загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ганизмов, для него создают оптимальные условия размножения, неблагоприятные для др. видов (соответствующие состав и реакция питат. среды, темп-pa, аэрация среды и др.). Такие К. м. наз. элективными.

А. А. Имшенецкий.



КУЛЬТУРА РЕЧИ, степень соответствия речи нормам лит. языка (см. Норма языковая); область языкознания, исследующая проблемы нормализации лит. языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры.

Развитие К. р. как самостоят. линг-вистич. дисциплины связано с развитием рус. языкознания в сов. эпоху. Идея сознательного регулирования языковых процессов, идущая от И. А. Бодуэна де Куртенэ, получила разработку в трудах его учеников: Л. В. Щербы, Л. П. Яку-бинского, Е. Д. Поливанова, а также Г. О. Винокура, В. В. Виноградова и др.; сформировалось понятие ч языковой политики" - организованного руководства процессом языкового развития. В 1952 в Ин-те языкознания АН СССР (с 1958 - Ин-т русского языка АН СССР) образован сектор К. р. Пропаганде К. р. служат словари, спец. передачи по радио, телевидению, журналы и др.

Проблемы К. р. решаются и в др. странах (напр., в Чехословакии, где вопросами К. р. занимался Пражский линг-вистич. кружок); в ряде европ. стран регулярно выходят журналы, посвящённые К. р.: нем. "Sprachpflege" (с 1952, ГДР), польск. "Poradnik jezykowy" (с 1901), словацкий "Kultura slova" (ЧССР) и др.

Лит.: Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., М.. 1929; Обнорский С. П., Культура русского языка, М.- Л., 1948: Крысин Л. П., Скворцов Л. И., ШварцкопфБ.С., Проблемы культуры русской речи. (Обзор), "Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка", 1961, т. 20, в. 5; Виноградов В. В., Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры, "Вопр. языкознания", 1961, № 4; его же, Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания, там же,

1964. № 3; Культура русской речи. Аннотированный указатель литературы, М., 1962; Костомаров В. Г., Шварцкопф Б. С.. Работы по вопросам культуры речи (1962-1965). "Вопр. языкознания", 1965. N° 4: Актуальные проблемы культуры речи, М., 1970. Б. С. Шварцкопф.

КУЛЬТУРБУНД ГДР (Kulturbund der DDR, в 1958 - окт. 1972 -Немецкий культурбунд - Deutscher Kulturbund), массовая орг-ция в ГДР, ставящая своей целью содействие развитию социалистич. нац. культуры и духовное формирование человека социалистич. общества. Создана летом 1945 по инициативе деятелей культуры - антифашистов как "Культурный союз демо-кратич. обновления Германии". Первым президентом К. был поэт И.Бехер. К. сыграл значит. роль в пропаганде нац. и мировой демократия, культуры. Через клубы, кружки и т. д. К. ведёт работу среди населения. Под руководством СЕПГ К. направляет свои усилия на решение проблем культуры в условиях строительства развитого социалистич. общества. Подразделяется на окружные, районные и местные орг-ции. Высший орган - конгресс, избирающий президента, президиум и центр. ревизионную комиссию. К. входит в Нац. фронт ГДР. Имеет фракцию в Нар. палате ГДР. Насчитывает более 195 тыс. чл. (1972). Печатный орган- еженедельник "Зоннтаr" ("Sonntag"), издаётся с 1946.

Лит.: Schulmeister К. Н., Zur Entstehung und Grundung des Kulturbundes zur demokratischen Erneuerung Deutschlands, В., 1965. Д.В.Игнатьев.

КУЛЬТУРИЗМ (франц. culturisme, англ. physical culture - культура тела), система физич. упражнений с различными отягощениями - штангой, гантелями, гирями, блочными устройствами и др. спортивными снарядами, имеющая целью развитие мускулатуры человеческого тела. В США, Великобритании, Канаде, Австралии и нек-рых др. странах вместо термина "К." принят термин Body-Building (телостроительство).

Упражнения с отягощениями для развития силы и красоты тела применялись ещё в Др. Греции и Риме; со временем они получили распространение во мн. странах. В кон. 19 в. немцем Э. Зандовом в Великобритании были разработаны основы совр. К. С 1901 стали проводиться междунар. конкурсы красоты мужского тела, с сер. 20 в.- ежегодные чемпионаты мира по К. В 1946 создана Междунар. федерация по К., к-рая в 1972 объединяла ок. 30 нац. федераций. Междунар. спортивные федерации и

Междунар. олимпийский к-т не признают К. как вид спорта, а конкурсы культуристов - спортивными соревнованиями. В 50-е гг. в ряде стран распространился проф. К., провозгласивший культ объёма мышц и игнорирующий общую гармонию физич. развития и здоровье человека (чрезмерное увеличение мышечной массы приводит к ухудшению здоровья, нарушению подвижности суставов, потере чувства координации и др.).

В СССР в 60-егг. секции К. (атлетизма, атлетич. гимнастики) возникли в ряде спортивных обществ, однако К. никакого развития не получил.

"КУЛЬТУРКАМПФ" (нем. Kulturkampf- борьба за культуру), распространённое в литературе наименование мероприятий пр-ва О. Бисмарка в 70-х гг. 19 в. против католич. церкви - гл. опоры католич.партии"Центра", к-рая выражала сепаратистские, антипрусские тенденции (гл. обр. в Зап. и Юго-Зап. Германии). В ходе "К." были проведены законы о запрещении священникам вести политич. агитацию (дек. 1871), о лишении духовенства права надзора за школами (март 1872), о передаче в руки гос-ва дела подготовки и назначения на должности духовных лиц (1873) и др. В февр. 1875 были распущены почти все католич. ордена и проведён закон о гражд. браке. Пр-во Бисмарка использовало "К." для усиления нац. гнёта в находившихся под герм господством польских землях и разжигания религ. страстей с целью отвлечения рабочих от классовой борьбы. Характеризуя "К.", В. И. Ленин писал: "Такой борьбой Бисмарк только укрепил воинствующий клерикализм католиков, только повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо делений политических..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 416-17). В кон. 70- нач. 80-х гг. Бисмарк в целях объединения всех консервативных сил пошёл на примирение с католич. духовенством: большинство законов, принятых в период "К.", было отменено; сохранились лишь законы о гражд. браке и об изгнании иезуитов.

Лит.: Германская история в новое и новейшее время, т. 1, М., 1970, с. 334-37; Кiss1ing J. В., Geschichte des Kulturkampfes im Deutschen Reiche, Bd 1-3, Freib., 1911 - 1916. М.И.Михайлов.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистич. культуры - высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. К. р. направлена на превращение всех трудящихся в социально активных участников культурно-историч. процесса, на формирование нового человека. К. р. является одной из важнейших закономерностей построения социализма. Учение о К. р. как "целой полосе общественного развития" разработано В. И. Лениным, определившим её сущность, задачи и цели (термин чкультурная революция" введён Лениным в 1923 в работе "О кооперации"). Отбросив социал-демократич. догматич. схемы об обязательной очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения "высокого уровня" культуры как предпосылки социального переворота, В. И. Ленин после Окт. социалистич. революции выдвинул программу К. р.

