загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ом 1972 HCHC распался на 2 группировки: касабланкскую и рабатскую. Рабатская группировка не играет активной роли в политической жизни страны.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Narodni divadlo), ведущий чехословацкий театр. Открыт в 1883 в Праге. Один из центров нац. культуры. Здание театра было построено на нар. средства (пожертвования собирались под знаком борьбы чеш. народа против нац. угнетения). H. т. состоит из 3 трупп: оперной, балетной и драматической. Спектакли идут на 3 сценич. площадках, в разных помещениях, получивших самостоятельные названия: собственно H. т. (здесь идут оперные, балетные и драматич. спектакли), Театр им. Б. Сметаны (на его сцене только оперные и балетные спектакли) и Театр им. И. К. Тыла (в основном драматический). В театре работали: дирижёры - К. Коваржовиц, О. Острчил, В. Талих, О. Еремиаш, 3. Халабала, Я. Кромбгольц и др.; балетмейстеры - P. Ремиславский, И. Eнчик, С. Махов, И. Псота, Л. Огоун и др.; режиссёры - Я. Квапил, И. Гонзль, Я. Пруха, 3. Штепанек, И. Маршалек, В. Вейражка и др.; художники - И. Свобода и др.

В 1955 (оперная труппа) и в 1967 (драматич. труппа) театр был на гастролях в СССР.

Лит.: Knlha о Narodnim divadle. 1883- 1963, Praha, 1964.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ Народной Демократической Республики Йемен (Аль-Джабха аль-каумнйа), национально-демократическая организация. Создана в 1963 в результате объединения нескольких подпольных патриотич. групп, действовавших в Федерации Юж. Аравии (ФЮА, бывшая брит, колония Аден и Аденские протектораты); до 1967 наз. Нац. (Фронт освобождения оккупированного юга Йемена. Социальный состав - рабочие, крестьяне, революц. интеллигенция, представители мелкой буржуазии. H. ф. возглавлял вооруж. борьбу против брит. колонизаторов, правителей ФЮА и местных феодалов, начавшуюся 14 окт. 1963 и завершившуюся провозглашением 30 нояб. 1967 независимой Республики Юж. Йемена (с 30 нояб. 1967 - Народная Демократич. Республика Йемен). С кон. 1967 H. ф.- правящая организация страны. Первоначально наиболее влиятельной в H. ф. оказалась умеренная националистическая группировка во главе с Кахтаном аш-Шааби. 22 июня 1969 руководство H. ф. вывело из своего состава эту группировку. Новая программа (первая была принята на 1-м съезде в июне 1965), а также устав приняты на 5-м съезде (март 1972). В качестве осн. задачи сьезд провозгласил завершение нац.-освободит, и антифеод, революции, развитие страны а направлении социализма при опоре на социалистич. страны, в особенности на Сов. Союз. Ген. секретарь H. ф.- Абдель Фаттах Исмаил. Печатный орган - еженедельная газ. "Ас-Саурик"


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ ГДР (National Front der DDR), создан в 1949- 1950. Объединяет политич. партии, массовые демократич. орг-ции и беспартийных граждан ГДР. Ставит своей основной задачей привлечение всех граждан республики к строительству развитого социалистич. общества, мобилизует население на осуществление решений органов нар. власти. При проведении выборов в Народную палату и местные нар. представительства организует по всей стране предвыборные собрания, представляет избирателям единые списки кандидатов, выдвинутых партиями и массовыми орг-циями. H. ф. ГДР рабогает под руководством Социалистич. единой партии Германии.

Высший орган - конгресс, к-рый избирает руководящий орган H. ф. ГДР - Нациочальный совет. В стране действует также ок. 17 тыс. местных комитетов H. ф. ГДР, в к-рые избрано 335 тыс. граждан (1973). Пред. Нац. совета H. ф. ГДР -проф. Э. Корренс.

Лит.: Das System der sozialistischen Gesellschafts-und Staatsordnung in der DDR, В., 1970; Kleines politisches Worterbuch, В., 1973.

В. И. Курников.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЮЖНОГО ВЬЕТНАМА, (НФОЮВ), создан 20 дек. 1960 на учредит, съезде в одном из освобождённых р-нов Юж. Вьетнама. Объединяет (1973) более 30 патриотич. политич. партий, обществ, и религ. орг-ций. В 1961 НФОЮВ создал свои вооруж. силы. 1-й конгресс НФОЮВ состоялся в февр.- марте 1962. Он утвердил манифест и программу, нацелившие народ на борьбу против сайгонского режима, за установление в Юж. Вьетнаме демократич. власти, проведение политики нейтралитета, мирное объединение родины. 2-й конгресс НФОЮВ (янв. 1964) обсудил положение в Юж. Вьетнаме после свержения (1963) диктатуры Нго Динь Зьема. В авг. 1967 состоялся чрезвычайный съезд НФОЮВ, принявший новую программу. В ней были намечены пути дальнейшего расширения борьбы народа Юж. Вьетнама за изгнание империалистов США и свержение сайгонского пр-ва, за создание мирного, независимого, демократич., нейтрального и процветающего Юж. Вьетнама, предусматривалось проведение демократич. реформ, развитие нац. экономики и культуры. В освобождённых р-нах Юж. Вьетнама возникли органы нар. власти, стали проводиться демократич. преобразования (в т. ч. аграрная реформа), мероприятия по развитию нар. х-ва и культуры.

НФОЮВ учредил с 1964 свои представительства в ряде социалистич. и др. стран. С янв. 1969 представители НФОЮВ участвовали в 4-сторонних переговорах в Париже по вьетнамскому вопросу. После образования в июне 1969 Врем, революц. пр-ва Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) к нему перешли все адм. функции ЦК НФОЮВ по руководству внутр. и внешней политикой, в т. ч. представительство на парижских переговорах по Вьетнаму. Вместе с тем НФОЮВ остался идейным и политич. руководителем патриотов Юж. Вьетнама. Представительства НФОЮВ за границей были преобразованы в посольства ВРП РЮВ.

После подписания в Париже 27 янв. 1973 соглашения о прекращении войны и восстановления мира во Вьетнаме НФОЮВ борется за строгое выполнение Парижского соглашения, за проведение демократич. преобразований в стране.

НФОЮВ тесно сотрудничает с Союзом нац., демократич. и миролюбивых сил Южного Вьетнама (СНДМС; созд. в 1968).

Пред. Президиума ЦК НФОЮВ - Нгуен Хыу Тхо, ген. секретарь - Хюинь Тан Фат.

Лит.: Михеев Ю. Я., Борьба народа Южного Вьетнама за свободу и независимость, M., 1970. E. П. Глазунов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ ЧЕХОСЛОВАКИИ (НФ), объединение всех политич. и обществ, орг-ций ЧССР; является выражением классового союза рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции чехов, словаков и других национальностей страны, руководимого Коммунистической партией Чехословакии (КПЧ). НФ формировался под рук. КПЧ в период нац.-освободит, борьбы народов Чехословакии против фаш. захватчиков как союз рабочих, крестьян, ремесленников, интеллигенции, а также патриотич. представителей других слоев общества. Создание НФ (под назв. H ациональный фронт чехов и словаков) было оформлено в марте 1945 подписанием соглашения между представителями КПЧ, Коммунистич. партии Словакии, чехословацких Нац.-социалистич., С.-д., а также Народной и Демократич. партий Словакии. С 1969 НФ строится на федеральной основе. Имеются НФ Чешской социалистич. республики и НФ Словацкой социалистич. республики (со своими ЦК), а также сбластные, районные, гор. и местные к-ты НФ. Пред. ЦК НФ ЧССР - Г. Гусак. А. И. Недорезов.


"НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР", контр-революц. подпольное объединение, созданное в Москве весной 1918 и имевшее отделения в Петрограде и др. местах Сов. страны. В "Н. ц." вошли гл. обр. члены развалившегося к тому времени антисов. "Правого центра", состоявшего из представителей орг-ций кадетов, монархистов, торг.-пром. капитала и помещиков. В "Н. ц.", кроме того, "входили для связи и контакта" нек-рые правые эсеры и меньшевики-оборонцы (члены контрреволюц. "Союза возрождения России"). По замыслу учредителей, "Н. ц." должен был стать штабом, направляющим деятельность всех правых сил, борющихся против Сов. власти. Он финансировался пр-вами стран Антанты, был тесно связан с А. В. Колчаком, А. И. Деникиным и H. H. Юденичем, а также с подпольными воен. и шпионскими орг-циями в сов. тылу. В 1919 "Н. ц." вместе с "Союзом возрождения России" объединился в "Тактический центр", направлявший подрывную деятельность всех контрреволюц. сил в Сов. стране. Возглавляли "Н. ц." октябрист Д. H. Шипов (пред, до нач. 1919) и кадет Н. Н.Щепкин (пред, в 1919); в состав руководства входили также представитель торг.-пром. кругов M. M. Фёдоров, кадеты H. И. Астров, А. А. Червен-Водали, В. А. Степанов, В. И. Штейнигер, видный церк. деятель А. В. Карташёв и др. В июне 1919 ВЧК ликвидировала группу изменников воен. специалистов - чл. "Н. ц.", поднявших мятеж гарнизона форта Красная Горка и подготовлявших мятеж Кронштадта (дело нач. штаба Кронштадтской крепости А. Ю. Рыбалтовского и др.). В июле - нояб. 1919 ВЧК ликвидировала Петроградское отделение "Н. ц." во главе со Штейнигером и работавшую с ним в контакте шпионскую сеть главы англ, разведки в России Поля Дюкса; в авг.-сент. 1919 - центр, орг-цию "Н. ц." в Москве, возглавляемую Щепкиным, и связанный с ним "Штаб Добровольч. армии Моск. р-на" (руководители - бывшие генералы H. H. Стогов, С. А. Кузнецов и др.).

Лит.: С о ф и н о в П. Г., Очерки истории Всероссийской Чрезвычайной комиссии (1917-1922), M., 1960; Из истории ВЧК (1917 - 1921), Сб. документов, M., 1958; Гол и нков Д. Л., Крах вражеского подполья, M., 1971. Д. Л. Голинков.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (НЦНИ) Франции (Centre National de Ia Recherche Scientifique, CNRS), ведущее на уч. учреждение Франции. Подчинено Мин-ву нац. образования. Осн. в 1939 физиком Ж. Перреном. Задача НЦНИ - развитие и координация науч., прежде всего фундаментальных исследований. Во главе центра стоит ген. директор (с 1973- Б. П. Грегори) и коллегия директоров по отраслям наук. Основой аппарата НЦНИ является Нац. комитет науч. исследований, к-рый состоит из 36 секций, объединяющих более 750 учёных. Их предложения по организации и финансированию науч. работ рассматриваются Директорией (33 чел.). Бюджет НЦНИ на 1973 превысил 1,5 млрд. франков. В 1972 в НЦНИ работали более 17 тыс. чел., в т. ч. 6,3 тыс. науч. сотрудников. В распоряжении НЦНИ два ин-та (Нац. ин-т астрономии и геофизики в Мёдоне, Нац. ин-т ядерной физики и физики элементарных частиц в Париже), а также ок. 200 лабораторий. Созданы многоотраслевые научные центры - в Бельвю (физика высоких давлений, физика твёрдого тела, радиационная химия, электролиз, магнетизм), в Жиф-сюр-Ивет (биохимия, микробиология), в Марселе (физика, биохимия, нейрофизиология), в Фон-Ромё-Одейо (солнечная энергия), в Орлеане (химия минералов, физика высоких температур, молекулярная биофизика), Страсбуре (биология, ядерная физика и спектроскопия), в Витри-Тие (физ. химия, прикладная органич. химия, металлургич. химия), центры по гуманитарным наукам в Парижском р-не. НЦНИ поддерживает научные связи со многими странами. В 1969 между НЦНИ и АН СССР заключено бессрочное соглашение о научном сотрудничестве, согласно которому ежегодно проводятся обмен учёными, двусторонние симпозиумы и т. п.

НЦНИ издаёт более 20 науч. журналов. Центр документации НЦНИ публикует реферативные журналы (18 серий по естеств. и технич. наукам и 6 серий по гуманитарным наукам). A. M. Чикалов.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, язык нации, сложившийся на основе языка народности в процессе развития народности в нацию. Интенсивность этого процесса зависит от темпов и особых условий развития народности в нацию у разных народов. H. я.- система неск. форм существования языка: лит. язык (устная и письм. формы), нар.-разг. разновидности языка и диалекты. В процессе формирования H. я. существенно меняется соотношение между литературным языком и диалектами. Нац. лит. яз.- развивающаяся форма, к-рая занимает ведущее положение, постепенно вытесняя диалекты, доминирующие на ранних этапах развития яз., особенно в сфере устного общения. При этом образование новых диалектных особенностей прекращается, и под влиянием лит. яз. происходит нивелировка наиболее редких диалектных различий. Одновременно расширяется сфера применения лит. языка, усложняются его функции. Это связано с усложнением и развитием нац. культуры народа, а также с тем, что лит. форма H. я., складывающаяся на нар. основе, вытесняет чуждые народу письм. яз. (напр., лат. в Зап. Европе, церк.-слав, в России). Нац. лит. язык проникает также в сферу устного общения, где ранее господствовал диалект. Важнейшей особенностью нац. лит. языка является его нормализов. характер (см. Норма языка). В связи с необходимостью удовлетворить всё более сложные и многообразные потребности общества, вызванные развитием художеств, лит-ры, публицистики, науки и техники, а также разных форм устной речи, интенсивно развиваются и обогащаются синтаксич. система и словарный состав нац. лит. языка. В эпоху существования бурж. об-ва нац. лит. язык обслуживает преим.господствующий слой общества (т. е. его образованную часть). Сельское население, как правило, продолжает пользоваться диалектами, а в городах с лит. языком конкурируют городские койне. В условиях развития социалистич. наций единый нормализов. общенародный нац. лит. язык становится в связи с демократизацией и широким распространением образования достоянием каждого члена нации.

Лит.: Вопросы формирования и развития национальных языков, M., 1960.

