загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

см. Молекулярная генетика, Оперон).

Важнейшую роль в регуляции обмена веществ и энергии в клетках играют белково-липидные биологические мембраны, окружающие протоплазму и находящиеся в ней ядро, митохондрии, пластиды и др. субклеточные структуры. Поступление различных веществ в клетку и выход их из неё регулируются проницаемостью биологических мембран. Значит, часть ферментов связана с мембранами, в к-рые они как бы "вмонтированы". В результате взаимодействия того или иного фермента с липидами и др. компонентами мембраны кон формация его молекулы, а следовательно, и его свойства как катализатора будут иными, чем в гомогенном растворе. Это обстоятельство имеет огромное значение для регулирования ферментативных процессов и О. в. в целом.

Важнейшим средством, с помощью к-рого осуществляется регуляция О. в. в живых организмах, являются гормоны. Так, напр., у животных при значит, понижении содержания сахара в крови усиливается выделение адреналина, способствующего распаду гликогена и образованию глюкозы. При избытке сахара в крови усиливается секреция инсулина, к-рый тормозит процесс расщепления гликогена в печени, вследствие чего в кровь поступает меньше глюкозы. Важная роль в механизме действия гормонов принадлежит циклической аденозинмонофосфорной кислоте (цАМФ). У животных и человека гормональная регуляция О. в. тесно связана с координирующей деятельностью нервной системы (см. Нервная регуляция).

Благодаря совокупности тесно связанных между собой биохимических реакций, составляющих О. в., осуществляется взаимодействие организма со средой, являющееся непременным условием жизни. Ф. Энгельс писал: "Из обмена веществ посредством питания и выделения... вытекают все прочие простейшие факторы жизни..." ("Анти-Дюринг", 1966, с. 80). Т. о., развитие (онтогенез) и рост организмов, наследственность и изменчивость, раздражимость и высшая нервная деятельность - эти важнейшие проявления жизни могут быть поняты и подчинены воле человека на основе выяснения наследственно обусловленных закономерностей О. в. и сдвигов, происходящих в нём под влиянием меняющихся условий внешней среды (в пределах нормы реакции данного организма). См. также Биология, Биохимия, Генетика, Молекулярная биология и лит. при этих статьях.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Вагнер Р., Митчелл Г., Генетика и обмен веществ, пер. с англ., М., 1958; Анфинсен К., Молекулярные основы эволюции, пер. с англ., М., 1962; Ж а к о б Ф., М о н о Ж-, Биохимические и генетические механизмы регуляции в бактериальной клетке, [пер. с франц.], в кн.: Молекулярная биология. Проблемы и перспективы, М., 1964; Опарин А. И. Возникновение и начальное развитие жизни, М., 1966; Скулачев В. П., Аккумуляция энергии в клетке, М., 1969; Молекулы и клетки, пер. с англ., в. 1-5, М., 1966-70; Кретович В. Л., Основы биохимии растений, 5 изд., М., 1971; 3 6 а р с к н и Б. И., Иванов И. И., Мардашев С. Р., Биологическая химия, 5 изд., Л., 1972. В.Л. Кретович.

VI. Нарушения обмена веществ Любое заболевание сопровождается нарушениями О. в. Особенно отчётливы они при расстройствах трофической и регуляторной функций нервной системы и контролируемых ею желез внутр. секреции. О. в. нарушается также при ненормальном питании (избыточный или недостаточный и качественно неполноценный пищевой рацион, напр, недостаток или избыток витаминов в пище и др.). Выражением общего нарушения О. в. (а тем самым и обмена энергии), обусловленного изменением интенсивности окислит, процессов, являются сдвиги в основном обмене. Повышение его характерно для заболеваний, связанных с усиленной функцией щитовидной железы, понижение - с недостаточностью этой железы, выпадением функций гипофиза и надпочечников и общим голоданием. Выделяют нарушения белкового, жирового, углеводного, минерального, водного обмена; однако все виды О. в. так тесно взаимосвязаны, что подобное деление условно.

Нарушения О. в. выражаются в недостаточном или избыточном накоплении веществ, участвующих в обмене, в изменении их взаимодействия и характера превращений, в накоплении промежуточных продуктов О. в., в неполном или избыточном выделении продуктов О. в. и в образовании веществ, не свойственных нормальному обмену. Так, диабет сахарный характеризуется недостаточным усвоением углеводов и нарушением их перехода в жир; при ожирении происходит избыточное превращение углеводов в жир; подагра связана с нарушением выделения из организма мочевой к-ты. Избыточное выделение с мочой мочекислых, фосфорнокислых и щавелевокислых солей может привести к выпадению этих солей в осадок и к развитию почечнокаменной болезни. Недостаточное выделение ряда конечных продуктов белкового обмена вследствие нек-рых заболеваний почек приводит к уремии. Накопление в крови и тканях ряда промежуточных продуктов О. в. (молочной, пировиноградной, ацетоуксусной к-т) наблюдается при нарушении окислит, процессов, расстройствах питания и авитаминозах; нарушение минерального обмена может привести к сдвигам кислотно-щелочного равновесия. Расстройство обмена холестерина лежит в основе атеросклероза и нек-рых видов желчнокамен -ной болезни. К серьёзным расстройствам О. в. следует отнести нарушение усвоения белка при тиреотоксикозе, хронич. нагноении, нек-рых инфекциях; нарушение усвоения воды при диабете несахарном, солей извести и фосфора при рахите, остеомаляции и др. заболеваниях костной ткани, солей натрия - при аддисоновой болезни.

Диагностика нарушений О. в. основывается на исследовании газообмена, соотношения между количеством того или иного поступающего в организм вещества и выделением его, определении химич. составных частей крови, мочи и др. выделений. Для изучения нарушений О. в. вводят изотопные индикаторы (напр., радиоактивный иод - гл. обр. 131I - при тиреотоксикозе). Лечение нарушений О. в. направлено гл. обр. на устранение причин, их вызывающих. См. также Молекулярные болезни. Наследственные заболевания и лит. при этих статьях. С. М. Лейтес.

ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм, переданных и принятых за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц и т. д.) по к.-л. линии телеграфной связи, к.-л. предприятием связи или всей телеграфной сетью. Наибольший суточный О. т.- в дневной период (от 12-14 часов до 18-20 часов), наименьший-в ночной (от 23 часов до 7-8 часов след, суток); дни наименьшего обмена - суббота, воскресенье и понедельник (в воскресенье О. т. составляет примерно половину среднесуточного О. т. за неделю); месяцы повышенного О. т. - апрель, июль, август, ноябрь и декабрь.



