загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

азования, ин-ты усовершенствования учителей, местные организации пед. общества. Доклады, представляющие особый интерес, заслушиваются на всесоюзных П. ч. и публикуются в печати. На 3-х всесоюзных П. ч. (1973, Минск) было прочитано 1,2 тыс. докладов, св. 1,1 тыс. вошло в обзоры. На предшествовавших им местных П. ч. заслушано 114 тыс. докладов; в П. ч. участвовало св. 1,1 тыс. педагогов, 3,5 тыс. руководителей школ и др. учебно-воспитат. учреждений и св. 0,8 тыс. др. работников нар. образования. П. ч. организуются также в системе проф.-технич. и среднего спец. образования. П. ч. проводятся в ряде др. социалистич. стран.

Г. С. Цовьянов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ и словари, научно-справочные издания по педагогике и нар. образованию, содержащие сведения по истории, теории и практике воспитания и образования (в целом или по отдельным отраслям пед. науки). Различают по содержанию П. э. общего характера и посвящённые отдельным проблемам, разделам, дисциплинам пед. науки; по структуре - алфавитно-словарные (основной тип) и систематические; терминологич. словари - одноязычные и т. н. языковые. П. э. как особый вид пед. лит-ры начали появляться в кон. 18 - нач. 19 вв. Увеличение числа изданий учебно-пед. пособий и теоретич. работ по педагогике, пед. психологии обусловило необходимость обобщения накопившегося пед. опыта в наиболее удобной для обозрения энциклопедич. форме. Характерным примером такого сводного фундаментального труда является 16-томное издание "Общий пересмотр школоведения и воспитания" ("Allgemeine Revision des gesamten Schulund Erziehungswesen", Hamb. -[u. a.], 1785-1792), составленный под рук. нем. педагога-филантрописта И. Г. Кампе. С нач. 19 в. П. э. составлялись во мн. странах; наибольшее влияние на их развитие оказали издания Германии и Франции, в 20 в.- Великобритании и США.

В России первая попытка создания свода пед. идей сделана Ф. Ангальтом, составившим два сборника нравоучительных афоризмов (на рус., франц., нем., лат. языках) - "Говорящая стена" ("La muraille parlante", St. Petersbourg, 1790) и "Зал отдыха" ("La salle de recreations", St. Petersbourg, 1791). В 1829 издатель С. Глинка выпустил в Москве повторное издание этих афоризмов, назвав его "Искусство учиться, прогуливаясь, или Ручная энциклопедия для воспитания". Более серьёзную попытку дать свод пед. идей, притом впервые в алфавитно-словарной форме, на основе назидательных примеров из истории и цитат из произведений (однако почти не затрагивая вопросов обучения) сделал П. Н. Енгалычев в своих книгах "О физическом и нравственном воспитании с присовокуплением словаря добродетелей и пороков" (СПБ, 1824), "Словарь физического и нравственного воспитания" (ч. 1-2, СПБ, 1827), "Словарь добродетелей и пороков с прибавлением некоторых достопамятных происшествий" (ч. 1-2, СПБ, 1828). В 1898-1910 родительский кружок Пед. музея военно-уч. заведений в Петербурге издавал серию брошюр по проблемам дошкольного воспитания - "Энциклопедию семейного воспитания и обучения" (59 брошюр); серия создавалась на основе докладов в кружке педагогов, врачей и родителей под ред. П. Ф. Каптерева. В начале 20 в. Харьковское общество распространения в народе грамотности выпустило в составе издаваемой им "Народной энциклопедии научных и прикладных знаний" 2 пед. тома: т. 9 - ч Философия и педагогика" (М., 1911) и т. 10- "Народное образование в России" (М., 1912), с широким систематическим охватом пед. знаний и большим фактич. материалом. Одновременно ряд деятелей культуры (Н. В. Чехов, Е. М. Чарнолусская, М. М. Рубинштейн, Л. Б. Хавкина, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо и др.) создали под общей редакцией Н. В. Тулупова и П. М. Шестакова "Практическую школьную энциклопедию" (М., 1912), проникнутую идеями трудовой школы.

Первым сов. энциклопедич. изданием была выпущенная в 1927-29 в Москве 3-томная "Педагогическая энциклопедия" под редакцией А. Г. Калашникова и М. С. Эпштейна при участии виднейших сов. педагогов. Несмотря на неразработанность многих проблем сов. педагогики в 20-х гг., разнохарактерность взглядов авторов, идеологич. и методологич. ошибки в ряде статей, энциклопедия обобщила большой материал по истории и теории обучения и воспитания. В 1960 АПН РСФСР издала краткий 2-томный "Педагогический словарь" (гл. ред. И. А. Каиров). В 1964-68 издательство "Советская Энциклопедия" осуществило выпуск 4-томной "Педагогической энциклопедии" (гл. ред. И. А. Каиров и ф. n. Петров). Энциклопедия содержит ок. 3 тыс. статей по основным психологопед. вопросам воспитания, общим проблемам педагогики, дидактике, методике воспитания, внешкольной и внеклассной работе, пед. и детской психологии и физиологии, дефектологии, о системах нар. образования в СССР и др. странах, отраслях спец. образования, об отечественных и зарубежных педагогах и просветителях.

Среди общих П. э. и словарей зарубежных стран имеют значение или сохраняют его для характеристики педагогики своего времени следующие издания.

Великобритания: Флетчер А., "Педагогическая энциклопедия Зонненшейна" (Fletcher А. Е., "Sonnenschein's cyclopaedia of education", L., 1888; 3 rev. ed., L.- N. Y., 1906); "Учительская энциклопедия по теории, методике, практике, истории и развитию педагогики в Великобритании и за рубежом", ред. А. П. Лори, т. 1-7 (4) ("The teacher's encyclopedia of the theory, method, practice, history and development of education at home and abroad", ed. by A. P. Laurie, v. 1-7, L., 1911 -12; 2ed., v.1-4, L.,1922); Уотсон Ф., "Энциклопедия и словарь по педагогике", т. 1-4 (Watson F., "Encyclopaedia and dictionary of education", v. 1-4, L. [a. o.], 1921-22); "Практика преподавания в начальной школе [издательства] Макмиллана", ред. Э. Дж. С. Лей, т. 1-7 ("Macmillan's teaching in practice. An encyclopaedia of modern methods of teaching in primary school", by E. J. S. Lay, v. 1-7, L., 1931-39); "Практика преподавания в школах младших ступеней [издательства] Макмиллана", ред. Э. Дж. С. Лей, т. 1-7 ("Macmillan's teaching in practice for junior schools. A new encyclopaedia of teaching", ed. by E. J. S. Lay, v. 1-7, L., 1938); "Практика преподавания в последнем классе школы [издательства] Макмиллана", ред. Э. Дж. С. Лей, т. 1-8 ("Macmillan's teaching in practice for seniors. An encyclopaedia of modern methods of teaching", ed. by E. J. S. Lay, v. 1-8, L., 1938); "Педагогическая энциклопедия [издательства] Блонда", ред. Э. Блишен ("Blond's encyclopaedia or education", ed. by E. Blishen, [L., 1969]).

ГДP: "Малая педагогическая энциклопедия", ред.-изд. Г. Франкевич и др. ("Kleine padagogische Enzyklopadie", hrsg. von n. Frankiewicz [u.a.], В., 1960); "Педагогическая энциклопедия", ред. Г. Франкевич и др., т. 1-2 ("Padagogische Enzyklopadie", hrsg. von H. Frankiewicz [u.a.], Bdl-2, В., 1963).

