загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ства всех врагов революции и безвозмездную передачу его "нуждающимся патриотам". Большая часть H. и. перешла в руки буржуазии и зажиточного крестьянства. В период Реставрации часть нераспроданных земель из числа H. и. была возвращена прежним владельцам. Владельцы проданных H. и. по закону от 27 апр. 1825 получили ден. компенсацию на общую сумму ок. 1 млрд. франков.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ РАЗВИТИЯ, специализированные учреждения в развивающихся странах, созданные при непосредственном участии или финанс. поддержке гос-ва с целью долгосрочного кредитования и финансирования нац. экономики. Получили широкое распространение в условиях распада колониальной системы империализма и борьбы развивающихся стран за экономич. самостоятельность. К нач. 1970 такие кредитно-инвестиционные ин-ты существовали более чем в 70 развивающихся странах. Необходимость создания H. к. р. определяется особенностями условий, в к-рых происходит преобразование и развитие экономики этих стран. Распылённость и низкий уровень централизации нац. капитала затрудняют создание совр. пром. предприятий. В то же время кредитная система MH. развивающихся стран характеризуется слабым развитием совр. форм кредита, ограниченностью ресурсов частных кредитных учреждений, сохранением сильных позиций иностр. банками, занимающимися преим. краткосрочным кредитованием сферы обращения. В этих условиях мобилизация необходимых ден. и валютных средств и их использование для реконструкции экономики возможны лишь на основе расширения хоз. деятельности гос-ва. Одним из важных направлений этой деятельности и явилось создание H. к. р. К специализированным учреждениям такого рода относятся: "На-сьональ финансьера" в Мексике, Нац. банк экономич. развития в Бразилии, Промышленно-финанс. корпорация, Пром. кредитно-инвестиционная корпорация и Банк пром. развития в Индии и др. H. к. р. созданы и во MH. странах Африки. Так, в Нигерии функционируют "Федерал лоунс борд", "Риволвинг лоунс борд фор индастри", а также региональные корпорации развития в Сев., Вост. и Зап. Нигерии. В Кении созданы Корпорация пром. и торг, развития и Кенийская компания по финансированию развития, в Тунисе - Тунисское об-во пром. развития. H. к. р. организованы обычно в форме акц. компаний. Степень участия гос-ва в них и контроль за их деятельностью неодинаковы в различных странах. H. к. р. могут быть гос., частными и смешанными. Ресурсы H. к. р. формируются в основном за счёт правительств, займов, займов от гос. и между-нар. финанс. орг-ций и иностр. частных банков. Поэтому корпорации предоставляют кредиты не только в национальной, но и в иностр. валюте. Для пополнения своих средств за счёт внутр. ден. рынка H. к. р. выпускают облигации и спец. сертификаты, а также привлекают средства в форме срочных депозитов. Деятельность H. к. р. способствует мобилизации внутр. накоплений и направлению их в материальное произ-во. Функции H. к. р. выходят за пределы кредитно-инвести-ционной деятельности. Они проводят обследования для выяснения целесообразности и экономич. эффективности инвестиций, оказывают технич. помощь в стр-ве, расширении и реконструкции предприятий, а также участвуют в управлении новыми компаниями.

В странах Юго-Вост. Азии и в нек-рых латиноамер. гос-вах H. к. р., как правило, специализируются на финансировании пром-сти. В большинстве африканских гос-в, делающих лишь первые шаги по созданию нац. экономики, они осуществляют также кредитование и финансирование торговли, транспорта, коммунального х-ва и др. отраслей экономики.

В целом создание H. к. р. и активизация их деятельности составляют важное звено в перестройке кредитной системы развивающихся стран в соответствии с задачами их самостоят, нац. развития.

Лит.: Уткин Э. А., Финансы и кредит стран Азии, Африки и Латинской Америки, M., 1965; Общие проблемы кредита стран Азии, M., 1968; G а nn a g e E., Institutions et developpement, P., 1966; P е г е г а Р., Development finance. Institutions, problems and prospects, 2 ed., N. Y., 1969 (лит.).

И. И. Большакова.


НАЦИОНАЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ (Ateliers nationaux), форма организации обществ, работ для безработных во Франции в 18-19 вв. Первые H. м. существовали в 1786, 1788 и 1789-91. Вновь были созданы после Февр. революции 1848 (см. Революция 1848 во Франции). Структура этих H. м. носила по-лувоен. характер. Занятые в них рабочие использовались в основном на непроизводит. работах. С помощью H. м. Врем, пр-во рассчитывало ослабить безработицу и использовать работников H. м. против революционно настроенных рабочих. После того как выявилась бесперспективность этих планов, 22 июня 1848 было принято решение о частичном закрытии H. м. (в к-рых в это время было занято св. 100 тыс. чел.), мобилизации рабочих в армию и на земляные работы в провинцию. Это дало толчок Июньскому восстанию 1848, к-рое было жестоко подавлено. 3 июля 1848 H. м. были распущены.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК KУБЫ, единый эмиссионный, кредитный и расчётный центр страны. Учреждён в 1948. С 1961 в нём сосредоточено всё эмиссионное, кредитное и банковское дело страны. С ним были слиты все национализированные банки Кубы. Уставный капитал банка составляет 100 млн. песо, внесённых гос-вом. H. б. К. участвует в разработке годовых планов развития экономики и контролирует их выполнение; финансирует за счёт гос. бюджета, а также кредитует все отрасли нар. х-ва и контролирует финансово-хоз. деятельность предприятий и орг-ций; хранит ден. средства гос. предприятий, орг-ций и населения; устанавливает ставки по операциям. Банк проводит операции по гос. страхованию. H. б. К. предоставлено исключительное право осуществлять валютную монополию: он хранит золотовалютные резервы страны, устанавливает паритет кубинского песо, производит междунар. расчёты, в т. ч. по кредитным операциям. Банк имеет центр, контору (в Гаване), отделения в провинциях и р-нах, агентства и филиалы в стране и за границей. И. Г. Маевская.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ПАРИЖА (Banque nationale de Paris), крупнейший депозитный банк Франции. Входит в десятку крупнейших коммерч. банков мира. Осн. в 1966 на базе слияния одного из самых крупных депозитных банков страны - Нац. банка для торговли и промышленности (осн. в 1932) и старейшего депозитного банка Франции - Нац. учётной конторы Парижа (осн. в 1848) (оба банка национализированы в 1945). Интересы H. б. П. переплетены практически со всеми крупнейшими частными монополиями страны.

