загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

Неуклонно возрастал не только объём продукции тяжёлой индустрии, но и пром-сти, производящей предметы потребления. Первоочередное развитие получали отрасли, определяющие совершенствование структуры экономики, технич. прогресс и эффективность произ-ва: электроэнергетика, химия, машиностроение. В период развитого социалистич. общества Коммунистич. партия стала уделять ещё большее внимание коренным вопросам совершенствования экономич. отношений в обществе, улучшения системы управления нар. х-вом, планирования и стимулирования произ-ва. Были определены принципы экономической политики партии в области промышленности и сельского хозяйства, отвечающие требованиям современного этапа развития страны.

В решениях 24-го съезда КПСС (1971) дана целостная концепция качественной перестройки планового руководства хозяйством, отвечающая требованиям современного уровня высокоразвитой сов. экономики, ускорения научно-технич. прогресса. Эта концепция предусматривает: более глубокую разработку социально-экономич. проблем сов. общества; всестороннее изучение обществ. потребностей; обеспечение постоянного роста эффективности обществ. произ-ва на базе всемерного усиления интенсивных факторов развития экономики; расширение горизонтов перспективного планирования и повышение роли науч. прогнозирования; сбалансированное развитие х-ва на основе прогрессивных нормативов использования ресурсов; усиление комплексного, межотраслевого характера планирования; повышение ответственности кадров за выполнение гос. планов и заданий, укрепление плановой дисциплины во всех звеньях народнохозяйственного механизма.

Централизованное планирование призвано обеспечивать ведущую роль нар.- хоз. подхода к решению экономич. вопросов, чёткое определение очерёдности задач хоз. развития, поэтапного развёртывания целевых программ, места каждой отрасли в реализации этих задач. Комплексный характер крупных нар.-хоз. проблем предполагает усиление в планировании программно-целевого подхода к подготовке, обоснованию и принятию нар.-хоз. решений.

Основополагающий принцип построения и функционирования системы планирования в СССР - выдвинутый В. И. Лениным принцип демократического централизма, который предполагает органическое сочетание централизованного планового руководства с максимальным развитием творческой активности трудящихся в управлении произ-вом, с разнообразными проявлениями инициативы местных органов в хоз. и культурном строительстве, с экономич. заинтересованностью самих производителей в реализации плана.

Формы и методы организации гос. планирования меняются по мере развития производит. сил, совершенствования социалистич. производств. отношений, изменения конкретных ист. задач и условий хоз. строительства. Практика социалистич. планирования выработала три формы нар.-хоз. планов (по длительности планового периода): долгосрочный, охватывающий 10-15 лет, среднесрочный, как правило, 5-летний, и текущий - годовой. Долгосрочные планы выражают генеральные направления экономич., технич. и социального развития общества, намечают очерёдность решения важнейших нар.- хоз. проблем. Они обеспечивают преемственность, последовательность и согласованность различных этапов хоз. политики. В среднесрочном пятилетнем плане предусматривается решение крупных комплексных задач экономич. и социального характера, вытекающих из долгосрочной плановой перспективы развития экономики и культуры. В текущем годовом плане уточняются задания пятилетнего плана, учитывается ход его выполнения, новые потребности общества, достижения науки и техники. Сочетание этих форм является важнейшим принципом П. н. х. в СССР. Непосредственно П. н. х. осуществляют: центральные органы (Госплан СССР, министерства и ведомства СССР), Госпланы союзных и автономных республик, местные плановые органы - плановые комиссии исполкомов краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся - и плановый аппарат на предприятиях.

В П. н. х. органически сочетаются отраслевой и терр. аспекты гос. плана. Это позволяет наиболее эффективно использовать преимущества социалистич. разделения труда, природные и трудовые ресурсы. Каждая республика имеет возможность в плановом порядке специализироваться на развитии тех производств и отраслей, к-рые, используя наиболее благоприятные природные и экономич. условия, обеспечивают рост эффективности производства. Вместе с тем специализация республик всё больше дополняется комплексным развитием их экономики.

План развития нар. х-ва разрабатывается исходя из ленинского принципа, согласно к-рому "все планы отдельных отраслей производства должны быть строго координированы, связаны и вместе составлять тот единый хозяйственный план, в котором мы так нуждаемся" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 154).

Первичное звено всей системы нар.-хоз. планирования - план производств. предприятия (объединения). Его разработка "снизу", т. е. на предприятии, ведётся на базе той информации и указаний, к-рые поступают от вышестоящих органов (главков, мин-в, ведомств) и с учётом предложений самого предприятия (см. Техпромфинплан предприятия). Планы центр. хоз. органов (мин-в, ведомств) исходят из общегосударств. задач и представляют собой комплексные планы развития данной отрасли. В комплексных планах союзных республик предусматривается развитие нар. х-ва всех отраслей республики, в т. ч. пром-сти союзно-респ. и респ. подчинения, включаются также планы производства продукции на предприятиях общесоюзных министерств, составляемые с учётом предложений республик.

В нар.-хоз. плане содержится целостная система показателей, к-рая отражает политич. и экономич. задачи плана, осн. направления развития х-ва и его составных частей, взаимозависимость процессов произ-ва, распределения и потребления продукции. Показатели используются для установления необходимых темпов роста экономики и культуры, повышения эффективности обществ. произ-ва, сбалансированного, пропорционального развития нар. х-ва. Система показателей нар.- хоз. плана - единая и обязательная для всех органов и звеньев х-ва. Эти показатели разрабатываются в отраслевом и терр. разрезах (см. Плановые показатели).

Планы развития нар. х-ва носят адресный, директивный характер. Они утверждаются на сессии Верховного Совета СССР и после этого становятся законом, обязательным к исполнению не только предприятиями, но и вышестоящими органами. Утверждённые для предприятия плановые задания могут быть изменены лишь в исключит. случаях Сов. Мин. СССР. В случае пересмотра плановых заданий одновременно должны корректироваться все взаимосвязанные показатели плана, а также расчёты предприятия с бюджетом.

Нар.-хоз. план - мощный рычаг ускорения технич. прогресса произ-ва, органич. соединения достижений научно-технич. революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Подготовка плана ведётся на основе заранее разработанной комплексной программы развития техники и технологии (см. Планирование научно-технического прогресса).

Одним из важнейших методов обоснования и разработки нар.-хоз. планов является балансовый метод в планировании, опирающийся на марксистско-ленинскую теорию воспроизводства, используемый в практике составления пятилетних и годовых планов развития экономики страны в целом, союзных республик, экономич. р-нов и отраслей. С помощью системы балансов в нар.-хоз. плане определяется наличие материальных, трудовых и финанс. ресурсов, намечаются темпы их увеличения, устанавливаются необходимые экономич. пропорции: общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые. Общеэкономич. пропорции отражают наиболее общие соотношения в произ-ве и использовании обществ. продукта и нац. дохода; межотраслевые - конкретизируют общеэкономические, показывают отраслевую структуру экономики; внутриотраслевые ещё более детально раскрывают содержание экономич. связей и технико-экономич. аспект воспроизводства. В социалистич. обществе соблюдение пропорций выступает как элемент планомерного, сбалансированного развития (см. Баланс народного хозяйства СССР, Баланс межотраслевой, Пропорции общественного производства). При этом важна не только общая количественная увязка осн. факторов произ-ва, но и максимальное соответствие структуры произ-ва обществ. спросу (см. Структура общественного производства).

