загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

т к стоицизму (Сенека).

В ср. века, когда философия обосновывала геоцентрич. представления, H. почти исчезает с филос. горизонта: отд. элементы антич. H. были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии.

Рост интереса к природе в философии эпохи Возрождения нашёл выражение в новом расцвете H., связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. H. эпохи Возрождения развивалась на основе пантеизма и гилозоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса. Натурфилософия Возрождения выдвинула принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однако понимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхимич. представления. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и пифагорейской мистикой чисел.

В 17-18 вв., в эпоху бурного прогресса механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафи-зич. способ рассмотрения природы, H. отступает на второй план. В нем. классич. философии H. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно у Ф. В. Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения современного ему естествознания. Шеллинг выдвинул диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Щеллингову H. развивали Л. Окен (Германия), Д. M. Велланский (Россия), а также нек-рые естествоиспытатели (физик X. К. Эрстед, геолог X. Стеффенс, биологи Г. Треви-ранус и Г. Карус, психолог Г. Шуберт и др.).

Маркс и Энгельс высоко оценивали значение "старой натурфилософии", однако показали её историческую ограниченность. Характеризуя H., Энгельс писал, что она "... заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи, ... натурфилософии пришел конец" (Mарке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 304-05). Попытки возрождения H. были предприняты в кон. 19- нач. 20 вв. В. Оствальдом, X. Дришем, T. Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью H. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. H. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии А. Уайтхеда.

Диалектич. материализм, исходя из ленинского разграничения филос. понятия материи и естественнонауч. её исследования, исключает возможность существования H. как особой филос. дисциплины, возвышающейся над естеств. науками и директивной по отношению к ним.

Лит.: Dingier H., Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Hollander А., Vom Wesen der Natur. Einfuhrung in die traditionelle Naturphilosophie, W., 1948; B e п s e M., Der Begriff der Naturphilosophie, Stuttg., 1953; Naturphilosophie. Von der Spekulation zur Wissenschaft, hrsg. von H. Horz, R. Lother, S. Wollgast, B., 1969.

В. В. Соколов.


НАТУФИЙСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура мезолита, существовавшая в 10-8-м тыс. до н. э. гл. обр. на терр. ист. области Палестины, а также частично на терр. совр. Сирии и Юж. Турции. Выделена англ, археологом Д. Гэррод по находкам в пещере Шукба на берегу Вади-эн-Натуф, в 27 км к С.-З. от Иерусалима (1928-32). Haтуфийцы жили в пещерах, иногда в поселениях под открытым небом, в полуземлянках со стенами, облицованными смесью глины с песком или мелкими камнями. Занимались охотой, рыболовством, сбором дикорастущих злаков (с помощью спец. жатвенных ножей). Высокоразвитое собирательство создавало предпосылки для возникновения здесь на следующих этапах (докерамиче-ский неолит) раннеземледельч. культуры. Многие исследователи допускают возможность возникновения древнейшего в мире примитивного земледелия уже на стадии H. к. Для H. к. характерны кремнёвые микролитические орудия геометрических очертаний (см. Микролиты), кремнёвые вкладыши для серпов и жатвенных ножей, ступки и песты для растирания зёрен, костяные гарпуны и рыболовные крючки.

Лит.: Массой В. M., К вопросу о мезолите Передней Азии, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 126, М.- Л., 1966; Шнирельман В. А., Натуфийская культура (обзор литературы), "Советская археология", 1973, № 1.

П. И. Борисковский.


HАТУФИЙЦЫ, представители древнего антропологич. типа, установленного в результате изучения человеческих скелетов эпохи мезолита, найденных при археол. раскопках памятников натуфий-ской культуры (Передняя Азия). H. характеризовались средним ростом, до-лихокранией (см. Черепной указатель), умеренным прогнатизмом (выступание челюстей) и широким, довольно сильно выступающим носом. Многие исследователи рассматривают H. как древних представителей индо-средиземноморской расы.


НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; грлл. stilleven, нем. Stilleben, англ, still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (гл. обр. станковой живописи), который посвящён изображению вещей, размещённых в единой среде и организованных в группу. Спец. организация мотива (т. н. постановка) - один из осн. компонентов образной системы жанра H. Кроме неодушевлённых предметов (напр., предметов домашнего обихода), в H. изображают объекты живой природы, изолированные от своих естеств. связей и тем самым обращённые в вещь,- рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Изображение живых, движущихся существ - насекомых, птиц, зверей, даже людей - может иногда входить в H., но лишь дополняя его осн. мотив. По сравнению с др. жанрами в H. вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений, к чисто пластич. проблемам изображения. Цели H. как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к естествоиспытательски точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию H., а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в H. имеет самостоятельное художеств, значение; художник может создать в H. ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом. В история, развитии H., в его меняющемся в разные эпохи содержании специфически отражается социальная обусловленность иск-ва в целом.

Натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символич. изображения вещей встречаются уже в др.-вост., антич. и ср.-век. иск-ве. Элементы H., в к-рых можно видеть композиционно-тематические прообразы его развитых типов, входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с 1 в. Применительно к классическому вост., в частности кит. и япон., иск-ву трудно говорить о собственно H.: форма художеств, видения и система жанров существенно отличались здесь от европейских. Отчасти с жанром H. сопоставимы произв. т. н. жанра "цветы и птицы", а также отд. изображения фруктов (Цуй Бо, 2-я пол. 11 в., Му-ци, 13 в. - в Китае; Огата Корин, 2-я пол. 17 - нач. 18 вв. в Японии).

