загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

дая из к-рых содержит образцы различного использования фольклорного наследия - от простейших обработок нар. мелодий до индивидуального творчества, свободно претворяющего фольклорное муз. мышление, законы, специфические для той или иной нар. музыкальной традиции. В совр. муз. практике H. т. является оплодотворяющей силой как для проф., так и для различных форм самодеятельного иск-ва.

Нар. музыкальные инструменты, созданные народом и распространённые в его муз. практике, могут либо принадлежать лишь одному народу (напр., укр. бандура, груз, чонгури), либо употребляться разными народами, связанными между собой этнич. общностью или длительными историко-культурными контактами (напр., гусли, жалейка распространены у русских и белорусов; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты). В нар. прототипы своими истоками уходят почти все проф. муз. инструменты.

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным нар. творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельч. праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе ист. развития в драматич. действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд (напр., рус. игра-комедия "Пахомушка"), похоронный обряд (покойницкая игра " Маврух "). Подобные действа послужили у всех народов основой для дальнейшего развития нар. театра и драмы. В мировом нар. театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Рус. театру Петрушки были близки укр. вертеп, белорус, батлейка. Многообразие форм нар. кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетки - куклы на нитках - и др.). Нар. театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали "бродячие сюжеты" - пьесы о Дон Жуане, докторе Фаусте. К нар. театру относят также балаганные представления и т. н. раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).

Нар. театр в широком смысле непрофессионален, однако у всех народов были свои специалисты театр, дела: др.-рим. мимы, зап.-европ. шпильманы, жонглёры, рус. скоморохи, а также актёры-кукольники разных стран. Объединяясь в группы (в России наз. "ватаги"), они странствовали по городам и сёлам. Репертуар составляли пьесы фольклорного происхождения, позднее и переработки проф. пьес и др. лит. произведений. Представления нар. театра, имевшие обычно острую социально-политич. направленность, преследовались церковью и гос-вом. Нар. актёры часто вносили светские реа-листич. элементы в представления религ. драм (ср.-век. мистерия). Критич. отношение народа к представителям феод, знати и гор. буржуазии проявилось в фарсе. Традиции фарса и карнавала подготовили появление комедии дель арте.

В России наибольшее распространение в крест., солдатской, фаб. среде получили драмы "Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф", "Лодка" (варианты - "Шлюпка", "Шайка разбойников", "Степан Разин", "Чёрный ворон"); разыгрывались также драмы "Царь Ирод", "Как француз Москву брал". По своему типу они относятся к известным у MH. народов тираноборческим, героическим или т. н. разбойничьим драмам. "Царь Максимилиан" имеет лит. первоисточник - школьную драму "Венец Димитрия" (1704), в основе к-рой лежит "Житие св. Димитрия"; "Лодка" (кон. 18 в.) представляет собой инсценировку нар. песни "Вниз по матушке по Волге". Окончательное формирование этих пьес связано с включением в их текст фрагментов из произв. поэтов кон. 18- 1-й пол. 19 вв. - Г. P. Державина, К. H. Батюшкова, А. С. Пушкина, M. Ю. Лермонтова, мотивов и образов лубочных романов. На Руси бытовали также и сатирич. пьесы "Барин", "Голый барин", "Петрушка".

Наиболее характерной особенностью нар. театра (как и вообще фольклорного иск-ва) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, к-рая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Нар. театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Осн. интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений. Большое значение имеют выходные монологи героев, исполнение действующими лицами песен (народных или специально сочинённых для представления), арий из опер. В народной драме существуют два типа персонажей - драматические (героич. или романтич.) и комические. Первых отличает высокий торжеств, стиль обращений, монологов и диалогов, вторых - комич., пародийные приёмы, игра слов. Традиционность исполнения в нар. театре определила впоследствии возникновение особого вида театр, представлений, получивших устойчивую форму. Эти представления во MH. стоа-нах носят назв. традиционного театр!. В странах Азии с древнейших времён были распространены нар.-танцевальные пантомимич. представления. На их основе сформировался традиционный театр народов Азии: театры ваянг-топенг в Индонезии, колам на о. Шри-Ланка (Цейлон), катхакали в Индии и др.

Своеобразие художеств, и исполнительских приёмов нар. театра привлекало деятелей проф. театра и использовалось ими (У. Шекспир, Мольер, К. Гольдони, A. H. Островский, Э. Де Филиппе и др.).

Народный танец - один из древнейших видов H. т. Танец был частью нар. представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и др. обрядовых танцев связано с нар. обрядами (цейлонский танец огня, норв. танец с факелами, слав, хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у сев.-амсп. индейцев, индо-нез. пенчак (тигр), якут, танец медведя, памирский - орла, кит., инд.- павлина, фин. - бычка, рус. журавель, гусачок, норв. петушиный бой и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латыш, танец жнецов, гуцульский - дровосеков, эст.- сапожников, белорус, лянок, молд. поамэ (виноград), узб. шелкопряд, пахта (хлопок). С появлением ремесл. и фаб. труда возникают новые нар. танцы: укр. бондарь, нем. танец стеклодувов, карельский "Как ткут сукно" и др. В нар. танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя ("пиррические" пляски древних греков, сочетающие танц. иск-во с фехтовальными приёмами, груз, хоруми, берикаоба, шотл. танец с мечами, казачьи пляски и др.). Большое место в танц. H. т. занимает тема любви; первоначально эти танцы были откровенно эротическими; позже появились танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (груз, картули, рус. байновская кадриль, польский мазур).

У каждого народа сложились свои танц. традиции, пластич. язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой; у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной, у других (у болгар) - не синхронно. Танцы народов Зап. Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Cp. Азии и др. стран Востока осн. внимание уделяется движению рук и корпуса. В нар. танце всегда главенствует ритмич. начало, к-рое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков). MH. танцы исполняются под аккомпанемент нар. инструментов, к-рые танцовщики часто держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка). Нек-рые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок, шляпа, блюдо, пиала, чаша). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода рус. и груз, танцовщицы помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в рус. и венг. мужском танце - отбивка по голенищу жёстких сапог.

Расцвет и популярность нар. танца в СССР способствовали возникновению новой сценич. формы - ансамблей нар. танца. В 1937 был создан Ансамбль народного танца СССР, утвердивший в проф. хореографии сценич. нар. танец. Элементы нар. танца используются и в классич. балете. Во всех республиках Сов. Союза созданы проф. ансамбли нар. танца и ансамбли песни и пляски. Проф. и любительские коллективы нар. сценич. танца распространены в странах всего мира (см. Танец).

Народные архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство включают орудия труда, постройки (см. Деревянная архитектура, Жилище), домашнюю утварь и бытовую обстановку (см. Дерево в искусстве, Железо, Керамика, Лаки художественные, Мебель, Медь, Сосуды художественные, Стекло), одежду и ткани (см. Вышивка, Килим, Ковёр, Кружево, Набойка, Одежда, Ткани художественные), игрушки, лубок и т. д. К числу важнейших художеств.-технич. процессов, распространённых в H. т., относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная, ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д. Нар. архитектура и декоративно-прикладное иск-во принадлежат к материальному произ-ву, носят непосредственно созидательный характер; отсюда слитность в них эстетич. и утилитарной функций, образного мышления и технич. изобретательности.

