загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ак и в историю музыки каждой отд. страны. Вместе с тем изучением нар. муз. творчества и его спе-цифич. особенностей занимается также особая наука - муз. этнография. Понимание нар. музыки и методы её изучения в советском M. определяются марксистско-ленинским взглядом на роль народа как творца истории.

Важная роль в муз. культуре принадлежит музыкальной критике, т. е. анализу и оценке явлений совр. муз. практики. Советская муз. критика отличается научной обоснованностью суждений, партийной принципиальностью. Она призвана активно способствовать развитию музыки в реалистич. направлении. В этом отношении она продолжает демократич. традиции передовой рус. критики классич. периода.


История музыковедения. Первоначальные элементы науч. подхода к музыке были заложены в высокоразвитых культурах древнего мира (Китай, Индия, Греция и др.). Так, ещё до н. э. китайским M. была разработана 5-звуко-вая муз. система (пентатоника), в 3 в.- 7-звуковая система; кроме того, путём квинтовых акустич. соотношений был установлен 12-ступенный хроматич. звукоряд ("лю" или "люй"). В Др. Греции была создана стройная система ладов, исследовались акустич. закономерности интервалов, разрабатывалось учение об этосе, связывающее различные лады, ритмы и т. д. с теми или иными эмоциями и моральными качествами. Это учение противопоставлялось абстрактно-космоло-гич. взглядам на музыку, господствовавшим в Египте и других вост. странах. Крупнейший греч. теоретик музыки Ари-стоксен (4 в. до н. э.), ученик Аристотеля, выдвинул принцип изучения муз. явлений на основе слухового восприятия, в противовес числовой мистике Пифагора и его последователей.

Свод осн. достижений античного M. был дан в трактате римского философа и учёного Боэция "О музыке" (5 кн.; 6 в.), оказавшем значит, влияние на развитие ср.-век. теории музыки. Однако у ср.-век. теоретиков муз. воззрения часто приобретали схоластич. характер. Изыскания муз. учёных позднего средневековья были направлены гл. обр. на выработку прак-тич. правил многоголосного письма, усовершенствование нотной записи и т. п. (Гукбальд, Гвидо д'Ареццо и др.). Большой вклад в развитие M. внесли учёные Cp. Азии [Абу Наср аль-фараби (10 в.), Ион Сина (Авиценна, 10-11 вв.)], араб., перс., визант. теоретики.

В эпоху Возрождения сводятся в стройную систему правила полифонии, вырабатываются основы мажоро-минор-ной ладовой системы и закладываются основы учения о гармонии (швейц. учёный Глареан, итальянцы Дж. Царлино и В. Галилеи), опирающегося на данные слухового опыта и законы акустики. В 17 в. учение о гармонии было развито в трудах франц. теоретика M. Мерсенна, содержащих также богатые и ценные сведения по истории музыки.

Утверждение гомофонно-гармонич. склада в европ. музыке (с кон. 16 в.) порождает сначала учение о генерал-басе, а затем систему Ж. Ф. Рамо ("Трактат о гармонии", 1722) - виднейшего представителя классич. школы теоретиков. В развитии муз.-эстетич. мысли 17 и 18 вв. большую и для своего времени положит, роль играла т. н. теория аффектов, сводившаяся к попыткам установить прямую связь между определёнными композиц. приёмами, средствами выражения и соответствующими им эмоциями, чувствами, аффектами. Наиболее законченное выражение эта теория получила в работах нем. муз. учёного 18 в. И. Маттезона.

Присущие теории аффектов черты ра-ционалистич. абстрактности были подвергнуты критике в работах франц. энциклопедистов-Д. Дидро, Ж. Д'Алам-бера, активно участвовавших в борьбе муз.-эстетич. направлений 18 в. Отстаивая реалистич. принципы в музыке, они понимали её как выразительный "язык чувств" и особенно важное значение придавали мелодии.

Пробудившийся в эпоху Возрождения интерес к ист. изучению музыки получил дальнейшее развитие в крупных муз.-ист. работах 18 в. Дж. Б. Мартини (1781, Италия), Дж. Хокинса, Ч. Бёрни (1776-89, Великобритания).

Развитие передовой музыкально-эсте-тич. мысли в 19 в. было связано с выдающимися достижениями в области муз. творчества, с расцветом нац. композиторских школ во многих европ. странах. Прогрессивные деятели зарубежного M. и муз. критики боролись против формализма, за высокую идейность, содержательность муз. творчества. Ряд важных теоретич. проблем был поставлен в муз.-эстетич. и критич. работах крупных композиторов - Г. Берлиоза, P. Шумана, P. Вагнера, Ф. Листа.

В западноевроп. теоретич. M. на протяжении большей части 19 в. главенствовала т. н. традиционная школа (труды француза Ш. Кателя, чеха А. Рейхи, немцев - А. Б. Маркса, Л. Буслера, Э. Рихтера и др.). Эта школа систематизировала муз.-композиц. приёмы и средства по отд. отраслям M. (гармония, полифония и т. д.). Положит, сторонами "традиционной" школы являлись тесная связь с практикой композиции, стремление обосновать правила муз. сочинения данными слухового восприятия и примерами творчества великих мастеров-классиков. Вместе с тем работы большинства её представителей страдали эмпиризмом и слабостью теоретич. обобщений. В последней четверти 19 в. утвердилась функциональная теория (нем. учёный X. Ри-ман, англ.- Э. Праут, белы.- Ф. Ге-варт), сторонники к-рой стремились рассматривать муз.-композиц. приёмы и средства в их взаимной связи и использовать для объяснения муз. явлений данные естествознания. Однако и функциональная школа, внёсшая много нового в развитие теоретич. M., не вышла за пределы формального метода анализа.

В историч. M. западноевроп. стран 19 и 20 вв. большое место занимают публикации памятников муз. лит-ры от средневековья и до 18 в. включительно, моногра-фич. исследования, посвящённые жизни и творчеству выдающихся музыкантов или развитию отд. муз. форм и жанров. Таковы многочисл. работы О. Яна, Г. Кречмара, Г. Аберта, А. Эйнштейна (Германия), А. В. Амброса, Г. Адлера (Австрия), О. Гостинскрго (Чехия), Ж. Тьерсо, Ж. Комбарьё (Франция), Ф. Ж. Фетиса (Бельгия), Э. Дента (Великобритания) и др. Ценный и обширный материал содержат сводные труды, созданные коллективами учёных разных стран.: "Оксфордская история музыки" (т. 1-6, 1901-05), "Музыкальная энциклопедия и словарь консерватории" под ред. А. Лавиньяка и Л. де ла Лоранси (в. 1-2, 1913-31), "Руководство по музыко-знанию" под ред. Э. Бюккена (т. 1 - !3, 1928-34), "Руководство по истории музыки" под ред. Г. Адлера (1924), "Нор-тонская история музыки" (1943-66). Однако эти работы часто страдают опи-сательностью, развитие музыки рассматривается в них в отрыве от общего ист. процесса, вне социальной и культурно-ист, обусловленности. Г. Адлер впервые стал рассматривать историю музыки как последовательную смену различных сти-листич. формаций, но понимание стиля у него и последующих западных исследователей остаётся формально-идеалистическим.

Большое развитие в 19 и нач. 20 вв. получает муз. фольклористика. Растущему интересу к нар. песне способствовало образование молодых нац. муз. школ в Европе. Выдающееся значение имеют труды польск. музыканта-этнографа О. Кольберга, хорватск.- Ф. Кухача, болг.- Д. Христова и др. Новый этап в изучении нар. муз. творчества связан с деятельностью венг. композитора и учёного Б. Бартока и его соотечественника 3. Кодая. Взгляды и методы иссле-доват. работы Бартока оказали плодотворное влияние и на муз. фольклористику ряда др. стран.