К. р. обусловлена революц. преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств произ-ва, социалистам, индустриализация, коллективизация с. х-ва). К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистической партии. Она является необходимым условием построения социализма. К. р. уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его достояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5изд.,т.38,с.94). Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалистич. культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре, К. р. сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации "...с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры" (там же, т. 41, с. 462). К. р. знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистического общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакц. культуры, новыми закономерностями духовного развития. На основе этих закономерностей происходит становление и утверждение социалистич. и коммунистич. культуры. К. р. включает создание социалистич. системы нар. образования и просвещения, перевоспитание бурж. и формирование новой, социалистич. интеллигенции, создание социалистич. литературы и искусства, подъём науки, формирование новой морали, утверждение атеистического мировоззрения, перестройку быта и т. д. Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практич. деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с бурж. и ревизионистскими взглядами.

Социалистич. культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с нац. и ист. особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем их экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осуществлена К. р., её особенности определялись значит. отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического и культурного развития наций и народностей России. 73% населения в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным (перепись 1897). В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, культ.-просвет. учреждений. К. р. в нац. республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки, литературы и искусства. В Программе КПСС (1961) оценивается значение К. р.: "В стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры" (1972, с. 14). К. р. охватила все социальные, нац., этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Опирающаяся на принципы интернационализма, К. р. привела к всестороннему развитию всех нац. культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность ок. 50 народностей, литература издаётся на 89 языках, радиовещание ведётся более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры. Принципиально чуждая бурж. установке на стандартизацию и нивелировку духовной жизни, К. р. создаёт предпосылки для свободного развития всех трудящихся.

К. р. способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительности сбщественного труда.

В результате К. р. в СССР обновилась духовная жизнь рабочего класса и колхозного крестьянства, возрос их культурно-технич. уровень, коренные изменения произошли в их сознании и быту. Из среды крестьянства выдвинулись миллионы квалифицированных колхозников и рабочих, специалистов, учёных, обществ. деятелей. Успешно развёртывается процесс постепенного подтягивания культуры села до уровня культуры социалистич. города. До Окт. революции 1917 в России на 159 млн. чел. населения приходилось 290 тыс. специалистов. Общая численность работников, занятых преим. умств. трудом, в СССР в 1973 достигла ок. 33 млн. чел. За годы Сов. власти в 90 раз возросло число науч. работников, в 1972 их насчитывалось 1055,4 тыс. чел. (см. Интеллигенция ).

В зрелом социалистич. обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологич. и культурных условий для победы коммунизма, ибо "от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта" (там же, с. 129-30).

Развивающаяся научно-техническая революция и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют приобщения всех трудящихся к активной творч. деятельности, обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для активного участия в управлении обществом, для всестороннего развития личности.

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р., члены содружества социалистич. гос-в творчески заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистич. стран способствуют дальнейшему расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистич. системы в целом.

Европ. социалистич. страны, избежав гражданской войны, смогли уже в первые годы нар. власти успешно решить многие задачи К. р. Относительно высокий уровень развития производит. сил в ряде этих стран и помощь СССР предопределили сравнительно быстрое осуществление культурных преобразований. В то же время сильное влияние религии (напр., в Польше) осложняло проведение К. р.

Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. независимость (борьба за ликвидацию массовой неграмотности населения, перестройка и расширение нар. образования и просвещения, создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становление идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.). Не имея непосредственно социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеод., антиимпериалистич., демократич. революции и могут рассматриваться как национально-демократич. тип культурной революции.

Ничего общего с К. р. не имеет политич. кампания, проводившаяся в Китае во 2-й пол. 60-х гг. под названием "культурной революции", в ходе к-рой уничтожались памятники культуры, насаждался нигилизм по отношению к мировой культуре, антиинтеллектуализм, преследовалась интеллигенция.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Л е н и н В. И.. О пролетарской культуре, Полн. собр. соч., 5 изд.. т. 41; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, О кооперации, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1972, гл. 5; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Крупская Н. К., О пролетарской культуре, в её кн.: Педагогические сочинения, т. 7, М.. 1959; Луначарский А. В., Культурная революция и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.- Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М.. 1966; Культурная революция в СССР. 1917 - 1965, [М., 1967]; Арнольдов А. И., Социализм и культурная революция, М., 1970: Ленинизм и развитие социалистической культуры, М.- Таш., 1971; КПСС во главе культурной революции в СССР, М., 1972. А. И. Арнольдов.



КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в этнографии, антиэволюционное направление в бурж. науке, в основе к-рого лежит т. н. "теория культурных кругов". Методологич. принципы этой теории изложены нем. этнографом Ф. Гребнером в книге "Метод этнологии" (1911). В их основе - идеалистич. концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно к-рой история не знает закономерностей, ист. явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первонач. центра. В работах представителей К.-и. ш. главное внимание уде-ляется изучению пространств. распространения культурных явлений. На той или иной терр. выявляется определённое сочетание элементов материальной и духовной культуры и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к перемещению и напластованиям неск. культурных кругов, оторванных от конкретных народов - создателей культуры. Разновидностью К.-и. ш. является венская католич. школа во главе с австр. патерами В. Шмидтом и В. Коп-персом. Теорию культурных кругов применительно к археол. материалам развивал австр. археолог О. Менгин.

Лит.: Левин М. Г., Токарев С. А., "Культурно-историческая школа" на новом этапе, "Советская этнография", 1953, т. 4; Токарев С. А., Венская школа этнографии, "Вестник истории материальной куль-Tvobi", 1458, № 3. М.Г.Левин.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в искусствоведении, преим. в литературоведении, возникшее в сер. 19 в. и разработавшее принцип историко-генетич. изучения лит-ры и иск-ва. Выдвинутый в кон. 18 в. И. Гер-дером и отчасти воспринятый биографическим методом, этот принцип наиболее полно обоснован в трудах И. Тэна (Франция), к-рый рассматривал художеств. произведение как выражение обществ, психологии народа на определ. этапе его развития. "...Искусства появляются и исчезают одновременно с определёнными течениями в области мысли и нравов, с которыми они связаны" ("Философия искусства", М., 1933, с. 6). Особенности же этих течений зависят от трёх осн. условий: "расы" (врождённый нац. "темперамент"), "среды" (природа, климат, социальные обстоятельства) и данного исторического "момента" (в т. ч. "традиции").