Создавая и оформляя предметную среду и давая предметно-эстетич. выражение трудовым процессам, бытовому укладу, календарным и семейным обрядам, H. т. искони являлось неотъемлемой частью медленно изменяющегося строя нар. жизни. В отд. чертах H. т. прослеживаются нормы труда и быта, культы и ве~ювания, восходящие к неолиту и бронзовому веку. Наиболее общим элементом H. т. служит родившийся в древности орнамент, к-рый помогает достигать органич. единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластин, формы, естественной красоты материала. В отд. орнаментальных мотивах, большинство из к-рых имело первоначально мифологич. смысл ("мировое древо", "великая богиня" с предстоящими, солярные символы), запечатлелись черты первобытного сознания, мифологич. и магич. способы общения с природой. Эти древние корни проступают, напр., и в нар. игрушке, в к рой прослеживаются черты первобытной культовой пластики. Произв. H. т. зачастую присуща конкретная связь с тем или иным обычаем, сохраняющимся и тогда, когда утрачивается память о культовой природе или мифологич. обусловленности этого обычая. Этим объясняется и непрочность, эфемерность MH. предметов H. т. (рисунки песком, крашеные яйца), рассчитанных на периодич. воспроизведение в регулярно повторяющемся обряде. В отличие от "высокого" искусства обществ, верхов, H. т. не знает контрастных перемен художеств, стилей. В ходе его эволюции появляются отд. новые мотивы, но больше меняются степень стилизации и характер осмысления старых мотивов; изображения, связанные некогда с коренными представлениями о мире, постепенно обретали узкоутилитарный смысл (напр., в различных знаках-оберегах и знаках-заклинаниях, украшавших бытовые предметы) или начинали играть чисто декоративную роль, тогда как форма предмета претерпевала зачастую лишь незначит. конструктивно-функциональные изменения. Представление о вещи в H. т, обычно не закрепляется в подготовит, модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты нар. коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфич. изменения. Древнейшие предметы (напр , деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднейшие осмысления этих форм в H. т., сохраняя первоначальную типологию и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным использованием технич. средств и материалов.

По мере классовой дифференциации общества складываются предпосылки для возникновения H. т., обслуживающего потребности низших слоев общества и первоначально сводившегося к домашней художеств, работе для себя и к деревенскому ремеслу. Наличие особой njip.

Народная архитектура. 1. Каменные жилища ("трулли") близ Локоротондо (Апулия, Италия). 2. Фахверковый дом. Район Ратцебурга (Шлезвиг-Гольштейн, ФРГ) Середина 17 в 3. Крестьянский двор из камня и глины в Мексике. 4. Деревянная изба на окраине Ижевска (Удмуртская АССР) Начало 20 в.

Народная скульптура. 1. "Богоматерь С мечом скорби". Дерево, роспись Литва. Каунасский художественный музей имени M. К Чюрлениса. 2. Фигурка петуха с фронтона крестьянского дома в Турьеце (Словакия) Де-

19 в Словацкий национальный музей. Мартин 3 Скворечник в виде фигуры курильщика Дерево, роспись Московская область. 19 в. Исторический музеи. Москва.

ветви обнаруживается уже в антич. иск-ве (напр., в вотивных предметах итало-этрусского круга, напоминающих неолитич. пластику). Первоначальные памятники дворцовой и даже культовой архитектуры явственно связаны с простейшими древними образцами нар. деревянного и кам. зодчества (эгейский мегарон, герм, халле), переносными жилищами кочевников и т. д., но затем резко расходятся пути гор. и усадебного стр-ва и нар. архитектуры, обслуживающей в основном крест, быт (жилой дом, гумно, амбар, сарай, хлев и т д ).

В ср -век. Европе феод -церк. культуре противостояло стремление сохранить культурную традицию родового строя, хозяйств, и политич. замкнутость, культ местных богов; выражением этого становится нар. струя в ср -век иск-ве, обычно насыщенная образами звериного стиля. Нар. мировоззрение, с особой чистотой выразившееся в языческих украшениях-амулетах, выступает и в памятниках, являющихся примерами влияния нар. культуры на придворную и церковную (таковы рельефы владимиро-суздалъской школы, гротескная пластика романских и готич. церквей, орнаментация рукописей) Однако неразвитость товарно-денежных отношений, слабая дифференциация форм быта, а также принципиальная анонимность ср.-век. иск-ва и близость его мастеров к нар среде не способствовали полнейшему обособлению H. т. В странах, позднее вступивших в ранне-капиталистич. стадию развития, в частности в ср.-век. Руси, подобная ситуация сохраняется вплоть до кон. 17- нач. 18 вв. В странах Востока, особенно долго (до 19-20 вв.) сохранявших ср.-век. уклад жизни, всё декоративно-прикладное иск-во глубоко проникнуто нар. ремесл. навыками и высокоразвитое H. т. не имеет коренных отличий от ремесла для привилегированных слоев; в изобразительном же иск-ве ряда стран сильна нар. струя (кит., япон., инд. лубок). Наконец, в странах, переживших колонизацию, основой для H. т. обычно служила древняя туземная культура, хотя оно и впитывало в себя MH. черты принесённых культур.

С разложением феодализма и цеховой системы складывается работающее на рынок нар. художеств, ремесло; благодаря этому H. т., еще сохраняя тесную связь с нар. бытом, осваивает новые виды продукции, новые формы и темы. С другой стороны, выявление художеств, индивидуальности и культ антич. иск ва, утвердившиеся в эпоху Возрождения, приводят к тому, что H. т. всё яснее выступает как нечто локальное, обособленное, привязанное к родной старине. Нар. художеств, культура - произв. ре-лиг, иск-ва (вотивная живопись, иконы, писанные по стеклу, раскрашенная скульптура), бурно развивающегося с 16-17 вв. (особенно в странах католич. культа), оформление празднеств, лубок, с их наивным архаизмом форм,- имеет уже совершенно иную образную систему, чем изысканные, подчас новаторски необычные произв. "высокого" иск-ва; аналогичное расхождение возникает и в стиле предметов быта. Этот разрыв менее ощутим там, где фольклорные элементы глубоко проникают в культуру привилегированных слоев и церкви. В России это проявилось, напр., в архитектуре дворца в с. Коломенском (17 в.; илл. см. т. 8, стр. 121), с его обилием форм нар. деревянного зодчества, а в странах Лат. Америки - в декоре церквей барокко, впитавшем черты иск-ва доколумбовых цивилизаций. В 17-18 вв. в H. т. заметно ослабевает идеографич. начало. В растит, мотивах, теперь повсеместно вытесняющих символико-геом. узоры, декоративный строй становится свободней, разнообразней В H. т. проникает все больше свежих наблюдений, бытовых сюжетов, возрастает стремление к сказочно-фольклорному осмыслению жизни высших слоев общества, к заимствованию форм господствующих стилей, имитации фактуры дорогих и трудоёмких материалов. Однако новые мотивы и формы (ренессанса, барокко, ампира), проникая в H. т., сохраняют лишь весьма отдаленное сходство с образцом, упрощаясь и застывая в ритмически ясной декоративной схеме. В целом на 17 - нач. 19 вв. приходится эпоха расцвета H. т., давшая необычайное разнообразие его видов и форм. Этому способствовали оснащение H. т. ранее недоступными ему материалами и инструментами, появление новых технич. возможностей, расширение кругозора нар. художников, развитие нар. лирики и сатиры.