В нач. 20 в. на Западе (К. Штумпф, Э. Хорнбостель, К. Закс, P. Лахман в Германии, А. Эллис, А. Абрахам в Великобритании) возникло особое направление в муз. этнографии - т. н. сравнительное M., вовлекшее в круг своих исследований нар. музыку различных стран мира. Это направление получило развитие в трудах В. Виоры (Германия), П. Коллера (Бельгия) и др. Сравнительным музыкознанием накоплен богатый материал и сделаны интересные сопоставления и выводы, касающиеся гл. обр. муз. культуры внеевропейских народов, но общие выводы часто оказываются несостоятельными из-за антиисторич., фор-малистич. подхода к нар. творчеству. К сер. 20 в. большинство исследователей отказалось от термина "сравнительное М.". Вместо него выдвигается понятие этномузыковедения как самостоятельной науч. отрасли.

В 20 в. возник ряд новых муз.-теоретич. систем, в основе к-рых лежит стремление учесть и объяснить процессы, происходящие в области совр. муз. творчестза. Распространение получили труды швейц. музыковеда Э. Курта ("Основы линеарного контрапункта", 1917; "Романтическая гармония и её кризис в „Тристане" Вагнера", 1920), исходящего из представления о музыке как о процессе сменяющих друг друга концентрации и разрядки некоей психич. энергии. Нек-рые стороны его энергетич. концепции оказали влияние и на развитие совр. теоретич. M. Как обобщение творческого опыта новейшей музыки представляют интерес труды композиторов А. Шёнберга (Австрия), П. Хиндемита (Германия) и др., посвящённые гл. обр. вопросам гармонии. Ряд новых теоретич. систем 2-й пол. 20 в. связан с попытками применения к анализу музыки совр. матем. методов. Однако в большинстве случаев эти опыты носят формальный характер и полностью игнорируют содержание музыки. Тенденции асоциального, элитарного порядка, получившие отражение в музыковедч. трудах А. Адорно (ФРГ), оказали большое влияние на музыкально-эстетическую мысль зарубежных стран.

В России самостоят, муз.-теоретич. мысль возникла в 17 в. Теоретич. работы 15-16 вв. носили чисто эмпирич. характер и служили руководством для изучения ср.-век. системы муз. письма (см. Крюки). Опыт многовекового развития одноголосного певческого иск-ва Др. Руси был обобщён в труде "Азбука знаменного пения", написанном А. Мезенцем в 1668 (изд. в 1888). Трактат укр. теоретика и композитора H. П. Дилецкого"Му-сикийская грамматика" (1-я ред. на польск. яз. 1675, пер. на церк.-славянский, 1677) посвящён обоснованию многоголосного стиля (партесное пение), пришедшего на смену этой старой традиции.

В 18 в. в связи с утверждением новых светских форм проф. музицирования возник иной круг муз.-эстетич. проблем. Вопросам музыки уделялось большое внимание в рус. лит-ре и журналистике. В центре большинства высказываний находился вопрос о возможности создания нац. рус. оперы на нар. основе.

Борьба за народность в рус. художеств, культуре определила особый интерес к нар. песне, выразившийся в опубликовании песенных сборников (В. Ф. Тру-товского; И. Прача и H. А. Львова), в высказываниях многих выдающихся лит. и обществ, деятелей, в появлении спец. исследования H. А. Львова "О русском народном пении" (1790). Глубокое понимание сущности нар. песни как отражения жизни и духовного склада трудового народа отличало A. H. Радищева.

В 19 в. во главе борьбы за реализм и народность музыки стояла рус. муз. критика, представленная именами В. Ф. Одоевского, A. H. Серова, В. В. Стасова, Г. А. Лароша, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, С. H. Кругликова, H. Д. Кашкина и др. Большое значение для развития прогрессивной муз.-эстетич. мысли имели высказывания выдающихся композиторов-реалистов-M. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, M.А. Балакирева, M. П. Мусоргского, А. П. Бородина, H. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и др.

Передовое русское M. активно способствовало утверждению прогрессивных творческих принципов нац. классической муз. школы. В этом отношении важную роль сыграли работы В. Ф. Одоевского, A. H. Серова и В. В. Стасова о M. И. Глинке и А. С. Даргомыжском; В. В. Стасова о M. П. Мусоргском и А. П. Бородине; H. Д. Кашкина о П. И. Чайковском и др. Рус. критики отстаивали творчество композиторов-классиков в борьбе с космополитич. тенденциями дворянско-аристократич. кругов (эти тенденции нашли отражение в деятельности реакционных муз. критиков - Ф. M. Толстого, А. С. Фамин-цына и др.). Прогрессивные деятели русского M. высоко оценивали достижения зарубежного иск-ва, они создали ценные труды о западной муз. классике (напр., большая 3-томная монография А. Д. Улыбышева о В. А. Моцарте, ряд работ A. H. Серова о Л. Бетховене). Крупнейшей заслугой Серова было утверждение ист. принципа рассмотрения муз. произведений в неразрывной связи их формы и содержания. Серов и Стасов заложили основы реалистич. теории оперной драматургии, внесли крупный вклад в изучение вопросов программного симфонизма и др. актуальных теоретич. проблем, выдвигавшихся творческой практикой композиторов. Русскому M. принадлежат также значит, заслуги в разработке отд. музыкально-теоретич. дисциплин. В непосредственной связи с потребностями проф. муз. образования создали свои учебники гармонии Римский-Корсаков и Чайковский. Большое значение имеют работы Римского-Корсакова "Основы оркестровки" (т. 1-2, 1913) и С. И. Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма" (1909).

Виднейшие представители русского M. вели решит, борьбу против эстетики муз. формализма, получившей наиболее законченное выражение в книге австр. историка музыки и критика Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" (1854); в зарубежном бурж. M. эта книга пользуется признанием до наших дней. Разоблачение формалистич. сущности гансликианст-ва - заслуга рус. муз. деятелей - Серова, Стасова, Чайковского и др.

Работа по собиранию и изучению нар. творчества широко развернулась в 19 в. Ценный материал содержат сборники рус. нар. песен Д. H. Кашина, И. А. Рупина, M. А. Стаховича, M. А. Балакирева, H. А. Римского-Корсакова, H. E. Паль-чикова, H. M. Лопатина и В. П. Прокуни-на, А. К. Лядова, С. M. Ляпунова. В теоретич. трудах В. Ф. Одоевского, A. H. Серова, Ю. H. Мельгунова, П. П. Сокальского устанавливаются некоторые существ, стороны муз. склада нар. песни.

Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. формирование и рост нац. муз. школ вызывают усиленный интерес к нар. творчеству и у др. народов многонационального российского гос-ва. Основополагающее значение для изучения укр. нар. музыки имели работы H. В. Лысенко, для арм.- Комитаса, для латыш.- А. Юрьяна.

Неограниченные возможности и перспективы развития открылись перед M. после победы Великой Окт. социалистич. революции. Советское M. развивается на основе марксистско-ленинской теории. Последовательное овладение марксистской методологией и эстетикой в M. связано с преодолением идейно чуждых влияний, борьбой против прямо или замаскированно проявляющих себя реакционных бурж. тенденций. Определяющее значение для M. в СССР имеют высказывания В. И. Ленина о лит-ре и иск-ве, руководящие указания КПСС по идеологич. вопросам. Советское M. призвано активно помогать строительству новой, социалистич. муз. культуры, способствовать муз. просвещению и воспитанию широких масс трудящихся, бороться за глубокое всестороннее освоение классич. наследства, за правдивое реалистич. отражение действительности в творчестве композиторов, разоблачать проявления реакционной упадочной буржуазной идеологии в музыке. Находясь в тесной связи с творческой муз. практикой, M. помогает решению возникающих перед ней новых задач, определению путей и перспектив дальнейшего развития.

Коммунистич. партия и Сов. правительство обеспечивают максимально благоприятные условия для успешного роста муз. науки. Созданы н.-и. учреждения, занимающиеся разработкой как общей искусствоведческой проблематики, так и спец. вопросов M. (Ин-т истории иск-в Мин-ва культуры СССР в Москве, Гос. н.-и. ин-т театра, музыки и кинематографии в Ленинграде, аналогичные учреждения в центрах союзных республик). Кадры музыковедов подготавливаются в консерваториях, где существуют кафедры теочии и истории музыки, ведущие н.-и. работу. Сов. музыковеды и критики вместе с композиторами объединены в Союз композиторов СССР, активно участвуют в его творч. работе.

