загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

BR>На совр. этапе своего развития H.-т. р. характеризуется след. осн. чертами. 1) Превращением науки в непосредств. производит, силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производств, воплощения. 2) Новым этапом обществ, разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономич. и социальной деятельности, приобретающей массовый характер. 3) Качеств, преобразованием всех элементов производит, сил - предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме "замещает" затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творч. элементов; превращением процесса производства "...из простого процесса труда в научный процесс..." (M арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением на этой основе материально-технич. предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умств. и фи-зич. трудом, между городом и деревней, между непроизводств, и производств, сферой. 6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусств, материалов с заранее заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономич. значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления обществ, производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации. 8) Ростом уровня общего и спец. образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени. 9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы. 10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеч. деятельности в масштабе планеты, возникновением т. наз. "экологических проблем" и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы "общество - природа".

Наряду с осн. чертами H.-т. р. можно выделить её главные научно-технич. направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность H.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более, к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технич. прогресса. H.-т. р. означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технич. базиса, всего технологич. способа производства, начиная с использования материалов и энер-гетич. процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства.

H.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеч. деятельности: теоретич. познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технич. средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практич. действий в процессе производства (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука - техника - производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли ящпь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Обществ, производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, к-рые не могли бы развиться из предшествующей производств, практики (атомные реакторы, совр. радиоэлектронная и вычислит, техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследстч. свойств организма и др.). В условиях H.-т. р. сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологич. воплощение науки.

Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, про-ектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естеств., технических и обществ, наук, наконец, в возникновении спец. дисциплин, изучающих закономерности развития, условия н факторы повышения эффективности самой научной деятельности (см. Науковедение).

Научно-технич. переворот революционизирует сельскохозяйств. производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и совр. транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В процессе H.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Неконтролируемое воздействие технич. цивилизации на природу приводит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала т. н. "экологическая проблема", или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

В условиях H.-т. р. возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие обществ., естеств. и технич. наук, их органич. единство, к-рое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности обществ, производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ H.-т. р.

Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе H.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодич. переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и обществ, жизни, к-рые несёт с собой H.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем H -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только гл. производит, силой общества, но и единств, классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии H.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистич. отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития H.-т. р. в интересах всех трудящихся.

H.-т. р. создаёт предпосылки для коренного изменения характера производства и функций главной производит, силы - трудящихся. Она предъявляет возрастающие требования к проф. знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством, раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящихся, развитие человеч. фактора H.-т. р.- повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, к-рое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

Успехи науки и техники в 1-й пол. 20 в. могли перерасти в H.-т. р. лишь при определённом уровне социально-эконо-мич. развития общества. H.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития производит, сил и обобществления производства.

H. -т. р., как и предшествовавшие технологич. перевороты в истории общества, обладает относит, самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Подобно промышленной революции кон. 18- нач. 19 вв., к-рая в одних странах началась после буржуазной революции, а в других - до неё, H.-т. р. в совр. эпоху одновременно происходит как в социалистических, так и в капиталистич. странах, а также втягивает в свою орбиту развивающиеся страны -"третьего мира". H.-т. р. обостряет экономич. противоречия и социальные конфликты капиталистич. системы и, в конечном счёте, не может уместиться в её пределах.

В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом "...неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 455). H.-т. р. преобразует производит, силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция кон. 18-нач. 19 вв., заложившая основы материально-технич. базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном технич. преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная H.-т. р. требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития совр. производит, сил с капиталистич. способом производства, H.-т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революц. процесса. Напротив, в социалистич. странах создание материально-технической базы коммунизма и др. предпосылок перехода к коммунизму предполагает органич. соединение достижений H.-т. р. с преимуществами социалистич. системы. В совр. условиях H.-т. р. "...стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом..." (Меж-дунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, M., 1969, с. 303).

Всемирный характер H.-т. р. настоятельно требует развития междунар. науч-но-технич. сотрудничества, в т. ч. и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется гл. обр. тем обстоятельством, что целый ряд последствий H.-т. р. выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий MH. стран и междунар. регулирования, напр, борьба с загрязнением окружающей среды, использование космич. спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-технич. достижениями.

Для мировой социалистич. системы H.-т. р. является естеств. продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит H.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма H.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и обществ, отношений.

Капиталистич. применение достижений H.-т. р. подчинено прежде всего интересам монополий и направлено на укрепление их экономич. и политич. позиций. Развитые капиталистич. страны располагают высокоорганизованным производств, механизмом и солидной научно-исследовательской базой. В 50-е гг. значительно усилилось стремление монопо-листич. капитала путём гос. вмешательства найти организационные формы, позволяющие преодолеть препятствия росту производит, сил. Распространение получают программирование и прогнозирование технич. прогресса и научных исследований.

Совр. наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства или, по крайней мере, целой Отрасли, требуют управления всей сложной системой социально-экономич. процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий, необходимых для реализации возможностей науки и техники. Масштабы научно-технич. прогресса в наиболее развитых капиталистич. странах далеко не соответствуют имеющемуся научно-технич. потенциалу. Движущей силой научно-технич. прогресса в условиях капитализма остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречит потребностям развития науки и техники. Капитализм нуждается в науке, но в то же время сдерживает её развитие. Отношения людей в сфере науки превращаются в отношения между трудом и капиталом. Учёный оказывается в положение лица, продающего свой труд капиталисту, к-рый монополизирует право на эксплуатацию его результатов. Научные исследования используются как важнейшее орудие ожесточённой конкурентной борьбы между монополиями.

