загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

со своим статс-секретарём Э. Консальви, склонявшимся к политике просвещённого абсолютизма) установил в Папском гос-ве режим несколько более либеральный, чем при предыдущих папах. Заключил с рядом европ. гос-в конкордаты.

П. VII восстановил в 1814 орден иезуитов (запрещённый в 1773). П. IX, в миру - граф Джованни Мария Мастаи-Ферретти (Mastai-Ferretti) (13.5.1792, Сенигаллия,- 7.2.1878, Рим), папа римский с 1846. В условиях подъёма обществ. движения во всех итал. roc-вах, проходившего в основном под лозунгом нац. освобождения и объединения Италии, провёл в 1846-47 в Папском гос-ве весьма умеренные либеральные реформы (амнистия политич. заключённых, незначит. преобразования в адм., судебной и экономич. областях). Эти первые шаги нового папы вызвали во всех итал. гос-вах восторженные манифестации либеральной буржуазии, части республиканцев и народных масс, поверивших в "освободительную миссию" П. IX. В период Революции 1848-1849 в Италии, охватившей и Папское государство, П. IX в марте 1848 сформировал правительство с участием умеренных либералов и согласился на провозглашение конституции, а также на посылку войск для участия в австро-итальянской войне 1848-49. Однако уже 29 апр. 1848 он выступил с "Обращением", в котором осудил национальную войну против Австрии (чем подал сигнал к наступлению контрреволюции по всей Италии). Миф об "освободительной миссии" папы был развеян. 24 нояб. 1848 П. IX бежал из восставшего Рима в неаполитанскую крепость Гаэту, откуда 18 февраля 1849 обратился к главам католич. держав с призывом к интервенции против провозглашённой в Риме республики. Вернувшись в Рим 12 апр. 1850 (после падения Римской республики), П. IX проводил открыто реакц. политику. Энцикликой "Силлабус" (1864) объявил поход против сил прогресса и демократии. После завершения объединения Италии (20 сент. 1870), приведшего к окончат. ликвидации Папского гос-ва, П. IX упорно отказывался примириться с потерей светской власти. Он объявил себя "моральным пленником", "ватиканским узником", не покидающим пределы Ватикана (1 нояб. 1870), осудил закон итальянского пр-ва "О гарантиях прерогатив папы и святого престола и о взаимоотношениях государства и церкви" (1871), запретил католикам участвовать в парламентских выборах (формула "нон экспедит"), по существу призвав их бойкотировать объединённое итал. гос-во. С именем П. IX связано провозглашение догмата о "непогрешимости папы" (1870).

В. Пик.

П. X, в миру - Джузеппе Мелькиоре Сарто (Sarto) (2.6.1835, Риезе, - 20.8.1914, Рим), папа римский с 1903. С 1884 епископ, с 1893 кардинал и патриарх Венеции. Вскоре после избрания папой отменил существовавшее со времён ср. веков право трёх католич. государей - Австрии (Австро-Венгрии), Испании и Франции - отводить неугодных им кандидатов при выборе папы. П. X находился под сильным влиянием иезуитов. Выступал против демократич. и социалистич. идей. Вёл борьбу с модернистским течением в католич. церкви. В 1907 был опубликован список 65 модернистских "заблуждений" (явившийся продолжением "Силлабуса" Пия IX) и энциклика против модернизма ("Pascendi"). П. X старался помочь царскому пр-ву России бороться против революции, издав в дек. 1905 энциклику, обращённую к архиепископам и епископам католич. церкви в России, в к-рой предлагал им увещевать верующих повиноваться властям. Вмешательство П. X во внутр. дела Франции привело к разрыву в 1904 дипломатич. отношений Франции с Ватиканом. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 П. X занимал австро-германофильскую позицию.

П. XI, в миру-Акилле pатти (Ratti) (31.5.1857, Дезио, Милан,- 12.2.1939, Ватикан), папа римский с 1922. Префект Ватиканской библиотеки, А. Ратти был послан в 1918 представителем Ватикана (апостолич. визитатором) в Россию (куда не был допущен), Польшу и Прибалтику. В мае 1919 стал нунцием в Варшаве, где сотрудничал с польскими реакц. кругами и представителями империалистич. держав в их борьбе против Сов. России. В 1921 архиепископ Миланский, в том же году возведён в кардиналы. При П. XI были заключены Лотеронские соглашения с фаш. Италией (1929) и конкордат с фаш. Германией (1933). В своих посланиях П. XI неоднократно выступал против идей коммунизма, в февр. 1930 призвал к "крестовому походу" против СССР, в 1937 издал антикоммунистич. энциклику "Дивини редемпторис" ("Divini Redemptoris"). В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне 1939-45, поддерживал политику империалистич. кругов, стремившихся путём уступок фаш. державам направить фаш. агрессию против СССР. В то же время преследования католич. церкви в Германии и разгул расизма в обеих фаш. державах вынудил П. XI выступить с осуждением политики нацистов s отношении религии и расистской идеологии в целом [энциклика 1937 "Мит бреннендер зорге" ("Mit brennender Sorge") и др.].

П. XII, в миру - Эудженио Пиачелли (Pacelli) (2.3.1876, Рим,-9.10.1958, Ватикан), папа римский с 1939. Выходец из семьи римской финансовой аристократии, связанной с Ватиканом. В 1901 начал свою церковную карьеру в ватиканском статс-секретариате. В 1917-20 нунций в Баварии, по поручению папы Бенедикта XV вёл переговоры с кайзером Вильгельмом II о скорейшем заключении мира с державами Антанты, чтобы предотвратить революцию в Германии и др. странах. В 1920-29 нунций в Берлине. В дек. 1929 возведён в кардиналы. В 1930-39 статс-секретарь Ватикана. Занимал антикоммунистич. и антисов. позиции. В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне 1939-45, и во время самой войны выступал по существу сторонником фаш. держав, а после войны активно поддерживал политику "холодной войны". В 1949 конгрегация священной канцелярии Ватикана, во главе к-рой стоял П. XII, опубликовала декрет об отлучении от церкви коммунистов и всех, кто их поддерживает.

ПИЙО (Pillot) Жан Жак (9.8.1808, Во-ла-Валет,-13.6.1877, Мелён), французский революционер. В молодости священник, в дальнейшем, порвав с католицизмом, вёл борьбу с религ. воззрениями. В конце 30-х гг. занимался врачебной практикой, но вскоре посвятил себя публицистич. деятельности. С 1839 сотрудничал, а затем возглавил журн. "Трибюн дю пёпль" ("La Tribune du Peuple"). Принадлежал к революц. направлению утопич. коммунизма (необабувизму), пропагандировал идеи революц. переворота и установления общества, построенного на принципах равного распределения всего необходимого между его членами. В 1840 П.- один из организаторов первого коммунистич. банкета в Бельвиле (т. н. банкеты являлись одной из форм борьбы за реформу, на них провозглашались политич. тосты). Опубликовал брошюры: "Ни замков, ни хижин" (1840), "Коммунизм - больше не утопия" (1842). После бонапартистского переворота 1851 был выслан из Франции. Вновь включился во франц. революц. движение после революции 4 сент. 1870; активно участвовал в восстании 31 окт. 1870 против политики "Пр-ва нац. обороны"; с апр. 1871 чл. Парижской Коммуны (примыкал к яко-бинско-бланкистскому большинству). После подавления Коммуны был приговорён к пожизненной каторге, заменённой тюремным заключением сроком на 10 лет. Умер в тюрьме.

