загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ение имеет т. н. терапевтически обусловленный П., т. е. изменение клинич. картины заболеваний под влиянием лечения. Так, применение активных лечебных средств привело к исчезновению тяжёлых форм тиреотоксикоза (см. Зоб диффузный токсический) или анемий; редки туберкулёзный менингит, кома при диабете сахарном, острые лёгочные нагноения; при лейкозе под влиянием цитостатич. средств опухолевые клетки исчезают из костного мозга, но размножаются в нервной системе (нейролейкемия) и внутр. органах. Могут наблюдаться нежелательные побочные действия лечения (вплоть до развития т. н. лекарственной болезни) и его последствия (т. н. болезни оперированного желудка, оперированного сердца и др.). К категории П. не следует относить происходящее с развитием науч. медицины исправление ошибочных взглядов на природу того или иного заболевания.

Лит.: Давыдовский И. В., Патологическая анатомия и патогенез болезней человека, 3 изд., т. 1 - 2, М., 1956 - 58; Шульцев Г. П., Терапевтический пато-морфизм, "Клиническая медицина", 1973, № 6.

ПАТОМСКОЕ НАГОРЬЕ, нагорье в междуречье Витима и Чары (Иркутская обл. РСФСР). Состоит из системы расчленённых глубокими долинами среднегорных массивов Выс.1200-1300 м; наиболее приподнятые участки - на Ю.-В. (до 1924 м). Сложено протерозойскими кристаллич. сланцами, известняками и кварцитами; на С.- нижнепалеозойскими породами. Склоны до Выс.900-1100 м заняты лиственничной горной тайгой, местами с примесью кедра; выше - заросли кедрового стланика и кустарниковой берёзки. Выше 1200 м преобладают каменистые тундры. Добыча золота (Бодайбо, Артёмовский и др.) и строит. материалов.

ПАТОН Борис Евгеньевич (р. 27.11. 1918, Киев), советский учёный в области металлургии и сварки, акад. АН УССР (1958), с 1962 её президент, акад. АН СССР (1962), с 1963 чл.Президиума, Герой Социалистич. Труда (1969). Чл. КПСС с 1952. Сын Е. О. Патона. По окончании Киевского индустриального ин-та (1941)-науч. сотрудник, зав. лабораторией (1942-50), зам. директора (1950-1953), директор (с 1953) Ин-та электросварки АН УССР. Под руководством П. создан принципиально новый способ сварки - электрошлаковая сварка, с помощью к-рой решена задача произ-ва уникальных сосудов высокого давления для энергетики и хим. пром-сти, крупногабаритных узлов для мор. судов, гидрогенераторов и др.; проведена большая работа по внедрению прогрессивных методов электросварки в различных отраслях нар. х-ва; разработаны комплексные программы развития сварочного произ-ва, науки и техники в СССР. П. предложил новый способ повышения качества спец. сталей и сплавов - электрошлаковый переплав; возглавил исследования по применению сварочных источников теплоты в специальных плавильных агрегатах и созданию новой отрасли качественной металлургии - специальной электрометаллургии .

П.- канд. в чл. ЦК КПСС в 1961-66, чл. ЦК КПСС с 1966. Деп. Верх. Совета СССР 6-9-го созывов, зам. пред. Совета Союза Верх. Совета СССР (1973-74). Гос. пр. СССР (1950). Ленинская пр. (1957). Чл. Болгарской (1969) и Чехословацкой (1973) академий. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Экспериментальное исследование процесса автоматической сварки под слоем флюса, К., 1944 (совм. с А. М. Макара); Исследование условий устойчивого горения сварочной дуги н её регулирования, К., 1951; Элементы расчётов цепей и аппаратов переменного тока для дуговой сварки, К., 1953 (совм. с В. К. Лебедевым); Электрошлаковая сварка, М., 1960; Электрооборудование для дуговой и шлаковой сварки, М., 1966 (совм. с В. К. Лебедевым); Электрооборудование для контактной сварки. Элементы теории, М., 1969 (совм. с В. К. Лебедевым); Плазменные процессы в металлургии и технологии неорганических материалов, М., 1973 (соавтор). Б. В. Лёвшин.

ПАТОН Евгений Оскарович [20.2(4.3). 1870, Ницца,-12.8.1953, Киев], советский учёный, специалист в области сварки и мостостроения, акад. АН УССР (1929), вице-президент АН УССР (1945-1952), Герой Социалистич. Труда (1943). Чл. КПСС с 1944. Окончил Политехнич. ин-т в Дрездене (1894) и Петерб. ин-т инженеров путей сообщения (1896), работал на жел. дорогах России. С 1898 преподавал в Моск. инж. уч-ще, с 1905 - проф. Киевского политехнич. ин-та. В 1921-31 возглавлял Киевскую мостоиспытательную станцию. С 1929 П. занимался вопросами электрич. сварки, по его инициативе при АН УССР была организована сварочная лаборатория, к-рая в 1934 преобразована в Н.-и. ин-т электросварки. П. был директором ин-та со дня основания. В 1945 ин-ту было присвоено имя П.

Б. Е. Патон.

Е. О. Патон.

И. С. Паторжинский.

Осн. труды П. в области электросварки посвящены проблемам автоматизации сварочных процессов, созданию способа сварки под флюсом и вопросам прочности сварных соединений, изысканию способов сварки спец. сталей и внедрению новых методов сварки в пром-сть. При его участии были спроектированы и созданы первые поточные линии в сварочном произ-ве, разработана аппаратура для автоматич. сварки, созданы индустриальные способы сварки труб, магистральных трубопроводов и резервуаров и др. Под руководством П. в 1953 в Киеве построен цельносварный мост через р. Днепр, к-рому присвоено имя П. Автор первой в мировой литературе монографии по вопросам сварки под флюсом ("Автоматическая сварка голым электродом под слоем флюса", 1940). П. был организатором и редактором журнала "Автоматическая сварка". Деп. Верх. Совета СССР 2 и 3-го созывов. Гос. пр. СССР (1941). Награждён 2 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Сборник, посвященный восьмидесятилетию со дня рождения и пятидесятипятилетию научной деятельности Героя Социалистического Труда действительного члена АН УССР Евгения Оскаровича Патона, К., 1951 (имеется список трудов П.).

Б. В. Лёвшин.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушении психич. деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

Становление П. тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологич. лаборатории в психоневрологич. учреждениях были созданы в конце 19 в. нем. психологом В. Вундтом, рус. психоневрологами В. М. Бехтеревым и С. С. Корсаковым. В нач. 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологич. методов исследования психически больных. В развитии П. в СССР большую роль сыграли идеи Л. С. Выготского.

