загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

йцев доколумбовой эпохи не сохранилась. Совр. лит-pa развивается на исп. яз. Первое из сохранившихся произв.- описат. поэма "Зерцало терпения" (1608) - создано выходцем из Испании С. Бальбоа. Начало книгопечатания на К. (1707 или 1720), открытие в 1728 Гаванского ун-та, появление периодич. изданий (с 1764) способствовали развитию лит-ры. В кон. 18 в. под влиянием Великой франц. революции и Войны за независимость в Сев. Америке писатели К., группировавшиеся вокруг созданного в 1793 Патриотич. об-ва Гаваны (прозаик Б. П. Феррер, 1772-1851, поэты М. де Секейра-и-Аранго, 1760- 1846, М. X. де Рувалькава, 1769-1805 и др.), пропагандировали идеи Просвещения. В 17-18 вв. развивалась также народная креольская и негритянская поэзия.

Выдающуюся роль в лит-ре нач. 19 в., складывавшейся под влиянием нац.-освободит. движения против колониализма, сыграл революц. просветитель Ф. Варе-ла-и-Моралес (1788-1853). Революцион-но-патриотич. классицизм в лирике X. М.Эредиа (1803-39) сочетается с чертами романтизма, формированию к-рого способствовала деятельность критика и поэта Д. Дельмонте-и-Апонте (1804-53). В его кружке объединились поэты-романтики Г. де ла К. Вальдес (1809-44, псевд.-Пласидо), X. Ф. Мансано (1797- 1854 или 1857), поэт и драматург X. X. Миланес (1814-63) и др. Патриотич. мотивы звучат в ранних стихах Херт-рудис Гомес де Авельянеды (1814-73). В романтизме, господствовавшем почти до кон. 19 в., существовали разные школы: для писателей-"сибонеистов" идиллия, изображение быта индейцев-сибонеев было формой протеста против порабощения К. исп. колонизаторами (X. Форнарис, 1827-90, автор "Песен си-бонея", 1855, и др.); поэты группы "Лютня изгнанника" (по названию сб. стихов, изд. в 1858) М. Теурбе Толон (1820- 1858), X. К. Сенеа (1832-71) и др. утверждали патриотич. и гражд. мотивы. X. Л. Луасес (1826-67) обратился к изображению социальных конфликтов. К. Наполес Фахардо (1829-62, псевд.- Эль Кукаламбе) в сб. стихов "Шум вод Ормиго" (1856) в поэтич. форме изобразил жизнь народа. Революционно-пат-риотич. стихи поэтов-участников войны 1868-78 против исп. ига были позднее собраны X. Марти (1853-95) в кн. "Поэты войны" (1893). Лирич. поэт Р. М. Мендиве (1821-86) - автор революц. поэм ("Ода Хуаресу" и др.); издававшийся им в 1853-57 журн. "Revista de la Habana" был центром революционно-романтической литературы. Романтическая проза представлена историческим романом "Матансас и Юмури" (1837) Р. де Пальмы (1812-1860), аболиционистским романом "Франсиско" (1839, изд. 1880) А. Суареса-и-Ромеро (1818-78), романом "Саб" (1841) Гомеса де Авельянеды.

В недрах романтизма в связи с интересом писателей к нац. быту рождалась нравоописат. лит-pa костумбризма, положившая начало реализму. С костумбриз-мом связано и творчество романиста С. Вильяверде (1812-94), его роман "Сесилия Вальдес, или Холм Ангела" (1882) направлен против рабства негров. Реа-листич. проза представлена сатирич. романами Р. Месы (1861-1911), бытовыми романами Н. Эредиа (1852-1901) и др. Творчество публициста, критика и поэта X. Марти, революционно-демократическое по содержанию, развивалось от романтизма к реализму: циклы "Свободные стихи" (1882, опубл. 1913), "Простые стихи" (1891) и др, Пессимистич. стихи X. дель Касаля (1863-93), болезненно воспринявшего поражение народа в войне 1868-78, положили начало т. н. модернизму, сочетавшему черты декаданса с тенденцией к созданию национального самобытного искусства. Под влиянием антииспанской войны 1895-98 появилась гражданская лирика (Б. Бирне, 1861-1936; Ф. X. Пи-чардо, 1873-1941; X. М. Поведа, 1888- 1926, и др.).

Разочарование в итогах антиисп. войны (оккупация К. Соединёнными Штатами Америки) способствовало углублению кризисных явлений в творчестве поэтов-модернистов т. н. второго поколения; поэты Р. Э. Боти (1878-1954). А. Акоста (р. 1886) обращались преим к интимной лирике; в творчестве романистов М. де Карриона (1875-1929), К. Ловейры (1882-1928), новеллиста А. Эрнандеса Каты (1885-1940) и др. социально-критич. мотивы несколько ослаблены на-туралистич. элементами.

В 20-е гг. в условиях обострения классовой борьбы поэты Акоста (сб. "Жатва"), Ф. Пичардо Мойя (1892-1957; "Поэма сахарных плантаций", 1926) выступили против империалистич. гнёта США. Ан-тибурж. настроения характерны для поэтов-авангардистов. Для нек-рых из них (М. Брулль, 1891 -1956) бунт сводился к формалистич. новшествам. Литераторы, объединившиеся вокруг возникшей в 1923 "группы меньшинства", руководимой поэтом Р. Мартинесом Вильеной (1899-1934), а позднее вокруг журнала "Revista de avance" (1927-30), искали пути революц. иск-ва. Социальные мотивы характерны для поэзии Р. Педросо (р. 1896), М. Наварро Луны (1894-1966), А. И. Аухиера (р. 1910), романов и рассказов П. де ла Торрьенте Брау (1901-36), романов и новелл Л. Ф. Родригеса (1888-1947), Л. Марре-ро (р. 1911) и др. В 1930-х гг. с лирич. стихами выступили Э. Флорит (р. 1903) и X. Буэса (р. 1910).

В кон. 1920-х гг. X. С. Тальет (р. 1893) и Р. Гирао (1908-49) положили начало т. н. афро-кубинской поэзии, обратившись к негритянскому фольклору и стремясь в поэзии воспроизвести негритянские танцевальные ритмы; эти традиции были поддержаны Э. Бальягасом (1910-54). С афро-кубинской поэзией связано и раннее творчество крупнейшего кубинского поэта Н. Гильена (р. 1902), с сер. 30-х гг. обратившегося к социальной и революц. тематике (сб. "Вест-Индская компания", 1934, "Все песни", 1947, и др.). Усиление реакции, диктатура Батисты (1952-58) привели к эмиграции мн. прогрессивных писателей (Н. Гильен и др.). В поэзии К. получил распространение т. н. трансцендентализм, характеризовавшийся тягой к усложнённой образной системе, отражавшей неприятие социальной действительности (X. Лесама Лима, р. 1912, и др.). После победы революции 1959 мн, трансценденталисты стали активными деятелями кубинской революц. культуры. В истории совр. лат.-амер. лит-ры значит. место занимает творчество А. Карпентьера (р. 1904), написавшего в эмиграции романы "Царство земное" (1949) и "Потерянные следы" (1953); вернувшись на родину, он опубл. ист, роман "Век просвещения" (1962), осн. тема к-рого - судьба интеллигента в обществе.

Победа революции открыла широкие возможности для развития нар. лит-ры. Большинство литераторов объединилось в Союз писателей и художников К. (1961), издающий газ. "Gaceta de Cuba" (с 1962) и журн. "Union" (с 1962). В условиях культурной революции и строительства социализма Союз писателей и художников К. сыграл важную роль в консолидации творч. сил для создания нового, содиалистич. иск-ва. В этом процессе значи-тельно участие поэтов Н. Гильена, Ф. Ха-'миса (р. 1930), Р. Фернандеса Ретамара (р. 1930), А. Альвареса Бараганьо (1932- 1962), Э. Диего (р. 1920) и др. В прозе в борьбе против получивших распространение в нач. 60-х гг. "популизма" (нарочитое упрощение формы, огрубление лексики и т. п.) и "экспериментализма", близкого к совр. зап. модернизму, рождаются произведения, авторы которых осмысливают пережитые К. социальные потрясения и показывают строительство новой жизни - романы X. Пуига Солера (р. 1916), М. Кофиньо, X. Травьесо, рассказы С. Киньонеса, Э. Сирулеса и др.; значит, роль играет художеств.-документальная проза. Среди первых художественных изображений социальных потрясений на К книги X. Пуига Солера и др. С драмами выступают В. Пиньера, X. Триана и др.

