загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

и парти), осн. в 1957. Выступала за проведение в Пакистане широких демократич. преобразований, выход страны из воен. блоков. В нояб.- дек. 1967 Oт партии откололась левоэкстремистская группировка во главе с A. X. Бхашани (впоследствии распалась на несколько групп). Нац. нар. партия (лидер проф. Музаффар Ахмад) выступает за союз всех демократич. сил и проведение в стране прогрессивных преобразований. Партия активно участвовала в борьбе за независимую Б. Б е н г а л ь-скаянац. лига (Бангладеш джатьо лиг), осн. в 1969. В 1969-70 выступала за полную регионалиную автономию Вост. Бенгалии. Пользуется влиянием среди гор. буржуазии и интеллигенции. H а ц. социалистич. партия (Джатьо Самаджтантрик дал), осн. в 1972, нацио-налистич. партия, выступившая в оппозиции к Авами лиг. Фронт нар. единства, осн. в 1973. Объединяет Авами лиг, Нац. нар. партию Б. (лидер Музаффар Ахмад) и компартию Б. Нац. рабочая лига, осн. в 1969. Объединяет несколько сот профсоюзных орг-ций. Поддерживает партию Авами лиг и фактически работает под её руководством. Профсоюзный центр, осн. в 1966, реорганизован в нач. 1972. Поддерживает Коммунистич. партию Б. и Нац. нар. партию (под рук. Музаффар Ахмада). Бенгальская рабочая федерация, осн. в 1966, находится под влиянием группы A. X. Бхашани.


Экономико-географический очерк. Формирование х-ва на терр. совр. гос-ва Б. (быв. Вост. Бенгалии) до 1947 было неразрывно связано с экономич. развитием Бенгалии - одной из крупнейших провинций Брит. Индии. Во время англ, колон, господства вост. часть Бенгалии являлась агр. р-ном, узко специализированным на произ-ве джута.

В период нахождения Вост. Бенгалии в составе Пакистана (1947-71) джутовая специализация благодаря развитию джутовой пром-сти сохранилась и углубилась, несмотря на возникновение и развитие др. отраслей лёгкой пром-сти. По уровню экономич. развития Вост. Пакистан заметно отставал от Западного Пакистана. Отставание предопределялось тем, что на долю Вост. Пакистана, где проживало свыше 54% населения Пакистана, за 1950-70 пришлось всего ок. 1/4 бюджетных ассигнований, 2/5гос. расходов по планам развития, менее 1/3 иностр. займов и субсидий, лишь 23% частных инвестиций. В 1970 валовой нац. продукт оценивался в 4,6 млрд. долл.; 55,4% было создано в с. х-ве и лишь 8,7% - в пром-сти. В период событий 1971 экономика сильно пострадала, особенно большим разрушениям подвергся транспорт, погибла часть урожая, б. ч. предприятий прекратила работу. T. о., молодое гос-во Б. унаследовало слаборазвитую экономику с преобладанием с. х-ва преим. экспортной ориентации. В нём занято 4/5 экономически активного населения. Пром-сть находится в начальной стадии развития. Из многочисл. укладов в стране наибольшее распространение имеют малопроизводительные мелкотоварный и мелкокапиталистич. уклады. Быстро развивается гос. сектор в экономике на базе широкой национализации (проведённой в основном в 1972) крупной пром-сти, транспорта, банков и страховых компаний, внеш. торговли. В кон. 1971 был создан Гос. банк Б., к-рому предоставлены функции и полномочия центр, (резервного) банка страны. С сер. 1973 осуществляется пятилетний план (1973/74 - 1977/78) развития х-ва, в соответствии с к-рым б. ч. инвестиций предусматривается в гос. секторе, часть расходов предполагают покрыть из внеш. источников финансирования.

Сельское хозяйство базируется на мелком и отсталом крест, х-ве, страдающем от малоземелья. В соответствии с агр. реформой в 1972 был установлен предел зем. владений в 100 бигха (13,4 га), а х-ва размером до 25 бигха (3,35 га) освобождены от уплаты налогов. Зем. фонд ограничен, почти все пригодные к обработке земли уже распаханы. Рост с.-х. произ-ва может происходить лишь за счёт интенсификации земледелия и получения 2-3 урожаев в год. Осн. с.-х. культура, занимающая 4/5 посевных площадей (10 млн. га в 1973),- рис (сбор 12 млн. т); в небольших размерах возделывают пшеницу, ячмень; важное значение имеет произ-во бобовых. Гл. технич. культура - джут, по сбору к-рого (1,2 млн. т) Б. занимает 1-е место в мире. Возделывают сах. тростник (7,5 млн. т), масличные (рапс, горчица, кунжут, арахис), табак, а также бананы, манго, бетель, пряности, различные овощи. На С. и Ю.-В. имеется 147 чайных плантаций, св. 2/5площади к-рых принадлежит англ. капиталу; по произ-ву чая (30 тыс. т) на экспорт Б. занимает видное место в мире. В 1972 (оценка) насчитывалось (в млн. голов): 26 кр. рог. скота, 11,9 мелкого, гл. обр. коз; 33,5 птицы.

Рыболовство (морское и особенно пресноводное) дает около 1 млн. т рыбы в год. В развитии мор. рыболовства большую помощь Б. оказывает СССР.

Промышленность представлена в основном отраслями, перерабатывающими с.-х. сырьё. Добывающая пром-сть развита слабо. Добывают природный газ (в среднем 1,5 млрд. м3 в год), известняк, каолин. Одно из самых узких мест экономики - электроэнергетика. К 1974 общая мощность электростанций составила 605 Мет. В 1974 при содействии СССР в г. Горозал завершилось стр-во первой очереди ТЭС мощностью 55 Мет. В обрабат. пром-сти выделяется джутовое произ-во, к-рое по выпуску джутовых изделий (453 тыс. т в 1972/73) занимает 2-е после Индии место в мире. Представлены также хл.-бум. (37 тыс. т пряжи, 54 млн. м тканей), бум. (50 тыс. от бумаги), сах. (90 тыс. т), спичечная, хим. (281 тыс. т хим. удобрений), нефтепере-раб. (з-д мощностью 1,5 млн. т), фарма-цевтич., мыловаренная, резинотехнич., цем. (33 тыс. т) пром-сть. Имеется метал -лургич. з-д (мощность 150 тыс. т стали в год) в Читтагонге. Металлообработка и машиностроение представлены отд. предприятиями (ж.-д. мастерские, судоверфи, з-д дизелей, станкостроит. з-д и др.) и не удовлетворяют внутр. потребностей страны. С помощью советских специалистов в Читтагонге строится (1974) крупный з-д электротехнич. оборудования. Гл. пром. центры: Дакка (включая г. Нараянгандж), Читтагонг и Кхулна.

Важное значение сохраняют домашние промыслы, ремесло и мелкая пром-сть (кож., гончарная и др.), в к-рых занято св. 1 млн. чел. Ручное ткачество (св. 300 тыс. чел.) даёт большую часть хл.-бум. тканей.

Транспорт. На долю водного транспорта приходится 3/4 внутр. грузовых и пасс, перевозок. Длина постоянных водных путей, образующих единую сеть, 5,4 тыс. км (8 тыс. км в половодье); зачастую реки заменяют не только шоссейные, но и просёлочные дороги. Флот больших и малых моторных и паровых судов к нач. 1971 превышал 2,5 тыс. единиц; большинство перевозок осуществляется на парусных и гребных судах.