В рамках отд. крупных капиталистич. фирм достигнута серьёзная постановка научно-исследоват. и опытно-конструкторской работ, эффективное внедрение новой техники и технологии, продиктованное необходимостью конкурентной борьбы. Объективные потребности обобществления и интернационализации производства в условиях H.-т. р. вызвали значит, рост т. н. "наднациональных корпораций", к-рые по объёму занятых превзошли MH. капиталистич. гос-ва.

Известное расширение функций капиталистич. государства в результате его срастания с монополиями, попытки гос. программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, к-рые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка гос-вом тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-пром. комплекса, научно-технич. прогресс приобретает в капиталистич. странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технич. потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер обществ, производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие - между производит, силами и производств, отношениями, обществ, характером производства и частным характером присвоения.

Капиталистич. общество резко ограничивает возможности, открываемые H.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, "массовая культура", отчуждение личности). Напротив, при социализме H.-т. р. создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технич. уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий H.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и оу рж. идеологий.

Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать H.-т. р. как простое продолжение промышленной революции или же как её чвторое издание" (концепция "второй промышленной революции"). По мере того как своеобразие H.-т. р. становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях "постиндустриального общества", "тех-нотронного общества" технологич. революцию социальной, освободит, движению трудящихся. В качестве ответной реакции MH. "новые левые" на Западе заняли противоположную позицию - технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, T. Роззак - США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном сциентиэме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религ. обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как односторонние и теоретически несостоятельные. H.-т. р. не в состоянии разрешить экономич. и социальные противоречия антагонистич. общества и привести человечество к материальному изобилию без радикальных социальных преобразований общества на социалистич. началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно к-рым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политич. средств, без H.-т. р.

Обострение противоречий капитализма в связи с H.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение т. н. "техно-фобии", т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либе-рально-демократич. интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием H.-т. р. получила превратное идеологич. отражение в социально-пес-симистич. концепциях "пределов роста", "экологического кризиса человечества", "нулевого роста", воскрешающих мальтузианские взгляды. Многочисл. социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных "пределов роста", а о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего и о пределах капитализма как обществ, формации.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммуни-стич. общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей H.-т. р., так и H.-т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистич. обществ, отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.

Лит.: Научно-техническая революция и общественный прогресс, M., 1969; Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., M., 1970; Современная научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, M., 1971; Иванов H. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, M., 1971; Гвишиани Д. M., Микулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, "Коммунист", 1971, № 17; Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, M., 1972; Научно-техническая революция и социальный прогресс. [Сб. ст.], M., 1972; Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс, M., 1972; Научно-техническая революция и социализм, M., 1973; Человек - наука - техника, M., 1973; Борьба идей и научно-техническая революция, M., 1973; Марков H. В., 'Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия, M., 1973; Научно-техническая революция и общество, M., 1973; Гвишианн Д. M., Научно-техническая революция и социальный прогресс, "Вопросы философии", 1974, № 4; Г л а г о л е в В. Ф., Гу до жни к Г. С., Koзиков И. А., Современная научно-техническая революция, M., 1974.

Д. M. Гвишиани, С. P. Микулинский.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА СССР, добровольные массовые орг-ции инж.-технич. работников, новаторов произ-ва и учёных, содействующие совершенствованию произ-ва и осуществлению науч.-технич. прогресса. Первичные орг-ции науч.-технич. обществ (НТО) создаются на предприятиях пром-сти, транспорта, с. х-ва, в учреждениях, н.-и. и проектных ин-тах. В 1970 в НТО насчитывалось ок. 4,5 млн. чел., а в 1973- ок.. 6 млн. чел., объединённых в отраслевые НТО машиностроит. пром-сти, чёрной металлургии, строит, индустрии, нефтяной и газовой пром-сти и др. На MH. предприятиях первичным организациям НТО переданы функции заводских про-изводственно-технич. советов. В областях, краях и республиках созданы отраслевые и межотраслевые советы НТО, руководимые Всесоюзным советом науч.-технич. обществ (BCHTO).

Науч.-технич. об-ва в России возникли во 2-й пол. 19 в. по инициативе передовых учёных и инженеров, объединявшихся для содействия развитию отечеств, науки, техники, пром-сти. В 1866 было создано Русское техническое общество, а впоследствии - химич., физич., металлур-гич., горное и др. На конференциях, съездах, в трудах науч. об-в были впервые обнародованы важнейшие открытия Д. И. Менделеева, Д. К. Чернова, А. С. Попова, A. H. Крылова, К.Э.Циолковского и др.

Сов. пр-во в авг. 1921 вынесло постановление (подписано В. И. Лениным) о содействии науч. об-вам в деле разработки и широкого освещения технич. и хозяйственно-организац. вопросов, в проведении съездов и совещаний, издании печатных органов.

