загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

Москва,-22.4.1943, Иркутск], русский советский писатель. Род. в дворянской семье (отец - проф. истории воен. иск-ва). Окончил физ.-матем. ф-т Петерб. ун-та (1901). Автор романов из истории революц. движения в России: "На крови" (1927) - о Революции 1905-07, "Партионцы" (1932) - о народовольцах, "Накануне. 1917 год" (1937) и др. Известность приобрёл его роман о H. Э. Баумане "Грач, птица весенняя" (1937; под назв. "Бауман", 1936). Книги "Крыша мира" (1925) и "Чёрный Магома" (1932) поев, жизни народов Cp. Азии и Кавказа.

Соч.: Союз тяжёлой кавалерии, M.- Л., 1929; Без себя, М.-Л., 1930; Откровенные рассказы полковника Платова..., M., 1935.

Лит.: Шмаков А., Путь писателя, "Звезда Востока", 1948, № 5; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.

МСТИСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, одно из удельных княжеств Смоленской земли; возникло в кон. 12 в. с центром в г. Мстиславле (на р. Вихра - притоке Сожа). Занимало юж. часть Смоленской земли. Первым князем был Мстислав (от его имени и получило название M. к.) - сын смоленского князя Романа Ростиславича. В 1358 M. к. было захвачено литовским кн. Ольгердом Гедиминовичем; с 1514 находилось во владении Польши. В 1569 было преобразовано в воеводство. В 1772 территория M. к. отошла к России.


МТАВАРИ, Mтавары (груз.- главный, старший), крупные феодалы, занимавшие важные гос. посты в феод. Грузии. В 16-18 вв. M. превратились в наследств, правителей полунезависимых областей Зап. Грузии (Абхазия, Мегрелия, Сванети, Гурия).

MTBAPA (Mtwara), город в Танзании, адм. ц. области Мтвара. 20,4 тыс. жит. (1967). Порт на берегу Индийского ок. Вывоз орехов кешью, сизаля, арахиса, продуктов кокосовой пальмы, древесины. Торг, центр с.-х. р-на. Мельницы, крупорушки, з-д по очистке орехов кешью.

МТИУЛЫ, грузины, живущие на терр. историч. области Грузии Мтиулети (зап. часть совр. Душетского р-на Груз. CCP). В прошлом представляли собой этнографич. группу, говорили на мтиульском диалекте груз, языка и отличались некоторыми особенностями культуры и быта.

MTC СИСТЕМА ЕДИНИЦ (MTS система), система единиц физ. величин, осн. единицами к-рой являются: метр, тонна (ед. массы), секунда. Была введена во Франции в 1919, в СССР - в 1933 (отменена в 1955 в связи с введением ГОСТа 7664-55 "Механические единицы"). MTC с. е. была построена аналогично применявшейся в физике CTC системе единиц и предназначалась для практич. измерений; с этой целью были выбраны большие по размеру единицы длины и массы. Важнейшие производные единицы: силы - стен (CH), давления - пьеза (из), работы - стен-метр, или килоджоуль (кдж), мощности - киловатт (кет).

Лит. см. при ст. Система единиц.

МУАВИЯ I (г. рожд. неизв.- ум. 680), основатель и первый халиф династии Омейядов. Происходил из аристократии племени курейш. С 639 наместник Сирии. В 657 вступил в борьбу с халифом Али и после убийства последнего хариджитами был признан в 661 халифом. Сделал власть халифов наследственной. При M. столицей халифата Омейядов стал Дамаск.

Лит.: Беляев E. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье, M , 1965 (см. указатель имён).

МУАВР (Moivre) Абрахам де (26.5. 1667, Витри-ле-Франсуа,- 27.11.1754, Лондон), английский математик. По происхождению француз. Чл. Лондонского королев, об-ва (1697), а также чл. Парижской и Берлинской АН. M. нашёл правила возведения в n-ю степень и извлечения корня n-й степени для комплексных чисел (см. Муавра формула). Исследовал степенные ряды, названные им возвратными; первый пользовался возведением в степень бесконечных рядов. M. и Дж. Стирлингу принадлежит асимптотич. представление n!, носящее назв. Стирлинга формулы. В теории вероятностей M. доказал частный случай т. н. Лапласа теоремы.

Лит.: Cantor M., Vorlesungen uber Geschichte der Mathematik, 2 Aufl., Bd 3, LDZ., 1901.

1709.htm
МУАР (Миаг), Бандар-Махарани, город в Малайзии, в штате Джохор. 39,1 тыс. жит. (1957). Порт на берегу пролива Малакка, в устье р. Муар. Вывоз каучука, кокосовых орехов, бананов. Рыболовство.

МУАР, муаре (франц. moire, moire), 1) плотная шёлковая или полушёлковая ткань с разводами, переливающаяся (на свету) разными оттенками. Служит для шитья платьев, отделки, изготовления лент. 2) Бумага с тиснёным узором на поверхности. 3) Чередующиеся тёмные и светлые полосы на оттиске при неправильном изготовлении автотипного клише.

МУАССАН (Moissan) Анри (28.9.1852, Париж,- 20.2.1907, там же), французский химик, чл. Парижской АН (1891). Проф. Парижской высшей фармацевтич. школы (1887-1900) и Парижского ун-та (с 1900).

А. К. Мубаряков.

M. Я. Мудров.

M. впервые получил свободный фтор (1886) и изучил свойства фтора и его соединений. Сконструировал электрич. дуговую печь, в к-рой получил карбиды кальция (1892), калия, натрия (1894) и др. Электротермич. путём получил молибден (1895), вольфрам (1897) и др. Эти работы M. способствовали развитию электрометаллургии и электротермии. Нобелевская пр. (1906). Иностр. чл.-корр. Петерб. АН (1904).

Лит.: Hommage и Henri Moissan, Р., 1932 (имеется список трудов M.).


МУБАРЯКОВ Арслан Котлыахметович (р. 15.12.1908, дер. Асы, ныне Архангельского р-на Башк. АССР), башкирский советский актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1955). Чл. КПСС с 1941. В 1931 окончил театр, отделение Техникума иск-в (Уфа). С 1928 (с перерывом) в труппе Башк. театра драмы им. M. Гафури (Уфа), в 1937-39 и 1951-54 гл. режиссёр. M. обладает большим сценич. обаянием и темпераментом, его иск-во глубоко народно и реалистично. Лучшие роли: Шатмурат, Салават Юлаев ("Карлугас" и "Салават" Бикбая), Худайбердин ("На берегу Белой" Нигмати), Отелло ("Отелло" Шекспира), Протасов ("Живой труп" Толстого), Войницкий ("Дядя Ваня" Чехова), Дусмет Ярлыкапов ("Неспетая песня" Карима). Создал образ В. И. Ленина в спектаклях "Человек с ружьём" и "Третья патетическая" Погодина. Постановщик спектаклей: "Карлугас" Бикбая (1938), "Тальян гармонь" Ахметшина (1951), "Не называя фамилий" Минко (1953) и др. Автор неск. пьес. Снимался в кино ("Салават Юлаев", 1941, и др.). Деп. Верх. Совета Башк. АССР 1-4-го созывов. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Эхмэтшин F., Арслан Мвбэраков, бфо, 1963.


