загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

1, М., 1956. с. 375.

КУЛОНА ЗАКОН, один из осн. законов электростатики, определяющий силу взаимодействия между двумя покоящимися точечными электрич. зарядами, т. е. между двумя электрически заряженными телами, размеры к-рых малы по сравнению с расстоянием между ними.

Установлен Ш. Кулоном в 1785 опытным путём с помощью изобретённых им крутильных весов. Согласно К. з., два точечных заряда взаимодействуют друг с другом в вакууме с силой F, величина к-рой пропорциональна произведению зарядов e1 и е2 и обратно пропорциональна квадрату расстояния r между ними:

(1)

Здесь k - коэфф. пропорциональности, зависящий от выбранной системы единиц; в абс. (гауссовой) системе единиц (СГС системе единиц) k = 1; в Международной системе единиц (СИ) k = 1/4п*ео, где еО - электрическая постоянная. Сила F направлена по прямой, соединяющей заряды, и соответствует притяжению для разноимённых зарядов (F < < 0) и отталкиванию для одноимённых (F > 0).

Если взаимодействующие заряды находятся в однородном диэлектрике с диэлектрической проницаемостью е, то сила взаимодействия уменьшается в е раз:

(2)

К. з. служит одним из экспериментальных оснований классич. электродинамики; его обобщение приводит, в частности, к Гаусса теореме.

К. з. наз. также закон, определяющий силу взаимодействия двух магнитных полюсов:

(3)

Здесь f - коэфф. пропорциональности (в общем случае не совпадающий с k; в абс. системе единиц f = 1), m1, m2 - магнитные заряды, мю - магнитная проницаемость среды, окружающей взаимодействующие полюса. В вакууме

Лит.: Тамм И. Е., Основы теории электричества, 7 изд., М., 1957, гл. 1, § 21, гл. 2, § 23. Г. В. Воскресенский.



КУЛОНОВСКОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ ЯДРА, переход атомного ядра из невозбуждённого (основного) состояния в возбуждённое в результате электростатического взаимодействия с налетающей заряженной частицей (электростатич. взаимодействие описывается Кулона законом). Наблюдается при бомбардировке мишени ускоренными заряженными частицами (протонами, дейтронами, a-частицами и др.) и наиболее отчётливо проявляется в том случае, когда энергия налетающей частицы не слишком велика, так что кулрновское отталкивание препятствует её проникновению в ядро. Из-за дальнодействующего характера кулоновских сил К. в. я. осуществляется и при больших (по сравнению с размерами ядра) расстояниях между частицей и ядром (когда короткодействующие ядерные силы не проявляются).

К. в. я. было предсказано теоретически В. Вайскопфом в 1938, а впервые было наблюдено экспериментально в 1953. Измерение эффективного сечения К. в. я. осуществляется либо путём регистрации неупруго рассеянных бомбардирующих частиц, либо путём регистрации y-квантов или конверсионных электронов, испускаемых возбуждённым ядром (см. Конверсия внутренняя).

Т. к. электромагнитные процессы лучше поддаются теоретич. описанию, чем ядерные, то К. в. я. не слишком быстрыми частицами является важным методом изучения ядер. К. в. я.- один из методов ядерной спектроскопии. В результате исследования К. в. я. удаётся определить энергии возбуждённых уровней ядер, их спины, вероятности электромагнитных переходов и др. Кроме того, могут быть определены электрич. квадру-польный момент ядра О0, а также (измерением углового распределения у-квантов в магнитном поле) дипольный магнитный момент возбуждённого ядра (см. Ядро атомное).

В экспериментах по К. в. я. используются также ускоренные тяжёлые многозарядные ионы, напр. 14N+, 20Ne+, 22Ne+, 32S+, 40Ar+. Вследствие того что проницаемость потенциального кулоновского барьера для таких частиц меньше, с их помощью удаётся возбуждать ядерные уровни с энергиями > 1 Мэв.

Лит.: Альфа-, бета- и гамма-спектроскопия, под ред. К. Зигбана, пер. с англ., в. 2, М., 1969; Гамма-лучи. Сб. ст., М.- Л., 1961. В.П.Парфёнова.

КУЛОНОМЕТРИЯ, один из электрохимических методов анализа.

КУЛОТИНО, посёлок гор. типа в Оку-ловском р-не Новгородской обл. РСФСР. Расположен на р. Перетна (басе. оз. Ильмень). Ж.-д. станция на линии Оку-ловка - Неболчи. Прядильно-ткацкая фабрика.



КУЛТУК, посёлок гор. типа в Слюдян-ском р-не Иркутской обл. РСФСР. Расположен на юго-зап. берегу оз. Байкал. Ж.-д. станция на Транссибирской магистрали, в 115 км к Ю.-З. от Иркутска. Мясокомбинат, лесоперевалочный участок.



"КУЛТУРА" ("Культура"), республиканский обществ.-политич., пед. и лит.-художеств. еженедельник Молд. ССР на молд. яз. Издаётся с 1954 в Кишинёве (до апр. 1965 выходила газ. "Кул-тура Молдовей" - "Культура Молдавии", 2 раза в неделю). Тираж (1973) 25 тыс. экз.



КУЛУ, река в Хабаровском крае и Магаданской обл. РСФСР, правая составляющая р. Колыма. Образуется слиянием pp. Худжах и Кеньеличи, начинающихся в вост. отрогах хр. Сунтар-Хаята. Дл. 300 км (от истока р. Кеньеличи 384 км). Питание смешанное. Средний расход в нижнем течении 92 м3/сек. Замерзает в октябре, вскрывается в конце мая.



КУЛУАРЫ (от франц. couloir - коридор), подсобные помещения в здании парламента и др. правительственных учреждений, а также театров, концертных залов, предназначенные для отдыха в перерывах между заседаниями, в антрактах, для неофициальных встреч, обмена мнениями, работы журналистов. Выражение "в кулуарах" применяется также для характеристики закулисных сделок, совершаемых в капиталистических законодательных учреждениях представителями правящих кругов, близкими к депутатам или правительственным сановникам.



КУЛУНДА, река в Алтайском крае РСФСР, впадает в оз. Кулундинское. Дл. 412 км, пл. басс. 12 400 км2. Берёт начало на Приобском плато, течёт по Кулундинской степи. Питание снеговое. Ср. расход близ устья 5,1 м3/сек, наибольший 336 м3/сек, наименьший 0,036 м3/сек. В отдельные годы перемерзает на 45- 100 сут. На К. - райцентр Баево.



КУЛУНДА, посёлок гор. типа, центр Кулундинского р-на Алтайского края РСФСР. Узел ж.-д. линий Татарская - Малиновое Озеро и Павлодар - Барнаул, в 343 км к Ю.-З. от Барнаула. 15 тыс. жит. (1971). Молочно-консерв-ный комбинат, з-д сборного железобетона, кондитерская ф-ка, предприятия ж.-д. транспорта. Близ К. в озёрах залежи мирабилита.