Положительную роль сыграли работы А. В. Луначарского, посвящённые разъяснению высокой ценности классич. муз. наследия, критике упадочного бурж. иск-ва капиталистич. стран. Выдающийся вклад в развитие разных отраслей историч. и теоретич. музыкознания внёс один из крупнейших русских муз. учёных Б. В. Асафьев. Вопросы теории музыки успешно разрабатываются в трудах Б. Л. Яворского, Ю. H. Тюлина, X. С. Кушнарёва, С. С. Скребкова, В. А. Цуккермана, Л. А. Мазеля, В. В. Протопопова и др. Одним из гл. достижений сов. теоретич. M. является разработка новых методов муз. анализа, направленных на раскрытие содержат, стороны произведений, их образной структуры и идейно-художеств. замысла. Созданная В. В. Асафьевым теория интонации стала основой реалистич. понимания музыки. Проводится большая работа по изучению отечественного муз. наследия, публикации забытых или неизвестных его памятников. В области истории рус. музыки важное значение имеют исследования H. Ф. Финдейзена, A. H. Римского-Корсакова, В. В. Яковлева, А. В. Оссовского, T. H. Ливановой, M. С. Пекелиса, О. E. Левашёвой и др. Ими и др. исследователями впервые в полной мере раскрыто и обосновано великое ист. значение рус. классич. музыки как нового прогрессивного этапа в развитии мирового муз. иск-ва, показаны высокая идейность, реализм и народность творчества выдающихся рус. композиторов. Интенсивная работа по изучению ист. путей развития отд. нац. культур ведётся в большинстве союзных и MH. авт. республиках. Различным явлениям и эпохам зарубежного муз. иск-ва посвящены исследования M. В. Иванова-Борецкого, К. А. Кузнецова, И. И. Сол-лертинского, Ю. А. Кремлёва, M. С. Дру-скина, В. Д. Конен, И. Ф. Бэлзы, Д. В. Житомирского и др.

Значительны достижения M. в СССР в области собирания и изучения нар. муз. творчества. Большую ценность представляют труды А. Д. Кастальского, A. M. Листопадова, E. В. Гиппиуса по русскому, Ф. M. Колессы и К. В. Квитки - по украинскому, Д. И. Аракишви-ли - по грузинскому, С. Меликяна - по армянскому, У. Гаджибекова - по азербайджанскому, А. В. Затаевича - по казахскому и киргизскому, В. А. Успенского - по узбекскому и туркменскому, Я. К. Чурлёните - по литовскому, Э. Мелнгайлиса - по латвийскому фольклору, В. M. Беляева по музыке различных народов СССР.

В числе важнейших задач сов. M. - изучение и анализ совр. процессов в области муз. творчества и муз. культуры, складывавшейся в процессе взаимодействия и взаимного творческого обогащения различных нац. культур, обобщение ист. пути многонац. сов. музыки. Этой проблематике посвящены MH. статьи и книги Д. Б. Кабалевского, Г. H. Хубова, А. И. Шавердяна, Б. M. Ярустовского, И. В. Нестьева и др. Силами многочисл. коллективов музыковедов созданы такие капитальные обобщающие труды, как "История русской советской музыки" (т. 1-4, 1956-63), "История музыки народов СССР" (т. 1-5, 1970-74). С 1973 выпускается первая В СССР "Музыкальная энциклопедия". Большое внимание сов. M. уделяет различным видам муз.-просветит. и пропагандистской работы, созданию популярной и уч. лит-ры о музыке.

После 2-й мировой войны 1939-45 возрос междунар. авторитет советского M., укрепились контакты сов. музыковедов с учёными др. стран, в первую очередь социалистических. Музыковеды СССР участвуют в деятельности Интер-нац. об-ва музыковедения и др. междунар. орг-ций. Выступая на различных междунар. конгрессах и симпозиумах, они отстаивают принципы реализма и народности, ведут борьбу против реакционных идеалистич. и формалистич. тенденций в области музыки и муз. науки. Большую роль в укреплении междунар. авторитета советского M. и сближении передовых музыкантов-учёных разных стран сыграл 7-й конгресс Меж-дуиар. муз. совета при ЮНЕСКО, состоявшийся в Москве в 1971.

Под ред. Ю. В. Келдыша.

МУИЗЗИ Абу Абдаллах Мохаммед ибн Абд аль-Малик (ок. 1048-49 - ум. 1127), персидский и таджикский поэт. Сын поэта Бурхани (ок. 1018-73). M. был придворным поэтом сельджукских султанов Мелик-шаха и Санджара. Прославился блестящими по версификаторской технике касыдами, панегирическими по содержанию. Сохранился диван M., включающий 18 тыс. двустиший-бейтов.

С о ч.: Диван, Тегеран, 1318 с. г. х. (1939).

Лит.: Б ерт е л ь с Э. E., История персидско-таджикскрй литературы, M., 1960; История персидской и таджикской литературы. [Под ред. Яна Рипка], M., 1970.

МУИН Мохаммед (1913, Решт, - 4. 7. 1971, Тегеран), иранский языковед, литературовед. Знаток мифологии и языков древнего и средневекового Ирана. Проф. Тегеранского ун-та. Автор 3-томной грамматики совр. перс. яз. (1953), 4-томного толкового словаря перс. яз. ("Фарх.анг-е фарси", 1963-68). Под ред. M. составлен 4-томный толковый и энциклопедич. словарь перс. яз. ("Борхан-е Гате", 1951- 1957). M. подготовил и издал MH. произв. классиков перс, лит-ры. Работы M. посвящены творчеству отд. поэтов и писателей, вопросам философии, языкам и лит-ре древнего и классич. периодов ,("Находчивый и остроумный поэт Хафиз", 1940; "Маздеизм и персидская литература", 1947; "Эмир Хосров Дехлеви", 1952).

Лит.: Абдаль-Хамид X а лхвли, Тазкирае шоарайе моасере Иран, т. 2, Тегеран, 1337 с. г. х. (1958).


МУ-И-РАНА (Mo i Rana), город в Норвегии, на берегу Ран-фьорда в фюльке Нурланн. Св. 25 тыс. жит. в агломерации. Крупный металлургический центр страны (4/5 общенац. выплавки чугуна и 3/4 стали), созданный (в 1946) на базе местной жел. руды. Вблизи города добываются также руды цветных металлов.

МУИСКИ, группа индейских племён языковой семьи чибча (см. Чибча языки), создатели одной из высоких древних культур Америки. Жили на высокогорном плато в Вост. Кордильере на терр. совр. Колумбии. Основой х-ва было террасное земледелие (картофель, кукуруза, бобы, тыква и др.); значит, развития достигли ремёсла - ткачество, гончарство, ювелирное иск-во. Религия - культы сил природы и предков. Ко времени исп. завоевания (с 1536) у M. существовало неск. раннеклассовых гос-в (Богота, Тунха, Согамосо и др.), возглавляемых верховными правителями. Разрозненность этих гос-в и постоянные междоусобицы привели к тому, что M. не оказали серьёзного сопротивления исп. завоевателям, к-рые в 1536-41 завладели всей страной. Потомки M. влились в состав совр. смешанного населения Колумбии.

Лит.: С о з и н а С. А., Муиски - еще одна цивилизация древней Америки, M., 1969; её же, На горизонте - Эльдорадо!, M., 1972.


МУЙЖЕЛЬ Виктор Васильевич [18(3O). 7.1880, дер. Уза Псковской губ. ,-3.2. 1924, Ленинград], русский писатель. Род. в семье мелкого служащего. Печатался с 1903. В центре MH. рассказов, повестей M. и его романа "Год" (1911) - рус. деревня. Находясь под влиянием народнической идеологии, он изображал крест, волнения как стихийные, не связанные с общесоциальными процессами. В нек-рых произв. M. воссозданы картины застойного мещанского быта. После Окт. революции 1917 M. выступал с рассказами и повестями, опубл. пьесу "Вешний ветер" (1923).

С о ч.: Собр. соч., т. 1 - 11, 2 изд., СПБ, 1911 - 12; Последние рассказы. [Предисл. П. Медведева], M,- Л., 1926.