MУБЕРГ (Moberg) Карл Артур Вильхельм (20.8. 1898, Альгутсоуда, Смоланд,-8.8.1973), шведский писатель. Сын крестьянина. Лит. деятельность начал в 1920. В реалистич. творчестве M. показаны процесс расслоения швед, крестьянства, наступление капитализма на деревню: "Раскены" (1927), дилогия "Далеко от шоссе" (1929), "Связанные руки" (1930). В автобиографич. трилогии "Плохо по поведению" (1935), "Бессонница" (1937) и "Дайте нам землю" (1939) M. призывал горожан вернуться к земле как к источнику личной свободы. Антифаш. тема определила пафос ист. романа "Скачи в ночь!" (1941), романа "Солдат со сломанным ружьём" (1944). Автор цикла романов об эмиграции швед, бедноты в Америку: "Эмигранты" (1949), "Последнее письмо в Швецию" (1959) и др. Опубл. социально-психологич. пьесы: "Жена" (1928), "Насилие" (1933), "Судья" (1957, рус. пер. 1960), комедии "Сказочный принц" (1962, рус. пер. 1967) и др., а также роман "Миг на Земле" (1963), ист. труд "Моя шведская история" (т. 1-2, 1970).

С о ч.: Dramatik, [bd 1-3], Stockh., 1957; Forradarland, Stockh., 1967; в рус. пер.- Засуха, в сб.: Шведская новелла XIX-XX вв., M., 1964.

Лит.: Martensson S., Vilhelm Moberg. En biografi, [Stockh., 1956]; Vilhelm Moberg - en vanbok, Stockh., 1973.

А. А. Мацевии.


МУВАЙЛИХИ Мухаммед (1868, Каир,- 1930), египетский писатель. Учился в аристократич. колледже, посещал мусульм. ун-т аль-Азхар в Каире. Жил в Италии и Франции (Париж), где помогал Джемалъ-ад-Дину аль-Афгани издавать газ. "аль-Урва аль-Вуска". В Стамбуле занимался изданием "Послания об отпущении грехов" Абу-ль-Ала аль-Маарри. Возвратившись в Каир, редактировал ряд газет и журналов, публиковал в них статьи против англ. оккупации. В основном своём произв.- сатирич. романе "Рассказ Исы ибн Хишама" (1907) он пытался сочетать стиль макамы и европ. новеллы. Здесь даётся широкая картина обществ, жизни Египта, вскрываются пороки различных слоев общества.

Лит.: Абдаль-Азиз аль Б а шр и, Мухаммед бей аль-Мувайлихи, Каир, 1927; Заки M у бара к, Хадис Иса Ибн Хишам ли Мухаммед аль-Мувайлихи, Каир, 1943; Шауки Дайф, аль-Адаб аль-араби аль-муасир, ч. 1, Каир, 1957. Д. А. Баширов.


МУГАМ, 1) лад в азерб. нар. музыке. Насчитывается свыше 70 ладов-М., каждый из к-рых обладает своими особенностями и носит определённое название (раст, шур, сегях и др.). Гаммы нек-рых M. включают увелич. секунды; многие из них занимают более октавы, причём отд. ступени звукоряда в соседних октавах представлены различными звуками (напр., си в нижней и си-бемоль в верхней). 2) Жанр нар. и проф. музыки Азербайджана и Нагорного Карабаха, вокально-инструм. циклич. пьеса, выдержанная в одном из ладов-М. и носящая соответств. название (раст, щур и т. п.). В M. чередуются импровизационные, танц. и песенные разделы. Ряд M. обработан для оркестра А. Г. Тер-Гевондя-ном, Ф. Амировым, Ниязи, С. Э. Алескеровым и др.


МУГАНСКАЯ РАВНИНА, Mуганская степь, участок Кура-Араксинской низменности к Ю. от места слияния Куры и Аракса, в Азерб. CCP. Юго-зап. часть - в Иране. На Ю. M. р. постепенно сливается с Ленкоранской низменностью. Представляет собой аллювиальную равнину, б. ч. лежащую ниже ур. м. Почвы серозёмные, лугово-серозёмные и серо-коричневые, луговые, иногда засоленные. Растительность полупустынная - полынь, солянки, эфемеры. M. р. орошают каналы им. Ленина, Московский, им. Азизбекова и др. Посевы хлопка; зимние пастбища.


МУГЕМ, кухонные кучи эпохи мезолита (тарденуазской культуры) в Португалии, в долине р. Тежу (Тахо). Оставлены племенами первобытных охотников и собирателей. Открыты в 1863 португ. археологом Ф. Перейра да Кошта. Раскопками обнаружены многочисл. раковины морских моллюсков, кости диких животных современных видов и домашней собаки, примитивные костяные орудия, микролиты (гл. обр. в форме трапеций и треугольников). В основании куч найдено св. 200 человеческих погребений (б. ч. женщины и дети) той же эпохи. Часть находок из ниж. слоев датируется радиоуглеродным методом 5300 лет до н. э.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Ob е rm a i e r H., Fossil man in Spain, New Haven, 1924.

МУГОДЖАРЫ, горы в Актюбинской обл. Казах. CCP. Протягиваются с С. на Ю. на 200 км, шир. до 30 км. Вые. до 657 м (г. Большой Боктыбай). Являются южным продолжением Урала. Начинаются на С. узким горным кряжем, к-рый затем разделяется на 2 почти параллельных хребта, между к-рыми располагается слабоволнистая Алабасская котловина шир. 15-20 км. Хребты в нек-рых местах соединяются небольшими кряжами. Юж. часть Зап. хребта наиболее высокая, сильно расчленена. Вост. хребет - цепь сглаженных сопок, расчленённых притоками р. Иргиз. Сложены кварцитами, кристаллич. сланцами, гнейсами, гранитами, углистыми сланцами, песчаниками и конгломератами до-кембрийского и палеозойского возраста. Климат M. резко континентальный, зима холодная, малоснежная, со ср. темп-рой января -14 0C; лето сухое и жаркое, ср. темп-pa июля 24 0C. Годовое кол-во осадков 200-250 мм. На зап. склоне M. берут начало pp. Эмба, Орь (басе. Каспийского моря), на вост.- правые притоки Иргиза (бессточный басе.); нек-рые из них летом пересыхают. Сев. часть M. покрыта щебнистыми и каменистыми дерновинно-злаковыми степями (ковыль, типчак, овсец), к Ю. они переходят в злаково-полынные степи и полупустыни (полынь, толстолистник колючий). Встречаются заросли кустарников из спиреи, караганы. Имеются хорошие весенне-летние пастбища, являющиеся кормовой базой крупных овцеводч. X-B. Месторождения меди, никеля и др. полезных ископаемых, на базе к-рых развита горно-доб. пром-сть. E. В. Ястребов.

МУГРЕЕВСКИЙ, посёлок гор. типа в Южском р-не Ивановской обл. РСФСР. Расположен на левобережье р. Лух (басе. р. Оки), в 105 км к Ю.-В. от ж.-д. станции Шуя (на линии Иваново - Новки). Добыча торфа.


МУДАНИЙСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1922, подписано 11 окт. в Муданье (Mudanya, Турция) представителями Великого нац. собрания Турции, с одной стороны, и Великобритании, Франции и Италии - с другой; 13 окт. к M. п. присоединилась Греция. M. п. завершило нац.-освободит. войну тур. народа против империалистич. интервенции (см. Греко-турецкая война 1919-22, Кемалистская революция). Предусматривало немедленную эвакуацию греч. войск из Вост. Фракии до р. Марицы; временное, до заключения мирного договора, оставление войск союзников в Стамбуле и зоне Черноморских проливов. Действовало до заключения Лозаннского мирного договора 1923.