1818.htm
ОБЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА, революционный процесс распада мировой системы капитализма и подтачивание его "внутренним разложением" (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 44). Переход от всемирного капитализма к всемирному социализму, коммунизму занимает целую эпоху. Победа социализма первоначально в одной стране - в СССР ознаменовала начало этой эпохи. По мере распада мировой системы капитализма внутр. противоречия капитализма в тех странах, где он ещё сохранился, обостряются, процесс его загнивания достигает предельной остроты. Всё это и означает, что капита-листич. система находится в состоянии общего кризиса. В. И. Ленин видел осн. содержание эпохи, на протяжении к-рой развёртывается О. к. к., в том, что это ч... всемирный революционный кризис..." (см. там же, т. 27, с. 305), нарастание ч... всемирной социалистической революции" (там же, т. 37, с. 74), процесс ч... краха капитализма во всем его масштабе и рождения социалистического общества" (там же, т. 36, с.48), процесс отпадения всё новых стран от системы капитализма и рост мировой системы социализма.

В. И. Ленин раскрыл истоки О. к. к., его коренные причины. Охарактеризовав империализм как канун социалистич. революции, он показал, что в самой природе империализма содержится неотвратимость его общего кризиса. Открыв закон неравномерности экономич. и политич. развития капитализма на его империалистич. стадии (см. Неравномерности экономического и политического развития капитализма закон), В. И. Ленин тем самым установил, что О. к. к. будет длиться целую эпоху. Предпосылки О. к. к. стали назревать с тех пор, как домонополистич. капитализм перерос в монополистический. Та грань, к-рая означала переход от назревания предпосылок О. к. к. к его возникновению и развитию, определяется следующими моментами.

1. Внутренне присущее капитализму противоречие между производительными силами и производственными отношениями приобрело при империализме характер острого конфликта. О. к. к. означает, что этот конфликт не только всё более обостряется, но и получает революционное разрешение в форме ликвидации экономич., социальных и политич. отношений реакционного бурж. строя, происходит отпадение от системы капитализма всё новых стран.

2. Вступление капитализма в эпоху империализма открыло эру его умирания. В. И. Ленин писал, что ...монополия, вырастающая и з капитализма, есть уже умирание капитализма... (там же, т. 30, с. 165). О. к. к. означает не просто умирание капитализма. Растёт число стран, в к-рых капитализм низвергнут, происходит необратимый процесс распада мировой капиталистич. системы.

3. Перерастание домонополистич. капитализма в империализм означает, что капитализм вступил в стадию, на протяжении к-рой завершается созревание предпосылок социалистич. революций. В условиях О. к. к. эти предпосылки реализуются: непосредственно развёртывается революционный процесс низвержения капитализма и победы социализма во всё более широком круге стран. Социализм развивается уже не только как науч. теория социалистич. революции, но и как реальная революционная практика пролетариата, возглавляемого ком-мунистич. партиями, и его союзников.

4. До общего кризиса капитализм оставался всемирной системой и его состояние определялось внутр. закономерностями, соотношением внутр. сил. О. к. к. означает, что системе капитализма противостоит система социализма. Они находятся в состоянии противоборства - в экономич. соревновании, идеологич. и политич. борьбе друг с другом, временами империализм навязывает социализму воен. конфликты. На положение капитализма всё большее влияние оказывает соотношение сил социализма и капитализма на мировой арене. О. к. к., представляя собой определённое состояние капитализма, находит своё проявление, с одной стороны, в ослаблении капитализма, а с другой - в усилении социализма. Будучи процессом распада мировой капиталистич. системы, О. к. к. включает в себя тенденции и к усилению внутр. разложения капитализма в рамках отдельно взятых стран. В них образуются и накапливаются экономич. и политич. чпродукты распада" мировой капиталистич. системы.

Сущность О. к. к. раскрывается в следующих его проявлениях, охарактеризованных в Программе КПСС: "Отпадение от капитализма все новых стран; ослабление позиций империализма в экономическом соревновании с социализмом; распад колониальной системы империализма; обострение противоречий империализма с развитием государственно-монополистического капитализма и ростом милитаризма; усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики, проявляющееся в растущей неспособности капитализма использовать полностью производительные силы (низкие темпы роста производства, периодические кризисы, постоянная недогрузка производственных мощностей, хроническая безработица); нарастание борьбы между трудом и капиталом; резкое обострение противоречий мирового капиталистического хозяйства; небывалое усиление политической реакции по всем линиям, отказ от буржуазных свобод и установление в ряде стран фашистских, тиранических режимов; глубокий кризис буржуазной политики и идеологии, - во всем этом находит свое выражение общий кризис капитализма" (1973, с. 25-26).

В. И. Ленин неоднократно подчёркивал многообразие проявлений О. к. к. Кризис так глубок, - писал В. И. Ленин, - так широко разветвлен, так всемирно велик... (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 28). Естественно, что с нарастанием О. к. к., в силу неравномерности развития капитализма, одни черты могут выступать на первый план, другие же отступать на второй.

С нач. 60-х гг. нек-рые из наиболее обострённых в прошлом явлений, как хроническая безработица, напр., выступают с меньшей силой, чем раньше, зато первостепенную важность приобрели такие черты О. к. к., как ослабление позиций империализма в экономич. соревновании с социализмом; распад колониальной системы империализма; усиление внутр. неустойчивости и загнивания капиталистич. экономики.

Материалы съездов КПСС, теоретич. документы мирового коммунистич. движения дают характеристику О. к. к., отнюдь не привязанную раз и навсегда к определённому чнабору" признаков, а гибкую, отражающую противоречивость, многообразие и изменчивость этого процесса.

О. к. к. развивается не прямолинейно; нельзя сказать, что он нарастает непрерывно, из года в год. Это неравномерный и чрезвычайно сложный процесс, к-рый, как и предвидел В. И. Ленин, будет идти через ч долгие и тяжелые перипетии" (см. там же, т. 27, с. 305).

О. к. к. включает в себя как долговременные тенденции обострения внутр. противоречий капитализма, так и различные временно действующие процессы (напр., усиление инфляции, резкое ухудшение платёжного баланса тех или иных стран, социально-политич. взрывы, подобные тому, к-рый произошёл во Франции в мае 1968). Такие явления возникают, могут преодолеваться, чтобы через нек-рое время проявиться вновь, иногда совсем в др. стране. Их исчезновение на какой-то период можно считать свидетельством того, что современный капитализм в состоянии на время и частично ослабить проявления нек-рых из своих противоречий. Однако О. к. к. характеризуется в первую очередь именно долговременными тенденциями, делающими в историч. перспективе неизбежным полное и окончательное крушение всей капиталистич. системы.

Пока капитализм не низвергнут в результате социалистич. революции, он приспосабливается к изменяющимся условиям, ч Особенности современного капитализма в значительной мере объясняются тем, что он приспосабливается к новой обстановке в мире... Однако приспособление к новым условиям не означает стабилизации капитализма как системы. Общий кризис капитализма продолжает углубляться" (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 14-15).

