загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

азования, к-рое должно было вытеснить т. н. схоластич. образованность. Наибольший вклад в развитие пед. мысли в 18 в. внёс Ж. Ж. Руссо, явившийся основоположником концепции естеств., свободного воспитания. Руссо предпринял попытку наметить задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей, исходя из особенностей их физич. и духовного развития на различных возрастных этапах, выдвинул требование активизировать методы обучения детей. Влияние идей Руссо прослеживается в демократич. проектах реформы нар. образования во Франции в период революции 1789-93, в деятельности нем. филантропистов (И. Б. Базедов, X. Г. Зальцман, И. Г. Кампе и др.), создавших оригинальные пед. учреждения интернатного типа и положивших по существу начало теоретической разработке П.

Пед. мысль 18-19 вв. испытала воздействие ряда положений нем. классич. философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель). В разработке же собственно пед. проблематики важным этапом была деятельность швейцарского педагога-демократа И. Г. Песталоцци, к-рый попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии. Опыт и мысли Песталоцци, касавшиеся развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, вопросов трудового обучения, методов первонач. обучения чтению, письму, счёту, географии и др., явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й пол. 19 в. Песталоцци был первым теоретиком нар. школы.

В 1-й пол. 19 в. нем. педагог, психолог и философ И. Ф. Гербарт сделал попытку представить П. в виде научно обоснованной теории, опирающейся на философию и психологию (первая обосновывает цели воспитания, вторая позволяет отыскать правильные пути достижения этих целей). Ряд положений Гербарта (роль интереса в обучении, воспитывающий характер обучения, структура уч. процесса и др.) был использован в последующем развитии П. Однако вместе с этим бурж. педагогами были усвоены и консервативные стороны учения Гербарта, нашедшие выражение в его теории управления детьми, к-рая по существу приводила к подавлению личности ребёнка с помощью детально разработанной системы ограничений и наказаний.

Значит. вклад в разработку П. вообще и дидактики в особенности внёс нем. педагог-демократ 19 в. Ф. А. В. Дистервег, к-рый в качестве одного из важнейших принципов воспитания выдвинул принцип культуросообразности - учёта в процессе воспитания всей совокупности данных культуры, истории, экономики, характерных для страны и народа. Этот принцип наряду с идеей природосообразности воспитания (к-рую обосновывали, трактуя её, правда, различно, Коменский, Руссо, Песталоцци) значительно обогатил П.

В кон. 19 в. возникло движение т. н. реформаторской П. Её сторонники выражали интересы различных слоев буржуазии (боровшихся между собой, но единодушно выступавших против пролетариата и его идеологии), но вместе с тем они критиковали схоластич. содержание и догматич. методы обучения в школе, подавлявшей личность уч-ся. Представители различных течений реформаторской П. ("нового воспитания", "трудовой школы", "движения за художественное воспитание", "педагогики личности" и др.) выступали за свободное развитие индивидуальности каждого ребёнка, разработку новых организац. форм и методов обучения, изменение содержания школьного образования, усиление воспитательного аспекта деятельности школы. Идеи и концепции таких деятелей реформаторской П., как Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Л. Гурлитт, Г. Шаррельман, О. Декроли, М. Монтессори, А. Ферьер и др., господствовали в буржуазной П. до сер. 20 в., но сохранили в той или иной мере своё влияние и до наст. времени.

В России в 16-17 вв., в противовес христианско-феод. концепции воспитания как преодоления первородной греховности человека и выработки у него чувства смирения, покорности и религиозности, начинают распространяться гуманистич. взгляды на человека (деятели братских школ, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и др.), выражавшиеся, правда, часто в понятиях и терминах православного вероучения.

В 18 в. в связи со становлением первой гос. системы школ, закреплённой уставом 1786, рус. пед. мысль была связана с обоснованием различных вариантов этой системы (ф. ф. Салтыков, Феофан Прокопович, В. Н. Татищев и др.). Взгляды на задачи, содержание и методы воспитания и обучения отражали гл. обр. интересы "просвещённого абсолютизма" и испытали довольно сильное влияние идей франц. просветителей, с к-рыми были хорошо знакомы передовые рус. мыслители (И. И. Бецкой, Н. И. Новиков и др.). В конце 18 в. начинает развиваться дидактика, что было связано с необходимостью обеспечить расширявшуюся сеть школ учебниками и уч. пособиями, а учителей - рекомендациями по организации и методике обучения (Ф. И. Янкович де Мириево).

До 60-х гг. 19 в. прогрессивные пед. идеи в России развивались преимущественно в русле революционно-демократич. обществ. мысли и составляли её органич. часть (А. Н. Радищев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, А. Н. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Внимание революционеров-демократов привлекали вопросы, связанные с выяснением сущности, цели и задач воспитания, с содержанием и методами воспитания и образования и т. д. Целью воспитания они считали подготовку гражданина-патриота с революционно-материалистич. мировоззрением, непримиримого борца с обществ. злом, широко образованного и трудолюбивого.

Общий подъём освободит. движения, начавшийся с сер. 50-х гг. 19 в., вызвал к жизни широкое общественно-пед. движение, к-рое носило антикрепостнич. характер. В обсуждении проблем воспитания и подготавливавшейся школьной реформы принимали участие видные учёные, писатели, деятели нар. образования (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. X. Вессель и др.). В центре внимания находились вопросы назначения школы, гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов обучения и т. п. Развернулась борьба против некритич. использования зарубежных пед. теорий и воспитательных систем, началось движение за создание нац. системы воспитания. Всё это способствовало выделению П. в самостоят. отрасль науч. деятельности, разработке её на проф. уровне. Становление П. как науки в России связано с именем К. Д. Ушинского, к-рый, творчески использовав всё положительное, что было достигнуто П. и психологией к сер. 19 в., создал стройную психолого-пед. концепцию и на её основе теорию воспитания и обучения. Ушинский подошёл к пониманию детерминированности воспитания социально-экономич. условиями жизни людей; различение социального формирования человеческой личности и воспитания как целенаправленной деятельности по социальному воспроизводству человека ("воспитание в широком и тесном смысле слова", по терминологии Ушинского) позволило ему вычленить предмет П. как науки. Комплексное рассмотрение проблем человека в свете данных всех наук, изучающих его самого и условия его существования, дало Ушинскому возможность заложить основы пед. антропологии, к-рая была для него наукой о воспитании развивающегося человека, т. е. собственно П. Исследование этих фундаментальных проблем явилось базой для серьёзно обоснованной теории образования и обучения, на основе к-рой были созданы лучшие из дореволюц. учебников для нар. школы и разрабатывались методы учебно-воспитат. работы. Под влиянием идей Ушинского и при активном участии его последователей в конце 19 - нач. 20 вв. начинают широко разрабатываться как общие проблемы педагогики и дидактика (П. Ф. Каптерев, В. П. Острогорский, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков, И. Н. Ульянов, П. Ф. Лесгафт и др.), так и методики преподавания отд. учебных предметов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семёнов и др.).

Пед. идеи Ушинского оказали влияние на развитие пед. мысли др. народов России (Я. С. Гогебашвили, И. Я. Яковлев, Г. Агаян, И. Алтынсарин, Р. Эфендиев и др.).

