загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

й обучения, образования и воспитания, термин "H." применяется преим. в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К H. относятся такие явления, как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и, наконец, т. н. разумное H. у человека.

H. наряду с инстинктивным поведением - одно из осн. понятий этологии, характеризующее индивидуальное приспособление животного к среде обитания путём изменения врождённого поведения. Различают две осн. формы H.: обязатель

на разработках фосфоритов на острове Науру.

ное, свойственное всем особям данного вида,- гл. обр. запечатление, и факультативное, относящееся к индивидуальному поведению отд. особей в соответствии с конкретными условиями их жизни,- гл. обр. навык, отчасти подражание и др. Изучению процессов H. посвящено огромное число экспериментальных исследований, большая часть к-рых проведена в США в рамках бихевиоризма и выполнена на животных. Гл. внимание в них уделяется выяснению влияния на процессы H. различных факторов: числа и распределения повторений, подкрепления ("закон эффекта") и его характера, типа обусловливания реакций, зависимости от состояния потребностей. Более сложными являются вопросы о переносе результатов H. в условия, отличные от исходных, о "скрытом" (латентном) H., о формировании сенсомоторных структур и сенсорных синтезов, к-рые выступают в качестве т. н. внутренних переменных поведения, т. е. его психологич. звеньев. Исследования H., понимаемого как процесс приспособления к условиям, создаваемым в эксперименте, относятся гл. обр. к простейшим, "пассивным" формам приобретения тех или иных навыков, в т. ч. сенсорных и умственных, поэтому они не могут быть распространены на формы H., специфические для человека. Ист. опыт человечества передаётся отд. людям путём их активного обучения, составляющего одну из важнейших функций общества, к-рая возлагается, в частности, на школы и др. пед. учреждения. Лит.: Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 4, M., 1973; Thorndike E. L., The psychology of learning, N. Y., 1921; H i 1 g a r d E. R., Marquis D. G., Conditioning and learning, N. Y.-L., 1940; Skinner B. F., Verbal behavior, N.Y., 1957; Th о r р e W. H., Learning and instinct in animals, L., 1963. A. H. Леонтьев.


НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОСТОКОВЕДОВ при ЦИК СССР, Всесоюзная научная ассоциация востоковедения при Ц И К С С С P (BHAB), научное учреждение, созданное 12 дек. 1921. Начала функционировать 14 янв. 1922. Имела два постоянных отдела: политико-эко-номич. и историко-этнологический. BHAB способствовала объединению востоковедов страны, марксистской разработке ряда проблем востоковедения, изучению истории нац.-освободит, движений на зарубежном Востоке, изучению Сов. Востока. Её печатный орган "Новым Восток" и серии книг "Восток в борьбе за независимость" знакомили читателей с положением в странах Востока и революц. борьбой трудящихся этих стран. В 1930 функции BHAB перешли к АН СССР и организованному в её составе Институту востоковедени я.


НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, совокупность произведений письменности и печати, к-рые создаются в результате научных исследований или теоретич. обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания H. л. является сама наука - идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершённой, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на науч. открытие публикация науч. сочинения необходима). По социальной функции и назначению в обществе H. л.- не только продукт, но и орудие умственного тру да, "...инструмент не менее важный, чем исследовательский прибор. Хорошо поставленное издание научной литературы - непременное условие высокой эффективности труда ученых. Это и форма отчетности, и арена соревнования идей, и средство внедрения научных достижений в практику" ("Правда", 1966, 15 дек., с. 2).

Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, "поучений", "путешествий", жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно эти формы сменились новыми формами: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, биографические, географические и др. описания (очерки), краткие сообщения, авторефераты, рефераты или тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций. К современным формам H. л. относятся и непубликуемые - отчёты о научно-исследовательских работах, диссертации (по которым впоследствии могут быть созданы и опубликованы монографии). Стилистика современной H. л. отличается объективностью ("обезличенностью") и строгой логичностью изложения, ясностью и точностью лит. языка в сочетании с использованием знакового аппарата науки (терминов, символов, формул, графиков, схем, чертежей и др.); наблюдается тенденция к интернационализации научного стиля, что проявляется, в частности, в стремлении к композиционному единообразию науч. сочинений (цель, результаты предшественников, метод, материал, экспериментальная база, полученный результат и его оценка, предположения на будущее).

Научно-технич. революция сер. 20 в. вызвала к жизни "информационный взрыв", характеризующийся лавинообразным нарастанием потока научных публикаций, что обусловливает и определённые изменения в структуре изданий H. л. Отмечается рост числа и объёма периодических и продолжающихся изданий при нек-ром снижении изданий книжного типа; тенденция превращения разовых (непериодических) сборников в продолжающиеся издания, а последних - в журналы и бюллетени. Появляются "журналы кратких сообщений" и "писем в редакцию" (опережающие публикации приоритетного характера). Внедряются новые формы распространения научных работ: система депонирования, когда подготовленная к печати работа передаётся на хранение в соответствующий информац. центр, к-рый публикует краткое сообщение о ней, а при поступлении запроса выдаёт копию работы; система препринтов - размножение и рассылка в небольшом количестве копий научного сообщения для ознакомления с ним узкого круга специалистов. Выделилась и оформилась в самостоятельную группу произведений печати научно-информационная литература, содержанием к-рой являются результаты аналитико-синтетич. переработки первичных научных публикаций в виде библиография, описаний, рефератов, сокращённых публикаций или документов обзорного типа (см. Реферативный журнал, Экспресс-информация, Сигнальная информация). Как следствие дифференциации науки и углубляющейся обособленности отдельных отраслей научного знания получают распространение научно-справочные издания отраслевого характера (см. Справочная литература).

В СССР H. л. выпускают изд-во"Наука" и изд-ва академий наук союзных республик ("Наукова думка" в УССР, "Наука и техника" в БССР и др.); они издают 55% всей H. л.; кроме того, H. л. выпускают изд-ва "Мысль", "Мир", "Прогресс", центральные отраслевые изд-ва, крупнейшие вузы, многие НИИ. В 1972 было издано 6992 назв. книг и брошюр научно-исследовательского характера тиражом св. 23 млн. экз. (в 1960- 5,1 тыс. назв. тиражом 12,9 млн. экз.).

Научно-информационная литература, выпускаемая всесоюзными, центральными отраслевыми и межотраслевыми институтами и центрами научной и технич. информации, в 1972 составляла 7834 названия тиражом 4,8 млн. экз. (в 1966- 2,2 тыс. назв. тиражом 1,4 млн. экз.).

По видам изданий H. л. весьма разнообразна: выпускаются собрания сочинений классиков науки и современных советских и зарубежных учёных, серии общенаучного ("Классики науки", "Литературные памятники") или специального (напр., "Философское наследие", "Механика космического полёта") типа, публикации историч. документов, однотомные и многотомные, разовые и серийные (напр., "Литературное наследство"), монографии однотомные и многотомные, индивидуальных авторов и коллективов (напр., 10-томная "Всемирная история"). Характерен рост научных периодических и продолжающихся изданий. Из их числа бюллетени и сборники продолжающегося типа ("Труды", "Учёные записки" и др.) составили в 1940 59,3%, а в 1972 79,7% общего выпуска всех периодических и продолжающихся изданий.

