загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

орректироваться с учётом ежегодно составляемых прогнозов численности дичи. Запрещены опасные способы охоты, добыча полезных животных в период размножения и выкармливания потомства и т. п. Организованы заповедники, заказники и заповедно-охотничьи х-ва для охраны и размножения ценных видов диких животных. Стали планироваться заготовки и закупки пушнины и дичи; были введены единые цены и гос. стандарты на сырьё и охотничью продукцию. Централизованным заготовителем пушнины и др. продукции О. х. стал Центросоюз СССР. О. х. преобразовывалось в самостоят. отрасль нар. х-ва.

Совр. этап в развитии О. х. определён постановлением Сов. Мин. СССР "О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства" (1959). Ликвидируется обезличка в использовании охотничьих угодий и стр-ве конкретных О. х. производств. типа. Более 1 млрд. га охотничьих угодий закреплено за гос., кооп. и обществ, орг-циями. Осн. типы О. х. СССР: 1) гос. (госпромхозы) и кооперативные (коопзверопромхозы) промыслово-охотничьи х-ва, промысловые совхозы и колхозы Севера (тундрово-таёжной зоны) - осн. поставщики пушнины и дичи; 2) гос. охотничьи и заповедно-охотничьи х-ва, занимаются разработкой и внедрением науч. форм ведения О. х., охраной и размножением ценных промысловых животных для расселения в новые р-ны обитания, частично-заготовкой пушнины и дичи; 3) спортивные О. х. (союзов об-в охотников и рыболовов, Всеармейского военно-охотничьего общества и общества "Динамо"), имеют целью привлечь население к охотничьему спорту и содействовать заготовит. орг-циям в выполнении гос. планов заготовок пушнины и дичи. В союзах об-в охотников и рыболовов св. 2,5 млн. чел. (1973). Спортивные О. х. не только занимаются добычей зверей и птиц, но и проводят необходимые биотехнич. мероприятия в охотничьих угодьях. О. х. всех категорий сдают ежегодно заготовит. орг-циям до 50 млн. шкурок пушных зверей, до 20 тыс. т мяса диких копытных, до 800 тыс. тушек диких птиц, а также разнообразное сырьё (шкуры копытных, перо, пух, панты и др.). Сеть О. х. расширяется, ведётся их интенсификация - повышение продуктивности охотничьих угодий путём мелиорации, обогащения новыми ценными видами диких животных, дичеразведения, селекции животных в природе и нормированной эксплуатации отд. популяций.

За рубежом О. х. в большинстве стран не является самостоят. отраслью, а составляет часть сельского или лесного х-ва. В социалистич. странах О. х. находится в ведении гос. органов (Мин-во земледелия и продовольствия в Чехословакии, Мин-во лесного х-ва и деревообрабат. пром-сти в Польше, Гос. комитет по лесному х-ву в ГДР, и т. п.). Непосредств. руководство О. х. в лесных угодьях осуществляют чаще всего работники лесного х-ва со спец. охотоведч. подготовкой. Охотничьи угодья распределены между гос. х-вами и об-вами охотников (каждый охотник должен быть членом об-ва). Гос. О. х. располагаются обычно на терр. лесничеств и находятся в их ведении. Охотничьи об-ва арендуют за плату гос. охотничьи угодья с обязательством проведения в них биотехнич. мероприятий. В капиталистич. странах охотничьи угодья - преим. частные владения, сдаваемые в аренду охотничьим об-вам или отд. охотникам за лицензионную плату. См. Охота, Охотоведение.

Лит.: Данилов Д. Н., Охотничье хозяйство СССР, М., 1963; Малиновский А. В., Охотничье хозяйство европейских социалистических стран, М., 1973. Б. Н. Богданов.

ОХОТНИЧЬИ СОБАКИ, группа специализированных пород собак, предназначенных для охоты. Применение домашних собак на охоте основано на использовании инстинкта хищника, свойственного всем собачьим. В процессе многовекового применения собак на охоте в различных географич. зонах, сопровождавшегося естеств., а затем искусств. отбором и спец. дрессировкой, сформировались многочисленные породы О.с., приспособленные к отд. видам охоты в определённых условиях местности. На земном шаре насчитывается св. 100 пород О. с., из них 25 пород разводят в СССР. Участие собак в охоте повышает производительность труда охотников. В СССР с помощью О. с. добывают св. 60% ценнейшей пушнины (белки, куницы, соболя). Нек-рые виды охоты без О. с. невозможны. Совр. породы О. с. представлены неск. группами.

Лайки (русско-европейская, западносибирская, восточносибирская, карело-финская) используются для охоты в лесных р-нах на пушных и копытных (кабан, лось, олень), а также на водоплавающую и боровую пернатую дичь в лесной и лесостепной зонах. Отыскав зверя или птицу, лайки облаивают их, задерживая до прихода охотника.

Гончие (русская, русская пегая, эстонская; нем. ганноверская, баварская; англ. фоксхаунд, бигль; франц. бассет и др.) - на зайцев, лисицу, волка, шакала, рысь и копытных в лесной и лесостепной зонах. Гончие собаки с лаем преследуют зверя по следу, пока охотник не подкараулит и не подстрелит его.

Борзые (русская псовая борзая, русская степная борзая, хортая, среднеазиатские тазы, кирг. тайган; англ., афганские, иран. борзые и др.)-на зайцев, лисиц, мелких степных копытных на открытых пространствах лесостепных, степных и полупустынных р-нов. Борзые - крупные (рост 60-80 см), сильные собаки со специфич. телосложением, приспособленным к очень быстрому бегу (до 20 м/сек), и острым зрением. Борзые догоняют и задерживают (или душат) зверя. Очень малочисленны.

Норные собаки (такса, терьеры, фокстерьер) - на лисицу, барсука, енотовидную собаку в норах. Норные собаки борются со зверем в норе и выгоняют его под выстрел охотника или умерщвляют в норе.

Легавые (сеттеры, пойнтеры, курцхаар, дратхаар и др.) - на болотную, лесную, степную и водоплавающую птицу. Разыскав дичь по запаху, легавая замирает в характерной позе ("стойке") перед затаившейся птицей, указывая охотнику её местонахождение. По команде охотника вспугивает птицу под выстрел.

Спаниели (английские, коккер-спаниелъ, видоизменённые в СССР, и др.)- на пернатую дичь. Они выпугивают затаившуюся на земле птицу под выстрел; убитую птицу разыскивают и приносят охотнику.

Лит.: Пособие по охотничьему собаководству, М., 1970; Пособие по собаководству! 2 изд., М., 1973. А. П. Мазовер.

ОХОТОВЕДЕНИЕ, наука об основах и методах ведения охотничьего хозяйства, позволяющих рационально использовать охотничью фауну. Как самостоят. наука сформировалась в нач. 20 в.