Рождение H. как самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвлённой системы жанров. Уже в произв. итал. и особенно ни-дерл. мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к кон-кретно-чувств. красоте вещей, образы к-рых вместе с тем порой сохраняют символич. значение, часто присущее изображению предметов в ср.-век. иск-ве. Историю H. как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompe1'ceil" ("обманка"), открывает "Натюрморт" итал. художника Якопо де Бар-бари (1504), в к-ром гл. внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Однако распространение жанра H. приходится на 2-ю пол. 16 - нач. 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонауч. склонности, интерес иск-ва к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художеств, освоения мира. В картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религ. по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари. Бо-танич. точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика. 17 в.- эпоха расцвета H. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием нац. школ живописи. Становление итал. H. в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлёкшими обращение художников к простым, "низким" мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюр-мортистов. Излюбленные темы мастеров итал. H. (П. П. Бонци, M. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баске-нис и др.)-цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, муз. инструменты и книги. В целом итал. H. присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластич. выразительность передачи предметного мира. Традиции караваджизма ощутимы и в исп. H. с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) в исп. H. отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голл. H. Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа ("десерты"). Голл. H. отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков" и "десертов", "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. деХем), "битая дичь" (Я. Венике, M. Хондекутер), алле-горич. H. "vanitas" ("суета сует") и др. Голл. вариант термина "Н." - "stilleven" (первонач. смысл - "неподвижная модель")- возник только в кон. 17 в., объединив все эти разновидности. Флам. H. (гл. обр. "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это - гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 17 в. развивается также нем. (Г. Флегель, К. Паудис)и франц. (Л. Вожен) H. С кон. 17 в. во франц. H. восторжествовали декоративные тенденции придворного иск-ва. Рядом с H. цветов (Ж. Б. Мон-нуайе и его школа), охотничьим H. (А. ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового H. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значит, мастеров H.-Ж. Б. С. Шар-ден, чьи произв. выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористич. решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага. В сер. 18 в. возник термин "nature morte", к-рый отразил пренебре-жит. отношение к H. со стороны акаде-мич. кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью к-рых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое иск-во разрушало академич. иерархию жанров, тормозившую развитие H. Композиц. штампы H. изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы. В 19 в. судьбы H. определяют ведущие мастера живописи, работающие во MH. жанрах и вовлекающие H. в борьбу эсте-тич. и художеств, идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во Франции, эпизодически обращавшиеся к H.). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в H. крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного H. 2-й пол. 19 в. выделяются в общем традиц. работы француза А. Фан-тен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип "trompe1'oeil". Подъём H. связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для к-рых мир вещей становится одной из осн. тем. В кон. 19 в. экспрессивные возможности H. вплоть до остродраматического выражения социальной и нравств. позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластич. совершенство живописи, верной как природе так и высоким идеалам картины, возро" дает в H. француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для ei творч. концепции, оказавшей большое влияние на развитие H. (как и живописи в целом) в иск-ве 20 в. С нач. 20 в. H является своего рода творч. лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизм (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможносте цвета и фактуры, а представители кубима (Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др. используя заложенные в специфике H аналитич. возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) H. привлекают и мастеров более поздних течений - от художников в разной мере сочетающих ориентации на классич. наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции А. Канольдт в Германии, Дж. Моранд в Италии), до представителей сюрреализма и "поп-арта", чьи произв. в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра H. Реалистич. традиции H. (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса Мексике, P. Гуттузо в Италии.

В рус. иск-ве H. появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи отражая познават. пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. H. Теплова, П. Г. Богомолова, T. Ульянова и др. Дальнейшее развитие рус. H. носил эпизодич. характер. Его нек-рый подъём в 1-й пол. 19 в. (Ф. П. Толстой, школы А. Г. Венецианова, И. T. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во 2-й пол. 19 в. к H. этюдного характера лишь изредка обращаются И. H. Крамской, И. E. Репин В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подобное положение H. в художеств. системе передвижников следовал из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематич. картины. Cамостоятельное значение H.-этюда возрастает па рубеже 19 и 20 вв. (M. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет рус. H. приходится на нач. 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащённые новыми художеств. веяниями работы К. А. Коровина И. Э. Грабаря, M. Ф. Ларионова; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произв. художников "Мир искусства"· (А. Я. Головин и др.); романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Кузнецова, H. H. Сг пунова, С. Ю. Судейкина, M. С. Сарьян и др. живописцев круга "Голубой розы"яркие, пластичные H. мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, P. P.Фалы H. С. Гончарова) с их культом единства цвета и формы и пафосом самого процесса интерпретации натуры. Развиваясь в общем русле искусства социалиста-реализма, сов. H. обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и почти философское осмысление современности в обострённых по постановках и композиции произв. (К. С. Петров-Водкин), и попытки осязаемо обреет отвергнутую беспредметниками вещь через эксперименты в области фактуры (Д. П. Штеренберг, H. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия плодов земных, снеди, утвари (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), и поиски тонкой колористич. гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В.Лебедев, H. А. Тырса и др.) Сюжетно-быто-вой H. разрабатывается с 30-х гг. Ю. И. Пименовым. В 40-50-е гг. в области H. работают A. M. Герасимов, П. В. Кузнецов. В 60-70-е гг. как натюрмортисты выступают А. Ю. Никич, В. Ф. Стожаров. Среди мастеров H. в союзных республиках выделяются M. А. и E. А. Асламазян в Армении, T. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, H. И. Кормашов в Эстонии.


