загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

а (2,8), Чимботе (1,3). В мае 1973 создана гос. авиакомпания "Аэроперу", к-рая перевозит грузы как на внутренних, так и на междунар. линиях.

Внешние экономические связи. Экспорт в 1973 составил 1119 млн. долл., импорт - 1029 млн. долл. Вывозят руду и металлы (47% стоимости экспорта в 1972), рыбу и рыбопродукты (30%), сахар (8%), хлопок (5%), кофе (5%), шерсть, нефть. Ввозят сырьё и полуфабрикаты (56% стоимости импорта), машины, оборудование, стройматериалы (30%), потребит. товары (14%). Гл. торг. партнёры: США (33,2% экспорта, 30% импорта в 1972), ФРГ (11,2 и 11,9), Япония (13,9 и 7,7), страны Лат. Америки (7,8 и 16). Развиваются торг.-экономич. и культурные связи П. с СССР и др. социалистич. странами. Соглашения, заключённые между П. и СССР, предусматривают технич. содействие и помощь в проведении проектно-изыскат. работ по гидроэнергетич. и ирригац. комплексу "Ольмос" (перевод стока притоков р. Мараньон с вост. склона Анд на западный и орошение земель в сев. р-нах страны), помощь в изучении гидроэнергетич. ресурсов pp. Укаяли и Уальяга, технич. содействие в проектировании и стр-ве рыболовного и рыбоперераб. центра в Пайте. СССР продаёт П. металлорежущие станки, полиграфич. оборудование, электроизмерит. аппаратуру, покупает сахар, кофе, висмут, свинец, хлопок, кожи и др. товары. Ден. единица- соль. 38,7 соля = 1 долл. США (июль 1974).

Экономико-географические районы. Коста - прибрежный, наиболее развитый р-н. Сах. тростник, хлопчатник, животноводство, пригородное с. х-во в р-не Лимы и др. крупных городов. Большая часть предприятий обрабат. пром-сти, добыча нефти, жел. руды и меди. С ь е p p а - горный р-н. Пастбищное животноводство, подсобное земледелие, горная промышленность, ремёсла. С е л ь в а - слабо освоенный район. Очаги тропич. земледелия, животноводство, добыча нефти, лесозаготовки. Лит.: Долинин А. А., Дорошкевич Л. И., Перу, М., 1964; Rоmеrо Е., Geografia economica del Peru. 5 ed., Lima, 1966. А. А. Долинин.

VIII. Вооружённые силы

Вооруж. силы состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Главнокомандующий - президент. Непосредственное руководство войсками осуществляют министры видов вооруж. сил. Армия комплектуется на основе закона о всеобщей воинской повинности и частично за счёт вербовки добровольцев. Призывной возраст-18 лет, срок действит. воен. службы - 1- 2 года. Офицерские кадры готовят в академиях, воен. колледжах и училищах. Терр. страны делится на 5 военных округов. Общая численность вооруж. сил к нач. 1973 составляла св. 54 тыс. чел., кроме респ. и гражд. гвардии (всего 22 тыс. чел.). Сухопутные войска (св. 39 тыс. чел.) состоят из 9 бригад, неск. отдельных батальонов, подразделений (частей) инженерных и др. спец. войск. ВВС (ок. 7 тыс. чел.) сведены в авиац. группы, насчитывающие св. 200 (в т. ч. cв: 100 боевых) самолётов. ВМС (ок. 8 тыс. чел.) имеют св. 40 боевых кораблей, в т. ч. 4 дизельные подводные лодки, 3 крейсера, 5 эсминцев, 2 корвета и др. Военно-морские базы - Кальяо, Мольендо, Чимботе. Всё вооружение иностранного производства.

IX. Медико-географическая характеристика

Медико-санитарное состояние и здравоохранение. По данным Всемирной орг-ции здравоохранения, в 1965-70 на . 1 тыс. жит. рождаемость составляла в среднем за год 41,8 , смертность 8,3 (1969); детская смертность 72,2 (1970) на 1 тыс. живорождённых.

Преобладает инфекционная патология. Зарегистрированы все формы туберкулёза, тифы и паратифы, дизентерия, детские инфекции. Встречаются чума, жёлтая лихорадка; в 1970 проведена вакцинация против оспы (охвачено ок. 95% населения). В 21 департаменте выявлен эхинококкоз. Серьёзную проблему представляет бруцеллёз (заболевания им регистрируются в основном в департаментах Лима и Ика, в пров. Кальяо). Департамент Лорето эндемичен по проказе. В сев. части прибрежного р-на встречается дифиллоботриоз; это единств. очаг инвазии в Юж. полушарии. Малярия гл. обр. сохраняется в басс.Амазонки и в Андах. В горных р-нах - эндемич. зоб.

Система здравоохранения смешанная: наряду с гос. учреждениями мед. обслуживание осуществляют различные общественные и частные орг-ции (напр., службы вооруж. сил, Нац. служба социального страхования и др.). В 1972 было св. 300 больничных учреждений на 31,2 тыс. коек (ок. 2,1 койки на 1 тыс. жит.), из них 5,3 тыс. коек в частных учреждениях. Амбулаторную помощь (1968) оказывали 255 поликлинич. отделений, 9 диспансеров, а также 976 постов здравоохранения и сан. постов, обслуживающих в основном сел. население. Функционирует лаборатория, занимающаяся проблемами обществ. здравоохранения. Работали (1971) ок. 8 тыс. врачей (ок. 1 врача на 2 тыс. жит.), 2,8 тыс. зубных врачей, 2 тыс. фармацевтов, ок. 15 тыс. лиц ср. мед. персонала. Нац. мед. кадры готовят 7 мед. и 3 зубоврачебные школы, школы по подготовке ср. мед. работников.

П. П. Дарченкова, А. А. Розов.

Ветеринарвое дело. Распространены инфекционные, в т. ч. особо опасные, болезни животных. Сибирская язва поражает кр. рог. скот, коз, реже лошадей и свиней; туберкулёз - все виды с.-х. животных. Бруцеллёз обнаруживают у кр. рог. скота, овец, коз. Среди собак распространено бешенство. Особую опасность представляют ящур (типы вируса А, О, С), поражающий мелкий и кр. рог. скот, свиней, лам, а также диких животных, классич. чума свиней и болезнь Ньюкасла у птиц. У всех видов животных обнаружены пастереллёз, сальмонеллёз, у рог. скота -эмфизематозный карбункул. Из инвазионных болезней распространены гельминтозы (цистицеркоз, эхинококков, нематодоз, тениоз), демодекоз, анаплазмоз, бабезиоз, кокцидиоз, гистомоноз, токсоплазмоз, трихомоноз, трипаносомоз, филяриоз. Вет. сеть не охватывает всех р-нов П. Вопросами диагностики болезней животных занимается Нац. центр патологии животных в Лиме. В П. 534 вет. врача (1973). И. А. Бакулов.

X. Просвещение

До 1972 в П. функционировала след. система образования: обязательная 6-летняя начальная школа, куда принимались дети в возрасте 6 лет; общеобразоват. ср. уч. заведения - колледжи (с 5-летним сроком обучения, разделённым на 2 цикла - 3 и 2 года; на втором цикле вводилось дифференциров. обучение по гуманитарному, естественнонауч. и коммерческому направлениям), вечерние школы и уч. центры; проф. образование давали технич., с.-х. и коммерческие колледжи и ин-ты с 5-летним сроком обучения на базе нач. школы. В 1970 уч. г. в нач. школах обучалось около 2,7 млн. уч-ся, в ср. общеобразоват. школах - 547,3 тыс. уч-ся, проф.-технич. образованием было охвачено 112,7 тыс. чел. Высшее образование представлено университетами, высшими школами и институтами. Ок. 1/3 университетов - частные. Обучение в вузах платное. Крупнейшие ун-ты государственные: Нац. ун-т "Сан-Маркос" (осн. в 1551) и Нац. инж. ун-т (1955) в Лиме, Нац. ун-т "Сан-Агустин" (1828) в Арекипе. В 1970 уч. г. в вузах обучалось 124,7 тыс. студентов. С 1972 осуществляется реформа в области образования, к-рая носит демократич. характер и отвечает задачам социально-экономич. развития. Вводится новая система образования: дошкольное образование (для детей в возрасте до 6 лет); обязательная и бесплатная 9-летняя основная, или базовая, школа (состоящая из 3 циклов), к-рая наряду с общим образованием должна давать проф.-технич. знания и готовить к трудовой деятельности; высшее образование. Предусмотрено обучение как на исп. яз., так и на осн. языках индейского населения.

