загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

он 626 захватил Вавилон, в 620.
- Урук, в 615- Ниппур В614заключил союз с мидийским царем Киаксаром, совместно с к рым одержал окончат победу над Ассирией в 609

НАБОР, 1) группа (комплект) предметов, имеющих к л общий объединяющий признак и общее назначение напр H инструментов, H красок 2) Накладные металлич украшения на упряжи, ременных поясах и т п.3) Массовый наем (вербовка) на работу или прием в уч заведения 4) Рекрутский H - в дореформенной России призыв на воен службу лиц из податных сословий См Рекрутская повинность.


НАБОР в полиграфии, 1) типографские литеры и пробельный материал 2) Процесс составления из литер и пробельных элементов печатной формы или ее частей 3) Гранки, полосы или печатная форма См Наборное производство .

НАБОР КОРПУСА СУДНА, система балок, подкрепляющих внешние и внутренние листовые конструкции корпуса судна и образующих его каркас H к с , соединенный сваркой или клепкой с подкрепляемыми листами, образует основные судовые перекрытия - днище, палубы, борта, переборки, платформы, выгородки и др Совместно с др связями он обеспечивает прочность корпуса судна общую (всего корпуса как составной пустотелой балки) и местную (отд перекрытий, балок, листов), служит опорным контуром для листов судовых перекрытий, передает нагрузки, воспринимаемые перекрытиями, на опорные конструкции.

Простые и составные балки, распо ложенные поперек корпуса, образуют поперечный Нкс, вдоль корпуса -продольный по поперечным переборкам - вертикальный и горизонтальный наборы По направлению большинства балок H к с (т е балок гл направления) различают системы набора поперечную, продольную, смешанную или клетчатую Балки поперечного набора, подкрепляющие днищевую обшивку, наз флорами, бортовую обшивку - шпангоутами, палубы - бимсами Шпангоут, флор и бимс, расположенные в одной плоскости и соединенные при помощи книц, образуют шпангоутную рамку, расстояние между соседними рамками наз шпацией Шпангоуты и бимсы с увеличенными размерами поперечного сечения, устанавливаемые через неск шпаций, носят назв усиленных или рамных Балки продольного набора, подкрепляющие наружную обшивку и настил палубы, наз продольными ребрами жесткости, а усиленные, или рамные, продольные связи - стрингерами (по днищу и борту ) и карлингсами(по палубе) Продольные ребра жесткости, соединенные кницами с вертикальными или горизонтальными стойками и шельфами поперечных переборок, образуют продольные вертикачьные или горизонтальные рамы В оконечностях судна (в носовой и кормовой частях) набор закрепляется на замыкающих корпус конструкциях - форштевне и ахтерштевне.

Лит Барабанов H В, Конструкция корпуса морских судов, 2 изд , Л , 1969

А И Максимаджи.


НАБОРНОЕ КОММУТАЦИОННОЕ ПОЛЕ, конструктивный узел аналоговых вычислительных машин (ABM), предназначенный для соединения операционных блоков, выполняющих различные вычислит операции, и логич элементов в соответствии с заданной для решения системой уравнений Различают сменные и фиксированные H к п Коммутация, как правило, осуществляется гибкими (экранированными) шнурами с однополюсными вилками, вставляемыми в отверстия сменного H к п и приходящими в контакт с гибкими пружинами несменной части H к п или в гнезда, укрепленные непосредственно на передней панели one рационных блоков в случае несменного H к п Совр ABM снабжаются двумя типами сменных H к п одно для коммутации операционных блоков, другое для коммутации элементов т н параллельной логики Сменные H к п позволяют осуществлять трудоемкие подготовит операции по набору задачи вне ABM, по вышая тем самым эффективность ее использования В ABM, работающих в гибридных вычислительных системах, H к п заменяются системой автоматич. коммутации операционных и логич элементов с помощью электронных ключей и электронно управляемых коэффициентов (по программе от ЦВМ)

Лит Y a g 1 А , A solid state crossbar switch for automatic analog computer patching, "Simulation", 1971, v 17, № 2, р 80-82, HoweR M, Hollstien R B, M о r a n R A , Hardware/software considerations in the AD/four electronic patched hybrid computers, в кн.: Information Processing 71, Amst., 1972, p. 668-74. Б. Я. Коган.


НАБОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, совокупность процессов по созданию печатной формы для получения с неё оттисков (отпечатков).

Печатную форму (набор) можно получить ручным или машинным способом. Ручной способ, наиболее старый и малопроизводительный (до 2 тыс. знаков в 1 ч), применяется в основном для набора сложных частей издания - формул, заголовков, таблиц. Составляя полосу набора, наборщик берёт из наборной кассы букву за буквой; промежутки между словами заполняются пробельным материалом. Выравнивание (выключка) строк достигается изменением ширины пробелов между словами. M ашинный (металлич.) набор осуществляется на строкоотливных наборных машинах полуавтоматически или автоматически (производительность соответственно до 9 и 12 тыс. знаков в 1 ч). В результате машинного набора получают металлич. наборную форму, пригодную для непосредств. печати или стереотипирования. Осн. стадии машинного набора: набор текста, заголовков, формул, таблиц; вёрстка, т. е. монтаж полос с включением в них заголовков, колонцифр, формул, клише и т. д.; печать и читка пробных оттисков (корректур); правка набора, подписание в печать. Печать корректурных оттисков при машинном наборе вызвана необходимостью устранения случайно возникших ошибок и правом автора и изд-ва вносить изменения в издание. Корректурный обмен между типографией и изд-вом резко замедляет цикл H. п.

Машинный набор вытесняется фотонабором, в результате к-рого получают диапозитивы (негативы) полос (страниц) книги, журнала, газеты и т. п. Диапозитивы текста и др. элементы изданий (формулы, таблицы, иллюстрации) монтируют затем на прозрачную основу и путём последующего копирования изготавливают формы для требуемого способа печати (высокого, офсетного, глубокого). Осн. стадии фотонабора: получение перфо- или магнитной ленты текста и команд, определяющих характер шрифта и др. данные набора, и получение диапозитива (негатива) в фотонаборной машине (возможно одновременное получение оттиска полос для контроля); чтение оттиска; подписание в печать. Диапозитивы (негативы) можно также получать с помощью металлич. набора одним из след, способов: получение оттиска с набора на мелованную бумагу и фотографирование его; получение оттиска непосредственно на прозрачной тонкой плёнке; получение оттиска на спец. плёнке с последующей обработкой её в проявляющем составе (электротекс); непосредственное фотографирование набора.

Изображение нужного знака в фотонаборной машине с помощью шрифтоносителей или электронной памяти побуквенно проецируется на светочувствит. плёнку и фотографируется. Благодаря оптич. и др. системам фотонаборные машины обеспечивают широкий диапазон шрифтов по кеглю и начертанию, обладают большим быстродействием и др. преимуществами. Возможно применение для фотонабора ЭВМ. Подписание в печать при фотонаборе может осуществляться одновременно со сдачей рукописи в набор. Высокая производительность фотонаборных автоматов (1 млн. знаков в 1 ч и более), уменьшение или ликвидация корректурного обмена резко сокращают длительность производств, цикла.

Для изготовления оперативных изданий, не требующих высокого качества, применяют наборно-пишущие машины, в к-рых получают оттиск на прозрачной плёнке или бумаге. Оттиск на плёнке используется как диапозитив для монтажа и получения печатной формы путём копирования; оттиск на бумаге фотографируется для получения диапозитива.