Длина жел. дорог 2858 км (1973). Длина автогужевых дорог 47 тыс. км, в т. ч. с твёрдым покрытием-5.9 тыс. км. В сезон дождей б. ч. дорог непроезжая. В автопарке ок. 66 тыс. единиц. Мор. транспорт обслуживает внеш. экономия, связи. Создаётся торг, флот; мор. порты: Читтагонг (в 1973 грузооборот 4,8 млн. т; работа порта возобновлена при содействии СССР) и Чална (1,7 млн. т). Организована гос. авиакомпания "БИМАН".

Внешняя торговля. Большая часть торг, операций осуществляется гос. opr-циями. Ок. 9/ю экспортной выручки дают джут и джутовые изделия. Важными статьями экспорта являются также чай, кожи, рыба, бумага. Импортируются зерновые и др. продовольствие, машины и оборудование, чёрные металлы и хим. товары. Импорт заметно превышает экспорт. Значит, часть товаров поступает в счёт займов и субсидий, представляемых различными странами и между-нар. орг-циями. Осн. торг, партнеры - Индия, США, Великобритания, Япония, ФРГ. Расширяется торговля с СССР и др. социалистич. странами. Д е н. единица - така (с янв. 1972), курс к-рой установлен на уровне ипд. рупии.

Ф. А. Тринич.


Медико-санитарное состояние и здравоохранение. В 1973 на 1 тыс. жит. рождаемость составляла 47, смертность 17, детская смертность - 140 на 1 тыс. живорождённых. Преобладают инфекц. и паразитарные болезни, к-рые и являются осн. причинами смертности. Одна из проблем здравоохранения - болезни недостаточности питания, от к-рых страдает почти половина населения. В 1973 было 12,3 тыс. больничных коек (10,5 тыс. в гос. мед. учреждениях), причём лишь 2,3 тыс. в сельской местности. Работали ок. 7 тыс. врачей (св. 5 тыс. в городах), ок. 1 тыс. фармацевтов и св. 2 тыс. ср. мед. работников. Подготовка врачей осуществляется в 9 мед. колледжах. Пятилетним планом развития (1973/74 - 1977/78) предусмотрено увеличение числа больничных коек, создание 356 сел. больниц на 9 тыс. коек, подготовка 3,5 тыс. врачей и св. 2 тыс. других мед. работников.


Просвещение. До провозглашения независимости св. 85% взрослого населения было неграмотно, около половины детей школьного возраста не имели возможности учиться. Конституция Б. (1972) провозгласила право всех граждан на образование. Обучение в школах ведётся на бенг. яз. В начальную 5-летнюю школу принимают детей в возрасте 5- 6 лет. Обучение бесплатное. Cp. школа 5-летняя (3 + 2 года обучения), платная (большинство школ частные). В 1972/73 уч. г. в нач. школе обучалось ок. 6 млн. уч-ся, в ср. школе св. 1 млн. уч-ся (в т. ч. ок. 13% девушек). В стране в 1970 было ок. 4,5 тыс. религиозных, препм. му-сульм., школ. В ср. школе предусматривается организация 4 отделений: гуманитарного, естественнонауч., коммерч. и религиозного. В нач. школе (с 3-го класса) учащиеся начинают изучать англ, язык. Для подготовки в высшие уч. заведения существуют т. н. промежуточные колледжи с 2-летним сроком обучения (в 1970/71 уч. г. ок. 200 тыс. уч-ся). Учителей для нач. школ готовят в пед. училищах в течение 1-2 лет на базе неполной ср. школы (ежегодно их оканчивает до 7 тыс. чел.). Учителей для неполных ср. школ готовят в пед. колледжах в течение 1-2 лет на базе полной ср. школы (ежегодно ок. 1700 чел.). Учителей для полной ср. школы готовят в ун-тах. На основе неполной ср. школы осуществляют низшую проф. подготовку. На базе полной ср. школы работают тех-нич. колледжи со сроком обучения 1- 3 года, готовящие специалистов ср. квалификации.

В стране 6 ун-тов: Даккский ун-т (вен. в 1921), ун-т в Раджшахи (1953), Инже-нерно-технологич. ун-т в Дакке (1961), С.-х. ун-т в Маймансингхе (1961), ун-т в Читтагонге (1966), Джахангирнагарский ун-т около Дакки (1970). В 1972/73 уч. г. в них обучалось 16,5 тыс. студентов. В систему высших уч. заведений входят также политсхнич. ин-ты в Дакке, Читтагонге, Кхулне, текст, ин-т, ин-т кож. пром-сти, мед. ин-т в Дакке, с.-х. академия в Комилле. Обучение в вузах платное. В 1972/73 уч. г. в технич. колледжах и ин-тах обучалось 176 тыс. студентов.

Крупнейшая б-ка - при Даккском ун-те (св. 285 тыс. тт.). В Дакке находятся Музей г. Дакка (осн. в 1913, бенг. иск-во), музей "Балда" (осн. в 1927, художеств, и археол. коллекции).

В. 3. Клепиков.


Научные учреждения. Науч. исследования проводятся в Даккском ун-те, в ун-те в Раджшахи и в С.-х. ун-те в Маймансингхе. Имеется св. 20 спец. н.-и. учреждений. Среди них Центр атомной энергии и Исследовательский центр по применению атомной энергии в с. х-ве (оба в Дакке). В области сельского и лесного х-ва работают: С.-х. академия в Комилле (осн. в 1958); Н.-и. ин-т джута (осн. в 1951) в Дакке; Н.-и. ин-т животноводства (осн. в 1947, Комилла); Н.-и. станция чая (Силхет); Лаборатория лесного х-ва (Читтагонг) и др. Иссл 'дования в области лечения и профилактики заболеваний человека сконцентрированы в Н.-и. лаборатории холеры (осн. в I960), Центре по изучению применения в медицине радиоактивных изотопов и в Н.-и. ин-те малярии (осн. в 1947), находящихся в Дакке. В 1948 в Дакке создана ассоциация содействия развитию точных и технич. наук - Ин-т инженеров. При Даккском ун-те работают Экономич. (с 1958) и Co-циологич. (с 1957) ассоциации. Исследования в области востоковедения ведёт Азиатское об-во в Дакке. Проблемами бенг. лит-ры и языка занимается Бенгальская академия в Дакке (осн. в 1955). С 1971 в Дакке действует Н.-и. ин-т развития экономики. В 1972 организован Н.-и. ин-т права и междунар. отношении.

Ю. В. Ганковский.


Печать радиовещание, телевидение. В 1973 в Б. выходило 28 ежедневных газет, из них 22 на бенг. яз. и 6-на англ. яз. (общий тираж ок. 250 тыс. экз.), 45 еженедельных (общий тираж 120 тыс. экз.). Наиболее значит, газеты: "Дойник Бангла", с 1964 в Дакке, тираж 60 тыс. экз., отражает взгляды пр-ва, изд. на бенг. яз.; "Банглар Бани", с 1972 в Дакке, тираж 30 тыс. экз., отражает взгляды пр-ва, изд. на бенг. яз.; "Сангбад", с 1951 в Дакке, тираж 10 тыс. экз., изд. на бенг. яз.; "Пипл" ("The People"), с 1969, тираж 25 тыс. экз., отражает взгляды Авами лиг, изд. на англ, яз.; "Морнинг ньюс" ("Morning News"), с 1942 в Калькутте, с 1949 выходит в Дакке, тираж 15 тыс. экз., отражает взгляды пр-ва, изд. на англ, яз.; "Бангладеш обсервер"(
Работают семь радиостанций (все принадлежат гос-ву); расположены в Дакке, Читтагонге, Рангпуре, Кхулне, Раджшахи и Силхете. Радиопередачи ведутся гл. обр. на бенг. яз. В Дакке функционирует с дек. 1964 телевизионный центр. Ю. В. Ганковский.


