загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

к физич. и психофизиологич. закономерности музыки отражаются в специфич. законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. BM. а. используются данные и методы общей физич. акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архит. акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса. M. а. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, муз. инструментов, инструментовки и т. д.

Как раздел муз. теории M. а. зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Значит, этап в развитии M. а. связан с именем выдающегося нем. учёного-физика и физиолога 19 в. Г. Гельмгольца, выдвинувшего первую законченную концепцию физиологии звуковысотного слуха - т. н. резонансную теорию слуха. Большой вклад в развитие M. а. внесли в кон. 19 - нач. 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия), к-рые ввели в неё учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) различных объективных сторон звуковых колебаний. В 20 в. сфера M. а. ещё более расширяется. Развивается метод анализа муз. звуков, осн. на выделении из сложного звукового спектра частичных тонов и измерении их относит, интенсивности, приобретший большое значение в акустике певческого голоса и муз. инструментов. Разрабатываются вопросы акустики радиостудий, студий звукозаписи, стереофонич. записи и воспроизведения звука. Важный этап в развитии совр. M. а. связан с исследованиями сов. музыковеда и учёного-акустика H. А. Гарбузова, выдвинувшего теорию слухового восприятия, исходящую из зонной концепции муз. слуха (см. Зона). Всеобщее признание получила и работа сов. специалистов Л. С. Термена и А. А. Володина в области электромуз. инструментов, а также разработанная последним теория звуковысотного восприятия, согласно к-рой воспринимаемая человеком высота звука определяется не одной лишь частотой колебаний его осн. тона, но всем его гармонич. спектром.

Лит.: Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; P и м а н Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. с нем., M., 1898; Римский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, "Изв. АН СССР", Серия физическая, 1949, т. 13, Jsfe 6; Музыкальная акустика, под ред. H. А. Гарбузова, M., 1954; Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, в. 1, M., 1970; Stumpf C., Tonpsychologie, Bd 1 - 2, Lpz., 1883-90; К о h 1 е r W., Akustische Untersuchungen, "Zeitschrift fur Psychologie", 1910-13, Bd 54, 58, 64; Wood А., Acoustics, N. Y., [1966]; Backus J., The acoustical foundations of music, N.Y., [1969]. CM. также лит. при ст. Гарбузов H. А.

E. В. Назайкинский.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА, первоначальные сведения по теории музыки. M. г. изучается в муз. школах и училищах, входит в курс элементарной теории музыки.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА, 1) одно из ранних названий оперы. Применялось со времени возникновения оперы в Италии на рубеже 16-17 вв. [итал. dramma per(la) rausica, dramma in musica], использовалось наряду с новым термином "опера" вплоть до 18 в. 2) Понятие, выдвинутое во 2-й пол. 19 в. Связано с борьбой против оперных условностей; отразило новую тенденцию привнесения в оперу принципов драматич. театра (более последовательное подчинение музыки драматич. действию, преодоление замкнутости отд. эпизодов ради усиления сквозного действия, замена арий свободно построенными вокальными монологами, дуэтов - музыкально-диалогич. сценами). Теоретич. разработку проблем M.д. наиболее полно осуществил P. Вагнер в лит. работах 1849-52. Он выдвинул осн. принцип: драма-цель, музыка-средство для её воплощения; выступал против развлекательности, украшательства, за выражение драматич. начала в музыке, за цельность оперы как произведения, объединяющего несколько видов иск-ва. M. д. резко противопоставлялась им традиц. опере 1-й пол. 19 в., достижения к-рой он порой недооценивал. Начиная с "Лоэнгрина" (1848) Вагнер в своём оперном творчестве стремился преобразовать старые оперные формы на основе принципов M. д. Сам он, однако, протестовал против термина "М. д.", предпочитая давать каждому своему оперному произведению индивидуальное определение. Вагнеровская концепция M. д. оказала большое влияние на дальнейшее развитие оперного иск-ва. В то же время крупнейшие композиторы др. нац. школ во многом по-своему решали вопросы оперной драматургии. Она очень различна в таких, напр., операх, как "Отелло" Верди, "Каменный гость" Даргомыжского, "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова. M. П. Мусоргский в своих операх "Борис Годунов" и "Хованщина" создал совершенно особый тип "народной музыкальной драмы". 3) Драматич. произведение, в к-ром существенная роль отводится музыке (вокальной и инструментальной). Образцы такой M. д. даёт уже театр древнего мира и средних веков ("Шакунтала" Калидасы в Индии, литургич. драма в католич. странах Европы, муз. театр в Китае). В эпоху Возрождения к ней приближаются исполнявшиеся в церквах и на площадях "священные представления". В СССР термин "М. д." как обозначение пьесы с музыкой применяется в республиках Cp. Азии и Казахстана. Первоначально это были обработки нар. поэтич. сказаний, включавшие нар. песни и танцы ("Лейли и Меджнун" и др.), затем в такие пьесы стали вводить эпизоды, написанные проф. композиторами, оркестр нар. инструментов был заменён симфоническим, большее значение приобрела муз. драматургия. В таких M. д. ("Кыз-Жибек" Брусиловского, Казахстан, 1934; "Гюльсара" Глиэра и Садыкова, Узбекистан, 1937; "Алтын кыз" Власова и Фере, Киргизия, 1937, и др.) сохраняются разговорные диалоги, замена к-рых речитативами превращает произведение в оперу. 4) Термин "М. д." иногда применяется и для обозначения произв. оперного жанра, в к-рых господствует драматич. содержание, возникают острые драматич. коллизии ("Фиделио" Бетховена, "Риголетто" Верди, "Кармен" Визе, "Иван Сусанин" Глинки, и др.).

Лит.: Вагнер Р., Художественное произведение будущего, пер. с нем., "Русская музыкальная газета", 1897, № 1 - 3, 5 -12; его же, Опера и драма, пер. с нем., M., 1906; Друскин M. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. M., Драматургия русской оперной классики, M., 1952; Ф е рм а н В. Э., Оперный театр. Статьи и исследования, M., 1961; Albright H. D., Musical drama as a union of all the arts, в кн.: Studies in speech and drama. In honor of A. M. Drummond, Ithaca- N. Y., 1944. Г. В. Крауклис.


МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, термин, применяемый к оперетте, иногда к др. видам музыкально-сценич. произведений комедийного характера (комич. опера, зингшпиль и др.). Нек-рые театры оперетты в СССР носят назв. театров M. к.


МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА, изучение и оценка новых явлений муз. творчества и интерпретации музыки, отрасль музыковедения.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛЕОГРАФИЯ, отрасль палеографии, историч. наука, изучающая старинные системы записи музыки (см. Невмы, Мензуральная нотация. Крюки, Кондакарная нотация).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, в широком философско-эстетич. смысле слова - комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художеств. содержание. При примате последнего форма не пассивна, но обладает собственной имманентной логикой, исторически -развивающимися закономерностями. Существенную роль при этом играют нац. и социальные корни той культуры, на основе к-рой складываются нормы муз. языка - важнейшего компонента формы в этом её понимании.