Совр. О. разрабатывает след. осн. проблемы. Биолог и ч. основы охотничьего х-ва: классификация, типология и бонитировка охотничьих угодий; охотустройство; учёт охотничье-промысловых зверей и птиц в охотничьих х-вах; повышение ёмкости охотничьих угодий и продуктивности популяций разных видов охотничьих зверей и птиц с помощью биотехнич. мероприятий (см. Биотехния); акклиматизация и реакклима-тизация ценных видов диких животных, селекция их в природе; управление популяциями в естеств. условиях; дичеразведение (пром. разведение ценных видов пернатой дичи). Техника охотничьего х-ва: совершенствование способов ц орудий добычи диких животных на основе знания образа их жизни и поведения. Товароведение охотничьей продукции: оценка качества пушнины, мяса дичи, охотничьих трофеев в различных географич. зонах обитания того или иного вида животных. Экономика и организация охотничьего х-ва: формы его организации, методы управления и ведения в соответствии с природно-экономич. условиями и нац. традициями отд. р-нов страны. Перечисленные проблемы решают в основном задачи: охраны фауны, повышения продуктивности популяций охотничьих зверей и птиц и улучшения качества охотничьей продукции. Важнейшие методы исследования в О.- визуальные наблюдения за животными, эксперименты в природе, мечение зверей и птиц, анализ структуры популяций животных с помощью морфофизиологич. индикаторов. О. развивается в тесной связи с биологией, экологией, этологией, ботаникой, биогеографией, биоценологией, экономикой, использует достижения этих наук и обогащает их своими исследованиями.

Значит. вклад в развитие О. внесли труды известных рус. зоологов и охотоведов 19 в.: А. А. Силантьева (исследования по экономике и технике промысловых охот в России), А.Ф. Миддендорфа, Л. П. Сабанеева (монографии по главнейшим представителям охотничьей фауны-соболю, глухарю, тетереву, рябчику) и др. Совр. сведения об охотничьей фауне освещены в трудах мн. сов. учёных: С. И. Огнева, В.Я. Генерозова, М.А. Мензбира, Б. М. Житкова, Д. К. Соловьёва, С.А. Батурлина, А.Н. Формозова, Н.П. Наумова, С.П. Наумова, П.А. Мантейфеля, Б.А. Кузнецова и др. Н.-и. работу по О. ведут Всесоюзный н.-и. ин-т охотничьего х-ва и звероводства (ВНИИОЗ), биологич. и зоологич. ин-ты АН СССР, Центр. лаборатория охотничьего х-ва и заповедников Главохоты РСФСР, гос. заповедники. Кадры охотоведов высшей квалификации готовят ф-ты охотоведения Иркутского и Кировского с.-х. ин-тов; охотоведов средней квалификации выпускают Моск., Иркутский и Якутский пушные техникумы.

О. как прикладная наука успешно развивается вомн. странах, особенно Европы и Сев. Америки. Крупнейший междунар. форум охотоведов- Международный конгресс биологов-охотоведов, организованный в 1953 (собирается каждые 2 года).

Лит.: Соловьев Д.К., Основы охотоведения, ч. 1 - 5, П.- М., 1922 - 29; Охотоведение, под ред. В. Ф. Гаврина. т. 1 - 2, Киров, 1970-71. В. Ф. Гаврин.

ОХОТСК, посёлок гор. типа, центр Охотского р-на Хабаровского края РСФСР. Морской рыбный порт на берегу Охотского м. Рыбопром. комбинат, судоремонтный з-д. Одно из старейших рус. поселений на Д. Востоке. В 1647 казаками основано было зимовье, на месте к-рого в 1649 поставлен Косой острожок. Город и порт заложены в 1731. В 1783 обл. город Иркутского наместничества. В 1812 перенесён на противоположную сторону общего устья рек Охоты и Кухтуя. В 1822 в О. учреждено особое приморское управление, после упразднения к-рого О.- окружной город Якутской (с 1849), Приморской (с 1858) обл. До сер. 19 в. был гл. рус. портом на Тихом ок., здесь комплектовались экспедиции на Камчатку, Чукотку, Аляску и др.

ОХОТСКОЕ МОРЕ (от назв. р. Охота), Ламское море (от эвенкийского лам - море), Камчатское море, полузамкнутое море в сев.-зап. части Тихого ок., ограниченное вост. побережьем материка Азия от мыса Лазарева до устья р. Пенжины, п-овом Камчатка, о вами Курильскими, Хоккайдо и Сахалин. Омывает побережья СССР и Японии (о. Хоккайдо). С Тихим ок. соединяется через Курильские проливы, с Японским м.- через проливы Невельского и Лаперуза. Протяжённость с С. на Ю. 2445 км, наибольшая шир. 1407 км. Пл. 1583 тыс. км2, ср. объём воды 1365 тыс. км3, ср. глуб. 777 м, наибольшая - 3372 м (Курильская котловина).

Береговая линия изрезана слабо, длина её 10 460 км. Наиболее крупные заливы: Шелихова (с Гижигинской и Пенжинской губами), Сахалинский, Удская губа, Тауйская губа, Академии и др. У юго-вост. берега о. Сахалин - заливы Анива и Терпения. Большая часть сев., сев.-зап. и сев.-вост. берегов возвышенна, скалиста. В устьевых участках крупных рек, а также на 3. Камчатки, в сев. части Сахалина и Хоккайдо берега преим. низменные. Почти все о-ва: Шантарские, Завьялова, Спафарьева, Ямские и др.- расположены у берегов, и только о. Ионы - в открытом море. В О. м. впадают крупные реки: Амур, Уда, Охота, Гижига, Пенжина.

Рельеф и геология дна. О. м. расположено в зоне перехода материка к ложу океана. Котловина моря делится на две части: северную и южную. Первая представляет собой погружённую (до 1000 м) материковую отмель; в её пределах выделяют: возвышенности Академии Наук СССР и Института Океанологии, занимающие центр. часть моря, впадины Дерюгина (близ Сахалина) и Тинро (близ Камчатки). Южная часть О. м. занята глубоководной Курильской котловиной, к-рая отделена от океана Курильской островной грядой. Прибрежные осадки - терригенные грубозернистые, в центр. части моря - диатомовые илы. Земная кора под О. м. представлена материковым и субматериковым типами в сев. части и субокеаническим типом в южной. Образование котловины О. м. в сев. части произошло в антропогеновое время, вследствие опускания крупных блоков материковой коры. Глубоководная Курильская котловина - значительно более древняя; она образовалась либо в результате опускания материкового блока, либо вследствие обособления части ложа океана.

Климат. О. м. лежит в зоне муссонного климата умеренных широт. Большую часть года с материка дуют холодные сухие ветры, выхолаживающие сев. половину моря. С октября по апрель здесь наблюдаются отрицательная темп-ра воздуха, устойчивый ледяной покров. На С.-В. ср. месячные темп-ры воздуха в янв.- феврале от -14 до -20 °С, на С. и 3. от -20 до -24 °С, в юж. и вост. части моря от -5 до -7 °С; ср. месячные темп-ры июля и августа соответственно 10-12 °С, 11-14 оС, 11-18 °С. Годовое кол-во осадков от 300- 500 мм на С. до 600-800 мм на 3., в юж. и юго-вост. части моря - св. 1000 мм. В сев. половине моря облачность меньше, чем в южной, увеличивается с 3. на В.

