загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

остью композиций, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде, каждая деталь к-рого исполнена поэтич. прелести. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в ср.-век. иск-ве Индии (особенно в миниатюрах,- начиная с моголъской школы), Индокитая и Индонезии (напр., образы тропич. леса в рельефах на мифологические и эпические темы).

Исключительно важное положение занимает П. как самостоят. жанр в живописи ср.-век. Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао) [эта концепция находит прямое выражение в П. типа "шань-шуй" ("горы-воды")]. В прочтении кит. П. существенную роль играют стихотворные надписи, символич. мотивы, знаменующие возвышенные духовные качества (горная сосна, бамбук, дикая слива "мэйхуа"), человеческие фигурки, пребывающие в пространствах, к-рые кажутся беспредельными из-за введения в композицию обширных водных гладей и туманной дымки, а также благодаря тому, что отдельные пространств, планы кит. П. не разграничиваются, а свободно перетекают один в другой, подчиняясь общему декоративному решению картинной плоскости. Среди крупнейших мастеров кит. П. (сложившегося ещё в 6 в.) - Го Си (11 в.), Ма Юань, Ся Гуй (оба - кон. 12-1-я пол. 13 вв.), Му-ци (1-я пол. 13 в.). Япон. П., сформировавшийся к 12-13 вв. и испытавший сильнейшие влияния кит. иск-ва, отличается обострённой графичностью (напр., у Сессю, 15 в.), тяготением к изоляции отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец (18-19 вв.), более активной ролью человека в природе (ксилографические пейзажи Хокусай и Хиро-сиге).

Дунь Юань. "Речной пейзаж". Живопись тушью на шёлковом свитке. 2-я пол. 10 в. Музей Гугун. Пекин, Фрагмент.

Джованни Беллини. "Св. Франциск Ассизский". 1470-е гг. Собрание Фрик. Нью-Йорк.

В зап.-европ. иск-ве 13-15 вв. тенденции к чувственно убедит. трактовке мира приводят к тому, что пейзажный антураж начинает осмысляться как принципиально важная часть духовной атмосферы произведения. Условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными фонами, нередко разрастающимися до размеров широкой панорамы мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии 13-14 вв.; бургундские и нидерл. миниатюристы 14-15 вв.; бр. X. и Я. ван Эйки в Нидерландах; К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии 1-й пол. 15 в.). Ренессансные художники обращаются к непосредств. изучению натуры, создавая наброски и акварельные этюды, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства, руководствуясь представлениями о рационалистичности законов мироздания и возрождая концепцию о П. как реальной среде действия (последний момент был особенно характерен для итал. мастеров кватроченто). Значительное место П. занимает в творчестве Мантеньи, Пьеро делла Франческа, П. Перуджино, Леонардо да Винчи, Джентиле и Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана, Дж. Кампаньолы, Доссо Досси в Италии, Хуго ван дер Гуса, Г. Давида, Гертгена тот Синт-Янса, X. Босха в Нидерландах, А. Дюрера, М. Нитхардта в Германии, мастеров дунайской школы в Германии и Австрии. В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике (А. Дюрер и дунайская школа) и в малоразмерных живописных композициях, где образ природы или составляет единств. содержание картины (А. Альтдорфер), или безраздельно главенствует над сценками переднего плана (эту традицию открывает нидерландец И. Патинир). Если итал. художники стремятся подчеркнуть гармонич. созвучие человеческого и природного начал, а в гор. пейзажных фонах воплотить представление об идеальной архитектурной среде, то нем. мастера особенно охотно обращаются к дикой природе, нередко придавая ей катастрофически-бурный облик. Совмещение пейзажного и жанрового моментов, типичное для нидерл. иск-ва, приводит к наиболее ярким результатам в произв. П. Брейгеля Старшего, отличит. чертами к-рых является не только грандиозность панорамных композиций, но и глубочайшее проникновение в специфику нар. жизни, органически связанной с ландшафтным окружением. В зрелом ренессансном П. в целом (будь то 3-плановый панорамный, мировой П., сельский или лесной вид) космически-всеобщее неизменно преобладает над топографически-конкретным и осн. темой становится жизнь земли как одухотворённого организма. В 16 - нач. 17 вв. у ряда нидерл. мастеров (Херри мет де Блес, Йоссе де Момпер, Гиллис ван Конинксло) традиционные черты ренессансного П. переплетаются с маньеристической фантастикой, подчёркивающей субъективно-эмоциональное отношение художника к миру.

К нач. 17 в. в творчестве итальянца Аннибале Карраччи, нидерландца II. Бриля и немца А. Эльсхеймера оформляются принципы идеального П., подчинённого идее разумного закона, скрытого под внеш. многообразием различных аспектов природы. В иск-ве классицизма окончательно закрепляется система кулисной 3-плановой композиции, а также утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного П.-картины. Наряду с этим П. становится носителем высокого этич. содержания, что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и Лоррена, произв. к-рых представляют собой два варианта идеального П.- героический и идиллический. В барочном П. (фламандец П. П. Рубенс, итальянцы С. Роза и А. Маньяско) преобладают образы, воссоздающие стихийную мощь природы. Элементы пленэра появляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса. Голл. живописцы и графики 17 в. (Я. ван Гойен, X. Сегерс, Я. ван Рёйсдал, М. Хоббема, Рембрандт), детально разрабатывая свето-воздушную перспективу и систему валёров, соединяют в своих произведениях ощущение изменчивости мира с идеей постоянной взаимосвязи обжитой, интимно близкой человеку среды и величавых, поистине беспредельных пространств природы. Голл. мастера создали многообразные типы нац. П. (в т. ч. марину и гор. П.), сохранившиеся вплоть до 20 в.

С 17 в. широко распространяется топографический видовой П. (гравёры - немец М. Мериан и чех В. Голлар), развитие к-рого было во многом предопределено применением камеры-обскуры, позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отд. мотивы на холст или бумагу. Такого рода П. в 18 в. достигает расцвета в насыщенных воздухом и светом итал. гор. видах, т. н. ведутах (живописцы Каналетто, Б. Беллотто). Качественно новый этап открывают произв. Ф. Гварди, выделяющиеся виртуозным воспроизведением влажной свето-воздушной среды. Видовой П. играет также решающую роль в становлении П. в странах, где до 18 в. не было самостоят. пейзажного жанра (напр., в России, где крупнейшими представителями видового П. в 18 в. были графики А. Ф. Зубов, М. И. Махаев, живописец Ф. Я. Алексеев). Особое место занимает графич. пейзаж итальянца Дж. Пиранези, проникнутый романтикой руин и наделяющий памятники антич. зодчества сверхчеловеческой грандиозностью. Классицистич. традиция идеального П. обретает изысканно декоративистское истолкование в духе рококо (П. руин француза Ю. Робера), отчасти связанное с особенно частым в 18 в. применением серийных пейзажных панно, зрительно расширяющих реальное пространство интерьера; однако в целом идеальный П., занявший (под назв. исторического или мифологического) второстепенное положение в классицистич. системе жанров, на протяжении 18 в. вырождается в академич. направление, подчиняющее природные мотивы отвлечённым композиц. вариациям. Предромантич. веяния угадываются в интимно-лирич. парковых фонах в картинах А. Ватто, О. Фрагонара во Франции, а также в творчестве родоначальников англ. школы П.- Т. Гейнсборо, Р. Уилсона.