Германия (до 1945): Рейтер Д., "Педагогический энциклопедический словарь, или Справочник по воспитанию и обучению" (Reuter D., "Padagogisches Reallexikon, oder Repertorium fur Erziehungs- und Unterrichtskunde und ihre Literatur", Nurnberg, 1811); "Энциклопедический педагогический словарь, или Полный алфавитный справочник и пособие по педагогике и дидактике", переработка и ред. И. Г. X. Вёрле ("Encyklopadisch-padagogisches Lexicon, oder Vollstandiges alphabetisch geordnetes Hand- und Hilfsbuch der Padagogik und Didaktik", bearb. und hrsg. von J. G. C. Worle, Heilbronn, 1835); "Универсальный энциклопедический словарь по воспитанию и обучению", ред. М. К. Мюнх, т. 1-3 ("Universal-Lexicon der Erziehungs- und Unterrichtslehre", hrsg. von М. С. Munch, Bd 1-3, Augsburg, 1841-42; 3 Aufl., Augsburg, 1859-1860); "Педагогический энциклопедический словарь, или Энциклопедический словарь по воспитанию и обучению и их истории...", ред. К. Г. Херганг, т. 1-2 ("Padagogische Real-Encyklopadie, oder Encyklopadisches Worterbuch des Erziehungs- und Unterrichtswesens und seiner Geschichte...", hrsg. von K. G. Hergang, Grimma, 1843-47; 2. Aufl., Bd 1 -2, Grimma, 1851-52); "Энциклопедия по всем вопросам воспитания и обучения", т. 1-10 ("Encyklopadie des gesamten Erziehungs- und Unterrichtswesens", Bd 1-10, Gotha, 1859-75; 2. Aufl., 1876-87); "Энциклопедия по педагогике с точки зрения современной науки", т. 1-2 ("Encyklopadie der Padagogik vom gegenwartigen Standpunkte der Wissenschaft", Bd 1-2, Lpz., 1860); "Энциклопедический словарь по воспитанию и обучению на основе католических принципов", переработка и общая ред. Г. Рольфус и А. Пфистер, т. 1-4 ("Real-Encyklopadie des Erziehungs- und Unterrichtswesens nach katholischen Principien", bearb. und hrsg. von H. Rolfus und A. Pfister, Bd 1-4, Mainz, 1863-66; 2. Aufl., Bd 1-4, Mainz, 1872-74, Ergаnzungsband, 1884); Витшток А., "Краткая энциклопедия по педагогике" (Wittstock a., "Encyklopadie der Padagogik im GrundriB", Heidelberg, 1865); Фогель a., "Систематическая энциклопедия по педагогике" (Vogel a., "Systematische Encyklopadie der Padagogik", Eisenach, 1881); Зандер Ф., "Энциклопедический словарь по педагогике" (Sander F., "Lexikon der Padagogik", Lpz., 1883; 2. Aufl., Breslau, 1889); "Энциклопедический справочник по педагогике", ред. В Рейн, т. 1-7 (10) ("Encyklopadisches Handbuch der Padagogik", hrsg. von W. Rein, Bd 1-7, Langensalza, 1895- 1899; 2. Aufl., Bd 1-10, 1903-11); "Энциклопедический словарь по педагогике", ред. М. Ролов, т. 1-5 ("Lexikon der Padagogik", hrsg. von Roloff, Bd 1-5, Freiburg im Breisgau, 1913-17; 2. Aufl., 1921); "Настольный словарь по народному образованию", ред. Э. Клаусницер и др. ("Handworterbuch des Volksschulwesens", hrsg. von E, Clausnitzer [u. a.], Lpz.- В., 1920); "Педагогический энциклопедический словарь", ред. Г. Шварц, т. 1-4 ("Padagogisches Lexikon", hrsg. von H. Schwartz, Bd 1-4, Bielefeld-Lpz., 1928-31); "Справочник по педагогике", ред. Г. Ноль и Л. Паллас, т. 1-5, дополнит, т. указателей ("Handbuch der Padagogik", hrsg. von H. Nohl und L. Pallat, Bd 1-5, Erg.-Bd, B. [u.a.], 1928-33); "Энциклопедический словарь по современной педагогике", ред. И. Шпилер, т. 1-2 ("Lexikon der Padagogik der Gegenwart", hrsg. von J. Spieler, Bd 1-2, Freiburg im Breisgau, 1930-32); Хельман В. "[Краткий] педагогический словарь" (Hehlmann W., "Padagogisches Worterbuch", Lpz., 1931; 7. Aufl. [в ФРГ], "Worterbuch der Padagogik", Stuttg., 1964).

Польша: "Энциклопедия воспитания", под ред. Любомирского [и др.], т. 1-9 ("Encyklopedyja wychowawcza", pod red. J. Т. Lubomirskiego [a. o.], t. 1-9, Warsz., 1881-1922); Керский Ф., "Настольная педагогическая энциклопедия", т. 1-2 (Kierski F., "Podreczna encyklopedja pedagogiczna", t. 1-2, Lwow, 1923-25); Крулиньский К., "Настольный педагогический энциклопедический словарь" (Krolinski К., "Podreczny leksykon pedagogiczny", Poznan, 1935); "Энциклопедия воспитания", гл. ред. С. Лемпицкий, т. 1-3 ("Encykippedja wychowania", red. naczelny S. Lempicki, t. 1-4, Warsz., 1933).

США: "Энциклопедия по педагогике", ред. X. Кидл, А. Шем ("The cyclopaedia of education", ed. by H. Kiddle and A. J. Schem, N. Y.- L., 1877); первая пед. энциклопедия на англ. яз., изд. в США и Великобритании; "Энциклопедия по педагогике", ред. П. Монро, т. 1-5 ("A cyclopedia of education", ed. by P. Monroe, v. 1-5, N. Y., 1911-1913; переиздание в 1926-28); "Энциклопедия педагогических исследований", ред. У. Монро ("Encyclopedia of educational research", ed. by W. S. Monroe, N. Y., 1941; 3 ed., by Ch. W. Harris with the assist, of M. R. Liba, 1960; пер. на исп. яз.: "Enciclopedia de la educacion cientifica", La Habana, 1956);"Энциклопедия по руководству детским воспитанием", ред. Р. Б. Уинн ("Encyclopedia of child guidance", ed. by R. B. Winn, N. Y., 1943); "Энциклопедия современной педагогики", ред. Г. Н. Ривлин ("Encyclopedia of modern education", ed. H. N. Rivlin, assoc. ed. H. Schueler, N. Y., 1943; 2 ed., 1948; пер. на исп. яз.: "Enciclopedia de la educacion moderna", v. 1-2, B. Aires, 1956); "Словарь по педагогике", ред. К. В. Гуд ("Dictionary of education", prepared under the auspices of Phi Delta Kappa C. V. Good ed. ..., N. Y.- L., 1945; 2 ed., N.Y., 1959); Дьюи Дж., "Словарь по педагогике", ред. Р. Б. Уинн (Dewey J., "Dictionary of education", ed. by R. B. Winn, N. Y., 1959).