В 1931 были образованы науч. инж.-технич. общества, к-рые активно участвовали в разработке и осуществлении планов социалистич. строительства, в решении актуальных проблем энергетики, металлургии, химии, машиностроения, организовывали комитеты содействия крупнейшим стройкам, проводили науч.-технич. конкурсы, смотры внедрения новой техники в пронз-во. Постановлением ЦК КПСС "О научных инженерно-технических обществах" (1954) все они были реорганизованы в массовые НТО по отраслям произ-ва, а руководство ими возложено на ВЦСПС. Состоялось 4 всесоюзных съезда НТО (1959, 1964, 1968, 1973).

Гл. направление деятельности НТО - развитие творческой инициативы и активности науч. и инженерно-технич. интеллигенции, передовиков и новаторов произ-ва. Важное место в работе НТО занимают вопросы применения в нар. х-ве автоматики, телемеханики, вычислит, техники, науч. организации труда и управления произ-вом. Для разработки проблем межотраслевого значения созданы обществ, комитеты по экономике и организации произ-ва, по технич. эстетике, надёжности и контролю качества продукции и др. Предложения НТО учитываются в гос. планах развития осн. отраслей науки и техники. Для расширения знаний и повышения квалификации рабочих, инженеров и техников НТО проводят семинары и создают курсы по новой технике, заводские и межзаводские школы передового опыта, обществ, ун-ты технич. прогресса, ин-ты новаторов произ-ва. Труды НТО публикуются в журнале "Техника и наука".

Ряд советских НТО - члены всемирных науч.-технич. организаций: Между-нар. ин-та сварки, Междунар. комитета технич. ассоциаций литейщиков, Междунар. конфедерации по измерит, технике и приборостроению и др. BCHTO - член Всемирной Федерации инж. организаций. См. также Научные общества.

Лит.: Научно-технические общества СССР. Исторический очерк, [M.], 1968; В помощь активу НТО. Сборник руководящих материалов, 3 изд., [M.], 1969.

А. А. Пархоменко.


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

Истоки H.-т. п.- в мануфактурном производстве 16-18 вв., когда научно-теоретич. и технич. деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало преимущественно за счёт накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шёл столь же медленный прогресс в научно-теоретич. знаниях о природе, к-рые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существ, влияния на производство. Научный и технич. прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоят, потоками человеческой деятельности.

В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоре-тич. и экспериментального решения целого ряда вполне определённых задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схо-ластич. традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу научной и технич. деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного производства побуждали теоретически исследовать нек-рые механич. процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория жёлоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. "...Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности" (M арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д'Аламбер, P. А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и MH. другие создали науке репутацию "служанки производства".

Возникновение машинного производства в конце 18 в. было подготовлено результатами предшествующего научно-технич. творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась "плодом науки", а не только конструкторско-технич. деятельности. Машинное производство, в свою очередь, открыло новые, практически неограниченные возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во всё большей степени определяется прогрессом науки и само оно впервые выступает как "предметно воплощающаяся наука" (см. К. Маркс, там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Всё это означает переход к новому, второму этапу H.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во всё ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-исследоват. деятельности, призванные доводить теоретич. решения до технич. воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производств, исследования. Научно-технич. деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеческого труда.

Третий этап H.-т. п. связан с совр. научно-технической революцией. Под её воздействием расширяется фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич. задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса прямо или косвенно влияют также MH. направления обществ, наук: экономика и организация производства, науч. управление экономия, и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производств, эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетич. материалов, производство ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь, техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. H.-т. п. является то, что он захватывает не только промышленность, но и MH. др. стороны жизнедеятельности общества: с. X-BO, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство научной и технич. деятельности находит в прорыве человечества в космос.

H. -т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется в милитаристских, человеконенавистнич. целях и сопровождается зачастую регрессом духовных ценностей, разрушением чело-веч, личности. При социализме H.-т. п. осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса эконо-мич. и социальных задач коммунистич. строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности.

КПСС выдвигает на первое место задачу всемерного ускорения H.-т. п. в СССР "...как с точки зрения очередных, так и долговременных перспектив..."

(Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 55). См. также статьи Наука, Прогресс, Техника, а также статьи об общественно-экономических формациях.

Г. H. Волков.


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН, одно из важнейших направлений международного социалистического разделения труда. Выражается в обмене между социалистич. странами науч. и производств, опытом, разделении труда и кооперации в проведении н.-и. и проектно-конструкторских работ; сотрудничестве в области научно-технич. информации, изобретательства, подготовки науч. кадров. Научно-техническое сотрудничество в своём развитии прошло ряд этапов. Сначала оно проводилось преим. на двусторонней основе (в соответствии с соглашениями о научно-технич. сотрудничестве) и заключалось гл. обр. во взаимном, практически безвозмездном обмене научно-технич. документацией (в 1949 принцип безвозмездности был закреплён решением 2-й сессии СЭВ) и командировании специалистов для передачи и заимствования научно-технич. и производств, опыта. На нач. 1970 СССР передал социалистическим странам св. 76 тыс. комплектов технич. документации, образцов изделий и материалов, получив от них 23 тыс. комплектов. Затем стали создаваться междунар. научно-технич. центры для совместного решения общих проблем науки и техники (напр., Объединённый ин-т ядерных исследований, 1956), получило развитие многостороннее сотрудничество (гл. обр. в рамках постоянных комиссий СЭВ), начала осуществляться двусторонняя и многосторонняя (с 1964) координация науч. и технич. исследований. Последняя позволяет на основе составляемых на пятилетку планов организовать сотрудничество заинтересованных стран - членов СЭВ в проведении исследований, представляющих взаимный интерес, обмениваться науч. результатами, сокращать дублирование исследований. Получают развитие непосредственные связи родственных н.-и. организаций, министерств и ведомств, выражающиеся в обмене опытом, координации и совместном проведении исследоват. работ. С сер. 60-х гг. в связи с новыми задачами в области научно-технич. прогресса получает развитие договорная кооперация в проведении исследований, практика взаимной продажи лицензий, что позволяет повысить эффективность и взаимовыгодность научно-технич. сотрудничества социалистич. стран, осуществляемого на совр. этапе как на началах безвозмездности, так и в хозрасчётных формах.