По данным ООН, выпуск книжных изданий по разделу международной классификации Pure sciences ("Теоретические науки") за 1968-70 в большинстве стран уменьшился на 0,5-5% по удельному весу названий; вместе с тем отмечается стабильный рост названий по разделу Social sciencis ("Общественные науки") в пределах от 1 до 6% общего выпуска. По абсолютному числу названий в разделах "Теоретические науки" и "Общественные науки" СССР занимает ведущее место в мире: в 1970 СССР выпустил соответственно 6,6 тыс. и 19,3 тыс. названий, Великобритания -3,4 тыс. и 6 тыс., США - 2,5 тыс. и 1,3 тыс., ФРГ -2,5 тыс. и 13,7 тыс., Япония - 2,1 тыс. и 7 тыс., Франция -1,2 тыс. и 5,1 тыс. названий (Statistical yearbook 1972, N. Y., 1973). См. также Научный журнал.

Лит.: Ленин В. И., О науке и высшем образовании. [Сб.], M., 1967; Г и л я р е BH с к и и P. С., О будущем научно-технической книги, в сб.: Книга. Исследования и материалы, 1964, № 9; Лихтенштейн E. С., Наука и книга, там же, 1967, № 15; С е н к е в и ч M. П., Литературное редактирование научных произведений, M., 1970; Современная научно-техническая революция, 2 изд., M., 1970; Фокин С. Я., Научная литература и численность научных работников в СССР, в сб.: Книга. Исследования и материалы, 1966, № 13.

Б. Г. Тяпкин,


НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ), процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином "НОТ" характеризуют обычно улучшение орга-низац. форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (напр., предприятия). Вместе с тем при социализме науч. подход характерен и для организации труда в рамках всего общества (см. Организация труда). Начало применению новых методов организации труда рабочих было положено Ф. Тейлором (см. Тейлоризм). В совр. условиях для MH. капиталистич. предприятий характерна высокая организованность процессов труда и произ-ва. Однако, как отмечал В. И. Ленин, "капитал организует и упорядочивает труд внутри фабрики для дальнейшего угнетения рабочего, для увеличения своей прибыли. А во всем общественном производстве остается и растет хаос ..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 370- 371).

В стремлении к наживе капиталистич. предприниматели любыми средствами добиваются высокой организованности в работе, создают "научные" системы усиления эксплуатации наёмных работников, повышают интенсивность труда. Причём сущность "потогонных" методов организации трудовых процессов прикрывается де-магогич. призывами к установлению "классового мира", "человеческих отношений", к "гуманизации отношений между предпринимателями и рабочими". Достижения капиталистич. рационализации труда, по выражению В. И. Ленина, представляют собой прежде всего "...прогресс в искусстве выжимать пот" (там же, т. 23, с. 19). Организация труда на действительно науч. основе противоречит самой сущности капитализма.

НОТ представляет собой категорию, присущую социалистич. способу произ-ва, для к-рого характерно единство интересов общества в целом и каждого работника в отдельности.

Задачи рациональной организации труда на науч. основе были поставлены В. И. Лениным - инициатором MH. прак-тич. начинаний в области НОТ. Руководствуясь его идеями, Коммунистич. партия и Сов. гос-во приступили к осуществлению комплекса мер, направленных на теоретич. и практич. разработку осн. проблем НОТ. Уже в нач. 20-х гг. в стране насчитывалось более 50 н.-и. орг-ций по проблемам организации труда. Ведущее место занимал Центр, ин-т труда, возглавлявшийся А. К. Гостевым. Спец. отделы и лаборатории были созданы при BCHX, ряде наркоматов и др. При Наркомате РКИ был образован Совет по науч. организации труда (COBHOT) во главе с В. В. Куйбышевым (1923). Большую роль в пропаганде и распространении НОТ сыграл П. M. Керженцев.

Дальнейшая работа по совершенствованию организации труда была тесно связана с распространившимся движением ударных бригад (см. Ударничество), с развитием стахановского движения, движением многостаночников (см. Многостаночная работа). Значит, работа проводилась по улучшению практики нормирования труда. Большой вклад в его разработку внесли А. Г. Спах, Г. В. Орентлихер, Я. M. Пунский, А. А. Труханов и др. сов. учёные. Важность повсеместного внедрения НОТ была особо подчёркнута решениями Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС и 23-го съезда партии (1966). Для определения дальнейших путей развития работы в области НОТ в 1967 было созвано Всесоюзное совещание по орг-ции труда в пром-сти и стр-ве.

К нач. 70-х гг. в стране сложилась система планирования НОТ. "План научной организации труда рабочих, инженерно-технических работников и служащих" стал ныне самостоят, частью тех-промфинплана предприятия. Внедрена гос. статистич. отчётность предприятий о выполнении планов НОТ. В восьмой пятилетке (1966-70) в целом по нар. х-ву впервые был разработан пятилетний план н.-и. работ по НОТ. В 1971 в план развития нар. х-ва СССР введён специальный раздел "Внедрение научной организации труда". Мин-ва и ведомства планируют ныне важнейшие мероприятия по внедрению НОТ в отраслевом масштабе. На предприятиях созданы спец. службы НОТ. Созданы также Всесоюзный, отраслевые и респ. центры НОТ.

Решения 24-го съезда КПСС (1971) требуют от сов. экономич. науки и хоз. практики дальнейшего улучшения работы по внедрению НОТ во все отрасли и сферы социалистич. нар. х-ва.

Осуществление НОТ в нар. х-ве предполагает совершенствование форм разделения и кооперации труда в коллективе; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; проектирование и внедрение рациональных приёмов и методов труда, распространение передового опыта; совершенствование нормирования труда; улучшение практики материального и морального стимулирования труда; рационализацию условий труда; улучшение подготовки и повышение квалификации кадров; укрепление дисциплины труда и повышение творч. активности трудящихся. Перечисленные направления НОТ являются общими для всех категорий трудящихся во всех отраслях и сферах нар. х-ва, хотя по отношению к каждой категории работников эти общие направления реализуются в специфич. форме.

Задачи, решаемые при внедрении НОТ, можно условно разделить на три осн. группы: экономические, направленные на достижение высокого уровня производительности труда за счёт улучшения использования рабочей силы и вещественных элементов произ-ва; психофизиологические, состоящие в обеспечении наиболее благоприятных условий для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы; социальные, заключающиеся в обеспечении условий для всестороннего и гармоничного развития личности работников, повышении степени содержательности и привлекательности их труда. Подобного рода задачи определяют коренное, принципиальное отличие НОТ в условиях социализма от бурж. рационализации трудовых процессов .