Создание систем с включением читающих аппаратов, автоматич. корректуры, фотоэлектронных автоматов, ЭВМ и т. д. позволит полностью автоматизировать H. п.

Лит.: Технология полиграфического производства, кн. 1, M., 1956; Попов В. В., Общий курс полиграфии, 6 изд., M., 1964; Шульмейстер M. В., Ручной набор, M-, 1967. Э. M. Фарбер, M. В. Шульмейстер.

НАБОРНО-ПИШУЩАЯ МАШИНА, полиграфическая и издательская машина, изготовляющая на спец. формных материалах (фольге, восковках, бумагах, плёнках и др.) печатные формы или фотоформы для воспроизведения текста и постраничные масштабные оригиналы типографского типа с различной шириной букв и знаков.

Создателем первого образца H.-п. м. был рус. изобретатель M. И. Алисов (1870). Совр. H.-п. м. в основном выпускаются рычажного типа с жёстко установленным на них комплектом шрифтовых колодок или со сменными групповыми шрифтовыми носителями, выполненными в виде цилиндра, диска, сегмента или сфернч. кулачка, и с механизир. приводом. На H.-п. м. возможно воспроизведение текстов с различными рисунками, начертаниями, размерами и алфавитами шрифта, включая формулы. Для выключки строк (доведения их до заданного формата путём изменения пробелов между словами или знаками) применяется повторное печатание по "параметрам выключки". В H.-п. м., оснащённых кодирующим и считывающим устройствами, перепечатка строк производится по кодированной ленте или карте в автоматич. режиме. Скорость букво-печатания на совр. H.-п. м. достигает 960 знаков в 1 мин, что позволяет резко сократить сроки изготовления форм.

Лит.: Колосов А. И., Лаврентьева А. Г., Изготовление печатных форм, M-, 1963 (Технология полиграфического производства, кн. 1). А. И. Колосов.

НАБОРНЫЕ МАШИНЫ, предназначены для изготовления текстовой части полиграфич. печатной формы. Первые H. м. в нач. 19 в. механизировали набор строк текста из отдельных литер. В 1822 англичанин У. Чёрч построил литерона-борную машину, оснащённую клавиатурой. В 1866 - 67 рус. изобретатель П. П. Княгининский создал первый в мире "автомат-наборщик" - литерона-борную машину с программным управлением от перфоленты. Начало широкого пром. применения H. м. связано с созданием в кон. 19 в. линотипа и монотипа. К этому периоду относятся также первые попытки создания фотонаборных машин.

По принципу формирования изображения различают три осн. вида H. м.: наборно-литейные, наборно-пишущие и фотонаборные. Наборно-литейные машины обеспечивают получение текстового изображения в виде отд. знаков или строк с рельефной печатающей поверхностью, отлитых из типографского сплава. К этому типу относятся строкоотливные наборные машины (линотипы) и буквоотливные строконаборные машины (монотипы). Наборно-литейные машины получили наибольшее распространение при изготовлении форм высокой печати. Наборно-пишущие машины позволяют получить изображение текста в виде оттисков на бумаге, плёнке и т. п. материалах с использованием принципа побуквенной печати. Эти машины применяют в основном при изготовлении форм офсетной печати для малотиражных изданий с огранич. требованиями к качеству их оформления. Совр. фотонаборные машины более производительные и технологически совмещаются со способом офсетной печати.

Технологич. возможности H. м. характеризуются: ассортиментом знаков для набора; диапазоном кеглей (высоты знаков); диапазоном форматов (длин) строк; возможностью набора таблиц и многострочных формул. Этим определяется назначение конкретной модели H. м. Существуют также машины, предназначенные для изготовления отд. элементов наборной формы, напр, пробельно-лине-ечные машины. Их продукцией являются наборные линейки и пробельный материал. Имеются крупнокегельные строкоотливные машины для заголовков, а также шрифтолинейные машины, на к-рых отливаются шрифты для ручного набора.

В процессе набора текста на машине происходит вывод нужного знака (или группы знаков) в рабочее положение, размещение и воспроизведение изображения этого знака в строке заданного формата в соответствии с содержанием текста и указаниями по его оформлению. При этом необходимо получение выключенных строк, т. е. строк одинаковой длины (заданного формата).

По степени механизации процесса H. м. делятся на полуавтоматич. и автоматические. В полуавтоматич. машинах функции наборщика сводятся в основном к работе на клавиатуре. Автоматич. машины управляются программой, записанной на перфоленте или к.-л. др. машинном носителе информации. Подготовка программ управления выполняется оператором, работающим на клавиатуре программирующего устройства, или системами автоматич. программирования набора с использованием ЭВМ. В последнем случае находят применение читающие автоматы.

В совр. скоростных наборных автоматах для формирования изображения знаков применяют электроннолучевые трубки. Это позволяет произвести набор более 1000 знаков в 1 сек. Разрабатываются (1970-е гг.) системы с использованием лазерной техники и голографии.

В системах автоматич. программирования набора логич. перенос слов, формирование строк и полос производятся автоматически. Успешно решаются задачи по автоматизации процессов сложной вёрстки и редактирования с использованием видеотерминальных устройств. Развитие подобных систем ведёт к созданию автоматич. систем комплексной переработки текстовой и иллюстрационной информации.

В 1972 сов. строкоотливные H. м. работали в типографиях 56 стран.

Лит.: Колосов А. И., Лаврентьева А. Г., Изготовление печатных форм, M., 1963 (Технология полиграфического производства, кн. 1); Шульмейс т е р M. В., Монотип, кн. 1 - 2, M., 1961 - 63; Петрокас Л. В., Шнееров Л. А., Машины наборного производства, M., 1973. В. Г. Ксенофонтов.


НАБРОСНАЯ ПЛОТИНА, плотина, для сооружения к-рой применяется каменная наброска; см. Каменная плотина, Плотина.


НАБРОСОК в пластических искусствах, произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником. Гл. назначение H.- быстрая фиксация отд. наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. H. может исполняться без натуры, по памяти или по воображению. H. задуманной мастером композиции по характеру приближается к эскизу.

Ра ф а э л ь. Набросок для "Мадонны с пейзажем". Перо. Ок. 1502. Музей Ашмола. Оксфорд.

НАБУЛСИ Сулейман (р. 1910, Эс-Сальт, Иордания), политич. и гос. деятель Иордании. По профессии учитель. В 1954- 1957 ген. секретарь Нац.-социалистич. партии Иордании. В период подъёма нац.-освободит, движения был в 1956- апр. 1957 премьер-мин, и мин. иностр. дел. Его пр-во аннулировало англотрансиорданский договор 1948, выступило за установление дипломатич. отношений с СССР и др. социалистич. странами, провозгласило бурж.-демократич. свободы. С 1970 пред. Иорданского к-та афро-азиатской солидарности и Иорданского к-та защиты мира.

НАБУЛЬ, H а б ё л ь, город на В. Туниса, на берегу зал. Хаммамет Средиземного м. Адм. ц. вилайета Набуль. 34,1 тыс. жит. (1966). Ж.-д. станция. Торг.-ремесл. центр. Произ-во гончарных изделий, аро-матич. веществ, оливкового масла, вина.