Поворотным пунктом в становлении и развитии подлинно научной П. явилось создание К. Марксом и Ф. Энгельсом в сер. 19 в. теории диалектик, и историч. материализма. Сформулированное основоположниками научного коммунизма положение о том, что сущность человека - это совокупность общественных отношений, которые он "переносит" на себя в процессе общественно-практической деятельности , что люди, активно воздействуя на окружающую природу и общественную среду, изменяют тем самым и свою собственную природу, выявило пути и факторы социального формирования личности. В трудах Маркса и Энгельса вскрыт классовый характер воспитания в классовом обществе и в общей форме рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы политехнич. образования; формы и методы соединения обучения с производит. трудом; соотношение между семейным и обществ. воспитанием и др. Маркс и Энгельс разработали теорию коммунистического воспитания нового человека. Они показали, что реализация этой теории возможна только после установления власти рабочего класса.

Осн. положения марксистского учения о воспитании были развиты и конкретизированы В. И. Лениным: в социалистич. обществе у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистич. мировоззрение, выработаны коммунистич. убеждения и высокие нравственные качества. Средствами для достижения этой цели являются широкое науч. образование на политехнич. основе, связь обучения с производит. трудом, активное участие молодёжи в практике строительства нового общества. Учение Ленина о социалистич. культуре, просвещении и коммунистич. воспитании стало основой сов. П.

Педагогическая наука в СССР. Великая окт. социалистич. революция создала необходимые предпосылки для претворения в жизнь марксистско-ленинской концепции воспитания. Сов. пед. наука, руководствуясь учением марксизма-ленинизма о человеке и обществе, гл. внимание уделила разработке принципов построения единой трудовой политехнич. школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации учебно-воспитат. работы, проблемам воспитывающего коллектива (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Лепешинский, А. С. Макаренко и др.).

Разработка теоретич. проблем сов. П., связанных с выяснением взаимоотношений с др. науками, с определением её предмета, задач и методов и т. п., вызвала необходимость критич. пересмотра пед. концепций и теорий прошлого.

Уже в 20-е гг. Наркомпросом РСФСР были созданы в Москве н.-и. ин-ты методов школьной работы (1922), методов внешкольной работы (1923), науч. педагогики при 2-м МГУ (1926), в Ленинграде - Ин-т научной педагогики (1924). В 1931 в Москве основан Ин-т политехнич. образования (в 1937 преобразован в Ин-т ср. школы). В 1938 все н.-и. ин-ты пед. профиля были объединены в Ин-т школ Наркомпроса РСФСР. Во 2-й пол. 20-х гг. пед. н.-и. учреждения были открыты на Украине (1926), в Белоруссии (1928), в Грузии (1929), в Азербайджане (1931), в 40-50-е гг.- в др. союзных республиках (см. Педагогические институты научно-исследовательские). В 1943 с целью консолидации н.-и. работы в области П. учреждена Академия пед. наук РСФСР, преобразованная в 1966 в Академию педагогических наук СССР.

Становление и развитие сов. П. связано с именами таких известных педагогов, как П. П. Блонский, А. П. Пинкевич, Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Ш. И. Ганелин, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, И. Т. Огородников, С. Г. Шаповаленко (дидактика), В. А. Сухомлинский, И. Ф. Свадковский, И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Э. И. Моносзон, Н. И. Болдырев (теория и методика воспитания), Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, В. 3. Смирнов, Ф. Ф. Королёв, Д. О. Лордкипанидзе, И. К. Кадыров, М. М. Мехти-заде, А. А. Курбанов, С. X. Чавдаров, А. Э. Измайлов, С. Р. Раджабов (история педагогики) и др. За годы Сов. власти подготовлены науч. издания пед. сочинений мн. выдающихся мыслителей прошлого, внёсших вклад в создание фундамента пед. науки (Коменского, Дистервега, Локка, Песталоцци, Гербарта, Фурье, Оуэна, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Ушинского, Лесгафта и др.). Вместе с тем критич. анализу были подвергнуты осн. течения в П. эпохи империализма (новое воспитание, трудовая школа, прагматизм, экспериментальная педагогика и др.).

Обобщению и систематизации достижений сов. П. способствовала подготовка учебников и уч. пособий по П. и истории, а также подготовка справочно-энциклопедич. изданий ("Педагогическая энциклопедия", т. 1-3, 1927-29; "Педагогический словарь", т. 1-2, 1960; "Педагогическая энциклопедия", т. 1-4, 1964-68).

Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет гл. направление совр. исследований в марксистской пед. науке. П. обосновывает пути развития содержания образования, приведения его в соответствие с потребностями социалистич. экономики, культуры и науки. Для эпохи научно-технич. революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, что влечёт за собой расширение объёма науч. образования, к-рое должно давать школа при почти не изменяющихся возможностях её самой и уч-ся (продолжительность срока обучения, длительность уч. дня, физич. силы и утомляемость уч-ся и т. п.). П. разрабатывает новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знаний применительно к нуждам общего образования, усиление его системности и теоретичности, последовательное проведение принципа политехнизации как одного из ведущих критериев отбора науч. материала, подлежащего изучению в школе, и т. п.

Направление исследований в области организации уч. работы связано с поисками путей активизации уч-ся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования, имеющие целью модернизацию классич. формы урока посредством введения в его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы уч-ся при сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у уч-ся познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Важнейшим направлением исследований в П. является разработка вопросов, связанных с идейно-политич. и нравств. воспитанием молодёжи, с формированием у неё коммунистич. мировоззрения (содержание и закономерности процесса формирования коммунистич. взглядов и убеждений, действенные пед. средства, обеспечивающие выработку у молодёжи единства коммунистич. сознания и поведения). Дальнейший прогресс П. как науки в значит. степени зависит от разработки теоретич. проблем, связанных с уточнением её предмета, категорий, терминологич. аппарата, с совершенствованием методов исследования и укреплением связей с др. науками.

Большую актуальность имеют также пед. исследования, посв. истории отдельных пед. проблем и их решений, генезису различных пед. концепций, теорий, методов, понятий и т. д. Такой подход превращает историю педагогики в подлинную историю науки о воспитании, придаёт историко-пед. исследованиям прогностич. значимость.

В др. социалистических странах разработке проблем П. также уделяется большое внимание; созданы пед. н.-и. ин-ты (в ГДР -Академия пед. наук). В европ. социалистич. странах сформировалось поколение педагогов-марксистов, к-рые вносят существенный вклад в разработку теории и практики коммунистич. воспитания (Г. Нойнер, К. X. Гюнтер, Э. Дрефенштедт, X. Штольц, Г. Франкевич и др.- ГДР; М. Ципро, Б. Куял.С. Маржан, Э. Страчар, Г. Павлович, О. Павлик, Л. Бакош и др.- Чехословакия; В. Оконь, И. Куписевич, К. Сосницкий и др.- Польша; Н. Чакаров, Д. Цветков, Ж. Атанасов и др.- Болгария; И. Сарка, Ш. Надь, Е. Фельдеш и др.- Венгрия и т. д.).

Современная буржуазная педагогика. Разработку пед. проблем в крупнейших капиталистич. странах осуществляют: в США - Амер. ассоциация исследований, Нац. ассоциация образования, общество "Фи Дельта Каппа", Бюро пед. тестирования, кафедры и др. подразделения Колумбийского, Гарвардского, Принстонского, Чикагского и др. ун-тов; в Великобритании - Нац. ин-т пед. исследований, Ин-т педагогики Лондонского ун-та; во Франции - Нац. ин-т пед. исследований и пед. документации, нек-рые региональные пед. центры; в ФРГ- Нем. ин-т науч. педагогики, ин-ты Коменского, междунар. пед. исследований и др.