С 1973 проводится массовая кампания по ликвидации неграмотности взрослых, среди к-рых было 23% неграмотных. В ней участвуют 1,5 тыс. учителей и св. 10 тыс. добровольцев, организованы вечерние школы и курсы ликвидации неграмотности, трудовое базовое обучение без отрыва от произ-ва и др.

В Лиме находятся крупнейшие библиотеки: Нац. библиотека (осн. в 1821, св. 506 тыс. тт., 167 тыс. рукописей), библиотека Нац. ун-та "Сан-Маркое" (400 тыс. тт.), Нац. инж. ун-та (156 тыс. тт.); музеи - Нац. музей истории (осн. в 1921), Нац. музей перуанской культуры (1946), Музей антропологии и археологии (1938), естеств.-историч. музей "Хавьер Прадо" и др. к. Н. Цейкович.

XI. Научные учреждения

Первые науч. учреждения организованы в кон. 19 - нач. 20 вв.: Нац. мед. академия (1884), Перуанская академия языка (1887), Географич. об-во Лимы (1888), Историч. ин-т П. (1905), магнитная обсерватория (1919) и др.; развивались в основном гуманитарные и нек-рые естеств. науки. Прикладные исследования в пром-сти и с. х-ве развернулись только после 2-й мировой войны 1939- 1945, тогда же началось формирование совр. системы науч. учреждений. В 1969 создан Нац. совет науч. и технологич. исследований. Общее руководство н.-и. и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) осуществляет гос-во. Общенац. расходы на НИОКР составили в 1970 св. 300 млн. солей или 0,14% валового нац. продукта; 80% расходов несёт гос-во. В нач. 70-х гг. насчитывалось ок. 100 н.-и. орг-ции, в к-рых работало св. 850 учёных и дипломиров. инженеров (без специалистов гуманитарного профиля). Среди гос. н.-и. учреждений - Высший ин-т ядерной энергии при Комитете по контролю над атомной энергией (1955),

Ин-т моря П. (1960), Геофизич. ин-т с 5 обсерваториями, Служба геологии и горного дела (1967, на базе научных учреждений, работавших с 1950), н.-и. центр Службы развития с. х-ва (1927) с неск. с.-х. станциями, Воен. географич. ин-т и др. Ведущие н.-и. учреждения вузов - науч. центры Нац. ун-та "Сан-Маркос" (10 НИИ), Нац. инженерного ун-та (15 НИИ), Аграрного ун-та (2 НИИ и с.-х. станции) и др. На средства пром. компаний в 1970 создан децентрализов. Ин-т промышленно-технологических исследований и технич. стандартов. Среди н.-и. учреждений частного сектора- пром. лаборатории крупных предприятий, высокогорная биологическая станция в Андах, более 30 науч. об-в, 5 академий: Академия точных, физич. и естеств. наук (1939), Нац. мед. академия и др. Ведущие н.-и. учреждения в области обществ. наук: Ин-т перуанского и амер. искусства (1943), Перуанский индеанистский ин-т (1947), Ин-т этнологич. исследований (1949) при Нац. музее перуанской культуры, Ин-т перуанских исследований (1964) с ин-тами социальных исследований и прикладных экономич. наук, Нац. ин-т культуры (1965) и др. П.- член ок. 20 междунар. и региональных науч. орг-ции, поддерживает науч. связи со мн. странами, в т. ч. с СССР.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1974 в П. выходило св. 560 периодич. изданий, 80% - в Лиме, из них 32 ежедневные газеты, в т. ч. наиболее влиятельные - "Перуано" ("El Peruano"), с 1825, тираж 10 тыс. экз.; "Комерсио" (чЕ1 Comercio"), с 1839, тираж 105 тыс. экз.; "Пренса"("Lа Prensa"), с 1903, тираж св. 100 тыс. экз.; "Кроника" ("La Cronica"), с 1912, тираж ок. 50 тыс. экз.; "Ультима ора" ("Ultima Нога"), с 1950, тираж 80 тыс. экз., вечерняя; "Экспресс" ("Expreso"), с 1961, тираж 170 тыс. экз., в воскресенье вместе с приложением - 270 тыс. экз.; "Коррео - Нуэва эра" ("Соrrео-Nueva Era"), с 1963, до дек. 1970 называлась "Коррео", тираж 140 тыс. экз.; "Oxo" ("Ojo"), с 1968, тираж 130 тыс. экз.; "Унидад" ("Unidad"), с 1957, орган ПКП, тираж 15 тыс. экз. (еженедельная). В июле 1974 принят закон о передаче всех органов печати под контроль общественных организаций.

В П. св. 200 радиостанций. Правительственная компания "Радио насьональ", осн. в 1937, имеет 5 радиостанций. Крупнейшие компании - "Радио Америка" и "Радио Панамерика".

Телевидение осн. в 1958. Имеется 6 телекомпаний. М. А. Шлёнова.

XIII. Литература

Литература П. развивается преим. на исп. яз. Имеется фольклор на языках коренного населения кечуа и аймара. Гл. лит. памятник доколон. периода - нар. драма на яз. кечуа "Ольянтай" (опубл. 1853) - один из ярких памятников мировой лит-ры. Колон, период 16- нач. 19 вв. представлен ист. хрониками П. Сьесы де Леона (1518-60), Ф. Г. Помы де Аялы (1526-1613?), а также " Королевскими комментариями инков" (1609-17) Инки Гарсиласо де ла Веги (ок. 1539-ок. 1616)- осн. источник по древней истории и культуре П. В 17-18 вв. развивалась куртуазная, религ.-филос. и просветит. поэзия и проза Д.де Охеды (1571-1615), X. де Эспиносы Медрано (1632? -88), П. де Перальты Барнуэво (1663-1743), П. А. де Олавиде (1725-1802) и др., писавших в русле исп. стилистич. и идейных традиций. Жизнь колон. Лимы и нар. язык отразились в сатирич. стихах, поэмах и пьесах X. дель Валье Кавьедеса (1653? - ум. после 1692). В фольклоре колон. эпохи получили выражение антиисп. настроения. В творчестве М. Мельгара (1791-1815) соединились традиции книжной исп. поэзии и индейского фольклора.

В первые годы независимости П., провозглашённой в 1821, литература отражала преимущественно борьбу консервативных и либеральных идей. Выразителем первых был поэт-сатирик и драматург Ф. Пардо-и-Альяга (1806-68). Автор бытовых комедий М. Асенсио Сегура (1805-71), родоначальник нац. театра, выступил против перуанской военщины и колон. пережитков ("Пепа", опубл. 1953, "Донья Катита", пост. 1845). Романтизм в П. развивался с кон. 40-х гг. Поэты К. А. Салаверри (1830-90), X. А. Маркес (1832-1903), К. Альтаус (1835-81) и др. обращались преим. к сфере интимных чувств. В прозе черты романтизма нашли выражение в ист., политич. и сентимент. романах X. А. Лавалье (1833-93), Ф. Касоса Флореса (1828-81), Л. Б. Сиснероса (1837- 1904). Романтич. проза нередко несла в себе элементы костумбризма, знаменовавшего переход к реализму. Для резко критического романа Н. Арестеги "Отец Оран" (1918) характерна антиклерикальная направленность. Крупнейшим писателем конца 19 - начала 20 вв. был Р. Пальма (1833-1919) - автор "Перуанских преданий" (12 серий, 1872- 1915). Поражение П. в войне с Чили (1879-83) способствовало распространению либеральных и революц. идей, выразителем к-рых стал поэт и эссеист М. Гонсалес Прада (1848-1918). В сб-ках стихов "Свободные стихи" (изд. 1938), "Перуанские баллады" (изд. 1939), в книгах эссе "Свободные страницы" (1894), "Часы борьбы" (1908) он обличал аристократию, католицизм, буржуазию, выступал в защиту индейцев, положив начало лит.-идеологич. движению индихенизма. К. Матто де Турнер (1854-1909) в романе "Птицы без гнезда" (1889) разоблачала эксплуатацию туземцев. В поэзии кон. 19 - нач. 20 вв., скованной академич. нормами, выделяется творчество нар. певца А. Гамарры (1857-1924). Возникшему в это время т. н. модернизму наряду с декадентскими тенденциями и преувеличенным вниманием к форме присущ интерес к самобытной природе и культуре Лат. Америки. В русле модернизма выступал X. С.Чокано (1875- 1934), автор сб-ков стихов "Душа-Америка" (1906), "Да будет свет!" (1908) и др. К поэзии символизма тяготел X. М. Эгурен (1882-1942).