M. M. Гухман.


НАЦИЯ (от лат. natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, нек-рых особенностей культуры и характера, к-рые составляют её признаки. Подлинно науч. теория H. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, H. возникает как новое социально-историч. явление в период преодоления феод, раздробленности общества и укрепления политич. централизации на основе капиталистич. экономич. связей. При этом классики марксизма-ленинизма подчёркивали важную роль государства в консолидации H. В. И. Ленин писал, что образование нац. государств является тенденцией (стремлением) всякого нац. движения. "Типичным, нормальным для капиталистического периода является поэтому национальное государство" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 259). В. И. Ленин отверг излюбленный бурж. социологией и историографией приём смешивать H. с расой и племенем, представлять её как дальнейшее продолжение и усложнение родо-племенных связей, как вечное, естественное, внеисторическое явление. Ленин подверг критике взгляды О. Бауэра, к-рый определял H. как общность культуры и характера, возникшую на почве общности судьбы, охарактеризовав его теорию как идеалистическую (см. Ленинский сб., XXX, 1937, с. 53). Консолидация H. облегчается наличием этнически родств. племён и народностей. Но это не обязательное условие. Нет также обязательной прямой генетич. линии, связывающей этнич. свойства племени, народности и H. Фактически не существует гомогенных (однородных) H. Все H. возникли из различных племён, а нек-рые и из различных народностей. Немало H., напр, американские, образовалось не только из различных этнич. групп (см. Этническая общность), но и из различных рас (см. Расы). Поэтому нельзя включать в понятие H. расовую общность. H. не определяется также религ. и гос. общностями. Существуют разные H., исповедующие одну и ту же религию, и, наоборот, существуют H., части к-рых исповедуют разные религии. Есть разные H., живущие в одном гос-ве, и H., не имеющие своей нац. государственности. В жизни H., её отношениях с др. H. этнич. (языковые и культурно-бытовые) особенности занимают большое место, но они не предопределены биологически, а являются продуктом социального развития. Длит, совместная жизнь и деятельность различных этнич. групп в рамках сформировавшейся H. вырабатывают новый этнический (национальный) облик. В последнем можно проследить нек-рые "сквозные" элементы, идущие от прежних историч. общностей, но и они при всей своей устойчивости не являются неизменными. T. о., H. по своей сущности есть общественно-историч. явление. Постоянно подчёркивая социальное происхождение и социальную сущность H., Ленин указывал на то. что создание "...национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 154), что "... нельзя было из феодализма перейти к капитализму без национальных идей" (там же, т. 26, с. 35), что "нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития" (там же, с. 75). Началом историч. этапа образования H. Ленин считал конец ср. веков и начало нового времени, а её экономич. основой - капитализм с его требованиями создания внутр. рынка и общего для. данной общности языка как важнейшего орудия торг, связей. Необходимым условием возникновения MH. совр. H. было развитие буржуазии, складывание единого рынка. Сформировавшаяся H. имеет отчётливо выраженный "экономический признак" (см. В. И. Ленин, Ленинский сб., XXX, 1937, с. 53). Для образования общности экономич. жизни необходима общность территории, к-рая, будучи условием образования H., выступает затем и в качестве её признака. В процессе консолидации H. различными путями вырабатывается общий лит. язык, к-рый, в свою очередь, становится могущественным средством нац. связей. На основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной жизни. Основоположники марксизма-ленинизма считали её важной для развития H., но подчёркивали противоречивость культуры и психологии H., состоящей из враждебных классов. "Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре",- писал В. И. Ленин (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 129), имея в виду, что буржуазно-помещичья и клерикальная культура противостоит демократич. и социалистич. культуре. Эти две культуры создаются представителями одной национальности, но разных "двух наций в одной нации", имеющих разную обществ, идеологию и психологию. Вместе с тем правомерно говорить о нац. особенностях психологии как о характерной черте H. Общность экономич. связей, территории, языка, а также нек-рые общие традиции, нац. особенности культуры, психологии порождают сознание нац. общности - национальное самосознание. Нац. самосознание, возникнув, становится важным условием существования и развития H., к-рая выступает уже не только как объективная-связь, но и как связь, основанная на самосознании в широком смысле, включающем в себя сознание этнич. общности, приверженность к нац. языку, территории, культуре, определённое отношение к другим H., чувство нац.гордости. Жизненность, активность H. в значит, мере определяются характером и уровнем нац. самосознания, но при этом классы-антагонисты, их партии придерживаются противоположных позиций и разрабатывают свои политич. линии воспитания нац. самосознания. Марксистско-ленинские партии развивают его в соответствии с подлинными нац. интересами, находящимися в неразрывной связи с интернациональным единством трудящихся всех стран, а бурж. и мелко-бурж. идеологи извращают нац. самосознание, выдавая узкоэгоистические, на-ционалистич. интересы за подлинно нац. интересы.

Процесс формирования разных H. определяется соотношением экономич., политич., этнич. признаков, а также характером историч. эпохи. В ряде случаев процессы становления H. и условий её существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Так, первые европ. H. вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и др. этнич. признаков, выступавших как условия формирования этих H. В др. случаях H. складываются и тогда, когда нет ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки H. формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колон, разделов территории из различных по языку, культуре, экономич. связям племён и народностей и становятся формой территориально-экономич. сплочения, политич. и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование H. не является универсальной стадией развития всех народов мира. MH. малочисленные народы (племена, языково-терр. группы) нередко сливаются с крупными H.

Для правильного понимания как сущности H., так и места и роли её этнич. особенностей необходимо различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как "нация" и "национальность". Понятие "национальность", выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов H. и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие "Н.". Различение указанных понятий помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но не живущие на её территории, не являются представителями данной H. Наконец, становится понятным, почему H. или народность при социализме в корне меняет социальную сущность, сохраняя свою национальность.

В ходе строительства социализма происходит ликвидация эксплуататорских классов, нац. и межнациональных антагонизмов. H. претерпевают коренные изменения, происходит преобразование H. капиталистич. общества в социалистические. Сохраняя или в известной степени модифицируя свои этнич. признаки, H. в корне меняют свой социальный тип, становятся социалистическими по своей классовой структуре, политич. строю и духовному облику. Исходные признаки H. наполняются во многом новым содержанием, появляются новые характеристики H., определяемые её социалистич. и интернациональной жизнью. Основой развития социалистич. H., их социально-политич. и идейного единства является то, что в каждой из них устанавливается подлинная общность экономич. жизни, а в многонациональных roc-вах возникает единство интересов трудящихся всех H. Общность территории как условие существования социалистич. H. также приобретает новое качество. Границы нац. республик, напр., в СССР не имеют уже своего былого значения, не ведут к обособлению H. Происходит постоянное и всестороннее общение между H., к-рые стремятся разумно использовать всю территорию СССР как общее достояние сов. народа. Социализм создаёт самые благоприятные условия для развития нац. языков. Знание же наряду с нац. языком и языка межнационального общения, каким в СССР стал русский, усиливает взаимообогащение нац. культур, социалистич. по содержанию и нац. по форме. На основе экономич., социальной и идейно-политич. общности социалистич. H. развиваются интернациональные черты их культуры, происходит сближение нац. культур. Социалистич. H., сохраняя прогрессивное культурное наследие, формируют новые ценности культуры, к-рые становятся общим достоянием всех народов. Национальное и интернациональное в культуре социалистич. H. составляют единство, в к-ром ведущей является интернациональная сторона. В ходе строительства коммунизма возникают и развиваются новые традиции, к-рые сближают и объединяют все социалистич. H., укрепляют их духовную общность.