В совр. бурж. П. отсутствует единство в подходах к основным проблемам воспитания, что является следствием её зависимости от различных школ идеалистич. философии, от тех или иных религиозных учений и находит отражение в названиях самих течений, выделяемых в рамках П.: П. неопозитивизма (Б. Рассел, Т. П. Нанн), П. экзистенциализма (Ж. П. Сартр, О. Ф. Больнов), католич. П., или П. неотомизма (Ж. Маритен, Ф. К. Эггерсдорфер), евангелич. П. (М. Штальман, К. Шаллер) и т. д. По существу это не собственно пед. течения, а точки зрения на воспитание представителей соответствующих философских или религ. учений. Наблюдается тенденция к раздроблению П. на частные дисциплины, к-рым нередко придаётся самодовлеющее значение: сравнительная П. (Д. Бередей, У. Брикмен, Дж. Лоурайс, Ф. Хилькер, Л. Фрезе), кибернетич. П. (Ф. фон Кубе, Г. Франк), групповая П. (М. Кельбер, Э. Гофман) и т. д.

Наибольшее место в совр. бурж. П. отводится разработке проблем дидактики, особенно раскрытию психология, механизмов обучения и учения (Дж. Бруннер, Ж. Пиаже, Г. Рот) и их максимальной индивидуализации, граничащей с индивидуальным обучением. Применительно к этим целям разрабатывается методика использования в обучении аудиовизуальных средств. Популярное в 50-60-х гг. программированное обучение не оправдало возлагавшихся на него надежд: спец. исследования, проводившиеся в США в конце 60-х гг., показали неэффективность 70% обучающих программ. Во мн. странах, прежде всего в США, большое внимание уделяется проблемам модернизации содержания образования. Усилилась разработка вопросов нравственного воспитания, к-рые трактуются, как правило, в духе религиозной морали, индивидуализма и абстрактного гуманизма. Зависимость от идеалистич. философии и социально-политич. идеалов империалистич. кругов определяет осн. направленность изысканий в области воспитания, к-рое используется для внедрения в сознание молодёжи "моральных ценностей" бурж. общества, идей "социального партнёрства", конвергенции и т. д. Невозможность решить насущные проблемы обучения и воспитания в условиях капитализма способствует распространению убеждения, что школа вообще изжила себя и что общество будущего сможет обходиться без неё. В большинстве случаев в работах буржуазных педагогов по вопросам воспитания явно или скрыто проповедуется антикоммунизм. значит. противодействие распространению бурж. концепций воспитания в капиталистических странах оказывают педагоги-марксисты, пропагандирующие достижения социалистич. педагогики и подвергающие критике антидемократизм и антинаучность теории и практики воспитания в бурж. мире.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Блонский П., Педагогика, 8 изд., М., 1924; Пи истрак, Педагогика, М., 1936; Медынский e. n., История русской педагогики, 2 изд., М., 1938; Педагогика. Под ред. П. Н. Груздева, М., 1940; Педагогика. Под ред. И. А. Каирова, 2 изд., М., 1948; Шимбирев П. Н., Огородников И. Т., Педагогика, М., 1954; Педагогика. Под ред. И. А. Каирова, М., 1956; Королев ф. ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920, М., 1958; Королев ф. ф., Равкин З. И., Корнейчик Т. Д., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921 - 1931, М., 1961; Общие основы педагогики. Под ред. ф. ф. Королева, В. Е. Гмурмана, М., 1967; Педагогика, М., 1968; Огородников И. Т., Педагогика, М., 1968; Ильина Т. А., Педагогика, М., 1969; Константинов n. a., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 4 изд., М., 1974; Чакъров Н., Съвременната буржоазна педагогика София, 1964; Вramеld Т., Philosophies of education in cultural perspective, N. Y. 1955; Ga1 R., Ou en est la pedagogic. P., 1961; Сhmaj L., Prady i kierunki w pedagogice XX wieku, Warsz., 1963; Wilhelm Th., Padagogik der Gegewart, 3 Aufl., Stuttg., 1963; Ваllauf Т h., Systematische Padagogik, 2 Aufl., Hdlb., 1966; Roth H., Padagogische Anthropologie, Bd 1 - 2, Hannover, 1966-71; Hlstona wychowania. Pod red. L. Kurdybachy, t. 1 - 2, Warsz., 1967 - 68; Ballauf Th., Schaller K., Padagogik, eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 1-3, Freiburg-Munch., 1969-73.

См. также статьи Педагогические журналы, Педагогические энциклопедии.

А. И. Пискунов.

"ПЕДАГОГИКА", научно-педагогическое издательство Академии пед. наук СССР и Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. Осн. в 1945 как изд-во Академии пед. наук РСФСР, в 1963-69 входило в состав изд-ва "Просвещение", с 1969 - изд-во "П.". Выпускает собрания сочинений и избр. труды крупнейших представителей пед. науки, труды научно-исследоват. ин-тов АПН СССР, научно-популярную литературу для учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания, "Детскую энциклопедию", 15 научно-педагогич. и методич. журналов - "Советская педагогика", "Вопросы психологии", "Народное образование", "Воспитание школьников", "Школа и производство", "Вечерняя средняя школа", "Дефектология", "Преподавание истории в школе" и др., а также массовый научно-популярный журнал "Семья и школа". Объём работы издательства в 1973: 204 названия, тираж 33,3 млн. экз., 347,4 млн. печатных листов-оттисков. Н. А. Максимов.

ПЕДАГОГИУМ (лат. paedagogium, от греч. paidagogeion - училище, школа), с конца средних веков в странах Зап. и Центр. Европы - школа для подготовки к поступлению в ун-т, а затем - назв. ср. школы с интернатом. В нек-рых странах - уч. заведения для подготовки учителей нач. школы.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ, высшие пед. курсы в дореволюц. России, учреждённые Лигой просвещения в Петербурге. Открыты в 1908 (устав утверждён Мин-вом нар. просвещения в 1907) с целью подготовки высококвалифицированных педагогов, экспертов по вопросам нар. образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей уч. заведений, школьных врачей. Слушатели - лица, имеющие высшее образование. Уч. курс (2 г.) включал цикл пед. дисциплин (педагогика, история педагогики, пед. психология, методики преподавания уч. предметов в ср. школе, школоведение и др.), психологию, анатомию и физиологию человека, историю философии, историю иск-в, историю лит-ры и др. Среди преподавателей П. а. были известные учёные и педагоги И. П. Павлов, А. П. Нечаев, Г. А. Фальборк, И. И. Кареев, Д. П. Овсянико-Куликовский, М. М. Ковалевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. А. Вагнер, С. И. Шохор-Троцкий, А. В. Васильев. П. а. издавала серию книг "Педагогическая академия в очерках и монографиях" (т. 1 -15, 1909-14). Прекратила деятельность в 1915 из-за недостатка средств (существовала на частные пожертвования).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая психич. явления, возникающие в условиях целенаправленного пед. процесса; разрабатывает психологич. основы обучения и воспитания. П. п. тесно связана как с общей и детской психологией, так и с педагогикой. Наиболее типичным методом исследования для П. п. является метод "преобразующего эксперимента" (обучающего или воспитывающего), т. е. изучение тех изменений, к-рые происходят в психике ребёнка (подростка, юноши) в течение и в результате экспериментально организованного пед. процесса. Такого рода исследование имеет целью выделить из мн. факторов, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, к-рые оказали решающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.

П. п. как самостоят. отрасль психологич. науки оформилась на рубеже 19-20 вв. (в 1906-16 проведено 5 всеросс. съездов по проблемам П. п.), хотя попытки применять данные психологии к пед. практике были значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни ребёнка утверждали мн. крупнейшие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. К. Д. Ушинский считал, что "если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" (Соч., т. 8, 1950, с. 23). Требования, предъявляемые к психологии пед. теорией и практикой, развитием самой психологич. науки, определили выделение П. п. как самостоят. отрасли психологии.

