загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ольдт и др.). Центральное место занимает идея H. и. в эстетике романтизма, где она органически связывается с проблемой национальности в художеств, творчестве. Однако большинство представителей романтич. школы (В. Ваккенродер, А. Арним и К. Брен-тано - в Германии, С. П. Шевырёв - в России) подчёркивали преимущественно патриархальный характер нар. иск-ва, противопоставляли его как нечто бессознательное и естественное профессиональному иск-ву как искусственному и индивидуалистическому. Более глубокое понимание H. и. высказали писатели-реалисты А. С. Пушкин, H. В. Гоголь, Стендаль, к-рые видели основу H. и. в нар. жизни, в "духе" народа, преломляющем историч. опыт данной нации.

Наиболее глубоко в домарксистской эстетике теория H. и. была разработана рус. революц. демократами, особенно В. Г. Белинским и H. А. Добролюбовым. Подвергнув критике романтически-патриархальное понимание H.и. славянофилами, они сумели связать идею H. и. не только с жизнью и интересами масс, но и с освободит, борьбой трудящихся. Революц. демократы были далеки от сентиментальной идеализации мелкобурж. эстетич. сознания (П. Ж. Прудон). В просвещении и раскрепощении народа они видели условие освоения художеств, достижений широкими массами, преодоление той ограниченности распространения профессионального иск-ва только в среде "образованных классов", к-рая заставила Л. H. Толстого подвергнуть острой критике отрыв иск-ва от народа.

Анализ и критика противоречий капи-талистич. цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания H. и. К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали нар. основы ряда художеств, явлений (антич. художеств, мифологии, ср.-век. нар. поэзии, Шекспира), но и раскрыли причины обездоленностй нар. масс в сфере искусства в бурж. обществе, показали, что путём к преодолению этих антагонизмов является социалистич. революция. Подвергнув критике вульгарное понимание связи иск-ва с интересами "низших классов" (критика романа Э. Сю "Парижские тайны", поэзии "истинного социализма" и т. д.), Маркс и Энгельс показали, что в основе подлинной H. и. лежит объективное, глубоко правдивое художеств, освоение действительности. Если бурж. социология усматривает народность только в тех художеств, явлениях, к-рые являются эстетич. "эквивалентом" определённого состояния народа, то Маркс и Энгельс всегда подчёркивали значение реалистич. иск-ва как орудия пробуждения и революционизирования нар. сознания.

Теория H. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистич. революции и начального этапа строительства социалистич. культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику превращения иск-ва в общенар. достояние как один из центр, моментов культурной революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего антагонистич. разрыв между художеств, культурой и миллионами трудящихся, совершается процесс возвращения художеств, ценностей народу. H. и. для Ленина - решающий критерий оценки во всех вопросах как эстетич. теории, так и художеств, политики.

Бурж. эстетика оказалась неспособной указать пути преодоления противоречий эстетич. сознания, порождённых антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически разрешаются в ходе строительства социалистич. культуры, руководствующегося, в частности, мыслью Ленина о том, что "искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" (Ц е т к и н К., Воспоминания о Ленине, M., 1959, с. 11). Это положение, определяющее политику КПСС в области литературы и искусства, воплощается в практике художеств, творчества на основе метода социалистического реализма, характеризующегося последовательным осуществлением принципа H. и.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сборник], т. 1 - 2, M., 1967; Ленин В. И.. О литературе и искусстве. [Сборник], 4 изд., M., 1969; Добролюбов H. А., О степени участия народности в развитии русской литературы, Собр. соч., т. 1, M., 1950; Горький A. M., Советская литература. Доклад на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей, Собр. соч., т. 27, M., 1953; Егоров А. Г., Искусство и общественная жизнь, M., 1959; Искусство и народ. [Сб. ст.J, M., 1966.

Г. А. Недошивин.


НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЁТ, см. Учёт народнохозяйственный.

НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ и читальни, общедоступные бесплатные просветит, учреждения в дореволюц. России, предназначенные для широких трудовых слоев населения (рабочих, крестьян, ремесленников и др.). Учреждались и содержались земствами, гор. думами, культурно-просветит. обществами, кооперативными организациями, крестьянскими общинами и отдельными лицами. Первая H. б. была открыта Петерб. комитетом грамотности в 1861 в с. Вязовка Саратовской губ. В 70-80-х гг. возникло ок. 100 сел. H. б. в Вятской, Пермской, Московской и др. губерниях. Первая городская H. б. была учреждена в Томске в 1884, затем открылись H. б. в Одессе, Тбилиси, Харькове и др. городах. В Москве функционировали нар. читальни им. Тургенева (с 1885) и им. Островского (с 1888), в Петербурге - нар. читальня им. Пушкина (с 1887). Царское пр-во тормозило развитие H. б., устанавливая множество ограничений в их работе. В 1890 были изданы "Правила о бесплатных народных читальнях"; фонды H. б. должны были составляться в соответствии с каталогами, утверждёнными Мин-вом нар. просвещения. По свидетельству современников, в H. б. могла попасть 1/10 часть всей выходящей в России лит-ры, разрешённой для приобретения платными публичными библиотеками. В H. б. не допускались произведения В. Г. Белинского, H. А. Добролюбова, M. E. Салтыкова-Щедрина и MH. др. Политика Мин-ва нар. просвещения в отношении H. б. охарактеризована В. И. Лениным как "...вопиющая политика народного затемнения, вопиющая политика помещиков, желающих одичания страны" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 270). Революц. социал-демократия использовала H. б. для по-литич. просвещения и воспитания нар. масс, организуя подпольные фонды марксистской литературы. Под влиянием Революции 1905-07 пр-во вынуждено было отменить "Правила" 1890. H. б. были уравнены в правах с платными публичными библиотеками. К 1914 насчитывалось 12 600 H. б. и читален (ок. 9 млн. тт.). Обычно это были небольшие библиотеки (от 300 до 1000 книг); деятельность их по-прежнему находилась под надзором царского пр-ва. После Окт. революции 1917 H. б. и читальни были преобразованы в массовые библиотеки. См. ст. Библиотека.

Лит.: Стаханов С., Народная библиотека-читальня и ее посетители, M., 1900; Звягинцев E., Правовое положение народных библиотек за 50 лет, M., 1916.

НАРОДНЫЕ ДОМА, клубные учреждения в дореволюц. России. Обычно в H. д. размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная, книготорговая лавка. H. д. создавались на средства земств, органов городского самоуправления, обществ грамотности и отдельных лиц. Первые H. д. были открыты во 2-й пол. 80-х гг. 19 в. крупными промышленниками. В конце 19 в. прогрессивно настроенная интеллигенция организовала в крупных городах H. д. с просветительскими целями (в Петербурге - Лигов-ский H. д., в Москве - Введенский H. д., в Харькове и Киеве - H. д. Об-в грамотности и др.). Большое культурное воздействие оказывали театральные коллективы нек-рых H.д. (напр., Нар. театр Лиговского H. д., к-рым руководили П. П. Гайдебуров и H. Ф. С карская). Самодержавие тормозило культурно-просветительную деятельность H. д., ограничивая театральный репертуар "благонамеренными" пьесами, затрудняя комплектование библиотек (см. Народные библиотеки).