Лит.: Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Щербачёва M. И., Натюрморт в голландской живописи, Л., 1945; Кузнецов Ю. И., Западноевропейский натюрморт, Л.- M., 1966; Г л о з м а н И. M., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.: Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, M., 1968, с. 53-71; P а к о в a M. M., Русский натюрморт конца 19 - начала 20 века, M., 1970; П у ш к а р ё в В. И., П р уж а н И. H., Русский и советский натюрморт, M.- Л., 1971; F и г s t H., The art of still-life painting, L., 1927; Sterling Ch., La nature morte. De I'antiquite U nos jours, P., 1952; B e r g s tr 6m I., Dutch still-life painting in the seventeenth century, L.,1956; Fa re M., La nature morte en France. Son hlstoire et son evolution du 17 au 20 siecle Gen., 1962. И. С. Болотина.


НАТЯЖНОЙ РОЛИК, лен и к с, ненагруженный (холостой) шкив, установленный на перемещаемой оси и служащий для поддержания натяжения ремня и увеличения угла обхвата малого шкива ремённой передачи. Передачи с H. р. (рис.) применяют при малых межосевых расстояниях и больших передаточных числах. H. р. целесообразно устанавливать на ведомой ветви ремня вблизи от малого шкива. Недостаток передачи с H. р.- уменьшение долговечности ремня вследствие его дополнит, перегибов.

Схема ремённой передачи с натяжным роликом: /- привод; 2- малый шкив; 3- натяжной ролик; 4 - большой шкив.


НАУ, посёлок гор. типа, центр Науско-го р-на Ленинабадской обл. Тадж. CCP. Ж.-д. станция на линии Хаваст - Ko-канд, в 36 км к Ю.-З. от г. Ленинабада. 10 тыс. жит. (1972). 3-ды: опытно-экспериментальный с.-х. машин, хлопкоочи-стит., железобетонных изделий, асфальтобетонный; мелькомбинат. Узб. муз.-драматич. театр.


НАУА, науатлака, индейское назв. группы родственных по языку (ютоацтек-ской группы) племён, живших до исп. завоевания (16 в.) на терр. Мексики и нек-рых р-нов Гватемалы, Гондураса, Сальвадора, Никарагуа. H. пришли сюда с С., из юго-зап. р-нов Сев. Америки. Их продвижение происходило, по-видимому, в течение MH. веков, начиная с рубежа н. э. Последними в долину Мехико вступили ацтеки (12 в.). H. делились на две большие подгруппы: науат (более древняя) в Центр. Америке и науатль (тепанеки, аколуа, чалька, тлашкальтеки, ацтеки и др.) в Мексике. Часть H. впоследствии утратила свои языки, восприняв испанский, другие слились в „дилую народность, говорящую на ацтекском яз. В совр. научной лит-ре принято условное употребление термина "науа" для собират. обозначения вышеуказанных индейских племён и "науатль" для обозначения совокупности их языков.

НАУГЛЕРОЖИВАНИЕ, 1) насыщение углеродом поверхностного слоя стальных изделий для повышения твёрдости и износостойкости (после закалки и отпуска); то же, что цементация. 2) Введение углерода (в виде углеродсодержа-щих материалов) в жидкую сталь, полученную в сталеплавильном агрегате, для доведения содержания углерода до заданного уровня. 3) Введение в шихту углеродистых веществ при выплавке стали карбюраторным скрап-процессом (см. также Мартеновское производство). 4) Образование в ходе доменной плавки карбида железа Fe3C, начинающееся вслед за восстановлением железа из его окислов.

НАУГОЛЬНИК (лат. Norma), созвездие Юж. полушария неба, не содержит звёзд ярче 4,0 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдений в мае - июне, частично наблюдается в юж. районах СССР. См. Звёздное небо.


НАУЁЙИ-АКМЯНЕ,город,центрАкмянского р-на Литов. CCP. Расположен в 273 км к С.-З. от Вильнюса и в 25 км от ж.-д. ст. Акмяне. 12,5 тыс. жит. (1973). Вырос на месте с. Карпенай после Великой Отечеств, войны 1941-45, город - с 1965. Важный центр республики по произ-ву стройматериалов (цемент, железобетонные конструкции и др.).

НАУКА, сфера человеческой деятельности, функцией к-рой является выработка и теоретич. систематизация объективных знаний о действигельности; одна из форм общественного сознания. В ходе ист. развития H. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие "Н." включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту науч. знаний, образующих в совокупности науч. картину мира. Термин "Н." употребляется также для обозначения отд. отраслей науч. знания.

Непосредств. цели H.- описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле - теоретич. отражение действительности.


Наука и другие формы освоения действительности. Будучи неотъемлемой от практич. способа освоения мира, H. как производство знания представляет собой весьма специфич. форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от др. видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в H. их получение образует главную и непо-средств. цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель - в виде ли теоретич. описания, схемы технологич. процесса, сводки экспериментальных данных или формулы к.-л. препарата. В отличие от видов деятельности, результат к-рых в принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, науч. деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому H. выступает как сила, постоянно революционизирующая др. виды деятельности.

От эстетич. (художественного) способа освоения действительности, носителем к-рого является искусство, H. отличает стремление к обезличенному, максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художеств, познания неотделимы ог индивидуально-неповторимого личностного элемента. Часто искусство характеризуют как "мышление в образах", a H.- как "мышление в понятиях", имея целью подчеркнуть, что первое развивает преим. чувственно-образную сторону творческой способности человека, a H.- в основном интеллектуально-понятийную. Однако эти различия не означают непроходимой грани между H. и искусством, к-рые объединяет творчески-познават. отношение к действительности. С одной стороны, в построениях H., в частности в конструкции теории, в матем. формуле, в схеме эксперимента или его идее, существ, роль нередко играет эстетич. элемент, что специально отмечали MH. учёные. С др. стороны, произведения искусства несут, помимо эстетической, и позна-ват. нагрузку. Так, первые шаги К. Маркса в понимании социально-экономич. сущности денег в бурж. обществе опирались, в частности, на анализ произв. И. В. Гёте и У. Шекспира (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 616-20).