Новые черты социалистич. H. формируются под решающим воздействием рабочего класса, ведущей интернациональной силы H. Революц. изменения всей соци-ально-экономич., политич. и духовной жизни в условиях социализма вырабатывают социалистич. нац. самосознание. В зрелом социалистич. обществе интенсивно протекает единый процесс расцвета и сближения H. Подлинный расцвет происходит не на путях нац. обособленности, а на базе интернационализации экономики, политики и единой идеологии, а также формирования интернациональных черт в культуре, духовном облике социалистич. H. Поэтому расцвет H. способствует их сближению, а сближение H. усиливает их расцвет.

Одной из самых существ, черт социалистич. H. является их братское сотрудничество и взаимопомощь на основе принципов социалистич. интернационализма, к-рые приводят к развитию новых интернац. общностей, таких, как сов. народ, крепнущее содружество социалистич. народов.

В ходе строительства коммунизма ускоряется процесс сближения H., к-рый ведёт к стиранию их различий, связанных с устаревшими формами жизни, и даже к слиянию отдельных малочисл. этнич. общностей. Стирание нац. различий - процесс более длительный, чем стирание классовых различий. Полное слияние H. произойдёт в результате их дальнейшего расцвета и постепенного, всё более тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники увековечивания нац. различий, они поддерживают объективный прогрессивный процесс всестороннего сближения H., создающего предпосылки их будущего слияния на основе полной добровольности и демократизма. Марксисты-ленинцы выступают как против сдерживания этого процесса, так и против его искусственного форсирования. Отчётливое знание перспектив развития H. особенно важно для социалисшч. стран, общественные отношения к-рых, в т. ч. и нац. отношения, научно регулируются и направляются к определённой цели. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, можно предвидеть, что полная победа коммунизма во всём мире создаст условия для слияния H. и все люди будут принадлежать к всемирному бесклассовому и безнациональному человечеству, имеющему единую экономику и единую по содержанию богатейшую и многообразную коммунистич. культуру.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х ж е, О польском вопросе, там же; Энгельс Ф., По и Рейн, там же, т. 13; его же, Происхождение семьи, част ной собственности и государства, там же, т. 21; его же, О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, От какого наследства мы отказываемся?, там же, т. 2; е г о же, Положение Бунда в партии, там же, т. 8; е г о же, К вопросу об общенациональной революции, там же, т. 15; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, О "культурно-национальной" автономии, там же; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же, Тезисы реферата по национальному вопросу. Между 10 и 20 января (23 января и 2 февраля) 1914г., там же; его же, Под чужим флагом, там же, т. 26; его же, Социалистическая революция и право нации на самоопределение, там же, т. 27; его же, Речь по национальному вопросу 29 апреля (12 мая) 1917 г., там же, т. 31; е г о ж е, II Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; его ж е, О пролетарской культуре, там же; его же, III Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 44; его же, К вопросу о национальностях или об "авто-номнзации", там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), M., 1973; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, M., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1971; Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме. [Сб.], M., 1969; Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., M., 1974. См. также лит. при _ статьях Интернационализм, Национальный вопрос, Национализм.

С. T. Калтахчян.


НАЦУМЭ Сосэки (лит. имя; наст, имя Кинноскэ) (5.1.1867, Токио,-9.12. 1916, там же), японский писатель. Выступил как поэт в жанре хокку. Первый роман "Ваш покорный слуга кот" (1905- 1906, рус. пер. 1960) - сатира на япон. интеллигенцию. В повести "Мальчуган" (1906, рус. пер. 1960) H. рисует неопытного юношу-учителя в столкновении с затхлой провинц. средой. H. развил своё эстетич. учение о красоте, противопоставив его утилитарным идеалам современности (повесть "В дороге", 1906). Трагедия япон. интеллигента, подавленного внешним превосходством зап.-европ. культуры и в то же время ещё не освободившегося от старых феод, оков, наделённого чуткой совестью, становится гл. темой психочогич. романов H.: трилогия "Сансиро" (1908),"3атем"(1909), "Врата" (1910) - вся в рус. пер. 1973; "Сердце" (1914, рус. пер. 1935), неоконч. роман "Свет и тьма" (1916).

Лит.: История современной японской литературы, M., 1961; Конрад H., Японская литература, M., 1974; Г р и в н и н В., Нацумэ Сосэки. Биобиблиографический указатель, M., 1959. H. Г. Иваненко.

"НАЧАЛА" ЕВКЛИДА (греч. Stoicheia, букв.- азбука; переносное значение - основные начала), научное произведение, написанное Евклидом в 3 в. до н. э., содержащее основы античной математики: элементарной геометрии, теории чисел, алгебры, общей теории отношений и метода определения площадей и объёмов, включавшего элементы теории пределов. Евклид подвёл в этом сочинении итог трёхсотлетнему развитию греч. математики и создал прочный фундамент для дальнейших математич. исследований. "Н." E. не являются, однако, энциклопедией матем. знаний своей эпохи. Так, в "Н." E. не излагается теория конич. сечений, к-рая была тогда достаточно развита, отсутствуют здесь и вычислительные методы.

"Н." E. построены по дедуктивной системе: сначала приводятся определения, постулаты и аксиомы, затем формулировки теорем и их доказательства (см. Дедукция). Вслед за определением основных геометрич. понятий и объектов (напр., точки, прямой) Евклид доказывает существование остальных объектов геометрии (напр., равностороннего треугольника) путём их построения, к-рое выполняется на основании пяти постулатов. В постулатах утверждается возможность выполнения нек-рых элементарных построений, напр, "что от всякой точки до всякой точки (можно) провести прямую линию" (I постулат); "И что от всякого центра и всяким раствором (может быть) описан круг" (III постулат). Особое место среди постулатов занимает V постулат (аксиома о параллельных): "И если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньшие двух прямых, то продолженные эти прямые неограниченно встретятся с той стороной, где углы меньше двух прямых". Относительная сложность формулировки привела к стремлению многих математиков (на протяжении почти 2 тыс. лет) вывести его как теорему из др. основных положений геометрии. Попытки доказать V постулат продолжались вплоть до работ H. И. Лобачевского, построившего первую систему неевклидовой геометрии, в к-рой этот постулат не выпочняется (см. Лобачевского геометрия). За постулатами в "Н." E. приводятся аксиомы - предложения о свойствах отношений равенства и неравенства между величинами. Напр.: "Равные одному и тому же равны и между собой" (1-я аксиома); "И целое больше части" (8-я аксиома).

С совр. точки зрения система аксиом и постулатов "Н." E. недостаточна для дедуктивного построения геометрии. Так, здесь нет ни аксиом движения, ни аксиом конгруэнтности (за исключением одной). Отсутствуют также аксиомы расположения и непрерывности. Фактически же Евклид использует при доказательствах и движение и непрерывность. Логические недостатки построения "Н." E. полностью выяснились лишь в кон. 19 в. после работ Д. Гильберта (см. Евклидова геометрия). До этого на протяжении более 2 тыс. лет "Н." E. служили образцом научной строгости; по этой книге в полном либо в сокращённом и переработанном виде изучали геометрию.

