загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

уки в буржуазной философии и социологии. Вторая половина XIX-XX вв. [Сб. ст.], M., 1973; Человек - наука - техника, [M., 1973]; Социально-психологические проблемы науки, M., 1973; Проблемы развития науки в трудах естествоиспытателей XIX века (начало столетия - 70-е годы), M., 1973; Шв ы р ев В. С., Юдин Э. Г., Мировоззренческая оценка науки: критика буржуазных концепций сциентизма и анти-сциентпзма, M., 1973; Наука, этика, гуманизм. Круглый стол "Вопросов философии", "Вопросы философии", 1973, № 6, 8; Сноу Ч. П., Две культуры, пер. с англ., M., 1973; Жизнь науки. Антология вступлений в классике естествознания, M., 1973; Семенов H. H., Наука и общество, M., 1973; Наука и человечество. [Ежегодник, M., 1962-]; Будущее науки. Международный ежегодник, M., 1968; What is science?, N. Y., 1955; С о n a n t J. В., Modern science and modern man, N. Y., 1960; S a r t on G., The life of science, Blopmington, 1960; Popper K. R., The logic of scientific discovery, N. Y., 1961; K u h n T. S., The structure of scientific revolutions, Chi., 1962; A g a s s i J., Towards an historiography of science, 's-Gravenhage, 1963; H a g s t г о m W. O.. The scientific community, N. Y. - L., 1965; Science and society, ed. N. Kaplan, Chi., 1965; The science and culture, ed. G. Holton, Boston, 1965; Wissenschaft. Studien zu ihrer Ge-schichte, Theorie und Organisation, B., 1972. См. также ст. Естествознание, статьи об отд. науках, а также разделы о науках в ст. о странах. И. С. Алексеев.


Классификация наук

Классификация наук-раскрытие взаимной связи H. на основании определённых принципов и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) H. Кроме принципов классификации H., большую роль играют также графич., в т. ч. табличные, способы её изображения.


Принципы классификации наук. Связи H. определяются предметом H. и объективными отношениями между различными его сторонами; методом и условиями познания предметов H.; целями, к-рыми порождаются и к-рым служат науч. знания. С гносеологич. точки зрения принципы классификации H. делятся на объективный, когда связь H. выводится из связи самих объектов исследования, и субъективный, когда в основу классификации H. кладутся особенности субъекта. С методологич. точки зрения принципы классификации H. делятся в соответствии с тем, как понимается связь между науками; как внешняя, когда науки лишь ставятся рядом друг с другом в определённом порядке, или как внутренняя, органическая, когда они с необходимостью выводятся и развиваются одна из другой. В первом случае имеет место принцип координации; его схема A|B|C и т. д.; во втором случае - принцип субординации, его схема А... В... С... и т. д. (здесь буквы обозначают отд. науки, вертикальные линии - резкие разрывы между науками, отточия - взаимные переходы между науками). С л о г и ч. точки зрения за основу классификации H. берутся различные стороны общей связи H., характеризующие начальный и конечный пункты осн. ряда H. Таковы два принципа расположения H. в порядке: убывающей общности - от общего к частному и возрастающей конкретности - от абстрактного к конкретному. Соответственно принципу субординации H. располагаются в порядке развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Здесь гл. внимание направляется на пункты соприкосновения и взаимного проникновения наук. Возможны др. аспекты выделения различных сторон общей связи H. с образованием соответств. принципов (напр., от эмпирического описания к теоретическому объяснению, от теории к практике и др.).

Содержательная классификация рассматривает связи между H. как выражение или как результат: 1) движения познания от общего закона к частным его проявлениям или от общих законов развития к частным законам природы и общества, чему соответствует принцип классификации H., основанный на учёте последоват. перехода от общего к частному; 2) перехода познания от одной стороны предмета к совокупности всех его сторон, чему соответствует принцип перехода от абстрактного к конкретному; 3) отражения в мышлении движения объекта от простого к сложному, от низшего к высшему, чему соответствует принцип развития. Этот последний охватывает и движение, развитие познания как от общего к частному, так и от абстрактного к конкретному. Диалектико- материалистич. принципы, лежащие в основе марксистской классификации H., предполагают нераздельность принципа объективности и принципа развития (или субординации). Гносеологич., методологич. (диалектич.) и логические аспекты всеобщей связи H. выступают при этом в их внутр. единстве.

Исторический очерк. Стержень всей истории классификации H. составляет вопрос о взаимоотношении между философией и частными H. Эта история может быть разделена на 3 осн. этапа, к-рые соответствуют: нерасчленённой филос. H. древности и отчасти средневековья; дифференциации H. в 15-18 вв. (аналитич. расчленению знаний на обо-собл. отрасли); начавшейся в 19 в. их интеграции (синтетич. воссозданию, связыванию H. в единую систему знаний).

На первом этапе идея классификации знаний зародилась в странах Др. Востока вместе с начатками науч. знаний. У античных мыслителей (Аристотель и др.) имелись уже зародыши всех позднейших принципов классификации H., BT. ч. разделения всего знания (по его объекту) на 3 гл. области: природа (физика), общество (этика) и мышление (логика).

На втором этапе философия стала распадаться на ряд обособл. H.: математику, механику и т. д. Господствовавший аналитич. метод обусловливал общий характер классификации H.: она осуществлялась лишь путём внеш. приложения наук друг к другу. Возникший субъективный принцип классификации H. учитывал такие свойства человеческого интеллекта, как память (чему соответствовала история), воображение (поэзия) и рассудок (философия). Это было большим шагом вперёд по сравнению с тем, что давали теология и схоластика с их делением "светского" знания на "семь свободных искусств". Субъективный принцип, выдвинутый X. Уарте, был развит Ф. Бэконом, делившим все знания на историю, поэзию и философию. Систематизатор учения Бэкона T. Гоббс пытался сочетать субъективный принцип с объективным, считая метод математики всеобщим и ставя геометрию во главе дедуктивных наук, а физику - во главе индуктивных. У него наметился принцип расположения наук от абстрактного к конкретному, от количеств, определённости предмета к его качеств, определённости. Объективный принцип классификации H. в соответствии с признаками самих предметов знания развивал P. Декарт. Восстанавливалось классич. деление наук на логику, физику и этику (П. Гассенои) или на физику, практику и логику (Дж. Локк). В 18 в. объективный принцип развивал дальше M. В. Ломоносов. Напротив, франц. энциклопедисты (Д. Дидро и Д'Аламбер) в основном приняли принципы и схему Бэкона. Деление всей области знания на 3 осн. раздела (природа, общество и мышление) вытеснялось с 18 в. более дробными делениями.

Переход к третьему этапу (первые три четв. 19 в.) включает в себя два различных направления. Первое направление, будучи основано на общем принципе координации, пришло в противоречие с гл. тенденцией науч. развития в 19 в. В основном здесь были предложены два решения проблемы классификации H.