Значение НОТ непосредственно вытекает из характера её задач. В плане экономическом НОТ - средство предотвращения возможных диспропорций между уровнем развития техники и технологии производства и уровнем организации живого труда. Внедрение НОТ обеспечивает экономию времени, представляет собой важный фактор роста производительности живого труда. Значение НОТ состоит также и в том, что она позволяет в большой мере экономить и овеществлённый труд в результате лучшего использования вещественных элементов произ-ва. И, наконец, совершенствование орг-ции труда даёт возможность экономить будущий труд в результате учёта требований НОТ на стадии проектирования предприятий, оборудования и технологич. процессов. Эта экономия будущего труда выступает впоследствии как экономия живого труда работников, занятых обслуживанием оборудования, осуществлением технологич. процессов, спроектированных и созданных с учётом требований НОТ.

Внедрение НОТ создаёт также условия для сохранения здоровья трудящихся, поддержания их работоспособности, увеличения периода их трудовой деятельности, роста культурно-технич. уровня работников, способствует реализации программного положения КПСС о превращении труда в первую жизненную потребность человека нового общества.

Проблемы внедрения НОТ активно разрабатываются и в др. социалистич. странах.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, гл. IV, V, VII, VIII и XIII; Ленин В. И., "Научная" система выжимания пота, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23; его же, Как организовать соревнова-· ние?, там же, т. 35; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Великий почин, там же, т. 39; Рекомендации Всесоюзного совещания по организации труда (26 - 29 июня 1967 г.), M., 1967; Основы научной организации труда, M., 1971.

Ю. H. Дубровский.


НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА (англоязычный эквивалент - science-fiction), особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления совр. науки (17-18 вв.) и окончательно формирующийся в 20 в. Основан, подобно др. её видам, на "реализации несуществующего" в фантастич. образах; но, в отличие от них, его предметом являются пси-хологич. и социально-духовные последствия (социально-филос., культурные, нравств.) реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и многозначность тенденций, абстрактность науч. представлений) не улавливаемых традиционными формами иск-ва. Применяемые в H. ф. (в соответствии с законами науки) приёмы экстраполяции, моделирования и т. п. позволяют мысленно проследить научно достоверные и типич. последствия такой реализации в их взаимосвязи, а использование пластичных фантастич. образов, допускающих любую трансформацию реальности, позволяет воплотить полученную "модель возможной действительности" в облике целостного мира, фантастического в отношении к реальности и реалистически-типического в своей фантастич. предметности. T. о., своеобразие H. ф. состоит в подчинении художеств, воображения логике научно-прогностич. приёмов, материалом к-рых является, однако, не понятие, а художеств, образ; поэтому H. ф. может быть определена как научно организованная форма художеств, воображения. Художеств, модели H. ф. (в отличие от т. н. фэнтэзи - англ, fantasy) сохраняют науч. достоверность структуры, давая одновременно недоступное науке чувственно-наглядное воплощение возможных типов конфликта человека с изменившейся природно-социальной средой обитания. Особенности фантастич. поэтики (отражение реальности в резко-непривычной, "остранённой" форме) помогают обнажить смысл этих изменений и, следовательно, глубинный механизм действительности, недоступный обыденному, эмпирич. восприятию; познание фантастич. мира является поэтому средством художеств, познания современности. Т.о., H. ф. как явление совр. культуры удовлетворяет насущную потребность общества в художественно-наглядном освоении внеэмпирич. реальности совр. мира, противопоставляя научно-рационалистич. миропонимание "мифам" массового сознания (см. "Массовая культура").

С. Л е м. "Кибериада" Илл Д Мроза.


Особенности H. ф. определяют её сложность как явления иск-ва. Специфика H. ф. остаётся предметом дискуссии. Противоречивые определения её - как жанра, приема, лит-ры мечты, научно-технич. предвидения - видимо, не охватывают всех сторон предмета. Более адэкватной представляется трактовка H. ф. как нового художеств, метода, органически сочетающего принципы науч.

А. и Б. Стругацкие. "Малыш". Илл. И Тюльпанова

и художеств, мышления. Его элементы возникают со становлением совр. науки (произв. T. Мора, И. Кеплера, Дж. Свифта и др.), а формирование происходит в творчестве Г. Уэллса, соединившего традиции научно-технич. и социальной утопии (Ж. Берн, У. Моррис и др.) с приёмами реалистич. романа и науч. "мысленного эксперимента". Дальнейшее развитие H. ф. получает у К. Чапека, A. H. Толстого, О. Стейплдона и др. фантастов 20-30-х гг. 20 в. В эпоху научно-технич. революции H. ф. становится массовым явлением иск-ва, наиболее широко представленным в прозе; однако развитие мировой H. ф. происходит неравномерно и сосредоточено лишь в ряде стран.

В США H. ф. в 20-е гг. развивалась по линии научно-технич. предвидения (X. Гернсбек) и космич. приключений (Э. Смит, Э. Гамильтон, Э. Берроуз). Лучшие произв. послевоен. H. ф. (предваряемые в 30-е гг. творчеством Д. Кэмп-белла) поднялись до серьезного социального критицизма и фил ос. обобщений (P. Брэдбери, У. Тэнн, Ф. Пол и С. Корн-блат, P. Хайнлайн, P. Шекли, К. Воннегут и др.), составляя как бы параллель лит-ре критич. реализма и т. н. политич. роману-предупреждению. Однако в кон. 60- нач. 70-х гг. это направление вытесняется "новой волной" (С. Дилэни, P. Же-лязны), тяготеющей к модернистскому формотворчеству и фантастич. овеществлению "внутреннего пространства" чело-веч, психики.

В англ. H. ф. до 2-й мировой войны 1939-45 наиболее значительно творчество Г. Уэллса, А. Конан Доила, Стейплдона ("Последние и первые люди", "Создатель звёзд"), а также О. Хаксли, мрачные произв. к-рого ("Дерзкий новый мир" и др.) оказали заметное воздействие на зап. антиутопию. Послевоен. H. ф. пережила подъём 40-50-х гг. (масштабные социальные произв. Д. Уиндема, научно-технич. утопии А. Кларка и др.) и наступление "новой волны" (Д. Боллард, Б. Олдисс).

Развитие самобытной послевоен. H. ф. в Японии (С. Комацу, P. Мицусэ, С. Xoси) происходит в борьбе с влиянием амер. H. ф. Крупнейшим представителем оригинальной япон. H. ф. является писатель-реалист Кобо Абэ ("Четвёртый ледниковый период" и др.). Довоен. H. ф. во Франции (Ж. Тудуз, В. Рони-старший ) продолжала традиции Ж. Верна; в послевоен. годы возрос интерес к социальнофилос. тематике (А. Веркор, P. Мерль) и "новой волне" (H. Эннебер и др.).