"Н." E. состоят из тринадцати книг (отделов, или частей). В книге I рассматриваются осн. свойства треугольников, прямоугольников, параллелограммов и производится сравнение их площадей. Заканчивается книга Пифагора теоремой. В книге II излагается т. н. геометрич. алгебра, т. е. строится геометрич. аппарат для решения задач, сводящихся к квадратным уравнениям (алгебраич. символика в "Н." E. отсутствует). В книге III рассматриваются свойства круга, его касательных и хорд (эти проблемы были исследованы Гиппократом Хиосским во 2-й пол. 5 в. до н. э.), в книге IV - правильные многоугольники. В книге V даётся общая теория отношений величин, созданная Евдоксом Книдским', её можно рассматривать как прообраз теории действительных чисел, разработанной только во 2-й пол. 19 в. Общая теория отношений является основой учения о подобии (книга VI) и метода исчерпывания (книга VII), также восходящих к Евдоксу. В книгах VII-IX изложены начала теории чисел, основанные на алгоритме нахождения наибольшего общего делителя (Евклида алгоритме). В эти книги входит теория делимости, включая теоремы об однозначности разложения целого числа на простые множители и о бесконечности числа простых чисел; здесь излагается также учение об отношении целых чисел, эквивалентное, по существу, теории рациональных (положительных) чисел. В книге X даётся классификация квадратичных и биквадратич-ных иррациональностей и обосновываются нек-рые правила их преобразования. Результаты книги X применяются в книге XIII для нахождения длин рёбер правильных многогранников. Значит, часть книг X и XIII (вероятно и VII) принадлежит Теэтету (нач. 4 в. до н. э.). В книге XI излагаются основы стереометрии. В книге XII определяются с помощью метода исчерпывания отношение площадей двух кругов и отношение объёмов пирамиды и призмы, конуса и цилиндра. Эти теоремы впервые доказаны Евдоксом. Наконец, в книге XIII определяется отношение объёмов двух шаров, строятся пять правильных многогранников и доказывается, что иных правильных тел не существует. Последующими греческими математиками к "Н." E. были присоединены книги XIV и XV, не принадлежавшие Евклиду. Они нередко и теперь издаются совместно с основным текстом "Н." E.

"Н. " E. получили широкую известность уже в древности. Архимед, Аполлоний Пергский и др. учёные опирались на них при своих исследованиях в области математики и механики. До нашего времени античный текст "Н." E. не дошёл (древнейшая из сохранившихся копий относится ко 2-й пол. 9 в.). В кон. 8 в. - нач. 9 в. появляются переводы "Н." E. на араб. язык. Первый перевод на лат. язык был сделан с арабского Ателхардом Бат-ским в 1-й четв. 12 в. Старинные списки отличаются существенными разночтениями; подлинный текст "Н." E. точно не восстановлен. Первое печатное издание "Н." E. в переводе Дж. Кампано на лат. язык появилось в Венеции в 1482 с чертежами на полях книги (перевод был выполнен ок. 1250-1260; Кампано использовал как араб, источники, так и перевод Ателхарда Батского). Наилучшим в настоящее время считается издание И. Гей-берга ("Euclidis Elementa", v. 1-5, Lipsiae, 1883-88), в к-ром приводится как греч. текст, так и его лат. перевод. На рус. яз. "Н." E. издавались многократно начиная с 18 в. Лучшее издание - "Начала Евклида", пер. с греч. и комментарии Д. Д. Мордухай-Болтовского, т. 1-3, 1948-50.

Лит.: История математики с древнейших времён до начала нового времени, т. 1, M., 1970. И. Г.Башмакова, А. И. Маркушевич.

"НАЧАЛО", революц. газета. Издавалась нелегально в Петербурге в марте - мае 1878. Вышло 4 номера. Тираж 500 экз. Издатели А. А. Астафьев, Л. К. и H. К. Бух, А. И. Венцковский, И. А. Головин, В. В. Луцкий - народники-бакунисты, не принадлежавшие к к.-л. орг-ции. Фактич. ред. Л. К. Бух. В ред. участвовал H. E. Каронин-Петропавловский. В числе авторов: П. В. Засодимский, E. С. Фёдоров и др. Объявив себя внефракц. органом рус. социалистов, газ. "Н.вставила целью"критику явлений существующего общественного строя". Газета освещала события освободит, движения в России и социалистич. движения на Западе, рассказывала о положении политических ссыльных, о репрессиях правительства, вела полемику с либеральной печатью. Текст "Н." перепечатан В. Богучарским в кн.: "Революционная журналистика семидесятых годов" (1905).


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, общеобразовательное учебно-воспитательное учреждение для детей, дающее начальное образование (элементарные знания в области родного языка, математики, а также о природе и обществе); в современных системах народного образования большинства стран H. ш. (нач. классы) является первой ступенью обязательного всеобщего обучения. Возраст детей, поступающих в H. ш., и сроки обучения в ней в разных странах неодинаковы. В Великобритании, напр., обучение детей начинается с 5 лет в т. н. школах для малышей, из которых после двухлетнего обучения дети переходят в H. ш.- классы (4 года). Во Франции обучение начинается с 6-летнего возраста и осуществляется в H. ш. по единой программе в течение 5 лет. В элементарные школы США принимаются дети с 6 лет, они проходят 6- или 8-летний (в школах небольших населённых пунктов) курс обучения. В большинстве стран Латинской Америки курс H. ш., как правило, 6-летний, в отдельных странах (Колумбии, Перу, Доминиканской Республике, Бразилии) - 5-летний, в H. ш. (классы) принимаются дети с 6 лет. В Италии обязательными для детей 6-летнего возраста являются 3-летние школы (первый цикл H. ш.), полный курс обучения осуществляется в течение 4-5 лет. В H. ш. (классах) социалистич. стран обучение детей начинается с 6 (напр., Венгрия, Чехословакия, ГДР) или с 7 лет (СССР, Польша, Румыния, Болгария). Курс нач. обучения в большинстве социалистич. стран - 3-4 года.

Первые H. ш. на территории, ныне входящей в состав СССР, возникли в 4 в. в Грузии и Армении, в России - в 9-11 вв. Школы для обучения детей грамоте, чтению церк. книг и песнопению создавались при церквах и монастырях; большую роль в распространении грамотности (особенно в 14-16 вв.) играли мастера грамоты, к-рые обучали детей в семьях или создавали небольшие школы у себя на дому.