КУЛУНДИНСКАЯ СТЕПЬ, Кулундинская равнина, Кулун-д а, равнина на Ю. Зап. Сибири в Алтайском крае РСФСР и Павлодарской обл. Казах. ССР. Расположена в междуречье Оби и Иртыша; на Ю.-В. примыкает к предгорьям Алтая. Пл. ок. 100 тыс. км2. Высота в центр. части 100-120 м, на Ю. и В. до 200-250 м. Для рельефа характерно чередование высоких (50-60 м) грив, вытянутых с С.-В. на Ю.-З., и разделяющих их понижений, занятых реками (Кучук, Кулунда, Бурла и др.) и бессточными озёрами с солёной или горько-солёной водой. В озёрах - запасы соды (Петуховские озёра), глауберовой (Кулундинское, Кучукское) и поваренной солей.

Климат континентальный. Ср. темп-ра янв. от -17°С до -19 °С, июля 19-22°С. Годовое количество осадков 250-350 мм. Преобладают степные ландшафты: на С. и В.- злаковые степи на юж. чернозёмах, на Ю. и 3.- полынно-злаковые на каштановых почвах лёгкого механич. состава. Под "ленточными" сосновыми борами и берёзово-осиновыми колками - оподзоленные и дерновые почвы.

К. с.- важный с.-х. район Зап. Сибири. Значит, часть её распахана и занята посевами зерновых (преим. яровая пшеница) и технич. культур. Местами применяется искусств. орошение.

Н. И. Михайлов.



КУЛУНДИНСКОЕ ОЗЕРО, горько-солёное озеро в пределах Кулуноинской степи в Алтайском крае РСФСР. Пл. 728 км* (вместе с оз. Кучук -800 км2). Расположено на выс. 98 м. Глуб. до 4 м. На С. и 3. берега крутые, восточные - пологие. В вост. части озера много о-вов. Питание снеговое; зимой не замерзает. В К. о. впадают pp. Кулунда и Суетка; К. о. связано протокой с оз. Кучук. Содержит запасы мирабилита.

КУЛЫНИГОЛ, река в Ханты-Мансийском нац. округе Тюменской обл. РСФСР, прав. приток р. Вах (басс. Оби). Дл. 367 км, пл. басс. 7390 км2. Берёт начало на В. Сибирских Увалов. Извилиста. В бассейне много озёр и болот. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Длительное весенне-летнее половодье. Замерзает в октябре, вскрывается в мае. Осн. притоки справа: Оккынъеган и Ло-контоеган.



КУЛЬБАБA (Leontodon), род многолетних и однолетних травянистых растений сем. сложноцветных. Листья в розетке, цельные или перистонадрезанные. Корзинки с жёлтыми или оранжевыми язычковыми цветками. Обёртки корзинок черепитчатые, из 1-3 рядов листочков. Семянки с хохолком из перистых волосков. Св. 50 видов в Сев. полушарии, преим. в умеренных областях. В СССР 14 видов. К. щетинистая (L. his-pidus) растёт по склонам, в кустарниках, на полянах, К. осенняя (L. autumna-lis) - на лугах, полях, залежах; медонос.

КУЛЬБАК Моисей Соломонович (20.3.1896-17.7.1940), еврейский советский писатель. Род. в Сморгони, ныне Гродненской обл. Первое стих. опубл. в 1916. Восторженно встретил Великую Окт. социалистич. революцию. Поэма чГород" (1919) проникнута революц. пафосом. В 1920 вышел сб. "Стихи". К. выехал в освобождённый Красной Армией Вильнюс в командировку, но не смог вернуться, т. к. город был вновь занят белополяками. Поэт перебрался в Берлин. В нач. 20-х гг. создал жизнеутверждающий, народный по духу, интернационалистский цикл стихов "Беларусь" (1921). В сер. 20-х гг. отходит от поэзии, пишет абстрактно-филос. романы ч Мессия, сын Эфраима" (1924), "Понедельник" (1926). Исключение составила бунтарская, полная юмора поэма чБуня и Бера" (1927). В 1928 вернулся в Минск, опубл. здесь кн. чСтихи и поэмы" (1929), повесть чЗелменяне" (ч. 1-2, 1931-35) - о крушении мещанского патриарх, местечкового мирка, о рождении новых людей и отношений, сатирич. поэму чЧайльд-Гарольд из местечка Диена" (1933), сб. чСтихи" (1934) и драматич. поэму чРаз-бойник Бойтре" (1936); в 1937 написал пьесу чВениамин Магидов".

Соч.: Лидер, Минск, 1934; Геклибене верк, Нью-Йорк, 1953; Зелменянер, М., 1971; в рус. пер.- Зелменяне, М., 1960; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. М. Беленького], М., 1969.

Лит.: Бронштейн Я., Атаке, М., 1930; Ременик Г., Революцнонерер романтизм ун фолкстимлехкайт, "Советиш Гейм-ланд", 1968, № 6. Г. А. Ременик.

КУЛЬДЖА, Инин, город на С.-З. Китая, в Синьцзян-Уйгурском авт. р-не. 108 тыс. жит. (1959). Важный экономич. центр в долине р. Или. Пристань (начало судоходства на реке), конечный пункт шоссе Ганьсу - Синьцзян. Торг. центр с.-х. р-на. Переработка с.-х. продукции - предприятия пищ., кож., текст. пром-сти; произ-во ковров.



КУЛЬДЖИНСКАЯ РАВНИНА, равнина на 3. Китая в Синьцзян-Уйгурском авт. р-не. В состав К. р. входят долина верх. течения р. Или и равнины у оснований хр. Борохоро и Кетмень. Выс. 670-800 м. Осадков ок. 225 мм в год. В долине р. Или преобладают луговые степи, на подгорных равнинах - разно-травно-злаковая растительность. Значит. часть К. р. освоена под орошаемое земледелие (фруктовые сады, полевые культуры) и густо заселена. Здесь расположены гг. Кульджа, Суйдин и др.

КУЛЬДЖИНСКИЙ ДОГОВОР 1851, договор о нормализации рус.-кит. торговли на среднеазиат. границе; подписан 25 июля в г. Кульдже (Китай) от России - Е. П. Ковалевским, от Китая - И Шанем и Бу Янь-таем. Договор, содержащий 17 статей, предусматривал порядок торговли, охрану караванов, наказание за грабёж, разрешение конфликтных вопросов и т. д. Рус. купцы получали доступ в Или (Кульджу) и Тарбага-тай (Чугучак), где кит. власти отводили места для рус. торг. факторий. Наблюдение за делами русских подданных возлагалось на рус. консула, а за делами кит. подданных - на чиновника кит. пр-ва. К. д. содействовал развитию регулярной торговли между Россией и Китаем на их границе в Ср. Азии и, как гласила ст. 1 договора, скреплялась "ещё сильнее взаимная дружба двух держав".

Лит.: Юзефович Т. П., Договоры России с Востоком политические и торговые, СПБ, 1869, с. 247-51; Русско-китайские отношения, 1689 - 1916. Документы, М., 1958.