НАБУХАНИЕ, увеличение объёма твёрдого тела вследствие поглощения им из окружающей среды жидкости или пара. Способность к H.- характерная особенность тел, образованных высокомолекулярными веществами (полимерами). H. обусловлено диффузионными процессами, к-рые обычно сопровождаются сольватацией, т. е. связыванием низкомолекулярного вещества полимером. Различают ограниченное и неограниченное H. В первом случае макромолекулы соединены достаточно прочно и H. прекращается, достигнув определённого предела. Набухшее тело сохраняет форму и чёткую границу раздела с жидкой средой. Во втором случае взаимная диффузия растворителя в полимерное тело и полимера в растворяющую среду постепенно приводит к исчезновению границы раздела между набухающим телом и жидкостью. Такое H. завершается полным растворением полимера. Ограниченно набухают, напр., гелевидные ионообменные смолы в воде, вулканизованный каучук в бензоле; неограниченно набухают все полимеры, растворимые в соответствующих растворителях. В некоторых случаях, напр, в системе желатин - вода, ограниченное H. с возрастанием темп-ры переходит в неограниченное. Кроме полимеров, H. подвержены нек-рые минералы со слоистой кристал-лич. решёткой, напр, монтмориллониты. При H. в воде они могут подвергаться самопроизвольному диспергированию с образованием высокодисперсной коллоидной системы. H. широко используют в технике и быту. Так, с H. часто связаны склеивание полимерных материалов, переработка полимеров в изделия, получение резиновых клеёв и т. д.; приготовление MH. пищ. продуктов; природные процессы (прорастание семян, спор и др.).

Лит.: T а г е р А. А., Физико-химия полимеров, 2 изд., M., 1968, с. 314; В o?o ц к и и С. С., Курс коллоидной химии, M., 1964, с. 482. Л. А. Шиц.

НАВАБ (хинди навваб, от араб, нувваб, MH. ч. от на'иб - наместник; употреблялось в Индии как ед. число), наместник провинции Могольской империи в 17 в. С началом распада империи в 1-й пол. 18 в. H. многих провинций (Бенгалии, Аркота, Ayда и др.) стали фактически независимыми князьями.

НАВАГА (Eleginus navaga), мор. прибрежная холодолюбивая рыба сем. тресковых. 3 спинных плавника, 2 анальных. Дл. тела обычно до 30 см, весит до 250 ?. Встречается от Белого м. до Обской губы, заходит в устья рек. Питается гл. обр. многощетинковыми червями и рачками. Достигает половозрелости в 2- 4 года, при дл. св. 14 см. Нерест с декабря по февраль на глуб. 2-10 м', икра придонная. Ловят H. зимой, заготовляют в мороженом виде. Близкий вид - дальневосточная H., или вахня,- живёт в в морях Д. Востока.


НАВАЛОЧНИК, навалочное судно, грузовое судно для перевозки сыпучих и кусковых грузов без тары (насыпью или навалом). Различают навалочные суда, приспособленные к перевозке грузов широкой номенклатуры (универсальные H.) или только одного вида груза - руды (рудовозы), кам. угля (углевозы), цемента (цементовозы) и пр. Навалочные суда, дополнительно приспособленные к перевозке наливных грузов, наз. H. -танкерами, автомашин - H.-автомобилевозами, контейнеров - H.-контейнеровоэами. H., как правило, не имеют грузовых устройств: их грузят и разгружают портовыми средствами. Нек-рые суда оборудуют ленточными транспортёрами или пневматич. установками для разгрузки трюма (саморазгружающиеся суда).

Универсальный H.- однопалубное судно с машинным отделением и кормовой надстройкой, обычно с подпалубными цистернами вдоль грузовых люков. Конструкция универсального H. (в частности, устройство в верхней части грузовых трюмов наклонных стенок, а также чередование заполняемых трюмов с порожними) обеспечивает самораспределение груза в продольном и поперечном направлениях и устраняет избыточную остойчивость, характерную для обычных грузовых судов. По сравнению с др. сухогрузными судами H. отличаются большими размерами и грузоподъёмностью (до 150 тыс. т); скорость хода H. обычно ок. 28 км/ч (15 узлов).

Э. Г. Логвинович.


НАВАНАГАР, устар. название города Джамнагар в Индии.


НАВАРИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1827, мор. сражение 8(20) окт. в Наваринской бухте (на юго-зап. побережье п-ова Пелопоннес) между тур.-егип. флотом и соединённым флотом России, Великобритании и Франции во время Греческой национально-освободительной революции 1821-29. Союзные эскадры были направлены для оказания давления на Турцию, которая отказалась выполнить требования Лондонской конвенции 1827 о предоставлении Греции автономии. Командующие эскадрами англ, вице-адм. Э. Кодрингтон, рус. контр-адм. Л. M. Гейден и франц. контр-адм. А. Г. де Риньи приняли решение войти в Наваринскую бухту, где находился тур.-епга. флот под командованием Ибрахима-паши (3 линейных корабля, 23 фрегата и ок. 40 корветов и бригов, имевшие до 2220 орудий). Вход в бухту защищали береговые батареи (165 орудий и 6 брандеров). 8(20) окт. англ. (3 линейных корабля, 4 фрегата, 1 корвет и 3 брига), франц. (3 линейных корабля, 2 фрегата, 2 корвета) и рус. (4 линейных корабля, 4 фрегата) эскадры (всего 1676 орудий) под общим командованием Код-рингтона, как старшего по званию, вошли в бухту. После убийства турками англ, парламентёра и обстрела кораблей береговыми батареями союзники открыли огонь. В течение 4 ч тур.-егип. флот был полностью уничтожен, погибло до 7 тыс. турок. В бою особенно отличился рус. флагманский корабль "Азов" под командованием капитана 1-го ранга M. П. Лазарева. Союзники потеряли св. 800 чел. убитыми и ранеными. Разгром тур. флота содействовал нац.-освободит, борьбе Греции и победе России в рус.-тур. войне 1828-29.


НАВАРРА (йен. Navarra, франц. Navarre), ср.-век. королевство в р-не Пиренеев со столицей Памплона (в 905- 1512). Ранняя история мало известна. В сер. 9 в. графство H. в борьбе с арабами и франками добилось независимости. Первый король H., о к-ром имеются достоверные сведения,- Санчо Гарсия (правил в 905-925). Королю H. Санчо III Великому (правил в 1000-35) удалось завладеть севером Пиренейского п-ова, но в результате раздела гос-ва между его наследниками все присоединённые терр. от H. отпали. В 1076-1134 H. подчинялась Арагону. В 1234-84 и 1328- 1512 королев, престол H. занимали франц. графы, в 1285-1328- франц. короли. H. была экономически отсталым гос-вом со слабо развитыми городами, с крест, родовыми общинами в горных р-нах; до 15- нач. 16 вв. в H. сохранялась личная зависимость крестьян. В 1512 большая часть H. (Верх. H.) была завоёвана Фердинандом Арагонским и включена в состав Испании. Сев.-вост. часть H. (Ниж. H.) оставалась формально независимым королевством до 1589, после чего была присоединена к Франции (в связи с тем, что король H. Генрих Наваррский стал франц. королём Генрихом IV).

НАВАРРА (Navarra), историч. область и провинция на С. Испании. Пл. 10,4 тыс. км2. Нас. 464,9 тыс. чел. (1970). Гл. город и адм. ц.- Памплона. Б. ч. терр. занята юж. отрогами Зап. Пиренеев (пик Ани, 2504 м), покрытых широколиств. лесами; понижаясь на Ю., горы переходят в безлесное плато (400-500 м). Обрабатывается небольшая часть области. Товарное значение имеет возделывание пшеницы, сах. свёклы, виноградарство и садоводство. Развито животноводство (кр. рог. скот и овцы). Лесной промысел. Традиционные отрасли пром-сти: деревообработка, бум., пищ. (в т. ч. сах., винодельческая), кож.-обувная. После 2-й мировой войны 1939-45 получила развитие металлургич., металлообр. и хим. пром-сть.


