загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

нек-рых особенностей уч. план этих школ приблизился к плану светской начальной школы .Сроки обучения в начальной школе в различных районах неодинаковы на З. Вив Лагосе - 6 лет, на С - 7 лет . В 1971 уч г в начальных школах занималось св. 3 млн уч ся Общеобразоват ср. школы в основном грамматические (полные, 5-6 лет обучения) и современные (неполные, 3-4 года обучения) с практич. уклоном. Обучение и сдача экзаменов платные В ср. школах в 1971 уч.г. насчитывалось ев 180 тыс уч-ся.

Развивается проф образование в 1971 уч. г в технич школах занималось св. 24 тыс уч-ся, в пед уч щах - 32 тыс уч-ся

В H имеется 6 ун-тов, самый крупный из них - Ибаданский (созданный в 1962 на базе Университетского колтеджа) После завоевания независимости открыты ун-ты в Нсукке (1960), Ифе (1961), Шагосе, ун т им Ахмаду Белло с ф-тами в городах Зария и Кано (все в 1962), ун-т в Бенине (1972) В 1972 уч. г в ун-тах занималось ев 10 тыс. студентов MH нигерийцы учатся в вузах за границей (в т. ч. в СССР в 1974 OK 700 чел. )

Крупнейшие б ки находятся при ун-тах, Нац б ка - в Лагосе. В H 6 музеев: Нац. музей в Лагосе, Музей Бенина, музеи в Ифе, Джосе, Ороне, Кано.

А. Г. Бобровский.


XI. Научные учреждения

Ряд н.-и. ин-тов занят проблемами с. х-ва, в т. ч. животноводства и рыболовства. Федеральный ин-т пром. исследований в Ошоди (осн. в 1955) разрабатывает технологию переработки местных прод. культур и растит, сырья. Ин-т какао-бобов в Ибадане (осн. в 1962) занимается также вопросами выращивания сортов кофе и ореха кола. Нигерийский ин-т пальмового масла в Бенине изучает методы селекции и выращивания масличной пальмы. Повышение урожайности прод. культур, улучшение агрономич. методов ведения с. х-ва - осн. направление работы федерального центра с.-х. исследований (осн. в 1910) в Моор. Исследования по животноводству сосредоточены в Федеральном нет. центре в Воме (осн. в 1924) и нск-рых др. Разведением новых пород рыбы занят ряд н.-и. станций, подчинённых Федеральной службе рыболовства в Лагосе. Вопросами лесоводства занимается Федеральный лесной центр в Ибадане. Исследовательскую работу по селекции, защите растений и т. п. ведут также с.-х. ф-ты ун-тов в Ибадане, Зарии, Ифе и Нсукке. При ун-те в Зарпи работает крупнейший в H. Ин-т с.-х. исследований в Самару (осн. в 1924). Н.-и. работы по медицине ведутся в ин-те в Яба (вирусология), Ин-те трипаносомоза в Кадуне, Ин-те изучения проказы в Узу-аколи и Педиатрич. ин-те при ун-те в Ибадане. В Нигерийском ин-те социальных и экономич. исследований в Ибадане (осн. в 1957) изучаются проблемы планирования, экономики с. х-ва, пром-сти, внеш. торговли, финансов, просвещения и социального обеспечения. Ин-т экономич. исследований имеется в Нсукке. Проблемами археологии, этнографии, фольклора и афр. языков занимаются ин-ты афр. исследований, входящие в состав ун-тов в Ибадане, Ифе и Нсукке. В н.-и. ин-тах до 50% всего науч. персонала состоит из иностранцев, гл. обр. из англоязычных стран, работающих по контрактам. Среди науч. обществ H. наиболее крупное - Экономич. об-во (осн. в 1958). В 1970 учреждён Совет по науке и технике, а в 1972 - Мед. н.-и. совет, призванные консультировать Федеральное пр-во и координировать н.-и. работы в H.

Лит.: Nugeria year book, 1970, Lagos, 1970; О k a f о г N d u k a, The development of Universities in Nigeria, L., 1971.

B. H. Портнов.


XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1973 издавалось св. 50 газет и журналов, почти все на англ, яз., нек-рые специализированные издания - на местных языках. Наиболее крупные ежедневные газеты: "Дейли тайме" ("Daily Times"), осн. в 1925, тираж св. 200 тыс. экз.,изд. в Лагосе; "Уэст африкан пайлот" ("West African Pilot"), осн. в 1937, тираж ок. 50 тыс. экз., изд. в Лагосе; "Найджириан трибюн" ("Nigerian Tribune"), осн. в 1949, тираж 30 тыс. экз., изд. в Ибадане; "Дейли скетч" ("Daily Sketch"), осн. в 1964, тираж св. 19 тыс. экз., изд. в Ибадане; "Нью найджириан" ("New Nigerian"), осн. в 1965, тираж 45 тыс. экз., изд. в Кадуне. Еженедельные газеты: "Санди тайме" ("Sunday Times"), осн. в 1953, тираж 368 тыс. экз., воскресная газета, изд. в Лагосе. Нигерийская радиовещательная корпорация осн. в 1957 в Лагосе, ведёт программы на англ, и местных языках. В неё входит Нигерийская телевизионная служба, осн. в 1962.


XIII. Литература

Лит-pa народов H. тесно связана с устным нар. творчеством. Сложилась лит. традиция на языках йоруба, ибо, хауса; словесность на хауса находится под воздействием ислама. Большинство нигерийских писателей пишут на английском яз.

С кон. 19 - нач. 20 вв. формируется публицистика, служащая задачам освободит, движения. В 20-40-е гг. зародилась гражд. поэзия (H. Азикиве, Д. Осадебей). К 30-м гг. относится становление драматургии, связанное с деятельностью христианской церкви, поощрявшей пьесы на библейские темы. В 30-40-е гг. в нек-рых городах (Онича) H. возникли книжные базары, к-рые способствовали распространению нар. словесности, отражающей в упрощённой форме мораль и настроения разных слоев населения. Они оказали воздействие на совр. нигерийскую новеллу, стали школой для MH. писателей H., среди к-рых автор первого нигерийского романа "Люди города" (1954) С. Эквенси (р. 1921). Произв. А. Тутуолы (р. 1920) основаны на фольклоре йоруба: "Пьяница" (1952), "Моя жизнь в лесу духов" (1954), "Симби и сатир мрачных джунглей" (1955).

В прозе 60-х гг. заметны интерес к быту, стремление писателей "реабилитировать" патриархальную Африку в глазах европ. читателя: романы "Жезл офо" (1961), "Первый ученик" (1962) О. Нзекву (р. 1928), "Жена бога" (1966) и "Большие пруды" (1969) Э. Амади (р. 1934) и др. Прозаики тяготеют к социальной проблематике - Нзекву ("Пляска ящериц", 1965), Флора Нвапа (р. 1931; "Эфуру", 1966), К. Агунва (р. 1933; "Попытайся ещё раз", 1967). В романе "Родственники" (1966) T. Алуко (р. 1920) сделана попытка создать идеал гражданина. О. Игбуна (р. 1932) в романе "Дело о женитьбе" (1964), H. Нванкво в романе "Данда" (1964) бурж. морали противопоставляют патриархальную общину. В этих романах воскрешаются структурно-художеств. элементы, типологически близкие просветительному роману Европы 18 в.