Первые значит. лит.-критич. работы принадлежат Дельмонте-и-Апонте. В 1859-61 А. Бачильер-и-Моралес (1812- 1889) попытался дать картину лит. процесса на К. в "Заметках об истории литературы и образования на Кубе" (3 тт.). С революционно-демократич. позиций подходил к лит-ре К. и др. стран X. Мар-ти. Литературоведение 20 в. представлено трудами X. М. Чакона-и-Кальво (р. 1893), X. X. Ремоса-и-Рубио (р. 1896), Ф. Ортиса (1881-1969), Ф. Лисасо (р. 1891) и др. С "группой меньшинства" связана деятельность X. А. Фернандеса де Кастро (1897-1951). Важный вклад в науку о лит-ре К. внесли марксисты X. Маринельо (р. 1898), X. А. Портуондо (р. 1911), С. Витьер (р. 1921), С. Буэно и др.

Лит.: Кубинская поэзия, М., 1959; Кубинская новелла XX века, М. - Л., 1965; Остров зари багряной. Кубинская поэзия XX века,[ М., 1968]; Поэзия кубинского романтизма, М., 1971; Из современной кубинской поэзии, М., 1972; Кутейщикова В. Н., Социальная тема в кубинской поэзии XX в., в сб.: Куба. Историко-этнографические очерки, М., 1961; Портуондо X. А., Исторический очерк кубинской литературы, М., 1961; Мамонтов С. П.. Литература Кубы, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, 1917 - 1945; М., 1969; его же, Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века, М., 1972; Художественная литература Латинской Америки в русской печати. Библиография. [Сост. Л. А. Шур], М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1960- 1964. Библиография, М., 1966; R e m о s у R u b i о J., Historia de la literature cubana, v. 1 - 3, [La Habana, 1945]; Vitier C., Lo cubano en la poesia, [La Habana], 1958; L a z о R., La literature cubana. Esquema historico desde sus origenes hasta, 1964, Мех., 1965; Henrfquez Urena M., Panorama historico de la literatura cubana, t. 1 - 2, La Habana, 1967; Ford J. D. M., Raphael M. I., A bibliography of Cuban belles-lettres, Camb., 1933. 3. И. Плавскин.



XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнее иск-во индейцев представлено пещерными росписями, керамич. сосудами и фигурками, идолами ("семи") из камня и дерева. Индейцы строили каркасные хижины ("бойо") и свайные платформы для продуктов ("барбакоа"), какие сооружались в сел. местностях К. до 20 в.

В 16 в. возникли города Гавана, Сантьяго-де-Куба, Тринидад и др., с мощными укреплениями, прямоугольной сетью улиц, с церковью и ратушей на центр. площадях. Под влиянием исп. и мекс. зодчества барокко сложились типы кам. жилого дрма(1-2-этажного, с внутр. двором, белёными и окрашенными стенами, деревянными решетками на окнах и балконах) и церкви (однонефной, с прямоугольной башней, потолком-артесонадо или сводом). В 18 в. здания более импозантны, фасады в стиле барокко или классицизма украшаются колоннами, арками, цветными витражами. В кон. 18 - нач. 19 вв. созданы красивые архитектурные ансамбли главных площадей в Гаване и Тринидаде. Архитектурные традиции колон. периода сохранились до нач. 20 в.

На рубеже 18-19 вв. под исп. влиянием сформировались кубинская гравюра (Ф. X. Базе - религ. эстампы, иллюстрации, этикетки для сигар) и живопись (религ. картины X. Н. де ла Эскалеры, реалистич. портреты В. Эскобара, клас-сицистич. ист. картины X. Б. Вермая - основателя АХ Сан-Алехандро в Гаване, 1818). В 1-й пол. 19 в. выступили костумб-ристы (см. Костумбризм) В. П. де Лан-далусе, Ф. Миале, запечатлевшие характерные эпизоды нар. жизни, пейзажисты И. Гарнерай и Э. Лапланте. Во 2-й пол. 19 в. преобладали академич. и романтич. традиции в пейзаже (Ф. Сиснерос, В. Сане Карта) и ист. живописи (М. Ме-леро).

В нач. 20 в. в Гаване начали строиться многоэтажные дома (без внутр. дворов) в духе эклектики и в стиле "модерн", а в 1920-30-х гг. в стиле совр. европ. и амер. архитектуры (арх. Э. Родригес Кастельс). В 1940-50-х гг. А. Кинтана, А. Родригес Пичардо, А. Капабланка создали в духе функционализма ряд новых для К. зданий из монолитного железобетона, архитектура к-рых характеризуется учётом климатич. условий (жалюзи, солнцезащитные решётки, вен-тиляц. шахты), новизной объёмной и планировочной композиции, искусным использованием цвета. Постройка парадных многоэтажных зданий, крупных гостиниц и курортных комплексов (гл. обр. для амер. туристов) резче подчеркнула контрасты богатых р-нов и разраставшихся трущоб.

С освобождением страны от исп. ига получили развитие ист. и батальная патриотич. картина (А. Менокаль), реалистич. жанровая живопись, сочетающая традиции костумбризма, пристальный интерес к нар. быту с достижениями совр. франц. и исп. живописи (Л. Ро-маньяч, Р. Лой). Жизненность типических народных образов, точное ощущение нац. характера присущи и скульптуре X. X. Сикре, Т. Рамоса Бланко, Э. Бе-танкура. В 1920-х гг. выступили живописцы В. Мануэль, А. Гатторно, Э. Аве-ла, X. Арче, К. Энрикес, Ф. Понсе де Леон, испытавшие влияние фовизма, неоклассицизма или примитивизма, стремившиеся при этом к эмоциональности и острой характерности воплощения нар. жизни. С сер. 1930-х гг. А. Пелаэс, Марьяно (М. Родригес), Р. Портокар-реро, М. Карреньо, К. Бермудес в мозаиках, фресках и станковой живописи, Д. Равенет в скульптуре использовали как национальные традиции, так и опыт мексиканского и европейского монументального иск-ва, стремясь прежде всего к декоративной эффектности и красочности целого. В 1940-50-х гг. получил распространение абстракционизм (живописец В. Лам).

После победы революции 1959 развернулось массовое плановое стр-во в интересах народа. На месте трущоб выросли благоустроенные микрорайоны с железобетонными домами от 1-2 до 11 - 12 этажей, школами, детскими садами, торг, и культурными центрами, спортплощадками, бассейнами и газонами. Сооружены крупный жилой массив Гавана-дель-Эсте в Гаване (илл. см. т. 5, стр. 619), жилые р-ны в Санта-Кларе, Сантьяго-де-Куба, Камагуэе. Разнообразные сочегания типовых секций, галереи, лоджии, открытые лестницы, балконы, козырьки, цветовые акценты индивидуализируют облик зданий. Ведётся интенсивное стр-во комплексов с.-х. кооперативов и нар. имений ("Камило Сьен-фуэгос", "Лос Пинос" и др.) с типовыми долгами на железобетонном каркасе и с комплексным обслуживанием населения. Построены пром. и трансп. сооружения, многочисл. здания уч. заведений, больниц, мед. центров, поликлиник; спортивные комплексы и зоны отдыха особенно выделяются свободой и жизнерадостностью композиции, силуэта и расцветки сооружений. В архитектуре К. на рубеже 1960-70-х гг. (арх. Р. М. Франко, Ф. Салинас, Р. Порро) усиливаются индустриализация и типизация гор. стр-ва, широко применяется сборный железобетон. Типы крупнопанельных домов заводского изготовления созданы с учётом климатических и архитектурных особенностей городов К.

Успешно развивается революц. графика К., тяготеющая к обобщённым, символич. образам, динамике композиции, смелым светотеневым контрастам (плакаты и эстампы К. Гонсалеса, Р. Кин-таны, А. Поссе, Марьяно, Портокарре-ро). Произв. на революц. темы созданы и живописцами С. Кабрерой Морено, О. Янесом, А. Бенитесом. Художники К. входят в Союз писателей и художников К. (осн. в 1961).