П. п. включает два раздела - психологию воспитания и психологию обучения. Задачи психологии воспитания: разработка психологич. основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологич. качеств, чувств и привычек), индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутр. мира, развития индивидуальных способностей); установление психологич. предпосылок пед. организации детского, молодёжного коллективов и т. д. Одной из наиболее актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует: процессы усвоения уч-ся знаний, умений и навыков в уч. и трудовой деятельности; роль практич. деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование науч. мировоззрения.

Исследования по П. п. имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания уч. программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы школы и применяемых в ней мер пед. воздействия, а также для развития самой психологич. теории.

Лит.: Джемс В., Беседы с учителями о психологии, П., 1919; Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т. 8, М.- Л., 1950; Славина Л. С., Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958; Блонский П. П., Избранные педагогические произведения, М., 1961; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Менчинской, 1971; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Крутецкий В. А., Основы педагогической психологии, М., 1972; Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского, М., 1973, гл. 7-9.

Л. И. Божович.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ, периодич. издания по вопросам воспитания, обучения и образования. Первые П. ж. появились в нач. 18 в. Вначале преобладали П. ж. общего характера, в дальнейшем дифференцировались по отраслям пед. науки, формам и ступеням воспитания и образования, типам уч. заведений, возрастным категориям уч-ся, уч. предметам, региональному географич. охвату, языкам.

В числе первых П. ж., возникших в Англии, были еженедельник Дж. Аддисона и Р. Стила "Tatler" (L., 1709-11), "Spectator" (L., 1711-12, 1714), "Guardian" (L., 1713); во Франции-"Journal de famille ou Livre des enfants" (P., 1789); в США - "Juvenile mirror or Educational magazine" (N. Y., 1812), "American journatof education" (Boston, 1826-1839).

В России основание первых П. ж. относится к концу 18 - нач. 19 вв. В издававшемся Н. И. Новиковым "Прибавлении к "Московским ведомостям"" (1783-84) и в журнале В. Измайлова "Патриот" (М., 1804) имелись пед. отделы. Официальными П. ж. были "Периодическое сочинение об успехах народного просвещения" (СПБ, 1803-19), "Журнал Департамента народного просвещения" (СПБ, 1821-24), "Журнал Министерства народного просвещения" (СПБ, 1834-1917). Первый научный П. ж.- "Педагогический журнал" - основан Е. Гугелем, П. Гурьевым и А. Ободовским (СПБ, 1833-34). Издание П. ж. было связано с деятельностью обществ. отд. групп педагогов и деятелей культуры. До 1917 издавалось более 300 П. ж. в 50 городах (из них половина в Петербурге и Москве). Наиболее известны П. ж.: "Русский педагогический вестник" (СПБ, 1857-61), "Учитель" (СПБ, 1861-70), "Ясная Поляна" (1862, журнал Л. Н. Толстого), "Народная школа" (СПБ, 1869-89), первый журнал по дошкольному воспитанию "Детский сад" (СПБ, 1866-76; в 1877-1917 "Воспитание и обучение"), "Педагогический сборник" (СПБ, 1864-1918), "Семья и школа" (СПБ, 1871-88), "Педагогический листок" (СПБ, 1871-85, 1892-94; М., 1894-1918), первый критико-библиографический педагогический журнал "Педагогический музей" (СПБ, 1875- 1880), "Педагогическая летопись" (СПБ, 1876-77), "Женское образование" (СПБ, 1876-91), "Вестник воспитания" (М., 1890-1917), "Русская школа" (СПБ, 1890-1917), "Техническое образование" (П., 1892-1907; в 1908-17 "Техническое и коммерческое образование"), "Свободное воспитание" (М., 1907-18), "Для народного учителя" (М., 1907-17), "Педагогическое обозрение" (М., 1912-15), "Профессиональное образование" (П., 1915-17). Среди П. ж., появившихся в период Революции 1905-07, первый легальный большевистский журнал "Молодость" (СПБ, 1906, № 1), резко критиковавший гос. систему нар. образования.

В СССР П. ж. стали издаваться не только в Москве и Ленинграде, но и в союзных (автономных) республиках на нац. языках. Целью П. ж. стала разработка проблем коммунистич. воспитания, нар. образования, развития пед. науки.

В первые годы Сов. власти основными П. ж. были: органы НКП РСФСР "Коммунистическое просвещение" (М., 1920, 1922-30) и "Народное просвещение" (М., 1918-21), "На путях к новой школе" (М., 1922-33). С 1918 начато, а в 30-х гг. расширено и реорганизовано по единой системе издание П. ж. по методике преподавания учебных предметов и по отд. отраслям пед. науки. В 1937 основан журнал "Советская педагогика".

В связи с решением задач всеобщего образования и повышением роли школы в коммунистич. строительстве в 40-50-е гг. был основан ряд новых П. ж. общепед., а также методич. характера. С 50-х гг. получили развитие "Труды", "Учёные записки" и т. п. пед. вузов и н.-и. ин-тов, ун-тов и др. В 1974 в СССР издавалось ок. 50 П. ж.

Центральные П. ж.: "Биология в школе", М., 1957 (ведёт своё основание с 1934); "Бюллетень Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР", М., под этим назв. с 1959 (осн. 1936); "Вестник высшей школы", М., 1940; "Вечерняя средняя школа", М., 1961 (1958); "Вопросы психологии", М., 1955; "Воспитание школьников", М., 1966 (1961); "География в школе", М., 1934; "Дефектология", М., 1969; "Математика в школе", М., 1936;"Нар. образование", М., 1946; "Преподавание истории в школе", М., 1946 (1934); "Профессионально-технич. образование", М., 1952 (1941); "Рус. язык в нац. школе", М., 1957; "Советская педагогика", М., 1937; "Среднее спец. образование", М., 1954; "Физика в школе", М., 1937; "Физич. культура в школе", М., 1958; "Химия в школе", М., 1937; "Школа и производство", М., 1960 (1957).

Республиканские П. ж.: РСФСР - "Дошкольное воспитание", М., 1928; "Иностранный язык в школе", М., 1936 (1934); "Литература в школе", М., 1936; "Нач. школа", М., 1933; "Рус. язык в школе", М., 1936 (1928); "Башкортостан укытыусыпы", Уфа, 1952 (1924); "Совет мэктэбе", Казань, 1938 (1918); УССР - "Дошкiльне виховання", Киев, 1951 (1931); "Початкова школа", Киев, 1969; "Радянська школа", Киев, 1945 (1922); "Украiнська мова i лiтература в школi", Киев, 1963 (1951); БССР - "Народная асвета", Минск, 1960; Узб. ССР - "Совет мактаби", Ташкент, 1951 (1918); Казах. ССР- "Казахстан мектеби", Алма-Ата, 1960 (1925), с приложением: "Русский язык в казах. школе"; Груз. ССР - "Скола да цховреба", Тбилиси, 1960 (1924); Азерб. ССР - "Азербайджан дили ве адабият тедриси", Баку, 1954; "Азербайджан мектеби", Баку, 1943 (1924); "Рус. язык в нерус. школе" (Баку, 1948); "Физика ве риязият тедриси", Баку, 1954; Лито в. ССР - "Тарибине мокикла", Вильнюс, 1945; Мол д. ССР -"Ынвэцэторул советик", Кишинёв, 1950; Лат в. ССР - "Скола ун гимене", Рига, 1964; Кирг. ССР-"Эл агартуу", Фрунзе, 1972; Тадж. ССР - "Мактаби совета", Душанбе, 1938 (1926); Арм. ССР - "Русский язык в армянской школе", Ереван, 1957; "Советакан манкаварж", Ереван, 1926; Туркм. ССР - "Туркменистанын халк магарыфы", Аш., 1931; Эст. ССР - "Ныукогуде кооль", Таллин, 1940. Пед. направленность имеют научно-популярный журнал "Семья и школа", комсомольско-молодёжный журнал "Вожатый".