Патопсихологич. исследования имеют большое значение для ряда общеметодологич. проблем психологии, напр. для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики. Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает "высвобождения" её биологич. инстинктов и потребностей, а характеризуется прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также, что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы её развития.

Данные патопсихологич. исследований используются в психиатрии: в качестве диагностич. критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологич. средств; при анализе нарушений психич. деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

П. использует экспериментальные методы исследования, осн. принципом к-рых является качеств. анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологич. эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила П. детского возраста, в к-рой на основе положения Выготского о "зоне ближайшего развития" разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента. Лит.: Бернштейн n. a., Клинические приемы психологического исследования душевнобольных, 2 изд., М., 1922; Зейгарник Б. В., Патология мышления, М., 1962; ее же, Личность и патология деятельности, М., 1971; Вопросы экспериментальной патопсихологии. (Сб. ст.], М.. 1965; Коган В. М. (сост.), Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы, М., 1967; Вопросы патопсихологии, М., 1970; p убинштейн С. Я., Экспериментальные методики патопсихологии..., М., 1970; ее же, Психология умственно отсталого школьника, М., 1970; Психологические исследования, в. 3 - Проблемы патопсихологии, М., 1971; Сamеrоn , The psychology of behavior disorders, Boston, 1947; Rеу a., Monographies de psychologie clinique, Neuchatel -P., 1952; Lewicki A., Psychologia kliniczna w zarysie, Posnan, 1968.

Б. В. Зейгарник.

ПАТОРЖИНСКИЙ Иван Сергеевич [20.2(3.3).1896, с. Петро-Свистуново, ныне Весёловского р-на Запорожской обл.,-22.2.1960, Киев], украинский советский певец (бас) и педагог, нар. арт. СССР (1944). Чл. КПСС с 1946. В 1922 окончил консерваторию в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В 1925-35 солист оперного театра в Харькове, с 1935 - Укр. театра оперы и балета в Киеве. П.-один из выдающихся представителей укр. вокального искусства, обладал сильным голосом бархатного тембра. Партии: Сусанин ("Иван Сусанин" Глинки), Борис Годунов ("Борис Годунов" Мусоргского), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Россини), Карась ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского), Тарас Бульба ("Тарас Бульба" Лысенко; Гос. пр. СССР, 1942), Валько ("Молодая гвардия" Мейтуса) и др. Выступал как камерный певец. С 1946 проф. Киевской консерватории. Деп. Верх. Совета УССР 1-3-го созывов. Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Стефанович М., И. С. Паторжинский - народный артист СССР, К., 1960; Тольба В., Корифей украинской сцены, "Советская музыка", 1971, № 5.

В. И. Зарубин.

ПАТРАИКОС (Patraikos kolpos), залив Ионического м., у сев.-зап. берегов п-ова Пелопоннес (Греция). Дл. 50 км, шир. 11-20 км, глуб. до 130 м. На берегу крупный порт Греции - г. Патры.

ПАТРАЭЙ, Пи атраей, город Боспорского государства. Есть предположение, что остатками П. является разрушаемое морем городище на сев. берегу Таманского зал. Археологические раскопки производились в 1948-61 (А. С. Башкиров) и в 1960-х гг. (Н. И. Сокольский). Установлено, что город возник в 6 в. до н. э. В 1 в. до н. э. здесь была построена крепость из сырцового кирпича. На рубеже 1 и 2 вв. н. э. П. был сожжён неприятелем. Основой экономики города было с. х-во, большое значение в 1-3 вв. н. э. имело виноделие. После разгрома П. гуннами (370-е гг. н. э.) на руинах антич. города существовало ср.-век. поселение. Лит.: Гайдукевич В. ф., Боспорское царство, М.- Л., 1949, с. 204 - 05; Башкиров А. С., Историко-археологические изыскания на Таманском полуострове в 1949-1951 гг., "Уч. зап. Ярославского педагогического ин-та", 1957, т. 22 (32).

ПАТРИАРХ (греч. patriarchies, от pater-отец и archo - управляю), высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христ. церкви в ряде стран. Титул П. установлен Халкидонским церк. собором (451); после разделения христ. церкви на западную (католическую) и восточную (православную) (1054) (см. Разделение церквей) он закрепляется за иерархами вост. церкви. В Византийской империи православную церковь возглавляли четыре П. (Константинопольский, Александрийский, Ан-тиохийский и Иерусалимский). С возникновением самостоят. слав. гос-в (Болгария, Сербия) во главе их церквей также становились П. В России П. был избран собором рус. церк. иерархов в 1589. Русские П. являлись в кон. 16-17 вв. крупными феодалами-землевладельцами и активно участвовали в политич. жизни гос-ва. Наибольшего могущества власть П. в России достигла при Никоне. Постепенное подчинение П. светской власти завершилось при Петре I, к-рый после смерти патриарха Адриана в 1700 назначил не П., а местоблюстителя патриаршего престола, а с 1721 ликвидировал звание П. Руководство церк. делами стал осуществлять Синод. Титул П. был восстановлен на соборе рус. православной церкви 1917-18. Помимо русской, имеются П. константинопольской, александрийской, антиохийской, грузинской (католикос-П.), сербской, болгарской и румынской церквей (см. Православная церковь). П. наз. и главы нек-рых епархий в католич. церкви.

Патриархи в России: Иов (1589-1605); Игнатий (1605-06); Гермоген (1606-12); Филарет (1619-33); Иоасаф I (1634-40); Иосиф (1642-52); Никон (1652-67); Иоасаф II (1667-72); Питирим(1672-73); Иоаким (1674-90); Адриан (1690 -1700); Стефан Яворский (1700-21-местоблюститель); Тихон (1917-25); Сергий (1925-27 - заместитель, в 1927-43 -местоблюститель, 1943-44 - патриарх); Алексий (1945-70); Пимен (с 1971).

В. И. Буганов.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ, см. в ст. Семья.

ПАТРИАРХАЛЬНОЕ РАБСТВО, см. в ст. Рабство.

ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, примитивное земледельческое или кочевое скотоводческое х-во. Возникло в период разложения первобытнообщинного строя в результате выделения больших патриархальных семей, обособившихся в качестве самостоятельных хоз. единиц. П. х. имеет натуральный характер, т. е. производит продукцию для непосредственного потребления (см. Натуральное хозяйство).

ПАТРИАРХАТ (от греч. pater - отец и archo - управляю, властвую; букв.-отцевластие), наиболее распространённая форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществен семье. Переход к П. совершался в ходе значит. развития производит. сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного х-ва: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие произ-ва обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного произ-ва и ограничение её труда преим. домашней работой. Для П. характерны также счёт родства по отцовской линии (патрилинейностъ), утеря хоз. единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокалъный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения ещё более укрепились в связи с ростом имуществ. дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы.