После 1-й мировой войны 1914-18 и ОКТ. социалистич. революции 1917 в России, вызвавших подъём левых сил, в лит-ре П. возникли обновительные тенденции, связанные с журн. "Colonida" (1916) и творчеством поэта и прозаика А. Вальделомара (1888-1919). Со 2-й пол. 20-х гг. получила распространение авангардистская поэзия, преимущественно левой ориентации, представленная X. Парра дель Риего (1894-1925), А. Перальта (р. 1899), А. Идальго (1897-1967), М. Порталь (р. 1901) и др. Большое влияние на развитие обществ. и лит. мысли П. и др. стран Лат. Америки оказал журн. "Amauta" (1926-30), издававшийся основателем ПКП X. К. Мариатеги (1895-1930). Индихенистская проза развивалась в эти годы главным образом в её психологической (Э. Лопес Альбухар, 1872-1966) и "экзотической" (В. Гарсиа Кальдерой, 1886-1959) разновидностях. Индейским мироощущением и антибуржуазной идеологией проникнуто творчество крупнейшего поэта-коммуниста С. Вальехо (1892-1938), автора сборников "Чёрные герольды" (1918), "Трильсе" (1923), "Человеческие стихи" (поем. 1939) и др., а также первого пролетарского романа Латинской Америки - "Вольфрам" (1931). В 30-е гг. выступила группа поэтов-сюрреалистов: X. Аб-риль (р. 1905), С. Моро (1904-56), Э. фон Вестфален (р. 1911), к которым тяготел и видный представитель "чистой" поэзии современного П.- М. Адан (р. 1908).

В годы 2-й мировой войны 1939-45 и после неё в прозе выступили писатели-индихенисты с резкими социально-критическими романами: С. Алегрия (1909-67, "В большом и чуждом мире", 1941), X. М. Аргедас (1913-69, "Глубокие реки", 1958; "Кровь всех рас", 1964) и др. Складывается радикально настроенная лит. группа "Поэты народа" (1943-1948), из к-рой вышел писатель-коммунист Г. Валькарсель (р. 1921). Социально-критич. проза 50-60-х гг. посвящена преим. гор. жизни: X. Р. Рибейро (р. 1929), Э. Конграйнс Мартин (р. 1932) и автор антимилитаристского романа о молодёжи "Город и псы" (1963), романа "Зелёный дом" (1966) М. Варгас Льоса (р. 1936). В поэзии наряду с группой сюрреалистов (X. Сологурен, р. 1922; X. Э. Эйельсон, р. 1921, и др.) всё активнее выступают представители революционно-демократич. крыла: В. Дельгадо (р. 1927), А. Ромуальдо (р. 1926), X. Г. Росе (р. 1928) и др. Среди совр. драматургов выделяются авторы историч., социальных и филос. пьес X. Риос (р. 1914), Э. Солари Суэйн (р. 1918) и С. Саласар Бонди (1924-65; сб. "Комедии и безделки", опубл. 1967).

Лит.: Мамонтов С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972; Sаnсhez L. a., La literatura peruana, v. 1 - 6, B.-Aires, [1950-1951]; Tamayo Vargas A., Literatura peruana, [t. 1 - 2], Lima, [1965]; Nunes E., La literatura peruana en el siglo XX (1900- 1965), Мех., [1965]; Castro Arenas M., La novela peruana у la evolucion social, [Lima, 1965]. С. П. Мамонтов.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древняя культура П. (распространявшаяся также на Боливию и С. Чили) - наиболее ранняя и наиболее развитая в Юж. Америке. Уже в 12 в. до н. э. здесь известна керамика, а с 1-го тыс. до н. э. развиваются культуры Тихоокеанского побережья (Паракас, Салинар и др.) и горных областей (с центром Чавин-де-Уантар и др.). С начала н. э. складываются культуры раннеклассового общества (Наска, Мочика с центром Моче, Чиму с центром Чан-Чан), в сер. 15 в. сменяющиеся культурой государства инков со столицей Куско. Архитектура древнего П. включает города с прямоугольными кварталами и узкими улицами, культовые центры, крепости, некрополи и многочисл. типы сооружений - дворцы, храмы, амфитеатры для культовых церемоний, "обсерватории" с солнечными часами, погребальные башни, ступенчатые пирамиды, искусств. пещеры. На побережье преобладали невысокие постройки из адобы, украшенные снаружи рельефом, а внутри росписями, в горах - массивные каменные сооружения, кладка которых при инках становилась всё более тщательной и регулярной (крепости Мачу-Пикчу и Саксауаман). Образцы монументального иск-ва сохранились плохо, зато необычайно богато представлены художеств. ремёсла, особенно керамика: монохромные сосуды со стилизов. рельефами или гравировкой (культуры Чавин и др.), фигурные и расписные вазы (культуры Паракас и др.), сосуды культуры Наска с многокрасочной декоративной росписью, керамика культуры Мочика, в т. ч. вазы с тонким линейным рисунком и поражающие смелым реализмом сосуды в виде людей и животных или с портретными лицами. Ткани из шерсти и хлопка (в т. ч. ворсовые и вышитые ковры) и плетёные из перьев достигли особого цветового и орнаментального богатства в культурах Паракас и Наска. Сохранились также золотые и серебряные небольшие фигурки, маски, вазы, украшения (культуры Мочика, Чиму, инков и др.).

Древнее искусство Перу. 1. Портретный керамический сосуд. Культура Мочика. Собрание Н. Каммингса. Чикаго. 2. Погребальная мантия из Паракаса (фрагмент). Бруклинский музей. Нью-Йорк. 3. Керамический расписной сосуд. Культура Наска. Линден-музей. Штутгарт.

Железная решётка окна в патио дома графа де Фуэнте Гонсалес в Лиме. 18 в.

В 16 в. развитие древней культуры П. было прервано колониальным захватом, однако иск-во П. продолжало быть наиболее развитым в Юж. Америке. В вице-королевстве П. сложились разнообразные (из-за различия и разобщённости р-нов) художеств. школы, испытавшие сильное влияние древнего иск-ва П., особенно в архит. декоре. Во 2-й пол. 16- 1-й пол. 17 вв. создавались новые города с прямоугольной сеткой улиц, строились гор. дома с внутр. двориками, церкви с кирпичными готич. сводами или с деревянными потолками артесонадо, с порталами в стиле платереско. По образцу позднеготич. исп. соборов были построены соборы в Куско и Лиме. Во 2-й пол. 17-18 вв. расцветает перуанское барокко, для к-рого характерны стойкость общих приёмов, сочетание простых планов, глухих чётких объёмов со сложным и прихотливым резным декором, стелющимся по поверхности здания. На побережье (в Лиме и Трухильо) постройки из адобы и глинобитных кирпичей с лёгкими сейсмостойкими сводами штукатурились, ярко раскрашивались, украшались резным, часто криволинейным узором на порталах из стукко и деревянных балконах, а в интерьерах и дворах - изразцами. Каменная архитектура горных областей (Куско, Арекипа, Кахамарка) более массивна, статична, её богатый резной декор сочетает мотивы европ. иск-ва с изображениями местной флоры и фауны и фигурами, взятыми из индейской мифологии ("метисский стиль"). В живописи и скульптуре наряду с подражанием европ. маньеризму (скульптор и живописец Б. Битти, кон. 16 в.) и барокко (живописец А. де Медоро, скульптор П. де Ногера, 1-я пол. 17 в.) также развивался самобытный "метисский стиль" - плоскостная декоративная живопись школы Куско (жанрово-портретные композиции, пейзажи с изображением святых). Крупным, тяготевшим к реализму скульптором 17 в. был индеец X. Т. Туйру-Тупак.