В 19 в. интенсивно развивающееся художеств, кустарное производство всё более вовлекается в систему капитали-стич. экономики; товарное ремесло в большинстве стран окончательно отделяется от консервативного домашнего. В России после 1861 народные художественные промыслы приобретают характер частных мастерских, работающих на всероссийский рынок. Узкая специализация промыслов, растущее разделение труда и стандартизация мотивов рождают узоры и формы, предельно слитые с виртуозными приемами технич. исполнения (порой достигающего почти машинной скорости); при этом ремесленное, механически безупречное мастерство всё чаще вытесняет творчество. Подражая образцам массовой гор. продукции, нередко случайной и антихудожественной, мастера разрушают типичное для фольклора единство технич. и эстетич. начал. Композиции, ранее строго организованные, насыщенные смысловыми ассоциациями, становятся более свободными, но менее логичными. В живописи темперные краски вытесняются масляными, а позднее анилиновыми; нар. икона и лубок сменяются олеографиями, в пластике объёмно-предметная форма теряет архи-тектоничность. Изображение и орнамент, ранее слитые с вещью, теперь становятся как бы картинкой, наклеенной на поверхность. Отд. отрасли, не выдерживая конкуренции с дешёвыми фаб. изделиями, приходят в упадок или вымирают, но возникают и расширяются другие, использующие б. ч. технику, стилистику и даже образцы проф. станкового иск-ва и коммерческой художеств, пром-сти. В ряде стран, обладавших ранее богатейшим H. т. (Англия, Дания, Нидерланды), оно почти полностью исчезает, но интенсивно развивается в промышление отсталых р-нах, сохранивших мощные пласты ср.-век. культуры (сев. губернии в России, Бретань во Франции, Тироль в Австрии, Словакия, балканские страны, Испания, Сицилия в Италии).

Народная живопись. 1 Вотивная картина. Италия Конец 15 в Морской музей. Неаполь. 2 "Винопитие". Роспись лубяного короба. Конец 17 - начало 18 BB Исторический музей. Москва. 3. M. А. Примаченко "Пава". Гуашь. 1936 Музей украинского народною декоративного искусства УССР. Киев 4 И. A. M а з и н. "Красная Армия". Роспись по дереву. 1937

С сер. 19 в., вслед за признанием ценности словесного фольклора, в ряде стран возникает интерес и к нар. декоративному иск-ву. С этого времени эстетика H. т. (как национального, так и экзотического), его красочность и ритмичность все более влияют на проф. архитектуру, изобразительное и декоративное иск-во. Начинается собирание коллекций H. т., обществ, орг-ции и меценатские кружки возрождают ряд угасавших промыслов и организуют новые. Особый размах эта деятельность приобретает на рубеже 19- 20 вв. с распространением стиля "модерн" и связанных с ним нац.-романтич. течений. Однако, навязывая нар. мастерам решения станкового типа, художники и теоретики "модерна" зачастую проявляли непонимание специфики H. т. Сходные ошибки совершались и позже (в т. ч. в сов. практике 1930-50-х гг.), в ряде капиталистических стран, напротив, делались попытки приблизить народную скульптуру и орнамент к абстрактному искусству.

Произв. совр. H. т. носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности, благодаря своему явно рукодельному виду они наделяют чертами нац. традиции и непосредств. человечности среду, созданную в осн. стандартизованными пром. средствами. Нар. художеств, ремесла играют важную роль в экономике развивающихся стран. Во MH. странах (прежде всего в СССР и др. социалистич. гос-вах) изыскиваются средства для охраны нар. промыслов и их художеств, своеобразия, деятельность нар. мастеров поощряется с помощью конкурсов и выставок, проф.-технич. школы и училища готовят художников и исполнителей. При участии н -и нн-тов и музеев тщательно изучаются традиции и собираются образцы H. т., в частности, с тем, чтобы выделить изделия и декоративные приемы, созвучные совр. укладу жизни. H. т. оказывает неослабевающее влияние на художеств, пром-сть, помогая найти наиболее выразительные формы и декор бытовой вещи; отд. черты H. т. живут в произв. самодеятельных мастеров, а также проф. художников, использующих опыт нар. иск-ва. В СССР возрождён ряд заглохших народных промыслов, многие получили новое развитие и связанную с сов. жизнью ориентацию (так, б. центры иконописи стали всемирно известными центрами лаковой миниатюры). В многообразных видах и жанрах сов. H. т. бережное сохранение нар. традиций сочетается с широтой интересов и активным восприятием сов. действительности.

О H. т. различных народов см. разделы Литература, Архитектура и изобразительное искусство, Музыка, Балет, Драматический театр, Цирк в статьях об отд. странах и о республиках СССР.

Илл. см. на вклейкях - к стр. 81 и табл. XX-XXIII (стр. 352-353).

Лит : Ч и ч е р о в В И , К. Маркс и CD. Энгельс о фольклоре Библиографические материалы, в сб Советский фольклор, № 4-5, M - Л., 1934; Бонч-Бруе-в и ч В Д , В И Ленин об устном народном творчестве, "Советская этнография", 1954, № 4; Ленинские наследие и изучение фольклора, Л., 1970.