Качественно новый этап научно-технич. сотрудничества связан с курсом на развитие социалистич. экономич. интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая), важнейшей частью к-рой выступает научно-технич. интеграция стран СЭВ. Она характеризуется формированием согласованной научно-технич. политики этих стран, развитием комплексных форм сотрудничества, позволяющих решать взаимосвязанные проблемы научно-технич. и производственно-торговой кооперации, расширением совместных исследований. При этом проводятся взаимные консультации по осн. вопросам научно-технич. политики, разрабатываются научно-технич. прогнозы, осуществляется координация планов н.-и. работ, совместное планирование разработки отдельных науч. и технич. проблем, совершенствование сложившихся форм сотрудничества. Создаётся система междунар. научно-технич. центров и организаций. Формируется междунар. система научно-технич. информации, углубляется сотрудничество в области изобретательства и патентного дела, подготовки науч. кадров, материального обеспечения исследований. Всё это способствует ускорению темпов научно-технич. прогресса и повышению эффективности произ-ва в социа-листич. странах, сближению уровней их экономич. развития, постепенному формированию целостного высокоразвитого научно-технич. потенциала социалистич. содружества.

Научно-технич. сотрудничество социалистич. стран охватывает также сотрудничество с развивающимися и развитыми капиталистич. странами. Наряду с оказанием развивающимся странам технич. содействия в стр-ве и освоении новых предприятий, в подготовке нац. кадров сотрудничество стало осуществляться путём проведения совместных исследований, обмена технич. документацией и лицензиями на основе межгосударств, соглашений.

Значительные перспективы имеются для развития научно-технич. сотрудничества со странами Зап. Европы, США, Японией, проводимого на основе межгосударств, соглашений и соглашений с ведущими фирмами. Так, в 1972 СССР проводил такое сотрудничество с 420 фирмами по 600 проблемам. Одновременно с обменом информацией здесь получает развитие сотрудничество в области исследований и освоении их результатов, внедрения новых технологич. процессов и создания совр. произ-в.

Социалистич. страны участвуют в деятельности междунар. орг-ций всемирного и регионального характера, к-рые изучают глобальные проблемы (охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.), требующие сотрудничества в их решении MH. стран.

Лит.: Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, M., 1971; Быков A. H., Научно-технические связи стран социализма, M., 1970; Научно-технический прогресс и сотрудничество стран СЭВ, M., 1973; Многостороннее экономическое сотрудничество социалистических государств. [Сб. документов], 2 изд., M., 1972; Общеевропейское экономическое сотрудничество, M., 1973; Научно-технический прогресс и сотрудничество стран СЭВ, M., 1973. A. H. Быков.


НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, особый род литературы, рассказывающей о науке, о научных исканиях, "драме идей" в науке и судьбах её реальных творцов; рождается на стыке художественной, документально-публицистич. и науч.-популярной литератур. Развиваясь в самостоятельный вид, H.-х. л. сохраняет близкое родство со всеми тремя типами лит-ры; осмысление её сущности и эстетики остаётся предметом дискуссий. В отличие от собственно научно-популярной литературы, внимание к-рой сосредоточено на познавательных и учебно-воспитательных задачах, H.-х. л. обращается преим. к человеческой стороне науки, к духовному облику её творцов, к психологии науч. творчества, к филос. истокам и последствиям науч. открытий. Она обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью; призвана сочетать "общеинтерес-ность" с науч. достоверностью в раскрытии проблем, образность повествования с документальной точностью жизненного материала.

H.-х. л. зародилась в 20в.; но её ранними образцами можно считать нек-рые жанры дидактической литературы (напр., "Труды и дни" Гесиода, "О природе вещей" Лукреция Кара, "Метаморфоз растений" Гёте), а также автобиографии и биографии ряда учёных 19 в. Сов. H.-х. л. начала складываться на рубеже 20-30-х гг.; тогда же M Горький высказался о необходимости "...образного научно-художественного мышления" (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 107). Широкую известность получили произв. M. Ильина, Б. С. Житкова, "Лесная газета" В. В. Бианки, "Кара-Бугаз" К. Г. Паустовского, очерки Б. H. Агапова, M. M. Пришвина, M. С. Шагинян. Особый подьём начался на рубеже 50-60-х гг. (творчество Д. С. Данина, О. H. Пи-саржевского, В. H. Орлова, Б. H. Агапова, Ю. Г. Вебера, А. И. Шарова и др.), с 1960 выходят ежегодные сб-ки Н.-х. л. "Пути в незнаемое" (Москва).

В большинстве зарубежных лит-р термина, адекватного понятию "Н.-х. л.", нет, а соответствующую ему лит-ру обычно не выделяют из общедоступной лит-ры о науке. Однако MH. произв. несомненно относятся к Н.-х. л.: "Охотники за микробами" П. де Крайфа, "Ярче тысячи солнц" P. Юнга, "А. Флемминг" A. Mo-руа и др.