В узком смысле слова M. ф.- это композиционный план муз. произведения, его строение. Хотя в каждом отд. произведении они различны, существуют исторически детерминированные типовые нормативы муз. форм: напр., период, простая и сложная двухчастная форма и трёх-частная форма, форма рондо, сонатная форма и др. Мельчайшая смысловая и структурная единица муз. формы - мотив, а её начальный целостный компонент - муз. тема. Соотношение тем, тип их развития (во многих случаях тип развития единственной темы) создают основу, на к-рой зиждется композиц. план муз. произведения. Существует ряд фундаментальных принципов формообразования. Это изложение тематич. материала, его точное или видоизменённое (варьированное) повторение, его продолжение, его разработка, сопоставление с новым, зачастую контрастирующим материалом. Важную роль играет принцип репризы - повторения ранее изложенного материала после раздела, заключающего в себе развитие старого или изложение нового материала. Принципы формообразования могут взаимодействовать: напр., продолжающее развитие может сочетаться с вариантным, а контрастирующий материал зачастую обнаруживает родство с ранее изложенной темой и т. д.

Виднейший сов. муз. учёный Б. В.Асафьев сформулировал положение о двух сторонах M. ф. Создаваясь во времени, она всегда представляет собой процесс, в ходе к-рого и появляются отд. темы, осуществляется их развитие, сопоставление с др. темами и т. д. В этом заключается одна из сторон M. ф.- процессуальная. В итоге возникает определённая структура, к-рая состоит из ряда разделов, соответствующих отд. этапам процесса формообразования. Возникновение такой стабильной, дискретной структуры составляет существо второй стороны формы - "кристаллической". В течение многих десятилетий как в зарубежном, так и в рус. теоретич. музыкознании изучалась только эта сторона формы. После выхода в свет книги Асафьева "Музыкальная форма как процесс" (1930-47) советская теоретическая школа стала трактовать M. ф. в единстве обеих её сторон, при этом она рассматривает процесс формообразования как процесс содержательный, раскрывающий в конечном итоге художественно-эстетич. идею муз. произведения.

Лит.: Скребков С. С., Анализ музыкальных произведений, M., 1958; M а з е л ь Л. А-, Строение музыкальных произведений, M., 1960; Цуккерман В., Музыкальные жанры и основы музыкальных форм, M., 1964; Музыкальная форма, M., 1965; M а з е л ь Л. А., Цуккерман В. А., Анализ музыкальных произ-ведений, ч. 1, M., 1967; Вопросы музыкальной формы, в. 1, 2, M., 1967 - 72; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Музыкальная форма как процесс, [кн. 1 - 2, 3 изд.J, Л., 1971; Способин И-, Музыкальная форма, 5 изд., M., 1972. В. П. Бобровский.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА, меха-нич. заводной муз. инструмент; см. Механические музыкальные инструменты.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА, цирковой или эстрадный жанр. Номера, в к-рых муз. произведения исполняются с помощью трюковых приёмов на обычных или специальных эксцентрич. инструментах (пила, набор бутылок, колокольчиков, сковородок, поленья дров и др.). Употребление предметов в несвойственных им функциях, извлечение звуков из необычных инструментов требует от артиста умения виртуозно владеть ими.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ, дисциплина, изучающая музыкальные инструменты - их конструкцию и исполнительские возможности, а также их происхождение и эволюцию.


МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки профессионалов в области муз. иск-ва - композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов. M. о. зародилось в странах Др. Востока. Музыке отводилось большое место в придворных и ритуальных церемониях, воен. парадах и походах, нар. празднествах и др. Развитие M. о. в Др. Греции определялось высоким уровнем её муз. культуры.

В большинстве европ. стран в период раннего средневековья M. о. было связано гл. обр. с христианской церковью. Центрами M. о. в Зап. Европе начиная с 4 в. являлись певческие школы при монастырях и соборах, затем ун-ты (в Париже с 1200, в Праге с 1348, и др.), бывшие первоначально учреждениями церковно-просветит. характера. В 15 в. получили распространение метризы (в Нидерландах и во Франции) - хоровые школы с интернатами, из к-рых вышли крупнейшие представители полифонич. муз. иск-ва (Орландо Лассо, Гийом Дюфаи и др.). С развитием рыцарского муз. иск-ва и муз. культуры городов возникли певческие об-ва и школы мейстерзингеров, цехи музыкантов-инструменталистов; приобрела значение и пед. деятельность вольных учителей музыки. С эпохи Возрождения усилилось светское направление в муз. иск-ве и связанная с этим подготовка кадров инструменталистов и певцов для придворных театров и оркестров. Важное значение для формирования творческих школ и развития M. о. имела пед. практика известных композиторов и теоретиков музыки.

С 17 в. начался новый этап в истории M. о. зап.-европ. стран. В Италии оно сосредоточивалось гл. обр. в сиротских приютах, называвшихся консерваториями. Первые консерватории как высшие уч. заведения основаны в Париже (1795) и Праге (1811), в 19 в. они были организованы во MH. крупных городах Европы и Сев. Америки. Помимо высших муз. уч. заведений, возникла широкая сеть муз. уч-щ, частных муз. школ и студий.

Древнейшими очагами M. о. на Руси были школы богослужебного пения, а также певческие хоры ("крылосы"), возникшие в 11 в. в Смоленске, Новгороде, Владимире и в др. городах. В последующие века наряду с духовной музыкой получили развитие нар. муз. творчество и исполнительство, а также светская музыка, к-рая стала неотъемлемой частью быта княжеской и боярской знати; значит, внимание уделялось и ратной музыке. Во 2-й пол. 17 в. в связи с растущим интересом к муз. "заморским потехам" в Россию приглашались иностранные органисты и др. музыканты для обучения выходцев из народа и любителей музыки из дворян игре на различных инструментах и пению. В нач. 1670-х гг. в Москве создан придворный театр, в к-.ром участвовали дворовые боярина А. С. Матвеева - воспитанники организованной им первой в России муз ..-театральной школы (1673). При Петре I была выписана из-за границы большая группа музыкантов для воен. духовых оркестров и обучения игре на различных инструментах солдатских детей и певчих. Большую роль в придворной муз. жизни играл переведённый из Москвы в Петербург хор "государевых певчих дьяков". Рост муз. культуры в 1-й пол. 18 в., создание придворных муз. учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили орг-цию новых форм профессионального М.о.(напр., учреждены "Инструментальный класс" в Петербурге и певческая школа в Глухове в 1741 для пополнения придворной капеллы). В 1779 в Петербурге открылась первая в России спец. школа сценич. и муз. иск-ва-Театральное уч-ще. В кон. 18 в. преподавание музыки было введено в женских уч. заведениях и в воспитат. домах. Обучению музыке уделялось большое внимание и в Шляхетском корпусе, Моск. ун-те, Смольном ин-те и др. уч. заведениях Москвы и Петербурга. В 1-й пол. 19 в. организован ряд спец. муз. школ (напр., "Музыкальный класс" Д. Кашина в Москве). В 60-е гг. основаны первые консерватории - Петербургская (1862) и Московская (1866). Во 2-й пол. 19 в. ив нач. 20 в. открылись муз. уч-ща при отделениях императорского Русского музыкального общества', в Москве, Петербурге и нек-рых др. городах организованы общедоступные муз. уч. заведения, именуемые нар. консерваториями (напр., Бесплатная муз. школа, созданная по инициативе M. А. Балакирева и руководимая им с 1862 до нач. 70-х гг. и затем в 1881-1908). С каждым годом росло количество частных муз. школ.

Становление и развитие M. о. в России в этот период связано с деятельностью Московской и Петербургской консерваторий, в к-рых преподавали их основатели А. Г. Рубинштейн (в Петербурге) и H. Г. Рубинштейн (в Москве), а также П. И. Чайковский, H. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, M. M. Ипполитов-Иванов, С. И. Танеев, A. H. Скрябин, H. Я. Мясковский, Б. В. Асафьев и др.