Литература. Литература Б. развивается на бенг. яз. в русле традиций, общих для всей бенгальской литературы, воспринимаемой бангладешским народом как своё нац. наследие. Специфичной для лит-ры является тенденция к стили-стич. обособлению писателей-мусульман, в творчестве к-рых значит, место занимают лексика и образность араб, и перс, поэзии, мотивы и сюжеты, связанные с мусульм. традицией. Эта тенденция зародилась ещё в 17 в. в творчестве отд. поэтов (Доулот Казн, Сайед Алаол), с 19 в. она развивается непрерывно. Её наиболее яркими представителями были Мир Мушарраф Хусейн (1848-1911), Койкобад (1858-1952) и Нозрул Ислам (р. 1899), а также деятели "Мусульманского лит. об-ва" (осн. в Дакке в 1925) Казн Абдул Вудуд (р. 1896), Казн Мота-хар Хусейн, поэты Абул Фазл (р. 1903), Абдул Кадир (р. 1906).

Наиболее известные в лит-ре Б. поэты: Гулам Мустафа (1897-1966), Роушан Яздани (1917-64), Джасимуддин (р. 1903) - певец крестьянина-труженика, автор поэтич. сб-ков "Рисовое поле", "Песчаный остров", "Вышитое одеяло", "Берег Падмы" и др., поэтесса и обществ, деятельница Бегум Суфия Камал (р. 1911). Поэмы Фарруха Ахмада (р. 1918)"Скитальцы семи морей" и "Солнечный свет" реалистичны, хотя и содержат суфийский мистич. смысл. Близки ему по творческим принципам Талим Хусейн (р. 1918), Муфаккарул Ислам, Абдур Рашид-хан (р. 1927).

Совр. стиль отличает стихи Эхсана Хабиба (р. 1917), Абула Хусейна (р. 1921) и Шанаула Хока (р. 1922). Пользуется известностью пронизанная социальными мотивами поэзия Шамсура Рахмана (р. 1929), Хасана Хафизура Рахмана (р. 1932), Ал-Махмуда (р. 1936), Мухам-мада Монируззамана (р. 1936).

Развивается проза, где заметно воздействие P. Тагора. Герои романов "Мать" и "Смех девушки" Шооката Османа (р. 1910) - бедные крестьяне и рыбаки. Романы Саеда Валиулла (ум. 1972) "Красное покрывало", "Плачь, река, плачь!" и др. содержат картины жизни бенг. деревни. Известностью пользуются произв. Алауддина Ал-Азада (р. 1932), Шамсуддина Абул Калама и др.

С литературоведч. работами выступили Шахидулла (1885-1969), Энамул Хок (р. 1906), Казн Абдул Маннан ("Мусульманская традиция в бенгальской литературе"), Анисуззаман ("Бенгальская литература и мусульманская мысль"),

Ахмад Шариф, директор лит.-исследоват. и издат. центра Бенг. академии, Мазха-рул Ислам ("Поэт Хаят Мамуд").

А. С. Сухачёв.


Архитектура и изобразительное искусство. Самые ранние памятники иск-ва, сохранившиеся на терр. совр. Б., относятся к 7-12 вв. Это руины укреплений города Пундранагары (Махастхан), крупных буддийских монастырей в Па-харпуре и Майнамати, с настенными терракотовыми рельефами (мифологич. персонажи, танцовщицы, акробаты, животные), к-рые отличаются пластичностью реалистически трактованных форм, экспрессией движения. Для найденной в Майнамати круглой скульптуры из камня и бронзы (божества буддийского пантеона) характерны строгая каноничность поз и жестов при сохранении этнич. своеобразия внешнего облика (широкое лицо, большие глаза, приземистость фигуры).

С завоеванием в кон. 12- нач. 13 вв. мусульм. феодалами терр. совр. Б. в местную культуру проникли художеств, традиции Cp. Азии, Бл. и Cp. Востока, что привело к утверждению новых типов сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи). Широкого размаха достигает стр-во фортов (в т. ч. форт Ид-ракпур в Нараянгандже, 1660), включающих дворцы, правительств, и культовые сооружения. Наивысшего расцвета в 16-17 вв. достигла миниатюрная живопись, сформировавшаяся главным образом под воздействием могольской школы.

В период англ, колон, господства в пластические иск-ва проникали европ. стили. В городах наряду с традиц. типами построек ("Звёздная мечеть" в Дакке, 18 в.) появляются новые: ж.-д. вокзалы, муниципалитеты, деловые и коммерч. учреждения, гл. обр. в стиле англ, неоклассики (здание банка в Дакке, конец 19 в.).

С освобождением Индии от колон, зависимости (1947) на терр. совр. Б., развивавшейся (до 1971) в рамках Пакистана, стр-во велось интенсивно. На р. Карнапхули в Каптаи был создан гидротехнич. комплекс (1957-62). В Дакке в традиционную застройку с малоэтажными домами из обожжённого кирпича с 2- или 4-скатной крышей введены совр. многоэтажные постройки. Обществ, сооружения построены гл. обр. в стиле, сочетающем традиц. формы с совр. конструкциями и материалами (новая мечеть в Дакке, 1950-е гг.). Развитие получило изобразит, иск-во. Реалистич. направление европ. толка возглавляет живописец и график 3. Абедин. Среди его последователей живописцы и графики А. Сафиуддин, К. Хасан, обратившиеся к изображению жизни простых людей. На традиции могольской миниатюры и древних инд. росписей опираются живописец X. Рахман и др. На путь подражания зап. модернизму (в т. ч. абстракционизму) стали живописец M. Башир, иллюстратор и рисовальщик К. Чоудхури, живописец M. Кибрия. Декоративно-прикладное иск-во представлено древнейшими видами кустарного произ-ва, такими, как резьба по дереву и слоновой кости, гончарство, плетение из тростника, ткачество.

H. К. Карпова.

Лит.: Бонгард-Левин Г. M., Ильин Г. Ф , Древняя Индия, M., 1969 (лит.); История Индии в средние века, M.,

1968 (лит.); Ганковский Ю. В., Народы Пакистана, M., 1964 (лит.); его же, Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане, M., 1967; Ганковский Ю. В., Гордон-Полонская Л. Р., История Пакистана, M., 1961 (лит.); Кабирадж H-, Национально-освободительное движение в Бенгалии, пер. с бенг., M., 1956; Ганковский Ю. В., Некоторые особенности бенгальского национального движения в колониальную эпоху, в кн.: Экономика и история Индии и Пакистана, M.,.1966; Dani A. H., Prehistory and protohistory of Eastern India, Calcutta, 1960; Sen Sukmar, History of Bengali literature, New Delhi, 1960; Kamal K., Sheikh Mujibur Rahman: man and politican, 2 ed., Dacca, 1970; Shaikh Mujibur Rahman, Bangladesh, my Bangladesh, Delhi, 1972; T р и н и ч Ф. А., Восточный Пакистан, M., 1959; Statistical abstract of Bangladesh, 1970/71. CaIc., 1972; Пакистан. Справочник, М., 1966, с. 424-46; Народная Республика Бангладеш, M., 1972; Тринич Ф. А., Бангладеш. Экономико-географический очерк. M., 1974; "The Bengali Academy Journal", 1970, april, v. 1; КороцкаяА. А., Архитектура Народной Республики Бангладеш, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 11, M., 1973; The cultural heritage of Pakistan, Karachi, 1966; Khan F. A., Architecture and art treasuries in Pakistan, Karachi. 1969.


НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА БОЛГАРИЯ, см. Болгария.

НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО, см. Конго.


"НАРОДНАЯ ХАРТИЯ" ("People's Charter"), основной программный документ чартизма. Составлена руководителями Лондонской ассоциации рабочих (У. Ловеттом и др.); опубликована 8 мая 1838. "Н. х." предусматривала всеобщее избират. право для мужчин (с 21 года), ежегодно избираемые парламенты, вознаграждение депутатам, тайное голосование, равные избират. округа, отмену имуществ. ценза. Проведение "Н. х." в Великобритании, б. ч. населения к-рой составлял рабочий класс, при наличии у него боевой политич. организации объективно открывало пролетариату путь к власти. Однако сами чартисты толковали "Н. х." по-разному. Революц. крыло рассматривало "Н. х." как средство уничтожения классового господства буржуазии и социального освобождения трудящихся; наиболее передовые деятели чартизма (Э. Джонс и др.) дополнили в 1851 "Н. х." рядом социалистич. требований. Реформистское течение (в т. ч. и сам JIoветт) истолковывало "Н. х." в духе мелкобурж.-демократич. идеалов.

Публ. в кн.: Слоссон П. В., Чартистское движение и причины его упадка, пер. с англ., M., 1923.

Лит. см. при ст. Чартизм. Л. M. Голъман.


НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ, переосмысление слова (заимствованного или родного), семантически не ясного и не разложимого на значимые части, по образцу близкого по звучанию слова родного языка, на основе чисто внешнего, случайного звукового совпадения (просторечное "полуклиника" вместо лит. "поликлиника"). См. Ложная этимология, Этимология.


"НАРОДНИКИ-КОММУНИСТЫ",группа левых эсеров, отказавшаяся поддерживать авантюристическую политику своего ЦК и вышедшая из партии после левоэсеровского мятежа 1918. 18 авг. 1918 группа объявила себя "Н.-к.", а в сент. созванная ею конференция образовала самостоятельную партию; среди руководителей партии наиболее известен Г. Д. Закс (быв. зам. наркома просвещения РСФСР и зам. пред. ВЧК). "Н.-к." считали себя советской партией, поддерживали политику и мероприятия Сов. власти, хотя с большевистской партией имели тактические разногласия, порождённые пережитками народнических взглядов. "Н.-к."-издавали в Москве газ. "Знамя Трудовой коммуны". 6 нояб. 1918 съезд "Н.-к." принял решение о роспуске партии; её члены вступили в РКП(б).

НАРОДНИЧЕСТВО,идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на бурж.-демократич. этапе освободит, борьбы в России (1861-95) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную бурж.-демократич. антифеодальную программу с идеями утопического социализма, H. одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С момента зарождения в H. наметились две тенденции - революционная и либеральная. В 60-80-х гг. революц. народники разными путями стремились к крест, революции. С сер. 1880-х гг. либеральное H., ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. H. исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С нач. пролетарского этапа ведущая роль в освободит, движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении H. участвовали представители MH. национальностей России, идеология H. своеобразно преломлялась в условиях различных нац. р-нов страны.

H. в России - "это целое миросозерцание ... Громадная полоса общественной мысли" (Ленин В. И., Тетради по аграрному вопросу. 1900-1916, 1969, с. 21). Оно оказало влияние на развитие литературы (H. А. Некрасов, Г. И. Успенский, H. H. Златовратский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы "Могучей кучки"), историографии (В. И. Семевский, А. Я. Ефименко и др.), экономич. науки (земская статистика) и др.


Идеология H. Кризис самодержавно-крепостнич. системы ускорил процесс бурж.-демократич. преобразований в России. В то же время в капиталистич. отношениях передовых стран Европы выявились антагонистич. социальные противоречия бурж. общества. Бурж.-демократич. революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России. Начались поиски "особых путей" социального переустройства страны.

Центральным звеном системы взглядов H. явилась теория некапиталистич. пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины (см. Община, раздел Община в России). Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демокра-тич. народного правления. Теория некапиталистич. пути развития России была выдвинута в кон. 40 - нач. 50-х гг. родоначальниками народничества А. И. Герценом и H. Г. Чернышевским. Идеи "крестьянского социализма" активно пропагандировал H. П. Огарёв. "Вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда - вера в возможность крестьянской социалистической революции - вот что одушевляло их, поднимало десятки и сотни людей на геройскую борьбу с правительством", - писал В. И. Ленин (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 271).

В конце 60-70-х гг. теоретическим обоснованием идеи некапиталистич. пути развития становится субъективная социология (П. Л. Лавров, H. К. Михайловский и др.), к-рая движущей силой историч. прогресса провозглашала "критически мыслящие личности", интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения, нравств. сознания (идея "долга перед народом"), идеалов справедливого социального общежития. Данная концепция - осознанно или неосознанно - разделялась большинством деятелей H. Возникшая как реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859-61 неспособность крест, масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революц -демократич. тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной, была проявлением идеализма и субъективизма, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского.

В 80-х гг. в H. получил развитие "экономический романтизм" (В. П. Воронцов, H. Ф. Даниельсон и др.), представители к-рого исходили из противопоставления типов экономич. эволюции Западной Европы и России. Народники-экономисты стремились доказать бесперспективность капиталистич. развития в России и необходимость перехода к "народному производству"- некапиталистич. индустриализации, артельно-общинному методу организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобурж. теорией, "экономический романтизм" привлекал внимание обществ, мысли к особенностям экономич. развития России.

Политич. воззрения H., его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным H. Оно совершило значит, шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками - дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержав-но-крепостнич. системой, и обосновало программу этой борьбы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа "земли и воли", уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократич. и социалистич. преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что бурж. развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции.

Наиболее крупными идеологами революц. H. в 70-е гг. были M. А. Бакунин, Лавров, П. H. Ткачёв. Считая русского крестьянина "прирождённым" социалистом, Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх гл. врагов: частной собственности, гос-ва, церкви. Под его не-посредств. воздействием в H. сложилось бунтарское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди нар. масс и обширную теоретич. и нравственную подготовку революционеров. Ткачёв обосновал политически-заговорщическое (якобинское, бланкистское) направление.

Он исходил из того, что революция должна начаться с гос. переворота силами революц. меньшинства, к-рое после захвата власти вовлечёт массы в социалистич. переустройство. Эти идеи были приняты народовольцами (см. "Народная воля"), дополнившими их положениями о необходимости переходного этапа на пути к социализму (установление демократич. республики), а также обоснованием тактики террора против правительств, лиц.

Заслугой народовольцев было преодоление во многом аполитизма своих предшественников, недооценки значения по-литич. борьбы. Ленин подчёркивал, что "Народная воля" стремилась "...привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 135). Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы "...суживали политику до одной только заговорщической борьбы" (там же, т. 4, с. 372), что опыт истории революц. движения в России предостерегает от таких приёмов борьбы, как террор (см. там же, т. 6, с. 375). С сер. 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, H. постепенно уступает первенство в освободительном движении революц. социал-демократии.