Лит.: Андреев К., На равных правах, "Год тридцать седьмой", 1954, ЛЬ 3; Д а-н и н Д., Жажда ясности, M., 19SO; Формулы и образы. Спор о научной теме в художественной литературе, M., 1961; Ивич А., Поэзия науки, M., 1967. В. А. Ревич.


"НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ", серия журналов Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР. Состоит из журналов: "Экономические науки" (издаётся с 1958, периодичность - 12 номеров в год, тираж в 1974 - 14,5 тыс.); "Философские науки" (с 1958, 6 номеров в год, тираж 21,8 тыс.); "Научный коммунизм" (с 1973, 6 номеров в год, тираж 15,6 тыс.); "Филологические науки" (с 1958, 6 номеров в год, тираж 3,2 тыс.); "Биологические науки" (с 1958, 12 номеров в год, тираж 1,9 тыс.). В журналах публикуются результаты исследований по соответств. отраслям науки, выполненных в основном в высшей школе; статьи сов. и зарубежных учёных, освещающие совр. состояние отдельных актуальных проблем науки; наиболее значит, материалы межвузовских конференций и совещаний; дискуссионные статьи по актуальным науч. проблемам; библиографич. обзоры, рецензии, учеб-но-методич. материалы и др. Серия выпускается изд-вом "Высшая школа" в Москве.


НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения специалистов, ведущих науч. исследования, и лиц, интересующихся к.-л. отраслью науки безотносительно к роду своей осн. работы. Древним прообразом H. о. была Академия Платона (осн. в 387 до н. э., см. Академия платоновская). Позже, в 3 в. до н. э.- первых вв. н. э., H. о. в форме небольших кружков возникали в разных странах, часто под назв. академий. H. о. как профессиональные объединения учёных образовывались в 15-16 вв. Таким учреждением была, напр., платоновская академия во Флоренции (осн. в 1459), занимавшаяся историко-филос. вопросами. В 17 в. организовались H. о. (традиционно носившие название академий), к-рые концентрировали внимание и на естест-веннонауч. проблемах: Национальная академия деи Линчей (1603), Академия дель Чименто (1657) в Италии, "Леоиоль-дина" (1652) в Германии. Впоследствии из H. о.-академий возникали отраслевые АН, деятельность к-рых, в свою очередь, привела к созданию общенац. науч. центров (напр., Институт Франции). В ряде случаев к.-л. одна из таких академий, получив поддержку гос-ва, становилась нац. АН, как, напр., Нац. академия деи Линчей.

В отличие от H. о.-академий, собственно H. о. были организациями более широкими по своему представительству, объединявшими врачей, путешественников и др. Формирование таких H. о. (17 в.) было вызвано гл. обр. развитием естеств. наук. Тесно связанные с эмпирия, исследованиями, члены H. о. часто выступали против схоластич. учёности, превалировавшей во многих ун-тах Европы. В ходе такого противоборства возникло, напр., Лондонское об-во (1660, с 1662 - Лондонское королевское общество), ставшее примером для H. о. многих стран.

В 17-19 вв. осн. целями H. о. стало объединение учёных и координация исследований, обмен информацией, издание трудов, присуждение премий и т. п. Организационно H. о. строились на основе принципа выборности. В ряде стран, напр, в России, H. о. создавались при ун-тах (Московское общество испытателей природы, осн. в 1805; Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, осн. в 1863).

С углублением дифференциации и интеграции науки H. о. становились всё более специализированными (см., напр., Географические общества, Медицинские общества). Вместе с тем усилилась роль и универсальных H. о. Форму H. о. принимали вновь организуемые нац. науч. центры, напр. Национальная академия наук США (1863). Однако, становясь нац. АН, H. о. 18-19 вв. теряли свой неформальный характер и демократизм. В ряде стран H. о. становились важным инструментом гос. науч. политики. H. о. обычно не имели собственной исследовательской базы, но через своих членов, работавших в науч. учреждениях и уч. заведениях, оказывали значит, влияние на организацию науч. деятельности. Такое положение H. о. развитых капиталистич. стран сохранили в 20 в., когда наряду с выполнением традиц. функцим H. о. перешли к решению и др. вопросов организации науч. деятельности. Универсальные и отраслевые H. о. консультируют пр-ва и правительств, орг-ции, участвуют в разработке науч. программ и т. п. В капиталистич. странах H. о. являются частными или неправительственными организациями и имеют различные источники финансирования: членские взносы, доходы от продажи науч. изданий, пожертвования и субсидии частных лиц и фондов и т. п.

В СССР и др. социалистич. странах при развитой системе гос. науч. учреждений H. о. играют важную роль в распространении науч. знаний (наряду с об-вами пропагандистов науки, как, напр., "Знание" в СССР), проводят вневедомственную экспертизу решений научно-технич. задач, участвуют в организации экспедиций и т. п. H. о. работают при АН СССР, АН союзных республик, при отраслевых АН, при МГУ. Учёных и специалистов, работающих на производстве, объединяют научно-технические общества СССР. Название H. о. носят также создаваемые при вузах и др. уч. заведениях объединения молодёжи, интересующейся наукой: студенческие H. о., школьные И.о. и т. п.