Лит.: П и к к и е в И-, Бытописатель русской деревни, альм. "На берегах Великой", кн. 10, Псков, 1958; История русской литературы конца XIX - нач. XX в. Библиографический указатель, М.- Л., 1963.

МУЙНАК, город (до 1963 - посёлок), центр Муйнакского р-на Каракалп. АССР. Порт на юж. берегу Аральского м., на п-ове Муйнак, в 100 км к С. от ж.-д. ст. Кунград (на линии Чарджоу - Макат), в 165 км от г. Нукуса. 10,4 тыс. жит. (1972). Центр рыболовного р-на. Рыбоконсервный комбинат. Вблизи M.- ондатровое промысловое х-во.

МУЙСКО-КУАНДИНСКАЯ КОТЛОВИНА, межгорная котловина в сев. Забайкалье (Бурятская АССР). Вые. от 465 до 700 м, обрамляющих хребтов (Северо-Муйский, Южно-Муйский) - до 2500-2700 м. Выполнена толщей песчаных и супесчаных отложений; днище занято обширными поймами pp. Витима, Муи, Куанды и др. Преобладают луговые и лугово-болотные равнины и покрытые сосновыми и сосново-лиственничными лесами всхолмлённые пространства.

МУКА, пищевой продукт, получаемый в результате размола зерна различных культур. Осн. массу M. вырабатывают из пшеницы. M. получают также из ржи, ячменя, кукурузы, овса, сорго, гречихи, сои, гороха и др. культур. M. используют для приготовления хлеба (см. Хлебопечение), хлебо-булочных, кондитерских и макаронных изделий, комбикормов, а также скармливают скоту в смеси с др. кормами.

Хим. состав, пищ. ценность и техноло-гич. качества M. (см. табл.) зависят от вида зерна, качества партии зерна, а также от вида помола, выхода (количество M. в % от массы зерна) и сорта M.

В M. обойной и 2-го сорта содержатся витамины B1, B2, PP и E, в M. высшего и 1-го сортов их почти нет. В M. находятся также различные ферменты (про-теиназы, декстриногенамилаза, сахароге-намилаза, каталаза, липаза и др.), к-рые оказывают большое влияние на процесс приготовления хлеба и его качество. Ржаную M. чаще всего выпускают односорт-ной. Вырабатывают также односортную 96%-ную пшенично-ржаную M. (70% пшеницы и 30% ржи) и 95%-ную одно-сортную ржано-пшеничную M. (60% ржи и 40% пшеницы). В зависимости от выхода и сорта нормируют цвет M., крупность помола и зольность, а для пшеничной M. также количество и качество сырой клейковины. Доброкачеств. M. обладает слабым специфич. мучным запахом и пресным вкусом. При хранении M. качество её может изменяться. В первый период (до месяца) при хранении в условиях повышенных темп-р (20-30 0C) происходит её "созревание" (улучшение хлебопекарских свойств) в результате гидролиза жира и окислительных процессов. При длит, хранении свойства M. ухудшаются. Влажность M. должна быть не более 15%. M. с большей влажностью прокисает, плесневеет и самосогревается, а с меньшей (9-13%) быстро прогоркает. Не допускается заражённость M. вредителями хлебных запасов. Кол-во проросших семян не более 3%, вредных примесей - не более 0,05%. Металлич. примеси (до 3 мг на 1 кг M.) возможны только в виде пылевидных частиц округлой формы. Цвет M., её зольность и крупность помола являются и контрольными показателями хода технологич. процесса, правильного извлечения отд. частей зерна при том или ином выходе M. Для получения высококачеств. изделий пшеничная M. в зависимости от сорта и выхода должна содержать сырой клейковины 1-й или 2-й группы не менее 20-30% . Для определения технологич. качеств пшеничной M. применяют самопишущие приборы, фиксирующие плас-тич. свойства теста при замесе, брожении и т. п. Технологич. качества ржаной M. определяют на амилографе, показывающем вязкость мучного клейстера и тем самым амилолитич. активность M. и степень гидролиза крахмала. Представление о хлебопекарных достоинствах M. дают опытные выпечки по определённой рецептуре. О произ-ве M. см. в ст. Мельница мукомольная. См. также My-комолъно-крупяная промышленность.

Л. А. Трисвятский.


МУКА КОРМОВАЯ, продукт, вырабатываемый из рыб и морских млекопитающих (китов, тюленей и др.), а также из отходов, полученных при их переработке. Приготовляется путём сушки и размола сырья. Добавление M. к. способствует лучшему усвоению пищи, более быстрому росту животных. M. к. богата животными белками (от 55 до 75%), витаминами. Содержание жира в M. к. до 10%, в отд. случаях (при обработке жирного сырья без экстракции) до 18%.


Химический состав пшеничной муки (в % на сухое вещество)

Сорт

Вода

Углеводы

Белки

Клетчатка

Жиры

Зольность
Обойная

14

69,6

11,8

1,6

1,5

1,5
Высший сорт

14

73,6

10,8

0,2

0,9

0,5
1-й сорт

14

72,9

11,0

0,3

1,1

0,7
2-й сорт

14

71,3

11,5

0,8

1,4

1,0

C. M. Муканов.

M. Мукими.


МУКАДДАСИ, а л ь-Мукаддаси, аль-Макдиси Шамс-ад-дин Абу Аб-даллах Мухаммед [946/947 (?), Иерусалим, - ок. 1000], арабский географ и путешественник. Посетив почти все страны мусульм. Востока, M. на основе личных наблюдений и критич. изучения трудов предшественников составил полное и систематизированное описание этих стран в кн. "Ахсан ат-такасим фи марифат аль-акалим" ("Лучшее разделение для познания климатов", 80-е гг. 9 в.). В 14 главах книги, посвящённых отд. областям (регионам) Араб, халифата, M. сообщает о природных условиях каждой из них, составе населения, х-ве, торг, путях, местных обычаях и верованиях. Соч. M. - важный источник для изучения ср.-век. Востока, в т. ч. Cp. Азии и Закавказья.

Изд.: Descriptio Imperil Moslemici, auc-tore... al-Mokaddasi, ed. M. J. de Goeie, L В, 1887; 2 ed , 1906 (BGA, р. 3).

Лит.: Крачковский И. Ю, Избр. соч., т. 4, M. - Л., 1957, с. 210-18; Древние и средневековые источники по этнографии и истории народов Африки южнее Сахары, [т. 2] - Арабские источники X - XII веков, M. - Л., 1965, с. 71 - 80.


МУКАЛЛА, город в Народной Демократической Республике Йемен. 65 тыс. жит. (1970).Порт на берегу Аденского зал. Торг, центр. Вывоз сушёной рыбы, табака, кофе, кожсырья. Кустарное произ-во циновок, корзин, сигарет. Обработка рыбы.


МУКАННА (араб.- закрытый покрывалом) (г. рожд. неизв., Мерв,- ум. ок. 783, крепость Санам, близ г. Кеш), прозвище Хашима Ибн Хакима, вождя антифеод, и антиараб, восстания в Cp. Азии в 70-80-х гг. 8 в. См. Муканны восстание.


МУКАННЫ ВОССТАНИЕ, антифеодальное и антиараб, нар. восстание в Cp. Азии 70 - 80-х гг. 8 в., известное также как движение "людей в белых одеждах". M. в. возглавлял Муканна. Он проповедовал учение, в основе к-рого лежали идеи маздакизма, и призывал активно бороться против политич. и эко-номич. неравенства и господства Арабского халифата. Гл. движущей силой M. в. было трудовое крестьянство Маве-раннахра. Первоначально в нём участвовали и мелкие местные землевладельцы. Восставшим помогали кочевые тюрк, племена. Осн. центрами M. в. были селение Наршах (около Бухары), Самарканд и горная крепость Санам области Кеш. Сосредоточив огромные воен. силы, арабы в 776-783 последовательно разгромили эти центры и после многолетней борьбы подавили M. в. ок. 783 - 785. Муканна, чтобы избежать плена покончил с собой.

Традиции M. в. и движения "людей в белых одеждах" сохранялись среди тадж. народа до 12 в.