А. Формальное - на основе принципа координации от общего к частному (в порядке убывающей общности). Оно получило развитие во Франции в нач. и сер. 19 в. К. А. Сен-Симон выдвинул объективный принцип классификации H. соответственно переходу от более простых и общих явлений к более сложным и частным. О. Конт перенял систему Сен-Симона, систематизировал его идеи, но придал им утрированный характер. Выделенные им 6 основных (теоретич., абстрактных) H. составили энциклопедич. ряд, или иерархию, H.:

математика

астрономия

физика

химия

физиология

социология

(механика земных тел включалась в математику, психология - в физиологию). Ист. взгляд на природу у Конта отсутствовал и проявлялся лишь в отношении познания природы человеком. В основе системы Конта лежит принцип координации. Социология получила у Конта самостоят, место в ряду H. Значение классификации Конта в том, что, во-первых, им выделены действительно осн. H., к-рым реально отвечают (если не считать математики) осн. формы движения материи в природе и обществ, форма движения (как предмет социологии); во-вторых, что эти H. приведены в правильную, хотя и внеш. связь между собой в той последовательности, в какой они развивались одна за другой. Поэтому система Конта явилась предпосылкой классификации, основанной на принципе субординации.

Б. Формальное решение проблемы на основе принципа координации от абстрактного к конкретному (в порядке убывающей абстрактности) получило распространение в Великобритании в сер. и 2-й пол. 19 в. (С. T. Колридж, У. Уэвелл, И. Бентам). Дж. Милль и Г. Спенсер, критикуя Конта, отстаивали место для психологии в ряду H. Спенсер отверг положение Конта о том, что каждая наука имеет свои абстрактную и конкретную части, утверждая, что все H. делятся на абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, геология, биология, психология и социология) и промежуточные между ними - абстрактно-конкретные (механика, физика и химия).
Между этими группами существуют резкие грани, тогда как внутри них имеется постепенный переход. Спенсер проводил идею эволюции лишь для конкретных H.; он отрицал также связи классификации H. (логич. связь) с историей познания мира.

Вторым направлением при переходе к третьему этапу было начало внедрения принципа субординации, согласного с идеей развития и всеобщей связи явлений природы. Здесь также имелось два различных решения.

А. Разработка принципа субординации на идеалистич. основе как принципа развития духа (но не природы) И. Кантом, Ф. В. Шеллингом и особенно Г. Гегелем. Гегель выдвинул триадное деление, что соответствовало общему духу его филос. системы, к-рая делилась на логику, философию природы и философию духа, причём вторая подразделялась далее на механизм - механика, астрономия, химизм- физика, химия, организм-биология. При всей искусственности эта система отразила, хотя и в извращённом виде, идею развития природы от низших её ступеней до высших, вплоть до порождения ею мыслящего духа.

Б. Развитие принципа субординации и подход к теоретич. синтезу знаний на материалистич. основе. Это имело место в России. Для осуществления синтеза наук в сер. 19 в. необходимо было устранить навязанный позитивистами разрыв между философией и естеств. науками (так шёл А. И. Герцен) и ликвидировать разрыв между естеств. и гуманитарными науками (H. Г. Чернышевский). Для Герцена историзм в понимании природы органически сочетался с историзмом во взглядах на развитие познания природы, что давало глубокую методологич. основу для осуществления синтеза H. То же и у Чернышевского, к-рый, как до него В. Г. Белинский, критиковал ограниченность контовских воззрений.

В конце 19 в. в разработке немарксистских систем классификации H. резко выявилась идеалистич. линия, связанная' с начавшимся кризисом естествознания. В основе классификации H. сохраняется, как правило, общий принцип координации. Во Франции совершается эволюция от Конта к махистским (см. Махизм) схемам А. Пуанкаре, Э. Гобло, A. Ha-виля и др. В Германии эклектич. принципы классификации выдвигали E. Дюринг, В. Вундт и др., в Чехии - T. Г. Масарик. Разработка классификации H. велась и с позиций неокантианства, исходившего из разрыва между науками о природе (явления к-рой считались закономерными) и об обществе - истории (события к-рой представлялись хаосом случайностей). Г. Коген, отчасти Э. Кассирер и П. Наторп видели задачу в том, чтобы внести единство в многообразие при помощи математически сконструированных понятий. Соответственно этому математика превращалась в гл. науку. Махисты и энергетисты строили классификацию H. на отрицании специфики обществ, явлений, считая их лишь усложнёнными биопсихическими (P. Авенариус, Э. Мах) или энергетическими биофизическими (В. Оствалъд) явлениями. Формальный подход к классификации H. нашёл отражение в выдвижении к.-л. одной стороны общей связи наук (соответственно явлений мира) и принятии её заглавную, определяющую. Таково геогр. направление, принимающее за главную пространств, связь вещей и явлений (E. Чижов, И. Мечников, Л. Берг - в России, А. Гетнер, ф. Ратцель - в Германии).

В России распространились классификации H., осн. на координации принципов координации (M. M. Троицкий, H. Я. Грот и др.). Во Франции и Швейцарии классификация H. отражена в работах Э. Мейерсона и Ж. Пиаже, к-рый пытается развить эпистемологию генетическую в противовес обычной, статич. точке зрения на человеческие знания. В результате он приходит к циклич. схеме, учитывающей переход от объекта к субъекту и обратно.

В связи с распространением неопозитивизма классификация H. разрабатывается на логико-позитивистской основе (П. Оппенгейм - Германия, Ф. Франк - Австрия, Г. Бергман - США, А. Дж. Айер - Великобритания). Холисты (Я. X. Смэтс, А. Мейер-Абих) пытались поставить в центр классификации H. жизнь, духовное. Формальную и релятивистскую схему классификации H. выдвинул швейц. спиритуалист А. Реймон.

После 2-й мировой войны 1939-45 в странах Запада значительно возросло влияние не только неотомизма на H., в т. ч. на классификацию H., но и объективного идеализма (напр., H. Гартман). Папа Пий XII писал о трёх орудиях истины (наука, философия, откровение); высшим является третье, к к-рому должны приспособляться первые два. Этих же позиций придерживаются неотоми-сты (напр., Э. Жилъсон и его ученик M. де Вульф, к-рый строит 3-этажную пирамиду: частные науки - внизу, общие, или философия,- в середине, теология - вверху).

Особое место занимают логич. и математико-логич. исследования в области структуры науч. знания (напр., Л. Берталанфи), тесно примыкающие к проблеме классификации H.


Марксистская классификация наук. В трудах основоположников марксизма нашёл своё полное отражение третий этап истории классификации H. В вопросе о классификации наук К. Маркс и ф. Энгельс, опираясь на созданный ими диалектико-материалистич. метод, преодолели ограниченности каждой из предшеств. двух крайних концепций классификации H. (идеализм у Гегеля, метафизичность у Сен-С имена) и критически переработали то ценное, что в них содержалось. В результате были выработаны новые принципы, органично сочетавшие два осн. момента: объективный подход и принцип субординации (или принцип развития}. Открытием осн. законов материалистич. диалектики был заложен фундамент общего теоретич. синтеза H., к-рый охватил прежде всего три гл. области знания - о природе, обществе и мышлении. Этот синтез предполагал решение двух проблем, касающихся соотношения философии и естествознания и естеств. и обществ, наук. T. о. определялось и место технич. наук в общей системе знаний, поскольку они являются связующим звеном между естеств. и обществ. H., находясь на стыке между ними. Единым, общим для всех областей природы понятием "форма движения" Энгельс охватил различные виды энергии, действующие в неживой природе, и жизнь (биол. форму движения). Отсюда следовало, что науки располагаются естеств. образом в единый ряд: механика... физика... химия... биология. Энгельс показал, что последовательность форм движения отвечает последоват. ступеням как развития самой природы в целом, так и истории H. Совпадение ист. и логического в познании природы и применительно к развитию самой природы вело к решению методологич. проблем классификации H. и периодизации истории H. Дальнейшее развитие классификации H. Энгельсом состояло в учёте материальных носителей (субстратов) различных форм движения. Тем самым классификация H. приходила в контакт с учением о строении материи (с атомизмом). Определяя носителей отд. форм движения, он получил, казалось, полное совпадение между рядом усложняющихся форм движения материи и общим рядом их носителей, образующихся один из другого при делении исходных масс. Однако гипотетич. допущение "эфирных частиц" в качестве предположит, носителей световых и электрич. явлений нарушало стройность всей системы, поскольку предполагалось, что эти частицы, будучи физическими, должны возникать при делении атомов на более мелкие части. Тем самым оказывалось, что только молекулярная физика предшествует химии в общем ряду H., а физика "эфира" следует за химией. В 20 в. это подтвердилось благодаря возникновению субатомной (ядерной и квантовой) физики. Осложнение в выработанную классификацию H. вносило признание раздвоенности линии развития природы прежде всего на неживую и живую.