КУЛЬДЖУКТАУ, горная острсвная гряда в центр. части пустыни Кызылкун Дл. ок. 100 км, шир. до 15 км, выс. до' 785 м. Юж. склоны пологие, рассечённые сухими каньонами; северные - скалистые и обрывистые. Сложена гл. обр. кристаллич. сланцами и известняками; по окраине - юрские, меловые и палеогеновые осадочные толщи, на поверхности к-рых местами находятся перевеянные пески.



КУЛЬДУР, посёлок гор. типа в Облу-ченском р-не Еврейской авт. обл. Хабаровского края РСФСР. Расположен в отрогах М. Хингана, в долине р. Куль-дур. Ж.-д. станция на ветке Известковая - Чегдомын, в 330 км от Хабаровска. Бальнеологич. курорт. Лето умеренно тёплое (ср. темп-pa июля ок. 18 °С), зима очень холодная (ср. темп-ра янв. -27 °С). Осадков ок. 710 мм за год. Леч. средства: горячая (72 °С) вода с химич. формулой к-рую (после охлаждения) применяют для ванн. Лечение больных с заболеваниями органов движения и опоры, гинекологич., кожными, нервной системы, органов пищеварения. Санаторий, ванное здание. Лит.: Пластунов В. М., Курорт Куль-дур, Хабаровск, 1971.








КУЛЬЕГАН, река в Ханты-Мансийском нац. округе Тюменской обл. РСФСР, лев. приток р. Обь. Дл. 342 км, пл. басс. 6860 км2. Протекает по Васюганью. Извилиста. Питание смешанное, с преобладанием снегового.

КУЛЬМ (англ. culm), тип отложений ниж. отдела каменноугольной системы Зап. Европы, обычно представленный сланцами, песчаниками, конгломератами с незначит. прослоями углей.

КУЛЬМ [(Kulm), ныне Xлумец[Chlumec)], населённый пункт в Чехии на шоссе Дрезден - Теплице - Прага, у к-рого 17-18 (29-30) авг. 1813 произошло сражение между Богемской союзной армией (рус., прус. и австр. войска) и франц. корпусом ген. Д. Вандама (37 тыс. чел.). После поражения в Дрезденском сражении 1813 союзные войска отступали через Рудные горы на Ю., прикрываясь с В. рус. отрядом ген. А. И. Остермана-Толстого (17,5 тыс. чел.). Корпус Вандама, наступавший на Теплице в тыл союзникам, 17(29) авг. атаковал у К. отряд Остермана-Толстого (после его тяжёлого ранения отрядом командовал ген. А. П. Ермолов), к-рый упорной обороной остановил противника, угрожавшего зажать отступавшую союзную армию в горном ущелье. 18(30) авг. к К. была подтянута часть гл. сил союзной армии (всего было сосредоточено до 44 тыс. чел.) под команд. ген. М. Б. Барклая-де-Тол-ли, а в тыл Вандаму был направлен прус. корпус ген. Ф. Клейста (до 35 тыс. чел.). Бой 18(30) авг. закончился разгромом корпуса Вандама, к-рый потерял 5 тыс. убитыми и 12 тыс. пленными; в плен попал сам Вандам. Потери союзников - ок. 10 тыс. чел. После боя у К. армия Наполеона начала отход к Лейпцигу.

КУЛЬМАМЕДОВ Аман (р. 31.12.1908, аул 1-й Геок-Тепе, ныне Геок-Тепинского р-на Туркм. ССР), туркменский советский актёр, нар. арт. СССР (1949). Чл. КПСС с 1940. В 1929 окончил туркм. драм. студию и вступил в труппу первого нац. драм. театра (ныне Туркм. театр драмы им. Молланепеса в Ашхабаде). Создал монументальные образы, исполненные высокого драматизма и реали-стич. силы: Кеймир-Кёр ("Кеймир-Кёр" Аманова и Бурунова), Махтумку-ли ("Махтумкули" Кербабаева), Аллан ("Семья Аллана" Мухтарова; Гос. пр. СССР, 1951). Значит. вклад в сценич. историю драматургии У. Шекспира в сов. театре - исполнение К. роли Отелло ("Отелло"). Важная область творчества актёра - сатирич. образы: Городничий ("Ревизор" Гоголя), Юсов ("Доходное место" Островского), Иван Горлов ("Фронт" Корнейчука) и др. С 1963 гл. режиссёр и директор Театра им. Молланепеса. Деп. Верх. Совета СССР 2 - 3-го созывов и Верх. Совета Туркм. ССР 1 и 4-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями. Портрет стр.589.

Лит.: Уварова Г., Аман Кулъмаме-дов, М., 1956. О. Н. Кайдалова.

КУЛЬМИНАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ, вершинообразующая функция, функция, выполняемая теми признаками (свойствами) звуков в потоке речи, к-рые позволяют слушающему воспринять, какое количество слов, синтагм содержится в данном предложении. Единица, содержащая звуковой элемент, выполняющий К. ф., наз. вершиной (напр., вершина синтагмы). К. ф. выполняет, напр., гл. ударение в словах нем. яз. К. ф. несут обычно ударение, тон и др. просодические элементы (см. Просодия).

Лит.: Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М., I960.

КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. culmen, род. падеж culminis - вершина), точка, период наивысшего подъёма, предельного напряжения в развитии чего-либо. В искусстве (лит-ре, театре, кино)- наиболее напряжённый момент в развитии действия (сюжета), решающий, переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с к-рого начинается переход к развязке. С точки зрения содержания К.- некое жизненное испытание, к-рое максимально заостряет проблему произв. и решающим образом выявляет характер героя (напр., сцена с выстрелом в "Дяде Ване" А. П. Чехова). См. также Сюжет.

КУЛЬМИНАЦИЯ НЕБЕСНОГО СВЕТИЛА, прохождение небесного светила, при его видимом суточном движении, через небесный меридиан (см. Небесная сфера). В Сев. полушарии Земли при верх. К. н. с. светило проходит между Сев. полюсом мира и точкой Юга и имеет наибольшую высоту (над горизонтом). В момент ниж. К. н. с. светило проходит меридиан к С. от полюса мира и его высота - наименьшая. У звёзд, у к-рых (в данном месте) виден весь их суточный путь по небу, наблюдаются обе К. н. с.; такие звёзды наз. незаходящими. В противоположном случае ниж. К. н. с. происходит под горизонтом и звёзды наз. заходящими.



КУЛЬНЕВ Яков Петрович [25.7(6.8). 1763, г. Лудза, ныне Латв. ССР,-20.7(1.8). 1812, ок. дер. Клястицы, ныне Россон-ского района Витебской обл.], герой Отечественной войны 1812, ген.-лейтенант (1812). Родился в семье офицера. Окончил Сухопутный шляхетский корпус (1785), служил в гусарах. Участвовал в рус.-тур. войне 1787-91 и Польской кампании 1794-95. Во время войны с Францией в 1807 командовал Гродненским гусарским полком. Отличился в ряде сражений в рус.-швед. войне 1808-09, командуя авангардом; совершил переход по льду через Ботнический зал. и занял г. Грислехамн в Швеции. В 1810-11 командовал передовыми кав. отрядами во время рус.-тур. войны 1806-12 и одержал ряд побед. В нач. Отечеств. войны 1812 командовал 5-тыс. кав. отрядом, действовавшим в арьергарде, нанёс ряд поражений противнику. В сражении при Клястицах, командуя авангардом, а затем центром, разбил войска маршала Удино. Был смертельно ранен в бою. Последователь А. В. Суворова, талантливый военачальник, участник 55 боёв, К. отличался исключит. храбростью и решительностью. Был противником арак-чеевщины, придерживался демократич. взглядов; отпустил на волю своих крепостных. А. С. Пушкину К. послужил прототипом Владимира Дубровского в повести "Дубровский". На месте гибели К. в 1830 поставлен памятник, на к-ром выбиты стихи В. А. Жуковского о нём.

