загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

. В апр. 1894 аресты в ряде городов ликвидировали центр партии, типографию и нек-рые местные группы. Уцелевшие народоправцы (Богданович, Миклашевский и др.) подготовили и издали в 1896-98 номер газеты "Борьба", листовки к бастующим рабочим, брошюры "Первый год Николая II", "Памяти M. Ф. Ветровой", два номера сборника "Наше время". В. И. Ленин ценил стремление народоправцев создать демократич. оппозицию пр-ву, их политич. радикализм, освобождение от нек-рых иллюзий народничества. Но он отмечал неопределённость их взглядов и считал ошибкой предпринятую ими попытку объединить в одной партии социалистов и несоциалистов. В нач. 20 в. многие быв. народоправцы стали эсерами, нек-рые социал-демократами, энесами и кадетами.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 301-04, 343-46; т. 2, с. 439-40, 445, 452-53, 543-50; Широкова В. В., Партия "Народного права", Саратов, 1972. В. В. Широкова.

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ PEВОЛЮЦИЯ, антиимпериалистическая, антифеодальная, демократическая революция, развернувшаяся в обстановке 2-й мировой войны 1939-45 и после неё в ряде стран Европы и Азии и явившаяся прологом социалистич. преобразований в этих странах. Для обозначения H.-д. р. применяются и др. термины (напр., национально-демократическая революция - в Чехословакии, демократическая революция - в Венгрии, ново-демократическая революция - в Китае и т. п.). В Болгарии термин "Н.-д. р." употребляется в ином смысле: "...народно-демократическая по форме революция в нашей стране... с самого начала... носит социалистический характер" (Ж и в-ков Т., Избр. статьи и речи, т. 1, 1965, с. 420).

Н.-д. р. как антиимпериалистич., антифеод., демократич. революция имела место в условиях общего кризиса капитализма в странах с весьма различным уровнем общественно-экономич. развития (Чехословакия и Венгрия, Румыния и Китай и т. д.). Аналогичное, хотя и далеко не тождественное, социально-эко-номич. содержание революций 40-х гг. 20 в. было обусловлено тем, что страны, в к-рых они произошли, оказались в полуколониальной зависимости от иностр. империализма (германского, итальянского, японского). Это поставило перед народами этих стран в качестве ближайших общие задачи революц. борьбы против фашизма, за нац. независимость и демократию, обусловило существ, сходство путей их первоначального революц. развития. В условиях разгрома при решающем участии СССР герм, и итал. фашизма и япон. милитаризма, благодаря освобождению ряда стран Европы и Азии Сов. Армией, на междунар. арене и внутри этих стран сложилась обстановка, благоприятствовавшая победе Н.-д. р. В результате активной борьбы внутр. ре-волюционно-демократич. сил, возглавляемых коммунистами, возник новый, народно-демократич. строй.

По своим объективным основам, движущим силам, классовому характеру установленной власти, а также осуществлённым социально-экономич. преобразованиям Н.-д. р. не является революцией социалистич. типа и вместе с тем существенно отличается от буржуазно-демокра-тич. революций.

Если экономич. основой бурж.-демократич. революции старого типа является противоречие между развитием производит, сил и феодальными (полуфеод.) производств, отношениями, а основой социалистич. революции - противоречие между развитием производит, сил и отжившими капиталистич. производств, отношениями, то в основе Н.-д. р. в рассматриваемых странах Европы и Азии, как правило, лежали два разнородных противоречия: с одной стороны, между развитием производительных сил и отжившими феод, (полуфеод.) производств, отношениями (это противоречие не имело существ, значения, напр., для Чехословакии), с другой - между интересами нац. экономич. развития и засильем иностр. капитала и связанного с ним местного капитала. Уничтожение пережитков феод.-креп остнич. порядков стало невозможным без революц. борьбы с империализмом, без разгрома фашизма. Именно поэтому Н.-д. р. представляет собой уже не просто антифеод, (бурж.) революцию и ещё не антикапиталистич. (социалистич.) революцию, а новую антиимпериалистич., антифеод., антифашистскую, нац.-освободительную, демократии, революцию.

Отличит, чертой H.-д. р. является также состав её движущих сил. Если движущими силами бурж.-демократии, революции старого типа были возглавляемые буржуазией классы, а движущую силу социалистич. революции составляет возглавляемый пролетариатом союз пролетариата и всех трудящихся, всех эксплуатируемых, то H.-д. р. в этом отношении имеет свою специфику. Движущей силой H.-д. р. явился широкий нар. фронт пролетариата, крестьянства, мелкой буржуазии и различных слоев др. классов (напр., средней или нац. буржуавии), основанный на союзе пролетариата и крестьянства и руководимый пролетариатом во главе с марксистско-ленинской партией. H.-д. р. отличается и от социалистич. революции как общим составом своих движущих сил, так и целями их борьбы, характером их объединения. Вместе с тем H.-д. р. решительно сближается с социалистич. революцией. Гегемония пролетариата, возглавляющего союз революц. сил, обеспечивает радикальный характер H.-д. р., позволяет ей делать шаги в сторону социализма.

Важнейшим отличием H.-д. р. является характер устанавливаемой ею гос. власти - революционно-демократич. диктатуры революц. классов, руководимых пролетариатом. Эта власть призвана осуществить прежде всего демократич. преобразования (при известном сохранении частнокапиталистич. собственности на средства произ-ва), однако, в отличие от бурж. демократии как власти меньшинства, она является властью подавляющего большинства, проводящей глубокие социально-экономич. преобразования в интересах большинства населения. Повсюду в этих странах были созданы пр-ва и органы гос. власти широкого нар. фронта (Нац. фронта в Чехословакии, Демократич. блока в Польше, Нац.-демократич. фронта в Румынии и т. п.), куда входили пролетариат, крестьянство, мелкая буржуазия и представители буржуазии (напр., С. Миколайчик в Польше, Ф. Надь и др. в Венгрии, Г. Татареску в Румынии, Э. Бенеш и др. в Чехословакии и т. д.). Социально-экономич. преобразования были проведены в ходе острой классовой борьбы, при наличии в большинстве стран ряда партий [напр., в Польше - рабочей партии (ППР), социалистич. партии (ППС), "Стронництво людове" (СЛ) и др.; в Венгрии - коммунистич., со-циал-демократич., нац.-крестьянской партий, партии мелких сельских хозяев].