П. ж. в зарубежных странах. Болгария: "Народна просвета", София, выходит с 1945; "Начално образование", София, 1961; "Професионално образование", София, 1956; "Семейство и училище", София, 1949; Великобритания: "Adult education", L., 1926; "British journal of educational studies", L., 1952; "Education", L., 1903; "Education today", L., 1951; "Educational philosophy and theory", Oxf., 1969; "Educational research", L., 1958; "Educational review", Birmingham, 1948; "Journal of education", L., 1867; "Oversea education", L., 1929; "Sociology of education abstracts", Liverpool, 1965; "Trends in education", L., 1966; "Studies in education", [Hull], 1947; "Times educational supplement", L., 1910; "Visual education", L 1950; Венгрия: "Kozneveles", Bdpst, 1945; "Magyar pedagogia", Bdpst, 1961; "Pedagogiai szemle", Bdpst, 1951; Г Д Р: "Fachschule", В., 1953; "Neue Erziehung im Kindergarten und Heim", В., 1948; "Padagogik", В., 1946; "Polytechnische Bildung und Erziehung", В., 1959; ранее: "Schule und Production", В., 1957; "Sozialistische Erziehung", В., 1955; Дания: "Dansk paedagogisk tidsskrift", Kabenhavn, 1953; Италия: "Problemi della pedagogia", Roma, 1955; КНДР: "Инмин кёюк", Пхеньян, 1946; Куба: "Pedagogo", La Habana, 1949; "Educacion", La Habana, 1971; МНР: "Сурган хумуужуулэгч", Улаанбаатар, 1961; Норвегия: "Norsk pedagogisk tidskrift", Oslo, 1917; Польша: "Kwartalnik pedagogiczny", Warsz., 1956; "Nowa szkofa", Warsz., 1950; "Oswiata dorostych", Warsz., 1957; "Wychowanie", Warsz., 1958; "2ycie szkoty wyzszej", Warsz., 1953; Румыния: "Revista de pedagogie", Buc., 1952; "Revista de referate". [Ser.] Pedagogie, psichologie, Buc., 1961; США: "American educational research journal", Wash., 1964; "Child development. Abstracts and bibliography", Chi., 1927; "Comparative education review", N. Y., 1957; "Education digest", Ann Arbor, 1935; "Elementary school journal", Chi., 1900; "Harvard educational review", Camb. (Mass.), 1931; "History of education quarterly", Pittsburg, 1961; "Journal of education", Boston, 1875; "Journal of educational research", Madison, 1925; "Journal of experimental education", Madison, 1931; "Journal of secondary education", Burlingame, 1925; "Journal of teacher education", Wash., 1950; "Research in education", Wash., 1966; "Review of educational research", Los Angeles, 1915; "School and society", N. Y., 1915; "School review", Chi., 1893; "Soviet education", N. Y., 1959; "Today's education", Wash., 1921; Франция: "Bulletin signaletique". [Ser.] 520. "Sc ences de 1'education", P., до 1970: "Pedagogic", "Ecole et la nation", P., 1950; "Education", P., до 1968: "Education nationale", P., 1944; "Pedagogie", P., 1945; ФРГ: "Westermann's padagogische Beitrage", Braunschweig, 1949; "Bildung und Erziehung", Bonn, 1948; "Padagogische Rundschau", Ratingen bei Dusseldorf, 1946; "Padagogische Welt", Munchen, 1946; "Vierteljahrsschrift fur wissenschaftliche Padagogik", Bochum, 1924; Чехословакия: "Novinky literatury. Spolecenske vedy", Rada 8. "Pfehled. pedagogicke literatury", Praha, 1948; "Odborna vychova", Praha, 1950; "Pedagogika", Praha, 1951; "Socialisticka skola", Praha, 1961; "Ucebni pomucky ve skole a osvete", Praha, 1961; "Vysoka skola", Praha, 1953; "Rodina a scola", Bratislava, 1953; "Vychovatel", Praha, 1957; Швеция: "Pedagogisk tidsskrift", Stockholm, 1865; Югославия: "Pedagogija", Beograd, 1963.

В социалистических странах, кроме того, издаётся значит. количество П. ж. по методикам преподавания отд. предметов в школе, а также ряд П. ж. по дошкольному, эстетич. и физич. воспитанию.

Международные П. ж. "Современная высшая школа. Международный журнал социалистических стран", Варшава, 1973 (на рус. яз.); "Educational documentation and information", Geneve, до 1972; "Bulletin of the International bureau of education", Gen., 1927; "International review of education", 's-Gravenhage, 1955; "Lehrer der Welt", Intern. Zeitschrift, В., 1963; "Parents et !es maitres", P., 1959; "Teachers of the world", Prague, 1962. Лит.: Периодическая печать СССР. 1917 - 1949, Библиогр. указатель, [т. 6], М., 1956; Davis S. e., Educational periodicals during the nineteenth century, Wash., 1919; America's educational press, A classilied list of educational publications issued in the United States of America together with an international list of educational periodicals, P., [1957]; Educational periodicals, [P., 1963]. П. К. Колмаков.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ в СССР, основной тип вузов, готовящих учителей средней школы (преподавателей общеобразоват. дисциплин в массовых школах, ср. специальных, проф.- технич. уч. заведениях, спец. дисциплин - в пед. уч-щах), а также педагогов для дошкольных учреждений, специальных школ.