В совр. массовой продукции на Западе преобладает развлекат. лит-pa ("космическая опера", комиксы и т. п.), зачастую отождествляемая с H. ф. по сходству внешних атрибутов. Эта псевдонаучная фантастика обычно выражает обывательские представления и объективно служит пропаганде бурж. идеологии.

В СССР H. ф. восходит к рус. произв. 19 в.- романам В. Ф. Одоевского ("4338 год") и H. Г. Чернышевского ("Что делать?"), а также к дореволюц. произв. К. Э. Циолковского, А. А. Богданова, А. И. Куприна, В. А. Обручева; важным шагом в становлении остросоциальной H. ф. явились романы A. H. Толстого ("Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина"), А. Орловского ("Машина ужасов"), И. Винниченко ("Солнечная машина"). В кон. 20-х гг. значит, роль в сов. H. ф. сыграл А. Беляев, в лучших романах к-рого ("Человек-амфибия", "Голова профессора Доуэля" и др.) реализация смелой биологич. гипотезы перерастает в социальный конфликт. В 30 - нач. 50-х гг. H. ф. ограничивается популяризацией ближайших технич. новшеств в форме приключенч. и "шпионского" романов (А. Казанцев, В. Немцов, Г. Адамов и др.).

Новые перспективы открыл масштабный социально-космич. роман И. А. Ефремова - коммунистич. утопия "Туманность Андромеды" (1957). Остро ставятся зреющие в современности социальные и этич. конфликты в творчестве бр. А. и Б. Стругацких ("Трудно быть богом", "Хищные вещи века" и др.).

В 50-60-е гг. развиваются жанры научно-технической и социальной утопии (Г. Альтов, M. Емцев и E. Парков, Г. Гуревич), лирико-филос. (Г. Гор, В. Шефнер) и социально-психологич. повести (А. Громова), сатирич. (И. Варшавский), детской (Г. Мартынов, А. Ми-рер, А. Полищук), приключенческой (А. и С. Абрамовы) H. ф.

Заметного развития достигла послевоен. H. ф. в Чехословакии (Я. Вейс, И. Несвадба), Польше (К. Фиалковский, К. Борунь), Венгрии и др. социалистич. странах. Особое место в мировой H. ф. занимает многогранное творчество польск. писателя С. Лема (филос. романы "Со-ларис", "Эдем", "Возвращение со звёзд", гротескные "Звёздные дневники", "Кибериада" и др.).

Кадр из фильма "2001 Космическая Одиссея". Сценарий А. Кларка и С. Кубрика, реж. С Кубрик. США - Великобритания. 1969.

H. ф. в СССР и др. странах социализма противопоставляет мрачным зап. антиутопиям пафос социального оптимизма.

H. ф. представлена также в драматургии 20 в.- пьесами ("R.U.R.", "Белая болезнь" К. Чапека, "Новое оружие" В. Савченко), радио- и телепьесами ("Борьба миров" О. Уэллеса по Г. Уэллсу, "Операция „Вега"" Ф. Дюрренматта, "Черная комната" и др. С. Лема), киносценариями ("Бегство мистера Мак-Кинли" Л. Леонова, "Облик грядущего" Г. Уэллса).

Проникновение H. ф. в кино начинается вместе с развитием киноискусства, но особенно-в 20-30-е гг.; вначале преобладают экранизации ("Аэлита", реж. Я. А. Протазанов, СССР, 1924; "Остров доктора Моро", реж. Э. Кентон, США, 1932), социальные утопии ("Метрополис", реж. Ф. Ланг, Германия, 1926; "Облик грядущего", реж. У. К. Мензис, Великобритания, 1936), научно-технич. предвидения ("Космический рейс", реж. В. H. Журавлев, СССР, 1936). В послевоен. годы наряду с научно-технич. утопиями ("2001 Космическая Одиссея", реж С Кубрик, США - Великобритания, 1969) и социально-филос построениями ("Альфавиль", реж Ж Л Годар, Франция, 1965) развивается жанр "фильм-антиутопия" ("На последнем берегу", реж С Креймер, США, 1959, "Фаренгейт 451", франц реж Ф Трюффо, 1966) и фантастич сатиры

Лит Замятин E, Герберт Уэллс, П , 1922, Кагарлицкий Ю, Герберт Уэллс, M , 1963, его же, Реализм и фантастика, "Вопросы литературы", 1971, № 1, его же, Что такое фантастика, M 1974 Емцев M, Парное E , Наука и фантастика, "Коммунист", 1965, № 15, Г у р ев и ч Г , Карта страны фантазий, M , 1967, Чернышева T, Человек и среда в современной научно-фантастической литературе альманах "Фантастика -68", M 1969 Бритиков А, Русский советский научно фантастический роман Л , 1970 Тамарченко E, Мир без дистанций, "Во просы литературы", 1968, № Ц, н у дельман P, Фантастика, в KH Краткая литературная энциклопедия, т 7, M , 1972, Никольский С, Карел Чапек - фантает и сатирик, M , 1973, Смелков Ю, Гуманизм технической эры; "Вопросы литературы", 1973, № 11, The science fiction novel, Chi , 1959, EbhbachL A [ed ], Of wolds beyond, L , 1964, Amis K , New maps of hell, N Y , 1966, A t h e 1 lin g W (Blish J ), More issues at hand, Chi , 1970, L e m S , Fantastyka 1 futurologia, t 1 - 2, Krakow, 1970, Todorov T, Introduction a - Ia!literature fantastique, P , 1970, S u D , The poetics of the s f genre an approach, McGlIl U , Montreal, 1972 P И Нуделъман

НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ, вид библиографии, назначение к рой - содействие в науч работе, производств или иной практич деятельности Используются текущие научно вспомогат указатели (Реферативный журнал, Экспресс информация, библиографич ежегодники, еженедельники, бюллетени и т д ), ретроспективные указатели отраслевого и тематич характера См также Отраслевая библиография, Библиография

Лит Кирпичева И К, Библиография в помощь научной работе, Л , 1958

НАУЧНОГО АТЕИЗМА ИНСТИТУТ Академии общественных наук при ЦК КПСС, создан в 1964 в Москве Координирует науч работу по атеизму, проводимую ин тами АН СССР, вузами и учреждениями Мин ва культуры СССР Ведет комплексное исследование актуальных проблем науч атеизма и истории религии Имеется аспирантура С 1966 издает сб "Вопросы научного атеизма"


НАУЧНОЕ КИНО, область кинематографии, развивающаяся в четырех самостоят направлениях (видах) научно популярное кино учебное кино, научно исследовательское кино, научно производствен ное кино Каждое направление имеет свой предмет и функцию, использует специфич средства выразительности H к имеется во всех кинематографически развитых странах В 1947 создана Меж дунар ассоциация науч кино (MAHK), в к рую входит и СССР