Сложный характер имеет взаимосвязь между H. и философией как специфич. формами обществ, сознания. Философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к H. функции методологии познания и мировоззренч. интерпретации его результатов. Философию объединяет с H. также стремление к построению знания в теоретич. форме, к логич. доказательности своих выводов. Высшего воплощения это стремление достигает в диалектическом материализме - философии, к-рая сознательно и открыто связывает себя с H., с науч. методом, делая предметом своего изучения наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и опираясь при этом на результаты H. Благодаря прямой связи философии с мировоззрением различные филос. направления в условиях классово-антагонистич. общества по-разному относятся к H. и принятым ею способам построения знания. Одни из этих направлений настроены к H. скептически (напр., экзистенциализм) или даже открыто враждебно, другие, напротив, пытаются полностью растворить философию в H. (позитивизм), игнорируя тем самым мировоззренч. функции философии. Только марксизм-ленинизм даёт последоват. решение проблемы соотношения философии и H., принимая от H. её метод, полностью используя её результаты, но одновременно учитывая специфику предмета и социальной роли философии; это и делает его подлинно науч. философией. Через философию и общую теорию обществ. H. вся H. связана с идеологией

И политикой. В условиях классовых антагонизмов это обусловливает классовый характер тесно примыкающих к философии обществ. H., их партийность и важную мировоззренческую роль естеств. H.

H., ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе к-рой лежит вера в сверхъестеств. начала. Если H. изучает действительность, исходя из неё самой, требует рационального обоснования и практич. подтверждения получаемых ею знаний, то религия свою гл. опору усматривает в откровении, в апелляции к сверхразумным доводам и к непререкаемости авторитета канонич. текстов. В совр. условиях, однако, религия вынуждена считаться с огромными успехами H. и ростом её реальной социальной роли и потому пытается найти (разумеется, тщетно) какие-то способы согласования своего учения с истинами H. или даже приспособить последние к своим нуждам.


Основные этапы развития науки. Истоки H. уходят своими корнями в практику ранних человеческих обществ, в к-рой были нераздельно сплавлены познавательные и производств, моменты. "Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей является здесь еще непосредственным порождением их материальных действий" (M арке К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, 1966, с. 29). Первоначальные знания носили практич. характер, выпалняя роль методич. руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Др. Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значит, количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей H. Отдалённой предпосылкой H. можно считать я мифологию, в к-рой впервые была реализована попытка построить целостную, всеобъемлющую систему представлений об окружающей человека действительности. В силу своего религиозно-антропоморфного характера эти представления, однако, очень далеко отстояли от H. и, более того, формирование H. требовало в качестве предварит, условия критики и разрушения мифологич. систем. Для возникновения H. были необходимы также определённые социальные условия: достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений (приводящий к разделению умств. и физич. труда и тем самым открывающий возможность систематич. занятий H.), а также наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов.

Эти условия сложились к 6 в. до н. э. в Др. Греции, где и возникли первые теоретич. системы (Фалес, Демокрит и др.), в противовес мифологии объяснявшие действительность через естеств. начала. Отделившееся от мифологии теоретич. натурфилософское знание (см. Натурфилософия) на первых порах синкретически соединяло в себе собственно H. и философию в её самых умозрительных вариантах. Тем не менее это было именно теоретическое знание, в к-ром на пераый план выдвигались его объективность, логич. убедительность. Др.-греч. H. (Аристотель и др.) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, к-рые, конечно, были во многом несовершенны, но тем не менее сыграли выдающуюся роль в истории культуры: они ввели в практику мыслительной деятельности систему абстрактных понятий, относящихся к миру в целом, превратили в устойчивую традицию поиск объективных, естеств. законов мироздания и заложили основы доказательного способа изложения материала, что составило важнейшую черту H. В эту же эпоху от натурфилософии начинают обособляться отд. области знания. Элли-нистич. период др.-греч. H. ознаменовался созданием первых теоретич. систем в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей).

В эпоху средневековья огромный вклад в развитие H. внесли учёные арабского Востока и Cp. Азии (Ибн Сипа, Ибн Рушд, Бируни и др.), сумевшие сохранить и развить др.-греч. традицию, обогатив её в ряде областей знания. В Европе эта традиция была сильно трансформирована господством христ. религии, что породило специфич. ср.-век. форму H.- схоластику. Подчинённая нуждам религии, схоластика осн. внимание уделяла разработке христ. догматики, но вместе с тем она внесла значит, вклад в развитие мыслительной культуры, в совершенствование искусства теоретич. споров и дискуссий. Созданию базы для H. в совр. смысле слова способствовало также развитие алхимии и астрологии: первая заложила традицию опытного изучения природных веществ и соединений, подготовив почву для возникновения химии, а вторая стимулировала систематич. наблюдения за небесными светилами, содействуя развитию опытной базы для астрономии.

В совр. её понимании H. начала складываться в новое время (с 16-17 вв.) под влиянием потребностей развивавшегося капиталистич. производства. Помимо накопленных в прошлом традиций, этому содействовали два обстоятельства. Во-первых, в эпоху Возрождения было подорвано господство религ. мышления, а противостоящая ему картина мира опиралась как раз на данные H., иными словами, H. начала превращаться в самостоят, фактор духовной жизни, в реальную базу мировоззрения (Леонардо да Винчи, H. Коперник). Во-вторых, наряду с наблюдением H. нового времени берёт на вооружение эксперимент, к-рый становится в ней ведущим методом исследования и радикально расширяет сферу познаваемой реальности, тесно соединяя теоретич. рассуждения с практич. "испытанием" природы. В результате резко усилилась познават. мощь H. Это глубокое преобразование H. в 16-17 вв. было первой науч. революцией (Г. Галилей, И. Кеплер, У. Гарвей, P. Декарт, X. Гюйгенс, И. Ньютон и др.).