Разработанные В. И. Лениным принципы марксистской диалектич. логики имели прямое отношение к задаче классификации H. Важное значение имеют ленинские указания о необходимости соблюдать единство ист. и логического, учитывать раздвоение единого на противоречивые части, переходы и связи явлений, взаимодействие теории и практики. В первые годы Сов. власти получили распространение классификации H., авторы к-рых ещё придерживались в той или иной мере принципов обычных формальных классификаций. Исключением являлись работы К. А. Тимирязева, в к-рых классификация H. базировалась на исто-рико-эволюционистской основе и приближалась к марксистской. Лишь в 1925 благодаря публикации "Диалектики природы" Ф. Энгельса стала известна его классификация H. Однако первые попытки опереться на идеи Маркса, Энгельса и Ленина в области классификации H. кончались часто неудачно, т. к. авторы фактически становились на позиции механицизма. С позиций, близких к гегельянству, дал классификацию наук В. Рожицын. Решению проблемы классификации H. в целом способствовало исследование места отд. H. в общей системе H. и определение их предмета (напр., исследование H. H. Семенова о границах между физикой и химией с точки зрения определения этих H. Энгельсом). О. Ю. Шмидт в своей классификации H. пытался применить ленинское положение о движении познания от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Шмидт особо рассмотрел стыковую область между естествознанием и техникой, показав, что грань между ними стирается. Общие идеи марксистской классификации H. были изложены Б. Бархашем и С. Турецким. В ряде случаев проводился догматич. подход к классификации H. Энгельса, делались попытки удержать её схему без учёта совершившихся в науке изменений. В др. работах подчёркивалась необходимость изменения конкретной схемы Энгельса, особенно в части, касающейся субатомной физики, при сохранении и развитии разработанных Энгельсом общих диалектико-материалистич. принципов. Нек-рые авторы (С. Г. Струмилин и др.) разрабатывали идею циклич. классификации H. Большую работу по библиотечно-библиографической классификации с обоснованием её на принципах марксистской классификации H. провели E. И. Мамурин, 3. H. Амбарцумян, О. П. Тесленко и др.

Общая классификация современной H. основывается на раскрытии взаимосвязи трёх гл. разделов науч. знания: естествознания, обществ, (социальных) H. и философии. Каждый из гл. разделов представляет целую группу (комплекс) H. В табл. 1 показана основа ("скелет") общей классификации H. Таблица 1

Здесь жирными линиями обозначены связи 1-го порядка (между тремя гл. разделами H.). Сопоставление правой части таблицы с её левой частью поясняет суть принципов объективности и развития в применении к классификации. Порядок расположения H. здесь представлен как прямое отражение ист. последовательности возникновения и взаимосвязи ступеней развития мира, равно как взаимосвязи наиболее общих (диалектика) и частных (остальные H.) его законов. Кроме трёх гл. разделов H., имеются крупные её разделы, к-рые находятся на стыке главных, но не входят целиком ни в один из них. Связи между ними и гл. разделами изображены линиями 2-го порядка (пунктирными). Это технич. H. в их широком понимании (включая с.-х. и мед. H.), стоящие на стыке между естественными и социальными, и математика, стоящая на стыке между естествознанием (гл. обр. физикой) и философией (гл. обр. логикой). Между всеми тремя гл. разделами находится психология в качестве самостоят, науки, изучающей психич. деятельность человека с естественноисторич. и с социальной сторон. Но ещё теснее её связь с логикой (наукой о мышлении как частью философии). В табл. 1 не отражены связи 3-го порядка; напр., между логикой (частью философии) и математикой находится матем. логика (гл. обр. матем. дисциплина); между физиологией высшей нервной деятельности (частью естествознания) и психологией человека-зоопсихология, и т. п.

Особое место занимают H., расположенные на грани истории (гл. оор. истории культуры) и естествознания. Это - история самих естеств. H. Будучи общественно-историческими и естественными одновременно, они связаны с философией.

Классификация общественных H. Обществ. H. Энгельс называл человеческой историей, т. к. каждая такая H. есть прежде всего ист. H. Человеческую историю можно рассматривать в двух разрезах: как развитие всего общества, во взаимозависимости всех его сторон и элементов и как развитие к.-л. одной или нескольких его структурных сторон, выделенных из общей их взаимосвязи. В первом случае образуется собственно ист. H. в узком смысле слова. Это - история отд. ступеней развития общества (от первобытного до современного). Сюда относятся также археология и этнография. Во втором случае образуется группа социальных H., отражающих взаимосвязь отд. сторон или элементов внутр. структуры общества; его экономич. базиса и его надстроек - политической и идеологической. Объективная последовательность перехода от базиса ко всё более высокой надстройке обусловливает порядок расположения H. этой группы. Переход к философии в процессе мысленного движения от базиса к надстройке и от политич. к идеологич. надстройке есть вместе с тем выход за пределы собственно социальных H. в область общемировоззренч. вопросов, связанных с H. о наиболее общих законах всякого развития, а также с H. о мышлении (см. табл. 2, к-рая представляет собой конкретизацию одной части табл. 1):

Классификация естественных и технических H. В совр. естествознании произошли коренные изменения по сравнению с 19 в.: возникла принципиально новая H. - субатомная физика (квантовая механика, электронная ядерная физика), к-рая в корне изменила соотношение между физикой и механикой, физикой и химией; развилась кибернетика, связующая MH. отрасли естествознания, математики и техники; возникла космонавтика, повлиявшая на развитие ряда H., и особенно астрономии; появилось множество переходных и промежуточных H., в силу чего в 20 в. вся H. о природе стала системой взаимопроникающих и переплетающихся H.

Ряд совр. естеств. H. представлен в табл. 3, к-рая является конкретизацией и детализацией табл. 1.

Расщепление начала ряда наук в связи с появлением субатомной физики показано дугообразной жирной линией. В прямоугольники заключены переходные науки.

Классификация технич. наук представлена в связи с классификацией естеств. наук, но имеет и др. связи - с конкретной экономикой, осн. отраслями нар. х-ва: пром-сть - тяжёлая и лёгкая, обрабатывающая и добывающая, транспорт и связь; с. X-BO - растениеводство и животноводство, здравоохранение. Через эти отрасли произ-ва и вообще материальной жизни общества технич. науки связываются уже с обществ. H.