В водном балансе О. м. поверхностный сток, осадки, испарение играют незначит. роль, гл. его часть образуется приходом и расходом тихоокеанской воды и притоком воды Японского м. через прол. Лаперуза. Тихоокеанская глубинная вода поступает через проливы Курильских о-вов ниже 1000-1300 м. Её темп-ра (ок. 1,8-2,3 °С) и солёность (ок. 34,4- 34,7°/оо.) в течение года меняются мало. Поверхностная охотская вода занимает слой глубиной до 300-500 л и за исключением прибрежной зоны наблюдается на всём пространстве моря. Её темп-pa зимой от -1,8 до 2 оС, летом от -1,5 до 15 оС, солёность от 32,8 до 33,8о/оо. В результате зимней конвекции между ниж. границей поверхностной воды и верх. границей глубинной тихоокеанской воды формируется промежуточный слой воды мощностью 150-900 м с темп-рой в течение года от -1,7 до 2,2 оС и солёностью от 33,2 до 34,5°/оо. В О. м. существует ярко выраженная, хотя и с многочисл. местными отклонениями, циклонич. система течений с малыми (до 2-10 см/сек) скоростями вдали от берегов. В узких местах и проливах господствуют сильные приливные течения (до 3,5 м/сек в Курильских проливах и в р-не Шантарских о-вов). В О. м. преобладают приливы смешанного типа, преим. неправильного суточного. Макс. величина прилива (12,9 м) отмечается в Пенжинской губе, минимальная (0,8 м) - у юго-вост. части Сахалина. В ноябре сев. часть моря покрывается льдом, средняя же и южная, подвергаясь воздействию приходящих циклонов, а изредка и тайфунов, становятся местом жестоких штормов, часто не утихающих по 7-10 сут. Прозрачность вод О. м. вдали от берегов составляет 10-17 м, у берегов уменьшается до 6-8 м и менее. О. м. свойственно явление свечения воды и льдов.

Растительность и животный мир. По видовому составу организмов, обитающих в О. м., оно имеет арктич. характер. Видами умеренной (бореальной) полосы, благодаря тепловому воздействию океанич. вод, населены преим. юж. и юго-вост. части моря. В фитопланктоне моря преобладают диатомовые водоросли, в зоопланктоне - веслоногие ракообразные и медузы, личинки моллюсков и червей. На литорали отмечаются многочисл. поселения мидий, литорин и др. моллюсков, усоногих рачков баланусов, морских ежей, из ракообразных много амфинод и крабов. На больших глубинах О. м. обнаружена богатая фауна беспозвоночных (стеклянные губки, голотурии, глубоководные восьмилучевые кораллы, десятиногие ракообразные) и рыб. Самой богатой и распространённой группой растит. организмов в зоне литорали являются бурые водоросли. В О. м. широко распространены также красные, в сев.-зап. части - зелёные водоросли. Из рыб наиболее ценными являются лососёвые: кета, горбуша, кижуч, чавыча, нерка. Известны промысловые скопления сельди, минтая, камбалы, трески, наваги, мойвы, корюшки. Обитают млекопитающие - киты, тюлени, сивучи, морские котики. Большое экономич. значение имеют камчатский и синий, или плосконогий, крабы (по запасам промыслового краба О. м. стоит на первом месте в мире), лососёвые рыбы.

По О. м. проходят важные мор. пути, связывающие Владивосток с сев. р-нами Д. Востока и Курильскими о-вами. Крупные порты на побережье материка - Магадан (в бухте Нагаева), Охотск, на о. Сахалин - Корсаков, на Курильских о-вах - Северо-Курильск.

О. м. было открыто во 2-й четв. 17 в. рус. землепроходцами И. Ю. Москвитиным и В. Д. Поярковым. С 1733 начались работы Второй Камчатской экспедиции, участники которой засняли почти все берега О. м. В 1805 И.Ф. Крузенштерн провёл опись вост. берега о. Сахалин. В течение 1849-55 Г. И. Невельской предпринял обследование юго-зап. берегов О. м. и устья р. Амур и доказал, что между Сахалином и материком существует пролив. Первую полную сводку по гидрологии моря дал С. О. Макаров (1894). Из работ нач. 20 в. для познания фауны О. м. крупное значение имеют исследования В. К. Бражникова (1899-1902) и Н. К. Солдатова (1907-13). Из иностр. экспедиций конца 19 - нач. 20 вв. следует отметить амер. экспедиции Рингальда, Роджерса и комиссии рыболовства США на судне "Альбатрос", япон. экспедицию 1915- 1917 под рук. X. Марукава. После окт. революции 1917 на О. м. были развёрнуты комплексные исследовательские работы под рук. К. М. Дерюгина и П. Ю. Шмидта. В 1932 в О. м. на судне "Гагара" работала комплексная экспедиция Гос. гидрологич. ин-та и Тихоокеанского ин-та рыбного х-ва. После этой экспедиции систематич. исследования в О. м. велись в течение ряда лет Тихоокеанским н.-и. ин-том рыбного х-ва и океанографии. С 1947 О. м. стало изучаться Ин-том океанологии АН СССР на судне "Витязь" (1949-54), судами Гос. океанографич. ин-та, Владивостокского гидрометуправ-ления и др. учреждениями.

Лит.: Макаров С. О., "Витязь" и Тихий океан, т. 1 - 2, СПБ, 1894; Леонов А. К., Региональная океанография, ч. 1, Л., 1960. Т. И. СУпранович, В. Ф. Канаев.

ОХОЦИМСКИЙ Дмитрий Евгеньевич (р. 26.2.1921, Москва), советский учёный в области механики, чл.-корр. АН СССР (1960), Герой Соцналистич. Труда (1961). Чл. КПСС с 1951. В 1945-66 работал в Математич. ин-те АН СССР, с 1966 в Ин-те прикладной математики АН СССР. Проф. механико-матем. ф-та МГУ (с 1961). Осн. труды по динамике полёта и управлению полётом летательных аппаратов, а также по разработке алгоритмов поведения сложных, адаптирующихся к неизвестной обстановке, кибернетич. локомоционных и манипуляционных систем с элементами искусств. интеллекта. Ленинская пр. (1957), Гос. пр. СССР (1970). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Механика космического полёта, в кн.: Механика в СССР за 50 лет, т. 1, М., 1968 (соавтор).

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ в СССР, система гос. и обществ. мероприятий, обеспечивающих гармоничное духовное и физич. развитие детей и подростков, предупреждение заболеваний и снижение смертности. Уже в первые дни существования Сов. власти по инициативе В. И. Ленина был издан ряд декретов, направленных на О. з. д. и п.: "О восьмичасовом рабочем дне" [29 окт. 1917 (11 нояб. 1918)], в к-ром воспрещалось использовать труд детей, не достигших 14 лет, а для подростков до 18 лет устанавливалась продолжительность рабочего дня не более 6 часов; декрет от 16 окт. 1918, согласно к-рому все учащиеся школ должны находиться под постоянным (диспансерным) наблюдением врача; "Об усилении детского питания" (14 сент. 1918); "О бесплатном детском питании" (17 мая 1919), на основании к-рого всем детям до 14 лет, независимо от классового положения родителей, выдавалось бесплатное питание, и др. Большую роль в создании О. з. д. и п. сыграли Н. К. Крупская, А. М. Коллонтай, В. П. Лебедева и др.