Быстрый рост успехов H., занятие ею ведущих позиций в формировании новой картины мира привели к тому, что H. начала выступать в новое время как высшая культурная ценность, на к-рую так или иначе стало ориентироваться подавляющее большинство филос. школ и направлений. В области познания явлений обществ, жизни это проявилось в поисках "естественных начал" религии, права, морали и т. п., опиравшихся на представления о "человеческой природе" (Г. Гроций, Б. Спиноза, T. Гоббс, Дж. Локк и др.). Несущая "свет разума" H. рассматривалась как единств, антитеза всем порокам социальной действительности, преобразование к-рой не мыслилось иначе, как на ниве просвещения. "Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего" (Э н-ге л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 16).

Успехи механики, систематизированной и завершённой в своих основаниях к концу 17 в., сыграли решающую роль в формировании механистич. картины мира, к-рая вскоре приобрела универсальное мировоззренч. значение (Л. Эйлер, M. В. Ломоносов, П. Лаплас и др.). В её рамках осуществлялось познание не только физич. и химич., но также и биологич. явлений - в том числе и объяснение человека как целостного организма (концепция "человека-машины" Ж. Ламетри). Идеалы механистич. естествознания становятся основанием теории познания и учения о методах H., к-рые как раз в этот период получают быстрое развитие. Возникают филос. учения о человеческой природе, обществе и государстве, выступающие в 17-18 вв. как разделы общего учения о едином мировом механизме.

Опора H. нового времени на эксперимент, развитие механики заложили фундамент для установления связи H. с производством, хотя прочный и систематич. характер эта связь приобрела лишь в конце 19 в.

На базе механистич. картины мира к нач. 19 в. был накоплен, систематизирован и теоретически осмыслен значит, материал, относящийся к отд. областям действительности. Однако этот материал всё более явно не укладывался в рамки механистич. объяснения природы и общества и требовал нового, более глубокого и широкого синтеза, охватывающего полученные разными H. результаты. Открытие закона сохранения и превращения энергии (P. Майер, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц) позволило поставить на общую основу все разделы физики и химию. Создание клеточной теории (T. Шванн, M. Шлейден) показало единообразную структуру всех живых организмов. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) внесло в естествознание идею развития. Периодич. система элементов (Д. И. Менделеев) доказала наличие внутр. связи между всеми известными видами вещества. В сер. 19 в. создаются социальнв-экономич., филос. и общенауч. предпосылки для построения науч. теории обществ, развития, реализованные основоположниками марксизма. К.Маркс и Ф. Энгельс осуществили революц. переворот в развитии обществ. H. и философии, приведший также к созданию мето-дологич. базы для формирования комплекса H. об обществе. Новый этап в истории H. об обществе связан с именем В. И. Ленина, развившего в новую исто-рич. эпоху все составные части марксизма (см. Диалектический материализм, Исторический материализм, Марксизм-ленинизм, Научный коммунизм, Политическая экономия).

Крупные изменения в основах науч. мышления, а также ряд новых открытий в физике (электрона, радиоактивности и др.) привели на рубеже 19-20 вв. к кризису классич. H. нового времени и прежде всего к краху её филос.-методологии, основы - механистич. мировоззрения. Сущность этого кризиса была раскрыта В. И. Лениным в кн. "Материализм и эмпириокритицизм". Кризис разрешился новой революцией в H., к-рая началась в физике (M. Планк, А. Эйнштейн) и охватила все осн. отрасли H.

Сближение H. с производством во 2-й пол. 19 в. привело к тому, что в ней резко вырос объём коллективного труда. Это потребовало новых организац. форм её существования. H. 20 в. характеризуют тесная и прочная взаимосвязь с техникой, всё более глубокое превращение H. в не-посредств. производительную силу общества, возрастание и углубление её связи со всеми сферами обществ, жизни, усиление её социальной роли. Совр. H. составляет важнейший компонент научно-технической революции, её движущую силу. "Точки роста" H. 20 в. находятся, как правило, на пересечении внутр. логики её развития с диктуемыми совр. обществом всё более многообразными социальными потребностями. К сер. 20 в. на одно из первых мест в естествознании выдвинулась биология, в к-рой совершены фундаментальные открытия (напр., Ф. Криком и Дж. Уотсоном установлена молекулярная структура ДНК, открыт генетический код и др.). Особенно высокие темпы развития характерны для тех направлений H., к-рые, интегрируя достижения различных её отраслей, открывают принципиально новые перспективы решения крупных комплексных проблем современности (создание новых источников энергии и материалов, оптимизация отношений человека с природой, управление большими системами, космич. исследования и т. п.).

Закономерности и тенденции развития науки. Более чем двухтысячелетняя история H. отчётливо обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций её развития. Ещё в 1844 Ф. Энгельс сформулировал положение об ускоренном росте H. "...Наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения..." (M арке К. и Энгельс Ф., там же, т. 1, с. 568). Как показали совр. исследования, это положение может быть выражено в строгой форме экспоненциального закона, характеризующего возрастание нек-рых параметров H., начиная с 17 в. Так, объём науч. деятельности удваивается примерно каждые 10-15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества науч. открытий и науч. информации, а также числа людей, занятых в H. По данным ЮНЕСКО, за последние 50 лет (до нач. 70-х гг.) ежегодное увеличение числа науч. работников составляло 7%, в то время как численность всего населения возрастала лишь на 1,7% в год (в 70-е гг. показатели роста H. в США и нек-рых др. капиталистич. странах стали уменьшаться - начал обнаруживаться эффект т. н. насыщения H.). В результате число ныне живущих учёных и науч. работников составляет свыше 90% от общего числа учёных за всю историю H.