Пропп В. Я., Специфика фольклора, в кн.: Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. Секция филологических наук, Л., 1946; его же, Фольклор и действительность, "Русская литература", 1963, № 3; Ч и ч ер о в В. И., Вопросы теории и истории народного творчества, M., 1959; Гусев В. E., Эстетика фольклора, Л., 1967; Богатырёв П. Г., Вопросы теории народного искусства, M., 1971; К р а в ц J ч H. И., Проблемы славянского фольклор?, M., 1972; Ч иСтов К. В., Специфика фольклора в свете Теории информации, "Вопросы философии". 1972, № 6; S ch u Iz е F. W., Folklore..., Halle/Saale, 1949; Cocchiara G., Storia del folklore in Europa, Torino, 1952 (рус. пер.- M., 1960); Corso R., Folklore, 4 ed., Napoli, 1953; Thompson S., Motifindex of folk-literature, v. 1-6, Bloomington, 1955-58; A a r п e А., The ty.pes of the folktale. A classification and bibliography, 2 ed., HeIs., 1964; K r a рр e A. H., The science of folklore, N. Y., 1964; B a u s i nger H., Formen der "Volkspoesie", B., 1968; Vr able G., Folclorul. Obiect. Principii. Metoda. Categorii, Buc., 1970. M e л ь ц M. Я., Русский фольклор. Библиографический указатель, 1945-1959, Л., 1961; то же, 1917 - 1944, Л., 1966; то же, 1960 - 1965, Л., 1967; К у ш н е р е в а 3. И.. Фольклор народов СССР. Библиографические источники на русском языке (1945 -1963), M., 1964; Volkskundliche Bibliographic, В. -Lpz., 1919-57; [Продолжение], в кн.: Internationale volksl-indliche Bibliographie, Bonn, 1954-70. Б а р т о к Б., Зачем и как собирать народную музыку, [пер. с венг.], M., 1959; К в и тк а К. В., Избр. труды..., т. 1-2, M., 1971 - 1973: Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки, сб. ст., сост. и пер. Л. Голден, M., 1973; В о s е F., Musikalische Volkerkunde, Freiburg im Breisgau, 1953; N е t 11 В., Theory and method in ethnomusicology, L., 1964; B r a i 1 о i u C., Folklore musical, в его кн.: CEuvres, v. 2, Buc., 1969, p. 19-130. Алферов А. Д., Петрушка и его предки, M., 1895; Ончуков H. E., Северные народные драмы, СПБ, 1911; Русская народная драма XVII-XX веков. Тексты пьес и описания представлений, ред., вступ. ст. и комментарии П. H. Беркова, M., 1953; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Авдеев А. Д., Происхождение театра, М.- Л., 1959; Всеволодский-Гернгросс В. H., Русская устная народная драма, M., 1959; ДживелеговА. К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., M., 1962; С о h е п С., Le theatre en France au moyen-age, . 1-2, nouv. ed., P., 1948. Ткаченко Т. С., Народный танец, M., 1954; Г о л е и зо в с к и ? К. Я., Образы русской народной хореографии, M., 1964; The encyclopedia of social dance, N. Y., 1972. Малицкий Г. Л., Бытовые мотивы и сюжеты народного искусства (в росписи и резьбе), Казань, 1923; История русского искусства, т. 4, 7, 8 (кн. 2), 9 (кн. 2), 10 (кн. 2), 11 - 13, M., 1959 - 69; Разина T. M., Русское народное творчество, M., 1970; Василенко В. M., О содержании в русском крестьянском искусстве 18 - 19 веков, в сб.: Русское искусство 18-первой половины 19 века, M., 1971; В о р о н о в В. С., О крестьянском искусстве. Избранные трудььМ., [1972]; R i е е \ A., Volkskunst, Hausfleiss und Hausmdustrie, В., 1894; Art populaire. Travaux artistiques et scientifiques du 1-е Congres International des arts populaires, ed. H. Focillon, v. 1-2, P., 1931; S р i e s s K. o, Bauernkunst, ihre Art und Sinn, W., 1942; T о s с h i Т., Saggi sull'arte popolare, Roma, 1945; H a rraon M., Cocchiara G., Ma r a b о ttini Marabotti А., Folk art, в кн.: Encyclopedia of world art, v. 5, L.- N. Y.- Toronto, 1958, p. 451-506 (есть лит.); В о ss е r t T. H., Peasant art of Europe and Asia, N. Y., 1959. См. также лит. при статьях Фольклористика, Народные художественные промыслы.

К.В. Чистов (литература), M. M. Земцовский (музыка), H. И. Савушкина (театр), А. К. Чекалов, M. H. Соколов (архитектура, изобразительное и декоративное иск-во).


НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей произ-ва данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда.

H. х. включает отрасли сферы материального произ-ва, где создаётся обществ, продукт (см. Производство), и отрасли непроизводственной сферы, результат функционирования к-рых - услуги нематериального характера (см. Непроизводственная сфера). Материальное производство, в свою очередь, подразделяется на отрасли, производящие средства производства (I подразделение обществ, производства), и отрасли, производящие предметы потребления (II подразделение. (См. Воспроизводство.)

Социально-экономич. природа H. х., его структура и темпы развития определяются характером господствующих в данном обществе производственных отношений. H. х. как единое целое впервые складывается при капитализме в процессе образования национальных гос-в, вследствие развития производит, сил, углубления обществ, разделения труда, специализации отраслей произ-ва, возникновения национального рынка и крупного машинного произ-ва. H. х. при капитализме основывается на частной собственности на средства произ-ва, на эксплуатации наёмного труда и развивается в соответствии с экономич. законами капитализма анархично, циклически, подчиняясь основной цели капиталистического произ-ва - погоне за прибылью. Осн. богатства здесь находятся в собственности относительно небольшой части общества- у крупных капиталистов. Усиление вмешательства бурж. гос-ва в экономику не в состоянии преодолеть антагонистич. противоречий и стихийного характера H. х. капиталистич. стран, периодически возникающих кризисов, валютных потрясений, инфляции, безработицы и т. д. Так, после кризиса 1969-71 замедлились темпы экономического развития большинства капиталистич. стран. В 1972 в развитых капиталистич. странах только в обрабат. пром-сти недоиспользовалось от 20 до 25% мощностей производств, аппарата. По офиц. данным, в 1973 в этих странах общее число безработных составило ок. 11 млн. чел.

При социализме H. х. базируется на обществ, собственности на средства произ-ва, свободном от эксплуатации труде работников, реальном осуществлении права на труд и всеобщности труда. Развитие социалистич. H. х. происходит планомерно и высокими темпами на основе экономич. законов социализма в целях "...обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества" (Л ен и н В- И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 232). Поэтому весь создаваемый в социалистич. H. х. совокупный обществ, продукт принадлежит трудящимся. Важнейшая особенность социалистич. H. х.- сочетание централизованного управления с активным участием производств, коллективов, местных органов и всех трудящихся в управлении, что позволяет наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся материальные и трудовые ресурсы в интересах всего общества и каждого его члена. В СССР H. х. всех союзных республик формируется и развивается как единый, взаимосвязанный экономич. комплекс, обеспечивающий на основе социалистич. обществ, разделения труда сочетание экономич. интересов отдельных республик и страны в целом. В соответствии с принятой ЦСУ классификацией H. х. СССР включает: отрасли сферы материального произ-ва - пром-сть, строительство, с. X-BO, лесное X-BO, грузовой транспорт, связь (по обслуживанию предприятий материального произ-ва), торговлю, обществ, питание, материально-технич. снабжение, заготовки сельскохозяйственных продуктов; отрасли непроизводственной сферы - пассажирский транспорт, связь (по обслуживанию непроизводственных учреждений и населения), жилищное X-BO, коммунальное X-BO и бытовое обслуживание, здравоохранение, физкультуру, социальное обеспечение, народное просвещение, науку и научное обслуживание, искусство, финансы, кредит, страхование, управление.