Осн. положения К.-и. ш. нашли развитие и применение в трудах Ж. Бедье, Ф. Брюнетъера, Г. Лансона (Франция), Г. Брандеса (Дания), В. Шерера, Г. Гет-нера (Германия), Менендеса-и-Пелайо, Менендеса Пидаля (Испания), П. П. Пекарского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонра-еова (Россия) и др. Установление принципа зависимости форм развития иск-ва от этапов обществ. развития позволило представителям К.-и. ш. создать истории нац. (Тэн, Лансон) и европ. (Брандес) лит-р. Историко-лит. труды содействовали становлению сравнительно-исторического литературоведения. Благодаря общетео-ретич. пафосу историчности и отсутствию эстетич. догматизма ("... не навязывает правил, а констатирует законы" - там же, с. 8) школа сыграла заметную роль в формировании науч. литературоведения. Объясняя же иск-во как продукт обществ. развития и вместе с тем сближая его с иными формами обществ. мысли, К.-и. ш. оставляла на втором плане специфического свойства искусства - общечеловечность идей, индивидуальность восприятия мира художником, свободу воображения и др.

Методологич. возможности К.-и. ш. ограничивались влиянием философии позитивизма. Мн. учёные (Лансон, Пыпин) отказывались искать среди факторов, обусловливающих генезис произведения, доминирующий и признавали их равнозначными; осн. задачей для них становилось накопление фактов, а не выработка целостных концепций; они нередко рассматривали произведение лишь как историч. документ, материал для изучения психологии и материальной культуры народа.

К неоспоримым заслугам К.-и. ш. марксистские исследователи относят накопление представителями школы огромного историко-культурного материала, выработку ими принципов текстологич. анализа, закладку основ науч. источниковедения. Г.К.Косиков.

КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ, оппортунистическая нацио-налистич. теория, выдвинутая в нач. 20 в. нек-рыми деятелями австр. социал-демократии и являвшаяся составной частью австромарксизма. Эта теория претендовала на разрешение национального вопроса в условиях австро-венг. многонац. бурж.-феод. гос-ва без ликвидации его социальной основы. Наиболее видными представителями этой теории были К. Реннер и О. Бауэр, хотя независимо от них аналогичные взгляды с нек-рыми вариациями возникли также и у словенских с.-д. (Э. Кристан и др.).

Наиболее полно теория К.-н. а. сформулирована Бауэром в кн. "Национальный вопрос и социал-демократия" (1907, рус. пер. 1909). "Все нации,- писал Бауэр,-где бы они ни жили, всегда составляли бы корпорации, самостоятельно заведующие своими национальными делами. В одном и том же городе жили бы рядом, друг другу не мешая, две или несколько наций, которые спокойно развивали бы формы своего национального самоуправления, строили бы свои образовательные учреждения..." (указ. работа, СПБ, 1909, с. 368).

Основой К.-н. а. была ошибочная теория нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. В теории К.-н. а. нация отрывалась от занимаемой территории, игнорировался раскол нации на противоположные классы. К.-н. а. сводила решение нац. вопроса лишь к достижению нац. самоуправления, ограниченного вопросами культуры, школы и языка, оторванными от политич. борьбы классов. На деле это означало бы изоляцию, разобщение различных частей пролетариата по нац. признаку, подчинение его буржуазии.

Разоблачая оппортунистич. характер теории К.-н. а., В. И. Ленин критиковал также попытки перенести её на почву многонац. Российского гос-ва, подменить ею принципы интернационализма. Пятнадцать работ Ленина (написанных в 1913-14) содержат критику австр. и российских сторонников К.-н. а., бундовцев, меньшевиков, бурж. идеологов и политиков. Ленин показал несостоятельность теории К.-н. а. и с позиций последоват. интернационализма доказал, что "...пропаганда ее является проповедью утончённого национализма" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 342). Ленин констатировал, что теория К.-н. а. возникла из идеалистич. концепций нации узкого круга с.-д. лидеров и не имела никакого шанса на осуществление. "В Австрии культурно-национальная автономия осталась в значительной степени литераторской выдумкой, которую не взяли всерьез сами австрийские с.-д." (там же, с. 135). Ленин указал также, что теорию К.-н. а. породило отчаяние её авторов, не видевших возможности решения нац. проблемы в Австро-Венгрии на пути подлинно ре-волюц. борьбы. В этой связи Ленин писал: "Только на востоке Европы, в отсталой феодальной, клерикальной, чиновничьей Австрии, где всякая общественная и политическая жизнь застопорена мизерно-мелкой дракой (даже хуже: сварой, потасовкой) из-за языков, возникла эта идея отчаявшегося мелкого буржуа" (там же, с. 176).

Утопичность теории К.-н. а. была настолько велика, что несмотря на значительное идеологич. влияние Реннера и Бауэра в австр. социал-демократии, она не приобрела характера парт. документа (см. Брюннская программа). В то время как Реннер продолжал исповедовать теорию К.-н. а., Бауэр под давлением реальной действительности начал фактически менять свои позиции, не отказываясь формально от К.-н. а., выдвигал лозунг терр. автономии, а почти накануне распада Австро-Венгрии в 1918 выдвинул лозунг самоопределения наций с правом отделения. Т. о., теория К.-н. а. продемонстрировала свою теоретич. и прак-тич. несостоятельность.

Лит.: Ленин В. И., Рабочий класс и национальный вопрос, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23; его же, Тезисы по национальному вопросу, там же; его же, О "культурно-национальной" автономии, там же, т. 24; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же. Критические заметки по национальному вопросу, там же; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2, М.. 1946. В.М. Турок.



КУЛЬТУРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистич. воспитанию и политич. просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. К.-п. р. является составной частью идеологич. деятельности Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, профсоюзов, комсомола.

Под термином "К.-п. р." понимают направленную деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; большое место занимает К.-п. р. в работе музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения. В широком смысле понятием К.-п. р. охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека.

Становление и развитие К.-п. р. как самостоят. области идеологич. деятельности начались после победы Окт. революции 1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции. Главные задачи и важнейшие принципы К.-п. р. определены В. И. Лениным, развиты в решениях съездов Коммунистич. партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологич. вопросам. Ленин рассматривал К.-п. р. как часть парт. дела и вместе с тем как осуществление культурно-воспитательной функции Сов. государства. Эта важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса РСФСР в нояб. 1920 Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвет), объединившего функции парт. и гос. руководства этой областью. Значит. вклад в разработку теории и практики К.-п. р. внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Сов. власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 - Глав-политпросветом.

В дальнейшем по мере роста и совершенствования К.-п. р., создания многообразной сети культурно-просветит. учреждений механизм руководства К.-п. р. соответственно изменялся. В наркомпросах (позднее мин-вах просвещения союзных республик) создаются управления изб-читален и домов культуры, управления библиотек и т. п. С 1945 руководство К.-п. р. передаётся в специально созданные комитеты по делам культурно-про-светит. учреждений при Советах Министров союзных республик, а с 1953 - в Мин-во культуры СССР и мин-ва культуры союзных республик.