Дж. С. Котмен. "Мост через реку Грета". Акварель. Ок. 1806. Британский музей. Лондон.

В кон. 18-1-й пол. 19 вв. в П. преобладают романтич. тенденции (Дж. Кром, Дж. С. Котмен, Дж. Р. Козенс, Дж. Тёрнер в Англии; Ж. Мишель во Франции; К. Д. Фридрих в Германии; Ю. К. К. Даль в Норвегии; огромную роль П. играет также в творчестве Ф. Гойи и Т. Жерико). Важное значение П. в художеств. системе романтизма объясняйся тем, что романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, видя в возврате к естеств. среде средство для исправления моральных и социальных несовершенств. Обострённое внимание к видам, с наибольшей чистотой воплощающим в себе категории возвышенного и живописного, сосуществует у них с чуткостью к индивидуальной неповторимости огд. состояний природы, к своеобразию нац. ландшафтов. Последние черты особенно заметны в творчестве Дж. Констебла, в наибольшей мере способствовавшего эволюции П. от идеализированных решений к образам, сохраняющим свежесть натурного этюда. Обобщённость, поэтическая просветлённость восприятия мира, а также интерес к проблемам пленэра характерны не только для Дж. Констебла, но и для др. мастеров, стоящих у истоков нац. школ реалистич. П. (ранний К. Коро во Франции; отчасти К. Блехен в Германии; А. А. Иванов, отчасти С. Ф. Щедрин и М. И. Лебедев в России).

Представители реалистич. П. сер. и 2-й пол. 19 в. (К. Коро, барбизонская школа, Т. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Буден во Франции; маккъяйоли в Италии; А. Менцель и отчасти дюссельдорфская школа в Германии; Я. Б. Йонгкинд и гаагская школа в Голландии) стремятся показать внутр. достоинство природы посредством раскрытия объективной сути происходящих в ней процессов. Пейзажисты этого периода добиваются естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от "вселенских", панорамных видов), детально разрабатывают светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость среды. Унаследованное от романтизма этико-философское звучание П. принимает теперь более демократическую направленность.

В рус. П. 19 в. романтические традиции играют ведущую роль в творчестве Ф. М. Матвеева, Воробьёва и И. К. Айвазовского. На 2-ю пол. 19 в. приходится расцвет реалистического П., тесно связанного с деятельностью передвижников. Преодолевая искусственность и театрализованность академич. П., рус. художники обращаются к родной природе (Л. Л. Каменев, М. К. Клодт), мотивы к-рой отличаются особой монументальностью и эпич. размахом в произв. И. И. Шишкина. Тенденция к изображению переходных состояний природы, лирич. насыщенность, свойственная творчеству А. К. Саврасова, обретает драматически напряжённый оттенок у Ф. А. Васильева. Позднеромантические веяния проступают в произв. А. И. Куинджи, сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с декоративной трактовкой картинной плоскости. В кон. 19 в. линия эмоционально-лирич. П. находит продолжение в П. настроения; к такого рода П. относятся отмеченные мягкой созерцательностью произв. В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана, сочетавшего интимный психологизм с возвышенным социально-философским толкованием пейзажных мотивов.

Доминирующее значение обретает П. у мастеров импрессионизма, считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Важнейшим компонентом произв. импрессионисты сделали вибрирующую свето-воздуш-ную среду, обволакивающую все предметы и тем самым обеспечивающую нерасторжимую слитность и однородность природы и человека. В их работах была также дана многогранная и динамичная картина жизни совр. города, благодаря чему гор. П. обрёл равные права с изображениями природы. На рубеже 19-20 вв. в П. складывается несколько направлений, коренным образом перерабатывающих импрессионистич. принципы. П. Сезанн утверждает в своих произв. монументальность и мощь природы; его пейзажи порой (особенно в позднем творчестве) абсолютно свободны от присутствия человека (т. е. стаффажных фигурок) и в каждой частице своей несут следы творческих усилий мастера. Ж. Сера подчиняет мотивы среды строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям. В. ван Гог стремится к повышенному, нередко трагич. эмоциональному звучанию пейзажных образов, придавая отд. деталям П. почти человеческую одушевлённость. Произв. П. Гогена, радикально переосмысляющего образ П.- идиллии, содержат мн. черты П. символизма. Художники, связанные с символизмом и "модерном" ("яябм" во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), вносят в П. мысль о таинственном сродстве человека и "матери-земли" (отсюда-популярные в этот период типы П.- мечты и П.-воспоминания), обыгрывают в своих композициях различного рода "сквозные формы" (ветви, корни, стебли и т. д.), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. В это же время усиливаются типичные для нац.-романтич. течений поиски обобщённого образа родины, нередко насыщенного фольклорными или ист. реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы нац. ландшафта (поляк Ф. Рущиц, чех А. Славичек, латыш В. Пурвит).

М. Утрилло. "Набережная Анжу". 1925. Национальная галерея современного искусства. Рим.

В иск-ве 20 в. мастера фовизма с помощью радостных или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают декоративные качества и динамич. напряжённость ландшафта. Общим для модернистских течений 20 в. является тяготение к деформации пейзажного изображения, нередко превращающее П. в предлог для отвлечённых построений, в своеобразное переходное звено к абстрактному искусству (подобную роль П. сыграл в творчестве голландца П. Мондриана, швейцарца П. Клее и русского В. В. Кандинского, где он окончательно утратил всякую жанрово-изобразит. специфику). Модернистский индустриальный П. трактует мир техники как антиприроду, непреодолимо враждебную людям (амер. живописцы Ч. Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер), а в гор. П. окружающая среда принимает то заострённо агрессивный (гор. П. футуристов и экспрессионистов), то отчуждённый облик, проникнутый настроениями трагической безысходности или тоски. Вместе с тем бурно развивается П. реалистического и национально-романтического толка, в к-ром образы первозданно прекрасной природы часто превращаются в прямую антитезу капиталистической цивилизации (Б. Паленсия в Испании, Кьярваль в Исландии, "группа семи" в Канаде, Р. Кент в США, А. Наматжира в Австралии).

В русском П. на рубеже 19-20 вв. реалистич. традиции 2-й пол. 19 в. переплетаются с влияниями импрессионизма и "модерна". Близки к левитановскому П. настроения, но более камерны по духу произв. В. А. Серова, Л. В. Туржанского, изображающие преим. скромные, лишённые внеш. эффектности виды и отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Соединение лирич. интонаций с повышенной звучностью цвета характерно для творчества К. А. Коровина и в особенности И. Э. Грабаря. Нац.-романтич. черты присущи произв. А. А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям К. Ф. Юона; фольклорный, ист. или лит. момент играет важную роль у А. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, а также в героич. пейзажах К. Ф. Богаевского. В кругу мастеров "Мира искусства" культивируется тип П.-воспоминания, возникают элегичныеисторико-архит. виды (А. Н. Бенуа, e. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева), остродраматичный гор. П. (М. В. Добужинский). Среди вариаций на тему ирреального П.-мечты в духе В. Э. Борисова-Мусатова, типичных для художников "Голубой розы", выделяются ориенталистские композиции П. В. Кузнецова и М. Сарьяна, а также картины Н. П. Крымова, стремившегося к строгой уравновешенности колористич. и композиционных решений. В П. "Бубнового валета" энергичный колористич. строй сосуществует с лаконичной композицией, деформирующей реальный мир, но вместе с тем в нек-рой степени выявляющей его пластич. мощь.