В 19 в. в архитектуре господствовало подражание франц. классицизму, а с 1870-х гг.- итал. эклектике. В нач. 20 в. попыткой возрождения нац. традиций стал "неоколониальный стиль" (арх. Р. Маркина, К. Саут), эклектически украшавший здания мотивами перуанского барокко. В 20-е гг. возник "неоперуанский стиль" (арх. М. Пикерас Котоли, Э. Арт-Терре), соединявший пластичность и лаконизм зодчества древнего П. с функцион. целесообразностью совр. небольших жилых домов. С кон. 30-х гг. наметился переход к принципам совр. архитектуры, победившим в сер. 20 в. Строятся высотные адм. и деловые здания, комфортабельные отели, жилые дома, учебные комплексы, совр. микрорайоны (арх. М. Бьянко, С. Агурто Кальво, Э. Сеоане Рос, Л. Миро Кесада Гарланд), начата частичная реконструкция городов (Лима, курорт Анкон и др.). Однако большинство городов и посёлков всё ещё застроено традиц. домами из адобы и камня.

В нач. 19 в. X. Хиль де Кастро писал парадные, несколько лубочные портреты героев борьбы за независимость Америки. Европ. академии, школу прошли в 19 в. ист. живописец И. Мерино, изображавший жизнь индейцев Ф. Ласо, портретист К. Бака Флор, работавший во мн. жанрах Д. Эрнандес. Любовно, с нар. юмором изображал быт страны представитель костумбризма Панчо Фьерро. Обновление живописи П. в 20 в. связано с выступлением в 20-е гг. представителей индихенизма, боровшихся как с академизмом, так и с модернизмом во имя отражения нар. жизни и возрождения нац. традиций (X. Сабогаль, X. Кодесидо, К. Блас, X. Винатеа Рейносо). Эти же принципы проявились в скульптуре (К. Сако, И. Посо) и отчасти в монумент, живописи (Апуримак, К. Киспес Асин, X. М. Угарте Элеспуру). Быт индейских крестьян запечатлел художник-самоучка индеец М. Уртеага. Известное распространение в живописи П. получили кубизм и экспрессионизм (Р. Грау, С. Гутьеррес), абстрактное иск-во (Ф. де Сисло, X. Пикерас, А. Давила); влияние Г. Мура испытал скульптор X. Рока Рей. В нар. иск-ве (плащи-"пончо" с геом. узором; керамич. сосуды, гротескные статуэтки, фигурки быков; сосуды "мате" из тыквы с выжженными рисунками; дерев. сосуды "керо" с яркой инкрустацией) соединяются индейские и исп. традиции. Илл. см. на вклейках, табл. XXIV, XXV (стр. 512-513).

Х. Сабогаль. "Индеец уанка". Гравюра на дереве.

Деревянный сосуд ("керо") в виде головы ягуара.

Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Wetheу n. e., Colonial architecture and sculpture in Peru, Camb. (Mass.), 1949; Rubin de lа Воrbоlla D., Los tesoros artisticos del Peru Мех., 1961; AntОn F., Alt-Peru und seine Kunst, [2 Aufl.], Lpz., 1972.

XV. Музыка

Древние инки обладали высокоразвитой муз. культурой. Музыка базировалась на пентатонных звукорядах, чётко разделялась на культовую, военную, придворную, народную и была строго дифференцирована по жанрам: священные гимны (хайльи), историч. песни-сказания (таки), элегические (уанка) и лирич. (арави) песни, танцы (уайно, кашуа, каруйо). Муз. инструментарий включал ударные (барабаны уанкар, тинья) и множество духовых-флейта Пана (сику,или антара), продольные флейты (кена, пинкольо, тарка, аната), трубы (эрке, айкори) и др. Эта муз. культура почти целиком, без существенных изменений унаследована индейцами кечуа и аймара. Наряду с индейской музыкой за время исп. господства образовался пласт гибридной (т. н. метисской) музыки, в к-рой древняя индейская основа (лады, метроритмика) испытала воздействие исп. музыки. В креольской нар. музыке П. заметна отчётливая генетич. преемственность от исп. музыки 16-18 вв. Имеются песенно-танц. жанры, главные из к-рых - ярави, тристе, самакуэка, маринера, тондеро, сахуриана, рефалоса. Осн. муз. инструменты: гитара и её местная разновидность - чаранго, арфа.

Проф. композиторское творчество в стране на протяжении колон. периода было ограничено почти исключительно церк. музыкой (Г. Ф. Идальго, Э. де ла Серна, А. Карраско). Первый значит. светский композитор - X. Б. Альседо, автор нац. гимна (1821). Среди др. композиторов 19 в.- X. М. Валье Риестра, автор первой нац. оперы "Ольянтай" (1900), О. Полар, Д. Ойле. К нач. 20 в. относится творчество М. Агирре, Л. Дюнкера Лавалье, Р. Брасеско, Ф. Уркиеты, Д. Аломии Роблеса, П. Чавеса Агилара. В 1-й пол. 20 в. становление отечеств. композиторской школы связано с творчеством Т. Валькарселя, А. Сас Орчасаля и К. Санчеса Малаги, опиравшихся на нац. муз. фольклор. Творчество перуанских композиторов нач. 70-х гг. - Р. Хольцмана, Э. Итурриаги, X. Мальсио, К. Гарридо Лекки, Э. Пинильи, Э. Валькарселя - отличается эстетич. и стилистич. пестротой, нек-рые из них тяготеют к модернизму. Кечуанец по национальности, А. Гевара Очоа продолжает нац. традиции, связанные с опорой на индейский муз. фольклор.

Центр муз. жизни - Лима, где находятся Нац. консерватория, Муниципальный т-р, функционируют Нац. симф. оркестр и ряд др. исполнительских инструм. и хоровых коллективов. Имеются региональные муз. школы в Арекипе, Трухильо, Куско, Пьюре, Уануко, Аякучо.

Лит.: D'Нarcourt R. et М., La musique des incas et ses surviyances, P., 1925; Stevenson R., The music of Peru. Aboriginal and viceroyal epochs, Wash., 1960; его же. Music in Aztec and Inca territory, Berk.- Los Aug., 1968. П. Ахундов.

XVI. Драматический театр

В эпоху, предшествовавшую исп. завоеванию, особенно после образования гос-ва инков, сценич. иск-во получило значит. развитие. Имелось неск. видов театр. представлений, сопровождавшихся музыкой и хоровым пением. Известность получила драма на яз. кечуа "Ольянтай" (её постановка запрещена в 18 в.). В колон. период ставились религ. драмы, aуто, трагедии, позже комедии исп. авторов. В 1548 состоялось первое светское представление. В 17 в. получили известность труппы Дж. Лелио, Г. дель Рио, выступавшие в Куско. В 1680 построен театр "Принсипаль" в Лиме. Среди деятелей театра 2-й пол. 17-18 вв.- драматурги X. де Эспиноса Медрано, П. де Перальта Барнуэво, актриса М. Вильегас, в 19 в.- драматурги М. Монклоа-и-Коваррубиас, Ф. Пардо-и-Альяга. В комедиях драматурга 19 в. М. А. Сегуры, ставившихся в театрах "Колисео де комедия", "Комедия насьональ", "Принсипаль", выступали видные перуанские актёры Т. Миранда, Э. Перес и др. С кон. 1940-х гг. лучшие работы драматургов и режиссёров характеризуются патриотизмом, глубиной социального содержания, поисками новых путей развития театр. иск-ва. Большое распространение получили университетские и др. любительские и полупрофессиональные труппы. В 60-х - нач. 70-х гг. в разных городах проводятся театр. фестивали. Ставятся пьесы перуанских драматургов X. Риоса, С. Саласара Бонди, Б. Роки Рея, Э. Солари Суэйна, X. Ортеги, X. Гонсало, В. Савалы, А. Алегрии. Большая часть театр. зданий и трупп находится в Лиме, в т. ч. Театр М. А. Сегуры. "Ла кабанья", труппа Ассоциации актёров-любителей. Среди актёров известны: Л. Арриета, А. Пуро, Э. Саморано, П. Андреу, Э. Травеси, X. Веласкес, Л. Ирурита, Д. Паредес. Центр подготовки кадров для театра - Нац. ин-т драматич. иск-ва в Лиме.