HABAPPO ЛУНА (Navarro Luna) Мануэль (29.8.1894, Ховельянос, Матан-сас,-16.6.1966, Гавана), кубинский поэт. Чл. компартии Кубы с 1930. В первых сборниках "Выстраданные ритмы" (1919), "В глубинах сердца" (1920) и др. преобладают интимно-лирич. стихи. Перейдя на позиции т. н. авангардизма, H. Л. издавал журн. "Орто" ("Orto"), опубл. сб. стихов "Борозда" (1928). Со. "Пульс и волна" (1932), поэма "Раненая земля" (1936) свидетельствуют об интересе поэта к социальной тематике. В 1944-59 опубликовал цикл стихов "Поэмы мамби" - о героях борьбы за независимость Кубы; против сев.-амер. империализма и кубинской реакции направлены стихи циклов "Так-то" (1949), "Десимы" (1949), сб. "Оды мамби" (1961). Строительство нового, социалистич. общества - тема цикла стихов "Оды милисьяно" (1961- 1962).

Соч. в рус. пер.: Сельская песня для пения в городе, в кн.: Кубинская поэзия, M., 1959; [Стихи], в кн.: Заря над Кубой,

Лит.: Дашкевич Ю., Поэт кубинской революции, "Иностранная литература", 1962, №4; Мамонтов С. П, Испано-язычная литература стран Латинской Америки в XX веке, M., 1972;_ Fernandez Retamar R., La poesia contemporanea en Cuba (1927 - 1953), La Habana, 1954. 3. И. Плавскин.


НАВАХА (исп. navaja), в Испании род холодного оружия - длинный складной нож.


НАВАХИ, навахо (самоназв.- дене), индейский народ в США. Живут в 4 резервациях в штатах Нью-Мексико и Аризона. Числ. св. 100 тыс. чел. (1970, оценка). Язык относится к атапаскским языкам. По религии принадлежат к различным толкам христ. церкви. Первоначально H. были лесными охотниками и рыболовами на С. Сев. Америки, в 14- 15 вв. мигрировали на Ю.-З., где перешли к мотыжному земледелию, а затем и к скотоводству. Совр. H. занимаются в основном скотоводством. Активно участвуют в движении за улучшение жизни индейцев и против расовой дискриминации. Издают газ. "Навахо тайме" ("Navaho times").

Лит.: Народы Америки, т. 1, M., 1959; Vo gt E., Navaho veterans, Camb., 1951.


НАВАШИН Сергей Гаврилович [2(14).12.1857, с. Царёвщина, ныне Балтайского р-на Саратовской обл.,- 10.11.1930, Детское Село, ныне г. Пушкин Ленингр. обл.], советский ботаник и цитолог, акад. АН СССР (1918; чл.-корр. 1901), акад. АН УССР (1924). По окончании Моск. ун-та (1881) преподавал там же, в Петровской с.-х. академии и Петерб. ун-те. Проф. Киевского (1894-1915) и Тбилисского (1918-23) ун-тов. Один из основателей (1923) и первый директор (до 1929) Биол. ин-та им. К. А. Тимирязева в Москве. Открыл берёзы проникновение пыльцевой трубки в семяпочку через её основание - халазу; впоследствии доказал наличие халазогамии и у др. однопокровных растений. Фундаментальное значение имело открытие им у покрытосеменных растений двойного оплодотворения, объяснившего природу их триплоидного эндосперма, а также природу ксений. Заложил основы учения о морфологии хромосом и её таксономич. значении (см. Кариосистематика). Создал рус. цито-эмбриологич. школу.

Соч.: О некоторых признаках внутренней организации хромосом, в кн.: Сборник статей, посвящённый К. А. Тимирязеву, M., 1916, с. 185 - 214; Избр. труды, т. 1, M.- Л., 1951.

Лит.: Транковский Д. А., Сергей Гаврилович Навашин. 1857 -1930, M., 1947 (есть лит.). Д.В.Лебедев.

НАВАШИНО, город, центр Навашинско-го р-на Горьковской обл. РСФСР. Расположен на правобережье Оки. Ж.-д. станция на линии Москва - Казань, в 160 км к Ю.-З. от г. Горького. 16,7 тыс. жит. (1973). Судостроит. з-д (на Окском затоне), з-д стройматериалов. Вечерний судомеханич. техникум. Город образован в 1957 из посёлков Мордовщиково и Лип-ня.


НАВВАБ Мир Мохсун (1833, Шуша, ныне Нагорно-Карабахской АО, - 1918, там же), азербайджанский художник, каллиграф, теоретик музыки, поэт. Автор орнаментальных стенных росписей (не сохранились), портрета Тимура (акварель, 1902, Азерб. музей иск-в, Баку), илл. ксобств. рукописям ["Море горестей" ("Бахруль-Хезень"), 1864, Респ. рукописный фонд АН Азерб. CCP, Баку], отличающихся плоскостно-декоративной трактовкой форм, а также изображений цветов и птиц (темпера, акварель), в к-рых заметно стремление к объёмно-пластич. моделировке предмета.

Мир Мохсун H а в в а б. "Птицы". Темпера. 1874-75. Азербайджанский музей искусств имени P. Мустафаева. Баку.


Лит.: Миклашевская H. M., Художники 19 в. Мирза Кадым Эривани и Мир Мохсун Навваб, в кн.: Искусство Азербайджана, [т.] 4, Баку, 1954, с. 102-108.


НАВЕЗ (Navez) Франсуа Жозеф (16.11.1787, Шарлеруа, - 12. 10. 1869, Брюссель), бельгийский живописец; виднейший представитель классицизма в Бельгии. Учился в Париже у Ж. Л. Давида (1813-16). В 1831-59 директор брюссельской AX. Создавал выразит, портреты, в к-рых строгость композиции и звучный локальный колорит сочетались с живой характерностью типов ("Семья Хемптинне",). Картины H. на мифологич., историч. и религ. темы отмечены акаде-мич. сухостью.

Лит.: Puyvelde L. van, Francois-Joseph Navez, Brux , 1931.


HABECHЫE СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МАШИНЫ, с.-х. машины (и орудия), навешиваемые (монтируемые) на трактор или самоходное шасси. Трактор перевозит такую машину на себе в трансп. и в рабочем положениях. Данный принцип агрегатирования позволил значительно упростить конструкцию H. с. м. и повысить эффективность их использования, т. к. по сравнению с прицепными они значительно легче, отличаются лучшей манёвренностью, обслуживаются и управляются одним трактористом (с помощью гидравлич. навесной системы).

Пром-сть выпускает навесные машины и для др. отраслей нар. х-ва (напр., дорожные, строит, машины и др.).

НАВЕТРЕННЫЕ ОСТРОВА, Карибские острова, группа вулканич. островов в Вест-Индии, обрамляющих с В. Карибское м., вост. часть Maлых Антильских островов. Пл. ок. 6 тыс. км2. Нас. св. 1,1 млн. чел. (1972). Наиболее крупные о-ва: Гваделупа, Мартиника, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент, Гренада, Антигуа. Владения Великобритании, Франции, Нидерландов. Рельеф крупных островов преим. горный (вые. до 1586 м,вулкан Дьяблотен на о. Доминика); совр. вулканизм. Климат тропич. пассатный, влажный. Естеств. растительность почти полностью уничтожена. Плантации сах. тростника, цитрусовых, какао, бананов. Значит, города: Фор-де-Франс (на о. Мартиника), Пуэнт-а-Питр и Бас-Тер (на о. Гваделупа).