Для сов. П., проникнутого духом социалистич. реализма, наиболее характерны образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира, тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей, строительством социализма. В этой области выдвинулись мастера, сложившиеся в дореволюционный период, но теперь вступившие в новую фазу творческого развития (В. Н. Бакшеев, И. Э. Грабарь, Н. П. Крымов, А. В. Куприн, А. П. Остроумова-Лебедева, А. А. Рылов, К. Ф. Юон и др.), а также художники, чья деятельность уже всецело связана с сов. временем (Л. И. Бродская, С. В. Герасимов, А. М. Грицай, В. В. Мешков, Н. М. Ромадин, Я. Д. Ромас, Б. Я. Ряу-зов, С. А. Чуйков). В 1920-е гг. зарождается сов. индустриальный П. (Б. Н. Яковлев и др.), складывается тип мемориального П. (напр., полотна В. К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны). В 30-50-е гг. преимущественное распространение получает П.-картина, основанная на тщательном переосмыслении этюдного материала. В произведениях сов. пейзажистов сквозь черты к.-л. конкретной местности всё чаще проступает синтетич. образ Родины, благодаря чему даже виды, традиционно связанные с романтич. концепцией П. (напр., виды Крыма или Крайнего Севера), лишаются налёта экзотич. отчуждённости. Художников привлекают мотивы, позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, динамич. сдвиги в пространственном восприятии мира, связанные с созидательным трудом советского человека (А. А. Дейнека, Г. Г. Нисский). В республиканских школах сов. П. ведущее место принадлежит творчеству И. И. Бокшая, А. А. Шовкуненко на Украине, Д. Какабадзе в Грузии, М. Сарьяна в Армении, У. Тансыкбаева в Узбекистане, А. Жмуйдзинавичюса и А. Гудайтиса в Литве, Э. Китса в Эстонии. В 60-е гг. сохраняет значение принцип П.-картины, но на первый план выступает тяготение к обострённой декоративности колорита, к обнажённым, активно воздействующим на зрителей композиционным ритмам. Среди наиболее значительных советских пейзажистов, выдвинувшихся в 50-60-е гг.,- Б.Ф. Домашников, Т. Салахов, В. Ф. Стожаров и др.

Т. Салахов. "Утренний эшелон". 1958. Музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку.

Лит.: Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII - нач. XIX века, М., 1953; его же, Советский пейзаж, М., 1958; его же, Русский пейзаж конца XIХ- начала XX века, М., 1974; Мальцева Ф., Мастера русского реалистического пейзажа, в. 1 - 2, М., 1952-59; Мастера советского пейзажа о пейзаже, М., 1963; Сопоцинский О., Образ нашей Родины в советской живописи, М., 1963; Виноградова Н. А., Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Калитина Н., Французская пейзажная живопись. 1870-1970, Л., 1972; Friedlander М., Essays uber die Landschaftsmalerei und andere Bildgattungen, Den Haag, 1947 (нов. изд.- Munch., 1953); Clark K., Landscape into art, L., [1949]; Borsch-Supan e., Garten-, Landschafts-und Paradiesmotive im Innenraum, B., 1967; Santini E.. Modern landscape painting, N. Y., 1971; Росhat G., Figur und Landschaft, В.-N.Y., 1973.



ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК, английский парк, иррегулярный парк, как бы воспроизводящий естественный ландшафт, со свободным расположением посадок, водоёмов, дорожек, сооружений. Подробнее см. в ст. Садово-парковое искусство. Илл. см. к ст. Павловск.

ПЕЙЛ, Пэль (англ. Pale, букв.- граница, ограда), название англ. ср.-век. колонии в юго-вост. Ирландии. Осн. англо-нормандскими феодалами в 70-х гг. 12 в. Название вошло в употребление во 2-й пол. 14 в. Границы П. менялись в ходе борьбы завоевателей с населением независимой части острова - Айришри; на пограничной полосе сооружались замки и укрепления. К кон. 15 в. терр. П. охватывала часть совр. графств Лаут, Мит, Дублин и Килдэр. П. послужил плацдармом для полного покорения Ирландии англичанами в 16-17 вв.

ПЕЙН (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания,-8.6.1809, Нью-Йорк, США), общественный и политич. деятель США и Великобритании, представитель революц. крыла просветительства 18 в. В 1774 с рекомендат. письмом Б. Франклина уехал в Сев. Америку, где вскоре выдвинулся в первые ряды борцов за независимость англ. колоний. В памфлете "Здравый смысл" (1776) П., исходя из рационалистич. теорий естеств. права и общественного договора, защищал идею суверенитета народа и его право на революцию, доказывал необходимость разрыва североамер. колоний с Великобританией, образования ими независимой республики; идеи памфлета получили отражение в Декларации независимости 1776. Вместе с Т. Джефферсоном П. выступал за отмену рабства. Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775-83 написал 13 прокламаций под назв. "Американский кризис" (1776-83). В 1777-79 П.- секретарь К-та конгресса по иностр. делам, в 1781 участвовал в Париже в переговорах с франц. пр-вом о помощи сев.-амер. колониям.

Великая франц. революция, заставшая П. в Великобритании, нашла в нём страстного приверженца. В трактате "Права человека" (1791-92) И. развивал идеи нар. суверенитета и республиканизма, защищал революц. принципы франц. Декларации прав человека и гражданина. В Великобритании книга П. была запрещена, он был вынужден эмигрировать во Францию, где был избран чл. Конвента. П., однако, разошёлся с якобинцами по вопросу о казни Людовика XVI и был в кон. 1793 заключён в тюрьму, где находился около года. Итогом деятельности П. во Франции было развитие его социальных взглядов в области критики с мел-кобурж. позиций бурж. имуществ. отношений. В работе "Аграрная справедливость" (1797) П. осуждал систему распределения собственности и высказал догадку о труде рабочих как источнике капиталистич. прибыли. П. развивал утопич. проект гос. обеспечения неимущих за счёт налогообложения состоятельных классов общества и национализации земли за выкуп. П. явился также одним из зачинателей атеистических традиций на американской почве. В работе "Век разума" (1794) П. решительно противопоставлял силу разума религиозным заблуждениям. Филос. позиции П. можно охарактеризовать как непоследовательный метафизич. материализм. После возвращения в США (1802) П. подвергся травле со стороны реакц. политич. и религ. кругов, умер в бедности. Взгляды П., наиболее последовательного представителя радикально-демократич. направления в амер. общественно-политич. движении кон. 18 в., оказали непосредственное влияние на формирование идеологии чартистского движения в Великобритании.

Соч.: The complete writings, v. 1 - 2, [1945]; в рус. пер.- Избр. соч., М., 1959.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 2, с. 598-99; т. 10, с. 365; Аптекер Г., История американского народа, [т. 2] - Американская революция 1763-1783, М., 1962; Громаков Б. С., Политические н правовые взгляды Пейна, М., 1960; Гольдберг Н., Томас Пейн, М., 1969; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, т. 1, М., 1962; Соnway М. D., The life of Thomas Paine, v. 1 - 2, N. Y.- L., 1892; Aid ridge A. O., Man of reason. The life of Thomas Paine, Phil., 1959.