МУДАНЬЦЗЯН, река на С.-В. Китая, прав, приток р. Сунгари (басе. Амура). Дл. 700 км (по др. данным, 550 км), пл. басе. ок. 40 тыс. км2. Берёт начало в горах Муданьлин, б. ч. течения в Маньчжуро-Корейских горах. Весен-не-летнее половодье, зимняя межень. Cp. расход воды в ср. течении (у г. Муданьцзян) - 181 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. В верховьях - водохранилище Цзинбоху, ГЭС. Судоходство на джонках. Сплав леса. На M.- гг. Дуньхуа, Нинъань, Муданьцзян, Илань.


МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян. Ок. 300тыс.жит.(1970). Ж.-д. узел, пристань на р. Муданьцзян. Один из крупных центров лесозаготовок и деревообработки. Имеются пищ., хим., бум., текст, и маш.-строит, предприятия.


МУДЕХАР (исп. mudejar), стиль исп. зодчества 11-16 вв., в к-ром композиционные приёмы готики (а позднее ренессанса) сочетались с чертами мавританского искусства. Для построек стиля M. характерны: узорчатая кирпичная кладка, подковообразные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане звезду, потолки артесонадо, богатый декор из цветных изразцов и резьбы по алебастру и стуку.

Лит.: Torres В а 1 1 a s L., Arte almohade. Arte nazari. Arte mudejar, Madrid, 1949 (Ars Hispaniae, V. 4).


МУДЕХАРЫ (исп., ед. ч. mudejar, от араб. мудаджан - приручённый, домашний), мусульманское население, к-рое оставалось на терр. Пиренейского п-ова, отвоёванной исп. гос-вами в ходе Реконкисты. Первоначально M. было разрешено сохранять свои земли, законы и обычаи, исповедовать ислам. В ряде мест, однако, в нарушение договоров M. подвергались преследованиям (в частности, им предписывалась особая одежда, выделявшая их из остального населения). С падением в 1492 эмирата Гранады их насильственно стали обращать в христианство. С этого времени они известны как мориски.


МУДЖАХИДЫ (от арабо-перс. муджахид - борец за веру, за правое, священное дело), члены нелегального революц.-демократич. об-ва в Иране, созд. в 1905 и игравшего активную роль в Иранской революции 1905-11, особенно в Тебриз-ском восстании 1908-09 и революц. перевороте в Реште 1909. Орг-ции M. состояли в основном из представителей мелкой буржуазии, рабочих и крестьян. Программа M. (принята в 1907) требовала бурж.-демократич. свобод, конфискации шахских и выкупа ханских земель и раздела их между крестьянами, 8-час. рабочего дня, отмены налогов с неимущих и т. д. M. создавали отряды федаев - осн. вооруж. силу революции. Через с.-д. группу "Гуммет" были связаны с большевиками Закавказья. Во время подавления революции в 1911 орг-ции M. были разогнаны. В Алжире M - участники нац.-освободит, войны 1954-62, борцы за независимость.


МУДЖИБУР PAXMAH, Шейх Муджибур Рахман(р. 17.3.1920, дер. Тонгипара, окр. Фаридпур, Вост. Бенгалия), гос. и политич. деятель Бангладеш. Окончил Исламский колледж в Калькутте в 1947. В 1938-47 активно участвовал в антиколониальном движении. В 1943-47 чл. Совета Мусульм. лиги Бенгалии. После создания Пакистана (1947) активный участник бенг. нац. движения в Вост. Бенгалия (образовавшей пров. Вост. Пакистан). Участник движения в защиту мира. Неоднократно подвергался репрессиям. В 1949 - один из организаторов партии Авами лиг (Народная лига); в 1952-58 ген. секретарь её восточнопакист. орг-ции; в 1966 - янв. 1974 пред, партии. В 1954 избран депутатом Законодат. собрания

Вост. Пакистана, в июне 1953 депутатом Учредит, собрания Пакистана. В 1956- 1957 мин. труда, пром-сти и торговли провинциального пр-ва Вост. Пакистана. В 1966 выступил с программой предоставления Вост. Пакистану полной региональной автономии. В дек. 1970 избран в Нац. ассамблею Пакистана. В нач. 1971 возглавил бенг. нац. движение в Вост. Пакистане и кампанию гражд. неповиновения, требуя отмены воен. режима и передачи власти избранному народом парламенту. 26 марта 1971 арестован пакист. воен. властями; 6 янв. 1972 освобождён. 12 янв. 1972 стал премьер-мин, пр-ва независимой Народной Республики Бангладеш (образовавшейся в 1971 в вост. части Пакистана). Пр-во M. P. наметило широкую программу прогрессивных социально-экономич. реформ, в области внеш. политики оно провозгласило принципы неприсоединения и развития дружбы и сотрудничества со всеми миролюбивыми гос-вами. В марте 1972 M. P. посетил с офиц. визитом СССР. В апр. 1974 приезжал в СССР на лечение.

МУДЖТАХИД (араб.- ревностный, прилагающий усилия), мусульм. богослов и законовед, обладавший в ср. века иджтихадом (правом самостоят, толкования религ.-правовых вопросов). В суннизме M.- основатель и глава мазхабов (богословско-юридич. школ). В шиизме - представитель наиболее влиятельных кругов высш. шиитского духовенства (перс. моджтехед).


МУДРОВ Матвей Яковлевич [23.3(3.4). 1776, Вологда,-8(20).7.1831, Петербург]) русский врач, один из основателей рус. клинич. школы. В 1800 окончил мед. факультет Моск. ун-та. С 1809 проф. этого ун-та и директор клинич. ин-та, проф. (1813-17) Моск. отделения Медико-хирургич. академии. Впервые в России ввёл методику науч. опроса больного и составление истории болезни, разработал схему клинич. исследования пациентов. Указывал, что лечить следует не болезнь, а больного (пропагандировал индивидуализацию терапии). Подчёркивал, что осн. задача врача - распознавание и определение причин заболевания, проведение комплексных леч.-профилактич. мероприятий. M.- один из основателей воен. гигиены. Внёс значит, вклад в развитие высшего мед. образования - ввёл практич. занятия для студентов по патологич. и сравнит, анатомии и т. д. Ст. врач Центр, комиссии по борьбе с эпидемиями. Принимал непосредств. участие в борьбе с эпидемиями холеры в Саратове (1830-31) и Петербурге (1831), где умер от холеры.

Соч.: Избр. произв., M., 1949.

Лит.: Смотров В. H., Мудров, M., 1947. П. E. Заблудоеский.

МУДРОССКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1918, подписано 30 окт. представителями Великобритании и султанского пр-ва Турции на борту англ, крейсера "Агамемнон" в порту Мудрое (греч. Mudros, о. Лемнос) после поражения Турции в 1-й мировой войне 1914-18. Предусматривало: открытие Черноморских проливов для воен. флотов Антанты с предоставлением союзникам права оккупировать форты Босфора и Дарданелл; капитуляцию остатков тур. войск в Хиджазе, Ираке, Сирии, Йемене и вывод их из Ирана, Киликии, Закавказья; оккупацию союзниками т. н. 6 арм. вилайетов "в случае беспорядков в одном из них" и вообще любого стратегич. пункта в Турции, если союзники сочтут это необходимым по соображениям своей "безопасности". Эти и др. условия M. п. имели целью подготовить окончательный раздел Турции, а также использовать её терр. как плацдарм для антисоветской интервенции. Нац.-освободит, борьба тур. народа воспрепятствовала реализации M. п. и завершилась подписанием Муданийского перемирия 1922, а затем - Лозаннского мирного договора 1923.