За годы Сов. власти была создана гос. система M. о.: нач. муз. школы с 7-летним курсом обучения; муз. уч-ща с 4-летним курсом, готовящие профессионалов со средним M. о.; средние спец. муз. школы при консерваториях с 11-летним курсом; муз. вузы - консерватории, муз.-пед. ин-ты и ин-ты искусств - с 5-летним курсом. В крупнейших консерваториях и ин-тах имеется аспирантура и ассистентура. В 1973 в СССР было ок. 7 тыс. нач. муз. школ, 242 муз. уч-ща, 36 ср. спец. муз. школ, 30 муз. вузов. В нач. муз. школах обучалось св. 1 млн. уч-ся, в училищах-св. 105 тыс., в средних спец. муз. школах - OK, 14 тыс., в вузах (ф-тах) - 22,3 тыс. Кроме того, подготовку преподавателей музыки и пения для оощеобразоват. школ осуществляли 46пед. ин-тов и 92 пед. уч-ща. Муз. уч. заведения открыты не только в крупных, но и в небольших городах и сельских местностях.

Нач. муз. школы имеют целью приобщить детей к музыке, обучить их игре на к.-л. инструменте, дать знания элементарной теории музыки, развить муз. слух и выявить данные для дальнейшей профессионализации. Наиболее способные уч-ся, желающие продолжить M. о., могут поступать в муз. уч-ща. В средних спец. муз. школах при муз. вузах обучаются музыкально одарённые дети. Муз. уч-ща готовят пианистов, оркестрантов (симфонич. оркестра и оркестра нар. инструментов), хоровых певцов, учителей муз. школ по фортепиано, оркестровым инструментам, теории музыки и сольфеджио, хоровому пению, преподавателей музыки для общеобразоват. школ и художеств, самодеятельности. Наиболее одарённые выпускники уч-щ поступают по конкурсу в консерватории и ин-ты. Муз. вузы готовят профессионалов высшей квалификации по всем специальностям M. о.: композиторов, музыковедов, исполнителей, педагогов по различным дисциплинам для муз. уч-щ и средних муз. школ.

Уч. планами средних и особенно высших муз. уч. заведений предусматриваются широкая общенаучная и муз.-теоретич. подготовка уч-ся, глубокое изучение ими рус., сов. и зарубежного муз. иск-ва и овладение проф. мастерством.

Значит, вкладв развитие сов. M. о. внесли Московская консерватория, Ленинградская консерватория, Киевская консерватория , Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и др. муз. вузы (за годы Сов. власти они созданы во всех союзных республиках), крупнейшие деятеля сов. муз. культуры M. M. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзер, К. H. Игумнов, Б. В. Асафьев, Л. В. Николаев, H. Я. Мясковский, С. M. Козолупов, Г. Г. Нейгауз, С. E. Фейнберг, В. В. Софроницкий, И. В. Способин, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Ф. M. Блумен-фельд, P. И. Грубер, С. С. Богатырёв, А. И. Ямпольский, M. И. Табаков, У. Гаджибеков, 3. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский и др.

Для муз.-эстетич. воспитания сов. людей в СССР создана сеть учреждений общего M. о.: школы общего M. о., дет. филармонии и хоровые студии, нар. ун-ты и т. д., а также различные муз. коллективы художеств, самодеятельности при внешкольных и клубных учреждениях. Предмет "музыка" включён в уч. план 1-8-х классов средних общеобразоват. школ.

Крупнейшие центры M. о. за рубежом: в социалистич. странах - Берлин, Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Варшава, Прага, София; B капиталистич. странах: Бостон, Нью-Йорк, Вена, Кёльн, Лондон, Мадрид, Париж, Рим и др.

А. А. Николаев, В. В. Суханов.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, сопровождение музыкой драматич. спектакля, кинофильма, циркового представления, радиопостановки и т. п. Существует 2 вида M. о.- компиляция, т. е. использование фрагментов из существующих муз. произв. (напр., подбор отрывков из симфонич. и камерной музыки для сопровождения немого кинофильма), и сочинение спец. музыки. M. о. способствует более полному раскрытию художеств, образов, ритмич. организации действия и т. п. См. Киномузыка, Театральная музыка, Шумовое оформление.

МУЗЫКАЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ (тоновое, мелодическое) в яз ы-кознании, один из способов выделения ударного слога в фонетическом слове (см. Фонетика), заключающийся в использовании мелодических характеристик (см. Мелодика речи), различных по направлению движения и по сложности конфигураций: восходящий тон, нисходящий, восходяще-нисходящий, нисходяще-восходящий, двувершинный и т. д. Они могут реализоваться в различных голосовых регистрах - высоком, низком, среднем. В языках с M. у. есть заданный набор возможных мелодия, характеристик для ударного слога, согласно к-рым различается смысл слова. Временной единицей реализации мелодич. характеристик может служить ударный слог, либо мора - минимальная временная просодическая единица (см. Про-содема). M. у. отличается от мелодич. компонента словесного ударения в языках с монотоническим ударением, где тип выделения ударного слога мелодич. средствами не связан со смысловой заданностью. К языкам с M. у. относятся вьетнамский, словенский, шведский, MH. китайско-тибетские, африканские яз. и др. См. Тональные языки.


T. М. Николаева.


МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙ центральный им. M. И. Глинки, крупнейший муз. музей в СССР. Создан в Москве в 1943 на базе мемориального музея H. Г. Рубинштейна (осн. в 1912 при Моск. консерватории), с 1954-им. M.И. Глинки. Здесь собираются, хранятся и изучаются личные архивы музыкантов, нотные автографы, мемуары, письма, изобразит, материалы (эскизы декораций и костюмов театральных постановок, написанные известными художниками), мемориально-веществ. реликвии. Большинство экспонатов уникально. При музее имеется научно-справочная библиотека (книги, нотные издания, журналы, афиши, программы и др.). На основе науч. разработки фондов осуществляются первые публикации неизданных произв. рус., сов. и зарубежных композиторов, издаются сб. статей, мемуары, каталоги, справочники. Музей участвует в международных выставках, оказывает методич. помощь муз. музеям СССР и зарубежных стран. В фондах (на 1973) - св. 500 тыс. ед. хранения. E. Н.Алексеева.


МУЗЫКАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Гнесиных, один из ведущих уч. и на уч.-методич. центров СССР в области муз. образования. Помимо преподавателей по всем специальностям музыкального образования, ин-т готовит также артистов оперных театров, филармоний, оркестров, дирижёров нар. хора, муз. редакторов, музыковедов и др. Осн. в 1944 в Москве на базе муз. уч-ща, организованного в 1895 сестрами Евгенией, Еленой и Марией Гнесиными. В составе ин-та (1973): ф-ты - фортепианный, оркестровый, вокальный, дири-жёрско-хоровой, нар. инструментов, ис-торико-теоретико-композиторский; вечернее, заочное и подготовительное (вокальное) отделения, аспирантура, ассистенту-ра-стажировка, 19 кафедр, кабинет нар. музыки, лаборатории физиологии пения и технич. средств муз. обучения (первая в СССР); в фонотеке ок. 2 тыс. грампластинок и ок. 3 тыс. км магнитных записей. При ин-те существуют дет. муз. школа-семилетка и уч-ще (основанные в 1895) и ср. спец. школа (1946). С ин-том связана деятельность таких известных музыкантов и педагогов, как В. В. Борисовский, H. А. Вербова, M. И. Гринберг, А. Д. Готлиб, M. Ф. Гнесин, T. Д. Гутман, С. Г. Делициев, 3. А. Долуханова, А. С. Илюхин, А. Л. Иохелес, Д. Л. Локшин, Ю. В. Муромцев (в 50-60-е гг. ректор ин-та), П. M. Норцов, П. И. Нечепоренко, H. И. -Пейко, И. Ф. Пу-шечников, M. И. Фихтенгольц, А. И. Хачатурян, H. Д. Шпиллер, А. А. Юрлов. Бессменным руководителем ин-та (уч-ща) в течение 50 лет была E. Ф. Гнесина. В 1972/73 уч. г. в ин-те обучалось 1,5 тыс. студентов, работало св. 250 преподавателей, в т. ч. 21 профессор и доктор наук, 57 доцентов и кандидатов наук, 9 нар. артистов СССР и союзных республик, 15 засл. деятелей иск-в, 11 засл. артистов, 9 лауреатов Ленинской и Гос. премий. Издаются (с 1959) "Труды". В 1944-73 подготовлено ок. 4,5 тыс. специалистов; среди выпускников 125 лауреатов междунар., всесоюзных и всероссийских конкурсов. Ин-т (уч-ще) окончили T. H. Хренников, Л. H. Оборин, E. Ф. Светланов. В. H. Минин.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ. Первым рус. M. ж. был нотный журнал "Музыкальные увеселения...", издававшийся в Москве в 1774-75. В кон. 18 - нач. 19 вв. в Петербурге и Москве издавались многочисл. нотные M. ж., рассчитанные на различные обществ, круги. В них публиковались фортепьянные, вокальные, гитарные пьесы, отрывки из популярных опер. Первым нотным M. ж., выходившим в провинции, был "Азиатский музыкальный журнал" (Астрахань, 1816-18; помещал фольклорные материалы). Вплоть до 40-х гг. 19 в. рус. муз. периодику представляли нотные журналы. В этот период отсутствие M. ж., специально посвящённых проблемам муз. иск-ва, восполняли различного рода сборники и альманахи, целиком или частично уделявшие внимание музыке. В 1842 в Петербурге начал издаваться нотный журнал "Нувеллист", выходивший с 1844 с Лит. прибавлением (состоявшим в основном из перепечатки статей и хроники из иностр. источников), к-рое можно рассматривать как первый рус. собственно M. ж. В 50-х гг. выделялись по уровню публикуемых муз. материалов журналы смешанного типа - "Музыкальный и театральный вестник" (фактическим руководителем муз. отдела к-рого был A. H. Серов), позднее-"Музыка и театр" (издававшийся B.C. Серовой и ставивший задачи муз. просветительства). В 60-80-х гг. в Петербурге издавались M. ж.: "Музыкальный сезон" (1869-71), "Музыкальный листок" (1872-73, 1876- 1877), "Русский музыкальный вестник" (1880-82, с нотным приложением), "Баян" (1888-90, с нотным приложением) и др. Различные по своей направленности, они публиковали серьёзные статьи и представляли собой специальные органы рус. муз. периодич. печати. В 1894-1918 в Петербурге выходила "Русская музыкальная газета" (в 1913- 1917 с приложением "Библиографический листок") - одно из лучших дореволюционных рус. муз. изданий, в 1894- 1917 - "Музыка и пение", в 1896-1909- "Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний" (с 1903 с приложением "Музыкальная библиография"), в 1909-17 - "Хоровое и регентское дело". С нач. 20 в. M. ж. издавались: в Москве - "Музыкальный труженик" (1906-10) и "Оркестр" (1910-12), освещавшие вопросы труда и быта оркестровых музыкантов, "Музыка" (1910-16), поев, новейшим достижениям европ. муз. иск-ва; в Петербурге - "Музыкальный современник" (1915-17, с приложением "Хроника журнала „Музыкальный современник""). В эти же годы M. ж. появляются в провинции (Тамбов, Нижний Новгород, Одесса, Тюмень и др.). Первый в мире M. ж., поев, грампластинке, начал издаваться в России ("Граммофон и фонограф", Петербург, 1902-04).

После Октябрьской революции 1917 в Москве выходили M. ж.: "К новым берегам" (1923), "Музыкальная новь" (1923- 1924), "Современная музыка" (1924- 1929); "Музыкальное образование" (1925-30), "Музыка и революция" (1926-29), "Пролетарский музыкант" (1929-32), "Музыкальная самодеятельность" (1933-36) и др.; на укр. яз. в Харькове - "Музика" (1923-25, 1927), "Радянська музика" (1933-34, 1936-41) и др. С 1933 издаётся журнал "Советская музыка", рассчитанный гл. обр. на проф. музыкантов, с 1957 - "Музыкальная жизнь", предназначенный для широких кругов любителей музыки и муз. самодеятельности (Москва), с 1970 - "Музика" (на укр. яз., Киев).

В западноевроп. странах первые M. ж. появились в 18 в.: "Critica musica" (Hamb., 1722), "Sentiment d'un harmoniphile sur differant puvrage de musique" (P., 1756), "The Review of New Musical Publications" (L., 1784). Первым крупным зарубежным M. ж. совр. типа был "Allgemei-ne Musikalische Zeitung" (Lpz., 1798), начавший регулярно публиковать обзоры своих иностр. корреспондентов, помещать нотографич. и библиографич. обзоры. В зарубежных странах выходят многочисл. M. ж., поев, различным областям муз. культуры и жизни: композиторскому творчеству, музыковедению, муз. библиографии, дискографии, опере, эстрадной музыке и др. Крупнейшие среди них: "The Musical Times" (L., с 1904), "Music and Letters" (L., с 1920), "Opera" (L., с 1950), "La Revue Musicale" (P., с 1920); "Musica" (Kassel, с 1947), "Opernwelt" (Stuttg., с I960), "Musical Quarterly" (N. Y., с 1915); "Musik und Geseilschaft" (В., с 1951); "Музика" (София, с 1953), "Muzyka" (Warz., с 1950), "Muzica" (Вис., с 1951); "Hudebni Rozhledy" (Praha, с 1948) и др. Ряд междунар. M. ж. издаётся ЮНЕСКО. И. м. Ямполъский.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или чётко регулированный ритм. Каждый M. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими муз.-выразительными динамич. возможностями, определённым диапазоном звуков. Качество звучания M. и. зависит от взаимосвязи материалов, применяемых для изготовления инструмента и приданной им формы и может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений (напр., сурдины), различных приёмов звукоиз-влечения (напр., пиццикато, флажолет).

M. и. принято делить на народные и профессиональные. Народные M. и. могут быть самобытными, принадлежать лишь одному народу, и "межнациональными", пользующимися распространением у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурны-ми контактами. Так, напр., бандура бытует только на Украине, пандури и чон-гури лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка одновременно у русских, украинцев, белорусов; саз, тар, кеманча, дудук, зурна в Азербайджане и Армении; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты.

В России издавна существовали ансамбли нар. M. и. (гусляров, гудошников, домристов); во 2-й пол. 18 в. на основе охотничьего рога были созданы роговые оркестры; в 70-х гг. большую известность получили хоры пастухов-рожечников; особенно славился хор, организованный H. В. Кондратьевым. В кон. 19 в. благодаря деятельности В. В. Андреева и его ближайших помощников С. И. Haлимова, Ф. С. Пассербского, H. П. Фомина, нек-рые рус. M. и. (балалайка, гусли и др.) были усовершенствованы или реконструированы (домра) и на их основе созданы оркестры нар. инструментов. Многовековую и многообразную в своих нац. формах нар. инструментальную культуру имеют республики СССР. Здесь в сов. время созданы оркестры и ансамбли нар. инструментов, ведётся большая работа по усовершенствованию нар. инструментария.