Наряду с краткосрочным кредитованием ключевых отраслей экономики Франции через специализированные филиалы банк осуществляет долгосрочное кредитование, выступает совладельцем пром. предприятий, содействуя их перестройке и перегруппировке в целях пром. экспансии, гарантирует и размещает акции и облигации гос. и частных предприятий, активно развивает операции по привлечению средств мелкой клиентуры ва вклады, а также по выпуску ценных бумаг через свои инвестиционные об-ва. В области внешней торговли H. б. П. специализируется на финансировании крупных комплексов и строительных подрядов, осуществляемых за границей франц. предприятиями. H. б. П. участвует в выпуске акций и долгосрочных займов, в создании междунар. финанс. обществ. Совместно с крупнейшими банками др. стран "Общего рынка" а также США банк участвовал в создании Европ. финанс. об-ва для среднесрочного и долгосрочного финансирования капиталовложений. Во Франции H. б. П. имеет св. 2 тыс. отделений, за её пределами представлен на всех континентах через свои отделения (52) и представительства (15, в т. ч. с янв. 1974 в Москве), сеть дочерних банков и соучастии в др. банках (в 194 городах). На 1 янв. 1973 общая сумма баланса банка (в млрд. франц. фр.) составляла 101,7, собственные средства 1,0, депозиты 84,0, учётно-ссудные опералии 64,3.
К. А. Штром.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РУМЫНИИ (Banca Na^ionala a Romaniei), единый эмиссионный, кредитный и расчётный центр страны. Основан в 1880 как акц. банк. В дек. 1946 H. б. P. был национализирован и преобразован в гос. банк. В кон. 60-х гг. в связи с проведением в стране мероприятий по совершенствованию управления и планирования нар. х-ва была перестроена кредитная система страны. H. б. P. стал центр, банком, осуществляющим ден., кредитную и валютную политику. Он проводит ден. эмиссию и регулирует ден. обращение внутри страны. На него возложены кассовое исполнение гос. бюджета, контроль за использованием фондов заработной платы, концентрация всех свободных ден. средств гос. учреждений, гос. и кооперативных предприятий, расчёты между предприятиями и орг-циями. Банк предоставляет краткосрочные кредиты всем отраслям нар. х-ва, за исключением с. х-ва и капитального стр-ва, проводит валютные операции и междунар. расчёты. Имеет 139 отделений в стране (1972). Гл. контора - в Бухаресте.

И. Г. Маевская.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ТРУДА (Banca Nazionale del Lavoro), коммерч. банк Италии. Входит в десятку крупнейших банков мира. Осн. в 1913 как частный с капиталом в 7,5 млн. лир под назв. Нац. кредитный ин-т для кооперации. В том же году капитал банка был увеличен и приобретён казначейством и др. гос. учреждениями. Своё нынешнее название банк получил в 1929. Он осуществляет краткосрочное кредитование основных отраслей промышленности, а также банков, страховых компаний, фондовой биржи и др., предоставляет среднесрочные и долгосрочные кредиты через 7 самостоятельных специализированных секций. Тесно связан с крупными частными монополиями страны. Участвует в выпуске капиталов на междунар. рынке. Правление банка - в Риме. H. б. т. имеет (1973) 232 отделения в стране, отделения в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде и представительства за границей (в Париже, Франкфурте-на-Майне, Брюсселе, Монреале, Сингапуре, Токио, Куала-Лумпуре, Сиднее и в ряде латиноамер. стран), дочерний банк в Цюрихе, холдинг в Люксембурге, финанс. общества в Токио и Нидерландской Вест-Индии. Общая сумма баланса на 1 янв. 1973 составила (в млрд. лир) 18200, собственные средства - 218, депозиты -9615, учётно-ссудные операции - 7844. К А. Штром.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, нац. группами и народностями в различных общественно-экономич. формациях. В эксплуататорском обществе H. в. возникает в ходе борьбы наций и народов за нац. освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития. После победы социа-листич. революции и в социалистич. обществе он охватывает проблемы отношений наций и народов в процессе установления их добровольного союза и дружбы, укрепления единства и всестороннего сближения на основе полного равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает H. в. как подчинённый общему вопросу о социаль-но-политич. прогрессе общества и исходит из того, что главным в H. в. является объединение трудящихся вне зависимости от нац. принадлежности в борьбе против всех видов угнетения, за передовой обществ, строй.

Угнетение и эксплуатация одних народов другими и освободит, борьба начались при рабовладельческом строе и продолжались в эпоху феодализма. В полной мере H. в. возник в период уничтожения феодализма и утверждения капитализма, когда происходило становление наций, и продолжает существовать и в совр. эпоху, проявляясь в ходе борьбы против нац. порабощения и во внутригосударственных отношениях наций и народов. H. в. полностью отомрёт со слиянием, исчезновением наций в условиях победы коммунизма во всём мире.

Идеологи буржуазии, к-рая возглавляла нац.-освободит, движения в Европе и амер. колониях в 16-19 вв., считали основой решения H. в. "принцип национальности" ("право нации"), согласно к-ро-му необходимо создание при любых обстоятельствах "своего" нац. гос-ва: "одна нация - одно государство" (итальянец Манчини, бельгиец Лоран, русские А. Градовский и H. Данилевский и др.). В "принципе национальности" абсолютизировался нац. момент; к тому же этот принцип распространялся только на "цивилизованные" народы. Буржуазия использовала "принцип национальности" для отвлечения пролетариата от классовой борьбы, пыталась разъединить его националистич. предрассудками, разжиганием нац. вражды и ненависти. Вместе с тем в период бурж. революций и становления нац. бурж. гос-в "принцип национальности" сыграл положит, роль в борьбе против остатков феод, раздробленности и нац. гнёта. В условиях домо-нополистич. капитализма создание нац. гос-ва иногда ослабляло остроту H. в. При перерастании капитализма в империализм буржуазия крупнейших стран переходит к более широким колониальным захватам, завершает раздел мира (см. Колонии и колониальная политика) и отбрасывает "принцип национальности". H. в. из внутригосударственного превратился в междунар. вопрос об освобождении всех народов от империалистич. порабощения. Пролетариат, ставший самостоят, политич. силой, выдвигает свою программу решения H. в.

К. Маркс и Ф. Энгельс разработали осн. принципы подлинно научной теории решения H. в. Они показали, что нац. отношения носят конкретно-историч. характер и определяются обществ, и гос. строем, соотношением классовых сил внутри страны и на междунар. арене, нац. политикой господствующих классов. В то же время отношения наций и народов оказывают влияние на обществ, отношения и классовую борьбу. При этом на различных историч. этапах могут выдвигаться на первый план разные стороны H. в. (борьба за политич. или эконо-мич. независимость, проблемы культуры, языка и др.). Вскрыв социальную сущность нац. движения, Маркс и Энгельс подчёркивали, что интересы пролетариата требуют освобождения угнетённых наций и народов. На первый план Маркс и Энгельс выдвинули принцип интернационализма - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" (см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 459). Им же принадлежит знаменитая формула: "Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы" (Энгельс Ф., там же, т. 18, с. 509). Маркс и Энгельс распространили требование о предоставлении нац. независимости на колониальные народы, к-рые они считали естественными союзниками пролетариата в революц. борьбе. Пролетариат, писали Маркс и Энгельс, взяв власть в свои руки, должен будет "как можно скорее привести к самостоятельности" колонии.

Лондонский конгресс 2-го Интернационала (1896) принял резолюцию, в к-рой лозунг о праве наций на самоопределение впервые был выдвинут в качестве политич. основы решения H. в. Однако оппор-тунистич. лидеры 2-го Интернационала игнорировали указания Маркса и Энгельса о необходимости для пролетариата вести борьбу за освобождение народов колоний и в дальнейшем фактически выступали против принципа самоопределения.