Науч. обоснование планов развития нар. х-ва должно способствовать нахождению оптимальных вариантов решения экономич. проблем (см. Планирование оптимальное). Это даёт возможность обеспечить повышение эффективности обществ. произ-ва, осн. критерием к-рой является достижение в интересах общества наибольших результатов при данных ресурсах.

Социалистич. планирование, в первую очередь долгосрочное, опирается на науч. прогнозы обществ. потребностей и экономич. ресурсов, а также на прогнозы развития фундаментальных и прикладных наук, технич. воплощения их достижений и вытекающих из этого конкретных экономич. оценок (см. Прогноз экономический). Основу прогнозирования составляют прогнозы природных ресурсов, научно-технич. прогресса, демографич. и социальных сдвигов. Они предопределяют осн. элементы собственно экономич. прогноза: воспроизводство рабочей силы и производств. фондов, уровень жизни населения, темпы экономич. роста, структурные изменения и межотраслевые связи в нар. х-ве, размещение производит. сил и т. п.

Наука обогатила теоретич. арсенал планирования, разработаны эффективные методы экономико-матем. моделирования (см. Экономико-математические модели), системного анализа и др. Совр. методика планирования предусматривает повышение роли общеэкономич. расчётов на предварительной стадии разработки перспективного плана. Прежде чем приступить к детальным отраслевым проектировкам, составляется предварительная укрупнённая модель плана, охватывающая осн. факторы и показатели темпов и пропорций расширенного социалистич. воспроизводства. Это помогает определить гл. параметры будущего плана с учётом достигнутого уровня развития производит. сил и сформулировать хоз.-политич. задачи предстоящего периода. Экономико-матем. модель представляет собой схематич. отражение реальных взаимосвязей в экономике, позволяющее учитывать широкий круг показателей и их взаимное влияние. Методы моделирования применяются преим. для разработки пятилетних планов.

В СССР проводится большая работа по развитию совр. технич. базы планирования, в первую очередь путём широкого применения ЭВМ. Использование ЭВМ намного ускоряет получение и обработку больших объёмов информации, подготовку мн. вариантов плана и нахождение оптимальных решений. Крупные вычислит. центры созданы в Госплане СССР и ряде др. центральных экономич. ведомств, в плановых и хоз. органах союзных республик, на мн. предприятиях и в науч. учреждениях. Ведётся работа по созданию общегосударств. автоматизированной системы сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления нар. х-вом на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны.

Плановая социалистич. система х-ва завоевала огромный авторитет и признание во всём мире. С возникновением мировой социалистич. системы расширилась сфера действия закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва, он приобрёл междунар. характер. Др. социалистич. страны восприняли и используют опыт П. н. х. в СССР. Вместе с тем в практике планирования, осуществляемого плановыми органами отд. социалистич. стран, имеется ряд специфич. черт, связанных с особенностями экономич. и ист. характера развития каждой из них. К использованию опыта планового руководства экономикой на основе ленинского учения о планировании обратились мн. страны, освободившиеся от колониального гнёта и приступившие к созданию независимой национальной экономики. Сов. плановые и научные органы оказывают им помощь в разработке, осуществлении планов и подготовке кадров специалистов.

Опыт планомерного развития экономики СССР показывает возможность взаимовыгодного крупномасштабного экономич. сотрудничества со всеми странами, в т. ч. и с развитыми капиталистическими странами. Деятельность Коммунистической партии и социалистического государства открывает большой простор для новых перспектив на пути целесообразного международного разделения труда.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Материалы по пересмотру партийной программы, там же, т. 32; его же, Набросок плана научно-технических работ, там же, т. 36; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Речь на съезде председателей губернских Советов 30 июля 1918 г., там же, т. 37; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома на первой сессии ВЦИК VII созыва 2 февраля 1920 г., там же, т. 40; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, т. 42; его же, VIII Всероссийский съезд Советов 22 - 29 декабря 1920 г., т. 42; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45; его же, О придании законодательных функций Госплану, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Экономическое планирование в СССР, М., 1967; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Л. Я. Берри, 2 изд., М., 1973. А. Н. Ефимов.

ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА в СССР, составная часть планирования народного хозяйства; важный фактор успешного развития науки и техники, повышения технич. уровня произ-ва и эффективности нар. х-ва, позволяющий гос-ву сосредоточивать усилия учёных и др. специалистов на решении наиболее актуальных проблем, концентрировать финанс. и материально-технич. ресурсы на гл. направлениях науки и техники. После 2-й мировой войны 1939-45 для развитых стран характерно внесение элементов планирования в развитие науки и техники. Эта тенденция предопределена возросшим значением науки и техники, научно-технической революцией. В социалистич. странах П. н.-т. п. вытекает из планового ведения хозяйства.

В СССР разработана и применяется система планирования науки и техники. С первых лет Сов. власти в планировании нар. х-ва важное место занимают проблемы научно-технич. прогресса, задачи к-рого В. И. Ленин сформулировал в "Наброске плана научно-технических работ" (1918). В дальнейшем развитие науки и техники предусматривалось в пятилетних планах развития народного хозяйства. ЦК КПСС и Сов. пр-во уделяют большое внимание совершенствованию П. н.-т. п. Система планирования науки и техники в современных условиях определена пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 24 сент. 1968 "О мерах по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники".

Вопросами П. н.-т. п. занимаются Верх. Совет СССР и постоянные комиссии его палат. Сов. Мин. СССР рассматривает и утверждает осн. направления и планы развития научно-технического прогресса, устанавливает порядок разработки планов н.-и. работ и внедрения результатов научных исследований в производство, финансирования затрат на развитие науки и техники, организации научно-технич. информации и подготовки науч. кадров в стране.

К органам межотраслевого функционального П. н.-т. п. относятся Гос. к-т Сов. Мин. СССР по науке и технике, Академия наук СССР. Важные функции межотраслевого П. н.-т. п. выполняют Госплан СССР, Госстрой СССР и Мин-во высшего и среднего специального образования СССР.

Первым этапом планирования науки и техники служат прогнозы развития важнейших научно-технич. направлений. Советскими учёными и специалистами разработаны прогнозы развития мн. отраслей науки и техники на период, как правило, 15-20 лет, в частности по топливно-энергетич. комплексу, высокоэффективным материалам для различных назначений, комплексному развитию транспорта, с. х-ва и по мн. др. направлениям науки, техники и народного хозяйства (см. Прогноз научно-технический).