Деятельность революционного H. Истоки движения H. относятся ко времени революционной ситуации 1859-61, когда под влиянием пропаганды "Колокола" и "Современникам демократич. интеллигенция впервые попыталась вести революц. работу в народе. Народнич. и политич. тенденции переплетались в деятельности тайного общества "Земля и воля" наиболее активными членами к-рого были бр. H. А. и А. А. Серно-Со-ловьевичи, А. А. Слепцов и др. Первая "Земля и воля", возникшая под идейным воздействием и при непосредственном участии Герцена и Чернышевского, была крупнейшим объединением революц. кружков 1860-х гг. и первой попыткой создания всероссийской орг-ции. Народнич. тенденции получили дальнейшее развитие в деятельности Ишутинского кружка (1863-66), в к-ром сочеталась пропагандистская работа с элементами заговора; в среде ишутинцев родился замысел покушения Д. В. Каракозова на Александра II.

В условиях оживления демократич. движения в 1869 С. Г. Нечаев пытался создать тайную заговорщич. орг-цию" Народная расправа", построенную на принципах неограниченного централизма, слепого подчинения рядовых членов неизвестным руководителям. Авантюризм Нечаева решительно осудили Маркс и Энгельс, члены Рус. секции 1-го Интернационала, революц. народники в России. В противовес беспринципности "нечаевщины" возникло об-во чайковцев, в к-ром вопрос революц. этики стал одним из главных. Активными деятелями об-ва были M. А. Натансон, С. M. Кравчинский, С. Л. Перовская, П. А. Кропоткин, Ф. В. Волховский, С. С. Синегуб, H. А. Чарушин и др. Чайковцы быстро перешли от революц. просветительской деятельности к подготовке "хождения в народ", в среду крест, населения.

1870-е гг. явились новым этапом в развитии революц. демократич. движения, по сравнению с 60-ми гг. неизмеримо выросло число его участников. Весной и летом 1874 началось массовое "хождение в народ", к-рое явилось первой проверкой идеологии революц. H. Крестьянство не поддержало пропагандистов; к кон. 1875 участники движения были арестованы и затем осуждены по "процессу 193-х". "Хождение в народ" выявило организац. слабость народнич. движения и определило необходимость единой централизованной орг-ции революционеров. Попыткой преодолеть выявившуюся организац. слабость H. явилось создание "Всероссийской социально-революционной организации" (кон. 1874- нач. 1875). В сер. 70-х гг. проблема концентрации революц. сил в единой орг-ции стала центральной. Она обсуждалась на съездах народников в Петербурге, Москве, в эмиграции, дебатировалась на страницах нелегальной прессы. Революционерам предстояло выбрать централистский или федеративный принцип организации, определить отношение к социалистич. партиям в др. странах.

В результате пересмотра программно-тактич. и организац. взглядов в 1876 в Петербурге возникла новая народнич. орг-ция, получившая в 1878 назв. "Земля и волям. Её основателями и активными участниками были M. А. и О. А. Натансоны, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осин-ский и др. Большой заслугой землеволь-цев явилось создание крепкой и дисциплинированной орг-ции, к-рую Ленин назвал "превосходной" для того времени и "образцом" для революционеров (см. там же, т. 6, с. 135). В практич. работе "Земля и воля" перешла от "бродячей" пропаганды, характерной для 1-го этапа "хождения в народ", к оседлым деревенским поселениям. Разочарование в результатах пропаганды, усиление правительств, репрессий, с одной стороны, обществ, возбуждение в обстановке назревания второй революц. ситуации в стране -с другой, способствовали обострению разногласий внутри орг-ции. Большинство народников убеждалось в необходимости перехода к непосредств. политич. борьбе с самодержавием. Первыми на этот путь встали народники Юга Росс, империи. Постепенно террор становился одним из осн. средств революц. борьбы. Вначале это были акты самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. Слабость массового движения обусловила рост народнич. террора. Тогда "террор был результатом - а также симптомом и спутником - неверия в восстание, отсутствия условий для восстания" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 180). В авг. 1879 "Земля и воля" раскололась на две самостоят, орг-ции -"Народную волю" (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, Квятковский, Л. H. Тихомиров, H. А. Морозов и др.), объединившую сторонников новой тактики политич. борьбы, и "Чёрный передел" (Плеханов, Аптекман, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейчи др.), сохранивший исключительно пропагандистский характер.

"Народная воля" ещё более усилила выработанные "Землёй и волей" принципы централизации и конспирации. Орг-цию возглавил Исполнит. K-T (Желябов, Михайлов, Перовская, В. H. Фигнер, M. Ф. Фроленко и др.), поставивший ближайшей своей целью изменение политич. строя путём цареубийства. В 1880- 1881 Исполнит. K-T подготовил 8 покушений на Александра II, завершившихся убийством его 1 марта 1881. Героич. борьба народовольцев сыграла значит, роль в рус. революц. движении. Их заслугой было прямое выступление против царизма и переход к политич. борьбе. Деятельность "Народной воли" стала одним из важных элементов революц. ситуации 1879-80. Однако ошибочная тактика политич. заговора, преобладание террористич. метода борьбы над др. формами не могли привести к нар. революции и неизбежно должны были кончиться крахом " Народной воли". Попытки восстановить обескровленный после 1 марта Исполнит. K-T были парализованы провокацией С. П.Дегаева. Массовые аресты, завершившиеся серией суд. процессов 80-х гг. ("Процесс 20-ти", "Процесс 17-ти", "Процесс 14-ти" и др.), довершили разгром орг-ции.

В сер. 80-х гг. в революц. подполье наметилась тенденция к децентрализации (Молодая партия "Народной воли"), к усилению работы в провинции. В 1885 в Екатеринославе собрался съезд юж. народовольцев (Б. Д. Оржих, В. Г. Бого-раз и др.), пытавшийся объединить революц. силы на Ю. России. В конце дек. 1886 в Петербурге возникла "Террористическая фракция партии „Народная воля"" (А. И. Ульянов, П. Я. Шевырёв и др.), программа к-рой, наряду с утверждением террористич. борьбы, отразила влияние марксизма (признание капитализма в России фактом, а рабочего класса "ядром социалистич. партии"). Haродовольч. и идейно близкие к ним орг-ции продолжали действовать и в 90-е гг. В 1889-90 в Костроме, Владимире и Ярославле существовала революц. орг-ция во главе с M. В. Сабунаевым. В 1891 в Петербурге образовалась "Группа народовольцев", в Киеве -"Южнорусская группа народовольцев". В 1893- 1894 "Социально-революционная партия Народного права" (M. А. Натансон, П. H. Николаев, H. H. Тютчев и др.) стремилась объединить антиправительственные силы страны в политич. борьбе с самодержавием. Развернули в 1890-х гг. работу и эмигрантские группы: "Союз русских социалистов-революционеров " (Берн), "Фонд вольной русской прессы" (Лондон), "Группа старых народовольцев" (Париж) и др. Они ставили своей целью издание и распространение в России нелегальной литературы. По мере распространения марксизма в России народ-нич. орг-ции утрачивали господствующее положение. Лучшие демократич. традиции революц. H. в изменившихся условиях классовой борьбы восприняло новое революц. поколение, преодолевавшее ошибки и иллюзии предшественников.