Франция: Морар Т. В., "Общеупотребительный словарь по воспитанию и обучению, или Искусство самообразования и обучения других" (Morard Т. V., "Dictionnaire general usuel et classique d'education, d'instruction et d'enseignement, ou 1'Art de s'ins ruire soi-meme et d'enseigner les autres", P., 1836); "Bсeобщий словарь по воспитанию и обучению", ред. Э. М. Кампань ("Dictionnaire universel d'education et d'enseignement", red. par Campagne, Bordeaux, 1869; 3 ed., P., 1873); "Словарь по педагогике и начальному образованию", изд. под рук. Ф. Бюиссона, ч. 1 (т. 1-2) - ч. 2 (т. 1-2), 2 дополнит. т. ("Dictionnaire de pedagogie et d'instruction primaire", publ. sous la dir. de F. Buisson, pt. 1 (t. 1-2) -2 (t. 1-2), 2 suppl., P., 1878-87), 2 tir. [2 ed.], 1887-88; "Новый словарь по педагогике и начальному образованию", изд. под руководством Ф. Бюиссона ("Nouveau dictionnaire de pedagogie et d'instruction primaire", publ. sous la dir. de F. Buisson, P., 1911); "Общая энциклопедия французского воспитания", т. 1-4 ("Encyclopedic generale de l'education francaise", t. 1-4, P., 1952-54); "Практическая энциклопедия воспитания во Франции" ("Encyclopedic pratique de I'education en France", P., 1960).

ФРГ: "Педагогический словарь" ("Padagogisches Fachworterbuch", Donauworth, 1952); "Энциклопедический словарь по педагогике", т. 1-4, дополнит. т. ("Lexikon der Padagogik", 3. Aufl., Bd 1-4, Freiburg, 1952-55; Erganzungsband, 1964, 4. Aufl., Bd 1-5, 1964-65); "Педагогический энциклопедический словарь", ред. Г. Г. Гротхоф, М. Штальман "Большой энциклопедический словарь для родителей и воспитателей", ред.-изд. В. и А. Нёйбауэр ("Das groBe Lexikon fur Eltern und Erzieher", hrsg. von V. und A. Neubauer, Fr./M.- Innsbruck, 1962); "Педагогический энциклопедический словарь", т. 1-2 ("Padagogisches Lexikon", hrsg. von V. Horney [u. a.], Bd 1-2, [Gutersloh, 1970]; "Справочник основных педагогических терминов", ред.-изд. И. Шпек и Г. Веле, т. 1-2 ("Handbuch padagogischer Grundbegriffe", hrsg. von J. Speck und G. Wehle, Bd 1-2, Munch., 1970); "Новый педагогический энциклопедический словарь", гл. ред.- изд. Г. Г. Гротхоф и М. Штальман ("Neues padagogisches Lexikon", hrsg. von n. n. Grothoff und M. Stallrnann, Stuttg.-В., 1971).

Чехословакия: "Педагогическая энциклопедия", ред. О. Хлуп, И. Кубалек, И. Угер, ч. 1-3 ("Pedagogicka encyclopedic", red. О. Chlup, J. Kubalek, J. Uher, dil. 1-3, Praha, 1938-1940); "Педагогический словарь", гл. ред. Б. Куяль [и др.], ч. 1-2 ("Pedagogicky slovnik", hlav. red. В. Kujal [а. о.], dil. 1-2, Praha, 1965-67).

Швейцария: "Энциклопедический словарь по педагогике", т. 1-3 ("Lexikon der Padagogik", Bd 1-3, Bern, 1950-52); Ханзельман Г., "Энциклопедический словарь для родителей" (Наnselmann n., "Eltern-Lexikon", Z., 1956).

Югославия: "Энциклопедический словарь по педагогике", ред. Д. Франкович [и др.] ("Enciklopedijski rjecnik pedagogije", ured. D. Frankovic [a. o.], Zagreb, 1963); "Педагогический словарь", гл. ред. Р. Теодосич, 1-2 ("Педагогики речник", у ред. гл. уред. Р. Теодрсипа, 1-2, Београд, 1967). п. К. Колмаков.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ П. Г. ШЕЛАПУТИНА, высшее учебное заведение в дореволюц. России, открытое в 1911 в Москве на средства действит. статского советника П. Г. Шелапутина. В ин-т принимались мужчины, окончившие высшие уч. заведения и желавшие стать учителями ср. школы. Изучались пед. дисциплины, а также спец. дисциплины в соответствии с уч. предметами, включёнными в уч. план ср. школы. Ин-т имел хорошо оборудованные уч. кабинеты, пед. музей. Выпускники ин-та ежегодно собирались на пед. съезды. До 1917 состоялось 4 выпуска (ок. 100 чел.). Институт издавал "Известия педагогического института" (7 вып., 1912-16). В 1919 на базе ин-та создана Академия социального воспитания (с 1923 - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской).

"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СБОРНИК", ежемесячный пед. журнал, издаваемый Гл. управлением военно-уч. заведений в Петербурге в 1864-1918. Один из популярных пед. журналов России, содействовал развитию пед. теории и методики, большое внимание уделял вопросам практики обучения и воспитания. В "П. с." помещались описания образцовых уроков, публиковались статьи по истории обучения и воспитания, освещался пед. опыт др. стран. В журнале сотрудничали рус. педагоги К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, Н. X. Вессель, В. И. Водовозов, А. Я. Герд, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Модзалевский, А. Н. Острогорский, Д. Д. Семёнов, Д. И. Тихомиров и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки пед. кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно-воспитат. учреждений в пед. ин-тах, уч-щах и ун-тах; в широком смысле - подготовка пед. и научно-пед. кадров для уч. заведений всех типов, включая проф.-технич., средние специальные и высшие. (См. Высшее образование, Среднее специальное образование, Профессионально-техническое образование, Аспирантура, Учёные звания и степени, Повышение квалификации и статьи об отраслях спец. образования, напр. Филологическое образование, Музыкальное образование.)

В дореволюционной России осн. типом уч. заведений для подготовки учителей нач. школы были учительские семинарии. Учителей нач. школы готовили также пед. классы женских гимназий, женских епархиальных училищ и женский педагогич. ин-т в Петербурге. При нек-рых высших начальных училищах и прогимназиях имелись 2-годичные педагогич. курсы. Для цер-ковно-приходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также второклассные учительские школы. Многие учителя, особенно на окраинах страны, не имели пед. образования и получали звание учителя после сдачи спец. экзаменов. Учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения. Учительские семинарии и ин-ты ограничивали продолжение образования: по окончании семинарии можно было поступить только D учительский ин-т, по окончании учительского ин-та- в коммерческий ин-т. Нек-рые пед. уч. заведения благодаря усилиям прогрессивных педагогов отличались хорошей постановкой учебно-воспитат. работы. Учителями ср. уч. заведений назначались, как правило, лица, окончившие ун-ты и нек-рые высшие уч. заведения непедагогич. профиля, а также духовные академии. В соответствии с университетским уставом 1804 были открыты 3-годичные пед. ин-ты при ун-тах: Московском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Дерптском (впоследствии Юрьевском, ныне Тартуском; 1820) и Киевском (1834). Среди пед. институтов, выделялся Петербургский, созданный в 1804 на базе учительской семинарии и в 1816 преобразованный в Главный педагогический институт. В 60-70-х гг. 19 в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей гл. обр. женских ср. уч. заведений и младших классов мужских ср. школ. Широкую известность имели Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д. И. Тихомирова в Москве, Женский пед. ин-т в Петербурге, Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский ин-т в Киеве и др. В 1908 в Петербурге В. М. Бехтерев организовал Психоневрологич. ин-т - высшее медико-пед. уч. заведение для подготовки врачей, учителей и юристов. Развитию П. о. во многом способствовала деятельность Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского, Н. И. Лобачевского, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, А. М. Бутлерова, и др. Д. И. Менделеев придавал большое значение высшему П. о., от состояния к-рого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. Прогрессивными общественными деятелями и учёными созданы в 1907 в Петербурге Педагогическая академия Лиги образования, в 1911 в Москве Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина, которые давали пед. подготовку лицам, имевшим высшее образование. Дореволюционные пед. уч. заведения не могли удовлетворить потребностей общеобразовательной школы в учителях.