Исходя из прогнозов по важнейшим проблемам определяются основные направления развития науки и техники, как правило, на пятилетний период, в к-рых рассматриваются вопросы развития фундаментальных, прикладных, а также обществ. наук. В области экономич. наук гл. внимание обращается на решение задач повышения эффективности общественного производства с учётом требований объективных экономических законов развития социалистической экономики. Основные направления развития науки и техники на пятилетку охватывают важнейшие отрасли народного хозяйства.

Пятилетний план развития науки и техники и использования достижений науки в нар. хозяйстве - составная часть Гос. пятилетнего плана развития нар. х-ва СССР. Главными разделами пятилетнего плана развития науки и техники (или, как его часто называют, плана новой техники) являются: важнейшие научно-технич. проблемы, подлежащие разработке в планируемом периоде; создание первых серий новых машин и материалов; освоение новых технологич. процессов, включая важнейшие мероприятия по механизации и автоматизации произ-ва; подготовка научных кадров; финансирование науки.

К числу научно-технич. проблем, подлежащих разработке в планируемом периоде, относятся важнейшие межотраслевые проблемы, в работе над к-рыми участвуют 2 или более мин-в и ведомств. Число таких проблем в 9-й пятилетке (1971-75) относительно невелико (ок. 250), что даёт возможность надлежащего контроля за их исполнением. Предусматривается, что разработка каждой из них должна завершаться решением определённой технич. задачи: созданием машины нового типа, получением нового материала и т. п. Среди важнейших научно-технич. проблем, включаемых в нар.-хоз. план, отсутствуют относящиеся только к области фундаментальных наук. Это объясняется тем, что практически невозможно заранее предвидеть, в какой области науки и когда именно будет сделано новое важное открытие или осуществлено решающее продвижение вперёд. Однако развивая фундаментальные науки, необходимо концентрировать силы на наиболее актуальных направлениях путём разработки прогнозов и осн. направлений развития науки и техники.

Научно-технич. проблемы, решение к-рых предусматривается пятилетним планом, охватывают все осн. области нар. х-ва. К числу важнейших научно-технич. проблем десятилетия 1971-80 относятся, напр., создание и освоение новых энергетич. блоков (котёл-турбина-генератор-трансформатор ) максимальной мощности; разработка и сооружение дальних линий электропередачи большой мощности (так, намечено ввести линию Казахстан - Центр на постоянном токе напряжением 1500 кв); создание мощных энергетич. блоков с применением ядерных реакторов; разработка технологии и произ-во средств комплексной механизации и автоматизации добычи угля шахтным способом, обеспечивающим значительное повышение производительности труда; освоение пром. технологии изготовления шин с повышенной ходимостью и мн. др.

По каждой научно-технич. проблеме, включённой в нар.-хоз. план, разрабатываются подробные координационные планы, в к-рых указываются важнейшие этапы работы, сроки их проведения, ответств. орг-ции. Эти планы утверждаются Гос. к-том Сов. Мин. СССР по науке и технике. Координационными планами предусматривается выполнение всего комплекса работ, начиная от кауч. исследований и кончая использованием их результатов в нар. х-ве.

В разделе пятилетнего плана развития науки и техники, включающем создание первых серий машин, новых материалов, высокоэффективных технологич. процессов и важнейшие мероприятия по механизации и автоматизации произ-ва, содержатся конкретные задания, с указанием исполнителей, сроков выполнения и объёмов работ. Эти задания относятся к выпуску новых изделий и выполнению работ, к-рые прошли стадию проектно-конструкторской отработки и опытно-производств. проверки. Этот раздел плана имеет большое значение, поскольку им определяются сроки и масштабы использования в произ-ве наиболее важных результатов научно-исследовательских, проектно-конструкторских и опытно-пром. работ.

В разделе плана, посвящённом подготовке науч. кадров, содержатся задания, касающиеся работы аспирантуры: приём по годам пятилетки (с указанием отраслей науки, мин-в, союзных республик и др. орг-ций, в ведении к-рых находятся соответствующие н.-и. ин-ты и вузы); доля приёма в аспирантуру с отрывом от произ-ва; число лиц, оканчивающих аспирантуру. Разделом плана по финансированию науч. учреждений предусматривается выделение средств в разрезе союзных республик, мин-в и ведомств СССР. При определении объёма финансирования учитывается объём работ, выполненных в соответствии с гос. планом.

Показатели, характеризующие научно-технич. прогресс, содержатся не только в разделах плана по новой технике, но и в планах произ-ва, где во мн. случаях, наряду с общим объёмом выпуска продукции, указывается в т. ч. и выпуск наиболее прогрессивной продукции. Напр., в плане приводится объём произ-ва стального проката в целом и объём произ-ва тонкого холоднокатаного стального листа, объём произ-ва минеральных удобрений, в т. ч. концентрированных и сложных удобрений. Кроме того, в плане приводятся нек-рые общие показатели, характеризующие научно-технич. прогресс, такие, как коэфф. нефтеотдачи, доля добычи угля открытым способом, удельный расход топлива на выработанный киловаттчас, электровооружённость рабочего в пром-сти и др.

Ежегодно в гос. план по науке и технике при необходимости вносятся соответствующие коррективы. Наряду с общегос. планом развития нар. х-ва разделы науки и техники содержатся в республиканских планах развития нар. х-ва, в планах отраслевых мин-в СССР и др. орг-ций. производств. объединения, предприятия, н.-и., проектно-конструкторские и др. орг-ции также имеют свои планы работы.

Академия наук СССР с участием др. орг-ций разрабатывает пятилетние планы науч. исследований в области естеств. и обществ. наук. Наряду с пятилетними и годовыми планами н.-и. работ предусмотрено планирование развития науки и техники с перспективой на 15-20 лет. Ведётся работа по совершенствованию П.н.-т. п.

В условиях совр. научно-технич. революции актуальным становится международное научно-технич. сотрудничество, особенно со странами - членами СЭВ (см. Научно-техническое сотрудничество социалистических стран).

Лит.: Ленин В. И., Набросок плана научно-технических работ, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36; его же, Очередные задачи Советской власти, там же; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45; его же, Письмо Г. М. Кржижановскому 14 марта 1920 г., там же, т. 51; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 7, М. 1970; Планирование и стимулирование научно-технического прогресса, под ред.

