлах (кипятильных трубах или топочных экранах), а также в испарителях и др. теплообменных аппаратах. Плотность П. с. ниже плотности воды, что обеспечивает в котлоагрегатах естественную циркуляцию.

ПАРОВОЕ ОТОПЛЕНИЕ, вид центр. отопления, при к-ром теплоносителем служит пар, поступающий в систему отопления от сети централизов. теплоснабжения или от парового котла, находящегося в отапливаемом здании или рядом с ним. В зависимости от значения начального давления пара различают системы П. o.J вакуум-паровые - с давлением менее 100 кн/м2 (1 кгс/см2), низкого давления (от 100 до 170 кн/м2) и высокого давления (от 170 до 600 кн/м2). Наиболее распространены системы низкого давления (рис.).
[1916-21.jpg]

Система парового отопления низкого давления с верхней разводкой и самотёчным возвратом конденсата в котёл (двухтрубная): 1 - паровой котёл; 2 - паропровод; 3 - отопительные приборы; 4 - конденсатопровод; 5 - воздушник; 6 - регулировочные краны.

В П. о. используется свойство пара при его конденсации в отопительных приборах выделять скрытую теплоту конденсации; образующийся при этом конденсат (вода) по конденсатопроводу возвращается в паровой котёл дли в сеть централизованного теплоснабжения.

В зависимости от расположения паропроводов относительно отопит. приборов и способа их присоединения различают системы П. о. с верхней и нижней разводкой, а также двухтрубные и однотрубные (по аналогии с водяным отоплением). Для обеспечения самотёчного движения конденсата, в т. ч. образующегося вследствие охлаждения паропровода (попутного конденсата), опорожнения системы и удаления из неё воздуха все трубопроводы прокладываются с необходимым уклоном.

П. о., широко применявшееся до 30-40-х гг. 20 в. (особенно в пром. зданиях), в совр. строительстве вытесняется водяным и воздушным отоплением, преимущество к-рых перед П. о. состоит в том, что в них легко регулируется подача тепла в помещения в зависимости от темп-ры наружного воздуха посредством изменения темп-ры теплоносителя. В П. о. регулирование подачи тепла обычно производится периодич. выключением системы отопления или её части. Это осложняет эксплуатацию П. о. и приводит к неравномерности распределения темп-ры в. помещениях. Кроме того, действие П. о. нередко сопровождается шумом (в частности, при заполнении холодной системы паром), а чрезмерно высокая темп-ра теплоотдающей поверхности отопительных приборов при работе П. о. ухудшает его санитарно-гигиенич. качества. Поэтому устройство П. о. по действующим в СССР нормам не допускается в жилых домах, детских учреждениях, больницах, уч. заведениях и адм. зданиях.

Применение П. о. возможно в пром. зданиях, снабжаемых паром для технологич. нужд, а также при использовании отработавшего пара. Устройство П. о. целесообразно также в помещениях, режим эксплуатации к-рых требует быстрого нагрева отопит. приборов и их остывания после выключения, чем П. о. выгодно отличается от водяного отопления, особенно если отопит. приборы (напр., радиаторы) имеют увеличенную ёмкость.

И. Ф. Ливчак.

ПАРОВОЗ, один из видов локомотива, у к-рого двигателем является паровая машина. Осн. элементы П.: паровой котёл, паровая машина, экипажная часть. Запасы топлива, воды и смазки помещаются обычно в прицепленном к П. тендере; если эти запасы находятся на самом П., то такой локомотив наз. танк-паровозом. В результате сгорания в топке котла топлива (кам. уголь, мазут, горючие сланцы, торф, дрова и др.) тепло через стенки топки, жаровых и дымогарных труб передаётся, котловой воде, к-рая превращается в пар. Для повышения экономичности П. в спец. установках пар перегревается и его. темп-pa значительно повышается. Паровая машина преобразует тепловую энергию в механич. энергию движения поршня в паровых цилиндрах, через шатуннокривошипный механизм это движение передаётся движущим колёсам. К экипажной части П. относятся рама, колёсные пары с буксами, бегунковые и поддерживающие тележки (с одной или двумя колёсными парами), рессорное подвешивание, а также аппараты сцепления.