Большевики широко использовали H.д. для ведения революц. п-ропаганды, организации массовых митингов. 9(22) мая 1906 на митинге в Лиговском H. д. выступил В. И. Ленин (под псевд.- Карпов). После Окт. революции 1917 на смену H. д. пришли массовые культурно-просветит. клубные учреждения.

НАРОДНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ, в СССР граждане, избранные в установленном порядке в состав всех судов СССР и принимающие участие в рассмотрении уголовных и гражд. дел по первой инстанции. Правило о рассмотрении дел в судах с участием H. з. было введено декретом о суде Nb 1 от 22 ноября 1917 (СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 50). Основы законодательства о судоустройстве Союза CCP, союзных и авт. республик 1958 устанавливают, что дела во всех судах по первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе судьи и двух H. з.

Обязат. участие H. з. в осуществлении правосудия - один из конституционных принципов советского судопроизводства, выражающих его подлинно демократич. характер. В то же время это одна из форм привлечения трудящихся к гос. деятельности. H. з. может быть избран любой гражданин СССР, обладающий избират. правом и достигший ко дню выборов 25 лет. H. з. районных (городских) нар. судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих, крестьян по месту их работы или жительства сроком на 2 года. Такой же порядок установлен для избрания H. з. военных трибуналов. Н.з. всех других судов (областных, краевых, судов авт. областей и нац. округов, Верховных судов авт. и союзных республик, а также Верховного суда СССР) избираются сроком на 5 лет соответствующими Советами (областными, краевыми Советами депутатов трудящихся, Верховными Советами автономных, союзных республик, Верховным Советом СССР).

H. з. призываются к исполнению обязанностей в судах в порядке очерёдности не более чем на 2 недели в году, кроме тех случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. За H. з. из числа рабочих и служащих на время исполнения ими обязанностей в суде сохраняется заработная плата. Во время рассмотрения дел в суде H. з. имеют равные права с нар. судьёй. Все вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства и при вынесении приговора, решаются большинством голосов. Нарушение правил об участии H. з. в рассмотрении уголовных и гражд. дел, а также нарушение их прав является безусловным основанием к отмене приговора или решения.

Институт H. з. имеется также в зарубежных социалистич. гос-вах. Во всех европейских социалистич. гос-вах H. з. имеются в судах всех инстанций, участие их, как правило, обязательно при рассмотрении дел по первой инстанции.

НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ, произведения графики, предназначенные для распространения в народных массах; то же, что лубок.


НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ, культурно-просветительные организации в России, ставившие целью распространение муз. знаний среди широких кругов населения путём систематич. обучения музыке, устройства общедоступных концертов, лекций. Возникновение H. к. связано с обществ, подъёмом, вызванным Революцией 1905-07; в их организации участвовали передовые муз. деятели. Первые H. к. открылись в Москве в 1906 и Петербурге в 1908; основным контингентом слушателей были служащие. В др. городах H. к. устраивали гл. обр. концерты и лекции. В первые годы Сов. власти H. к. открылись во MH. городах (Витебске, Ташкенте, Ярославле и др.). Вскоре в связи с реорганизацией муз.-учебного дела они были преобразованы в гос. муз. уч. заведения (техникумы и др.).


НАРОДНЫЕ МУЗЕИ, в СССР культурно-просветительные учреждения, создаваемые по инициативе и при непосредственном участии населения на обществ, началах. Положение о H. м. утверждено Мин-вом культуры СССР в 1965. Задачами H. м. являются сбор, хранение, изучение и экспонирование памятников материальной и духовной культуры сов. народа, а также памятников естеств. истории. H. м. имеют различные профили: краеведческие, исторические, художественные, технические, литературные и т. д. Создаются при пром. предприятиях, колхозах, совхозах, сельсоветах, школах и др. орг-циях по решению Исполкома местного Совета депутатов трудящихся и регистрируются в краевом (областном) управлении культуры, а в республиках, не имеющих обл. деления,- в мин-вах культуры союзной или авт. республики. Работой H. м. руководит обществ, совет музея. Методич.руководство деятельностью H. м. осуществляет ближайший к нему гос. музей соответствующего профиля. На 1 янв. 1973 в СССР насчитывалось ок. 3 тыс. H. м. (гл. обр. в УССР и РСФСР).

И. А. Анощенко.


НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, музыкальные инструменты, созданные народом и распространённые в нар. муз. практике. См. в ст. Музыкальные инструменты.

"НАРОДНЫЕ СМЕЛЬЧАКИ" ("Arditi del Popolo"), вооружённые отряды антифашистов в Италии в 1921-22. Образовались в период наступления фашизма в 1921 из левого крыла "Нац. ассоциации смельчаков Италии" [осн. в 1919 из быв. бойцов штурмовых (ударных) отрядов итал. армии]. Движение "Н. с." приняло подлинно народный характер; в отрядах "Н. с." сражались коммунисты, анархисты, социалисты, республиканцы, католики и беспартийные. Однако руководство антифаш. партий не поддержало "Н. с.", большинство этих партий проводило политику "умиротворения" фашизма, а руководство компартии во главе с А. Бордигой заняло сектантскую позицию, выступив за создание исключительно коммунистич. боевых отрядов. "Н. с." оказались изолированными и были разбиты фашистами. Крупнейшие выступления "H. с." - участие в нар. манифестациях в Риме 6 июля 1921 и воо-руж. бои в защиту Пармы в авг. 1922.

НАРОДНЫЕ СОЦИАЛИСТЫ, энесы, Народно-социалистич. (трудовая) партия, Трудовая народно-социалистич. партия, мелкобуржуазная партия в России. В 1906 выделилась из правого крыла партии эсеров. Лидеры H. с.- H. Ф. Аннвнский, В. А. Мякотин, А. В. Пешехонов, В. Г. Богораз, С. Я. Елпатьевский, В. И. Семевский и др. Офиц. орган - журн. "Народно-социалистич. обозрение" (1906-07). Программа H. с. представляла собой переделку "...эсеровской программы из революционной в оппортунистическую, мещански-легальную..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 44). Она заявляла, что "вся полнота гос. власти должна принадлежать народу", под к-рым подразумевались все трудящиеся - от пролетариев до бурж. интеллигенции. Программа, требуя в интересах крестьян отчуждения помещичьих земель, допускала их выкуп. Выдвигая требование национализации всех земель, программа не затрагивала надельного землевладения и тех частновладельческих земель, на к-рых велось "трудовое хозяйство". В период спада рус. Революции 1905-07 H. с. разделяли политич. линию кадетов. 16-20 апр. 1907 проходила 1-я конференция H. с. После третъеиюнъского государственного переворота 1907 партия H. с., не имевшая массовой базы, фактически перестала существовать. События Февр. революции 1917 возродили её орг-ции. На 1-м съезде партии 17- 23 июня (30 июня - 6 июля) 1917 H. с. объединились с трудовиками. Был избран ЦК, в к-рый вошли Пешехонов, Мякотин, А. Д. Демьянов, С. П. Мельгунов, M. E. Березин и др.; офиц. орган - газ. "Народное слово". Программа партии, принятая съездом, свидетельствовала о превращении H. с. в ярых защитников кулаков, о полной поддержке её лидерами бурж. Временного правительства, о перерождении MH. её членов в открытых врагов социалистич. революции. После Окт. революции 1917 энесы участвовали в контрреволюц. орг-циях и заговорах. В 1918 партия прекратила своё существование.