Л. М. Гатовского, М., 1972; Научно-технический прогресс и эффективность общественного производства, М., 1972; Ефимов К., Научно-технический прогресс: организация и управление, "Коммунист", 1973, № 10; Ефимов К., Максимов Л., Амирджанянц Ф., Совершенствование планирования и управления научно-техническим прогрессом, "Плановое хозяйство", 1974, № 11. В. А. Кириллин.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ, система расчётов по текущему регулированию хода произ-ва в целях обеспечения равномерной и ритмичной работы предприятия. П. о.-п.- органич. составная часть внутризаводского планирования. В процессе П. о.-п. осуществляется разработка и своевременное доведение до цехов и участков производственных программ, графиков загрузки рабочих мест и выпуска продукции, обеспечение слаженного хода производства по изготовлению плановой номенклатуры изделий заданного качества в установленных объёмах и сроках при наилучшем использовании всех производств. ресурсов. Важная функция П. о.-п.- ежедневный учёт выполнения плановых заданий, а также организация службы непрерывного наблюдения за ходом произ-ва.

П. о.-п. в масштабах предприятия выполняет возложенные на него задачи с помощью межцехового и внутрицехового П. о.-п., а также диспетчеризации производства. Координирование во времени и в пространстве производств. процессов требует создания спец. календарно-плановых нормативов: величины партий запуска-выпуска отд. деталей, длительности производств. циклов, опережений запуска (выпуска) заготовок, деталей, размеров заделов на рабочих местах, в цехах, между цехами и т. д.

Существует множество различных систем П. о.-п., учитывающих особенности типов произ-ва. Содержание каждой системы обусловливается взаимодействием различных факторов: технологич. сложностью произ-ва продукции, его масштабами, номенклатурой, стабильностью производств. заданий. Различие между ними состоит гл. обр. в специфике выбираемой планово-учётной единицы, большей или меньшей её детализации, что предопределяет степень централизации оперативного планирования произ-ва.

В условиях единичного производства наибольшее распространение имеет позаказная система П. о.-п., в к-рой плановоучётной единицей служит комплект деталей, входящих в конструктивный узел или изделие. Исходя из закреплённых за каждым цехом видов работ (деталей) и норм времени на их выполнение, разрабатываются объёмно-цикловые графики, в к-рых сроки выполнения всех заказов по цехам согласовываются с конечными сроками выполнения задания по каждой номенклатурной единице.

В условиях серийного производства при относительно небольшой номенклатуре изготовляемых цехами изделий (деталей, узлов) используется подетальная система планирования. Если номенклатура изделий велика и планово-диспетчерская служба предприятия не в состоянии эффективно контролировать движение каждого изделия в производственном цикле, применяются децентрализованные, т. н. комплектные, системы планирования, в которых используются укрупнённые планово-учётные единицы, представляющие собой комплект деталей и узлов, входящих в машину или прибор (машинокомплект, приборокомплект).

Распространение получила система непрерывного оперативно-производств. планирования, разработанная на базе опыта Новочеркасского электровозостроительного з-да и впервые внедрённая на ряде з-дов в 1963-65. В ней применены новые принципы построения планово-учётных единиц и заложены новые основы П. о.-п. Используемые здесь единый сквозной план-график для всех цехов и участков и единые средства учёта его выполнения позволяют в большей степени обеспечивать пропорциональность произ-ва. В этой системе применяются 2 вида планово-учётных единиц: 1) "условное изделие", если в программе есть изделие, преобладающее по объёму и стабильности произ-ва. В него входят все изделия, изготовляемые предприятием в планируемом периоде по их удельному весу в "условном изделии"; 2) "суткокомплект", если в программе отсутствует такое изделие. Этот показатель включает среднесуточное кол-во всех изделий, подлежащих изготовлению и выпуску в планируемом периоде.

В массовом производстве, отличающемся устойчивостью номенклатуры выпускаемых изделий, деталей, узлов, видов работ и т. п. и организуемом по поточному методу, используется система подетального планирования. При этом задания по запуску и выпуску определяются по отд. деталям (по каждой поточной линии и производств. участку внутри цехов), а плановые расчёты направлены на поддержание межцеховых производств. заделов в установленных нормах.

Во всех типах произ-ва расчёты производств. программ цехам осуществляются в порядке, обратном ходу производств. процесса, начиная с выпускающих цехов и далее до обрабатывающих и затем заготовительных цехов. Установленные для цехов задания доводятся до участков и обеспечиваются всем необходимым для ритмичного выполнения планов.

После составления и доведения до участка программы-задания закреплённая за ним номенклатура деталей и операций распределяется между рабочими местами, производятся расчёты загрузки рабочих мест, определяются формы движения деталей (параллельное, параллельно-последовательное или последовательное) и очерёдность выполнения работ. Контроль за реализацией работ, предусмотренных П. о.-п., обеспечивается диспетчерской службой, к-рой предоставляются все необходимые для этого технические средства и права (см. Диспетчерский пункт, Диспетчерская связь). В частности, для этой цели используются производств. графики, к-рые помогают в осуществлении оперативного контроля за движением произ-ва.

Лит.: Татевосов К. Г., Основы оперативно-производственного планирования на машиностроительном предприятии, М. - Л., 1965; Омаров a. Новая система оперативно-производственного планирования в действии, М., 1965; Слодкевич Н. И., Вопросы оперативно-производственного планирования на предприятии, [М., 1967]. А. М. Омаров.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЕ, совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хоз. объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов. П. о. применимо на всех уровнях планирования и управления социалистическим производством - предприятия, объединения, отрасли, экономического р-на, всего нар. х-ва. П. о. нар. х-ва возможно только в условиях социалистич. экономики, основанной на обществ. собственности на средства производства, позволяющей осуществлять планомерное использование производств. ресурсов в масштабе и в интересах всего общества (см. Планирование народного хозяйства).

Составление оптимального плана развития хоз. объекта основано на решении задачи математического программирования, в к-рой отыскивается условно-экстремальное (максимальное или минимальное) значение функции (наз. целевой функцией или критерием оптимальности плана). На основе критерия оптимальности может быть принят определённый вариант плана.

Лит.: Канторович Л. В., Экономический расчет наилучшего использования ресурсов, М., 1959; Лурье А. Л., О математических методах решения задач на оптимум при планировании социалистического хозяйства, М., 1964; Новожилов В. В., Проблема измерения затрат и результатов при оптимальном планировании, М., 1967; федоренко Н. П., О разработке системы оптимального функционирования экономики, М., 1968. С. С. Шаталин.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ (долгосрочное и среднесрочное), см. в ст. Планирование народного хозяйства.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕКУЩЕЕ (годовое), см. в ст. Планирование народного хозяйства.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕН, обоснование и определение уровней и соотношений цен на предстоящий период. Имеет большое значение для планирования народного хозяйства и проведения единой политики цен, организации планомерной работы по подготовке и введению новых прейскурантов.

В СССР начало П. ц. было положено в кон. 20-х гг. В 1-й пятилетний план (1929-32) были включены задания по изменению уровней и соотношений цен. Основой П. ц. является пятилетний план совершенствования оптовых иен. Он включает: определение осн. направлений развития цен на пятилетие; задания по совершенствованию методологии и методики ценообразования; сроки общих пересмотров цен. Реализуются задания пятилетнего плана через систему текущего П. ц., основой к-рого являются годовые планы, разрабатываемые органами ценообразования.