Первые П. (рис. 1) были созданы в Великобритании в 1803 (Р. Тревитик) и в 1814 (Дж. Стефенсон). В России первый оригинальный П. (рис. 2) был построен Е. А. и М. Е. Черепановыми (1833). Свыше столетия П. были самым распространённым видом тяги вплоть до 50-х гг. 20 в. (рис. 3), когда их повсеместно стали заменять электровозы и тепловозы. С 1956 выпуск П. в СССР был прекращён, хотя они ещё эксплуатируются на нек-рых малодеятельных линиях жел. дорог и на пром. предприятиях. Осн. причина замены П. др. видами локомотивов - его низкая экономичность: кпд лучших моделей не превышал 9%, среднеэксплуатац. кпд 4%.

ПАРОВОЗДУШНЫЙ МАНЕКЕН, см. Гладилъно-прессующее оборудование.

ПАРОВОЗДУШНЫЙ МОЛОТ, молот, в к-ром энергоносителем, приводящим в действие исполнит. органы, является пар или сжатый воздух. П. м.- одна из наиболее распространённых машин кузнечно-штамповочного производства. Падающие части П. м. связаны штоком с поршнем, совершающим возвратно-поступат. движение в цилиндре под действием пара или сжатого воздуха, подающихся под давлением обычно 0,4-0,7 Мн/м2 (4-7 кгс/см2) (в больших П. м.- до 1,2 Мн/м2). Энергоноситель подаётся в цилиндр П. м. от внеш. источника: пар - от паровых котлов, сжатый воздух - от компрессора. В зависимости от технологич. назначения и особенностей конструкции различают П. м. ковочные и штамповочные простого действия (с односторонним ударом на шабот) и бесшаботные двустороннего действия.

Ковочные П. м. применяют для свободной ковки и штамповки в подкладных штампах, имеют массу падающих частей 3-8 т, развивают скорость 7-8 м/сек и энергию удара до 125 кдж. Станины этих молотов - конструкции арочного или мостового типа.

Штамповочные П. м. применяются для горячей объёмной штамповки и листовой штамповки, имеют массу падающих частей обычно до 5 т, наибольшую скорость удара 5-7 м/сек (горячештамповочные П. м.) и 3 м/сек (листоштамповочные). Уникальный горяче-штамповочный П. м. (СССР) имеет массу падающих частей 35 т и энергию удара до 630 кдж. Станины штамповочных П. м.- рамные составные или цельнолитые конструкции.

Бесшаботные П. м. служат для горячей штамповки массивных деталей. Такие молоты работают с относит. скоростью удара 5-6 м/сек, энергией удара до 1,6 Мдж с гидромеханич. связью подвижных частей и до 0,4 Мдж с ленточной.

Лит. см. при ст. Молот.

ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ, автомобиль с паросиловой установкой. Первые модели автомобилей были паровыми. С конца 18 в. производились отдельные попытки создания достаточно совершенного П. а., однако громоздкость паросиловой установки и её большая собственная масса, а также сложность эксплуатации послужили препятствием к распространению П.а. Новые попытки (сер. 20 в.) сконструировать экономичный П. а. основаны на его преимуществах: больших удельных мощностях двигателя, высоком крутящем моменте, бесшумности, долговечности двигателя, недорогих сортах топлива, низком содержании вредных компонентов в продуктах сгорания.
[1916-22.jpg]

Рис. 1. Паровоз "Ракета" Стефенсона.
[1916-23.jpg]

Рис. 2. Паровоз Е. А. Черепановых.