Д. А. Колесниченко.


НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ, 1) в СССР- общественные учебные организации, способствующие самообразованию, культурному развитию и повышению профессионального уровня трудящихся. После Окт. революции 1917 H. у. возникали как одна из многочисл. форм общеобразоват. и культурно-просветит. работы. На 8-м съезде РКП(б) (1919) в Программу партии был включён пункт о всесторонней гос. помощи H. у. как одной из форм внешкольного образования, "самообразования и саморазвития рабочих и крестьян". На новой основе H. у. стали создаваться в кон. 50-х гг. в условиях развитого социалистич. общества, научно-технич. революции и культурного прогресса, когда встала задача организации непрерывного образования всего населения, формирования всесторонне развитой личности строителя коммунизма. Первыми H. у. нового типа явились ун-ты культуры. В Программе КПСС (1961) была отмечена необходимость дальнейшего развития системы H. у. Цели и задачи H. у. различных профилей определены в пост. ЦК КПСС от 8 окт. 1968 "Об улучшении работы народных университетов". Место H. у. в общей системе нар. образования закреплено в ст. 12 Основ законодательства Союза CCP и союзных республик о народном образовании (1973). В соответствии с потребностями обществ, развития, интересами и запросами трудящихся в системе H. у. происходит процесс дифференциации обучения: только по осн. отраслям знаний (общественно-политические, естественнонаучные, экономические, сельскохозяйственные, научно-технические, педагогические, медицинские, правовые и др.) и культуры (музыка, кино, изобразит, иск-во и др.) насчитывается более 50 профилей. В 1973 работало ок. 29 тыс. H. у., в к-рых обучалось 7 млн. чел. (в т. ч. рабочие составляли 31% слушателей, служащие - 34%, колхозники - 13% ); преподавательскую работу вели на обществ, началах св. 508 тыс. учёных и специалистов. Обучение в H. у. бесплатное, без отрыва от производства. Базой их работы являются школы, высшие и ср. спец. уч. заведения, клубные учреждения, производств, помещения предприятий, колхозов и совхозов. Учредителями H. у. выступают Всесоюзное об-во "Знание", ВЦСПС, комсомол, мин-ва просвещения, культуры, высшего и ср. спец. образования, здравоохранения, творческие союзы. Особая роль принадлежит Гос. комитету Сов. Мин. СССР по телевидению и радиовещанию, организовавшему "Н. у. миллионов". В союзных республиках, их адм. центрах существуют обществ, советы по руководству H. у. Общее руководство и координацию деятельности орг-ций, ответственных за работу H. у., осуществляет Центр, совет H. у. в Москве (созд. в 1968). В его составе 119 видных учёных, обществ, и гос. деятелей; председатель - акад. И. И. Артоболевский.

Лит.: Сборник документов о развитии народных университетов в СССР, M., 1971; Вторая всесоюзная научно-методическая конференция по проблемам развития народных университетов, [в. 1 - 3], M., 1971 - 1972; Дубровина Л. В., Народные университеты, M., 1963.

2) В Зап. Европе, США (с сер. 19 в.) и дореволюц. России (с кон. 19 в.) под назв. "Н. у." функционировали разнообразные учреждения, имевшие целью распространение элементарных общеоб-разоват. и проф. знаний среди трудящихся в интересах развития капиталистич. производства. Первые H. у. появились в Дании в 40-х гг. (Folke hoj skolen). B Англии в 1867 преподавателем Кембриджского ун-та Д. Стюартом было разработано положение об University Extension (чтение курса популярных лекций по одному предмету, составление слушателями письм. работы, к-рая затем проверялась лектором, беседы после лекции). По этому принципу организовывалась работа H. у. в США, Германии, Бельгии и др. странах. Во Франции Universite Populaire имели характер дискуссионного клуба. В России H. у. организовывались как учебные и культ.-просвет, учреждения для взрослых. Первый H. у.- Пречистенские курсы - был открыт в 1897 в Москве. В период Революции 1905-07 H. у. учреждались повсеместно. В 1908 был проведён 1-й Всеросс. съезд деятелей об-в H. у.; открылся Моск. гор. H. у. им. А. Л. Шанявского (см. Шанявского университет). Большевики широко использовали эту легальную форму культ.-просвет, работы для пропаганды марксизма среди рабочих и крестьян. Однако с усилением реакции царское пр-во закрыло почти все H. у. О развитии H. у. после Окт. революции 1917 см. выше - H. у. в СССР. Л. В. Дубровина, А. Ф. Диденко.


НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА, см. в ст. Начальная школа.


НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Многие H. х. п. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. С развитием товарно-денежных отношений формировались кустарные H. х. п., работающие на рынок. В условиях капитализма H. х. п. приобретают характер частных мастерских, вовлечённых в общую систему капиталистич. рынка; часто они не выдерживали конкуренции фабричных товаров, вырождались и гибли. В кон. 19 - нач. 20 вв. во MH. странах началось возрождение H. х. п. Система-тич. характер этот процесс получил в со-циалистич. странах. Ему способствует кооперирование нар. мастеров, помощь спец. н.-и. ин-тов. В странах (гл. обр. Азии и Африки), где капиталистич. товарно-денежные отношения носили неразвитый характер, H. х. п. не прекращали своего существования. Отрасли H. х. п. разнообразны. Это - вышивка, керамика, художеств, лаки, ковро-делие, художеств. обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д. Подробнее о H. х. п. см. в ст. Народное творчество, в разделах, посвящённых изобразит, и декоративно-прикладному иск-ву, статей о республиках СССР, странах, а также в спец. статьях о H. х. п.: Абрамцево-Кудринская резьба, Богородская резьба, Великоустюжское чернение по серебру, Вологодское кружево, Гжельская керамика, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Елецкое кружево, Жостовская роспись, Кировский капо-корешок, Косое, Крестецкая вышивка, Кубани, Мстёрская вышивка, Мстёрская миниатюра, Опошня, Палехская миниатюра, Скопинская керамика, Тобольская резная кость, Торжокское золотое шитьё, Федоскинская миниатюра, Холмогорская резная кость, Холуйская миниатюра, Хотьковская резная кость, Хохломская роспись, Чукотская резная кость, Шемо-годская прорезная берёста.

Лит.: Народное искусство СССР в художественных промыслах, т. 1 - РСФСР, М.- Л., 1940; Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX -XX вв., M., 1965; Д о л i н с ь к a M., Майстри народного мистецтва Украхнсько! PCP. Дов1дник, Кшв, 1966. См. также лит. при ст. Народное творчество.


НАРОДНЫЙ ..., в СССР почётное звание, присваиваемое высшими органами гос. власти Союза CCP и союзных республик. См. Звания почётные.

НАРОДНЫЙ АВАНГАРД Коста-Рики, встречающееся в лит-ре название Партии Народный авангард Коста-P ики.