Важным этапом П. ц. является их прогнозирование. Оно даёт необходимую информацию об уровне и соотношении цен в перспективе по отраслям и осн. видам (группам) продукции для обоснования плана и прогноза развития нар. х-ва, оптимальных пропорций и структуры произ-ва, его рационального размещения и выбора вариантов проектных решений.

Для расчётов вариантов изменений цен на перспективу с учётом их взаимных влияний используются межотраслевой баланс (см. Баланс межотраслевой), многопродуктовые модели, методы математич. статистики. Текущее, среднесрочное и долгосрочное П. ц. получило развитие в ряде др. социалистич. стран. Оно строится на тех же исходных принципах, что и в СССР, но с учётом специфики отд. стран.

Лит. см. при ст. Ценообразование,

Г. Н. Чубаков
1945.htm
ПЛАНКА ПОСТОЯННАЯ, квант действия, фундаментальная физическая постоянная, определяющая широкий круг физич. явлений, для к-рых существенна дискретность действия. Эти явления изучаются в квантовой механике. Введена М. Планком (1900) при установлении закона распределения энергии в спектре излучения абсолютно чёрного тела (см. Планка закон излучения). Обозначается h. Наиболее точное значение П. п. было получено на основе Джозефсона эффекта: h = (6,626196 ± ± 0,000050)· 10-34дж . сек = (6,626196 ± ±0,000050)· 10-27эрг-сек. Чаще пользуются постоянной h = h/2П = (1,0545919 ± ± 0,0000080)·10-27эрг-сек, также называемой П. п.

ПЛАНКЕТ, Планкетт (Planquette) Робер (31.7.1848, Париж,-28.1.1903, там же), французский композитор. Учился в Парижской консерватории. В 1872 дебютировал как театр. композитор. Известность принесла ему оперетта "Корневильские колокола" (1877, Париж), развивающая традиции франц. комич. оперы. Простота муз. языка, живые образы, романтич. приподнятость способствовали её популярности. Успехом пользовались и др. оперетты П. (напр., "Панург" по Ф. Рабле, 1895), в нек-рых из них он отдал дань фарсовому направлению франц. муз. театра.

Лит.: Янковский М. О., Оперетта, Л.- М., 1937, с. 36-38.

ПЛАНКЕТТ (Plunkett) Джозеф Мэри (1887-4.5.1916, Дублин), деятель ирландского нац.-освободит. движения; журналист. Редактор журн. "Айриш ревью" ("Irish Review"), выступавшего за независимость Ирландии. Один из руководителей ирл. волонтёров и мелкобурж. революц. орг-ции Ирл. республиканское братство. По её заданию вёл в Берлине весной 1915 вместе с Р. Д. Кезментом переговоры о поставке Германией оружия для ирл. патриотов, в ходе к-рых убедился в шаткости расчётов на эффективную герм. помощь. Входил в комитет, подготовивший Ирландское восстание 1916; участвовал в руководстве воен. действиями.Чл. врем. пр-ва провозглашённой повстанцами Ирл. республики. Расстрелян англичанами.

Лит.: nоlt E., Protest in Arms, L., 1960.


ПЛАНКТОН (от греч. planktos - блуждающий), совокупность организмов, населяющих толщу воды континентальных и морских водоёмов и не способных противостоять переносу течениями. В состав П. входят как растения- фитопланктон (в т. ч. бактериопланктон), так и животные - зоопланктон. П. противопоставляют населению дна - бентосу и активно плавающим животным-нектону. В отличие от последних, организмы П. не способны к самостоят. движению или подвижность их ограничена. В пресных водах различают озёрный П.- лимнопланктон и речной - потамопланктон.

Растит. фотосинтезирующие планктонные организмы нуждаются в солнечном свете и населяют поверхностные воды, в основном до глуб. 50-100 м. Бактерии и зоопланктон населяют всю толщу вод до макс. глубин. Морской фитопланктон состоит в осн. из диатомовых водорослей, перидиней и кокколитофорид; в пресных водах - из диатомовых, синезелёных и нек-рых групп зелёных водорослей. В пресноводном зоопланктоне наиболее многочисленны веслоногие и ветвистоусые рачки и коловратки; в мор. доминируют ракообразные (гл. обр. веслоногие, а также мизиды, эвфаузиевые, креветки и др.), многочисленны простейшие (радиолярии, фораминиферы, инфузории тинтинниды), кишечнополостные (медузы, сифонофоры, гребневики), крылоногие моллюски, оболочники (аппендикулярии, сальпы, бочёночники, пиросомы), яйца и личинки рыб, личинки разных беспозвоночных, в т. ч. многих донных. Видовое разнообразие П. наибольшее в тропич. водах океана.

Размеры организмов П. колеблются от неск. мкм до неск. м. Поэтому обычно различают: наннопланктон (бактерии, наиболее мелкие одноклеточные водоросли ), микропланктон (большинство водорослей, простейшие, коловратки, мн. личинки), мезопланктон (веслоногие и ветвистоусые рачки и др. животные менее 1 см), макропланктон (мн. мизиды, креветки, медузы и др. сравнительно крупные животные) и мегалопланктон, к к-рому относят немногих наиболее крупных планктонных животных (напр., гребневик венерин пояс дл. до 1,5 м, медуза циапея диаметром до 2 м со щупальцами до 30 м, колонии пиросом дл. до 30 м и более 1 м в поперечнике и др.). Однако границы этих размерных групп не общеприняты. У мн. организмов П. выработались приспособления, облегчающие парение в воде: уменьшающие удельную массу тела (газовые и жировые включения, насыщенность водой и студенистость тканей, истончённость и пористость скелета) и увеличивающие его удельную поверхность (сложные, часто сильно разветвлённые выросты, уплощенное тело).

Организмы фитопланктона - осн. продуценты органич. вещества в водоёмах, за счёт к-рого существует большинство водных животных. В мелководных прибрежных частях водоёмов органич. вещество продуцируется также донными растениями - фитобентосом. Обилие фитопланктона в различных частях водоёмов зависит от кол-ва в поверхностных слоях необходимых для него питат. веществ. Лимитируют в этом отношении гл. обр. фосфаты, соединения азота, а для нек-рых организмов (диатомовые, кремнежгутиковые) и соединения кремния. За длит. историю океана эти вещества накопились в больших кол-вах в его глубинах, гл. обр. в результате разложения и минерализации органич. частиц, оседающих из верхних слоев. Поэтому обильное развитие фитопланктона происходит в р-нах подъёма глубинных вод (напр., в р-не стыка тёплых вод Гольфстрима и сев. холодных течений, в зоне экваториальной дивергенции вод, в р-нах сгонных ветров вблизи берегов и т. д.). Поскольку фитопланктоном питаются мелкие планктонные животные, служащие пищей более крупным, р-ны наибольшего развития фитопланктона характеризуются и обилием зоопланктона и нектона. Значительно меньшее и лишь локальное значение в обогащении поверхностных вод питат. веществами имеет речной сток. Развитие фитопланктона зависит также от интенсивности освещения, что в холодных и умерен. водах обусловливает сезонность в развитии П. Зимой, несмотря на обилие питат. веществ, выносимых в поверхностные слои в результате зимнего перемешивания вод, фитопланктона мало из-за недостатка света. Весной начинается быстрое развитие фито-, а вслед за ним и зоопланктона. По мере использования фитопланктоном питат. веществ, а также вследствие выедания его животными кол-во фитопланктона снова уменьшается. В тропиках состав и кол-во П. более или менее постоянны в течение года. Обильное развитие фитопланктона приводит к т. н. цветению воды, изменяющему её цвет и уменьшающему прозрачность. При цветении нек-рых перидиней в воду выделяются токсич. вещества, к-рые могут вызывать массовую гибель планктонных и нектонных животных.