Теория H. в. получила развитие в трудах В. И. Ленина ["О манифесте „Союза армянских социал-демократов"" (1903), "Национальный вопрос в нашей программе" (1903), "Рабочий класс и национальный вопрос" (1913), "Критические заметки по национальному вопросу" (1913), "О праве наций на самоопределение" (1914), "О брошюре Юниуса" (1916), "Итоги дискуссии о самоопределении" (1916)], а также в работах др. российских марксистов. В. И. Ленин подверг критике взгляды по H. в. ряда правых с.-д. деятелей, к-рые не признавали право наций на самоопределение (Э. Давид, Г. Кунов и др.), выдвинули националистич. теорию культурно-национальной автономии (О. Бауэр, К. Реннер и др.). Он выступил также против взглядов левых (P. Люксембург и др.), к-рые, борясь против бурж.-националистич. концепций, вместе с тем утверждали, что в эпоху империализма право наций на самоопределение неосуществимо, а при социализме излишне. В. И. Ленин разработал научные принципы нац. политики революц., марксистской партии. В написанном им "Проекте программы Российской социал-демократической рабочей партии" (1902) в качестве основы решения H. в. было выдвинуто право наций на самоопределение. Главнейшие положения ленинской теории H. в. были положены в основу практич. деятельности и программных документов Коммунистического Интернационала и коммунистич. партий.

В условиях капитализма для развития H. в. характерны две историч. тенденции: первая - пробуждение нац. жизни и нац. движений, борьба против всякого нац. гнёта, создание гос-в, и вторая- развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка нац. перегородок, создание интернац. единства капитала, экономич. жизни, политики, науки, мирового рынка и т. д. Первая тенденция проявляется сильнее в эпоху восходящего капитализма, вторая - в эпоху империализма (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 124). Признание в марксистско-ленинской теории H. в. права наций на самоопределение, отстаивание принципов добровольного объединения наций, пролетарского интернационализма, солидарности трудящихся всех стран в борьбе против империализма отражает и первую и вторую тенденций. На бурж.-демократия, этапе развития H. в. есть часть общего вопроса о бурж·-демократич. революции, и его решение является подчинённым по отношению к задачам этой революции (ликвидации остатков феодализма и т. п.). Когда возникают условия для социалистич. преобразований, H. в. является частью общего вопроса о социалистич. революции и строительстве социализма. Это ни в какой мере не означает недооценки H. в. Рабочий класс, его марксистско-ленинские партии являются самыми последовательными борцами за справедливое решение H. в., стойкими защитниками нац. суверенитета всех народов и наций. Право самостоятельно решать свою судьбу признаётся для всех народов и наций.

Право наций на самоопределение означает свободное установление каждой из них различных форм отношений с др. народами (добровольное объединение в едином гос-ве, автономия, федерация и др. вплоть до отделения и образования независимого roc-ва), а также самостоят, решение всех вопросов своего внутр. устройства (обществ, строй, форма правления и т. д.). При этом в соответствии с марксистско-ленинской теорией H. в. вопрос об отделении той или иной нации должен решаться, исходя из его целесообразности, с точки зрения интересов всего обществ, развития, интересов борьбы за всеобщий мир и социализм. Следует учитывать, что число совр. наций и народов, проживающих почти в 140 гос-вах, составляет 2 тыс. T. о., очевидно, что для большинства наций и народностей H. в. может быть решён только в многонац. гос-вах.

Марксизм-ленинизм ставит вопрос не только о формальном (правовом) равенстве наций, но и о достижении ими фак-тич. равенства (в экономич. и культурной областях). К сплочению, единству, всестороннему сближению наций можно идти только через их полное освобождение от нац. и социального гнёта, через создание максимально благоприятных условий развития каждой из них. Такова диалектика марксистско-ленинской постановки H. в.

История H. в. В период домонопо-листич. капитализма решение H. в. связано с нац.-освободит, движениями, возникшими в ходе становления наций. Завоевание независимости англ, североамер. колониями в 1775-83 ускорило формирование североамер. нации; освобождение южноамер. колоний (1810-26) создало условия для формирования латино-амер. наций; освобождение от турецкого господства (19 в.) открыло путь формирования греч., серб., рум., болг. и др. наций и привело к образованию соответствующих нац. гос-в. Своеобразной формой решения H. в. было воссоединение Германии, Италии. В период империализма, в условиях разделения всего мира на горстку господствующих наций и большинство угнетённых, стремление народов к независимости и нац. консолидации насильственно подавлялось.

Победа Великой Окт. социалистич. революции открыла эру социального и нац. освобождения народов. Освободит, движение охватывает Азию, Африку и Лат. Америку. После 2-й мировой войны 1939- 1945 в условиях изменения соотношения сил на мировой арене в пользу социализма начался новый подъём нац.-освободит. движения. За три послевоенных десятилетия возникло св. 70 новых гос-в. Принцип самоопределения в результате усилий Сов. Союза, поддержанных др. социалистич. и развивающимися странами, стал принципом междунар. права. Он включён в Устав ООН, в решения Бандунгской конференции гос-в Азии и Африки (1955), Белградской (1961), Каирской (1964), Лусакской (1970) и Алжирской (1973) конференций неприсоединившихся стран. После завоевания независимости MH. угнетёнными народами содержание H. в. изменилось, он отпочковался от колониального вопроса.

Во многих странах Азии и Африки после завоевания независимости H. в. приобретает большую остроту (Нигерия, Кипр, Пакистан и др.). Это объясняется как проблемами, оставленными колониализмом, так и происками неоколонизаторов. Границы MH. новых гос-в установлены без учета этнич. фактора, эти гос-ва населены различными народностями и племенами. Нередко, особенно в Африке, одна этническая группа проживает в двух и более гос-вах. Поскольку самоопределение происходило не на национальной, а обычно на исто-рич. основе (в рамках бывших колониальных адм. единиц) и до формирования наций, процессы нац. консолидации в этих странах чрезвычайно сложны: в границах гос-ва из разрозненных этнич. компонентов формируются одна или неск. наций.

В Лат. Америке H. в. охватывает взаимоотношения между населением европ. происхождения и 1) многочисленным в ряде стран коренным индейским населением, говорящим на своих языках и наречиях (Боливия, Экуадор, Перу, Мексика и др.), 2) ещё не ассимилировавшейся частью негроидного населения, к-рое не сохранило своих языков (Бразилия), а также между населением негроидного происхождения, составляющим в нек-рых странах большинство, и др. нац. группами - европейской, индейской и т. д. (Гаити, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго и др.). Историч. особенности формирования латиноамер. наций, проявившиеся, в частности, в отсутствии жёстких расовых и этнич. перегородок и в интенсивном процессе метисизации, в известной мере предопределяют и пути решения H. в. Прогрессивные силы латиноамер. стран видят эти пути как в установлении нац. и расового равноправия, в предоставлении автономии компактно проживающим группам индейского населения, в развитии языка и культуры нац. м-зньшинств. так и в происходящих на добровольной основе ассимиляционных процессах.