Первоначально задачи охраны здоровья детей были возложены на Наркомат просвещения. В 1917 был создан школьно-гигиенический отдел этого Наркомата под руководством врача-большевика В. М. Величкиной (Бонч-Бруевич); было определено содержание работы школьного врача, организована первая в стране профилактич. амбулатория для школьников и школа-санаторий для ослабленных детей. 11 июля 1918 школьно-гигиенический отдел переименован в отдел О. з. д. и п. и перешёл в ведение Наркомата здравоохранения. При отделе в 1921 из представителей Наркомздрава и Наркомпроса был создан Совет охраны здоровья детей. Осн. звеном в этой системе были детские профилактич. амбулатории, к-рые оказывали профилактич., общеврачебную и специализированную помощь в открытых при амбулаториях кабинетах (фтизиатра, стоматолога, окулиста, психоневролога, специалистов по врачебно-спорт. контролю, профконсультации и др.), проводили работу по обследованию состояния здоровья больших контингентов школьников для выявления наиболее распространённых заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, разрабатывали методы их ранней диагностики, лечения и профилактики. Были созданы диетич. столовые для школьников, оздоровительные площадки при школах, санатории для детей, страдающих неврозами, туберкулёзом, лесные школы.

Первый съезд по О. з. д. и п. (март 1919) осн. внимание уделил вопросам охраны здоровья школьников и определил профилактич. направление как ведущее. В 1917-30 под руководством гигиенистов и детских врачей Д. Д. Бекарюкова, А. В. Молькова, А. Г. Цейтлина. Л. А. Сыркина, А. Я. Гуткпна, С. С. Познанского, Е. П. Радина, Н. А. Глаголева закладывались основы гигиены детей и подростков. Для науч. разработки проблемы в Москве в окт. 1927 был создан Центр. н.-и. ин-т О.з. д. и п. (ныне Ин-т педиатрии и детской хирургии), затем аналогичные ин-ты в Ленинграде, Горьком, Киеве, Харькове, Новосибирске, Ростове-на-Дону и др.

В 1935 были созданы детские поликлиники, к-рые в 1949 (совм. с детскими консультациями) были объединены с детскими больницами или с детскими отделениями больниц для взрослых. Фактически наступило слияние двух систем медицинского обслуживания детей: системы охраны материнства и детства и О. з. д. и п.

В 1963 при поликлиниках, крупных пром. предприятиях, производств.-технич. уч-щах были организованы подростковые кабинеты, мед. персонал к-рых обеспечивает леч.-профилактич. обслуживание старших школьников, учащихся технич. училищ и подростков, работающих на произ-ве. По совр. трудовому законодательству, как правило, запрещён приём на работу лиц моложе 16 лет (см. также статьи Дети, Детский труд, Сокращённое рабочее время).

В совр. практике сложилась система мероприятий по О. з. д. и п., осуществляемая поэтапно: детскими поликлиниками, врачами школ и подростковых кабинетов, диспансерами, санаториями (общего типа и специализированными), пионерскими лагерями (круглогодичными и сезонными) Физич. воспитание детей и подростков проводится в общеобразовательных школах, юношеских спортивных школах, на стадионах, в спортивных пионерских лагерях. Широко развит детский и юношеский туризм.

В 1959 создан Н.-и. ин-т гигиены детей и подростков - науч. центр по проблемам здоровья детей и подростков, гигиеническим вопросам обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, школах, проф.-технич. уч-щах, профориентации; в 1964 Харьковский ин-т охраны материнства и детства им. Н. К. Крупской перепрофилирован в Ин-т О. з. д. и п.; Ин-т физиологии АПН СССР, ряд кафедр мед. вузов и ин-тов физкультуры занимается физиологией возрастной эволюции, методич. вопросами обучения и воспитания, физич. воспитания подрастающего поколения и врачебно-спортивным контролем.

После объединённой сессии АМН СССР и АПН СССР (1871) был организован (1972) научно-методич. совет АМН СССР и АПН СССР "Здоровье и школа", координирующий науч. исследования физиологов, гигиенистов, педиатров, психологов, педагогов по осн. проблемам физич. и психич. развития, обучения и воспитания школьников. Осн. принципы созданной в СССР системы О. з. д. и п. приняты во всех других социалистич. странах. См. также Педиатрия.

Лит.: Калюжная Р. А., Сердюконская Г. Н., Роль биологических и социальных факторов в формировании растущего организма, М., 1969; Петровский Б. В., Здоровье народа - важнейшее достояние социалистического общества, М., 1971; Мананн икона Н. В., Охрана здоровья детей в СССР, М., 1973.

Р. А. Калюжная.

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, в СССР система гос. и обществ. профилактич. и леч. мероприятий, обеспечивающих антенатальную охрану плода, профилактику заболеваний ребёнка, его всестороннее физич. и умств. развитие, предупреждение и лечение заболеваний у женщин, укрепление их здоровья.

28 дек. 1917 (10 янв. 1918) в составе Наркомата социального обеспечения был создан Отдел О. м. и д., к-рый начал организацию женских и детских консультаций, яслей детских, домов матери и ребёнка. Кодексом законов о труде 1922 и отдельными законами были установлены льготы по труду для беременных женщин и кормящих матерей; в 1927 родовспоможение, ранее находившееся в ведении леч. отделов наркоматов здравоохранения и здравотделов, вошло в систему О. м. и д.; в 1938 Отдел О. м. и д. слился с отделом Наркомздрава, ведавшим охраной здоровья детей и подростков. Указ Президиума Верх. Совета СССР от 8 июля 1944 "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства..." создал материальную и юри-дич. основу для дальнейшего развития О. м. и д.

При общем высоком уровне трудовых гарантий в СССР сов. законодательство содержит ряд спец. норм, закрепляющих особые льготы для беременных женщин и матерей. Запрещается привлекать беременных женщин, матерей, кормящих грудью, и женщин, имеющих детей в возрасте до 1 года, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), к сверхурочным работам, к работе в выходные дни, направлять их в командировки; при необходимости они должны переводиться на другую, более лёгкую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе. Эти категории женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 12 лет, нельзя привлекать к дежурствам в нерабочее время. При наличии ребёнка в возрасте от 1 года до 8 лет матери могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в командировки только с их согласия.

Матерям, кормящим грудью, и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1 года, помимо перерывов для отдыха и приёма пищи, даются дополнительные перерывы для кормления ребёнка не реже чем через 3 ч, продолжительностью каждый не менее 30 мин, при наличии 2 или более детей в возрасте до 1 года - продолжительностью не менее 1 ч.

Запрещается отказывать женщинам в приёме на работу или снижать им заработную плату по мотивам беременности или кормления ребёнка. Отказ в приёме на работу или увольнение с работы женщины по этим мотивам влечёт за собой уголовную ответственность (напр., УК РСФСР, ст. 139).

Работающих беременных женщин, кормящих матерей и женщин, имеющих детей в возрасте до 1 года, запрещено увольнять по инициативе администрации (кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда увольнение допускается, но с обязательным трудоустройством).

В соответствии с принципами О. м. и д. женщинам (работницам, служащим, членам колхозов) независимо от членства в профсоюзе предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой за этот период пособия по гос. социальному страхованию в размере полного заработка независимо от продолжительности трудового стажа. Законодательством при определённых условиях предусмотрена также выплата пособий на рождение ребёнка, одиноким и многодетным матерям, а с 1 ноября 1974 - пособий на детей малообеспеченным семьям. В 1971 пособия по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям и на предметы ухода, кормления и обслуживания детей в детских учреждениях составили 1474 млн. руб. (179 млн. в 1940).