ПИЙП Борис Иванович [24.10(6.11). 1906, Петербург, - 10.3.1966, Петропавловск-Камчатский], советский вулканолог, чл.- корр. АН СССР (1958). Чл. КПСС с 1945. После окончания Ленингр. горного ин-та (1931) ассистент и доцент кафедры петрографии этого же ин-та (до 1938). С 1940 работал в вулканологич. учреждениях АН СССР (с 1963 директор Ин-та вулканологии АН СССР). Осн. труды - "Термальные ключи Камчатки" (1937) и "Ключевская сопка и ее извержения в 1944-1945 гг. и в прошлом" (1956), в них содержатся фактич. данные по динамике, физике и химии извержений и происхождению термальных вод. С 1963 вице-президент Междунар. ассоциации вулканологии. Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Лит.: Влодавец В. И., Борис Иванович Пийп, "Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1966, в. 9; nа6око С. И., Борис Иванович Пийп, в кн.: Вулканизм и геохимия его продуктов, М., 1967 (Тр. Ин-та вулканологии, в. 24). В. И. Влодавец.

ПИЙПУУ Эллинор Яновна [р.5(18).10. 1913, Рига], советский художник-керамист, засл. худ. Эст. ССР (1963). Окончила Гос. художественно-промышленное училище в Таллине (1933). П.- автор произв. мелкой пластики, камерной станковой и садовой декоративной скульптуры, керамических панно, ваз. Работает преимущественно в технике шамота в сочетании с глазурью высокого обжига. Произв. П. отличаются пластичностью форм, сохраняющих даже при тиражировании обаяние рукодельной вещи (П. никогда не пользуется гончарным кругом), и сдержанностью цвета. Илл. см. т. 12, табл. II (стр. 96-97).

ПИК (Pieck) Вильгельм (3.1.1876, Губен,-7.9.1960, Берлин), деятель германского и междунар. рабочего движения, парт. и гос. деятель ГДР. Род. в семье рабочего. Получил профессию столяра. В 1894 вступил в профсоюз деревообделочников, в 1895 - в Социал-демократич. партию Германии (СДПГ). В 1899-1906 был пред. районной, в 1906-10 - секретарём гор. организации СДПГ в Бремене. В апр. 1910 избран 2-м секретарём Центр. просветит. к-та и секретарём Центр. партшколы СДПГ в Берлине. Стоял на позициях левого крыла СДПГ, руководимого К. Либкнехтом, Р. Люксембург, Ф. Мерингом и К. Цеткин, с к-рыми был тесно связан. Летом 1913 осудил одобрение воен. расходов фракцией СДПГ в герм. рейхстаге. После начала 1-й мировой войны 1914-18 включился в борьбу против аннексионистской политики герм. империализма, против политики "гражданского мира" правых лидеров СДПГ. Неоднократно подвергался арестам. Вместе с Либкнехтом и Люксембург П. внёс значит. вклад в дело консолидации левых социал-демократов. После Великой Окт. социалистич. революции в России П. призывал герм. рабочий класс к использованию её опыта. В нояб. 1918 вошёл в состав центр. руководства "Союза Спартака". Активно участвовал в подготовке и проведении Ноябрьской революции 1918 в Германии.

П.- один из основателей Коммунистической партии Германии (КПГ). На Учредительном съезде КПГ (30 дек. 1918-1 янв. 1919) П. был избран чл. ЦК КПГ, в состав к-рого входил вплоть до образования Социалистич. единой партии Германии. П. принадлежал к марксистско-ленинскому ядру партии, к-рое во главе с Э. Тельманом вело последовательную борьбу против правооппортунистич. группы Э. Брандлера, а затем против "ультралевых". П. внёс значит. вклад в дело превращения КПГ в массовую партию. С 1921 неоднократно избирался в прус. ландтаг, с 1928 - в герм. рейхстаг, с 1929 - в берлинский муниципальный и прусский гос. советы. П. использовал парламентскую трибуну бурж. гос-ва для пропаганды политич. программы КПГ. В 1928 на 6-м конгрессе Коминтерна П. был избран в состав Исполкома Коминтерна (ИККИ), а в 1931 стал членом Президиума и Секретариата ИККИ.

После установления в Германии фашистской диктатуры (1933) П. вёл активную работу по созданию единого фронта борьбы против фашизма. По решению ЦК КПГ в мае 1933 покинул Германию и вместе с Ф. Далемом и В. Флорином образовал в Париже заграничное руководство КПГ. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) выступил с отчётным докладом ИККИ. Боролся за осуществление политики Нар. фронта, за развёртывание широкого антифашистского движения. На Брюссельской конференции КПГ (1935) был избран председателем ЦК КПГ. На конференции П. обосновал необходимость создания Единого рабочего фронта и Нар. антифашистского фронта в Германии. В докладе на Бернской конференции КПГ, состоявшейся 30 янв. - 1 февр. 1939, П. призвал к объединению всех патриотич. сил для спасения нем. народа от угрозы войны и обосновал программу новой, демократич. республики в Германии.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 П. разоблачал притязания германского империализма на мировое господство, призывал нем. народ свергнуть фашистскую диктатуру и взять свою судьбу в собственные руки. Как один из руководителей созданного в 1943 в СССР Нац. к-та "Свободная Германия" П. проводил большую разъяснит. работу среди нем. военнопленных в СССР, особенно среди высших офицеров и генералов.

После освобождения нем. народа от фашизма П. активно включился в работу по демократизации и денацификации Германии и ликвидации последствий фаш. господства. Он сыграл большую роль в ликвидации раскола рабочего движения, в объединении КПГ и СДПГ в восточной части Германии и создании в апр. 1946 Социалистич. единой партии Германии (СЕПГ). В 1946-54 был одним из двух (наряду с О. Гротеволем) председателей СЕПГ, в 1949-60 чл. Политбюро Центр. правления, затем Политбюро ЦК СЕПГ. С момента образования Германской Демократической Республики (окт. 1949) П.- её президент. П. был неутомимым борцом против войны, за мир и безопасность народов, за построение социализма в ГДР и укрепление дружбы и сотрудничества между СЕПГ и КПСС, народами ГДР и СССР. П. удостоен звания Героя Труда (1951). Награждён орденами Карла Маркса, "За заслуги перед Отечеством" (в золоте), "Знамя Труда" и др. Портрет стр. 524.

Соч.: Gesammelte Reden und Schriften, Bd 1 - 3, 5, В., 1959-72; Reden und Aufsatze. Auswahl aus den Jahren 1908 - 1950, Bd 1 - 4, В., 1950-55; Der neue Weg zum gemeinsamen Kampf fur den Sturz der Hitlerdiktatur, В., 1957; Im Kampf um die Arbeitereinheit und die deutsche Volksfront. 1936-1938, В., 1955; Zur Geschichte der Kommunistischen Partei Deutschlands. 30 Jahre Kampf, В., 1949; в рус. пер.- Избр. произв., М., 1956.

Лит.: Wilhelm Pieck. Bilder und Dokumente aus dem Leben des ersten deutschen Arbeiterprasidenten, В., 1955; Wilhelm Pieck. Gedenkbuch, В., 1961; Vosske H., Wilhelm Pieck, Lpz., 1974; Hufeld D., W. Pieck. Bibliographie, [Rostock, 1960].

В. И. Цапанов.

ПИК (франц. pic), остроконечная горная вершина.

ПИКА (польск. pika, от франц. pique), колющее холодное оружие, находившееся с глубокой древности на вооружении пехоты и кавалерии. Разновидность длинного копья. Длина П. 3 м30 см, наконечника - 12 см. В пехоте П. сохранялась до нач. 18 в., в нек-рых кав. частях большинства стран - до 1-й мировой войны 1914-18, в ряде армий - до 30-х гг. 20 в. В сов. кавалерии П. находились на вооружении до 1931.