Лит Основы классификации научных фильмов, [Сб ], M 1971


HАУЧHО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИE ИНСТИТУТЫ (НИИ), учреждения, созданные специально для орг ции и проведения науч исследований и разработок Понятие "институт" применительно к науч учреждению впервые было ис пользовано в 1795 для названия Института Франции НИИ в совр понимании стали возникать лишь на рубеже 19 и 20 BB в связи с необходимостью новых организац форм исследовательской работы, обусловленных процессами дифференциации и интеграции науки, появлением науч проблем, решение к рых требовало коллективного труда ученых разных специальностей Первые НИИ ставили своей целью разработку фундамент проблем естествознания, напр организов в Париже Ин т Пастера (1888) и Радиевый ин т П Кюри (1909) С нач 20 в создавались различные НИИ (с частичным участием гос ва в финансировании и управлении), решавшие, наряду с теоретич задачами, важные проблемы техники, с х- ва, здравоохранения (ин ты Об ва кайзера Вильгельма в Германия, оси в 1911) Появились НИИ, занимавшиеся проблемами гуманитарных наук (напр , "Пушкинский дом" в России, оси в 1905, с 1930 - Ин т русской лит ры АН СССР)

В рамках НИИ стали возможными углубленная специализация исследователей, сотрудничество ученых, занятых в различных отраслях конкретной науки Эти преимущества сделали к сер 20 в учреждения типа НИИ преобладающей формой орг ции науч работы, оси структурной единицей в системе организации науч деятельности большинства стран В капиталистич странах имеются НИИ (они часто именуются лабораториями, бюро и т д. ) нескольких типов (по источникам финансирования и системе управления) государственные (правительственные), напр Науч ин т ядерных исследований в Великобритании, смешанные, напр ин ты Об ва содействия развитию науки им M Планка (ФРГ) частных фирм, напр Лаборатории Белл-телефон (США), ун тов и колледжей Ведущие науч орг ции этих стран (нац АН и т д. ), как правило не имеют своих НИИ или руководят работой немногих таких учреждений

В СССР НИИ финансируются государством, их деятельность строится на основе гос планов Уже в первые годы Сов власти были созданы десятки НИИ, среди них Ин т физико химич анализа, Ин т изучения платины, Центр аэрогидродинамич ин т, Гос оптический ин-т, Всесоюзный электротехнич ин-т им В И Ленина, физико химический ин т им Л Я Карпова, выросшие в крупные науч коллективы В СССР сформировалась широкая сеть общенаучных и отраслевых НИИ АН СССР и союзных республик, отраслевых академий СССР, союзных и респ министерств и ведомств Вблизи Новосибирска, Москвы и др , во Владивостоке, Свердловске и др организованы науч центры (см Дальневосточный научный центр Академии наук СССР, Уральский научный центр Академии наук СССР), в к рых сосредоточены НИИ раз личных отраслей знания Комплексное решение проблем объединенными усилия ми представителей разных наук способствует повышению эффективности улучработы В результате усиления влияния науч деятельности на эффективность нар х- ва возникла и развивается новая форма связи науки и произ-ва - научно производственные объединения, в к рых НИИ играют ведущую роль Опыт создания и работы сети НИИ в СССР используется др социалистич странами В деятельности НИИ ГДР, ЧССР и др находят продолжение традиции науч ин тов, образованных в нач 20 в ив период между двумя мировыми войнами В ходе научно технич революции в ряде стран стали возникать НИИ нового типа, в к рых работает небольшой кочлектив высококвалифицированных экспертов, а для выполнения конкретных исследований привлекаются на основе контрактов и договоров внештатные специалисты Возрастание сложности и комплексности науч работ привело к кооперации науч сил в рамках междунар НИИ и науч центров как, напр , Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, Европейский центр ядерных исследовании в Женеве Ряд НИИ создан при Совете экономич взаимопомощи, напр Ин т по стандартизации Учреждения типа НИИ имеются при ЮНЕСКО и нек рых междунар науч организациях.

Лит Организация науки, под общ редГ M Доорова, К , 1970 Эволюция форм организации науки в развитых капиталист!! ческих странах, M , 1972.

Ю M Шейнин.


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ КИНО, один из видов научного кино, включающий различные методы применения кинотехники в науке пром сти и с х- ве для получения кинодокументации и проведения киноисследований Науч кинодокументация (съемка географич и этнографич экспедиций, поведения подопытных животных, хирургич операций и др ) имеет конечной целью воспроизведение на экране изучаемых объектов, явлений и процессов так как их воспринимает человек при непосредств наблюдении, киносъемки проводятся со стандартной частотой, равной частоте кинопроекции, при помощи обычной киносъемочной аппаратуры, на кинопленке обычного типа При исследоват киносъемках в зависимости от конкретных задач используются спец съемочные аппараты и типы кинопленки, различные технич средства и способы, позволяющие запечатлеть в фильме объекты, явления и процессы, недоступные дчя человеческого глаза вследствие его ограниченной ч у ветвительности или из за препятствий и помех, мешающих наблюдению Объекты, не видимые глазом из за их малого размера (напр , бактерии), снимаются методом микрокиносъемки с помощью оптич или электронного микроскопа Методом телекиносъемки, основанной на использовании длиннофокусных объективов (т н телеобъективов), иссчедуют предметы и явления, находящиеся на значит расстоянии Этому методу аналогичен метод астрокиносъемки (киносъемки Луны, искусств спутников Земли, планет и звездного неба) с применением астрономич. наблюдательных приборов. Киноисследование объектов невидимых из за малой контрастности или недостаточной яркости, проводится с помощью спец. оптич. и электроннооптич. методов, обеспечивающих значит усичение контрастности и повышение яркости снимаемого изображения. При исследованиях в невидимых лучах спектра (напр ультрафиолетовых и инфракрасных) киносъемка производится на спец видах кинопленки, чувствительных к этим лучам. Явления и процессы, невидимые вследствие их слишком большой или слишком малой скорости (напр , полет пули быстрые химич реакции, рост растений, кристаллов), исследуются методами высокоскоростной киносъемки, замедленноикиносъемкикцеитра ферноп киносъемки. При проекции фильмов, снятых этими методами, в зависимости от конкретного соотношения стандартной частоты кинопроекции и повышенной или пониженной частоты киносъёмки видимый на экране ход развития исследуемого явления соответственно замедляется или ускоряется, что создаёт благоприятные условия для его изучения.

В H.-и. к. применяются и др. методы и приёмы киносъёмки, напр, в рентгеновских лучах, стереоскопические, внутриполостные (в т. ч. слизистой желудка), голографические. Совр. (1974) тех-нич. средства и кинофотоматериалы позволяют производить киносъёмку объектов, различных по яркости (от ночного пейзажа до ослепительно сверкающей солнечной поверхности), в различном масштабе и с различным увеличением, в свете различного спектрального состава - как в весьма узких, так и в широких участках спектра, в разных условиях - под землёй, под водой, в космич. пространстве, в широком диапазоне внеш. темп-р, с разной частотой смены кадров - от 1 кадра в сут до 1 млрд. кадров в сек.