Лит.: Елец Ю. Л., Герой Отечественной войны - Кульнев, СПБ. 1912; Никифоров В. П., Помарнацкий А. В.. А. В. Суворов и его современники, Л.. 1964.

КУЛЬ-ОБА, Кульоба,курган скифского вождя 4 в. до н. э., открытый в 1830 близ г. Керчь. Под кам. насыпью кургана находился кам. склеп, построенный по греч. образцу. Умерший похоронен в деревянном саркофаге в одежде и головном уборе, расшитых золотыми бляшками, на шее - золотая гривна с изображениями конных скифов на концах, на руках - золотые браслеты. Полный набор наступательного и защитного вооружения найден в разных местах гробницы. Главного покойника сопровождало погребение жены или наложницы. Золотые украшения её ритуального убора и электровый сосуд с изображением скифов представляют собой превосходные изделия греч. ювелиров. У юж. стены склепа был погребён слуга или раб. В гробницу были поставлены амфоры с вином, бронз. котлы с мясом, бронз. и серебряная посуда. Курган близок к т. н. царским скифским курганам Ниж. Приднепровья 4-3 вв. до н. э.

Лит.: Ростовцев М. И., Скифия и Боспор, [Л.]. 1925; Сокровища скифских курганов в собрании Гос. Эрмитажа, текст М. И. Артамонова, Прага - Л., [1966].

А. И. Милюкова.



КУЛЬПХО, археол. памятник в Сев.-Вост. Корее (пров. Хамгён-Пукто, КНДР). Раскапывался в 1963 То Ю Хо и др. корейскими археологами. Представляет собой раковинную кучу (см. Кухонные кучи), содержащую культурные слои эпох палеолита, неолита, а также бронзы. Из двух палеолитич. слоев верхний, вероятно, относится к позднему палеолиту, нижний - к мустьерской эпохе. Найдены грубо оббитые кам. орудия, нуклеусы и кварцевые отщепы.

Лит.: Ларичев В. Е., Григоренко Б. Г., Открытие палеолита в Корее (Культура Кульпхо), в сб.: Известия Сибирского отделения АН СССР, № 1, Серия общественных наук, в. 1, Новосиб., 1967.



КУЛЬСАРЫ, посёлок гор. типа, центр Эмбинского р-на Гурьевской обл. Казах. ССР. Расположен в 11 км от р. Эмба (ниж. течение). Ж.-д. станция на линии Макат - Бейнеу, в 230 км к В. от г. Гурьев. 16 тыс. жит. (1970). Добыча нефти.



КУЛЬТ религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание к.-л. предметов, реальных или фантастич. существ, наделяемых сверхъ-естеств. свойствами. В широком смысле - исторически сложившийся тип религ. отношений. Составными элементами К. являются религ.-магич. действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями К. неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религ. верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церк. организация). В более узком смысле под К. понимают только те религ. отношения, к-рые связаны с верой в высшие, сверхъестеств. существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие К. не включаются магические (колдование) обряды (см. Магия) и обряды заклинания духов (экзоркизм).

Историч. формам религии соответствуют и характерные для них типы культовых комплексов: тотемич. К., погребальный К., промысловый К., родовые и семейные К., шаманский К., культ племенного бога и др. Можно выделять виды К. по его объектам: К. солнца, К. неба, К. воды, К. животных (зоолатрия), К. растений, К. огня, К. предков, К. царя и т. д. Если для исторически ранних форм К. характерна непосредств. связь с определ. сферами обществ. жизни (зем-ледельч. К., культ царской власти), то более поздним религиям свойственно многообразие К., непосредственно ориентированных на мифологич. объекты (К. богочеловека), жреч. функции (К. первосвященника) или ритуализированные ценности (К. страдания). Направленность, структура и значение К. существенно отличаются в различных историч. и региональных типах религий. Косвенно, символически с ними связаны такие характерные для ряда эстетич., этич. и филос. систем прошлого черты, как "К. силы", "К. успеха", "К. человека", "К. разума" и др.

Первонач. формы К. несомненно представляли собой непосредств. магич. действия; так, жесты адорации (воздевание рук, поднятие глаз к небу и пр.) образовались, видимо, из простейших магич. телодвижений. Первобытные колдовские пляски (охотничьи, военные и др.) вошли впоследствии в состав К. многих религий; и в совр. Индии религ. пляски в храмах служат обычной формой К. Молитвы - одно из важных проявлений К.- развились из колдовских заклинаний - заговоров. Жертвоприношения, как один из существ. элементов К., имеют более сложное происхождение. Они возникли частью из первобытных охотничьих трапез, частью из обществ. запрета пользоваться плодами до определ. момента, когда этот запрет в торжеств. форме снимался, частью из суеверного обычая кормить покойников.

Употребление различных священных предметов и изображений в К.- икон, церк. сосудов и др. утвари - восходит своими истоками к фетишизму, когда люди приписывали неодушевлённым предметам и изображениям сверхъес-теств. силу. Напр., в христианском или буддистском К. разным материальным предметам приписывается таинств. сила (чудотворные иконы, святые мощи, святая вода, нательный крест, реликвии и пр.).

Лит. см. при ст. Религия. С. Л. Токарев.

КУЛЬТ ПРЕДКОВ, одна из ранних форм религии, поклонение душам умерших предков, к-рым приписывалась возможность влиять на жизнь потомков и приносились жертвы. К. п. известен в отдельных материнско-родовых обществах (Меланезия и Микронезия), особое развитие получил в патриархально-родовых обществах, когда прижизненное подчинение власти глав семей и родовых старейшин перешло в их посмертное обожествление - семейно-родовой К. п. В процессе распада первобытного общества возник также общеплеменной и общенародный К. п. вождей и князей, чья личность у мн. народов обожествлялась уже при жизни и чьи предки считались особенно могущественными (Полинезия, Юж. Азия, Центр. Африка и др.). В то же время сохранялся и часто даже переходил в классовое общество семейно-родовой К. п., занимавший видное место в поли-теистич. религиях древних греков, римлян, славян и мн. др. народов, а в Китае лёгший в основу конфуцианства. В науч. лит-ре К. п. часто толкуют расширительно, включая в него заботу об умерших, веру в тотемич. предков (см. Тотемизм) и культ семейно-родовых покровителей, не считающихся предками. В действительности это более древние представления и культы, позднее влившиеся в К. п.