Гл. тенденция развития нигерийской прозы - становление критич. реализма, достигшего высокого уровня в романах Ч. Ачебе (р. 1930). В его трилогии "И пришло разрушение" (1958), "Беспокойная жизнь" (1960), "Стрела бога" (1964) отражены осн. этапы жизни народов H. с начала колон, захвата H. в сер. 19 в.; современности посвящён его роман "Человек из народа" (1966). Разрабатывает социальную проблематику Эквенси (новеллы, романы "Джагуа Нана", 1961, "Прекрасное оперенье", 1963, "Иска", 1966), Джон Мунони (р. 1929) и др. Поиски новой формы (усложнение сюжета и композиции, стремление обогатить англ, язык элементами африканских языков и т. д.) сказались в романах "Голос" (1964) Г. Окары (р. 1928), "Интерпретаторы" (1965) В. Шойинки (р. 1935), "Здание" (1971) К. Оматосо (р. 1943). Драматургия и поэзия 60-х гг. наполняются социальным содержанием. Значит, вклад в их развитие внесли Шойинка (поэма "Иданре", 1967, пьесы "Танец леса", 1960, "Дорога", 1965, "Урожай Конги", 1967), Дж. Кларк (р. 1935; пьесы "Песня козла", 1961, "Озиди", 1966, сб. "Стихи", 1962), К. Окигбо (1932-67; циклы стихов "Небесные врата", 1962, "Пределы". 1964, "Тропою грома", 1967, сб. "Лабиринты", 1971), Окара. Выходят литературные журналы "Блэк Орфеус" ("Black Orpheus"), "Окике" ("Okike").

Лит.: Ивашева В. В., Роман современной Нигерии, в сб.: Литература стран Африки, M., 1964; Гальперина E., Под знаком Огуна, "Иностранная литература", 1967, № 6; Потех и на Г. И., Очерки современной литературы Западной Африки, M., 1968; Вавилов В. H., Проза Нигерии, M., 1973; Современные литературы Африки, M., 1973; Laurence M., Long drums and cannons. Nigerian dramatists and novelists. 1952 - 1966, L., 1968; Introduction to Nigerian literature, Lagos - L., 1971; R о s-c о e A. A., Mother is gold. A study in West African literature, [L.], 1971. B. H. Вавилов.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Разнообразие типов нар. архитектуры H. определяется различиями природно-климатич. условий. В районах тропич. лесов на Ю., Ю.-З. и Ю.-В. преобладают прямоугольные в плане постройки (деревянные, глинобитные, плетнёвые), с двускатным покрытием из соломы и пальмовых листьев. У народов ибо и йоруба жилые и хоз. сооружения располагаются по периметру прямоугольного двора, обнесённого галереями. В центр, районах H. (в т. ч. на плато Джое) преобладают круглые глинобитные постройки с конич. соломенной крышей; на С., в районах саванн и полупустынь, строят глинобитные прямоугольные дома с плоскими крышами. Жилище нередко украшается орнаментальной и фигурной резьбой (на стеновых и дверных панелях, опорных столбах). В 13-15 вв.расцвета достигли города, с регулярной планировкой в юж. районах (Великий Бенин)и радиальной квартальной-в северных (Кано, Зария, Кацина). Последние застраивались 1-2-этажными домами и обносились глинобитными стенами с многочисленными воротами. В 14 в. на С. H., в связи с распространением здесь ислама, появились мечети, прямоугольные в плане, часто без минаретов, с покрытием на глиняных пилонах. В кон. 19 в. репатрианты из Бразилии внесли в архитектуру юж. H. элементы латиноамер. барокко (геральдическая скульптура, балюстрады, узорные жел. решётки). Ещё резче облик городов H. изменился после 2-й мировой войны 1939-45 под воздействием европ. архитектуры. В Лагосе, Ибадане, Энугу районы колон, администрации застраивались многоэтажными зданиями, в основном по проектам англ, архитекторов, с применением современных строительных материалов, конструкций, спец. солнцезащитных устройств. После установления независимости выдвигаются местные архитекторы (О. Олумуйива, А. Аджеми); в архитектуре стал широко применяться скульптурный декор (решётки, оформление окон, дверей), выполняемый мастерами в традициях нар. творчества.

Древнейшие памятники изобразительного иск-ва (терракотовая пластика) на терр. H. относятся к культуре Нок. Рубежом н. э. датируются бронз, человеческие фигуры, найденные в Джеббе и Таде. В 12-17 вв. высокого расцвета достигла скульптура Бенина, Ифе, отличающаяся тонкой моделировкой форм, нередко сочетающейся с графически чёткой прорисовкой деталей.

Деревянная скульптура. 1. "Жрица бога Шанго". Народ йоруба. 2. Женская фигура. Народ йоруба.

Издавна бытует у народов йоруба, хауса, ибо, ибибио, иджо, экой мелкая деревянная пластика (изображения людей, животных). Полихромным человеческим фигуркам часто присущи гротескность, подчёркнутая экспрессивность, основанная на диспропорции остро противопоставленных форм. Разнообразны деревянные ритуальные маски (ныне употребляемые для карнавалов). Распространены народные художественные ремёсла: изготовление резных табуретов, браслетов, орнаментированных калебасов, набивных и вышитых тканей, разнообразных по форме гончарных, стеклянных и кожаных сосудов.

С установлением независимости формируется иск-во проф. художников. На традиции нигерийского иск-ва опираются скульпторы О. Идах, Ф. Идубор, А.Аканджи, живописец У. Океке, график И. Вангбоже Реалистич. направление европ. толка представляют живописец А. Онаболу, скульптор Б. Энвонву. Воздействие модернизма заметно в живописи Дж. Аколо, И. Грилло, Б. Онобрак-пайе, У. Эгону, в скульптуре Б. Осабе, Э. О. Эмокпайе. Развивается театрально-декорац. иск-во (художник Д. Нвоко).

Декоративно-прикладное искусство. 1.Деревянные веера с выжженным орнаментом. 2. Кубок из слоновой кости. Бенин. 3. Двуслойный браслет из слоновой кости. Бенин. 4. Керамический сосуд для воды. Народ ибо. (Все - в Британском музее, Лондон.)



Лит.: Ольдерогге Д, Искусство народов Западной Африки в музеях СССР, Л.- M., 1958; [Мириманов В. Б.], Африка. Искусство, [M., 1967]; Воронин а В. Л., Архитектура Западной и Восточной Африки, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 10, M., 1972; [её же], Современная архитектура стран тропической Африки, M., 1973; В е i е г U., Moderne Architektur in Nigerien, "Baukunst und Werkform", 1957, № 2, S. 80-83; его же, Art in Nigeria. 1960, Camb. - Ibadan, 1960; его же, Contemporary art in Africa, L., 1968; F a g g W., Nigerian images. N. Y.- L., 1963.


XV. Музыка

Муз. иск-во зародилось в далёком прошлом и получило значит, развитие в период средневековья (гл. обр. культовая музыка). Молодёжь обучали традиц. песням и танцам. На "языке барабанов" музыканты передавали дворцовые хроники, генеалогию царей, легенды и мифы. Самые популярные инструменты - барабаны различных форм. Колон, деятельность миссионеров в 19 в. привела к уменьшению влияния местных религий и постепенному отмиранию культовой музыки. После 2-й мировой войны 1939- 1945 музыканты стали пользоваться европ. инструментами, что способствовало распространению европ. гармонии и созданию новых муз. форм, в основе к-рых остаётся афр. нар. музыка со своим сложным ритмич. и гармонич. рисунком. После завоевания H. независимости были созданы муз. уч. заведения. В 60 - нач. 70-х гг. появились первые проф. композиторы. Наиболее известны Акин Юба, Фела Сованде, Сэм Акробот, Айо Банколе, Адам Фиберезима, к-рые пишут музыку для афр. и европ. муз. инструментов. В городах ежегодно проходят фестивали музыки и танца, к-рые организуются Филармонич. хором Ибадана, Хоровым об-вом ун-та Ифе, Нигерийским муз.-культурным об-вом в Лагосе.

Л. О. Голден.