НАРОДНЫЙ БАНК КИТАЯ, эмиссионный, кредитный, расчётный и кассовый центр КНР. Учреждён 1 дек. 1948 на основе слияния Нар. банка Сев. Китая, Бэйхайского и Сев.-Зап. крестьянских банков. Аккумулирует средства гос. бюджета, гос. орг-ций и предприятий. В его ведении сеть сберегат. касс. H. б. К. осуществляет кредитование нар. х-ва. Предоставляет краткосрочные кредиты на покрытие сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, на заготовку экспортных с.-х. продуктов и др. цели. Осуществляет кассовое обслуживание предприятий, орг-ций. Выполняет междунар. расчёты и операции по покупке и продаже золота и серебра. Банк устанавливает курс валюты - юаня (жэньминьби) к иностр. валютам. H. б. К.- одно из крупнейших кредитных учреждений мира, поддерживает корреспондентские связи с банками MH. стран. В 1971 имел 34 тыс. отделений в стране и за границей. Гл. контора - в Пекине. И. Г. Маевская.


НАРОДНЫЙ БАНК ЮГОСЛАВИИ, центральный эмиссионный банк и осн. кредитный институт СФРЮ. Учреждён в янв. 1946. На банк возложено руководство ден. обращением и общей кредитной и валютной политикой страны, организация расчётов и кредитных отношений с др. странами, образование и хранение золотовалютных резервов, покупка и продажа золота, серебра и др. драгоценных металлов и т. д. С 1961 H. б. Ю. не имеет непосредств. отношений с предприятиями и орг-циями и предоставляет кредиты, как правило, только деловым банкам. В отд. случаях выделяет средства на мероприятия общегос. значения, проводимые правительством, напр, на покрытие дефицита бюджета федерации, затрат на оборону страны. Все деловые банки СФРЮ должны хранить в H. б. Ю. обязат. резервы, размеры к-рых он устанавливает. До 1973 H. б. Ю. имел исключит, право на продажу и покупку иностр. валюты. С 1 янв. 1973 в Югославии действует валютный рынок, на к-ром осуществляются все операции, связанные с продажей и покупкой иностр. валюты. H. б. Ю. один из главных его участников. Он следит за тем, чтобы курс югосл. динара по отношению к свободно конвертируемым валютам не отклонялся от паритета более чем на ± 2,25%. Гл. контора банка находится в Белграде. Банк имеет одно агентство за границей - в Нью-Йорке. Сумма баланса H. б. Ю. на 1 янв. 1971 достигала 47,5 млрд. динаров. Более 75% её составляют краткосрочные кредиты. И. Г. Маевская.

НАРОДНЫЙ ДОХОД, см. Национальный доход.
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ, наркомат, в Советском государстве в 1917-46 центр, орган гос. отраслевого управления. Первые наркоматы были образованы постановлением "Об учреждении Совета Народных Комиссаров", принятым 2-м Всеросс. съездом Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917. В состав первого Сов. пр-ва - CHK, возглавлявшегося В. И. Лениным, вошли народные комиссары, стоявшие во главе комитета по военным и морским делам, и 12 комиссий: торговли и пром-сти; юстиции; почт и телеграфов; труда; по делам иностранным; по делам продовольствия; финансов; нар. просвещения; по делам железнодорожным; по внутр. делам; земледелия; по делам национальностей. Конституция РСФСР 1918 закрепила сложившуюся к тому времени систему H. к. (18 наркоматов, в т. ч. действовавший на правах H. к. Высший совет нар. х-ва). Существ, изменения в систему H. к. внесло образование в 1922 Союза CCP. Для руководства важнейшими гос. функциями, передававшимися Союзу CCP, были созданы 5 общесоюзных (единых для всей страны) наркоматов: военный и морской, иностр. дел, внеш. торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Координация усилий союзных республик в других, представлявших общий интерес сферах гос. жизни, была возложена на 5 объединённых наркоматов: BCHX, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крест. инспекции (РКИ). Эта система была закреплена в Конституции СССР 1924. Конституции союзных республик предусматривали создание 5 объединённых (одноимённых с соответствующими наркоматами СССР) и 6 респ. наркоматов, к-рые оставались в исключит, ведении союзных республик (внутр. дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия, социального обеспечения). Общие вопросы организации наркоматов СССР, порядок их взаимоотношений с CHK СССР, с одноимёнными H. к. союзных республик и др. вопросы определялись Общим положением о наркоматах СССР 1923. H. к. предоставлялось право издавать в пределах своей компетенции постановления, распоряжения, инструкции, циркуляры и приказы. С развитием нар. х-ва и усложнением управления система H. к. изменялась (напр., в связи с переходом от натурального обложения с. х-ва к денежному в 1924 был ликвидирован H. к. продовольствия и образован объединённый H. к. внутр. торговли; в 1932 BCHX был разделён на общесоюзные H. к. тяжёлой промышленности и лесной промышленности и объединённый H. к. лёгкой промышленности).

С принятием Конституции СССР 1936 объединённые наркоматы были преобразованы в союзно-республиканские. Система H. к. включала 8 общесоюзных и 10 союзно-респ. наркоматов. В союзных и авт. республиках предусматривалась возможность организации союзно-респ. H. к., одноимённых с соответствующими наркоматами СССР, и респ. наркоматов (перечень их устанавливался конституциями соответств. республик). В последующие годы в связи с усложнением работы по руководству быстро развивающимся нар. х-вом происходит процесс дальнейшего разукрупнения и создания новых H. к. Законом от 15 марта 1946 Советы Нар. Комиссаров СССР, союзных и авт. республик были преобразованы в Советы Министров, наркоматы - в министерства. В. H. Ершов.

НАРОДНЫЙ КОМИТЕТ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ (HKCK), высший исполнительный орган народной власти в Сев. Корее (с февр. 1947 по сент. 1948). HKCK подчинялся Нар. собранию Сев. Кореи и был ответствен перед ним. HKCK принял первый в истории Сев. Кореи народнохозяйственный план (1947), успешно претворённый в жизнь. Сложил свои полномочия в связи с образованием правительства КНДР.

Лит.: Конституция и основные законодательные акты Корейской Народно-Демокра-тической Республики, пер. с кор., M., 1952, с. 382-86.


НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ (Народни музеj) в Белграде, крупнейший музей Социалистической Федеративной Республики Югославии. Осн. в 1844 (здание построено в 1903-06, арх. А. Стефанович, H. Несторович). Содержит памятники первобытного и антич. иск-ва, найденные гл. обр. на терр. Сербии и Македонии, в т. ч. неолитич. керамику и скульптуру, клад золотых изделий из Требениште (6 в. до н. э.), статую Геракла из Тамнича, голову имп. Константина из Ниша и др., произв. визант., древнеслав. и сербского изобразит, иск-ва 5-20 вв., собрание европ. живописи и графики 14-20 вв., нумизматич. коллекцию.

Лит.: Народный музей. Београд, Београд, 1970 (на рус. яз.).


НАРОДНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ КИТАЯ, (НПКСК), орган Единого народно-демо-кратич. фронта Китая. Подготовит. K-T по созыву НПКСК был создан в Пекине 15 июня 1949 по инициативе Комму-нистич. партии Китая (КПК). 1-я сессия НПКСК состоялась в Пекине 21-30 сент. 1949. В её работе участвовали 662 делегата, представлявших КПК, Нар.-освободит, армию, различные р-ны страны, бурж.-демократич. партии, массовые орг-ции, нац. меньшинства, кит. граждан, проживающих за границей, беспарт, обществ, деятелей Китая. На сессии были приняты Общая программа и орга-низац. статут НПКСК, декларация, провозглашавшая создание КНР, закон об организации Центр, нар. пр-ва КНР, решения об объявлении Пекина столицей КНР, утверждении гос. флага, герба и гимна КНР. Сессия избрала Центр, нар. правительств, совет, а также Всекит. K-T НПКСК в качестве его высшего исполнит, органа. До сент. 1954, когда было созвано Всекит. собрание нар. представителей, принявшее конституцию КНР, НПКСК выполнял функции высшего органа гос. власти, а Общая программа НПКСК являлась осн. законом КНР. После сент. 1954 на НПКСК были возложены функции совещат. органа при обсуждении важнейших гос., политич. и экономич. вопросов. В дек. 1954 сессия Всекит. к-та НПКСК приняла новый устав НПКСК, к-рый обязывал все орг-ции и отд. лица, участвующие в НПКСК, "укреплять строй нар. демократии" в Китае, "крепить и развивать нерушимую дружбу Китая с СССР и всеми странами нар. демократии". Устав определил, что срок полномочий Всекит. к-та НПКСК устанавливается 4 года, сессии Всекит. к-та НПКСК проводятся 1 раз в год. В период т. н. культурной революции (2-я пол. 60-х гг.) все органы НПКСК в центре и на местах фактически перестали функционировать. В. И. Елизаров.


НАРОДНЫЙ СОВЕТ, название местных органов гос. власти в Албании, Болгарии, ДРВ и Румынии. Избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного, прямого избират. права при тайном голосовании в Албании - на 3, в Болгарии - на 2,5, в ДРВ - на 3 и 2, в Румынии - на 4 года. H. с. осуществляет гос. власть на территории соответствующей адм. единицы. В пределах своей компетенции направляет и контролирует деятельность хоз. предприятий, орг-ции и учреждений, находящихся на его территории, осуществляет руководство местным х-вом, культурой, социальным страхованием, коммунально-бытовым обслуживанием, просвещением, здравоохранением, обеспечивает охрану прав граждан, обществ, порядок, социалистич. законность. См. также Местные органы государственной власти.

НАРОДНЫЙ СОВЕТ (Narodni Sovet), временный орган словенских политич. партий, возникший в авг. 1918 в период обострения политич. кризиса в Австро-Венгрии и усиления борьбы за создание нац. гос-в, в т. ч. объединённого югосла-вянского гос-ва. В состав H. с. вошли лидеры Словенской народной и Словенской либеральной партий и ряд словенских политич. обществ. Согласие сотрудничать с H. с. выразила и Словенская с.-д. партия. Пред. H. с. стал А. Корошец. В окт. 1918 H. с. вошёл в Нар. вече сербов, хорватов и словенцев.

НАРОДНЫЙ СОЮЗ (Althydhubandalagid), политическая партия в Исландии. Осн. в 1968 на базе избират. блока того же названия (блок был создан в 1956 Единой социалистической партией Исландии, левыми с.-д. и др.). Объединяет рабочих, рыбаков, крестьян, а также мелких служащих, представителей радикально настроенной интеллигенции. Выступает за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие независимой нац. экономики, за выход Исландии из НАТО, ликвидацию воен. базы США в Кеблавике и вывод амер. войск из Исландии, за ликвидацию воен. блоков и пр. Партия объявила своей целью коренное преобразование существующей в Исландии обществ, системы, установление обществ, собственности на осн. средства произ-ва. На выборах 1971 получила 17% голосов, заняв 3-е место (в парламенте 10 мандатов); её два представителя вошли в правительство. Высшим органом H. с. является съезд партии. Съезд избирает Нац. совет. На ежегодных заседаниях Нац. совета избирается ЦК. Повседневное руководство партией осуществляет Исполком. Пред, союза - P. Арнальдс (1973). Взгляды партии отражает газ. "Тьоудвильинн" ("Thjodhviljinn"). П. Васильев.

НАРОДНЫЙ СУД, в СССР суд первой инстанции на терр. р-на или города, не имеющего районного деления. Осн. звено суд. системы рассматривает все уголовные и гражд. дела, возникающие на данной территории, за исключением дел, отнесённых законом к компетенции др. судов (см. также Подсудность), нек-рые категории дел об адм. правонарушениях. Кроме того, на H. с. возложено рассмотрение дел по жалобам граждан о неправильном включении или исключении их из списков избирателей при выборах в Советы депутатов трудящихся.

Принципы орг-ции H. с. в Сов. гос-ве были определены в первые же годы Сов. власти. Декрет о суде, изданный 24 ноября 1917 (СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 50), создав H. с., заложил основы сов. судебной системы. Конституция СССР 1936 и принятые на её основе законы закрепили и расширили демократич. основы организации и деятельности H. с.: выборность, подотчётность избирателям, коллегиальное - в составе народного судьи и двух народных заседателей - рассмотрение дел, независимость суда при осуществлении правосудия (см. также Суд, Судоустройство). Решения и определения по гражд. делам и приговоры по делам в части имуществ. взысканий исполняются состоящими при H. с. судебными исполнителями.

H. с. принадлежит значит, роль в деле охраны социалистич. собственности, личной собственности граждан, политич., трудовых, жилищных и иных личных и имуществ. прав граждан СССР, иму-ществ. прав колхозов, а также государственных и иных обществ, орг-ций.


НАРОДНЫЙ СУДЬЯ, в СССР судья в составе народного суда. Избирается непосредственно населением р-на (города) на основе всеобщего равного и прямого избират. права сроком на 5 лет. H. с. может быть избран каждый гражданин СССР, обладающий избират. правом и достигший ко дню выборов 25 лет. Принцип выборности H. с. обусловливает их обязанность систематически отчитываться перед избирателями, а также право избирателей досрочно отозвать H. с., не оправдавших их доверия. Если в р-не или городе (не имеющем районного деления) избрано несколько H. с., соответствующий Совет депутатов трудящихся утверждает из числа H. с. председателя (старшего судью), к-рый осуществляет общее руководство работой суда.

H. с. и 2 народных заседателя образуют состав суда, к-рому законом предоставлено право рассмотрения уголовных и гражд. дел и вынесения по ним решений. При рассмотрении дела H. с. является председательствующим суд. заседания. Дела об административных проступках, отнесённых к ведению суда, H. с. рассматривает единолично. H. с. предоставлено также право выносить постановления о возбуждении уголовного дела по поступившим в суд жалобам и заявлениям о совершении преступления. Если обстоятельства уголовного дела не требуют проведения спец. распорядит. заседания, H. с. единолично решает вопрос о предании обвиняемого суду.

H. с. могут быть привлечены к уголовной ответственности и отстранены от должности или подвергнуты аресту только с согласия Президиума Верх. Совета соответствующей союзной республики. За служебные преступления H. с. привлекаются в установленном порядке к дисциплинарной ответственности (см. Ответственность дисциплинарная).

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ, см. Народное творчество.