Лит.: Токарев С.А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965.

А. И. Першиц.



КУЛЬТИВАР (cultivar), термин, принятый Международным кодексом номенклатуры для культурных растений; обозначает категорию растений, именуемую по-русски сорт. Термины "К." и сорт растений эквивалентны.



КУЛЬТИВАТОР, орудие для рыхления поверхностного слоя почвы, уничтожения сорняков и внесения в почву минеральных удобрений. По назначению К. делят на: паровые (рис. 1) - для сплошной обработки почвы; пропашные - для рыхления почвы и уничтожения сорняков в междурядьях культурных растений; универсальные - для сплошной и междурядной обработки почвы; растение-питатели (рис. 2) - для обработки междурядий с одноврем. внесением минеральных удобрений (подкормкой). В СССР выпускаются навесные тракторные К. Осн. рабочие органы К. (рис. 3) - лапы, окучники, подкормочные ножи, игольчатые диски, туковысевающие аппараты (у К.-растениепитателя). Лапы К. используют для подрезания сорняков, букетировки (прореживания растений) и рыхления почвы. Окучники применяют для нарезки борозд на поливных полях, окучивания картофеля, капусты, хлопчатника и др. с.-х. растений, уничтожения сорняков и засыпания их землёй. Носок окучника разрезает и рыхлит почву, корпус и крылья поднимают её и отодвигают в стороны. Подкормочные ножи культиватора-растениепитателя снабжены тукопроводами, через к-рые минеральные удобрения поступают из туковысевающих аппаратов на дно борозды. Игольчатые диски применяют (на К. и вращающихся мотыгах) для разрушения корки, рыхления почвы в рядах растений и в защитных зонах. Прополочные зубья предназначены для обработки защитных зон и междурядий одновременно с культивацией посевов кукурузы и др. пропашных культур.

Лапа присоединена к стойке, к-рая прикреплена к раме жёстко (только у паровых К.) или шарнирно (для лучшей приспособляемости лапы к рельефу поля и сохранения заданной глубины обработки почвы).


Табл. 1. - Характеристика культиваторов для сплошной обработки почвы





Паровые культиваторы

Культиваторы-рыхлители
Показатели

КПН-4Г

КПГ-4

КПН-2

ККН-2,25

КРН-3,5

КРН-ЗК
Ширина захвата, м

3-4

4

2,0

2,25

3,5

2,9
Глубина обработки, см: стрельчатыми лапами

6-12

5-12

5-12

6-12

16

16
рыхлящими лапами

14

8-16

12

8-16

25

25
Производительность, га/ч

2,0 2,8

2,4-3,2

1,0-1,4

1,12-1,57

1,62

1,45-2,0
Рабочая скорость, км/ч

5-7

6-8

5-7

5-7

4,65

5-7

Табл. 2. - Характеристика культиваторов для обработки междурядий пропашных культур

Показатели

КРН-2,8А

КРН-4,2

КРН-5,6

КВП-6,3

КРХ-

4

КРН-

2,8М

СТСН-6А

КОН-2, 8ПМ
Ширина захвата, м

2,4-2,8

3,6-

4,2

4,8-6,3

6,3

2,4-3

2,7

2,7

2,4-2,8
Глубина обработки, см

6-16

6-16

6-16

6-16

до 15

4-16

4-16

6-17
Рабочая скорость, км/ч

6-9

6-9

6-9

5-7

4,5-7

4,1 - 7,2

4,1- 7,2

4-6,5
Производительность , га/ч

ДО

2,52

ДО

3,78

до 5,67

ДО

4,41

ДО

1,68

1.1- 1,9

1,1- 1,9

ДО

1,82
Количество обрабатываемых рядков

4

6

6-8

4

4-6

6

6

4
Ширина междурядий, см

60-70

60-70

60, 70, 90, 105, 192

210-140

60

45

45

60-70




Для обработки почв с сохранением стерни используют штанговый К. Его рабочий орган - квадратная штанга, получающая вращение через редуктор от ходовых колёс,- заглубляется на 6- 10 см в почву, рыхлит её и уничтожает сорняки. Для лучшего заглубления штанги К. снабжён балластным ящиком, вмещающим до 25 кг груза (песка или почвы).

Характеристика К., применяемых в СССР, приведена в табл. 1 и 2.

Культиваторы аналогичной конструкции применяют за рубежом.

Лит.: Сельскохозяйственная техника. Каталог, М., 1967; Карпенко А. Н., Зеленев А. А., Сельскохозяйственные машины, М., 1968; Сельскохозяйственная техника. Каталог, М., 1971. Н.Е.Кудрявцев.

КУЛЬТИВАЦИЯ (от позднелат. cultivo - обрабатываю, возделываю), рыхление обработанной почвы (без оборачивания) с подрезанием сорняков. В результате К. улучшается воздушный и водный режим почвы, усиливается деятельность почвенных микроорганизмов, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для дружного прорастания семян культурных растений, их роста и развития. К. создаёт на поверхности почвы рыхлый слой, препятствующий капиллярному поднятию влаги и интенсивному её испарению с поверхности почвы, выравнивает вспаханную почву, является эффективным средством борьбы с сорной растительностью. Проводится прицепными и навесными культиваторами с рабочими органами различных типов. К. может быть сплошная, когда ведут обработку на площади всего поля, и междурядная, когда проводят рыхление лишь междурядий пропашных и др. культур.

Сплошную К. применяют при обработке зяби и паров. Как правило, зябь культивируют весной, чтобы разрыхлить уплотнившийся за зиму поверхностный слой почвы, усилить доступ воздуха, ускорить прогревание почвы, уничтожить всходы сорняков. Весеннюю предпосевную К. зяби под посев ранних яровых культур проводят через неск. суток после боронования или шлейфова-ния на глубину заделки семян для уничтожения появившихся всходов сорняков и создания уплотнённого ложа для семян под рыхлым поверхностным слоем. Для борьбы с сорняками до посева поздних яровых культур зябь культивируют 2- 3 раза. К. паров имеет особенно большое значение в засушливых р-нах, где др. способы обработки почвы, связанные с её оборачиванием, приводят к большим потерям влаги. Для лучшего выравнивания поверхности почвы весной и сохранения влаги сплошную К. паров и зяби обычно сопровождают боронованием. Первую К. пара весной проводят на большую глубину (10-12 см); глубину последующих К. (летом) постепенно уменьшают (до 6-8 см).

О междурядной К. см. в ст. Междурядная обработка почвы.

Лит.: Земледелие, под ред. С.А.Воробьёва, 2 изд., М.. 1972. С. И. Савельев.

КУЛЬТИГЕН (от лат. cultura - возделывание и ...ген), вид, существующий только в культурном состоянии и созданный человеком (напр., собака домашняя).



КУЛЬТОВАЯ МУЗЫКА, музыка, связанная с религ. культом; см. Церковная музыка.



КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых история, эпох, общественно-эконо-мич. формаций, конкретных обществ, народностей и наций (напр., античная К., социалистич. К., К. майя), а также спе-цифич. сфер деятельности или жизни (К. труда, художеств. К., К. быта). В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей.