XVI. Театр

Основой традиц. театр, представлений народов, населяющих H., являются танцы (бытовые и обрядовые). В дни празднеств и знаменат. дат в селениях устраиваются театрализованные шествия в костюмах и масках, разыгрываются пантомимы мифологич. содержания. В них действуют божества, олицетворяющие силы природы, духи предков, мифологич герои. В нач. 20 в. развивается театр европ. типа, гл. обр. в школах и миссионерских орг-циях. Одним из основателей театра на языке йоруба был певец и школьный учитель Г. Огунде. Он организовал в 1944-45 передвижной театр, коллектив, для к-рого сочинял пьесы-притчи назидательного характера, а также агитац. пьесы на актуальные политич. темы. После достижения H. независимости (с I960) труппа Огунде стала проф. передвижным коллективом. Развитию театра на языке йоруба способствовало творчество К. Огунмолы, создавшего в нач. 50-х гг. свой передвижной коллектив (ставит написанные им пьесы на фольклорные сюжеты), а также драматурга Д. Ладипо, к-рый пишет пьесы по мотивам истории и мифологии своего народа и ставит муз.-драматнч. спектакли.

С кон. 50-х гг. началось интенсивное развитие любительского театра на англ, яз., чему помогала деятельность студенч. об-ва Иоаданского колледжа. В 1955 при колледже было построено театр, помещение "Артс тиэтр"; в 1962 при Ибаданском ун-те создана школа драмы. В 1968 из её воспитанников была образована постоянная труппа. Из любительских трупп 60-х гг. наиболее известна труппа "Маски, 1960", возникшая в дни подготовки к торжествам, связанным с объявлением независимости (руководитель - драматург В. Шойинка, первый спектакль - "Танец леса"). В 1964 из этого коллектива выделилась группа, образовавшая проф. труппу "Орисун тиэтр" (работала до 1969). Наиболее известные любительские труппы Лагоса: "Театральная мастерская" (рук. С. Ийаму, созд. в 1962), "Мастерство сцены" (рук. Ф. Дэвис, созд. в 1965), "Нигерийский плейхаус" (рук. К. Экийе, созд. в 1968), "Добрососедские актёры" (рук. С. Симпсон, созд. в 1969). Развитию любительского театра содействует Совет иск-в H., созд. в 1958. С 1967 такие советы имеются в каждом штате.

Лит.: Our authors and performing artists, "Nigeria Magazine", 1966, № 88, p. 57 - 64; N° 89, p. 133-40; Oyin O g u n b a, Le theatre au Nigeria, "Presence Africaine", 1966, № 58, p. 67 -90; Adedeji J., A profile of Nigerian theatre. 1960-1970, "Nigeria magazine", 1971, № 107 - 109, p. 3- 14. H. П. Львов.


XVII. Кино

В 1947 англ, предпринимателями организована кинокомпания в Лагосе, работающая с 1950 под назв. "Федерал филм юнит". В нач. 60-х гг. снимались лишь документальные фильмы иностр. операторами и режиссёрами. К сер. 60-х гг. появились кадры нигерийских кинематографистов, получивших профессиональное образование в европ. кнношколах. Несколько хроникально-документальных фильмов (выпускается 3-4 киноленты в год) демонстрировалось на Междунар. кинофестивалях, в т. ч. в Ташкенте (1969, 1974), Москве (1971). Работает (1973) 129 кинотеатров, где демонстрируется преим. иностр. кинопродукция (ввозится до 500 фильмов в год).

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто, ничего), в России общественное умонастроение и мироощущение передовой разночинной интеллигенции 60-х гг. 19 в., проявлявшееся в решительном отрицании господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения. H. возник в годы революционной ситуации 1859-61, отражал кризис феодально-крепостнической системы, был важным моментом формировавшегося революц. -демократии. мировоззрения и представлял собой прогрессивное явление. H. отвергал религиозные предрассудки, идеалистич. философию, деспотизм в общественной и семейной жизни, либеральное обличительство, "искусство для искусства" и "науку для: науки", требовал свободы личности и равноправия женщины, пропагандировал "разумный эгоизм", утилитаризм и призывал к изучению естествознания. Расплывчатость положит, программы H. приводила его представителей к схематизму, излишней прямолинейности, к издержкам в полемике. H. не был цельным мировоззрением, а объединял своих сторонников лишь неприятием существующей действительности; вследствие этого из числа нигилистов к кон. 60-х гг. наряду с активными деятелями революц.-демократич. движения вышли и умеренные либеральные деятели. Литературным органом, выражавшим идеи H., был журн. "Русское слово", ведущую роль в к-ром играл Д. И. Писарев. К H. в широком смысле относят также всех представителей революц.-демократич. лагеря 1860-х гг. во главе с "Современником"H. Г. Чернышевского и H. А. Добролюбова .

Термин "Н." получил распространение после опубликования романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" (1862), в к-ром главный герой Базаров назван нигилистом. До этого времени идеи H. в журнальной полемике назывались "отрицательным направлением", а его представители - "свистунами" (см. "Свисток "). Подхваченный в условиях спада революционной ситуации реакционной публицистикой, термин "Н." стал бранной кличкой и широко использовался в журнальной полемике, официальных правительств, документах и антиниги-листич. романах (А. Ф. Писемский "Взбаламученное море", H. С. Лесков "Некуда", В. П. Клюшников "Марево" и др.) для дискредитации революционной идеологии и демократич. движения. Противники приписывали H. стремление к разрушению основ цивилизации, отрицание духовных ценностей, аморализм.

Почти исчезнувший из полемич. лит-ры к кон. 60-х гг. термин "Н." позднее использовался в реакц. публицистике в моменты обострения классовой борьбы в применении к революционерам. Нек-рые совр. бурж. авторы за рубежом неправомерно распространяют термин "Н." на те формы рус. освободит, движения, наследниками к-рых выступили большевики.

Лит.: Козьмин Б. П., Литература и история, M., 1969, с. 225 - 42; Новиков А. И., Нигилизм и нигилисты, Л., 1972, с. 34-117.


НИГИЛИЗМ ПРАВОВОЙ, направление обществ.-политич. мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования обществ, отношений. Впервые нигилистич. идеи в отношении права выдвинули конфуцианцы в Китае, к-рые, в отличие от античной социально-политич. мысли, подчёркивавшей важную роль права и законов (Аристотель, Платон и др.), утверждали, что обществом следует управлять не с помощью законов, а на основе системы традиционных нравств. установлений. В новое время юридико-нигилистич. тенденциями отмечены нек-рые теории, обосновывавшие монархо-абсолютистские формы правления, в противовес к-рым революц. бурж. просветительство 18 в. выдвинуло требование "заменить правление людей правлением закона".

В наиболее резкой форме H. п. выступает во взглядах анархистов. В трудах M. Штирнера, П. Прудона, M. Бакунина и др. немедленное упразднение права и гос-ва рассматривается как необходимая предпосылка "освобождения личности". Отрицат. оценку бурж. права Бакунин и его последователи распространяли на право вообще: тем самым смещалась историч. перспектива и недооценивалась роль права (и гос-ва) в процессе строительства социалистич. общества.

В 20 в. H. п.-обязат. составная часть различного рода левацких, ультрарево-люц. установок. Им отмечены левые (т. н. гошистские) движения, активизировавшиеся в кон. 60-х гг. во всех осн. капиталистич. странах. H. п. этих течений ведёт к отрицанию легальных путей борьбы трудящихся масс с политич. властью монополий (напр., в концепциях Маркузе).

Совр. бурж. "советология" нередко объявляет H. п. характерной чертой марксизма, спекулятивно используя марксистские положения об отмирании права в будущем коммунистич. обществе. В действительности классики марксизма-ленинизма, выступая против юридического мировоззрения как классического мировоззрения буржуазии и юридического социализма, всегда подчёркивали важную роль права в жизни классового, государственно-организованного общества, призывая рабочий класс капиталистических стран использовать право для укрепления своих экономических и политических позиций.


НИГМАТИ Галимджан (наст. имя и фам.- Галимджан Амиржанович Hигматуллин) [ 14(26).?. 1897 - 4.11. 1938], татарский советский литературовед. Чл. КПСС с 1919. Род. в с. Урдяк, ныне Башк. АССР. Учился в Коммунистич. ун-те трудящихся Востока (1921- 1922), в Моск. ин-те журналистики (1923). В 1923-26 на парт, работе, в 1926- 1929 ред. газ. "Кызыл Татарстан" ("Красная Татария"). С 1930 на пед. работе в Казанском гос. пед. ин-те (с 1934 проф.). Автор трудов по истории и теоретич. проблемам тэт. лит-ры: "В мире литературы" (1925), "Наша литература в годы революции" (1929), "Литература и жизнь" (1931) и др.