Илл. см.на вклейке, табл. XXV, XXVI (стр. 544-545).

Лит.: Графика Кубы. Каталог, М., 1960; Куба. Историко-этнографические очерки, 2 изд., М., 1961; Живопись Кубы. Каталог, М., 1962; Филиповская Н., Архитектура революционной Кубы, М., 1965; Weiss у Sanchez J. Е., Arquitectura cubana colonial, La Habana, 1936; La pintura у la escultura en Cuba, La Habana, 1953; Kubanische revolutionare Graphik, Dresden, 1962.



XV. Музыка

Hap. кубинская музыка сформировалась на основе европейской, в первую очередь испанской, и африканской (музыка индейцев не сохранилась). Длительное взаимодействие этих муз. культур привело к возникновению афро-кубинской музыки, в к-рой исп. метры, мелодии сплавились с древними традициями исполнительской практики негров. Старинные песенно-танц. формы афро-кубинской музыки - сон, гуарача, кон-га, более поздние - дансон, румба. Афро-кубинская музыка доминирует в муз. фольклоре К. и придаёт ему спе-цифич. колорит и характер - господство двухдольных метров, остросинкопированная ритмика, преобладание ударно-шумовых инструментов. Распространена также креольская (среди крестьян; осн. формы - пунто, гуахира, криолья) и негритянская музыка (в религ. афр. культах).

В 16-18 вв. центрами развития проф. муз. культуры были церк. певческие школы. Расцвет церк. музыки относится ко 2-й пол. 18 в. и связан с творчеством Э. Саласа-и-Кастро, последователями к-рого были X. Парис и А. Рафелин. В кон. 18 в. началась концертная и театр. -муз. жизнь; в Гаване было построено здание театра "Колисео" (в 1776; с 1803 наз. "Принсипаль"), где ставились оперы европейских, а позже тонадильи кубинских композиторов. В 1816 осн. муз. академия "Санта-Сесилия", положившая начало подготовке национальных муз. кадров. В нач. 19 в. формируется кубинская опера-буффа, связанная с нар. муз. жанрами и нац. тематикой. Гл. представители - Ф. Коваррубьяс, X. А. Миль-ян, Б. X. Креспо-и-Борбон, А. Медина, П. Карреньо, Р. Кабрера и особенно X. Анкерман. В сер. 19 в. М. Саумель-и-Робредо, а затем И. Сервантес Каванаг заложили основы нац. композиторской школы. Среди композиторов 2-й пол. 19 в.- Н. Руис-и-Эспадеро, X. М. Химе-нес, Г. Вильяте, Л. Фуэнтес. В 1898 поставлена первая опера на нац. сюжет "Юмури" Э. Санчеса де Фуэнтеса. Опера ч Невольница" X. Маури Эстеве (пост. 1921) примечательна обращением к сюжету из жизни кубинских негров, использованием песенно-танц. жанров негритянского фольклора. Конец 19 - нач. 20 вв.- период активизации муз. жизни, связанный с деятельностью ряда муз. об-в, Гаванской консерватории (осн. в 1885), симф. оркестра (осн. в 1908) под рук. Г. Томаса. В 1920-30-х гг. формируется афро-кубинское направление в проф. композиторском творчестве, во главе которого стали А. Рольдан и А. Катурла. К 30-м гг. относится начало активной деятельности композитора, педагога, муз.-обществ. деятеля X. Ардеволя. Созданный им уч. семинар "Группа музыкального обновления" (в 1943) сыграл важную роль в развитии музыки К.

Новый этап в истории кубинской муз. культуры связан с победой революции 1959. Были реорганизованы старые и созданы новые творч. коллективы, в т. ч. Нац. симф. оркестр (при нём - камерный оркестр и струнный квартет), квартет им. А. Рольдана в Гаване, оркестры в гл. городах провинций. В здании Нац. театра К. выступают фольклорные ансамбли, зарубежные оперные и балетные труппы. В 60 - нач. 70-х гг. в творчестве композиторов преобладает тенденция к поискам, экспериментам. Плодотворно развивается жанр массовой песни, в области к-рого работают К. Пуэбла, Э. Са-борит, Т. Кастельянос и др. Известностью пользуется А. Д. Картая, создавший музыку и текст революц. "Гимна 26 июля".

В числе известных исполнителей: дирижёры Э. Гонсалес Мантичи, М. Дучесне Кусан, пианисты С. Тьелес, X. Г. Лаб-ранья, С. Родригес Карденас, скрипач Э. Тьелес, контрабасист О. Урфе, певцы Р. Кальсадилья, И. Бургет. Издаётся журнал "Revista de musica" (с 1960).

Лит.: Алендер И., Музыкальная культура Кубы, в кн.: Куба. Историко-этнографические очерки, 2 изд., М.. 1961; Карпентьер А., Музыка Кубы, [пер. с исп.], М., 1962; Пичугин П., Музыка, в кн.: Куба. 10 лет революции, М., 1968; А г d ё-vol J., Musica у Revolution, [La Habana, 1966]; его же, Introduccion a Cuba: la mi;-sica, La Habana, 1969. П. Ахундов.



XVI. Балет

Танцевальный фольклор К. сложился под влиянием испанской, а затем (с 16 в.) и негритянской культур. Танцы входили во все нар. и религ. праздники, театральные представления. Знакомство с зап.-европ. классич. балетом произошло в 1-й четв. 20 в. (гастроли А. П. Павловой и др.). Нац. балет начал развиваться в 1930-х гг., когда появилась в Гаване первая балетная школа. В ней учились будущие основатели кубинского балета А. и Ф. Алонсо, а также А. Мартинес (по мужу Алонсо), впоследствии одна из ведущих классич. танцовщиц К. В 1948 она создала труппу "Балет Алисии Алонсо" (с 1954- Нац. балет К.; в 1960,1965, 1972 гастролировал в СССР), в 1950 организовала школу. В репертуаре Нац. балета К. спектакли классич. наследия ("Жизель" А. Адана, "Коппелия" А.Делиба) и совр. балеты (ь 1940-50-х гг.- "Формы" X. Ардеволя, "Негритянское празднество" А. Рольдана, в 1960 - нач. 70-х гг. - "Пробуждение" К. Фариньяса, "Калаукая" К. Чавеса, "Кармен-сюита" на музыку Ж. Бизе в обработке Р. К. Щедрина, "Царь Эдип" Л. Ван-хуренбека и др.). В балетном иск-ве К. значительно влияние амер. танца "модерн". Спектакли этого направления имеются в репертуаре Национального ансамбля современного танца под рук, Р. Герры (организован в 1959; в 1969, 1972 был на гастролях в СССР).

Е. Я. Суриц.



XVII. Драматический театр

Издавна на К. существовали индейские театрализованные представления, т. н. ареито. После колонизации К. испанцами (16 в.) в частных домах Гаваны ставились пьесы исп. авторов, организовывались представления, связанные с католич. празднествами. С 17 в. спектакли устраивались и в провинциях (Матансасе и др.). В 1-й пол. 18 в. появилось первое произв. кубинского автора - "Принц-садовник, или Мнимый Клоридано" (приписывается С. Пите). В Гаване в театре "Колисео" (с 1803 наз. "Принсипаль"), наряду с операми и тонадильями, ставились пьесы преим. исп. драматургов. Основоположником нац. театра (нач. 19 в.) стал актёр и драматург Ф. Коваррубьяс, автор сайнете (пьес с музыкой и пением), сюжеты и образы к-рых были связаны с жизнью кубинского народа, В 1838 в Гаване открылся театр "Такой"- первое большое (св. 3 тыс. мест) театр, здание на К., где ставились драматич., а также оперные и балетные спектакли. Возникали театры в Сантьяго, Камагуэе, Сьенфуэгосе и др. городах. Однако нац. театр, иск-во находилось в упадке. Несмотря на то, что К. стала независимой (1902), театр по-прежнему испытывал влияние исп. культуры: ставилась исп. драматургия, на сцене выступали преим. исп. труппы. Процесс формирования нац. театр. иск-ва несколько активизировался с 1910; было создано театр. общество, пропагандировавшее кубинскую драматургию, издавались театр. журналы, организовывались новые труппы, в т. ч. театр "Куэва" (в 1936, Гавана), объединивший под рук. Л. А. Ба-ральта прогрессивных деятелей театра. В 1941 в Гаване была создана Академия драматич. иск-ва для подготовки актёров и режиссёров. В 1941 при Гаванском ун-те возникла театральная школа ("Семинар драматич. иск-ва"), способствовавшая формированию национальной режиссуры. В 40-50-е гг. появились значительные по тематике пьесы кубинских авторов - П. Альфонсо, К, Фелипе, В. Пиньеры, Р. Феррера и др. Однако национальный театр и драматургия не находили поддержки со стороны властей, отдававших предпочтение иностранным коллективам и драматургии. Театральные труппы и организации испытывали финансовые затруднения и прекращали деятельность.