"МУДРОСТЬ БАЛАВАРА" ("Балавариани"), грузинская версия известного в мировой лит-ре произв. о Варлааме и Иоасафе. Содержит христианизированную историю жизни Будды. Груз, версия сохранилась в двух редакциях: пространной (9-10 вв.) и краткой (11 в.). Обработал и перевёл с груз, на греч. яз. Евфимий Ивер (Афонский) (955- 1028). В России произв. бытовало под назв. "Повесть о Варлааме и Иоасафе" (пер. с греч. яз. 1637 и 1680).

Тексты: Балавариани. Мудрость Балавара, Тб., 1962; The Balavariani. (Barlaam and Josaphat). L., 1966.

Лит.: Нуцубидзе Ш., К происхождению греческого романа "Варлаам и Иоасаф", Тб., 1956. M. Я. Чиковани.

МУДЬЮГА, посёлок гор. типа в Онежском р-не Архангельской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Беломорск - Обозерская. Предприятия ж.-д. транспорта, лесозаготовки.


MУЕЗЕРСКИЙ, посёлок гор. типа, центр Муезерского р-на Карельской АССР. Ж.-д. станция (Муезерка) на линии Суоярви - Юшкозеро, в 375 км к С.-З. от Петрозаводска. Лесозаготовки.

МУЖЕЛОЖЕСТВО, половое извращение, заключающееся в половых сношениях мужчины с мужчиной (обычно при гомосексуализме, реже-ситуационные). Сов. уголовное право устанавливает уголовную ответственность за M., к-рое относится к числу преступлении против личности (напр., УК РСФСР, ст. 121). Наказывается лишением свободы на срок до 5 лет; при отягчающих вину обстоятельствах (напр., вовлечение в M. несовершеннолетних) - на срок до 8 лет.

МУЖОЦИЯ (Mougeotia), род широко распространённых зелёных водорослей из порядка зигнемовых подотдела конъюгат, объединяющий ок. 80 видов. Живут в пресных водоёмах, где нередко образуют "тину". Микроскопич. неветвящиеся нити M. состоят из одного ряда удлинённых клеток, содержащих по 1-2 пластинчатых хроматофора с 2 и более пиреноидами. Размножаются обрывками нитей, реже неподвижными спорами, после конъюгации - зиготами.

Мужоция: а -клетка с хроматофором; б - конъюгация.


МУЖСКАЯ MATKA (uterus masculinus), часть мочеполовой системы у самцов нек-рых позвоночных (напр., акуловых рыб, млекопитающих). Развивается у зародышей из нижней части мюллерова канала. У млекопитающих обычно имеет небольшую двурогую полость, открывающуюся в мочеполовой канал рядом с семяпроводами и предстательной железой. У ряда приматов, грызунов, зайцеобразных и др. M. м. превращается BT. н. мешочек предстательной железы ("семенной пузырёк"), наполняемый её секретом в период половой активности. У нек-рых зубатых китообразных M. м. теряет свчзь с полостью мочеполового канала и сохраняется в виде тяжей или замкнутых неправильной формы полостей, заполненных лимфой.

МУЖСКИЕ ДОМА, общественные постройки, служившие в первобытном обществе коллективным жилищем для холостых (реже для всех) мужчин деревни, а также местом мужских собраний, обрядов, приёма гостей. M. д. или их пережитки известны у народов всех континентов.

Мужской дом на о. Палау (Микронезия). Начало 20 в.

Как и менее распространённые дома девушек, они связаны с половозрастным делением первобытного общества и, возможно, восходят к раздельному проживанию полов в ранней родовой общине. Особенно большое значение M. д. получили при переходе от материнского к отцовскому роду, когда они стали центрами деятельности мужских союзов.

МУЖСКИЕ СОЮЗЫ, общественный институт, возникший, по-видимому, на стадии перехода от материнского к отцовскому роду как организация мужчин для борьбы за преобладающее положение в обществе. M. с. имели своих руководителей, тайные языки, обряды, религ. церемонии. В процессе разложения первобытнообщинного строя поздние M. с. (их иногда наз. тайными обществами) часто становились зародышевыми органами гос. власти. M. с. получили широкое развитие в Меланезии и Зап. Африке, известны в Микронезии и Америке, а в пережитках также у ряда древних (напр., спартанцы) и совр. (нуристанцы и др.) народов.


МУЗАЕВ Нурдин Джамалдинович [р. 2 (15). 10. 1913, сел. Белгатой, ныне Шалинского р-на Чеч.-Ингуш. АССР], чеченский советский поэт. Чл. КПСС с 1940. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1953 окончил ист. ф-т Киргизского пед. ин-та. Печатается с 1930. Ранние стихи M. написаны под влиянием В. В. Маяковского. В пьесе "Росток нашей эпохи" (1933) показано колх. строительство в Чечено-Ингушетии. Автор сб-ков стихов "Шаг на верном пути" (1934), "Избранные стихи и поэмы" (1956), "Знойные мечты" (1966), ч Журчание ручейка" (1968), романа в стихах "Говорит Селим" (1957, рус. пер. 1958), поев, борьбе чеченского народа против феодалов и царского произвола. В 1960 опубл. роман "Марш смелых", в 1971 - роман "Сила мечты" о совр. рабочем классе Чечено-Ингушетии. M. - автор пьес, работы "Чеченская литература на путях социалистического реализма" (1963, на рус. яз.). Перевёл соч. А. С. Пушкина, T. Г. Шевченко, Ш. Руставели, У. Шекспира.

Соч.: Мекхаш-Мирза, Грозный, 1940; Къонахийя болар, дакъа, 1 - 2, Грозный, 1960; Довха дегнаш, Грозный, 1961; в рус. пер.- Горсть земли, M., 1960; Неизбежность, M., 1965; Продолжение песни, M , 1967. Ю. Б. Розенблюм.


МУЗАРТ (тюрк.- ледяной перевал), перевал между отрогами хребтов Меридионального и Халыктау в Вост. Тянь-Шане (Китай). Вые. 3602 м. Через перевал по ущельям и леднику M. проходит вьючная тропа, к-рая соединяет кратчайшим путём гг. Кульджа и Аксу.

МУЗАФФАРПУР, город в Сев. Индии, в шт. Бихар, на р. Бурхи-Гандак (басе. Ганга). 127 тыс. жит. (1971). Трансп. узел. Торг, и кустарно-ремесл. центр.

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, музеология, научная дисциплина, изучающая происхождение музеев, их обществ, функции, вопросы теории и методики музейного дела.

Предметом M. являются изучение закономерностей, связанных с социальной обусловленностью возникновения и функционирования музеев; изучение особых сторон первоисточников, сосредоточиваемых в музеях в соответствии с их специализацией, а также особых аспектов в развитии явлений природы и обществ, жизни. T. о., M. изучает систему музеев и собственно музей как исторически обусловленный обществ, институт, его внутр. организацию, зависящую от социальных условий и состояния профильных дисциплин. M. исследует социальные функции музеев, проявляющиеся в комплектовании первоисточников, неразрывно связанном с изучением природы и общества, в науч. документировании, исследовании и хранении музейных предметов, создании экспозиций и выставок как характерных форм науч. популяризации, в научно-просве-тит., идейно-воспитат. деятельности. С последней функцией связано также изучение психолого-педагогич. вопросов (в частности, воздействие музея на посетителя). Музееведческое исследование первоисточников - музейных предметов - преследует цели наиболее полного выявления их коммуникативных функций; определения режимов хранения, методов консервации, реставрации; всестороннего документирования и подготовки источников для оптимального науч. и образовательно-воспи-тат. использования; раскрытия экспрессивных возможностей музейных предметов, т. е. определение эмоционального заряда источника и возможности его использования при экспонировании и в различных видах массовой работы. Особый аспект в изучения природы и обществ, жизни в M. сказывается в определении явлений, документируемых музеем, и отборе для фондового хранения и последующего использования первоисточников, отражающих существенные стороны явлений, входящих в круг профильных интересов музея. Это находит выражение в исследовании-комплектовании музейных предметов.