К.-п. р. в СССР имеет следующие осн. направления: формирование коммуни-стич. мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-технич. пропаганда и распространение экономич. знаний, эстетич. воспитание, физич. воспитание, организация художественной самодеятельности, отдыха и развлечений. Формы К.-п. р. постоянно развиваются и совершенствуются. Наряду с такими традиционными формами, как беседы, лекции, доклады, спектакли, концерты, в клубных учреждениях всё шире проводятся тематич.вечера, читательские конференции, устные журналы, создаются народные университеты, кинолектории, любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в К.-п. р. занимает художественная самодеятельность; с 60-х гг. начала развиваться её высшая форма - народные театры. В 1971 в СССР работали 133 тыс. клубных учреждений, 128,6 тыс. массовых б-к (с общим фондом 1366,1 млн. экз. книг и журналов), 553 проф. театра (св. 114 млн. посещений), 1173 музея (св. 110 млн. посещений), 157,1 тыс. киноустановок (4656 млн. посещений киносеансов). В клубных учреждениях за 1970 проведено 5273 тыс. лекций и докладов (присутствовало св. 477 млн. чел.), дано 2334 тыс. спектаклей и концертов силами художеств. самодеятельности (присутствовало 417,4 млн. чел.), работали 440тыс.кружков(6951 тыс. участников); в 1970 насчитывалось ок. 16 тыс. нар. университетов с 3218 тыс. слушателей.

Всесоюзное общество "Знание" и его отделения на местах организуют чтение публичных лекций, принимают активное участие в работе нар. университетов и т.п. За 1970 об-вом"Знание" проведено 18 237 тыс. лекций, на к-рых присутствовало 951 млн. чел. Большую К.-п. р. проводят комсомол и др. общественные орг-ции, отделы пропаганды союзов писателей, композиторов, художников, кинематографистов, республиканские хоровые об-ва, об-ва охраны памятников истории и культуры и т. д.

Подготовка кадров культурно-просве-тит. работников ведётся в ин-тах культуры, высших профсоюзных школах, культурно-просветит. училищах, библиотечных техникумах (см. Культурно-просветительное образование). В ряде пед., мед., с.-х. и др. вузов в 60-е гг. созданы факультеты обществ. профессий, готовящие обществ. руководителей К.-п. р. параллельно с осн. специальностью. Для разработки теории и методики К.-п. р. в 1969 в Москве образован Н.-и. ин-т культуры Мин-ва культуры РСФСР. Во всех союзных и автономных республиках, в краях и областях действуют методич. кабинеты культурно-просветит. работы, дома нар. творчества и дома художеств. самодеятельности.

Вопросы К.-п. р. освещаются гл. обр. в газете "Советская культура", в спец. журналах "Культурно-просветительная работа", "Клуб и художественная самодеятельность", "Соцiалистычна культура" (на укр. яз.) и журналах, посвящённых К.-п. р., выходящих на арм., азерб., эст. языках.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 463-64; т. 38, с. 329-32; т. 40, с. 160-65; т. 41, с. 138-50, 398, 408; т. 44, с. 155-75; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971, с. 278-79; Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 7-9, М., 1959-60; Фрид Л. С., Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917 - 1929 гг.), Л., 1941; Культурно-просветительная работа, [М.]. 1969; Клубоведение, М., 1972. М. В.Раузен.



КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в СССР система подготовки специалистов высшей и средней квалификации для культурно-просветит. учреждений; клубных работников (методистов - организаторов клубной работы, руководителей коллективов художеств. самодеятельности), а также библиотекарей, библиографов (см. Библио-течно-библиографическое образование).

Подготовка кадров для культурно-просветительной работы началась уже в первые годы Сов. власти по инициативе В. И. Ленина и Н. К. Крупской в связи с осуществлением культурной революции в стране. В 1918 в Петрограде для подготовки культпросветработников был создан Ин-т внешкольного образования (с 1925 - Коммунистич. политико-про-светит. ин-т, ныне Ленингр. ин-т культуры им. Н. К. Крупской). В 1924 в Москве при Академии коммунистич. воспитания открылся культурно-просветит. ф-т. В 20-30-е гг. организована сеть политико-просветит. ин-тов, совпартшкол, в к-рых имелись отделения для подготовки культпросветработников. Такие же отделения существовали и в педтехникумах; с 1937 на базе совпартшкол стали создаваться политпросвет-техникумы, к-рые в 1938 были реорганизованы в 3-годичные политпросветшколы (работавшие на базе 7-летнего образования). В кон. 40 - нач. 50-х гг. стала складываться совр. система К.-п. о. В библиотечных ин-тах и техникумах открылись ф-ты (отделения) культпро-светработы, в 1959 на таких ф-тах Ленингр., Моск. и Харьковского ин-тов введена художественная специализация. В 1964 библиотечные ин-ты реорганизованы в ин-ты культуры (см. Культуры институты). Основным типом ср. культурно-просветит. уч. заведений стали культурно-просветительные училища и школы. Подготовка культпросветработников была организована также в ряде библиотечных техникумов, муз.-пед. и пед. уч-щ, в нек-рых ин-тах иск-в, консерваториях, театральных и пед. вузах, а также в высших школах профдвижения в Москве и Ленинграде. В 1972/73 уч. г. в высших и ср. спец. уч. заведениях по специальности "культурно-просветительная работа" обучалось 73,4 тыс. чел. (в т. ч. 18,8 тыс. чел. в вузах), на 1-й курс принято 24,5 тыс. чел. (4,9 в вузы), выпущено 15,7 тыс. специалистов (2,7 тыс. из вузов); подготовку специалистов осуществляли 11 ин-тов культуры, 14 ф-тов в др. вузах, 129 средних специальных уч. заведений.

Совр. К.-п. о. предусматривает широкую общенауч. и спец. подготовку будущих специалистов. В числе спец. дисциплин - история и теория культуры, история культурно-просветит. работы, теория клубоведения, методика организации клубной работы, практикумы по технич. средствам клубной работы, наглядной агитации и пропаганде и др., а также предметы по избранной художеств. специализации - хоровой, оркестровой, хореографич., театральной (см. также Музыкальное образование, Театральное образование). Науч. и пед. кадры в области культурно-просветит. работы готовятся в аспирантуре при Ленингр., Моск., Харьковском ин-тах культуры.

В др. социалистич. странах подготовка культпросветработников осуществл яется на спец. ф-тах в ун-тах (напр., Пражском, Братиславском, Варшавском, Будапештском, Софийском) и на отделениях библиотечных школ.

В капиталистич. странах К.-п. о. как самостоятельной отрасли спец. образования не существует. Г.А.Пелисов.

КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ, средние спец. уч. заведения для подготовки культурно-просветительных работников, библиотекарей. В 1973 в СССР было 116 К.-п. у. и ш. См. Культурно-просветительное образование, Библиотечно-библиографическое образование.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАСТБИЩА, высокоурожайные кормовые угодья, используемые для выпаса скота. Их создают путём поверхностного улучшения природных кормовых угодий или малопродуктивных старых травяных полей, а также посевом травосмесей на вновь осваиваемых землях. Различают К. п. краткосрочного (5-6 лет) и долголетнего (7-10 и более лет) пользования. Создавать К. п начали в кон. 19 в. в первую очередь в странах с развитым животноводством - в Нидерландах, Дании, Швеции и др.; в СССР - в 30-х гг. 20 в.

Наиболее быстрый и дешёвый путь создания К. п. (особенно в р-нах достаточного увлажнения) - поверхностное улучшение природных кормовых угодий: уничтожение кочек, кротовин и кустарника, уборка камней, регулирование водного режима, выравнивание поверхности, известкование и др. На участках с сильно изреж. и малоценным травостоем применяют также подсев лугопастбищных бобово-злаковых трав. Перед подсевом трав дернину дискуют тяжёлыми дисковыми боронами, после подсева почву прикатывают катками и вносят в неё (поверхностно) перепревший навоз или минеральные удобрения. Проведение этих мероприятий обеспечивает переформирование в течение 3-5 лет естеств. малоурожайного травостоя в высокоурожайный. При преобразовании старых травяных полей, напр. клеверищ 3-4-го года пользования, систематически вносят фосфорно-калийные и периодически органич. удобрения. Для более быстрого формирования желаемого травостоя подсевают весной 2-3 кг/га клевера белого или розового (или красного).

Создание К. п. посевом травосмесей для краткосрочного пользования наиболее целесообразно на забо-лоч. торфяных и маломощных дерново-карбонатных почвах, а долголетнего пользования - на более плодородных почвах. На землях с избыточным увлажнением перед посевом трав проводят осушение, очищают участок от кустарника, камней и др., затем пашут кустарниково-болот-ным плугом на глубину 25-40 см с последующим дискованием и прикатыва-нием. На участках с плотной дерниной

проводят фрезерование и прикатывание почвы водоналивным катком. На участках с мощностью дернины не более 18 см пашут обычными плугами, затем проводят дискование и боронование. Органич. удобрения вносят перед вспашкой, минеральные - после. Травосмеси высевают или сразу после выравнивания поверхности почвы, или после предварительного (в течение 2-4 лет) возделывания зерновых, технич., овощных и др. культур. Травосмеси составляют из бобово-злако-вых трав в кол-ве 25-35 кг/га для краткосрочных и 30-40 кг/га для долголетних К. п. Высевают их под покров зерновых или зернобобовых культур и без покрова (ускоренное залужение). Для создания долголетних К. п. травосмеси высевают обычно без покрова и в ранние сроки. К осени травы успевают хорошо развиться и формируют типичный пастбищный травостой на 1-2 года раньше, чем при покровном посеве.

К. п. нуждаются в правильном уходе: в подкашивании трав на зиму (при бурном развитии их в первый год), в подкормке удобрениями ранней весной или осенью, в скашивании непоедаемых растений, разбрасывании оставленных животными экскрементов, орошении в засушливые годы и т. д. Обязательный способ использования К. п.- загонная, или порционная, пастьба. Площадь К. п. на 1 корову (на весь пастбищный период) при урожайности 2,5-3 тыс. кормовых единиц - 0,5-0,6 га, а при урожайности 6-8 тыс. кормовых единиц (при орошении) - 0,25 га.

Лит.: Тоомре Р. И., Долголетние культурные пастбища, М., 1966; Иванов Д. А., Культурные пастбища, Л.. 1967. А. П. Мовсисянц.

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ, природный ландшафт, изменённый хоз. деятельностью человеческого общества и насыщенный результатами его труда (см. Ландшафт культурный).

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ (археол.), название слоя земли на местах человеческих поселений, содержащего следы или остатки деятельности человека. Толщина К. с. бывает различна - от нескольких см до 30-35 м. Это зависит гл. обр. от продолжительности и интенсивности человеческой деятельности на данном месте. К. с. подвергается раскопкам с целью изучения содержащихся в нём остатков деятельности человека и восстановления истории данного поселения.

КУЛЬТУРООБОРОТ, чередование овощных культур, выращиваемых в куль-тивац. сооружениях (теплица, парник, оранжерея или утеплённый грунт) в течение одного года. В парниках К. наз. также рамооборотом, в теплицах, оранжереях и утеплённом грунте - метрооборотом. К. состоит из неск. оборотов (первого, второго и т. д.) культур, последовательно сменяющих одна другую. К. составляют отдельно для каждого культивац. сооружения или для группы однотипных сооружений. При проектировании К. исходят из необходимости выращивания нужного кол-ва рассады для открытого грунта к заданному сроку, а также получения макс. урожая овощей (при наименьшей их себестоимости) с единицы площади за весь год и особенно до начала и после окончания поступления овощей из открытого грунта. При подборе ассортимента культур по периодам года учитывают запросы населения, биол. особенности культур, условия микроклимата в сооружениях и экономич. эффективность выращивания растений. При составлении К. предусматривают систему мер по рациональному использованию площади культивац. сооружений: применение уплотняющих культур (овощные растения, выращиваемые в междурядьях др. культур для более производит. использования земли; напр., салат, укроп, шпинат - в междурядьях корнеплодов), спец. подготовка семян (проращивание, обработка стимуляторами роста растений) и посадочного материала (подра-щивание луковиц, корнеплодов), подбор спец. теплично-парниковых сортов растений, доращивание овощных культур в осенний и выгонка растений в зимний период; выращивание в зимний период в нек-рых теплицах цветочных культур, шампиньонов и др. В.А.Брызгалов.

КУЛЬТУРТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, комплекс мероприятий по улучшению естеств. кормовых угодий и освоению новых земель (осушенных болот, переувлажнённых земель и др.) для использования их в с. х-ве. К. р. подразделяются на 2 группы: 1) мероприятия по подготовке осваиваемых земель к дальнейшей их обработке - корчёвка леса и пней, расчистка кустарника, очистка пахотного горизонта от древесины и валунов, уничтожение кочек, уборка камней, планировка; 2) мероприятия по окультуриванию почвы, улучшению её физико-хим. и биохим. свойств в процессе т. н. первоначального освоения и первичной обработки почвы (посев предварительных культур, внесение удобрений, залужение). Расчистка древесно-кустарниковой растительности заключается в срезании кустарника и деревьев, вычёсывании из почвы крупных корней, сгребании всей древесной массы и удалении её с участка. При хим. способе расчистки растительность обрабатывают арборицидами. Хим. расчистку проводят преим. на участках, заросших ольхой, берёзой, осиной, ивой; при этом устойчивых против химикатов древесных пород не должно быть более 25%. Обработку ведут весной до массового появления листьев, летом - со второй декады июня по июль включительно, осенью - сразу после листопада. Обработанные кустарники и деревья убирают с участка после того, как древесина достаточно разложится и потеряет механич. прочность. Заросли выс. до 5 м убирают на следующий год после повторной обработки, более крупные - через 2-3 года. Для корчевания пней и крупных деревьев - одной из трудоёмких К. р.- применяют корчеватели. Пни собирают в валы, сжигают или удаляют за пределы участка. Ямы, образовавшиеся в результате корчевания, засыпают землёй и заравнивают. Уборку камней проводят при поверхностном улучшении лугов, при коренном их улучшении камни извлекают и из почвенного горизонта. Первичная обработка вновь осваиваемых земель включает комплекс работ, технология к-рых зависит от природных условий. Обработкой почвы достигают разрушения дернины, создания пахотного слоя с благоприятными для с.-х. растений свойствами. Луга с дерниной толщиной не более 10-15 см пашут плугами с предплужниками, с более мощной дерниной - кустарниково-болотными и целинными плугами; солонцовые почвы - с одновременным почво-углублением. При освоении лесных земель, на торфах с погребённой древесиной проводят безотвальную обработку дисковыми или корчевательными боронами. На землях с кочками и мощной дерниной применяют фрезерование. Залужение осуществляют на землях с мощной дерниной и на осушенных болотах после возделывания в течение 1-3 лет полевых культур. Для залужения применяют смеси луговых трав.

Лит.: Природные сенокосы и пастбища" под ред. И. В. Ларина, М.- Л., 1963; Механизация работ по улучшению сенокосов и пастбищ, М., 1967; Мелиорация лугов и пастбищ, М., 1967.

Н. С. Конюшков, А. Н. Сердечный.

КУЛЬТУРФИТОЦЕНОЗ (от лат. cultura - возделывание и фитоценоз), сообщество культивируемых растений. Различают К. кратковременные (поля, огороды, клумбы - 1-3 года), длительные (сеяные луга - 8-10 лет) и постоянные (плодовые сады, городские парки, полезащитные лесные полосы, лесные массивы, существующие десятки и сотни лет). По ряду признаков ближе к естеств. фитоценозам стоят постоянные К. Фитоценозы посевов полевых культур выделяют в агрофитоценозы; иногда это понятие отождествляют с К.

КУЛЬТУРЫ ИНСТИТУТЫ в СССР, готовят библиотекарей-библиографов, клубных работников, руководителей художественной (хоровой, театральной и др.) самодеятельности - специалистов высшей квалификации для культурно-просветит. учреждений. В 1973 в СССР было 11 К. и.: Ленинградский им.

Н. К. Крупской (созд. в 1964 на базе Библиотечного ин-та, преобразованного в 1941 из ф-та Коммунистич. политико-просветительного ин-та, открытого в 1918), Московский (осн. в 1964 на базе Библиотечного ин-та, созданного в 1930), Харьковский (осн. в 1964 на базе Библиотечного ин-та, открытого в 1935), Восточно-Сибирский (осн. в 1964 в Улан-Удэ на базе Библиотечного ин-та, созданного в 1960), Краснодарский и Чимкентский (оба в 1967), Хабаровский, Челябинский, Киевский (все в 1968), Кемеровский (1969), Куйбышевский (1971).

Ленинградский К. и, имеет филиал в Казани, Московский - в Тамбове, Орле, Киевский - в Николаеве, Ровно. Во всех К. и. есть дневные, заочные отделения, в Ленинградском, Московском- и вечерние. Срок обучения в К. и.- 4 г., с отрывом от работы - 5 лет. Ленинградский и Московский К. и. имеют право принимать к защите канд. диссертации. См. Библиотечно-библио-графическое образование, Культурно-просветительное образование, Музыкальное образование, Театральное образование. Г. А. Пелисов.

КУЛЬТУРЫ ТКАНЕЙ, эксплантация (биол.), метод длительного сохранения в живом состоянии клеток, тканей, небольших органов или их частей, выделенных из организма человека, животных или растений. Первые успешные опыты по К. т. осуществил в 1907 амер. учёный Р. Гаррисон, поместив в каплю лимфы кусочек зачатка нервной системы зародыша лягушки. Клетки зачатка оставались живыми неск. недель, из них вырастали нервные волокна. Метод К. т. был усовершенствован франц. учёным А. Каррелем, амер.- М. Берро-узом, рус. учёным А. А. Максимовым и др., использовавшими в качестве среды плазму крови и вытяжку из тканей зародыша. Осн. условие успешного осуществления К. т.- строгое соблюдение стерильности. При культивировании кусочков органов выяснен ряд вопросов гистогенеза и генетич. отношений между тканями (Н. Г. Хлопин, 1940), чувствительности их к разным воздействиям и др.

Существенный сдвиг в развитии метода К. т. произошёл в связи с установлением возможности культивирования клеточной взвеси, получаемой из любой ткани под воздействием протеолитического фермента трипсина, растворяющего межклеточное вещество. Для таких клеточных культур используется синтетич. жидкая питат. среда, содержащая физиол. раствор, 12 аминокислот, витамины, глюкозу и, как правило, сыворотку крови (2-10% ); обязательно добавление к этой среде антибиотиков - пенициллина и стрептомицина. Для К. т. используются в зависимости от конкретных задач разнообразные сосуды: стёкла с углублением (для К. т. в висячей капле), флаконы, пробирки, матрасы, большие сосуды типа ферментеров. Клетки взвеси прикрепляются к стеклу сосудов (стационарные однослойные культуры) или остаются во взвешенном состоянии во вращающихся сосудах (суспензионные культуры). Для культуры органов пользуются средой, состоящей из агара или желатины на физиол. растворе с добавлением указанных выше компонентов. Иногда органы культивируют на поверхности желточной оболочки куриного яйца или на пластмассовом фильтре с мельчайшими порами-"плоте" (рис. 1). В зависимости от степени приспособления к условиям существования вне организма клеточные культуры делят на 3 категории: 1) первичные культуры, к-рые могут быть получены практически из любого органа, однако даже при систематич. смене питат. среды (т. н. пассажи) сохраняются лишь 20-30 дней, а затем гибнут; 2) диплоидные штаммы, получаемые в особых условиях из эмбриональных тканей человека и животных; их характерная черта - стабильность биол. свойств, в частности постоянство дипло-идного набора хромосом; клетки сохраняются без изменения в течение 10- 12 мес (до 50 пассажей); 3) перевиваемые (стабильные) линии, полностью адаптированные к существованию вне организма; их получают из нормальных и раковых тканей; размножаются неограниченно долгое время.