Было бы неверно судить о развитии О. к. к. только по данным экономич. конъюнктуры. О. к. к. есть сложный комплекс многих экономич. и социально-политич. процессов, разъедающих систему империализма. В ходе историч. развития общая неустойчивость капитализма возрастает. Это происходит не только при экономич. спадах, но и в условиях роста произ-ва, ибо слагаемыми этой неустойчивости являются, с одной стороны, углубление противоречий экономики капитализма и, с другой, - рост нар. х-ва, оборонной мощи и политич. влияния социализма, а также разного рода политич., нац. и др. общественные кризисы в капиталистич. мире, создаваемые господством монополий, поскольку оно ведёт ко все более жестокой эксплуатации народов.

Одним из проявлений О. к. к. является усиление загнивания империализма, несмотря на то что объём продукции капиталистич. произ-ва возрастает, а его технич. оснащение улучшается. Ленинский тезис о загнивании отнюдь не означает утверждения о прекращении роста капиталистич. производительных сил. Ленин говорит о борьбе двух тенденций - одной к загниванию, а другой к повышению уровня развития техники, росту объёма произ-ва. В 30-х гг. в жестоких экономич. кризисах особенно ярко проявлялась тенденция к загниванию. Но и тогда она вовсе не означала, что нигде и ни в чём не было никакого прогресса. В нач. 70-х гг. индексы капиталистич. произ-ва, инвестиций говорят о значительном росте, но это, в свою очередь, не значит, что загнивания больше нет. В совр. период оно со всей очевидностью обнаруживает себя в разрыве между потенциальными возможностями производительных сил и их реальным использованием в капиталистич. мире.

Объём промышленного произ-ва в США возрос за 1950-72 примерно в 2,6 раза, а результатов научных исследований накоплено за этот период во много раз больше. В стремлении к повышению прибылей монополии применяют новую технику, но далеко не в том объёме, к-рый возможен при совр. уровне науч. достижений. По-прежнему сохраняется огромный разрыв между уровнями развития производит, сил в развитых капиталистич. странах, с одной стороны, и в развивающихся странах, где проживает две трети населения несоциалистич. мира,- с другой. Показателем загнивания совр. капитализма является и то, что в капиталистич. странах катастрофически усиливается процесс загрязнения окружающей человека среды вследствие корыстного использования монополиями достижений современной науки и техники.

В историческом противоборстве сил прогресса и реакции социализм добивается новых успехов не только в области произ-ва материальных благ, но и во всемирной битве за умы и сердца людей. Во многих капиталистич. странах вспыхивают всё новые социально-политич. кризисы, стремительно набирает силу рабочее движение. В нек-рых странах Африки и Азии национально-освободительное движение приобрело ярко выраженную антикапиталистич. направленность. "Мировое революционное движение, несмотря на трудности и неудачи отдельных его отрядов, продолжает наступление... Империализм бессилен вернуть утраченную им историческую инициативу, повернуть вспять развитие современного мира" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 286, 289). В своём развитии О. к. к. проходит через определённые этапы, и каждому свойственны особые черты. Они представляют собой конкретизацию последних в своеобразных условиях. О. к. к. исторически прошёл в своём развитии два этапа и в середине 50-х гг. вступил в третий.

Основой периодизации эпохи О. к. к. является существенное изменение соотношения сил между капитализмом и социализмом. Первый э т а п О. к. к. начался в связи с 1-й мировой войной 1914-18 и особенно Великой Окт. социалистич. революцией. Гл. черты этого этапа: произошло первое в истории сокращение сферы капиталистич. эксплуатации, утверждение и развитие диктатуры пролетариата, в России; в ряде стран имели место крупные революционные выступления пролетариата, глубоко потрясшие капитализм; под влиянием Великой Окт. социалистич. революции, покончившей с нац. гнётом в России, начались восстания и национально-освободительные войны в колон, странах, возник и развернулся кризис колон, системы империализма; произошло обострение противоречий капиталистич. экономики в результате сокращения сферы капиталистич. эксплуатации и развёртывания кризиса колон, системы. Экономич. кризис 1929-33 по своей глубине и масштабам не имел себе равных за всю историю капитализма.

Различают три периода первого этапа О. к. к. Годы 1917-23 - период рево-люц. выступлений пролетариата и эконо-мич. потрясений. Следующий период - 1924-29-период относительной, неустойчивой стабилизации капиталистич. х-ва, относительного укрепления политич. господства буржуазии, период временного ослабления накала революц. борьбы пролетариата. Третий период - 1929-39 - характеризуется в области экономики двумя кризисами (1929-33 и 1937-38), в области политики - прежде всего установлением фаш. диктатур в нек-рых империалистич. странах (Германия, Испания). В целом для этого периода характерно новое резкое обострение капиталистич. противоречий, противоречий между крупнейшими империалистич. странами (в первую очередь между нацистской Германией, с одной стороны, и Англией, Францией и США - с другой), приведших в конце концов к возникновению 2-й мировой войны 1939-45.

В ходе 2-й мировой войны и социалистич. революций, происшедших в ряде стран Европы и Азии, начался второй этап О. к. к. Победа СССР над фашизмом привела к созданию условий, благоприятных для усиления демократич. сил во всех странах. Победа СССР вдохновила порабощённые народы на усиление борьбы с империализмом и нац. гнётом, способствовала мощному подъёму нац.-освободит, движения в колон, и зависимых странах, развязала внутр. прогрессивные силы в ряде стран Европы и Азии, помогла этим силам, возглавляемым рабочим классом, свергнуть реакционные режимы и установить народно-демократич. строй. От капитализма отпал ряд стран, народы к-рых вступили на путь социалистич. преобразований. Гл. черты второго этапа О. к. к.: превращение социализма из системы, ограниченной рамками одной страны, в мировую систему, охватывающую ряд стран; углубление кризиса колон, системы, приведшее к её распаду; дальнейшее обострение внутр. противоречий капиталистич. экономики.

Мировой капитализм переживает новый, третий этап общего кризиса. Он развернулся не в связи с мировой войной, а в условиях мира. Осн. его черты: мировая социалистич. система стала решающей силой в антиимпериалистич. борьбе; рухнула система колон, рабства, её распад выражается уже не только в ломке политич. структуры колониализма, но и в том, что начался подрыв, а кое-где и ликвидация экономич. корней колониализма; во многих странах национально-освободительные движения стали приобретать ярко выраженный антикапитали-стич. характер; усилилась неустойчивость капиталистич. экономики. Теперь это следствие уже не 2-й мировой войны, а результат монополистич. применения новой техники, небывалого для мирного времени развития государственно-монополистич. капитализма, милитаризации, вызвавших дальнейшее обострение противоречий всей совокупности социально-экономич. отношений капитализма.

Даже наиболее развитые капиталистич. гос-ва не избавлены от серьёзных экономич. потрясений. США, напр., в 1969- 1971 переживали очередной экономич. кризис. В 60-х гг. начался серьёзный кризис валютно-финансовой системы капитализма, в 70-х гг. капиталистич. мир вступил в период острого энергетич. кризиса. В ряде стран отмечался спад произ-ва, рост инфляции и безработицы. М. С. Драгияев.