Лит.: Якубовский А. Ю., Восстание Муканны - движение людей в "белых одеждах", "Советское востоковедение", 1948, т. 5; История таджикского народа, т. 2, кн. 1, M , 1964. Э. А. Масанов.

МУКАНОВ Сабит Муканович [13(26).4. 1900, Таузарская вол. Акмолинской губ., ныне Джамбулский р-н Северо-Казах-станской обл.,- 18.4.1973, Алма-Ата], казахский советский писатель и обществ, деятель, акад. АН Казах. CCP (1954). Чл. КПСС с 1920. Род. в семье батрака-скотовода. Участник Гражд. войны 1918-20. Учился в Ин-те красной профессуры (1930-35). В 1936-37 и 1943- 1952 пред, правления СП Казахстана. Печатался с 1922 (сначала - как поэт). Романы "Сын бая" (1928), "Светлая любовь" (в 1931, под назв. "Заблудившиеся", 2-я ред. 1959), "Темиртас" (1935) поев, классовой борьбе в Казахстане, изображению нового человека. В романе "Загадочное знамя" (1938, в последующих изд.- "Ботагоз") нашла художеств, воплощение социальная жизнь казах, народа в 1910-20. Роман "Сыр-Дарья" (1947-48) раскрывает тему коллективного труда в годы Великой Отечеств, войны 1941-45. Автобиографич. трилогия "Школа жизни" (1949-53) удостоена Гос. премии Казах. CCP им. Абая Kyнанбаева (1967). В 1967-70 написана трилогия "Промелькнувший метеор" - о казах, мыслителе и учёном Чокане Валиханове. Деп. Верх. Совета Казах. CCP 2-8-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

С о ч.: Тацдамалы шыгармалар. 16 том-дык, т. 1 - 4, Алматы, 1972; в рус. пер.- Ботагоз, M., 1958; Стихи и поэмы, А.-А., 1960; Сказание о современнике, А.-А., 1962; Школа жизни, кн. 1-3, M , 1971.

Лит.: Нуртазин Т., Сабит Мука-нов, А.-А., 1958; Кедрина 3. С-, Из живого источника, M., 1960; История казахской литературы, т. 3, А.-А., 1971; Каратаев M., Социалист1к реализмшц Казак, прозасында калыптасуы, Алматы, 1955; X а с е н о в M., Дэу1р жэне жазу-шы, Алматы, 1968. M. Хасенов.

МУКАЧЕВО, город (с 1946) областного подчинения, центр Мукачевского р-на Закарпатской обл. УССР. Расположен у юго-зап. подножий Карпат, на обоих берегах р. Латорица (басе. Тисы), в 42 км к С.-З. от Ужгорода. Ж.-д. станция на линии Стрый - Чоп. Узел шосс. дорог на Львов, Ужгород, Берегово. 63 тыс. жит. (1973).

Впервые упоминается в кон. 12 в., в грамотах - под 1263. До 1018 терр. Закарпатской обл., на к-рой находился M., входила в состав Киевской Руси, затем была захвачена венг. феодалами. В 1396-1414 находился во владении подольского кн. Фёдора Кориятовича. К сер. 15 в. значит, торгово-ремесл. центр. В 16-17 вв. входил в состав Трансильванского княжества; в 1703-И один из центров нац.-освободит, движения, возглавляемого РакоциФеренц П. До 1918 - в составе Австро-Венгрии. С 22 марта по май 1919 власть в M. перешла в руки Директориума (орган Совета рабочих и солдат); в мае 1919 город присоединён к бурж. Чехословакии. В 1938- 1944 M. оккупирован хортистской Венгрией. 26 окт. 1944 освобождён Сов. Армией. 26 нояб. 1944 в M. состоялся 1-й съезд нар. комитетов Закарпатья, на к-ром был принят Манифест о воссоединении Закарпатья с УССР (оформлено в 1945).

В послевоен. годы M. вырос в значит, пром. город. Гл. отрасли пром-стн: станкостроит., приборостроит., мебельная, лыжная, трикот., швейная, пищевая (мясокомбинат, плодоконсервный, и др. з-ды). В M.- совхоз-техникум, кооперативный техникум, пед. уч-ще. Русский драматич. театр.

Архит. памятники: на холме, вокруг к-рого расположен город,- замок (осн. в кон. 14 в. кн. Фёдором Кориятовичем, многократно перестраивался вплоть до нач. 18 в.); в городе - готич. часовня (14 в.), барочный т. н. Белый дом (сер. 17 в.; перестройка 1746, арх. Б. Нейман); на правом берегу реки, близ города - Мукачевский монастырь (осн. в. кон. 14 в.; перестроен в 1766-72 в стиле барокко, арх. Д. Рац). Ведётся совр. жилищное стр-во.


МУКДЕН, второе название города Шэньян в Китае.

МУКДЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1905, крупная наступат. операция япон. войск 6(19) февр.- 25 февр. (10 марта) во время русско-японской войны 1904-05. После капитуляции рус. гарнизона Порт-Артура (дек. 1904) и неудачи январского наступления рус. войск на Сандепу стра-тегич. обстановка в Маньчжурии стала неблагоприятной для рус. армии. Япон. войска (главнокоманд. маршал И Ояма) были усилены 3-й армией, переброшенной из-под Порт-Артура, и их сипы составили 271 тыс. штыков и сабель, 1062 орудия, 200 пулеметов. Три рус. Маньчжурские армии (главнокоманд. ген. A. H. Куропаткин) имели 293 тыс. штыков и сабель, 1475 орудий, 56 пулемётов; рус. войска равномерно располагались на 140-км фронте. Япон. командование планировало наступлением 5-й и 1-й армий на правом крыле фронта (восточнее Мукдена) отвлечь резервы рус. войск, а затем нанести гл. удар юго-зап. Мукдена силами 3-й армии с целью охвата правого фланга рус. войск. Рус. командование также готовило новое наступление на Сандепу силами 2-й армии.

Японцы упредили наступление рус. войск: в ночь на 6(19) февр. 5-я япон. армия ген. К. Кавамуры перешла в наступление и 11(24) февр. оттеснила рус. Цинхэчэнский отряд к Далинскому перешейку, а затем далее на С. 11(24) февр. в наступление перешла 1-я япон. армия ген. T. Куроки, но до 18 февр. (3 марта) не смогла прорвать оборону 1-й рус. армии ген. H. П. Линевича. Куропаткин, считая, что здесь противник наносит гл. удар, уже 12(25) февр. направил почти все резервы на поддержку 1-й армии и Цинхэчэнского отряда. 13(26) февр. начала наступление 3-я япон. армия ген. M. Ноги. Её движение было обнаружено рус. кавалерией 14(27) февр., но Куропаткин 15(28) февр. направил в р-н сев.-зап. Мукдена только одну бригаду. Лишь 16 февр. (1 марта), когда выяснилась угроза обхода правого крыла рус. фронта, он приказал 1-й армии вернуть направленные ей подкрепления; для прикрытия Мукдена с 3. был наспех образован сводный корпус ген. Топорнина, 2-й армии ген. А. В. Каульбарса было приказано нанести контрудар, но её силы оказались скованными атаками 2-й япон. армии ген. Я. Оку, к-рые начались 16 февр, (1 марта). Обходящие колонны 3-й япон. армии 17 февр. (2 марта) повернули на Мукден, но встретили упорное сопротивление войск Топорнина. Тогда Ояма продвинул 3-ю армию дальше на С., усилив её частями с пассивных участков и резервами. Контрудары 2-й рус. армии 20-21 февр. (5-6 марта) были плохо организованы, проводились разрозненно, недостаточными силами и окончились неудачей. 3-я япон. армия продолжала марш на С. 22 февр. (7 марта) вечером Куропаткин начал отвод армий на р. Хуньхэ с целью сокращения фронта; управление войсками было дезорганизовано, и начатое 24 февр. (9 марта) наступление против 3-й япон. армии успеха не имело. В тот же день японцы прорвали фронт 1-й рус. армии у д. Киузань, и над рус. войсками нависла угроза окружения. В ночь на 25 февр. (10 марта) они начали общий отход на Телин. Несмотря на трудную обстановку, осн. силам рус. войск удалось отойти к Телину, а затем на Сыпингайские позиции. Из-за неспособности царских генералов организовать чёткое управление войсками и быстро принимать необходимые меры для противодействия противнику рус. армии потерпели поражение. В M. с. русские потеряли 89 тыс. чел., в т. ч. ок. 30 тыс. пленными; японцы - 71 тыс. чел. Поражение рус. армии в M. с. имело большое значение для исхода войны в пользу Японии и в развитии Революции 1905-07 в России.