Планктон Чёрного моря: 1 - веслоногие рачки и их личинки (науплиусы); 2 - ветвистоусый рачок; 3 - личинка краба; 4 - икринка рыбы; 5 - аппендикулярия; 6 - личинки моллюсков; 7 - инфузории тинтинниды; 8 - диатомовые водоросли; 9 - перидиней; 10 - ночесветка.

Биомасса П. варьирует в разных водоёмах и их районах, а также в разл. сезоны. В поверхностном слое океана биомасса фитопланктона обычно колеблется от неск. мг до неск. г/м3, зоопланктона (мезопланктона) - от десятков мг до 1 г/м3 и более. С глубиной П. становится менее разнообразным и кол-во его быстро убывает. В Мировом ок. бедные П. акватории преобладают по площади над богатыми. Беднее всего П. центр. тропич. р-ны по обе стороны от экваториальной зоны, наиболее богаты - прибрежные р-ны умеренных и субтропич. широт. Годовая продукция фитопланктона в Мировом ок. составляет 550 млрд. т (по оценке сов. океанолога В. Г. Богорова), что почти в 10 раз превышает суммарную продукцию всего животного населения океана.

Мн. планктонные животные совершают регулярные вертикальные миграции с амплитудой в сотни м, иногда св. 1 км, способствующие переносу пищ. ресурсов из богатых ими поверхностных слоев в глубины и обеспечению пищей глубоководного П. Вследствие способности к миграциям вертикальная зональность П. выражена менее чётко, чем бентоса (см. Морская фауна). Мн. планктонные организмы обладают способностью к свечению (биолюминесценция). Нек-рые могут служить индикаторами степени загрязнённости водоёма, т. к. в разной степени чувствительны к загрязнению.

П. непосредственно или через промежуточные звенья пищ. цепей служит источником питания мн. промысловых животных: кальмаров, рыб, китов и др. Из планктонных организмов объектами промысла служат нек-рые ракообразные (креветки, мизиды). В последние годы всё большее значение приобретает промысел антарктич. рачков- эвфаузиевых (криль), образующих иногда огромные скопления (до 15 кг/м3). Разработка методов использования и лова морского П. перспективна, т. к. его запасы во много раз превышают запасы всех промышляемых до сих пор морских организмов.

Лит.: Зенкевич Л. А., Фауна и биологическая продуктивность моря, т. 1-2, М., 1947-51; Жизнь пресных вод СССР, т. 1 - 3, М. -Л., 1940 - 50; Богоров В. Г., Продуктивность океана, в кн.: Основные проблемы океанологии, М., 1968; Биология Тихого океана. Планктон, М., 1967 (Тихий океан, т. 7, кн. 1); Виноградов, Вертикальное распределение океанического зоопланктона, М., 1968; Беклемишев К. В., Экология и биогеография пелагиали, М., 1969; Киселев И. А., Планктон морей и континентальных водоемов, т. 1, Л., 1969. Г. М. Беляев.

ПЛАНО (Piano), Юма, мезолитич. культура Сев. Америки (8-6-е тыс. до н. э.). Сменила на Плато Прерий и Ю.-З. США культуру Фолсом. Открыта в 20-х гг. 20 в. амер. учёными П. и Г. Андерсонами в окр. Юма шт. Аризона. Для культуры П. характерны кам. наконечники метательных орудий, в основном треугольных и листовидных очертаний, с прямым, вогнутым и выпуклым основанием. Встречаются, как правило, на стоянках типа "охотничьих лагерей" и представляют собой ведущие формы орудий, использовавшихся древними охотниками на бизонов. Отд. элементы культуры П. сохранились в сменившей её т. н. архаической культуре (6-5-е тыс. до н. э.).

Лит.: Wormington Н. М., Ancient man in North America, 4 ed., Denver, 1957; Krieger A. D., Early man in the New World, в сб.: Prehistoric man in the New World, Chi., 1964.

ПЛАНОВАЯ АЭРОФОТОСЪЁМКА, фотографич. съёмка местности с воздуха при отвесном положении оптич. оси аэрофотоаппарата, помещаемого на стабилизирующую установку. Строго плановые аэроснимки могут быть непосредственно получены при П. а. только для горизонтальной равнины с плоской поверхностью. Для любой другой территории изготовление таких аэроснимков требует дополнительных фотограмметрич. работ. См. Аэроснимок, Фотограмметрия.

ПЛАНОВОГО КАПИТАЛИЗМА ТЕОРИЯ, см. в ст. Регулируемого капитализма теории.

ПЛАНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО, см. в ст.Планирование народного хозяйства.

"ПЛАНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО", ежемесячный журнал Госплана СССР. Издаётся в Москве с 1924 (до марта 1924 выходил под назв. "Бюллетень Госплана"). Публикует статьи по проблемам совершенствования организации и методологии планирования и управления, повышения эффективности обществ. произ-ва, улучшения межотраслевого и территориального планирования, использования науч. прогнозов и разработки долгосрочного перспективного плана развития нар. х-ва, применения экономико-математич. методов и вычислительной техники в планировании и др. Помещаются материалы в помощь экономич. образованию трудящихся и статьи по критике совр. бурж. экономич. теорий. Тираж (1973) 52 тыс. экз. В 1974 награждён орденом Трудового Красного Знамени.

ПЛАНОВЫЕ ПЛАТЕЖИ, платежи социалистич. предприятий, применяемые при расчётах за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также при погашении краткосрочных банковских кредитов.