Развитие демократич. нац. театр. иск-ва стало возможно лишь после победы революции 1959. Театр стал достоянием народа, были созданы проф. и самодеятельные коллективы в провинциях, театры для детей и юношества. С программой обновления нац. иск-ва выступил Театр-студия (осн. в 1958 в Гаване), проводятся массовые театрализов. представления агитац. характера. С 1961 устраиваются фестивали рабоче-крест. театра, ежегодно организуются фестивали лат.-амер. театра. В 60 - нач. 70-х гг. в репертуар театров входят произв. классич. мировой драматургии, пьесы В. Пиньеры, X. Трианы, М. Регеры Саумеля, А. Эсто-рино, Р. Феррера, X. Р. Брене, Р. Кар-денаса, Э. Кинтеро и др. Работают в Гаване (1972): Нац. театр К. (с 1959) -организационный центр, осуществляющий общее руководство по созданию новой театр. культуры, Экспериментальный театр (осн. в 1961), Нац. кукольный театр (осн. в 1963), Дом театра (осн. в 1964), Нац. объединение театра для детей и юношества (осн. в 1966). Среди деятелей театра: В. Ревуэльта, Р. Ревуэльта, М. Асеведо, Р. Бланко, Н. Дорр.

Илл. см. на вклейке, табл. XXVII (стр. 544-545).

Лит.: [Санников О. К.], Театр, в кн.: Куба, 10 лет революции, М.. 1968; Freire N. G., Teatro cubano(1927 -1961), La Habana, 1961; Т о 1 6 n E. Т., G о n-zalez J. A., Historia del teatro en La Habana, Santa Clara, 1961; Leal R., El Teatro, Habana, 1968. И. В. Соболева.



XVIII. Кино

С 1897 на К. снимались кинохроника и документ. фильмы. В 1910-20-е гг. основы регулярного кинопроиз-ва заложили реж. Э. Д. Кеседа и Р. Пеон. В 30- 40-е гг. лишь отд. кинокартины показывали жизнь К.; на экранах преобладала кинопродукция США. Формирование подлинно национального киноиск-ва началось после 1959; в Гаване был создан Кубинский ин-т киноиск-ва и кинопром-сти (ИКАИК) - центр кинопроиз-ва, подготовки кадров, кинопроката. Большое значение для развития кинематографии имела деятельность режиссёров-документалистов, затрагивавших в фильмах важные проблемы кубинской и междунар. жизни (С. Альварес, X. Г. Эспиноса, Т. Г. Алеа, А. Рольдан, X. Масип, С. Хираль, Ф. Канель и др.). Многие режиссёры документ. кино стали ведущими деятелями художеств. кинематографии: Т. Г. Алеа - "Рассказы о Революции" (1961), "Смерть бюрократа" (1966), "Воспоминания об отсталости" (1969); X, Г. Эспиноса - "Молодой повстанец" (1962), "Приключения Хуана Кинкина" (1967); У. Солас - "Люсия" (1970); М. Октавио Гомес-"Первая атака с мачете" (1969), "Дни воды" (1971); С. Альварес- "Зачем и почему убили генерала?" (1971) и др. Среди значит. документ. фильмов - "Мы не имеем права ждать" (1972, реж. Р. Парис). Выпускаются фильмы совм. с СССР ("Я - Куба", реж. М. К. Калатозов), Чехословакией, Францией. Развито мультипликац. кино (реж. X. де Армас и др.). Выходит еженедельная хроника "Новости ИКАИК". В 1972 выпущено 4 художеств., ок. 40 документ, кинокартин. В кино снимаются актёры Р. Ревуэльта, С. Корьери, Д. Гранадос, А. Льяурадо, О. Вальдес, И. Андеус. Работает (1972) св. 450 кинотеатров. Издаётся журнал "Cine Cubano" (с 1961).



КУБА, город, центр Кубинского р-на Азерб. ССР. Расположен в сев.-вост. предгорьях Б. Кавказа, на прав, берегу р. Кудиалчай, в 28 км к Ю.-З. от ж.-д. станции Хачмас (на линии Баку - Махачкала). Узел шосс. дорог, 19 тыс. жит. (1970).

К. осн. в 15 в., в 1744-89 была столицей кубинских ханов. В 1806 занята русскими войсками и по Гюлистанскому мирному договору 1813 оставлена за Россией. С учреждением в 1846 Дербентской губ. К. становится уездным городом этой губ., а в 1859 передаётся Бакинской губ.

К.- центр крупного садоводческого района. Заводы: плодоовощеконсервный, микроэлектродвигателей. ГЭС (построена в 1936-37). Н.-и. ин-т садоводства, виноградарства и субтропич. культур, совхоз-техникум, мед. училище. Краеведческий музей. Драматич. театр. К. - древнейший центр ковроделия. Выделываются ковры группы "куба", в к-рую входят безворсовые ковры типа "сумах" и ворсовые ковры небольших размеров с многополосной каймой и богатым орнаментом (многоугольники, пальметты, схематические изображения предметов быта, птиц).



КУБАИР, жанр башкирской народной поэзии. Короткий поэтический сказ, исполняемый напевно или речитативом. Зарождение его относится к 14 в. Стихи К. состоят из рифмованных 7-сложных строк, их число в строфе неравномерно (от 6 до 24 и более). Тематика разнообразна: любовь к родному краю, борьба народных масс за свободу ("Ай, Урал мой, Урал мой", "Смерть высокой горы"), призыв к добру и справедливости ("Состязание Акмурзы-сэсэна и Кубагыш-сэсэна"), прославление героев ("Салават-богатырь"). Бывают и сатирические К., в них высмеиваются алчность богачей, лень и трусость ("Украшение бая", "Какой толк от труса", "Плохой не станет добрым").

Тексты: Башкорт халык нжады, т. 1, 0фе, 1954.

Лит.: Киреев А. Н., Башкирский народный героический эпос, Уфа, 1970.



КУБАЛОВ Александр Захарьевич (9.10. 1871-1937), осетинский советский писатель. Род. в с. Старый Батакоюрт в Сев. Осетии. В 1899 окончил юрид. ф-т Киевского ун-та, всю жизнь служил адвокатом. В 1897 опубл. народно-героич. поэму "Афхардты Хасана", снискавшую поэту широкое признание. В 1906 в стихотворном изложении К. вышли сказания нартского эпоса "Герои нарты". В сов. время К. созданы поэмы "Пир Алгуза" (1924), "Последнее застолье" (1925), ист. драма "Смерть вождя Алгуза" (1925) и др. Перу К. принадлежат также переводы на осет. яз. произв. русской и мировой классики и воспоминания о Коста Хе-тагурове.

Лит.: Ардасенов X. Н., Очерк развития осетинской литературы, Орджоникидзе, 1959, с. 210-15; Дзуццаты X., Знон гемге абон, Цхинвал, 1964, с. 42-64. Н. Г. Джусойты.



КУБАНГО, Окаванго (Cubango, Okavango), река в Южной Африке (Ангола, Намибия, Ботсвана). Дл. 1600 км, пл. бассейна ок. 800 тыс. км2. Берёт начало на плоскогорье Бие в Анголе, заканчивается в области внутреннего стока Калахари, образуя болотистую дельту (болото Окаванго). Южный рукав дельты впадает в оз. Нгами, северный (периодически) - в р. Квандо (приток Замбези); рукав Ботлетле питает болота впадины Мака-рикари. Гл.. приток - Квито (лев.). Высокие поднятия уровня и разливы во время летних дождей.