НАВИВКА ПРУЖИН, технологич. операция, при к-рой проволока или лента изгибается в цилиндрич., конич., плоскую или фасонную пружину. Различают холодную H. п. из проволоки диаметром от 0,1 до 16 мм и горячую из проволоки от 12 до 75 мм. Существует неск. способов H. п. Цилиндрич. пружины навивают на вращающуюся оправку (холодная и горячая навивка); при помощи подающих роликов и упорного штифта, перегибающего проволоку через неподвижную оправку (холодная); при помощи подающих роликов и двух упорных штифтов (холодная). Последний способ наиболее распространён, осуществляется на пружинонавивочных станках. Навивку фигурных пружин производят на спец. оправках, приспособлениях, обычно на полуавтоматах. На рис. показана схема навивки цилиндрич. пружин с равномерным шагом, к-рый задаётся клином, действующим в определ. момент на заготовку, или шаговой лапкой, подаваемой вдоль оси пружины. Отрезка готового изделия происходит при остановке подачи внутренним и наружным ножами. При H. п. из проволоки больших диаметров (от 50 мм) вместо штифтов на автоматах устанавливают более прочные упорные ролики с канавками. С помощью рычажной системы,

Схема навивки цилиндрических пружин с помощью подающих роликов и двух упорных штифтов на пружинонавивочном автомате: / - ролики, подающие проволоку; 2 - шаговая лапка; 3 - наружный нож; 4 - внутренний нож; 5 - наружный штифт; 6 - внутренний штифт; 7 - шаговый клин.

смещающей штифты в процессе навивки к исходной точке, получают конич. и фасонные пружины. При смещении наружного штифта (или ролика) вперёд перпендикулярно плоскости навивки можно получать пружины с межвитковым давлением (заготовки для пружин растяжения). Горячую навивку осуществляют на полуавтоматах со схемой навивки на оправке. E. Г. Белков.

НАВИГАЦИОННЫЕ АКТЫ (Navigations Acts), акты англ, парламента, принимавшиеся для защиты мор. торговли Англии от иностр. конкуренции. Первый H. а. был принят в 1381. Акт 1651 устанавливал, что товары из Азии, Африки и Америки следует ввозить в Англию и её владения только на англ, судах, а европ. товары - на англ, судах или судах страны-экспортёра. Направленный против голл. посреднической торговли и рыболовства, этот акт привёл к англо-голл. войне 1652-54 (см. Англоголландские войны 17 века), в результате к-рой Нидерланды вынуждены были примириться с принципами H. а. Положения акта 1651 были сохранены и развиты в актах 1660, 1663, 1672 и 1696. H. а., основанные на принципах меркантилизма, сыграли большую роль в развитии англ. мор. торговли. H. а. были отменены в сер. 19 в. с утверждением англ, торгово-пром. гегемонии и переходом к свободной торговле.

Лит.: Harper L., The English navigations laws, N. Y., 1939.

НАВИГАЦИОННЫЕ СУМЕРКИ, см. Сумерки.


НАВИГАЦИОННЫЙ СПУТНИК, искусственный спутник Земли, предназначенный для обеспечения навигации судов и самолётов. С помощью навигац. радиотехнич. аппаратуры в неск. точках орбиты измеряются дальность и скорость H. с. относительно судна (самолёта). Результаты этих измерений в сочетании с известными геоцентрич. координатами H. с., определяемыми на моменты измерений по информации, хранящейся в запоминающем устройстве H. с. и передаваемой по радио во время сеансов связи, позволяют определить положение судна, с к-рого проведены измерения. Для повышения точности навигац. расчётов используют систему из неск. спутников, движущихся по разным орбитам, и сеть наземных станций, ведущих систематич. измерения положений H. с. для уточнения параметров их орбит. Ошибка определения положения судна по результатам наблюдений одного H. с. составляет ок. 55 м.

Лит.: О a k e s J. В., The navy navigation satellite system and its applications. "Journal of the Washington Academy of Sciences", 1969, v. 59, N° 1-3, p. 7 - 16. A. M. Микиша.


НАВИГАЦИЯ (лат. navigatio, от navigo - плыву на судне), 1) мореплавание, судоходство. 2) Период времени в году, когда по местным климатич. условиям возможно судоходство. 3) Осн. раздел судовождения, в к-ром разрабатываются теоретич. обоснования и практич. приёмы вождения судов. (О вопросах возд. H. см. в ст. Навигация воздушная.)

Начало мор. H. восходит к глубокой древности. Простейшие приёмы вождения судов были известны не только древним египтянам и финикийцам, но и народам, стоявшим на более низкой ступени развития. Основы совр. H. были заложены применением магнитной стрелки для определения курса судна, относимым к 11 в., составлением карт в прямой равноугольной цилиндрич. проекции (Г. Меркатор, 1569), изобретением в

19 в. механич. лага. В кон. 19- нач.

20 вв. успехи в развитии физики послужили основой создания электронавигац. приборов и радиотехнических средств судовождения. В России первое уч. пособие по H. было составлено в 1703 Л. Ф. Магницким - преподавателем Школы математических и навигацких наук, основанной Петром I в 1701. Большой вклад в разработку вопросов H. внесли рус. мореплаватели и учёные: С. И. Мордвинов, Л. Эйлер, M. В. Ломоносов и др. Кругосветные плавания и науч. экспедиции, совершённые рус. моряками, способствовали дальнейшему развитию науки судовождения. Создаются учебники, в к-рых методы H. получают трактовку, близкую к современной. В 1806 выходит учебник П. Я. Гамалеи "Теория и практика кораблевождения", выдержавший неск. изданий и служивший в 1-й пол. 19 в. осн. пособием по H. Новый этап в развитии H. и штурманского дела открыло изобретение радио А. С. Поповым. Большая заслуга в создании и развитии отечеств, школы H. принадлежит сов. учёным: H. H. Матусевичу, H. А. Сакеллари, А. П. Ющенко, К. С. Ухову и др.

Задачи совр. H.: выбор безопасного и наиболее выгодного пути судна, определение направления движения и пройденного судном расстояния в море при помощи навигац. инструментов и приборов (в т. ч. определение поправок показаний этих приборов); изучение и выбор наиболее удобных для судовождения картографич. проекций и решение на них аналитич. и графич. способами навигац. задач; учёт влияния внешних факторов, вызывающих отклонение судна от выбранного пути; определение места судна по наземным ориентирам и навигац. искусств, спутникам и оценка точности этих определений. Ряд навигац. задач решается с использованием методов геодезии, картографии, гидрографии, океанологии и метеорологии.

Плавание судна между заданными пунктами требует расчёта и нанесения его пути на морские навигационные карты, а также определения курса, обеспечивающего перемещение судна по намеченному пути с учётом воздействия внешних возмущающих факторов - ветра и течения. В качестве основной единицы измерения расстояний в море принята морская миля, а направлений - градус.

Кратчайшим расстоянием между двумя данными точками на поверхности Земли, принятой за шар, является меньшая из дуг большой окружности, проходящей через эти точки (см. Ортодромия). Кроме случая следования судна по меридиану или экватору, ортодромия пересекает меридианы под разными углами. Поэтому судно, следующее по такой кривой, должно всё время изменять свой курс. Практически удобнее следовать по курсу, составляющему постоянный угол с меридианами и изображаемому на карте в проекции Меркатора прямой линией - локсодромией. Однако на больших расстояниях различие в длине ортодромии и локсодромии достигает значит, величины. Поэтому в таких случаях рассчитывают ортодромию и намечают на ней промежуточные точки, между к-рыми совершают плавание по локсодромии.