ПИКАДОР (исп. picador, от picar -колоть), всадник с пикой, участвующий в бое быков. Группа П. до выхода на арену тореадора приводит быка в ярость уколами пики, а также отвлекает его от нападения на хулоса (помощник тореадора).

ПИКАЛЁВО, город в Бокситогорском р-не Ленинградской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Ленинград -Вологда. 23 тыс. жит. (1974). Крупный глинозёмный комбинат (глинозём, сода, цемент, шифер и др.), з-д железобетонных изделий.

ПИКАП (от англ. pick up - поднимать, подбирать, захватывать), грузопассажирская модификация легкового автомобиля с открытым кузовом. Грузоподъёмность П. обычно 200-500 кг. П. оборудуется съёмным тентом и убирающимися бортовыми скамейками, что позволяет использовать его для перевозки пассажиров.

ПИКАР (Picard) Жан (21.7.1620, Ла-Флеш, Анжу,-12.7.1682, Париж), французский астроном, чл. Парижской АН (1666). Ученик франц. философа-материалиста П. Гассенди. Проф. астрономии в Коллеж де Франс (с 1655). В 1669-70 по поручению академии измерил дугу меридиана между Парижем и Амьеном длиной в 1о22'55'', использовав метод триангуляции и впервые применив для угловых измерений инструменты, снабжённые вместо диоптров зрительными трубами с сеткой нитей. По измерениям П. длина 1° меридиана равна 111,21 км (по современным данным - 111,18 км). Данные о размерах Земли, полученные П., были использованы И. Ньютоном для численного подтверждения закона всемирного тяготения. П. принадлежит идея определения прямых восхождений светил по наблюдениям моментов прохождения их через меридиан с помощью маятниковых часов. Для этого он в 1669 предложил установить в меридиане квадрант, что было сделано Парижской обсерваторией только в 1683. В 1671 производил раскопки обсерватории Тихо Браге (Ураниборг) в Дании. В 1672 вместе с Дж. Кассини вёл в Париже наблюдения планеты Марс с целью определения солнечного параллакса. В 1679 основал астрономич. ежегодник "Connaissance des temps", был составителем и редактором его первых 4 томов.

Соч.: Degre du meridien entre Paris et Amiens, P., 1740; Mesure de la Terre, P., 1671; Voyage d'Uranibourg..., P., 1680.

Лит.: Delambre J. B. J., Histoire de l'astronomie moderne, t. 2, P., 1821; Вoquet F., Histoire de 1'astronomie, P., 1925; Defossez L., Les savants du XVII siecle et la mesure du temps, P., 1946.

ПИКАР (Piccard) Огюст, см. Пиккар О.

ПИКАР (Picard) Эдмон (15.12.1836, Брюссель, -19.2.1924, Дав, близ г. Намюр), бельгийский писатель и юрист. Писал на франц. яз. В период подъёма революц. движения в 80-е гг. П. был социалистом. Первые произв. объединены в сб. "Сцены судейской жизни" (1893). Сторонник социального иск-ва, П. отстаивал его принципы в сб. "Pro arte" (лат.; "За искусство", 1886) и в основанном им в 1881 журн. "Л'Ар модерн" ("L'Art moderne"); писал эссе и пьесы. Оказал влияние на членов "Молодой Бельгии". Публиковал документы по истории права ("Бельгийские пандекты", т. 1-116, 1878-1923).

Соч.: Au pays des bilingues, Brux, 1923. Лит.: pasquier a., е. Picard, Brux., 1945.

ПИКАР (Picard) Эмиль (24.7.1856, Париж,-11.12.1941, там же), французский математик, чл. Парижской АН (1889), чл. Франц. академии (1924). Окончил Высшую нормальную школу в Париже (в 1877), с 1881 проф. этой школы и с 1886 - Парижского ун-та. Осн. труды по теории дифференциальных уравнений, в частности - исследование особых точек, работы по асимптотич. решениям и др.; им развит метод последовательных приближений. В теории функций комплексного переменного П. установил важную теорему, носящую его имя. П. также автор трудов по алгебраич. функциям и их приложениям к общей теории алгебраич. кривых и поверхностей.

Соч.: Traite d'analyse, 3 ed., v. 1-3 P., 1925 - 28; Theorie des fonctions algebriques de deux variables independants, v. 1 - 2, P., 1897 - 1906 (COBM. с G. Simart).

ПИКАРДИЯ (Picardie), ист. область на С. Франции, у берегов Ла-Манша. Терр. П. входит в департаменты Эна, Сомма и Уаза. Пл. 19,6 тыс. км2. Нас. 1650 тыс. чел. (1973). Гл. город -Амьен. В пром-сти занято 35 % экономически активного населения, в с. х-ве - 16% (1968). Разнообразное машиностроение и металлообработка (Амьен, Сен-Кантен, Крей), хим. и резин. (Амьен, Шони, Рибекур), текст. (Сен-Кантен, Амьен, Бове), пищ., особенно сах., пром-сть (Лан, Амьен, Бове). Интенсивное с. х-во. Типичны х-ва в 20 - 50 га;распространена аренда земли. Крупное произ-во пшеницы и сах. свёклы. В долине р. Сомма - овощеводство (зелёный горошек и др.). Разведение молочного скота и овец. По терр. П. проходят важные трансп. пути, связывающие Париж с Сев. пром. р-ном и Бельгией.

А. Е. Слука.

Назв. "П." впервые встречается в 13 в. применительно к терр. в басс.р. Сомма, где располагались графства Вермандуа, Понтьё, Булонне и др. В ср. века значит. ремесл. центрами П. были Амьен, Нуайон, Сен-Кантен, Абвиль и др. В конце 12-14 вв. терр. П. постепенно (по частям) была присоединена к домену франц. короля. В 13-14 вв. П.- один из гл. очагов нар. восстаний - "пастушков" (1251), Жакерии (1358). В период Столетней войны 1337-1453 П. вошла в 1435 в состав Бургундского герцогства (Аррасский договор между франц. королём Карлом VII и бургундским герцогом Филиппом Добрым). После смерти Карла Смелого (1477) была занята франц. королём Людовиком XI, в 1482 закреплена за Францией (Аррасский договор между Людовиком XI и Максимилианом Габсбургом). С 16 в.- провинция Франции. В 16-17 вв. на её терр. неоднократно (1557, 1595, 1636 и др.) вторгались исп. войска из Фландрии. С разделом терр. Франции на департаменты (1790) пров. П. перестала существовать.

А. И. Коробочка.

ПИКАРТЫ, наиболее радикальное крестьянско-плебейское течение среди таборитов во время гуситского революционного движения 15 в. в Чехии. Идеологи П.- левые таборитские проповедники Мартин Гуска, Ян Чапек, Вацлав Коранда, Петр Каниш, Ян Быдлинский и др., облекая социальные требования в фантастич. религ. форму, последовательно развивали идеи революц. хилиазма. Они утверждали, что уже наступило время для "тысячелетнего царства божия" на земле, как царства социальной справедливости, и призывали содействовать его установлению путём беспощадной вооружённой борьбы народа ("избранников божиих") против "грешников", "врагов божиих" - королей, панов, богатого духовенства. Проповедовали всеобщее равенство. Выступали против церк. иерархии, таинств. П. были организаторами революц. выступлений летом 1419, их участие оказало определяющее влияние на ход событий первого этапа гуситского движения (до 1421). П. пытались осуществить свои идеи на практике, в частности установили уравнительное распределение в ряде городов (Таборе, Писеке). Весной 1421 П. были изгнаны из Табора умеренными таборитами и вскоре разгромлены Я. Жижкой; многие руководители П. были сожжены .