Власть народа, установившаяся непосредственно в результате H.-д. р., отличалась от диктатуры пролетариата по своему классовому характеру. Вместе с тем гегемония пролетариата и его марксистско-ленинской партии в рамках этой демократич. власти представляла собой зародыш диктатуры пролетариата. Для её утверждения необходимо было очистить гос. власть от эксплуататорских элементов, сопротивлявшихся дальнейшим демократич. и социалистич. преобразованиям, а также перестроить её в целях решения социалистич. задач.

Целью H.-д. р. является создание нового, демократич. строя, обеспечивающего максимум условий для революц. перехода к социализму. Новый, демократич. строй, создаваемый в результате H.-д. р., не представляет собой к.-л. определённой общественно-экономич. формации.

Это переходный строй, соответствующий характеру разрешаемых объективных эко-номич. противоречий. Антифеод, и анти-империалистич. характер революции предопределяет двойственный, противоречивый характер её экономич. результатов, ибо, с одной стороны, в результате антифеод, преобразований в деревне создаётся не социалистич., а мелкобурж. строй, а с другой - в результате антиимпериа-листич. преобразований и национализации в пром-сти (и торговле) возникает гос. собственность, на основе к-рой складываются производств, отношения по своей тенденции социалистич. типа.

H.-д. р. представляет собой ближайший этап, подступ для перехода к социалистич. преобразованиям. H.-д. р. завершает решение задач бурж.-демократич. революции, в то же время она создаёт уклад в основном социалистич. типа и новое, нар. гос-во, руководимое пролетариатом. Всё это видоизменяет задачи и формы развития непосредственно следующей за H.-д. р. социалистич. революции, открывает мирный путь для перехода к социализму.

Лит.: Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 11; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), M., 1972; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, M., 1961; Пик В., Избр. произв., M., 1956; Г е о р-г и у - Д е ж Г., Статьи и речи, т. 1 - 2, M., 1956; Димитров Г., Избр. произв., т. 1 - 2, M., 1957; Живков Т., Избр. статьи и речи, т. 1 - 2, M., 1964-65; К а д а р Я., Избр. статьи и речи, M., 1964; Партия, государство, народ. Ответы Г. Гусака на вопросы редакции, журн. "Проблемы мира и социализма", 1972, МЬ 9, с. 5-6; Соболев А., Что такое народная демократия, M., 1956; Основы марксизма-ленинизма, 2 изд., M., 1962. А. П. Бутенко.


НАРОДНОЕ БОГАТСТВО, см. Национальное богатство.


НАРОДНОЕ ВООРУЖЁННОЕ ВОССТАНИЕ В РУМЫНИИ 1944, антифашистское восстание трудящихся, в ходе к-рого была свергнута воен.-фаш. диктатура И. Антонеску. Успех восстания, начавшегося в условиях наступления Сов. Армии, был обусловлен разгромом Сов. Армией фаш. войск под Яссами и Кишинёвом (см. Ясско-Кишинёвская операция 1944). Подготовку к восстанию и руководство им осуществляла Коммунистическая партия Румынии (КПР), по инициативе которой летом 1943 был создан Патриотический антигитлеровский фронт. Весной 1944 было достигнуто соглашение о единстве действий между КПР и С.-д. партией; в июне 1944 создан Воен. K-T. 20 июня 1944 было подписано соглашение о создании Нац.-демократич. блока - врем, поли-тич. коалиции Нац.-либеральной, Нац.-царанистской, Коммунистич. и С.-д. партий, имевшее целью устранение диктаторского режима Антонеску и выход Румынии из блока фаш. гос-в. КПР создавала в подполье боевые патриотич. отряды, проводила работу в рум. воинских частях. Восстание началось 23 авг. 1944. В королевском дворце были арестованы Антонеску и др. члены фаш. пр-ва. Патриотич. отрядами и перешедшими на сторону повстанцев соединениями рум. армии в Бухаресте были заняты радиостанция, правительств, учреждения и др. важные объекты. 24 авг. Румыния прекратила воен. действия против антигитлеровской коалиции. 24-30 авг. велись упорные бои против нем.-фаш. частей в Бухаресте, долине Праховы и др. р-нах. Вступление 31 авг. в Бухарест Сов. Армии, завершившей разгром гитлеровских войск в Румынии, закрепило победу восстания. Нар. BO-оруж. восстание 1944 положило начало нар. революции в Румынии. День 23 августа - нац. праздник в CPP.

Лит.: История Румынии, [т. 2] - 1918 - 1970, M., 1971; Лебедев H. И.. Падение диктатуры Антонеску, M., 1966; August'44. Culegere de Studiu, BUC., 1971.

А. А. Язъкова.


НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ 1945 в Чешских землях, антифаш. восстание в мае 1945. Происходило в период завершающих боёв Сов. Армии против нем,-фаш. войск. Руководили H. в. нелегальный ЦК Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ)и Чешский национальный совет (ЧНС), созданный в апреле по инициативе КПЧ из представителей всех осн. групп Движения Сопротивления. Восстание намечалось на 7 мая, но уже 1 мая произошло стихийное выступление жителей Пршерова, 2-3 мая - Нимбур-ка, Подебради, Нови-Биджова, Семили, Ломнице, Турнова и ряда др. городов, в ночь с 4 на 5 мая - Кладно, Пльзеня, 5 мая - Праги. Пражане разоружили и блокировали находившиеся в Праге части герм, армии, захватили склады оружия, заняли центр, телефонную станцию, электростанцию, многие заводы, большинство вокзалов. 5 мая ЧНС объявил о переходе власти в Чешских землях к ЧНС как представителю пр-ва Нац. фронта, созданного в апр. 1945 в г. Коши-це. По призыву ЧНС началось строительство баррикад (в Праге было построено 1600). Повстанцы, поддерживаемые партизанами, разоружали нем. гарнизоны, устанавливали власть революц. нац. к-тов. Активную роль в восстании играли советские граждане, бежавшие из фаш. концлагерей. Гитлеровское командование бросило против Праги бронетанковую дивизию CC и авиацию; в предместье и самом городе завязались ожесточённые бои. Военно-технич. преимущество позволило фашистам захватить нек-рые р-ны Праги, городу угрожало уничтожение. Для оказания помощи чеш. народу сов. войска начали наступление. В результате Пражской операции 1945 Прага 9 мая была освобождена. Восстание завершилось победой. Оно сыграло важную роль в утверждении нар.-демократич. строя в Чехословакии.

Лит.: Недорезов А. И., Национально-освободительное движение в Чехословакии, M., 1961; За освобождение Чехословакии. Сб. ст., под ред. И. С. Конева! M., 1965; Amort С., SSSR a osvobozeni Cesko-slovenska, Praha, 1970. А. И. Недорезов.