Развитию H. свойствен кумулятивный характер: на каждом ист. этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат H. входит неотъемлемой частью в её общий фонд, не перечёркива-ясь последующими успехами познания, а лишь переосмысляясь и уточняясь.

Преемственность H. приводит к единой линии её постулат, развития и необратимому его характеру. Она обеспечивает также функционирование H. как особого вида "социальной памяти" человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения её законами.

Процесс развития H. находит своё выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положит, знаний. Он затрагивает также всю структуру H. На каждом ист. этапе науч. познание использует определённую совокупность позна-ват. форм - фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т. е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления. Напр., для антич. стиля мышления характерно наблюдение как осн. способ получения знания; H. нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитич. подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее не разложимых первоэлементов исследуемой реальности; совр. H. характеризует стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов. Каждая конкретная структура науч. мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития H., что приводит время от времени к науч. революциям, т. е. радикальной смене осн. компонентов содержательной структуры H., к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов H. Чередование экстенсивных и революц. периодов развития, характерное как для H. в целом, так и для отд. её отраслей, рано или поздно находит своё выражение также и в соответствующих изменениях форм организации H.

Всю историю H. пронизывает сложное диалектич. сочетание процессов диффе^ ренциации и интеграции: освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации H., к дроблению её на всё более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции H. Первоначально новые отрасли H. формировались П о предметному признаку - сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для совр. H. становится всё более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определённой крупной теоретич. или практич. проблемы. Так возникло значит, количество стыковых (пограничных) H. типа биофизики и т. п. Их появление продолжает в новых формах процесс дифференциации H., но вместе с тем даёт и новую основу для интеграции прежде разобщённых науч. дисциплин.

Важные интегрирующие функции по отношению к отд. отраслям H. выполняют философия, к-рая обобщает науч. картину мира, а также отд. науч. дисциплины типа математики, логики, кибернетики, вооружающие H. системой единых методов.

Структура науки. Науч. дисциплины, образующие в своей совокупности систему H. в целом, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) - естеств., обществ, и технические H., различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет - ряд науч. дисциплин занимает промежуточное положение. Так, напр., на стыке технич. и обществ. H. находится технич. эстетика, между естеств. и технич. H.- бионика, между естеств. и обществ. H.- экономич. география. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, образует систему разнообразным способом координированных и субординированных предметными и методич. связями отд. H., что делает проблему их детальной классификации крайне сложной и пол^ ностью не решённой до сегодняшнего дня (см. ниже раздел Классификация наук).

Наряду страдиц. исследованиями, проводимыми в рамках к.-л. одной отрасли H., проблемный характер ориентации совр. H. вызвал к жизни широкое развёртывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных науч. дисциплин, конкретное сочетание к-рых определяется характером соответствующей проблемы. Примером этого является исследование проблем охраны природы, находящееся на перекрёстке технич. наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и др. Такого рода проблемы, возникающие в связи с решением крупных хозяйств, и социальных задач, типичны для совр. H.

По своей направленности, по непо-средств. отношению к практике отд. H. принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных H. является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в "чистом виде", как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Поэтому фундамен-!альные H. иногда называют "чистыми". Непосредств. цель прикладных H.- применение результатов фундаментальных H. для решения не только познавательных, но и социально-практич. проблем. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа. На стыке прикладных H. и практики развивается особая область исследований - разработки, переводящие результаты прикладных H. в форму технологич. процессов, конструкций, пром. материалов и т. п.

Прикладные H. могут развиваться с преобладанием как теоретич., так и практич. проблематики. Напр., в совр. физике фундаментальную роль играют электродинамика и квантовая механика, приложение к-рых к познанию конкретных предметных областей образует различные отрасли теоретич. прикладной физики - физику металлов, физику полупроводников и т. п. Дальнейшее приложение их результатов к практике порождает разнообразные практич. прикладные H.- металловедение, полупроводниковую технологию и т. п., прямую связь к-рых с производством осуществляют соответствующие конкретные разработки. Все технич. H. являются прикладными.

Как правило, фундаментальные H. опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретич. задел. В современной Н. на долю прикладных H. приходится до 80-90% всех исследований и ассигнований. Одна из насущных проблем совр. организации H.- установление прочных, планомерных взаимосвязей и сокращение сроков движения в рамках цикла "фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - внедрение".

В H. можно выделить эмпирический и теоретич. уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирия, знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качеств, и количеств, характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирич. характеристиками выражаются с помощью эмпирич. законов, часто имеющих вероятностный характер. Теоретич. уровень науч. знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретич. законов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения эмпирич. ситуаций, т. е. с целью познания сущности явлений. Оперирование с объектами теоретич. уровня, с одной стороны, может осуществляться без обращения к эмпирии, а с другой - предполагает возможность перехода к ней, реализующуюся в объяснении уже имеющихся и предсказании новых фактов. Наличие теории, единообразным способом объясняющей подлежащие её ведению факты, является необходимым условием научности знания. Теоретич. объяснение может быть как качественным, так и количественным, широко использующим ма-тем. аппарат, что особенно характерно для совр. этапа развития естествознания.

Формирование теоретич. уровня H. приводит к качеств, изменению эмпирич. уровня. Если до формирования теории эмпирич. материал, послуживший её предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естеств. языка, то с выходом на теоретич. уровень он "видится" сквозь призму смысла теоретич. концепций, к-рые начинают направлять постановку экспериментов и наблюдений - осн. методов эмпирич. исследования. На эмпирич. уровне познания широко используются сравнение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез и др. Для теоретич. уровня характерны также такие познават. приёмы, как гипотеза, моделирование, идеализация, абстракция, обобщение, мысленный эксперимент и т. п.