НИГМАТИ Рашит (наст. имя и фам.- Рашит Нигматуллинович Нигматуллин) [27.1(9.2).1909, дер. Дингизбай, ныне Большечерниговского р-на Куйбышевской обл.,- 13.10.1959, Уфа], башкирский советский поэт, нар. поэт Башк. АССР (1959). Чл. КПСС с 1944. Печатался с 1926. В 1933 вышел сб. стихов "Вступление". В поэмах "Голос истории" (1934), "Прекрасны долины Ак-Идели" (1940) и др. запечатлены героич. черты сов. народа. Образы сов. воинов созданы в лучших произв. воен. лет: "Поэма о герое" (1941), героико-патетич. поэма "Убей, сын мой, фашиста!" (1942). Пути Коммунистической партии поев, поэма "Большевик" (1948). Широко звучит в послевоенном творчестве H. тема труда советских людей (поэма "Девушка с Сакмара", 1952; сб.стихов "Слово привета",1955, и др.). Выступал как драматург; писал для детей. Перевёл соч. А. С. Пушкина, В. В. Маяковского и др. Награждён 2 орденами, а также медалями.

С о ч.: Эсэрзэр, т. 1 - 3, , 1958 - 64; в рус. пер.-Во весь голос, Уфа, 1949; Избр. лирика. [Предлсл. M. Карима], Уфа, 1967; Новолуние, Уфа, 1969.

И. Галкина.


НИГРОЗИНЫ (от лат. niger - чёрный), красители чёрного цвета; к этой группе относятся H. спирторастворимый, водорастворимый и жирорастворимый. H. спирторастворимый получают нагреванием смеси анилина, нитробензола и чугунной стружки; он представляет собой смесь хинониминовых красителей и применяется для окраски пластич. масс и лаков. Сулъфированием спирторастворимого H. получают H. водорастворимый, к-рый служит преим. для крашения кожи. Кипячением спирторастворимого H. с едким натром производят H. жирорастворимый, используемый для изготовления кремов для обуви я краски для лент пишущих машинок.


НИГРОЛ, одно из трансмиссионных масел', см. также Масла нефтяные.

НИГРОСПОРОЗ, болезнь початков кукурузы и коробочек хлопчатника, вызываемая несовершенными грибами Nigrospora oryzae, N. spaerica (возбудители H. початков кукурузы), N. gossypii (возбудитель H. коробочек хлопчатника) и характеризующаяся образованием на поражённых органах чёрных точек - спороношений гриба. Сильно поражённые початки недоразвиты и легковесны, расщепляются вдоль (вместе со стержнем). У основания зерновок и в тканях стержня, особенно в нижней части,- многочисл. чёрные кучки спор (в виде больших точек или штрихов). Семена поражённых початков обладают пониженной всхожестью, сильно плесневеют во время прорастания и дают слабые ростки, часто погибающие до выхода на поверхность почвы. При H. коробочек все дольки коробочек или только нек-рые не полностью раскрыты. Поражённое волокно имеет черно-оливковую окраску, не распушается. Меры борьбы с H. те же, что и при др. грибных болезнях растений,


НИГУЛАСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен на Ю.-З. Эстонской CCP. Создан в 1957 для охраны верхового болота и леса. Пл. 2730 га (1970). Сфагновые мхи образуют многометровые залежи торфа. На возвышенных местах болота произрастают: вереск обыкновенный, багульник болотный, клюква, росянка круглолистная, морошка, пухонос дернистый; в понижениях - очеретник белый, шейхцерия болотная. В сев. части - елово-широколиственные леса, в к-рых обитают лось, косуля, кабан, барсук, лисица, лесная куница, дрозды, зяблик, синицы, пеночки; на болотах - кулики (золотистая ржанка, фифи), серый журавль, серебристая чайка.

НИДАРОС (Nidaros), древнее название г. Тронхейм в Норвегии.

НИДЕРЛАНДСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 16 ВЕКА, бурж. революция 1566-1609 в Нидерландах исторических, сочетавшая нац.-освободит, войну против абсолютистской Испании с антифеод, борьбой. В кон. 15-16 вв. в Нидерландах происходило разложение феод, отношений, шёл процесс т. н. первоначального накопления, зарождался капи-талистич. способ произ-ва. Старые центры цехового произ-ва Фландрии и Брабанта приходили в упадок. В новых отраслях произ-ва и пром. центрах, не связанных с цеховой системой, быстро развивались капиталистич. мануфактуры (в Антверпене, Хондсхоте, Льежской обл., Baлансьенне и др.); больших успехов достигли металлургия и горнодоб. пром-сть (Намюр, Льеж); в Голландии капиталистич. предпринимательство распространилось в сукноделии, пивоварении, рыболовстве, кораблестроении и смежных с ними отраслях; ведущее место среди городов занял Амстердам. Перестраивалась на капиталистич. лад торговля. Происходили коренные изменения в структуре агр. отношений. Сложились р-ны торг, земледелия, в Голландии и иек-рых др. р-нах возникло высокопродуктивное молочно-животноводч. х-во. В экономически развитых р- нах распространилась ден. рента, разные виды краткосрочной аренды; складывалась прослойка фермеров, к-рые вели X-BO на предпринимательской основе. Формировался класс буржуазии, зарождался пролетариат Главным тормозом дальнейшего развития капитализма был гнет исп. абсолютизма, эксплуатировавшего экономически и угнетавшего политически Нидерланды в интересах реакц, исп. дворянства и династии Габсбургов. Главной опорой исп. абсолютизма и феод, строя в стране служила католич. церковь; социально-политич. требования революц. части нидерл. буржуазии и нар. масс облекались в форму реформац. учения - кальвинизма.

Гнет исп. абсолютизма стал особенно нетерпимым при короле Филиппе II (с 1556). Ряд тяжелых ударов был нанесен экономике страны: введена разорительная для нидерл. шерстоткацкой пром-сти пошлина на ввозимую исп. шерсть, нидерл. купцам был закрыт доступ в исп. колонии и др. В стране начали вводиться исп. абсолютистские порядки, в ней были расквартированы исп войска. Политика исп. пр ва пагубно сказывалась на экономич. развитии страны, обрекала нар. массы на голод, нищету и бесправие. В 60 -х гг. кальвинистские проповеди собирали тысячи людей. Аресты и публичные казни "еретиков" вызвали ряд волнений в городах и местечках Фландрии и Брабанта. Консистории (церк.-адм. органы кальвинистских общин), к-рыми руководили революционно настроенные буржуа, вети агитацию в народе против католич. церкви и исп. абсолютизма. Политика Филиппа II вызвала выступление оппозиционно настроенных слоев нидерл. дворянства и аристокра тии, руководимых принцем Вильгельмом Оранским, графами Эгмонтом, Горном и др. Дворянство было недовольно засильем испанцев и верной им бюрократии, но больше всего боялось, что политика Филиппа II вызовет нар. восстание, к-рое сметет феод порядки. Оппозиционные дворяне организовались в Союз соглашения (-"Компромисс") и 5 апр. 1566 подали в Брюсселе исп. наместнице Маргарите Пармской петицию с требованиями прекратив релпг. гонения, нарушения вольностей страны и созвать Генеральные штаты для решения насущных вопросов; пр-во не исполнило этих требований.