КУБАНИТ (от исп. cubano - кубинский, по месторождению на о. Куба), минерал, сульфид железа и меди CuFe2S3 (теоретич. содержание-23,4 Си; 41,2 Fe; 35,4 S). Кристаллизуется в ромбич. системе. Обычно образует тонкие пластинчатые микроскопич. вростки в халькопирите - продукты распада при темп-ре ок. 300 оС. Цвет бронзово-жёлтый, блеск металлический. Тв. по минералогич. шкале 3,5; плотность 4030 - 4169 кг/м3; магнитен. Встречается в месторождениях медно-никелевых сульфидных руд типа Садбери (Канада). Редок, больших скоплений не образует.



КУВАНО-НОВОРОССИЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1920 , боевые действия 8-й и 9-й армий Кавказского фронта в марте 1920 с целью ликвидации остатков армии Деникина на Сев.-Зап. Кавказе во время Гражд. войны 1918-20; см. Северо-Кавказская операция 1920.



КУБАНО-ПРИАЗОВСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, Прикубанская низменность, равнина в Зап. Предкавказье, к С. от ниж. Кубани. На 3. омывается Азовским м., на С. ограничена низовьями pp. Дона и Маныча, на В. граничит со Ставропольской возв. Выс. до 100-150 м. Сложена осадочными породами мезокайнозойского возраста, прикрытыми лёссовидными суглинками и глинами. На С.-З.- газовые месторождения. Климат умеренно континентальный; осадков за год выпадает 400- 600 мм. Степи с чернозёмными почвами (гл. обр. карбонатные предкавказские чернозёмы) б. ч. распаханы. К.-П. н.- важный зерновой район Северного Кавказа.



КУБАНО-ЧЕРНОМОРСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, сов. республика, существовавшая с 30 мая по 6 июля 1918; была образована из Кубанской и Черноморской сов. республик в целях объединения сил для борьбы с иностр. интервентами и белогвардейцами. К моменту создания К.-Ч. с. р. происходило упрочение Сов. власти на Сев. Кавказе и Дону: образовались Донская, Ставропольская и Терская сов. республики. В марте на съезде Советов Черноморской губ. в Туапсе была провозглашена Черноморская, а в апр. на съезде Советов Кубанской обл. в Екатеринодаре (ныне Краснодар) - Кубанская сов. республика, к-рые вошли в состав РСФСР. Вслед за этим 3-й Чрезвычайный съезд Советов Кубани и Черноморья с участием делегатов фронта (Екатеринодар, 27-30 мая 1918), проходивший под руководством чрезвычайного комиссара юга России Г. К. Орджоникидзе, постановил слить Кубанскую и Черноморскую республики в единую республику в составе РСФСР, избрал её ЦИК (27 большевиков и 17 "левых" эсеров), к-рый образовал СНК К.-Ч. с. р. (пред. Я. В. Полуян). В условиях наступления Добровольческой армии ген. А. И. Деникина из района Мечетинская - Кагальник на Кубань (началось 23 июня 1918) собравшийся в Екатеринодаре 1-й съезд Советов Сев. Кавказа (5-7 июля 1918) постановил по докладу Г. К. Орджоникидзе объединить Кубано-Черномор-скую, Терскую и Ставропольскую советские республики в единую Северо-Кавказскую советскую республику в составе РСФСР.

Лит. см. при ст. Северо-Кавказская совет-ская республика. А. Г. Кавтарадзе.



КУБАНСКАЯ РАДА 1917-20, Кубанская краевая войсковая рада, казачья сословная организация, созданная в апр. 1917 в Екате-ринодаре (ныне Краснодар) по инициативе верхов казачества и ставшая одним из центров казачьей контрреволюции на Кубани. После Февр. революции 1917 во главе Кубанской обл.находился комиссар Врем, пр-ва кадет К. Л. Бардиж. 9(22) апр. 1917 в Екатеринодаре открылся обл. съезд уполномоченных от населённых пунктов; одновременно с ним состоялся казачий съезд - кубанская войсковая рада, к-рая избрала врем, войсковое пр-во и атамана кубанского войска (полк. А. П. Филимонова). На первой сессии Законодательной рады 1(14) - 11(24) нояб. 1917 вместо врем, войскового правительства было избрано кубанское краевое правительство под председательством Л. Л. Быча (главы мелкобуржуазного "самостийного" движения на Кубани), к-рое объявило себя верх, властью на Кубани. В февр. 1918 Исполком Советов Кубанской обл., находившийся в Армавире, объявил К. р. и её "пр-во" вне закона, а 14 марта 1918 красногвард. отряды заняли Екатеринодар. Изгнанная из города К. р. 17 марта 1918 заключила "союз" с Добровольческой армией ген. А. И. Деникина. После занятия Екатери-нодара деникинскими войсками в авг. 1918 было создано новое краевое пр-во, к-рое, поддерживая борьбу Деникина против Сов. власти, вместе с тем было против политики воссоздания "единой и неделимой" России и стояло за автономию Кубани. Эта группировка, наз. "черноморцами", во главе с Н. С. Рябоволом, А. И. Кулабуховым, Бычем и др. встречала противодействие со стороны "линейцев" (сторонники Деникина - Д. Е. Скобцов, Филимонов, генералы В. Г. Науменко, А. Г. Шкуро и т. д.), выступавших против автономии Кубани. В июне 1919, в связи с великодержавной политикой Деникина, в К. р. преобладание получили "черноморцы": они были выбраны во все "правительственные" органы, придерживаясь в целом принципа неотчуждаемости казачьих земель и угодий, провели эсеровский земельный закон, несколько расширили права иногородних. В ответ на это 13 июня деникинцами были убиты Рябовол и Бардиж, "черноморцы" были обвинены в изменнических сношениях с заграницей, а в нояб. 1919 ген. В. Л. Покровский произвёл "гос. переворот"; часть "черноморцев" бежала или была выслана, а их лидер Кулабухов повешен. К. р. избрала более послушное Деникину "пр-во", усилила власть атамана. Этот переворот вызвал недовольство значительной части кубанского казачества в армии Деникина, который пошёл на уступки и удовлетворил ряд требований К. р. (самостоятельность кубанской армии, организация Верховного круга Дона, Кубани и Терека и др.). 17 марта 1920 К. р. бежала из Екатерине дара, занятого Красной Армией, в Новороссийск и вскоре прекратила своё существование.



КУБАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, сов. республика, образованная решением 2-го съезда Советов Кубанской обл. 9-13 апр. 1918 и вошедшая 30 мая 1918 в Кубано-Черноморскую советскую республику.



КУБАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в Краснодаре в 1970 на базе местного пед. ин-та, созданного в 1920. В составе ун-та (1973) 11 факультетов: физ., хим., биол., геогр., матем., филологич., юрид., ист., романо-герм. филологии, экономич., художеств. и технич. графики; заочное, вечернее отделения; 51 кафедра, н.-и. сектор, агробиол. станция, станция наблюдения за искусственными спутниками Земли. В библиотеке К. у. ок. 700 тыс. тт. В 1972/73 уч. г.в ун-те обучалось 10,5тыс. студентов, работало св. 600 преподавателей, в т. ч. 27 профессоров и докторов наук, 220 доцентов и кандидатов наук. К. у. издаёт "Научные труды".

К. А. Новиков.



КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, часть казачества в дореволюц. России, размещавшаяся в Кубанской обл. (ныне Краснодарский край и часть Ставропольского края) с центром в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Образовано в 1860 из Черноморского казачьего войска и части Кавказского линейного казачьего войска в составе 22 (позже до 27) конных полков, 3 эскадронов, 13 пеших батальонов и 5 батарей. К. к. в. участвовало во всех войнах, к-рые вела Россия во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. В 1914 в составе К. к. в. было 11 конных полков и 1 дивизион, 2,5 гвард. сотни, 6 пластунских батальонов, 5 батарей, 12 команд и 1 сотня милиции (всего до 19 тыс. чел.). Во время 1-й мировой войны 1914-18 К. к. в. выставило 37 конных полков и 1 дивизион, 2,5 гвард. сотни, 22 пластунских батальона, 6 батарей (в 1917-12), 49 различных сотен и 6 полусотен, 12 команд (всего ок. 90 тыс. чел.). К. к. в. сложилось из 2 гл. частей: т. н. "линейцев", в основном потомков переселённых на Кубань в кон. 18 в. донских казаков, располагавшихся в восточной части области (Кавказский, Лабинский, Майкопский и Баталпашинский отделы), и "черноморцев" - потомков запорожцев, переселённых в 90-х гг. 18 в. на р. Кубань от её устья до р. Лабы (Ейский, Екатерино-дарский и Темрюкский отделы). В 1-й пол. 19 в. на Кубань были переселены екатеринославские, азовские, черниговские, полтавские и дунайские казаки, гос. крестьяне, кантонисты и отставные солдаты, зачисленные в казаки. Население области составляло 2,89 млн. чел. (на 1916), в т. ч. казаков 1,37 млн. чел. (43%). Казачьи земли составляли ок. 6,8 млн. дес., средний душевой надел равнялся 9 дес. Значит. развитие капитализма привело к сильной дифференциации кубанских казаков, к-рая усиливалась ввиду обеднения казаков из-за тяжести службы. У казачьей бедноты, составлявшей ок. 1/2 казачьего населения, душевой надел равнялся фактически 2-3 дес. Это, а также рознь между населением более зажиточных зап. р-нов и менее зажиточных вост. р-нов обусловили острые классовые противоречия внутри кубанского казачества, осложнённые борьбой с иногородними, к-рые арендовали казачьи земли. Во время Революции 1905-07 произошли восстания в ряде пластунских батальонов и во 2-м Урупском полку. После Окт. революции 1917 казачья беднота стала на сторону Сов. власти, контрреволюц. элементы во главе с Кубанской радой 1917-20 начали борьбу против социалистич. революции. В 1918 значительная часть казаков под влиянием борьбы с иногородними, сословных предрассудков и ошибок со стороны органов Сов. власти и антиказачьей политики главкома И. Л. Сорокина поддержала Добровольческую армию генерала А. И. Деникина. В 1919 кубанские корпуса генерала А. Г. Шкуро и С. Г. Улагая активно сражались против Красной Армии. Однако великодержавная политика Деникина вызвала оппозицию среди кубанцев, к-рые стремились к автономии. Казаки массами дезертировали из деникинской армии, а летом 1920 не поддержали десант Улагая на Кубани. В 1920 К. к. в. было упразднено. В Красной Армии в 20-30-х гг. были созданы кубанские казачьи части. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 кубанские казачьи дивизии, особенно 4-й гвард. Кубанский казачий корпус под команд. ген. Н, Я. Кириченко, героически сражались на фронтах за Советскую отчизну.

Лит.: Щербина Ф. А., История Кубанского казачьего войска, т. 1-2. Екатеринодар, 1910-13: Мужев Л. Ф., Казачество Дона, Кубани и Терека в революции 1905-1907 гг., Орджоникидзе, 1963; Г о-л у б е в A. B. Врангелевские десанты на Кубани, М.. 1929; Красильнико-в а К., Партизанское движение на Кубани и Черноморье (1918 - 1920 гг.), Краснодар, 1957.



КУБАНЬ, река в Ставропольском и Краснодарском краях РСФСР. Образуется слиянием pp. Уллукам и Учкулан, берущих начало на склонах Эльбруса, у края ледника Уллукам. Впадает в Темрюкский зал. Азовского м. Дл. 870 км (от истока р. Уллукам 906 км), пл. басс. 57 900 км2. От истока до г. Невинномыс-ска К. течёт б. ч. в глубоком и узком ущелье, имеет большое падение, пороги. У Невинномысска - плотина для подачи воды в Невинномысский канал. В ср. течении (до впадения р. Лаба) протекает в широкой долине с террасированными склонами. После поворота реки на 3. появляется левобережная пойма (у Усть-Лабинска до 4 км шир.). Русло извилисто, изобилует мелями и перекатами, дробится на рукава. Ниже устья р. Лаба река становится многоводной, долина ещё больше расширяется, шир. поймы к станице Варениковской достигает 20 км (к устью сужается до 3-4 км). Русло местами приподнято над поймой и ограждено прирусловыми валами. Между устьями pp. Лаба и Афипс располагаются Адыгейские плавни (пл. 300 км2), ниже р. Афипс - Закубанские плавни (до 800 км2). В 116 км от устья от К. отходит прав. рукав - Протока (130 км). Площадь устьевой области 4300 км2. Ещё в кон. 19 в. К. сбрасывала осн. массу воды в Чёрное м.; после углубления Азовских рукавов Черноморский рукав отделился от моря.

Питание смешанное: в верховьях преобладает ледниковое и высокогорно-сне-говое - 49%, у Краснодара оно составляет 32%, грунтовое соответственно возрастает с 21 до 32%, дождевое 27 и 32%. Характерны растянутое летнее половодье, дождевые паводки; зимой паводки от оттепелей и дождей. Средний годовой расход у Краснодара 425 м3/сек. С созданием ряда гидротехнических сооружений (Невинномысский канал, Тщикское, Краснодарское, Шапсугское водохранилища) и забором воды для орошения сток К, уменьшился приблизительно на 30 м3/сек. Средняя мутность воды 682 г/м3, годовой сток наносов 8,4 млн. т. В районах впадения рукавов и Протоки дельта выдвигается в море на 70 и 45 м в год. Все крупные притоки К. впадают слева: Малый и Большой Зеленчук, Уруп, Лаба, Белая, Пшиш. В низовьях К. создаётся важнейший район рисосеяния. В дельте - лов судака, тарани, осетровых, рыбца и шемаи. К. судоходна от Краснодара до устья. На реке - гг. Карачаевск, Чер-кесск, Невинномысск, Армавир, Новоку-банск, Кропоткин, Усть-Лабинск, Краснодар, Темрюк.

Лит.: Давыдов Л. К., Гидрография СССР, ч. 2, Л., 1955; Залогин Б. С., Родионов Н. А., Устьевые области рек СССР, М., 1969. И.В.Попов.



КУБАСОВ Валерий Николаевич (р. 7.1. 1935, г. Вязники Владимирской обл.), лётчик-космонавт СССР, Герой Сов. Союза (22.10.1969). Чл. КПСС с 1968. По окончании Моск. авиац. ин-та (1958) работал в КБ. С 1966 в отряде космонавтов. В 1968 К. присвоена учёная степень кандидата технических наук.

11 - 16 окт. 1969 совершил полёт в космос на корабле-спутнике "Союз-6" в качестве бортинженера корабля (совм. с Г. С. Шониным). Выполнил программу научно-технич. исследований систем корабля, изучения околоземного космич. пространства, атмосферы и геолого-геогр. объектов Земли, осуществил первые в мире эксперименты по проведению сварочных работ в космосе. Участвовал в суточном групповом полёте с кораблём "Союз-7" и 3-суточном групповом полёте с космич. кораблями "Союз-7" и "Союз-8"; сделал 80 оборотов вокруг Земли. Награждён орденом Ленина и медалями.



КУБАТАН (Cubatao), город на Ю.-В. Бразилии, в шт. Сан-Паулу. 29,7 тыс. жит. (1968). Ж.-д. ст. Важный центр нефтепереработки и электроэнергетики; бум. пром-сть. Крупная ГЭС (мощность 1,2 млн. квт; снабжает электроэнергией гг. Сантус и Сан-Паулу), Осн. в 1533.

КУБАТЛЫ, посёлок гор. типа, центр Кубаглинского р-на Азерб. ССР. Расположен на р. Баргюшад (басс. Аракса), в 35 км к С, от ж.-д. станции Акара (на линии Баку - Ереван). Асфальтовый з-д, инкуоаторно-птицеводч. станция; кам. карьер.