Результаты документальных и иссле-доват. съёмок подвергаются качественному анализу (просмотр фильмов на экране), а также, в случае необходимости, аналитич. обработке путём измерения изображения изучаемого объекта на по-следоват. кадрах фильма.

Возникновение H.-и. к. относится ко времени зарождения технич. основ кинематографии. Первые исследоват. съёмки последоват. фаз движений животных, а также небесных светил были произведены в нач. 70-х гг. 19 в. В 1899, уже в период развития проф. кинематографа, рус. адмирал С. О. Макаров использовал киносъёмку в науч. целях при испытании ледокола "Ермак".

H.-и. к. применяется большинством научно-исследоват. ин-тов и орг-ций, где созданы для этого спец. кинолаборатории. Материалы H.-и. к. часто используются при создании учебных и научно-популярных фильмов.

Лит.: Преображенский С. H., Кино как метод научного исследования, M., 1948; Наука и кино. Сб. ст., M., 1950; К у д-р я ш о в H. H., Киносъемка в науке и технике, M., 1960; К у б е е в Б. В., Кино в научном исследовании, M., 1963; В а-сильков И. А., Экран и наука, M., 1967. А. А. Сахаров.


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИHET (методический кабинет), учебно-вспомогательное учреждение, к-рое, как правило, осуществляет разработку уч. планов, программ, учебно-нормативных документов; уч. и учебно-методич. документации, лит-ры, пособий и др.; изучение, обобщение и распространение передового пед. опыта; оказание методич. помощи преподавателям и мастерам (инструкторам) производственного обучения, а также повышение квалификации пед. и инженер-но-пед. кадров и др. специалистов. Создаются при мин-вах и ведомствах, имеющих управления (отделы), на к-рые возложена подготовка и повышение квалификации специалистов, профессиональное обучение работников.

Пед. (методич.) кабинеты, существующие при отделах нар. образования, осуществляют обмен опытом работы, оказывают методич. помощь учителям, обеспечивают их лит-рой.


НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА, произведения о науке и её творцах, предназначенные для неспециалистов в данной области знания. Превращение науки в производительную силу, высокие темпы её развития, растущая дифференциация и интеграция, её социальный характер привлекают к Н.-п. л. внимание читателей различных уровней образования и возраста. В СССР издаётся Н.-п. л. как для высококвалифицированных специалистов другого профиля или смежных областей знания, так и для малоподготовленных читателей, а также для подростков, детей.

Н.-п. л. включает произведения об основах и отд. проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах. Проблемы науки и техники рассматриваются в них с историч. позиций, во взаимосвязи и развитии "...не как склад готовых открытий и изобретений...", а как арена борьбы, "...где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиции" (Горький M., Собр. соч., т. 27, 1953, с. 108).

Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, к-рым они предназначены. В поэтич. форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке - "О природе вещей" Лукреция Кара и "Письмо о пользе стекла" M. В. Ломоносова. Из бесед возникли "История свечи" M. Фарадея и "Жизнь растения" К. А.Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, "интеллектуальных" приключений и т. п.

В России первые печатные популярные произведения о науке появились в 1-й четв. 18 в. Первые рус. журналы "Примечания" к "Санкт-Петербургским ведомостям" (1728-42) и "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие" (1755-64) были по преимуществу научно-популярными. Передовые рус. учёные, начиная с M. В. Ломоносова, были пропагандистами науки. Труд И. M. Сеченова "Рефлексы головного мозга" - образец высокой научности и яркой популяризации - нанёс удар по идеализму и мистицизму. А. И. Герцен создал блестящие образцы популяризации философии и естествознания среди читателей различных возрастных категорий. Отд. проблемы популяризации рассмотрены В. Г. Белинским, H. А. Добролюбовым, H. Г. Чернышевским. В статье Д. И. Писарева "Реалисты" сформулированы осн. требования к популярному изложению. Огромное влияние на формирование мировоззрения целого поколения оказала популяризаторская деятельность К.А.Тимирязева. Науч. открытия кон. 19 - нач. 20 вв. вызвали повышенный интерес к лит-ре о науке в широких кругах читателей, что привело к росту выпуска Н.-п. л. Огромная заслуга в популяризации науч. знаний принадлежит Ф.Ф.Пав-ленкову, издавшему "Библиотеку полезных знаний", "Научно-популярную библиотеку" В. В. Лункевича, серию "Жизнь замечательных людей" (200 книг) и др. В России выходили научно-популярные книги зап.-европ. учёных, напр. "Мировые загадки" Э. Геккеля, "Жизнь животных" А. Э. Брема и многие другие. Для развития теории популяризации большое значение имели труды В. И. Ленина, обращённые к массовому читателю, его высказывания о цели таких выступлений, методе изложения. После Окт. революции 1917 организация систематич. пропаганды и популяризации науки являлась составной частью деятельности Коммуни-стич. партии. В 1919 в Госиздате был образован научно-популярный отдел, к-рый выпустил ряд общеобразоват. серий для читателей различных категорий ("Наука для всех", "Начатки науки", "Книжная полка рабочего", "Природа вокруг нас" и др.). Наряду с популярными произведениями классиков рус. науки серии включали лучшие произведения зарубежных популяризаторов-К. Фламма-риона, Ж. А. Фабра, Дж. Тиндаля и др. Деятельность M. Горького - инициатора, организатора и редактора MH. изданий - способствовала появлению произведений, пропагандирующих науч. знания и успехи социалистич. строительства ("Рассказ о великом плане", "Горы и люди" M. Ильина, "Кара-Бугаз" К. Г. Паустовского и т. д.). Значит, вкладом в создание популярной биографич. лит-ры стал выпуск Журнально-газетным объединением, а затем изд-вом "Молодая гвардия" серии "Жизнь замечательных людей". Большое влияние на популяризацию науки оказал С. И. Вавилов, к-рый руководил изданием Н.-п. л. в АН СССР, был автором популярных трудов. MH. произведения, созданные учёными, писателями, журналистами - В. А. Обручевым, A. E. Ферсманом, Я. И. Перельма-ном, О. H. Писаржевским, Б. С. Житковым, В. В. Бианки, И. А. Халифманом, В. И. Орловым, Д. С. Даниным, Я. К. Головановым и др., значительно расширили представления читателей о различных явлениях науки. Сов. Н.-п. л. рассказывает о развитии и достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, способствуя формированию марксистско-ленинского мировоззрения и приобщению широких масс к активному участию в научно-технич. революции, в борьбе за выполнение программы построения коммунистич. общества.

В 1972 в СССР издано 2093 научно-популярные книги и брошюры тиражом 66,5 млн. экз. (в 1940 - 1145 названий тиражом 12,8 млн. экз.). Популяризации достижений совр. науки посвящены ежегодники "Наука и человечество", "Эврика", "Пути в незнаемое", MH. журналы.