Графич. изображение пути судна на мор. карте наз. прокладкой. Во время плавания судоводитель ведёт непрерывный учёт положения судна по направлению его движения и пройденному расстоянию на основе показаний компаса судового и лага, а также данных о течении и дрейфе судна. Метод учёта положения судна по элементам его движения наз. счислением, а место судна на карте, полученное этим методом,- счислимым местом судна. Однако как бы тщательно ни велось счисление, оно всегда расходится с действит. местом судна из-за ошибок в принятых поправках показаний компаса и лага, неточностей учёта элементов течения и дрейфа, а также отклонений судна от курса под влиянием др. факторов. Поэтому во время плавания для исключения ошибок постоянно корректируют счисление посредством периодич. определений места судна (обсерваций) по наземным ориентирам (т. е. навигац. способами) или небесным светилам, применяя способы мореходной астрономии. Навигац. способы основаны на измерении расстояний и направлений (или их комбинаций) до объектов, координаты к-рых известны, или углов между ними. Каждое измерение даёт одну линию положения. Пересечение 2 линий положения определяет обсервованное место судна. При 3 и более линиях можно не только определить место судна, но и найти вероятные значения ошибок наблюдений. Ориентирами для навигац. определений вблизи берега служат нанесённые на карту естеств. приметные места или искусств, сооружения (преим. средства навигац. оборудования - маяки, знаки, створы и др.), наблюдаемые визуально или при помощи радиолокатора, сигналы круговых или створных радиомаяков, звуковые сигналы, а также отличит, глубины. На значит, расстояниях от берега используются импульсные, импульсно-фазовые и фазовые радионавигационные системы или секторные радиомаяки.

Повышение интенсивности движения на мор путях, увеличение размеров и ско рости хода мор судов требуют совершенствования технич средств и методов H Одним из путей увеличения точности счисления является использование эффекта Доплера (см Доплера эффект) в гидроакустич лагах, позволяющее измерять скорость судна относительно грунта На подходах к портам и при плавании по стесненным фарватерам необходимая точность проводки судов обеспечивается применением прецизионных радионави-гац систем ближнего действия или бере говыми радиолокац станциями Для H в открытом море разрабатываются гло бальные радионавигац системы, позволяющие определять место судна в любой точке Весьма перспективна для этой цели система навигац искусственных спутников Земли

Развитие техники судовождения поз воляет автоматизировать получение и обработку навигац информации и выдавать данные непосредственно на систему управления для решения задачи стабилизации судна на заданной траектории Перспективным направлением является развитие и применение на трансп судах автономных систем инерциалънои навигации.

Лит У х о в К С , Навигация, Л 1954, Щеголев E Я, Радиотехничес кие средства морского судовождения, Л , 1956, ЯкушенковА А, Судовождение и связь, в KH Проблемы развития мор ского флота Л, 1970 ЮщенкоА П, Лесков M M, Навигация, 2 изд , M , 1972 Б П Хабур.

НАВИГАЦИЯ у животных, то же, что бионавигаци.


НАВИГАЦИЯ ВОЗДУШНАЯ, аэро навигация, наука о методах и средствах вождения летат аппаратов (ЛА) - самолетов, вертолетов, ракет и др , со вокупность операций по определению навигац элементов наземными пункта ми управления полетами или на борту ЛА и использованию их для вождения ЛА Принципы H в берут начало от возникшей в древние времена мор на вигации, в частности у нее заимство ван метод использования магнитного компаса, и мореходной астрономии.

H в обеспечивает вождение ЛА по траектории, определяемой маршрутом (трассой) и профилем полета, с заданной программой, регламентирующей режим полета ЛА от его взлета с начального пункта маршрута и до посадки в конеч ном пункте в заданное время (см Авиалиния). Кроме того, H в решает част ные навигац задачи - выдерживание заданных дистанций и интервалов време ни между ЛА на трассах с интенсивным возд движением или при выходе с трассы к аэродрому посадки, предупрежде ние столкновения ЛА в полете с наземными препятствиями (горой и др ), сближение двух ЛА в полете (встреча с самолетом танкером для дозаправки горючим и др ) и т д При выполнении полета по заданным траектории (или маршруту) и программе задача H в , в отличие от пилотирования, сводится в основном к получению непрерывной или периодич информации о текущих навигац элементах постулат движения центра масс ЛА относительно системы координат, привязанной к земной поверхности.

Для определения навигац элементов (курса сноса угла, путевого угла воз душной и путевой скоростей, высоты, координат местонахождения ЛА и др ) применяются различные технич средства, к рые в зависимости от первичного источника навигац информации подразделяются на 4 осн группы геотехниче с к и е, позволяющие определять отно сит высоту почета, магнитный курс ме стонахождение ЛА измерением различ ных параметров геофизич полей Земли (магнитного, гравитационного и др ), к ним относятся высотомеры измерите ли воздушной и путевой скоростей, магнитные компасы и гиромагнитные ком пасы, гирополукомпасы, оптич визиры, инерциалъные навигационные системы ит д, радиотехнические, позволяющие определять истинную высоту, путевую скорость, местонахождение ЛА измерением различных параметров электромагнитного поля по радиосигналам, излучаемым спец передающими устрой ствами, к ним относятся радиовысотомеры, радиомаяки, радиокомпасы, радионавигационные системы и т д , астрономические, позволяющие определять курс и местонахождение ЛА, к ним относятся астрономические компасы, секстанты, астроориентаторы и т д (см Авиационная астрономия), светотехнические предназна ченные для обеспечения посадки ЛА в сложных метеорологич условиях и ночью, а также для облегчения ориентировки (светомаяки) T к каждой группе технич средств навигации свойственны свои преимущества и недостатки, то для обеспечения точного полета ЛА по заданному маршруту в любых условиях погоды навигац средства, работающие на различных принципах, объединяются как датчики в единые комплексные системы В таких системах с помощью аналоговых или цифровых вычислит машин решаются осн навигац задачи и записывает ся программа предстоящего полета (координаты пунктов заданного маршрута, высоты и скорости пролета над пунктами, координаты радионавигац систем и др ) Комплексные навигац системы, связанные с автопилотом, могут обеспечить автоматич полет по всему маршруту и заход на посадку при отсутствии видимости земной поверхности. В общем случае применяемая комплексная навигац система определяет местоположение ЛА по трем координатам 2 координаты - проекции его центра масс на горизонтальную плоскость (долгота и широта), и одна - высота Для ориентировки ЛА достаточно знать 2 координаты в горизонтальной плоскости Маршрут поле та контролируется по линии пути, опре деляемой проекцией вектора путевой ско рости Последний находится как результат счожения измеряемых векторов воз душной скорости (скорости ЛА по отно шению к воздуху) и скорости воздуш ного течения по отношению к земной по верхности. Высота полета измеряется высотомером.