Практич. деятельность революц. народников объективно способствовала вовлечению в освободит, борьбу росс, пролетариата. Ленин указывал, что в 60-70-х гг. "...в общем потоке народничества пролетарски-демократическая струя не могла выделиться" (там же, т. 25, с. 94). Народники рассматривали гор. рабочих как часть крестьянства. Начало пропаганды демократич. интеллигенции среди рабочих связано с организацией воскресных школ (1859-62), деятельностью ишутин-цев, сближавшихся с рабочими в процессе создания производит, ассоциаций. Наиболее активная пропаганда народников среди городского пролетариата велась с нач. 70-х гг. Чайковцы в Петербурге, Одессе и Киеве создали сеть рабочих кружков, где вначале проводили общеобразоват. занятия, а затем перешли к социальной пропаганде. Из числа рабочих вырастали пропагандисты (П. А. Алексеев, С. И. Агапов и др.), к-рые вели пропаганду на фабриках и заводах Москвы, Иваново-Вознесенска и Тулы. Вторая "Земля и воля", "Народная воля", "Чёрный передел" организовывали рабочие кружки, выпускали прокламации во время стачек петерб. рабочих. Чернопередельцы издавали для рабочих и крестьян газету "Зерно" (1880-81), народовольцы -"Рабочую газету" (1880-81). В 1880-х гг., когда рабочий класс России стал заметно активизироваться, народники, продолжая отстаивать террор как главный метод борьбы, значительно усилили пропаганду на фабриках и заводах, создавали боевые дружины из рабочих.

Но уже в 1870-х гг. наиболее передовые рабочие начинали выходить из-под влияния народнич. идеологии и создавали свои орг-ции - "Южнороссийский союз рабочих" и "Северный союз русских рабочих", "...требовали политических прав народу, хотели вести борьбу за эти права, а русские социалисты ошибочно считали тогда политическую борьбу отступлением от социализма" (там же, т. 4, с. 245). Несмотря на ряд идейных разногласий, революц. народники и передовые рабочие в 70- нач. 80-х гг. выступали как союзники в борьбе против самодержавия, фабрикантов и помещиков.

Революц. народники были осведомлены о различных революц. теориях др. стран. Их привлекал опыт борьбы зап.-европ. пролетариата, предполагалось, что европ. освободит, движение ускорит крест, революцию в России.

Сильное влияние на развитие рус. ре-волюционно-демократич. движения оказал 1-й Интернационал. Большая заслуга в распространении его принципов принадлежала Русской секции 1-го Интернационала. Идеи Междунар. товарищества рабочих, интернац. связей и единства мирового революц. движения распространялись народнич. периодич. изданиями "Вперёд!", "Работник", пропагандистскими брошюрами. "Русские социалисты,- писала в 1876 газета „Вперёд!",- должны помнить, что они -одно звено в международном движении рабочих и должны употреблять все свое старание на то, чтобы их единомышленники разных стран видели в них именно товарищей в общем историческом движении".

В нелегальных народнич. изданиях ставилась проблема интернац. связей между трудящимися разных стран. Сильное влияние на развитие революц. движения в России оказала Парижская Коммуна 1871. По словам революционера и писателя С. M. Степняка-Кравчинского, с появлением Парижской Коммуны "...русский социализм вступил в воинствующий фазис своего развития" (Соч., т. 1, M., 1958, с. 374).

Народники не понимали марксизма и считали его учением "западным", не применимым к России, но испытали на себе влияние марксизма, заимствовали его отдельные положения. Народники были первыми распространителями произведений К. Маркса и Ф. Энгельса на рус. яз.: в 1871 издали за границей "Гражданскую войну во Франции", в 1872- легально в Петербурге 1-й том "Капитала". Исполнит. K-T "Народной воли" сообщал в 1880 К. Марксу, что "Капитал" сделался настольной книгой образованных людей. Идеи Маркса излагались в пропагандистской брошюре "Царь- голод", написанной народовольцем A. H. Бахом. В нач. 80-х гг. распространялся в подполье "Манифест Коммунистической партии".


Борьба марксизма с H. В 80-90-х гг. H. переживало серьёзный идейный и организац. кризис. В этот период преобладало либерально-народнич. направление, действовавшее в легальной печати, земстве и пр. Его идейными выразителями стали сотрудники газеты "Неделя" (Я. А. Абрамов и др.), выдвинувшие т. н. теорию "малых дел", В. П. Воронцов, публицисты журнала "Русское богатство" (С. H. Кривенко, С. H. Южа-ков, H. Ф. Даниельсон и др.), руководимого H. К. Михайловским. В обстановке идейного и организац. разброда народнического движения деятели либерального H. проводили оппортунистич., компромиссную линию, обращаясь с осн. положениями H. (наделение крестьян землёй за счёт помещичьих владений, критика бурж. порядков и др.) к самодержавию как некоему "надклассовому" арбитру. Это было мелкобурж. утопизмом и мещанским радикализмом, серьёзным отступлением от революционных традиций H. В результате "из политической программы, рассчитанной на то, чтобы поднять крестьянство на социалистическую революцию против основ современного общества, -объективно выросла программа, рассчитанная на то, чтобы заштопать, „улучшить" положение крестьянства при сохранении основ современного общества" (Ленин В. И., Поли, собр. соч.,5 изд., т. 1, с. 272). Революц. практика опровергала народнич. построения. В итоге произошёл историч. переход передовой интеллигенции в России к марксизму. Революц. демократич. движение в России пристально изучала К. Маркс и Ф. Энгельс. Приветствуя борьбу революц. народников против царизма, они вместе с тем критиковали мелкобурж. идеи рус. утопич. социализма.

С начала деятельности рус. марксисты должны были приступить к радикальной критике теории и практики H. Эту задачу начал решать Г. В. Плеханов. В трудах "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" и др. он подверг решит, критике с позиций историч. материализма все направления H., теорию "самобытности" историч. развития Рус. гос-ва, вскрыл несостоятельность народнич. концепции. Он показал, что будущее революц. России связано с рабочим классом, обосновал необходимость создания росс, пролетарской, с.-д. партии. Он нанёс H. первые значит, идейные удары, но не сумел дать чёткого анализа классовых корней H., его социальной почвы и историч. обусловленности. Это сделал в 1890-х гг. В. И. Ленин. В его работах "Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве", "Развитие капитализма в России" и др. были подвергнуты глубокому анализу экономич. отношения в России, завершён идейный разгром народничества. Ленин создал марксистскую концепцию истории H., вскрыл социальную, классовую сущность его. Он доказал антинауч. характер взглядов народников, в основе идеологии к-рых лежала субъективная социология, отрицавшая само понятие ист. необходимости. Ленин подчеркнул значение революц. H. как предшественника рус. социал-демократии; разоблачил либеральных народников как мнимых "друзей народа", утративших революц. традиции. Он показал, что H., бывшее в своё время прогрессивным общественно-политическим явлением, к 90-м гг. стало теорией реакционной. Разоблачая идеологию H., Ленин способствовал утверждению марксизма в росс, революц. движении.

Преемниками H. стали "социалисты-революционеры" - эсеры, оформившиеся в партию в 1902 в результате объединения народнич. групп и кружков.

Б. С, Итенберг.

В нач. 20 в. в процессе нарастания бурж.-демократич. и антиколониального нац.-освободит, движения в азиатском и латиноамериканском регионах возникли идеологич. течения, близкие рус. H. Их лидерами были Сунь Ят-сен в Китае и др. В статьях "Демократия и народничество в Китае" и др. В. И. Ленин писал о закономерности родства H. и суньят-сенизма, высказывая при этом мысль о возможности возникновения подобных идеологич. форм "...в целом ряде азиатских государств..." (там же, т. 22, с. 120).