И. П. Дементьев.

ПЕЙПЕР (Peiper) Альбрехт (23.10.1889, Грейфсвальд,- 7.10.1968, Лейпциг), немецкий педиатр, действит. чл. Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина", Германской АН в Берлине, Саксонской АН. В 1914 окончил мед. ф-т в Грейфсвальде. С 1943 зав. кафедрой детских болезней там же, в 1948-58 - на кафедре педиатрии в Лейпциге. Осн. работы по изучению нервной деятельности у детей раннего возраста, а также по истории педиатрии. Нац. пр. Отто Гейбнера Германского общества детских врачей (1953).

Соч.: Die Schwerkraftreflexe des Saunglings, В., 1959; в рус. пер.- Функции мозга грудного ребёнка, М.- Л., 1929.

ПЕЙПЕР (Pijper) Виллем (8.9.1894, Зейст, близ Утрехта, -19.3.1947, Лейдсендам, близ Гааги), нидерландский композитор. Был муз. критиком периодич. изданий (1926- 33), в т. ч. журн. "De Muziek". С 1918 преподавал в Амстердаме (1925-30 проф. композиции консерватории), в 1930-47 директор консерватории в Роттердаме. Среди учеников - X. Бадингс, Г. Ландре. Был президентом нидерл. секции Междунар. об-ва совр. музыки. П.- представитель новой нидерл. композиторской школы. Использовал полиритмию, манотематизм (муз. ткань вырастает из одного "зерна" - аккорда или мелодич. оборота). В 1940-е гг. обратился к традиционной полифонии. Автор опер "Халевейн" (1933) и "Мерлине" (не оконч.), 3 симфоний, 6 симф. "эпиграмм", концертов с оркестром для фп., скрипки, виолончели; камерно-инструм. ансамблей; песен; музыки к пьесам Софокла, Еврипида, У. Шекспира и Й. ван ден Вондела.

Лит.: Ваrеn К. van, W. Pijper, Amst., 1957. В. В. Ошис.

ПЕЙСЛИ (Paisley), город в Великобритании, в Шотландии, на р. Уайт-Карт, притоке р. Клайд. Адм. ц. графства Ренфру. 95 тыс. жит. (1971). Пром. центр конурбации Клайдсайд. Текст. пром-сть (хл.-бум. нитки и др.), машиностроение (в т. ч. текст. и пищ. пром. оборудование), пищевкусовая, хим. и деревообр. пром-сть.

ПЕЙТ (Peyt) Яков (ум. 1328), фламандский крестьянин, один из вождей крестьянско-плебейского восстания 1323-28 во Фландрии. Был предательски убит, восстание подавлено (решающее сражение - 23 авг. 1328 при Касселе).

ПЁЙТИНГЕР (Peutinger) Конрад (15.10. 1465, Аугсбург,-28.12.1547, там же), немецкий гуманист, глава аугсбургского кружка гуманистов. Был дипломатом и советником имп. Максимилиана I. П. сыграл видную роль в становлении национальной нем. историографии: обосновал необходимость изучения отечеств. истории, публиковал источники по истории Германии, собирал надписи, был антикваром и нумизматом. Основные соч.- "Книга императоров" (доведена до правления Карла Великого), "Застольные беседы о дивных древностях Германии", в к-рых, в частности, поднят вопрос о юж. и зап. границах Германии. Приветствовал выступление М. Лютера, но с развитием реформационного движения отошёл от него.

Лит,: Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.- Л., 1964; Тhоnеiсk А. С., Peutinger..., Munster, 1971.

ПЕКАЛОНГАН (Pekalongan), город и порт в Индонезии, на сев. побережье Центр. Явы. 112 тыс. жит. (1971). Текст. и пищевкусовая (в т. ч. сах., табачная) пром-сть. П. и его окрестности -крупный р-н произ-ва батика.








1925.htm
Причины войны. На рубеже 19-20 вв. капитализм перерос в империализм. Мир оказался почти полностью поделённым между крупнейшими державами (см. Колонии и колониальная политика). Усилилась неравномерность экономич. и политич. развития стран. Гос-ва, позже других вступившие на путь капиталистич. развития (США, Германия, Япония), быстро выдвигались вперёд и теснили с мировых рынков старые капиталистич. страны - Великобританию и Францию, настойчиво добиваясь передела колоний. Наиболее острые противоречия возникли между Германией и Великобританией, интересы к-рых сталкивались во многих р-нах земного шара, но особенно в Африке, Вост. Азии и на Бл. Востоке, куда гл. обр. направлял свою торг. и колон. экспансию герм. империализм. Серьёзную тревогу в англ. правящих кругах вызвало стр-во Багдадской железной дороги, к-рая открывала Германии прямой путь через Балканский п-ов и М. Азию к Персидскому зал. и обеспечивала ей важные позиции на Бл. Востоке, что ставило под угрозу мор. и сухопутные коммуникации Великобритании с Индией. Глубокими были противоречия между Германией и Францией. Их источниками являлись стремление герм. капиталистов навечно закрепить за собой Эльзас и Лотарингию, отнятые у Франции в результате франко-прусской войны 1870-1871, и решимость французов вернуть эти области. Интересы Франции и Германии сталкивались и в колон. вопросе. Попытки Франции захватить Марокко встречали решительное противодействие со стороны Германии, также претендовавшей на эту территорию. С кон. 19 в. нарастали русско-герм. противоречия. Экспансия герм. империализма на Бл. Востоке, его попытки установить контроль над Турцией затрагивали экономич., политич. и военно-стратегич. интересы России. В своей таможенной политике Германия стремилась ограничить путём высоких пошлин ввоз зерна из России и одновременно обеспечить свободное проникновение на рус. рынок герм. пром. товаров. Глубокие противоречия существовали между Россией и Австро-Венгрией на Балканах. Осн. причиной их являлась экспансия Габсбургской монархии, поддерживаемой Германией, на соседние южнослав. земли - Боснию, Герцеговину и Сербию с целью утвердить господство на Балканах. Россия, поддерживая борьбу народов балканских стран за свободу и нац. независимость, рассматривала Балканы как свою сферу влияния. Царизм и рус. империалистич. буржуазия стремились к захвату Босфора и Дарданелл с целью закрепления позиций на Балканах. Много спорных проблем существовало между Великобританией и Францией, Великобританией и Россией, Австро-Венгрией и Италией, Турцией и Италией, но все они отступали на второй план перед главными противоречиями: между Германией и её соперниками - Великобританией, Францией, Россией. Обострение и углубление этих противоречий толкало империалистов к переделу мира, а он "...не мог, на основе капитализма, произойти иначе, как ценою всемирной войны" (Ленин В. И., там же, т. 34, с. 370).

В 1910-х гг. нарастали классовая борьба и нац.-освободит. движение. Огромное влияние на подъём борьбы трудящихся масс за своё социальное и нац. освобождение оказала Революция 1905-07 в России. В Германии, Франции, Великобритании происходил значит. рост рабочего движения. Наивысшего уровня классовая борьба достигла в России, где с 1910 начался новый революц. подъём, назревал острый политич. кризис. Ширились нац.-освободит. движение в Эльзасе (см. Цабернский инцидент 1913), Ирландии, а также борьба порабощённых народов Австро-Венгрии. Империалисты стремились путём войны подавить развивающееся освободит. движение рабочего класса и угнетённых народов внутри своих стран, задержать мировой революционный процесс.