П. о. в СССР. Окт. революция 1917 коренным образом изменила характер нар. образования, систему подготовки учителей, классовый и нац. состав студенчества в пед. уч. заведениях. Определяющее значение для строительства новой школы (в т. ч. системы подготовки учителей) имели идеи В. И. Ленина, его непосредственное участие в руководстве деятельностью Наркомпроса. Становление сов. системы П. о. связано с именами Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, Покровского, А. С. Бубнова, В. П. Потёмкина, И. А. Каирова и др. В 1918-20 были организованы сравнительно небольшие специализированные школьные, дошкольные и другие пед. уч. заведения и курсы, к-рые затем объединялись в пед. вузы. Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в 4-годичные ин-ты нар. образования, остальные - в постоянно действующие пед. курсы для подготовки учителей нач. школы. В 20-е гг. в РСФСР сложилась следующая система П. о.: пед. техникумы (с 1937 - пед. уч-ща), пед. ин-ты и университетские пед. ф-ты. Пед. ин-ты и пед. ф-ты университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки преподавателей техникумов и политико-просветительные. Один из первых крупных сов. пед. вузов - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, в к-рой были заложены основы сов. системы П. о. В 1918 на базе Высших женских курсов В. И. Герье создан Московский 2-й университет, в Петрограде - Гос. пед. ин-т (см. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена). В 30-е гг. в Москве открылись городской (впоследствии им. В. П. Потёмкина) и областной пед. ин-ты (см. Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской и Высший коммунистический институт просвещения). В 1930 на базе пед. ф-та 2-го МГУ осн. Московский педагогический институт (с 1941 - МГПИ им. В. И. Ленина). В 20-е гг. открылись в Москве Академия трудового просвещения (1920-21) и Индустриально-пед. ин-тим. К. Либкнехта (1923-42), пед. ф-ты при ун-тах во Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Н. Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и др., значительное число различных педагогических курсов, в т. ч. высших. В 30-е гг. сложилась в основном система пед. уч. заведений. На базе пед. и других ф-тов ун-тов была создана сеть пед. ин-тов, в т. ч. иностранных языков педагогических институтов. Особое внимание было обращено на развитие просвещения и культуры народов Севера, Ср. Азии и Закавказья. В 1939 открылся Ленингр. гос. пед. ин-т народов Севера (в 1958 реорганизован в ф-т ин-та им А. И. Герцена). В связи с особенностями развития женского образования в нек-рых республиках Ср. Азии и Закавказья в качестве временной формы П. о. были созданы женские пед. уч. заведения (впоследствии реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е гг. реорганизованы в пед. ин-ты и уч-ща). Началась подготовка учителей по заочной и вечерней формам обучения (см. Вечернее образование, Заочное образование). Для совершенствования системы П. о. большое значение имели постановления ЦИК СССР "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой" (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов" (1963), "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране" (1966), "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране" (1972), "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972). Основными типами совр. системы пед. уч. заведений являются педагогические училища (в т. ч. муз.-педагогические), индустриально-педагогические техникумы, педагогические институты (в т. ч. иностранных языков), а также ун-ты. Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных учреждений и старших пионервожатых готовят пед. училища (на пед. работу в школу направляется также часть выпускников других ср. спец. уч. заведений). В уч. план подготовки учителей в пед. уч-щах включаются общеобразовательные дисциплины, изучаемые в ср. школе, и специальные (методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена, психология, педагогика и др.). Кроме того, предусматривается длительная пед. практика. Учителей для ср. школы готовят пед. ин-ты и ун-ты. В пед. ин-тах имеются следующие специальности с 4-летним сроком обучения: рус. яз. и лит-pa, родной яз. и лит-pa, математика, физика, химия, биология, география, история, черчение и рисование, педагогика и психология (дошкольная), дефектология, физич. воспитание, музыка и пение, педагогика и методика нач. обучения. По двухпрофильным специальностям (напр., биология и химия, география и биология) и иностр. яз. установлен 5-летний срок обучения. В уч. планы всех специальностей пед. ин-тов входят следующие дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия, политич. экономия, науч. коммунизм (факультативно изучаются основы марксистско-ленинской этики и эстетики и основы науч. атеизма), педагогика, история педагогики, психология, методика преподавания предмета, школьная гигиена, физич. воспитание. Ведущее место в уч. плане занимают профилирующие дисциплины по избранной специальности. Отличительной чертой университетского П. о. является более широкая научно-теоретич. подготовка студентов, но вместе с тем несколько меньшая педагогическая и методическая. Срок обучения, как правило, 5 лет. (О содержании и истории развития отдельных видов П. о. см. в статьях об отраслях образования, напр. Историческое образование, Механико-математическое образование и др.) Пед. уч. заведения и ун-ты в целом удовлетворяют потребности общеобразовательной школы в учителях. В 1974/75 уч. г. подготовку учителей осуществляли св. 400 пед. уч-щ (ок. 300 тыс. уч-ся), 199 пед. ин-тов, 63 ун-та (см. табл.). В 1974 в общеобразоват. школе работало 2,4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских семинарий, 53 учительских ин-та, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей для ср. школы готовят также нек-рые искусств институты, физической культуры институты. О подготовке учителей за рубежом см. в разделе Просвещение (Народное образование) в статьях об отдельных странах. Н. В. Александров.

Подготовка учителей в СССР в педагогических институтах и университетах (на 1 окт. 1974, тыс. чел.)
Специальность

Приём

Контингент

Выпуск
пед. ин-ты

ун-ты

пед. ин-ты

ун-ты

пед. ин-ты

ун-ты
Русский язык и лит-ра

30,9

8,6

153,9

44,3

26,4

6,2
Родной язык и лит-pa народов СССР

7,9

4,5

42,8

25,5

8,1

3,8
Романо-германские языки и лит-ра



5,1



26,8



3,9
Иностранные языки

18,1



87,4



16,6


Математика

27,8

9,4

125,9

40,8

22,4

4,9
Физика

9,9

7,8

41,5

34,8

8,9

5,3
Биология

11,6

6,7

69,3

35,6

13,2

5,7
Химия

1,7

5,4

7,0

26,1

0,7

4,7
География

7,1

3,8

37,5

20,0

6,2

3,1
История

11,7

8,6

60,6

48,6

10,2

7,0
Черчение и рисование

2,8



11,8



1,6


Педагогика н психология (дошкольная)

5,1



25,0



4,6


Дефектология

2,1



9,7



2,0


Физическое воспитание

10,9



45,6



8,7


Музыка и пение

2,8



11,3



2,2


Общетехнические дисциплины

4,8



17,0



1,4


Педагогика Пи методика начального обучения

12, 4



56,4



10,3


Итого

227,5



1105,2



188,1



ПЕДАНТ (франц. pedant, от итал. pеdante, первонач. - учитель, педагог), человек, отличающийся чрезмерной, преувеличенной точностью, мелочностью, формализмом, буквоедством.

ПЕДЕРАСТИЯ (греч. paiderastia, от pais - мальчик и еrао - люблю), в узком смысле - мужеложество с мальчиками, в более широком - мужской гомосексуализм. Подробнее см. Половые извращения.