ПИКАССО (Picasso; собственно Руис-и-Пиикассо, Ruiz у Picasso) Пабло (25.10.1881, Малага, Испания,-8.4.1973, Мужен, Франция), французский художник, испанец по происхождению. Член Французской коммунистической партии с 1944. Учился у своего отца X. Руиса, в школах изящных иск-в в Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). С 1904 почти постоянно жил в Париже. Первые значительные произв. П. относятся уже к нач. 1900-х гг. Картины "голубого периода" (1901-04), написанные в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов, и "розового периода" (1905-06), в колорите которых преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки, посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг), романтич. жизни странствующих комедиантов; они исполнены острого, подчас горького чувства утраченной или ускользающей, мимолётной гармонии человека с миром ("Старый нищий с мальчиком", 1903; "Девочка на шаре", 1905; обе - в Музее изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). Отличающиеся тонкостью цветового строя, пластичностью форм и в то же время остротой лаконичного рисунка, эти произв. П. отмечены проникновенностью социально-психологич. характеристики человека. В 1907 П. решительно порывает с реалистич. традицией мировой живописи (впоследствии же он ещё не раз будет обращаться к реалистич. приёмам, классич. мотивам и темам, парадоксально сочетая их с самыми крайними экспериментами авангардизма). Обострённо, в большей мере интуитивно, нежели осознанно, ощущая кризис бурж. общества и его гуманитарной культуры, новые трагические условия существования, не видя в капиталистическом мире общественных сил, а в современном искусстве ценностей, способных противостоять пугающей действительности, П. подвергает её в своём творчестве безжалостной вивисекции, произвольному искажению. Сознательная деформация натуры ("Авиньонские девушки", 1907, Музей современного иск-ва, Нью-Йорк), а также односторонняя интерпретация системы П. Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят П. (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма. Разлагая предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, он отрицает реальный мир, существующий вне нас, и само изобразительное начало искусства, заменяя его "активностью" художника, чей субъективный произвол принимает форму геометрической игры отвлечённых элементов, разрушающих чувственно-наглядные образы вещей. Некоторые произведения П. кубистического периода не лишены декоративного изящества и эмоционального звучания. ("Дама с веером", 1909, илл. см. т. 13, вклейка к стр. 321), а в ряде случаев сохраняет и остатки реальных образов (портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина). С середины 10-х гг., наряду с опытами в области фактуры ("Бутылка аперитива", коллаж, 1913; илл. см. т. 12, стр. 422) и поисками чистой декоративности ("Три музыканта", 1921, Музей современного иск-ва, Нью-Йорк), завершающими период кубизма, в творчестве П. возникают неоклассические тенденции (т. н. неоэнгризм); это нашло отражение в таких работах, как "Три женщины у источника" (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), "Мать и дитя" (1922, Художеств. музей, Балтимор), илл. к "Метаморфозам" Овидия (офорт, 1931), серия "Мастерская скульптора" (входящая в "Сюиту Воллара", офорт, 1933-34). Характерными для неоклассицизма П. являются настроения сказочной идиллии, графич. изящество линий. Более реальным представлением о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве с кон. 10-х гг. образы современников, людей из народа (рисунки - "Рыбак", карандаш, 1918; "Отдыхающие крестьяне", перо, 1919). Резким контрастом по отношению к этим произв. являются многие работы 20-30-х гг., с их безудержной трансформацией натуры ("Танец", 1925, частное собр.), полемической эстетизацией "безобразного", "отталкивающего", порой низменно-эротического ("Женщина на пляже", 1930, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), в к-рых П. обнаруживает близость к сюрреализму. Обе линии - гуманистически-элегическая и иррационально-фангастическая - сталкиваются в серии "Минотавромахия" (офорт, 30-е гг.), воплощающей в символич. образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепоинстинктивным; серия словно проникнута болезненно-острым предчувствием той трагедии, в к-рую вскоре будет повергнут мир.

П. Пикассо.

Со 2-й половины 30-х гг. творчество П. всё сильнее пронизывают отзвуки совр. событий; его реакция на господствующий в бурж. мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей чаще всего получает метафорич. окраску, выражается языком мрачного гротеска, в утрированно искажённых, режущих глаз формах ("Плачущая женщина", 1937, собр. Пенроз, Лондон; "Кот и птица", частное собр., 1939). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться обществ. позиция П. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-39). Его искусству этого периода ещё не чужды черты субъективизма, но не эти черты, а то, в какой мере удаётся преодолеть их, обусловливает создание им прогрессивных произведений широкой общественной значимости. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается им в серии "Мечты и ложь генерала Франко" (акватинта, 1937). Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно "Герника" (1937, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в к-ром экспрессия манеры П. тех лет достигает своего высшего накала.

В годы 2-й мировой войны 1939-45 П. остаётся в оккупированной нем.-фаш. войсками Франции ц принимает участие в Движении Сопротивления. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Передовые, гуманистич. воззрения П. проявляются в его работах: рис. "Голубь мира" (тушь, 1947), ставший символом движения за мир; панно "Мир" и "Война" (1952, капелла "Храм Мира" в Валлорисе). Со 2-й пол. 40-х гг. творчество П. особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые живописные произв., возвращаясь в них к антич. реминисценциям, в резко утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (напр., "Лас Менинас" Д. Веласкеса), продолжая свою полемику против реалистического искусства. П. работает и как скульптор ("Человек с ягнёнком", бронза, 1944, статуя в Валлорисе), керамист (ок. 2000 изделий) и очень много как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра, литография и др.) и изобразит. средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы вновь проявляется характерная особенность творч. метода П.- принцип серийности (цикл рисунков и литографий"Человеческая комедия", 1953-54, и др.). Новые, иногда загадочные образные метафоры находит П., продолжая обращаться к своим постоянным, излюбленным темам -цирку, бою быков, антич. мифологии, мотивам художника и модели, спящего и созерцающего. Большое место в его наследии занимают женские портреты.

Творчество П. оказало и оказывает большое влияние на искусство 20 в. во многих его областях. Оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и выражение кризиса современного буржуазного искусства. П. прошёл сложный путь, но в ответственные исторические моменты он осознавал своё место - место борца за прогрессивные идеалы.

В 1950 П. был избран во Всемирный Совет Мира. Лауреат Междунар. пр. Мира (1950) и Междунар. Ленинской пр. "За укрепление мира между народами" (1962).

Соч.: [Высказывания и документы], в кн.: Мастера искусства об искусстве, [т. 5, кн. 1], М., 1969, с. 299-316.

Лит.: Пи леханов Г. В., Соч., т. 14, М., (б. г.), стр. 170 - 73; Луначарский А. В., Об изобразительном искусстве, т. 1, [М., 1967], стр. 177-85, 324-27, 351-53: Пикассо. Сб. ст. о творчестве, [Пер. с нем., франц. и польск.], М., 1957; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. первая, М., 1965, с. 95-101; Графика Пикассо. [Альбом], М., 1967; Зернов Б. А., Пабло Пикассо против фашизма, Л., 1971; Дмитриева n. a., Пикассо, М., 1971; Zеrvos Ch., Pablo Picasso. Catalogue general des oeuvres de 1895 a 1963, v. 1 - 23, P., 1932 - 71.

ПИК-ДЮ-МИДИ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ (Pic du Midi), научное учреждение Франции. Расположена в Пиренеях, вблизи вершины Пик-дю-Миди. Осн. в 1881 как метеорологическая, в 1903 перешла в систему Тулузского ун-та. Осн. инструменты - двойной 38-см и 60-см рефракторы, 102-см и 200-см (строится) рефлекторы, двойной 20-см и 26-см внезатменные коронографы. Исследования: фотографирование планет, Луны и двойных звёзд с высоким (до 0,2") угловым разрешением, поверхности Солнца с разрешением до 0,3"; внезатменные наблюдения солнечной короны; астроприборостроение; атмосферная оптика.

