загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

. motif. от лат. moveo - двигаю), наименьший элемент муз. структуры (см. Музыкальная форма): в повседневной речи термин "М." часто обозначает мелодию, напев, наигрыш.


МОТИВ в литературе, простейшая, неразлагаемая далее смысловая единица в мифе п сказке ("увоз невесты"). Комбинация неск. мотивов составляет фабулу (сюжет). M. в эпосе разных народов часто сходны. Фольклорные M. могут использоваться в более поздние эпохи. В лит-ре нового времени M.- простейшие единицы сюжетного развития: динамические, двигающие фабулу, или статические, описательные, но необходимые для сюжета. Значимость M. зависит не от собственного смысла, а от его роли в художеств, конструкции.

МОТИВАЦИИ (или побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, или системно-организованные возбуждения центр, нервной системы, побуждающие высших животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Действия эти либо ориентированы наследственно (см. Инстинкт, Инстинктивное поведение), либо закреплены опытом (см. Условные рефлексы). M. не сводятся к одному лишь самосохранению - индивидуальному или видовому, представляющему необходимое условие существования живых организмов, но отнюдь не главную тенденцию их целенаправленного поведения. Живые системы в известных пределах активно нарушают достигнутое уравновешивание с окружающей средой, напр, и случаях исследоват. поведения при освоении новых территорий, не связанном с недостатком пищи или перенаселением, при перестройке внутристайных отношений и т. п. Важная роль в M. подобного типа принадлежит нервному аппарату эмоций. Различают: индивидуальные M., направленные на поддержание гомеостала,- голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. п.: групповые - забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.: познавательные - исследоват. поведение, игровая деятельность и т. д.

Схема, показывающая место мотивации н структуре целостного поведенческого акта. Сплошные стрелки - активирующие влияния; пунктир - тормозящее влияние.

Классифицирующим принципом служит контур обратной связи, регулирующей данную M.: внутри индивидуума в случае утоления голода и жажды; через взаимодействие с др. особями, включая детёнышей; через процесс развития, закрепляющий, модифицирующий или отвергающий тот или иной мотив. MH. M. содержат компоненты, относящиеся к разным группам. Напр., половая M., связанная с гормональными перестройками внутри организма, может реализоваться только путём взаимодействия с др. особями и существенно зависит от их поведения.

Сведения о мозговом субстрате, реализующем ту или иную M., пока ограничены. Разработана нейрофизиология наиболее элементарных M.- голода, жажды, избегания боли, полового влечения. Нервным субстратом этих M. служат широко разветвлённые системы, элементы к-рых локализуются во MH. отделах мозга. Биохимич. сдвиги во внутр. среде организма, как и действие внеш. стимулов, трансформируются в процесс возбуждения, к-рый активирует те или иные структуры гипоталамуса. Отсюда мотивационное возбуждение распространяется на лимбическую систему и кору больших полушарий головного мозга, где формируется программа поведения, способного привести к удовлетворению соответствующей потребности. Принципиальное значение для нейрофизиологии M. имело открытие Дж. Олдсом н П. Милнером (Канада) мозговых структур, к-рыс животное в эксперименте само многократно раздражает электрич. током (т. н. подкрепляющие системы мозга, или "центры удовольствия"). Эти опыты с самораздражением показали, что, взаимодействуя друг с другом, M. п эмоции приурочены к различным мозговым образованиям и играют самостоят, роль в организации поведения. В отличие от экспериментов с искусственным раздражением мозга, обязат. предпосылкой активации нервного аппарата эмоций в естеств. условиях существования высших животных и человека служит мотивационное возбуждение (наличие потребности).

Потребности вида, группы, сообщества, принципиально не выводимые из потребностей отд. особи, представлены в мозгу живых существ в виде M. индивидуального поведения типа родительского инстинкта, исследоват. активности, реагирования па сигналы, исходящие от др. особен, и т. п. К нервному субстрату M. такого рода, помимо гипоталамуса, принадлежат нек-рые ядра миндалевидного комплекса, лобные и отчасти височные доли коры. Поражение лобных отделов больших полушарий мозга приводит у человека к нарушению M. высшего типа, инициирующих трудовую деятельность, социальные контакты и творчество. Одновременно наблюдается растормаживанис элементарных M.