Для определения текущих координат местоположения ЛА в полете используют ся разные методы, сводящиеся к трем основным} 1) счисления пути, основанный на получении линий (поверхностей) положения ЛА дискретным или непрерывным суммированием во време ни его измеряемой скорости или ускорения, 2) позиционный (линий положения, или позиционных линий), к рым непосредственно определяют линии (поверхности) положения ЛА без учета пройденного им расстояния путем нахождения координат местоположения ЛА относительно известных наземных ориентиров или небесных светил, 3) обзорно-сравнительный (ориентировка), к рым определяют местоположение Л А либо путем сличения фактически наблюдаемой картины местности по опознанным наземным ориентирам (зрительным, радио локац , магнитным и др ) с географич картой или условной моделью местно сти, либо путем счичения участка небес ного свода со звездной картой В зави симости от специфики вождения различ ных видов ЛА, их класса и назначения, районов их применения и характера маршрута комплексные системы H в отличаются друг от друга по составу Выбор технич. средств H в. и ее методов производится в соответствии с заранее разработанным штурманским планом.

Требования по обеспечению максимально возможной безопасности возд движения в условиях возрастающей его интенсивности, увеличения числа и протяженности возд авиалиний, дальнейшего воз растания скоростей полета ЛА привели к созданию и внедрению автоматизиров комплексных систем H в и управления возд движением

Лит Справочник авиационного штурма на, под ред В И Соколова, M , 1957, К и р с т M А , Навигационная киберне тика полёта, M , 1971 M M Райчев.

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА, распростра ненное название Школы математических и навигацких наук, основанной в 1701 в Москве Петром I

НАВКРАРИИ (греч naukranai), территориальные округа в Аттике Возникли, предположительно, в 7 в до н э Существовало 48 H , по 12 в каждой из 4 родовых фил Осн функцией H было сооружение воен флота, каждая H должна была снарядить 1 корабль с экипажем и выставить на войну 2 всадников Возглавлял H. ежегодно сменявшийся навкрар, ведавший сбором средств, расходами на сооружение и оснащение корабля, наблюдавший за его постройкой и ко мандовавший им Навкрары составляли совет.

При Соломе наблюдается расцвет деятельности навкраров Клисфен увеличил число H до 50 (по 5 H в каждой из 10 фил), но их политич значение упало в связи с образованием новых территориальных единиц - демов В 5 в до н э (возможно, в 483 при Фемистокле) H исчезли, т к флот стал сооружаться на средства гос-ва и богатых граждан после введения одного из видов литургии - триерархии

Лит Успенский К H, Афинские навкрары и навкрарии, "Изв исторического общества при Московском ун-те", 1896, т 1


НАВКРАТИС (греч Naukratis), др греч колония в Египте, находившаяся в зап части дельты Нила Осн при фараоне Псамметихе I в сер 7 в до н э в основном милетянами В эллинистич эпоху H наряду с Александрией и Птолемаидой обладал правами полиса с гор самоуправ лением, выборными советом и должностными лицами Археол раскопками (с 1884) в H обнаружены святилища, остатки ремесл мастерских (гончарных, стеклодельных, фаянсовых и др ) и многочисленные надписи .
НАВЛЯ, поселок гор типа, центр Нав линского р. на Брянской обл РСФСР Расположен на р. Навля (приток Десны) Ж д станция в 53 км к Ю от Брянска. 10,6 тыс жит (1972) З- ды шпалопропиточный, автоагрегатный, авторемонтный, маслодельный, овощесушильный; деревообрабат. комбинат.

НАВОДНЕНИЕ, значительное затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемого различными причинами. H. на реке происходит от резкого возрастания кол-ва воды вследствие таяния снега или ледников, расположенных в её бассейне, а также в результате выпадения обильных осадков. H. нередко вызываются повышением уровня воды в реке вследствие загромождения русла льдом при ледоходе (затора) или вследствие закупоривания русла под неподвижным ледяным покровом скоплениями внутривод-ного льда и образования ледяной пробки (зажора) Нередко H. возникают под действием ветров, нагоняющих воду с моря и вызывающих повышение уровня за счёт задержки в устье приносимой рекой воды. H. такого типа наблюдались в Ленинграде (1824, 1924), Нидерландах (1952). На мор. побережьях и островах H. могут возникнуть в результате затопления прибрежной полосы волной, образующейся при землетрясениях или извержениях вулканов в океане (см. Цунами). Подобные H. нередки на берегах Японии и на др. островах Тихого ок. H. могут быть обусловлены прорывами плотин, оградит, дамб. H. случаются на MH. реках Зап. Европы - Дунае, Сене, Роне, По и др., а также на реках Янцзы и Хуанхэ в Китае, Миссисипи и Огайо в США. В СССР большие H. наблюдались на pp. Днепре (1931) и Волге (1908 и 1926).

Наиболее эффективный способ борьбы с H.- регулирование речного стока путём создания водохранилищ.

НАВОЗ, органич. удобрение, состоящее из твёрдых выделений животных обычно в смеси с подстилочным материалом. H. как удобрение начали применять с глубокой древности. В крест, х-вах дореволюц. России он являлся основным местным удобрит, материалом. В СССР, несмотря на все увеличивающееся произ-во минеральных удобрений, ежегодно вывозят на поля примерно 500 млн. т органических удобрений, в основном H. Много H. используют в парниково-тепличном х-ве как биотопливо, для приготовления почвенных смесей, компостов.

H. содержит азот и все элементы зольной пищи, необходимой растениям. Органич. вещество его (осн. часть сухого вещества этого удобрения) улучшает структуру почвы, её водный и возд. режимы, физико-химич. и химич. свойства (напр., увеличивает ёмкость поглощения и степень насыщенности почвы основаниями). Ca и Mg, находящиеся в H., снижают кислотность почвы, а полезные микроорганизмы повышают её биологич. активность. H.- один из источников CO2, к-рый усиливает синтез органич. веществ растениями. Действие H. на урожай продолжается неск. лет.

H. подразделяют на подстилочный и бесподстилочный (полужидкий и жидкий). Примерный химич. состав свежего подстилочного (солома) смешанного (от разных животных) H. (%) : 0,5 N, 0,25 P2O5, 0,6 K2O, 0,35 CaO, 0,15 MgO (при использовании торфяной подстилки кол-во N B H. выше, a P2O5 и K2O несколько ниже). За стойловый период от каждого животного получают H. (т): лошади 3-7, коровы 4-9, овцы и козы 0,4-0,9, свиньи 0,8-2. Эффективность подстилочного H. зависит от степени разложения (свежий, полуперепревший - удобрение для достаточно увлажнённых р-нов, перепревший - удобрение для засушливых р-нов и перегно и-для парниково-тепличных почвосмесей, ор-гано-минеральных смесей, мульчирования посевов), способов его приготовления и хранения. H. в хорошо уплотнённых штабелях, уложенный в навозохранилище (анаэробный способ хранения), теряет меньше азота, чем в рыхлых штабелях (аэробный спос о б). Для быстрого приготовления H. применяют комбинированный способ (сочетание двух первых). При этом полуперепревший H. получают через 1,5-2 мес, перепревший - через 4- 5 мес, при анаэробном способе соответственно через 3-4 и 7-8 мес. Подстилочный H. вносят навозоразбрасывателем перед вспашкой под наиболее ценные культуры севооборота: в полевом - под зерновые (пшеница, рожь, 15-25 т/га) или пропашные (картофель, кукуруза, 20-40 т/га); в овощном - под огурцы, капусту, ранний картофель (35-50 т/га); в кормовом - под кукурузу, корнеплоды (20-40 т/га); в севооборотах с тех-нич. культурами - под сах. свёклу, коноплю, табак (30-50 т/га). Каждая тонна H. повышает урожай всех культур севооборота (в пересчёте на зерно) на 1-2 ц с 1 га.