Сов. M., опираясь на марксистско-ленинскую методологию, использует разнообразные исследовательские приёмы. Характерное для советского M. активное документирование процессов особенно чётко проявляется при документировании живых, действующих обществ, систем, и особенно эпохи социализма. Сов. музееведы разрабатывают методические вопросы экспозиционной, фондовой, научно-просветительной деятельности музеев, причём впервые в мировой практике теоретически обоснованы принципы комп-лексно-тематич. экспозиции, проблемы исследования, комплектования и экспонирования памятников новейших эпох.

M. применяет приёмы полевого исследования и систематич. непосредственного наблюдения, социологич. методы в процессе комплектования музейных предметов, изучения посетителей и т. д., использует разнообразные методы, применяемые обществ, и естеств. науками, в т. ч. взаимную документацию, сравнит, анализ, типологизацию, а также рентгенографию, спектрографию, химич. анализ (в консервации и реставрации) и эксперимент (в экспозиции).

В структуру M. входят: теория музейного дела; история музейного дела, включая музееведческую историографию; музейное источниковедение; науч. методика всех специфич. сторон деятельности музеев и музееведческого исследования.

Объективная сложность M. предопределяет множественность его связей с др. науками. M. связано как с общественными, так и с естественными науч. дисциплинами. Особенно много общности с теми науч. дисциплинами, в т. ч. специальными и вспомогательными, к-рыми определяются профили соответствующих музеев (история, археология, этнография, литературоведение, зоология, геология, искусствознание и др.). Вместе с тем различные дисциплины не механически связаны с M., а интегрированы им как самостоят, отраслью знаний.

Развитие M. находит выражение как во всём многообразии музейной практики, так и в спец. науч. лит-ре (периодич. изданиях, монографиях и пр.). В нач. 70-х гг. в мире издавалось более 150 журналов, полностью либо частично посвящённых вопросам M. Среди них междунар. орган, издаваемый Междунар. советом музеев при ЮНЕСКО,-"Museum", журналы: "Neue Museumskunde" (ГДР), "Muzeal-nictwo" (ПНР), "Музеи и паметници на културата" (НРБ), "Revista muzeelor" (CPP), "Muzejni a vlastivedna prace", "Muzeum" (ЧССР), "The Museums journal" (Великобритания), "Museum news" (США), "Musees de France" (Франция) и др.

В СССР издавались журналы: "Музей" (1923-24), "Казанский музейный вестник" (1920-24), "Советский музей" (1931-40); выходят непериодический сборник "Музейное дело в СССР" (№ 1-5, 1968-73), "Труды НИИ музееведения" (ныне НИИ культуры).

Во MH. странах функционируют музееведческие институты, науч. центры, кафедры M. (музеологии): отдел M. НИИ культуры (СССР), Институт музейного дела (ГДР), кафедры музеологии в ун-тах в Праге, Брно (ЧССР) и др. См. также Музеи.

Лит.: Основы советского музееведения, M., 1955; Силяновска-Новикова Т., Основина музеезнанисто. София, 1972; Diskussionsbeitrage zur Museumswissenschaft, "Neue Museumskunde",B., 1964, H. 3, Beilage.

A. M. Разгон.


МУЗЕИ (греч. museion - место, посвящённое музам, храм муз, от musa - муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естеств. истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. M. сосредоточивают в своих фондах гл. обр. предметы вещественные и изобразит., в т. ч. произведения искусства, вместе с тем в M. хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

Для большинства совр. M. характерно единство исследовательских и образова-тельно-воспитат. функций. Специфич. формы науч. популяризации и воспитат. деятельности M. -экспозиция, выставка.

Совр. науч. классификация M. различает их по типам и профилям. Тип M. определяется его основным обществ, назначением. В соответствии с этим признаком M. делятся на исследовательски-научно- просветительные (абсолютное большинство M.; иногда их называют публичными, массовыми); исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при н.-и. ин-тах, и у ч е б-н ы е. Профиль M. определяется его отношением к определённой отрасли производства, науки, искусства. По профилям M. разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические. Внутренняя специализация наук, искусств, производств находит отражение в профилировании M. Так, к историч. профилю относят M. общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические и др. (см. Исторические музеи)', к искусствоведческому - M. изобразит, искусства, прикладного искусства (см. Художественные музеи), театральные музеи, музыкальные музеи и др.; к техническому - политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта и др.); к естественнонаучному - зоологические музеи, ботанические музеи, геологические и др. Особую группу составляют мемориальные музеи. Кроме M. указанных основных профилей, существуют и комплексные M. Наибольшее распространение имеет сочетание историч. и естественнонаучной специализаций, определяемое для локальных M. как краеведческий профиль (см. Краеведческие музеи).

История возникновения M. как своеобразных обществ, институтов, удовлетворяющих потребности политич., науч., культурного, экономич. характера, уходит в глубокую древность. Предшественники M. появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и обществ, жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйств, целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетич. ценности. Таковы, напр., хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В антич. эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преим. произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.). Разнообразные собрания хранились в визант. соборах и монастырях, а затем (с 13в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Германии и др. стран (предметы, принадлежность к-рых приписывалась "священным лицам" нового христ. пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе M., к-рым были уже присущи нек-рые науч. функции, что было связано, в частности, с Великими геогра-фич. открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Коллекционировались образцы животного и растит, мира, минералы, геодезич. и астрономич. инструменты (< философские инструменты"), предметы, представляющие этнографич. интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания - кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в к-рых сосредоточивались естественнонауч., этнографич. и историко-художеств. редкости. Появились и первые описания M., а также музеологич. теоретич. сочинения. К этому же времени относятся собрания памятников антич. искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в. ), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17-18 вв. формируются многочисл. частные коллекции - исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из к-рых частично в 18 в., а гл. обр. в 19 в. легли в основу гос. нац. M. (см. также ст. Коллекционирование).

В период капитализма усиливаются объективные потребности в развитии M., росте музейной сети с образовательно-воспитат. и науч. функциями. Вместе с тем M. всё активнее используются господствующими классами в целях пропаганды бурж. идеологии. Наиболее развитой сетью M. в капиталистич. странах располагают (на нач. 1970): США (ок. 2000 M.), Италия (св. 1200), Франция (ок. 1000), Великобритания (св. 900), ФРГ (св. 800).

В России M. имеют многовековую историю. В источниках 12-17 вв. содержатся многочисл. сведения о хранении историч. и художеств, ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15-17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16-17 вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославско-му, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый рус. публичный M.- Кунсткамера в Петербурге, в основе к-рой лежали коллекции Петра I. С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук M. превратился в крупное науч. учреждение. В течение 2-й пол. 18- 19 вв. возникли первые местные M. в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского историч. M. (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с произ-вом (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономич. общества, превратившиеся в нач. 19 в. в M.); создавались историко-археологич. M. в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский M., 1831) и др.