Рис. 3. Паровозы: а - типа 0-3-0 серии Гв Петербурго-Московской железной дороги (60-е гг. 19 в.); 6 - типа 1-5-0 серии Л (40-е гг. 20 в., СССР).
[1916-24.jpg]

ПАРОВОЙ КОТЁЛ, устройство, имеющее топку, обогреваемое газообразными продуктами сжигаемого в топке органич. топлива и предназначенное для получения пара с давлением выше атмосферного, используемого вне самого устройства. Рабочим телом подавляющего большинства П. к. является вода. П. к. наз. также редко применяемые парогенераторы (электрокотлы), обогреваемые электрич. энергией.

Упоминания о П. к. как о парогенераторе, отделённом от топки, встречаются в работах учёных: итальянца Дж. делла Порта (1601), француза С. де Ко (1615), англичанина Э. С. Вустера (1663). Однако пром. применение П. к. началось на рубеже 17 и 18 вв. в связи с бурным развитием горнозаводской и угледобывающей пром-сти. Ранние конструкции П. к. по форме напоминали шар или же котлы для варки пищи (рис. 1), сначала их изготовляли из меди, а затем из чугуна. Одним из первых "настоящих" П. к. считают котёл Д. Папена, предложенный им в 1680.
[1916-25.jpg]

Рис. 1. Паровой котёл И. И. Ползунова (1765).

Конструкции совр. П. к. сложились в процессе изменения конструктивных форм выпускавшегося до 2-й пол. 19 в. простейшего цилиндрич. П. к. паропроизводительностью 0,4 от/ч; поверхность нагрева этого П. к. не превышала 25 м2, давление пара 1 Мн/м2 (10 кгс/см2), а кпд 30%. Развитие П. к. шло по двум направлениям: увеличения числа потоков газов (газотрубные П. к.) и увеличения числа потоков воды и пара (водотрубные П. к.). Первые газотрубные П. к. представляли собой цилиндрические сосуды, в к-рые первоначально вставляли 1,2 или 3 трубы большого диаметра (жаровые трубы), а впоследствии десятки труб значительно меньшего диаметра (дымогарные трубы), по к-рым проходил газ.

Увеличение поверхности нагрева газотрубных П. к. происходило в габаритах первоначального цилиндрич. котла или даже в меньших габаритах. Следствием этого явились нек-рое повышение паропроизводительности котла (при незначит. увеличении суммарной массы), а также улучшение передачи тепла от дымовых газов к поверхности нагрева, приводившее к снижению темп-ры газов на выходе из П. к., т. е. к повышению кпд.
[1916-26.jpg]

Рис. 2. Конструкции паровых котлов: а- цилиндрический; б- батарейный; в-жаротрубный; г - жаротрубно-дымогарный (локомобильный); д- камерный горизонтально-водотрубный; е - камерный горизонтально-водотрубный конструкции В. Г. Шухова; ж - двухсекционный горизонтально-водотрубный ("морской"); з - вертикально-водотрубный с гнутыми трубами; и - вертикально-водотрубный с П-образной компоновкой; к - вертикально-водотрубный с Т-образной компоновкой; л-прямоточный конструкции Л. К. Рамзина; м - прямоточный котёл ТПП-210А (СССР); 1 - барабан; 2 - колосниковая решётка; 3 - жаровая труба; 4 - дымогарная труба; 5 - сборная камера; 6 - пароперегреватель; 7 - водяной экономайзер; 8 - воздухоподогреватель; 9 - газоход.

Газотрубные П. к. отличались от цилиндрических относительно малыми размерами и высоким кпд (60% ), однако паропроизводительность их, ограничиваемая габаритами, не превышала нескольких т/ч, а конструкционные особенности ограничивали давление пара в котле 1,5-1,8 Мн/м2. Поэтому газотрубные П. к. сохранились только па трансп. установках (паровозы, пароходы), а из стационарных установок они полностью вытеснены водотрубными котлами.