Тенденции H. в какой-то степени характерны для совр. социальных учений и воззрений ряда стран "третьего мира". В этих учениях в разной форме и с различной политич. направленностью представлены идеи, родственные рус. H.: критика бурж. действительности с точки зрения мелкого производителя; определение крестьянства как ведущей социальной группы общества, а интеллигенции как лидера социального движения и др. Идеологиям развивающихся стран, как и рус. H., присущи идейная противоречивость, многообразие мировоззренч. позиций, различие политич. ориентации - от либе-рально-бурж. до революц.-демократич. К. Маркс и Ф. Энгельс, а позднее В. И. Ленин указывали на возможность некапиталистич. развития для молодых стран при условии поддержки их рабочим классом и социалистич. революций в развитых странах. Критикуя утопич. мелко-бурж. представления, уклонения в сторону национализма и бурж. либерализма, встречающиеся в совр. нац.-освободит, движении, коммунисты в то же время поддерживают его революц.-демократич. силы, выступающие в борьбе с междунар. империализмом за некапиталистич. путь развития, за социальный прогресс.

В. Г. Хорос.

Источи.: Государственные преступления в России в XIX в. Сб. из официальных правительственных сообщений, т. 1-3, Штутгарт - Париж, 1903-05; Революционная журналистика семидесятых годов, Париж, 1905; Чёрный передел. Орган социалистов-федералистов, M.- Л., 1922; Автобиографии революционных деятелей русского социалистического движения 70-80-х гг., в кн.: Энциклопедический словарь "Гранат", т. 40; Литература партии "Народная воля", M., 1930; Архив "Земли и воли" и "Народной воли", M., 1932; Народническая экономическая литература, Изор. произв., M., 1958; Революционное народничество 70-х гг. XIX в. Сб. документов и материалов, т. 1-2, М.- Л., 1964-65; Агитационная литература русских революционных народников. Потаенные произведения 1873-1875 гг., Л., 1970.

Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, M., 1967; Маркс К., Конспект книгг Бакунина "Государственность и анархия", M арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; Энгельс Ф., Эмигрантская литература, там же; Ленин В. И., От какого наследства мы отказываемся?, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 2; е г о же, Гонители земства и Аннибалы либерализма, там же, т. 5; е г о же, Две утопии, там же, т. 22; Плеханов Г. В., О социальной демократии в России, Соч., т. 9; е г о же, Утопический социализм XIX в., там же, т. 18; Б о г у-чарский В. Я., Активное народничество семидесятых годов, M., 1912; Общественное движение в пореформенной России. Сб. ст., M., 1965; Коз ь мин Б. П., Русская секция Первого Интернационала, M., 1957; его же, Из истории революционной мысли в России, Избр. труды, M., 1961; Л е-в и н Ш. M., Общественное движение в России в 60 -70-е гг. XIX в., M., 1958; Крикунов В. П., Революционные разночинцы на Северном Кавказе, Нальчик, 1958; Б у-д а к И. Г., Общественно-политическое движение в Бессарабии в пореформенный период, Киш., 1959; История русской экономической мысли, т. 2, ч. 1-2, M., 1959-60; Б а х-т а д з е В. С., Очерки по истории грузинской общественно-экономической мысли (60-90-е гг. XIX ст.), Тб., 1960; T к а ч е н-KO П. С., Революционная народническая организация "Земля и воля", M., 1961; Троицкий H. А., Большое общество пропаганды 1871 -1874 гг. (т. н. "чайковцы"), Саратов, 1963; его же, "Народная воля" перед царским судом 1880 - 1891, Саратов, 1971; В и ленская Э. С., Революционное подполье в России (60-е гг. XIX в.), M., 1965; Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, M., 1965; Антонов В. Ф., Революционное народничество, M., 1965; Волк С. С., Народная воля, 1879-82, M., 1966; Г и н е в В. H., Народническое движение в Среднем Поволжье, M.- Л., 1966; Седов M. Г., Героический период революционного народничества, M., 1966; Филиппов P. В., Из истории народнического движения на первом этапе "хождения в народ" (1863 - 1874), Петрозаводск, 1967; В. И. Ленин и русская общественно-политическая мысль XIX - начала XX века, Л., 1969; Твардовская В. А., Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг., M., 1969; Захарина В. Ф., Голос революционной России, M., 1971; X о р о с В. Г., Народническая идеология и марксизм, M., 1972; Самбук С. M., Революционные народники Белоруссии (70 - начало 80-х гг. XIX в.), Минск, 1972; Широкова В. В., Партия "Народного права". Из истории освободительного движения 90-х годов XIX в., Саратов, 1972; M а л и н и н В. А., Философия революционного народничества, M., 1972; P у д ь к о H. П., Револювдйш народники на Украш! (70-т роки XIX ст.), Кшв, 1973; Хорос В. Г., Проблема "народничества" как интернациональной модели идеологий развивающихся стран, "Народы Азии и Африки", 1973, № 2; е г о ж е, "Народничество" на современном этапе национально-освободительного движения, там же-, № 3; Пантин И. К., Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке, M., 1973; Народничество в работах советских исследователей за 1953 - 1970. Указатель литературы, сост. Крайнева H. Я., Пронина П. В., M., 1971. См. также лит. при статьях о народнических орг-циях, периодич. изданиях, процессах и биографич. ст. о деятелях H.


НАРОДНОГО ИСКУССТВА МУЗЕЙ в Москве, осн. в 1885 (здание - 1911) как торгово-пром. музей кустарных изделий Моск. губернского земства. После Великой Окт. социалистич. революции продолжает практическую деятельность (организация выставок, в т. ч. передвижных; чтение лекций, методич. работа с мастерами) по развитию нар. художеств, промыслов РСФСР. В коллекции H. и. м.- произв. (свыше 35 тыс.) всех видов рус. нар. декоративного иск-ва 17-19 вв. и уникальные коллекции изделий художественных промыслов РСФСР сов. времени. Лит.: Иванова H. H., M и т л я н-с к а я T. Б., Розова Л. К., Музей народного искусства, M., 1972; Музей народного искусства и художественные промыслы. Сб. трудов НИИХП, в. 5, M., 1972.


"НАРОДНОГО КАПИТАЛИЗМА" ТЕОРИЯ, одна из бурж. реформистских апологетич. теорий, обосновывающих идею трансформации капитализма в новый обществ, строй. Теория возникла в 40-х гг. 20 в. и получила распространение среди бурж. идеологов и практиков в 50-е гг. Родоначальники "Н. к.> т. - амер. экономист M. Надлер, итал. экономист M. Сальвадори, зап.-герм, экономист и гос. деятель Л. Эрхард; с пропагандой "Н. к." т. выступили также амер. бизнесмены - президент Торговой палаты США Э. Джонсон, президент Нью-Йоркской фондовой биржи К. Фанстон и др. Бурж. идеологи используют "Н. к." т. для разложения классового сознания пролетариата, для борьбы против научного социализма.