Клетки разных культур морфологически отличаются друг от друга (рис. 2, А и Б). В первичных культурах в зависимости от происхождения различают фиб-робластоподобные и эпителиоподобные клетки (рис. 2, В и Г). Клеточные культуры - прекрасный объект для изучения действия на клетку физ., хим. и биол. факторов. Особенно велико их значение в вирусологии: отдельные группы вирусов вызывают в культурах клеток спе-цифич. повреждающий эффект, поэтому клеточные культуры используют для диагностики вирусов. Кроме того, они являются субстратом для получения живых противовирусных вакцин. На К. т. возможно изучение ряда общебиол. вопросов: взаимоотношения клеток и тканей, дифференцировка клеток, закономерности митоза, превращение нормальной клетки в раковую и т. д. Культуры органов широко используются при изучении закономерностей развития зачатков в норме и при экспериментально изменённых условиях, при совместном культивировании органов от животных разного возраста, вида и т. п.

Лит.:Пол Д., Культура клеток и ткани, пер. с англ., М., 1963; 3алкинд С. Я., Жизнь в пробирке. М., 1967; Cells and tissues in culture, ed. E. N. Willmer, v. 1, L.- N. Y.. 1965. С.Я.Залкинд.

КУЛЬТЯ ампутационная, остающаяся после ампутации или операции часть органа (напр., желудка, матки и т. п.); под К. понимают также остаток нерва после его перерезки, червеобразного отростка после удаления и т. д. Наиболее часто говорят о К. конечностей. У нек-рых больных после ампутации может оставаться ложное ощущение несуществующей конечности или её части - кисти, стопы (т. н. фантомные ощущения) или болей в них (фантомные боли). Болезни К.- раны, свищи, остеомиелит, экзема - требуют спец. лечения, а иногда и повторной ампутации (реампутации). К дефектам К., мешающим нормальному ношению протезов, относятся: нерационально длинная или короткая К., конич. К., избыток кожи, контрактуры, анкилозы суставов. Для протезирования К. должна быть безболезненна, иметь здоровую кожу, сильные мышцы и свободные движения в оставшихся суставах.



КУЛЬЧИЦКАЯ Елена Львовна (15.9. 1877, г. Бережаны, ныне Тернопольскок обл.,-8.3.1967, Львов), советский график и живописец, нар. художник УССР (1956). Училась в студии Р. Братков-ского и С. Качора-Батовского во Львове (1901-03) и в художественно-пром. школе в Вене (1903-08). Преподавала в Укр. полиграфич. ин-те во Львове (1945-51; с 1948 проф.). В своих картинах, акварельных и графич. циклах, а также в илл. К. в обобщённых, тяготеющих к декоративности формах воплощала своеобразие природы и архитектуры Гуцульщины, её героич. прошлое и совр. жизнь народа. Творчество К. в области декоративно-прикладного иск-ва базируется на глубоком изучении укр. нар. творчества. Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко (1967, посмертно). Награждена 2 орденами, а также медалями.



Е. Л. Кульчицкая. "Довбуш" Ксилография. 1940.

Соч.: Народний одяг захiдних областей УРСР, Киiв, 1969.

Лит.: [Вюник А. О.], О. Кульчицька. [Альбом], Киiв, 1969.



КУЛЬЯКАН (Culiacan), город в сев.-зап. Мексике, адм. ц. штата Синалоа. 359 тыс. жит. (1970, с пригородами). Трансп. узел. Центр крупного района орошаемого земледелия (хлопчатник, пшеница) и суб-тропич. плодоводства. Пищ. пром-сть.

КУЛЯ (Kula) Витольд (р. 18.4.1916, Варшава), польский историк-экономист. Окончил Варшавский ун-т; с 1950 проф. этого ун-та. Автор работ по социально-экономич. истории Польши, особенно феод. и раннекапиталистич. периода, и по методологич. проблемам. Инициатор создания серии "Исследования по истории промышленности и рабочего класса в Польше"; редактировал 2-й том "Истории Польши" (1958-59).

Соч.: Szkice о manufakturach w Polsce XVIII w., t. 1-3, Warsz., 1956; Problemy i metody historii gospodarczej, Warsz., 1963; Miary i ludzie, Warsz., 1970; в рус. пер.- Формирование капитализма в Польше, М., 1959.



КУЛЯБ (в 1939-55 - центр Кулябской обл.), город в Тадж. ССР. Расположен в долине р. Яхсу (басс. Пянджа), у подножия хр. Хазратишох, в 203 км к Ю.-В. от г. Душанбе, с к-рым соединён жел. и автомоб. дорогами. 40 тыс. жит. (1970). Хлопкоочистит., маслобойный, молочный з-ды, мясной и мельничный комбинаты, произ-во стройматериалов. Пед. ин-т, мед. и пед. уч-ща. Муз.-драматич. театр. В прошлом К.- центр Кулябского бек-ства Бухарского ханства, крупный торг. пункт на пути из Гиссарской долины в Афганистан. Город с 1934.

КУЛЯБКО Алексей Александрович [15(27).3.186б, Омск,-6.8.1930, Москва], советский физиолог. Окончил Петербургский (1888), Томский (1893), Берлинский и Лейпцигский ун-ты. Ученик И. М. Сеченова и Ф. В. Овсянникова. В 1903- 1924 проф.,зав. кафедрой нормальной физиологии Томского ун-та. С 1925 - в Москве в Клинич. ин-те. Осн. работы по оживлению изолированных органов животных и человека. К. удавалось восстанавливать деятельность сердца животных через неск. суток после их гибели. Впервые оживил сердце человека через 20 ч. после смерти (1902). В опытах на изолированной голове рыбы К. добивался восстановления жизненных функций головного мозга на 2-3 ч. и более.

Соч.: Дальнейшие опыты оживления сердца. Оживление человеческого сердца, "Изв. АН", 1902, т. 17, № 5; Опыты оживления сердца и головы и их значение, "Искры науки", 1928, № 7 - 8.

Лит.: А. А. Кулябко. [Некролог], "Медико-биологический журнал", 1930, в. 6.

КУЛЯБКО-КОРЕЦКИЙ Николай Иванович [12(24).6.1855, с. Уношево, ныне Клинцовского р-на Брянской обл.,- 21.12.1924, Воронеж], русский общественный деятель. Из дворян. Ослеп десяти лет от роду. Самоучкой освоил юриспруденцию и стал адвокатом-криминалистом. По политич. взглядам близок к народникам (см. Народничество). Был известен как талантливый оратор. В 1882 был лишён права заниматься адвокатской деятельностью за использование суда для политич. обличений. Неоднократно подвергался арестам. Оказал материальную помощь группе ".Освобождение труда" в издании сб. "Социал-демократ" (1888). В 1903-05 в эмиграции (Швейцария, Болгария), где был корреспондентом "Русских ведомостей"; в Софии был связан с партией "тесняков". В 1910-15 издатель и редактор газет в Ставрополе, Гомеле и Петербурге. После Окт. революции 1917 читал лекции по истории ре-волюц. движения.

Лит.: Дейч Л. Г., Н. И. Кулябко-Корецкий, в кн.: Группа "Освобождение труда", сб. 3, М.- Л., 1925.