Домарксистские и немарксистские теории К. Первоначально понятие К. подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формировало уверенность в способности К. удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая дву-аспектность свойственна пониманию К. в любом обществе. Хотя само слово "К." вошло в обиход европ. социальной мысли лишь со 2-й пол. 18 в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европ. истории и за её пределами (напр., жэнь в кит. традиции, дхарма в инд. традиции). Эллины видели в "пайдейе", т. е. "воспитанности", главное своё отличие от "некультурных" варваров. В позднерим. эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми осн. смыслом слова "К.", зародился, а в ср. века получил распространение иной комплекс значений, позитивно оценивавший гор. уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизации. Слово "К." стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения под совершенством К. начали понимать соответствие гуманистич. идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для домарксистской бурж. философии характерно отождествление К. с формами духовного и политич. саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и гос. форм правления. "...Производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы „истории культуры"" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 25). Так, франц. просветители 18 в. (Вольтер, А. Тюрго, Ж. А. Кондорсе) сводили содержание культурно-историч. процесса к развитию человеческого "разума". "Культурность", "цивилизованность" нации или страны (в противоположность "дикости" и "варварству" первобытных народов) состоит в "разумности" их обществ. порядков и политич. учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель К., соответствующая высшему назначению "разума",- сделать всех людей счастливыми [эвдемонич. (см. Эвдемонизм) концепция К.], живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы [натура-листич. (см. Натурализм) концепция К.]. Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала "критика" К. и цивилизации (Ж. Ж. Руссо), противопоставляющая испорченности и моральной развращённости "культурных" наций простоту и чистоту "нравов" народов, находившихся на патриархальной ступени развития. Эта критика была воспринята нем. клас-сич. философией, придавшей ей характер общетеоретич. осмысления противоречий и коллизий бурж. цивилизации (разделение труда, дегуманизирую-щее воздействие техники, распад целостной личности и т. д.). Выход из этой противоречивой ситуации нем. философы искали в сфере "духа", в сфере морального (И. Кант), эстетического (Ф. Шиллер, романтики) или филос. (Г. Гегель) сознания, к-рые и выдаются ими за область подлинно культурного существования и развития человека. К. с этой точки зрения предстаёт как область "духовной свободы" человека, лежащая за пределами его природного и социального существования, независимая от его эмпирич. целей и потребностей. В достижении этой свободы и состоит смысл всей культурно-исторической эволюции человечества. Нем. филос.-историч. сознанию свойственно признание множества своеобразных типов и форм культурного развития, располагающихся в определённой историч. последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества. Так, И. Гердер рассматривает К. как прогрессивное раскрытие способностей человеческого ума, но пользуется этим понятием и для определения этапов относительного историч. развития человечества, а также для характеристики ценностей просвещённости. Нем. романтики (Шиллер, А. и Ф. Шлегели, поздний Ф. Шеллинг) продолжили гер-деровскую линию двоякого толкования К. С одной стороны, они создали тради-

цию сравнительно-историч. изучения К. (В. Гумбольдт и школа компаративной лингвистики), с другой - положили начало взгляду на К. как на частную антрэ-пологич. проблему. К Гердеру восходит также и третья линия конкретного анализа обычаев и этнич. признаков К. (впервые в сер. 19 в. в работах нем. историка Ф. Г. Клемма, к-рый рассматривает К. как отличит. черту человека).

В кон. 19- нач. 20 вв. универсализм сложившихся эволюц. представлений о К. был подвергнут критике с идеалистич. позиций неокантианства (Г. Рик-керт, М. Вебер). В К. стали видеть прежде всего специфич. систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. В неск. ином аспекте подобный же взгляд оформился в "теорию культурных кругов" (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), распространённую до нач. 20-х гг. 20 в. (см. Культурно-историческая школа).

Теория единства линейной эволюции К. была также подвергнута критике с иррационалистич. позиций философии жизни, и ей была противопоставлена концепция "локальных цивилизаций" - замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (О. Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление К. и цивилизации, к-рая рассматривается как последний этап развития данного общества. Сходные представления развивались в России Н. Я. Данилевским, позднее П. А. Сорокиным, а в Великобритании - А. Тойнби. В нек-рых концепциях критика К., начатая Руссо, доводилась до полного её отрицания; выдвигалась идея "природной антикультурности" человека, а любая К. трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ф. Ницше). Вырождение этой позиции в полной мере проявилось в идеологии фашизма.

С последней трети 19 в. изучение К. развивалось и в рамках антропологии и этнографии. При этом складывались различные подходы к К. Положив начало т. н. культурной антропологии, англ. этнолог Э. Тайлор определял К. путём перечисления её конкретных элементов, но без уяснения их связи с организацией общества и функциями отд. культурных институтов. Амер. учёный Ф. Боас в нач. 20 в. предложил метод детального изучения обычаев, языка и др. характеристик жизни примитивных обществ и их сравнения, позволявший выявить историч. условия их возникновения. Существ. влияние в немарксистской антропологии приобрела концепция амер. антрополога А. Крёбера, перешедшего от изучения культурных обычаев к понятию "культурного образца"; совокупность таких "образцов" и составляет систему К. Существ. недостаток концепции образцов связан с отказом Крёбера от применения идеи социального детерминизма. В ней отсутствовало также объяснение причин и мотивов к поддержанию образцов на индивидуальном уровне. Если теория "культурных образцов" подчиняет социальную структуру К., то в функциональных теориях К., ведущих своё начало от англ. этнологов и социологов Б. Малиновского и А. Радклифф-Брау-на (т. н. социальная антропология), основным становится понятие социальной структуры, а К. рассматривается как органич. целое, анализируемое по составляющим его институтам. Структуру социальные антропологи рассматривают как формальный аспект устойчивых во времени социальных взаимодействий, а К. определяется как система правил образования структуры при таких взаимоотношениях. Функции К. состоят во взаимном соотнесении и иерархич. упорядочении элементов социальной системы. Постулаты этой функциональной теории были подвергнуты критике представителями структурно-функциональной школы в немарксистской социологии (амер. социологи Т. Пирсоне, Р. Мертон, Э. Шилс и др.), стремившимися обобщить представления о К., сложившиеся в культурной и социальной антропологии, и решить проблему отношений К. и общества. В структурно-функциональной теории понятие К. используется для обозначения системы ценностей, обусловливающей выработку форм человеческого поведения, и рассматривается как органич. часть социальной системы, определяющая степень её упорядоченности и управляемости (см. Структурно-функциональный анализ). В немарксистском культуроведении получают развитие и др. подходы к изучению К. Так, на основе возникшей в рамках культурной антропологии тенденции рассматривать роль К. при передаче социального наследия от поколения к поколению было развито представление о коммуникативных свойствах К. При этом язык стал считаться образцом при изучении строения К., что способствовало внедрению в культуроведение методов семиотики, структурной лингвистики, математики и кибернетики (т. н. структурная антропология - амер. этнограф и лингвист Э. Сепир, франц. этнолог К. Леви-Строс и др.). Однако структурная антропология неправомерно рассматривает К. как чрезвычайно стабильную конструкцию, не учитывает динамики историч. развития К.; в ней слабо прослеживаются связи К. с актуальным состоянием общества, отсутствует анализ роли человека как творца К. С попыткой решить проблему "К.- личность" связано возникновение особого направления психологии К. [Р. Бенедикт, М. Мид, М. Херсковиц (США) и др.]. Опираясь на концепцию 3. Фрейда, истолковавшего К. как механизм социального подавления и сублимации детских психологических импульсов, а также на концепции неофрейдистов (см. Неофрейдизм) Г. Рохейма, К. Хорни, X. Саллива-на (США) о составе К. как запечатленном в знаках содержании непосредств. пси-хич. переживаний, представители этого направления интерпретировали К. как выражение социальной общезначимости свойственных человеку осн. психич. состояний. "Культурные образцы" стали понимать как реальные механизмы или приспособления, помогающие индивидам решать конкретные задачи социального существования. В связи с этим была выделена способность К. быть моделью обучения, в процессе к-рого общие образцы переходят в индивидуальные навыки [М. Мид, Дж. Мёрдок (США) и др.]. Идеалистические учения неокантианца Э. Кассирера и швейц. психолога и философа культуры К. Юнга легли в основу представления о символич. свойствах К. Ряд представителей психологии К., опирающихся на концепцию "локальных цивилизаций", стремились отыскать набор "культурных инвариантов", не сводимых друг к другу и не имеющих под собой реального общего субстрата. Такой взгляд нашёл отражение в теории языкового релятивизма Э. Сепира - Б. Уор-фа, в исследованиях конкретных культур Р. Бенедикт как обособленных "культурных конфигураций" и в общей позиции культурного релятивизма М. Херско-вица. Напротив, сторонники феноменоло-гич. подхода к К., а также нек-рые представители экзистенциалистской философии К. выдвигают предположение об универсальном содержании, скрытом в любой частной К., исходя либо из утверждения об универсальности структур сознания (Э. Гуссерль, Германия), либо из постулата о психобиологич. единстве человечества (К. Юнг), либо из уверенности в наличии некоего "фундаментального основания", "осевой изначальности" К., по отношению к к-рым все её разновидности - лишь "частности" или "шифры" (нем. философы М. Хайдеггер и К. Ясперс).