ПИКЕ (франц. pique, от piquer- простёгивать, прострачивать материю), ткань, вырабатываемая из хл.-бум. пряжи или хим. волокон комбинированным переплетением.

ПИКЕЛЕВАНИЕ (нем. Pickeln, от голл. pekelen - приготовлять соляной раствор, солить), процесс обработки кожевенного и мехового полуфабриката раствором, содержащим кислоту и соль. П. применяют как один из способов консервирования, а также для разрыхления тонкой структуры коллагена, разделения микроструктуры дермы и для придания полуфабрикату необходимой кислотности (без набухания) перед дублением соединениями хрома. Наиболее часто применяют раствор (пикель), содержащий H2SO4 и NaCl.

ПИКЕРИНГ (Pickering) Эдуард Чарлз (19.7.1846, Бостон, Массачусетс,- 3.2.1919, Кембридж, Массачусетс), американский астроном. Проф. Массачусетсского технологич. ин-та (1867-77), директор Гарвардской обсерватории (1877-1917). Основные труды по астрофотометрии и астроспектроскопии. Под руководством П. разработана система спектральной классификации звёзд. Совместно с американским астрономом А. Мори открыл первые спектрально-двойные звёзды. Занимался также исследованием переменных звёзд.

Лит.: Вailу (S. F.), Biographical memoir of Edward Charles Pickering. 1846 - 1919. "Biographical memoirs", 1934, v. 15, mem.

ПИКЕРМИЙСКАЯ ФАУНА [от назв. первого крупного местонахождения в Греции у деревни Пикерми (Pikermi), близ Афин], комплекс ископаемых млекопитающих , широко распространённых в южных и умеренных (до 55о с. ш.) широтах Европы и Азии, а также в Сев. Африке в верхнем миоцене и в плиоцене. Возникновение П. ф. было связано с развитием в Евразии в раннем неогене травянистых лесостепей, в к-рых обитали различные виды трёхпалых лошадей - гиппарионов (отсюда другое назв. фауны - гиппарионова я), носорогов, мастодонтов, жирафов, антилоп, оленей и др. копытных; из хищных - виверы, гиены, куницы, саблезубые тигры и др. кошачьи, грызуны, обезьяны; страусы и нек-рые др. птицы, черепахи, ящерицы, различные земноводные. П. ф. разных регионов отличается по родовому и видовому составу, что объясняется её изменением во времени и различием физико-геогр. условий. В Европе и Азии большинство представителей П. ф. во 2-й пол. плиоцена вымерли, вероятно в связи с похолоданием климата. В Африке и Юж. Азии многие её потомки составили значит. часть совр. фауны млекопитающих. Крупные местонахождения П. ф. известны в Индии, Китае, Монголии, на Ю. Европы; в СССР - на Ю. Украины, в Молдавии, на Кавказе, в Ср. Азии, Казахстане и на Ю. Сибири.

Лит.: Основы палеонтологии. Млекопитающие, М.- Л., 1962. Б. А. Трофимов.

ПИКЕТ (франц. piquet, букв.- кол), название небольшого отряда, заставы или полевого караула в сторожевом охранении, существовавшее во франц. и нек-рых др. армиях, а с 19 в. и в рус. армии. П. назначались в составе до взвода (пехоты или конницы) и высылались в сторону противника на 2-4 км от отдыхавших войск; имели впереди себя парных часовых или аванпосты.

ПИКЕТ (от франц. piquet - кол, колышек), 1) точка на местности, отмеченная деревянным или металлич. колышком, забитым в землю. При нивелировании П. служат для установки в них реек и для временного закрепления трассы нивелирования в натуре; по высотам П. составляется профиль местности. При изыскании ж. д. П. отмечают ось полотна. На эксплуатируемых линиях положение П. закрепляется более прочно при помощи пикетных столбиков. 2) Единица измерения длины ж.-д. линий, принятая в СССР, равна 100 м. 3) Иногда П. называют дом лесной охраны, будку дорожной службы и т. п.

ПИКИНЁРЫ, копейщики, в 16 - нач. 18 вв. воины пехоты и конницы, вооружённые пикой или копьём. В России конные пикинёрные полки существовали в 1764-83.

ПИКИРОВАНИЕ (франц. pique, от piquer une tete - падать вниз головой), движение самолёта (авиац. снаряда) по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°, сопровождающееся быстрой потерей высоты и нарастанием скорости. Траектория полёта при П. состоит из участка собственно П., близкого к прямолинейному, и криволинейных участков: начального (ввода) и конечного (вывода). П. под углами 80-90° к горизонту наз. отвесным. Для ограничения возрастания скорости на самолётах (авиац. снарядах) используют воздушные тормоза. П. применяется при атаках воздушных целей, при стрельбе (пуске ракет) и бомбометании по наземным (морским) целям, а также при необходимости быстро потерять высоту.

ПИКИРОВКА (от франц. piquet - кол, колышек), пересадка овощных, плодовых, декоративных и нек-рых технических растений в молодом возрасте. После П. растения получают большую площадь питания, что способствует их лучшему росту и развитию.

ПИККАР, Пика p (Piccard) Огюст (28.1.1884, Лютри, Во,-25.3.1962, Лозанна), швейцарский физик, конструктор стратостатов и батискафов. На стратостате собств. конструкции П. в 1931 и 1932 совершил полёты с целью изучения космич. лучей, достигнув высоты 16 370 м. На батискафах собств. конструкции в 1948 и 1953 опускался на глубину до 3160 м (в Тирренском м.).

ПИККОЛО (от итал. piccolo - маленький), название наименьшего по размерам и самого высокого по звучанию муз. инструмента к.-л. семейства, напр. флейта-П., домра-П и т. д. Чаще всего под П. подразумевают флейту-П. (малую флейту). См. Флейта.

ПИККОЛОМИНИ (Piccolomini) Энеа Сильвио (1405-1464), итальянский гуманист, с 1458 римский папа. См. Пий II.

"ПИККОЛО-ТЕАТРО" (Piccolo teat-го), первый в Италии театр с постоянной труппой, имеющий стационарное помещение и получающий субсидию от гор. муниципалитета. Организован в Милане театр, деятелем П. Грасси и реж. Дж. Стрелером. Открылся в 1947 спектаклем "На дне" Горького. Спектакли •"Слуга двух господ" Гольдони (1947), "Сегодня мы импровизируем" Пиранделло (1949), "Чайка" (1948), "Вишнёвый сад" (1955) Чехова, "Господин де Пурсоньяк" Мольера (1965), "Москетта" Рудзанте (1971) и особенно "Трёхгрошовая опера" (1956), "Добрый человек из Сезуана" (1958), "Жизнь Галилея" (1963) и "Святая Иоанна скотобоен" (1971) Брехта определили популярность "П.-т.". Коллектив театра занимает видное место в театр, жизни страны, ведёт большую культ.-просвет, работу среди зрителей, его деятельность отличается демократич. направленностью. Среди актёров "П.-т.": М. Моретти, Л. Бриньоне, Дж. Сантуччо, Т. Карраро, Т. Буачелли, В. Кортезе, М. Фабри, Ф. Паренти. В 1960 гастролировал в Сов. Союзе.

ПИКНИДИОСПОРЫ, конидии (споры), образующиеся в пикнидах у нек-рых несовершенных грибов и при бесполом спо-роношении грибов - микобионтов лишайников. П. имеют разнообразную форму и окраску, могут быть одно- или многоклеточными, с поперечными или продольными перегородками, с придатками или без них. П. образуются на выростах ба-зального слоя оболочки пикнид (на ко-нидиеносцах) или в результате распада содержимого пикниды на отд. клетки.