Социалистич. общество обеспечивает необходимые условия для планомерного формирования прогрессивной отраслевой структуры H. х., отвечающей задачам строительства материально-технич. базы коммунизма, непрерывного роста эффективности обществ, произ-ва и повышения благосостояния народа. Под влиянием науч.-технич. революции, непрерывного совершенствования техники, роста производительности обществ, труда и др. факторов усложняется отраслевая структура H. х. ь ходе социалистич. строитель-<~тва в СССР неизмеримо возросли масштабы H. х., его основой стали многоотраслевая индустрия, крупное с. X-BO, передовая наука. В 1972 пром. продукция СССР возросла по сравнению с 1922 в 320 раз, произ-во средств произ-ва (группа "А") - в 822 раза, произ-во предметов потребления (группа "Б") - в 101 раз. В 1972 удельный вес произ-ва средств произ-ва (группа "А") в общем объёме пром. продукции составил 73,6% (в 1922 - 32%), произ-ва предметов потребления (группа "Б") - 26,4% (в 1922- 68% ). Возникли десятки новых отраслей H. х. (авиационная, автомобильная, электронная, нефтехимическая, радио-пром-сть, приборостроительная, газовая пром-сть, атомная энергетика и т. д.).

В 9-й пятилетке (1971-75) осуществляются крупные структурные изменения в H. х. СССР. Обеспечиваются не только высокие темпы роста произ-ва средств произ-ва и произ-ва предметов потребления, но и значительное их сближение при сохранении преимущественных темпов роста произ-ва средств произ-ва, что является закономерностью развития социалистич. экономики. Это позволяет осуществлять технич. перевооружение, развивать материально-технич. базу всех отраслей H. х., особенно с. х-ва и произ-ва предметов потребления. Серьёзные сдвиги происходят в структуре каждого подразделения. Так, в I подразделении более быстрыми темпами развиваются прогрессивные отрасли - машиностроение, химия и нефтехимия, произ-во пластич. масс и синтетич. смол, приборов и средств механизации и автоматизации, к-рые определяют научно-технич. прогресс, обеспечивают снижение издержек произ-ва, увеличение выхода конечной продукции, повышение производительности труда, произ-во орудий труда, особое внимание при этом уделяется созданию систем машин для осуществления комплексной механизации производств, процессов, их автоматизации, освоению качественно новых конструкций машин, увеличению их единичных мощностей. Существенно улучшается структура II подразделения, повышаются темпы развития отраслей с. х-ва, сферы услуг и т. д. Более быстрыми темпами увеличивается произ-во пром. товаров за счёт возрастания доли с.-х. продукции, поступающей в пром. переработку, и ускоренного роста произ-ва товаров длительного пользования.

Коренные преимущества H. х. при социализме находят наглядное выражение и в более высоких темпах роста социали-стич. произ-ва, и в неуклонном повышении жизненного уровня трудящихся. Так, за 1951-73 среднегодовые темпы прироста национального дохода СССР составили 8,3% , а в США - 3,6% ; пром. продукции в СССР - 9,7% , продукции с. х-ва- 4%, а в США - соответственно 4,6% и 2,1%. H. х. СССР (1973) по объёму произ-ва большинства отраслей пром-сти занимает ведущие позиции, а по ряду важных видов продукции (уголь, чугун, железная руда, кокс, цемент, тракторы, тепловозы и электровозы магистральные и т. д.) - 1-е место в мире.

H. х. социалистич. стран экономически связаны между собой, образуя мировую систему социализма. Особенно тесные экономические и научно-технические взаимосвязи сложились и развиваются между странами - членами СЭВ на основе международного социалистич. разделения труда, что отражает объективный процесс социалистич. интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая). Развитие всесторонних и прочных связей в области науки, техники, произ-ва способствует формированию прогрессивной отраслевой структуры H. х. в каждой из этих стран, сближению и выравниванию уровней их экономич. развития, обеспечивает высокие темпы роста H. х., наиболее полное использование производит, сил всего содружества стран СЭВ, возрастание экономич. могущества мировой социалистич. системы в целом. По сравнению с 1948 нац. доход стран - членов СЭВ, вместе взятых, в 1973 увеличился более чем в 8 раз, а объём пром. произ-ва - более чем в 12 раз. За это же время совокупный нац. доход развитых капиталистич. стран увеличился в 3,2 раза, а пром. произ-во - примерно в 4 раза.

Ленинская политика мирного сосуществования двух систем исходит из необходимости всемерного развития широких и прочных долговременных экономич. связей СССР и др. социалистич. стран со странами капиталистич. системы, что должно стать гарантией прочного и длительного мира на планете. Международное экономическое сотрудничество позволяет Сов. Союзу и странам социалистич. содружества практически и быстро реализовать экономич. эффект от специализации и кооперирования произ-ва в масштабах социалистич. разделения труда и всемирного разделения труда; быстрее вовлекать в хоз. оборот всё новые природные ресурсы, ускорять развитие нар. х-ва своих стран.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, гл. 18 - 21; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 1; е г о же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; Программа КПСС, M.. 1974; Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1974; Л я щ е н к о П. И., История народного хозяйства СССР, т. 1-3, M., 1956; Экономическая история капиталистических стран, под ред. Б. T. Чунтулова, M., 1973. А. Д. Смирнов, Г. В. Донской.


НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА В КИТАЕ 1946-49, гражданская война между силами, руководимыми Коммунистической партией Китая (КПК), и контрреволюц. блоком помещиков и компрадорской буржуазии, поли-тич. партией к-рого был гоминьдан, поддержанный США. Эта война явилась завершающим этапом нар.-демократич. революции, уничтожившей феод.-помещичий гнёт и засилье иностр. империализма в Китае.

К концу 2-й мировой войны 1939-45 фактически существовало два Китая: территория, контролируемая гоминьданом, и находившиеся под руководством КПК освобождённые районы. Гражд. войне в общекитайском масштабе предшествовал период переговоров между КПК и гоминьданом при посредничестве дипломатии США (кон. августа 1945- июнь 1946), во время к-рых воен. действия между гоминьдановскими войсками и нар. BO-оруж. силами (с 1947 - Нар.-освободит, армия - HOA) на различных участках фактически не прекращались. Поэтому в лит-ре встречается также датировка H.-о. в. в К. 1945-49. Летом 1946 гоминьданов-ское пр-во при поддержке США бросило свою армию в общее наступление на освобождённые р-ны. 26 июня 300 тыс. гоминь-дановских солдат начали наступление на освобождённый р-н Центр, равнины, защищаемой 60 тыс. бойцов. Используя превосходство в численности (4,3 млн. солдат против 1,2 млн. в HOA) и вооружении, а также воен. помощь США (ядро гоминьдановскрй армии составили 45 дивизий, вооружённых амер. оружием), войска гоминьдана захватили часть терр. освобождённых р-нов, в том числе г. Янь-ань (март 1947), где до этого находился ЦК КПК, и др. города. Потери гоминь-дановцев за первый год войны составили 1 млн. солдат и офицеров. К июлю 1947 армия гоминьдана после дополнит, мобилизаций составляла 3,7 млн. чел., HOA -2 млн. чел.