КУМ, город в Иране, в остане Тегеран. 133,9 тыс. жит. (1970). Узел жел. и шосс. дорог. Табачная и текст. пром-сть. Один из важных центров кустарного произ-ва (ковроткачество и др.). Торговля шерстью и кожей. Архит. памятники 13- 16 вв.

Иранская ист. традиция приписывает основание К. сасанидскому царю Кава-ду I (правил в 488-496, 499-531). Значительным населённым пунктом стал при первых Аббасидах (2-я пол. 8 в.). Здесь находится гробница (мавзолей) Фатимы (дочери шиитского имама Мусы аль-Казима). К. считается вторым после Мешхеда святым городом мусульман-шиитов в Иране; центр их паломничества.

Лит.: Купи Хасан ибн Муха-мед, Китабе тарихе Кум (История города Кум), 2 изд., Тегеран, 1969.

КУМА, река в РСФСР, на Сев. Кавказе. Дл. 802 км, пл. басс. 33,5 тыс. км2. Берёт начало на сев. склонах Скалистого хр. В верховьях течёт в высоких и обрывистых берегах; на участке ср. течения имеет широкую долину. По выходе на Прикаспийскую низм. русло расчленяется на ряд рукавов, воды к-рых обычно не достигают Каспийского м. Питание гл. обр. снеговое и дождевое. Ср. расход воды в ср. течении 10,9 м3/сек. Воды К. отличаются высокой мутностью (ок. 600 тыс. т взвешенного материала в год). Замерзает в конце ноября - нач. декабря, вскрывается в нач. марта. Характерны высокие весенние паводки. Осн. притоки: справа - Подкумок, слева - Мокрый Карамык. Воды К. широко используются для орошения. Построены Тер-ско-Кумский и Кумо-Манычский каналы. На К.- гг. Минеральные Воды, Зе-ленокумск, Прикумск.

КУМА, река в Ханты-Мансийском нац. окр. Тюменской обл. РСФСР, прав. приток р. Конда (басс. Иртыша). Дл. 530 км, пл. басс. 7750 км2. Течёт по заболоченной низине, делая большие петли; много озёр. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье с мая до октября.



КУМАГАЯ, город в Японии, в центр. части о. Хонсю, в префектуре Сайтама. 120,8 тыс. жит. (перепись "1970). Ж.-д. узел. Аэропорт. Крупные цем. заводы, металлургия (цветная), электрокабельное произ-во; пищевкусовая и деревообр. пром-сть.



КУМАЙ, снежный гриф (Gyps himalayensis), хищная птица сем. ястребиных. Дл. тела 1,2-1,4 м, крылья в размахе до 3 м, весит 8-10 кг. Распространён в Центр. Азии и Гималаях; в СССР - на Тянь-Шане и Памиро-Алае. Держится на высотах 2-5 тыс. м. Гнездится на скалах парами, реже небольшими группами. В кладке 1 яйцо. Пища - трупы диких и домашних животных. См. Грифы.



КУМАМОТО, префектура в Японии, на 3. о. Кюсю. Включает архипелаг Ама-куса (ок. 120 островов). Пл. 7,4 тыс. км2. Нас. 1,7 млн. жит. (1970), в т. ч. 53% городского. Адм. ц.- Кумамото. Б. ч. поверхности - вулканич. плато (наивысшая точка - вулкан Асо, 1592 м); на 3.- равнины.

К.- важный с.-х. район страны. Рисоводство (сбор риса 309 тыс. т в 1970; */з урожая снимается на землях, отвоёванных у мелководного побережья зал.

Ариаке), табаководство, садоводство (37% сбора мандаринов в Японии) и пчеловодство. Прибрежный лов рыбы, культивирование жемчуга. Животноводство гл. обр. в горных районах. Лесозаготовки (св. 1 млн. м3). Пром-сть гл. обр. пищ., хим., бумажная; добыча угля и каолина (о. Амакуса), асбеста (Утида). На побережье создаётся зона тяжёлой пром-сти.

КУМАМОТО, город в Японии на о. Кюсю, на р. Сиракава. Адм. ц. префектуры Кумамото. 440 тыс. жит. (перепись 1970). Морскими воротами К. служит порт Мисуми на п-ове Уто. Трансп. узел и торгово-распределит. центр важного рисоводч. района страны. Крупные предприятия текст., электромашиностроит. и пищевкусовой пром-сти, з-ды с.-х. орудий, резиновых изделий, по произ-ву удобрений, канцелярских машин. Высшая мед. школа, пром. институт. В К.- буддийский храм (секта Хоммёдзи) и феодальный замок (16 в.).

КУМАНА (Cumana), город на С.-В. Венесуэлы, близ побережья Карибского м. Адм. ц. штата Сукре. 100,5 тыс. жит. (1970). Шоссе соединён с портами Пуэр-то-ла-Крус и Карупано. Крупный центр рыбоконсервной пром-сти. Предприятия табачной, текст., пищ. пром-сти. Торг. центр с.-х. р-на (гл. обр. какао, кофе, цитрусовые). К.- одно из первых исп. поселений в Юж. Америке (осн. в 16 в.).

КУМАНЕЦ, керамический сосуд для воды и вина, распространённый на Украине. Представляет вариант дисковидной баклаги с мягко округлёнными гранями. Известны два типа К.: "плескач" (со свободно отстоящими от узкого горла 2 ушками или носиком и ручкой; может быть как на подставке, так и без неё) и "калач" (всегда с носиком и ручкой у горла, на подставке, с большим отверстием в центре тулова). К. обычно покрывают растит, орнаментом, включающим изображения птиц и зверей.

Куманец ("плескач"). Майолика. 1945. Мастер 3. Д. Охримович. Музей украинского народного декоративного искусства. Киев.



КУМАНИКА (Rubus nessensis, прежде R.suberectus), растение сем. розоцветных. Полукустарник выс. до 3 м, с прямостоячими стеблями и б. ч. пятерными листьями. Стебли и черешки листьев с пурпуро-во-чёрными шипами. Цветки крупные, белые, в малоцветковом соцветии. Плод - многокостянка, красновато-чёрный, блестящий. К. внешне похожа на ежевику, отличается от неё гл. обр. плодами без сизого налёта и гранистыми (а не цилиндрическими) побегами первого года. Растёт в Зап. Европе и ср. полосе Европ. части СССР по лесным опушкам, среди кустарников, по берегам рек. Плоды идут на варенья, джемы, мармелады, желе, соки и др. Изредка К. наз. ежевику и др. виды рода Rubus.

П. В. Куманченко.



КУМАНОВО, город в Югославии, в Социалистической Республике Македонии. 46 тыс. жит. (1971). Вырос в связи с ж.-д. строительством. Переработка табака, произ-во керамич. изделий и труб; различные ремёсла. Близ К.- добыча асбеста.



КУМАНЧЕНКО Полина Владимировна (р.21.10.1910, с. Музыковка, ныне Бело-зерского района Херсонской обл.), украинская советская актри