Особенно быстро музейная сеть росла с сер. 19 в. M. возникали при статистич. комитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, науч. обществах, ун-тах. Развитие с. х-ва и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных M. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского историч. музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало св. 150 M. (без войсковых, церковно-археологических). MH. музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов. Ведомственная разобщённость, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методич. области тормозили развитие музейного дела.

M. в С С С P. Сов. гос-во превратило M. во всенародное достояние. Правительств, распоряжениями, декретами, постановлениями CHK РСФСР 1917-18 были национализированы крупнейшие частные M., установлен порядок охраны M. и памятников, регистрации и принятия их на гос. учёт, запрещён вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сент. 1918). В ноябре 1917 в Нар-компросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 - Музейный отдел (в 1921 вошёл в состав Главнауки), в ведение к-рого перешли все M. На местах были созданы губернские подотделы по делам M. К науч. руководству M. были привлечены АН, Социалистич. академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчёркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности "в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания". В программе, принятой на 8-м съезде РКП(б) в марте 1919, записано: "Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров". Создание единой гос. музейной сети сопровождалось быстрым ростом числа M., появлением M. новых профилей, прежде всего историко-революционных. Уже в 1920 насчитывалось 394 M. Только за 1918- 1923 было создано более 250 M.

В 1941 в СССР действовал 991 гос. M. Несмотря на огромный урон, нанесённый M. в областях, временно оккупированных фашистами в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, в послевоен. годы сеть M. была не только восстановлена, но и расширена. Особенно показателен рост сети M. в союзных республиках, где до Окт. революции 1917 имелись единичные M. либо вообще их не было (в Груз. CCP было 3 M., в 1972-75 M.; в Арм. CCP был 1 M., в 1972 - 34 M.; в Узб. CCP было 3 M., в 1972-28 M.; в Азерб. CCP не было M., в 1972-38 M. и т. д.). В 1972 (на конец года) функционировали 1190 гос. M. и тысячи школьных и народных музеев, созданных и работающих на обществ, началах. В числе гос. M. 511 крае-ведч., 199 историко-революц. и историч., 171 искусствоведческий, 36 естественнонауч., 242 мемориальных. Все материалы музейного значения входят в состав Музейного фонда СССР.

Министерства культуры, в ведении к-рых находится большинство гос. M., определяют общие принципы развития M. Вопросы теории и основы научной методики деятельности M. разрабатываются методич, центрами при мин-вах культуры союзных республик, головных M. и Отделе музееведения НИИ культуры Мин-ва культуры РСФСР. Сов. M, ведут большую исследоват. и воспитат. работу комплектуют и изучают коллекции, создают науч. документацию, обеспечивают режим хранения и реставрацию музейных предметов, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников; основной формой пропаганды науч. знаний явллются экспозиции, создаваемые на базе марксистско-ленинской методологии и науч, методики, разрабатываемой сов. музееведением. В соответствии с постановлением ЦК КПСС "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся" (май 1964) сов. M. активно осуществляют научно-просветит. образоват. деятельность в разнообразных формах. Важнейшей формой работы с посетителями M. является проведение экскурсий. В 1972 только в гос. M. страны число посещений составило св. 115 млн. (в 1913-5 млн.).

Обширна и разнообразна музейная сеть в др. социалистич. странах, причём бурный рост M. характерен именно для эпохи строительства социализма и отражает общий подъём культуры, стремление нар. гос. власти к всемерному использованию науч. и культурных богатств для осуществления культурной революции. Так, по данным кон. 60-нач. 70-х гг., в ГДР насчитывалось 552 M., в ЧССР - 416, в ПНР - 335, в НРБ - 146, в ВНР - 185, в CPP - 293, в СФРЮ - 302 M.

Развивающиеся страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, создают нац. музейную сеть, призванную содействовать охране науч. и культурно-историч. ценностей, развитию нац. самосознания, культуры и образования народа.

В нач. 70-х гг. в мире насчитывалось св. 12 тыс. музеев. M. мира объединяются между нар. организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Междунар. совет музеев (ИКОМ). В совет входят нац. комитеты музеев, в т. ч. Советский комитет.

О крупнейших M. си. отдельные статьи, сведения о M. содержатся также в статьях о странах, сов. союзных и автономных республиках, авт. областях и нац. округах, краях и областях, столицах и др. адм. центрах.

Лит.: История музейного дела в СССР, [в. 1], "Труды НИ ин-та музееведения", 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2-3, M., 1960-61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4, "Труды НИ ин-та музееведения", 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5, "Труды НИ ин-та музееведения", 1963, в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6 - 7, M., 1968 - 71; Основы советского музееведения, M., 1955; Роль музеев в коммунистическом воспитании трудящихся, M., 1966; Список государственных музеев СССР, M., 1969; Handbuch der Museen und wissen-schaftlichen Sammlungen in der DDR, hrsg. von H. A. Knorr, Halle/Saale, 1963; L о-г еn t z St., Przewodnik po muzeach i zbiorach w Polsce, Warsz., 1971; Museums and galleries in Great Britain and Northern Ireland, L., 1960-68; P о i s s on G., Les musees de France, [2 ed.], P., 1965; Handbook of American museums. Wash.. 1932; "Museum", UNESCO, P., 1948-. A. M. Разгон.


Архитектура музеев. Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были гл. обр. дворцовые галереи 17-18 вв. (напр., Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-67, арх. Ж. Б. M. Валлен-Деламот; илл. см. т. 4, стр, 263) и кунсткамеры (напр., Кунсткамера в Петербурге, 1718-34, арх, Г. И. Маттарнови и др.; илл. см. т. 14, табл. XXII, стр. 320-321). Особый тип музейного здания сложился в 19 в. (Старый музей в Берлине. 1824-28, арх. К. Ф. Шинкель; илл. см. т. 6, табл VIII, стр. 384-385), Как и во дворцах, часто приспособлявшихся для M. (Лувр; илл, см. т. 2, табл, XXVIII, стр. 256-257), в этих зданиях залы обычно располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутр. дворов. Со 2-й пол. 19 в. M. обычно строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотеки, аудитории и т. д.; фасадам придавался парадный облик в классицистич. или нац. стиле, а интерьеры нередко отделывались в стиле экспонируемых предметов. С сер. 20 в. объёмно-планировочные решения зданий M. стали чаще и более органично связываться со спецификой коллекций, нац. традициями и климатич. условиями, гра-достроит. ситуацией. Напр., музей В. Лембрука в Дуйсбурге (1964, арх. M. Лембрук) состоит из 2 зданий, ограничивающих дворик для экспозиции скульптуры на открытом воздухе: в одном из зданий-экспозиция произв. скульптора В. Лембрука, в другом - помещение для периодич. выставок скульптуры 20 в.; новое здание Историч. музея в Ганновере (1967, арх. Д. Эстерлен) включает руины ср.-век. крепости, его малая этажность и уступчатый план подчинены пространств, построению ср.-век. улицы. Общая черта архитектуры совр. M.- гибкость использования внутр. пространства, возможность трансформации осн. помещений и их последующего расширения. Преобладают M. с расположенным в центре здания многосветным залом, объединяющим этажи экспозиции (филиал Центр, музея В. И. Ленина в Ташкенте, 1970, арх. E. Г. Розанов, В. H. Шестопалов и др., инж. В. П. Кричевский и др.). Планировка новых зданий M. нередко представляет возможность как последо-ват. ознакомления со всей экспозицией, так и выборочного осмотра отд. разделов (Антропологич. музей в Мехико, 1965, арх. П. Родригес Васкес, P. Михарес). Часто создаются пространств, эффекты, активизирующие восприятие коллекций; разнообразятся методы группировки и выделения экспонатов с помощью выгородок, смещения этажей, контрастного сочетания пространств, различных по конфигурации, высоте и освещённости. Важную роль в визуально-пространств. организации экспозиц. помещений совр. M. играют комбинированные системы естеств. и искусств, освещения. Совр. мемориальный M. нередко является сложным комплексом, состоящим из собственно мемориальной зоны, где природное окружение становится активным фор-мообразующим фактором, и здания для размещения экспозиции, архит. формы к-рого образно раскрывают её осн. идею и содержание (напр., мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе, 1961-67, арх. О. H. Закаменный и др., скульпторы Л.В. Буковский, Я.Заринь,О.Скарайнис). Распространён и др. тип: на терр. мемориальной зоны или вблизи от неё возводится нейтральное по архитектуре здание (павильон) с экспозиц. помещениями (памятник-музей В. И. Ленина "Шалаш" около пос. Разлив, близ Ленинграда: гранитный памятник-шалаш, 1927, арх. А, И, Гегелло; илл. см, т. 6, стр. 175; павильон-музей - гранит, мрамор, стекло, 1964, арх. В.Д. Кирхоглани и др.). В т.н. музеях под открытым небом связь памятников архитектуры с природным окружением - основополагающий принцип, Для их размещения выбираются участки, наиболее отвечающие представлению о характерном нац. пейзаже. Пространственная композиция терр. M. не только преследует цель этнографически точного воспроизведения традиц. для того или иного народа приёмов планировки деревень, жилых усадеб, культовых, оборонит, и др. сооружений, но и предусматривает возможность отдыха посетителей; экспозиц. помещениями служат обычно сами памятники архитектуры (Латв. этнографич. музей под открытым небом близ Риги; Музей-заповедник нар. деревянного зодчества и этнографии Карел. АССР на о. Кижи).