На грани между естественными, ма-тем. и технич. H. классификация H. учитывает не только области качеств, переходов от более низких и простых форм движения к более высоким и сложным, но и противоречия, действующие в природе и приводящие к раздвоению линий или тенденций её развития, к поляризации вновь возникающих видов материи и форм её движения.

Развитие природы можно анализировать не только со стороны отд. форм движения и видов материи, но и со стороны всей природы как целого, т. е. во взаимодействии всех форм движения и видов материи, сосуществующих на данной ступени её развития. Предмет естеств. H. в этом случае составляют отд. ступени развития всей природы в целом как определённого участка Вселенной. Таким её участком могут служить отд. космич. тела или их система и даже вся Вселенная как целое (космология). Это - предмет астрономии с примыкающими к ней астрофизикой, астрохимией, астробиологией, к-рые получили развитие в связи с прорывом человека в космос. Более узким участком служит Земля как отд. тело (планета), история к-poro в целом составляет предмет геологии, и его поверхности - предмет физич. географии с примыкающими к ней фито- и зоогеографией. Ещё более узкий участок (биосфера Земли) составляет предмет биологии с примыкающей к ней биогеохимией. В итоге образуется ещё один ряд H., к-рый совпадает в основном с табл. 3 (если астрономию поместить около механики и физики, а физич. географию - между геологией и биологией):

Астрономия... геология... география... биология.

Практическое значение классификации наук. Классификация H.- теоретич. основа MH. отраслей практич. деятельности. Она относится к вопросам: организации и структуры науч. учреждений и их взаимоотношений; планирования н.-и. работ в их взаимосвязи, в особенности носящих комплексный характер; координирования и кооперации работ учёных различных специальностей; связи теоретич. исследований с практич. задачами, вытекающими из потребностей нар. х-ва, из запросов идеологич., политич. и экономич. деятельности; учебно-педагогич. работы, особенно в вузах широкого профиля (ун-ты), связи между теоретич. и технич. дисциплинами в технич., с.-х., мед. и гуманитарных спец. вузах, связи философии с частными дисциплинами; создания трудов сводного, энциклопедич. характера, их структуры, соответств. учебных пособий и руководств; организации выставок универсального характера: организации библиотечного дела и библиотечной классификации. Для последней важно уметь правильно перейти от разветвлённой или замкнутой классификации H. к однолинейной. В табл. 4 приведён один из возможных вариантов такого перехода.

Политич. эконо- Наука о политич. и Наука об идеологич. мия - наука об юридич. надстрой- надстройке - об отд. экономич. базисе ке - учение о roc-ве формах обществ, и праве, о партии сознания, к-рые сюда входят

Таблица 4
Философские науки Диалектика

Логика


Математические науки

Математич. логика и практич. математика, включая кибернетику


Математика

Естественные и технические науки Астрономия и космонавтика Астрофизика

Физика и технич. физика Химич. физика Физич. химия Химия и химико-технологич,

науки с металлургией

Геохимия Геофизика

Геология и горное дело Физич. география Биология и с.-х. науки Физиология человека и мед. науки Антропология


Социальные науки История

Археология

Этнография


Экономич. география

Социально-экономич.статистика

Науки о базисе и надстройках: политич. экономия, науки о гос-ве и праве, история иск-ва и искусствоведение и т. д.

Языкознание

Психология и педагогич. наука и др. науки.

Б. M. Кедров.


"НАУКА", крупнейшее науч. изд-во в СССР. Начало науч. книгоиздательства в России относится к 1727, когда при Пе-терб. АН была открыта т. н. академическая типография. В 18 в. академия была осн. издательским центром, выпускавшим не только труды членов академии и рус. писателей, но и произведения мировых классиков науки и лит-ры. Всего академия за 1726-1915 выпустила на рус. и иностранных яз. св. 3 тыс. названий книг. В период 1-й мировой войны 1914-18 и Гражданской войны 1918-20 ежегодный выпуск науч. лит-ры сократился более чем в 2 раза. В целях восстановления и развития науч. книгоиздательства в 1923 было образовано Изд-во АН СССР. В 1934 в связи с переводом АН из Ленинграда в Москву Изд-во АН СССР также перебазировалось в Москву. В 1963 к нему были присоединены Изд-во физико-математич. лит-ры и Изд-во восточной литературы; Изд-во АН СССР переименовано в изд-во "Н.", став издательством с двойным подчинением: Президиуму АН СССР и Гос. комитету Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

Изд-во "Н." представляет собой комплекс издательских учреждений, поли-графич. предприятий и книготорговых орг-ций. Имеет 2 отделения (в Ленинграде и Новосибирске), 2 гл. редакции (физико-математич. литературы и восточной литературы) и ок. 50 отраслевых редакций, образованных по осн. тематич. направлениям, специализированную редакцию "Общественные науки и современность", осуществляющую издания на иностранных языках для зарубежных читателей. В подчинении "Н." находятся 4 типографии (две в Москве и по одной в Ленинграде и Новосибирске), книготорговая орг-ция "Академкнига" (имеет 12 хозрасчётных контор и 28 магазинов в крупнейших городах страны).

"Н." выпускает труды АН СССР, её отделений, ин-тов, науч. советов, кафедр. Тематич. структура изданий: книги по физике и математике составляют 22%, по геологии и географии - 13%, по химии и биологии - 17 %, по другим естеств. и технич. наукам -8%, по обществ, наукам - ок. 40%.

"Н." выпускает гл. обр. монографии (св. 60% изданий), а также тематич. сборники, справочники, учебники, переводную лит-ру. Среди серийных изданий - "Литературное наследство", "Литературные памятники", "Классики науки", "Научно-биографическая серия", "Вторая мировая война в исследованиях, воспоминаниях и документах", серия "Научно-популярная литература".

В 1972 изд-во "Н." издавало 135 науч. журналов, в т. ч. 31 физико-математич., 24 химич., 29 биологич., 5 научно-популярных журналов ("Природа", "Химия и жизнь", "Земля и Вселенная", "Квант", "Русская речь").

В 1972 объём издат. продукции составлял св. 50,5 тыс. учётно-издат. листов (в т. ч. ок. 2 тыс. названий книг объёмом св. 32 тыс. учётно-издат. листов и более 1100 номеров журналов объёмом 18,4 тыс. учётно-издат. листов).

Св. 10% тиража книг направляется за границу, ок. 1/з журналов переводится за рубежом на иностр. языки.

Награждено орденом Трудового Красного Знамени (1973). г. Д. Комков.

"НАУКА И ЖИЗНЬ", ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал широкого профиля, орган Всесоюзного общества "Знание" (с 1948). Осн. в 1934 как журнал для самообразования. В 1938-47 научно-популярный журнал АН СССР. С 1961 журнал ориентирован на массового читателя. Освещает важнейшие проблемы науки и техники, публикует научно-художеств. и научно-фантастич. произведения, занимат. задачи, игры. Тираж (1974) св. 3 млн. экз.