Создание водотрубных П. к. шло путём увеличения числа цилиндров, составлявших котёл, сначала до 3-9 относительно больших диаметров (батарейные котлы), а затем до десятков и сотен цилиндров небольших диаметров, превратившихся в кипятильные, а в дальнейшем и в экранные трубы (рис. 2).

Увеличение поверхности нагрева водотрубных П. к. сопровождалось увеличением их габаритов, и в первую очередь высоты, но вместе с тем во много раз возрастала паропроизводительность, уменьшался удельный расход металла, всё больше повышались параметры пара и кпд.

Со 2-й пол. 19 в. выпускались камерные и секционные горизонтально-водотрубные П. к. с естественной циркуляцией, у к-рых кипятильные трубы были расположены с наклоном в 10-12° к горизонту. Камерный П. к. состоял из одного или нескольких барабанов, подсоединённых к ним сборных камер и пучков кипятильных труб, ввальцованных в камеры. Его поверхность нагрева 350 м2, паропроизводительность 10 т/ч при давлении 1,5 Мн/м2. Замена плоских камер отдельными секциями, в которые ввальцовывали по одному ряду труб, позволила повысить давление пара, а с увеличением числа секций, из к-рых собирался котёл, поверхность нагрева достигла 1400 м2.

В 1893 рус. инж. В. Г. Шухов создал водотрубный П. к., к-рый состоял из продольного барабана и трубчатых батарей, представляющих собой 2 пучка труб, ввальцованных в плоские стенки коротких цилиндрич. камер; в зависимости от числа батарей (от 1 до 5) поверхность нагрева котла могла изменяться от 62 до 310 м2, а паропроизводительность от 1 до 7 т/ч при давлении пара до 1,3 Мн/м2. Конструкцией котла Шухова была разрешена задача унификации отд. элементов и их размеров.

В нач. 20 в. появились вертикально-водотрубные котлы, к-рые за очень короткое время были доведены до высокой степени совершенства. В 1913 паропроизводительность этих котлов не превышала 15 т/ч, а давление пара 1,8 Мн/м2; к 1974 в СССР паропроизводительность их достигла 2500 т/ч при давлении 24 Мн/м2, а в США 4400 т/ч при том же давлении. Вначале вертикальноводотрубные П. к. состояли из одного верхнего и одного нижнего барабанов, соединённых пучком прямых труб. Но уже в 20-х гг. 20 в. они были полностью вытеснены более надёжными котлами с изогнутыми трубами. Типовой конструкцией в этой группе П. к. являлся трёхбарабанный котёл Ленингр. металлич. з-да (ЛМЗ), выпускавшийся в 30-х гг. 20 в. Поверхность нагрева этих П. к. была от 650 до 2500 м2, паропроизводительность от 50 до 180 т/ч. П. к. был оборудован камерной топкой для сжигания угольной пыли. Пылеуголъные топки, внедрявшиеся в те же годы, очень быстро получили чрезвычайно широкое распространение и, с одной стороны, сильно повлияли на развитие конструкций П. к., значительно повысив их паропроизводительность, а с другой - позволили весьма эффективно использовать любые низкосортные местные угли. Внедрение камерных топок привело к созданию топочных экранов, к-рые представляют собой испарит. трубы, расположенные на стенах топочной камеры. Первоначально экраны закрывали только часть стен и предназначались для защиты обмуровки от непосредственного воздействия пламени, к-рое приводило к шлакованию топки и разрушению обмуровки. Постепенно экраны стали закрывать всё большую часть стен топок, а современные П. к. имеют полностью экранированные топки. Экраны, воспринимающие тепло, излучаемое пламенем и горячими дымовыми газами (радиационные поверхности нагрева), работают более интенсивно, чем кипятильные трубы, находящиеся в зоне более низких темп-р (конвективные поверхности нагрева). Поэтому поверхность нагрева экранированных котлов значительно меньше, чем у неэкранированных такой же паропроизводительности; в котлах со сплошным экранированием топочной камеры, называемых радиационными котлами, кипятильный пучок почти отсутствует. В 30-е гг. в СССР Л. К. Рамзиным были сконструированы водотрубные котлы с принудительной циркуляцией (см. Прямоточный котёл). Об устройстве современных П. к. см. в ст. Котлоагрегат.