В августе во Фландрии началось мощное нар. Иконоборческое восстание 1566, быстро распространившееся почти по всей стране. Оно было обращено прежде всего против католич церкви (подверглось погромам ок. 5500 церквей и монастырей). Власти оказались парализованными. Маргарита Пармская вынуждена была согласиться приостановить преследования "еретиков" и ввести ограниченную свободу кальвинизма. Восстание явилось первым актом H. б. р. Его размах напугал не только пр во, но также дворян и буржуазию. Дворяне объявили свой союз распущенным и помогли властям подавить восстание, консистории отрекались от участия в нем. Летом 1567 в Нидерланды вступили исп. войска под команд, герцога Альбы, установившего режим кровавого террора. За время его пребывания в стране (1567-73) было подвергнуто репрессиям св. 11 тыс. чел. (в т. ч. казнены быв. лидеры дворянской оппозиции Эгмонт и Горн). Нар. массы ответили героич. сопротивлением. Укрывшиеся в лесах партизаны (лесные гезы) истребляли исп. солдат, прислуживавших испанцам чиновников и католич. священников. В Голландии и Зеландии морские гезы громили исп. флотилии и исп. опорные пункты на побережье. Вильгельм Оранский, бежавший с кучкой приверженцев в Германию, также начал борьбу с Альбой, опираясь на помощь нем. протестантских князей и франц. гугенотов. Но вторжения войск принца в Нидерланды (1568, 1572) неизменно кончались поражениями.

В 1571 Альба ввёл налог - алъкабалу, приведший в Нидерландах, где господствовали товарньге отношения, к полному расстройству экономики: закрылись мануфактуры, лавки, обанкротились многие кредитно банковские конторы, многие наемные рабочие и ремесленники остались без работы. В этой обстановке морские гезы 1 апр. 1572 овладели г. Брилом, что послужило сигналом к всеобщему восстанию в Голландии и Зеландии. Руководимые революционно настроенными буржуа и дворянами гор. беднота, крестьяне, рыбаки создавали воен. отряды, свергали сотрудничавшие с Испанией местные власти, истребляли испанцев и их пособников, громили церкви и монастыри. Представительные органы - штаты Голландии и Зеландии, собравшиеся летом 1572 в Дордрехте, приняли ряд важных решений по организации власти в восставших провинциях, а синод, проведенный там же в 1574, заложил прочные организац. основы кальвинистской церкви на С. страны. Революц. часть буржуазии и нар массы боролись под знаменем кальвинизма за ликвидацию исп. господства и феод, произвола. Но богатое купечество выступало лишь против "крайностей" исп. режима, поддерживало сою, с оппозиционным дворянством. С целью "наведения порядка" купеч. олигархия вручила высшую исполнит, власть и верховное воен. командование Вильгельм) Оранскому, получившему почти диктаторские полномочия (осень 1572). Исп власти бросили все силы на борьбу с восстанием и одержали ряд побед, но в конце концов их усилия разбились о героич. сопротивление революц. сил (оборона Харлема в дек. 1572 - июле 1573, Алкмара в 1573, Лейдена в окт. 1573 - окт 1574, изгнание исп. войск из Амстердама в 1578).

Волнения в Антверпене во время иконоборческого восстания 1566. Гравюра 16 в.

Успехи революции на С., провал террористич. политики Альбы (вынудивший исп. пр-во отозвать его в 1573 из Нидерландов), бесчинства и мятежи исп. солдат усилили антиисп. движение и в юж провинциях. 4 сент. 1576 в Брюсселе произошло победоносное антиисп. восстание; центр революц. и освободит, движения переместился на Юг. Собравшиеся осенью 1576 Ген. штаты всех нидерл. провинций стали оси органом власти в стране; они должны были определить форму управления страной и наметить решение ближайших задач в области внеш и внутр. политики. Однако в них преобладали дворянство и консервативно, бюргерство, не заинтересованные в дальнейшем углублении революции. 8 нояб 1576 было обнародовано соглашение между сев. (кальвинистскими) и юж. (католич.) провинциями - т. н. Гентское умиротворение, провозгласившее восстановление политического единства страны и мира, но не решившее насущных вопросов (формально была сохранена власть Филиппа II Испанского, не нашел разрешения религ вопрос, предложение о конфискации церк. земель было отвергнуто вопрос о ликвидации феод, собсгвенностина землю и феод, отношений в город и деревне даже не ставился). 12 февр 1577 Ген. штаты заключили с новым исп. наместником доном Хуаном Австрийским т. н. Вечный эдикт - соглашение о примирении с исп. королем на условия признания им Гентского умиротворения Однако уже 24 июня 1577 дон Xyaн захватил крепость Намюр и стал собирать силы для подавления революции. В ответ на происки дворянско-католич. реакции летом и осенью 1577 в Брюсселе, Генте, Ипре, Антверпене и др. городах гор массы свергали реакц. магистраты, создавали свои вооруж. силы и революц органы власти на местах-"К-ты 18 ти " к-рые ведали вначале лишь организацией обороны городов, а затем постепенно вместе с кальвинистскими консисториям и гор. вооруж. отрядами стали вмешиваться в управление всеми сторонами гор. жизни. Особенно острая борьба развернулась в Генте, где в конце окт. 1577 после ликвидации дворянского контрреволюц. заговора, одержали победу демократич. элементы. В сент. 1577 в Брюссель из Голландии прибыч Вильгельм Оранский, призванный туда своими сторонниками и избранный рувардом (правителем) Брабанта; он взял в свои руки руководство политич. жизнью страны. В 1578-79 во Фландрии, Брабанте, Гронингене, Дренте, Фрисландии стало развёртываться мощное крест, движение. Восстававшие крестьяне, к-рых нещадно грабили и "свои" и йен. солдаты, прекращали выплату налогов Ген. штатам, несение феод, повинностей своим господам, принимавшим сторону испанцев, захватывали земли дворян и католической церкви, громили замки, истребляли мародёров.

Взятие Брила морскими гёзами в 1572. Гравюра 16 в.

Осенью 1578 реакц.-католич. дворяне провинции Геннегау подняли контрреволюц. мятеж; к ним присоединились дворяне Артуа, Дуэ и Орши. 6 янв. 1579 они заключили между собой Аррасскую унию, отложились фактически от рево-люц. провинций., а 17 мая 1579 заключили сепаратный договор с Филиппом П. Революц. провинции Севера ответили на это подписанием 23 янв. 1579 Утрехтской унии; позднее к ней присоединились и те города Фландрии и Брабанта, где победило демократич. движение. Принц Оранский и Ген. штаты упорствовали в проведении уже полностью обанкротившейся политики "объединения всей страны" путём компромисса с феод.-католич. реакцией. Они отвергли идею создания революц. армии из вооруж. народа, делали ставку на использование иноземных воен. наёмников. В городах Вильгельм Оранский вводил в состав "К-тов 18-ти" своих агентов и проводил через них угодную ему политику. Благодаря этому в юж. провинциях феод.-католич. реакция всё больше поднимала голову, силы революции и освободительного движения были подорваны, революционная буржуазия, MH. квалифицированные рабочие и ремесленники переселялись на Север.

Опубликование 15 июня 1580 указа Филиппа II, объявлявшего принца Оранского вне закона, побудило Ген. штаты ускорить издание акта о низложении Филиппа II и объявлении Нидерландов независимыми от Испании (26 июля 1581). Однако революция оказалась территориально ограниченной сев. провинциями. На Юге искусный политик и полководец Александр фарнезе (сменивший на посту исп. наместника дона Хуана, умершего в окт. 1578) развернул планомерное наступление на Фландрию и Брабант и к 1585 завершил их завоевание (в сент. 1584 был взят Гент, в марте 1585 - Брюссель, в авг. 1585 - Антверпен). Принц Оранский (бежавший в Голландию) пал (10 июля 1584) от руки наёмного убийцы.

Воен. силы сев. провинций, возглавленные с 1589 выдающимся полководцем Морицем Оранским, нанесли испанским войскам тяжёлые поражения и отвоевали у них ряд территорий. В 1609 было заключено т. н. Двенадцатилетнее перемирие, по к-рому Испания признала де факто независимость бурж. Республики Соединённых провинций (как стало наз. новое, образованное в результате революции гос-во на С. Нидерландов), получившей междунар. признание в 1648 (Вестфальский мир).