Профессиональными M. и. считаются инструменты, составляющие симфонический (оперный), духовой и эстрадный оркестры. Почти все проф. M. и. своими истоками уходят в нар. прототипы. Нар. M. и. в далёком прошлом была скрипка, из простейшей нар. флейты создана современная, из примитивного шалмея - гобой, и т. п.

Развитие M. и. непосредственно связано с развитием человеческого общества, его культуры, музыки, исполнит, иск-ва и техники пронз-ва. При этом одни M. и., благодаря особенности их конструкции, веками сохранялись и дошли до нашего времени в первоначальном виде (напр., узб. каменные кастаньеты - кайрак), MH. др. подвергались совершенствованию, третьи, оказавшиеся неспособными отвечать растущим муз. и исполнительским требованиям, отмирали и на смену им приходили новые.

Наиболее отчётливо связь M. и. с творчеством и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области проф. музыки, нежели в народной (где эти процессы протекают значительно медленнее и где M. и. веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в 15-16 вв. грубоватые и малоподвижные фидели (виелы) были заменены нежными, матового тембра "аристократическими" виолами. В 17-18 вв. в связи с приходом на смену полифоническому стилю гомофонно-гармонического и появлением музыки, требующей динамич. исполнения, виолы с их тихим звучанием и аккордовой техникой игры постепенно заменили скрипка и её семейство, обладающие ярким, выразительным звуком, богатой штриховой техникой и возможностями для виртуозной игры. Одновременно с виолами вышла из употребления такая же нежная по звучанию, но "безжизненная" продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время в ансамблевой и оркестровой практике перестают применять европейскую лютню и её разновидности - теорбу и китаррон (архилютню), в домашнем бытовом музицировании лютню заменяют виуэлой, а затем - гитарой. К кон. 18 в. на смену клавесину и камерному клавикорду пришёл новый клавишный инструмент - фортепьяно.

Проф. M. и., в виду сложности их конструкции, более, чем народные, зависят в своём развитии также от состояния точных наук и техники произ-ва - наличия муз. ф-к и з-дов с их экспериментальными лабораториями, конструкторскими бюро и квалифицированными специалистами по инструментостроению. Исключение составляют инструменты скрипичного семейства, требующие сугубо индивидуального изготовления. Усовершенствованные на основе нар. образцов знаменитыми брешанскими и кремонскими мастерами 16-18 вв. Гаспаро да Сало, Дж. Маджи-ни, H. Амати, А. Страдивари, Дж. Гварнери дель Джезу и др.- они остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие проф. M. и. происходило в 18-19 вв. Создание T. Бёмом рациональной клапанной системы (первая модель появилась в 1832), применение её сначала у флейты, а затем, в разных вариантах, на кларнете, гобое и фаготе значительно расширило исполнит, возможности и повысило интонационную чистоту и устойчивость строя деревянных духовых инструментов, позволило композиторам шире и многообразнее использовать их в своём творчестве, способствовало развитию сольно-концертного исполнит, иск-ва. Подлинную революцию произвело появление в нач. 19 в. вентильной механики (см. Вентиль) у медных духовых инструментов, превратившей их из т. н. натуральных M. и., с ограниченным количеством звуков и отсюда ограниченными исполнит, возможностями, в хроматические, способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистическое изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточкового фортепьяно. С изобретением радио стало возможным конструирование электрофонических M.и. Для определения видов M. и. существуют различные системы классификации. Общеизвестна 3-групповая система, по к-рой M. и. делятся на духовые, струнные и ударные; в свою очередь, духовые подразделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, саксофон, сарюзофон, фагот и их разновидности) и медные (труба, корнет, валторна, тромбон, туба, инструменты духового оркестра), а струнные - на щипковые (арфа, лютня, гитара) и смычковые (семейства скрипок и виол). К ударным M. и. относятся литавры, барабан, ксилофон, челеста, гонг, тарелки и др. При научном изучении, особенно разнообразных нар. M. и., применяют более полные и точные системы классификации. Среди них признанием пользуется система, разработанная в нач. 20 в. австр. музыковедом Э. Хорнбостелем и нем. музыковедом К. Заксом (основу к-рой положили во 2-й пол. 19 в. белы, музыковеды Фр. Геварт и В. Ш. Маийон). Система Хорнбостеля - Закса построена на двух признаках: источник звука инструмента и способ его извлечения. По первому признаку M. и. делятся на самозвучащие (идиофоны или автофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны). Источник звука первых - сам материал, из к-рого сделан инструмент или его звучащая деталь; вторых - натянутая упругая мембрана; третьих - натянутая струна; четвёртых - столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубки). По способу извлечения звука самозвучащие подразделяются на щипковые (варган), фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники), ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); мембранные - на фрикционные (бугай), ударные (барабан, литавры); струнные - на щипковые (балалайка, арфа, гитара), смычковые (кеманча, скрипка), ударные (цимбалы); духовые - на флейтовые (все виды флейт), язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот), мундштучные (трубы и рога). Дальнейшее деление производится по особенностям конструкции инструмента. Так, напр., флейты делятся на продольные (открытые и свистковые), поперечные и многоствольные; струнные на клавишно-щипковые (спинет, клавесин) и клавишно-ударные (фортепьяно, клавикорд) и т. д.

Среди совр. M. и. особую группу составляют электрические, источником звука к-рых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Эти инструменты подразделяются в основном на две подгруппы: электронные (собственно электроинструменты) и адаптированные, т. е. инструменты обычного типа, снабжённые усилителями звука (электрогитара, электробалалайка, туркменский электродутар).

См. также ст. Оркестр и статьи об отдельных M. и. (народных и профессиональных)
Лит.: 3 а к с К., Современные оркестровые музыкальные инструменты, пер. с нем., M., 1932; Беляев В. M., Музыкальные инструменты Узбекистана, M., 1933; его же, Народные музыкальные инструменты Азербайджана, в сб.: Искусство азербайджанского народа, М.- Л., 1938; А г а-жанов А., Русские народные музыкальные инструменты, M. - Л., 1949; Я м-польский И. M., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, [ч. 1], M.- Л., 1951; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Фрунзе, 1958; Ж и-н о в и ч И. И., Государственный белорусский народный оркестр, Минск, 1958; Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, M., 1959; Ч у л а к и M., Инструменты симфонического оркестра, 2 изд., M., 1962; Верткое К., Б л а г о д а-тов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, Л., 1964 (лит.); Б ер о в Л. С., Молдавские музыкальные народные инструменты, Киш., 1964; Г у меню к А. I., Украшьск! на-родн! музичн! !нструменти, Кшв, 1967 (лит.). К. А. Верткое, С. Я. Левин.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ. Соревнования музыкантов (исполнителей, композиторов, инструментальных мастеров) восходят к глубокой древности. Первые конкурсы проводились в 5 в. до н. э. в Афинах. В Др. Риме эта традиция была продолжена; победителей соревнований называли там лауреатами. В ср. века вошли в практику состязания трубадуров, труверов, миннезингеров, мейстерзингеров. В 18 в. часто соревновались в исполнит, иск-ве (орган, клавир, клавесин, скрипка) крупнейшие композиторы. M. к. в совр. форме зародились в 19 в. Первый нац. M. к. был проведён в 1803 во Франции на соискание Римской пр. Первый междунар. конкурс (гитаристов) организовал на собств. средства в Брюсселе рус. музыкант H. П. Макаров. В 1890 А. Г. Рубинштейн также на собств. средства организовал в Петербурге междунар. M. к. пианистов и композиторов (проводился до 1910 с интервалом в 5 лет в разных европ. столицах). Распространение M. к. получили в 20 в., став осн. формой выявления молодых талантов. С 1957 существует Федерация междунар. конкурсов-с центром в Женеве, издающая с 1959 ежегодный бюллетень. Для каждого междунар. M. к. вырабатывается программа испытаний по турам, определяются количество и размер премий, возрастные рамки и др.; мастерство участников оценивает жюри, как правило, интернациональное по составу. Обычно междунар. M. к. имеют постоянное место проведения, иногда организуются в разных странах (напр., состязание аккордеонистов на Кубок мира). К числу наиболее значительных совр. междунар. M. к. относятся: им. П. И. Чайковского (Москва),, им. бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель), им. M. Лонг - Ж. Тибо· (Париж), им. Ф. Шопена (Варшава), им. Г. Венявского (Познань), молодых оперных певцов (София), им. Дж. Энеску (Бухарест), M. к. в Будапеште, M. к. "Пражской весны", музыкантов-исполнителей в Женеве, им. И. С. Баха (Лейпциг), им. P. Шумана (Цвиккау), пианистов в Лидсе, оркестровых дирижёроа в Риме, им. H. Паганини (Генуя). В доре-волюц. России M. к. организовывались Русским муз. об-вом (с 1860), Петерб. оо-вом камерной музыки и др., а также частными муз. фирмами и лицами. В СССР M. к. выдвинули на междунар. концертную эстраду MH. выдающихся исполнителей. Регулярно проводятся респ. и всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей (1 раз в 4 года), вокалистов, им. Глинки (1 раз в 2 года), днрижёроа (1 раз в 5 лет); организуются также соревнования исполнителей на оркестровых и нар. инструментах, мастеров эстрады, композиторские конкурсы на создание произв. определённых жанров.