Подготовку мировой войны как средства разрешения внеш. и внутр. противоречий империалисты вели на протяжении мн. лет. Исходной ступенью её было создание системы военно-политич. блоков. Начало этому положил австро-германский договор 1879, участники к-рого обязались оказывать помощь друг другу в случае войны с Россией. В 1882 к ним присоединилась Италия, искавшая поддержки в борьбе с Францией за обладание Тунисом. Так в центре Европы возник Тройственный союз 1882, или союз Центр. держав, направленный против России и Франции, а позднее и против Великобритании. В противовес ему стала складываться другая коалиция европ. держав. Образовался русско-французский союз 1891-93, к-рый предусматривал совместные действия этих стран в случае агрессии со стороны Германии или агрессии Италии и Австро-Венгрии, поддержанных Германией. Рост экономич. мощи Германии в нач. 20 в. заставил Великобританию постепенно отказаться от традиционной политики "блестящей изоляции" и искать сближения с Францией и Россией. Англо-франц. соглашением 1904 были урегулированы споры между Великобританией и Францией по колон. вопросам, а англо-рус. соглашение 1907 закрепило договорённость России и Великобритании относительно их политики в Тибете, Афганистане, Иране. Этими документами было оформлено создание Тройственного согласия, или Антанты,- блока Великобритании, Франции и России, противостоявшего Тройственному союзу. В 1912 были подписаны англофранцузская и франко-русская морские конвенции, в 1913 начались переговоры о заключении англо-русской морской конвенции.

Создание военно-политич. группировок в Европе и гонка вооружений ещё более обостряли империалистич. противоречия, усиливали напряжённость в междунар. отношениях. Относительно спокойная полоса мировой истории сменилась "... более порывистой, скачкообразной, катастрофичной, конфликтной..." (там же, т. 27, с. 94). Обострение империалистич. противоречий проявилось в Марокканских кризисах 1905-06 и 1911, Боснийском кризисе 1908-09, италотурецкой войне 1911 -12, Балканских войнах 1912-13. Крупный междунар. конфликт был вызван посылкой Германией в Турцию воен. миссии во главе с ген. О. Лиманом фон Сандерсом для реорганизации и обучения тур. армии (декабрь 1913).

Готовясь к мировой войне, правящие круги империалистич. гос-в создали мощную воен. пром-сть, основу к-рой составляли крупные гос. з-ды - оружейные, пороховые, снарядные, патронные, судостроительные и др. К производству военной продукции привлекались частные предприятия: в Германии - з-ды Крупна, в Австро-Венгрии - Шкода, во Франции - Шнейдер-Крезо и Сен-Шамон, в Великобритании - Виккерс и Армстронг-Уитуорт, в России - Путиловский з-д и др.

Империалисты обеих враждебных коалиций энергично укрепляли свои вооруж. силы. Достижения науки и техники были поставлены на службу войне. Появилось более совершенное вооружение: магазинные скорострельные винтовки н пулемёты, намного повысившие огневую мощь пехоты; в артиллерии резко возросло количество нарезных орудий новейших систем. Большое стратегия, значение имело развитие жел. дорог, позволявших значительно ускорить сосредоточение и развёртывание крупных войсковых масс на театрах воен. действий и осуществлять бесперебойное снабжение действующих армий людскими пополнениями и всеми видами материально-технич. обеспечения. Всё более важную роль начал играть автомоб. транспорт. Возникла воен. авиация. Применение в воен. деле новых средств связи (телеграф, телефон, радио) облегчало организацию управления войсками. Быстро увеличивалась численность армий и обученного запаса (табл. 1). В области военно-мор. вооружений происходило упорное соперничество Германии и Великобритании. С 1905 сооружались корабли нового типа - "дредноуты". К 1914 герм. флот прочно занял второе место в мире после флота Великобритании. Другие гос-ва также стремились к усилению своих ВМФ, но финансово-экономич. возможности не позволили им осуществить принятые кораблестроит. программы (табл. 2). Непомерная гонка вооружений требовала огромных финанс. средств. что ложилось тяжёлым бременем на плечи трудящихся.

Широкий размах приобрела идеологич. подготовка войны. Империалисты старались внушить народам мысль о неизбежности вооруж. столкновений, всячески насаждали милитаризм, разжигали шовинизм. Для этого использовались все средства пропаганды: печать, лит-ра, иск-во, церковь. Буржуазия всех стран, играя на патриотич. чувствах народов, оправдывала гонку вооружений, маскировала захватнич. цели лживыми рассуждениями о необходимости защиты отечества от внеш. врагов.

Табл. 1.-Состав сухопутных войск главнейших воюющих держав

Государства

Население в 1914, млн. чел.

Сухопутные войска и авиация
Численность армий, млн. чел.1

Потери убитыми, млн. чел.

Артиллерия (орудий)

Самолёты

Танки
мирного времени

в начале войны (после мобилизации)

к концу войны

всего мобилизовано за войну

в % к населению

лёгких

тяжёлых

к началу войны

к концу войны

к концу войны
к началу войны

к концу войны

к началу войны

к концу войны
Россия

180,6

1,423

5,338

7,02

15,8

8,7

2,3

6848

10869

240

1430

263

700 3

_
Великобритания

46,0

0,411

1,0

3,9

4,9

10,7

0,7

1500

7000

500

4000

30

1758

3000
Франция

39,7

0,884

3,781

4,43

6,8

17,0

1,4

3960

6480

688

5740

156

3321

4000
Итого Антанта

266,3

2,718

10,119

15,33

27,5

10,3

4,4

12308

24349

1428

11170

449

5779

7000
Германия

67,5

0,768

3,822

7,6

14,0

20,7

2,0

6329

11200

2076

6819

232

2730

70
Австро-Венгрия

52,7

0,478

2,300

4,43

9,0

17,1

1,4

3104



506



65

622

--
Итого Центр. державы

120,2

1,246

6,122

12,03

23,0

19,1

3,4

9433



2582



297

3352

70

1 Для Великобритании и Франции с учётом колониальных войск на театрах военных действий. 2 На сентябрь 1917. 3 На октябрь 1917.

Табл. 2.-Состав сил военно-морских флотов главнейших воюющих держав1

Государства

Классы кораблей
Линейные корабли - "дредноуты"

Линейные корабли - "додредноуты"

Линейные крейсера

Крейсера

Эскадренные миноносцы

Подводные лодки
к началу войны

к концу войны

к началу войны

к концу войны

к началу войны

к концу войны

к началу войны

к концу войны

к началу войны

к концу войны

к началу войны

к концу войны
Россия



6 2

9

9 2





14

13 2

71

93 2

23

442
Великобритания

20

33

40

17

9

9

82

86

225

433

76

137
Франция

4

7

17

13





24

22

81

93

38

40
Всего Антанта

24

46

66

39

9

9

120

121

377

619

137

221
Германия

15

19

22

_ 3

4

5

44

30

144

192

28

169
Австро-Венгрия

3

2

9

9



-

10

12

16

17

6

19
Всего Центральные державы

18

21

31

9

4

5

54

42

160

209

34

188

1 Кроме устаревших кораблей. 2 На 1 июля 1917. 3 Исключены из действующего флота как устаревшие.