В совр. условиях ускоренного научно-технич. прогресса и обострения социальных противоречий капиталистич. общества, сосуществования двух социальных систем и выступления на историч. арену народов Азии, Африки и Лат. Америки мн. бурж. социологи и культурологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой К. Эго находит выражение в теориях полицентризма, исконной противоположности Запада и Востока и т. п., отрицающих общие закономерности обществ. развития. Им противостоят вульгарно-технологич. теории, рассматривающие развитые капиталистич. страны как достигшие высшей ступени К.

Разрыв гуманитарного и технич. знания получил отражение в теории "двух К." англ. писателя Ч. Сноу. С ростом отчуждения личности в капиталистич. обществе оживились разные формы культурного нигилизма, представители к-рого отрицают понятие К. как фиктивное и абсурдное измышление. Популярность в кругах радикально настроенной интеллигенции и молодёжи получили теории "контркультуры", противопоставляемой господств. бурж. К.

Марксистско - ленинская теория К. Марксистская теория К., противостоящая бурж. концепциям, основана на принципиальных положениях историч. материализма об обществ.-эко-номич. формациях как последоват. эта пах историч. развития общества, о взаимоотношении производит. сил и производств. отношений, базиса и надстройки, классовом характере К. в антагонистич. обществе. К. является специфич. характеристикой общества и выражает достигнутый человечеством уровень историч. развития, определяемый отношением человека к природе и к обществу. К. тем самым есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности. К. включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технич. сооружения, результаты познания, произведения иск-ва, нормы права и морали и т. д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производств, и проф. навыки, уровень интеллектуального, эстетич. и нравств. развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества).

Принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум осн. видам производства - материального и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, иск-во, лит-ру, мифологию, религию). Марксистская теория К. исходит из органич. единства материальной и духовной К. "...Для того, чтобы быть культурными,- писал В. И. Ленин,- нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 377). При этом материальным основаниям К. принадлежит в конечном итоге решающая роль в развитии К. Именно историч. преемственность в развитии материальной К. составляет основу преемственности в развитии К. в целом. Ленин подчёркивал, что "...каковы бы ни были разрушения культуры - ее вычеркнуть из исторической жизни нельзя... В той или иной своей части, в тех или иных своих материальных остатках эта культура неустранима, трудности лишь будут в ее возобновлении" (там же, т. 36, с. 46).

Каждой общественно-экономич. формации присущ свой тип К. как историч. целостности. В связи со сменой обществ.-экономич. формаций происходит изменение типов К., однако это не означает разрыва в развитии К., уничтожения старой К., отказа от культурного наследия и традиций, ибо каждая новая формация с необходимостью наследует культурные достижения предшествующей, включая их в новую систему обществ. отношений. При этом марксистская теория К., исходя из многообразия форм К. различных народов и обществ, решительно выступает и против абсолютизации любой К., отвергает не только теорию культурного диффузионизма, но и культурный релятивизм, делящий мир на множество изначально изолированных, лишённых тесных отношений К.

К.- явление общечеловеческое и классовое. "Класс, имеющий в своём распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчинёнными господствующему классу" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 46). Для антагонистич. формаций характерна стихийность и неравномерность культур-но-историч. процесса, усиление культурной дифференциации общества. К. господствующего класса оттесняет на задний план духовную деятельность масс, однако именно эта деятельность и определяет объективное общечеловеческое содержание мн. важнейших достижений каждой нац. К. По мере усиления классовой борьбы, всё большего вовлечения в активную социальную жизнь доселе пассивных, отчуждённых от высших ценностей К. классов и социальных групп и связанной с этим демократизацией механизма производства и распределения культурных благ всё больше обнаруживается иллюзорность провозглашаемого господствующими классами т. н. "культурного единства" общества. Начинающийся ещё на ранних стадиях классового общества процесс культурной поляризации особенно усиливается в эпоху совр. капитализма, в условиях к-рого противоречия социального и культурного развития становятся особенно острыми. Господств. классы стремятся навязать массам примитивную "массовую культуру". Вместе с тем наряду с К. господств. класса в условиях капитализма начинает всё увереннее выступать новая К. в виде демократич. и социалистич. элементов, "...ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 120-21). В ленинском учении о двух К. в каждой нац. К. антагонистич. формации подчёркивается необходимость различать прогрессивные демократич. и социалистич. элементы К., ведущие борьбу с господств. эксплуататорской К.