В СССР имеется ряд всесоюзных H. о., в их числе минералогическое (осн. в 1817), географическое (1845), энтомологическое (1859), Российское палестинское (1882), астрономо-геодезическое (1932), ботаническое (1915), гидробиологическое (1947), химическое им. Д. И. Менделеева (1932), физиологическое им. И. П. Павлова (1916), почвоведов (1958), гельминтологов (1940), биохимическое (1958), генетиков и селекционеров (1965), философское (1972). Работают также Ассоциация сов. экономия, науч. учреждений (1956), Сов. ассоциация междунар. права (1957), Сов социологич. ассоциация (1958) и др.

H. о. вносят весомый вклад в развитие междунар. научно-технич. сотрудничества в рамках междунар. науч. союзов и ассоциаций. H. о. активно обмениваются науч. публикациями, проводят науч. конференции, симпозиумы, конгрессы.

Лит.: Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах, M., 1972 (лит.): В a t e s R. S., Scientific societies in the United States, 3 ed., Camb. (Mass ), 1965. Ю. M. Шейнин.

НАУЧНЫЙ, посёлок гор. типа в Крымской обл. УССР, в 28 км от ж.-д. ст. Бахчисарай (на линии Симферополь - Севастополь). Астрофизич. обсерватория АН СССР.


НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ, периодическое издание, являющееся источником научной информации и средством научной коммуникации. К H. ж. примыкают науч. бюллетени и продолжающиеся издания - сборники статей и докладов (науч. учреждений, обществ, конференций) типа "Трудов", "Учёных записок" и др. (см. Научная литература). Различают 3 типа H. ж. Первичные H. ж. содержат преимущественно новые науч. результаты или новое осмысление и обсуждение известных идей и фактов. ВторичныеН.ж. сообщают преимущественно сведения о первичных документах и являются результатом науч.-информац. и библиографич. деятельности; это - реферативные журналы и указатели к ним, сигнальная информация, экспресс-информация, библиографические журналы. H. ж. 3-го типа (иногда паз. третичными) ставят своей задачей обобщение уже опубликованной первичной информации; это - обзорные, а также научно-методич., нек-рые общенауч. и науч.-популярные журналы и др.

Междунар. указатель H. ж., выходивших в 20 в., "World List of Scientific Periodicals, published in the vears 1900 - 1960", 4 ed., v. 1-3, 1963-65, содержит ок. 60 тыс. названий журналов (по всем наукам), в т. ч. и прекративших издание. Подсчёты по фондам Британской нац. библиотеки дают ок. 35 тыс. названий текущих журналов по точным, естеств. и прикладным наукам. В них ежегодно публикуется не менее 3 млн. статей.

С 30-х гг. 20 в. H. ж. как источник науч. информации подвергается критике. Выдвигались различные проекты замены H. ж. др. средствами распространения информации, к-рые не были реализованы. Осн. причина этого в том, что функции H. ж. не ограничиваются распространением науч. информации: публикация статьи обеспечивает приоритет учёного, благодаря ссылкам на предшествующие работы осуществляется преемственность в науке, в доступности для использования всей мировой журнальной литературы реализуется интернац. характер науки, H. ж. содействуют формированию науч. школ и т. д. Многоаспектный анализ H. ж.- одно из направлений нау-коведения.


Историческая справка. Создание H. ж. явилось поворотным пунктом в истории науки. H. ж. возник из сначала неоформленного, а затем регулярного обмена письмами между учёными о результатах их исследований. Потребность в создании более устойчивой системы науч. коммуникации повлекла за собой возникновение науч. кружков, а также т. н. "незримых коллективов", к-рые послужили основой почти одновременного создания как H. ж., так и нек-рых научных обществ. Первыми H. ж. были "Журналь де саван" ("Journal des scavans", P., 1665), "Философикал транзекшенс оф Ройял сосайети" ("Philosophical Transactions of the Royal Society", L., 1665) и "Акта эрудиторум" ("Acta Eruditorum", Lpz., 1682-1731), ставшие соответственно офиц. органами франц. Академии наук, Лондонского королев, об-ва и прусской Академии наук в Берлине. В течение полутора веков в H. ж. печатались лишь сведения о новых книгах и выдержки из них, а также хроникальные сообщения. Публикация результатов науч. исследований первоначально носила предварит, характер и облекалась в традиц. форму писем. Лишь в 19 в. H. ж. из средства только распространения сведений о новых достижениях стал превращаться в основной инструмент сбора, хранения и распространения науч. знаний. К 1-й четв. 19 в. относятся попытки организации библиографич. оповещения о журнальных публикациях, к-рые в нач. 20 в. приняли совр. форму реферативных журналов.

В России первым H. ж. был издаваемый на лат. языке Академией наук журн. "Комментарии Академие сциентиарум империалис петрополитане" ("Commentarii Academiae scientiarum Imparialis Petropolitanae", 1728-51), предшественник "Известий Академии наук СССР". Зачатки научно-информац. деятельности в России связаны с именем M. В. Ломоносова. Рефераты на рус. языке публиковались в спец. H. ж.- "Краткое описание Комментариев Академии наук" (1728), "Содержание учёных рассуждений Академии наук" (1750-59), и в общих академич. журналах: "Примечания к Ведомостям" (1728-42), "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие" (1755-81) и др. Старейший из выходящих до сих пор отечеств, научно-технич. журналов -"Горный журнал" (1825).