Лит.: Якобсон П. M., Психологические проблемы мотивации поведения человека, M., 1969; Л е о н т ь е в A. H., Потребности, мотивы п эмоции, M., 1971; Судаков К. В., Биологические мотивации, M-, 1971; Ш ул е и к н н а К. В., Системная организация пищевого поведения, M., 1971; Д е л ь г я" до X., Мозг п сознание, пер. с англ., M., 1971; M н л н е р II., Физиологическая психология, пер. с англ., M., 1973; Olds J., Differentiation of reward systems in the brain by self-stimulation technics, в кн.: Electrical studies on the Unanesthetired Brain. N. Y., 1960; Nebraska symposium on motivation, Lincoln, 1959 (Current theory and research in motivation, v. 7); Al !port G. W., Pattern and growth in personality, N. Y., [1961]; Morgan M., Motivation, "Cambridge Research", 1969, v. 5, № 3.

П. В. Симонов.

МОТИВИРОВКА в литературе, 1) композиционный приём, с помощью к-рого объясняется ход всего повествования о сюжете лит. произведения или ввод в него отд. событий, сцен. M. обеспечивает связь всех элементов повествования в целое, естеств. включение в сюжет любого эпизода. Повествование о сюжете может быть мотивировано рассказом к.-н. рассказчика автору о к.-л. событиях (так, "Судьба человека" M. А. Шолохова - рассказ Андрея Соколова автору о своей жизни), встречами автора, различного рода документами, попавшими в руки автора, и т. п. Включение в повествование (сюжет) отд. эпизодов может быть мотивировано воспоминаниями, снами, приключениями героев и др. приёмами. 2) Объяснение, обоснование характеров и обстоятельств, изображённых в лит. произв. Различают социальные, духовно-нсторич., психологич., бытовые и иные M. характеров героев произв., их поведения и поступков. M. в этом смысле определяют творческий метод писателя.



МОТИВЫ в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В совр. психологии термин "М." применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К M. относятся потребности и инстинкты, влечения н эмоции, установки и идеалы.

Наиболее многочисл. работы, посвящённые M., выполнены представителями бихевиоризма и т. п. глубинной психологии. Бихевиористы обычно понимают под M. любые стимулы как внешние, так и внутренние ("мотпвацлонные переменные"), способные вызывать или активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных M. приписывается заложенным в человеке биология, инстинктам и влечениям, к-рые под влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символнч. формах (психоанализ 3. Фрейда и др.)- Важным вкладом в развитие учения о M. была разработка идей о субъективно-объективной природе M. (понятие о -"побудительной силе" вещей нем.-амср. психолога К. Левина), о независимости M. человека от элементарных биологич. потребностей (Г. Олпорт, США) и об -шдеаторном", осознанном характере M., выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен, Франция).

В сов. психологии проблема M. разрабатывается в связи с исследованием строения человеческой деятельности и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответственно M. определяются как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В M. конкретизируются, "опредмечиваются" потребности, к-рые не только определяют собой M., но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Ещё более ярко роль M. в трансформации человеческих потребностей проявляется при возникновении M., не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе M. противостоит как теориям, ставящим человеческие M. в зависимость от "глубинных" инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудит, силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу M. человека, я, наоборот, развитие M. человеческой деятельности, обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства. Первичная форма M.- вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям. Впоследствии ими становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудит, представлений или сознат. целей ("мотивы-цели"). Деятельность человека побуждается обычно одновременно неск. M., один из к-рых является основным, ведущим, а другие - подчинёнными, иногда выполняющими лишь функцию дополнит, стимуляции (напр., собственно M. труда и его материальное стимулирование). Особенность ведущих M. состоит в том, что, кроме функции побуждения и направления деятельности, они придают деятельности, сё объектам и условиям тот или иной субъективный, личностный смысл. Напр., труд в коммунистич. обществе имеет для рабочего иной смысл, чем в условиях капиталистич. произ-ва, когда он вынужден трудиться лишь ради заработка.

M. могут находиться в различных отношениях между собой и наличными внеш. обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется также тем, что далеко не всегда реальные M. осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От M. следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие, то или иное действие путём указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными M. поступка или даже сознательно маскировать их.

Развитие M. находит своё выражение не только в их обогащении, но и в установлении определённой иерархии M.- в выделении главных жизненных M. личности. При этом M., отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным M., так что при определённых условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.