Победа социалистич. революции знаменует коренной переворот в развитии общества и его К. В ходе социалистической культурной революции создаётся и утверждается социалистич. К., наследующая всё ценное в К., созданное на предшеств. ступенях развития общества и знаменующая качественно новую ступень в культурном развитии человечества. Осн. черты социалистич. духовной К., определяемые новыми формами обществ. отношений и господством марксистско-ленинского мировоззрения,- народность, коммунистич. идейность и партийность, социалистич. коллективизм и гуманизм, органич. сочетание интернационализма и социалистич. патриотизма. Развитие социалистич. К. под руководством Коммунистич. партии впервые в истории обретает сознательно планомерный характер и определяется на каждом историч. этапе, с одной стороны, достигнутым уровнем К. и материальных производит. сил, а с другой - социалистич. и коммунистич. идеалом.

Важнейшая цель социалистич. К.- формирование нового человека, превращение науч. марксистско-ленинского мировоззрения в осознанное убеждение каждого члена общества, воспитание в нём высоких нравств. качеств, обогащение его духовного мира. Выступая как механизм передачи накопленных обществом прогрессивных ценностей и традиций, социалистич. К. вместе с тем призвана обеспечить максимальную возможность для творчества, отвечающего назревшим обществ. потребностям, росту духовного и материального богатства общества и каждого человека. Главный критерий культурного прогресса в социалистич. обществе определяется тем, насколько историч. активность масс, их практич. деятельность по своим целям и средствам становится творч. деятельностью, основанной на достижениях материальной и духовной К.

Опыт СССР - многонац. социалистич. гос-ва, является блестящим примером развития социалистич. К. в условиях взаимодействия нац. К. Сложившаяся за время существования СССР единая по своему духу и принципиальному содержанию сов. социалистич. К. включает в себя наиболее ценные черты и традиции К. каждого народа СССР. Одновременно любая сов. нац. К. не только опирается на собств. культурное наследие, но и обогащается за счёт достижений К. других народов. Всё более усиливающийся процесс взаимодействия нац. социалистич. К. приводит к росту общих интернац. черт в каждой нац. К. Т. о., социалистич. по содержанию, по главному направлению развития, многообразная по своим нац. формам и интернационалистская посвоему духу и характеру, сов. К. представляет собой органич. сплав создаваемых всеми народами СССР духовных ценностей. Растущее сближение нац. К. представляет собой прогрессивный объективный процесс. Коммунистич. партия выступает как против его искусств. форсирования, так и против любых попыток задержать его, закреплять обособленность нац. К. Социалистич. К.- прообраз всемирной духовной К. коммунистич. общества, к-рая будет носить общечеловеческий характер. "Культура коммунизма, вбирая в себя и развивая все лучшее, что создано мировой культурой, явится новой, высшей ступенью в культурном развитии человечества" (Программа КПСС, 1972, с. 130).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3: Маркс К., Капитал, гл. 1, там же, т. 23; его же, К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же; его же, Происхождение семьи, частной собственности н государства, там же, т. 21; Ленин В. И., От какого наследства мы отказываемся?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; е г о же, Партийная организация и партийная литература, там же, т. 12; его же, Памяти Герцена, там же, т. 21; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 41; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1972; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, М., 1972; Луначарский А. В., Культурные задачи рабочего класса. Культура общечеловеческая и классовая, Собр. соч., т. 7, М., 1967; Крупская Н. К., Ленинские установки в области культуры, М., 1934; Ким М. П., Коммунизм и культура, М.. 1961; Агости Э.П., Нация и культура, пер. с нсп., М., 1963; Гайденко П. П., Экзистенциализм п проблема культуры, М.. 1963; Коммунизм и культура, М., 1966; Артановский С. Н., Историческое единство человечества и взаимное влияние культур, Л., 1967; Ковалев С. М., Социализм и культурное наследие, М.. 1967; Лотман Ю. М., К проблеме типологии культуры, в кн.: Труды по знаковым системам, Тарту, 1967; Орнатская Л. А., К вопросу о происхождении и формировании понятия "культура", в сб.: Проблемы философии и социологии, Л., 1968; 3лобин Н. С., Социалистическое государство и культура, М., 1968; Межуев В. М., О понятии "культура", М., 1968; Семенов В. С., Интеллигенция и развитие социалистической культуры, М., 1968; Бал-лер Э. А., Преемственность в развитии культуры, М., 1969; Маркарян Э. С., Очерки теории культуры, Ереван, 1969; Л и ф ш и ц М., Карл Маркс. Искусство и общественный идеал, М., 1972; Идеологическая борьба и современная культура, М., 1972; Партия и социалистическая культура, М., 1972; Арнольдов А. И., Куль-тура и современность, М., 1973; Тейлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Klemm G.,Allgemeine Cultur-Ge-schichte der Menschheit, Bd 1 - 10, Lpz., 1843 - 52; Benedict R., Patterns oj culture, Boston -N. Y., [1934]; General anthropology, ed. F. Boas, Boston, [1938]; Herskovits M. J., Man and his works, N. Y., 1948; White L. A., The science of culture, N. Y., 1949; Кrоеbеr A. L., Kluckhohn C., Culture. A critical review of concepts and definitions, Camb. (Mass.), 1952; Kroeber A. L..

The nature of culture, Chi., [1952]; Snow C. P.. The two cultures and the scientific revolution, Camb.. 1959; Malinowski В., A scientific theory of culture and other essays, N. Y., 1960; Mead M.. Continuities in cultural evolution. New Haven, 1965. А. И. Арнольдов, M. А. Батунский (марксистско-ленинская теория К.); Д. Б. Зильберман, В. М. Межуев.

КУЛЬТУРА АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ, см. Археологическая культура.

"КУЛЬТУРА I ЖИТТЯ"("Культура и жизнь"), республиканская газета УССР на укр. яз., орган Мин-ва культуры УССР и Респ. комитета профсоюза работников культуры. Издаётся в Киеве с 1945 (сначала под назв. "Радянське мистецтво", с 1955 - чРадянська культура", с апреля 1965 - "К. i ж."). Выходит 2 раза в неделю. Освещает культурное строительство в республике, деятельность театров, киностудий, культурно-просветит. учреждений, творчество художников, композиторов. Тираж (1973) 64 тыс. экз.

КУЛЬТУРА МИКРООРГАНИЗМОВ, клетки микроорганизмов (бактерии, дрожжи) или нити их мицелия (актиномицеты, плесневые грибы), выращенные в жидкой или на плотной питат. среде (см. Бактерии, Дрожжи, Микробиология). Если микроорганизмы размножаются в несменяемой питат. среде, то такую К. м. наз. стационарной. Если происходит замена вытекающей культуральной жидкости свежей питат. средой, то говорят о непрерывной (проточной) К. м. Первично выделенная из воды, воздуха, почвы и др. К. м. обычно неоднородна и наз. смешанной. Для выделения чистой К. м., состоящей из одного вида микроорганизма, прибегают к многократному рассеву смешанной К. м. на плотной питат. среде. При этом колонии микроорганизмов обычно развиваются из одной или неск. клеток одного вида. Потомство одной вегетативной клетки, наз. клоном, образует колонию, характерную для данного вида микроорганизмов. При изучении изменчивости микроорганизмов производят выделение К. м. из одной клетки (вегетативной клетки, споры, конидии). Чтобы обеспечить в К. м. накопление клеток определённого вида микроор