Вопрос о месте П. в истории общества в течение мн. веков был предметом дискуссии. Широкое распространение получила теория об изначальной патриархальности человеческого общества. Сторонниками такого взгляда в антич. время были Платон и Аристотель, в ср. века этот взгляд господствовал, в 19 в. его защищал Г. Мэн. В 1860-70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган опровергли идею об изначальности П. Взгляды Моргана в осн. чертах были поддержаны и развиты Ф. Энгельсом; они приняты большинством сов. учёных. Но и в 20 в. значит. часть бурж. этнографов придерживается теории исконности П.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л. Г., Древнее общество, [пер. с англ.], Л., 1934; Косвен М. О., Перзход от матриархата к патриархату, Тр. Ин-та этнографии, т. 14, М., 1951; Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса, М., 1972. Л. А. Файнберг.

ПАТРИАРШЕСТВО, церковный округ, находящийся в ведении патриарха.

ПАТРИК (Patrick, Patricus) (кон. 4 - сер. 5 вв.), основатель ирландской католич. церкви и её первый епископ. Многие сведения о жизни П. носят легендарный характер; неоднократно оспаривалась историчность самого П. Согласно сведениям, содержащимся в сочинениях, приписываемых П., он родился в Британии, духовный сан принял в Галлии, в 30-е гг. 5 в. начал проповедовать христианство в Ирландии. Причислен католич. церковью к лику святых (17 марта - день св. Патрика, считающегося апостолом и патроном Ирландии, ирландский национальный праздник).

Лит.: The life and legend of St. Patrick, Dublin, 1949; Сarnу J., The problem of St. Patrick, Dublin, 1961.

ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. pater-отец и linea-линия), счёт происхождения, родства и наследования по отцовской линии. П. является одним из признаков отцовского рода. Исторически П. следует за матрилинейностъю или же за билинейностью как формой перехода от матрилинейности к П. и сохраняется до наших дней.

ПАТРИЛОКАЛЬНЫЙ БРАК (от лат. pater - отец и locus - место), установившееся в этнографии наименование формы брачного поселения, при к-рой жена переходит на жительство в общину или в дом мужа. Более точное название такого брака - вирилокальный (от лат. vir -муж). П. б. обычно возникал при переходе от материнского рода к отцовскому роду. Местами практиковался врем. П. б., при к-ром супруги лишь определённое время после брака, часто до рождения ребёнка, жили с родителями мужа, а затем возвращались в селение жены (напр., у туарегов Сахары).

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes-соотечественник, patris - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. - "...одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190).

Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе содержание П. становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфич. интересы.

В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. гос-в П. становится неотъемлемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо "...выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся..." (там же, т. 36, с. 328-29). Для мелкой буржуазии характерны нац. ограниченность и нац. эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.

В бурж. обществе пролетариат выступает выразителем коренных нац. интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. "О национальной гордости великороссов", написанной в годы 1-й мировой войны 1914-18, В. И. Ленин отмечал: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости" Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов" (там же, т. 26, с. 107). Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.

В ходе социалистич. революции меняется социальная сущность отечества, гл. содержанием этого понятия становится социализм - объект нац. гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистич. всенародный П., гармонически сочетающий любовь к лучшим нац. традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к другим народам. Социалистич. П. неразрывно связан с пролетарским интернационализмом. По словам Ленина, "без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм" (там же, т. 42, с. 124). Наиболее яркое проявление социалистич. П. нашёл в годы Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 в России и Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45. В условиях консолидации и развития новой историч. общности людей - сов. народа - происходит формирование общесоветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает общенациональная гордость сов. человека - важный элемент социалистич. П. С образованием мировой социалистич. системы "...патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран" (Программа КПСС, 1974, с. 120). Идеи и чувства социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и трудовой активности масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органического сочетания социалистич. П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.

Лит.: Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., М., 1974; Рогачев П. М., Свердлин, Патриотизм и общественный прогресс, М., 1974. См. также лит. при статьях Интернационализм, Национальный вопрос.