ПИКНИДЫ (от греч. pyknos - плотный, густой), плодовые тела нек-рых несовершенных грибов, а также органы бесполого спороношения грибов - микобионтов лишайников. П.- преим. округлые вместилища, обычно снабжённые на вершине порой для выхода пикниоhiocnop. Оболочка П. состоит из плотного сплетения гиф; толщина её зависит от характера субстрата, в к-ром развиваются П. гриба.

ПИКНИИ, плодовые тела бесполого спороношения ржавчинных грибов, в к-рых образуются споры, наз. пикниоспорами.

ПИКНОЗ, сморщивание клеточного ядра; то же, что кариопикноз.

ПИКНОМЕТР (от греч. pyknos - плотный и ...метр), стеклянный сосуд специальной формы и определённой вместимости, применяемый для измерения плотности веществ в газообразном, жидком и твёрдом состояниях. Измерение плотности пикнометром основано на взвешивании находящегося в нём вещества (обычно в жидком состоянии), заполняющего П. до метки на горловине или до верхнего края капилляра, что соответствует номинальной вместимости П. (рис.1). Измерения объёма значительно упрощаются, если вместо одной метки у П. имеется шкала (рис. 1, г). Очень удобен в работе П. с боковой капиллярной трубкой, у к-рой пробкой служит тело термометра (рис. 2). Плотность твёрдых тел определяют, погружая их в П. с жидкостью. Для измерения плотности газов применяют П. спец. формы (шаровидные и др.) Основные достоинства пикноме-трич. метода определения плотности: высокая точность измерений (до 10-5 г/см3); возможность использования малых количеств вещества (0,5-100 см3); малая площадь свободной поверхности жидкости в П., что практически исключает испарение жидкости и поглощение влаги из воздуха; раздельное проведение операций термостатирования и последующего взвешивания.

Рис. 1. Пикнометры по ГОСТу 7465 - 67: а - колбообразный с меткой и глухой притёртой пробкой (для жидкостей); б - колбообразный с капиллярным отверстием в пробке (для жидкостей); в - колбообразный со съёмной горловиной (для твёрдых веществ); г - U-образный капиллярный (для летучих жидкостей).


Рис. 2. Пикнометр с капиллярной трубкой и термометром: 1-термометр; 2 -колпачок; 3 - капиллярная трубка; 4 - цилиндрическая колба.

Лит.: Измерение массы, объёма и плотности, М., 1972; ГОСТ 7465-67. Пикнометры стеклянные; ГОСТ 11723-66. Пикнометры для определения плотности газа.

С. С. Кивилис.

ПИКО... (от исп. pico - малая величина), приставка для образования наименования дольных единиц, по размеру равных 10-12 исходной единицы. Обозначения: русское п, междунар. р. Пример: 1 пф (пикофарада) = 10-12 ф.

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ Модены,-17.11.1494, ок. Флоренции), итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Учился в ун-тах Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластич. традицию аристотелизма и аверроизма', вместе с тем воспринял культуру филологич. гуманизма. Изучил др.- евр. и араб. языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и "натуральной магией". В 1486 обнародовал "900 тезисов", взятых из всех известных ему филос. и религ. учений, отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христ. мира (введением к ним явилась "Речь о достоинстве человека" -одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после возражений П. в "Апологии" (1487) и "Тезисы" в целом; П. подвергался аресту. С 1488 поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе с М. Фичино (Академия платоновская); написал комментарий к "Канцоне о любви" Дж. Бенивьени, трактаты "Гептаплус" (1490), "О Бытии и Едином" (1496). В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы, в нём углубились религ.-мистич. настроения.

П. не завершил большинства замыслов и не привёл в систему крайне разнородные филос. мотивы, его вдохновлявшие. Он стремился к всеобщему "примирению философов", исходя из того, что все религии и филос. школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Другая центр. идея П.- особое положение ("достоинство") человека в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой выбора это даёт человеку космич. незакреплённость, творч. способность самоопределения, уподобляющую его богу.

Пантеистич. тенденции П. сближают его с Фичино и Николаем Кузанским. В соч. "Против предсказующей астрологии" (1495) П. отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеч. воли; трактат этот оказал значит. влияние на последующую натурфилософию.

Соч.: Opera omnia, Basilea, 1601; De hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno. A cura di E. Garin, Firenze, 1942; Disputationes adversus astrologiam divinatricem, a cura di E. Garin, v. 1 - 2, Firenze, 1946-52; рус. пер.- в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 506-14.

Лит.: Брагина Л. М., Этические взгляды Д. Пико делла Мирандола, в сб.: Средние века, в. 28, М., 1965; Monnеrjahn E., G. Pico della Mirandola..., Wiesbaden, 1960; Garin е., G. Pico della Mirandola, Parma, 1963; L'Opera e il pensiero cli G. Pico della Mirandola nella storia dell' Umanesimo, v. 1 - 2, Modena, 1965; Di Napоli G., G. Pico della Mirandola e la problematica dottrinale del suo tempo, Roma, 1965 (есть лит.); Trinkaus С h., In our Image and Likeness. Humanity and Divinity in Italian humanist thought, v. 1-2, Chi.- L., 1970. Л. М. Баткин, H. В. Кострелев.
1941.htm
ПИРУВАТДЕКАРБОКСИЛАЗА, карбокси-лиаза 2-оксокислот, фермент класса лиаз', принимает участие в анаэробном распаде углеводов в клетках нек-рых микроорганизмов, напр. пивных дрожжах (см. Брожение) и в тканях высших растений, катализируя реакцию неокислит. декарбоксилирования пировиноградной к-ты до уксусного альдегида: СН3СОСООН_>СНзСНО + СО2. Реакция протекает с участием тиаминпирофосфата в качестве кофермента и ионов Mg2+ в качестве кофактора. П. декарбоксилирует также и др. а-оксокислоты (а-кетомасляную, а-кетовалериановую и др.), причём по мере удлинения углеродной цепи субстрата активность фермента снижается. Открыта в 1911 нем. биохимиком К. Нойбергом в дрожжах; в очищенном виде выделена из пивных дрожжей, зародышей пшеницы (мол. масса ~1 000000) и др. растит. тканей. П. наз. также один из компонентов пируватдегидрогеназы, к-рый катализирует реакцию окислит. декарбоксилирования пировиноградной к-ты до ацетила (СНзСО-). Л. С. Хайлова.

ПИРУЭТ (от франц. pirouette), термин в балете, обозначающий полный оборот (или неск. оборотов) танцовщика (танцовщицы) на месте (вращение возможно вправо и влево); осуществляется с помощью различных приёмов, придающих телу вращат. движение. Отдельные П. могут соединяться между собой танцевальными шагами (па). В таком случае, выполняя последовательный ряд П., исполнитель передвигается по прямой или по кругу.

ПИРЧЮПИС, Пирчюпяй, деревня в Варенском р-не Литов. ССР. 3 июня 1944 нем.-фаш. оккупанты сожгли деревню и 119 её жителей за связь с партизанами. Памятник жертвам фашизма (гранит, 1960, скульптор Г. Йокубонис-Ленинская пр., 1963; арх. В. Габрюнас), состоящий из монументальной статуи "Мать" и стены с рельефами и фамилиями погибших. Памятник отличается напряженным психологизмом образа матери - преисполненной гнева и скорби старой литов. крестьянки, а также суровой выразительностью обобщающих форм, точно найденным соотношением архитектурно-пространств. решения с окружающим пейзажем. В отстроенной заново деревне находится мемориальный музей Пирчюписа.