В. Б. Оводов.

XVII. Кино

Первые киносъёмки осуществлены в 1913. Становление нац. кинематографии началось с сер. 30-х гг., когда была организована первая кинофирма в Лиме. Перуанское кино получило известность благодаря фильмам реж. А. Роблеса Годоя "В сельве нет звёзд" (премия на Междунар. кинофестивале в Москве, 1967), "Зелёная стена" (1969), "Мираж" (1973) и др. В документальных фильмах X. Уако, С. Вильянуэвы, Э. Нисимаи, Э. Чамби получают отражение острые социальные проблемы жизни индейцев. Среди киноактёров П.: О. Монтеско, X. Монторо, X. Мохика, Э. Годой, Л. Альварес, И. Кирос, Г. Марин, Л. Вальдес, С. Рива, Р. Мартин. В 1972 было выпущено 3 художеств, фильма, работало 450 кинотеатров. Издаётся киножурнал "Наblеmos de cine".

ПЕРУАНСКАЯ ВИШНЯ, многолетнее травянистое растение; то же, что физалис перуанский.

ПЕРУАНСКАЯ ВПАДИНА, глубоководный жёлоб в вост. части Тихого ок. Вытянут вдоль материка Юж. Америка примерно на 1500 км. Вост. склон значительно круче и выше, чем западный. Дно жёлоба местами плоское. Макс. глуб. 6601 м.

ПЕРУАНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ПКП; Partido Comunista Peruano), создана в 1928 на базе действовавших в стране коммунистич. групп, до 1930 называлась Социалистическая партия Перу. Основателем и идейным руководителем ПКП был X. К. Мариатеги. В 1935 ПКП принята в Коминтерн. Несмотря на тяжёлые условия подполья, вела работу по сплочению трудящихся, организовала антифаш. движение, провела кампанию солидарности с респ. Испанией (1936-39). В 1940-42 партия пережила серьёзный внутр. кризис, вызванный предательством Э. Равинеса, в то время ген. секретаря ПКП, и его группы. Во время 2-й мировой войны 1939-45 и после неё, в условиях подъёма рабочего и национально-освободит. движения в стране, партия укрепила влияние в массах и добилась легальности. На 3-м съезде (1948) была принята Программа ПКП. К этому времени в её рядах насчитывалось св. 40 тыс. чл. В период диктатуры М. Одриа (1948-56) ПКП была поставлена вне закона, подверглась жестоким преследованиям, многие коммунисты были убиты или арестованы. Произошёл отлив из партии неустойчивых элементов, возникли группировки и фракции, что привело к внутрипартийной борьбе. Тем не менее ПКП сыграла руководящую роль в нар. восстании г. Арекипа (1950) и в массовом забастовочном движении 1954-55. После 1956 партия, получившая возможность действовать легально, заметно активизировала свою работу. В 1959 под рук. ПКП развернулось движение солидарности с Кубинской революцией. В 1960 деятельность ПКП была запрещена. 4-й съезд ПКП (1962) принял устав и поставил задачу создания союза рабочих и крестьян как основы блока демократич. сил страны. В нач. 1963 ПКП вновь подверглась репрессиям, было арестовано ок. 1000 коммунистов, в т. ч. её руководители Акоста Салас и X. дель Прадо Чавес. В этих условиях группа раскольников, возглавляемая X. Сотомайором и С. Паредесом, попыталась захватить руководящие посты в партии и оторвать её от междунар. коммунистич. движения. В янв. 1964 раскольники были исключены из ПКП. Пленум ЦК ПКП (авг. 1965) призвал коммунистов и весь народ "правильно использовать все формы борьбы", подчеркнул значение развернувшегося летом в ряде р-нов Перу партиз. движения и отметил, что гл. задачей момента является борьба за демократич. права и свободы. 5-я Нац. конференция (июль 1966) приняла решения, содействующие росту влияния ПКП среди трудящихся и учащейся молодёжи. ПКП выступила в поддержку антиимпериалистич. и антиолигархич. линии Революц. пр-ва вооруж. сил, к-рое пришло к власти в окт. 1968, и, выйдя из подполья, стала мобилизовывать массы на активное участие в осуществляемых правительством социально-экономических преобразованиях. 5-й съезд ПКП (1969) выдвинул конкретную программу защиты антиимпериалистических и антиолигархич. завоеваний перуанского народа. Пленум ЦК ПКП (сент. 1972) подчеркнул, что проводимые пр-вом социально-экономич. преобразования по своему характеру из национально-патриотических превратились в антиимпериалистические и антиолигархические. 6-й съезд ПКП (1973) принял новую программу и подтвердил линию партии на поддержку патриотич. курса Революц. пр-ва вооруж. сил и на дальнейшее сплочение рабочего класса, крестьянства, всего народа в целях углубления революционного процесса.

Делегации ПКП участвовали в работе междунар. Совещаний коммунистических и рабочих партий 1957, 1960, 1969 (Москва). ПКП одобрила принятые этими совещаниями документы.

ПКП, согласно уставу, строится на принципах демократич. централизма. Высший орган партии - съезд, между съездами - ЦК, избирающий из своего состава Политкомиссию и Секретариат. Ген. секретарь ЦК ПКП - X. дель Прадо Чавес. ЦО партии - газета "Унидад" ("Unidad").

Съезды Перуанской коммунистической партии: 1-й съезд - 1942, г. Чосика; 2-й съезд - март 1946, Лима; 3-й съезд - 1948, Лима; 4-й съезд - авг.- сент. 1962, Лима; 5-й съезд - март 1969, Лима; 6-й съезд - нояб. 1973, близ Лимы.

Источн. и лит.: Мариатеги X. К., Семь очерков истолкования перуанской действительности, [пер. с исп.], М., 1963; Conclusiones у resoluciones del V Congreso del Partido Comunista Peruano, Lima, 1969.

B.E. Тихменев.

ПЕРУАНСКАЯ КОТЛОВИНА, на В. Тихого ок., между подводными склонами материка Юж. Америка на В. и Восточно-Тихоокеанским поднятием на 3. Шир. ок. 2000 км. Рельеф - сложно расчленённая холмистая равнина. Преобладающие глуб. 4400 м, макс. 5469 м, 5537 м, 5885 м. Дно покрыто красными глубоководными глинами, фораминиферовыми илами.

ПЕРУАНСКИЙ БАЛЬЗАМ, смола, получаемая из коры бальзамного дерева и др. деревьев из рода мироксилон (Муrоxylon), произрастающих в тропиках Америки. Тёмно-бурая густая маслянистая жидкость с ароматом ванили и кислой реакцией; не растворима в воде, хорошо растворима в хлороформе, уксусной к-те, смеси спирта с эфиром; плотность - 1,14-1,16 г/см3. П. б. состоит в основном из эфиров бензойной и коричной к-т и смоляных спиртов с примесью ванилина. Применяется в парфюмерии, медицине (антипаразитическое, антисептическое и дезодорирующее средство). Вместо П. б. часто употребляют смесь синтетических эфиров бензойной и коричной к-т.

ПЕРУАНСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, система океанич. течений в юго-вост. части Тихого ок. Состоит из Перуанского океанич. и Перуанского прибрежного течений, направленных с Ю. на С., и Перуанского и Перуано-Чилийского противотечений, направленных на юг. Перуанское океанич. течение (течение Гумбольдта) - широкий, медленный (скорости до 20 см /сек) поток, переносящий относительно холодные (15-20 °С) воды умеренных широт от течения Зап. ветров к экватору, имеет расход воды 15-20 млн. М3/сек, вместе с Перуанским прибрежным течением даёт начало Юж. Пассатному течению. Разделяющее их Перуанское противотечение распространяется вдоль 80° з. д. от экватора на Ю., при этом его расход уменьшается от 10 млн. м3/сек на 5° ю. ш. до 2 млн. м3/сек на 22° ю.ш. Перуано-Чилийское противотечение (течение Гюнтера) чаще наблюдается как подповерхностное; оно направлено на Ю. вдоль кромки шельфа под Перуанским прибрежным течением и переносит воды течения Кромвелла. Из-за сочетания благоприятных условий П. т. представляет собой район исключительно высокой биологич. продуктивности вод, чему в немалой степени способствует сгонное действие юго-вост. пассатных ветров, постоянно вызывающих у берега подъём к поверхности океана глубинных вод, богатых питат. солями.