М. М. Скибицкий.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АНТИГИТЛЕРОВСКИЙ ФРОНТ (ПАФ), объединение патриотич. сил румынского народа, созд. в июне 1943 по инициативе Коммунистич. партии Румынии (КПР). В ПАФ входили КПР и др. демократич. организации: Фронт земледельцев, осн. в 1933; Союз патриотов, основан в 1942; МАДОС (организация венг. трудящихся в Румынии), осн. в 1934. Лидеры рум. бурж. партий (национал-царанистской и национал-либеральной) отказались присоединиться к ПАФ. Программа ПАФ предусматривала организацию активной, в т. ч. вооружённой, борьбы за свержение воен.-фаш. режима, выход Румынии из войны на стороне фаш. держав и присоединение Румынии к антифаш. коалиции, немедленное прекращение поставок прод. и воен. товаров фаш. Германии, наказание воен. преступников и др. Создание ПАФ явилось важной вехой в ходе подготовки Народного вооружённого восстания в Румынии 1944. В окт. 1944 все входившие в ПАФ орг-ции вместе с профсоюзами образовали Нац.-демократич. фронт, приступивший к осуществлению программы демократич. преобразований в стране. А. А. Язькова.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ФРОНТ ЛАОСА (ПФЛ; Нео Лао Хаксат), массовая политич. орг-ция, объединяющая прогрессивно настроенных лиц и ряд демократич. орг-ций: Союз молодёжи Лао Хаксат, Ассоциацию лаосских женщин, Федерацию патриотич. профсоюзов, Ассоциацию лаосских студентов и др. В тесном контакте с ПФЛ действует Союз патриотич. нейтралистских сил (СПНС). ПФЛ создан на базе Единого нац. фронта Лаоса (Нео Лао Итсала; 1950-56), 1-й съезд ПФЛ (учредительный) состоялся в янв. 1956. В принятой программе осн. цель ПФЛ определялась как "построение мирного, независимого, нейтрального, демократического, единого и процветающего Лаоса". В 1957-58 ПФЛ принял участие в первом коалиционном пр-ве Лаоса, работа к-рого была подорвана реакц. силами. С 1960 ПФЛ выступает в союзе с нейтралистскими силами в борьбе против внутр. реакции. Благодаря усилиям ПФЛ, получившим поддержку прогрессивных сил мира, в Лаосе было достигнуто политическое урегулирование (1962-63). В условиях, когда правые лаосские силы при поддержке США взяли курс на саботаж Женевских соглашений 1962 и сорвали работу нового коалиционного пр-ва, 2-й съезд ПФЛ (6-10 апр. 1964) в т. н. программе действия выдвинул задачи мобилизации лаосского народа на борьбу против империалистич. вмешательства, за полное выполнение соглашений, на превращение освобождённых р-нов Лаоса в прочную политич. и социально-экономич, базу борьбы за осуществление программы фронта. Для защиты освобождённых р-нов было решено создать нац. армию (с 1965 - Народно-ссвободительная армия Лаоса). 3-й съезд ПФЛ (окт. 1968) принял новую политич. программу, в к-рой подчёркивается необходимость всемерного укрепления и расширения объединённого фронта лаосского народа в борьбе против империалистич. агрессии и местной реакции с целью построения мирного, независимого и нейтрального Лаоса. В программе намечаются пути политич. урегулирования в стране на основе создания пр-ва нац. союза и проведения демократич. выборов в Нац. собрание. Были сформулированы в развёрнутом виде положения общедемократич. характера (равенство национальностей, обеспечение демократич. свобод, охрана интересов трудящихся и др.). Последовательные усилия ПФЛ, а также подписание 27 янв. 1973 в Париже Соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, существенно улучшившего условия для политич. урегулирования в Лаосе, привели к подписанию с Пи p-вом Суванна Фумы Соглашения о восстановлении мира и достижении нац. согласия в Лаосе (21 февр. 1973) и протокола к нему (14 сент. 1973). ПФЛ развивает связи со мн. междунар. и нац. общественно-политич. орг-циями. Делегации ПФЛ неоднократно посещали СССР и др. социалистич. страны. Пред. ЦК ПФЛ - принц Суфанувонг, ген. секретарь - Фуми Вонгвичит. Печатный орган ЦК ПФЛ - газ. "Лао Хаксат" ("Lao Hak Sat"). к. Юрьев.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (Towarzystwo Patriotyczne), 1) польская тайная орг-ция в 1821-26; осн. группой дворянских революционеров, гл. обр. офицеров, во главе с В. Лукасиньским с целью восстановления нац. независимости Польши. После ареста Лукасиньского и др. радикальных членов П. о. (1822) - сторонников социальных реформ к руководству орг-цией пришли умеренные представители шляхты, что обусловило неудачу переговоров П. о. с декабристами. В 1826 царские власти, арестовав членов П. о., предали их суду польск. сейма, к-рый отказался расценить деятельность П. о. как гос. измену и вынес обвиняемым демонстративно мягкий приговор (1828). 2) Легальная орг-ция ("Патриотич. клуб") в дек. 1830 - авг. 1831; осн. в Варшаве после начала Польского восстания 1830-31; объединяла радикальную интеллигенцию и пользовалась поддержкой средних слоев и гор. низов Варшавы. Председателем П. о. был И. Лелевель, зам. пред.- К. Брониковский и М. Мохнацкий. В дек. 1830 диктатор ген. Ю. Хлопицкий запретил П. о., критиковавшее политику консервативного руководства восстанием. После падения диктатуры (янв. 1831) деятельность П. о. возобновилась: 25 янв. 1831 организованная им в память декабристов демонстрация вынудила сейм провозгласить низложение Николая I. Левое крыло П. о. (Т. Кремповецкий, Я. Чиньский и др.) требовало провозглашения республики, наделения крестьян землёй. Деятельность П. о., оказывавшая революционизирующее воздействие на ход восстания, дала толчок к мощному выступлению нар. масс Варшавы (15 авг. 1831). 17 авг. 1831 получивший диктаторские полномочия ген. Я. Круковецкий запретил П. о.

Лит.: Ольшанский П., Декабристы и польское национально-освободительное движение, М., 1959; Оррmаn e., Warszawskie "Towarzystwo Patriotyczne". 1830-1831, Warsz., 1937; Baumgarten L., Dekabrysci a Polska, Warsz., 1952.

"ПАТРИОТЫ РОДИНЫ", подпольная антифаш. орг-ция, действовавшая в оккупированном нем.-фаш. войсками г. Николаеве на судостроит. з-дах и в c. Гороховке (ныне Октябрьского р-на Николаевской обл.) с нояб. 1942 по март 1944. Руководителем и организатором "П. Р." был мастер Черноморского судостроит. з-да И. В. Козодеров. В июне 1942 он вместе с мастерами этого з-да Е. П. Лубенецким и А. Я. Приходченко составил инициативную группу орг-ции. На подпольном собрании 16 нояб. орг-ция была названа "П. Р.", избрано бюро во главе с Козодеровым; к нач. 1943 насчитывала 97 чел. (3 коммуниста, 7 комсомольцев, остальные беспартийные рабочие и служащие). Члены "П. Р." занимались гл. обр. пропагандистской работой (писали и распространяли антифаш. листовки - отпечатано ок. 4 тыс. экз. на рус. и нем. яз.), а также совершали диверсии на линиях связи, вели разведку, организовали побег сов. военнопленных из фаш. лагерей, спасли в с. Гороховке 500 сов. граждан от угона в Германию. "П. Р." действовали совместно с орг-цией "Николаевский подпольный центр". Благодаря хорошей конспирации "П. Р." не имела провалов, вела борьбу с оккупантами до освобождения города сов. войсками.

Лит. Николаевщина в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Документы и материалы, Од., 1964. Савченко.

ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ. мыслителей 2-8 вв. (т. н. отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса поздне-антич. рабовладельч. общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиц. языч. мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платонич. и неоплатонич. идеализмом (см. Неоплатонизм).

Первый период П. (2-3 вв.) представлен деятельностью т. н. апологетов; среди них выделяется Ориген, впервые пытавшийся построить на основе предпосылок христ. религии целостную филос. систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила следующий период П. (4-5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над систематизацией церк. доктрины с опорой на идеалистич. умозрение. Высшей точки П. достигает в деятельности кружка "каппадокийцев" (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на греч. Востоке и Августина на лат. Западе. Во 2-й пол. 5 в. появляются Ареопагитики - попытка истолковать мир как систему символов, очень важная для ср.-век. эстетики. Заключит. период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистич. диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий (конец 5 в.-1-я пол. 6 в.) на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики. В дальнейшем осн. проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются зап.-европ. и визант. схоластикой.

Источн.: Migne J. P., Patrologiae cursus completus, senesGraeca, t. 1 - 166, P.. 1857 - 66, series Latina, t. 1 - 221, P., 1844 -1864; Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latin norum, v. 1-, Vindobonae - Lipsiae, 1867 -(серия не закончена).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1-4, СПБ, 1907 -18; Г а р н а к А., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [1911]; Спасский А. А., История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 - Тринитарный вопрос, 2 изд., Сергиев Посад, 1914; Quasten J., Patrology, v. 1-3, Utrecht - Brux., 1950-60; A1taner В., Stuiber A., Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenvater, 7 Aufl., Freiburg -Basel -W., 1966. С. С. Аверинцев.

ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco, - февраль 1597, Рим), итал. гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Служил в венецианском флоте. Учился в Падуе. Преподавал философию в ун-тах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В осн. соч. "Новая философия универсума" (1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и "родственности" всех вещей - свет, излучаемый божеств, всеединством и пронизывающий весь мир. В "Поэтике" (1582) П. в противовес аристотелевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце; состояние творчества описывается как одержимость "божественным безумием"-вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др.

Соч.: L'amorosa filosofia, Firenze, 1963; Delia poetica, v. 1-2, Firenze, 1969.

Лит.: Голенищев-Кутузов И. Н., Итальянское Возрождение и славянские литературы XV-ХVI вв., М., 1963; Аrсаri Р, Пи pensiero politico di F. Patrizio da Cherso, Roma, 1935; Сrespi L. A., La vita e le opere di F. Patricio, Milano, 1941; Saitta A.,_ Il pensiero italiano nell' umanesimo e nel rinascimento, v. 2, Bologna, 1950; p. 521-67; Кristeller P. O., Eight philosophers of the Italian renaissance, Stanford (Calif.), 1964. Н. В. Котрелев.

ПАТРИЦИАТ, 1) родовая аристократия в Др. Риме (см. Патриции). 2) Высший, наиболее богатый слой населения ср.-век. городов Зап. Европы, закрепивший за собой особые права и привилегии в гор. общине. Экономич. могущество П. основывалось на крупной торговле, ростовщичестве, собственности на гор. земли и т. д. В большинстве случаев П. захватывал власть в городах после приобретения ими прав самоуправления, присваивал себе право избрания гор. совета и замещения гор. магистратур и использовал эту власть в своих интересах: для введения выгодной ему системы налогов, приобретения прибыльных откупов, прямого расхищения гор. средств. Олигархич. правление П. вызывало недовольство широких масс гор. населения, приводившее к восстаниям, в к-рых обычно руководящую роль играли цехи и к-рые оканчивались чаще всего компромиссом П. с цеховой верхушкой. Во мн. городах, особенно больших торг. центрах, П. полностью сохранял свою власть. Положение П. в феод. обществе было противоречивым. С одной стороны, он вырастал на базе гор. товарного х-ва, а с зарождением элементов капитализма нек-рые слои его иногда оказывались связанными с раннекапиталистическими отношениями. С другой стороны, П. обнаруживал тенденцию к сближению с классом феодалов: гор. патриции приобретали вне города зем. владения (с сеньориальными правами), подобно феодалам, стремились обособиться от трудящихся масс в качестве наследств. привилегированного сословия, перенимали образ жизни феодалов и т. д. Ю. А. Корхов.

ПАТРИЦИИ (лат. patricii, от pater -отец), в Др. Риме пер'воначально, по-видимому, всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Ouiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей - родовая аристократия. С кон. 6 в. до н. э.. в период формирования классового общества и гос-ва, П. превратились в господствующий класс-сословие Римской республики; экономич. основой их могущества было исключит. право на пользование обществ. землёй (ager publicus). После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с П. (к нач. 3 в. до н. э.) верхушка П., или патрициата, и плебса, слившись, образовали нобилитет. В эпоху империи возник новый патрициат, составивший привилегиров. часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций.

Лит. см. при ст. Плебеи.

ПАТРОКЛ, в др.-греч. мифологии один из участников Троянской войны, друг Ахилла. Когда троянцы ворвались в греч. лагерь, стремясь поджечь греч. корабли, П. упросил Ахилла (отказавшегося участвовать в битве из-за ссоры с Агамемноном) отпустить его в бой. Надев доспехи Ахилла, П. отогнал троянцев от кораблей, но сам пал от руки Гектора. Предание о П. содержится в "Илиаде".

ПАТРОЛОГИЯ (от греч. pater, лат. pater - отец и ...логия), раздел христ. богословия, посв. биографиям отцов церкви и истолкованию их произв. П. называются также своды соч. отцов церкви (важные источники по истории церкви). Наиболее обширное изд. такого рода (содержащее также и др. материалы) принадлежит Ж. П. Миню. См. также Патристика,

ПАТРОН (франц. patron, нем. Patrone) (воен.), соединённые посредством гильзы в одно целое пуля (снаряд), пороховой (боевой) заряд, капсюль или капсюльная втулка. П. служит для стрельбы из стрелкового оружия и некоторых арт. орудий. Первые П., появившиеся в 17 в., имели бумажную гильзу, в к-рой помещались пороховой заряд и пуля. В 60-х гг. 19 в. появились бум. унитарные П., заключавшие в гильзе пороховой заряд, пулю и капсюль. Вскоре бумажные П. были заменены металлич. унитарными. Применение П., особенно металлических, ускорило заряжание (перезаряжание) оружия и значительно повысило его скорострельность. Совр. П. в зависимости от видов оружия бывают: пистолетные, винтовочные, орудийные, П. охотничьих ружей и др. П. делятся на боевые, вспомогательные (холостые) и учебные (см. также Артиллерийский выстрел).
1923.htm
"ПЕГАЯ ОРДА", русское назв. племенного объединения нарымских селькупов в кон. 16 в. Возможно, возникло в связи с тем, что селькупы носили пёструю одежду из шкурок мелких зверей и птиц. Во главе "П. О." стоял князь Воня. Он имел до 400 воинов, был в союзе с сибирским ханом Кучумом. Оказывал упорное сопротивление рус. воеводам. Лишь после основания Нарыма (1596) "П. О." вошла в состав Рус. гос-ва.