"Н. к." т. впитала в себя ряд концепций: "диффузии собственности", "революции управляющих" и "революции в доходах". Они отражают нек-рые важные тенденции развития совр. капитализма, однако дают им извращённую трактовку. Пропагандируя тезис о "диффузии собственности", А. Берли, Дж. Голбрейт (США) и др. бурж. экономисты утверждают, что в условиях совр. капитализма происходит непрерывное возрастание числа мелких акционеров, к-рые стали оказывать определяющее влияние на деятельность корпораций. В последние десятилетия крупнейшие компании форсируют продажу части акций наиболее квалифицированным рабочим и служащим (напр., в США число владельцев акций за 1952-70 возросло с 6,5 млн. до 30,9 млн., что составляет около 15% всего населения страны). Однако практикуемая "диффузия акций" не означает "диффузии собственности", т. к. подавляющая масса совокупного акц. капитала продолжает оставаться в руках незначит. по своему численному составу капита-листич. верхушки общества. Доля акционеров среди низших групп получателей доходов очень мала. Так, по подсчётам амер. экономиста P. Голдсмита, только 1% населения США в 1929 владел 65,6% , а в 1953-76% совокупного акц. капитала, находящегося в собственности отд. лиц. В 1967, по неполным данным, 2024 богатые семьи США владели акциями общей стоимостью 111,2 млрд. долл., т.е. 15% стоимости всех акций, находившихся в обращении. С помощью этих акций численно ничтожная верхушка класса капиталистов держит под своим прямым контролем 1995 крупных корпораций с общей суммой активов в 290 млрд. долл.

Распространение части акций среди широких масс населения укрепляет господство монополий, т. к. даёт им возможность аккумулировать дополнит, капиталы за счёт сбережений трудящихся и позволяет сохранять контроль над акц. обществами при наличии меньшей доли акций. Кроме того, привлечение дополнит, средств способствует ускорению MO-нополистич. концентрации в интересах узкого круга финанс. магнатов. Реализация акций среди населения и создание иллюзии приобщения трудящихся к ка-питалистич. собственности имеет также целью внести раскол в рабочее движение и приглушить классовую борьбу пролетариата. Увеличение числа мелких акционеров не меняет систему производственных отношений капитализма как строя эксплуатации наёмного труда капиталом. В. И. Ленин писал: "„Демократизация" владения акциями, от которой буржуазные софисты и оппортунистические „тоже-социал-демократы" ожидают (или уверяют, что ожидают) „демократизации капитала", усиления роли и значения мелкого производства и т. п., на деле есть один из способов усиления мощи финансовой олигархии" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 345).

Важной составной частью "Н. к." т. является сформулированное впервые Дж. Бёрнхемом учение об "управленческой революции", к-рое затем нашло развитие в трудах А. Берли, Г. Минса и др. бурж. экономистов и социологов. Согласно этому учению, капиталисты якобы превратились лишь в номинальных собственников, а вся полнота власти в акц. компаниях перешла в руки наёмных управляющих - менеджеров, осуществляющих руководство в интересах всего общества. Увеличение численности прослойки наёмных управляющих и в особенности выдвижение части менеджеров на авансцену экономич. и политич. жизни создают иллюзию самостоятельности этого слоя, его независимости от собственников капитала. Однако верховный контроль над ними находится в руках фи-нанс. магнатов, обладающих контрольными пакетами акций.

В основе концепции "революции в доходах", с к-рой выступает, напр., амер. экономист С. Кузнец, лежат расчёты динамики распределения личных доходов между отд. группами населения. Согласно этим расчётам, доля группы с наивысшими доходами (высшие 5% населения) якобы заметно снизилась. Эти расчёты искажали реальное положение вещей, т. к. не принимали во внимание ряд др. видов доходов этой группы населения, включающей верхушку буржуазии. Соответствующие перерасчёты, сделанные, в частности, прогрессивным амер. экономистом В. Перло, опровергают миф о "революции в доходах". Для капита-листич. общества характерна тенденция к уменьшению доли рабочего класса в нац. доходе. "Сравнительная доля рабочих, - отмечал В. И. Ленин, - в быстро богатеющем капиталистическом обществе становится все меньше, ибо все быстрее богатеют миллионеры" (там же, т. 22, с. 222). Так, уд. вес заработной платы рабочих и окладов служащих, в нац. доходе ФРГ в 1950 составлявший 46,3%, сократился к кон. 60-х гг. до 45,8%. Количество же наёмного труда за этот период возросло с 15,6 млн. чел. до 21,8 млн. чел. Чистый доход предпринимателей из расчёта на 1 чел. увеличился с 1950 по 1968 в 6,8 раза, а зарплата рабочего только в 3,4 раза. Практика распределения доходов между классами в бурж. обществе опровергает гл. положения учения о "революции доходов" и подтверждает факт углубления социального неравенства между трудящимися и капиталистами.

Вопреки попыткам теоретиков и пропагандистов "Н. к." т. идейно разоружить трудящихся и навязать им ложные представления о "бесклассовом" обществе, об "исчезновении" классов, о "социальной гармонии" и "партнёрстве" противоречия между трудом и капиталом непрерывно обостряются. Об этом свидетельствует рост стачечного движения - самой массовой формы классовой борьбы пролетариата. В 1958-71 в развитых капи-талистич. странах в забастовках участвовало около 490 млн. чел., т. е. почти в 7 раз больше, чем за 20 довоенных лет (1919-39), когда число участников забастовок в этих странах составило 74 млн.

В целом "Н. к." т. в её различных модификациях преследует цель приукрасить капитализм, замаскировать существование непримиримых противоречий между трудящимися и монополистами.

Лит.: Блюмин И. Г., Дворкин И. H., Миф о "народном капитализме", M., 1957; A р д а е в Г., В е б е р А., Новые эксперименты с "народным капитализмом", M., 1958; Панова M., "Народный капитализм" сегодня, M., 1970; Johnston E., America unlimited, N. Y., 1944; В е г 1 е .А., The twentiethcentury capitalist Revolution, L., 1955; его же, Power without property, N. Y., [1959]; е г о ж е, The American economic republic, N. Y., [1963]; N a d 1 e r M., People's capitalism, N. Y., 1956; F u n s t on G. K., America embraces a people's capitalism, N. Y., 1956; Salvador! M., The economics of freedom American capitalism today, L., [1959]; Erhard L., Wohlstand fur alle, Dusseldorf, 1957. Г. О. Сокольников.

"НАРОДНОГО ПРАВА" ПАРТИЯ, революционно-демократическая организация, существовавшая в кон. 19 в. в России. Оформилась на съезде в Саратове в сент. 1893. Ставила целью объединение революц. и оппозиц. сил для уничтожения самодержавия. В орг-цию входили видные участники народнич. и народо-вольч. движения - M. А. Натансон, H. С. Тютчев, А. В. Гедеоновский, О. В. Аптекман, H. M. Флёров, В. А. Бодаев, Г. Ф. Зданович и др., публицисты и писатели - П. Ф. Николаев, А. И. Богданович, H. Ф. Анненский, M. А. Плотников, M. П. Миклашевский, В. А. Голь-цев, близки к ней были H. К. Михайловский и В. Г. Короленко. Группы "Н. п." п. существовали в Петербурге, Москве, Орле, Саратове, H. Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Уфе, Баку, Тбилиси, Ростове-на-Дону, Харькове и др. городах. Они вели пропаганду в нелегальных кружках интеллигенции, среди учащихся, рабочих, в легальных просветит, учреждениях, создали типографию в Смоленске, где были отпечатаны "Манифест" партии и брошюра "Насущный вопрос". В них выдвигались требования представительного правления на основе всеобщего голосования, свободы вероисповедания, печати, сходок, неприкосновенности личности и политич. самоопределения наций. Вопросы тактики, экономич. требования (в частности, аграрный вопрос) предполагалось поставить в подготавливавшемся парт, печатном органе