За рубежом среди совр. произведений, популяризирующих науч. знания, особенно выделяются книги А. Азимова, Л. де Бройля, M. Гарднера, А. Кларка, Ж. Кусто, Г. Сиборга, T. Хейердала.

Лит.: Ленин В. И., О журнале "Свобода", Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 358-59; его ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45, с. 26; Горький M., О темах, Собр. соч. в 30 тт., т. 27, M. 1953, с. 97 - 109; И в и ч А., Поэзия науки M., 1967; Лазаревич Э. А., Искусство популяризации, M., 1960; P а з г о н Л. Э. Волшебство популяризатора, [2 изд.], M. 1966; его же, Живой голос науки, M. 1970; Формулы и образы, M., 1961.

Э. А. Лазаревич.


НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО, один из видов научного кино, включающий фильмы различных типов и жанров, предназначенные для широких кругов зрителей. Н.-п. к. излагает в общедоступной форме основы естественных и гуманитарных наук, знакомит с их историей, воспитывает науч. мировоззрение, пропагандирует достижения науки и техники с целью внедрения их в практику. Н.-п. к. рассказывает о жизни и деятельности учёных, о науч. поисках, о значении того или иного науч. открытия для человечества и др. В зависимости от особенностей науч. содержания, обусловливающего использование различных кинематография, средств выразительности, сложилось 3 типа фильмов - научно-популярные, научио-публицистич. и научно-художественные. Наиболее известны и распространены научно-популярные фильмы. Впервые они появились в 1897 во Франции и в Германии, но до 1920-х гг. выпускались нерегулярно. В дореволюц. России возникновение H.-п. к. связано с инициативой группы моек, учёных, организовавших в 1911 науч. отдел на кинофабрике А. А. Ханжонкова и выпустивших неск. короткометражных кинолент. После Великой Окт. социалистич. революции по инициативе В. И. Ленина, к-рый призывал создавать как можно больше образных публичных кинолекций по различным вопросам науки и техники (см. в сб. чСамое важное из всех искусств", 1963, с. 125), в 1920 были созданы учебные, научно-производств. и научно-популярные фильмы о происхождении торфа, организации торфоразработок и добыче торфа гидравлич. способом. В 20-х гг. научно-популярные фильмы, т. н. культурфильмы, освещавшие вопросы науки, техники, культуры и иск-ва, производились уже большинством киностудий страны. 20-30-е гг. отмечены также рождением нек-рых тема-тич. направлений и жанров H.-п. к. Так, фильм "Механика головного мозга" (1926) В. И. Пудовкина положил начало жанру образной кинолекции, фильмы "Великий перелёт" (1925) и "Эль Йемен" (1930) В. А. Шнейдерова, "Лесные люди" (1928) А. А. Литвинова - географическим и этнографическим направлениям. Появлялись новые по тематике фильмы: анималистские ("В глубинах моря", 1938, реж. A. M. Згуриди и Б. Г. Долин), искусствоведческие ("Рукописи Пушкина", 1937, реж. С. И. Владимирский и A. H. Егоров, "Третьяковская Государственная галерея", 1939, реж. В. H. Николаи), энтомологические ("Инстинкт насекомых", 1939, реж. А. В. Винницкий). Процесс активного развития H.-п. к. характерен для первых послевоенных лет и 50-х гг. H.-п. к. получает распространение в Грузии, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, Эстонии, Латвии. Начался выпуск фильмов повествовательных жанров - киноочерков и киноповестей. Отчётливо проявилась тенденция поэтизировать предмет популяризации, создавать научно-художественные произведения, приобретавшие самостоятельное эс-тетич. значение ("Они видят вновь", 1947, реж. H. В. Грачёв, "История одного кольца", 1948, реж. Долин, "Лесная быль", 1949, реж. Згуриди, "Сикстинская мадонна", 1955, реж. Я. Л. Миримов, "За жизнь обречённых", 1957, реж. Д. И. Яшин, "Дорога к звёздам", 1957, реж. И. В. Клушанцев, "Шифр Альфа-Тета", 1962, реж. В. А. Архангельский, "Математика и чёрт", 1972, реж. С. Л. Райт-бурт). Новые задачи, связанные с науч-но-технич. революцией, вызвали появление в 60 - нач. 70-х гг. научно-публици-стич. произв. о путях развития науки, специфике науч. творчества, об интеграции, взаимопроникновении различных наук, о роли науки как новой производит, силы общества и др. Научно-публицистич. очерки содержат не только познават. материал, но и отношение к нему автора: "Рукописи Ленина" (1960, реж. Ф. А. Тяпкин), "Огненное копьё" (1962, реж. Л. И. Рымаренко), "Кровавое воскресенье" (1964, реж. H. А. Левицкий),

"Портрет хирурга" (1964, реж. Грачёв), "Человек и атом" (1965, реж. К. И. Домб-ровский), "От клетки к живому организму" (1966, реж. M. С. Каростин), "Лицом к лицу с расизмом" (1967, реж. И. А. Зиновьев), "Интеркосмос" (1971, реж. Д. А. Боголепов) и др. Жанр кинолекции обретает черты живой беседы со зрителем ("Язык животных", 1967, реж. Ф. M. Соболев). Развивается детское научно-познават. кино, созданное реж. Б. Г. Долиным. Регулярно выпускаются киножурналы: "Наука и техника", "Хочу всё знать", "Сельское хозяйство" и др. Значительны достижения H.-п. к. др. социалистич. стран; в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше созданы специализированные киностудии, в Чехословакии - науч. отдел на киностудии короткометражных фильмов.

В капиталистич. странах H.-п. к. в течение долгого времени использовалось гл. обр. как средство рекламы. Фильмы, создававшиеся на средства науч. орг-ций, демонстрировались только в клубах, школах, науч. учреждениях. Положение изменилось в связи с научно-технич. революцией. Продюсеры стали привлекать к работе в H.-п. к. видных режиссёров; научно-популярные и научно-публици-стич. киноленты всё чаще стали появляться на экранах кинотеатров и телевизоров. Однако они неоднородны по идейному содержанию; одни из них воспитывают веру в гуманные пути развития науки, утверждают материалистич. мировоззрение, другие насаждают откровенно идеа-листич. взгляды на мир. H.-п. к. становится ареной острой идеологич. борьбы. Поэтому кинопопуляризаторы социалистич. стран объединяют свои силы и опыт для активной пропаганды подлинно науч. знаний в свете марксистско-ленинских идей.

Лит.: Ждан В. H., Вопросы мастерства в научно-популярной кинематографии, M., 1952; Згуриди А., Васильков И., Научное кино в СССР, 2 изд., M., 1959; Альтшулер Б. А., Нечаева M. Д., Развитие советского научно-популярного фильма, в кн.: Очерки истории советского кино, т. 3, M., 1961; Васильков И., Идея и тема в научно-популярном сценарии и фильме, M., 1967; его же, Экран и наука, M., 1967; его же, О содержании и форме в научно-популярном сценарии и фильме, M., 1973; Научно-популярный фильм. [Сб. ст.], в. 1 - 2, M., 1959-1964; в. 3 - Кино и наука. [Сб. ст.], M., 1970.