ПЕДЕРСЕН (Pedersen) Кристьерн (ок. 1480 - 16.1.1554), датский писатель-гуманист. Деятель Реформации. Образование получил в Париже. С 1505 каноник в Лунде, в 1522 секретарь дат. короля Кристиана II. После того как король был свергнут, П. отправился с ним в изгнание, в 1526-32 жил в Нидерландах, в 1532-33 был книгопечатником в Мальме. В 1541 поселился в Копенгагене. Перевёл "Датскую хронику" Саксона Грамматика (1514) и нар. кн. о Хольгере-Датчанине (изд. после 1532) и др. Переводы П. части Нового завета (1529) и Псалмов Давида (1531) на дат. яз. оказали большое влияние на дат. лит-ру. Перевёл Библию (т. н. Библия короля Кристиана III, 1550). Издал книги для нар. чтения. Автор соч. "Описание жизни Эзопа и его басни" (1556).

Соч.: Danske skrifter, bd 1 - 5, Kbh., 1850-55.

Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894; Jensenius К., Dansk litteraturhistorie, 2 utg., Kbh., 1955; Norrild S v., Dansk litteraturhistorie, Kbh., 1956. Л. Ю. Брауде.

ПЕДЕРСЕН (Pedersen) Хольгер (7.4. 1867, Гельбалле, близ Коллинга, Ютландия,- 25.10.1953, Копенгаген), датский языковед. Окончил Копенгагенский ун-т (1890), с 1903 проф., в 1914-37 зав. кафедрой сравнит. грамматики там же. Специалист в области индоевропеистики и сравнительно-историч. языкознания, сравнит. фонологии и морфологии индоевропейских (кельтских, хетто-лувийских, алб., арм., тохарских, славянских и др.), а также семитских и финно-угорских языков. Разрабатывал теорию ностратического родства языков, доказательством которого П. считал значительные совпадения в области консонантизма. Автор книги о развитии компаративистики 19 в.

Соч.: Vergleicher de Grammatik der keltischen Sprachen, v. 1 - 2, Gott., 1909 - 13; Sprogvidenskaben, Kbh., 1924; Linguistic science, Camb., 1931; Hittitisch und die anderen indoeuropaischen Sprachen, 2 Aufl., Kbh., 1938.

Лит.: Melanges linguistique offerts a Holger Pedersen..., Kbh., 1937; Sоmmerfelt A., Holger Pedersen, "Orbis", 1954, v. 3, № 1.

ПЕДЖЕНТ (англ, pageant, от лат. pagina - пластина, плита), передвижная сцена в ср.-век. театре, применявшаяся при постановке мистерий, мираклей, театрализованных процессий и др. Представлял собой большую повозку, на к-рой устраивался двухъярусный балаган; в нижнем ярусе переодевались актёры, а в верхнем, имевшем занавес, примитивную декорацию, показывалось представление (сцена или акт многоактной пьесы); затем П. переезжал на новое место и играл эту же сцену перед др. зрителями, а его место занимал следующий П., на к-ром продолжалось развитие действия. Сцены исполнялись в строгом соответствии с сюжетом. Распространение получил в Англии; применялся и в др. европ. странах. В нач. 20 в. П. называли театр. представления с применением передвижной сценич. площадки (устраивались в Великобритании, США).

Лит.: Гвоздев А., Пиотровский А., История европейского театра, М.- Л., 1931, с. 415 - 62; Parker a., Pageants: their presentation and production, L., 1954.

ПЕДИ, бапеди, сев. басуто, народ в Юж. Африке. Большая часть П. живёт в ЮАР (к С. от г. Претория) и частично в сопредельных районах Республики Ботсвана и Юж. Родезии. Общая числ. ок. 1,5 млн. чел. (1970, оценка). Язык П.- се-педи - относится к семье языков банту. Сохраняются традиц. религ. верования (культы предков, сил природы), часть П.- христиане. П. занимаются земледелием (кукуруза, сорго, бобовые) и разводят кр. рог. скот. Многие работают на рудниках и на пром. предприятиях.

ПЕДИАТРИИ ИНСТИТУТ Академии медицинских наук СССР, н.-и. учреждение, ведущее разработку осн. проблем физиологии и патологии детского возраста. Находится в Москве. Осн. в 1922 под назв. Гос. ин-т охраны материнства и младенчества; в 1945 под совр. назв. вошёл в систему АМН СССР. В составе ин-та (1974): 10 клинич. отделений, 9 лабораторий, поликлиника, отделения функциональной диагностики, физ. методов лечения, рентгенологич., научно-организационный отдел. Осн. научная тематика: разработка научно-организационных основ леч.-профилактич. помощи детям, физиол. особенности роста и развития детей, физиология и патология новорождённого ребёнка, хронич. заболевания органов дыхания, болезни сердечно-сосудистой системы и крови, аллергич. заболевания, инфекционная патология, заболевания почек, органов пищеварения у детей. П. и.- научно-методич. центр, направляющий и координирующий научную деятельность республиканских н.-и. ин-тов педиатрии и педиатрич. кафедр мед. ин-тов. П. и. имеет клинич. ординатуру и аспирантуру; ему предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. Периодически издаёт труды науч. сессий и конференций.

В ин-те работали известные педиатры: Г. Н. Сперанский, О. Д. Соколова-Пономарёва, А. И. Доброхотова, Н. М. Щелованов. Награждён орденом Ленина (1973) и орденом Трудового Красного Знамени (1947). М. Я. Студеникин.

ПЕДИАТРИЯ (от греч. pais, род. падеж paidos - ребёнок, дитя и iatreia - лечение), мед. дисциплина, изучающая анатомию и физиологию детского организма в различные возрастные периоды, детские болезни, их лечение и профилактику. Изучением гигиенических условий жизни, обеспечивающих гармонич. умственное и физич. развитие детей, занимается гигиена детей и подростков.

Как самостоят. клинич. дисциплина П. сформировалась во 2-й пол. 19 в., хотя отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению нек-рых детских болезней встречаются ещё в древних источниках (работы Гиппократа, Сорана Эфесского, Галена, Чжан Чжун-цзина, Ибн Сыны). В 15-17 вв. в Европе появились первые спец. книги, посвящённые детской патологии; большой вклад в развитие П. внесли в 18 в. англ. врачи У. Кадоган, Г. Армстронг, М. Ундервуд, Э. Дженнер и др. В нач. 19 в. были организованы первые детские больницы, появились спец. детские врачи. До кон. 19 в. Парижская школа педиатров (Н. Жадло, Л. Герсан, М. Бийяр и др.) была центром подготовки детских врачей для всей Европы. С нач. 20 в. педиатрич. школы формируются и в др. странах: в Австрии - венская школа В. Маутнера и Ф. Майра, в Германии - В. Камерера и др., а затем в скандинавских странах, Италии, США, Канаде.

В России первые исследования в области охраны детского здоровья связаны с именами С. Г. Зыбелина, Н. М. Амбодика-Максимовича, Н. И. Новикова, К. И. Грума. Первый рус. педиатр С. Ф. Хотовицкий в 1836 начал читать в петерб. Медико-хирургич. академии полный систематич. курс детских болезней и издал первое руководство по детским болезням - "Педиятрика" (1847). В 1834 в Петербурге была открыта первая детская больница (т. н. Николаевская), в 1842 - аналогичная больница (Ольгинская) в Москве. В 1869 в Медико-хирургич. академии была официально учреждена первая в России кафедра детских болезней, к-рую возглавляли В. М. Флоринский (1865-70), Н. И. Быстров (1870-96), Н. П. Гундобин. К. А. Раух-фус построил в Петербурге первую в мире (1869) больницу, спланированную с учётом особенностей детского возраста; под его руководством состоялся 1-й Всеросс. съезд педиатров (1912). Н. А. Тольский в 1866 организовал детскую клинику при Моск. ун-те, ставшую впоследствии одним из центров П. В клинике работали Н. Ф. Филатов - основоположник клинич. П. в России, Н. С. Корсаков, А. Н. Филиппов и др. По инициативе Н. И. Быстрова в Петербурге (1885) и n. ф. Филатова в Москве (1892) были созданы первые общества детских врачей.