В 70-х гг. 20 п. в СССР издаётся ок. 800 H. ж., включая 150 названий, выпускаемых АН СССР, и 110 - АН союзных республик. Сведения о крупнейших H. ж. см. в статьях о них, напр. "Журнал общей химии", "Кристаллография" и др.; см. также Астрономические журналы, Биологические журналы, Исторические журналы и т. п.

Лит.: Прайс Д., Система научных публикаций, "Успехи физических наук", 1966, т. 90, в. 2, с. 349 - 59; 3 а и м а н Д ж., Информация, связи, знание, там же, 1970, т. 101, в. 1, с. 53-69; Балашев Л. Л., О научном журнале, "Научно-техническая информация", сер. 1, 1970, № 5, с._ 3 - 4: К г о п i с k D. A., A history of scientific and technical periodicals, 1665-1790 N. Y., 1962; Porter J. R., The scientific journal - 300 th anniversary, "Bacteriological Reviews", 1964, v. 28, № 3, p. 211 - 30.

P. С. Гиляревский.


НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ, одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин H. к. (научный социализм) употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.

H. к. органически связан с другими составными частями марксизма-ленинизма - марксистской философией и политической экономией. Превращение социализма из утопии в науку, как отмечал Ф. Энгельс, было обусловлено прежде всего двумя великими открытиями - материалистическим пониманием истории и созданием теории прибавочной стоимости. Раскрытие объективных основ существования и общих тенденций развития человеческого общества, к-рое даёт исторический материализм, анализ экономич. отношений и в особенности экономич. основы противоречий капитализма и неизбежности социалистич. революции, осуществляемый политич. экономией, послужили теоретич. базой возникновения H. к. в 40-х гг. 19 в.

H. к. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом и развит в новых историч. условиях В. И. Лениным, его учениками и последователями.

Общие контуры коммунизма были очерчены К. Марксом ещё в 1843-44. В "Немецкой идеологии" (1845) К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули важное положение о том, что "коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 34).

Первым программным произведением H. к. явился "Манифест Коммунистической партии" (1848). В нём К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что капиталистич. строй таит в себе непримиримые противоречия, к-рые могут быть разрешены только социалистич. революцией, уничтожающей господство буржуазии и устанавливающей власть рабочего класса. Они показали, что силой, к-рая призвана ликвидировать капитализм и утвердить социалистич. строй, выступает рабочий класс, союзниками к-рого являются другие слои трудящихся. Великой заслугой К. Маркса и Ф. Энгельса было обоснование необходимости для пролетариата создания самостоятельной политич. партии.

Дальнейшее творческое развитие H. к. получил в результате обобщения К. Марксом и Ф. Энгельсом опыта Революции 1848-49, Парижской Коммуны 1871, в процессе борьбы со всякого рода немарксистскими течениями как справа, так и слева ("Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.", "Гражданская война во Франции", "Капитал", "Критика Готской программы", "Анти-Дюринг", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и др.) К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали учение о диктатуре пролетариата, развили положение о неизбежности переходного периода от капитализма к социализму, конкретизировали понятие коммунистич. формации, к-рая в своём развитии проходит две фазы - социализма и коммунизма, - и дали их общую характеристику.

С именем В. И. Ленина связан новый этап в развитии теории H. к. Он творчески обогатил теорию социалистич. революции и строительства социалистич. и коммунистич. общества, вооружил российское и всё междунар. революц. движение научно обоснованной стратегией и тактикой, возглавил борьбу за претворение в жизнь идеалов H. к. В. И. Ленин показал, что капитализм вступил в империалистич. стадию развития, к-рая есть канун социалистич. революции; сделал вывод о возможности победы социалистич. революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистич. стране. Ленин конкретизировал марксистскую теорию гегемонии пролетариата, показал необходимость руководства рабочим классом борьбой трудящихся масс в новую историч. эпоху не только в социалистич. революции, но и вообще во всякой народной революции, а также в условиях социалистич. и коммунистич. строительства. Развивая учение о диктатуре пролетариата, Ленин открыл новый тип пролетарского гос-ва, воплотившегося в России в форме Советов, развил дальше марксистское учение о партии рабочего класса, раскрыл соотношение между борьбой за демократию и борьбой за социализм, показал связь национально-колониального вопроса с социалистич. революцией. Ленин обогатил теорию строительства нового общества учением о социалистич. индустриализации, кооперировании крест, хозяйств, культурной революции, раскрыл общие закономерности строительства социализма. Ленин выдвинул идею развитого социалистич. общества. Ленинский этап в развитии H. к. продолжается в теоре-тич. деятельности КПСС и др. коммунистич. и рабочих партий.

Важнейшим историч. событием на пути развития и воплощения теории H. к. в жизнь явилась победа Великой Окт. социалистич. революции в России, а затем победа социалистич. революций в ряде др. стран и превращение социализма в мировую систему. С возникновением коммунистич. формации H. к. стал проверенной на опыте наукой о построении социализма, получил новый объект для теоретич. исследования. КПСС вместе с др. коммунистич. партиями разработала важные новые теоретич. проблемы H. к.: дана марксистско-ленинская характеристика совр. эпохи; конкретизировано ленинское положение о единстве закономерностей и разнообразии форм перехода различных стран от капитализма к социализму; раскрыта роль народной демократии как новой конкретно-историч. формы диктатуры пролетариата; разработана проблема перерастания гос-ва диктатуры пролетариата в общенародное гос-во в условиях победившего и упрочившегося социализма; дана характеристика развитого социализма как этапа социалистич. общества, получили дальнейшее обоснование закономерности перерастания социализма в коммунизм и, в частности, пути создания материально-технич. базы коммунизма, формирования коммунистич. обществ, отношений и воспитания нового человека; раскрыты особенности развития мировой социалистич. системы и её закономерности; показаны формы её влияния на мировой революц. процесс; получил дальнейшее творч. развитие ленинский принцип мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем; сделан вывод о возможности предотвращения агрессивных империали-стич. войн в совр. эпоху и др.