"НАУКА И РЕЛИГИЯ", ежемесячный научно-популярный атеистич. журнал, орган Всесоюзного об-ва "Знание". Выходит в Москве с 1959. Создан для распространения научно-материалистич. мировоззрения, борьбы за формирование комму-нистич. духовных ценностей, пропаганды опыта научно-атеистич. воспитания. Публикует материалы по вопросам истории и теории науч. атеизма, методики и практики атеистич. пропаганды, лит-ры и иск-ва, критики идеологии ислама. Тираж (1974) 390 тыс. экз.


НАУКОВЕДЕНИЕ, отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику науч. деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. Отд. аспекты развития науки издавна изучались философией и частными науками, особенно с сер. 19 в. (Г. Гельмгольц, К. Бернар, T. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные, психологич. и др. факторы, влияющие на развитие науки, предпринял швейц. ботаник А. Декан-доль ("История науки и ученых за два века", 1873). Проблемы формирования учёного изучал В. Оствальд ("Великие люди", 1909). Потребность в комплексном изучении науки стала особенно ощутимой в 1-й пол. 20 в. в связи с громадным возрастанием её роли и развитием научно-технич. революции. Непосредств. зарождение науковедческой ориентации исследований MH. сов. и зарубежные исследователи связывают с дискуссией по общим проблемам развития науки, возникшей в связи с докладами Б. M. Гес-сена и др. сов. учёных на 2-м Междунар. конгрессе по истории науки в Лондоне (1931). Эта дискуссия вызвала усиление интереса к марксистской концепции развития науки, основывающейся на методологии диалектич. и историч. материализма, к сов. опыту создания гос. системы организации и планирования науч. деятельности.

В 30-е гг. формируется проблематика H. [попытка польских учёных M. и С. Оссовских создать программу H.; социологич. интерпретация историко-науч. материала P. Мертоном (США) в кн. "Наука, техника и общество в Англии XVII в." (1938)]. Наибольшее влияние на становление H. оказал Дж. Д. Бернал (кн. "Социальная функция науки", 1939- своеобразное обобщение работы созданного им Кембриджского семинара "Наука и общество").

С сер. 40-х гг. во MH. развитых странах развёртываются эмпирич. исследования науч. деятельности (схем орг-ции науч. подразделений, проблем объединения учёных и инженеров в пром. лабораториях и научно-технич. проектах, распределения научных усилий и финансирования науки).

Оформление H. в самостоят, отрасль относится к 60-м гг., когда в СССР, а также в др. странах возникают совр. представления о предмете и задачах H. и науч. коллективы, разрабатывающие проблемы H. Складываются аналитич. и нормативное направления исследования. Целью аналитич. изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как сложной системы (внутр. закономерности развития науки, социально-историч. детерминанты её развития, их взаимодействие; типология связей науки с др. социальными институтами; генезис и структура систем науч. знания; эволюция организац. форм науки в процессе изменения её объёма и социальной функции и т. п.). Для ключевых науковедческих понятий ("научная деятельность", "научное знание", "научное творчество", "институт науки" и др.) разрабатывается система косвенных показателей (переменных) с использованием методов различных наук.

Так, при изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др. социальными институтами применяются понятия и методы истории, социологии, политич. экономии и др. При этом исследуется структура научно-технич. деятельности во всей сфере "исследования - разработки - внедрение", функции науч. знания в обществе, выясняются особенности науч. потенциала и его связь с экономич. потенциалом гос-ва в условиях научно-технич. революции и т. п. Проблемы науч. творчества изучаются с помощью психологич. и социально-психологич. методов (мотивационная структура личности учёного, возрастная динамика индивидуального и коллективного науч. творчества, распределение ролей и лидерство в науч. коллективах, система межличностных отношений в процессе науч. деятельности, психологич. механизм науч. открытия и его оценка науч. средой и т. д.). Исследование содержания и результатов науч. деятельности - системы науч. знания - объединяет усилия специалистов в области логики развития науки, логики науч. исследования, истории науки и истории философии. При этом изучается логич. строение и содержательное обоснование науч. теорий, условия и способы перехода от одних теоретич. представлений к другим в процессе историч. развития науки. Оформилась область статистич. исследования структуры и динамики ин-формац. массивов науки и потоков науч. информации (наукометрия). Организац. формы науч. деятельности сочетают 2 типа организации: проф. самоорганизация науки (дисциплина, научная школа, "невидимый коллектив" и др.) и институциональное оформление науки (университет, академия, научно-исследоват. ин-т и др.). Изучение этих проблем объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.

В русле MH. дисциплин сложились специальные отрасли (социология науки, экономика науки, психология науки и др.), к-рые входят в систему H. В H. используются идеи и методы кибернетики, теории информации, теории систем и т. п. Однако H. не комплекс отд. дисциплин и даже не синтез знаний о логико-познават., социальных, экономич., психологич., структурно-организац. аспектах развития науки, а наука, изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих развитие науки, как исторически изменяющейся целостности, или системы.

На результатах аналитич. изучения науки базируются нормативные науко-ведч. исследования. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретич. основ науч. политики и гос. регулирования науки (выработка рекомендаций по повышению эффективности науч. деятельности, объективных критериев её оценки, определение наиболее перспективных науч. направлений как основы долговременного планирования науки). В этих исследованиях широко применяются методы научного прогнозирования и системного анализа. Всё большую важность приобретает поиск наиболее рациональных форм организации, в к-рых дисциплинарный принцип - основа науч. преемственности - сочетался бы с проблемной и матричной организацией исследований (изучение различных организац. структур, вопросы оптимальной численности и состава науч. ин-тов, бюджета времени персонала, разделения труда и т. п.). В изучении этих проблем применяются методы теории организации, целевое программирование, исследование операций и сетевое планирование.

Выделяется группа исследований, посвящённая проблемам создания, материального, информационного, кадрового обеспечения деятельности крупных ис-следоват. объединений, научных центров и гигантских научно-технич. проектов (освоение Космоса, Мирового океана и т. п.). Осн. внимание уделяется изучению их функций в структуре научно-технич. прогресса, проблемам объединения различных форм научно-технич. деятельности. Исследуются информац. потоки и способы коммуникации участников, применяются методы функцио-нально-иерархич. моделирования, проводятся комплексные социологич. и со-циально-психологич. исследования.

Важную роль играет специфичная проблематика, связанная с подготовкой и использованием науч. кадров (системы отбора, спец. подготовки, сохранения и повышения квалификации).

В СССР вопросами H. занимаются в Ин-те истории естествознания и техники АН СССР, Ин-те кибернетики АН УССР, Ин-тах экономики АН СССР (Москва и Новосибирск), Центр, экономико-мате-матич. ин-те АН СССР, Ин-те философии АН СССР, Ин-те проблем управления АН СССР, а также в Ин-те горного дела Сибирского отделения АН СССР. Проблемы наукометрии разрабатываются в лаборатории математич. статистики МГУ и Всесоюзном ин-те научно-технич. информации. Общетеоретич. и филос. вопросы исследования науки изучаются в вузах Ростова-на-Дону, Томска, Донецка и др.

В Польше координацию деятельности в области H. осуществляет Комитет по науковедению Польской АН, в Болгарии создан Центр по H. при Президиуме Болг. АН, в ГДР - Ин-т теории и организации науки АН ГДР. Проблемы H. изучаются в Ин-те философии и социологии Чехосл. АН и в Ин-те социологии Венг. АН.