Все теоретич. дисциплины так или иначе уходят своими ист. корнями в прак-тич. опыт. Однако в ходе развития отд. H. отрываются от своей эмпирич. базы и развиваются сугубо теоретически (напр., математика), возвращаясь к опыту только в сфере своих практич. приложений.

Развитие науч. метода долгое время было привилегией философии, к-рая и сейчас продолжает играть ведущую роль в разработке методология, проблем, являясь общей методологией H. В 20 в. методология. средства становятся гораздо более дифференцированными и в конкретном своём виде всё чаще вырабатываются самой H. Таковы новые категории, выдвигаемые развитием H. (напр., информация), а также специфич. мето-дологич. принципы (напр., соответствия принцип). Важную методологич. роль играют в совр. H. такие её отрасли, как математика и кибернетика, а также специально разрабатываемые методологич. подходы (напр., системный подход).

В результате структура отношений между H. и её методологией весьма усложнилась, а разработка методологич. проблем занимает всё более важное место в системе совр. исследований.

Наука как социальный институт. Организация и управление в науке. Оформление H. в качестве социального института произошло в 17 - нач. 18 вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов. До этого сохранение и воспроизводство H. как самостоят. социального образования осуществлялись преим. неформальным образом - путём традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения учёных.

До конца 19 в. H. оставалась "малой", занимая в своей сфере относительно небольшое число людей. На рубеже 19 и 20 вв. возникает новый способ организации H.- крупные науч. ин-ты и лаборатории, с мощной техния. базой, что приближает науч. деятельность к формам совр. индустриального труда. Тем самым происходит превращение "малой" H. в "большую". Совр. H. всё глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только пром. и с.-х. производство, но и политику, административную и воен. сферу. В свою очередь, H. как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономич. потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области H. превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

С расколом мира на два лагеря после Великой Окт. социалистич. революции H. как социальный институт стала развиваться в принципиально различных социальных условиях. При капитализме, в условиях антагонистич. обществ, отношений достижения H. в значит, мере используются монополиями для получения сверхприбылей, усиления эксплуатации трудящихся, для милитаризации экономики. В условиях социализма развитие H. планируется в общегосударств. масштабе в интересах всего народа. На науч. основе осуществляется плановое развитие экономики и преобразование обществ, отношений, благодаря чему H. играет решающую роль как в деле создания матери-ально-техния. базы коммунизма, так и в формировании нового человека. Развитое социалистич. общество открывает широчайший простор для новых успехов H. во имя интересов трудящихся.

Возникновение "большой" H. в первую очередь было обусловлено изменением характера её связи с техникой и производством. Вплоть до конца 19 в. H. играла вспомогат. роль по отношению к производству. Затем развитие H. начинает опережать развитие техники и производства, складывается единая система "H.- техника - производство", в к-рой H. принадлежит ведущая роль. В эпоху науч.-технич. революции H. постоянно трансформирует структуру и содержание материальной деятельности. Процесс производства всё более "...выступает не как подчинённый непосредственному мастерству рабочего, а как технологическое применение науки" (M арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 206).

Наряду с естественными и технич. H. всё большее значение в совр. обществе приобретают обществ. H., задающие определенные ориентиры для его развития и изучающие человека во всём многообразии его проявлений. На этой основе происходит всё большее сближение естественных, технич. и обществ. H.

В условиях совр. H. первостепенное значение приобретают проблемы организации и управления развитием H. Концентрация и централизация H. вызвала к жизни появление общенац. и меж-дунар. науч. орг-ций и центров, система-тич. реализацию крупных междунар. проектов. В системе гос. управления сформировались спец. органы руководства H. На их базе складывается механизм науч. политики, активно и целенаправленно воздействующий на развитие H. Первоначально организация H. была почти исклюяительно привязана к системе ун-тов и др. высших уч. заведений и строилась по отраслевому признаку. В 20 в. широко развиваются специализированные исследовательские учреждения. Обнаружившаяся тенденция к снижению удельной эффективности затрат на науч. деятельность, особенно в области фундаментальных исследований, породила стремление к новым формам организации H. Получает развитие такая форма организации H., как науч. центры отраслевого (напр., Пущинский центр биол. исследований АН СССР в Моск. обл.) и комплексного характера (напр., Новосибирский науч. центр). Возникают исследоват. подразделения, построенные по проблемному принципу. Для решения конкретных науч. проблем, часто имеющих междисциплинарный характер, создаются спец. творческие коллективы, состоящие из проблемных групп и объединяемые в проекты и программы (напр., программа освоения космоса). Централизация в системе руководства H. всё чаще сочетается с децентрализацией, автономией в проведении исследований. Широкое распространение получают неформальные проблемные объединения учёных - т. н. невидимые коллективы. Наряду с ними в рамках "большой" H. продолжают существовать и развиваться такие неформальные образования, как науч. направления и науч. школы, возникшие в условиях "малой" H. В свою очередь, науч. методы всё более применяются как одно из средств организации и управления в др. областях деятельности. Массовый характер приобрела научная организация труда (НОТ), к-рая становится одним из гл. рыяагов повышения эффективности обществ, производства. Внедряются автоматич. системы управления производством (АСУ), создаваемые с помощью ЭВМ и кибернетики. Объектом науч. управления всё в большей мере становится человеческий фактор, прежде всего в человеко-машинных системах. Результаты науч. исследований используются для совершенствования принципов управления коллективами, предприятиями, государством, обществом в целом. Как и всякое социальное применение H., такое использование служит противоположным целям при капитализме и социализме.