В 1974 в СССР было 199 П. и., в т. ч. 11 иностранных языков педагогических институтов, Узбекский респ. ин-т рус. языка и лит-ры (осн. 1963, Ташкент), Карагандинский физич. воспитания (1970). П. и. находятся в ведении мин-в просвещения (нар. образования) союзных республик. К группе П. и. относят также ряд вузов, находящихся в системе мин-в культуры: муз.-пед. ин-ты - им. Гнесиных (Москва), Ростовский-на-Дону и Донецкий, Чимкентский пед. ин-т культуры и Дальневосточный (Владивосток) пед. ин-т иск-в (см. Искусств институты, Культуры институты). П. и. имеются во всех союзных республиках: в РСФСР - 94, УССР - 30, Казах. ССР - 19, Узб. ССР - 16, БССР -7, Груз. ССР - 8, Азерб. ССР - 6, Арм. ССР - 4, Кирг. ССР, Тадж. ССР и Молд. ССР - по 3, Латв. ССР и Лит. ССР - по 2, Туркм. ССР и Эст. ССР - по 1. В 1974 в П. и. обучалось ок. 786 тыс. студентов, в т. ч. 398 тыс.- на дневных отделениях, на 1-й курс принято 158,8 тыс. чел.; выпуск - 140 тыс. учителей. В 71 П. и. имеется аспирантура (в 1973 - ок. 4 тыс. аспирантов). Право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации предоставлено П. и.: Казахскому им. Абая [осн. (ведёт свою историю) в 1928, Алма-Ата], Киевскому им. А. М. Горького (1920), Ленинградскому ордена Трудового Красного Знамени ин-ту им. А. И. Герцена (1918), московским - ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ин-ту им. В. И. Ленина (1872), ин-там им. Н. К. Крупской (1931) и иностранных языков им. Мориса Тореза (1930); кандидатские - Азерб. ордена Трудового Красного Знамени ин-ту им. В. И. Ленина (1921, Баку), Арм. ордена Трудового Красного Знамени ин-ту им. X. Абовяна (1922, Ереван), Волгоградскому им. А. С. Серафимовича (1931), Казанскому (1918), Киевскому иностранных языков (1948), Красноярскому (1932), Куйбышевскому им. В. В. Куйбышева (1929), минским - им. А. М. Горького (1931) и иностранных языков (1948), Новосибирскому (1935), Тбилисскому им. А. С. Пушкина (1935), Ярославскому ордена Трудового Красного Знамени ин-ту им. К. Д. Ушинского (1918). На 1 янв. 1974, кроме названных П. и., в стране действовали: Абаканский (осн. 1944), Адыгейский (1952, Майкоп), Азербайджанский рус. языка ин-т им. Мирзы Фатали Ахундова (1952, Баку), Азербайджанский иностранных языков ин-т им. 50-летия СССР (1973, Баку), Актюбинский (1966), Алма-Атинский иностранных языков (1940), Ангренский (1967), Андижанский ин-т языков (1966), Андижанский им. 30-летия комсомола (1931), Арзамасский им. А. П. Гайдара (1952), Аркалыкский (1972), Армавирский (1954), Архангельский им. М. В. Ломоносова (1932), Астраханский им. С. М. Кирова (1932), Балашовский (1952), Барнаульский (1933), Батумский им. Шота Руставели (1945), Башкирский (1967, Уфа), Белгородский им. М. С. Ольминского (1957), Бельцкий им. А. Руссо (1953), Бердянский им. П. Д. Осипенко (1953), Бийский (1953), Бирский (1952), Благовещенский им. М. И. Калинина (1930), Борисоглебский (1952), Брестский им. А. С. Пушкина (1950), Бурятский им. Доржи Банзарова (1932, Улан-Удэ), Бухарский им. Серго Орджоникидзе (1930), Вильнюсский (1944), Винницкий им. Н. А. Островского (1912), Витебский им. С. М. Кирова (1918), Владимирский им. П. И. Лебедева-Полянского (1950), Вологодский (1930), Воронежский (1931), Ворошиловградский им. Т. Г. Шевченко (1923), Глазовский им. В. Г. Короленко (1952), Глуховский (1874), Горийский (1939), Горно-Алтайский (1953), Горьковский им. А. М. Горького (1919), Горьковский иностранных языков им. Н. А. Добролюбова (1937), Горловский иностранных языков (1949), Гродненский им. Я. Купалы (1944), Гурьевский (1955), Дагестанский (1954, Махачкала), Даугавпилсский (1952), Джамбулский им. 50-летия Октябрьской революции (1967), Дрогобычский им. И. Я. Франко (1952), Душанбинский им. Т. Г. Шевченко (1934), Елабужский (1953), Елецкий (1953), Енисейский (1954), Ереванский русского и иностранных языков ин-т им. В. Я. Брюсова (1949), Житомирский им. И. Я. Франко (1919), Запорожский (1930), Ивано-Франковский им. В. С. Стефаника (1940), Измаильский (1953), Иркутский (1920), Иркутский иностранных языков им. Хо Ши Мина (1948), Ишимский (1954), Казахский женский (1944, Алма-Ата), Калужский им. К. Э. Циолковского (1948), Каменец-Подольский им. В. П. Затонского (1921), Камчатский (1958, Петропавловск-на-Камчатке), Каракалпакский им. Т. Г. Шевченко (1944, Нукус), Карачаево-Черкесский (1957, Карачаевск), Карельский (1931, Петрозаводск), Кар-шинский им. X. Алимджана (1956), Кзыл-Ординский им. Н. В. Гоголя (1937), Киргизский женский им. В. В. Маяковского (1952, Фрунзе), Кировабадский им. Г. Б. Зардаби (1943), Кироваканский (1969), Кировоградский им. А. С. Пушкина (1933), Кировский им. В. И. Ленина (1918), Кишинёвский им. И. Крянгэ (1940), Кокандский им. Мукими (1954), Кокчетавский им. Ч. Валиханова (1962), Коломенский (1953), Коми (1932, Сыктывкар), Комсомольский-на-Амуре (1954), Костромской им. Н. А. Некрасова (1949), Криворожский (1930), Кулябский (1953), Курганский (1952), Курский (1934), Кустанайский им. Амангельды (1955), Кутаисский им. А. Цулукидзе (1933), Кызылский (1956), Ленинабадский им. С. М. Кирова (1934), Ленинаканский им. М. Налбандяна (1934), Лиепайский им. В. Лациса (1954), Липецкий (1954), Луцкий им. Леси Украинки (1951), Магаданский (1961), Магнитогорский (1938), Марийский им. Н. К. Крупской (1931, Йошкар-Ола), Мелитопольский (1933), Мичуринский (1952), Могилёвский (1930), Мозырский им. Н. К. Крупской (1952), Мордовский им. М. Е. Евсевьева (1962, Саранск), Московский заочный (1951), Мурманский (1956), Наманганский им. Ниязи (1955), Нахичеванский им. Ю. Г. Мамедалиева (1972), Нежинский ордена Трудового Красного Знамени ин-т им. Н. В. Гоголя (1820), Нижнетагильский (1952), Николаевский им. В. Г. Белинского (1913), Новгородский (1953), Новозыбковский (1930), Новокузнецкий (1944), Одесский им. К. Д. Ушинского (1920), Омский им. А. М. Горького (1932), Оренбургский им. В. П. Чкалова (1930), Орехово-Зуевский (1950), Орловский (1931), Орский им. Т. Г. Шевченко (1952), Ошский (1951), Павлодарский (1962), Пензенский им. В. Г. Белинского (1941), Пермский (1921), Петропавловский им. К. Д. Ушинского (1955), Полтавский им. В. Г. Короленко (1919), Пржевальский (1953), Псковский им. С. М. Кирова (1932), Пятигорский иностранных языков (1939), Ровенский им. Д. 3. Мануильского (1953), Ростовский (1931, Ростов-на-Дону), Рязанский (1930), Самаркандский им. С. Айни (1967), Саратовский (1931), Свердловский (1930), Семипалатинский им. Н. К. Крупской (1937), Славянский (1954), Смоленский им. К. Маркса (1918), Ставропольский (1930), Степанакертский (1973), Стерлитамакский (1954), Сумский им. А. С. Макаренко (1930), Сухумский им. А. М. Горького (1932), Сырдарьинский им. Г. Гуляма (1967), Таганрогский (1953), Талды-Курганский (1973), Таллинский им. Э. Вильде (1952), Тамбовский (1930), Ташкентский им. Низами (1935), Ташкентский иностранных языков ин-т им. Ф. Энгельса (1948), Тбилисский иностранных языков ин-т им. Чавчавадзе (1948), Телавский им. Я. Гогебашвили (1939), Термезский им. М. Т. Айбека (1964), Тернопольский (1969), Тираспольский им. Т. Г. Шевченко (1930), Тобольский им. Д. И. Менделеева (1954), Томский им. Ленинского комсомола (1931), Тульский им. Л. Н. Толстого (1938), Туркменский им. В. И. Ленина (1959, Чарджоу), Ульяновский им. И. Н. Ульянова (1932), Уманский им. П. Г. Тычины (1930), Уральский им. А. С. Пушкина (1932, Уральск), Уссурийский (1954), Усть-Каменогорский (1952), Ферганский им. Улугбека (1930), Хабаровский (1930), Харьковский им. Г. С. Сковороды (1919), Херсонский им. Н. К. Крупской (1917), Хорезмский им. В. И. Ленина (1944, Ургенч), Целиноградский им. Сакена Сейфуллина (1962), Челябинский (1935), Череповецкий (1954), Черкасский им. 300-летия воссоединения Украины с Россией (1930), Черниговский им. Т. Г. Шевченко (1916), Чимкентский им. Н. К. Крупской (1954), Читинский им. Н. Г. Чернышевского (1938), Чувашский им. И. Я. Яковлева (1930, Чебоксары), Шадринский (1954), Шуйский (1952), Шяуляйский им. К. Прейкшаса (1954), Юго-Осетинский (1932, Цхинвали), Южно-Сахалинский (1954). См. Педагогическое образование и статьи об отдельных отраслях спец. образования, напр. Историческое образование, Химическое образование. n. e. Ковалёв, Т. К. Жаров.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ научно - исследовательские, научные учреждения Академии педагогических наук СССР и мин-в просвещения (нар. образования) союзных республик. Осуществляют фундаментальные и прикладные исследования по проблемам коммунистич. воспитания, образования, обучения; подготовку и повышение квалификации научно-педагогич. кадров; участвуют во внедрении результатов науч. исследований в практику, в пропаганде передового пед. опыта и пед. знаний, в создании учебников, уч. и методич. пособий; оказывают научно-методич. помощь органам нар. образования, ин-там усовершенствования учителей.