"ОБЩИЙ РЫНОК", см. Европейское экономическое сообщество.

ОБЩИЙ СЫРТ, возвышенность на Ю.-В. Европ. части СССР. Протягивается в широтном направлении на 500 км; на В. примыкает к горам Юж. Урала. Вые. до 405 м. По О. С. проходит водораздел между басе. pp. Волги и Урала. Сложен песчаниками, глинами, известняками пермского и мезозойского возраста. Для О. С. характерны платообразные водоразделы и ступенчатость склонов. Местами встречаются куполообразные останцы - шиханы. Развит карст. На О. С. преобладают дерновинно-злаковые степи.

ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ, см. в ст. Стаж, трудовой.

ОБЩИНА, в широком значении термина самые различные общности: гор. коммуны, сел. общества, землячества, религ. сообщества, профессиональные объединения и т. п. В ряде социалистич. стран (Болгария, ГДР, Польша, Югославия) О.- низовая адм.-терр. единица, в ГДР и Югославии - и звено обществ.-политич. организации страны. В ГДР города, О. и объединения О. - самостоятельные сообщества в рамках централизованного руководства и планирования, находящиеся под защитой конституции. Права и обязанности О. определяются конституциями соответствующих стран, др. гос. законами и статутами, принимаемыми самой О.

В специальном значении под О. имеется в виду первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородственных связей. С образованием классового общества первобытная кровнородственная О. трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сел. населения. В том или ином конкретно-историч. воплощении О. присуща всем докапи-талистич. структурам.

На первобытной стадии обществ, развития О. - имеющий всеобщее распространение универсальный институт, выступающий носителем всей совокупности обществ, функций, определяющий всю систему отношений: это и производственный, и семейно-бытовой, и культовый коллектив. Изменение обществ, структуры в результате развития производит, сил, роста общественного разделения труда и возникновения социальных антагонизмов ведёт к утрате О. всеобъемлющего значения. Она становится одной из низовых ячеек сложного социального организма классового общества, превращается в самоуправляющуюся организацию непосредственных производителей. В классовых докапиталистич. обществах О. существовала как объединение, необходимо дополнявшее семейно-индивидуальное х-во, к-рое становится теперь осн. производств, ячейкой. В качестве специального института, обеспечивающего нормальное функционирование и воспроизводство крест, х-ва, О. сохраняется, пока не исчезают породившие её докапиталистич. обществ.-экономич. условия. Особенно важна роль О. в экономике крест, х-ва, прежде всего в земельных отношениях. Однако соседская О. классовых докапиталистич. обществ выполняет и более широкие социальные функции. Нередко она является низовой адм.-терр. ячейкой. Отношения в О. закреплены обычным, а часто и гос. правом. В большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки и поныне О. - живой, активно действующий институт, органич. часть их обществ, системы.

Природная, естественно возникшая общность людей составляет ту основу, с к-рой начинается историч. развитие. Она была необходимой предпосылкой трудовой деятельности людей. Изолированный индивид не в состоянии устоять в борьбе с природой, добыть себе необходимый минимум средств существования. Принадлежность человека к определённой общности на этой стадии - непреложное условие самой жизни вообще; и он существует лишь как член семьи, локальной группы, рода, племени или иной естественно сложившейся общности (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 461-87). Неразвитость труда, примитивность орудий и средств произ-ва обусловливали коллективность присвоения жизненных средств. О. как кооперация трудящихся индивидов сама выступала в качестве "... первой великой производительной силы..." (там же, с. 485). Труд отдельного человека не имел самостоятельного бытия; он был составной частью, функцией совокупного труда О. (см. К. Маркс, там же, т. 13, с. 19). Существовавшее внутри первобытной О. разделение труда не было общественным в строгом смысле термина; оно основывалось на половозрастных различиях и на сезонных формах хозяйственной деятельности. Действительное обществ, разделение труда лишь со временем зарождается между отдельными О., обменивавшимися продуктами своей деятельности. Составлявшие первобытный коллектив структурные элементы - отдельные индивиды, парные и большие семьи, агнатные группы (см. Агнаты) и пр.- могли быть в какой-то мере хозяйственно обособленными, но оказывались нежизнеспособными вне О., выступавшей экономич. целым.

В сов. историографии высказываются различные точки зрения на соотношение О. и рода. Согласно одной из них, род - осн. структурная единица первобытного общества; на ранних этапах развития О. и род совпадали. Разделение О. в качестве производств, ячейки и рода как экзогамного (см. Экзогамия) коллектива кровных родственников произошло позднее - при переходе к патриархально-родовым отношениям (см. Первобытнообщинный строй). По представлениям сторонников другой точки зрения, О. в качестве производств, и семейно-быто-вого коллектива является основным и исходным социальным организмом. Роды, фратрии, племена и пр. учреждения, оформлявшие первобытнообщинный строй, вторичны и производны. Названные точки зрения по-разному оценивают взаимодействие экономич. и естественных, кровнородственных отношений в первобытном обществе, однако обе они исходят из признания естественно возникшей общности как господствующей и всеобъемлющей социальной формы, как необходимой и неизбежной предпосылки присвоения на этой стадии общественного развития.

Прогресс в развитии производит, сил и в общественном разделении труда вёл к усложнению внутренней структуры О., в связи с чем менялось и взаимоотношение составлявших её элементов. С переходом от присваивающей экономики к производящей создавались условия для индивидуализации произ-ва, укреплялась и расширялась хоз. роль семьи, повышалась ценность производственного опыта, знания и умения отдельных индивидов, наметилось отделение организаторских функций от производит, труда. С расширением произ-ва, возникновением специализации обмен взаимной деятельностью между членами О. (и непосредственный, и продуктами) всё чаще совершается через специальных должностных лиц - общинных и родовых старейшин, а также вождей, постепенно сосредоточивших в своих руках распределение территории, руководство коллективными работами, организацию воен. дела, отправление культа и мн. др. общественно значимые функции. Т. о., внутри О. начал зарождаться особый институт управления, социальная власть, выступавшая всеобщим представителем О. Пока ещё это была власть опыта, знания, авторитета. Она существует внутри О., не отделена от неё, но в её самостоятельности заложена возможность перехода к власти политической, стоящей над обществом. Привилегированное положение общинной и родо-племенной верхушки в период разложения первобытнообщинного строя становится фактором, ускорявшим развитие имущественной и социальной дифференциации.

Дальнейшее развитие произ-ва вело к умножению и усложнению выполняемых О. экономич., идеологич., адм.-управленческих, военных и др. обществ, функций. Однако с возникновением классового общества всё большая часть этих функций переходила к новым социальным учреждениям: формирующемуся гос-ву, рабовладельч. латифундии, феод, поместью и вотчине. Однако эти учреждения не в состоянии были полностью вытеснить О. в её роли важнейшего социального института, органич. части общественной системы в докапиталистич. обществах.