Лит.: Музыкальные конкурсы в прошлом, и настоящем. Справочник, M., 1966.

M. М. Яковлев


МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ, учреждения, осуществляющие собирание, хранение, изучение и экспонирование ист. памятников муз. культуры. Существует неск. типов M. м.: собрания инструментов, рукописей, изданий, изоматериа-лов; коллекции (муз. инструменты и др.); мемориальные M. м., посвящённые отд. крупным музыкантам. Первые M. м. начинали формироваться в эпоху средневековья на основе частных коллекций любителей музыки и собраний церквей и монастырей. В 1864 был открыт музей муз. инструментов при Парижской консерватории. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. M. м. и муз. отделения при музеях общего типа открылись во MH. культурных центрах мира. В России во 2-й пол. 19 в. небольшие M. м. инструментов были созданы при консерваториях Петербурга и Москвы, а в 1902 основан Музей придворного оркестра в Петербурге, включавший собрание муз. инструментов, акустич. приборов, рукописных и печатных нот. Первый гос. M. м. в СССР основан в Москве в 1943 на базе небольшого музея им. H. Г. Рубинштейна при Моск. консерватории (см. Музыкальной культуры музей). Значит, муз. собраниями располагают также Музей муз. инструментов Ин-та театра, музыки и кинематографии в Ленинграде, Театральный музей им. Бахрушина в Москве, Музей театра и музыки в Таллине. Небольшие музеи существуют при Большом театре, филармониях Москвы и Ленинграда, крупнейших оркестрах и др.

Наиболее значит. мемориальные M. м.- дома-музеи И. С. Баха в Эйзе-нахе, В. А. Моцарта в Зальцбурге и Праге, Л. Бетховена в Бонне, P. Шумана вЦвиккау, Ф.Шопена вг.Желязова-Воля, Ф. Листа в Веймаре и Будапеште, Б. Сметаны и А. Дворжака в Праге, дома-музеи П. И. Чайковского в Клину и Воткинске, H. А. Римского-Корсакова в Тихвине, Музей-квартира A. H. Скрябина в Москве. M. M. Яковлев.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА, объединения проф. музыкантов и любителей музыки, ставящие своей целью распространение муз. культуры, пропаганду и изучение отд. видов муз. иск-ва. M. о.- национальные и международные - бывают исполнительские (оркестровые, хоровые, камерные), творческие (композиторские, музыковедческие), научные и просветительские. Первые M. о.- муз. академии - возникли в 16 в. в Италии и занимались гл. обр. исполнением муз. произв. (силами участников об-в). M. о. под назв. коллегиум музикум появились в 17 в. в Германии и ряде др. европ. стран. В 19 в. в Германии, Австрии, Швейцарии и др. были распространены муж. хоровые об-ва - Лидертафель (первое в Берлине, 1809); позднее во Франции возникло любительское об-во "Орфеон" (первое в 1835). Большое распространение получили M. о. в 19 в., в особенности в Германии.

В России M. о. появились в кон. 18 в. Первым крупным M. о., к-рое объединяло проф. музыкантов (оркестрантов), стало основанное в 1802 Петербургское филармонич. об-во, систематически устраивавшее концерты симф. и ораториаль-ной музыки. В 1840 в Петербурге было организовано Симфоническое об-во, в 1850 - Концертное об-во, занимавшееся пропагандой классич. музыки; в 1859 было создано Русское музыкальное общество. В 1878 в Москве было основано Русское хоровое об-во, в 1883 - Моск. филармонич. об-во. Среди др. M. о.: Пе-терб. об-во камерной музыки (1872-1915), Кружок любителей рус. музыки (1896- 1912, Москва), "Дом песни" (1908-18, Москва), Музыкально-теоретич. библиотека (1908-24, Москва) и др.

После Великой Окт. социалистич. революции были созданы общественные муз. организации - Ассоциация совр. музыки (1923 - нач. 30-х гг., Ленинград, Москва), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (1923-32), Объединение революц. композиторов и муз. деятелей (1925-32), Всеукраинское об-во им. H. Д. Леонтовича (1921-28) и др. В 1931-35 в Москве существовало Междунар. муз. бюро - объединение рабочих и революц. муз. орг-ций Австрии, Германии, США, СССР, Франции, Японии. В 1932 в Москве осн. Союз композиторов СССР, в 1957- Всероссийское хоровое об-во. Существуют союзы композиторов и исполнителей в др. странах, в т. ч. социалистических, а также меж-дунар. M. о., многие из к-рых входят в Междунар. муз. совет при ЮНЕСКО (осн. в Париже, 1949). И. M. Ямпольский.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, научно-справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений, охватывающих все области муз. культуры. Появление M. э. относится к 18 в. и связано с распространением к тому времени музыки не только в привилегированной части общества, но и в демократич. кругах населения, возросшим интересом к вопросам муз. иск-ва, ростом проф. муз. образования, развитием муз. науки. Создание M. э. было подготовлено MH. муз.-теоретич. трактатами, появившимися в эпоху средневековья и содержавшими отд. муз.-лексикографич. сведения, а также спец. муз.-лексикографич. работами, первоначально посвящёнными отд. областям муз. иск-ва: теории музыки, муз. инструментам, муз. терминологии, биографиям музыкантов и др. Одной из первых работ подобного рода является муз.-терминологич. словарь франко-фламандского теоретика и композитора И. Тинкториса ("Terminorum musicae dif-finitorium", Treviso, 1475). Лишь спустя неск. столетий, на основе обобщения сведений, получивших применение в муз. практике и теории, а также содержавшихся в ранее изданных муз. словарях, создаются M. э. Отбор в них муз. явлений настоящего и прошлого времени, освещение ист. событий и фактов, их эстетич. оценки - всё это определяется достижениями музыковедения данной ист. эпохи и отражает её идейный и науч. уровень.