В СССР П. п. как способ расчётов за товары и услуги используются только в условиях систематич., относительно равномерных поставок товаров. При проведении расчётов по П. п. предприятия (объединения) заключают между собой договор, в к-ром фиксируется объём плановой поставки товаров на определённый период и размер ежедневного платежа, перечисляемого предприятием-плательщиком через банк поставщику. П. п. могут перечисляться один раз в 3 - 5 дней, в отд. случаях - в 10-15 дней. Периодически, но не реже одного раза в месяц, сумма внесённых платежей сопоставляется с суммой фактически отпущенных товаров и выводится разница, к-рая должна быть возвращена плательщику или доплачена поставщику. П. п. ускоряют расчёты в нар. х-ве, сокращают разрыв во времени между отгрузкой товаров и поступлением средств от их реализации. П. п. применяются при расчётах торг. орг-ций со своими поставщиками; между пром. предприятиями, связанными производств. кооперацией; между пром. предприятиями и автотрансп. орг-циями при централизованной доставке грузов. П. п. как способ погашения кредитов используются при кредитовании хоз. орг-ций по спец. ссудным счетам (см. Кредит краткосрочный). Госбанк СССР контролирует полноту и своевременность погашения полученного предприятием кредита. В случае недоплаты банк взыскивает с расчётного счёта предприятия соответствующую сумму ден. средств. П. п. применяются в хоз. практике предприятий и в др. социалистич. странах. См. также ст. Безналичные расчёты. О. И. Лаврушин.

ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, важнейший инструмент нар.-хоз. планирования. П. п. отражают политич. и экономич. задачи планов в виде конкретных заданий, а также необходимые к ним расчёты. В СССР существует единая, взаимоувязанная система показателей. Она охватывает все стороны деятельности предприятий и отраслей, хозяйств союзных республик и экономич. р-нов страны, а также включает общие показатели процесса расширенного социалистич. воспроиз-ва и роста народного благосостояния. Система показателей разрабатывается исходя из общих принципов нар.-хоз. планирования, в интересах пропорционального и эффективного развития экономики, обеспечения директивности и адресности плановых заданий, сочетания отраслевого и терр. разреза плана (см. Планирование народного хозяйства).

Общий перечень показателей нар.-хоз. плана устанавливается Госпланом СССР. Перечень показателей применительно к отд. отраслям определяется мин-вами и ведомствами, а в терр. разрезе - Сов. Мин. союзных республик.

П. п. делятся на две осн. группы: утверждаемые, являющиеся обязательными заданиями для всех предприятий и орг-ций, и расчётные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Утверждаемые в нар.-хоз. плане показатели включают все осн. задания, определяющие темпы и пропорции развития х-ва, в т. ч. объёмы произ-ва и реализации продукции, показатели повышения эффективности произ-ва, развития отраслей сферы обслуживания населения и роста уровня жизни народа. Расчётные показатели к планам включают подробную номенклатуру продукции, работ и услуг, широкую систему технико-экономич. норм и нормативов (производительности оборудования, затрат материальных ресурсов, труда), балансовые расчёты и т. п. Осн. принципы формирования системы плановых показателей едины как для перспективных, так и для годовых планов. Однако в пятилетних планах предусматривается ограниченный, укрупнённый круг показателей, а в годовых-более детальный и конкретный. Напр., в нар.-хоз. плане на год утверждаются задания по произ-ву более чем 2000 видов пром. продукции, титульные списки по 400-500 вновь начинаемым крупным стройкам. Ещё более укрупнёнными являются показатели долгосрочных планов.

Состав показателей планов систематически корректируется с учётом главных задач, предусмотренных в планах освоения произ-ва новой продукции, и т. п. Так, в нар.-хоз. планах 9-й пятилетки (1971-75) значительно расширены задания в области повышения уровня жизни народа, роста эффективности произ-ва и прежде всего производительности труда, фондоотдачи, эффективности капитальных вложений, снижения удельных норм расхода сырья, материалов и топлива.

П. п. в зависимости от их роли в общественном воспроизводстве могут быть объединены в следующие группы. 1) Население, живой труд и его использование: численность населения, рабочих и служащих, колхозников, пенсионеров и др. категорий населения, производительность труда, фонд рабочего времени и т. д. 2) Осн. фонды: наличие и ввод в действие осн. фондов; производств. мощностей, степень их использования (фондоотдача). 3) Оборотные фонды: балансы и планы распределения сырья, материалов, топлива; нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции; нормативы запасов оборотных фондов. 4) Научно-технич. прогресс: развитие сети науч. учреждений и объёмы науч. исследований; объёмы внедрения достижений науки и техники в произ-во, их эффективность. 5) Объём произ-ва продукции и перевозок. 6) Объём капитальных вложений и строительно-монтажных работ. 7) Финансовые показатели: себестоимость продукции и издержки обращения; прибыль и рентабельность; доходы и расходы гос-ва, предприятий и орг-ций; фонды экономич. стимулирования; доходы и расходы населения; различные финанс. нормативы. 8) Показатели уровня жизни народа и социально-культурного развития; реальные доходы на душу населения; заработная плата рабочих и служащих и оплата труда колхозников; выплаты и льготы из обществ. фондов; уровень потребления товаров; розничный товарооборот; обеспечение жильём и коммунальными услугами, бытовое обслуживание, развитие нар. образования и здравоохранения. 9) Охрана внешней среды и использование природных ресурсов. 10) Нар.-хоз. пропорции и эффективность обществ. произ-ва; балансы обществ. продукта и нац. дохода. 11) Внешнеэкономич. связи: общий объём экспорта и импорта по товарным группам; показатели научно-технич. сотрудничества; показатели экономич. интеграции стран- членов СЭВ и др.

Перечень показателей, устанавливаемых в нар.-хоз. планах, в дальнейшем расширяется и дифференцируется мин-вами, ведомствами СССР и Сов. Мин. союзных республик. Вышестоящие организации утверждают предприятиям лишь осн. задания, а в полном объёме плановые показатели определяются в техпромфинпланах самими предприятиями (см. Техпромфинплан предприятия). Показатели планов предприятий являются более детальными и отражают специфику каждой отрасли произ-ва. Они характеризуют процесс произ-ва и реализации продукции или услуг данного предприятия, его взаимосвязи со смежными отраслями и с нар.-хоз. потребностями.

П. п. по экономическому содержанию могут быть сведены в две основные группы - натуральные для характеристики материально-вещественных структур произ-ва и стоимостные для определения общих темпов и пропорций развития, создания и использования доходов и т. п. Стоимостные показатели исчисляются для характеристики реально существующих экономич. отношений в действующих ценах, а для измерения динамики - в сопоставимых ценах. П. п. также делятся на количественные и качественные. Первые отражают произ-во продукции в физич. объёмах, а вторые характеризуют структуру и экономич. эффективность произ-ва, производительность труда и оборудования.

Все показатели плана должны быть органически связаны с системой экономического стимулирования, в т. ч. с ценообразованием, организацией хозрасчёта и т. п. Для нар.-хоз. планирования необходимо единство плановых и отчётных показателей. ЦСУ СССР, руководствуясь плановыми заданиями, устанавливает круг отчётных показателей, порядок и сроки отчётности, чтобы обеспечить постоянный контроль за ходом выполнения планов.