ПЕГЕЛЬМАН, Пээгельманн Ханс Густавович (лит. псевд.- x. pооская) [18(30).12.1875-3.12.1941], участник революционного движения в России, публицист и поэт. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Род. в Айдуской волости, ныне сельсовет Пайсту Вильяндиского р-на Эст. ССР, в семье крестьянина. Работал учителем, почтовым служащим, с 1899 журналист. В 1903-05 учился в коммерческом ин-те в Лейпциге. С 1905 вёл парт. работу в Ревеле (Таллин); в 1907 руководил конференцией эст. орг-ций РСДРП в Териоках (Финляндия). В 1909 арестован, сослан в Сибирь; в 1911 бежал и эмигрировал в США, где был редактором эст. с.-д. газ. "Уус ильм" ("Новый мир"). В 1917 в Ревеле чл. ред. большевистской газ. "Кийр" ("Луч"), редактор газ. "Тээлине" ("Рабочий") и "Маатамеэс" ("Безземельный"), чл. исполкома Совета рабочих и воинских депутатов Эстонии. В 1918-19 зав. Эст. отделом Наркомнаца в Москве, чл. Центр. бюро ЦК РКП(б) оккупированных областей, чл. пр-ва Эст. трудовой коммуны. С 1919 на журналистской и преподавательской работе в РСФСР; с 1928 проф. Коммунистич. ун-та нац. меньшинств Запада им. Ю. Мархлевского, с 1929 - Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена. П.- поэт революции. Перевёл на эст. яз. "Интернационал", "Марсельезу". В сб. сатирич. стихов "Грубые наброски" (1910) едко высмеивал бурж. строй. Пафос революц. борьбы пронизывает сб. стихов "Весенние ветры" (1926) и сб. поэм "Тем, кто пал в борьбе за братьев" (1936). В 1933 опубл. сб. лит.-критич. статей "С литературного фронта". Чл. ЦК КП Эстонии с 1920. Делегат 1-6-го конгрессов Коминтерна, чл. ИККИ.

Соч.: Luuletused, Tallinn, 1957.

Лит.: [Маяк Р.], X. Пегельман. (1875 - 1935), в кн.: Знаменосцы революции, сб. 1, Тал., 1964; Plotnik e., n. Poogelmann, [kd.] 1-, Elu ja tegevus. 1875-1919, Tallinn, 1965.

ПЕГИ (Peguy) Шарль (7.1.1873, Орлеан,- 5.9.1914, близ Виллеруа, Сена-и-Марна), французский поэт и публицист. В 1894 вступил в социалистич. партию. В 1900-14 изд. журн. "Кайе де ла кензен" ("Cahiers de la quinzaine"), где сотрудничали Ж. Жорес, Р. Роллан и др. Публицистика П. (ст. "О социалистическом гражданстве", 1897, "Триумф Республики", 1900) характерна для "социализма чувства", осуждающего капитализм во имя республики патриархального крест.-ремесл. типа. П. сочувствовал Парижской Коммуне 1871, но пытался примирить демократич. и патриотич. принципы с традиц. католич. религиозностью (сб. статей "Наша Родина", 1905, поэмы "Мистерия о Жанне д'Арк", 1910, "Ева", 1913, и др.). Патриотич. тема в публицистике П. со временем приобретала националистич. окраску (памфлет "Наша молодёжь", 1910).

Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 20, P., 1916-55.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Rolland R., Ch. Peguy, 1-2, P., 1944 (отрывок в рус. пер., в кн.: Роллан Р., Собр. соч., т. 14, М., 1958, с. 635-705); Perche Ch., Essai sur Ch. Peguy, [2 ed., P., 1965]. М. А. Яхонтова.

ПЕГМАТИТОВАЯ СТРУКТУРА, письменная структура, гранофировая структура, строение нек-рых магматич. горных пород, характеризующееся тесным взаимным прорастанием кварца и полевого шпата, возникающим при одновременной кристаллизации обоих минералов. Полевой шпат обычно образует крупные кристаллы, а кварц - одинаково ориентированные многочисл. вростки в нём. Наиболее обычна П. с. для нек-рых зон гранитных пегматитовых жил (см. Пегматиты).

ПЕГМАТИТЫ (франц. pegmatite, от греч. pegma, род. падеж pegmatos -скрепление, связь, нечто сплочённое), изверженные, преим. жильные породы, обладающие следующими свойствами и особенностями: крупными размерами слагающих минералов; повышенным содержанием минералов, содержащих легколетучие компоненты - воду, фтор, хлор, бром и др.; сложным и разнообразным минеральным составом, в к-ром наряду с гл. минералами, общими для П. и материнских пород, значит. место занимают минералы редких и рассеянных элементов, таких, как Li, Rb, Cs, Be, Nb, Та, Zr, Hf, Th, U, Sc и др.; наличием большого количества минералов, образующихся в процессе метасоматич. замещения и гидролиза полевых шпатов. Концентрация легколетучих, редких и рассеянных элементов в П. иногда в сотни и тысячи раз больше, чем в соответствующих материнских породах.

Термин "П." был впервые введён в 1801 франц. учёным Р. Ж. Аюи для обозначения письменного гранита, или одной из структурных разновидностей П.- еврейского камня, к-рый очень часто встречается в П.

Иногда П. образуют гнездообразные обособления в самих интрузивах, постепенно переходя в материнские породы. Чаще П. встречаются в виде разнообразных по размеру и форме жил, секущих вмещающие их разнообразные изверженные, метаморфич. и осадочные породы, с к-рыми они, как правило, имеют резкие контакты. Жильные П. нередко достигают неск. сотен м по мощности и неск. км по простиранию и прослеживаются на глубину более 1 км. Они образуют пли-то-, линзо- и столбообразные тела. Жильные П. группируются в пегматитовые поля площадью нередко до десятков км2, в к-рых иногда насчитывается от неск. десятков до неск. тыс. жил.

Наряду со сравнительно простыми жилами однородной мелкозернистой и гра-фич. структуры наблюдаются жилы зонального строения. Как правило, периферич. зоны таких жил сложены П. письменной или гранофировой структуры, а их центр. части имеют крупноблоковую структуру, обусловленную наличием крупных кристаллов калиево-натриевых и кальциево-натриевых полевых шпатов (размерами иногда до неск. м3) и пачек мусковита, промежутки между к-рыми заполнены кварцем.

Наибольшее распространение и практич. значение имеют гранитные П., генетически связанные с интрузией гранитов. Среди них выделяют неск. типов. Слюдяные П. образуются на больших глубинах (св. 6 км) и состоят из плагиоклаза, микроклина, кварца, мусковита, биотита, чёрного турмалина, апатита, берилла; сравнительно с др. П. они бедны минеральными видами и служат источником получения листового мусковита, керамич. материалов - микроклина и кварца. Редкометальные П. формируются на средних глубинах (4 - 6 км); содержат микроклин, кварц, альбит, иногда сподумен, мусковит, лепидолит и берилл, а также цветные турмалины, колумбит, танталит, касситерит, поллуцит и др.; характерны процессы метасоматич. замещения (альбитизация, грейзенизация); служат источником получения Li, Cs, Be, Та, Sn, а также аквамарина, гелиодора, топаза и др. Хрусталеносные П. образуются на относит. небольших глубинах (3-4 км); содержат микроклин, кварц, а также альбит, мусковит, биотит; служат источником получения горного хрусталя (пьезооптич. сырья) и оптич. флюорита, иногда топаза, берилла, аметиста, к-рые размещаются на стенках пустот в кварцевых зонах жил.