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ АНГОЛЫ (Movimento Popular de Libertagao de Angola - МПЛА), революционно-демократич. партия, возглавляющая национально-освободительную борьбу народа Анголы против португальского колониального господства. Создана в 1956 на базе марксистских групп и прогрессивных орг-ций. Объединяет крестьян, рабочих, прогрессивную интеллигенцию, а также часть духовенства. Программа партии, принятая в февр. 1960, предусматривает полную ликвидацию колониализма и строительство независимой демократич. Анголы. В соответствии с уставом партия строится по территориальному принципу, на основе демократич. централизма.

Партия поддерживает дружеские отношения с КПСС, руководит созданными по её инициативе профсоюзной, молодёжной, женской орг-циями. Признана Организацией африканского единства и имеег постоянные представительства в ряде стран Африки и Европы. Печатный орган-газета " Витория о морти " (" Vitoria ou Morte" ). П. И. Манчха.

"НАРОДНОЕ ДЕЛО", революц. журнал (1868-69, 10 номеров), затем - газета (1870, 7 номеров), издавались в Женеве. Первый номер вышел под ред. M. А. Бакунина и H. И. Жуковского, носил анархистский характер. Со 2-го номера <Н. д." издавалось под ред. H. И. Утина, В. He-това (В. И. Бартенева) и А. Д. Трусова, поддерживавших постоянные связи с К. Марксом. "Н. д." продолжало революц. традиции H. Г. Чернышевского и H. А. Добролюбова, выступало против анархизма, пропагандировало деятельность Международного товарищества рабочих. Ряд материалов был посвящён истории ч Земли и воли" 1860-х гг. В 1870 "Н. д." стало органом Русской секции 1-го Интернационала, в нём напечатаны программные документы Рус. секции, письма К. Маркса и И. Ф. Беккера к-ту Рус. секции, написанный К. Марксом Манифест Гл. совета Междунар. товарищества рабочих и др.



НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и гос-ва. В ряде стран наряду с государственными существуют частные и религиозные учебно-воспитат. учреждения. H. о. охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразоват. школы всех типов, проф.-технич., средние спец. и высшие уч. заведения, различные формы проф. обучения и повышения квалификации работников, внешкольные учреждения.

О H. о. как о системе широкого образования народа в интересах гос-ва можно говорить только начиная с конца 18 - нач. 19 вв. До этого за всю многовековую историю человечества обучение и воспитание в школах были привилегией родовой, ра-бовладельч. и феод, знати. Небольшое число детей ремесленников и торговцев получало элементарное образование в цеховых, гильдейских и городских школах. Осн. массы трудящихся были лишены права на образование.

С развитием капиталистич. отношений заинтересованность буржуазии в усовершенствовании производства и обучении рабочих, а также участие нар. масс в бурж. революциях привели к тому, что в странах, вступавших на путь капиталистич. развития, как правило, издавались законы, определявшие обязанности гос-ва по организации образования всех граждан без исключения. Однако эти законы отражали лишь переход от сословной школы к школе классовой. Сословная школа требовала принадлежности уч-ся к известному сословию, классовая (буржуазная) - средств для платы за обучение. В ряде стран бурж. школа длительное время продолжала существовать параллельно с сословной, с привилегированными аристократич. уч. заведениями. Рост производит, сил в капиталистич. обществе обусловил развитие общего и низшего проф. образования значит, части трудящихся. В 19 в. в большинстве капиталистич. стран были изданы законы о всеобщем обязательном начальном обучении. Хотя потребности развивающихся пром-сти,транспорта,связи и др.отраслей х-ва а обученных работниках имели объективный характер, в бурж. гос-вах фактически были созданы две системы H. о.; одна для имущих классов, другая для трудящихся. Совр. идеологи капитализма пытаются выдавать нек-рые изменения в системах H. о. капиталистич. стран (отмена платы за обучение в общеобразоват. школе, повышение уровня всеобщего обязательного обучения детей до 14-15-летнего возраста, увеличение числа стипендиатов в вузах и др.) за преодоление классового характера буржуазной школы. Они утверждают, что в современных капиталистических государствах якобы не только юридически, но и фактически осуществляется общедоступность образования, имеются равные возможности получения его для имущих и неимущих, а все различия в образовании объясняются только разницей в способностях и задатках детей. Однако в классовом обществе даже бесплатная школа не перестаёт быть классовой, ибо расходы семьи на содержание детей в школе доступны далеко не всем. Платность обучения в вузах и высокие расходы на содержание студентов резко снижают социальную значимость повышения уровня обязательного бесплатного обучения в ср. школе. (Назначение наиболее способным учащимся из семей трудящихся стипендий из различных фондов не обеспечивает права на образование всей молодёжи.) Классовый характер имеет и используемая в отд. капиталистич. странах практика распределения уч-ся по школам и классам в зависимости от способностей. В результате применения спец. системы тестов в число более одарённых попадают гл. обр. дети состоятельных родителей, лучше подготовленные к обучению, и только они имеют возможность поступать в школы с повышенным уровнем образования, к-рые открывают доступ в ун-ты и др. вузы. Большинство выпускников начальной школы поступают в такие школы, к-рые, как правило, не дают права продолжать образование в вузе. В условиях бурж. общества пролетарское революц. движение вынуждало правящие классы менять политику в области H. о. и поддерживало меры по развитию просвещения трудящихся. Но фактически подлинно нар. система образования на всех его ступенях возможна только в условиях социалистич. и коммунистич. общества.

В СССР и др. социалистич. странах обеспечиваются широкое развитие и общедоступность всех видов и форм образования, последовательное осуществление принципов единой школы, бесплатность образования на всех его ступенях, обучение на родном языке, отделение школы от церкви, гос. стипендии учащимся про-фессионально-технич. училищ, высших и средних спец. уч. заведений; система просвещения предусматривает высокий уровень образования всего населения, независимо от расовой и национальной принадлежности, имущественного и социального положения, пола, вероисповедания.

Основой системы H. о. во всех странах является начальное (элементарное) образование. Продолжительность начального обучения в различных странах, как правило, от 3 до 6 лет. В нек-рых странах нет преемственности между элементарным и ср. образованием; в систему H. о. вводится спец. звено - промежуточные школы (иногда их называют дополнительными), к-рые готовят к поступлению в ср. школу.

Среднее образование осуществляется в школах обычно с 6-летним сроком обучения (грамматич. школы в Великобритании, гимназии в ФРГ, лицеи во Франции и Италии, классы с академич. профилем в США и др.); в СССР (где решаются задачи всеобщего ср. образования) - во всех типах средней общеобразоват. школы, проф.-технич. уч-щах, дающих наряду с ' рабочей профессией общее среднее образование, и в средних спец. уч. заведениях.