Всем женщинам обеспечена возможность находиться в течение беременности под наблюдением мед. работников, а роды проводить в стационаре. Развиты спец. виды мед. помощи (профилактика и лечение недонашивания, нарушений овариального цикла и др.), гинекология детского возраста, онкогинекология. В сел. местности введена новая форма поликлинич. помощи - выездные жен. консультации. Большое значение имеют профилактич. осмотры женщин на пром. предприятиях. Число коек для беременных и рожениц на 1 янв. 1972 составило 224 тыс. (147 тыс. в 1940). Созданы спец. стационары для беременных с заболеваниями сердечно-сосудистой, центр. нервной системы, эндокринными расстройствами, туберкулёзом, почечной патологией, инфекц. заболеваниями, послеродовыми осложнениями, резускон-фликтной беременностью. В системе профсоюзов имеются спец. санатории и дома отдыха для беременных. К 1 янв. 1972 было 157,5 тыс. коек для лечения гинекологич. больных (33,5 тыс. в 1940), работали 43,7 тыс. акушёров-гинекологов (10,6 тыс. в 1940).

Сеть детских поликлиник обеспечивает непрерывное врачебное наблюдение за каждым ребёнком до 14 лет включительно, проведение профилактич. мероприятий по воспитанию здоровых детей. К 1972 было 455,8 тыс. детских больничных коек (89,7 тыс. в 1940), работали 84,5 тыс. врачей-педиатров (19,4 тыс. в 1940). Помимо педиатрии, быстро развиваются спец. мед. дисциплины: детские хирургия, оториноларингология, офтальмология, невропатология, травматология и ортопедия и др. Ежегодно увеличивается сеть санаторных пионерских лагерей, в к-рых отдыхают дети с лёгкими формами ревматизма, хронич. пневмонии, сахарного диабета, нарушением осанки, речи и т. д. Расходы по гос. бюджету СССР на обслуживание детей в детских домах, садах, яслях, пионерских лагерях и учреждениях по внешкольной работе с детьми, не считая капитальных вложений, в 1971 составили 4412 млн. руб. (423 млн. в 1940). В СССР функционируют 22 н.-и. ин-та О. м. и д., педиатрии, акушерства и гинекологии.

В конституциях ЧССР, ГДР, НРБ, ВНР, СРР, МНР спец. статьи предусматривают защиту прав и охрану здоровья матери и ребёнка. Во всех социалистич. странах создана сеть детских яслей и др. детских учреждений. В ряде капиталистич. стран мероприятия по организации помощи беременным, роженицам и детям раннего возраста, по борьбе с детской смертностью проводятся, как правило, на средства муниципалитетов и благотворит, обществ, а также за счёт страховых взносов и др.

Лит. см. при ст. Охрана здоровья детей и подростков. Е.Ч. Новикова,

ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, система междунар., гос. и обществ. мероприятий, ставящих целью сохранение и защиту культурного наследия человечества. Охране подлежат лит. и историч. памятники, произв. архитектуры, изобразит. и декоративно-прикладного иск-ва, археол. находки и комплексы, имеющие нац. и междунар. значение. Деятельность в сфере О. п. и. и к. слагается из н.-и. работы (изучение, классификация, каталогизация и публикация памятников), подготовки и издания законодат. актов (признание того или иного объекта памятником истории и культуры; принятие законов, запрещающих порчу, разрушение или перестройку памятников, вывоз памятников за границу и т. п.; разработка инструкций о порядке учёта, хранения и реставрации художеств. и историч. ценностей), консервационных и реставрационных работ (см. Консервация, Реставрация), популяризации памятников как ист. наследия и культурного достояния.

Идеи О. п. и. и к. получили распространение в эпоху Возрождения вместе с интересом к антич. иск-ву и развитием коллекционирования. В период Великой франц. революции декретами Конвента памятники истории и культуры впервые были объявлены всенар. достоянием, были национализированы частные собрания (декрет о создании музея Лувра, 1791). В 1795 возникла гос. служба охраны памятников. В 19 - нач. 20 вв. с ростом нац. самосознания народов во мн. гос-вах Европы памятники истории и культуры берутся под гос. опеку (закон о запрещении вывоза памятников иск-ва, изд. в Греции в 1834), создаются гос. инспекции (во Франции - в 1830, в Пруссии - в 1843), издаются положения (во Франции-в 1887, дополнено в 1962, в Италии -в 1902 и 1909, дополнено в 1939, в Польше-в 1918 и 1928) и законы об охране памятников, начинаются работы по их научной систематизации, каталогизации, консервации и реставрации. Во время 2-й мировой войны 1939- 1945 фашисты подвергли варварскому разрушению города и памятники. В кон. 1940-50-х гг. активизировалась деятельность по О. п. и. и к. Положения об охране памятников были изданы в Польше (1945, обновлено в 1962), Японии (1950), Египте (1951), ГДР (1952, обновлено в 1962), Чехословакии (1958), Югославии (1959); проведены огромные работы по восстановлению и реставрации памятников, пострадавших в годы войны. По инициативе ЮНЕСКО на Гаагской конференции 1954 приняты Междунар. конвенция и протокол "О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта". Вопросами О. п. и. и к. занимаются Междунар. совет музеев (1946), Междунар. исследоват. центр по охране и реставрации культурных ценностей (1959), Междунар. совет по охране памятников и достопримечательных мест (1965).

В России меры по охране отд. памятников старины впервые были приняты Петром I (1722). В соответствии с указами 1838 и 1839 была утверждена гос. опека над памятниками, начата работа по их учёту и каталогизации. Большой вклад в организацию О. п. и. и к. внесли Имп. археол. комиссия (1850) и Моск. археол. об-во (1864). После Великой окт. социалистич. революции Сов. гос-во с первых дней своего существования принимает меры к сохранению памятников иск-ва и культуры. Изданные по инициативе В. И. Ленина в 1918-24 декреты (более 15) заложили основу сов. гос. системы охраны памятников. С 1922 вопросами О. п. и. и к. ведал Нар. комиссариат просвещения РСФСР, с 1932 - К-т по охране памятников при ВЦИК, с 1936 - К-т по делам иск-в при СНК СССР. В кон. 1940 - нач. 1950-х гг. функции О. п. и. и к. переданы Мин-вам культуры СССР, союзных и авт. республик, АН СССР и союзных республик, гор. и респ. управлениям системы Госстроя СССР. В 1950-1960-е гг. в СССР осуществлены большие работы по восстановлению разрушенных фашистами памятников (в Ленинграде, Новгороде, Пскове, Киеве и др.). Большую помощь гос. органам оказывают Общества охраны памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры, признанные в СССР всенар. достоянием и охраняемые гос-вом, широко используются в коммунистич. воспитании трудящихся.

Лит.: Охрана памятников истории и культуры. Сб. документов, М., 1973; Riegl , Der moderne Denkmalkultus, W. - Lpz., 1903; Dehio G., Denkmalschutz und Denkmalpflege im 19. Jahrhundert, Stras., 1951; Noblecourt A., Protection of cultural property in the event of armed conflict, (P., 1958); Zehn Jahre Denkmalpflege in der DDR, Lpz., 1959; Denkmalpflege in unserer Zeit, В., 1963; Zachwatowicz J., Ochrona zabytkow w Polsce, Warsz., 1965. А. А. Максимов.