НАРОДНЫЙ ТЕАТР в С С С P, высшая форма театральной художественной самодеятельности, её новая и более высокая ступень развития. H. т. создаются на базе творчески зрелых, получивших признание, постоянно действующих драматич. и музыкальных (опера, балет, муз. комедия) коллективов, имеющих постоянную труппу и полноценный в идейном и художеств, отношении репертуар, располагающих необходимыми условиями для подготовки спектаклей, выступлений и учебно-педагогич. работы. Первые H. т. гос. сети были созданы в 1959, профсоюзной сети в 1961. В 1959 звание H. т. получили театральные коллективы в сёлах Бутурлиновка и Никольское (Воронежская обл.), Нариманове (Тат. АССР), Красный Яр (Астраханская обл.), Бессоновка (Пензенская обл.); в 1960- коллективы дворцов культуры (ДК): ЗИЛ (автозавод им. Лихачёва), Метростроя, им. Горбунова в Москве, ДК Выборг-ской стороны в Ленинграде, "Баррикады" в Волгограде и др. (всего в 1960 было ок. 100 H. т.). Помимо драматических, существуют музыкальные H. т.: оперные - при Центр, доме культуры железнодорожника (Москва), Новочеркасском политехнич. ин-те; балетные - при ДК металлургов в Новокузнецке, "Гигант" в Ярославле, "Серп и Молот" в Москве; оперы и балета - при ДК "Рост-сельмаш" (Ростов-на-Дону), Комбайнового завода (Таганрог); оперетты и муз. комедии - при ДК нефтяников (Орск), Ульяновского автозавода и др. В сёлах, рабочих посёлках, районных центрах, городах, где нет проф. театра, H. т. знакомит зрителей с театр, иск-вом, благотворно влияет на общественную, культурную жизнь населения. Деятельность H. т. способствует расширению культурного кругозора их участников, воспитанию эстетич. вкуса, повышению исполнительского мастерства.

Среди наиболее интересных спектаклей H. т.: "Аттестат зрелости" Гераскиной, "Ромео и Джульетта" Шекспира, "Синяя тетрадь" Казакевича (ДК ЗИЛ, реж. С. Л. Штейн), "Егор Булычев и другие" Горького, "Годы странствий" Арбузова (ДК Горьковского автозавода, реж. H. В. Никольский), "Яков Богомолов" Горького (ДК Метростроя, реж. Л. А. Нов-ский), "Птицы нашей молодости" Друце (Выборгский H. т., реж. Б. П. Фурне), "Валентин и Валентина" Рощина (ДК нефтяников, г. Ангарск, реж. Л. В. Бес-прозванный), "Темп" Погодина (ДК "Баррикады", Волгоград, реж. Б. Л. Аглин-цев), "Тихий Дон" по Шолохову (ДК им. Свердлова, г. Горький, реж. С. P. Депсамес), "Неспетая песня" Карима (ДК им. Орджоникидзе, Уфа, башк. H. т., реж. А. А. Аслямов), "Ярость" Яновского (Чертковский H. т., УССР, реж. А. К. Москаленко), "Хозяин Кыр-рбоя" Таммсааре (H. т. им. Эд. Виль-де, Тарту, реж. В.Пяй). MH. H. т. работают над созданием собств. оригинального репертуара, ставят спектакли на лит. материале, включающем произв. одного или неск. авторов, используют документы, публицистику: лит.-поэтич. представления - "Хорошо" Маяковского (Пермский H. т. молодёжи, реж. Д. И. Фут-лик) и др. H. т. возглавляют гл. режиссёр и художник - зав. постановочной частью, в муз. H. т. также и дирижёр, хормейстер, в балетных - балетмейстер, к-рые обычно являются штатными работниками. Актёры и др. участники спектакля (осветители, декораторы, костюмеры и др.) работают на обществ, началах. При MH. H. т. имеются театр, стадии, где ведётся систематич. обучение мастерству актёра, сценич. речи, сценич. движению, гриму. MH. режиссёры H. т. удостоены званий засл. деят. иск-в (Б. Л. Аглин-цев, H. В. Никольский, В. А. Орлов, Ю. Г. Поличинецкий, С. Л. Штейн и др.), засл. работника культуры. Режиссёров - руководителей H. т. готовят гос. ин-ты культуры и заочное режиссёрское отделение Театр, уч-ща им. Б. В. Щукина при Театре им. Евг. Вахтангова (с 1959). Творч. помощь H. т. оказывают проф. театры и Всеросс. театр, об-во, где в 1959 созданы Кабинет H. т. и Совет по H. т. (пред. Б. E. Захава). Кабинет изучает деятельность H. т., тенденции их развития, участвует в подготовке ме-тодич. литературы, проводит семинары режиссёров H. т.

В 1974 работало св. 2 тыс. H. т. (в т. ч. 50 музыкальных).

О H. т., связанном с устным нар. творчеством, см. в ст. Народное творчество.

Лит.: Горький на сцене самодеятельного театра. Сб. ст., M., I960; Народные театры. Г Сб. ст.], M., 1962; Народные театры. Сб. ст., Гв. 1 - 3], M., 1962-64; Воспитание актера. Материалы лаборатории режиссёров народных театров при BTO, в. 1 - 2, M., 1964 - 1972; Театр на селе. [Сб. статей], M., 1966; Народные театры страны. [Сб. ст.], M.) 1968. И. К. Сидорина.


НАРОДНЫЙ ФРОНТ, форма организации широких нар. масс (рабочего класса, крестьянства, гор. средних слоев, прогрессивной интеллигенции), сложившаяся в ряде стран в целях сплочения масс на борьбу против фашизма и войны, за демократию, социальный прогресс и нац. независимость, а также в защиту насущных экономич. интересов трудящихся. Основа H. ф.- единый рабочий фронт (см. Единый фронт), принципы создания к-рого, разработанные В. И. Лениным, были сформулированы в ряде решений Коммунистического Интернационала. Задача создания H. ф. приобрела первостепенное значение в 1-й пол. 1930-х гг. в связи с обозначившимся в те годы наступлением капитала, захватом власти фашистами в Германии (1933), консолидацией фаш. диктатуры в Италии, активизацией фашизма во Франции, Испании и ряде других стран, ростом воен. опасности.

Впервые идея H. ф. получила практич. осуществление после попытки фаш. переворота в февр. 1934 во Франции, где в 1935 H. ф. был создан по инициативе коммунистов в составе коммунистич. партии, социалистич. партии, партии радикалов и радикал-социалистов и др. орг-ций. В том же году к-ты H. ф. стали возникать в Испании и в Чили. Под воздействием Коминтерна, в руководящих органах к-рого опыт тактики H. ф. был предметом глубокого изучения и обобщения, поворот к H. ф. стали совершать и компартии др. стран, преодолевая пережитки догматизма и сектантства в своих рядах.

Всестороннее обоснование и глубокий анализ тактики H. ф., к-рая определила линию коммунистич. движения на многие годы, были даны на 7-м конгрессе Коминтерна (1935) в докладе Г. Димитрова ("Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма"). Этот доклад был положен в основу решений конгресса, указавшего, что создание H. ф. с целью объединения рабочего класса со всеми непролетарскими слоями, заинтересованными в борьбе против фашизма и войны, может привести к образованию правительств H. ф., чго в новых условиях H. ф., будучи важнейшим средством борьбы за мир и демократию, подготавливает предпосылки для последующего продвижения к социализму. Для колон, и зависимых стран конгресс выдвинул идею создания единого антиимпериалистич. фронта, объединяющего все силы, способные вести борьбу против колон, угнетения.