Высшее образование дают ун-ты, ин-ты, высшие школы и уч-ща, нек-рые колледжи и др. со сроком обучения обычно от 4 до 6 лет.

Во MH. капиталистич. странах часть школ принадлежит церкви, благотворительным орг-циям и частным лицам. В СССР и др. социалистич. странах уч. заведения преимущественно являются государственными (нек-рые находятся в ведении профсоюзов, кооперативных и др. организаций).

Существует несколько исторически сложившихся систем управления H. о.- централизованная, децентрализованная и смешанная. При первой - делом образования ведают спец. министерство и органы на местах, гос-во финансирует школу, издаёт обязательные уч. программы, учебники, утверждает единые требования для получения документов об образовании, руководит подготовкой преподавателей и т. д. Такая система принята во Франции, Италии, Бельгии, странах Лат. Америки.

При децентрализованной системе руководство образованием находится в компетенции местных адм. органов, а состояние школ в значит, мере зависит от самодеятельности населения. Гос-во ограничивает свои функции учётом, а в отдельных случаях частичным финансированием нужд просвещения. Такая система сложилась в Великобритании (в частности, в Шотландии), Норвегии, Швеции. Система H. о. в США долгие годы была децентрализованной, с 60-х гг. 20 в. происходит процесс централизации.

Для смешанной системы управления образованием (существует в Индии, Пакистане и др.) характерно разделение функций между центральными и местными органами власти. Обычно центральные органы ведают общим планированием и контролем, а также финансированием ряда звеньев H. о.

В СССР и др. социалистич. странах управление H. о. осуществляется правительствами на основе демократич. централизма, означающего сочетание центрального руководства с широкой самодеятельностью местных органов и общественности .

Принципы построения, основные задачи и пути совершенствования всех звеньев системы нар. образования определены в "Основах законодательства Союза CCP и союзных республик о народном образовании (19 июля 1973)".

"Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека" (указ, книга, с. 6). Система нар. образования в СССР включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, проф.-технич. образование, среднее специальное образование, высшее образование. Научно-технический прогресс с его постоянно возрастающей научной информацией обусловливает необходимость регулярного пополнения трудящимися общеобразоват., общетехнич. и спец. знаний. Поэтому в системах нар. образования СССР и др. социалистич. стран получили широкое развитие вечернее образование, заочное образование, различные формы повышения квалификации и самообразования трудящихся. В СССР различными видами обучения в 1973 было охвачено ок. 81 млн. чел.; существовало 181 тыс. общеобразоват. школ, в т. ч. 165 тыс. дневных, 5,7 тыс. проф.-технич. уч. заведений, 4,3 тыс. средних спец. уч. заведений, 825 вузов, в т. ч. 61 ун-т. В общеобразоват.школах всех видов обучалось 49,3 млн. уч-ся. 8-летнюю школу окончили 4,8 млн. и среднюю общеобразовательную - 2,9 млн. чел.; при этом в вечерних (сменных) и заочных ср. школах, в проф.-технич. уч-щах получили среднее образование св. 660 тыс. чел. В проф.-технич. уч-щах обучалось ок. 2,8 млн. уч-ся, в средних спец. уч. заведениях- 4,4 млн., в вузах - 4,6 млн. студентов. В проф.-технич. уч-ща принято св. 2 млн. чел., в т. ч. 229 тыс. в уч-ща, дающие наряду с профессией ср. образование, в ср. спец. уч. заведения - 1 млн. 347 тыс. чел., в т. ч. ок. 850 тыс. на дневные отделения, в вузы - 930 тыс. чел., в т. ч. 532 тыс. на дневные отделения. Училищами проф.-технич. образования подготовлено св. 1,8 млн. квалифицированных рабочих. В нар. X-BO направлено 1,8 млн. специалистов, из них ок. 700 тыс. с высшим и 1,1 млн. со средним спец. образованием. К концу 1972 высшее и среднее (полное и неполное) образование имело 72% населения, занятого в народном х-ве. Путём индивидуального, бригадного и курсового обучения на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в колхозах получили новые профессии и повысили свою квалификацию ок. 20 млн. чел.

О H. о. см. также в отдельном томе "Союз Советских Социалистических Республик", соответствующие разделы в статьях о др. странах, союзных и авт. республиках, краях, областях и крупнейших городах СССР; статьи Всеобщее обучение, Грамотность, Начальная школа, Восьмилетняя школа, Средняя общеобразовательная школа, Профессионально-техническое образование, Среднее специальное образование, Высшее образование, в статьях об отраслях образования, напр. Горное образование.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, M., 1957; Л е-H и н В. И., О народном образовании. Статьи и речи, M., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., [M., 1973]; Директивы ВКП(б) и постановления Советского

правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917 -1947 гг. в. 1 - 2, М-Л., 1947; Луначарскии А. В., Ленин и народное образование. Сб. статей и выступлений, [M., I960]; В. И Ленин и проблемы народного образования. Под ред. H. К Гончарова и Ф. Ф. Королева, M., 1961; Народное образование в СССР, M., 1967.

"НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ежемесячный журнал Мин-ва просвещения СССР и Мин-ва просвещения РСФСР. Выходит в Москве с 1946. Предшественником "Н. о." был журнал Наркомпроса РСФСР "Народное просвещение" (1918- 1930, в Москве), в к-ром активно участвовали П. И. Лебедев-Полянский, А. В. Луначарский, H. К. Крупская, M. H. Покровский, С. T. Шацкий, Л. С. Выготский, А. С. Бубнов и др. Рассчитан на работников органов нар. образования, общеобразоват. школы всех типов, ср. специальных и проф.-технич. уч. заведений, пед. вузов, внешкольных учреждений, партийных и сов. работников, занимающихся вопросами обучения и воспитания. В журнале публикуются материалы организа-ционно-пед., теоретич., науч.-методич., проблемного характера, освещаются актуальные вопросы совр. состояния и организации нар. образования, пропаганды передового пед. опыта и др. Имеются также разделы: "Школа и жизнь", "За рубежом", "Критика и библиография" и др. Тираж (1974) 130 тыс. экз.