Пирчюпис. Памятник жертвам фашизма. Гран нит. 1960. Скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Габрюнас.

Лит.: "Мать Пирчюписа". Памятник жертвам фашизма. Скульптор Г. Йокубонис Текст В. Рогачевского, Л. - М., 1964.

ПИРЯТИН, город, центр Пирятинского р-на Полтавской обл. УССР. Расположен на р. Удай (басс. Днепра). Ж.-д. ст. (на линии Бахмач - Гребёнка). Узел автомоб. дорог. 17,2 тыс. жит. (1974). Мебельная фабрика, сыродельный, овощесушильный, кирпичный заводы; мясокомбинат. Первые летописные сведения о П. относятся к 1155. С 1781 П.- уездный город.

ПИСАНИЦЫ, древние изображения на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отд. камнях. См. Наскальные изображения.

ПИСАНКА, расписное яйцо. Восходит к языческим временам (находки в курганах), позднее перешла в обряд празднования христианской пасхи. Роспись П. (преим. геом. или растит. орнамент, строго подчинённый форме яйца) - распространённый вид декоративного искусства у многих народов (славянских и др.).

Писанки: 1 - 2- гуцульские; 3 - румынская; 4 - чешская.

Лит.: Сумцов n. ф., Писанки, "Киевская старина", 1891, май, июнь; Лубенский музей е. n. Скаржинской, К., 1890.

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович [2(14).10. 1840, с. Знаменское, ныне Липецкой обл.,-4(16).7.1868, Дуббельн, ныне часть г. Юрмала Латв. ССР, похоронен в Петербурге], русский публицист и лит. критик, философ-материалист, революц. демократ. Род. в дворянской семье. Окончил ист.-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1861). В 1859 вёл библиографич. отдел в журн. "Рассвет"; в 1861-66 ведущий критик и идейный руководитель журн. "Русское слово". За нелегальную статью, содержавшую призыв к свержению самодержавия, с июля 1862 по нояб. 1866 отбывал заключение в Петропавловской крепости, где написал более половины своих соч. В 1867-68 сотрудничал в журн. "Дело" и "Отечественные записки".

Мировоззрение П. складывалось в обстановке революционной ситуации 1859-61, расцвет его творчества совпал с годами реакции. Разделяя политич. программу и мн. теоретич. установки Н. Г. Чернышевского, П. по-иному решал нек-рые вопросы. В 1861-62 он развивал преим. критич. сторону революц. идеологии (отрицание существующего строя, острая критика деспотизма, крепостничества и либерализма, ниспровержение авторитетов и др.). С 1863 выступил с положит. программой, отразившей поиски новых путей демократич. движения в условиях крушения надежд на немедленную нар. революцию.

В философии П. был сторонником естественнонауч. материализма. Он боролся против идеализма и религии, к-рую считал "...вредным тормозом умственного и общественного движения..." (Полн. собр. соч., т. 5, СПБ, 1904, с. 359). П. призывал проверять все теории и авторитеты критикой, требовал самостоятельности мышления. Отвергая филос. диалектику, когда она "...уходит в область слов...", он выражал готовность пользоваться ею "...как орудием борьбы..." (Соч., т. 1, М., 1955, с. 302). П. ратовал за философию, к-рая "...двигала массы... разбивала дряхлые кумиры и расшатывала устарелые формы гражданской и общественной жизни" (там же, с. 126).

Социологич. взгляды П. были одной из ранних попыток распространить материализм на понимание обществ. явлений. "Внутренней стороной истории" (там же, т. 3, 1956, с. 120) он считал экономич. деятельность, единств. источник богатства человечества видел в труде, а причину всех социальных бедствий - в "элементе присвоения" (см. там же, т. 2, 1955, с. 284). Решающую роль в истории П. отводил людям физич. труда, народным массам. Но в полной мере эту роль народ, задавленный гнётом материальных забот и лишений, мог выполнять лишь в эпохи революций, результаты к-рых до сих пор не соответствовали затраченной энергии. Сравнивая революции с "вынужденным убийством" (см. там же, т. 4, 1956, с. 288), П. признавал их закономерность и необходимость; возвращение старого порядка станет невозможным, если революция "...проложила себе дорогу в мир материальных интересов..." и "...переделала по своему весь строй экономических отношений..." (Избр. произв., 1968, с. 216). Смысл историч. прогресса П. видел в последоват. освобождении трудящихся от различных форм эксплуатации и постепенном пробуждении самостоятельности народа. Он признавал закономерность смены феодализма капитализмом, неизбежность падения "тиранического господства капитала" и наступления социализма-"...новой эры справедливости, физического здоровья и материального благосостояния" (Соч., т. 2, с. 308, 270).

Социалистич. идеалы П., ярко выраженные уже в 1862 ("Пчёлы"), получили своё обоснование и развитие в 1863-67 ("Очерки из истории труда", "Исторические идеи Огюста Конта", "Генрих Гейне" и др.). Утопич. социализм П. не был народническим. П. не возлагал надежд на крест. общину, а полагал, что по примеру зап.-европ. стран Россия пройдёт капиталистич. стадию развития. П. принимал только критич. сторону учений утопич. социалистов и призывал к созданию новой общественной науки, в сближении к-рой с революц. самодеятельностью масс видел "...единственную возможность будущего обновления" (там же, т. 4, с. 212). Утверждая, что революция совершается народом по "внутренней потребности" (см. там же, т. 2, с. 68), П. считал невозможным вызвать её искусственно и не видел предпосылок для её скорого возникновения. Социологич. "теория реализма", разработанная П. в 1863-65 ("Цветы невинного юмора", "Мотивы русской драмы", "Реалисты", "Посмотрим!" и др.), явилась попыткой создать программу достижения социализма "независимо от исторических событий" (см. там же, т. 3, с. 126). П. объяснял поражение "революционеров 1861 года" забитостью народа, непониманием им собственных интересов. "Побудительные причины" для роста нар. самосознания возникнут в ходе экономич. развития, руководство к-рым должны взять в свои руки "мыслящие реалисты" (социалисты). "Главное дело" - вопрос о народном труде - подвинется широким распространением рабочих ассоциаций. В этом П. видел заранее заготовленные материалы для разрешения рабочего вопроса, к-рый неминуемо возникнет в России в будущем. П. выдвинул принцип "экономии умственных сил", к-рый требовал сосредоточить все усилия мыслящих людей, "...весь запас собранных человеческих знаний" на разрешении вопроса о "голодных и раздетых людях" (там же, т. 3, с. 105). В "теории реализма" первостепенное значение отводилось распространению науч. знаний, к-рые способствуют росту пром-сти и улучшению земледелия, увеличивают число "мыслящих реалистов".

В этике П. проповедовал утилитаризм и разумный эгоизм, он близко подошёл к пониманию классовой обусловленности морали ("Мыслящий пролетариат" и др.).

Личная польза "новых людей" ("мыслящих реалистов, с любовью относящихся к труду") совпадает с общей пользой, их эгоизм вмещает в себя самую широкую любовь к человечеству, у них нет различия "... между долгом и свободным влечением..." (там же, т. 4, с. 18), все их усилия направлены к тому, чтобы уменьшить массу человеческих страданий и увеличить массу человеческих наслаждений.

П. уделял много внимания педагогич. вопросам ("Наша университетская наука", "Педагогические софизмы", "Школа и жизнь" и др.). Критикуя существующую систему образования, он выступал за воспитание в процессе обучения, за всесословную школу и широкое общее образование, осн. на математике и естеств. науках, за обучение ручному труду и физич. упражнениям.