Реальной силой, способной в значит. степени связать руки империалистич. пр-вам, был междунар. рабочий класс, насчитывавший св. 150 млн. чел. Рабочее движение во всемирном масштабе возглавлялось Интернационалом 2-м, к-рый объединял 41 с.-д. партию из 27 стран с 3,4 млн. членов. Но оппортунистич. лидеры европ. с.-д. партий ничего не сделали для претворения в жизнь антивоен. решений конгрессов 2-го Интернационала, состоявшихся перед войной, а когда она началась, вожди с.-д. партий зап. стран выступили в поддержку своих пр-в, голосовали в парламентах за военные кредиты . Социалистич. лидеры Великобритании (А. Гендерсон), Франции (Ж. Гед, М. Самба, А. Тома) и Бельгии (Э. Вандервельде) даже вошли в состав воен. буржуазных пр-в. 2-й Интернационал потерпел идейно-политич. крушение; он перестал существовать, распавшись на отд. социал-шовинистич. партии. Только левое крыло 2-го Интернационала, в авангарде к-рого шла партия большевиков во главе с В. И. Лениным, явилось последовательным борцом против милитаризма, шовинизма и войны. Осн. положения, определявшие отношение революционеров-марксистов к войне, были изложены Лениным в Манифесте ЦК РСДРП "Война и российская социал-демократия*. Большевики решительно выступили против войны, разъясняли нар. массам её империалистич. характер. Большевистская фракция 4-й Государственной думы отказалась поддерживать царское пр-во и голосовать за воен. кредиты. Большевистская партия призывала трудящихся всех стран добиваться поражения своих пр-в в войне, превращения империалистич. войны в войну гражданскую, революц. свержения власти буржуазии и помещиков. Революц. антивоен. позиции занимали Болг. рабочая социал-демократич. партия ("тесняки") во главе с Д. Благоевым, Г. Димитровым и В. Коларовым, Серб. и Рум. с.-д. партии. Против империалистич. войны активно выступали также небольшая группа левых с.-д. в Германии во главе с К. Либкнехтом, Р. Люксембург, К. Цеткин, Ф. Мерингом, нек-рые социалисты во Франции во главе с Ж. Жоресом, а также в ряде др. стран.

Планы войны и стратегическое развёртывание. Ген. штабы разрабатывали планы войны задолго до её возникновения. Все стратегич. расчёты ориентировались на кратковременность и скоротечность будущей войны. Герм. стратегич. план предусматривал быстрые и решительные действия против Франции и России. Предполагалось в течение 6-8 недель разгромить Францию, после чего всеми силами обрушиться на Россию и победоносно окончить войну. Осн. масса войск (4/5) развёртывалась на зап. границе Германии и предназначалась для вторжения во Францию. Им ставилась задача нанести главный удар правым крылом через Бельгию и Люксембург, обойти левый фланг франц. армии западнее Парижа и, отбросив её к герм. границе, заставить капитулировать. Против России выставлялось прикрытие (одна армия) в Вост.

Пруссии. Воен. командование Германии считало, что оно успеет разгромить Францию и перебросить свои войска на В. до перехода рус. армии в наступление. Главные силы герм. флота (т. н. флот Открытого моря) предполагалось расположить в базах Северного м. и действиями лёгких сил и подводных лодок ослабить брит. флот, а затем уничтожить его главные силы в ген. сражении. Неск. крейсеров выделялось для операций на мор. сообщениях Великобритании. На Балтийском м. ставилась задача не допускать активных действий рус. флота.

Австро-венг. командование планировало воен. действия на двух фронтах: в Галиции - против России и на Балканах - против Сербии и Черногории. Не исключалась возможность образования фронта против Италии, к-рая была ненадёжным членом Тройственного союза и могла перейти на сторону Антанты. Это обусловило составление трёх вариантов плана войны и деление сухопутных сил на три оперативных эшелона (группы): группу "А" (9 корпусов), предназначавшуюся для действий против России, ч минимальную группу Балкан" (3 корпуса) - против Сербии и Черногории и группу "Б" (4 корпуса), к-рая являлась резервом верх. командования и могла быть использована как для усиления первых двух групп, так и для образования нового фронта в случае выступления Италии. Ген. штабы Австро-Венгрии и Германии поддерживали между собой тесную связь, координируя свои стратегич. планы. Австро-венг. план войны против России предусматривал нанести главный удар из Галиции между Вислой и Бугом на С.-В. навстречу герм. войскам, к-рые должны были одновременно развивать наступление из Вост. Пруссии на Ю.-В. к Седлецу в целях окружения и разгрома группировки рус. войск в Польше. Австро-венг. флот на Адриатическом м. имел задачу оборонять побережье.

Рус. Ген. штаб разработал два варианта плана войны, носившие наступат. характер. Вариант "А" предусматривал развёртывание главных сил рус. армии против Австро-Венгрии, вариант чГ"- против Германии, если она будет наносить главный удар на Вост. фронте. Осуществлённый в действительности вариант "А" планировал концентрич. наступления в Галиции и в Вост. Пруссии в целях разгрома противостоящих группировок противника, а затем общее наступление в пределы Германии и Австро-Венгрии. Для прикрытия Петрограда и Юга России выделялись две отдельные армии. Создавалась также Кавк. армия на случай вступления в войну Турции на стороне Центр. держав. Балтийскому флоту ставилась задача оборонять мор. подступы к Петрограду и не допускать прорыва герм. флота в Финский залив. Черноморский флот не имел утверждённого плана действий. Франц. план войны против Германии ("план № 17") предусматривал переход в наступление силами правого крыла армий в Лотарингии и силами левого крыла против Меца. Возможность вторжения герм. войск через Бельгию вначале не учитывалась, т. к. нейтралитет Бельгии был гарантирован великими державами, в т. ч. и Германией. Лишь 2 авг. был утверждён вариант к ч плану № 17", к-рый содержал уточнение: в случае наступления герм. войск через Бельгию развивать боевые действия на левом крыле до рубежа р. Маас от Намюра до Живе.

Франц. план отражал неуверенность франц. командования в борьбе с более сильной Германией и фактически ставил действия франц. армии в зависимость от действий герм. войск. Флот на Средиземном м. должен был обеспечить перевозку колон. войск из Сев. Африки во Францию, блокировав австро-венг. флот на Адриатическом м.; часть сил франц. флота выделялась для обороны подступов к Ла-Маншу.

Великобритания в расчёте на то, что воен. действия на суше будут вестись армиями её союзников - России и Франции, не планировала операций сухопутных войск. Она обязалась только направить на континент в помощь французам экспедиц. корпус. Флоту были поставлены активные задачи - установить дальнюю блокаду Германии на Северном м., обеспечить безопасность мор. коммуникаций, разгромить герм. флот в ген. сражении.

В соответствии с этими планами происходило стратегич. развёртывание вооруж. сил. Германия выдвинула на границу с Бельгией, Люксембургом и Францией на фронте 380 км от Крефельда до Мюльхаузена (Мюлуз) семь армий (1-я -7-я; 86 пех. и 10 кав. дивизий; всего ок. 1600 тыс. чел., до 5 тыс. орудий). Осн. группировка этих сил (пять армий) располагалась севернее Меца на фронте 160 км. Оборона сев. побережья Германии возлагалась на Сев. армию (1 резервный корпус и 4 ландверные бригады). Верх. главнокомандующим был имп. Вильгельм II, нач. штаба - ген. X. Мольтке-младший (с 14 сент. 1914 - Э. Фалькенхайн, с 29 авг. 1916 до конца войны -ген.-фельдмаршал П. Гинденбург).