В СССР все П. к., работающие с давлением более 0,17 Мн/м2, должны изготовляться, монтироваться, приниматься в эксплуатацию и эксплуатироваться в соответствии с правилами Котлонадзора. Энергетич. котлы должны эксплуатироваться с соблюдением также и правил технич. эксплуатации электростанций.

Лит.: Максимов В. М., Котельные агрегаты большой паропроизводительности, М., 1961; Парогенераторы, под ред. А. П. Ковалева, М.-Л., 1966; 3ах Р. Г., Котельные установки, М., 1968; Щеголев, Гусев Ю. Л., Иванова М. С., Котельные установки, 2 изд., М., 1972; Гусев Ю. Л., Основы проектирования котельных установок, 2 изд., М., 1973.

Г. Е. Холодовский.



ПАРОВОЙ НАСОС, агрегат, состоящий из паровой машины и поршневого насоса, поршни к-рых укреплены на противоположных концах общего штока. Применяется для перекачки воды, нефти и др. жидкостей, а на судах - для питания небольших котлов и осушения трюмов. Обычно П. н. выполняют горизонтальным и сдвоенным (рис.). Шток одной машины, совершая возвратно-поступат. движение, управляет золотником другой. Движение обеих пар поршней происходит одновременно, но в противоположных направлениях. При крайнем положении поршня одного из насосов поршень другого находится в среднем положении, что обеспечивает неразрывность струи перекачиваемой жидкости. П. н., состоящий из паровой турбины и центробежного насоса, наз. турбонасосом. С. М. Лосев.

[1916-27.jpg]

Сдвоенный паровой насос: 1- патрубок; 2 - пapoраспределительный золотник; 3 - паровой цилиндр; 4 - поршень паровой машины; 5 - поршень насоса; 6 - всасывающий патрубок; 7 - впускной клапан; 8 - выпускной клапан; 9 - напорный патрубок.

ПАРОГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА, турбинная теплосиловая установка, рассчитанная на совместное использование в тепловом цикле 2 рабочих тел - водяного пара и газообразных продуктов сгорания топлива. Возможны раздельные тепловые схемы П. у. с использованием пара и газа в контурах с отдельными паровыми и газовыми турбинами и контактные схемы, в к-рых газ и пар смешиваются в общий поток, поступающий в турбину.

Впервые практич. применение П. у. получили в 1932 в высоконапорных парогенераторах "Велокс" фирмы "Броун, Бовери унд компани" (Швейцария). В этой П.у. газовая турбина работала на отходящих газах парогенератора и приводила в действие дутьевой турбокомпрессор, осуществляющий наддув топки до 200- 300 кн/м2 (до 2-3 кгс/см2), что позволило существенно интенсифицировать теплообмен. Парогенераторы типа "Велокс" получили распространение и в СССР, но строились только относительно небольшой мощности. Для крупных электростанций в СССР созданы высоконапорные парогенераторы большой производительности, пар от к-рых направляется в паровую турбину, а продукты сгорания - в газовую турбину, служащую для привода воздушного компрессора и электрич. генератора (рис.). На Невинномысской ГРЭС в 1972 установлен блок мощностью 200 Мвт, где впервые применена комбинированная схема из высоконапорного парогенератора ВПГ-450-140, работающего с давлением в топке 650 кн/м2 (6,5 кгс/см2), газотурбинной установки мощностью 43 Мвт и паротурбинной установки мощностью 160 Мвт. Совместное использование парового и газового цикла снижает удельный расход тепла на 4-7% по сравнению с паротурбинной установкой аналогичной мощности и параметров при одновременном уменьшении на 10-12% капиталовложений.