A. E. Бойм.


НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-45, добровольческие военные и военизированные формирования из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации, создававшиеся в помощь Красной Армии; одна из форм участия советского народа в вооружённой борьбе против нем.-фаш. захватчиков. Нападение фаш. Германии на СССР, угроза существованию социалистического государства подняли советский народ на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч людей (рабочие, служащие, студенты, колхозники, работники науки, техники, культуры и др.), не подлежавших призыву, обращались в парт, и сов. организации, в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. По инициативе народа под руководством Комму-нистич. партии во многих городах началось формирование рабочих отрядов, коммунистических батальонов, отрядов парт.-сов. актива, групп самообороны. Уже в первые дни войны в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае такие формирования участвовали в боях. 24 июня 1941 CHK СССР принял постановление о создании на добровольных началах в прифронтовой полосе истребительных батальонов для охраны объектов в тылу сов. войск и для борьбы со шпионско-дивер-сионными и десантными группами противника. Руководство их боевой деятельностью в тылу страны осуществляли штабы при наркоматах внутренних дел СССР, союзных и автономных республик и управлениях внутр. дел краёв и областей. К концу июля 1941 было 1755 истребительных батальонов (по 100-200 чел., в отд. случаях до 500 чел. в каждом), в к-рых насчитывалось св. 328 тыс. чел. Кроме того, более 300 тыс. чел. состояло в группах содействия батальонам. В Москве было сформировано 25 истребительных батальонов, в областях РСФСР - св. 1000, на Украине - 657, в Белоруссии - 78, в Молдавии - 63. Такие батальоны создавались также на территории Карелии, сов. прибалтийских и закавказских республик. В 1941 в действующую армию было направлено 1350 батальонов (св. 250 тыс. чел.), св. 25 тыс. бойцов-истребителей стали партизанами.

По инициативе парт, организаций и трудящихся Ленинграда в кон. июня 1941 началось формирование дивизий нар. ополчения; уже 30 июня эта работа развернулась во всех р-нах. ЦК ВКП(б) одобрил почин ленинградцев и распространил его на др. города. 2 июля приступили к созданию ополчения парт, организации Москвы. 4 июля ГКО принял постановление "О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения". Работу по их формированию вели местные парт, органы. Командные должности в звене батальон и выше укомплектовывались в основном кадровыми командирами. Политсостав подбирался из местных парт, работников, вооружение предоставлял наркомат обороны. Материальное обеспечение первоначально осуществлялось гл. обр. за счёт местных ресурсов. В июле в Москве было сформировано 12 дивизий нар. ополчения, к-рые в сент. 1941 были переименованы в стрелк. дивизии и получили войсковые номера: 2-я, 8-я, 17-я, 18-я (позже 11-я гвардейская), 29-я, 60-я, 110-я (84-я гвард.), 113-я, 139-я, 140-я, 160-я, 173-я (77-я гвард.). Пять дивизий (2-я, 8-я, 29 я, 139-я, 140-я) ввиду потерь в окт. 1941 были расформированы, остальные участвовали в боях до конца войны. В окт. 1941 в Москве было сформировано ещё 4 дивизии нар. ополчения, к-рые в янв. 1942 были переименованы в стрелковые: 129-ю, 130-ю, 155-ю и 158-ю. Всего нар. ополчение Москвы составило св. 160 тыс. чел. В Ленинграде в июне - сент. 1941 были сформированы и отправлены на фронт 10 дивизий и 14 пу-лемётно-арт. батальонов (ок. 135 тыс. чел.). Всего в ополчение вступило 200 тыс. чел. Три дивизии, понёсшие потери в боях, были расформированы, не получив войсковых номеров, остальные стали кадровыми стрелк. дивизиями (13-я, 44-я, 56-я, 80-я, 85-я, 86-я, 189-я) и участвовали в боях до полного разгрома врага. В Ростове-на-Дону были созданы кав. дивизия нар. ополчения (116-я, преобразованная затем в 12-ю гвард.) и ополчен-ческий стрелк. полк, в Сталинграде - корпус нар. ополчения в составе кав. и стрелк. дивизий и танк, бригады. 15 тыс. чел. записались в ополчение в Севастополе. Дивизии нар. ополчения формировались в Краснодарском крае, Кировской, Воронежской, Ярославской областях, бригада - в Смоленске, полки, батальоны, отряды - в Курске, Туле, Калинине, Иваново, Горьком, Рязани, Брянске. Ополчение РСФСР, по приблизительному подсчету, составило ок. 1 млн. чел. В 1941 ополченческие формирования создавались на Украине и в Белоруссии. Однако ввиду незавершённости формирования соединений на Украине в боевых действиях участвовала только Кременчугская дивизия. Ополчение Украины использовалось гл. обр. для комплектования и пополнения кадровых частей и соединений, отдельные подразделения направлялись для партизанской борьбы в тылу врага. В Белоруссии насчитывалось св. 200 формирований нар. ополчения (ок. 33 тыс. чел.). Св. 10 тыс. чел. сражалось в осаждённом Могилёве. В Карелии имелось три полка нар. ополчения и ряд батальонов, в Молдавии - Кишиневский коммунистич полк, в Эстонии - Таллинский коммунистич. и Нарвский рабочие полки, созданные из отдельных ополченческих подразделений, в Латвии - два Латышских полка, в к-рые вошли рабочие батальоны и отряды парт сов. актива В Литве действовали только отряды парт. сов. актива.

Лит Беляев С, Кузнецов П, Народное ополчение Ленинграда, Л , 1959, Московское ополчение [1941 - 1945 гг ] Крат кий исторический очерк, M , 1969, Б и л е н ко С В , Истребительные батальоны в Be ликой Отечественной войне, M , 1969, Бал к о в и и П H , Б И Кузнецов