Франц. армии (1-я - 5-я; 76 пех. и 10 кав. дивизий; всего ок. 1730 тыс. чел., св. 4 тыс. орудий) развернулись на фронте до 345 км от Бельфора до Ирсона под команд. ген. Ж. Жоффра (с дек. 1916 - ген. Р. Нивель, с 17 мая 1917 до конца войны - ген. А. Петен; 14 мая 1918 верх. главнокомандующим союзными войсками стал маршал Ф. Фош). Бельг. армия (6 пех. и 1 кав. дивизия; всего 117 тыс. чел., 312 орудий) под команд. короля Альберта I заняла рубеж восточнее Брюсселя. Брит. экспедиц. армия (4 пех. и 1,5 кав. дивизии; всего 87 тыс. чел., 328 орудий) под команд. фельдмаршала Дж. Френча (с дек. 1915 до конца войны - ген. Д. Хейг) сосредоточилась в р-не Мобёжа, примкнув к левому флангу группировки франц. армий. Главная группировка войск союзников находилась северо-западнее Вердена.

Против России Германия выставила в Вост. Пруссии 8-ю армию (14,5 пех. и 1 кав. дивизии; всего св. 200 тыс. чел., 1044 орудия) под команд. ген. М. Притвица, в Силезии - ландверный корпус ген. Р. Войрша (2 ландверные дивизии и 72 орудия). Австро-Венгрия имела на фронте от Черновиц до Сандомира 3 армии (1-ю, 3-ю, 4-ю), на правом фланге армейскую группу Г. Кёвеса фон Кёвесха-за (с 23 авг.-2-я армия)и в р-не Кракова-армейскую группу Куммера (35,5 пех. и 11 кав. дивизии; всего до 850 тыс. чел., 1848 орудий). Верх. главнокомандующим был эрцгерцог Фридрих, с нояб. 1916 - имп. Карл I; нач. штаба - ген.-фельдмаршал Ф. Конрад фон Хётцендорф, с 28 февр. 1917 - ген. А. Арц.

Россия на своей зап. границе имела 6 армий (52 пех. и 21 кав. дивизии; всего свыше 1 млн. чел., 3203 орудия). Было образовано два фронта: Северо-Западный (1-я и 2-я армии) и Юго-Западный (3-я, 4-я, 5-я и 8-я армии). 6-я армия обороняла побережье Балтийского м. и прикрывала Петроград, а 7-я - сев.-зап. побережье Чёрного м. и границу с Румынией. Второочередные и сибирские дивизии подошли на фронт позже - в конце августа - сентябре. Верх. главнокомандующим был назначен 20 июля (2 авг.) вел. кн. Николай Николаевич (список лиц, занимавших эту должность в последующем, см. в ст. Верховный главнокомандующий). Нач. штаба верх. главнокомандующего были: ген. n. n. Янушкевич [19 июля (1 авг.) 1914-18(31) авг. 1915], ген. М. В. Алексеев [18(31) авг. 1915-10(23) нояб. 1916; 17 февр. (2 марта)- 11(24) марта 1917; 30 авг. (12 сент.)-9(22) сент. 1917]. В конце 1916 и в 1917 временно исполняющими обязанности нач. штаба были ген. В. И. Ромейко-Турко, В. Н. Клембовский, А. И. Деникин, А. С. Лукомский, Н. Н. Духонин. С 20 нояб. (3 дек.) 1917 нач. штаба были М. Д. Бонч-Бруевич (до 21 февр. 1918), С. И. Кулешин, . Загю.

На Балканах против Сербии Австро-Венгрия выставила две армии: 5-ю и 6-ю (13 пех. и 1 кав. дивизии; всего 140 тыс. чел., 546 орудий) под команд. ген. О. Потиорека. Сербия выставила четыре армии: 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю (11 пех. и 1 кав. дивизии; всего 250 тыс. чел., 550 орудий) под команд. воеводы Р. Путника; Черногория - 6 пех. дивизий (35 тыс. чел., 60 орудий).

Стратегич. развёртывание вооруж. сил сторон было в основном завершено к 4-6 (17-19) августа. Воен. действия происходили в Европе, Азии и Африке, на всех океанах и мн. морях. Осн. действия велись на пяти сухопутных театрах: Западно-Европейском (с 1914), Восточно-Европейском (с 1914), Итальянском (с

1915), Балканском (с 1914) и Ближневосточном (с 1914). Кроме того, воен. действия проводились на терр. герм. колоний в Африке (Герм. Вост. Африка - до конца войны, Герм. Юго-Зап. Африка - до 1915, Того-в 1914, Камерун - до 1916), в Вост. Азии (Циндао-в 1914) и на островах Тихого ок. (Океания). Главнейшими сухопутными театрами на протяжении всей войны были Зап.-Европ. (Французский) и Вост.-Европ. (Русский). Из мор. театров особенно важную роль играли Северное, Средиземное, Балтийское, Чёрное моря, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. (Карту см. на вклейке к стр. 344.)

Кампания 1914. На Зап.-Европ. театре воен. действия начались вторжением герм. войск в Люксембург (2 авг.) и Бельгию (4 авг.), к-рая отвергла герм. ультиматум о пропуске герм. войск через её территорию. Бельг. армия, опираясь на укреплённые р-ны Льежа и Намюра, оказала упорное сопротивление противнику на рубеже р. Маас. Оставив после ожесточённых боёв Льеж (16 авг.), она отошла к Антверпену. Герм. командование, выставив против неё ок. 2 корпусов (80 тыс. чел., 300 орудий), направило осн. группировку своих армий на Ю.-З. к франко-бельг. границе. Навстречу герм. войскам были выдвинуты франц. армии левого крыла (3-я, 4-я и 5-я) и брит. армия. 21-25 авг. произошло Пограничное сражение 1914. Ввиду угрозы обхода противником левого фланга союзных войск, франц. командование начало отвод армий в глубь страны с целью выиграть время для перегруппировки своих сил и подготовки контрнаступления. Франц. армии правого крыла (1-я и 2-я) с 7-14 авг. вели наступление в Эльзасе и Лотарингии, но в связи с вторжением герм.войск во Францию через Бельгию оно было прекращено и обе армии отведены на исходные позиции. Главная группировка герм.армий продолжала наступление в юго-зап. направлении на Париж и, одержав ряд частных побед над армиями Антанты у Ле-Като (26 авг.), Неля и Пруйяра (28- 29 авг.), Сен-Кантена и Гиза (29-30 авг.), к 5 сент. вышла к р. Марна между Парижем и Верденом. Франц. командование завершило перегруппировку своих войск и, сформировав из резервов две новые армии (6-ю и 9-ю), создало на этом направлении превосходство в силах. В Марнском сражении 1914 (5-12 сент.) герм.войска потерпели поражение и вынуждены были отойти за pp. Эна и Уаза, где закрепились и к 16 сент. остановили контрнаступление союзников. Стремления противников овладеть "свободным пространством" западнее р. Уаза до побережья Па-де-Кале путём охвата с С. открытых флангов друг друга вылились 16 сент.- 15 окт. в три манёвренные операции, к-рые получили назв. "Бег к морю". Войска обеих сторон вышли на побережье западнее Остенде. Бельг. армия, оставив 8 окт. Антверпен, заняла участок на левом фланге союзных армий. Сражение во Фландрии (на pp. Изер и Ипр) 15 окт.- 20 нояб. не изменило общей обстановки. Попытки немцев прорвать оборону союзников и занять порты на побережье Па-де-Кале успеха не имели. Стороны, понеся большие потери, прекратили активные боевые действия и закрепились на достигнутых рубежах. От швейц. границы до Северного м. установился позиционный фронт. В декабре 1914 он имел протяжённость 720 км, из к-рых на долю франц. армии приходилось 650 км, брит.- 50 км и белы.- 20 км.