Первая M. э. была издана в 1732 в Германии под назв. "Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека" ("Musicalisches Lexikon, oder musika-lische Bibliothek", Lpz., 1732) И. Г. Вальтера. Там же с 1835 издавалась первая многотомная "Энциклопедия всей музыкальной науки, или Универсальный словарь музыки" ("Encyclopadie der gesamm-ten musikalischen Wissenschaften, oder Universal-Lexikon der Tonkunst", Bd 1-6, Stuttg., 1835-38, Bd 7, Suppl., Stuttg., 1840-42) Г. Шиллинга.

Труд Г. Менделя "Музыкальный разговорный словарь. Энциклопедия всей музыкальной науки..." ("Musikalisches Conversations-Lexikon. Eine Encyklopadie der gesammten musikalischen Wissenschaften...", Bd 1-11, В., 1870-79, Bd 12-Erganzungsband, В., 1883), сыгравший прогрессивную роль в становлении муз. лексикографии, положил начало совр. этапу в развитии M. э. Среди наиболее значит, современных M. э. "Музыкальный словарь" ("Musik-Lexikon", Lpz., 1882) X. Римана (одно из популярнейших изданий этого рода; неоднократно перерабатывался и дополнялся, выдержал многочисленные переиздания; последнее - т. 1-3 в 1959-67, доп. т. в 1972), "Музыка в её прошлом и настоящем. Всеобщая энциклопедия" ("Die Musik in Geschichte und Gegenwart. AllgemeineEnzyclopadie", Bd 1-14, Kassel - Basel, 1949-68, издаются доп. тома) Ф. Блуме (ФРГ); "Словарь музыки и музыкантов"("Grove's Dictionary of music and musicians", v. 1-4, L.-N. Y., 1879-90; 5 ed., v. 1 - 10, L.-N. Y., 1954-61) под ред. Э. Блома (Англия);"Музыкальная энциклопедия" ("Encyclopedie de Ia musique", . 1-3, P., 1958-61) (Франция); "Музыкальная энциклопедия" ("Enciclopedia della musica", v. 1-4, Mil., 1963-64) изд. Рикорди (Италия); "Всеобщая музыкальная энциклопедия" ("Algemene mu-ziekencyclopedie", dl 1-6, Antw.- Amst., 1957-63) (Нидерланды); "Международная энциклопедия музыки и музыкантов" ("The International cyclopedia of music and musicians", N. Y., 1939, 9 ed., N. Y., 1964) О. Томпсона (США); "Музыкальная энциклопедия" ("Muzicka Enciklopedija", sv. 1-2, Zagreb, 1958-63, 2 изд., sv. 1, 1971) (Югославия).

В России первые опыты создания муз.-энциклопедич. справочников относятся к 19 в.: Л. А. Снегирёв "Ручная музыкальная книга" (СПБ, 1837, 2 изд., т. 1-2, СПБ, 1840) и П. Д. Перепелицын "Музыкальный словарь. Энциклопедический справочный сборник" (M., 1884). В 1901-04 в Москве был издан отдельным выпуском в рус. переводе под ред. Ю. Д. Энгеля "Музыкальный словарь" X. Римана, дополненный многочисл. статьями по русской муз. культуре (персона-лия, муз. терминология и др.). В 1966 в СССР вышел 2-м изд. исправленный и дополненный "Энциклопедический музыкальный словарь" Б. С. Штейн-пресса и И. M. Ямпольского (1 изд., M., 1959), включающий ок. 7 тыс. статей, а также в приложении муз. термины на иностр. яз. (св. 3 тыс.). В 1973 вышел 1-й том пятитомной "Музыкальной энциклопедии". Это первое сов. научно-справочное издание по музыке значит, объёма; оно ставит своей задачей дать осн. сведения по ведущим отраслям муз. науки и практики, показать богатство и прогрессивную роль рус. классич. наследия, представить важнейшие явления муз. культуры народов СССР и др. социалистич. стран, осветить борьбу направлений в совр. зарубежном иск-ве, а также охарактеризовать муз. культуру народов стран Азии, Африки и Лат. Америки.

Лит : Справочная литература по музыке. Указатель изданий на русском языке. 1773-1962 [сост. Г. Б. Колтыпина], M., 1964; SchaalR., Jahrbuch der Musikwelt, Jahr 1 - 1949/50, Bayreuth, 1949; С о ver J. В., A bibliography of music cHotionalries, Denver, 1952. И. М. Ямпольский.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ, см. в ст. Диктант.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК, см. Звук музыкальный.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ, музыкальное мгновение, небольшая инструментальная пьеса, характеризующаяся непосредственностью, почти импровизационностью лирич. высказывания (родственна экспромту). В числе авторов M. м.- Ф. Шуберт, С. В. Рахманинов.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ, см. Строй музыкальный.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР имени К. С. Станиславского и В л. И. Немировича-Данченко Московский академический, создан в 1941 в результате слияния Оперного театра им. К. С. Станиславского (осн. в 1918 как Оперная студия Большого театра, с 1928 - театр) и Муз. театра им. Вл. И. Немировича-Данченко (осн. в 1919 как Муз. студия MXT, с 1926 - театр). Коллектив следует художеств, принципам MXATa, стремясь на основе синтеза муз., вокального и сценич. иск-ва раскрывать идейное и художеств, содержание исполняемого произведения.

Особое внимание театр уделяет произв. сов. композиторов; среди MH. пост.- "Надежда Светлова" Дзержинского (1943), "Любовь Яровая" Энке (1947), "Семья Тараса" Кабалевского (1951, Гос. пр. СССР, 1952), "В бурю" Хренникова (1952), "Заря" Молчанова (1956), "Война и мир" (1957) и "Обручение в монастыре" (1959) Прокофьева, "Овод" Спадавеккиа (1960), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1962), "Ценою жизни" Николаева (1965), "Безродный зять" Хренникова (1967), "Виринея" Слонимского (1967), "Кола Брюньон" Кабалевского (1971), "Три жизни" Тактакишвили (1972), балеты - "Лола" Василенко (1943; Гос. пр. СССР, 1946), "Берег счастья" Спадавеккиа (1948), "Жанна д'Арк" Пейко (1957), "Поэма" Цинцадзе (1964), "Белеет парус одинокий" Александрова (1970), "Золушка" Прокофьева (1971), "Сюита на музыку „Гаянэ"" Хачатуряна (1972). Театр пост, оперы - "Иоланта" Чайковского, "Кармен" Визе, "Манон" Массне, "Мавра" Стравинского, оперетты- "Цыганский барон" И. Штрауса, "Нищий студент" Миллёкера, "Донья Жуанитта" Зуппе и др.; балеты -"Лебединое озеро" Чайковского, "Дон Жуан" P. Штрауса, "Картинки с выставки" на музыку Мусоргского, "Снегурочка" на музыку П. И. Чайковского, "Пахита" Минкуса и др.