Изучение мотивационной сферы составляет центр, проблему психологии личности, её историч. и онтогенетич. развития.

Лит.: Якобсон П. M., Психологические проблемы мотивации поведения человека, M., 1969; Л е о н т ь е в A. H., Потребности, мотивы и эмоции, M., 1971; Фрейд 3-, По ту сторону принципа удовольствия, пер. с нем., M., 1925; L е w i n K., A dynamic theory of personality, N. Y.- L., 1933; Hall J., Psychology of motivation, Chi., 1961; A 1 1 p о r t G., Pattern and growth in personality, N. Y., 1961; N и t t i n J., Motivation et fonctions cognitives dans Ie comporternent humain, в кн.: Симпозиум XVIIl Международного психологического конгресса, в. 13, M., 1966. А. Н.Леоншьев.

МОТЛЬ (Mottl) Феликс (24.8.1856, Унтер-Санкт-Фсйт, близ Вены,-2.7.1911, Мюнхен), австрийский дирижёр и композитор. Учился в Венской консерватории у Ф. Дессофа (композиция), А.Брукнера (теория музыки), И. Хельмесбергера (дирижирование). С 1881 дирижёр придворного театра, а также филармония, хора (до 1892) в Карлсруэ (с 1893 генерал-музик-дирсктор). С 1903 руководитель оперы, с 1904 Муз. академии (совм. с X. Бусмайером) в Мюнхене. Много гастролировал, в т. ч. в Москве и Петербурге (1910, 1911). М.- один из крупнейших представителей нем. школы дирижирования, выдающийся интерпретатор произв. P. Вагнера. Автор муз. произв. и ряда редакций, обработок для оркестра пьес др. композиторов.

MOTO... (от лат. motor - приводящий в движение), часть сложных слов, соответствующая по значению словам; "моторный" (напр., мотобот, мотопила); "моторизованный" (напр., мотоколонна); "мотоциклетный" (напр., мотогонки, мотодром).


MОТОБУР, буровая переносная установка для проходки поисково-картировочных, инженерно-геологпч. и взрывных скважин диаметром 50-100 мм на глубину до 10 м в рыхлых и мягких породах. M. включает бензиновый двигатель мощностью 2,2-3,7 кет (3-5 л. с.), редуктор и колонну шнеков с долотом на нижнем конце. Односкоростной M. обеспечивает вращение шпеков с частотой 150-250 об/мин при регулировании частоты вращения изменением подачи топлива в двигатель. В двухскоростном M. возможно более полно использовать мощность двигателя, применяя в зависимости от геологич. разреза повышенную (500-600 об/мин) или пониженную (150-300 об /мин) частоту вращения шнеков. Масса M. составляет 12-17 кг. Cp. мехапич. скорость бурения в мягких породах 150-250 м/ч.

Лит.: К а р д ы ш В. Г., Мурзаков Б. В., Окмянский А. С., Бурение неглубоких скважин, M., 1971.

МОТОВИЛО, рабочий орган жатвенной части многих уборочных машин (жаток, комбайнов н др.), служащий для подведения стеблей с.-х. культур к режущему аппарату, удержания их во иремя среза и укладывания на транспортёр жатки.

МОТОВИЛОВ Георгий Иванович [ 16(28).6.1884, Кострома, -14.6.1963, Москва], советский скульптор. Учился в Москве в Свободных художеств, мастерских - Вхутемасе (1918-21) у С. T. Конёнкова. Чл. AXPP (с 1925).

Г. И. Мотов илов. "Металлург". Бронза.1936. Третьяковская галерея. Москва.

Преподавал в Моск. высшем художественно-пром. уч-ще (1945-63, проф. с 1953). В произв. M. (прсим. монументально-декоративная скульптура) жанровая трактовка темы сочетается с декоративизмом пластич. решений. Произв.: рельефы на арке быв. гл. входа на BCXB (камень, 1939); скульпт. оформление станций моек, метрополитена "Электрозаводская" (1942-44), "Октябрьская" (1950), "Смоленская" (1953); пам. A. H. Толстому в Москве (бронза, открыт в 1957). Гос. пр. СССР (1950). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Кравченко К. C, Г. И. Мотовилов, [M., 1969].