МУКИМИ Мухаммад Аминходжа (1850 или 1851, Коканд,-25.5.1903, там же), узбекский поэт. Род. в семье пекаря. Учился в медресе. Вместе с поэтом 3. Фуркатом возглавлял лит. кружок поэтов, к-рые обогатили лирику новым социальным содержанием - сочувствием к простым труженикам. M. высоко ценил передовую рус. культуру. В сатирич. стихах M. отразилось демократич. мировосприятие поэта. Он обличал лихоимство чиновников ("Землемеры", "Горе нашему краю" и др.), торговцев и заводчиков ("Сатира на Виктор-бая", "Вексель", "Пир" и др.), представителей духовенства ("Святой", "Сын греха" и др.) и создал галерею сатирич. типов, имена к-рых стали нарицательными. M. положил начало новому жанру узб. лит-ры - путевому очерку ("Описание путешествий"). Его поэзия оказала воздействие на развитие узб. лит-ры по пути к реализму. Умер в бедности.

С о ч. Асарлар туплами, т. 1 - 2, Тошкент, I960; в рус. пер.- Избр. произв , Таш , 1959; Мукими и Фуркат. Избранные произведения. Вступ. ст., сост. и примеч. А. А. Зырина, Л , 1972.

Лит.: Алимджан X., Мухаммад Амин Мукими, "Литература и искусство Узбекистана", 1938, № 5 - 6; Ё к у б о в X., Узбек демократ шоири Мукимий, Тошкент, 1953; О л и м ж о н А, Мухаммад Амин Мукимий. Хаети ва ижоди, Тошкент, 1953; К а р и м о в F, Мукимий, Тошкент, 1970. А. А. Валитова.


MУKKИ (Mucchi) Габриеле (р. 25.6.1899, Турин), итальянский живописец и график. По образованию архитектор. В 1927 обратился к изобразит, иск-ву. В 1929- 1931 работал в Берлине (где испытал влияние К. Кольвиц и Г. Цилле), в 1931-34 в Париже. В 30-40-е гг. входил в миланскую группу художников-антифашистов "Корренте". Произв. M. 40- 60-х гг., посвящённые актуальным темам (социальному протесту масс, антивоен. движению, жизни и борьбе трудящихся - рабочих и рыбаков), отличаются конкретностью изображаемого драматич. события, динамикой композиции с характерными ритмич. повторами форм, экспрессией рисунка и цвета ("Война", 1943, частное собрание, Милан; "Законная защита", 1950, Нац. гал , Прага; "Женщины, ожидающие рыбаков", 1958, Карт. гал., Дрезден; "Атомная бомба", 1962- 1963).

Лит : L a n g L , G. Mucchi, Karl-Marx-Stadt, 1963.


МУКЛЕВИЧ Ромуальд Адамович [25.11 (7.12).1890-9.2.1938), советский воен. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1906. Род. в м. Супрасль Гродненской губ. в семье польского рабочего-текстильщика. С 1912 на флоте. Окончил в Кронштадте школу мотористов (1915) и был при школе унтер-офицером. Участник Февр. и Окт. революций 1917, штурма Зимнего дворца. С 1918 в Красной Армии. Во время Гражд. войны 1918-20 был комиссаром штаба 16-й армии, штаба Зап. фронта, с апр. 1921- чл. PBC Зап. фронта. В 1922-25 комиссар Воен. академии РККА. С 1925 пом. нач. ВВС РККА. С авг. 1926 нач. Военно-Морских Сил СССР, чл. PBC СССР. Участвовал в разработке планов развития ВМФ, издании первого Боевого устава ВМС РККА и Корабельного устава. С 1931 инспектор ВМС РККА. С 1934 нач. Гл. управления су достроит, промышленности, с конца 1936 зам. наркома оборонной промышленности. Чл. ЦИК и ВЦИК ряда созывов. Награждён орденом Красного Знамени.


МУКОЕД СУРИНАМСКИЙ (Oryzaephilus surinamensisi), жук сем. плоскотелок. Тело (дл. 2,5-3,5 мм) вытянутое, плоское, красно-бурое, переднегрудь с зубчиками на боках и 2 желобками на верх, стороне. Распространён повсеместно. Часто обитает на складах. Жук и личинка портят муку (отсюда назв.), крупу, а также зерно (уже попорченное др. вредителями), сухие фрукты и овощи (чаще заплесневевшие). На юге M. с. даёт 4-5, на севере - 2-3 поколения в год.

О мерах борьбы с M. с. см. в ст. Вредители зерна и зернопродуктов.

МУКОИДЫ (от лат. mucus - слизь и греч. eidos - вид), устаревший термин, употреблявшийся для обозначения углевод-белковых соединений, содержащихся в различных биологич. объектах (яичный белок, роговая оболочка глаза, хрящевые ткани, синовиальная жидкость суставов, секреты слюнных желез, киста яичника, плазма крови, оболочки яиц земноводных и беспозвоночных и MH. др ). Исходя из особенностей химич. структуры, M. предложено называть мукополисахаридами или гликопротеидами.

"МУКОМОЛЬНАЯ, ЭЛЕВАТОРНАЯ И КОМБИКОРМОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ", ежемесячный науч -технич. и производств, журнал, орган Мин-ва заготовок СССР. Издаётся в Москве с 1923, неоднократно переименовывался. С 1972-"М., э. и к. п.". Освещает вопросы эксплуатации, проектирования и стр-ва хлебоприёмных и зерноперераб. предприятий, комбикормовых з-дов, а также вопросы повышения качества хлебопродуктов, борьбы с вредитечями хлебных запасов, помещает консультац. материалы. Тираж (1973) 11 тыс. экз.

МУКОМОЛЬНО-КРУПЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, одна из крупнейших и наиболее старых отраслей пищевой пром-сти, перерабатывающая зерно. Основная её продукция состоит из муки и крупы. Размол зерновых злаков в мучнистые продукты известен с древних времен Техника мукомольного производства играла крупную роль в развитии производительных сил "Вся история развития машин,- писал К Маркс в 1 м томе "Капитала",- может быть прослежена на истории развития мукомольных мельниц" (M арксК и Энгельс Ф , Соч , 2 изд , т 23, с 361, прим ) Первая паровая мельница была построена в Великобритании в 1786,в России - в 1818 В 1913 в России было выработано 28 млн m муки (в границах СССР до 17 сент 1939) Крупные мельницы размещались гл обр в районах производства зерна (Центральночерноземном и Волжском р-нах, в Киевской, Винницкой, Ровенской, Житомирской губ , в Одессе и Ростове на-Дону) в отрыве от крупных центров потребления, что вызывало значит перевозки Слабо развивалось мукомотьное произ во в Закавказье, Cp Азии др отдаленных р-нах страны В 1913 экспорт муки составил 278 тыс т- 3,4% от количества вывозимого зерна.


В годы 1 и мировой войны 1914-18, Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 выработка муки резко уменьшилась В 1920 товарные мельницы давати только 4/з продукции 1913 В годы восстановления нар х-ва (1921-25) и довоен пятилеток (1929-40) реконструированы действующие и построены новые мельницы . В 1940 в СССР было выработано 29 млн т муки и 1 7 млн т крупы

Во время Великой Отечеств войны 1941 -45 M -к п на терр , оккупированной фаш войсками, был нанесен большой ущерб После войны M к п была восстановлена В 1956 суточная производитечьность товарных мельниц и крупозаводов превысила довоенную.