В сов. историографии общепринято выделение двух осн. типов О. - первобытной, кровнородственной и соседской, территориальной, что соответствует двум принципиально различным социаль-но-экономич. типам общества - доклассовой и классовым докапиталистич. формациям. Спорным является вопрос о переходных формах (соседско-родовых, соседско-болыпесемейных и пр.). Часть исследователей рассматривает большую семью в качестве типа, равноценного родовой и соседской О. В развитии родовой О. обычно различают раннеродовую О. охотников, рыболовов, собирателей и развитую родовую О. ранних земледельцев и скотоводов. Первая приходится на стадию присваивающего хозяйства, вторая - на начальный этап производящего. Однако критерии различия той и другой со стороны внутренней структуры О., конкретных форм кровнородственных связей понимаются по-разному.

При всём огромном разнообразии конкретно-историч. форм и вариантов соседской О. она также прошла через определённые стадии, в общем совпадающие со ступенями обществ, эволюции. К. Маркс различал 3 осн. формы (ступени, стадии) разложения первоначального единства О. и выделения семейно-индивидуального х-ва: т. н. азиатскую, античную, германскую ("Формы, предшествующие капиталистическому производству", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, с. 461-503). Перечисленные стадии О. характеризовались дуализмом коллективного и частного начал, прежде всего дуализмом коллективного и индивидуального землевладения, но соотношение этих начал в них было разным. Азиатская стадия О. по сути являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии историч. развития. В основе её лежала ещё общая собственность на землю. Надел отд. семьи представлял неотъемлемую принадлежность О. Такого рода общинная организация опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия в рамках О., слабость либо отсутствие разделения труда между разными О. Античная стадия (см. Полис), представлявшая следующую ступень разложения первоначального единства О. и обособления семейно-индивидуального х-ва и частной собственности, предполагала такую организацию, при к-рой предпосылкой для присвоения земли продолжало оставаться членство в О., но каждый член О. уже стал частным собственником обрабатываемого надела. Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве гос. собственности (Ager publicus) отделена здесь от частной собственности. Гарантией сохранения античной О. служило равенство входивших в неё свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших своё существование. Герм. О. являла собой дальнейший шаг в обособлении составлявших О. семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского" х-ва как осн.производств, ячейки. В герм. О. коллективная собственность лишь дополнение к собственности отд. домохозяев. Если в античной О. существование индивида как частного собственника было обусловлено его членством в О. (полисе, гос-ве), то в герм, форме, напротив, наличие самой О. обусловлено потребностями семейно-индивидуального х-ва.

Каждая из стадий соседской О. представлена самыми различными модификациями. На развитие и конкретные формы общинных организаций накладывали отпечаток естественно-географич. и историч. среда, в к-рой находились общинные организации, характер хоз. деятельности, а также этнич. компоненты. Особенностями, порождёнными необходимостью крупных коллективных работ (ирригация и пр.), отличалась, напр., О. вост. деспотий. Господство общей собственности на землю здесь реализовывалось через собственность верховной О. в лице гос-ва, деспота; отдельные О. выступали лишь наследственными владельцами обрабатываемой земли.

Своеобразную форму ранней соседской О. представляла О. кастовая (см. Касты). Её специфика проистекала из особого вида обществ, разделения труда, замкнутого в рамках сел. О., зиждящегося не на товарном, а на натуральном обмене продуктами и взаимной деятельностью. Проф. различия, порождённые такой формой обществ, разделения труда, закреплены социально в кастовых различиях. Тем самым резко усиливались присущие О. патриархальность и консерватизм, упрочивался автаркизм О., создавались серьёзные преграды на пути развития гор. ремесла и товарного обмена. Разложение кастовой О. происходит чрезвычайно медленным темпом, ибо выделяющиеся в процессе имуществ. дифференциации эксплуататорские элементы остаются внутри общинно-кастовой организации. Традиционность и окостенелость кастового деления, консервируя эту форму обществ, развития, тормозили вызревание социальных антагонизмов. Наиболее полное развитие общинно-кастовая система получила в Индии, но она известна и в других обществах-Др. Египте, доколониальной тропич. Африке, Океании, ср.-век. Японии.

За пределы начальной ступени разложения первобытного коллективизма и трансформирования соседской О. фактически не выходит и О. кочевая. Характер произ-ва (необходимость коллективного выпаса и охраны стад, сезонного перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь в случае падежа скота и др. стихийных бедствий) здесь таков, что он обусловливает функционирование каждого отд. индивида или семьи (большой или малой) лишь в качестве члена коллектива (обычно по-военному организованного). Район кочевья, занимаемый отд. хоз. единицей, - составная часть общей зем. собственности племени.

К первоначальной стадии формирования соседской О. подошли общинные организации герм, племён ко времени завоевания ими Зап. Рим. империи (эту стадию эволюции О. часто обозначают термином "земледельческая" и рассматривают как один из типов О.). К этой же стадии, по мнению мн. исследователей, принадлежала вост.-слав. вервь накануне образования Киевской Руси и на начальном этапе её существования (иногда вервь отождествляется либо с большой семьёй, либо с сел. общиной типа герм, марки).

Последняя стадия соседской О. приходится на период господства феод, отношений. С торжеством крупного землевладения О. превратилась из свободной в зависимую от господств, класса и его гос-ва организацию непосредственных производителей, используемую в целях их эксплуатации. Однако её порядки и институты продолжали действовать внутри феод, владения в качестве необходимого дополнения к парцеллярному х-ву крестьян, обеспечивая его нормальное функционирование. Даже собственное х-во феодала было вынуждено подчиняться распорядку деревенской О. При помощи О. как сообщества мелких производителей поднималась целина, расчищались леса, прокладывались дороги, возводились ирригац. и мелиорац. сооружения, строились мосты, мельницы, воен. укрепления, замки, культовые здания и др. О. сыграла положительную роль в переходе к трёхполью и регулированию этой системы земледелия. Существование О. в качестве организации непосредств. производителей - крестьян закреплялось в обычном (иногда в писаном) праве. Несмотря на прогрессировавшее развитие частнособственнических отношений и имуществ. неравенства, соседская О. сохраняла свою демократич. природу. Она сыграла большую роль в ограждении её членов от натиска феодалов. О. сохранялась "... на протяжении всего средневековья в тяжелой непрерывной борьбе с землевладельческой знатью" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 337). Соседская О. лучше всего представлена в источниках и изучена на примере герм, марки. Первоначально О.-марка представляла собой объединение свободных землевладельцев. В процессе феодализации с переходом крестьянских наделов из частной собственности их владельцев в феодальное держание свободная марка превращалась в зависимую. В классич. варианте с характерным разделением земель на наделы отд. семей и алъменду, со строго регламентированным использованием последней, принудительным севооборотом, системой "открытых полей", различными сервитутами и самоуправлением О.-марка сложилась к 12-13 вв. и просуществовала до конца средневековья (а в ряде стран и р-нов и дольше). По словам Энгельса, марковый строй "... на протяжении всего средневековья служил основой и образцом всякого общественного устройства и пронизывал всю общественную жизнь не только в Германии, но и Северной Франции, Англии и Скандинавии" (там же, с. 329). Окончат, уничтожена она была с проникновением капиталистич. отношений в земледелие, встретившим в деревенской О. с её трёхпольем (или даже принудит, севооборотом) препятствие для перехода к более интенсивным формам полеводства.