После Великой ОКТ. социалистич. революции организация детского здравоохранения была коренным образом перестроена. Произошло постепенное разделение П. на отдельные, более узкие специальности, создана широкая сеть профилактич. и леч. детских учреждений, организованы н.-и. ин-ты и первые в мире спец. ф-ты для подготовки врачей-педиатров (1930, педиатрич. ф-т 2-го Моск. мед. ин-та). С первых дней Сов. власти были созданы гос. системы охраны материнства и детства, а также охраны здоровья детей и подростков, что обеспечило резкое снижение детской смертности. К 1973 в СССР работали св. 84 тыс. врачей-педиатров (19 тыс. в 1940); науч. разработку проблем П. ведут Педиатрии институт АМН СССР, 14 республиканских н.-и. ин-тов П., а также ок. 300 кафедр П. мед. ин-тов и ун-тов. Впервые в СССР создана система антенатальной охраны плода; от рождения и до 15 лет каждого ребёнка наблюдает участковый врач, при необходимости дети получают помощь в консультациях, спец. детских больницах и санаториях. Развёрнута значит. сеть детских садов и ясель, лесных школ, пионерских лагерей, детских спортивных площадок. В развитии П. важную роль сыграла деятельность видных сов. педиатров Г. Н. Сперанского, В. И. Молчанова, А. А. Колтыпина, А. А. Киселя, М. С. Маслова, Ю. Ф. Домбровской, А. Ф. Тура, О. Д. Соколовой-Пономарёвой и др., а также организаторов детского здравоохранения 3. П. Соловьёва, В. П. Лебедевой, О П. Ногиной, В. М. Величкиной (Бонч-Бруевич), Л. К. Скорняковой и др.

Важные совр. проблемы П. во всём мире - изучение реактивности растущего организма в норме и патологии, реакций ребёнка на иммунологич. препараты, выяснение истоков и условий формирований хронич. форм болезней, механизмов н последствий нарушения взаимодействия организмов матери и плода; разработка наиболее рациональных форм специализированной помощи детям. За рубежом наиболее известны работы Г. Фанкони, А. Вальгрена (Швеция), Д. Нельсона, Б. Спока (США), Дж. Де Тони (Италия), М. Лелонга (Франция), Б. Братанова (НРБ), Й. Гоуштека (ЧССР), Э. Керпель-Фрониуса (ВНР), М. Михаловича (ПНР), А. Пейпера (ГДР) и др. В 1925 организовано Всесоюзное общество педиатров, к-рое с 1955 входит в Междунар. педиатрич. общество (осн. в 1950). Вопросы П. освещаются в сов. журн. "Педиатрия" (М., с 1934), "Педiатрiя, акушерство i гiнекологiя" (Киiв, 1938-40, с 1945 - "Охорона материнства i дитинства"), -"Вопросы охраны материнства и детства" (М., с 1956), за рубежом: в США - "American Journal of diseases of children" (Chi., с 1911), "Pediatrics" (Evanston, с 1948), в Великобритании - "Archives of disease in childhood" (L., с 1926), во Франции - "Pediatrie" (Lyon, с 1912), в ПНР - "Pediatria Polska" (Warsz., с 1949), в ЧССР- "Ceskoslovenska pediatrie" (Praha, с 1946), и др.

Лит.: Конюс Э. М., Истоки русской педиатрии, М., 1946; Сперанский Г. Н., Московские педиатрические школы. (Исторический очерк), М., 1949; Фанкони Г., Вальгрен А., Руководство по детским болезням, [пер. с нем.], М., 1960; Многотомное руководство по педиатрии, под ред. Ю. Ф. Домбровской, т. 1 - 10, М., 1960-65; Гольдфельд А. Я., Очерки по истории педиатрии в СССР, М., 1970; Мананникова Н. В., Охрана здоровья детей в СССР, М., 1973.

М. Я. Студеникин.

ПЕДИКУЛЁЗ (от лат. pediculus - вошь), вшивость, заболевание кожи, вызванное укусами паразитирующих на ней головной, платяной или лобковой вшей.

ПЕДИКЮР (франц. pedicure, от лат. pes - нога и euro - забочусь), специальный уход за пальцами ног (удаление мозолей, полировка ногтей и т. п.).

ПЕДИМЕНТ (англ. pediment, букв.- основание, от лат. pes, род. падеж реdis - нога), предгорные наклонные равнины, выработанные в коренных породах, прикрытых с поверхности маломощным слоем рыхлых отложений. Образуются преим. в аридных и семиаридных условиях под действием плоскостного смыва и струйчатых потоков, путём параллельного отступания крутых склонов.

ПЕДИПАЛЬПЫ (от лат. pes, род. падеж pedis - нога и palpus - щупальце), вторая пара членистых конечностей головогруди у паукообразных. У большинства осн. членик П. служит для пережёвывания пищи, остальная часть П. заканчивается клешнёй (напр., у скорпионов и ложноскорпионов) или представлена простым щупальцем (напр., у пауков, причём у самцов последний членик П. выполняет функцию копулятивного органа).

ПЕДИПЛЕН (англ. pediplain, от лат. pes, род. падеж pedis - нога, подножие и англ. plain - равнина), денудационная равнина, образующаяся в условиях аридного и семиаридного климата на месте ранее существовавшего горного или холмистого рельефа путём параллельного отступания склонов от оси долин и соединения отдельных выровненных участков - педиментов. Относительно механизма образования П. нет единого мнения. См. также Пенеплен.

ПЕДИЦЕЛЛЯРИИ (от лат. pediculus - стебелёк, ножка), скелетные образования морских ежей и морских звёзд в форме щипчиков, сидящих на гибких "стебельках" или непосредственно на поверхности тела. Выполняют функцию защиты от врагов и очистки тела от чужеродных частиц.

ПЕДИЭИ (греч. Pedieis, букв.- жители равнины, от pedion - равнина), одна из трёх политич. группировок в Аттике в 6 в. до н. э. (наряду с паралиями и диакриями)', в политич. борьбе П. были связаны с определёнными аристократич. родами. Согласно другому распространённому в историографии мнению, П.- "партия" крупных землевладельцев, в отличие от паралиев - торг.-ремесленной и диакриев - крестьянской "партий".

ПЕДОГЕНЕЗ (от греч. pais, род. падеж paidos - дитя и ...генез), способ размножения, присущий ряду беспозвоночных, при к-ром у личинок развиваются неоплодотворённые яйцеклетки, дающие начало новому поколению; одна из форм партеногенеза. П. открыт в 1862 Н. П. Вагнером у двукрылых насекомых рода Miastor сем. галлиц. Термин "П." предложен К. М. Бэром (1865). При П. дочерние личинки, образующиеся в теле материнской личинки, сначала питаются её тканями как эндопаразиты, затем разрывают кутикулу съеденной материнской личинки и переходят к свободному образу жизни. Иногда вслед за неск. поколениями партеногенетич. личинок появляются личинки, заканчивающие метаморфоз и дающие взрослых самцов и самок, к-рые размножаются половым путём. П.- приспособление, компенсирующее недостаточно высокую плодовитость взрослых форм, расселяющихся пассивно. Для распространённых в Сев. Америке жуков сем. Micromalthidae характерны и живородящие и яйцекладущие педогенетич. личинки. П. известен и у ряда морских ветвистоусых ракообразных (род Podon и др.). Развитие у дигенетических сосальщиков зародышей редий в спороцистах и редиях первого порядка - ещё один пример П.