Лит.: Новые музеи (Обзор), M., 1973 [Центр научно-технической информации по гражданскому строительству и архитектуре. Серия "Общественные здания"]; В г a W-п е M., Neue Museen, Stuttg., 1965.

В. И. Ревякин.


МУЗЕИ БОТАНИЧЕСКИЕ, см. Ботанические музеи.


МУЗЕИ В. И. ЛЕНИНА. Центральный музей В. И. Ленина ИМЛ при ЦК КПСС (Москва). В 1924 13-й съезд РКП(б) в пост, об открытии Ин-та В. И. Ленина поручил ЦК организовать при ин-те музейное отделение, открытое для посещения. В ходе собирания материалов ин-та создавались и фонды музея; большую помощь оказали члены семьи Ульяновых, H. К. Крупская, соратники Ленина. Первая экспозиция (открыта 31 мая 1924) размещалась в доме № 24 по Б. Дмитровке (ныне Пушкинская ул.) и делилась на 2 раздела: исторический и мемориальный; к 1930 имелось 12 залов. В 1931 музей переехал в дом № 8 по Б. Знаменскому переулку (ныне ул. Гри-цевец); в 1934 в его фондах было ок. 9 тыс. экспонатов. В 1935 ЦК ВКП(б) и CHK СССР приняли решение о создании Центр, музея Ленина в здании на пл. Революции; открыт 15 мая 1936. К 1973 в фондах музея было ок. 400 тыс. экспонатов; в 34 залах - ок. 15 тыс. экспонатов. Среди них - многочисл. копии рукописей Ленина; первые издания его книг и брошюр; подлинные номера газ. "Искра", "Вперёд", "Пролетарий", "Социал-демократ", "Звезда", "Правда" и др. с ленинскими статьями; листовки, воззвания, первые декреты Сов. власти, пост. CHK, написанные и подписанные Лениным. В экспозиции находится MH. личных вещей Ленина, уникальных фотографий, произведений искусства - картин, скульптур, рисунков, воплощающих образ Ленина; памятные подарки сов. народа Ленину, а также MH. др. материалы, связанные с его жизнью и деятельностью. Много экспонатов прислано в дар музею из социалистич. стран (напр., макет типографии в Лейпциге, где печатался № 1 "Искры"), от коммунистич. и рабочих партий капиталистич. и развивающихся стран. Документы и материалы раскрывают деятельность Ленина по разработке революц. теории, созданию марксистской партии нового типа, показывают Ленина как величайшего теоретика, стратега, вождя Великой Окт. социалистич. революции и междунар. коммунистич. и рабочего движения, организатора и руководителя первого в мире гос-ва рабочих и крестьян. В неск. залах размещены экспонаты, показывающие, как сов. народ под руководством КПСС и народы стран социализма под руководством своих марксистско-ленинских партий претворяют в жизнь заветы Ленина. Раскрывается деятельность КПСС по сплочению мирового коммунистич. движения на совр. этапе. Для посетителей проводятся лекции о жизни и революц. деятельности Ленина, а также по совр. историко-парт. проблемам (для зарубежных гостей лекции читаются на иностр. яз.). Используются технич. средства: диапроекторы, магнитофоны, световые карты; в кинозале демонстрируются документальные фильмы о Ленине. Экспозиция музея постоянно обновляется с целью более полного раскрытия ленинского идейного наследия, важнейших решений ЦК КПСС и Сов. пр-ва. MH. новых материалов включено в экспозицию к 50-летию Великой Окт. социалистич. революции, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, к 50-летию образования СССР, к 70-летию 2-го Съезда РСДРП. В 1924-73 музей посетило св. 40млн. чел., в т. ч. представители 102 зарубежных стран. Награждён орденом Ленина (1974).

Музей является теоретич. базой для изучения по первоисточникам биографии Ленина и истории КПСС; в нём читаются лекции, проводятся семинары и ленинские чтения для парт, актива пропагандистов Москвы и Моск. обл., ленинские уроки для молодёжи, встречи с ветеранами партии и знатными людьми СССР. Стали традиционными приём в пионеры, в комсомол, принятие воен. присяги молодыми воинами и др. виды массовой работы.

Центр, музей проводит научно-методич. работу со своими филиалами в Ленинграде (открыт в 1937), Тбилиси (1938), Киеве (1938), Ульяновске (1941), Львове (1950), Баку (1955), Ташкенте (1970), с мемориальными музеями Ленина в СССР. Деятельность филиалов строится по методу работы Центр, музея, используется местный материал.

Дома-музеи: в Ульяновске, где жила семья Ульяновых в 1878-87 (открыт в 1923 как историко-революционный, с 1929 - мемориальный; в 1970 открыта квартира-музей в Ленинском мемориале в Ульяновске); в Казани (открыт в 1937, отражает жизнь и деятельность Ленина в 1887-89); в с. Ленино-Ко-кушкино (40 км от Казани; открыт в 1939, освещает детские и юношеские годы Ленина и первую его ссылку); в Куйбышеве, где семья Ульяновых жила в 1889-93 (открыт в 1939); в с. Шушенском Красноярского края (открыт в 1938; в Г970 открыт мемориальный комплекс музея-заповедника "Сибирская ссылка В. И. Ленина"); в Уфе (открыт в 1941, отражает время пребывания Ленина и H. К. Крупской в городе в 1900); в Пскове, где проходило нелегальное совещание социал-демократов под рук. Ленина по вопросу организации издания газ. "Искра" и журн. "Заря" в 1900 (открыт в 1938; в I960 открыта квартира-музей, в которой жил Ленин в феврале - мае 1900); в Риге, где Ленин в апр. 1900 нелегально останавливался у M. А. Сильвина (открыт в 1961; в 1970 открыта квартира-музей, в к-рой Ленин тогда же провёл совещание с латыш, социал-демократами); в Подольске, где Ленин жил летом 1900 (открыт в 1937); в Горках Ленинских, где Ленин жил и работал с перерывами в 1918-24 (открыт 21 янв. 1949); в Костино, где Ленин находился с 17 янв. по 1 марта 1922 (открыт в 1939).