В сер. 1947 HOA перешла в контрнаступление. Предпосылками её успехов были поддержка нар. массами справедливых целей нар.-освободит, войны: уничтожение системы феод, эксплуатации, конфискация бюрократич. капитала, освобождение Китая от иностр. зависимости, создание нар.-демократич. строя и др., а также разложение гоминьдановского тыла и умелая стратегия и тактика HOA. Аграрная реформа, к-рую КПК начала проводить в 1946 в освобождённых р-нах, обеспечивала активное участие крестьянства освобождённых р-нов в революции (пополнение и снабжение HOA, участие в партизанском движении в го-миньдановском тылу). Широкие слои населения в гоминьдановских р-нах выступали против антинац. политики пр-ва Чан Каи-ши, способствовавшей закабалению Китая империализмом США (кит.-амер. договор от 4 ноября 1946 и другие договоры и соглашения), против усиления эксплуатации рабочих и крестьян, экономич. разрухи, против угнетения нац. меньшинств. В гоминьдановских р-нах происходили массовые стачки, демонстрации, крест, восстания. Росла оппозиция гоминьдановскому режиму со стороны нац. буржуазии и интеллигенции. Складывался единый нар.-демократич. фронт под руководством КПК. Важным фактором успехов демократич. сил Китая была поддержка со стороны советского народа и прогрессивных сил всего мира.

Разгром в авг. 1945 Вооруж. Силами СССР япон. Квантунской армии создал благоприятные условия для победы кит. революции. Советское командование передало HOA трофейное япон. вооружение и боеприпасы (неск. тысяч орудий, миномётов, гранатомётов, сотни танков и самолётов, корабли Сунгарийской флотилии и др.), советские специалисты помогли в восстановлении ж.-д. транспорта и пром-сти в Сев.-Вост. Китае. Освобождённые р-ны Сев.-Вост. Китая были фактически гл. стратегич. плацдармом HOA в период войны. Сов. Союз срывал планы расширения интервенции США в Китае. Большой поддержкой для кит. народа была борьба СССР за вывод амер. войск из Китая.

Контрнаступление HOA началось летом 1947 прорывом из юго-зап. части Шаньдуна на юг полевой армии Центр, равнины (команд. Лю Бо-чэн). К 30 сенг. она вышла к р. Янцзы. В сент.- окт. 1947 полевая армия Вост. Китая (команд. Чэнь И) развернула наступление в пров. Шаньдун, Хэнань, Аньхой и Цзянсу. Одновременно др. соединения HOA также вели наступат. операции. В кон. 1948 - нач. 1949 произошли три решающие операции нар.-освободит, войны. 12 сент.- 2 нояб. 1948 войска HOA Сев.-Вост. Китая под команд. Линь Бяо провели Ляоси-Шэньянскую (Ляошэньскую) операцию в юж. Маньчжурии, перерезали наземные и морские коммуникации между Сев.-Вост. и Сев. Китаем. Маньчжурская группировка армии гоминьдана была полностью разгромлена. После этой операции HOA по численности превзошла армию гоминьдана (3 млн. против 2,9 млн.). Войска HOA были сведены в 4 фронта: 1-я полевая армия под команд. Пэн Дэ-хуая (Сев.-Зап. Китай); 2-я полевая армия под команд. Лю Бо-чэна (Центр. Китай); 3-я полевая армия под команд. Чэнь И (Вост. Китай); 4-я полевая армия под команд. Линь Бяо (Сев.-Вост. Китай). Три группы войск, действовавшие в Сев. Китае, подчинялись непосредственно Генштабу HOA. 7 нояб. 1948 -10 янв. 1949 произошла Хуайхайская битва в Вост. Китае (между р. Хуайхэ и Жёлтым м.), 2-я и 3-я полевые армии уничтожили крупнейшую группировку противника под команд. Ду Юй-мина, состоявшую из 22 армий (56 дивизий). Войска HOA на широком фронте вышли к р. Янцзы на ближние подступы к гоминьдановской столице Нанкину. 5 дек. 1948-31 янв. 1949 войска 4-й полевой армии и двух групп войск Сев. Китая осуществили разгром крупной группировки противника, находившейся под команд. Фо Цзо-и в Сев. Китае (Бэйпин-Тяньцзинь-Калганская операция). В апр. 1949 в Бэйпине (Пекине) происходили переговоры между делегациями КПК и гоминьдана и было достигнуто соглашение о прекращении гражд. войны на основе условий, выдвинутых КПК. Поскольку гоминьдановское пр-во отказалось утвердить соглашение, 21 апр. 1949 HOA возобновила наступление, форсировав р. Янцзы. К нач. 1950 была в основном освобождена континентальная часть Китая, кроме Тибета. Го-миньдановцы бежали на о. Тайвань под защиту вооруж. сил США. Нар.-освободит, война закончилась победой революц. сил. 30 сент. 1949 Народный политический консультативный совет Китая образовал Центральное нар. пр-во. 1 окт. 1949 было провозглашено образование.

КНР. Нар.-демократич. революция а Китае одержала победу.

Лит.: Новейшая история Китая. 1917 - 1970, M , 1972, Астафьев Г В, Интервенция США в Китае и ее поражение (1945 - 1949), M , 1958; Глунин В И, Третья гражданская революционная война в Китае (1946-1949), M , 1958; Ляо Гай-лун, Чжунго жэньминь цзефан чжаньчжэн цзянь-ши (Краткая история освободительной войны китайского народа), Пекин, 1953