Вследствие увеличения численности гор населения и контингентов населения в сел местностях, покупающих печеный хлеб заводского изготовления, потребность в муке систематически возрастает Наряду с этим уменьшается потребление хлебных продуктов в расчете на душу насечения (хлеб в пересчете на муку, мука, крупа бобовые макаронные изделия в кг в 1913-200, 1950-172, 1960- 164 1970-149, 1972-145)

В 1972 в СССР произведено 44 млн m муки, в т ч из roc зерна 77% В послевоен годы увеличилось произ-во сортовой муки на товарных мельницах удельный вес ее в 1972 в общей выработке повысился до 85% вместо 45,8% в 1940 и 71,1% в 1960 В результате совершенствования технологич процессов улучшилось использование зерна выход муки высоких сортов в пшеничном помоле составил в 1940 31,7% в 1960-50%, в 1972-60% Произошли крупные сдвиги в размещении произ-ва Выработка крупы в 1972 достигла 3,3 млн т, произошли качеств сдвиги в ассортименте продукции в 1972 по сравнению с 1960 произ-во гречневой крупы увеличилось в 5 раз, риса - в 17 раз, пшена-в 1,4 раза В произ-ве муки из гос зерна ведущая роль принадлежит крупным предприятиям Cp мощность достигает 200 т переработки зерна в сутки отд предприятий от 500 до 2500 т Предприятия отличаются высокой степенью автоматизации осн технологич процессов Мельницы размещены преим в местах потребления продукции, крупяные з-ды - в р- нах выращивания и закупок крупяных культур Осуществляется стр во новых мельниц и крупозаводов, увеличивается выработка муки высоких сортов, рисовой и гречневой крупы и др Важнейшее направление технич прогресса в M к п - внедрение на мельницах и крупозаводах новых усовершенствованных машин, передовой технологии и бестарного хранения продукции.

Из др социалистич стран наиболее развитую M к п имеют Чехословакия, Польша, Венгрия, ГДР, Югославия.

В развитых капиталистич странах пшеница - ведущая продовольств культура Наряду с тенденцией к снижению потребления хлеба на душу населения объем произ ва муки в результате роста населения увеличивается В США в 1971 произведено 11,4 мчн т пшеничной муки (из них экспортировано 1,2 млн т) Мукомольное произ во развито также в Канаде, Японии, Великобритании, Франции, Италии, Мексике, Бразилии и ряде др стран Для M к п капиталистич стран характерно значит недоиспользо вание производств мощностей предприятий.

Лит Гавриченков Д H, Эконо мика организация и планирование мукомольHO крупяного производства M 1957.

В И Шалът.


МУКОПОЛИСАХАРИДЫ (от лат тиcus - слизь и полисахариды), полимерные углевод белковые комплексы с преим содержанием углеводной части (70- 80%) Наиболее изучены кислые M различных видов соединит ткани и нек-рых жидкостей организма (синовиальная жидкость суставов, стекловидное тело глаза) Осн представители M гиалуроновая кислота, гепарин, хондроитинсерные кислоты, кератосульфат (входит в состав хрящей и роговицы глаза) Углеводная часть кислых M - линейный полисахарид с периодически повторяющимся звеном, состоящим из остатка N сульфо- или N ацетиламиносахара (D-глюкозамина или D галактозамина) и уроновой к ты Остатки серной к-ты в составе сульфатированных M. связаны с гидроксильными группами моносахаридных компонентов Кислые M сильно различаются по мол массе, прочности связывания компонентов и по функциональным свойствам

Благодаря способности связывать и удерживать воду кислые M служат природным смазочным материалом суставов и определяют эластичность соединит ткани, входя в состав хрящей и связок, M выполняют опорно двигат функции M обладают бактерицидными свойствами Состав M соединит ткани меняется при старении Нарушения обмена M вызывают изменение состава соединит ткани и жидкостей организма и приводят к ряду заболеваний (коллагенозы, мукополигахаридозы ревматизм и др )

Лит Стейси M, Баркер С, Углеводы живых тканей, пер с англ , M , 1965 Степаненко Б H, Углеводы Успехи в изучении строения и метаболизма, M , 1968, Касавина Б С, Кольчинский T А, Зенкевич Г Д, Мукополисахариды костной и хрящевой ткани в норме и патологии, "Успехи современной биологии", 1970, т 69, в 3

H Д Габриэлян


МУКОПРОТЕИДЫ (от лат mucus - слизь и протеиды), сложные биополимеры, состоящие из белкового и углеводного компонентов, соединенных ковалентными связями M широко распространены в природе они содержатся в секреторных жидкостях животных и человека (слюна, желудочный сок, ликвор), в плазме крови, эритроцитах, моче, белке куриных яиц, яйцах земноводных и беспозвоночных, клеточной стенке микроорганизмов Ряд ферментов и гормонов по хим природе являются M Различаются содержанием белка (до 85%, исключение составляют групповые вещества крови, содержащие до 80% углеводов), структурой, размерами углеводной части В состав углеводной части M входят моносахариды N ацетил-D глюкозамин, N ацетил D галактозамин, D манноза, фукоза, N ацетил (гликолил)-нейраминовая к та, D галактоза Пептидные цепи содержат обычный набор аминокислот В биосинтезе M участвуют рибосочы, в к рых происходит синтез пептидных цепей, и Голъджи комплекс, где с помощью специфич ферментов - гликозилтрансфераз - осуществляется синтез углеводных цепей Биол функции M чрезвычайно разнообразны Они определяют иммунные свойства организма, групповую принадлежность крови, эластичность и проницаемость тканей, участвуют в межклеточных взаимодействиях Эти функции определяются гл обр. структурой углеводных цепей M Вместо термина "М " чаще употребляют термин гликопротеиды или гликопротеины

Лит Деревицкая В А, Химия гликопротеинов, "Успехи биологической химии", 1967, т 8, Химия углеводов, M , 1967, Гликопротеины, пер с англ , т 1 - 2, M , 1969 H Д Габриэлян


МУКОРМИКОЗ, то же, что фикомикоз


МУКОРОВЫЕ ГРИБЫ (Mucorales), порядок низших грибов из класса фико-мицетов с развитым неклеточным, многоядерным мицелием Органы бесполого размножения - спорангии с неск тыс. апланоспор или каждый спорангий функционирует как 1 конидия Половое размножение - зигогамия Зигоспоры образуются путем слияния ветвей одного мицелия (гомоталличные виды) или разных мицелиев (гетероталличные виды) Порядок включает, по разным системам, от 6 до 8 сем (OK 250 видов) Большинство M г относится к группе са профитов, обитающих на органич субстратах, нек рые паразитируют на др видах M г , на высших грибах, фруктах, семенах и др частях растений, вызывая ряд болезней (напр , Rhizopus mgricans - возбудитель сухой гнили корзинок подсолнечника, R maydis - серой гнили початков кукурузы) Могут быть патогенными для животных и человека Нек рые виды M г способные размножаться почкованием и вызывать брожение, т н мукоровые дрожжи, используют иногда для приготовления алкогольных напитков M А Бондарцева


МУКРАНИ ВОССТАНИЕ 1871 - 72, восстание араб и кабильских племен Алжира против франц колон господства Было вызвано политикой франц колон властей (захват земель коренного населения, отправка во Францию алжирцев - солдат французской армии и др ) Началось в 1871 в округе Мерджана, возглавил восстание феод правитель этого округа Си аль-Хадж Мухаммед Мукрани К восстанию присоединилось религ братство Рахмания Осн сичой M в были крестьяне и кочевники. В апр - мае в результате ев 300 сражений повстанцы овладели почти всей вост. частью Алжира В бою 5 мая погиб Mукрани, его заменил его брат - Ахмед Бу Мезарг. Разобщённость сил повстанцев, переброска подкреплений из Франции после разгрома версальцами Парижской Коммуны привели к тому, что к июлю 1871 осн. силы восставших были разбиты; однако кабильские повстанцы продолжали борьбу. Было окончательно подавлено в янв. 1872 после ликвидации колон, войсками последних очагов сопротивления в Уаргле и Туггурте.