H. б. р. 16 в. нанесла удар по исп. абсолютизму, открыв эпоху победоносных бурж. революций в Европе. Итогом её было свержение исп. владычества и образование в Сев. Нидерландах первой в Европе бурж. республики. H. б. р. происходила в ранний, мануфактурный период развития капитализма, когда классовый антагонизм между нарождавшейся буржуазией и дворянством полностью не созрел, что повлияло на её результаты. Революция победила лишь на С. страны (где капиталистич. развитие имело более прочную основу, крестьянско-плебейское движение было более организованным и целеустремлённым). Юж. Нидерланды остались в руках испанцев. Народные массы сыграли важную роль в свержении исп. абсолютизма, но в силу недостаточной социально-политич. зрелости и организованности не смогли наложить демократич. отпечатка на проведённые в ходе революции преобразования; самостоят, роль нар. низов была ещё очень невелика. Крупная торг, буржуазия, наиболее сильная экономически, узурпировала политич. власть, что имело решающее значение для последующих судеб страны (см. в ст. Нидерланды). (Карту см. на вклейке к стр. 576.)

Лит.: Чистозвонов A. H., Нидерландская буржуазная революция XVI в., M., 1958; его же, Историография и проблемы марксистского исследования нидерландской буржуазной революции XVI в., в сб.: Средние века, в. 31, M., 1968; П иP е н н А., Нидерландская революция, пер. [с франц.], M., 1937. A. H. Чистозвонов.

НИДЕРЛАНДСКАЯ КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ HAУK, Королевская нидерландская академия наук (Koninklijke Nederlandse Akademie van Wetenschappen), основана имп. Луи Наполеоном в 1808 в Амстердаме под назв. Королев, ин-т наук, лит-ры и иск-в. После ряда реорганизаций с 1938 - Королев, нидерл. академия наук. АН подразделяется на Отделение математики и естеств. наук и Отделение филологии, лит-ры, истории и философии. Каждое отделение насчитывает не более 75 действит. членов, 40 иностр. членов, 30 чл.-корр., неск. "корреспондирующих" членов (действит. членов, переселившихся за границу) и неск. почётных членов (или членов "в отставке", достигших 70-летнего возраста). Среди иностранных членов академии советские учёные: A. H. Колмогоров (с 1963), A. H. Фрумкин (с 1965), П. Л. Капица (с 1969). С 1853 издаётся "Jaarboek".

Лит.: Nederlandse Akademie van Wetenschappen, в кн.. Jaarboek, 1967-68, Amst., 1968. E Д Табакеев.

НИДЕРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-pa голландцев и фламандцев на нидерл. яз., развивалась в Нидерландах исторических. С момента их политич. разъединения развивается на терр. Бельгии и Нидерландов (см. разделы Литература).

Древнейший литературный памятник H. л.- т. н. Каролингские псалмы (9 в.). Видный представитель куртуазного стиля -Генрих фон фельдеке (р. между 1140-50 - ум. ок. 1200 или 1210), творчество которого чаще относят, однако, к нем. лит-ре. Во 2-й пол. 13 в. начался расцвет дидактич. бюргерской лит-ры, воплотившийся в творчестве Я. ван Марланта (ок. 1235-1300), Я. ван Бундале (ок. 1280-1365, соч. "Зеркало мирян", 1325-30) и Я. де Верта (ум. ок. 1362), осуждавшего совр. ему нравы в кн. "Зеркало грехов" (ок. 1350). Критика феод, порядков звучала в нар. песнях, в эпосе "О лисе Рейнарде" (ок. 1235-50). Развивалась церк. лит-ра: миракли, мистерии и моралите ("Всякий человек", 1495, П. ван Диета, 1454- 1507). Религ. характер имеет также творчество поэтессы Хадевейх (ок. 1200-69). Творчество мистика Я. ван Рейсбрука (1293-1381) было направлено против церк. знати и сыграло важную роль в подготовке Реформации. Во 2 и пол. 14 в. возник жанр т. н. абелеспелен - ранний образец светской драмы в зап.-европ. лит-ре: анонимные пьесы "Эсморейт" и "Ланселот". Центром нац. культуры были т. н. камеры редерейкеров, или риторов (14-16 вв.), объединявшие горожан для совместных упражнений в иск-ве стихосложения и театр, представлений. Известны своим мятежным характером празднества редерейкеров в Генте в 1539. Теоретиком иск ва редерейкеров был M. де Кастелейн (1485-1550), автор трактата "Искусство риторики" (1548). Деятельность редерейкеров способствовала расцвету нац. драматургии и поэзии; они сыграли значит, роль в идейной подготовке Реформации и бурж. революции. Противником Реформации была поэтесса Анна Бейнс (1493-1575). В т. н. спроках и бурде, дидактич. рассказах и стихах нашло отражение народное сознание.

В лит-ре 16 в. отчётливо обозначились черты Возрождения, наметившиеся уже в творчестве Д. Поттера (ок. 1370-1428). Нидерл. Возрождение выдвинуло писателя и мыслителя мирового масштаба Эразма Роттердамского (1469-1536). Я. ван дер Нот (1540 - ок. 1595) - зачинатель новых поэтич. жанров и стихотворных форм в H. л. (ода, сонет, александрийский стих). Сатиры Ф. Марникса ван Синт-Алдегонде (1540-98) направлены против католич. церкви. Гуманисты Д. В. Корнхерт (1522-90), X. Спигел (1549-1612) и автор "Книги о художниках" (1604) К. ван Мандер (1548- 1606) сыграли большую роль в развитии нидерл. прозы. Тесная связь с нар. истоками характерна для поэзии и прозы P. Бисера (1547-1620). В период Нидерландской бурж. революции 16 в. распространялись нар. поэзия и песни гезов. Лит. см. при статьях Бельгия и Hидерланды, разделы Литература.

В. В. Данчев.


НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА, творческое направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на терр. Нидерландов исторических и распространившееся в странах Зап. Европы (другие назв.- франко-флам., бургундск. и флам.). Ведущая композиторская школа эпохи Возрождения ознаменовала расцвет вокально-хоровой полифонии и подытожила развитие англ, и франц. вокального многоголосия 9 - нач. 15 вв. Сформировалась на основе высокого профессионализма, художеств, достижений и нар. традиций передовой муз. культуры Нидерландов. Условно хронологически делится на 3, иногда на 4 школы, возглавлявшиеся великими композиторами-контрапунктистами Ж. Беншуа, Г. Дюфаи (1-я, бургундск. школа, остальные - флам.), И. Окегемом (служил при франц. дворе), Я. Обрехтом (работал в Нидерландах, Франции, Италии), Жоскеном Депре (жил в Италии, Сев. Франции) и О. ди Лассо (Италия, Франция, Англия, Бавария). В числе композиторов H. ш., работавших в др. странах (основавших местные школы полифонии),- X. Изак, А. Вилларт, Я. Аркадельт, Ф. ле Бель (учитель Палестрины), Л. Компер, А. Бюнуа, А. Брюмель, H. Гомберт, Ж. Мутон, Я. Клеменс-"не папа", Ф. Вер дело, Ф. де Монте, К. де Pope, П. де ла Рю. H. ш. разработала универсальные принципы полифонического развития - сквозную имитацию и сложный контрапункт, основанные на математических расчётах интервалов и геометрич. преобразованиях мотивов. Главный "твёрдый напев"(кантцс фирмус), повторяемый при различных его инверсиях-обращениях, давал цельность композициям, воплощая идею "единства в многообразии" (философское представление о мироздании). Мастера H. ш. развивали вокальную полифонию т. н. строгого стиля, виртуозно владея её сложной техникой. Они писали церк. и светскую музыку - мессы, мотеты, мадригалы, полифонич. песни (шансоны, рондели, баллады и др.), в 16 в.- иногда и инструм. пьесы. Высшее достижение H. ш.- жанр хоровой мессы а капелла. Одухотворённо-философская созерцательность и сложные "звуковые архитектуры" месс, их полнозвучная мощь и впечатляющая сила воздействия соответствовали величию го-тич. соборов, где они исполнялись. Глубокая сосредоточенность и просветлённая вдохновенность музыки подчёркивалась преобладанием светлых высоких регистров (хора мальчиков, муж. фальцетов), плавным развёртыванием и гармоничным сочетанием различных мело-дич. линий, красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования (подобно палитре чистых тонов, прозрачной ясности света и строгому изяществу линий на полотнах Я. ван Эйка и др. нидерл. живописцев этой эпохи). Эмоциональность, изобразительность и нар. основа светской музыки H. ш. запечатлела ренессансное богатство человеч. чувств. Художеств, достижения H. ш. были результатом плодотворного сочетания традиций средневекового религ.-философского иск-ва с гуманистич. живой выразительностью и научно-эмпирическим конструктивизмом художеств, мысли Возрождения. MH. музыканты H. ш. были также математиками и философами. Отсюда скрытая символика их математически рассчитанных композиций, их "загадочные" каноны (с иносказаниями для разгадок - вычислений моментов и интервалов вступлений голосов), сочетающиеся с новой выразит, эмоциональностью музыки, с широким использованием популярных нар. мелодий даже в мессах. Законы полифонии и новые выразит, средства, разработанные H. ш., открыли пути будущему развитию инструм. музыки, но как стилевое явление H. ш. завершила период многовекового господства церк. вокально-хоровых жанров и религ. мировоззрения в муз. иск-ве Европы. MH. художеств, принципы H. ш. сохранили своё значение в последующем развитии европейской музыки, не только полифонич., но и гомофонной (см. Гомофония), и позднее додекафонной (см. Додекафония ).