В 1701 в Москве была основана Школа математических и навигацких наук. Нач. классы школы представляли собой две последовательные ступени: "русская школа" (чтение и письмо) и "цифирная школа" (счёт и начала арифметики и геометрии). С 1714 стали учреждаться цифирные школы для детей всех сословий, кроме крестьян. В этих школах дети получали нач. матем. знания, обучались чтению, письму. К сер. 18 в. цифирные школы пришли в упадок, нек-рые из них были объединены с гарнизонными школами, где обучались дети солдат. Представители прогрессивной части общества (И. T. Посошков, В. H. Татищев и др.) выступали за необходимость нач. образования для детей крестьян. В 1782 была организована "Комиссия об учреждении училищ", разработавшая под руководством Ф. И. Янковича де Мириево "Устав народных училищ" (1786). Согласно уставу, в губернских городах открывались главные народные училища с 5-летним сроком обучения, в уездных - малые народные училища (2 года). Вводилась классно-урочная система обучения, впервые применённая в братских школах Зап. Украины и Белоруссии в 16 в. Появились новые учебники, наглядные пособия. Устав, принятый в 1804, предусматривал создание единой бессословной системы общеобразоват. школ. В основе системы были приходские училища, учреждаемые в городах и значительно реже в сёлах, а также уездные училища. Устав 1828 сохранил эти типы уч. заведений, но они уже не представляли единой системы, приобрели сословный характер (приходские уч-ща предназначались для низших сословий, уездные - для средних). Устав направлял всю деятельность школы на укрепление основ "православия, самодержавия и народности". Прогрессивная общественность выражала недовольство системой образования народа и требовала её реформы. Пр-во в нач. 60-х гг. 19 в. вынуждено было приступить к разработке проекта реформы школы (как составной части бурж. реформ 60-70-х гг.). В 1864 было утверждено "Положение о начальных народных училищах". Перед H. ш., как и прежде, ставилась задача утверждать в народе религ. понятия и распространять первоначальные знания. Вводился единый уч. план, к-рый включал закон божий, чтение церк. и гражд. книг, счёт (4 арифмс-тич. действия), церк. пение. Обучение в школах допускалось только на рус. яз. H. ш. объявлялась бессословной, разрешалось открывать школы самоуправлениям, об-вам и частным лицам, назначать учителями не только мужчин, но и женщин. Все H. ш. по новому Положению переходили в ведение Мин-ва нар. просвещения, за исключением церковноприходских школ, к-рые оставались в ведении Святейшего синода. Для руководства H. ш. на местах учреждались уездные и губернские училищные советы. H. ш. составляла особую систему образования нар. масс, не связанную со средней школой.

Большой вклад в дело развития нач. обучения внесло общественно-пед. движение 60-х гг. Значительно выросло число приходских уч-щ и т. н. воскресных школ. К этому времени относится выход в свет книг К. Д. Ушинского "Родное слово" и "Детский мир", сыгравших огромную роль в становлении рус. H. ш Развитие H. ш. в 60-70-х гг. тесно связано с деятельностью земств. За 1865-74 в 34 губерниях, где были учреждены земства, сеть H. ш. значительно увеличилась. Земские школы считались лучшими по постановке уч.-воспитательной работы. В них не только обучали чтению, письму . и счёту, но и давали сведения по естествознанию, географии и истории. Земства снабжали школы наглядными пособиями и учебниками, книгами для чтения, на писанными К. Д. Ушинским, Л. H. Толстым и др. прогрессивными педагогами, проявляли заботу о повышении квалификации учителей. Однако эта деятельность земств вызвала недовольство в правительств, кругах. В 1874 было утверждено новое "Положение о начальных народных училищах", к-рое действовало до 1917. Земствам не разрешалось вмешиваться в уч.-воспитательную работу школ, их деятельность в области нар. образования ограничивалась решением хозяйственных вопросов. С 80-х гг. правительство и церковь стали усиленно насаждать церков-но-приходские школы как наиболее благонадёжные.

После победы Окт. революции 1917 управление школами было передано Нар. комиссариату просвещения, а на местах - отделам нар. образования Советов рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 был издан декрет Совнаркома об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви. Все расходы на содержание школ гос-во взяло на себя.

В нач. 30-х гг. введено всеобщее обязательное нач. обучение. Первоначально H. ш. имела 5-летний срок обучения, установленный "Положением о единой трудовой школе" (1918). В связи с созданием в системе нар. образования 7-летней школы (1923) срок обучения в H. ш. сократился до 4 лет; с конца 60-х гг. (после большой экспериментальной проверки) - до 3 лет.

H. ш. в СССР и соответствующие классы 8-летних и средних школ - органич. часть единой общеобразоват. трудовой политехнич. школы. Преемственность всех ступеней школы обеспечивается полной согласованностью уч. планов и программ и единством принципов организации учебно-воспитательной работы на основе общих задач коммунистического воспитания подрастающего поколения. H. ш. создаются в основном в небольших населённых пунктах, где нет 8-летних или средних школ. Радиус обслуживаемого H. ш. района не превышает 3 км. В 1-й класс принимаются дети, к-рым к началу уч. года исполнилось 7 лет. Проводится эксперимент по организации обучения с б-летнего возраста. В ряде союзных и автономных республик создаются приготовит, классы для детей 6 лет (особенно не владеющих рус. речью), чтобы подготовить их к обучению в H. ш. с параллельным изучением родного и рус. языков. В H. ш. и нач. классах 8-летних и средних школ преподавание всех предметов ведёт один учитель. Обязательные занятия в неделю - 24 уч. часа, в нац. школах (с обучением на родном языке и добровольным изучением рус. или др. нац. языка) допускается увеличение уч. нагрузки на 2-3 часа. Домашние задания рассчитаны на выполнение их в пределах: в 1-м классе - до 1 часа, во 2-м - до 1,5 часа, в 3-м - до 2 часов. Уч. планом предусмотрены изучение русского (родного - в нац. школах) языка, математики, природоведения, занятия по труду, изобразительному иск-ву, музыке, физич. культуре. Программа по русскому (родному) языку включает первоначальные сведения по грамматике и правописанию, формирование связной устной и письменной речи, навыков сознательного, выразительного чтения с постепенным увеличением беглости его (до 80-90 слов в минуту к концу 3-го года обучения). Классное чтение дополняется внеклассным (проводятся спец. уроки). На уроках чтения, грамматики большое внимание уделяется логич. упражнениям, развитию самостоят, суждений у учащегося. Программа по математике включает нумерацию и арифметич. действия с первого десятка до многозначных чисел в пределах класса миллионов, понятие о дроби, мет-рич. систему мер длины и веса, время и его измерение. Геометрич. материал (геометрич. фигуры на плоскости) изучается в тесной связи с арифметич. действиями. Особое внимание уделяется развитию матем. мышления. Программа по природоведению предусматривает знакомство с явлениями природы, с.-х. трудом, элементарные сведения по анатомии и физиологии человека, охране его здоровья, по охране природы. Изучение теоре-тич. материала сочетается с опытами, практнч. работами, экскурсиями. На уроках труда проводится работа с разными материалами, изготовляются предметы быта, игрушки и др., постепенно усложняются задания по технич. моделированию. Занятия изобразительным иск-вом включают рисование с натуры, по представлению, на заданные темы, декоративное рисование, ознакомление с отд. произведениями изобразит, иск-ва и др. Уроки пения и слушания музыки (с использованием звукозаписи) способствуют формированию у детей вокально-хоровых навыков, художеств, вкуса, развитию муз. способностей. Занятия физич. культурой (гимнастич. упражнения, игры, лыжная подготовка и др.) являются важным средством укрепления здоровья детей. Обучение и воспитание в H. ш. организуются с учётом психич. особенностей детей, их интересов и запросов.

Лит.: Константинов H. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., M., 1953; Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. Под ред. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной, M., 1960; Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, M., 1962; 3 а нк о в Л. В., О начальном обучении, M., 1963; Основные вопросы начального обучения. Сб. Под ред. А. С. Пчелко, M., 1963; Программы восьмилетней школы. Начальные классы (I-III), M., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- пер. пол. XIX в., M., 1973.

П. В. Зимин.


"НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА", ежемесячный журнал, орган Мин-ва просвещения РСФСР. Издаётся в Москве с 1933. Рассчитан на учителей 1-3-х классов общеобразоват. школы. В журнале публикуются материалы о постановке преподавания в нач. классах и воспитательной работе с детьми (в т. ч. в малокомплектных нач. школах), об использовании в уч. процессе наглядных пособий и технич. средств обучения, пропагандируется передовой пед. опыт. "Н. ш." печатает материалы в помощь самообразованию учителей, проводит дискуссии по актуальным пед. проблемам, освещает опыт работы нач. школы за рубежом; имеется раздел "Критика и библиография". В журнале выступают известные учёные, методисты, учителя, руководители школ, работники нар. образования. Тираж (1974) св. 600 тыс. экз.

"НАШ ПУТЬ", легальная ежедневная большевистская газета
"НАШ ПУТЬ", легальная ежедневная большевистская газета .Издавалась в Moскве с 25 авг (7 сент ) по 12(25) сент 1913. Вышло 16 номеров из них 12 были конфискованы . Закрыта царским правительством . Офиц. ред. был Ф.А Соколов издателем - И Д Барщевский. Идейное руководство осуществлял В. И. Ленин, в "Н п" бьпо опубликова но 10 его статей В редакции работали И И Скворцов Степанов В В Оболенский H H Яковлев В H Максимовский и др. В газете сотрудничали Демьян-Бедный, M С Ольминский, M Горький и большевики депутаты 4-йи Гос думы Тираж достигал 17-20 тыс экз

Лит: Ленин В И , Поли собр .соч , 5 изд , т 23, 24, 48 Очерки истории московской организации КПСС, M , 1966 Большевистская периодическая печать (Декабрь 1900- октябрь 1917), M 1964 Рачков Л И , "Наш путь" -боевой орган московско го пролетариата, "Уч. зап. Московского областного педагогического ин-та ", т 127 История СССР, в 7, M , 1963

"НАШ СОВРЕМЕННИК", ежемесячный лит художеств и обществ политич журнал, орган СП РСФСР. Издается в Москве с 1964. Возник как продолжение альманаха "Год", основанного M. Горьким в 1933 и альманаха "Наш современник" (1956-63). В журнале печатаются повести рассказы стихи репортажи о текущих событиях н др Гл. редактор - С В Викулов (с 1968) Тираж (1974) 110 тыс экз.

Лит: Сурганов В.,Д., название обязывает , "Литературная галета", 1971 13 окт.


"НАША ЗАРЯ", ежемесячный легальный обществ политич журнал орган меньшевиков ликвидаторов. Издавался в Петербурге с янв. 1910 по сент 1914 . Всего вышло 57 номеров Закрыт правительством Сотрудники П. Б. Аксельрод, Ф. И. Дан, Л. Мартов, А. С. Мартынов, A. H. Потресов, и др Жури "Н з " выступал против сохранения подпольных с д орг-ций в России, за создание легальной рабочей партии. В 1912 6-я (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП в резолюции, составленной В. И. Лениным, признала сторонников "Н. з." стоящими вне партии, как защитников "...течения, признанного всей партией продуктом буржуазного влияния на пролетариат" ("КПСС в резолюциях", 8 изд., т. 1, 1970, с. 341). В начале 1-й мировой войны 1914-18 журнал занял оборонческую позицию. В янв. 1915 заменён журн. "Наше дело".


"НАША НИВА", еженедельная белорусская обществ.-политич. и литературная иллюстрированная газета. Издавалась в Вильнюсе в 1906-15. Редактор и издатель - А. Власов, с 1914 - И. Луцевич (Я. Купала). "Н. н." - массовая легальная газета общедемократич. направления, предназначенная гл. обр. для крестьян и провинц. интеллигенции. Выступала против социального и нац. гнёта, отстаивала право белорус, народа на самостоят, нац.-историч. развитие. Однако в решении осн. вопросов обществ.-политич. жизни "Н. н." занимала просветительские, либерально-реформистские позиции. Как единств, легальная газета на белорус, яз. была центром лит. жизни Белоруссии. На её страницах печатались Я. Купала, Я. Колас, M. Богданович, 3. Бяду-ля, T. Гартный, Ш. Ядвигин и др. белорус, писатели.


НАША ЭPA, новая эра, система летосчисления (см. Календарь), в к-рой в качестве начального момента отсчёта годов взято "рождество Христово". Принята в большинстве государств. См. Эра.

НАШАРАБИ, наршараб, густая тёмно-красная жидкость, получаемая из сока граната; содержит 10% лимонной к-ты и 50% сахара. Для приготовления H. семена граната очищают от корки и внутр. перегородок плода, отжимают из них сок и упаривают в вакуум-аппаратах до 1/5 первоначального объёма, прибавляя сахар и специи (кориандр, базилик, корицу, лавровый лист). Используется как приправа к жирным мясным и рыбным блюдам.


НАШАТЫРНО-АНИСОВЫЕ КАПЛИ, лекарственное средство, обладающее отхаркивающим действием. Содержит анисовое масло, спирт, раствор аммиака. Применяют при бронхите.

НАШАТЫРНЫЙ СПИРТ, водный раствор аммиака; прозрачная бесцветная летучая жидкость с острым запахом.

HAШАТЫРЬ, NH4Cl, тоже, что аммония хлорид.


НАШВИЛЛ (Nashville), город на Ю. США, адм. ц. штата Теннесси. 448 тыс. жит. (1970), с пригородами 541 тыс. Порт на канализованной р. Камберленд. Узел жел. и шосс. дорог. В пром-сти 60 тыс. занятых. Ведущие отрасли: хим., металлообр., кож.-обув., полиграфич., силикатно-керамич., пищевая. Ун-ты Вандербилта и Фиска.


"НАШЕ ДЕЛО", ежемесячный журнал, гл. орган меньшевиков-ликвидаторов и социал-шовинистов в России. Издавался в Петрограде с янв. 1915 вместо журн. "Наша заря". Вышло 6 номеров. Сотрудники: E. Маевский (В. А. Гутовский), П. П. Маслов, A. H. Потресов, H. Череванин и др. Представленное в "Н. д." оппортуяистич. течение "легалистов", как указывал В. И. Ленин, дополнило ликвидаторство социал-шовинизмом (см. Поли, собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 293). Слегка критикуя царизм и буржуазию, журнал призывал российский пролетариат поддержать царское пр-во в войне против Германии и выступал против большевиков.


"НАШЕ ЭХО", легальная ежедневная большевистская газета. Издавалась в Петербурге с 25 марта (7 апр.) по 10(23) апр. 1907. Вышло 14 номеров. 9(22) апр. закрыта царским пр-вом, последний номер вышел нелегально. Руководство изданием осуществлял В. И. Ленин. В газете сотрудничали В. В. Боровский, M.С. Ольминский и др. В "Н. э." было опубликовано 10 статей Ленина.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 15; Большевистская периодическая печать, 1900 - 1917, M., 1964.

"НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ", советский журнал художеств.-документального очерка. Издавался в Москве в 1929-37. Всего вышло 95 номеров. Был основан и редактировался M. Горьким, к-рый видел гл. задачу журнала в воспитании масс на конкретных примерах социалистич. строительства. Постоянные разделы "Н. д.": наука и техника, культура и быт, искусство и литература. Журнал сыграл большую роль в становлении сов. очерковой литературы.

Лит.: Максимова В. А., Журналы A. M. Горького, в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1917 - 1932, M., 1966; Шкапа И. С., Семь лет с Горьким. Воспоминания, M., 1966.