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812, воинские формирования, созданные в России на время войны по манифесту имп Александра I от 6 июля 1812 Предназначались для замены регулярных войск во внутр р- нах и их подкрепления в случае втор жения наполеоновской армии в глубь страны В связи с неблагоприятным для России развитием воен действий H о , явившееся одним из проявлений патрио тич подъема населения, стало одним из источников пополнения рус регулярной армии, т к при рекрутском способе комплектования и 25 летнем сроке воен службы в стране не было обученного резерва Ратники в H о выставлялись по мещиками из крепостных крестьян (обычно 4-5 чел в возрасте 17-45 лет от 100 ревизских душ) Небольшое число ополченцев составляли добровольцы из оемесленников, мещан и духовного со словия Крепостные охотно шли в H о , надеясь после войны на освобождение от крепостной зависимости. Сбор ратников, их вооружение и снабжение осуществлялись комитетами уездных (гуоерн ских) дворянских собраний на средства добровольных пожертвований (их сумма в 1812-14 составила 83 млн руб ), а с марта 1813 за счет казны Офицеры назначались из добровольцев дворян, ранее служивших в армии Командую щие округами избирались дворянскими собраниями По манифесту от 18 июля районы формирования H. о. ограничивались 16 центр губерниями H о Мое ковской, Смоленской, Калужской, Туль ской Рязанской, Тверской, Ярославской и Владимирской губ составило 1 и OK руг (командующий ген Ф В Растоп чин) и предназначалось для обороны Москвы Во 2 и округ (командующий ген M И Кутузов, с 27 авг - ген П И Меллер Закомельский, с 22 сент - сенатор А А Бибиков) входило ополче ние Петербургской и Новгородской губ , прикрывавшее петерб направление H о Костромской, Вятской, Казанской Нижегородской, Симбирской и Пензенской губ входило в 3 и округ (командующий ген П А Толстой) и составляло резерв Позже было сформи ровано конное и пешее ополчение в Полтавской и Черниговской губ (командующий ген H В Гудович) По ини циативе местных властей создавались отряды Нов Псковской, Тамбовской, Курской, Киевской и др губ Общая численность H о составила ев 300 тыс чел Из ополченцев создавались пешие 4 батальонные полки (по 2500 чел ), конные полки (по 1400 чел ) и дружины (по 820 чел ) Осн вооружением были пики, топоры и сабли, небольшое число ратников было вооружено ружьями К концу 1812 большинство ополченцев получило ружья Одежда ратника состояла из суконного кафтана, шаровар, рубахи, сапог и фуражки с медным крестом Полки H о участвовали в Смоленском и Бородинском сражениях, в боях под Полоцком, Чашниками, на Березине, в заграничных походах 1813-14, при осаде крепостей Данциг, Торн, Гамбург Ратники H о проявили в боях храбрость и стойкость По возвращении в Россию (март 1813 - окт 1814) H. о было распущено, а крепостные возвращены помещикам.

В 1812 было создано также казачье ополчение на Дону, Украине, Урале из башкир, калмыков и др народностей, но оно формировалось на др основаниях (см Казачество)

Лит Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г Сб док тов, M , 1962, Баб к и н В , Народное ополчение в Отечествен ной войне 1812 г, M , 1962


НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО (Второе ополчение), объединение патриотич сил России на завершающем этапе борьбы с польско литов ской и шведской интервенцией в нач 17 в Возникло после захвата интервен тами значит части страны, в т ч Моек вы и Смоченска, и распада Первого ополчения 1611 В сент 1611 в H Новго роде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призы вом собрать средства и создать ополче ние для освобождения Родины, грамоты с призывом к сбору народа были разо сланы в др города, в ополчении, кроме посадских людей и крестьян, участвовали также мелкие и ср дворяне Военным руководителем был приглашен KH Д M Пожарский Осн силы были сфор мированы в городах и уездах Поволжья вместе с рус народом в нем участвовали марийцы, чуваши, коми и др народно сти Поволжья и Севера Цель ополчения состояла в освобождении Москвы от гн тервентов и создании нового пр ва Патриарх Гермоген отказался выполнить требования моек бояр изменников об осуждении патриотич движения за освобождение страны В марте 1612 ополчение выступило из H Новгорода и в нач апреля прибыло в Ярославль, куда подошли отряды из др городов и уездов Здесь был создан временный "Совет всей Земли" - правительственный орган, в к ром гл роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства Одновременно происходило изгнание отрядов польско литов интервентов из нов Поволжья Руководители казачест ва и южнорусского дворянства И M За руцкий и Д T Трубецкой, поддерживая тайные связи с интервентами, вступили с Мининым и Пожарским в переговоры о совместном участии в действиях В связи с приближением к Москве крупного отряда польско литов войск под предво дительством гетмана К Ходкевича опол чение выступило из Ярославля и в конце июля - начале августа 1612 подошло к Москве, заняв позицию вдоль зап стен Белого города В сражении 22-24 авг при поддержке казаков Трубецкого был разгромлен отряд Ходкевича, к рому не удалось прорваться в Москву Эта победа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай городе, к рые капитулировали 22-26 окт 1612 Освобождение Москвы нар ополчением создало условия для восстановления гос власти и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободит движения против интервентов по всей стране В нояб 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о со зыве Земского собора для выборов ново го царя Состав Земского собора 1613 (см. Земские соборы) отразил возросшую роль посадского населения и мелкого служилого дворянства, а также казачества в освободит, войне против интервентов.

Лит Платонов С Ф, Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII BB , M , 1937, Л ю б о м и ров П Г , Очерк истории Нижегородского ополчения 1611 - 1613 гг , M , 1939, История Москвы, т 1, M , 1952 A M Сахаров


НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, (Ortliche Volksvertretungen), в ГДР органы гос. власти в округах, р- нах, городах, гор р- нах, общинах и объединениях общин H п самостоятельно решают все вопросы касающиеся данной адм едини цы и ее граждан, организуют участие граждан в политич , экономич и культур ной жизни, сотрудничают с обществ организациями трудящихся H. п. избирает исполнит орган - совет и образует комиссии, обеспечивающие осуществление деятельности H. п. и претворение в жизнь его решений.


НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, 1) высший представительный орган гос власти в Болгарии Согласно Конституции, H. с. соединяет законодат и исполнит деятельность гос ва, является единств законодат орга ном, верховным организатором планового руководства обществ развитием H. с. осуществчяет верховное руководство внутр и внеш политикой, принимает и изменяет Конституцию утверждает нар хоз план и гос бюджет, решает вопросы войны и мира, избирает и осво бождает от должности членов Гос. совета, Совета Министров, Верховного суда и гл прокурора Состоит из 400 депутатов, избираемых насетением на 5 лет.

2) В Албании Hc - единств. законодат. орган Утверждает гос бюджет и нар -хоз план избирает Президиум H. с. Верховный суд образует пр-во, назначает Ген. прокурора Избирается населением на 4 года.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ (HCCK), высший орган народной власти в Сев Корее (февр 1947 - авг 1948) 1-я сессия HCCK (февр 1947) сформировала Народный комитет Северной Кореи В нояб 1947 принячо ре шение о выработке проекта конституции, к рый после всенародного обсуждения был принят 1 и сессией Верховного нар собрания КНДР (8 сент 1948) в связи с избранием последнего HCCK сложило свои полномочия.

Лит Конституция и основные законода тельные акты Корейской Народно Демокра тической Республики, пер с кор , M , 1952, с 376 - 81.


НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, русское стихосложение русской устной народной поэзии (см Народное творчество) B H c различаются три оси типа 1)говорной стих - употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т п это текст, четко расчлененный на зарифмованные речевые отрезки обычно со смежными рифмами, без четкой ритмич организации ("Ложкой кормит, а стеблем глаз колет", "Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал") 2) Речитативный, напевный стих - употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях, он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см Клаузула), имеет сложное и до сих пор не вполне исследованное ритмич строение Наиболее частый размер - 3-ударный (3 иктный), развившийся, по-видимому, из общеславянского 10-сложного стиха, промежутки между сильными местами (иктами) здесь колеблются от 1 до 3 ело гов, так что строки этого размера в изоли рованном виде могут звучать и как хореи ("Как во славном было городе во Киеве"), и как анапесты ("Как во славном во городе Киеве"), и как дольники ("Как во славном городе Киеве"), и как такта вики ("Как во славном во городе во Киеве") У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия Реже употребляются размеры 2 ударный (напр , в былине о Щелкане) и 4 ударный (в нек рых историч песнях) 3) Песенный стих - употребителен в лирич песнях, колеблется между сравнительно строгим строением (4 стопный или 6 стопный хо рей) и очень сложными вариациями (за висящими от напева), законы к рых до сих пор не вполне исследованы Несколько более прост стих частушечных и плясо вых песен, имеющий вид дольника на хореич основе В лит стихе говорной тип нар стиха лег в основу досиллабич стихосложения 17 в и сохранялся в 18 в в стихе интермедий и интерлюдий, в 19 в в стихе "Сказки о попе и о работнике его Балде" А С Пушкина, в 20 в у Демьяна Бедного, речитативный тип воспроизво дился в "Песнях западных славян" Пуш кина, "Песне про царя Ивана Васильеви ча " M Ю Лермонтова и т д , имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у сов. поэтов.

Лит Востоков А X, Опыт о рус ском стихосложении, СПБ, 1817 Шток м а р M П , Исследования в области рус ского народного стихосложения, M , 1952, Квятковский А, Народный стих, в его KH Поэтический словарь, M , 1966, Бобров С П, Русский тонический стих с ритмом неопределенной четности , "Рус екая литература", 1967, № 1, 1968, № 2, Trubetzkoy N Three philological stu dies, Ann Arbor, 1963, Jakobson R, Slavic epic verse, в его кн Selected writings, v. 4, s Gravenhage, 1966 M Л Гаспаров

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО художественное, народнее ис кусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в нар массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразитель ное и декоративно прикладное иск во В коллективном художеств творчеств^ народ отражает свою трудовую деятель ность, обществ и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования В H т , сложившемся в ходе обществ трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтич фантазия, богатейший мир мыс лей чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье Впитавшее в себя многовековой опыт нар масс, H т отли чается глубиной художеств освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы H т возникают в сложном диа-лектич единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художеств сознания Нар коллектив веками отбирает, совершен ствует и обогащает найденные отд мастерами решения Преемственность, устой чивость художеств традиций (в рамках к рых, в свою очередь, проявляется лич ное творчество) сочетаются с вариатив ностью, многообразным претворением этих традиций в отд. произведениях.

Коллективность H т , составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов Этот процесс, включающий импровизацию, ее закрепление традицией, последующее совершенствование, обога щение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяженным во времени Характерно для всех видов H т , что создатели произведения явля ются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию, важен также тесней ший контакт исполнителей с воспринимающими иск во людьми, к-рые сами могут выступать как участники творче ского процесса К оси чертам H т при надлежит и долго сохраняющаяся нерас члененность, высокохудожеств единство его видов в нар обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное иск во, в нар жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое, нар поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства про изведений, тогда как муз жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движения ми, танцами Произведения и навыки H т непосредственно передаются из поколения в поколение

H т явилось ист основой всей мировой художеств культуры Его изначаль ные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях до классового общества, когда все иск во было творением и достоянием народа (см Первобытное искусство) С соци альным развитием человечества, форми рованием классового общества, разделением труда постепенно выделяется про фессионализированное "высокое", "уче ное" иск во H т также образует особый пласт мировой художеств культуры В нем выделяются различные по социаль ному содержанию слои, связанные с клас совой дифференциацией общества, но к началу капиталистич периода H т повсеместно определяется как коллективное традиционное иск во трудящихся масс деревни, а затем и города Органич связь с коренными принципами мировоз зрения народа, поэтич цельность отношения к миру, непрестанная шлифов ка обусловливают высокий художеств уровень нар иск ва К тому же H т выработало особые формы специализации, преемственности мастерства и обучения ему.

H т различных, зачастую далеко от стоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, воз никших в сходных условиях или унасле дованных из общего источника Вместе с тем H т веками вбирало в себя особенности нац жизни, культуры каждого народа Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем нац культуры, выразителем нар само сознания Это определило силу и плодотворность воздействия H т на все мировое иск во, о чем свидетельствуют произведения Ф Рабле и У Шекспира, А С Пушкина и H А Некрасова, П Брейгеля и Ф Гойи, M И Глинки и M П Мусоргского В свою очередь H т многое восприняло от "высокой" иск-ва, что нашло многообразное выражение - от классич фронтонов на крест. избах до нар песен на слова великих поэтов H т сохранило ценные свидетельства революц настроений народа, его борьбы за свое счастье В условиях капитализма, попав в сферу бурж общественно-экономич отношений, H т развивается крайне неравномерно MH его ветви дегрчдируют, полностью исчезают или находятся под угрозой вытеснения, другие теряют свои ценные черты, индустриализируясь или приспособляясь к требованиям рынка В 19 в рост нац самосознания, демокра-тич и нац -освободит движения, развитие романтизма пробуждают интерес к H т В кон 19-20 BB усиливается влияние фольклора на мировую культу ру, восстанавливаются нек рые утраченные отрасли H т , организуются музеи и об ва его охраны Вместе с тем гос и частное меценатство зачастую подчиняет H т коммерч целям, интересам "инду стрии туризма", для чего культивирует в нем наиболее архаич черты и религ.-патриархальные пережитки.

В социалистич обществе созданы условия для сохранения и развития H т , наследуя и утверждая нац нар традиции, оно проникается идеями социализма, пафосом отражения новой, преображенной действительности H т пользуется систематич поддержкой гос ва и обществ орг ций, его мастерам присуждаются премии и почетные звания Создана сеть н и учреждений - институтов и музеев, изучающих опыт Н ти способствующих его развитию Многие традиционные жанры H т отмирают (напр , обрядовый фольклор, заговоры, нар драма), но другие находят новое место в жизни Рождаются и новые формы художеств культуры нар масс Интенсивно развивается художественная самодеятельность (хоры, хореографич коллективы, нар театры и т д ), имеющая другую природу, чем H т , но отчасти использующая его насле дне Созданные за MH века высокие образцы H т сохраняют значение веччо живого культурного наследия, сокроьищ ницы художеств опыта нар масс.