МУКСУ, река на С.-З. Памира, в Тадж. CCP левая составляющая р. Сурхоб (местное назв. р. Вахт). Дл. 88 км, пл. басе. 7070 км . Образуется слиянием pp. Сельдара и Сауксай (Саукдара), берущих начало из ледников Федченко и Саукдара. Питание ледниково-снеговое; половодье с конца мая до нач. октября. Cp. расход воды ок. 100 м3/сек.

МУКСУН (Coregonus muksun), полупроходная рыба рода сигов сем. лососей. Дл. тела до 75 CJH, весит до 8 кг. Рот нижний. Встречается в опреснённых прибрежных водах Северного Ледовитого ок. (от Печоры до Колымы). Питается придонными ракообразными и моллюсками.

Половой зрелости достигает на 6-12-м году жизни. Нерест в реках, на каменистых перекатах в октябре - ноябре. На полуострове Таймыр обитает озёрная форма. Ценный объект промысла.

МУКТА (араб.), иктадар (араб.-перс.), феодал-ленник (владелец икта) в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века.


МУКУPPA, раннефеодальное гос-во в долине Нила, между 2-м его порогом и устьем р. Атбара (терр. совр. Демокра-тич. Республики Судан, обл. ДонГола); существовало с 6-7 вв. прибл. до 16 в. Столица - Старая Донгола. Нас. преим. нобаты, в 6 в. приняло христианство. В 7 в. власть M. распространилась на христ. царство Алоа (Алва). Наивысшего расцвета M. достигла в 12 в. в основном благодаря торговле скотом, железом и рабами. Повторявшиеся с 13 в. вторжения с С. арабов-мусульман, колонизовавших M., способствовали распространению здесь ислама.

Лит.: Древние и средневековые источники по этнографии и истории народов Африки южнее Сахары, [т. 1] - Арабские источники VII-X веков, M.- Л., 1960, [т. 2] -Арабские источники X-XII веков, М.- Л., 1965; А г k е 1 1 A. J , A history of the Sudan. From the earliest times to 1821, [2 ed.], L., 1961.


МУЛ (от лат. mulus), домашнее животное, гибрид лошади (кобылы) и осла (самца). Имеет внешние признаки обоих родительских видов. От кобылы M. наследуют величину тела и способность к быстрому движению, от осла - выносливость и исключит, по его размерам работоспособность. Отличаются большей долговечностью (живут до 40 лет), меньшей восприимчивостью к заболеваниям, нетребовательностью к корму и уходу. M., как правило, бесплодны (известны неск. случаев получения приплода от спаривания самок M. с жеребцами и ослами). Осн. масть M. определяется мастью кобыл. По работоспособности различают два типа M.- вьючный и упряжной. Высота в холке у вьючных животных 110-140 см, у упряжных до 160 см. Вьючные M. весят 300-400 кг, упряжные -400-600 к?. Тяговое усилие в зависимости от характера работы и индивидуальных особенностей составляет 18-20% от их веса. Всех M.-самцов кастрируют в возрасте I'/z-2 лет. К работе начинают приучать с 2 лет; с полной нагрузкой они работают с 4 лет. Методы содержания взрослых животных и молодняка в муловодстве в основном те же, что в коневодстве. Муловодство развито в странах Азии, Африки, юга Европы, Сев. и Юж. Америки. Мировое поголовье M. в 1960-65-13,8 млн. голов, в 1971- 14,7 млн. В СССР M. разводят в Закавказье и Cp. Азии. На 1 янв. 1941 в СССР насчитывалось 6,3 тыс. голов, в 1965- 3,4 тыс., в 1971-3,2 тыс.


Лит.: Л а к о з а И. И., Щ е к и н В. А., Верблюдоводство и основы ословодства и мулопроизводства, M., 1964.

MУЛАЛЫ, посёлок гор. типа в Бурлю-тобинском р-не Талды-Курганской обл. Казах. CCP. Ж.-д. станция на линии Семипалатинск - Алма-Ата, в 105 км к С. от г. Талды-Курган. Предприятия ж.-д. транспорта.


МУЛАСЕН (Mulhacen), вершина в Испании, самая высокая на Пиренейском п-ове (3478 м). Находится в Андалусских горах, в хр. Сьерра-Невада. Сложена кристаллич. сланцами. На сев. склоне- небольшой лавинный ледник, самый южный в Европе.


МУЛАТЫ (исп., ед. ч. mulato, от араб. муваллад - нечистокровный араб), потомки от смешанных браков негров с представителями европеоидной расы. M. составляют значит. часть населения многих гос-в Лат. Америки, а также нек-рых стран Африки (особенно ЮАР).

МУЛДАГАЛИЕВ Джубан (р. 5.10.1920, местность Жиланды, ныне Тайпакский р-н Уральской обл.), казахский советский поэт. Чл. КПСС с 1942. Чл. ЦК КП Казахстана (с 1966). Окончил Уральский с.-х. техникум в 1940. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1958- 1963 ред. журн. "Жулдыз" ("Звезда"). В 1963-71 секретарь правления СП Казахстана. Печатается с 1939. Первый сб. стихов -"Песни победы" (1949). Автор поэтич. сб-ков "Светлый путь" (1951), "Партия ведёт" (1954), "Влюблёнными глазами" (1964), "Поклон тебе" (1967), "Разрушение оков" (1969, Гос. пр. Казах. CCP им. Абая, 1970) и др. В стихах M. отражена жизнь сов. человека - строителя коммунизма. В поэме "Песня не умирает" (1956) воссоздан образ Мусы Джалиля. В лирико-публицистич. поэмах "Степной дастархан" (1957), "Я - казах" (1964), рисующих путь казах, народа, эпич. многоплан-ность сочетается с глубоким лиризмом.

Произв. M. переведены на MH. языки народов СССР и заруб, стран. Чл. Президиума Верх. Совета Казах. CCP (1967 - 1971). Награждён 4 орденами, а также медалями.

Соч.: Тандамалы шыгармалар, т. 1 - 2, Алматы, 1970; в рус. пер.- Байга, M., 1966; Годы в песнях, А.-А., 1967; Степной загар, M-, 1969; Шорохи трав. Стихотворения и поэмы, M., 1972.

Лит.: Писатели Казахстана, А.-А., 1969; История казахской литературы, т. 3, А.-А., 1971. А. К. Нарымбетов.

МУЛEH (Moulin) Жан (20.6.1899, Безье,-8.7.1943, в р-не Франкфурта-на-Майне), герой франц. Сопротивления. Во время вторжения нем.-фаш. войск во Францию (июнь 1940) был префектом в деп. Эр и Луар; действовал как патриот и демократ. В нояб. 1940 был отстранён от должности пр-вом "Виши". В 1941 присоединился к движению "Свободная Франция" в Лондоне. С янв. 1942 представитель Франц. нац. комитета (ФНК) в юж. зоне Франции. M. активно содействовал координации деятельности орг-ций Сопротивления, установлению их связи с ФНК. В февр. 1943 был назначен ген. представителем ФНК на всей терр. Франции. Один из создателей и первый пред. Нац. совета Сопротивления (с 27 мая 1943). 21 июня 1943 был арестован гестаповцами. Подвергнут жестоким пыткам, в результате к-рых умер во время депортации в Германию. В 1964 прах M. был перенесён в Пантеон. В Шартре (адм. ц. департамента Эр и Луар) M. воздвигнут памятник.


МУЛЕНСКИЙ MАСТЕР (Maltre de Moulins) (работал между 1480-1500), анонимный франц. живописец. Назван по месту хранения главного из приписываемых ему произв.- триптиху "Богоматерь во славе" (1498-99, собор, Мулен). Работал в Туре, Мулене (Овернь) и Лионе. В ранние годы испытал влияние нидерл. иск-ва, в нач. 1490-х гг.-Ж. Фуке. M. м. воплотил в своём творчестве художеств, принципы раннего франц.

Муленс к и и мастер. Портрет Маргариты Австрийской (?). 1480-е гг. Собрание Леман. Нью-Йорк.

Возрождения. Одни исследователи идентифицируют M. м. с Ж. Перреалем, Ж. Клуэ Старшим и пр., другие подвергают сомнению само его существование.

Лит.: D u f i 1 их R., L