ПЕРУАНЦЫ, нация в Перу, сложившаяся преимущественно из метисов исп.-индейского происхождения. П. составляют ок. половины населения страны (ок. 7 млн. чел. на 1972); живут гл. обр. в прибрежных р-нах и в нагорьях Анд. По религии - католики. В испанский язык П. вошло большое количество слов из индейских (особенно кечуа) языков. Значительно индейское влияние и на различные области материальной и духовной культуры П. Перуанцами наз. также всё население Перу, ок. половины к-рого - индейцы. См. ст. Перу, раздел Население. Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959.

ПЕРУДЖА (Perugia), город в Центр. Италии, близ Тразименского оз. Осн. в 5 в. до н. э. этрусками как город-крепость. Адм. ц. провинции Перуджа и обл. Умбрия. 129 тыс. жит. (1971). Пищ. (гл. обр. произ-во шоколада), металлообр., деревообр., шерстяная, керамич. пром-сть. Произ-во кружев, кожаных и гончарных изделий. Ун-т (13 в.).

Перуджа. "Арка Августа" [часть гор. стены; 4 - 2 вв. до н. э. (?), надстройки римского времени, лоджия 16 в.].

П. сохранила ср.-век. облик. Остатки этрусской гор. стены [4-2 вв. до н. э. (?)] с рим. воротами; гор. стены 13 -16 вв. Раннехристианская церковь-ротонда Сант-Анджело (5-6 вв.), многочисл. романские церкви (Сант-Эрколано, 1297-1326, и др.); готич. собор зального типа (1345-1490; ренессансный фасад - 1568, арх. Г. Алесси), перед ним - Фонтана Маджоре (окончен в 1278) со скульптурой Никколо и Джованни Пизано; готич. Палаццо Комунале [1293-1443; ныне - Нац. гал. Умбрии (живопись умбрийской школы 13-16 вв.)].

Лит.: Bonazzi L., Storia di Perugia dalle originial 1860, v. 1-2, Citta di Castello, 1959-60.

ПЕРУДЖИНО (Perugino; собственно Ваннуччи, Vannucci) Пьетро (между 1445 и 1452, Читта-делла-Пьеве, Умбрия,- февраль-март 1523, Фонтиньяно, там же), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы позднего кватроченто. Испытал влияния Пьеро делла Франческа, нидерландских мастеров, а также Верроккьо, в мастерской которого во Флоренции работал с 1470. Живопись П., проникнутая созерцательным настроением, отличается плавностью композиционных ритмов и лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые дали Умбрии. Чертами, роднящими творчество П. с классич. искусством Высокого Возрождения, являются ясность и уравновешенность пространств. построений, придающие его произв. (фреска "Передача ключей св. Петру" в Сикстинской капелле Ватикана, 1481-82; "Оплакивание Христа", ок. 1494-95, Гал. Уффици, Флоренция; фреска "Распятие" в церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци во Флоренции, 1496) особую гармоничность. Поздним произв. П. свойственны нек-рая монотонность и вялость исполнения. Глубокое воздействие П. оказал на своего ученика Рафаэля.

Перуджино. "Явление мадонны св. Бернарду". Ок. 1490-94. Старая пинакотека. Мюнхен.

Лит.: Сanuti F., Л Perugino, 1-2, Siena, [1931].

ПЕРУЗИНСКАЯ ВОЙНА (осень 41 - весна 40 до н. э.), в Др. Риме война между триумвиром Октавианом (Августом) и сторонниками триумвира Антония. Сторонники Антония [его брат Луций (консул 41) и жена Фульвия], воспользовавшись недовольством италиков Октавианом, конфисковавшим у них земли для ветеранов, организовали против него выступление в г. Перузия (Perusia; отсюда назв. войны). Войска Октавиана взяли город, подвергнув его разграблению и сожжению.

ПЕРУН, глава др.-славянского пантеона, бог грома и молнии, аналогичный др,- греч. Зевсу и др.-рим. Юпитеру. В Киеве и Новгороде статуи П. стояли в посвящённых ему святилищах. Они были уничтожены с принятием христианства в кон. 10 в.

ПЕРУЦ (Perutz) Макс Фердинанд (р. 19.5.1914, Вена), английский биохимик (австриец по происхождению), специализировавшийся в области молекулярной биологии, чл. Лондонского королев. об-ва (1954). Учился в Венском ун-те (1932-36), затем переехал в Кембридж (Великобритания). Доктор философии Кембриджского ун-та (1940). Руководил группой молекулярной биологии Мед. н.-и. совета (1947-62), с 1962 зав. лабораторией молекулярной биологии Кембриджского ун-та. Осн. работы П. по изучению структуры белков с помощью усовершенствованного им метода рентгено-структурного анализа. Впервые расшифровал пространственное строение молекулы гемоглобина. Нобелевская пр. (1962; совм. с Дж. Кендрю). Чл. Американской академии искусств и наук (1963), чл. Австрийской АН (1963) и мн. научных обществ.

Соч.: Proteins and nucleic acids, Amst.-[а.о.], 1962; в рус. пер.- Молекула гемоглобина, в кн.: Молекулы и клетки, М., 1966, с. 7 - 29.

ПЕРУЦЦИ (Peruzzi) Бальдассаре (крещён 7.3.1481, Сиена,-6.1.1536, Рим), итальянский архитектор и живописец. Сотрудничал с Браманте и Рафаэлем; после смерти последнего руководил строительством собора св. Петра в Риме, придерживаясь в основном центрического плана Браманте. В творчестве П. принципы Высокого Возрождения сочетаются с раннеманьеристич. веяниями. Если для ранних его построек (Вилла Фарнезина в Риме, 1509-11) характерны лиричность и изысканная лёгкость форм, то позднее Палаццо Массимо алле Колонне (Рим, 1536) отличается резкими контрастами несущих и несомых элементов, напряжённо-динамич. связью композиции с гор. средой. Росписям П. (на вилле Фарнезина, с 1511) присущи тонкий декоративизм, иногда любовь к иллюзионистич. эффектам. Оформляя спектакли и феерии ("Подменённые" Л. Ариосто, 1519), П. оказал значит. влияние на развитие перспективной декорации.

Б. Пи еруцци. Дворик Палаццо Массимо алле Колонне в Риме. 1536.

Лит.: Kent W. W., The life and works of Baldassare Peruzzi, N. Y., [1925]; Frоmmel C. L., Baldassare Peruzzi als Maler und Zeichner, Bd 1-3, W.-Miinch., 1967-68.

ПЕРФИЛЬЕВ Афанасий Петрович (1731-10.1.1775, Москва), яицкий казак, сподвижник Е. И. Пугачёва в Крест. войне 1773-75. В 1772- один из руководителей восстания яицких казаков. В дек. 1773 под Оренбургом примкнул к Пугачёву, в февр. 1774 избран старшиной казаков-повстанцев; один из руководителей осады Яицкого городка. Впоследствии командовал полком яицких казаков, исполнял обязанности судьи. После разгрома Пугачёва 25 авг. 1774 под Чёрным Яром П. переправился за Волгу; 12 сент. 1774 захвачен в плен. На суде в Москве отказался принести покаяние. Приговорённый к четвертованию вместе с Пугачёвым и др. руководителями восстания, мужественно вёл себя во время казни.

Лит.: Пугачевщина, т. 1-3, М.- Л., 1926-31; Крестьянская война в России в 1773-1775 годах. Восстание Пугачёва, т. 1-3, Л., 1961-70.

ПЕРФИЛЬЕВ Борис Васильевич (март 1891, Петербург,-29.1.1969, Ленинград), советский микробиолог, основоположник капиллярной микроскопии. В 1916 окончил естеств. отделение Петроградского ун-та (с 1940 проф. там же). С 1919 науч. руководитель Бородинской биостанции (в 1934-50 её директор), в 1952-64 в Лаборатории гидрогеол. проблем АН СССР, в 1965-67 в Ин-те цитологии АН СССР. Осн. труды по биологии синезелёных водорослей, о роли микроорганизмов в образовании железных и марганцевых руд, по теоретич. проблемам лимнологии, разработке методов геомикробиологич. исследований. Автор гипотезы (1927) о микрозональном строении иловых отложений.