Проведение компартиями тактики H. ф. принесло им значит, успехи. В апреле - мае 1936 партии H. ф. во Франции одержали победу на парламентских выборах. Правительства, опиравшиеся на H. ф. (коммунисты поддерживали эти пр-ва, не входя в их состав), к-рые находились у власти во Франции в 1936-38, провели законы о повышении зарплаты рабочим, о введении 40-часовой рабочей недели, оплачиваемых отпусков, о расширении профсоюзных прав, льготном кредите для мелких торговцев и ремесленников, частичной национализации воен. пром-сти, запрещении фаш. орг-ций, улучшили положение крестьян. Осуществление тактики H. ф., несмотря на его раскол лидерами социалистов и радикалов в 1938, предотвратило установление фаш. диктатуры во Франции; 16 февр. 1936 на выборах в Испании победил H. ф., созданный в общенац. масштабе в нач. янв. 1936 (в него вошли компартия, социалистич. партия, Всеобщий союз трудящихся и др. орг-ции). Под руководством H. ф. респ. силы Испании в течение трёх лет (1936-39) сражались против исп. фашистов и нем.-итал. фаш. интервентов. В эти годы Испания превратилась из бурж.-демократической в демократич. республику нового типа.

В Китае компартия, руководствуясь решениями 7-го конгресса Коминтерна, стала с 1935 принимать меры к прекращению гражд. войны в стране и созданию антияпон. нац. фронта. В 1937 глава гоминьдановского пр-ва Чан Кай-ши под давлением массового движения согласился на создание антияпон. фронта, продолжая, однако, проводить линию на подрыв сплочённости участников борьбы против япон. захватчиков.

В Чили в 1936 коммунистич. и социалистич. партии совместно с Конфедерацией трудящихся Чили, демократической и радикальной партиями образовали H. ф., добившийся в 1938 больших успехов на муниципальных и президентских выборах. На его базе было сформировано пр-во (с участием коммунистов), просуществовавшее до 1941,

Борьба за H. ф. развёртывалась и в междунар. масштабе. В сент. 1936 в Брюсселе был проведён Междунар. конгресс мира, в работе к-рого участвовали делегаты от 35 стран (в т. ч. СССР) - представители различных политич. партий и направлений (коммунисты, социалисты и др.). Коминтерн неоднократно предлагал Социалистическому рабочему интернационалу установить единый антифащ. фронт, но неизменно наталкивался на отказ со стороны его руководителей, что имело особенно тяжёлые последствия в обстановке развязывания фаш. блоком 2-й мировой войны 1939-45.

В годы войны политика H. ф. получила дальнейшее развитие. В эти годы в оккупированных странах и странах фашистского блока развернулось Движение Сопротивления. В ряде этих стран под руководством компартий были созданы орг-ции Нац. фронта, объединившие все патриотич. элементы нации для активной борьбы против гитлеровцев и местных фашистов.

Во время и после 2-й мировой войны Нац. фронты в ряде стран Европы и Азии (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Румыния, Польша, Чехословакия, Югославия, Китай, КНДР, ДРВ) сыграли важную роль в победе нар.-демократич. и социалистич. революций. В связи с превращением движения Нац. фронта в этих странах из общедемократического и освободительного в антикапиталистическое от него отошли нек-рые элементы, отказавшиеся встать на путь социалистич. преобразований. В рамках Нац. фронта объединились демократич. партии и орг-ции, профсоюзы, женские, молодёжные и другие орг-ции (в нек-рых странах трудящиеся входят в состав Нац. фронта также индивидуально). Единство демократич. сил имело большое значение для победы Кубинской революции в 1959 и для последующего социалистич. развития Кубы.

После войны в развитых капиталистич. странах наступил новый этап в проведении политики единства демократич., антиимпериалистич., антимонополистич. сил. В этих странах развитие гос.-монополи-стич. капитализма поставило перед коммунистич. партиями задачу создания и укрепления единого антимонополистич. фронта во имя мира, демократии, нац. свободы и социального прогресса. Тактику антимонополистич. фронта проводят компартии Франции, ФРГ, Австрии, США и др. стран. Во Франции коммунисты, социалисты и левые радикалы выступили в 1973 с совместной правительств, программой на выборах в парламент (выборы принесли значит, победу левым силам), а в 1974 выдвинули общего кандидата на президентских выборах, получившего около половины всех голосов избирателей.

В странах Лат. Америки (Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Мексика, Сальвадор, Уругвай, Колумбия, Экуадор, Чили и др.) в 50-60-х гг. были созданы орг-ции типа Нац. фронта, развернувшие борьбу против засилья иностр. монополий и внутр. реакции, за социальные преобразования и демократизацию политич. жизни. В 1969 в Чили сложился блок Нар. единства, в к-рый вошли коммунистич. и социалистич. партии, а также др. политич. партии и орг-ции; в 1970 в результате победы на президентских выборах здесь пришло к власти пр-во Нар. единства, к-рое начало осуществлять глубокие социально-экономич. преобразования, открывавшие перед страной перспективу социалистич. развития. Деятельность блока Нар. единства обогатила народные массы ценнейшим политич. опытом, к-рый используется ими в борьбе против реакции, времешю утвердив шейся в Чили в результате воен. мятежа в сент. 1973.

В ряде стран Азии и Африки развернувшаяся после 2-й мировой войны борьба за нац. независимость объединила в рамках нац. антиимпериалистич. фронтов самые широкие слои населения: рабочий класс, крестьянство, мелкую гор. буржуазию, нац. буржуазию, интеллигенцию и даже патриотич. настроенные феод, круги. Первоначальной целью этих союзов было освобождение от колон, господства. Однако по мере завоевания этими странами политич. независимости, когда на первый план выступают задачи достижения экономической самостоятельности и встаёт вопрос о выборе ими некапиталистического пути развития, состав участников национальных фронтов претерпевает определённые изменения; в их деятельности возрастает роль рабочего класса, крестьянства, прогрессивных слоев мелкой буржуазии и интеллигенции, заинтересованных в революц.-демократич. развитии своих стран. В нек-рых развивающихся странах сложились революц.-демократич. партии, объединяющие, как и орг-ции нац. фронта, широкие слои населения.

Многообразный опыт создания и укрепления нац. фронтов нашёл отражение в программных документах междунар. Совещаний коммунистических и рабочих партий (Москва, 1957, 1960 и 1969). В итоговом документе междунар. Совещания 1969 ("Задачи борьбы против империализма...") определена программа единых действий всех антиимпериалистич. сил, к-рая может служить основой для единого междунар. антиимпериалистич. фронта против колониализма и неоколониализма, в поддержку нац.-освободит, движения, за разоружение, против опасности мировой термоядерной войны, за утверждение принципов мирного сосуществования гос-в с различными обществ, системами.

Лит.: Ленин В. И., Замечания к тезисам о едином фронте, Поли. собр. соч , 5 изд., т. 44; его же, Мы заплатили слишком дорого, там же, т. 45; Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, M., 1935; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, M., 1961; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий, Москва. 1969, M., 1969; Димитров Г. M., Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма, M., 1935; Коммунистический Интернационал. Краткий исторический очерк, M., 1969; Международное коммунистическое движение. Очерк стратегии и тактики, 2 изд., M , 1972.