Интенсивно развёртывается междунар. сотрудничество исследователей-на уковедов социалистич стран в рамках СЭВ. С 1970 в Варшаве издаётся междунар. ежегодник СЭВ "Проблемы науковедения".

Теоретич. и эмпирич. исследования в области H. проводятся в США (T. Кун, Д. Прайс, Ю. Гарфилд, P. Мертон, Б. Барбер, Д. Пельц), Швеции (X. Тор-небом, Г. Радницкий), Великобритании. Проблемы развития науки в развивающихся странах, создания единой системы сравнения показателей науч. деятельности и др. изучаются исследовательскими группами под эгидой ЮНЕСКО и др. междунар. орг-ций.

Лит. :Микулинский С. Р., P о д-н ы и H. И., Наука как предмет специального исследования, "Вопросы философии", 1966, Jvfe 5; и х же, Место науковедения в системе наук, там же, 1968, № 6; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., M., 1966; Д об ров Г. M., Наука о науке. К., 1966; Социология науки, Ростов-н/Д., 1968; Л а х т и н Г. А., Тактика науки, Новосиб., 1969; Налимов В- В., МульченкоЗ. M., Наукометрия, M., 1969; Управление, планирование и организация научных и технических исследований. Труды Международного симпозиума стран членов СЭВ и СФРЮ, т. 1 - 5, M., 1970-71; О s s о w s k i S., О s s о w-sk i M., The science of science, "Organon", 1936, v. 1; B e r n a 1 J. D., Social function of science, L., 1939; Sociology of science, N. Y., 1962; S о 1 1 a Price D. J. d e, Science since Babylon, Nav Haven, 1961; H a g s t-r о m W. O., The scientific community, N. Y., 1965; S t о r e r N. W., The social system of science, N. Y., 1966; Radnitzky G., Contemporary schools of metascience, Goteborg, 1968; Sociology of science, Harmondsworth, 1972.

Продолжающиеся и периодические издания: "Науковедение. Проблемы и исследования" (Ин-т истории естествознания и техники АН СССР): Организация научной деятельности, M., 1968; Очерки истории и теории развития науки, M., 1969; Научное творчество, M., 1969; Научное открытие и его восприятие, M., 1971; Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах, M., 1972; Научно-техническая революция и изменение структуры научных кадров СССР, M., 1973; "Науковедение и информатика" (К., с 1969); "Etudes et documentes de politique scientifique" ("Science policy studies and documents") (P., с 1965); "Problems of the science of science" (Warsz., с 1970); "Zagad-nienia naukoznawstwa" (Warsz., с 1965); "Zeitschrift fur allgemeine Wissenschaftstheo-rie" (Wiesbaden, с 1969), "Science studies" (L., с 1971); "Research management" (Wash., с 1958), "R&D management" (Oxf., с 1970). С. Р. Микулинский, Э. M. Мирский.

НАУМБУРГ (Naumburg), город в ГДР, на р. Заале, в округе Галле. Трансп. узел. 37,3 тыс. жит. (1972). Станкостроит., текст., кондитерская, деревообр., кож., хим. пром-сть. H. сохранил ср.-век. облик. В центре Старого города рома-но-готич. собор Санкт-Петер-унд-Пауль (1-я пол. 13 в.) со знаменитым зап. хором - образцом синтеза архитектуры и скульптуры зрелой готики, с ярко жизненными, выразит, статуями основателей собора (илл. см. т. 6, табл. IX, стр. 384- 385 и т. 7, табл. X, стр. 208-209) и с рельефами "Страсти христовы" на ограде (1250-60); позднеготические церкви Санкт-Венцель (15-16 вв.) и Санкт-Мориц (16 в.), ратуша (16 в.), дома 16-18 вв.

Лит.: Wassermann К., H e g e F., Naumburg. Stadt und Dom, Dresd., 1952.

НАУМЕНКО Иван Яковлевич (р. 16.2. 1925, пос. Василевичи, ныне Речицкогор-на Гомельской обл.), белорусский советский писатель, литературовед, чл.-корр. АН БССР (1972). Чл. КПСС с 1948. Род. в рабочей семье. Окончил Белорусский ун-т (1950). Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1955 выступил в печати как новеллист. Теме героизма и моральной чистоты сов. молодёжи в годы войны поев, книги рассказов H.: "Семнадцатой весной" (1957), "Хлопцы-ровесники" (1958), "Вереск на пожарищах" (1960), "Тополя юности" (1966), "Вероника" (1968). Трилогия "Сосна при дороге" (1961), "Ветер в соснах" (1966), "Сорок третий" (1973) - о партиз. борьбе в тылу нем. оккупантов. Прозе H. присущ глубокий лиризм. Известен как исследователь творчества Я. Купалы и Я. Ko-ласа. Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Соч.: Падарожжа у юнацтва. Выбранае, MIHCK, 1972; Янка Купала. Духоуны вобл!к героя, MIHCK, 1967; Якуб Колас. Духоуны вобл!К героя, MIHCK, 1968; в рус. пер.- Друзья-товарищи, M., 1959; Голубиный взлёт, M., 1961; Путешествие в юность, M., 1967; Сосна при дороге, M., 1971.

Лит.: Кулешов Ф., Человек на пути к подвигу, "Дружба народов", 1963. № 6; ОвчаренкоА., Вровень с веком, там же, 1965, Ns 9. Ф. И. Кулешов.

НАУМЕНКО Николай Фёдорович [4(17).10.1901, станица Терская, ныне Моздокского р-на Северо-Осетинской АССР, -7.7.1967, Москва], советский воен. деятель, генерал-полковник авиации (1944). Чл. КПСС с 1922. В Красной Армии с 1918. Участник Гражданской войны 1918-20. Окончил школу лётчиков-наблюдателей (1928), курсы усовершенствования начсостава ВВС РККА (1934). Участник сов.-финл. войны 1939-40- командир авиац. бригады. С июля 1940 командир авиац. дивизии, с мая 1941 командующий ВВС Орловского воен. округа. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 зам. командующего и командующий ВВС Зап. фронта (1941- 1942), зам. командующего и командующий 4-й возд. армией Сев.-Кавказского фронта (1942-43), командующий 15-й возд. армией (1943-45). После войны на ответств. должностях в войсках ВВС. С янв. 1953 в отставке. Награждён орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 1-й степени, Отечеств, войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.


НАУМОВ Алексей Александрович [р. 14(27). 1.1916, Петербург], советский физик, чл.-корр. АН СССР (1964). Окончил Моск. ин-т инженеров связи (1942). Работал в Ин-те атомной энергии (1945-59), Ин-те ядерной физики Сиб. отделения АН СССР (1959-1966). С 1966 зам. директора Ин-та физики высоких энергий. Осн. работы по созданию и исследованию радиолокац. систем (совм. с др., 1941-45), по физике и технике ускорителей. Разработал и создал (совм. с др.) ряд установок, в т. ч. циклотрон Атомной энергии института, установку со спиральным накоплением пучка электронов, безжелезные сильноточные синхротроны. Совм. с Г. И. Будкером руководил созданием и наладкой первых ускорителей со встречными пучками. Руководил запуском и наладкой Серпуховского ускорителя на 76 Гэв. Гос. пр. СССР (1953), Ленинская пр. (1967). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.