Разработал способы выделения микрофлоры илов и их микроскопич. исследования, наметив тем самым новые пути в изучении экологии микроорганизмов. Описал 30 новых родов и 3 новых порядка микроорганизмов. Гос. пр. СССР (1941), Ленинская пр. (1964).

Соч.: Капиллярные методы изучения микроорганизмов, М. - Л., 1961 (совм. с Д. Р. Габе); Микрозональное строение иловых озерных отложений и методы его исследования, Л., 1972. Я. А. Парнес.

ПЕРФИЛЬЕВ, Перфирьев, Илья (гг. рожд. и смерти неизв.), русский землепроходец. В 1633 отряд казаков под руководством П. вместе с отрядом И. Реброва спустился по р. Лене и морем прошёл до р. Яны. П. оставался на Яне до 1638, проник до её верховьев и основал там Верхоянское зимовье.
1934.htm
ПЕСКОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ, искусственные лесные насаждения на песках и рыхлых песчаных почвах для защиты их от выдувания. Предохраняют от заноса песком плодородные земли, населённые пункты, ж.-д. пути и т. п., создают условия для последующего использования песчаных земель, для выращивания с.-х. культур или выпаса скота. В лесостепных и степных зонах Европ. части СССР основная порода для П. н.- сосна обыкновенная, иногда сосна крымская и белая акация; в Прикаспийской низменности - белая акация, лох, тамарикс, джузгун. В пустынях Ср. Азии - саксаул, кандымы, черкез и др.

"ПЕСНЬ О МОЁМ СИДЕ" ("El cantar de Mio Cid"), испанская эпическая поэма. Создана ок. 1140 неизвестным певцом-хугларом. Сохранилась в неполной записи 1307. В поэме весьма точно воссозданы ист. факты и образ прославившегося своими подвигами в Реконкисте рыцаря Родриго Диаса де Бивара (р. между 1026 и 1043-1099), прозванного Кампеадором (бойцом) и Сидом (араб. сеид - господин), гл. героя произв. В Сиде, к-рый идеализирован автором, народ видел преданного королю вассала, борца за освобождение родины от мавров и одновременно врага феод. знати. Поэма содержит черты, присущие эпич. поэзии, и в то же время характеризуется живостью языка, иронией, изобразит. мастерством. Памятник оказал огромное влияние на развитие исп. лит-ры, а образ Сида нашёл отражение в произв. П. Корнеля, И. Г. Гердера.

Изд.: Cantar de mio Cid. Texto, gramatica у vocabulario [por.] R. Menendez Pidal, 3-a ed., v. 1 - 3, Madrid, 1954-56 (Obras completas de R. Menendez Pidal, v. 3 - 5); в рус. пер.- Песнь о Сиде, М., 1959.

Лит.: Смирнов А. А. Испанский народный эпос и поэма о Сиде, в сб.: Культура Испании. [М.], 1940; Менендес Пидаль Р., Избр. произв., М., 1961; Меnendez Pidal R., La Espana del Cid, 5-a ed.. v. 1 -2, Madrid, 1956; его же, El Cid Campeador, 5-a ed., [Madrid, 1964].

А. А. Штейн.

"ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ" ("Das Nibelungenlied"), памятник немецкого героич. эпоса. Названа по имени мифич. народца - карликов, владельцев и хранителей сокровища. Поэма записана ок. 1200; впервые опубл. в 1757 И. Я. Бодмером. Народная в своих истоках, "П. о Н." обнаруживает значит. влияние феод.-рыцарской идеологии и культуры. 1-я часть поэмы повествует о подвигах и смерти богатыря Зигфрида, 2-я - о мести его жены Кримхильды и трагич. финале кровавой распри (отражение ист. преданий об уничтожении гуннами бургундского гос-ва). Связанные с образом Зигфрида волшебные мотивы особенно ярко выражены в сканд. версиях сказания и в нем. "Песне о Роговом Зигфриде". В вопросе о происхождении "П. о Н." совр. наука придерживается точки зрения А. Хойслера, установившего закономерность разрастания коротких эпич. песен в большие эпопеи. К сюжету "П. о Н." обращались мн. авторы - Ф. Фуке, Ф. Хеббелъ, Р. Вагнер, Г. Ибсен и др. Фаш. литературоведы пытались представить героев "П. о Н." выразителями особого "нордического духа", игнорируя черты сходства поэмы с эпосом др. народов.

Изд.: Das Nibelungenlied, Lpz., 1964; в рус. пер.- Песнь о Нибелунгах, Л., 1972.

Лит.: Хойслер А., Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. [Вступ. ст. и прим. В. М. Жирмунского], М., 1960; Panzer F., Das Nibelungenlied. Entstehung und Gestalt, Stuttg.- Koln, 1955; Bekker n., The Nibelungenlied, Toronto, [1971]; Abeling T h., Das Nibelungenlied und seine Literatur. Eine Bibliographic und vier Abhandlungen, N. Y., [1970]. Л. Е. Генин.

"ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ" ("Chanson de Roland"), героическая эпопея французского средневековья, относящаяся к циклу поэм "Королевской жесты" (см. Жесты). Наиболее ранняя из дошедших редакций - Оксфордская (ок. 1170). Историч. основу её составляет эпизод разгрома басками в Ронсевальском ущелье в Пиренеях (778) арьергарда отступавших из Испании войск Карла Великого во главе с Роландом. В поэме баски-христиане заменены маврами-мусульманами, события оказались перенесёнными в обстановку феод. общества 10-12 вв. Эпопее свойственны патриотизм содержания, монументальность образов. Упомянутое в конце поэмы имя Турольда оставляет неясным степень его участия в создании "П. о Р.". Впервые "Песнь" напечатана в Париже в 1837. Итал. поэты Л. Пульчи, М. Боярдо и Л. Ариосто в своих поэмах перерабатывали сказания о Роланде в духе гуманистич. идей Возрождения.

Изд.: La chanson de Roland, P., [1960]; в рус. пер.- Песнь о Роланде, М.- Л., 1964.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 32-37; Lejeune R. et StiennОn J., La legende du Roland dans l'art du Moyen age, t. 1-2, Brux., 1967. В. С. Лозовецкий.

"ПЕСНЬ О ХИЛЬДЕБРАНТЕ", "Песнь о Гильдебранте" ("Das Hildebrandslied"), памятник древнегерм. героич. эпоса, фрагмент песни, основу к-рой составляет распространённый у мн. народов сюжет поединка отца с сыном. В сохранившемся отрывке (нач. 9 в.) Хильдебрант, возвращаясь на родину, встречается с Хадубрантом, в к-ром узнаёт своего сына. Хадубрант, получивший известие о смерти отца, не верит Хильдебранту и, обвиняя его в трусости, заставляет принять бой. Рукопись обрывается описанием поединка. О гибели сына от руки отца сообщается в древнесканд. "Предсмертной песне Хильдебранта".

Изд.: Das Hildebrandlied, hrsg. von G. Baesecke, Halle/Saale, 1945; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по западно-европейской литературе средних веков. Сост. Р. О. Шор, 2 изд.. М., 1938, с. 314-16.

Лит.: Saran F., Das Hildebrandslied, Halle/Saale, 1915; Krogmann W., Das Hildebrandslied. In der langobardischen Urfassung hergestellt.B., 1959. Л.Е. Генин.

"ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ", раздел Ветхого завета Библии. Собрание лирич. песен на яз. иврит. По канону иудейской Библии делится на 8 глав; в христ. Библии их 6. Религ. традиция, для к-рой священный характер "П. п." в течение неск. веков (примерно до 2 в. н. э.) оставался спорным, включила всё же это произв. в свой обиход и трактует его как аллегорич. изображение любви верующих к богу. Авторство приписывалось царю Соломону, но учёными это опровергнуто. Среди исследователей утверждается мнение о фольклорном происхождении "П. п.", являющей собой цикл песен интимно-лирич. и свадебного характера; наиболее поздние из них можно отнести к 3 в. до н. э., когда, скорее всего, книга была составлена и подвергнута лит. обработке. Осн. тема "П. п." - страстная любовь, преодолевающая все преграды. Язык песен эмоционален, богат гиперболизированными образами. Произв. оказало влияние на развитие лирич. поэзии как на иврите, так и на языках всех народов, принявших христианство. К мотивам "П. п." в рус. лит-ре обращались А. С. Пушкин, А. И. Куприн (повесть "Суламифь") и др. Этими мотивами в евр. лит-ре вдохновлена повесть Шолом-Алейхема "Песнь песней".

Текст, в кн.: Поэзия и проза Древнего Востока, М., 1973.

Лит.: Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; Eissfeldt О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tubingen, 1964.

ПЕСНЯ, наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для проф. певцов и для массового исполнения). В нек-рых языках термин "П." (нем. Lied, франц. шансон, англ. song) применяется и к романсу. П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отд. поэтическими образами или речевыми интонациями текста. При этом мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений - строф или куплетов (часто с рефреном- припевом). Внутреннее муз. членение также соответствует членению поэтич. строфы. Благодаря этому мелодия песни может исполняться и с др. словами - при условии сохранения строфич. строения и размера первоначального текста.

Народная П. существует у всех народов мира. Её происхождение тесно связано с трудовыми процессами. В глубокой древности возникли обрядовые П.: календарные (новогодние, весенние, купальские, жнивные и др.) и семейно-бытовые (родильные, свадебные, похоронные). Необрядовая лирич. П. получила широкое развитие. Для большинства жанров нар. П. характерно строфич. строение. Повествоват. П. заключают в себе многообразные сюжетные ситуации, повествование зачастую объединяется с монологом и диалогом; наиболее распространённая форма - П.-монологи. Внутр. мир героя, эмоционально-психологич. содержание П. часто иносказательно раскрывается посредством различных видов параллелизма и символики. Нар. П. оказала влияние на формирование лит. П. Как жанр профессионального иск-ва П. в наст. время существует одновременно с народной.

Многовековую историю имеет профессиональная П. Творчество антич. поэтов-лириков, создававших и стихи, и мелодии, творчество трубадуров и труверов, миннезингеров и мейстерзингеров, светская хоровая полифонич. П. (шансон), различные формы бытовой сольной и ансамблевой П., гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы - таковы важнейшие этапы развития профессиональной П. в европ. странах.

Во 2-й половине 18 в. складывается камерная П.-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. В годы Великой франц. революции большого развития достигла массовая революц. песня, служившая пропаганде новых идей, призывавшая к борьбе с врагами революции. Возникшие в эту пору песни "Марсельеза" и "Са ира" ("Са ira") сохранили значение и в последующее время в качестве художеств. символов освободительной борьбы народа. В 19 в. песенные жанры занимают видное место, разветвляясь на романс и собственно П., грань между к-рыми не всегда легко установить. В тесной связи с ростом рабочего класса и активизацией его борьбы за своё освобождение развивается рабочая революц. П., исполнявшаяся на демонстрациях, митингах, в условиях подполья, каторги и ссылки. В числе наиболее известных революц. песен и гимнов, получивших распространение во всех странах мира, - франц. "Интернационал", польск. "Варшавянка", итал. "Гимн Гарибальди", исп. "Гимн Риего". Важную организующую и воспитательную функцию рабочая революц. П. неизменно выполняла в России; большой известностью пользовались такие П., как "Смело, товарищи, в ногу", "Беснуйтесь, тираны", "Отречёмся от старого мира" ("Рабочая марсельеза"). Особый подъём рус. революц. П. начался с 20 в., в предреволюц. годы и во время Великой ОКТ. социалистич. революции. Наряду с нар. П. революц. П. послужила одним из истоков сов. массовой П. (термин "массовая П." возник в послереволюц. годы). Массовая П. чутко отражала важнейшие черты духовной жизни трудящихся на различных этапах истории страны. Она стала одним из ведущих жанров сов. муз. творчества, особенно в 30-е гг. и в период Великой Отечеств. войны 1941-45, привлекла к себе внимание мн. сов. поэтов (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, М. Светлов, А. Сурков, А. Фатьянов и др.), оказала большое влияние и на др. жанры - романс, оперу, кантату, киномузыку. Широкую известность приобрели "Песня о Родине" и "Каховка" Дунаевского, "Орлёнок" Белого, "Катюша" Блантера, "Священная война" А. В. Александрова, "Гимн демократической молодёжи мира" Новикова, "Подмосковные вечера" Соловьёва-Седого, "Песня о тревожной молодости" Пахмутовой, " Бухенвальдский набат" Мурадели, "Пусть всегда будет солнце" Островского и др. Многие массовые П. получили распространение и за рубежом.

С 20-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в др. европ. странах; он был вызван развитием обществ. и революц. движения после ОКТ. революции 1917 (песни X. Эйслера в Германии, Э. Шульгофа в Чехословакии и др.). Большого развития в 20 в. достигла эстрадная П., к-рая зачастую связана с джазом.

С кон. 40-х гг. в ряде стран возрождаются традиции "шансонье" - певцов, к-рые сами создают мелодии, а зачастую и слова своих песен (Ж. Брассенс, Ш. Азнавур во Франции, Б. Окуджава в СССР и др.). Совр. зарубежная песня - эстрадная и массовая - очень неоднородна в идейном и художеств. отношении. Испытывая отрицат. влияние "массовой культуры" ("поп-музыки" и др.), она в то же время в лучших своих образцах отражает прогрессивные обществ. устремления, напр. движение молодёжи за мир и социальный прогресс, выдвинувшее ряд популярных исполнителей П. (Пит Сигер, Джоан Баэз в США и др.). Общественная, организующая роль П. особенно ярко выступает на фестивалях демократич. молодёжи.

Тексты: Чулков М. Д., Собрание разных песен, ч. 1 - 4, СПБ, 1770 - 74; Песни, собранные П. В. Киреевским, в. 1-10, М., 1860-74; то же, новая серия, в. 1, М., 1911, в. 2, ч. 1-2, М., 1917-29; Соболевский А. И., Великорусские народные песни, т. 1 - 7, СПБ, 1895-1902; Песни русских рабочих, М.- Л., 1962; Русский героический эпос (былины), М., 1970; Поэзия крестьянских праздников, [сб. песен], Л., 1970.

Лит.: Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1-2, СПБ, 1903-05; Лафарг П., Свадебные песни и обычаи, в его кн.: Очерки по истории культуры, 2 изд., М.- Л.. 1928; Веселовский А. Н., Историческая поэтика,

Л., 1940; Чернышевский Н. Г., Песни разных народов, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949; Белинскии В. Г., [Статьи о народной поэзии], Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Бочаров А. Г., Советская массовая песня, М., 1956; КОрев Ю. С., Советская массовая песня, М., 1956; Попова .Т. В., Русское народное музыкальное творчество, в. 3, М., 1957, гл. 4; Пи рОпл В. Я., Русский героический эпос, М., 1958; Друскин М. С., Русская революционная песня, Л., 1959; Сохор А. Н., Русская советская песня. Л., 1959; Гердер И. Г., Избр. соч., М.- Л., 1959; Васина-Гроссман В. А., Вокальные формы, 2 изд., М., 1963; Кулаковский Л. В., Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962; Колпакова Н. П., Русская народная бытовая песня, М.- Л., 1962; Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735 - 1945, М., 1962; Sуdоw a., Das Lied, Ursprung, Wesen und Wandel, Gott., [1962]; Лазутин С. Г., Русские народные песни, М., 1965; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 523-26.

В. А. Васина-Гроссман, И. К. Галкина.

ПЕСО, пезо (исп. peso, букв.- вес, от лат. pensum - взвешенное), совр. ден. единица и монета Аргентины, Боливии, Доминиканской Республики, Колумбии, Кубы, Мексики, Уругвая, Филиппин. 1 П. делится на 100 сентаво (за исключением Уругвая, где 1 П.= 100 сентесимо).

ПЕСОА (Pessoa) Фернанду (13.6.1888, Лисабон,-30.9.1935, там же), португальский поэт. В 1905 поступил на