Предмет H. к. Хотя процесс возникновения, становления и развития коммунистич. общества изучается всеми составными частями марксистско-ленинского учения - марксистской философией, политич. экономией и H. к., каждая из них имеет собств. объект исследования и решает эту общую задачу специфич. методами.

Если диалектич. и историч. материализм раскрывает филос. основы и принципы преобразования общества на коммунистич. началах, а политич. экономия анализирует экономич. процессы, к-рые ведут к коммунизму и характерны для него, то H. к. призван дать цельную картину социалистич. и коммунистич. общества, показать движение к коммунизму как неизбежный результат борьбы рабочего класса, как взаимосвязанное изменение производит, сил, экономич. базиса, социальной структуры и идеологии общества, указать пути борьбы за новый общественный строй. H. к. даёт социаль-но-политич. обоснование гибели капитализма и торжества коммунизма. Филос. материализм и марксистская политэкономия находят своё последовательное и логич. продолжение и завершение в H. к. В свою очередь, H. к. не может быть эффективным без филос. и экономической основы. В круг проблем H. к. входят: обоснование историч. неизбежности гибели капитализма и торжества коммунизма, анализ историч. предпосылок и условий революц. преобразования капитализма в социализм; выяснение всемир-но-историч. роли рабочего класса и руководимых им масс трудящихся в борьбе за коммунизм; исследование классовой борьбы пролетариата и социалистич. революции, а также др. революц. и освободит, движений; анализ закономерностей и путей построения социализма и коммунизма; выяснение осн. закономерностей и черт переходного периода от капитализма к социализму, социалистич. и коммунистич. фаз развития общества; выяснение осн. принципов стратегии и тактики марксистско-ленинских партий на различных историч. этапах; изучение науч. организации общества на всех этапах строительства социализма и коммунизма. H. к. раскрывает также пути использования объективных законов в борьбе за коммунизм, что становится особенно важным в условиях сознат. организации всей обществ, жизни, исследует конкретную роль и значение субъективного фактора в осуществлении революц. преобразования капиталистич. общества, в созидании нового обществ, строя.

Особенность H. к. состоит в том, что он изучает развитие коммунистич. формации в целом под углом зрения её наиболее общих специфич. законов возникновения, становления и развития.

Законы и категории H. к. Особенность законов коммунистич. формации состоит в том, что они носят всеобщий характер, т. к. проявляются в той или иной форме во всех сферах социальной жизни и во всех странах, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Они могут действовать как на всём протяжении развития коммунистич. формации, так и на определённых её этапах, выступая в своеобразных формах.

В условиях социалистич. революции и строительства социализма действуют такие закономерности, как союз рабочего класса с широкими массами крестьянства, диктатура пролетариата, преобразование экономических и социальных отношений на основах социализма, культурная революция, установление равноправия и братской дружбы между народами, пролетарский интернационализм, защита завоеваний социализма от внешних и внутр. врагов.

В условиях победившего социализма и развитого социалистич. общества продолжает действовать ряд закономерностей предшествующего этапа развития, обогащаясь и видоизменяясь в новых историч. условиях. Вместе с тем прекращается действие закономерностей, связанных с исчезновением породивших их условий. Складываются также новые закономерности, напр, с возникновением мировой системы социализма.

H. к. изучает общие закономерности возникновения коммунистич. формации, закономерности совр. мирового революц. процесса, к-рые включают в себя объективную необходимость социалистич. революции, обретающей мировой характер и совершаемой внутр. силами в каждой отд. стране при наличии объективных и субъективных предпосылок; руководство рабочего класса во главе с марксистско-ленинской партией как необходимое условие углубления и развития мирового революц. процесса; союз междунар. рабочего класса с крестьянством и др. слоями трудящихся отд. стран, а также с нац.-освободит. движением; расширение социальной базы мирового освободит, движения в отд. странах и в междунар. масштабе; неравномерность развития мирового революц. процесса и разновременность победы социалистич. революции в различных странах; мирное сосуществование различных обществ, систем как своеобразную форму классовой борьбы.

К наиболее общим специфич. законам коммунистич. формации можно отнести сознательный характер преобразования социальных процессов и научный характер управления ими при руководящей роли рабочего класса и марксистско-ленинской партии; утверждение гармоничности, равномерности, плановости развития социальных процессов, всех сторон обществ, жизни, к-рые приходят на смену капиталистич. анархии и конкуренции, противоположности города и деревни, умств. и физич. труда, классовому неравенству; формирование подлинной коллективности, взаимопомощь и сотрудничество свободных от эксплуатации людей на основе обществ, собственности; закон складывания социальной однородности при одновременном всестороннем развитии личности; рост активности, самодеятельности и инициативы масс; закон соци