НАУМОВ Владимир Наумович (р. 6.12.1927, Ленинград), советский кинорежиссёр, нар. арт. РСФСР (1974). Окончил режиссёрский ф-т ВГИКа в 1951 (мастерская И. А. Савченко). Все фильмы H. поставлены совместно с реж. А. А. Аловым. В 1951 они завершили фильм И. А. Савченко "Тарас Шевченко". Их первые самостоятельные картины "Тревожная молодость" (1955, по "Старой крепости" В. П. Беляева), "Павел Корчагин" (1957, по роману H. А. Островского "Как закалялась сталь"), "Ветер" (1959) посвящены юности комсомола, мужавшего в годы Гражд. войны 1918-20. Фильм "Мир входящему" (1961) повествует о последних днях Великой Отечеств, войны (премия 22-го Междунар. кинофестиваля в Венеции). Значит, работа "Бег" (1971, по M. А. Булгакову). H. и Алов - авторы сценариев своих фильмов, сценария многосерийного телевиз. фильма "Как закалялась сталь" (1974, по роману H.А. Островского, реж. H. П. Мащенко).

Лит.: Д о б и н E., От эпопеи к эпизоду, в сб.: Молодые режиссеры советского кино, Л.- M., 1962. О.В.Якубович.

НАУМОВ Михаил Иванович [р. 3(16). 10.1908, с. Большая Сосновка, ныне Большесосновского р-на Пермской обл.], один из руководителей партиз. движения на Украине во время Великой Отечеств, войны 1941-45, ген.-майор, Герой Сов. Союза (7.3.1943). Чл. КПСС с 1928. С 1930 в войсках ОГПУ и НКВД. В 1938 окончил Высшую школу пограничных войск и служил на границе на командных должностях. С янв. 1942 участвовал в партиз. борьбе. С окт. 1942 по февр. 1943 был нач. штаба оперативной группы партиз. отрядов Сумской обл., затем до марта 1944 командовал партиз. кав. соединением, к-рое по заданию ЦК КП(б) Украины совершило три глубоких рейда на Юж., Правобережную и Зап. Украину. Партизаны прошли с боями по тылам врага св. 10 тыс. км и провели 336 боёв, нанеся противнику большие потери. В 1945 H. окончил курсы при Воен. академии Генштаба, работал на командных должностях в органах и войсках МВД. С 1960 в запасе. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечеств, войны 1-й степени, Красной Звезды. Автор книг: "Хинельские походы" (1953), "Степной рейд" (1961), "Западный рейд" (1969).


HAУMOB Николай Александрович [6(18).3.1888, Петербург,-6.7.1959, Ленинград], советский ботаник, чл.-корр. АН СССР (1946). Окончив Петерб. ун-т (1910), работал в Бюро по микологии и фитопатологии; с 1929 во Всесоюзном н.-и. ин-те защиты растений, где в 1939-54 заведовал лабораторией. В 1916-41 проф. Ленингр. с.-х. ин-та, в 1926-54 проф. ЛГУ. Осн. работы по микологии (микофлора Европ. части СССР, Cp. Азии, Алтая, Д. Востока, систематика мукоровых грибов; описал ок. 200 новых видов грибов) и фитопатологии (проблемы паразитизма и иммунитета, фузариоз и ржавчина хлебных злаков, кила капусты). Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.

Соч.: Определитель низших растений, т. 3 - 4, M., 1954-56 (совм. с др.).

Лит.: Хохряков M. К., Памяти H. А. Наумова, "Ботанический журнал", 1959 т. 44, № 12 (библ.).

HAУMOB Николай Иванович [16(28). 5.1838, Тобольск,-9(22).12.1901, Томск], русский писатель. Исключён из Петерб. ун-та (1861) за участие в студенч. волнениях. В 1863-69 и с 1884 служил в земских и государственных учреждениях Сибири. Печатался с 1859. Сотрудничал в "Современнике", "Отечественных записках".Гл. тема очерков и рассказов H.- жизнь и быт сибирского крестьянства после реформы 1861. Разделяя народнич. взгляды на крест. общину, H. сумел, однако, показать глубокие социальные противоречия в деревне, идущий в ней процесс капитализации, нарастание протеста в крест, массе. Его кн. очерков и рассказов "Сила солому ломит" (1874) использовалась в народнич. пропаганде. Одним из первых H. обратился к жизни рабочих (рассказ "Ёж", 1873, очерки "Паутина", 1880). Суровая правдивость в изображении нар. жизни, сочетавшаяся с публицистич. обличением существующего строя, нашла отражение в его очерках о судьбе переселенцев и малых народов Сибири ("Горная идиллия", "Сарбыска").

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 2, СПБ, 1897; Соч., М.- Л., 1933; Собр. соч., т. 1 - 3, Новосиб., 1939-40; Избр. произв., Новосиб., 1951.

Лит.: Плеханов Г. В., Наумов, в его кн.: Литература и эстетика, т. 2, M., 1958; Кожевников С. E., H. И. Наумов. Очерк о жизни и творчестве, Новосиб., 1952; Горячкина M. С., Художественная проза народничества, M., 1970.

H. И. Соколов.


НАУМОВ Сергей Николаевич [6(18). 7.1874, Калужская губ.,- 11.12.1933, Ташкент], советский химик-органик. Окончив Моск. ун-т (1897), работал там же; преподавал в Моск. высшем технич. уч-ще. Один из организаторов Среднеазиатского ун-та в Ташкенте (открыт в 1921), профессором к-рого был до конца жизни. Разработал (1903) новый способ получения циклич. шестичленных орто-дикетонов (конденсацией эфиров щавелевой и адипиновой K-T), изучил их свойства и превращения.

Лит.: Цукерваник И., Сергей Николаевич Наумов, 1874 -1933, "Бюлл. Среднеазиатского гос. ун-та", 1934, в. 19, с. 241-45 (имеется библ. трудов H.).

HAУMOB Степан Степанович [ок. 1849, г. Липовцы, Киевская губ., ныне г. Ли-повец Винницкой обл.,-24.11(7.12).1905, Одесса], русский рабочий-революционер. С 1868 в Одессе - типографский рабочий. В дек. 1874 перешёл в типографию E. О. Заславского, с 1875 входил в руководящий орган "Южнороссийского союза рабочих", ведал распространением нелегальной литературы. Арестован в январе 1876 и сослан в Сибирь, откуда уехал в 1884 в Курск. Участник Революции 1905-07.


НАУПЛИУС (от греч. nauplios - животное с панцирем), планктонная личинка MH. ракообразных. Тело не сегментировано; придатков 3 пары: впереди рта - одноветвистые чувствит. антеннулы, позади - двуветвистые антенны и жвалы, служащие для плавания. H. имеет непарный ("науплиальный") глаз. Между жвалами и анальным отверстием находится зона роста, в к-рой по мере развития образуются т. н. постнауплиальные сегменты с конечностями. Рис. см. при ст. Личинка.