Одним из вариантов соседской О. являлась русская средневековая О. Относительное многоземелье не требовало введения столь многочисленных сервитутов, ограничивавших индивидуальное землепользование крест, семей, как это было в герм, марке. Этому способствовали и небольшие размеры поселений. По тем же причинам альменда (весьма обширная по территории) в гораздо меньшей мере использовалась коллективно. Зато в области самоуправления О.-волость имела намного большие права. Распределение земель и регулирование их использования, раскладка "тягла", избрание сел. властей (старост, а впоследствии волостных старшин), сбор средств на мирские расходы, организация взаимопомощи, решение гражд. и мелких уголовных дел составляли компетенцию крест. О. Волость наряду с феод, поместьем и вотчиной являлась терр.-адм. ячейкой, частью гос. организма. Выборные волостные власти выступали одновременно и представителями гос. администрации в её низовом звене.

С развитием феод, отношений, усилением фискального гнёта, а также ростом населения и возникновением зем. "утеснения" крест. О. в России как на государственных, так и на частновладельч. землях претерпевает существенные изменения. На протяжении 17-18 вв. становится нормой проведение в О. уравнительных переделов земли. Вместо определённого участка, находящегося в постоянием распоряжении, крест, семья получает определённую долю (меняющуюся по размеру и местоположению) в общем землепользовании О. Всё это з усиливало финансово-адм. права О. как коллектива в отношении её членов.

Выход из О. становился всё более затруднительным. Особенностью рус. О. была её стабилизация и укрепление в период позднего феодализма.

В условиях крепостного права отношения между вотчинной администрацией и крест. О. на помещичьих землях строились на признании О. и её выборных представителей как органа, регулирующего хоз. и бытовую жизнь деревни. О. пользовалась известной самостоя. тельностью в обеспечении выполнения гос. повинностей (подушная подать, рекрутчина и т. д.), реже в организации выполнения повинностей перед помещиком (больше в оброчных, меньше в барщинных имениях). Как правило, помещики изымали из ведения О. функции суда и расправы (у гос. крестьян эти функции О. в значит, мере сохранялись). За О. оставалось хоз. распоряжение надельными землями, организация произ-ва в крест, х-ве, регулирование внутридеревенских гражданских и семейных отношений. Вовлечение представителей общинного самоуправления в систему вотчинной администрации притупляло остроту классового антагонизма, перенося крест, недовольство властью помещиков на выполнявшие их волю органы О.

По Крестьянской реформе 1861 О. и её выборные органы стали низшим звеном адм. управления в деревне на всех категориях земель. Положение О. как социального института было законодательно оформлено. В "Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" были определены функции О., получившей наименование сел. общества, права и обязанности сел. схода как собрания глав крест, дворов (семей) - домохозяев, а также избираемого сходом сел. старосты. С введением земских участковых начальников (1889) был резко усилен бюрократич. контроль над общинным самоуправлением. В пореформенную эпоху продолжали существовать и неоформленные законом органы мира ("советы стариков" и т. п.), к-рые оказывали влияние на внутреннюю жизнь О. (контроль за деятельностью старост, суд по нормам обычного права и т. д.). С развитием капитализма в России органы общинного самоуправления всё более попадали в руки зажиточных крестьян, использующих О. в целях закабаления односельчан. Сход всё чаще становится ареной обостряющихся столкновений формирующихся внутри О. новых социальных слоев - полупролетариев и сел. буржуазии.

С сер. 19 в. вопрос о сущности О. и её роли в жизни деревни становится одним из главных в идейной и общественно-политич. жизни России. Славянофилы, а вслед за ними и официальные идеологи считали О. исконным славянским институтом, одним из устоев самодержавно-крепостнич. строя, спасающим Россию от революции. Отсюда "охранительная" политика самодержавия по отношению к крест. О. (ограничение права выхода из неё и др.), задерживавшая её разложение. А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, народники, напротив, видели в О. почти готовую ячейку социалистич. общества, считали её способной обеспечить России особый путь историч. развития и избавить крестьянство от мучительного процесса "вываривания в фабричном котле капитализма". Отношение к О. было одним из вопросов, разделивших в кон. 19 в. народническое и марксистское направления рус. революц. движения. Марксисты, прежде всего В. И. Ленин, доказывали, что Россия уже вступила на путь капиталистич. развития и что её социалистич. будущее может быть только результатом революц. борьбы пролетариата. Крест. О. в кон. 19 - нач. 20 вв., как показал Ленин, оставалась "средневековой", "архаической", "полукрепостной". Наиболее реакционными её чертами Ленин считал "сословную замкнутость", раздробляющую крестьян "на крохотные союзы" и поддерживающую "традиции косности, забитости и одичалости", её "обязательный, тягловый характер", отсутствие у крестьянина "права выйти из общины, права заняться любым промыслом или делом", "крепостническую власть земли", т. е. отсутствие права отказа от земли (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 333; т. 2, с. 414, 420; т. 3, с. 148-49, 322; т. 4, с. 55-56, 432; т. 6, с. 344, 395, 446 и др.).

Но одновременно крест. О. и при самодержавно-крепостнич. режиме представляла собой "... союз по владению надельной землей" (там же, т. 16, с. 264), оставалась объединением крест, х-в, удовлетворявшим их нужды как совладельцев земли, связанным с обычным способом расселения (село и деревня), являвшимся в то же время демократич. организацией местного самоуправления. Ленин видел в О. товарищеский союз крестьян, нуждающийся в защите от самодержавного "попечительства", и поэтому заявлял, что "... общину, как демократическую организацию местного управления, как товарищеский или соседский союз, мы безусловно будем защищать от всякого посягательства бюрократов..." (там же, т. 6, с. 344). В ходе Революции 1905-07 О. была использована крестьянами как "аппарат для воздействия на помещичьи усадьбы" (там же, т. 16, с. 398). Поэтому политика помещиков и самодержавия по отношению к О. изменилась: "защита общины... окончательно сменилась ярой враждой к общине" (там же, с. 350). Уничтожение О. и замену общинного землевладения единоличным участковым, отвечающим требованиям капиталистич. способа произ-ва, насаждение кулачества и обезземеливание трудовых слоев деревни осуществляла Столыпинская аграрная реформа. Однако полностью разрушить О. капитализм в России не успел. В Европ. России накануне 1917 общинными оставались почти 2/3 крест, х-в и 4/5 надельных земель.