ОХРАНА ПРИРОДЫ, система естественнонаучных, технико-производственных, экономич. и административно-правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства или его части, а также в международном масштабе и направленных на сохранение и контролируемое изменение природы в интересах развивающегося человечества, на поддержание и увеличение её продуктивности, обеспечение рационального использования (включая восстановление) природных ресурсов и окружающей среды. О. п. имеет важное историч. и социальное значение, составляя в СССР часть всей программы развития нар. х-ва.

В пост. Верх. Совета СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов" от 20 сент. 1972 сказано: "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов... становятся одной из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народнохозяйственных планов, благосостояние нынешних и будущих поколений. Решение этой задачи в социалистическом обществе неразрывно связано с охраной здоровья населения, с обеспечением советским людям необходимых условий для плодотворного труда и отдыха.

Незыблемую основу организации наиболее правильного использования природных богатств, эффективной охраны природы составляют в Советском Союзе социалистическая государственная собственность на землю, ее недра, воды, леса" ("Правда", 1972, 21 сент., с. 1).

Окружающая человека природная среда сложилась в процессе формирования облика Земли под влиянием космич. факторов (солнечное излучение, тяготение), осн. свойств самой планеты (масса, размеры, состав, характер вращения) и происходящих на Земле процессов (текто-нич. деятельность, образование водной и воздушной оболочек, возникновение и развитие жизни). Состояние окружающей среды определяется подвижным равновесием, устанавливающимся в сложном комплексе мн. взаимодействующих процессов. Так, климат обусловливается характером атм. циркуляции и системой движения водных масс в океанах; растит. покров в различных р-нах суши зависит от климата, структуры земной поверхности, почвы. Под влиянием этих факторов, а также в результате сложного взаимодействия популяций животных и растений в различных областях планеты складываются определённые биогеоценозы. Энергия природных явлений и кол-во вовлекаемых в них веществ огромны, однако временами они приходят в неустойчивое состояние, и тогда достаточно затраты небольшого кол-ва энергии или вещества, чтобы процесс большого масштаба пошёл по иному пути. Это открывает возможность для активного воздействия на природные процессы сравнительно малыми средствами (напр., при воздействии на погодные условия) и в то же время создаёт опасность крупных, неожиданных и нежелательных изменений природы.

Любая форма жизни взаимодействует с окружающей средой, используя её ресурсы, приспосабливаясь к её условиям и внося изменения в её структуру, баланс и круговорот веществ и энергии. Такие важные особенности нашей планеты, как присутствие значит. кол-ва кислорода в атмосфере, образование нек-рых осадочных пород, гл. обр. известняка, и др., сформировались именно в результате жизнедеятельности организмов. В процессе развития живой материи выработались разнообразные формы, приспособленные к существованию в самых различных условиях, однако каждый отдельный вид живых существ взаимодействует со средой своеобразным, свойственным лишь ему, образом и может существовать только в определённых условиях внешней среды. Осн. формы взаимодействия животных и растений со средой меняются с появлением новых видов в процессе биологической эволюции. В отличие от растений и животных, человек способен создавать орудия производства и применять их в процессе труда. Тем самым он меняет способы своего взаимодействия с природой. При этом быстро расширяется круг условий, в к-рых возможно его существование, увеличивается число элементов окружающей среды, вовлекаемых в производств. деятельность, расширяется использование каждого из них. Количественное и качеств. воздействия человека на природу стремительно возрастают в ходе научно-технической революции.

Развитие производит. сил существенно меняет ценность и назначение природных ресурсов, а также формы их использования. Напр., нефть стала энергетич. ресурсом только со 2-й пол. 19 в., а уран - с сер. 20 в. Говоря о целесообразности использования природных ресурсов, следует учитывать, в чьих интересах оно ведётся. Использование природных ресурсов или изменение состояния природной среды целесообразно лишь в том случае, если оно отвечает интересам населения страны или всего человечества, а не интересам отдельных лиц, фирм или социальных групп. При этом необходимо учитывать долговременные интересы настоящего и будущих поколений. Из этого следует, что целесообразные изменения в состоянии природной среды может осуществлять лишь социалистическое или коммунистическое общество, имеющее однородные интересы и цели, способное рассчитывать своё развитие на долгий срок вперёд и располагающее практич. возможностью организовать рациональную эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с намеченными целями. Большое значение при этом имеют знания закономерностей развития и взаимодействия всех осн. процессов, протекающих в природе, что позволяет оценить и рассчитать естественный ход этих процессов, ближайшие и отдалённые последствия любого вмешательства. В оценке последствий воздействия на природу важное место занимает расчёт его допустимых (без вреда для человека и природы) масштабов. На этом базируется, в частности, определение предельно допустимых концентраций различных веществ, загрязняющих атмосферу, водные объекты или почву.

Изменяющееся в своих формах взаимодействие человека с природой становится по мере развития общества и совершенствования способов производства всё более интенсивным и его эффективность увеличивается. Так, совр. техника строительства, транспорта, связи, энергоснабжения, а также уровень медико-санитарного обслуживания позволяют разместить людей в больших городах с плотностью, во много раз большей, чем при возникновении гор. поселений; ирригация превращает засушливые земли в плодородные поля; селекция даёт возможность создавать более продуктивные сорта растений и породы животных, и т. д. Однако этот позитивный в основном процесс зачастую сопровождается нерациональным использованием природных богатств и приводит иногда к необратимым нежелательным изменениям состояния природной среды. Такие явления имели место на протяжении всей истории человеческого общества. Однако если на ранних её этапах использование человеком природных ресурсов, как и его воздействие на природу, были незначительными и не нарушали заметным образом естеств. природной среды, то в эпоху капитализма этот процесс резко усилился и принял угрожающий характер.

Хищническое использование природных богатств нанесло серьёзный ущерб живой природе. Введение в с. х-во колониальных и зависимых стран системы монокультур (кофе, гевеи, арахиса и др.) без соответствующих мер по предотвращению вредных последствий привело к истощению в этих странах плодородных земель и к эрозии почв; угрожающие размеры приняли эти процессы и в развитых странах. Значительно уменьшились площади леса, исчезли мн. виды животных.

Загрязнение окружающей среды усилилось с развитием пром-сти. Вначале оно имело место лишь вблизи предприятий, т. к. рассеивание загрязняющих веществ в воде или атмосфере обеспечивало восстановление чистоты среды уже на небольших расстояниях от источника загрязнения. Ныне разнообразные вещества, выбрасываемые в больших кол-вах с отходами производства или используемые в с. х-ве в качестве удобрений, гербицидов, инсектицидов, уже не успевают или вообще не могут нейтрализоваться окружающей средой.

Наибольших масштабов загрязнение среды достигло в пром. р-нах США, а также в Японии, ФРГ и нек-рых др. европ. странах. Атмосфера над крупнейшими городами и пром. центрами постоянно содержит ряд вредных примесей (СО, СО2, окислы азота, пыль, сажа и др.) в концентрациях, в десятки раз превышающих предельно допустимые сан. нормы. Сильно загрязнён Атлантич. ок., в особенности вблизи берегов Европы и Сев. Америки. Переносимые течениями загрязнения скапливаются в нек-рых р-нах, напр. в Баренцевом м., где мн. страны, в т. ч. СССР, ведут интенсивный рыбный промысел. Т. о., загрязнение природной среды приобрело глобальный характер.