M Ф Юрьев


НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА В ЮГОСЛАВИИ 1941-45, освободительная война народов Югославии с фаш. оккупантами, тесно переплетавшаяся с революц. борьбой против югосл. буржуазии, выступившей против нар.-освободит. движения и связавшей себя с политикой коллаборационизма, борьба за нац. и социальное освобождение, создание новой социалистич. Югославии; возглавлялась Коммунистич. партией Югославии (КПЮ). Вскоре после нападения (6 апр 1941) на Югославию фаш. захватчиков в Загребе был образован по решению Политбюро ЦК КПЮ (10 апр. 1941) Воен. K-T во главе с ген. секретарем КПЮ И. Броз Тито Воен. к-ты, формировавшие боевые антифаш. группы, начали действовать во всех р-нах Югославии. Борьба сов. народа против напавшей на него 22 июня 1941 фаш. Германии укрепила боевой дух югосп. народов, открыла перспективу победы над захватчиками. 22 июня 1941 КПЮ призвала народы Югославии подняться на вооруж. борьбу против оккупантов. 27 июня 1941 ЦК КПЮ создал Гл. штаб (в сент. 1941 переименован в Верх, штаб) нар -освободит, партиз. отрядов во главе с И. Броз Тито 4 июля 1941 Политбюро ЦК КПЮ приняло решение начать вооруж. восстание (день 4 июля отмечается в СФРЮ как День борца). В июле оно охватило MH. р-ны Сербии, Черногории, Словении, Хооватии, Боснии и Герцеговины, в окт.- Македонии. В ходе восстания в разных р-нах страны возникали освобожденные партизанами терр. (наиболее значительная из них в 1941 -"Ужицкая республика" в Зап Сербии). На этих терр. в 1941 были образованы кар.-освободит к-ты - органы нар. власти, на оккупированных терр. они действовали в подполье. В 1941 КПЮ выступила инициатором создания Единого нар -освободит, фронта. К кон 1941 в Югославии насчитывалось ок. 80 тыс. партизан. 22 дек. 1941 была сформирована первая регулярная воинская часть - 1-я Пролетарская бригада. В 1941-42 оккупанты и их пособники (6 нем., 18 итал., 5 болг., 3 венг. дивизий, квислинговские части M. Недича и А Павелича) неоднократно пытались разгромить партиз. войска. Вместе с оккупантами против партизан боролись четники Д. Михайловича (с янв. 1942 воен. мин. югосл эмигрантского пр-ва), стремившегося к восстановлению в Югославии довоен. бурж.-монархич. режима. Партиз. войска в кон. 1941 - нач. 1942 отступили из Сербии в Санджак и Боснию. Они освободили значит терр., создав в Зап. Боснии новый центр антифаш. борьбы. Успехи Сов. Армии в зимнюю кампанию 1942-43 способствовали подъёму нар.-освободит, борьбы в Югославии. В нояб. 1942 Верх, штаб приступил к формированию первых дивизий и корпусов Нар.-освободит, армии Югославии (НОАЮ). К концу 1942 численность НОАЮ, партиз. отрядов и групп достигла 150 тыс. чел., укрепились нар.-освободит, к-ты. Результатом развития системы нар -освободит к-тов явилось создание в ноябре 1942 общеюгослав. политич. органа - Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВНОЮ); Исполком АВНОЮ явился зародышем первого нар. пр-ва Югославии. В 1943 оккупанты, квислинговцы и четники настойчиво пытались разгромить главные силы НОАЮ и партизан. Ожесточенные бои происходили летом 1943 в долине р. Сутьеска. Группа дивизий HOAЮ прорвалась из окружения, освободив новые терр. (в Вост. Боснии). Зап. державы, поддерживавшие югосл. эмигрантское пр-во и четников Д. Михайловича, вынуждены были, считаясь с укреплением позиций НОАЮ, установить контакт с Верх, штабом НОАЮ. После капитуляции Италии (сент. 1943) нар,-освободит. движение одержало новые успехи. В составе НОАЮ вели бои сов., чехосл , венг , болг. и итал. партиз. батальоны. К кон. 1943 освобожденные партиз. р-ны в разных частях страны составляли в общей сложности ок. половины югосл. территории. Кроме нар -освободит, к-тов, действовавших на местах, создавались веча и собрания нар. освобождения нац. областей Югославии. Складывалась единая система новой власти. 2-я сессия АВНОЮ (нояб. 1943) приняла решение о строительстве демократич. федеративного гос-ва на принципах равенства и братства народов Югославии. Решения АВНОЮ о преобразовании АВНОЮ в верховный представит , законодат. и исполнит, орган, об образовании первого нар пр-ва страны - Национального комитета освобождения Югославии (НКОЮ) ознаменовали рождение нар. Югославии. Сов. Союз поддержал конституирование новой Югославии. Сов. пр-во оказывало HKOЮ дипломатич. поддержку, воен. и материальную помощь; в февр. 1944 в Югославию прибыла сов. воен. миссия. 16 июня 1944 на о. Вис между пред. НКОЮ И. Броз Тито и новым эмигрантским премьер-мин. И. Шубашичем, осудившим коллаборационизм четников и пошедшим на сотрудничество с нар.-освободит движением, было подписано соглашение. Подтверждалось право АВНОЮ и НКОЮ осуществлять верховную власть в стране (см. Тито - Шубашича соглашения). В сент. 1944 Сов Армия вышла к границам Югославии. Тогда же в ходе сов -югосл. переговоров во время пребывания И. Броз Тито в Москве было заключено соглашение о вступлении Сов Армии на терр. Югославии. 20 окт. 1944 в результате совместных действий сов. и югосл. войск был освобожден Белград (см. Белградская операция 1944). К кон. 1944 НОАЮ окончат, освободила от оккупантов терр. Сербии, Македонии, Черногории, частично - Боснии и Герцеговины. Значительно были расширены свободные р-ны в Хорватии, Словении. В боях за освобождение некоторых р-нов Югославии участвовали войска нар.-демократич. Болгарии. 2 нояб. 1944 И. Броз Тито и И. Шубашич подписали соглашение о создании единого югосл. пр-ва. 7 марта 1945 в Белграде было сформировано пр-во Демократич. Федеративной Югославии во главе с И. Броз Тито. 11 апр. 1945 в Москве был заключён сов.-югосл. договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве.

К 15 мая югосл. армия (ок. 800 тыс. чел.) завершила освобождение всей страны. Героич. борьба народов Югославии с фат. захватчиками явилась большим вкладом в разгром гитлеровской Германии. Вооруж. силы нар.-освободит, движения потеряли 305 тыс. чел. убитыми, 425 тыс. чел. было ранено. В ходе войны под руководством КПЮ укрепился союз рабочего класса и крестьянства, власть перешла в руки трудящихся. В ходе освободит, войны одновременно решались и задачи социалистич. революции, к-рая, ликвидируя бурж. строй, заложила фундамент послевоен. социалистич. развития Югославии. 29 нояб. 1945 Учредит, собрание в Белграде окончательно ликвидировало монархию и провозгласило Югославию Федеративной Нар. Республикой. День 29 ноября - День Республики, нац. праздник СФРЮ.

Источи.: Зборник докумената и пода-така о народноослободилачком рату Jyro-словенских народа, т. 1 - 13, Београд, 1949- 1971.

Лит.: Иосип Броз Тито, Избранные статьи и речи, M.. 1973; История Югославии, т. 2, M., 1963; Белградская операция, M-, 1964; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945, т. 2-6, M., 1961 - 65; Славин Г.M. Освободительная война в Югославии, M. 1965; Зеленин В. В., С л а в и н Г. M. Вклад народов Югославии в разгром фашиз ма, "Новая и новейшая история", 1970, 6 6 Ратников A. H., Завьялов В. И. Вооружённые силы Югославии, M., 1971 Броз-Тито L, Дела. Кн . 1 - Борба за ослобоЪегае Лугославще. 1941 - 1945, Београд, 1947; его же, Vojna djela, knj. 1-3, Beo-grad. 1961; Oslobodilacki rat naroda Jugosla-vije. 1941 - 1945, 2 izd., knj. 1 - 2, Beograd, 1963-65; S t r u g a r V., Jugoslavia. 1941 - 1945, Beograd, 1969. Г. M. Славин.