В результате Великой Окт. социалистич. революции всё реакционное, фискально-крепостническое в общинном праве было уничтожено. Крест. О. превратилась в свободный союз равноправных пользователей национализированной землёй. На 1-м этапе аграрной революции (1917 - 1-я пол. 1918), когда решалась задача ликвидации помещичьего землевладения и всё крестьянство выступало как целое, О. со своим мирским самоуправлением облегчила организацию крестьян для борьбы против помещиков, а передельный механизм оказался вполне пригодным для распределения среди крест, х-в экспроприированных земель. В ходе уравнит. переделов земли крест. О. вновь ожила. В 1927 на терр. РСФСР в общинном пользовании было 91,1% крест, земель. Сов. законами (Земельный кодекс РСФСР 1922, общесоюзные "Общие начала землепользования и землеустройства" 1928, и др.) были оформлены и долевой принцип определения размеров землепользования отд. х-в с периодич. уравнением их путём переделов, и совместное использование общих угодий, и организация самоуправления О. в поземельных делах. Но общинное землепользование с чересполосицей, неустойчивостью надела и принудит, севооборотом не обеспечивало необходимых условий для роста с.-х. произ-ва. О. служила исходной формой, от к-рой был возможен переход и к капиталистич. формам землепользования путём его индивидуализации, и к социалистическим - путём его коллективизации. Для социалистич. преобразования с. х-ва существенное значение имели традиции взаимопомощи и традиционное сознание принадлежности земли коллективу, а также наличие сложившегося комплекса с.-х. угодий, находившегося в совместном пользовании группы крест, х-в, чаще всего целого селения. В условиях советского обществ, строя традиции взаимопомощи и коллективизма в О. всемерно поощрялись и поддерживались. Однако традиционность и консерватизм О. находились в непримиримом противоречии с революц. характером процесса коллективизации. О., являясь непосредственным распределителем земель, располагала значит, материальными средствами, собираемыми путём самообложения (тогда как сел. Советы самостоятельного бюджета не имели). Она приобретала большое влияние не только в хозяйственной, но и в политич. жизни крестьянства и в ряде случаев начинала противостоять сел. Советам. Иногда Совет оказывался подчинённым мирскому сходу, на к-ром пользовались равным правом голоса бедняки, середняки и кулаки. Возникла необходимость внесения коренных изменений в статут О. В 1927-29 были приняты законы, обеспечившие подчинение О. сел. Советам (утверждение решений, принимаемых сходами, и контроль за их исполнением, передача сел. Советам средств самообложения, лишение кулаков права решающего голоса на сходах и права избираться в органы общинного самоуправления и др.).

Сплошная коллективизация сельского хозяйства устраняла самые условия существования О. как соседского объединения крестьян-единоличников по совместному пользованию землёй. О. ликвидировалась, когда 2/3 её членов вступали в колхоз. Все с.-х. земли и имущества общего пользования передавались колхозам (с сохранением права пользования за х-вами, не вошедшими в колхоз), несельскохозяйственные земли и имущества, предприятия и обществ. здания переходили в распоряжение сел. Советов.

Малые народы Севера Европ. части, Сибири, Д. Востока и после Окт. революции 1917 сохраняли ещё в значит, мере первобытное скотоводч., охотничье и рыболовецкое х-во, общинно-родовой быт. Сов. строительство здесь должно было начинаться от родовой О. как исходной обществ, формы. Родовые собрания и родовые Советы - первичная организация низового звена сов. управления, подготовившая переход в нач. 1930-х гг. к территориальным оседлым и кочевым Советам. Примитивные формы коллективного произ-ва и взаимопомощи были использованы для создания простейших производств, объединений, охватывавших всё население О. и все отрасли её хоз. деятельности. В кон. 1930-х гг. начался переход объединений этого типа на устав колхозов, завершившийся уже после войны. Преобразование родовой О. в коллективное х-во проходило в порядке медленной трансформации, являясь по существу глубоко революц. процессом.

Пастбищно-кочевая О. скотоводов Казахстана и Ср. Азии являлась в 1920-х гг. разновидностью соседско-родовой О. Первичной хоз. и социальной ячейкой кочующих скотоводов был хоз. аул, состоявший из большесемейной О. или группы родственных семей. Группа хоз. аулов составляла адм. аул, к-рый и являлся О., осуществлявшей коллективный выпас скота на принадлежавшей ей терр. С сер. 1920-х гг. началось преобразование пастбищно-кочевой О. из соседско-родовой в соседскую сельскую. Общинно-родовые связи и традиции оказали заметное влияние и на процесс коллективизации скотоводч. х-в. Многие колхозы возникли здесь на основе и в рамках хоз. аулов и поэтому были небольшими (10-15 семей) и сохраняли во внутр. структуре, в произ-ве и быту те или иные родовые начала. В быту колхозников Казахстана и Ср. Азии пережитки традиций и норм большесемейной О. отмечаются до сих пор.

Историч. опыт социалистич. преобразований в СССР показывает, что О. не может служить самостоятельным фактором перехода к социализму. Традиционность и консерватизм, обеспечение нормального функционирования и воспроизводства семейно-индивидуального крест, х-ва - сущность О. Сама по себе она содержит лишь один фактор развития - собственное разложение. Только коренная технич. и социальная реконструкция с. х-ва, осуществлённая под руководством рабочего класса и Сов. гос-ва, создала условия для преобразования О. в коллективное х-во. Использование О. в строительстве социализма зависит от характера самой О., от её места в жизни крестьян, а главное, от способности революц. сил страны осуществить социалистич. преобразование всего общества. Формы, традиции и навыки коллективного труда, потребления и взаимопомощи, присущие О., могут быть использованы в процессе строительства социалистич. х-ва.

Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд. т. 46, ч. 1; Энгельс Ф., Марка, там же т. 19; его ж е, К истории древних герман цев, там же; его же, Франкский период там же; его же, Происхождение семьи частной собственности и государства, там же т. 21; Ленин В- И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; е г о же, Аграрная программа русской социал-демократии, там же, т. 6; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905 - 1907 гг., там же, т. 16; е г о ж е, Новая аграрная политика, там же; его же, Аграрный вопрос в России к концу XIX в., там же, т. 17; Ковалевский М. М., Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом, в. 1 - 2, СПБ, 1905; Проблемы истории первобытного общества, [Сб. ст.], М.- Л., 1960; Законы истории и конкретные формы всемирно-исторического процесса, кн. 1 - Проблемы истории докапиталистических обществ, М., 1968; Разложение родового строя и формирование классового общества. [Сб. ст.], М., 1968; Б ром лей Ю. В., Перши ц А. И., Ф. Энгельс и проблемы первобытной истории, в кн.: Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса, М., 1972. Ковалевский М. М., Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения, ч. 1, М., 1879; М а у р е р Г. Л., Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти, пер. с нем., М., 1880; Греков Б. Д., Полица, М., 1951; Дискуссия по проблеме родовой и сельской общины на древнем Востоке, "Вестник древней истории", 1963, № 1; Дьяконов И. М., Община на древнем Востоке в работах советских исследователей, там же; В а с и л ь-е в Л. С., Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI - VII вв. до н. э.), М., 1961; Кудрявцев М. К., Община и каста в Хиндустане, М., 1971; С к а з к и н С. Д., Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века, М. 1968; его же, Избр. труды по истории, М., 1973; Н е у с ы х и н А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса ран-нефеодального общества в Западной Европе VI - VIII вв., М., 1956; его же, Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII - XII вв., М., 1964; А н о х и н Г. И., Общинные традиции норвежского крестьянства, М., 1971.

Итоги экономического исследования России по данным земской статистики, т. 1 - [Воронцов] В. В., Крестьянская община, М., 1892; Кауфман А. А., Сборник статей. Община. М., 1915; Сергеев М. А., Некапиталистический путь развития малых народов Севера, М.- Л., 1955; Л я-Пушкин И. И., Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства (VIII - первая половина IX в.), Л., 1968; А л е к с е е в Ю. Г., Arpapная и социальная история Северо-Восточной Руси XV - XVI вв., М.- Л., 1966; Ш а п и р о А. Л. Крестьянская община в крупных вотчинах первой половины XVIII в., "Уч. зап. Саратовского гос. ун-та", т. 1 (XIV), Серия исторического факультета, в. 1, 1939; Александров В. А., Сельская община и вотчина в России (XVII - начало XIX вв.), в сб.: Исторические записки, т. 89, М., 1972; Дубровский С. .М., К вопросу об общине в России в начале XX в., "Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы", 1960, К., 1962; Д р у ж и н и н Н. М., А. Гакстгаузен и русские революционные демократы, "История СССР", 1967, № 3; Дан и-л о в В. П., Земельные отношения в советской доколхозной деревне, там же, 1958, № 3; е г о ж е, К вопросу о характере и значении крестьянской поземельной общины в России, в сб.: Проблемы социально-экономической истории России, М., 1971; его ж е, Община у народов СССР в послеоктябрьский период, "Народы Азии и Африки", 1973, № 3; Т р а п е з н и к о в С. П., Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос, т. 1 - 2, М., 1967; Тезисы докладов и сообщений XIV сессии межреспубликанского симпозиума по аграрной истории Восточной Европы, в. 2, М., 1972; Л а п т и н П. Ф., Община в русской историографии последней трети XIX - начала XX вв., К., 1971. См. также лит. при ст. Крестьянство. Л. В. Данилова, В. П. Данилов.

"ОБЩИНА", 1) революционный журнал. Изд. в сент. 1870 в Лондоне (один номер). Редакторы: С. Г. Нечаев и В. И. Серебреников. Напечатанный в нач. 1871 2-й номер был уничтожен Нечаевым. 2) Революционный журнал. Изд. в янв. - дек. 1878 в Женеве группой рус. народ-ников-бакунистов. Вышло 9 номеров. Тираж 1000 экз. Редакторы: П. Б. Аксельрод, Н. И. Жуковский, Д. А. Клеменц, 3. К. Ралли. Постоянные сотрудники: С. М. Кравчинский, В. Н. Черкезов, Л. Г. Дейч, Я. В. Стефанович. Участвовали также М. П. Драгоманов, Э. Ре-клю и др. В "О." анализировались итоги вхождения в народ, публиковались материалы процесса 193-х, в т. ч. речь И. Н. Мышкина. Журнал был связан с Землёй и волей, стремился объединить "в социально-революционную партию" различные народнич. течения.

ОБЩИННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, см. в ст. Собственность.

ОБЩИННАЯ ТЕОРИЯ, марковая теория, сложившаяся в бурж. историографии 2-й пол. 19 в. система взглядов, согласно к-рой исходным пунктом агр. эволюции и всего социального строя средневековья была община (марка). С точки зрения эволюции общины представители О. т. исследовали происхождение и развитие феод, вотчины, ср.-век. гос-ва, городского строя. Осн. принципы О. т. были изложены и обоснованы в 50-х гг. 19 в. Г. Л. Маурером (Германия). Во 2-й пол. 19 в. О. т., развитая О. Гирке, А. Мейценом (Германия), Г. Мэном, Э. Фрименом (Великобритания), Э. Глассоном, П. Виолле (Франция), получила распространение в ист. науке (в рус. медиевистике в 70-90-х гг. стала господствующей).

Осн. науч. достижением О. т. было обоснование положения о том, что обществ, строю, основанному на частной зем. собственности, предшествовал строй, осн. на коллективной обработке земли и на коллективной собственности на землю. Слабыми сторонами О. т. были: рассмотрение агр. истории феод, эпохи как процесса, лишённого социальных антагонизмов; недооценка роли насилия и переоценка роли правовых институтов в истории; представление об общине как неизменном институте.

С кон. 90-х гг. О. т. подверглась критике со стороны историков реакц. направления, утверждавших извечность отношений частной собственности. Историки-марксисты оценивают О. т. в целом как достижение бурж. историографии 19 в. и критически используют работы её представителей.

Лит.: Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX - нач. XX в., [М.], 1958. А.И.Данилов.

ОБЩИННО-РОДОВОЙ СТРОЙ, см. Первобытнообщинный строй.

ОБЪЕДИНЕНИЕ АРХИТЕКТОРОВ-УРБАНИСТОВ (1928-31), см. АРУ.

ОБЪЕДИНЕНИЕ (ОБЩЕСТВО) СОВРЕМЕННЫХ АРХИТЕКТОРОВ, Всероссийское объединение (общество) современных архитекторов (1925-31), см. ОСЛ.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ, см. Производственное объединение.

"ОБЪЕДИНЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА" ("Rassemblement du peuple francais", РПФ), партия, основанная ген. Ш. де Голлем в апр. 1947. Претендуя на роль "надпартийного" объединения всех французов вне зависимости от политич. взглядов, РПФ стала на деле партией правобурж. направления. В обстановке начала "холодной войны" и обострения социально-политич. борьбы внутри страны РПФ выступала с позиций антикоммунизма и национализма. Основные пункты программы РПФ: коренная реформа конституции Четвёртой республики, расширение прерогатив главы гос-ва за счёт парламента, проведение нек-рых социальных реформ. В отличие от обычных правых группировок, РПФ располагала значит, массовой базой и крепкой организацией иерархич. характера, включавшей вооруж. "службу порядка". Ген. секретарями РПФ являлись сначала Ж. Сустель, бывший шеф деголлевской разведки вое