Значит. истощение природных богатств и загрязнение окружающей среды побудили правительства многих стран принять определённые меры для О. п. В большинстве развитых стран упорядочено лесное х-во - вырубка ведётся в соответствии с приростом; начато воспроизводство рыбных запасов в реках, разведение промысловых животных; регулируется охота. Широкое развитие получило создание заповедников и др. охраняемых территорий. Принимаются меры с целью предотвращения эрозии почвы. В США, Франции и др. странах созданы спец. министерства, консультативные и др. ведомства по О. п. Однако проведение в жизнь законов об О. п. в капиталистич. странах часто наталкивается на сопротивление монополий, к-рым невыгодны дополнит. расходы, связанные, напр., со строительством очистных сооружений. Иностранные монополии продолжают хищнически эксплуатировать природные ресурсы экономически зависимых стран. Отсутствие действенного междунар. сотрудничества способствует хищнич. отношению к ресурсам океана.

Особую опасность для природной среды представляют произ-во, хранение и испытания атомного, химич. и др. видов оружия массового уничтожения. Ок. 1/2 лесов Юж. Вьетнама истреблено амер. авиацией в результате применения там дефолиантов и др. химич. средств в ходе агрессии США в Индокитае. Необратимые и опасные для всего живого изменения природы всей планеты принёс бы мировой термоядерный конфликт. Поэтому прекращение гонки вооружений, разоружение и др. меры по укреплению мира и развитию сотрудничества между странами имеют для О. п. решающее значение. Т. о., нерациональное использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду вызываются в основном социальными причинами. Ещё К. Маркс в одном из писем Ф. Энгельсу (от 25 марта 1868) отмечал: "...культура,- если она развивается стихийно, а не направляется сознательно...,- оставляет после себя пустыню..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с. 45). Многие зарубежные учёные, распространяя без должных оснований особенности взаимодействия человека с природой, характерные для капиталистич. строя, на всё человечество, приходят к пессимистич. выводам о неизбежности экологич. кризиса уже в ближайшем столетии, если нынешние тенденции в развитии общества сохранятся и впредь. Предотвратить такой кризис может, по их мнению, лишь стабилизация численности населения и прекращение роста производства. Однако совр. наука и техника уже решили многие задачи, необходимые для оптимальных форм взаимодействия человечества и природы. Созданы достаточно совершенные очистные сооружения, для ряда произ-в разработаны замкнутые "безотходные" тех-нологич. процессы. Предложены рациональные методы ведения сельского и лесного х-ва в разных природных условиях, способы разведения промысловых рыб и т. п. В социалистич. обществе сознательно направляемое плановое развитие всей экономики создаёт основу для оптимизации отношений к природе, что находит своё подтверждение в практике развития СССР и др. социалистич. стран. С первых дней Советской власти рациональное использование природных ресурсов и О. п. становятся делом гос. значения.

В СССР осуществляются мероприятия по всем осн. проблемам О. п.: совершенствование планирования; повышение ответственности предприятий и организаций за полное использование минерального сырья при его добыче и переработке; предотвращение загрязнения почвы пром. отходами и ядохимикатами, водоисточников и атм. воздуха-пром., коммунальными и др. выбросами; повышение личной ответственности граждан за сохранение окружающей среды. Точный учёт состояния осн. природных ресурсов обеспечивается системой земельного и водного кадастров, гос. оценки запасов полезных ископаемых и их добычи. Загрязнение природной среды в СССР во много раз меньше, чем в США, Японии, ФРГ и др. технически развитых странах. Несмотря на отсутствие социальных причин, вызывающих нерациональное использование природных богатств или неблагоприятное воздействие на среду, нек-рые подобные явления имеют место и в СССР. В ряде случаев планирующие органы шли на это сознательно, как на временную меру,- в особенности во время Гражданской и Великой Отечественной войн и в трудный послевоенный период в связи с острой нехваткой средств, необходимых для удовлетворения насущных нужд народа; в др. случаях они объясняются недочётами или ошибками в планировании. По мере укрепления экономики страны О. п. уделяется всё больше внимания и отводится всё больше материальных средств, что находит своё отражение и в соответствующих законодательных актах (см. ниже) и в конкретных мероприятиях. Так, напр., неотъемлемым элементом ген. схемы комплексного использования водных ресурсов, предусматривающей удовлетворение потребностей нар. х-ва в электроэнергии, получаемой на гидроэлектростанциях, в водных путях сообщения, орошении с.-х. угодий и т. д., является сокращение безвозвратных потерь воды и её загрязнения пром. предприятиями за счёт постоянного роста многократного водооборота, совершенствования очистных сооружений. Меры по предупреждению эрозии почвы органически входят в планы развития с. х-ва.

В больших масштабах проводится лесонасаждение, последовательно сокращается молевой сплав, лесоохранными мероприятиями охватывается всё большая площадь лесов страны. Борьба с загрязнением воздуха ведётся посредством установки фильтров, улавливающих отходы производства и позволяющих перерабатывать их в полезную продукцию (напр., сернистый ангидрид - в серную к-ту), а также путём изменения технологии. Централизация отопления и перевод его на газовое топливо, развитие теплофикации наряду с др. мероприятиями позволили достичь удовлетворительной чистоты воздуха в Москве и др. городах СССР. Дальнейшие меры по усовершенствованию очистки воздуха в СССР снизят к 1980 по сравнению с уровнем 1970 (несмотря на быстрый рост производства) общее количество выбрасываемых предприятиями: пыли на 50%, окиси углерода на 40%, углеводородов на 50%.

Для снижения загрязнения почвы регламентируется применение пестицидов в с. х-ве. Ядохимикаты, способные накапливаться в организмах, исключаются из производства и применения; одновременно расширяется использование биол. методов борьбы с с.-х. вредителями. Принимаются меры по очистке наиболее загрязнённых водоёмов. Значительно снизилось загрязнение, в основном нефтепродуктами, Каспийского м.; для предотвращения загрязнения бассейнов pp. Волги и Урала в прибрежных городах сооружаются мощные установки для очистки пром. и бытовых стоков.

Разрабатываются спец. меры по охране особенно ценных водоёмов. Напр., определён характер экономич. развития бассейна оз. Байкал, предусматривающий сочетание эксплуатации ресурсов этого огромного р-на с сохранностью уникального природного объекта. В результате принятых в СССР мер по охране диких животных поддерживается высокая численность и ведётся регулируемый промысел котика, соболя, а также акклиматизированных в СССР ондатры, нутрии и др. Успешно начато искусственное разведение промысловых рыб в Каспийском и Аральском морях, в оз. Иссык-Куль, в реках севера Европ. части СССР и Д. Востока. Восстановлена и поддерживается высокая численность лосей, сайгаков, бобров, сохранено и увеличено поголовье зубров, куланов и др. редких животных (см. Охраняемые растения и животные).