Лит.: Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M., 1941, с. 305-468; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, M-, 1959; Wolff H. С h г., Die Musik der alten Niederlander, Lpz., 1956. Л. Г. Бергер.


НИДЕРЛАНДСКИЕ АНТИЛЬСКИЕ ОСТРОВА (голл. Nederlandse Antillen), Нидерландская Вест-Индия (Nederlands West-Indie), офиц. название владения Нидерландов в Вест-Индии. Расположено на Малых Антильских о-вах. В состав H. А. о. входят острова из группы Подветренных: Кюрасао, Аруба, Бонайре и из группы Наветренных: Саба, Синт-Эстатиус и юж. часть Сен-Мартен. Общая пл. 961 кмг. Нас. 225 тыс. чел. (1971). Адм. ц.- город Виллемстад (на о. Кюрасао). Офиц. язык - нидерландский (голландский). 95% населения сосредоточено на о-вах Кюрасао и Аруба. О природе H. А. о. см. в статьях Подветренные острова и Наветренные острова. Основа экономики - переработка нефти, получаемой из Венесуэлы; нефтеперерабат. з-ды расположены на о-вах Кюрасао и Аруба (годовая мощность их превышает 40 млн. т), принадлежат англо-голл. компании "Ройял датч-Шелл" и компании США "Стандард ойл оф Нью-Джерси". Имеются предприятия нефтехим. и табачной пром-сти, сборка электро- и радиоаппаратуры. Добыча гуано на Кюрасао (экспорт 109 тыс. т в 1970). Вблизи Виллемстада - пригородное X-BO (молочное животноводство, плодоводство, овощеводство). Развит туризм. Дл. автодорог (с покрытием) ок. 800 км. Гл. порты - Виллемстад и Ораньестад (на о. Аруба). Ввоз нефти, продовольствия; вывоз нефтепродуктов. Внешнеторг. связи с США, Великобританией и странами Юж. Америки.


НИДЕРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК, голландский язык, язык голландцев, офиц. язык Нидерландов, один из двух гос. языков Бельгии. Распространён также в США, Вест-Индии. Число говорящих на H. я. ок. 14 млн. чел. (1970, оценка). Относится к зап.-герм, группе индоевроп. семьи языков. Распадается на группы диалектов: сев.-зап (сев.-голландские), юж.-центральные (брабантские и вост.-фламандские), юго-зап. (зап.-фламандские и зеландские) сев.-вост. (саксонские), юго-вост. (лимбургские). Фонетич. особенности: нали чие глухих взрывных согласных р, t, k богатство дифтонгов. Ударение силовое (падает обычно на корневой слог). Язык аналитич. типа. Система склонений бедна падежной флексией (в существительного общий и притяжат., в личном местоимении - субъектный и объектный падежи). На базе мужского и жен. рода формируется общий род, противостоянии среднему. Прилагательные не склоняют ся. Глаголы имеют 2 простые и 6 сложны) временных форм, 2 залога (действит. и страдат.), 3 наклонения (изъявит., повелит., сослагат.). Единая наддиалектна) норма лит. языка складывается в 17 в Однако в письм. и устной разновидностях лит. языка существуют терр. различия Графика на лат. основе. В постановках и раскрытии наиболее существ, проблема изучения истории H. я. сыграла работа Ф. Энгельса "Франкский диалект" (1 изд., 1935), в к-рой рассматриваются также вопросы фонетики, морфологии лексикологии H. я.

Лит.: Энгельс Ф., Франкский период Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд. т. 19; Миронов С. А., Нидерланд ский (голландский) язык, M., 1965; е г о ж с Морфология имени в нидерландском языке M., 1967 (есть лит.); его же, Становлени литературной нормы современного нидерланд ского языка, M., 1973; F г а n с k J Etymologisch woordenboek der Nederlandsch taal, 2 dr., 's-Gravenhage, 1930 (Suppl. doo С. В. van Haeringen, 1936); Fonologie va het Nederlands en het Fries, 's-Gravenhage 1959; Haeringen C. B. van, Netherlan die language Research, 2 ed., Leiden, 1960 Schqnfeld M., Van Loey A. Historische grammatica van het Nederlands 7 dr., Zutphen, 1965; Dale Van, Groo woordenboek der Nederlandse taal, 9 dr. s-Gravenhage, 1970. С. А. Миронов
НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО, единая художеств, школа, развивавшаяся в средние века на терр. Нидерландов исторических вплоть до Нидерл. бурж. революции 16 века, результатом к-рой, в частности, было разделение H. и. на голл. (см. Нидерланды) и флам. (см. Бельгия) художеств, школы.

Реликварий св. Элевтерия. 1247. Собор в Турне.