М. С. Гиляров.

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais, род. падеж paidos - дитя и ...логия), буквально - наука о детях, фактически - совокупность психологич., анатомо-физиологич., биологич., социологич. концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В совр. зарубежной науке термин "П." не употребляется; вопросы, включавшиеся в проблематику П., разрабатываются в общем русле развития детской и пед. психологии. Возникновение П. было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики; первые работы педологич. характера относятся к нач. 20 в. (в зарубежных странах - Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др., в России - В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.).

В дореволюц. России П. была представлена на съездах по пед. психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской социалистич. революции 1917 развилась сеть педологич. учреждений, была издана обширная лит-pa, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журн. "Педология" (1928-32). К кон. 20-х гг. П. начала претендовать на роль "марксистской науки о детях", монополизируя право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и поглощая психологию, анатомию и физиологию детского возраста.

Идеалистич. и механистич. установки П., её антипсихологизм (в психологии она видела лишь науку о субъективном), чрезмерное увлечение научно необоснованными тестами, при помощи к-рых определялся т. н. коэффициент умственной одарённости уч-ся, отрицательно сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи ещё в начале 30-х гг. многие положения П. (проблемы предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.) подверглись принципиальной содержательной критике. Критика характерного для П. игнорирования собственной деятельности школьников и ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка получила завершение в пост. ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Резкие и по большей части справедливые критич. выступления сов. педагогов против П. со ссылкой на это постановление нередко сопровождались отрицанием всего положительного, что было сделано сов. учёными (П. П. Блонским, Л. С. Выготским и др.), так или иначе связанными с П. и действительно допускавшими серьёзные ошибки, но вместе с тем творчески развивавшими педагогику и психологию.

Лит.: Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.

А. В. Петровский.

ПЕДОМОРФОЗ (от греч. pais, род, падеж paidos - дитя и morphe - форма, вид), уподобление взрослого животного личинке. П. обычно наблюдается при сходных условиях существования личинки и взрослой формы - имаго, особенно при малоподвижном образе жизни. Примеры П.: гусеницеобразное строение самок бабочек мешочниц (чехлоносок), хотя между стадией гусеницы и имаго вклинивается стадия куколки; бескрылые самки эмбий, гриллоблаттиды и др. П. может быть связан с неотенией.

ПЕДОНОМ (греч. paidonomos, от pais - дитя и nemo - управляю), должностное лицо в Спарте (Др. Греция), назначавшееся советом старейшин (см. Герусия) для наблюдения за нравственным поведением и военно-физич. упражнениями детей и подростков. См. Спартанское воспитание.

ПЕДОТРИБ (греч. paidotribes, от pais - дитя и tribo - тру, приучаю, тренирую), учитель гимнастики в школах Др. Афин- палестрах.

ПЕДОЦЕНТРИЗМ (от греч. pais, род. падеж paidos - ребёнок, дитя и лат. centrum - центр), концепция в буржуазной педагогике, сторонники к-рой считают, что содержание, организация и методы обучения, особенно в начальной школе, определяются непосредственными, спонтанными интересами и потребностями детей, а не социально-экономическими условиями и потребностями общества. Сообщению детям систематич. знаний противопоставляется такая организация уч. процесса, при к-рой "личность ребёнка имеет наибольшую возможность проявить себя", - игры, беседы и др. занятия по т. н. центрам интересов детей; задача учителя лишь направлять деятельность уч-ся. Педоцентрич идеи составляют существенную часть пед. системы Ж. Ж. Руссо, известного бельгийского педагога и психолога О. Декроли, Дж. Дьюи и др. См. Педагогика.

ПЕДРЕЛЬ (Pedrell) Фелипе (19.2.1841, Тортоса, - 19.8.1922, Барселона), испанский композитор, музыковед, муз. критик, фольклорист, муз.-обществ. деятель. Чл. исп. Королевской академии изящных иск-в (1895-1904). Пел в церк. капелле, где получил начальное муз. образование. С 1873 работал в Барселоне. В 1895-1903 преподавал в Мадридской консерватории (среди его учеников-основоположники новой исп. музыки И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья). Издавал муз. журналы, публиковал образцы классич. и нар. исп. музыки. Труды П. по муз. фольклору ("Испанские народные песни", т. 1-4, 1918-19, 2 изд., т. 1-2, 1936) и др., а также о совр. исп. музыке положили начало совр. исп. музыковедению. Ведущий деятель исп. муз. возрождения, т. н. Ренасимьенто (см. Испания, раздел Музыка), П. возглавил новую исп. композиторскую школу, оказав решающее влияние на её формирование. Автор опер, в т. ч. патриотич. трилогии с прологом "Пиренеи" (1890-91; 1-я ч., поставлена в Мадриде, 1902), программных симф. соч., кантат и хоров с оркестром, церк. музыки, романсов и песен, отличающихся ярким национальным колоритом.

Лит.: Кюи Ц. А., Два иностранных композитора, 1 - Фэлипэ Педрель. "Артист", 1894, № 33; фалья М. де, Фелипе Педрель, в его кн.: Статьи о музыке и музыкантах, пер. с исп., М., 1971, с. 63 - 77.

П. А. Ахундов.

ПЕДРУ (Pedro). В Бразилии: П. I (12.10.1798, Лисабон, - 24.9.1834, там же), император в 1822-31 (в 1821-22 регент). Под давлением движения за независимость объявил (1822) Бразилию независимой от Португалии конституц. монархией. Правил как монарх-деспот, игнорируя конституцию, жестоко подавлял респ. движение, поощрял проникновение в страну капитала Великобритании, насаждал англ. воен. и торг. администрацию. Усиление либерального движения побудило П. I отречься от престола в пользу малолетнего сына.

В 1826 занимал португ. престол, который передал своей дочери. После отречения от браз. престола участвовал в борьбе за восстановление дочери (Марии II да Глориа) на португ. престоле (см. Мигелистские войны).

П. II (2.12.1825, Рио-де-Жанейро,- 5.12.1891, Париж), император в 1831-89. В обстановке широкого респ. и аболиционистского движения прибегал к либеральным методам правления, сочетая их с жестокой расправой над нар. восстаниями. При нём в 1851-52 Бразилия вела войну с Аргентиной, а в 1865-70 П. II возглавлял реакц. коалицию Бразилии, Аргентины и Уругвая против Парагвая. Парагвайская война ухудшила экономич. положение Бразилии; в стране усилилось аболиционистское и респ. движение. В этой обстановке П. II был вынужден объявить (май 1888) об отмене рабства. В 1889 П. II был свергнут в результате респ. антимонархич. движения и Бразилия провозглашена федеративной республикой.

ПЕЕВА, Пенка Вела (16.3.1922, Каменица, ныне квартал г. Велинград,- 3.5.1944, местность Бялата-Скала), деятель болгарского революц. молодёжного движения, нар. герой Болгарии. Училась в Пазарджикской гимназии, в 1941 - в Софийском ун-те (изучала педагогику, затем географию). Чл. Рабочего молодёжного союза с 1939, БКП - с 1943. Летом 1942 вступила в боевую антифаш. группу, действовавшую в Чепинской котловине, в апр. 1943 - в партиз. отряд "Антон Иванов". Погибла в бою с фашистами.