МОТОВОЗ, автономный локомотив, используемый на ж. д. на вспомогат. и маневровой работе. M.- тепловой локомотив, на к-ром в качестве силовой установки применяют карбюраторный или дизельный двигатель внутр. сгорания мощностью ок. 200 кет. M. обычно имеют механич. или гидравлич. передачу.

МОТОВСКИЙ ЗАЛИВ, залив Баренцева м., вдающийся между Мурманским берегом материка и п-овами Рыбачий и Средний (Мурманская обл. РСФСР). Дл. 43 км. Шир. 5 - 15 км. Глуб. св. 200 м. M. з, представляет собой фьорд с крутыми высокими берегами. Зимой не замерзает.


МОТОДРЕЗИНА, съёмная двух-, четырёх- или шестимсстная дрезина с двигателем внутр. сгорания небольшой мощности (напр., мотоциклетным), предназначенная для перевозки путевых рабочих, материалов и инструментов, используемая при технич. осмотрах ж.-д. пути, искусств, сооружений и устройств связи. К M. можно присоединять 1 или 2 спец. прицепа, на каждом из к-рых перевозят до 10 чел. или груз массой до 1 т. Макс, скорость движения M. с прицепами 50 км/ч, масса M. 200-320 кг, прицепа - 240 к?.


МОТОИНСТРУМЕНТ, ручная машина, приводом к-рой является двигатель внутр. сгорания. Распространены перфораторы, трамбовки, пилы и др.

МОТОКОМПРЕССОР, агрегат для сжатия воздуха или к.-л. газа, состоящий из собственно компрессора п приводящего его в действие поршневого двигателя внутреннего сгорания. Компрессор и двигатель могут быть объединены в одну многоцилиндровую установку; при этом часть цилиндров используется для сжатия воздуха, а часть - как силовой агрегат.

МОТОНОБУ Кано (1476-1559), японский живописец, выступивший наряду со своим отцом Кано Масанобу как основоположник школы Кано. M.- автор росписей на ширмах, раздвижных перегородках и свитках с изображениями пейзажей, цветов и птиц, а также сцен из буддийских легенд. В своих произв. M. расширил декоративные приёмы монохромной живописи тушью, используя традиции школы Ямато-э. Большая часть произв. M. хранится в монастырях Киото (Дайтокудзи, Рэйун-ин, Такайэн).

МОТООРИ Норинага (1730, Мацудзака, пров. Исе,-1801), японский филолог и языковед школы т. н. отечественной науки. В противовес китаеведам, отвергая конфуцианство и буддизм, изучал древнюю япон. лит-ру, ставшую непонятной как по способу записи (см. Японское письмо), так и по языку. Его комментарии к "Записям древних деяний" (712)- панегирик исконным япон. устоям н культуре. M. идеализировал гос. строй древней Японии, призывал возродить культ императора и синтоизм. M. писал на старописьменном языке, избегая по возможности китаизмов, но "Сборник старых и новых песен" (10 в.) перевёл прозой на складывающийся нац. язык, дав образец его зап. варианта. Как идеолог M. закладывал основы бурж.-монархия, национализма, подрывая устои сёгуната.

МОТОРВАГОННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ, моторные н прицепные вагоны, из к-рых формируют моторвагонныс поезда (электропоезда), дизель-поезда, турбопоезда и др. Группу постоянно сцепленных и соединённых электрич. и пнсвматич. цепями вагонов (моторных или моторных и прицепных), к-рые не могут эксплуатироваться раздельно, обычно наз. моторвагонной секцией. По сравнению с поездами, обслуживаемыми локомотивами, моторвагонные поезда имеют большее соотношение между сцепным весом (весом, приходящимся на движущие колёсные пары) и общим весом, что обеспечивает высокие ускорения при разгоне поезда. Кроме того, M. п. с. позволяет секционировать поезда и осуществлять движение в обратном направлении без переформирования поезда. Эти преимущества особенно существенны в условиях пригородного пасс, движения и в метрополитенах. Моторвагонные поезда для высокоскоростного пасс, движения обычно составляются сплошь из моторных вагонов и имеют высокую удельную мощность (мощность тяговых двигателей, отнесённая к массе поезда), что позволяет реализовать большие ускорения и скорости движения по сравнению с локомотивной тягой. В. А. Раков.