В Москве - Павильон-музей "Траурный поезд В. И. Ленина" (открыт 21 янв. 1948); в Кремле Московском - кабинет и квартира Ленина (открыты в 1924).

В Ленинграде и под Ленинградом имеется 11 домов и квартир-музеев Ленина, где он жил в 1894-95 и в 1917-18; место историч. заседания ЦК РСДРП(б) под рук. Ленина, принявшего решение о вооруж. восстании; в Смольном, в к-ром находился штаб Окт. вооруж. восстания, проходили заседания 2-го Всеросс. съезда Советов, работало первое Сов. пр-во; памятники-музеи "Сарай" и "Шалаш" в Разливе, где Ленин скрывался от преследований бурж. Врем, пр-ва; в пос. Ильичёве Выборгского р-на Ленингр. обл.; в Выборге.

Центр, музей Ленина и его филиалы оказывают помощь ленинским музеям за рубежом в совершенствовании и пополнении их экспозиций, обмениваются науч. информацией и документами, передвижными выставками. Музеи Ленина имеются в ЧССР (в Праге и Братиславе), в ПНР (в Варшаве, Кракове, Поронине и Бялы-Дунайце), в ГДР (в Лейпциге), в МНР (в Улан-Баторе), в Финляндии (в Тампере), во Франции (квартира-музей в Париже).

Лит.: Ленин 1870-1924. (Альбом), M., 1970; По залам Центрального музея В. И. Ленина. Краткий путеводитель, M., 1968; M у ш т у к о в В. E., H и к и т и н П. E., Здесь жил и работал Ленин, 3 изд., Л., 1967; [Капранова A. H., T о м у л ь А. И.], Дом-музей В. И. Ленина в Ульяновске, [M.], 1970; Сибирская ссылка В. И. Ленина. Шушенский мемориальный музей-заповедник, [Красноярск, 1970]. О. С. Кривошейка.


МУЗЕИ ЗООЛОГИЧЕСКИЕ, см. Зоологические музеи.


МУЗЕИ ИСТОРИЧЕСКИЕ, см. Исторические музеи.


МУЗЕИ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ, см. Краеведческие музеи.


МУЗЕИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ, см. Литературные музеи.


МУЗЕИ МЕМОРИАЛЬНЫЕ, см. Мемориальные музеи.


МУЗЕИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ, см. Музыкалъные музеи.


МУЗЕИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ, см. Сельскохозяйственные музеи.


МУЗЕИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ, см. Театральные музеи.


МУЗЕИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, см. Художественные музеи.


МУЗЕИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ, см. Этнографические музеи.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ, основан в 1896 как Музей московского гор. х-ва, в 1920- 1940 - Московский коммунальный музей, с 1940 -M. и. и p. M. В экспозиции музея отражена история города с древнейших времён. Представлены: планировка города, пром-сть, культура, гор. X-BO, стр-во, социалистич. быт, а также осн. черты будущей Москвы. В экспозиции и фондах археол. коллекции, богатое собрание произв. живописи и графики (в т.ч. известная серия картин A. M. Васнецова "Старая Москва"), коллекция подарков, присланных трудящимися СССР и зарубежных стран к 800-летию столицы, и др. материалы. Науч. б-ка музея имеет ценные собрания книг по истории Москвы. Музей проводит археол. раскопки и исто-рико-бытовые экспедиции, организует передвижные выставки. В 1972 M. и. и p. M. и его филиалы (Дом-музей В. M. Васнецова, Музей-квартира A. M. Васнецова, Музей A.H.Скрябина) посетило св. 150 тыс.чел.

Изд.: Труды, в. 1-8, M., 1950-63.

Лит.: Романовский И. С., Музей великого города, 2 изд., M., 1961.

МУЗЕЙ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА ИМ Л при ЦК КПСС, создан в Москве по решению ЦК КПСС от 9 марта 1960, открыт для посещения 7 мая 1962 в доме № 5 по ул. Маркса - Энгельса. 8 дек. 1920 пленум ЦК РКП(б) по предложению В. И. Ленина поставил задачу создания "первого в мире музея по марксизму". В 1921 при Ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса (с 1956 - Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) было создано музейное отделение, развернувшее работу по выявлению и собиранию документов о жизни и деятельности Маркса и Энгельса, иконографии, произв. искусства, реликвий революц. борьбы. С кон. 20-х гг. организовывались периодич. выставки о революц. деятельности основоположников марксизма, по истории рабочего и коммунистич. движения. В результате систематич. работы Ин-та марксизма-ленинизма были собраны уникальные коллекции материалов о жизни и деятельности Маркса и Энгельса, по революц., рабочему и освободит, движению. В фондах музея к 1973 насчитывалось ок. 100 тыс. ед. хранения. Среди них: наиболее полное собрание (ок. 1000 ед.) фотографий Маркса и Энгельса, их соратников, деятелей междунар. революц. движения, а также членов семьи Маркса, участников Парижской Коммуны 1871 (ок. 600 ед.); гравюры и рисунки, запечатлевшие события и участников Революции 1848-49, виды городов, в к-рых протекала деятельность Маркса и Энгельса, изображения эпизодов стачечной борьбы, освободит, движев Ирландии, Венгрии, Польше и др.; коллекция политич. карикатуры периода Парижской Коммуны (св. 7000 ед.); личные вещи Маркса и Энгельса, воссозданный рабочий кабинет Маркса, собрание прижизненных изданий трудов, экземпляры газет, в к-рых были опубликованы произведения основоположников марксизма, копии их рукописей. В 9 залах представлено ок. 4000 экспонатов; в последнем зале - материалы о деятельности Ленина как великого продолжателя учения и дела Маркса и Энгельса, об осуществлении их идей в первом в мире социалистич. гос-ве - СССР и других странах социализма, о совр. коммунистич. движении. В музее читаются лекции, проводятся занятия для слушателей сети парт, просвещения, студентов, учащихся ср. школ, воинов Сов. Армии. Музей подготавливает на основе своих материалов различные иллюстриров. издания, общий тираж которых составил ок. 3 млн. экз. В его залах было организовано более 50 выставок, посвящённых памятным и юбилейным датам из истории революц. движения, а также актуальным проблемам совр. коммунистич., рабочего и нац.-освободит, движения. Музей посетило св. 1 млн. чел., в т.ч. делегации и представители ок. 70 братских коммунистич. и рабочих партий.

Лит.: Музей К. Маркса и Ф. Энгельса, в кн.: Идейный арсенал коммунистов, M., 1971. С. И. Балмашнова.

1. Музей Революция СССР. 2 - 3. Филиалы музея: 2-музей "Подпольная типография ЦК РСДРП в 1905-1906 гг." на Лесной ул. 3-музей "Красная Пресня".


МУЗЕЙ РЕВОЛЮЦИИ СССР (с 1968- Центральный ордена Ленина музей Революции CCC P), создан по решению ЦИК СССР от 9 мая 1924, открыт в октябре того же года. Располож