Воен. действия на Вост.-Европ. театре начались 4-7 (17-20) авг. вторжением недостаточно подготовленных войск рус. Сев.-Зап. фронта (главнокомандующий ген. Я. Г. Жилинский, нач. штаба ген. В. А. Орановский) в Вост. Пруссию. В ходе Восточно-Прусской операции 1914 1-я рус. армия (команд. ген. П. К. Ренненкампф), наступавшая с В., 4(17) авг. разбила у Шталлупёнена части 1-го герм.корпуса, а 7(20) авг. в Гумбиннен-Гольдапском сражении нанесла поражение осн. силам 8-й герм.армии; 7(20) авг. 2-я рус. армия (команд. ген. А. В. Самсонов) вторглась в Вост. Пруссию, нанося удар во фланг и тыл 8-й герм.армии. Командующий 8-й армией решил начать отвод войск из Вост. Пруссии за Вислу, но герм. верх. командование, недовольное таким решением, 10(23) авг. сменило руководство армией, назначив её команд. ген. П. Гинденбурга, а нач. штаба-ген. Э. Людендорфа. Наступление рус. войск в Вост. Пруссии вынудило герм.командование снять 2 корпуса и 1 кав. дивизию с Зап. фронта и направить их 13(26) авг. на Вост. фронт, что явилось одной из причин поражения герм.войск в битве на Марне. Воспользовавшись отсутствием взаимодействия между 1-й и 2-й армиями и ошибками рус. командования, противник сумел нанести тяжёлое поражение 2-й, а затем 1-й рус. армиям и отбросить их из Вост. Пруссии. Одновременно с Вост.-Прусской операцией происходила Галицийская битва 1914, в к-рой войска рус. Юго-Зап. фронта (главнокоманд. ген. Н. И. Иванов, нач. штаба ген. М. В. Алексеев) нанесли крупное поражение австро-венг. войскам, 21 авг. (3 сент.) заняли Львов, 8(21) сент. осадили крепость Перемышль и, преследуя противника, к 13(26) сент. вышли к р. Вислока и предгорьям Карпат. Создалась угроза вторжения рус. войск в герм.провинцию Силезия. Герм. верх. командование спешно перебросило из Вост. Пруссии в р-н Ченстохова и Кракова крупные силы и сформировало новую (9-ю) армию с целью нанести контрудар на Ивангород (Демблин) во фланг и тыл войскам Юго-Зап. фронта и тем сорвать готовившееся наступление рус. войск в Силезию. Благодаря своевременной перегруппировке сил, проведённой рус. Ставкой, рус. армии в Варшавско-Ивангородской операции 1914 к 26 сент. (9 окт.) остановили наступление 9-й герм.и 1-й австро-венг. армий на Ивангород, а затем отразили удар герм.войск на Варшаву. 5(18) окт. рус. войска перешли в контрнаступление и отбросили противника на исходный рубеж. Рус. армии вновь приступили к подготовке вторжения в пределы Германии. герм.командование перебросило свою 9-ю армию из р-на Ченстохова на С., решив нанести удар по правому флангу и в тыл наступательной группировки русских. В Лодзинской операции 1914, начавшейся 29 окт. (11 нояб.), противнику удалось сорвать план русских, но его намерение окружить в р-не Лодзи 2-ю и 5-ю рус. армии окончилось провалом, и герм.войска были вынуждены отойти с большими потерями. Одновременно рус. войска Юго-Зап. фронта в Ченстохово-Краковской операции нанесли поражение австро-венг. войскам и вышли на подступы к Кракову и Ченстохову. Исчерпав свои возможности, стороны перешли к обороне. Рус. армии, испытывавшие острый недостаток боеприпасов, закрепились на рубеже pp. Бзура, Равка, Нида.

На Балканском театре 12 авг. войска Австро-Венгрии вторглись в Сербию. Во встречном сражении в р-не горного хр. Цера, начавшемся 16 авг., австро-венг. войска потерпели поражение и к 24 авг. были отброшены на исходные позиции за pp. Дрина и Сава. 7 сент. они возобновили наступление. Недостаток артиллерии и боеприпасов вынудил сербов 7 нояб. отступить к В. за р. Колубара, но 3 дек., получив помощь в снабжении от России и Франции, они перешли в контрнаступление и к сер. декабря освободили свою страну от вражеских войск. Стороны заняли оборону на пограничных речных рубежах.

В конце 1914 начались воен. действия на Ближневост. театре. 21 июля (3 авг.) Турция заявила о своём нейтралитете, готовясь в удобный момент выступить на стороне Центр. держав. Германия, поощряя захватнические устремления Турции на Кавказе, в начале войны (10 авг.) послала на Чёрное м. для поддержки тур. флота линейный крейсер "Гебем" и лёгкий крейсер "Бреслау". 16(29) окт. тур. и герм.корабли внезапно обстреляли Одессу, Севастополь, Феодосию, Новороссийск. 20 окт. (2 нояб.) Россия, а вслед за ней Великобритания (5 нояб.) и Франция (6 нояб.) объявили Турции войну; 12 нояб. Турция провозгласила "священную войну" против держав Антанты. Тур. сухопутные войска (всего ок. 800 тыс. чел.) были развёрнуты: 1-я, 2-я и 5-я армии - в р-не проливов, 3-я - в Турецкой Армении, 4-я - в Сирии и Палестине, 6-я - в Месопотамии (верх, главнокомандующим номинально числился султан Мехмед V, но фактически им был воен. мин. Энвер-паша; нач. штаба- герм. ген. Ф. Бронзарт фон Шеллендорф). Россия выдвинула на границу с Турцией Кавк. армию (главнокомандующий И. И. Воронцов-Дашков, его пом. ген. А. 3. Мышлаевский; 170 тыс. чел., 350 орудий). Во 2-й пол. октября (начале ноября) происходили столкновения войск на эрзурумском направлении, 25 окт. (7 нояб.) русские овладели укреплёнными позициями у Кеприкея (в 50 км севернее Эрзурума), но под натиском превосходящих сил противника к 26 нояб. (9 дек.) отошли на исходные позиции. 9(22) дек. 3-я тур. армия перешла в наступление, но в ходе Сарыкамышской операции 1914-15 была разгромлена. 10 нояб. в устье pp. Тигр и Евфрат высадился брит. экспедиционный корпус, образовав Месопотамский фронт. 22 нояб. англичане заняли оставленную турками Басру, 9 дек. захватили Эль-Курну и прочно укрепились в юж. части Месопотамии.

Боевые действия в Африке, на Д. Востоке и Тихом ок. были неудачными для Германии, лишив её в течение одной воен. кампании большинства колоний. В 1914 Каролинские, Мар