[1916-28.jpg]

Схема парогазотурбинной установки с высоконапорным парогенератором: 1 - газовая турбина; 2 - высоконапорный парогенератор; 3 - компрессор; 4 - паровая турбина; 5 - электрический генератор.

За рубежом (напр., в США, ФРГ) получили распространение тепловые схемы П. у., в к-рых горячие отходящие газы газотурбинной установки поступают непосредственно в топку парового котла, повышая темп-ру в ней, или же направляются для подогрева питат. воды в теплообменники - экономайзеры.

Лит.: Зысин В. А., Комбинированные парогазовые установки и циклы, М.-Л., 1962. С. М. Лосев.

ПАРОГЕНЕРАТОР, аппарат или агрегат для производства водяного пара. П., в к-ром пар получают за счёт тепла сжигаемого органич. топлива, наз. паровым котлом, а при использовании электрич. энергии - электрокотлом. С появлением атомных электростанций термин "П." был применён для испарителей, обогреваемых теплоносителем из атомного реактора и служащих для получения вторичного пара, поступающего в турбину.

ПАРОД (греч. parodos), 1) в театре Др. Греции открытый проход на орхестру между амфитеатром и зданием скены; через зап. П. (справа от зрителей) вступал хор, якобы приходивший из Афин, через вост. (левый) П.- из чужой страны. 2) В др.-греч. трагедии и др.-аттич. комедии - первая вступит. песнь хора. Пение чередовалось с речитативом и декламацией.

ПАРОДИ (Parodi) Джованни (4.8.1889, Аккуи, Пьемонт,-16.12.1962, Турин), деятель итал. рабочего движения. В 1909 вступил в социалистич. партию. В 1919, будучи слесарем-лекальщиком з-да "ФИАТ - Чентро" в Турине, выступил одним из первых организаторов на туринских предприятиях фаб.-зав. советов. Участвовал в основании компартии (1921) и был избран в её ЦК, руководил туринской секцией компартии. После захвата власти фашистами (1922) эмигрировал. В 1927 вернулся в Италию, но был арестован и 10 лет провёл в тюрьме и ссылке. В 1937 бежал во Францию. В 1939 арестован и интернирован франц. полицией. После возвращения в 1943 в Италию П. был арестован нацистами и подвергнут жестоким пыткам. В 1944 бежал из тюрьмы. Возглавил генуэзскую орг-цию компартии и во время освободит. антифаш. восстания (апр. 1945) был членом повстанческого триумвирата Лигурии. В 1945 избран чл. руководящего комитета Всеобщей итал. конфедерации труда и ген. секретарём федерации металлистов (ФИОМ). В 1946-51 чл. ЦК ИКП, в 1951-62 чл. ЦКК ИКП.