И. А. Васильков.


НАУЧНО-ПРОИЗВОДCTBEHHOE КИНО, один из видов науч. кино, включающий фильмы прикладного значения, пропагандирующие новую технику и прогрессивные методы труда в нар. х-ве. Такие фильмы наз. также технико-пропагандистскими , хотя они не всегда посвящены технич. проблемам. В отличие от научно-популярного кино H. -п. к. ориентируется на массовую, но специализированную аудиторию - работников отд. отраслей пром-сти, стр-ва, транспорта, с. х-ва. Задачи H.-п. к. определяют содержание и форму фильмов, к-рые обычно создаются на документальном материале, в жанре научно-публицистич. очерков. H.-п. к. в СССР возникло в 1920, когда по инициативе В. И. Ленина были созданы первые производств, фильмы: "Способы добычи торфа", "Торфосос в работе". В "Тезисах о производственной пропаганде" (черновой набросок) Ленин ввёл спец. пункт о кино: "Более широкое и систематичное использование фильмов для производственной пропаганды"

(Поли. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 16). О фильмах, предназначенных для производств, пропаганды, в дальнейшем говорится во MH. документах кинокомитета и кинофотоотдела Нар. комиссариата просвещения, за ними закрепляется название - кинокартины научно-производств. характера. Особенно широкое развитие H.-п. к. получает в 30-е гг. в связи с выдвижением на первый план проблемы подготовки кадров, повышения квалификации рабочих массовых профессий. С помощью H.-п. к. пропагандировались создание первых автоматич. линий, новые приёмы скоростной обработки металлов, совмещение профессий и др. Фильмы знакомили колхозников с науч. основами полеводства и животноводства, с опытом лучших хозяйств, бригадиров и звеньевых. В H.-п. к. используются спец. средства киносъёмки, напр, скоростная в фильме "Новаторы станкостроения" (1956), микросъёмки в фильме "Рассказ о молоке" (1959) и др. В 60 - нач. 70-х гг. H.-п. к. пропагандирует также использование автоматики, радиоэлектроники, лазерной, ультразвуковой техники, ЭВМ в различных отраслях х-ва, популяризирует опыт передовых предприятий, науч. организацию труда и планирования.

В СССР научно-производств. фильмы создаются на MH. киностудиях научно-популярных и хроникально-документальных фильмов, а также в отделах науч. фильмов ряда киностудий. Проводятся фестивали H.-п. к. по пром-сти, стр-ву, транспорту, с. х-ву, периодически организуемые заинтересованными ведомствами совм. с Госкино и Союзом кинематографистов СССР.

H.-п. к. существует во всех промышленно развитых странах. В капиталистич. гос-вах фильмы по интенсификации и рационализации производства, технике безопасности и др. выпускаются киностудиями, принадлежащими крупным трестам, концернам и синдикатам. В социалистич. странах производств, кинокартины снимаются на государственных киностудиях научно-популярных и документальных фильмов. Проводятся междунар. кинофестивали H.-п.к. в Будапеште (раз в 3 года), Брюсселе (раз в 2 года), Белграде (раз в 2 года), Антверпене (раз в 3 года). Совет европ. пром. ассоциаций устраивает ежегодно фестиваль индустриальных фильмов.

Лит.: Згуриди А., Васильков И., Научное кино в СССР, 2 изд., M., 1959; Моргенштерн В. В., На главном направлении, в сб.: Научно-популярный фильм, в. 1, M., 1959; Васильков И., Экран и наука, M., 1967; его же, Идея и тема в научно-популярном сценарии и фильме, M., 1967. И. А. Васильков.


НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, одна из форм соединения науки с произ-вом в СССР. Создаются на базе научно-исследовательских институтов, возглавляющих объединения. Кроме того, в их состав обычно входят на правах юридич. лиц техноло-гич., проектно-конструкторские орг-ции, опытные произ-ва и з-ды серийного выпуска продукции. Руководство H.-п. о. осуществляет генеральная дирекция, возглавляемая генеральным директором, который одновременно является директором н.-и. ин-та. В СССР H.-п. о. появились в 1967. Их создание позволяет улучшить руководство процессом соединения науки и произ-ва, максимально сократить длительность цикла от исследования до серийного произ-ва новой техники.

В Н.-п. о. ликвидируется организационная разобщённость различных стадий процесса разработки и освоения произ-ва новой техники, обеспечивается непрерывность научно-технич. прогресса. Открываются возможности для привлечения проектировщиков, конструкторов, технологов и производственников к активному участию в разработке науч. и тех-нич. идей, начиная со стадии исследования. На Н.-п. о. часто возлагается задача обеспечивать высокий научно-технический уровень соответствующей подотрасли пром-сти, координировать работы, проводимые конструкторскими и технологич. службами предприятий, оказывать тех-нич. помощь предприятиям в освоении новой продукции, новых технологич. процессов и оборудования.

Примером соединения науки с произ-вом является Всесоюзное Н.-п. о. "Пищепромавтоматика" (г. Одесса), где комплексно выполняется весь цикл работ от научного изыскания до серийного произ-ва новой техники и ввода её в эксплуатацию непосредственно на предприятиях. В это объединение входят н.-и. и проектный ин-ты, конструкторские и технологич. бюро, контора по комплектованию оборудования, пуско-наладочная орг-ция, опытная база и предприятие, выпускающее серийные образцы новой техники. Кроме того, в объединении готовят соответствующие кадры. Значительное внимание соединению науки и произ-ва уделяется и в др. социалистич. странах, где возникли объединения, по своей структуре близкие к Н.-п. о.

H. M. Ознобин.


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе H.-т. р., начало к-рой относится к сер. 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. H.-т. р. изменяет весь облик обществ, производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, обществ, разделения труда, отраслевую и проф. структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

H.-т. р. является закономерным этапом человеч. истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистич. и капита-листич. странах принципиально различны.

H.-т. р.- длительный процесс, к-рый имеет две гл. предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке H.-т. р. сыграли успехи естествознания в кон. 19 - нач. 20 вв., в результате к-рых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал "новейшей революцией в естествознании" (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химич. элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. 20 в. существ, изменениям подверглись теоретич. основы химии. Квантовая теория объяснила природу химич. связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химич. преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности, развивается генетика, формируется хромосомная теория.

Революц. сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в пром-сти и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистич. государства организовать в рамках крупного национального научно-технич. проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих обще-нац. научно-технич. исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологич. эффект использования атомной энергии - человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практич. применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и сов. опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегос. органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредств. связи между научными и технич. разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислит. машины (ЭВМ), ставшие символом H.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения ло-гич. функций человека, а в перспективе - переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

В 40-50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технич. открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40-50-е гг. человечество вступает в период H.-т. р.
<