В СССР функции О. п. осуществляют специализированные органы общегос. управления: Гос. комитет Сов. Мин. СССР по науке и технике (имеет Междуведомственный научно-технич. совет по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов); Мин-во с. х-ва СССР; Мин-во мелиорации и водного х-ва СССР; Мин-во геологии СССР; Гос. комитет по надзору за безопасным ведением работ в пром-сти и горному надзору при Сов. Мин. СССР (Госгортехнадзор СССР); Гос. комитет лесного х-ва Сов. Мин. СССР; Мин-во рыбного х-ва СССР; Мин-во здравоохранения СССР; Гл. управление гидрометеорология, службы при Сов. Мин. СССР; Мин-во химич. и нефт. машиностроения СССР. Специализированные органы по О. п. имеются и в союзных республиках.

Н.-и. работой по проблемам О. п. занимаются в СССР многие н.-и. учреждения АН СССР, Гидрометеорологич. службы, ВАСХНИЛ и различных ведомств, ун-ты и др. вузы, а также заповедники, имеющиеся в различных природных зонах СССР. Основы О. п. включены в учебные программы средних школ, мн. техникумов, учебных ин-тов и ун-тов.

Важное значение имеет пропаганда знаний о природе среди населения с помощью печати, радио, телевидения. Большую работу ведут обществ. организации - добровольные общества О. п. союзных республик и прежде всего Всероссийское (см. Охраны природы общества), Моск. и др. об-ва испытателей природы; Географич. об-во, Всесоюзное общество "Знание" и др. Организуются народные ун-ты и факультеты О. п. СССР принимает активное участие в международных мероприятиях по О. п., а также в совместных действиях с др. странами.

В обращении "К народам мира", принятом на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верх. Совета СССР и Верх. Совета РСФСР 22 дек. 1972 в связи с 50-летием образования СССР, отмечено большое значение для человечества борьбы против опасности, связанной с нарастающим ухудшением природных условий, отравлением воздуха, морей и рек, загрязнением городов. Участники заседания призвали народы Земли объединить и активизировать усилия во имя сохранения и восстановления среды, окружающей человека. Е. К. Фёдоров.

Правовые проблемы О. п. В сов. законодательстве под правовой О. п. понимается совокупность всех юридич. мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий. В других странах правовая О. п. иногда понимается в более узком смысле - как сохранение достопримечательностей природы, особо ценных или уникальных природных объектов, а охрана всех остальных природных объектов включается в понятие охраны окружающей среды; в совр. период О. п. в широком смысле и охрана окружающей среды всё чаще рассматриваются как тождественные понятия.

В России система правовых мероприятий по О. п. была впервые проведена Петром I, к-рый ввёл жёсткую регламентацию рубок леса в интересах правильного ведения лесного х-ва и учредил службу лесного контроля. Нек-рые виды деревьев (дуб, вяз, карагач и др.), водоохранные леса были объявлены заповедными. Указом 1719 были предусмотрены строгие меры наказания за засорение Невы и др. рек. В конце 19 в. были приняты законы о сбережении лесов (1888), об охоте (1892) и др. Однако развитие капитализма на рубеже 19 и 20 вв., вызвавшее быстрый рост пром-сти и освоение новых земель, повлекло за собой нарушение многих правил О. п., в погоне за прибылью частные предприниматели хищнически эксплуатировали природные богатства, нанося значит. ущерб стране.

В СССР О. п. рассматривается как важная гос. задача. Сразу после победы Великой Октябрьской социалистич. революции был издан ряд законодательных актов; основополагающий среди них - принятый 26 окт. 1917 2-м Всероссийским съездом Советов по предложению В. И. Ленина Декрет о земле. Затем были изданы декрет ВЦИК от 27 мая 1918 "О лесах", декреты СНК РСФСР от 20 марта 1919 "О лечебных местностях общегосударственного значения", от 14 мая 1919 "О недрах земли", от 24 мая 1921 "Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море", от 16 сент. 1921 "Об охране памятников природы, садов и парков" и др. Все эти декреты отражали ленинские принципы О. п.: гос. решение проблем О. п., создание системы контрольно-надзорных органов, заповедников, организация рационального природопользования, учёт интересов будущих поколений в использовании природных богатств, ответственность за неправильное отношение к природе; эти принципы реализуются и в совр. природоохранительном законодательстве.

Правовое регулирование отношений по О. п. осуществляется законами об О. п. союзных республик, законами Союза ССР и союзных республик о земле, водах, здравоохранении и др. Законы об О. п. в 1957-63 были приняты во всех союзных республиках (в Латв. ССР в 1968 принят новый закон об О. п.). Они обеспечивают комплексный подход к проблеме охраны окружающей человека природной среды и направлены не только на сохранение редких и ценных природных объектов, но и распространяются на все компоненты природного комплекса (в т. ч. и находящиеся в эксплуатации). Законы устанавливают запретительные меры в целях сохранения природных объектов, регулируют нек-рые условия их использования, предусматривают про-филактич. меры по О. п., порядок их планирования, финансирования, контроля за их исполнением.

В 1969 Верх. Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (в их развитие в союзных республиках приняты законы о здравоохранении), определяющие совокупность сан.-гигиенич. требований (в т. ч. к почвам, воздушному и водному бассейнам), к-рым должны удовлетворять условия труда, быта и отдыха населения. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1968) и респ. земельные кодексы регулируют всю совокупность вопросов использования и охраны земель как сельскохозяйственных, так и всех других категорий (см. Земельное право). Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик (1970) и водные кодексы союзных республик охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением рационального использования и охраны водных ресурсов - поверхностных и подземных (см. Водное законодательство). Лесное законодательство регулирует порядок использования лесных богатств, обеспечивающий рациональное использование лесов и их защиту.

Многие вопросы охраны окружающей среды содержатся в пост. Сов. Мин. СССР и Сов. Мин. союзных республик, регулирующих вопросы эксплуатации отд. видов природных ресурсов и природной среды в целом для нужд добывающей и обрабат. пром-сти, с. х-ва, энергетики, транспорта, градостроительства, науч. экспериментирования и т. п. Нек-рые постановления пр-ва СССР специально определяют долгосрочные программы мер по охране важнейших элементов природной среды или направлены на охрану благоприятных природных условий тех или иных территорий, водных бассейнов, горных систем и т. п., имеющих особое значение.

В сент. 1972 Верх. Совет СССР признал заботу об О. п. одной из важнейших задач Сов. гос-ва. 29 дек. 1972

ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР приняли развёрнутое пост. "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов", обязавшее парт. и сов. органы установить систематич. контроль за проведением работ по борьбе с эрозией почв, правильным использованием земель, вод, лесов, недр и др. природных богатств, за соблюдением действующих правил и норм по рекультивации земель, по предотвращению загрязнения и засоления почв, поверхностных и подземных вод, по сохранению водоохранных и защитных функций лесов, водорегулирующей роли торфяных массивов, по сохранению и воспроизводству животного и растительного мира, по предотвращению загрязнения атм. воздуха. С 1974 введено планирование мероприятий по О. п., как составных частей текущих и перспективных планов развития нар. х-ва СССР.

Выполнение общих требований по О. п. является в первую очередь обязанностью тех предприятий, учреждений, орг-ций и граждан, к-рые эксплуатируют природные богатства или по роду своей деятельности оказывают воздействие на состояние природной среды. Законодательство предусматривает их обязанность соблюдать все предписываемые законом меры по О. п., выделять потребные для этих целей материальные средства, проводить соответствующие работы и т. д. Материальный ущерб, причинённый невыполнением требований О. п., подлежит возмещению, а должностные лица и граждане, нарушившие законы об охране ок