ПАРОДИЯ (греч. parodia, букв.- пение наизнанку), в лит-ре и (реже) в муз. и изобразит. иск-ве комическое подражание художеств. произведению или группе произведений. Обычно П. строится на нарочитом несоответствии стилистич. и тематич. планов художеств. формы; два классич. типа П. (иногда выделяемые в особые жанры) - бурлеска, низкий предмет, излагаемый высоким стилем ("Похищенное ведро" А. Тассони, "Елисей..." В. И. Майкова), и травестия, высокий предмет, излагаемый низким стилем ("Моргайте" Л. Пульчи, "Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку" Н. П. Осипова). Осмеяние может сосредоточиться как на стиле, так и на тематике - высмеиваются как заштампованные, отставшие от жизни приёмы поэзии, так и пошлые, недостойные поэзии явления действительности; разделить то и другое иногда очень трудно (напр., в рус. юмористич. поэзии 1850-1860-х гг., обличавшей действительность с помощью "перепевов" из А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). Пародироваться может поэтика конкретного произведения автора, жанра, целого лит. направления, целого идейного миросозерцания (все примеры можно найти в произведениях Козьмы Пруткова). По характеру комизма П. может быть юмористической и сатирической, со мн. переходными ступенями. По объёму П. обычно невелики, но элементы П. могут обильно присутствовать и в больших произведениях ("Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, "Орлеанская девственница" Вольтера, "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Улисс" Дж. Джойса). Первые образцы П.. появились ещё в античности ("Батрахомиомахия", 6 в. до н. э.); в ср. века широко бытовала П. библейских и литургич. текстов; в дальнейшем почти каждая смена лит. эпох и направлений (Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модернизма) обычно сопровождалась волной П. с обеих сторон. В рус. лит-ре наиболее характерные для различных эпох образцы П. принадлежат А. П. Сумарокову, А. А. Шаховскому, Н. А. Полевому, И. И. Панаеву, В. С. Курочкину, Д. Д. Минаеву, В. С. Соловьёву, А. А. Измайлову; в сов. лит-ре известны пародии А. Г. Архангельского, А. М. Арго, А. Б. Раскина и др. К П. близки случаи несоответствия стилистики и тематики, не имеющие прямой комической окраски, напр. аналогии в сюжетной схеме "южных поэм" и "Евгения Онегина" Пушкина; но такие случаи изучены недостаточно и редко называются П.

В театре, цирке и на эстраде П. также обязательно предполагает узнавание пародируемого предмета. Существовали спец. театры П., напр. "Кривое зеркало" и др. Созданы оперные П. ("Опера нищего" Дж. Гея и др.); яркая пародийно-сатирич. направленность отличала оперетту 19 в. (композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах). На сов. эстраде с П. выступают А. И. Райкин, С. В. Образцов, Г. М. Дудник, Е. А. Арнольдова и др. Среди виднейших исполнителей П. в рус. и сов. цирке-В. Е. Лазаренко, С. С. Альперов и Бернардо, Б. П. Вяткин, Д. С. Альперов и М. П. Калядин, Эйжен и Лепом, Карандаш и др. Снимаются фильмы-П. ("Лимонадный Джо", 1964, ЧССР, и др.).

Тексты: Русская литературная пародия, ред. Б. Бегак, Н. Кравцов, А. Морозов, М.- Л., 1930 (есть лит.); Мнимая поэзия, ред. и предисл. Ю. Н. Тынянова, М.- Л., 1931; Русская стихотворная пародия, вступ. ст. и прим. А. А. Морозова, Л., 1960.

Лит.: Тынянов Ю. Н., Гоголь и Достоевский. (К теории пародии), П., 1921; Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М.- Л., 1931; Берков П. Н., Из истории русской пародии 18 - 20 вв., в сб.: Вопросы советской литературы, т. 5, М.-Л., 1957; Моpозов А. А., Пародия как литературный жанр, "Русская литература", 1960, № 1; Рассадин Ст., Законы жанра, "Вопросы литературы", 1967, № 10; Фрейденберг О. М., Происхождение пародии, в сб.: Труды по знаковым системам, т. 6, в. 308, Тарту, 1973.

М. Л. Гаспаров (П. в литературе).

ПАРОДОНТОЗ (от пара... и греч. odus, род. падеж odontos - зуб), альвеолярная пиорея, системное поражение околозубной ткани - пародонта, к-рое проявляется прогрессирующей атрофией альвеолярных отростков (зубных ячеек). П. и др. заболевания пародонта широко распространены. Причины П. точно не установлены. Часто возникает при сахарном диабете и др. нарушениях деятельности желез внутренней секреции, при хронич. заболеваниях внутр. органов. На течение П. неблагоприятно влияют отложения зубного камня и неопрятное содержание полости рта. Симптоматика начальных стадий П. скудна - кровоточивость дёсен, вязкая слюна, по утрам налёт на зубах. При акт