МОТОРЕСУРС, наработка к.-л. машины с двигателем внутр. сгорания (автомобиля, трактора и др.) или самого двигателя внутр. сгорания до предельного состояния, при к-ром их дальнейшая эксплуатация вообще невозможна или связана с недопустимым снижением эффективности н нарушениями требований техники безопасности. M. для траисп. машин определяется пробегом в км, пройденным от начала эксплуатации до момента достижения предельного состояния. Для тракторов и др. нетранспортных машин, а также для двигателей внутр. сгорания M. определяется количеством часов работы, для с.-х. комбайнов - количеством га убранной площади.

MOTОРИHЫ, русские мастера литейного дела; см. Маторины.

МОТОРНАЯ БЛЯШКА, основная часть нервно-мышечного соединения у позвоночных животных и человека; то же, что двигательная бляшка.

МОТОРНОЕ ТОПЛИВО, жидкое или газообразное горючее, используемое в двигателях внутр. сгорания (поршневых, реактивных, газотурбинных). M. т. подразделяют на группы: карбюраторнос, в т. ч. авиационные и автомоб. бензины (см. Бензин, Высокооктановые топлива), тракторный керосин, дизельное топливо; топливо для двигателей различного назначения (см. Газотурбинное топливо, Реактивное топливо). M. т. получают из нефти и углеводородных газов, это одни из осн. продуктов нефтепереработки, составляющий примерно 63% всех потребляемых нефтепродуктов. Обычно M. т. представляет собой смеси неск. компонентов, в т. ч. основного (базового) топлива и присадок (антидетонаторов, антиокислителей, ингибиторов коррозии и др.). Для базового топлива используют продукты прямой перегонки нефти (бензины, лигроины, керосиногазойлевые и более тяжёлые фракции) и вторичных процессов переработки нефти (каталитич. крекинга, риформинга и др.). Компонентами могут быть изооктан, изопентан, алкилбензолы, газовый бензин и др.

M. т., близкие по составу к нефтяным, можно получать переработкой твёрдых горючих ископаемых (углей, сланцев и пр.). В Германии во время 2-й мировой войны 1939-45 произ-во M. т. из твёрдых горючих ископаемых получило большое развитие (в 1943 было получено ок. 4 млн. т, гл. обр. гидрированием углей). После войны процесс по экономнч. показателям не смог конкурировать с произ-вом нефтяных M. т. и получение M. т. из угля было прекращено. Однако в ряде стран (США, Канада и др.) этому способу получения M. т. уделяется большое внимание и намечается организация крупных произ-в.

Лит.: Товарные нефтепродукты, пх свойства и применение. Справочник, под ред. H. Г. Пучкова, M., 1971; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова п Б. В. Лосикова, M., 1971; Бобров H. H., В о р о п а и П. И., Применение топлпв и смазочных материалов, 2 изд M., 1968. В. В. Панов.


МОТОРНЫЕ МАСЛА, группа масел, используемых для смазывания двигагатслсй внутреннего сгорания (поршневых и реактивных); относятся к разряду смазочных масел (см. Масла нефтяные). Практически все M. м. являются продуктами переработки нефти и только пек-рые сорта авиационных масел - синтетические масла. Все M. м., за исключением нек-рых авиационных, содержат моющие, протнвоизиосные и антнокпслительныс присадки. Северные, зимние н всесезонные M. м., получаемые на маловязких основах, содержат также вязкостные загущающие присадки и дспрессаторы, понижающие темп-ру застывания масел.

В зависимости от назначения M. м. подразделяются на автомобильные (автолы, для карбюраторных двигателей), дизельные и авиационные. Первые два класса, включающие автотракторные, тепловозные и судовые масла, в своюочерсть, подразделяются (ГОСТ 17479-72) на 11 групп по вязкости (при 100 °С) и на 9 групп по уровню эксплуатац. свойств.

В зависимости от конструктивных особенностей двигателя, времени года н района эксплуатации (север, юг) выбирается необходимая вязкость масла (6, 8, 10, 12, 14, 16 или 20 сст при 1000C) и темп-pa застывания (от -15 до -42 0C), а в зависимости от степени форсировки двигателя - группа масла по уровню качества (см. табл.). Повышение качества M. м. групп от А до E (условное обозначение) достигается в основном повышением концентрации присадок и в нск-рых случаях - изменением качества базового масла. Физико-хим, свойства масел соответствующих классов и групп должны удовлетворять техннч. условиям; эксплуатац. качества определяют испытаниями на одноцилиндровых установках и развёрнутых двигателях.