КУБАЧИ, посёлок гор. типа в Даха-даевском р-не Даг. АССР, крупнейший художеств. центр Дагестана. В раннем средневековье известен изготовлением кольчуг и оружия. В 11-17 вв. большое развитие получили резьба по камню (тимпаны и кам. плиты с вырезанными в высоком рельефе изображениями животных, людей, сцен борьбы и охоты) и бронзовое литьё (котлы с такими же изображениями). В 18-19 вв. высокого расцвета достигают художеств. обработка металла (чернение по серебру, золотая и серебряная насечка по металлу, кости и рогу, глубокая гравировка, филигрань, зернь и пр.) и особенно произ-во и украшение оружия. Продолжает развиваться резьба по камню и дереву (надгробия, деревянные архит. детали и предметы быта с растит. узорами). Изготовляются медные подносы и блюда с геом орнаментом или изображениями зверей. Иск-во К. характеризуется логичной завершённостью орнамента, чистотой и сочностью линий. Распространены растит, узоры в виде переплетающихся стеблей с цветами, листьями и бутонами - "марха-рай" (заросли), "тутта" (ветка), "тамга" (розетка). В сов. время в К. работает комбинат "Художник" (организован на базе артели, осн. в 1923). Мастера (А. Ахмедов, Г. М. Кишев, Г. Курбанов, Р.А. Алиханов, Г.М. Магомедов) создают серебряные декоративные вазы, подносы, кувшины, сервизы, ювелирные изделия, украшенные гравировкой, чернью, насечкой и пр. Применяют также фактурную обработку фона, на к-ром помещают крупный растит. узор.

Илл. см. на вклейке табл. XXVIII (стр. 544-545),а также т. 7, табл. XLIII (стр.544-545).

Лит.: Шиллинг Е. М., Кубачинцы и В.Н. Кубасов, их культура, М.-Л.,

1949; Кильчевская Э. В., Декоративное искусство аула Кубачи, М., 1962.

КУБАЧИНЦЫ (самоназв. - у р б у г а н), этнографич. группа даргинцев, жители посёлка Кубачи в Дахадаевском р-не Даг. АССР. Говорят на кубачинском (арбукском) диалекте даргинского яз. Верующие К.- мусульмане-сунниты. В лит. памятниках известны с 9 в. как зирехке-раны (перс.- кольчужники), а с 16 в.- как кубачи (тур.- кольчужники). Осн. занятие К. с древнейших времён - художеств. обработка металлов (см. в ст. Кубачи).

Лит.: Шиллинг Е. М., Кубачинцы и их культура, М.- Л., 1949; Народы Кавказа. т. 1, М., 1960.



КУБЕЕВ Спандияр (1878-1956), казахский советский писатель; см. Кобеев С.

КУБЕЛИК (Kubelik) Ян (5.7.1880, Михле, близ Праги,-5.12.1940, Прага), чешский скрипач и композитор. В 1898 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки О. Щевчика. Позднее учился композиции у И. Фёрстера и К. Книтля. В 1898-1938 гастролировал во многих странах (в России впервые в 1901, в СССР в 1927). Получил известность гл. обр. как виртуоз, исполнитель сочинений Н. Паганини. Автор симфонии и скрипичных соч. (в т. ч. 6 концертов) и др. В 1947 и 1949 в Праге проведены Между-нар. конкурсы скрипачей им. К.

Лит.: Современные музыкальные деятели. Ян Кубелик, "Русская музыкальная газета", 1902, № 51-52; Hoffmeister К., J. Kubelik, Praha, 1941.



КУБЕНА, Кубина, река в Вологодской области РСФСР (верховье в Архангельской обл.). Впадает в Кубен-ское оз, (басс. Сев. Двины). Дл. 368 км, пл. басс, 11 тыс. км2. Берёт начало с Ко-ношской возв. При впадении в озеро образует обширную дельту. Ср. расход в ниж. течении 52,2 м3/сек. Наиболее крупный приток - Сямжена (лев.). Судоходна. Сплавная. На К.- г. Харовск.

КУБЕНСКОЕ ОЗЕРО, озеро в Вологодской обл. РСФСР (басс. Сев. Двины). Превращено (в 1917) в водохранилище. Пл. 648 км2 (собственно озера 407 км2). Ср. глубина около 3 м. Расположено в заболоченной низменности на вые. 109 м; вытянуто с С.-З. на Ю.-В. Дл. ок. 60 км, шир. до 15 км. Берега отмелые, дно б. ч. песчаное. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Размах колебаний уровня до 1,5 м. Высокие уровни с мая по июль - август. Для К. о. характерно сильное волнение. Замерзает в октябре - ноябре, вскрывается в конце апреля - мае. К. о. входит в систему Волжско-Северо-Двинского пути (построена в 1828, реконструирована в 1917). Из озера вытекает р. Сухона, в её истоке - плотина для сезонного регулирования и судоходный шлюз. Приток К. о.- р. Порозовица и Северо-Двинский канал соединяют озеро с Шексной (басс. Волги). На К. о. рыболовство (нельма, лещ, щука, судак).

КУБЕРТАВИЧЮС Пятрас (22. 6. 1897, дер. Варту, ныне Лаздийского р-на,- 14.2.1964, Вильнюс), литовский советский актёр и режиссёр, нар. арт. Литов. ССР (1959). В 1916 начал сценич. деятельность, С 1919 работал в Каунасском драм, театре. Роли: Шарунас ("Шарунас" Креве-Минкявичюса), Рустейка ("Сыны зари" Чюрлёнене-Кимантайте), Чебутыкин ("Три сестры" Чехова), Глостер ("Король Лир" Шекспира) и др. Постановщик спектаклей: "Поют петухи" Балтушиса (1948, 1958), "Блудный сын" Блауманиса (1957) и др. Один из основоположников литов. проф. театра. С 1936 вёл педаго-гич. работу. Награждён орденом "Знак Почёта" и медалью.



КУБЕРТЕН (Coubertin) Пьер де (1.1. 1863, Париж,-2.9.1937, Женева), барон, французский общественный деятель, педагог, историк, литератор; инициатор возрождения античных Олимпийских игр в виде всемирных спортивных соревнований. Образование получил в военной школе в Сен-Сире, юридическом коллеже и школе политических наук в Париже. Отказавшись от фамильной военной карьеры, посвятил свою деятельность разработке реформы национального образования, проблем физич. воспитания, развитию междунар. спортивного движения. В 1894 в Париже состоялся созванный по инициативе К. междунар. спортивный конгресс, принявший решение о возрождении Олимпийских игр. В 1894-96 К.- ген. секретарь Междунар. Олимпийского к-та, в 1896-1925 президент и в 1925- 1937 почётный президент. Им разрабо~ таны осн. правила проведения Олимпийских игр, написан текст клятвы спортсменов-олимпийцев. Автор многочисл. работ по проблемам спорта и физич. воспитания. В 1912 на конкурсе искусств, посвящённом играм V Олимпиады, написанная К. (под псевдонимом) "Ода спорту" была удостоена золотой медали. Похоронен в Лозанне; по желанию К. его сердце захоронено в Олимпии - столице античных Олимпийских игр.

Соч.: Memoires olympiques, Lausanne, 1931; Une campagne de ving et un ans, [P.], 1908; Les jeux olympiques de 1896, P.. 1896; Pedagogic sportive, P., 1922; La psychologie du sport, "Revue des deux mondes", 1900, t. 160; Le sport et la societe moderne, "Revue hebdo-madaire", 1914, t. 6.

K.A. Андрианов, В. И. Саввин.

КУБЕЦКИЙ Леонид Александрович (25.7.1906, Царское Село, ныне г. Пушкин,-22.9.1959, Москва), советский физик, изобретатель. Окончил Ленингр. политехнич. ин-т (1931). С 1929 работал в Ленингр. физ.-технич. ин-те, с 1936 в НИИ судостроения в Москве, с 1939 в Ин-те теоретич. геофизики АН СССР, с 1946 в Ин-те автоматики и телемеханики АН СССР, с 1953 в Ин-те биофизики АН СССР. Осн. работы по электронике (управляемые газоразрядные и телевизионные приборы). Изобрёл (1930) и практически осуществил (1934) фотоэлектронный умножитель (Гос. пр. СССР, 1948).

Лит.: Хлебников Н. С., Леонид Александрович Кубецкий. [Некролог], "Успехи физических наук", 1960, т. 71, в. 2, с. 351.



КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразит. искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четв. 20 в., к-рое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Слово "кубисты" было употреблено в 1908 и 1909 франц. критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геом. тел или фигур. Термин "К." вначале обозначал формальный эксперимент, предпринятый во Франции между 1907 и 1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907), африканской скульптуры и иск-ва примитивов. В 1907 П. Пикассо написал необычную по остроэмоциональной гротескности картину "Авиньонские" девушки" (Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), в к-рой фигуры справа, деформированные, огрублённые, изображены без к.-л. элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа "Бато-лавуар" ("Лодка-плотомойня"), куда входили П. Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и последовательно были выражены осн. принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон д'ор" ("Золотое сечение"), входили эпигоны и популяризаторы К.- А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с К.,- Ф. Леже, "орфисты" Р. Делоне и Ф. Куп-ка, будущие "дадаисты" Ф. Пикабия и М. Дюшан.

В целом К., родившийся в условиях общего глубокого кризиса бурж. культуры эпохи империализма, был разрывом с традицией реалистич. иск-ва, сложившейся в эпоху Возрождения, в т, ч. с созданием зрительной иллюзии мира на плоскости. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного иск-ва, туманным иносказаниям символизма, зыбкости поздней импрессионистской живописи. Входя в круг бунтарских, анархиствующих , буржуазно-индивидуалистических течений, К. выделялся среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к таким элементарным мотивам, как дерево, дом, утварь, инструменты. Сама геометризация форм подчёркивала устойчивость, предметность мира, особенно в ранний, "сезанновский" период кубизма (1907- 1909); мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на плоскости холста, образуя подобие рельефа, причём цвет, выделяя отд. грани, и подчёркивает, и дробит объём (П. Пикассо - "Фермерша", 1908, Эрмитаж, Ленинград; Ж. Брак - "Эстак", 1908, Художеств.

музей, Берн). В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910-12) предмет окончательно разлагается, дробится на мелкие грани, к-рые чётко отделяются друг от друга, а предметная форма как бы распластывается на холсте. Игра граней подчиняется сложному декоративному ритму (П. Пикассо - портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; Ж. Брак-"В честь И. С. Баха", 1912, частное собр., Париж). В последней, "синтетической" стадии (1912- 1914) полностью побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо - "Харчевня", 1913-14, Эрмитаж; Ж. Брак - "Женщина с гитарой", 1913, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Одновременно появляется интерес ко всякого рода наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям, т. е. отказ от изображения объёма и пространства "компенсируется" построениями в реальном пространстве. Тогда же появляется ку-бистическая скульптура с характерной для неё игрой пространственности и плоскостности ("контррельефы" А. П. Ар-хипенко, пространственные конструкции А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, гео-метризов. рельефы и фигуры О. Цадки-на, Ж. Липшица). Уже изжив себя во Франции, К. оказал известное влияние на итал. футуристов (см. Футуризм; Дж. Северини, К. Карра), рус. кубофуту-ристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), нем. художников "Баухауза" (Л. Фей-нингер, О. Шлеммер) и др. Во мн. случаях К. оказался ступенью, ведущей к абстрактному искусству; непосредственно связан с К. пуризм 1920-х гг. Через увлечение К., преодолев его влияние, прошли и нек-рые крупные реалисты 20 в.- Д. Ривера, О. Гутфрёйнд, Р.Гуттузо. Поэты Аполлинер, М. Жакоб, А. Сальмон стремились создать "куби-стич. поэзию", передать динамич. ощущение сдвигов и взаимопроницаемости предметов.

Уже в годы возникновения К. появились его теоретич. "обоснования" субъек-тивно-идеалистич. порядка (А. Глез, Ж. Метсенже, в ряде положений - Г. Аполлинер), послужившие основой для многочисл. реакц. концепций, оправдывающих упадочные явления бурж. иск-ва. Многочисленны и произвольные попытки связать К. с новейшими научно-технич. открытиями (так, множественность точек зрения на предмет якобы родственна совр. физич. представлениям и т. д.). Те и другие характерны для духовной атмосферы, в к-рой возникал К., но не объясняют характера его живописных концепций. К. не чужды образно-эмо-цион. задачи (особенно произв. П. Пикассо, поднимающимся до драматич. цельности и широты). К. не "освобождается" от изображения вообще, но подчиняет его своим формальным поискам. Отражаемая в иск-ве реальность деформируется, подчиняясь фетишизированным материальным средствам иск-ва, представлению о картине прежде всего как о материальном предмете - холсте, покрытом краской. С другой стороны, и конструктивные устремления К., искания в области пространства и объёма, родственные ряду течений в совр. архитектуре и дизайне ("Баухауз"; группа "Стиль" в Нидерландах), оказываются иллюзорными, поскольку не выходят за пределы "чистой живописи", изобразительного экспериментирования в станковых формах. Поэтому, несмотря на талант и неутомимость П. Пикассо и Ж. Брака, К. оказался в порочном кругу противоречий и вскоре пришёл к кризису. О К. отрицательно отзывался В. И. Ленин, критике его подвергли Г. В. Плеханов и А. В. Луначарский. К. быстро обнаружил свою чуждость социапистич. культуре.

Илл. см. на вклейке к стр. 320-321.

Лит.: Луначарский А. В., Молодая французская живопись, "Современник", 1913, № 6; Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., [б. г.], с. 170-80; Яворская Н., Кубизм и футуризм, в кн.: Модернизм..., М., 1969; S ё г u I I a z M., Le cubisme, P., 1963; Fry E., Der Kubismus, Koln, [1966].

A.M. Комаров.



КУБИК ФОТОМЕТРИЧЕСКИЙ, устройство для сравнения интенсивностей двух световых потоков; представляет собой две равнобедренные прямоугольные стеклянные призмы 1 и 2 (см. рис.), сложенные гипотенузными гранями. На большей части своей поверхности эти грани находятся в оптическом контакте друг с другом, и лучи света 4 и 5 проходят через К. ф., не изменяя направления. На участке 3 поверхностный слой одной из призм удаляют; стеклянные грани оказываются здесь разделёнными прослойкой воздуха, вследствие чего лучи 4' и 5', падающие на этот участок, испытывают полное внутреннее отражение (см. Отражение света). Наблюдатель 6 видит два смежных световых поля (одно, создаваемое потоком лучей 5, и второе -. лучами 4') и сравнивает их яркости. К. ф. применяется в различных оптич. приборах, в частности в визуальных фотометрах, колориметрах, нефелометрах (см. Нефелометрия).

М. М. Гуревич.



КУБИЛИНСКАС Костас (1.6.1923, Руда, ныне Вилкавишкского р-на Литов. ССР,- 9.3.1962, Малеевка Рузского р-на Московской обл.), литовский советский поэт. Печатался с 1938. В книгах "Парад букв" (1951), "Стоит сказочный домик" (1957), "Королева-лягушка" (1962) и др. проявил себя как талантливый детский поэт и сказочник. Лирич. стихи собраны в вышедшем посмертно сб. "Равнины поют" (1964). К. перевёл на литов. яз. произв. А. С. Пушкина, П. П. Ершова, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. Гос. пр. Литов. ССР (1959).

Соч.: Buvo buvo kaip nebuvo, Vilnius, 1958; Su zilvicio dudele, Vilnius, 1957; в рус. пер,- Янтарики, М., 1962; Дрозд-богатырь. [Предисловие Э. Межелайтиса], М., 1969.



КУБИНКА, посёлок гор. типа в Московской обл. РСФСР, подчинён Одинцовскому горсовету. Ж.-д. станция в 63 км к 3. от Москвы. Предприятия ж.-д. транспорта, обувная ф-ка.

КУБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, народная, антиимпериалистическая, аграрная революция, победившая 1 янв. 1959 и переросшая затем в революцию социалистическую. Разорвала цепь империали-стич. гнёта в Лат. Америке. Привела к созданию первого социалистич. гос-ва в Зап. полушарии, ознаменовав историч. поворот и открыв новый этап революц. движения в этом р-не мира.

К. р. произошла в благоприятной ме-ждунар. обстановке нового соотношения сил на мировой арене, сложившегося в результате ослабления мировой капита-листич. системы, роста силы и могущества социалистич. лагеря, с