НАШИК, H а с и к, город в Индии, в шт. Махараштра, в верховьях р. Годавари, в 155 км к С.-В. от Бомбея. 176,2 тыс. жит. (1971). Ж.-д. станция. Произ-вотехнич. спирта; гос. типография; мелкие кустарные предприятия по изготовлению медных и латунных изделий. Религиозный центр; в р-не H.- древние буддийские храмы и монастыри.


НАЯДА (Najas), I) род растений сем. наядовых. Однолетние водные травы с почти супротивно или ложномутовчато расположенными листьями, б. ч. линейными, по краю пильчатыми или выемчато-зубчатыми, при основании снабжёнными коротким влагалищем. Стебли чаще жёсткие, ломкие, сильно ветвистые. Ок. 35 видов, обитающих почти повсеместно в озёрах, старицах, лиманах, вдоль мор.

Наяда морская (Najas marina).

побережий. В СССР - 6 видов, встречающихся в Европ. части, на Кавказе, в Сибири, на Д. Востоке и в Cp. Азии. MH. виды H. часто находят в ископаемом состоянии. 2) Стадия развития нек-рых насекомых (веснянок, подёнок и стрекоз). H. живуг в водоёмах. Аналогичная стадия развития др. членистоногих носит назв. нимфа.


НАЯДОВЫЕ (Najadaceae), семейство однодольных растений; включает 1 род - наяда. Цветки раздельнополые, мелкие, малозаметные, одиночные или реже сближенные по 2-4, расположенные на сильно редуцированном пазушном побеге, обычно заключённые в маленькое перепончатое влагалище (покрывало); у пестичных цветков оно часто отсутствует или иногда прирастает к завязи. Тычиночные цветки с 1 тычинкой, снабжённой почти сидячим пьпьником; пестичные - с 2-4-рыльцевыми ветвями. H.- одно- и двудомные растения, цветение и оплодотворение к-рых происходят под водой. Плод невскрывающийся, односемянный.


НАЯДЫ, в др.-греч. мифологии нимфы, богини, населяющие ручьи и озёра. В славянской мифологии H. соответствуют русалки.


НАЯРИТ (Nayarit), штат на 3. Мексики. Пл. 27,6 тыс. км2. Нас. 544 тыс. чел. (1970). Адм. ц.- г. Тепик. Гл. отрасль экономики - с. X-BO. На побережье и на склонах гор до вые. 1000 м возделывают сах. тростник, бананы, арахис, табак; выше - кукурузу, фасоль. Пром-сть пищ. (гл. оор. сахарная), текст., кож.-обувная.


НГАМИ (Ngami), озеро в дельте р. Окаванго, в Ботсване. Дл. ок. 60 км, шир. 6-16 км. Расположено в засушливой области Калахари на вые. ок. 900 м. Было открыто в 1849 Д. Ливингстоном и представляло собой озеро с солоноватой водой. С 20-х гг. 20 в. реки, питающие его, стали мелеть, и озеро покрывается водой только на короткое время близ устья р. Нхабе. Б. ч. высохшего озера покрыта травой и кустарником.

НГАНАСАНСКИЙ ЯЗЫК, тавгийский, тавгийско-самоедский язык, язык нганасанов. Распространён в юго-зап. и центр, части п-ова Таймыр. Число говорящих на H. я. св. 750 чел. (1970, перепись). Относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Распадается на 2 близких говора: авамский и вадеевский. Язык бесписьменный. Фонетич. особенности: до 18 гласных и до 20 согласных фонем; обилие дифтонгов. Несмотря на наличие внутренней флексии основы (напр., чередования глухих и звонких согласны-х), по граммагич. строю близок к агглютинативному типу. 7 падежей, наборы аффиксов по числам различны. Глагол имеет непереходный, переходно-безобъектный и переходный (с различением 3 чисел объекта) залоги. В императиве 2 времени. Косвенные падежи личных местоимений заменены притяжат. формами послелогов. Особенности синтаксиса: согласование прилагательного с существиюльным; выражение отрицания спрягаемым вспомогат. глаголом. На лексику H. я. оказывают влияние рус., ненецкий и якут, язык долган.

Лит.: Терещенко H. M., Нганасан-ский язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 3, M., 1966; С a s t г in M. А., Nordische Reisen und Forschungen, Bd 7 - 8, St.-Petersburg, 1854 - 55. E. А. Хелимский.

НГАНАСАНЫ (самоназвание - н я, прежние названия - тавгийцы, с амоеды-тавгийцы), народность, живущая в Таймырском (Долгано-Ненецком) нац. округе Красноярского края РСФСР. Числ. ок. 1 тыс. чел. (1970, перепись). Язык H. (см. Нганасанский язык) относится к самодийским языкам. H. сложились в ходе ассимиляции пришлыми самодийскоязычными племенами древнего аборигенного населения Таймыра. По религии H. в прошлом были анимистами. Совр. H. объединены в колхозах, занимаются оленеводством, охотой и рыболовством.

Лит.: Попов А. А., Нганасаны, в. 1, М.- Л., 1948; Народы Сибири. М.-Л., 1956 (библ., с. 1006).


НГАНДОНГ (Ngandong), селение на берегу р. Соло, в центр, части о. Ява, близ к-рого в 1931-33 Г. Тер-Хааром были обнаружены костные остатки (11 неполных черепов и кости голени) палеоантропов примитивного облика. Найдены также грубые кам. орудия и орудия из кости и рога. Древность находок 60- 50 тыс. лет назад.


НГАТА (Ngata) Апирана (3.7.1874- 14.7.1950), новозеландский учёный, обществ, и политич. деятель. По национальности маори. Активный участник движения зарождавшейся маорийской интеллигенции за предоставление маори равных прав с белым населением страны и за сохранение маорийской культуры (т. н. маорийское возрождение). В 1909-12 министр без портфеля по делам маори, в 1928-34 министр по делам маори. H. известен также как исследователь культуры маори.

Соч.: Complete manual of Maori grammar and conversation, 6 ed., Christschurch, 1948; The price of citizenship, Wellington, [1943].


НГАУНДЕРЕ (Ngaoundere), город на С. Камеруна, в Северной провинции. 15 тыс. жит. (1970). Важный торг.-трансп. узел; конечный пункт построенной в 1974 части Транскамерунской ж. д. Центр скотоводч. р-на. Мясохладобойня, ТЭС. В 120 км к Ю.-З. от H.- месторождение бокситов Миним-Мартап (общие запасы, по предварит, данным, 1 млрд. т; 1970).

НГЕАН-ХАТИНЬСКИЕ СОВЕТЫ 1930, нар.-революц. власть, возникшая в ряде уездов пров. Нгеан (Nghe An) и Хатинь (На Tinh) (Центр. Вьетнам) в период подъёма в 1930 революц. движения, руководимого Коммунистич. партией Индокитая (КПИК). В сент. 1930 в результате рабочих и крест, выступлений в неск. уездах пров. Нгеан (Намдан, Тхань-тьыонг, Аныпон, Нгилок, Хынгнгуен) власть фактически перешла в руки т. н. Красных крестьянских союзов. Образовавшаяся т. о. власть выполняла функции революц. власти народа и стала именоваться Советами.

С кон. 1930 советское движение охватило и отд. уезды пров. Хатинь (Ка