В 60-70-е гг. нац.-освободит, движение вступило в новый этап. Борьба за нац. освобождение во MH. странах стала практически перерастать в борьбу против эксплуататорских отношений, как феодальных, так и капиталистических. Многие освобождающиеся народы отвергают капиталистич. путь и ставят задачи развития по некапиталистич. пути, в направлении к социализму, что облегчает и ускоряет решения H. в.

В развитых капиталистич. гос-вах ухудшаются отношения между народами, в течение веков живущими в рамках одного гос-ва (конфликт между валлонами и фламандцами в Бельгии, англо-канад-цами и франко-канадцами в Канаде, ирландский вопрос в Великобритании, негритянский вопрос в США и др.). В 50-70-х гг. в развитых капиталистич. странах, особенно в Зап. Европе, возник вопрос о неравноправии и угнетении миллионов иностр. рабочих. Усиление нац. противоречий в капиталистич. странах связано с обострением социальных антагонизмов, ростом нац. самосознания и невозможностью справедливого, демо-кратич. решения H. в. в условиях капитализма.

При социализме происходит всестороннее развитие всех наций на путях их сближения и братской взаимопомощи. Ярким примером служит решение H. в. в СССР. H. в. в царской России, к-рую называли "тюрьмой народов", был чрезвычайно острым и выступал в различных формах. Для одних народов шла речь о восстановлении утраченной нац. государственности, для других он переплетался с колониальным вопросом, для третьих - с борьбой за нац. равноправие и т. д. В первых документах Сов. власти - Декрете о мире, Декларации прав народов России, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.- были провозглашены следующие принципы нац. политики социалистич. гос-ва: право народов и наций на самоопределение, равенство и суверенность, отмена всяких нац. привилегий и ограничений, свободное развитие нац. меньшинств, социалистич. федерация. Сов. пр-во признало самостоятельность Польши, Финляндии, Латвии, Литвы. Эстонии, сов. республик Закавказья, Белоруссии, Украины, входивших в состав Росс, империи. Права тех народов, к-рые не пожелали отделиться, были конституционно гарантированы Сов. властью. Для борьбы против империалистич. интервенции и внутр. контрреволюции сов. республики создали тесный политич., воен. и хозяйственный союз, а несколько позже, исходя также из преимущества крупных гос-в, поставили вопрос об объединении в единое социалистич. многонац. гос-во. Всенародное объединит, движение привело в 1922 к образованию Союза Советских Социалистических Республик. Это выдающееся событие в жизни человечества подтвердило правильность ленинской нац. политики. Партией был взят курс на ускоренное экономич., культурное и социально-политич. развитие нац. окраин. Практич. осуществление этого курса стало возможно на основе большой и всесторонней помощи бывшим угнетённым нациям и народностям со стороны более развитых районов страны и прежде всего со стороны русского народа, его рабочего класса. Русский рабочий класс совершил настоящий подвиг, пошёл на жертвы во имя преодоления отсталости нац. окраин. Нац. республики систематически получали дотации из союзного бюджета, их социально-эконо-мич. развитие происходило более быстрыми темпами, чем развитие центра страны, их население длительное время освобождалось от налогов, нац. кадрам были предоставлены большие привилегии при поступлении в учебные заведения и т. д. Всем нациям и народам были предоставлены огромные возможности для развития науки и нац. культуры, и они достигли невиданного расцвета.

Отношения между сов. социалистич. республиками строятся на основе принципа социалистич. федерации, в соответствии с к-рым каждая республика является суверенным гос-вом. Тем самым обеспечивается единство союзной и нац. государственности республик на основе принципов демократич. централизма, социалистич. федерализма и социалистич. демократии. Если нация или народность не может образовать союзную республику (в том случае, если она слишком малочисленна, не составляет большинства на занимаемой ею территории и т. д.), применяется принцип социалистич. автономии: нации и народности образуют республики, авт. области или нац. округа. T. о., всем народам обеспечивается гос. самоуправление и защита их нац. интересов (развитие нац. культуры, школы, уважение нац. обычаев, религии и т. д.). Во всех областях общественно-политич. жизни гражданам гарантируется пользование их родным языком. Русский язык все нации и народности добровольно избрали в качестве общего языка межнац. общения и сотрудничества, для MH. миллионов людей он стал вторым родным языком. Последовательное соблюдение принципов марксистско-ленинской нац. программы позволило сов. народам решить H. в. в том виде, в каком он был унаследован от прошлого, и создать крупное многонац. гос-во, гармонически сочетающее интересы всего общества с интересами каждой нации, каждого народа. Решение H. в. в СССР является одним из важнейших достижений социализма и имеет огромное междунар. значение. Под воздействием мощных объединительных факторов, таких как единая социалистич. экономика, интернационалистская марксистско-ленинская идеология, общность историч. судеб всех народов и народностей, совместная борьба против империализма, агрессии и эксплуатации, за мир и коммунизм, в СССР возникла новая историч. общность людей - советский народ. Дальнейшее сближение наций - объективный историч. процесс, к-рый вредно искусственно форсировать и совершенно недопустимо сдерживать, так как в обоих случаях это привело бы к замедлению этого прогрессивного процесса и противоречило бы генеральному направлению развития сов. общества, интересам строительства коммунизма.

Возникшие после 2-й мировой войны 1939-45 страны социализма своей практикой подтвердили опыт решения H. в. в СССР и дополнили его. В социалистич. гос-вах успешно осуществляются принципы социалистич. федерации и автономии, юридич. и фактич. равноправия народов и наций и т. д. Между социалистич. странами сложился новый тип межгос. братских отношений. Однако социалистич. строй создаёт лишь объективные предпосылки для решения H. в. Их реализация зависит прежде всего от действия субъективного фактора, т. е. от политики партий, осуществляющих руководство обществом. Если партии отходят от марксистско-ленинской линии в H. в., ослабляют борьбу с национализмом и шовинизмом и воспи-тат. работу среди трудящихся в духе интернационализма, H. в. может обостриться. Маоистское руководство КПК, отойдя от марксизма-ленинизма, принципов интернационализма и став на путь вели-коханьского шовинизма, крайне обострило H. в. как внутри Китая, так и в плане отношений с гос-вами социалистич. содружества.