Эстетич. взгляды П., сформулированные в ст. "Разрушение эстетики" (1865) и наиболее последовательно выраженные в ст. "Пушкин и Белинский" (1865), были обусловлены принципом "экономии умственных сил" и носили характер "строжайшего утилитаризма". П. отрицал обществ. значение живописи, скульптуры, музыки, лирики. Он считал, что при наличии голодных классов "...обществу рано, нелепо, отвратительно, неприлично и вредно заботиться об удовлетворении других потребностей второстепенной важности, развившихся у крошечного меньшинства сытых и разжиревших людей" (Соч., т. 3, 1956, с. 451). Стремление обратить внимание молодёжи на литературу, трактующую проблемы современности, руководило П. при его ошибочной попытке "ниспровергнуть" Пушкина. Вместе с тем лит.-критич. практика П. содержала замечательные истолкования соч. Г. Гейне, романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?", произведений И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. А. Слепцова, Н. Г. Помяловского и др.

Соч.: Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1 - 6, доп. вып., СПБ, 1909 -113; Соч., т. 1-4, М., 1955-56; Избр. произв., Л., 1968.

Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве, М., 1957 (см. указ.); Соловьев е. a., Д. И. Писарев, [4 изд.], Берлин - П.- М., 1922; Козьмин Б. П., Писарев и социализм, в его кн.: Литература и история, М., 1969; Кирпотин В. Я., Радикальный разночинец Д. И. Писарев, М., 1934; Пи лоткин Л., Д. И. Писарев и литературно-общественное движение 60-х гг., Л,- М., 1945; Кузнецов ф. ф., Журнал "Русское слово", М., 1965; Маслин А. Н., Д. И. Писарев в борьбе за материализм и социальный прогресс, М., 1968; Цыбенко В. А., Мировоззрение Д. И. Писарева, М., 1969; Демидова Н. В., Писарев, М., 1969; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М.- Л., 1962, с. 539-44. Ю. Н. Коротков.

ПИСАРЕВ Модест Иванович [2(14).2. 1844, Кашира,-30.9(13.10). 1905, Петербург], русский актёр, педагог, критик. Муж рус. актрисы П. А. Стрепетовой', оказал большое влияние на становление и развитие её таланта. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1865). С 1859 выступал на любительской сцене. Проф. сценич. деятельность начал в 1867 в Симбирске. Работал в Оренбурге, городах Поволжья, Урала, затем в Москве (театр А. А. Бренко, театр Корша и др.), с 1885 в Александрийском театре в Петербурге. Замечательный исполнитель драматич. ролей бытового репертуара: Русаков, Несчастливцев ("Не в свои сани не садись", "Лес" Островского), Ананий Яковлев ("Горькая судьбина" Писемского) и др. Один из образованнейших актёров своего времени, П. по эстетич. взглядам был близок В. Г. Белинскому, Н. А. Добролюбову, Н. А. Некрасову. В своих критич. статьях активно поддерживал А. Н. Островского и реалистич. направление им возглавляемое. Подготовил к изданию первое полное собр. соч. Островского (СПБ, 1904-05).

Д. И. Писарев.

Лит.: Морозов. И. Писарев, М.- Л., 1949.

ПИСАРЖЕВСКИЙ Лев Владимирович [1(13).2.1874, Кишинёв,-23.3.1938, Днепропетровск], советский химик, акад. АН СССР (1930; чл.-корр. 1928). Чл. КПСС с 1930. Окончил в 1896 Новороссийский ун-т в Одессе. В 1904-08 проф. Юрьевского (ныне Тартуского) ун-та; с 1908 проф. Киевского политехнич. ин-та (к-рый в 1911 оставил в знак протеста против реакционной политики мин. нар. просвещения Л. А. Кассо); в 1911-13 преподавал на Бестужевских курсах и в Психоневрологич. ин-те в Петербурге; после 1913 проф. Горного ин-та и ун-та в Екатеринославе (Днепропетровске). С 1927 директор созданного по его инициативе Укр. ин-та физ. химии (ныне Ин-т физ. химии им. Л. В. Писаржевского АН УССР); в 1929-34 работал также в Политехнич. ин-те в Тбилиси. П. получил и изучил ряд новых перекисных соединений (совм. с П. Г. Меликишвили); изучал термодинамику реакций в растворах; предложил теорию равновесных электродных процессов; выполнил ряд работ, положивших начало электронной теории гетерогенного катализа. Автор учебников "Введение в химию" (1926) и "Неорганическая химия" (1930, совм. с М. А. Розенберг). Премия им. В. И. Ленина (1930). Награждён орденом Ленина.

ПИСАРРО (Pizarro) Франсиско (между 1470 и 1475, Трухильо, Испания,-26.6. 1541, Лима, Перу), испанский конкистадор. Участвовал в экспедиции А. Охеды к берегам Юж. Америки (1509), в завоевании Панамы (1510) и Перу (1532-36), на терр. к-рого существовало гос-во инков. Используя междоусобную войну среди инков, разграбил и уничтожил их гос-во Тауантинсуйу. В 1535 основал г. Лима. Жестоко подавил восстание индейцев (1535-37). В борьбе за власть и раздел добычи был убит.

Лит.: Вольский С., Пизарро [1470 - 1541], М., 1935.

ПИСЕК (Pisek), город в Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, в Южно-Чешской области, на р. Опава, притоке Влтавы. 22,7 тыс. жит. (1970). Трансп. узел. Машиностроение, электротехнич., трикотажная пром-сть; мясокомбинат. Через П. проходит магистральный газопровод.

Л. В. Писаржевский.

ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович [11(23).3.1821, с. Раменье, ныне Чухломского р-на Костромской обл.,-21.1(2.2). 1881, Москва], русский писатель. Принадлежал к старинному обедневшему дворянскому роду. Окончил математич. отделение Моск. ун-та (1844). Ок. 10 лет был на гос. службе в Костроме и Москве. Выступил в печати в 1848. Первый роман П. "Боярщина" (1846, опубл. 1858) написан в духе натуральной школы 40-х гг. Известность пришла к П. после опубликования повести "Тюфяк" (1850). Затем появились повести из жизни дворянско-чиновничьей провинции-"Комик", "Богатый жених" (обе - 1851), "М-r Батманов" (1852), "Фанфарон" (1854), "Виновата ли она?" (1855) и др., комедии "Ипохондрик" (1852) и "Раздел" (1853), рассказы из крест. жизни. П. не видел в дворянской среде людей, способных сопротивляться влиянию её бесчеловечной морали, поэтому ирония - одно из гл. свойств его стиля. Цельные характеры писатель находил только в народе.

В романе "Тысяча душ" (1858) - самом значит. своём произв.- П. создал обширную картину рус. жизни предреформенной поры, в частности "деловых" отношений между людьми. Драма "Горькая судьбина" (1859, пост. 1863) - одна из лучших пьес рус. драматургии. Точность социальных характеристик сочетается с глубоким раскрытием душевной жизни героев, трагедии, разразившейся в крест. семье.

В 1857-60 П. совм. с А. В. Дружининым, а в 1860-63 единолично редактировал журн. "Библиотека для чтения". В этот период в фельетонах (псевд. - Никита Безрылов) и в романе "Взбаламученное море" (1863) он выступил с грубыми нападками на революц. движение. Осуждённый прогрессивной общественностью, П. ушёл из журнала. В романе "Люди сороковых годов" (1869) антинигилистич. тенденция неск. приглушена. Событиям 60-х гг. посв. и роман "В водовороте" (1871); П. не отказался в нём от убеждения, что подлинные революционеры - наивные одиночки, но их нравств. благородство для него уже несомненно. Роман получил высокую оценку Л. Н. Толстого (см. Полн. собр. соч., т. 61, 1953, с. 273). Гл. темой П. в конце жизни становится бурж. стяжательство: пьесы "Ваал", "Просвещён