Бесподстилочный полужидкий H. содержит 86-90% воды и примерно столько же, сколько в свежем соломистом H., питат. веществ. Его вывозят в цистернах на поля и запахивают, компостируют с торфом, соломой, землёй. Бесподстилочный жидкий H. получают в крупных откормочных х-вах и комплексах, в к-рых для очистки помещений применяют гидросмыв. Влажность жидкого H. 95-96%, содержание питат. веществ в 2-3 раза ниже, чем в полужидком. Хранят его в ёмкостях. После отстаивания жидкую фракцию разбавляют водой и раствором поливают кормовые культуры, твёрдую фракцию запахивают в почву. Жидкий H. применяют как удобрение и без разделения на фракции. За рубежом, в частности в США, часть подстилочного H. перерабатывают в сухой H. (влажность 15- 25% ), к-рый используют в основном в декоративном садоводстве.

Лит. см. при ст. Органические удобрения. И. П. Мамченков.


НАВОЗНИКИ, группа жуков сем. пластинчатоусых; включает неск. подсемейств (Aphodiinae, Geotrupinae, Scarabaeinae и др.). Размеры от 3 до 70 мм, окраска чаще бурая или чёрная, иногда с металлич. блеском. Жуки и личинки большинства H. питаются навозом, нек-рые - трупами, немногие раститель-ноядны. Самки откладывают яйца в помет разных животных, преим. млекопитающих. При этом нек-рые H. (напр., афодии) используют кучки помёта на поверхности земли, другие-запасают навоз в виде яйцевидных или грушевидных комков, колбасок и т. п., закапывая его в землю.

Навозник обыкновенный.

Родители нек-рых H. охраняют свое потомство до выхода молодых жуков. В заботе о потомстве часто наравне с самками участвуют самцы. Св. 6000 видов, особенно много H. в тропич. странах; в СССР - ок. 450 видов из родов: скарабеи, копр, калоеды и др. H. играют заметную роль в природе как ассенизаторы (растаскивают и закапывают экскременты). Нек-рые H.- промежуточные хозяева паразитич. червей. См. также Копро-фаги. О. Л. Крыжановский

НАВОЗНИКИ (Coprinus), род шляпочных пластинчатых грибов. Плодовое тело тонкое и нежное, обычно вскоре после окончания роста расплывается в чёрную жидкость, к-рой раньше иногда пользовались вместо чернил. Растут на перегнойной почве и навозе, изредка на деревьях и древесине. H. серый (С. atramentarius) и H. белый (С. comatus) часто встречаются в садах и парках.

Навозники / - серый; 2 -белый.


НАВОЗОПОГРУЗЧИК, машина для выемки из навозохранилищ навоза и погрузки его в трансп. средства. Может быть также использована для выгрузки силоса из траншей или ям. В СССР применяют самоходный крановый и навесной грейферные H. Осн. рабочий орган кранового H. (рис. 1) - виброгрейфер. При передвижении H. вдоль навозохранилища челюсти грейфера, снабжённые зубьями, заглубляют в навозную массу за счёт колебаний, создаваемых вибратором, смонтированным на грейфере.

Рис. 1. Крановый навозопогрузчик: / - виброгрейфер; 2 - вибратор; 3 - подвижная каретка; 4 - трос управления виброгрейфером; 5 - кран-балка; 6 - тяговый трос; 7- электродвигатель; 8 - червячный редуктор; 9- лебёдка; 10- опорная тележка; 11 - ось механизма передвижения навозопогрузчика; /2 - анкерная опора.

При подъёме грейфера включают лебёдку, и заглублённые в навоз челюсти закрываются. Грейфер при помощи троса поднимают к подвижной каретке и по наклонной кран-балке перемещают к месту разгрузки. Производительность H. о-10 т/ч; грузоподъёмность 240-300 кг; высота погрузки 2,4 м; глубина выемки 3-5 м; потребная мощность 3,8 кет. Навесной H. (рис. 2) для захвата навоза и погрузки его в трансп. средство имеет грейфер, управляемый гидроцилиндром. Производительность навесного H. до 25 т /ч; грузоподъёмность 400 кг; высота погрузки 3,6 м. H. навешивают на самоходное шасси класса 0,6 то.

Рис. 2. Навесной навозопогрузчик: / - грейфер; 2 - стрела; 3 и 4 - гидроцилиндры; 5 -основание колонны; 6-гидравлическая опора.




НАВОЗОХРАНИЛИЩЕ, сооружение на животноводч. фермах для сбора и хранения навоза. Тип H. (открытое наземное, открытое заглублённое в землю с облицовкой стен и дна влагонепроницаемыми материалами, закрытое с облицовкой стен и дна и перекрытием и др.) определяется размерами животноводч. фермы, её расположением относительно насел, пунктов, климатич. условиями, характером грунта и др. условиями. Простейшее H. открытого наземного типа для твёрдого навоза представляет собой углублённую на 0,5 м площадку с твёрдым покрытием. В юж. и юго-вост. засушливых р-нах устраивают H.-котлованы, в к-рых разложение навоза происходит с меньшими потерями органич. веществ, чем в наземных. В р-нах с холодной продолжит, зимой делают закрытые H. в виде пристроек к животноводч. помещениям, отд. построек, в виде траншей, расположенных под полом животноводч. помещений. Ёмкость H. определяют, исходя из кол-ва скота, продолжительности стойлового периода и эффективности использования средств механизации, а также готовности навоза для внесения в почву (в весенне-летний период на созревание навоза требуется 2-3 мес, в зимнее время -3- 4 мес). Экономичным является H., обеспечивающее врем, хранение (не менее 3 мес) навоза у животноводч. помещения с последующей перевозкой его на поля. Это даёт возможность перевозить осн. массу навоза в наиболее свободное зимнее время. Обычно H. при ферме строят ёмкостью 25-40% зимнего выхода навоза, а полевые - ёмкостью 60-75%.

НАВОИ, Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер (9.2.1441, г. Герат,- 3.1.1501, там же), узбекский поэт, мыслитель и гос. деятель. Род. в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кич-кине, дом к-рого был центром общения людей иск-ва, в т. ч. поэтов. Уже к 15 годам H. стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (ср.-азиат, тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с к-рым вместе учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. H. оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.

Убеждённый гуманист, борец против ср.-век. деспотизма и произвола, H. обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции H. вызвали недовольство при дворе. В 1487 H. был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политич. переустройства страны и установления мира в гос-ве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили H. оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488, конец жизни провёл в усиленной творч. работе.

Лит. наследие H. велико и многогранно: ок. 30 сб-ков стихов, крупных поэм, прозаич. соч. и науч. трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Cp. Азии 15 в. H. творчески использовал многовековой художеств, опыт лит-ры народов Cp. Азии и Бл. Востока. "Сокровищница мыслей"- свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом в 1498-99 хронографически по четырём сборникам-сшванол, соответственно четырём ступеням возраста поэта: "Диковины детства", "Редкости юности", "Диковины средних лет", "Назидания старости". В это собрание входят стихи разных лирич. жанров, особенно многочисленны газели (более 2600), излюбленный жанр H., отличавшиеся удивительной цельностью. Поэт оставил также "Диван Фани"- сб. стихов на фарси. Вершина творчества H.- знаменитая "Пятерица", тема к-рой была подсказана Джами: "Смятение праведных" (1483), "Лейли и Меджнун" (1484), "Фархад и Ширин" (написана 1484), "Семь планет" (1484), "Искандарова стена" (1485). По устойчивой вост. традиции "Пятерица" H. явилась "ответом" (назира) на "Пяте