Задачи строительства развитого социализма и коммунизма настоятельно диктуют необходимость всестороннего сближения социалистич. наций, упрочения их сотрудничества, расширения социалистич. разделения труда. Стирание граней между классами и развитие социалистич. обществ, отношений усиливают социальную однородность наций, содействуют развитию у них общих черт, дальнейшему укреплению взаимного доверия и дружбы между ними (см. Дружба народов). Однако стирание нац. особенностей - процесс длительный. В социалистич. обществе при правильной классовой нац. политике нац. различия не ведут к разобщению людей, возникающие нац. проблемы и противоречия не носят антагонистич. характера и решаются в духе братского сотрудничества, в интересах всей страны и каждой отд. республики, в интересах социалистич. и коммунистич. строительства. КПСС и др. братские партии социалистич. стран не допускают ни раздувания, ни игнорирования нац. особенностей, последовательно проводят в жизнь принципы интернационализма, ведут решительную борьбу против пережитков национализма, шовинизма, нац. обособленности, а также против нац. нигилизма, добиваются дальнейшего сплочения братских народов.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; M а р к с К-, Отчет Генерального Совета IV ежегодному конгрессу Международного Товарищества Рабочих, там же, т. 16; его же, Генеральный Совет - федеральному совету Романской Швейцарии, там же; его же, [Письмо] 3. Мейеру и А. Фогту, 9 апреля 1870, там же, т. 32; Э нг е л ь с Ф., Какое дело рабочему классу до Польши?, там же, т. 16; е г о ж е, О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же, т. 21; Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе, Сб., M., 1956; его же, Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 41; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1-2, M., 1970; Программа КПСС, M., 1973; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, M., 1960; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, M., 1969; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, M., 1972; Калинин M. И., О коммунистическом воспитании. Избр. речи и статьи, M., 1958; Сталин И. В., Национальный вопрос и ленинизм, Соч., т. 11, M., 1949; Шаумян С. Г., Избр. произв., т. 1, M., 1957; Старушенк о Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства, M., 1960; его же, Нация и государство в освобождающихся странах, M., 1967; Дьяков A. M., Национальный вопрос в современной Индии, M., 1963; Д ж а нд и л ь д и н H., Коммунизм и развитие национальных отношений, M., 1964; К р а вц е в И. E., Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм, К., 1965; Азизян А. К., Ленинская национальная политика в развитии и действии, M., 1972; Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, M., 1972; Многонациональное Советское государство, M., 1972; T а д ев о с я н Э. В, Советская национальная государственность, M., 1972.

Г. Б. Старушенко.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД, вновь созданная в сфере материального производства стоимость или соответствующая ей часть совокупного обществ, продукта в натуральной форме, исчисленная за год. Результатом материального произ-ва в течение данного года является совокупный общественный продукт. Если из его стоимости вычесть все материальные затраты, сделанные за год, то останется вновь созданная за год стоимость, или H. д. общества. В натурально-вещественном выражении годовой H. д. состоит из всей массы произведённых за год предметов потребления и средств произ-ва, используемых для расширения произ-ва.

H. д.- обобщающий показатель эко-номич. развития страны, в к-ром синтезируется уровень развития производит, сил общества, в наиболее общем виде отражаются его экономич. структура и результаты процесса расширенного воспроиз-ва за определённый период времени.

Экономич. природа H. д., его источники, принципы распределения и характер использования определяются обществ, способом произ-ва. Правильное понимание сущности H. д. возможно лишь на основе науч. теории обществ, воспроиз-ва. Эту теорию создали основоположники марксизма-ленинизма.

До К. Маркса экономич. мысль не смогла дать науч. разрешения вопроса о H. д., поскольку он рассматривался в отрыве от обществ, воспроиз-ва. Первым произвёл расчёты H. д. англ, экономист 17 в. У. Петти. Позже в теорию H. д. внесли свой вклад физиократы, и прежде всего Ф. Кенэ, создавший свою знаменитую "Экономическую таблицу" (1758), в к-рой впервые попытался показать движение обществ, продукта. Однако физиократы, ошибочно считая производит, отраслью только с. х-во, закрыли себе путь для разрешения проблемы воспроиз-ва в целом. Классики бурж. по-литич. экономии А. Смит и Д. Рикардо в понимании процесса воспроиз-ва сделали по существу шаг назад, ошибочно считая, что стоимость всего обществ, продукта сводится к доходам, игнорируя перенесённую на продукт стоимость средств произ-ва. Они не видели различия между производит, и личным потреблением. Эта концепция в экономич. науке известна под назв. догмы Смита.

Проблема H. д. впервые в истории экономич. мысли научно была разработана К. Марксом и дальнейшее творческое развитие получила в трудах В. И. Ленина. Ленин писал: "Вопрос о „национальном доходе" и о „национальном потреблении", абсолютно неразрешимый при самостоятельной постановке этого вопроса и плодивший только схоластические рассуждения, дефиниции и классификации,- оказывается вполне разрешенным, когда проанализирован процесс производства всего общественного капитала. Мало того: этот вопрос перестает существовать отдельно, когда выяснено отношение национального потребления к национальному продукту и реализация каждой отдельной части этого продукта" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 53).

Бурж. экономисты, рассматривая движение H. д. в отрыве от обществ, воспроиз-ва, как некую "самостоятельную", "независимую" от условий произ-ва проблему, пытаются затушевать эксплуататорскую сущность капиталистич. обществ, строя, отрицать частное присвоение и доказать общность интересов труда и капитала. Отсюда возникла "теория" усовершенствования бурж. общества, трансформации его в гос-во "всеобщего благоденствия" (см. "Государства всеобщего благоденствия теория"). В основе бурж. "теорий" H. д. лежит вульгарное представление о том, что капитал сам порождает прибыль, земля - ренту, а рабочим полностью оплачивается их труд. Каждый вид деятельности якобы одинаково приносит доход, каждый получатель дохода одновременно является его создателем. Соответственно путём суммирования всех доходов в масштабе страны подсчитывается весь H. д. Поэтому бурж. экономисты включают в число отраслей х-ва, создающих H. д., не только отрасли материального произ-ва, но и всю непроизводств, сферу. При такой методике подсчёта происходит повторный счёт доходов, что ведёт к искусственному увеличению (на 20-30% ) размера H. д. Создаётся H. д. производит, трудом, затраченным в сфере материального произ-ва. Что касается отраслей, обслуживающих население,- просвещение, здравоохранение, гос. управление и оборона, то они относятся к непроизводств, сфере, прямого участия в создании H. д. не принимают. Их функционирование обеспечивается ресурсами путём перераспределения H. д., гл. обр. через гос. бюджет. Работники непроизводств, сферы, занятые общественно необходимым и полезным для общества трудом, непосредственно не участвуя в создании H. д., косвенно содействуют этому процессу.

При социализме впервые в истории обществ, богатство превращается в действительное богатство для всех членов общества. H. д. выражает социалистич. производств, отношения, создаётся свободным от эксплуатации трудом работников, занятых в сфере материального произ-ва, и планомерно используется в интересах всего общества. H. д. служит единственным источником удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей и постоянного расширения социалистич. произ-ва. Созданный за год H. д.- это по существу тот экономич. эффект, к-рый СССР получает от социалистич. произ-ва. Чем больше H. д., тем больше у общества возможностей для подъёма нар. благосостояния и повышения темпов роста социалистич. произ-ва. Рост эффективности произ-ва, повышение производительности труда, увеличение объёма выпуска продукции, повышение её качества, экономия материальных ресурсов - всё это способствует росту физич. объёма H. д.