Всё возрастающие задачи планирования на этапе развитого социалистич. общества требуют совершенствования системы показателей.

Лит.: Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР, М., 1974; Планирование народного хозяйства СССР, 3 изд., М., 1973, гл. 2. П. Н. Крылов.

ПЛАНОГАМЕТЫ (от греч. pianos - блуждающий и гаметы), подвижные мужские и женские половые клетки (гаметы) у мн. низших растений (зелёных и бурых водорослей, нек-рых низших грибов - фикомицетов и др.). Движение П. осуществляется при помощи жгутиков. Если мужские и женские П. одинаковы по внешнему виду и размеру, их наз. изогаметами; если женская гамета крупнее мужской, их наз. гетерогаметами. Ср. Апланогаметы.

ПЛАНОМЕРНОГО, ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАКОН, экономический закон социализма, выражающий объективную необходимость и возможность ведения х-ва по единому гос. плану, установления и соблюдения пропорций во всём нар. х-ве в интересах быстрого роста произ-ва и нар. потребления. Закон планомерного, пропорционального развития требует сознательного, централизованного регулирования произ-ва в масштабе всей экономики, отд. её отраслей и предприятий. Этот закон действует в обществе, где власть находится в руках трудящихся и утверждена обществ. собственность на средства произ-ва. Капиталистич. х-ву присущи постоянные нарушения пропорциональности. Только при социализме возможно сознательно поддерживать её. "Постоянная, сознательно поддерживаемая пропорциональность, действительно, означала бы планомерность..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 620). Пропорциональность в условиях социалистич. экономики выступает как условие постоянно действующей нар.-хоз. планомерности.

Социалистич. система хозяйства, развитая система обществ. разделения труда и высокий уровень концентрации, быстрый научно-технич. прогресс создают объективную основу для планомерного руководства произ-вом.

Планомерность характеризует действие экономич. законов социализма. Если при капитализме основой экономич. механизма, способом проявления экономич. законов и категорий являются анархия и конкуренция, то в условиях социализма все стороны производств. отношений, все экономич. связи выступают планомерно; вне планомерности они не могут быть использованы в интересах развития произ-ва и роста нар. потребления.

Социалистич. гос-во в целях неуклонного повышения благосостояния всех членов общества и всё более полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей планирует развитие общественного произ-ва, распределяет в общегос. масштабе материальные, трудовые и финанс. ресурсы между различными сферами деятельности и отраслями нар. х-ва. Планирование и распределение ресурсов, к-рые обеспечивают наиболее выгодные для общества соотношения между различными видами хоз. деятельности, означают пропорциональность развития социалистич. экономики.

Среди важнейших пропорций, установление и поддержание к-рых вытекает из требований закона планомерного, пропорционального развития: соотношения между I и II подразделениями обществ. произ-ва, пром-стью и с. х-вом, товарооборотом и ден. доходами населения, произ-вом и потреблением, произ-вом и накоплением. Развитию производит. сил способствуют быстрейшее внедрение достижений науки и техники в произ-во, оптимальное размещение производит. сил по экономич. р-нам, комплексное развитие р-нов, рациональные межрайонные экономич. связи.

Развитие социалистич. системы мирового хозяйства обусловливает необходимость согласования экономических пропорций в рамках всего содружества социалистич. стран на основе углубления междунар. социалистич. разделения труда. Коммунистич. и рабочие партии этих стран, разрабатывая экономич. политику, опираются на требования закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва и др. экономич. законов социализма.

Планомерное развитие нар. х-ва - одно из главных преимуществ социализма перед капитализмом (см. Планирование народного хозяйства).

Разработка вопросов теории планомерного развития экономики - одна из областей острой идеологич. борьбы. Одни бурж. и правосоциалистич. теоретики стремятся доказать неосуществимость или нецелесообразность планомерной организации произ-ва. Другие считают, что для организации планового х-ва якобы достаточно капиталистич. обобществления произ-ва. Марксистско-ленинская экономич. теория и историч. опыт доказали несостоятельность этих воззрений. Ревизионисты отрицают по существу действие экономич. закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва при социализме и подменяют его законом стоимости, к-рый, по их мнению, выступает регулятором произ-ва. Точка зрения ревизионистов близка правосоциалистич. теориям "рыночного социализма".

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Ленин В. И., Набросок плана научно-технических работ, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, т. 42; Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1974; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971: Экономическое планирование в СССР, М., 1967. В. А. Жамин.

ПЛАНТАГЕНЕТЫ (Plantagenets), Анжуйская династия, английская королевская династия 1154-1399. Основатель - Генрих II П., граф Анжуйский. Назв. П. произошло от прозвища отца Генриха II, графа Анжуйского Жоффруа Красивого, имевшего обыкновение украшать свой шлем веткой дрока (лат. planta genista). Под властью Генриха II и его ближайших преемников находились, кроме Англии, обширные земли во Франции (см. карту, т. 4, стр. 417), большая часть к-рых была, однако, потеряна П. в нач. 13 в. Представители династии П.; Генрих II (1154-89), Ричард I Львиное Сердце (1189-99), Иоанн Безземельный (1199-1216), Генрих III (1216-72), Эдуард I (1272-1307), Эдуард II (1307-27), Эдуард III (1327-77), Ричард II (1377-99). После низложения последнего престол занимали представители боковых ветвей П.-Ланкастеров (1399-1461) и Йорков (1461-85).

ПЛАНТАЖ, плантажная обработка почвы (франц. plantage, от лат. planto - сажаю), глубокая обработка почвы спец. плугами (плантажными) под питомники, виноградники, сады, лесопосадки. При П. слой почвы разрыхляют на большую глубину (40 - 75 см и больше), что создаёт благоприятные условия для развития корней. Для того чтобы избежать выноса в верхние слои почвы малоплодородного нижнего слоя, на плантажные плуги устанавливают предплужники, двойные корпуса на разных уровнях, вырезные отвалы, почвоуглубители и др. дополнительные рабочие органы, глубоко рыхлящие почву. Хорошее качество П. обеспечивают ярусные плантажные плуги для одновременных 2-3-слойных глубоких обработок. П. сопровождается обычно внесением большого кол-ва органич. и минеральных удобрений, извести (на кислых почвах) или гипса (на засоленных почвах).

ПЛАНТАТОР, владелец плантации (см. Плантационное хозяйство).

ПЛАНТАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО, крупное земледельческое хозяйство в капиталистических странах, в к-ром выращиваются технич. и прод. культуры преим. тропич. и субтропйч. земледелия (сах. тростник, кофе, какао, чай, рис, бананы, ананасы, табак, хлопчатник, каучуконосы, индиго и мн. др.). Возникло в эпоху т. н. первоначального накопления капитала в колониях, захваченных европ. капиталистич. странами. Первые плантации были созданы испанцами в нач. 16 в. в Вест-Индии на о.