НАРОДНО-РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (Mouvement Republicain Populaire - МРП), французская бурж. католич. партия; существовала в 1944- 1967. Образована в нояб. 1944 из социал-христ. групп деятелями правого крыла Движения Сопротивления. Социальный состав партии был неоднороден, она была связана с крупным капиталом и церковью и имела влияние на часть мелкой буржуазии и трудящихся-католиков. В 1944-46, в обстановке подъёма демократич. движения, МРП участвовала в мероприятиях по чистке гос. органов от коллаборационистов, в проведении ряда демократич. реформ, одобряла союз Франции с СССР, участвовала в правительств, коалиции вместе с коммунистами и социалистами. С 1947 руководство МРП открыто перешло на позиции антикоммунизма и антисоветизма. В 1947- 1954 лидеры МРП занимали важные посты в пр-вах Четвёртой республики. Руководство МРП выступало против рабочего движения, отстаивало антиде-мократич. курс правящих кругов, защищало принцип "свободы школы", направленный против светского образования. Во внешней политике МРП выступала за активное участие Франции в НАТО и др. империалистич. блоках. Связанное с колониалистскими кругами руководство МРП содействовало развязыванию войны в Индокитае, выступало против нац.-освободит, движений в колониях. Политич. линия руководства МРП привела к падению влияния партии. В 1946 на парламентских выборах за МРП было подано 5,05 млн. голосов (26,3%), а в 1956-лишь 2,37 млн. (8,8%). В 1958 МРП поддерживала установление режима Пятой республики. До мая 1962 деятели МРП входили в пр-во Пятой республики, затем перешли в оппозицию в связи с несогласием с нек-рыми аспектами внешней политики пр-ва (в частности, МРП отстаивала по-литич. интеграцию капиталистич. гос-в Европы и тесное сотрудничество с НАТО). В 1965 лидер МРП Ж. Леканюэ выступил кандидатом в президенты Франц. Республики, но потерпел поражение, набрав в 1-м туре лишь 15,8% голосов. В 1966 на основе гл. обр. МРП была создана бурж. правоцентристская партия Демократич. центр. В 1967 МРП объявила о самороспуске. M. M. Наринский.

НАРОДНО - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КУБЫ, см. в ст. Коммунистическая партия Кубы.

НАРОДНОСТЬ, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Начало формирования H. относится к периоду консолидации племенных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племён, замене прежних кровнородств. связей территориальными. Первыми сложились H. рабовладельч. эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования H. завершился в основном в период феодализма (древ-нерус., польск., франц. и др. H.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. H. обычно складывались из неск. племён, близких по своему происхождению и языку (польская - из слав, племён: полян, вислян, мазовшан и др.), или из разноязычных племён, смешавшихся в результате завоевания одних племён другими (французская - из галльских племён, римских колонистов и герм, племён: франков, вестготов, бургундов и др.). В процессе складывания H., по мере усиления связей между отд. её частями, язык одного из этнич. компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык H., а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хозяйственная общность с общим самоназванием. Становление гос-ва способствовало упрочению H., но в процессе историч. развития H. могли не совпадать с гос-вом ни территориально, ни по языку.

С развитием капиталистич. отношений и усилением экономич. и культурных связей H. превращаются в нации. H., оказавшиеся разделёнными на части гос. границами, могут дать начало неск. нац. образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.). Древнерус. H. явилась общим корнем рус., укр. и белорус. H., сложившихся впоследствии в нации. Не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. H. В СССР нек-рые H. (туркменская, киргизская и др.) превратились в нации, минуя капиталистич. стадию развития. MH. H. (особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своём развитии, могут и не превратиться в нации; с течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми H. и нациями, усваивают их культуру и язык и постепенно сливаются с ними.

Распад колониальной системы империализма и завоевание MH. странами Азии и Африки гос. независимости ускорили процессы этнич. консолидации и рост нац. самосознания. Из племенных территориальных этнич. групп формируются новые H. и нации.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; А л е к-с е е в В., Род, племя, народность, нация, M., 1962; Численность и расселение народов мира, под ред. С. И. Брука, M., 1962; Козлов В. И., Динамика численности народов, M., 1969. С. И. Брук.


НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА, одно из основных понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь иск-ва с народом, обусловленность художеств, явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в иск-ве идеалов, интересов и психологии нар. масс.

В процессе историч. развития H. и. приобретала различные формы. Художеств, творчество в первобытнообщинном строе ещё не обособилось в самостоят, сферу деятельности и, будучи непосредственно "вплетено" в социальную практику коллектива, обслуживало всю массу общества. Эта первоначальная примитивная форма H. и. выступает как исходный пункт развития т. н. народного творчества - иск-ва, непосредственно создаваемого трудящимися в условиях классовых обществ. С развитием разделения труда и постепенным обособлением профессионального иск-ва как особой формы духовной культуры - процессом, к-рый окончательно завершается только в эпоху капитализма, формируются новые формы народности художеств, культуры. В антич. обществе на почве рабовладельч. демократии расцветает иск-во, народность к-рого заключается в выражении идеалов и интересов коллектива свободных граждан классич. полиса. При этом производит, класс - рабы - остаётся практически за пределами развития эстетич. сознания общества. Художеств, идеология ср.-век. феод, общества, особенно на ранних стадиях, имеет своим исходным пунктом эстетич. сознание крест, общины, а позднее и трудящихся города. В этом основа народности ср.-век. иск-ва.

Новая пора наступает с эпохи Возрождения. Искусство получает возможность освободиться от патриархальной примитивности средневековья на основе широкого развития историч. самодеятельности масс. Но вместе с тем здесь назревает и новое противоречие. На исходе этой эпохи нар. творчество впервые отчётливо расходится с "учёным" иск-вом, ориентирующимся на "образованную" верхушку общества, но концентрирующим в себе осн. потенции эстетич. прогресса. В результате происходит отчуждение масс от профессионального иск-ва, к-рое становится всё менее доступным народу. Отсюда нередко рождается протест против художеств, завоеваний своего времени (Савонарола, Карлштадт, нидерландские "иконоборцы"). Однако на протяжении всей последующей истории нар. творчество, непосредственно отражающее сознание трудящихся масс, их эстетич. вкусы, составляет важнейший пласт художеств, культуры, к-рый нередко служит источником и проф. иск-ва. Вместе с тем формируются направления в иск-ве, к-рые, не будучи прямым выражением эстетического сознания трудящихся, отражают борьбу за интересы народа, преломляют в себе настроения масс; в этом проявляется H. и., непосредственно или опосредованно связанного с демократич. освободит, движением. Оно выражает, хотя зачастую и противоречиво, идеалы и связанные с ними действит. интересы трудящихся, а не уровень их массового сознания. Таково иск-во Г. Э. Лессинга и Ф. Гойи, P. Бёрн-са и П. Б. Шелли, Л. Бетховена и Г. Гейне, В. Гюго и О. Домье, H. А. Некрасова, Л. H. Толстого, И. E. Репина и M. П. Мусоргского, Лу Синя и P. Тагора.

H. и. проявляется и в творчестве таких художников, к-рые, не будучи связанными с освободит.-демократич. движением, благодаря глубине и правдивости своего творчества сумели отразить существеннейшие стороны жизни и потребности своего народа, почувствовать величие его историч. творчества. В этом раскрывается внутр. единство H. и. и реализма, что отчётливо может быть прослежено у таких великих нац. поэтов, без к-рых немыслимо представить себе обществ, самосознание отд. наций: у итальянцев - Данте, у англичан - У. Шекспир, у немцев - И. В. Гёте, у русских - А. С. Пушкин, у грузин - Ш. Руставели.

Демократич. движения эпохи бурж. революций дали возможность впервые осмыслить нар. характер иск-ва, его связь с жизнью народа, с характером каждой нации, с борьбой, к-рую массы ведут за свободу. Основы теории H. и. возникли в эстетике Просвещения. Просветители указывали на связь "учёного" иск-ва с нар. мышлением, с образным и мета-форич. характером нар. языка, с нар. эпосом и мифологией (Дж. Вико, И. Г. Гердер, В. Гумб