H. д. стран социализма растёт более высокими темпами по сравнению с H. д. развитых капиталистич. стран. Так, если H. д. за 1950 принять за 100%, то в СССР он в 1972 составил 580% , США 214% , Великобритании 169% , ФРГ 352% , Франции 309% . Среднегодовые темпы прироста за 1951-72 составили в СССР 8,3% , США 3,5% , Великобритании 2,4% , ФРГ 5,9% , Франции 5,25% . За 1951-73 по развитым капиталистич. странам темп прироста H. д. составил 4,6%, по странам - членам СЭВ 7,9% . H. д. социалистических стран - членов СЭВ в соответствии с принятыми планами и впредь будет расти высокими темпами. По объёму произ-ва H. д. в расчёте на душу населения СССР опередил многие капиталистич. страны Европы, но пока отстаёт от наиболее развитых стран. Однако разрыв из года в год сокращается.

Благодаря глубоким качественным изменениям, происходящим в нар. х-ве СССР на базе научно-технич. прогресса, всё большее значение в приросте H. д. приобретает рост производительности труда, за счёт к-рого обеспечивается 4/5 прироста H. д.

Огромным резервом повышения эффективности произ-ва в пром-сти являются снижение материалоёмкости, экономия сырья и материалов. Снижение материалоёмкости выпускаемой в СССР продукции только на 1% равнозначно дополнит, росту H. д. более чем на 4 млрд.руб.

При капитализме значит, часть H. д. идёт в паразитич. потребление класса капиталистов и их челяди. В социалистич. странах примерно 3/4 H. д. составляет фонд потребления, каждый участник произ-ва получает долю из H. д. соразмерно своему трудовому вкладу. При социализме исключается паразитич. потребление H. д. Однако H. д. не может полностью использоваться на личное потребление. В этом случае социалистич. общество не имело бы источников для развития нар. х-ва, для накопления и расширения произ-ва. Поэтому часть H. д. используется как фонд накопления. Доля фонда накопления составляет примерно 1/4 H. д.

В СССР в 9-й пятилетке (1971-75) осуществлён глубокий поворот экономики к решению задач повышения благосостояния народа. Это вытекает из целей коммуни-стич.строительства и возросшего экономич. потенциала страны. Вместе с тем рост благосостояния народа является важнейшей экономич. предпосылкой дальнейшего подъёма нар. х-ва и развития социалистич. производств, отношений. Решение задачи значительного подъёма материального и культурного уровня жизни сов. народа находит своё выражение в изменении пропорций распределения H. д. на фонд потребления и фонд накопления в пользу фонда потребления. Если в годы 8-й пятилетки (1966-70) на потребление использовалось 73% прироста H. д., то в 1971-72 св. 80%. Материальное благосостояние сов. народа растёт за счёт увеличения заработной платы рабочих и служащих и доходов колхозного крестьянства, за счёт постепенного сокращения и отмены налогов с зарплаты, различного рода выплат и льгот из общественных фондов потребления.

В социалистич. странах накопление используется для развития экономики и расширения материальной базы нар. благосостояния. Масштабы социалистич. накопления определяются по объёму капитальных вложений и капитального строительства, т. е. с учётом прироста основных и оборотных фондов, резервов и незавершённого произ-ва.

Сам по себе рост H. д. ещё не является показателем роста нар. благосостояния. Благосостояние отд. классов, групп населения, размеры их годовых доходов, следовательно их доля в H. д. страны, зависят не только от объёма и темпов ежегодного прироста H. д., но и от того, по какому принципу он распределяется и на какие цели используется. В США и Великобритании, например, трудящиеся составляют 9/10 всего населения, а получают менее 40% H. д. При социализме весь H.д. является общенар. достоянием.

При определении личной доли трудящихся в H. д. СССР, кроме заработной платы, следует учитывать и обществ, фонды потребления, к-рые образуются на отд. предприятиях и за счёт ресурсов гос. бюджета. Размеры этих фондов в СССР из года в год увеличиваются. Из созданного H. д. определённая доля направляется на нужды обороны страны. В своё время К. Маркс писал, что расходы на войну " ... в непосредственно экономическом отношении это то же самое, как если бы нация кинула в воду часть своего капитала" (Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1935, с. 29). Сов. гос-во последовательно проводит политику мира и добивается сокращения вооружения. Высвобожденные в связи с этим дополнит, ресурсы могут быть использованы для созидательных целей.

При социализме отсутствуют антаго-нистич. противоречия между накоплением и потреблением: рост фонда накопления служит условием роста нар. потребления. Это означает, что при социализме, в отличие от капитализма, накопление становится условием подъёма жизненного уровня трудящихся. В распределении и перераспределении H. д. активная роль принадлежит гос. бюджету, через к-рый перераспределяется более половины H. д. СССР.

Дальнейший рост H. д. и соответствующее увеличение материальных ресурсов СССР являются необходимым условием для создания материально-технич. базы коммунизма.

Исчисление H. д. осуществляется двумя методами: производственным и распределительным, или личным.

В методике исчисления H. д. СССР основным является производств, метод. По этому методу необходимо сначала определить валовую продукцию каждой отрасли материального произ-ва по формам собственности. Затем исчисляется стоимость всех материальных затрат, произведённых в процессе произ-ва. Путём вычета из валовой продукции материальных затрат получаем величину нац. дохода, или чистой продукции. Сопоставлением стоимости чистой продукции каждой отрасли материального произ-ва с общим объёмом H. д. определяется удельный вес данной отрасли в создании H. д. Проведя такие расчёты по всем отраслям материального произ-ва, получим общую картину отраслевой структуры H. д. страны.

Стоимость созданной за год валовой продукции состоит из 2 частей - ранее созданной и вновь созданной стоимости. Поэтому при исчислении объёма валовой продукции отд. предприятий сложением неизбежен повторный счёт. Например, машиностроительное предприятие изготовило машину, в стоимость к-рой входит стоимость металла, комплектующих деталей и узлов и т. п. Следовательно, в стоимость произведённой машины вошла стоимость, созданная на др. предприятиях. Однако, определяя объём H. д. (применительно к предприятию - чистой продукции), необходимо исключить все элементы повторного счёта материальных производств, затрат (величину овеществлённого прошлого труда). Расчёты производятся по формуле:

Вп-Чп = Мз, или Вп-Мз = Чп, где Bп - валовая продукция, Чп - чистая продукция, Mз- материальные затраты.

По второму, распределительному, методу суммируются все первичные доходы населения, занятого в материальном произ-ве и принимавшего непосредственное участие в создании H. д., а также первичные доходы социалистич. предприятий.

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Капитал, т. 3, там же, т. 25, ч. 2, гл. 49; Л е н и н В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, гл. 1; е г о ж е, К характеристике экономического романтизма, там же, т. 2, гл. 2; е г о ж е, Государство и революция, там же, т. 33, гл. 5; Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1971; Аллахверд я н Д. А-, Национальный доход СССР, M., 1958; его же, Национальный доход в девятой пятилетке, M., 1973; К о л г анов M. В., Национальный доход, M., 1959; X а н с е н Э., Экономические циклы и национальный доход, пер. с англ., M., 1959; П л ы ш е в с к и и Б. П., Распределение национального дохода в СССР, M., 1960; H о т к и н А. И., Темпы и пропорции социалистического воспроизводства, M., 1961; Кириченко В. H., Национальное богатство СССР, M., 1964; Производство, накопление, потребление, M., 1965; К у д р о в В. M., Статистика национального дохода США (история, источники, методы сравнения), M., 1966.