П., связанные с ультраосновными породами, образуют жильные тела мощностью от десятков см до неск. м, к-рые составляют свиты жильных тел. В крупных жилах П. центр. части сложены плагиоклазом, корундом, флюоритом, бериллом, Маргаритой, цеолитами и др. минералами. По обе стороны от центр. части симметрично располагаются зоны флогопитбиотита (иногда с изумрудом), за ними по направлению от центра к вмещающим породам обычно следуют зоны актинолита и хлорита, иногда содержащие фенакит и хризоберилл; периферич. зоны сложены тальком и постепенно переходят во вмещающие породы - серпентинит, перидотит и др.

П., связанные с основными магмами, обычно сложены роговой обманкой (иногда до 1 л длины), основным плагиоклазом (до неск. десятков см по длинной оси), магнетитом, ильменитом, сульфидами, апатитом и др.

Щелочные П., генетически связанные с щелочными изверженными породами, образуют жильные и линзообразные тела, часто зонального строения, до неск. десятков м мощностью и сотен м по простиранию. Они сложены крупными кристаллами, блоками и гнёздами нефелина, микроклина, содалита, натролита, щелочной роговой обманки, эгирина, биотита; из второстепенных минералов в них находятся циркон (или эвдиалит), пирохлор, сфен и др. минералы, содержащие Тi, Be, Th, Nb, Li и др.

По поводу образования П. существует неск. точек зрения. По концепции, предложенной в 1920-х гг. сов. учёным А. Е. Ферсманом, П. образуются из остаточной магмы, обогащённой летучими компонентами, путём длительной кристаллизации с последовательным выделением различных минеральных ассоциаций в разные фазы процесса. В конце процесса образования П. имеют существ. значение явления замещения ранее выделившихся минералов.

Сов. геолог К. А. Власов наряду с кристаллизац. дифференциацией отводит большую роль эманации в формировании П. Последняя обусловливает накопление летучих соединений в верхних частях интрузивных массивов и образование разнообразных П., а также вторичную "перегонку летучих" в процессе внедрения пегматитовых расплавов-растворов во вмещающие породы.

Существуют также гипотезы образования П. метасоматич. путём (амер. учёные У. Т. Шаллер, К. Ландес, Г. Хесс). Сов. геологи А. Н. Заварицкий, Д. С. Коржинский, В. Д. Никитин полагают, что П. образуются из мелкозернистых материнских изверженных пород путём перекристаллизации под влиянием поступающих постмагматич. гидротермальных растворов.

П. имеют большое практич. значение. Они являются осн. источником полевых шпатов для керамич. и стекольной пром-сти, слюды и пьезокварца - для электротехнич. пром-сти, а также драгоценных камней. Гранитные П. представляют месторождения редком стальных и редкоземельных минералов (сподумена, берилла, колумбита, танталита, лепидолита, касситерита, поллуцита, урано-ториевых и др.). В СССР наибольшей известностью пользуются П. Карелии, Украины, Урала; за рубежом - Швеции, Норвегии , США.

Лит.: Ферсман А. Е., Пегматиты. 3 изд., т. 1, М. -Л., 1940; Власов К. А., Текстурно-парагенетическая классификация гранитных пегматитов, "Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1952, № 2; Успенский Н. М., Негранитные пегматиты, М.. 1965; Никитин В. Д., Пегматитовые месторождения, в кн.: Генезис эндогенных рудных месторождений, М., 1968; Пегматиты, Сб., Л., 1972; Landes К. К., Origin and classification of pegmatites. "American Mineralogist", 1933, v. 18, № 2-3; Schaller W..T., The genesis of lithium pegmatites, "American Journal of Science", 1925, v. 10, Sept.; Jahns R. H., Burnham C. W., Experimental studies of pegmatite genesis: The model for derivation and crystallization of granitic pegmatite, "Economic Geology", 1969, v. 64, № 8. Г. Г. Родионов.

ПЕГОВ Николай Михайлович [р. 3(16).4.1905, Москва], советский гос. и парт. деятель, дипломат. Чл. КПСС с 1930. Род. в семье служащего. Трудовую деятельность начал в 1919; работал на ф-ке "Красная Роза", был зам. директора ф-ки им. М. Горького в Москве, директором ф-ки им. В. В. Куйбышева в г. Маргелан (Узб. ССР). В 1935-38 слушатель

Промакадемии. В 1938-47 секретарь Дальневост. крайкома, 1-й секретарь Приморского крайкома и одновременно (с 1940) Владивостокского горкома ВКП(б); был чл. Воен. советов Дальневост. фронта и Тихоокеанского воен.-мор. флота. В 1947-52 на руководящей работе в аппарате ЦК партии. В 1952- 1953 секретарь ЦК КПСС. В 1953-56 секретарь Президиума Верх. Совета СССР. В 1956-63 чрезвычайный и полномочный посол СССР в Иране, в 1964- 1967 - в Алжире, в 1967-73 - в Индии. С апр. 1973 зам. министра иностр. дел СССР. На 18-24-м съездах партии избирался чл. ЦК; в 1952-53 канд. в чл. Президиума ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 1-4-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 др. орденами, а также медалями .

ПЕГТЫМЕЛЬ, Рапылъкатын, река в Чукотском нац. окр. Магаданской обл. РСФСР. Дл. 345 км, пл. басс. 17 600 км2. Берёт начало в Паляваамском хр., пересекает хр. Пегтымельский; впадает в Вост.-Сибирское м., образуя дельту. Питание снеговое и дождевое.

ПЕГУ, Пегу-Йома, горы в Бирме, служат водоразделом между басс.pp. Иравади и Ситаун. Дл. ок. 470 км, Выс.до 1518 м (г. Поупа). Сложены глинистыми сланцами, глинами, песчаниками. Глубоко расчленены речными долинами. Есть потухшие вулканы. Отличаются повышенной сейсмичностью (8-9 баллов). Покрыты муссонными лесами. Разработки древесины (тик, железное дерево и др.).

ПЕГУ, гос-во монов на Ю. Бирмы в 13-18 вв. Возникло в результате распада гос-ва Ляган. В период феод. раздробленности П.- один из гл. соперников бирманцев в борьбе за гегемонию в Бирме. 15 в.- время экономич. и культурного расцвета П. В 30-90-е гг. 16 в. и с 1-й четв. 17 в. до 1740 П. входило в бирм. гос-во династии Таунгу (см. Лея). В 1752 П. захватило терр. Авы, и династия Таунгу была свергнута. После того как в 1757 восставшие бирманцы во главе с Алаунпаей свергли господство монов, терр. П. была включена в бирм. гос-во династии Конбаунов.