Становлению театра способствовали режиссёры - Л. В. Баратов, П. А. Марков, И. M. Туманов, П. С. Златогоров; дирижёры - С. А. Самосуд, К. Д. Абдуллаев, E. А. Акулов, В. А. Эдельман; певцы - С. M. Големба, M. С. Голь-дина, H. Ф. Кемарская, M. Л. Мельт-цер, П. И. Мокеев, А. А. Росницкая, С. А. Ценин, T. С. Юдина, Ю. П. Юниц-кий; солисты балета - В. П. Бур-мейстер (балетмейстер), M. С. Сорокина, А. А. Клейн, И. В. Курилов. В труппе театра (1973): певцы - нар. арт. СССР В. А. Канделаки, нар. арт. РСФСР H. С. Исакова, Л. И. Бол-дин, засл. арт. РСФСР В. А. Каевченко, A. M. Мищевский, E. И. Максименко, Э. T. Саркисян, T. Ф. Янко, засл. арт. Азерб. CCP И. А. Джафаров и др., артисты H. А. Авдошина, H. Л. Гутарович, Л. К. Захаренко, H. В. Коршунов, Г. А. Писаренко; солисты балета - нар. арт. СССР В. T. Бовт, нар. арт. РСФСР Э. E. Власова, засл. арт. РСФСР С. А. Виноградова, Ю. В. Григорьев, артисты Г. H. Крапивина, M. С. Дроздова, В. С. Тедеев и др.; гл. дирижёр Д. Г. Ки-таенко, гл. режиссёр нар. арт. РСФСР Л. Д. Михайлов, гл. балетмейстер нар. арт. РСФСР А. В. Чичинадзе, гл. хормейстер И. К. Мертенс, гл. художник засл. деят. иск-в РСФСР А. Ф. Лушин. Балетная труппа театра гастролировала во Франции, Венгрии, Югославии, Финляндии, в Лат. Америке, Японии и др., оперная - в ГДР. В 1964 театру присвоено звание - академический. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1969). С. А. Ценин.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, циклы концертов и спектаклей,объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжеств, обстановке. M. ф. различны по продолжительности (от неск. дней до полугода) и содержанию. Существуют M. ф. монографические (поев, музыке одного композитора), тематические (поев, определённому жанру, эпохе или стилистич. направлению), исполнит, иск-ва и др. Фестивали организуются гос. и местными властями, филармониями и муз. об-вами, в капиталистич. странах - также фирмами и частными лицами. M. ф. проводятся регулярно (ежегодно, раз в 2-4 года) или в связи с к.-л. торжеств, событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся муз. традициями, либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов.

M. ф. зародились в Великобритании (Лондон, 1709) и сначала были связаны с церковной музыкой. Со 2-й пол. 18 в. проводились во многих странах центр. Европы, преим. в Германии. Распространение получили M. ф. в 20 в., особенно с сер. 40-х гг. Наиболее крупные из них способствуют пропаганде муз. иск-ва, развитию культурных связей между народами. Вместе с тем ряд M. ф. в бурж. странах остаётся недоступным для широких кругов вследствие высоких цен на билеты и носит элитарный характер; нек-рые фестивали проводятся с рекламными целями (для привлечения туристов). Наиболее известные M. ф.- Зальцбургский фестиваль, "Венские музыкальные недели" (Австрия), Глайнд-борнский и Эдинбургский M. ф. (Великобритания), "Будапештские музыкальные недели" (Венгрия), "Берлинские фестивальные дни" (ГДР), Датский королевский M. ф., "Флорентийский музыкальный май", "Фестиваль двух миров" (Италия), Нидерландский M. ф., "Варшавская осень" (Польша), Фестиваль им. Дж. Энеску (Румыния), "Неделя Сибелиуса" (Финляндия), Бе-зансонский фестиваль (Франция), "Пражская весна", "Братиславские музыкальные празднества" (Чехословакия), "Международная фестивальная неделя" (Швейцария), "Дубровницкие летние игры", "Охридское лето" (Югославия). В 60 - нач. 70-х гг. стали популярными фестивали эстрадного иск-ва и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 150 (1973).

В СССР первые M. ф. устраивались в 30-х гг. в Ленинграде. Большое распространение M. ф. получили с кон. 50-х гг. В 1957 были организованы фестивали сов. музыки Латвии, Литвы и Эстонии, "Закавказская весна". С 1962 проводится первый в СССР Всесоюзный фестиваль совр. музыки в г. Горьком, с 1964 - M. ф. "Московские звёзды" и "Русская зима" в Москве, "Белые ночи" в Ленинграде, а также M. ф. общесоюзного, респ. и местного масштабов.

M. M. Яковлев.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЩИК, механический заводной муз. инструмент; усовершенствованная разновидность муз. шкатулки. См. Механические музыкальные инструменты.


МУЗЫКОВЕДЕНИЕ, наука о музыке, одна из областей искусствознания. Марксистско-ленинское учение даёт прочную базу для построения подлинно науч. M., изучающего закономерности, явления и процессы развития муз. иск-ва в их объективной обусловленности, в многообразных связях с различными сторонами обществ, жизни. Рассматривая музыку как одну из форм обществ, идеологии, подчинённую общим законам социального развития, марксистско-ленинское M. вместе с тем требует глубокого и внимательного изучения её конкретной специфики. Науч. материалистич. познание и объяснение музыки даёт возможность активно воздействовать на муз. практику и вооружает творческих работников муз. иск-ва ясным пониманием задач и путей к их осуществлению.

Отрасли M.- теория музыки, история музыки, муз. этнография, муз. критика. Музыкальная акустика, изучающая аку-стич. предпосылки муз. иск-ва, и муз. психология, изучающая психологию муз. творчества и восприятия, входят в M. как самостоят, разделы и вместе с тем являются частью физики (муз. акустика) или психологии (муз. психология). В 60-70-е гг. 20 в. выделилась как особая дисциплина муз. социология, изучающая конкретные формы жизни музыки в обществе.

Теоретическое M. исследует: вопрос о способах отражения действительности в музыке, осн. закономерности музыки, установившиеся в процессе её ист. развития (в этом смысле оно сближается с эстетикой); композиц. средства и приёмы, имеющие как общее значение для всего муз. иск-ва, так и частное, в пределах к.-л. одного ист. периода. Изучению отд. элементов музыки посвящены такие муз.-теоретич. дисциплины, как мелодика (см. Мелодия), ритмика (см. Ритм), метрика (см. Метр), гармония, полифония, инструментовка, учение о муз. формах (см. Музыкальная форма). Эти дисциплины имеют не только теоретич., научно-познават. значение, но и представляют основу для выработки композиторской техники и практич. овладения различными средствами муз. выразительности. Целостное изучение конкретного муз. произв. на основе совокупных данных отд. теоретич. дисциплин определяет сущность метода и предмета особой дисциплины - анализа муз. произведений, рассматривающего форму и содержание произведения в их единстве. К области теоретич. M. относятся также научно-методич. дисциплины, разрабатывающие принципы муз. исполнения (сольного и хорового пения, дирижёрского иск-ва, игры на различных инструментах) и развития муз. слуха (сольфеджио).

Историческое M. имеет целью воссоздание целостной картины развития муз. культуры в тесной взаимосвязи различных её сторон и в зависимости от изменения условий жизни общества.

В исследовании явлений муз. творчества история музыки опирается на данные муз.-теоретич. анализа. Вместе с тем выводы теоретич. M. не могут быть достаточно полными и научно обоснованными без учёта ист. обусловленности изучаемых явлений. Глубокая, органич. связь теории и истории является одним из основных методологич. требований марксистско-ленинского M.

Наряду со всеобщей историей музыки, охватывающей историю муз. культуры всех времён и народов и выясняющей общие закономерности муз.-историч. процесса на различных ступенях развития человеческого общества, историческое M. включает в себя историю музыки отд. народов и стран, историю жанров и форм музыки (напр., оперы, симфонии, сонаты), видов исполнительского иск-ва (пианизма, скрипичного иск-ва и т. п.), отдельных областей M. (напр., история учения о гармонии).

Изучение нар. музыки (муз. фольклора) входит как необходимая и органич. составная часть во всеобщую историю музыки, так же к