"ПЕЖО ОТОМОБИЛЬ" (Peugeot Automobiles, Франция), см. в ст. Автомобильные, монополии.

ПЕЗА, река в Архангельской обл. РСФСР, прав. приток р. Мезени. Дл. 363 км, пл. басс.15 100 км2. Берёт начало с Тиманского кряжа, течёт в широкой долине. Питание в основном снеговое. Средний расход воды ок. 130 М3/сек, макс.- более 2500 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в 1-й половине мая. Сплавная. Судоходна в весеннее половодье на 300 -320 км от устья. В бассейне много озёр.

ПЕЗАРО (Pesaro), город и порт в Центр. Италии, на берегу Адриатического м., в обл. Марке. Адм. ц. провинции Пезаро-э-Урбино. 84,4 тыс. жит. (1971). Хим., швейная пром-сть, произ-во керамики, мотоциклов, мебели. П.- родина композитора Дж. Россини.

ПЕЙВЕ Александр Вольдемарович [р. 27.1(9.2). 1909, с. Семенцево, ныне Торопецкого р-на Калининской обл.], советский геолог, акад. АН СССР (1964). Чл. КПСС с 1953. Окончил Московский геологоразведочный ин-т (1930). В 1929- 1935 работал в Научном институте по удобрениям. В 1932-35 преподавал в Московском геологоразведочном ин-те. С 1935 работает в Геол. ин-те АН СССР (с 1960 директор). Осн. труды посвящены разработке теории геосинклиналей, выяснению роли горизонтальных тектонич. движений, а также изучению океанич. коры геологич. прошлого и закономерностей образования различных полезных ископаемых. П.- основоположник учения о глубинных разломах и их связи с магматизмом и металлогенией. Принимал участие в открытии ряда месторождений бокситов (Гос. пр. СССР, 1946), фосфоритов и калийных солей. Гос. пр. СССР (1969) за участие в составлении тектонической карты Евразии в масштабе 1:5000000. Президент (с 1972) Международной подкомиссии по тектонич. карте мира. Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Глубинные разломы в геосинклинальных областях, чИзв. АН СССР. Серия геологическая", 1945, № 5; Тектоника Североуральского бокситового пояса, М., 1947; Общая характеристика, классификация и пространственное расположение глубинных разломов. Главнейшие типы глубинных разломов, "Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1956, № 1; Связь осадконакопления, складчатости, магматизма и минеральных месторождений с глубинными разломами. Главнейшие типы глубинных разломов, там же, № 3; Тектоника и магматизм, там же, 1961, № 3; Океаническая кора геологического прошлого, "Геотектоника", 1969, № 4.

Лит.: Суворов А. И., Некоторые основные вопросы учения о глубинных разломах (к 60-летию А. В. Пейве), "Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1969, № 9.

В. Г. Гербова.

ПЕЙBE Ян Вольдемарович [р. 21.7 (3.8). 1906, с. Семенцево, ныне Торопецкого р-на Калининской обл.], советский агрохимик, акад. АН СССР (1966), акад. АН Латв. ССР (1946), Герой Социалистич. Труда (1969). Чл. КПСС с 1940. В 1929 окончил Моск. с.-х. академию им. К. А. Тимирязева. В 1931-44 работал во Всесоюзном н.-и. ин-те льна (в 1942-44 директор). В 1944-50 ректор Латв. с.-х. академии, в 1951-59 президент АН Латв. ССР. В 1963 зав. лабораторией биохимии микроэлементов Ин-та физиологии растений им. К. А. Тимирязева АН СССР. С 1971 академик-секретарь отделения общей биологии АН СССР. Осн. труды в области химии и биохимии микроэлементов - бора, меди, молибдена и др., а также калия и алюминия. За работы по микроэлементам удостоен Ленинской премии (1964). На 22-м съезде КПСС избран кандидатом в чл. ЦК КПСС, на 23-м съезде КПСС - чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 4-7-го созывов. Пред. Совета Национальностей Верх. Совета СССР 5-6-го созывов. Награждён 4 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Микроэлементы и ферменты, Рига, 1960; Биохимия почв, М., 1961; Руководство по применению микроудобрений, М., 1963.

ПЕЙЕР (Реуег) Карой (9.5.1881, Варошлёд,-25.10.1956, Нью-Йорк), венгерский политич. деятель, лидер правых социал-демократов. В 1906-11 чл. руководства союза металлистов. В 1917 избран в состав руководства Социал-демократич. партии Венгрии, в 1918 секретарь Всевенг. союза горняков и металлистов. В нач. 1919 в качестве правительств. комиссара пр-ва Д. Беринкеи участвовал в подавлении революционного выступлений горняков. В период Венгерской советской республики 1919 выступал за удаление коммунистов из правительства, за переговоры с представителями Антанты. После свержения Сов. власти в Венгрии занимал пост мин. внутр. дел (август 1919), организовал контрреволюционный террор. В годы хортистского режима (1919-44) депутат парламента. В дек. 1921 подписал (вместе с нек-рыми др. правыми лидерами с.-д.) тайное соглашение с пр-вом И. Бетлена, направленное против рабочего движения (см. Бетлена-Пейера пакт 1921). После установления нар.-демократии, строя в Венгрии вёл борьбу против сотрудничества С.-д. партии с коммунистами. Летом 1947 был исключён из С.-д. партии. Вскоре эмигрировал в США, где вёл подрывную работу против Венг. Нар. Республики.

А. В. Пейве.

Я. В. Пейве.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays - страна, местность), реальный вид к.-л. местности; в изобразительных искусствах -жанр или отдельное произведение, в к-ром основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображённая человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, иск-во П. несёт в себе большой мировоззренческий смысл.

Изображения природы встречаются ещё в период неолита, когда в иск-ве начинают воплощаться представления о закономерностях её жизни, возникают космологич. композиции, включающие условные обозначения небесного свода, светил, стран света. В культурах Др. Востока (Двуречье, Египет) с развитием тенденций к развёрнутому повествованию (особенно в сценах войн, охоты и рыбной ловли) складывается представление о природе как среде действия, нередко сохраняющей мифологич. смысл, но в целом приобретающей более конкретный характер (деревья, напр., уже часто различаются по породам). Широкое распространение пейзажные мотивы получают в росписях и рельефах эпохи егип. Среднего и Нового царства, а также в иск-ве Крита (16- 15 вв. до н. э.), где впервые путём орнаментальной ритмизации достигается впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы др.-греч. иск-ва обычно неотъемлемы от изображения человека. Большей самостоятельностью обладает эллинистич. и др.-рим. П. (включающий элементы перспективы), т. к. человеческие фигуры в нём или носят характер стаффажа, или отсутствуют вообще (иллюзионистич. росписи, мозаики, т. н. живописные рельефы). Характерный для этой эпохи образ природы, воспринимаемой как мир идиллического существования, был унаследован и раннесредневековым иск-вом. В иск-ве европ. средневековья элементы П. (особенно виды городов и отд. зданий) нередко служат средствами выявления пространственных построений (напр., "горки" или "палаты" в рус. иконах), но обычно играют роль лаконичных указаний на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали составляют часть умозрительно-теологич. схем, отражающих ср.-век. представления о Вселенной.

В ср.-век. иск-ве стран мусульманского Востока элементы П. были представлены первоначально весьма скупо [если не считать редких образцов, основанных на ранневизантийских традициях (мозаики мечети Омейядов в Дамаске, 705-15)]. С 13-14 вв. они занимают всё иол ее значит. место в книжной миниатюре, где в 16-17 вв. пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок и "ковровой" плоскостн