Народное поэтическое творчество - массовое словесное художеств творчество того или иного на рода, совокупность его видов и форм, обозначаемая в совр науке этим терми ном, имеет и др названия - нар словесность, устная словесность, нар поэзия, фольклор Словесное художеств твор чество возникло в процессе формирования человеческой речи В доклассовом обществе оно тесно связано с др видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религ мифологич представлений В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного твор чества, выражавшего интересы разных обществ групп и слоев Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых нар. масс С появлением пись менности возникла литература, истори чески связанная с устным H т.

Коллективность устного H т (означающая не только выражение мыслей и чувств коллектива, но прежде всего - процесс коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность, т. е. изменчивость текстов в процессе Их бытования. При этом изменения могли быть весьма различными - от незначит. стилистич. вариаций до существ, переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значит, роль играют своеобразные стереотипные формулы - т. н. общие места, связанные с определёнными сюжетными ситуациями, переходящие из текста в текст (например, в былинах - формула седлания коня и т. п.).

В процессе бытования жанры словесного H. т. переживают "продуктивный" и "непродуктивный" периоды ("возрасты") своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в нар. быту объясняется не только их художеств, ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их осн. творцов и хранителей - крестьян. Тексты фольклорных произв. различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в H. т. неизмеримо большую силу, чем в проф. лит. творчестве.

Коллективность словесного H. т. не означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов к потребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли своеобразные профессии исполнителей произв. H. т. (др.-греч. рапсоды и аэды, рус. скоморохи, укр. кобзари, казах, и кирг. акыны. и т. д.). В нек-рых странах Бл. Востока и Cp. Азии, на Кавказе сложились переходные формы словесного H. т.: произв., созданные определёнными лицами, распространялись изустно, но текст при этом относительно мало менялся, имя автора обычно было известно и часто вводилось в текст (напр., Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного H. т. обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории нек-рые жанры претерпевали существ, изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, дого-сударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классич. героический эпос, затем возникли ист. песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядо-вая лирич. песня, романс, частушка и др. малые лирич. жанры и, наконец, рабочий фольклор (револкщ. песни, устные рассказы и т. д.).

Несмотря на яркую нац. окраску произв. словесного H. т. разных народов, MH. мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Напр., ок. двух третей сюжетов сказок европ. народов имеют параллели в сказках др. народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития.

Вплоть до позднефеод. эпохи и периода капитализма словесное H. т. развивалось относительно независимо от письменной лит-ры. Позже лит. произв. активнее, чем прежде, проникают в нар. среду (напр., "Узник" и "Чёрная шаль" А. С. Пушкина, "Коробейники" H. А. Некрасова; см. также об этом в ст. Вольная русская поэзия, Лубочная литература). С др. стороны, творчество нар. сказителей приобретает нек-рые черты лит-ры (индивидуализация характеров, психологизм и т. п.). В социалистич. обществе доступность образования обеспечивает равную возможность раскрытия дарований и творческой профессионализации наиболее одарённых людей. Разнообразные формы массовой словесно-художеств. культуры (творчество песенников, частушечников, сочинение интермедий и сатирич. сценок и т. п.) развиваются в тесном контакте с проф. социалистич. иск-вом; среди них определённую роль продолжают играть и традиционные формы словесного H. т. Многовековое бытование обеспечило непрехо-дяшую художеств, ценность и длит. существование таких песен, сказок, преданий и т. д., к-рые наиболее ярко отражают особенности духовного склада народа, его идеалы, надежды, художеств, вкусы, быт. Этим обусловлено и глубокое воздействие словесного H. т. на развитие лит-ры. M. Горький говорил: "... Начало искусства слова - в фольклоре" ("О литературе", 1961, с. 452). О записи H. т., его изучении и методологич. принципах изучения см. Фольклористика.

Народная музыка (музыкальный фольклор) - вокальное (преим. песенное), инструм. и вокально-инструм. коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, муз. H. т. существует гл. обр. благодаря исполнит, иск-ву талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр (см. Гусли), скоморох, ашуг, акын, кюйши (см. Кюй), бахши, гусан, хафиз, олонхосут (см. Олонхо), аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки нар. музыки, как и др. иск-в, уходят в доисторич. прошлое. Муз. традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую ист. эпоху сосуществуют б. или м. древние и трансформированные произв., а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют т. н. традиционный муз. фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, к-рая длит, время сохраняет черты относит, самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Осн. виды муз. H. т.- песни, эпич. сказания (напр., рус. былины, якут, олонхо), танц. мелодии, плясовые припевки (напр., рус. частушки), инструм. пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произв. муз. фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения нар. музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство нар. музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земле-дельч. круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания). У скотоводч. народов песни были связаны с приручением коня, загоном скота и т. д. Позднее наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирич. жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпич. песен или инструм. наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме муз. импровизации - вокальные (напр., рус. протяжная песня, рум. и молд. дойна) и инструм. (напр., программные пьесы закарпатских скрипачей, болг. кавалистов, казах, домб-ристов, кирг. комузистов, туркм. дута-ристов, узб., тадж., индонез., япон. и др. -инструм. ансамблей и оркестров).

В различных жанрах нар. музыки сложились разнообразные типы мелоса - от речитативного (карел, руны, рус. былины, южнослав эпос) до богато орнаментального (лирические песни ближне- и ср.-вост. муз. культур), многоголосия (поли-ритмич. сочетание попевок в ансамблях афр. народов, нем. хоровая аккордика, груз, кварто-секундовая и ср.-рус. подго-лосочная полифония, литов. канонические сутартине), ритмики (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танц. движений), ладо-звукорядных Систем (от примитивных узкообъёмных ладов до развитой диатоники "свободного мелодического строя"). Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные и др.), произв. в целом. Муз. H. т. существует в одноголосной (сольной), антифонной (см. Антифон), ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны-от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная нар. муз. культура, включающая систему муз.-фольклорных диалектов, образует при этом муз.-стилевое целое и одновременно объединяется с др. культурами в более крупные фольклорно-этнографич. общности (напр., в Европе - скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).

Фиксацией нар. музыки (в 20 в. при помощи звукозаписывающей техники) занимается особая науч. дисциплина - музыкальная этнография, а исследованием её - этномузыковедение (музыкальная фольклористика).

На основе нар. музыки возникли практически все нац. проф. школы, каж