В. В. Александров.


НАРОДНЫЙ ФРОНТ ЮГОСЛАВИИ, общественно-политическая орг-ция в Югославии, осн. в 1945. В 1953 переименована в Социалистический союз трудового народа Югославии.

НАРОДОВЕДЕНИЕ, редко употребляемый термин; то же, что этнография. Применялся приблизительно с кон. 19 в. до 20-30-х гг. 20 в.


НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ, совокупность людей, живущих на Земле (человечество) или в пределах конкретной территории, континента, страны, р-на, города. В отличие от универсального термина "население", термин "H." употребляется б. ч. при социально-экономич. характеристике населения. Исследованием H. занимается специальная наука - демография.

Процессы, происходящие в H.,- результат действия биологич., географич., социально-экономич. факторов, причём именно последние оказывают решающее влияние на развитие H. Проблемы H. связаны с биологич. природой людей, взаимодействием человека с окружающей средой (см. Земля, Географическая среда, Биосфера), с развитием общественных формаций, поскольку трудоспособная часть H. является гл. производит, силой общества (см. Народонаселения закон)

Науч. и систематич. изучение H. восходит к 17 в.; регулярный учёт H. в Европе и Америке налаживается в 19 в., a в остальных регионах - лишь в первой четверти 20 в. (в отд. странах Азии и Африки первые переписи населения было проведены только после 2-й мировой войны 1939-45; в Афганистане, Бутане, ряд (стран Аравийского п-ова, нек-рых афр. странах они ещё вообще не проводились)

Развитие капитализма и усиление классовой борьбы вызвали к жизни вульгарные демографич. теории, среди к-рых наибольшее распространение получило мальтузианство. Антинаучная и мелкобурж. сущность мальтузианства вскрыта марксистской наукой. Совр. изучение проблем H. происходит в условиях острых идеологич. столкновений между бурж. и марксистскими учёными. Марксистско-ленинская теория H. исследует влияние производительных сил и производственных отношений на условия жизни, труда и воспроизводства H., влияние социальных, экономич., политич., культурных, юридич., религ. и бытовых факторов на демографич. показатели.

Осн. показатели, характеризующие H.,- данные воспроизводства (рождаемость, брачность, смертность, естественный прирост); расселения, урбанизацию, миграции (География населения); половозрастной состав и семейное состояние, уровень образования; расовый, языковый, этнич., религиозный состав (см. Расы, Этнография). Демографич. показатели, отражающие социально-экономич. структуру H., - занятость, экономически активное население, его профессиональный и классовый состав.

Численность H. мира в целом зависит от естеств. движения H., а численность H. отд. стран и районов также и от миграционных процессов. Показатели естеств. движения, населения различны в отдельных странах и в значительной степени зависят от социально-экономич. строя этих стран. Численность H. земного шара и темпы его прироста в целом непрерывно возрастают; лишь в нек-рых местах или в отд. периоды в результате войн, эпидемий, стихийных бедствий темпы эти временно снижаются и население может даже сократиться. От эпидемии чумы в 14 в. погибло ок. 15 млн. чел., от эпидемии "испанки" после 1-й мировой войны- 20 млн. чел., от голода в 19 в.- 25 млн. в Индии и ещё больше в Китае. Людские потери в двух мировых войнах составили более 60 млн. чел.; ещё более значительными были косвенные потери от снижения рождаемости и увеличения смертности.

На протяжении MH. тысячелетий увеличение численности населения происходило чрезвычайно медленно; по ориентировочным подсчётам к концу эпохи палеолита (примерно 15 тыс. лет до н. э.) оно достигло 3 млн. чел., к концу мезолита (7 тыс. лет до н. э.) -10 млн., к концу неолита (2 тыс. лет до н. э.) -50 млн. В начале нашей эры на Земле насчитывалось ок. 230 млн. чел. На протяжении мезолита H. увеличивалось приблизительно на 15% за 1000 лет; в неолите, с возникновением скотоводства и земледелия, произошло резкое ускорение темпов роста H.- оно увеличивалось на 40% за 1000 лет; за последние 2 тыс. лет до н. э. оно увеличилось более чем в 4,5 раза.

В 1-м тысячелетии н. э. дальнейший рост пришёл в противоречие с низким уровнем развития производит, сил; рост H. снова замедлился - за 1000 лет оно возросло лишь на 20%. К 1000 году H. Земли составило 275 млн. чел., затем к 1500 - увеличилось до 450 млн. (рост за 500 лет на 64%). В эпоху первоначального накопления капитала темп роста населения был более значителен, чем в прежние эпохи; особенно он возрос в 19 в. в эпоху расцвета капитализма. H. Земли в 1650 было 550 млн. (рост на 22% за 150 лет), к 1800 - 906 млн. (рост на 65% за такой же период), к 1850 достигло 1170 млн., к 1900- 1617 млн.

В конце 19 в. и в 1-й пол. 20 в. темпы роста H. замедлились. После 2-й мировой войны они вновь возросли.

Численность H. мира за три с четвертью столетия (1650-1974) возросла в 7 раз, причём для первого удвоения этой численности потребовалось почти 200 лет, для второго - уже менее 100 лет, последнее удвоение (несмотря на отрицат. последствия 2-й мировой войны 1939-45) произошло всего за 50 лет. При существующих темпах роста H. Земли может увеличиться в 2 раза примерно через 35 лет. По прогнозам ООН, к 2000 H. достигнет 6-7 млрд. чел.

Резко возросшие темпы роста H. мира объясняются непрерывным снижением смертности при сохранении высокой рождаемости в странах, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости (на них приходится до 80% всего прироста H.).


Динамика численности населения мира в 20 в., млн. чел.


































СССР

Годы





1900

1920

1940

1950

1960

1970

1974

1974 в % к 1900





1321 300 915 120 105 39

1581 329 966 141 147 61

195 380 1244 191 184 90

180 392 1356 217 218 110

214 425 1645 270 267 145

243 462 2056 344 321 190

252 474 2240 387 340 216

191 158 245 323 324 554





Европа (без СССР)





Азия (без СССР)





Африка





Сев. и Центр. Америка





Юж. Америка





Австралия и Океания

6 1617

9 1811

11 2295

13 2486

16

2982

19 3635

21 3930

350 243





Итого



































1 На территории, ныне занимаемой СССР.

За 1968-73 в среднем по всему миру коэфф. рождаемости составил 340/00, смертности -140/00, естеств. прирост -200/00, или ок. 75 млн. чел. в год. В большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки коэфф. рождаемости выше 35-450/00, коэфф. смертности равен 12-200/00о, естеств. прироста -20- 300/00 (а в отдельных странах и выше); в развитых странах Европы и Америки рождаемость в 2-3 раза ниже, смертность держится на уровне 10-12%, а естеств. прирост -2-100/00.

Показатель смертности тесно связан с уровнем социально-экономич. развития той или иной страны, материальным положением населения и состоянием системы здравоохранения. Процесс снижения смертности впервые наметился в Европе, обогнавшей в своём развитии др. части света. Уровень смертности в СССР - один из самых низких