Д. А. Аллахвердян.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЕДИНЫЙ ФРОНТ КАМБОДЖИ (НЕФК), создан на состоявшемся в мае 1970 Нац. конгрессе Камбоджи, выдвинувшем задачу объединения всех патриотич. сил для борьбы за свободу, независимость и нейтралитет своей страны. На конгрессе было создано Королевское пр-во нац. единства и принято решение о создании Нар. вооруж. сил нац. освобождения Камбоджи. К лету 1974 патриотич. силы Камбоджи освободили значит, часть терр. страны. Исполнит, орган НЕФК - ЦК во главе с Политбюро. Пред. НЕФК - Нородом Сианук, пред. Политбюро ЦК НЕФК - Пени Нут. НЕФК издаёт "Информационный бюллетень НЕФК".

Документы: Программа борьбы патриотов Камбоджи, "Правда", 1970, 17 мая.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ, 1)название местных органов гос. власти и управления Чехословацкой Социалистической Республики. Их систему образуют местные, гор., районные и обл. H. к. Являясь представительными органами, H. к. состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избират. права тайным голосованием сроком на 4 года. H. к. организуют планомерное развитие хоз. и социально-культурного строительства на своей территории, обеспечивают охрану социалистич. хоз. системы, обществ, порядка, прав граждан и социалистич. организаций, участвуют в укреплении обороноспособности республики. Основные вопросы своей компетенции H. к. решают на пленарных заседаниях, созываемых обл. и районными H. к. не менее 4, а гор. и местными - не менее 6 раз в год. H. к. образует Совет - исполнит, орган общей компетенции, комиссии - инициативные, контрольные и исполнит, органы, а также комитет народного контроля. Обл., районные и гор. H. к. создают отделы по различным отраслям х-ва и участкам своей деятельности. 2) Название нац. членов ряда неправительственных между-нар. организаций (напр., Нац. комитет историков СССР - член Междунар. комитета историч. наук, Нац. комитет сов. географов - член Междунар. географич. союза).


НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЮГОСЛАВИИ (НКОЮ), первое временное революционное пр-во народной Югославии, созд. на освобождённой от фаш. оккупантов территории страны по решению 2-й сессии Антифашистского веча наводного освобождения Югославии (29-30 нояб. 1943). Председателем был И. Броз Тито. НКОЮ под рук. ЦК компартии Югославии возглавил борьбу против фаш. захватчиков, работу по организации хоз. и культурной жизни в стране, боролся за междунар. признание демократич. Югославии. 7 марта 1945 на базе НКОЮ было сформировано пр-во Демократич. Федеративной Югославии.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (Muzeum Narodowe) в Варшаве, крупнейший художеств, музей ПНР. Осн. в 1862 (до 1916 наз. Музей изящных иск-в; здание построено в 1926-38, арх. T. Толвиньский). Включает памятники др.-егип., антич. и визант. иск-ва, собрание европ. живописи и скульптуры 15-20 вв., обширную коллекцию польск. изобразит, иск-ва 13-29 вв., памятники польск., европ. и вост. декоративно-прикладного иск-ва, графич. и нумизматич. собрания. С 1938 изд. ежегодник "Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie". Филиалы: дворцы в Лазенках, Вилянуве, музей К. Дуниковского - все в Варшаве; музей в Ловиче, дворец в Неборуве.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (Muzeum Narodowe) в Кракове, один из крупнейших художеств, музеев ПНР. Осн. в 1879 (гл. здание построено в 1936-50). Включает собрание польск. изобразит, и декоративно-прикладного иск-ва 14- 20 вв., коллекции дальневост. и европ. живописи, графики, декоративно-прикладного иск-ва, нумизматич. собрание. С 1951 изд. сб. трудов "Rozpravy i Sprawozdania Museum Narodowego w Krakowiex Филиалы: музей Чарторыских (осн. во 2-й пол. 18 в.; европ. и вост. изобразит, и декоративно-прикладное иск-во 13-18 вв., в т. ч. "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи), дом-музей Я. Maтейко (осн. в 1894).


НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (Museo Nazionale) в Неаполе, один из крупнейших музеев антич. иск-ва в Италии. Осн. в 18 в. Включает произведения иск-ва из собраний семей Фарнезе, Борд-жа и др., а также памятники, обнаруженные раскопками на юге Италии, гл. обр. в Помпеях и Геркулануме. Обладает обширным собранием скульптуры (гл. обр. римской), живописи (фрески, мозаики), декоративно-прикладного иск-ва, нумизматич. коллекцией.

Лит.: Maiuri В., Museo Nazionale di Napoli, Novara, 1957.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (Nationalmuseum) в Стокгольме, крупнейший художественный музей Швеции. Осн. в 1792. Обладает обширным собранием европ. картин и миниатюр, скульптуры, рисунков и гравюр, пам. антич. и вост. иск-ва. Среди шедевров H. м.- "Заговор Юлия Цивилиса" Рембрандта, картины Эль Греко, Я. Йорданса, Ж. Б. Шардена, Ф. Гойи, О. Ренуара, П. Сезанна, живописцев Швеции (К. Г. Пило, А. Рослин, А. Цорн, Б. Лильефорс, Э. Юсефсон) и др. сканд. стран, рус. иконы и ка-ртины и т. д. Филиал H. м.- Совр. музей (Moderna Museet, осн. в 1958), с собранием произв. европ., гл. обр. швед., художников 20 в. В ведении H. м. также художеств, сокровища королевских дворцов.

Лит.: The National Museum. Stockholm, [Stockh., 1951].


НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА (Musee National d'Art Moderne) в Париже, одно из крупнейших собраний зап.-европ. и амер. изобразит, иск-ва 20 в. Открыт в 1947. В музее особенно широко экспонируются фовизм (А. Матисс, P. Дюфи), кубизм (П. Пикассо, Ж. Брак), сюрреализм (С. Дали), абстракционизм (живопись В. В. Кандинского, P. Делоне, А. Манесье, П. Сулажа, Ж. Матьё; скульптура А. Колдера), конструктивизм (скульптура H. Габо и А. Певзнера), а также творчество скульптора О. Цадкина, живописцев Ж. Руо и А. Модильяни. В коллекции представлены также, хотя и недостаточно систематично, реалистич. тенденции иск-ва 20 в. (портреты П. Пикассо, пейзажи M. Утрилло и А. Марке, интерьеры П. Боннара; скульптура А. Майоля, Э. А. Бурделя, III. Деспьо). Музей размещается в одном из зданий, сооружённых для Всемирной выставки 1937. В др. крыле этого же здания находится Музей совр. иск-ва г. Парижа (Musee d'Art Moderne de Ia Ville de Paris). Оба музея ведут активную выставочную деятельность.