НАУРЗБАЕВ Хакимжан Исмаханович (р. 27.8.1925, аул № 1, ныне Ленинского р-на Кустанайской обл. Казах. CCP), советский скульптор, нар. художник Казах. CCP (1969). Чл. КПСС с 1951. Учился в Харьковском художеств, ин-те (1945-51). Автор портретов и статуй, отмеченных стремлением к жизненной убедительности образа, тщательности моделировки формы. Произв.: "Амангель-ды Иманов" (гипс, 1950), "Молодой Джамбул" (бронза, 1958), "Курмангазы" (мрамор, 1958) - все в Казах, художеств, гал. им. T. Г. Шевченко, Алма-Ата; памятники Абаю Кунанбаеву (бронза, гранит, 1960) и Чокану Валихано-ву (бронза, гранит, 1969; Гос. пр. Казах. CCP им. Чокана Валиханова, 1970) в Алма-Ате, Джамбулу Джабаеву (чугун, гранит, 1963) в г. Джамбуле. Награждён 2 орденами. Илл. см. т. 11, табл. XIX (стр. 160-161).

Лит.: X. Наурзбаев. Каталог (авт.-сост. E. Вандровская), А.- А., 1958.

НАУРУ (Nauru), Республика Науру, государство на о. Науру, в юго-зап. части Тихого ок. Входит в брит. Содружество на правах "особого члена "(не участвует в конференциях стран Содружества на уровне глав пр-в). Пл. 21 км2. Нас. ок. 8 тыс. чел. (1972, оценка), в т. ч. ок. 50% коренного населения - на-уруанцы, остальные- китайцы, европейцы и выходцы с др. островов Тихого ок. Офиц. язык - английский. По религии св. 2/3 населения - протестанты. В адм. отношении H. разделено на 14 округов.

Побережье острова Науру.

H.- республика. Действующая конституция принята в 1968. Глава гос-ва и пр-ва - президент, избираемый на 3 года парламентом - Законодат. ассамблеей (18 членов, избираемых населением на 3 года). Избират. право предоставляется всем гражданам, достигшим 20 лет. Суд. система состоит из Верх, суда, местных и апелляц. судов.

H.- атолл, поднятый тектонич. движениями, с сохранившимся кольцевым валом коралловых рифов и небольшим пресным лагунным озером. Поверхность - плато вые. до 65 м, окаймлённое узкими (до 200 м) береговыми террасами. В бывшей лагуне - крупное месторождение фосфоритов (более 1/з терр. острова превращено в карьер). Климат жаркий, умеренно-влажный с сухим сезоном. Среднемесячные темп-ры ок.28 0C. Осадков ок. 2500 мм в год. Постоянные водотоки отсутствуют; питьевая вода ввозится. Растительность - светлые жестколистные леса и кустарники. Фауна носит островной характер. Много мор. птиц, насекомых.

Остров открыт англичанами в 1798. В 19 в. здесь селились торговцы, искатели жемчуга. В соответствии с англо-герм. конвенцией 1886 H. был закреплён в сфере герм, интересов. В 1888 Германия оккупировала остров и превратила его в часть протектората H. Гвинея. В кон. 19 в. на терр. H. были открыты богатейшие запасы фосфоритов. Права на постройку шахт приобрела Брит. Тихоокеанская фосфатная компания, к-рая с 1919 установила монополию на разработку гл. природных богатств H. Во время 1-й мировой войны 1914-18 терр. H. заняли австрал. войска (1914). В 1920 остров в качестве мандатной терр. Лиги Наций был передан в совместное управление Великобритании, Австрал. Союзу и H. Зеландии. В период 2-й мировой войны 1939-45 остров оккупировали япон. войска (1942-45). В 1947 о. H. как подопечная терр. ООН вновь перешёл под управление Великобритании, Австрал. Союза и H. Зеландии, к-рое от имени 3 гос-в осуществлялось австрал. пр-вом, назначавшим своего администратора. В 50-е гг. на H. началось движение за независимость. В 1951 на основе Науруанского совета вождей (создан в 1927) был образован Совет местного управления с ограниченными правами. В 1966 в H. созданы Законодат. и Исполнит, советы, несколько ограничившие власть австрал. администратора. 31 янв. 1968 было провозглашено суверенное гос-во - Респуб лика H. Первым президентом стал X. де Робарт. Г. M. Игнатьев, В. А. Тишков

Основа экономики - добыча фосфоритов, разработка к-рых с 1970 перешла в руки гос-ва. Возделывают (менее 1% терр.) тропич. культуры (в основном кокосовую пальму). Развиты рыболовство и кустарные промыслы. Вывозят гл. обр. фосфориты (вся добыча экспортируется, 2,2 млн. го в 1970), а также копру в Австралию, H. Зеландию и Японию. Ввозят продовольствие, конст-рукц. стройматериалы, оборудование для добычи фосфоритов, предметы домашнего обихода.

Обучение считается обязательным в возрасте с 6 до 17 лет. В 1969/70 уч. г. в 9 нач. школах обучалось 1,5 тыс. уч-ся, в 2 ср. школах - ок. 400 уч-ся.

Лит : V i у i a n i N. M., Nauru. Phosphate and political progress, Canberra, 1970.

НАУС, в трудах ср.-век. арабоязычных авторов - название немусульманских погребальных построек. H. были распространены в древности и в ср. века у нек-рых народов Cp. и Передней Азии, религия к-рых запрещала погребение умерших в земле. В рус. и сов. востоковедч. и археол. лит-ре H. принято называть склепы, к-рые зороастрийцы сооружали из глины, саманного кирпича или камня для хранения оссуариев или для наземных захоронений.

Наусы из Пенджикентского некрополя.



Лит.: Борисов А. Я,О значении слова "наус","Тр. Отдела Востока Гос. Эрмитажа", 1940, т. 3; С т а в и с к и и Б. Я., Большаков О. Г, Мончадская E. А., Пянджикентский некрополь, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, N° 37, М.-Л., 1953; Рапопорт Ю. А., Из истории религии древнего Хорезма, M., 1971 (Tp. Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 6).


НАУТИЛОИДЕИ (Nautiloidea), надотряд беспозвоночных класса головоногих моллюсков. Появились в кембрии, достигли расцвета в ордовике - девоне, стали малочисленны в мезозое - палеогене.

Раковины вымерших наутилоидей 1 - Phragmoceras arcuatum (я - вид сбоку, б -- с устья), силур; 2 - Poterioceras fusiforme, карбон; 3 - Estonioceras arienсе, ордовик; 4 - Ephippioceras bilobatum, карбон (а - сбоку, 6 - с устья); на рис. 3 и 4 раковинный слой снят, на ядре видны следы прикрепления перегородки к раковине - т. н. перегородочная линия.

Совр. H. представлены 1 родом - кораблики. По строению раковины близки к аммонитам, от к-рых отличаются более простым строением перегородок (делящих раковину на камеры), сифоном, как правило, не прилегающим к стенке раковины, иным строением начальных частей раковины. Ок. 700 родов, объединяющих св. 2 тыс. видов. Хищники; обитали в морях, вели ползающий, парящий или активнойодвижный образ жизни. Важны для понимания истории развития головоногих моллюсков, а также для стратиграфии нижнепалеозойских отложений.

Лит : Основы палеонтологии. Моллюски-головоногие. I, M., 1962. В. H. Шиманский.

НАУТИЛУС, род головоногих моллюсков; то же, что кораблики.

НАУТОФОН (от греч. nautes - мореплаватель и phone - звук), электроаку-стич. прибор мембранного типа, устанавливаемый на маяках и береговых ориентирах для подачи судам сигналов резкого высокого тона во время тумана или пасмурной погоды. Дальность слышимости звука H.- до 15 м. миль.

НАУЧЕНИЕ (англ, learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от пед. поняти