ПЕГУ, город в Бирме, на р. Пегу, к С.-С.-В. от Рангуна, в окр. Пегу. 47,4 тыс. жит. (1953). Ж.-д. узел. Центр с.-х. р-на Ниж. Бирмы. Рисоочистка; деревообработка. Художеств. промысел - произ-во бронзовых и глиняных статуэток. Место религиозного паломничества.

ПЕДАГОГ (греч. paidagogos - воспитатель, от pais, род. падеж paidos-дитя и ago - веду, воспитываю), учитель общеобразовательной школы, преподаватель проф.-технич., среднего спец. или высшего уч. заведения, воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детдоме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также науч. сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки, и др.

ПЕДАГОГИКА (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.

Осн. категориями П. являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности, к-рое раньше обозначалось термином "воспитание в широком смысле", понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собств. смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. В совр. зарубежной П. первая группа воздействий на человека часто обозначается термином "интенциональное воспитание", вторая - "функциональное воспитание".

Собственно воспитание в марксистской П. является центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию всесторонне развитого человека (преим. в специально созданных обществом учреждениях и организациях). В понятии "воспитание" обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетич. и физич. воспитание (такое расчленение имеет в значит. степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом).

Под образованием понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает в конечном счёте определённый уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практич. деятельности. Различают общее и спец. образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, к-рые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем спец. образования, имеющего своей целью подготовку к проф. деятельности. По уровню и объёму содержания как общее, так и спец. образование может быть начальным, средним или высшим. Неотъемлемой частью общего образования является политехнич. образование.

Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под к-рым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познават. деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоят. работой уч-ся и деятельность уч-ся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - учение. П. входит в систему наук, к-рые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), и использует их теоретич. положения, исследовательские методы (в т. ч. математич. статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований.

Структура педагогики и система педагогических дисциплин. В рамках П. существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебно-воспитат. процесса. Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации образования и обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); вопросы формирования нравственных качеств личности, политич. убеждений, эстетич. вкусов, организации разнообразной деятельности уч-ся составляют предмет теории и методики воспитания. Исследованием совокупности всех организационно-пед. проблем, связанных с управлением нар. образованием, сетью и структурой учебно-воспитат. учреждений и руководством их деятельностью, занимается школоведение.

В целях конкретизации н.-и. работы в области П. и углублённого проф. изучения П. как учебного предмета возникает потребность в выделении специфич. особенностей воспитания и обучения отд. возрастных или профессионально ориентированных групп населения (дети дошкольного возраста, уч-ся общеобразовательных школ, профессионально-технич., средних спец. или высших уч. заведений, военнослужащие и т. д.). В этом случае условно говорят о П. дошкольной, школьной, вузовской и т. п. и рассматривают вопросы организации и методов воспитания и обучения данного контингента уч-ся с учётом специфики проявления в этих условиях педагогических закономерностей.

К собственно П. примыкают методики преподавания отдельных уч. дисциплин, изучаемых в уч. заведениях различного типа; дефектология, исследующая психофизиологич. особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения (с выделением узкоспециализированных отраслей: теория и методика воспитания, образования и обучения глухих и слабослышащих детей - сурдопедагогика; слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, с недостатками умственного развития - олигофренопедагогика, с нарушениями речи - логопедия); история педагогики, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные историч. эпохи.

Основные этапы развития педагогики как науки. Первые попытки осмысления практики воспитания с учётом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих гос-в в средиземноморских странах. Высказывания о цели, задачах, содержании и средствах воспитания (конечно, только для свободнорождённых) занимали видное место в сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля и др. древнегреч. философов. Эти высказывания не были самостоят. пед. теориями, а являлись компонентами филос. систем или проектов организации общества. Для последующего развития пед. мысли большое значение имели идеи древнегреч. философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физич. воспитания, о возрастной периодизации развития человека и др. (см. раздел Философия в ст. Греция). В Др. Риме возник особый интерес к проблемам организации, содержания и методов обучения в риторских школах. Книга Квинтилиана "О воспитании оратора" явилась по существу первым спец. трудом, где был обобщён опыт обучения, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались указания на необходимость учёта индивидуальных особенностей детей (см. раздел Философия в ст. Рим Древний).

Пед. воззрения европ. народов в эпоху средневековья испытали сильное влияние христианства, ставшего господствующей религией феод. общества в Европе; все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках христ. богословия. Аналогичное положение было и в др. регионах земного шара, где господствовали иные религиозные идеологии (ислам, буддизм).

Стремление к освобождению человеческой мысли от религиозных догматов, возрождение интереса к самому человеку и его повседневной деятельности, характерное для эпохи разложения феод. общества и зарождения капиталистич. обществ. отношений (14-16 вв.), отразились и на пед. воззрениях. В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтенъ и др.) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физич. сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений бурно развивавшихся в тот период научных знаний.

История П. как целостной теории воспитания человека начинается с эпохи первых бурж. революций в Европе и связана с именем чеш. мыслителя Я. А. Коменского, к-рый, обобщив и теоретически осмыслив практику европ. воспитания, создал стройную пед. систему. В "Великой дидактике" Коменского рассмотрены осн. проблемы обучения и воспитания. Коменский явился основоположником классно-урочной системы обучения. Пед. теория Коменского была органич. частью его широкой социально-политич. концепции, изложенной в капитальном труде "Общий совет об исправлении дел человеческих", одна из частей к-рого ("Пампедия") полностью посвящена пед. вопросам. В частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования и т. д. Начиная с эпохи Англ. бурж. революции 17 в. в развитии пед. мысли можно выделить два осн. течения: с одной стороны, продолжала сохранять господствующее положение клерикально-феод. концепция воспитания, с другой - начинает складываться новая, бурж. трактовка воспитания как средства формирования деятельного человека, подготовки его к жизненной борьбе за собственное благополучие. Яркое выражение новые идеалы воспитания получили в трудах английского философа-просветителя Дж. Локка, выдвинувшего на первый план проблемы нравств. и физич. воспитания и явившегося родоначальником утилитаристского подхода к образованию и обучению. Важное значение имела борьба Локка против теории врождённых идей. В 18 в. теоретич. разработка вопросов воспитания осуществлялась гл. обр. в рамках Просвещения. Опираясь на учение Локка о природном равенстве людей, передовые франц. мыслители (К. А. Гельвеции, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) развивали положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности. Дидро, в частности, одной из основных задач воспитания считал развитие индивидуальности человека. Франц. материалистами обосновывалась и популяризировалась идея реального обр