Важное значение для H. имеют нац. особенности её развития, выражающиеся в распределении наличного состава учёных по разлияным странам, нац. и культурных традициях разработки отд. отраслей H. в рамках науч. школ и направлений, в соотношении между фундаментальными и прикладными исследованиями в масштабе страны, в гос. политике по отношению к развитию H. (напр., в размерах и направленности ассигнований на H.). Однако результаты Н.- науч. знания являются интернациональными по своему существу.

Воспроизводство H. как социального института тесно связано с системой образования, подготовки науч. кадров. В условиях совр. науч.-технич. революции ощущается определённый разрыв между исторически сложившейся традицией обучения в средней и высшей школе и потребностями общества (в т. ч. и Н.)· С целью ликвидации этого разрыва в систему образования интенсивно внедряются новые методы обучения, использующие новейшие достижения H.- психологии, педагогики, кибернетики. Обучение в высшей школе обнаруживает тенденцию приближения к исследовательской практике H. и производства.

В сфере образования познават. функция H. тесно связана с задачей воспитания учащихся как полноценных членов общества, формирования у них определённой ценностной ориентации и нравств. качеств. Практика социальной жизни и марксистско-ленинская теория убедительно доказали, что идеал Просвещения, согласно к-рому всеобщее распространение науч. знаний автоматически приведёт к воспитанию высоконравств. личностей и справедливой организации общества, является утопическим и ошибочным. Этого можно достигнуть только путём коренного изменения обществ, строя, замены капитализма социализмом.

Для H. как системы знаний высшей ценностью является истина, к-рая сама по себе нейтральна в морально-этич. плане. Нравств. оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (проф. этика учёного требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе ни перед чем не останавливающихся поисков истины), либо к деятельности по применению результатов H., где проблема соотношения H. и нравственности встаёт с особой остротой, конкретно выступая в виде проблемы моральной ответственности учёных за социальные последствия, вызванные применением их открытий. Варварское использование H. милитаристами (опыты гитлеровцев на людях, Хиросима и Нагасаки) вызвало ряд активных социальных действий прогрессивных учёных (Пагуошские конференции и др.), направленных на предотвращение антигу-манистич. применения H.

Изучение различных сторон H. ведётся целым рядом её специализированных отраслей, куда входят история H., логика H., социология H., психология науч. творчества и т. п. С сер. 20 в. интенсивно развивается новый, комплексный подход к изучению H., стремящийся к синтетич. познанию всех её многочисл. аспектов,- науковедение.


Социальная роль и будущее науки. Сложности и противоречия, связанные с возрастанием роли H., порождают в условиях антагонистического общества многообразные и зачастую противоречивые формы её мировоззренч. оценки. Полюсами таких оценок являются сциентизм и антисциентизм. Для сци-ентизма характерны абсолютизация стиля и общих методов "точных" наук, объявление H. высшей культурной ценностью, часто сопровождающееся отрицанием социально-гуманитарной и мировоззренч. проблематики как не имеющей познават. значения. Антисциентизм, напротив, исходит из положения о принципиальной ограниченности H. в решении коренных человеческих проблем, а в своих крайних проявлениях оценивает H. как враждебную человеку силу, отказывая ей в положит, влиянии на культуру.

В противоположность сциентизму и антисциентизму марксистско-ленинское мировоззрение неразрывно связывает объективный науч. подход с действенной гуманистич. направленностью, выявляет средства преобразования природной и социальной действительности с помощью H., учитывая при этом реальную значимость др. форм освоения мира, составляющих условия и предпосылки функционирования H., и соединяя все их в интересах человека.

Коренным образом различаются также бурж. и марксистские взгляды на будущее H. Бурж. концепции исходят из абсолютизации отд. сторон совр. H., некритически перенося их в будущее в неизменном или гипертрофированном виде. В рамках сциентизма H. рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры, к-рая поглотит "нерациональные" её области. Антисциентизм, напротив, обрекает H. либо на вымирание, либо на вечное противостояние антропологически трактуемой человеческой сущности. Марксистско-ленинское мировоззрение, рассматривая совр. H. как исторически обусловленный способ производства и организации знаний, видит будущее H. в преодолении границ между её отд. отраслями, в дальнейшем обогащении содержания H. методологич. элементами, в сближении H. с др. формами духовного освоения мира, что создаст условия для формирования новой, единой H. будущего, ориентированной на человека во всём богатстве проявлений его универсальной творческой способности по освоению и преобразованию действительности. "Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука" (M арке К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 596). Такая H. будущего, гармонически соединяющая познавательные, эстетич., нравств. и мировоззренч. элементы, будет соответствовать всеобщему универсальному характеру труда при коммунизме, непосредств. целью к-рого является всестороннее развитие человека как самоцели.

Лит.: Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1 - 2 (см. указатель); его же, Экономические рукописи 1857-1859 годов, там же, т. 46, ч. 1-2 (см. указатель); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 404 - 406); Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1971; БерналДж. Д., Наука в истории общества, пер. с англ., M., 1956; Габриэль-ян Г. Г., Наука и ее роль в обществе, Ep., 1956; Карпов M. M., Наука и развитие общества, M., 1961; Кедров Б. M., Классификация наук, кн. 1 - 2, M., 1961-65; Д о б р о в Г. M., Наука о науке, К., 1966; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., M., 1966; Проблемы исследования структуры науки, Новосибирск, 1967; К о п н и н П. В., Логические основы науки, К., 1968; Организация научной деятельности, M., 1968; Эффективность научных исследований. Сб. ст., пер. с франц. и англ., M., 1968; Волков Г. H., Социология науки, M., 1968; Научное творчество. Сб. ст., M., 1969;

Очерки истории и теории развития науки, M., 1969; Наука и нравственность. [Сб. ст.], M., 1971; Ученые о науке и ее развитии, M., 1971; Философия и наука, M., 1972; Концепции на