Лит.: Кал и тина H. H., Музеи Парижа, [Л.- M., 1967]; Musee National d'Art Moderne. Catalogue-guide, par J. Cassou, B. Dorival et G. Homolle, [P.], 1954.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР, T H П (Theatre National Populaire, TNP), французский драматич. театр в Париже, продолживший традиции театра, осн. в 1920 актёром и режиссёром Ф. Жемье. Под руководством Ж. Buлара ТНП стал центром борьбы за демократическое театр, иск-во, духовно обогащающее зрителя, приобщающее его к сокровищам нац. и мировой драматургии: "Сид" Корнеля (1949), "Принц Гомбургский" Клейста (1952), "Дон Жуан" Мольера (1953), "Макбет" Шекспира (1956). Многие спектакли ТНП насыщены социальной, политич. и гражданственной тенденцией, филос. раздумья сочетаются в них с публицистичностью, героика с обличением: "Король Убю" Жарри (1958), "Мамаша Кураж" (1951), "Карьера Артуро Уи" (1960) и "Жизнь Галилея" (1963) Брехта, "Мир" по Аристофану (1961). Новые веяния в художеств, практике театра вызвали недовольство правящих кругов. В 1963 Вилар оставил пост директора ТНП, его сменил актёр и режиссёр Ж. Вильсон. В репертуаре всё чаще стали появляться произв., чуждые духу прежнего ТНП (напр., "Ранним утром" и "Спасённые" Бонда, 1972). В 1970-71 театр прерывал работу из-за низкой посещаемости, а в 1972 закрылся. В 50-е гг. в труппу ТНП входили выдающиеся актёры Ж. Филип, M. Казарес, Д. Сорано. В 1956 и 1961 театр гастролировал в СССР.

Лит.: Б о я д ж и е в Г., Театральный Париж сегодня, [M.], 1960; 3 н н г е р м а н Б., Жан Вилар и другие, M., 1964; Я к и м ов и ч T. К., Драматургия и театр современной Франции, [К., 1968].


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРУГ, в СССР одна из форм осуществления адм. автономии. H. о. отличается особенностями нац. состава и быта населения; входит в состав края или области. В СССР 10 H. о. (все в РСФСР): Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский - в Красноярском крае, Ненецкий - в Архангельской обл., Коми-Пермяцкий - в Пермской обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий - в Тюменской обл., Усть-Ордынский Бурятский - в Иркутской обл., Корякский - в Камчатской обл., Чукотский - в Магаданской обл., Агинский Бурятский - в Читинской обл. Большинство H. о. было создано в соответствии с пост. Президиума ВЦИК от 10 дек. 1930 "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера". H. о. как одна из форм нац. государственности обеспечила привлечение малочисленных, в прошлом отсталых в хоз. и культурном отношении народностей к социалистич. строительству и созданию благоприятных условий их развития.

Верх. Советом РСФСР устанавливается Положение о национальных округах. Трудящиеся H. о. избирают сроком на 2 года свой орган гос. власти - Совет депутатов трудящихся, к-рый в свою очередь избирает исполком. Эти органы осуществляют на территории округа права и обязанности, возлагаемые на них Положением о национальных округах, а также решениями соответствующего краевого (обл.) Совета депутатов трудящихся. Каждый H. о. представлен в Совете Национальностей Верх. Совета СССР одним депутатом.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК, охраняемый участок территории (акватории) с малонарушенным природным комплексом, часто с уникальными объектами (водопады, каньоны, живописные ландшафты и т. п.). В нек-рых случаях H. п.- аналог загюведника, от к-рого принципиально отличается допуском посетителей для отдыха. Вначале H. п. создавались как участки, защищаемые государством (нацией) от частных предпринимателей, хищнически эксплуатировавших природные ресурсы. Первый H. п.- Иеллоустонский (США) - создан в 1872. К 1973 в 98 странах было св. 1000 H. п. (см. карту при ст. Заповедник). Во MH. странах H. п. учреждаются высшим законодательным органом государства. В ряде стран (США, Япония и др.) чрезмерное посещение H. п. создаёт угрозу уникальным объектам природы, поэтому предпринимаются меры по соответств. организации территооии H. п. и прилежащих р-нов. В СССР H. п. Лахемаа в Эстонии (1969), Гауя в Латвии (1973) созданы по постановлениям Сов. Мин. Эст. CCP и Латв. CCP.

Лит.: United Nations List of National Parks and equivalent reserves, 2 ed., Brux., 1971. В. А. Борисов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ, в между-нар. экономич. отношениях устанавливаемое на основе межгос. договора правовое положение, согласно к-рому на иностр. юридич. и физич. лица, а также на иностр. товары распространяются все права и преимущества, к-рыми пользуются в данной стране местные юридич. и физич. лица и товары. В эпоху империализма применение H. р. лишает, как правило, нац. пром-сть и торговлю экономически более слабых стран возможности защиты от конкуренции иностр. капитала, облегчая тем самым крупным империалистич. гос-вам закабаление слабых стран.

СССР и др. социалистич. страны высказывают отрицательное отношение к применению H. р. в сфере внешнеэко-номич. отношений между гос-вами, считая целесообразным установление наибольшего благоприятствования принципа. Такое отношение к вопросам применения H. р. не исключает использования этого режима в тех областях, где его отрицательные последствия не могут проявиться (напр., в сфере мореплавания, особенно при оказании помощи на море). Предоставление H. р. предусматривается, напр., в отношении свободного доступа иностр. юридич. лиц и граждан в суды, в договорах о правовой помощи, о социальном обеспечении и в ряде др. соглашений, заключённых СССР с зарубежными социалистич. странами. H. р. используется во внутр. сов. законодательстве по ряду вопросов из области международного частного права (напр., Основы гражд. законодательства СССР и союзных республик 1961 устанавливают, что иностранцы в СССР пользуются имуществ. правами наравне с сов. гражданами). Применение H. р. предусмотрено также Основами гражданского судопроизводства СССР и союзных республик и нек-рыми др. актами.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ, в ЧССР название высших представит, органов власти в Чешской и Словацкой республиках, учреждённых законом 1968 "О Чехословацкой федерации". Избирается на 5 лет гражданами соответств. республики путём тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избират. права. H. с.- единств, законодат. орган республики. Право законодат. инициативы принадлежит депутатам H. с., его комитетам и правительству республики. Сессии H. с. созываются не реже 2 раз в год. В период между сессиями полномочия H. с. (кроме издания конституц. законов и принятия гос. бюджета республики) осуществляет назначаемый им Президиум.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ НАРОДНЫХ СИЛ (HCHC; Аль-Иттихад аль-Ватани ли-ль-Кувват аш-Шаабия), политич. партия в Марокко. Включает представителей радикально настроенных кругов средней и мелкой буржуазии, студенчества, интеллигенции, часть рабочих и крестьян. Осн. в янв. 1959 в результате раскола партии "Истиклялъ" и выхода из этой партии её левого крыла (до сентября 1959 называлась Нац. конфедерация партии "Истикляль"). Программа HCHC (принята 2-м съездом в 1962) предусматривает национализацию осн. отраслей экономики, демократизацию существующего строя, развитие страны по некапиталистич. пути. С 1960- в оппозиции к пр-ву. В 1970 HCHC и "Истикляль" создали Нац. фронт, выступивший с программой демократич. преобразований (в 1972 Нац. фронт распался). Лет