В системе АПН СССР (1974) 12 НИИ, реорганизованных из соответствующих ин-тов АПН РСФСР или созданных на базе их подразделений в 1969; 11 НИИ в Москве: Ин-т общей педагогики (на базе НИИ теории и истории педагогики, осн. в 1944), 230 науч. сотрудников, в т. ч. 15 докторов и 96 кандидатов наук; Ин-т общей и пед. психологии (на базе Ин-та психологии, осн. в 1912 при Московском ун-те и вошедшего в 1944 в состав АПН РСФСР, в 1972 награждён орденом Трудового Красного Знамени), ок. 250 сотрудников, в т. ч. 24 доктора и 96 кандидатов наук; Ин-т общих проблем воспитания (на базе НИИ теории и истории педагогики), ок. 150 сотрудников, в т. ч. 3 доктора и 56 кандидатов наук; Ин-т содержания и методов обучения (на базе НИИ общего и политехнич. образования, осн. в 1944, до 1960 наз. Ин-том методов обучения), св. 250 сотрудников, в т. ч. 17 докторов и 131 кандидат наук; Ин-т физиологии детей и подростков (на базе НИИ возрастной физиологии и физич. воспитания, осн. в 1944 как Ин-т школьной гигиены, в 1949-63 Ин-т физич. воспитания и школьной гигиены), св. 100 сотрудников, в т. ч. 13 докторов и 49 кандидатов наук; Ин-т дошкольного воспитания (на базе НИИ того же названия, осн. в 1960), св. 100 сотрудников, в т. ч. 6 докторов и 42 кандидата наук; Ин-т трудового обучения и профессиональной ориентации (на базе НИИ производственного обучения, осн. в 1960), св. 60 сотрудников, в т. ч. 5 докторов и 36 кандидатов наук; Ин-т школьного оборудования и технич. средств обучения (осн. в 1969), св. 60 сотрудников, в т. ч. 4 доктора и 26 кандидатов наук; Ин-т художественного воспитания (на базе НИИ того же названия, осн. в 1947), св. 50 сотрудников, в т. ч. 3 доктора и 27 кандидатов наук; Ин-т преподавания русского языка в нац. школе (осн. в 1969), ок. 50 сотрудников, в т. ч. 5 докторов и 25 кандидатов наук; Ин-т дефектологии (на базе НИИ того же названия, ведёт свою историю с 1920, с 1944 был в составе АПН РСФСР), ок. 150 сотрудников, в т. ч. 17 докторов и 82 кандидата наук; Ин-т общего образования взрослых [на базе НИИ вечерних (сменных) и заочных средних школ, осн. в 1960 в Ленинграде], ок. 100 сотрудников, в т. ч. 6 докторов и 44 кандидата наук. Право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации имеют НИИ общей педагогики, общей и пед. психологии, физиологии детей и подростков, содержания и методов обучения, дефектологии; кандидатские - НИИ общих проблем воспитания, школьного оборудования и технич. средств обучения, трудового обучения и проф. ориентации, преподавания рус. языка в нац. школе. Во всех НИИ АПН СССР есть аспирантура, организована науч. стажировка. НИИ имеют 14 экспериментальных школ; проводят науч. исследования в 800 опорных учебно-воспитат. учреждениях.

Пед. НИИ имеются во всех союзных республиках (1974): Ин-т школ Мин-ва просвещения РСФСР (осн. в 1967 в Москве), Ин-т национальных школ Мин-ва просвещения РСФСР (1949, Москва), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения УССР (1926, Киев), Ин-т психологии Мин-ва просвещения УССР (1945, Киев), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения БССР (1928, Минск), Ин-т пед. наук Мин-ва просвещения Узб. ССР (1929, Ташкент, филиал в Нукусе, Каракалпакская АССР), Ин-т пед. наук им. И. Алтынсарина Мин-ва просвещения Казах. ССР (1933, Алма-Ата), Ин-т пед. наук им. Я. С. Гогебашвили Мин-ва просвещения Груз. ССР (1929, Тбилиси), Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе АН Груз. ССР (1941, Тбилиси), Азербайджанский гос. ин-т педагогики (1931, Баку), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения Литов. ССР (1958, Вильнюс), Ин-т педагогики Мин-ва нар. образования Молд. ССР (1946, Кишинёв), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения Латв. ССР (1952, Рига), Ин-т педагогики Мин-ва нар. образования Кирг. ССР (1951, Фрунзе), Ин-т пед. наук Мин-ва нар. образования Тадж. ССР (1933, Душанбе), Ин-т пед. наук Мин-ва просвещения Арм. ССР (1939, Ереван), Ин-т пед. наук Мин-ва нар. образования Туркм. ССР (1954, Ашхабад), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения Эст. ССР (1959, Таллин). В 1944 организован в Махачкале НИИ школ Мин-ва просвещения Дагестанской АССР. В 1974 в республиканских пед. НИИ работало св. 1,5 тыс. науч. сотрудников, в т. ч. 62 доктора и ок. 600 кандидатов пед. наук.