С каролингского времени на территории ист. Нидерландов строились церкви-базилики (Онзеливе Врау в Маастрихте, 10-16 вв.), реже центрич. капеллы (восходящая к 8 в. капелла дворца Валкхоф в Неймегене, нынешний облик - 11 в.). Романский стиль, складывавшийся под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Сев. Франции, господствовал в 11 - сер. 13 вв.: центрами его были долины рек Мааса (церковь Сен-Бартелеми в Льеже, 11-12 вв.) и Шельды (собор в Турне, начат в 1110; ранние кам. гражд. постройки-гор. башни бефруавТурне, 12-13вв., и Генте, 12-14вв.,илл. см.т. 6, стр. 247; замок графов Фландрских в Генте, 1180- 1200); в 13 в. архит. центрами стали также Брабант, приморская Фландрия. Украшение храмов (по франц. образцам) характеризуется символичностью содержания, условностью формы (фрески собора в Турне, ок. 1175; капители церквей в Маастрихте, рубеж 12-13 вв.). Значительны миниатюры школы Маастрихта ("Библия из Ставло", 1093-97, Брит, музей, Лондон), бронзовое литье школы долины Мааса (купель церкви Сен-Бартелеми в Льеже, 1107-18, мастер Ренье из Юи), ювелирное дело (реликварии собора в Турне: 1205, мастер Николай из Вердена; 1247). В 13-15 вв. выросли города вокруг замков и рыночных площадей с домами гильдий и цехов, гор. башней и ратушей; преобладала радиаль-но-кольцевая планировка. Строились городские стены с мощными башнями и воротами, укрепленные мосты, деревянные, фахверковые и кам. узкие дома в 3 этажа с фронтонами. Сложный архит. облик храмов в долинах Мааса (Нотр-Дам в Динане, 1227-79) и Шельды (хор собора в Турне, 1243-55) вызван соединением черт романского стиля и готики. В Сев. Нидерландах с их болотистой почвой и недостатком камня получила развитие кирпичная готика, были разработаны облегченные покрытия, BT. ч. деревянные своды (Синт-Якобскерк в Гааге, 14-16 BB ). В 14 - 1-й трети 16 вв. на С. строятся зальные церкви, в Брабанте рас цветаст поздняя, "пламенеющая" готика, для к-рой характерны строгое подчинение пышного декора монументальным формам, контраст горизонтальных и вертикальных объемов (соборы в Брюсселе, Мехелене, Антверпене, постройки семей архитекторов Келдерманс и де Вагемакере в Лёвене, Алкмаре, Генте, Мехелене, Мидделбурге и др.). Светские здания нидерл. поздней готики - ратуши (в Брюгге, Брюсселе, Генте, илл. см. т. 7, табл. IX, стр. 208; Левене и др.), суконные ряды (в Брюгге, Левене, Мехелене, Генте, илл. см. т. 6, стр. 247), цеховые здания -отличаются торжеств, представительностью, порой фантастич. богатством скульпт. декора и вместе с тем практичностью, простором обширных залов. Готич. скульптура ("Богоматерь" в церкви Сен-Жан в Льеже, 13 в.) и живопись - монументальная ("Распятие" в церкви Синт-Питерскерк в Утрехте, ок. 1300) и станковая (работавшие в Бургундии или связанные с ней мастера Ж. Малуэль, А. Белыпоз, M. Брудерлам), а особенно франко-флам. миниатюра - все более обогащаются впечатлениями реальной жизни. Нидерл. скульпторы бургундского круга (К. Слютер, К. де Верве, А. Боневе) и миниатюристы (Жакмар из Хёсдена, бр. Лимбург) на рубеже 14-15 вв. обращались к опыту итальянского иск-ва и непосредственно к реальной действительности, подготовляя почву для раннего Возрождения в Сев. Европе.

Школа живописи нидерл. Возрождения 15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюра), новаторски переосмыслявшая духовные и художеств, традиции ср.-век. культуры, являлась важнейшей среди сев.-европ. школ; она в целом отмечена острым интересом к человеку и природе, пантеистически-радостным восприятием мира, пытливым исследованием пространства, света, структуры и поверхности предметов, пристальным вниманием к индивидуальности человека, к драгоценности и неповторимости каждой детали, каждого явления, слитых со всем гармоничным и одухотворённым миром, таящих в себе глубокий символич. смысл. Бюргерски-бытовые и драматич. стороны действительности впервые ярко раскрылись в работах P. Кампена; полнее эстетика изображения реального мира выявилась в сияющих глубиной и красотой цвета ювелирно-тонких картинах Я. ван Эйка, крупнейшего мастера школы, создателя сложных многогранных образов и замечат. портретов. Отд. завоевания живописи нидерл. Возрождения получили разработку у П. Кристуса, Д. Баутса, Гертгена тот Синт-Янса. В сер. 15 в. Poгир ван дер Вейден открыл для H. и. глубокие духовно-психологич. аспекты личности, возможности заостренной ее трактовки, а X. ван дер Гус придал драматич. напряженность эмоциональному строю образов, усилил их демократизм и смелую правдивость. Более идеализированный, лирич. характер присущ живописи X. Мемлинга и Г. Давида На рубеже

Укреплённый мост Пон-де-Тру в Турне. 1329 (башни-ок.1250 и 1302-04). П. Кристус "Св Элигий" 1449. Собрание P. Лемана. Нью-Йорк.

15-16 вв. X. Босх в своих символико-аллегорическпх и сатирико-морализирующих картинах обращался к наследию нар. ср.-век. культуры и подготовил новую живописную трактовку жанровых и пейзажных мотивов. В 15 в. появилась гравюра на дереве, развивалась деревянная скульптура (Я. Борман, А. ван Весел).

В 16 в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникают классич. принципы Возрождения, архитекторы получают проф. образование, пишут теоретич. сочинения. В светских постройках создаётся новый, весьма живописный стиль, где готич. традиц. структура соединяется с обилием ренессансных архит. мотивов (ратуша в Антверпене, 1561-65, арх. К. Флорис; дом "де Залм" в Мехелене, 1530-34); формируются импозантные ансамбли однотипных зданий (площади Гранд-плас в Брюсселе, илл. см. т. 4, стр. 73; Гроте-маркт в Антверпене, илл. см. т. 5, табл. IX, стр. 448), парадное убранство интерьеров (камин во Дворце юстиции в Брюгге, 1528-31, арх. Л. Блондел). На С. складывается традиция кирпичной кладки с отд. белокаменными классическими деталями (здание гор.весов в Алкмаре, 1582-99; илл. см. т. 1, стр. 441).

К. Флорис. "Иона и кит" Фрагмент скульптурного декора амвона в соборе в Турне. Мрамор 1568-75

Под влиянием гуманистич. идей теряет ведущее значение религ. картина, воплощавшая цельное представление о мироздании, развиваются светские жанры, прежде всего портрет (А. Мор, Ф. Паурбюс), появляются групповой портрет (Я. ван Скорел, Д. Якобе, Д. Барендс), пейзаж (И. Патинир, X. мет де Блес), бытовой жанр: в живописи и графике его развивали К. Массейс и Лука Лейденский-разносторонние художники, стремившиеся соединить нац. традицию с уроками итальянского Возрождения и конкретным наблюдением жизни. Эклектич. течению - "романизму", прямо подражавшему итал. иск-ву (Я. Госсарт, Б. ван Орлей, Ф. Флорис), противостояли демократич. мастера, широко отразившие нар. жизнь, противоречия предреволюц. и революц. эпох, - Я. ван Амстел, Питер Артсен, И. Бёккелар и особенно П. Брейгель, стремившийся возродить синтетич. полноту картины мира в жанровых картинах и пейзажах, создавший широчайшие панорамы жизни и глубокие символы трагедии совр. ему человечества. Мастера декоративной скульптуры К. Флорис и Ж. Дюбрёк вдохновлялись итальянским искусством; в 15-16 вв. процветали производство шпалер, ювелирное дело, вышивка, с кон. 16 в. складывалось знаменитое кружево-плетение.

Лит.: МандерК. ван, Книга о художниках, [пер. с голл.], М. -Л., 1940; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, M., 1960, т. 3, M., 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 3, M., 1966, Т. 4, M., 1966; Г е ршензон-Чегодаева H. M., Возрождение в нидерландском искусстве, в сб.: Ренессанс. Барокко. Классицизм, [сб. ст.], M., 1966; Б е н е ш О., Искусство Северного Возрождения, пер. с англ., M., 1973; Panofsky E., Early Netherlandish painting. Its origin and character, v. 1 - 2, Camb. (Mass.), 1953. А. Д. Сарабъянов.


НИДЕРЛАНДСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (1815-30), образовано Венским конгрессом 1814-15 в составе Нидерландов и Бельгии под властью династии Оранских-Нассау. Создание H. к. привело к установлению господства кальвинистских торгово-колон. Нидерландов над промышленно развитой католич. Бельгией. Анти демократич. конституция 1815 предоставляла обеим частям H. к. по 55 мест в нижней палате Ген. штатов, хотя Бельгия имела значительно большее население. Большинство постов в гос. аппарате и армии занимали голландцы. Слияние гос. долгов (Нидерланды - 589 млн., Бельгия - 27 млн. гульденов) вызвало повышение налогов в Бельгии. В интересах нидерл. торг, капитала были понижены таможенные пошлины. По закону 1825 в Бельгии было закрыто много католич. школ, оппозицион. печать преследовалась. Создание H. к. в ущерб интересам белы, населения усилило недовольство всех классов бельгийского общества. Бельгийская революция 1830 привела к отделению Бельгии и распаду H. к.


НИДЕРЛАНДЫ (Nederland), Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофиц. назв.- Голландия).


I. Общие сведения

H.- государство в Зап. Европе, на С. и 3. омывается