Действуют также Всесоюзный н.-и. ин-т профтехобразования Гос. Комитета Сов. Мин. СССР по профтехобразованию (осн. в 1963, Ленинград; ок. 200 науч. сотрудников, в т. ч. 3 доктора и 40 кандидатов наук) и НИИ проблем высшей школы Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР (осн. в 1974, Москва; ок. 200 науч. сотрудников, в т. ч. 10 докторов и 60 кандидатов наук). в. С. Грибов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ, дополнительные (8-е) классы, учреждённые в женских средних уч. заведениях дореволюц. России по Положению 1870 о женских гимназиях. С 1892 в нек-рых гимназиях П. к. были преобразованы в 2-годичные. С 1900 П. к. создавались также при епархиальных училищах. Уч. план включал курс педагогики (с особым разделом дидактики), методики преподавания предметов нач. обучения, а также пед. практику в приготовительном и 1-3 классах гимназии. Окончившие получали звание домашней учительницы или домашней наставницы с правом преподавания в нач. школе и младших классах женских гимназий. В 1915 в П. к. обучалось св. 20 тыс. чел. В СССР в 40-50-е гг. П. к. (11-е) имелись при нек-рых средних школах для подготовки учителей нач. классов (выпускники приравнивались в правах к окончившим пед. уч-ща).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ, одна из форм повышения квалификации и подготовки учителей общеобразовательной школы и преподавателей спец. уч. заведений. В дореволюц. России получили распространение во 2-й пол. 19 в. летние учительские курсы, организуемые земствами, гор. управами, П. к. при уч. округах (двухгодичные), пед. классы при женских гимназиях и др. В числе руководителей летних П. к. были педагоги И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. И. Водовозов, В. П. Вахтеров и др. Учительниц, имевших право преподавать в женских гимназиях и младших классах мужских гимназий, готовили высшие женские курсы пед. профиля. В первые годы Сов. власти П. к. осуществляли подготовку и переподготовку учителей в соответствии с задачами новой, социалистич. системы нар. образования. С созданием институтов усовершенствования учителей эти П. к. перешли в их систему. В 1920-1960 функционировали стационарные высшие педагогические курсы различного профиля по подготовке преподавателей пед. и др. спец. дисциплин для средних спец. и профессионально-технич. уч. заведений из числа окончивших вузы. С 1962 при ряде вузов работают высшие П. к. по подготовке высококвалифицированных преподавателей иностранных языков для высшей школы (принимаются лица с высшим образованием), в 1973 они действовали при 10 вузах.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения педагогов - учителей, деятелей пед. науки и др. работников нар. образования, имеющие целью участие в разработке актуальных проблем теории и практики обучения и воспитания.

В России первые П. о. появились во 2-й пол. 19 в. в условиях подъёма общественно-пед. движения. Основанное в 1860 Петербургское П. о. объединяло передовых педагогов для разработки проблем нар. просвещения, направленных на преобразование содержания, методов и организации обучения и воспитания в школе. Создателями и активными членами П. о. были П. Г. Редкий, К. Д. Ушинский, А. А. Чумиков, Н. X. Вессель, В. И. Водовозов, А. С. Воронов, И. И. Паульсон, Д. Д. Семёнов, В. Я. Стоюнин, Ф. Г. Толль и др. В 1869 П. о. было официально признано Мин-вом нар. просвещения. В 1876-77 общество издавало ежемесячный журн. "Педагогическая летопись". Его члены организовывали пед. курсы, созывали пед. съезды; для учителей были открыты библиотека и ссудо-сберегат. касса. В 1879 П. о. было закрыто пр-вом как "вредная организация". В 1898 группа прогрессивных учёных создала П. о. при Московском ун-те. В работе П. о. участвовали П. Г. Виноградов, Н. А. Умов, Д. Н. Анучин, Н. Д. Зелинский, А. П. Сабанеев, В. И. Герье и др. Его деятельность носила либерально-бурж. характер. Подъём общественного движения накануне Революции 1905-07 обусловил размежевание членов общества, к руководству пришла группа большевиков - И. И. Скворцов-Степанов, . Покровский, С. И. Мицкевич. Правление П. о. добивалось проф. объединения учителей, использовало общество для легальной революц. пропаганды. П. о. содействовало разработке наиболее актуальных общественно-пед. проблем: совместное обучение, перестройка содержания и методов работы в школе, подготовка учителей и др.; по инициативе общества проведено неск. съездов по нар. образованию. При П. о. функционировали музей, библиотека, лекционное бюро. В 1907 по решению пр-ва П. о. было закрыто. В нач. 20 в. П. о. были созданы в Казани (1900, при ун-те), Юрьеве (ныне Тарту, 1909), Томске (1910). Разработкой вопросов дошкольной педагогики и содействием учреждениям по дошкольному воспитанию занимались Фребелевские общества (первое в Петербурге с 1871).

П. о. в СССР. В 1929 при Коммунистич. академии было организовано общество педагогов-марксистов. Среди учредителей - Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, А. С. Бубнов, Я. Б. Гамарник, М. Н. Покровский, Н. А. Семашко, С. Т. Шацкий, М. М. Пистрак, М. С. Эпштейн, Л. Р. Менжинская и др. Направления деятельности общества: развитие марксистской педагогики, критич. изучение зарубежного пед. опыта, борьба с реакц. бурж. пед. учениями, пропаганда марксистско-ленинских идей в области культуры и нар. образования. Филиалы действовали в областных центрах, при высших и средних спец. уч. заведениях, крупных школах и др. В соответствии с пост. ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе" (5 сент. 1931) деятельность общества была направлена на оказание методич. помощи учителям, на совершенствование содержания уч. программ. Общество существовало до 1935. В 1960 пост. Сов. Мин. РСФСР создано П. о. РСФСР - научно-пед. общественная организация, призванная содействовать проведению в жизнь мероприятий КПСС и Сов. пр-ва в области теории и практики обучения и коммунистич. воспитания детей и молодёжи. На местах организованы районные (городские), областные, краевые и респ. (автономные) отделения, к-рые имеют сеть первичных организаций в уч. заведениях, науч. и методич. центрах, органах нар. образования и др. На 1 янв. 1973 П. о. (72 областных, краевых и респ. отделения) объединяло св. 800 тыс. членов. Среди коллективных членов П. о. общеобразовательные школы, дошкольные и внешкольные учреждения, проф.-технич., ср. спец. и высшие уч. заведения, н.-и. ин-ты, предприятия, колхозы и др. Высший орган П. о.- съезд, созываемый не реже 1 раза в 4 года; съезд избирает Центр. совет, стоящий во главе П. о. При Центр. совете и местных отделениях на обществ. началах создаются секции, лаборатории, ин-ты и др. творческие объединения, к-рые организуют и проводят конференции, симпозиумы, педагогич. чтения и др. Материалы этих научно-практич. мероприятий издаются в виде книг и брошюр. В 60-е гг. П. о. созданы на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Грузии, Армении и Азербайджане.

П. о. существуют также в ряде др. социалистич. стран (Венгрии, Югославии, Чехословакии). Г. С. Цовьянов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА в СССР, средние спец. уч. заведения, готовящие учителей начальных (1-3-х) классов общеобразоват. школы, воспитателей дошкольных учреждений, учителей физич. воспитания, музыки, изобразительного иск-ва и черчения, трудового обучения для 4-8-х классов, муз. руководителей дошкольных учреждений, старших пионерских вожатых. Первые средние пед. уч. заведения (педтехникумы) возникли в 20-е гг., с 1937 получили название П. у. Обучение в П. у. осуществляется в осн. на дневных отделениях (подготовка воспитателей дошкольных учреждений есть и на заочных, вечерних отделениях). Срок обучения для окончивших 8 классов 3-4 года (в зависимости от специальности), для выпускников ср. школы - 2-3 года. В 1973 функционировало 405 П. у. (290,5 тыс. уч-ся), на 1-й курс принято 90,1 тыс. чел., выпуск - 80,2 тыс. чел. Учителей со средним лед. образованием выпускают также муз. уч-ща (см. Музыкальное образование), техникумы физич. культуры (см. Физкультурное образование) и индустриально-педагогические техникумы.

В дореволюц. России основным типом среднего пед. уч. заведения была учительская семинария. См. также Педагогическое образование. В. А. Пичугин.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ, периодически проводимые совещания педагогов - учителей, деятелей пед. науки и др. работников народного образования, представителей общественности, имеющие целью обобщение и распространение передового пед. опыта. В СССР первые П. ч. проведены АПН РСФСР в 1945 в Москве. С 1968 организуются всесоюзные П. ч. Мин-вом просвещения СССР, АПН СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и науч. учреждений. Всесоюзным П. ч. предшествуют П. ч. в школах, районах (городах), областях, краях, авт. и союзных республиках. Подготовку и проведение местных П. ч. осуществляют органы нар. обр