Группы автомобильных и дизельных масел для двигателей разного типа (по ГОСТу 17479-72)



Группа масел

Тип двигателей





А

Нефорсированные карбюраторные и дизельные





Б

Б1

Малофорсированные карбюраторные





Б2

Малофорсированные дизельные





В

B1

Среднсфорсированные карбюраторные





B2

Среднефорсированные дизельные





Г

Г1

Высокофорсированные карбюраторные





Г2

Высокофорсированные дизельные





Д

Высокофорсированные дизельные, работающие в тяжёлых условиях





E

Малооборотные дизельные, работающие на тяжёлом топливе с содержанием серы до 3,5%




Авиационные M. м. применяются для поршневых, турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Всего существует ок. 20 сортов и марок авиационных масел, от самых лёгких дистиллятных (с вязкостью 3-4 ест при 100 СС) до тяжёлых остаточных (с вязкостью 22 ест при 100 "C). Требования к качеству авиационных масел особенно высокие. Практически вес масла для реактивной авиации содержат комплексы присадок и имеют сравнительно узкий фракционный состав, низкую темп-ру застывания (от - 55 до -60 0C), высокую стабильность, малую всиениваемостъ и хорошую прокачпваемость по циркуляционной системе двигателя.

В связи с развитием сверхзвуковой авиации и повышением требований к термостойкости и низкотемпературным свойствам смазочных масел широкое применение получили синтетич. масла. Их произ-во базируется па использовании сложных органич. эфнров и спиртов, кремпииорганич. и фторуглеродных соединений, глубокой хим. переработке нек-рых нефтяных фракций и др. видов сырья. Применение таких масел позволяет расширить температурный диапазон их использования от -60 до +250 0C (для лучших сортов нефтяных масел этот интервал находится в пределах от -40 до + 150 0C). Синтетич. масла находят также применение в нек-рых наземных газотурбинных и др. двигателях. Лит.: Нефтепродукты. Масла, смазки п присадки, M., 1970; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. H. Г. Пучкоиа, M., 1971; Калайтан E. H., Смазочные масла для реактивных двигателей, M., 1968; Гольдб е р г Д. О., К р е и н С. Э., Смазочные масла из нефтей восточных месторождений, M., 1972.


МОТОРОЛЛЕР (нем. Motorroller, букв.- катящийся с помощью мотора, от Motor - мотор, двигатель и rollen - катить), разновидность мотоцикла, отличающаяся более комфортабельными условиями для водителя. Передний щит, переходящий внизу в широкие подножки, хорошо защищает водителя и пассажира от пыли и грязи. Размещение закрытого кожухами двигателя под сиденьем, наличие меньшего, чем у мотоцикла, колеса обеспечивают удобную посадку водителя. Осн. недостатки M.- огранич. проходимость по дорогам без твёрдого покрытия, малая устойчивость при езде по неровной дороге.

Двигатель M. обычно двухтактный, одноцилиндровый. Охлаждение- воздушное, принудительное (от вентилятора). Пуск большинства двигателей - электрич. стартером. Макс, скорость 70-95 км/ч. Массовое произ-вo M. началось в кон. 40-х гг. (в СССР - с 1957). В нач. 70-х гг. выпуск M. за рубежом из-за малого спроса резко снизился и с 1972 прекращён. В СССР M. (табл.) производят э-ды в Туле и Вятских Полянах; в 1973 выпущено 140 тыс. M. На базе M. созданы 3-колёсные транец, средства для перевозки 100-150 кг груза.

Мотороллер "Вятка" В-150М.

Технические характеристики мотороллеров, выпускаемыхв CCCP



Показатели

Модель





"Вятка" B-150M

"Турист"





Рабочий объём двигателя, CM3

148

199





Макс. мощность при 4800 об/мин, кет (л. с.)

4,42 (6)

8,24 (12)





Макс, скорость, км/ч

70

90





Количество передач

3

4





Размер шин, дюймы

4,00-10

4,00-10





Масса, кг

120

145







Лит.: Грузовые мотороллеры, 2 изд., M., 1961); В о л к о и А. Т., Ремонт мотороллеров, 2 изд., M., 1967.

С. Ю Иваницкий, Б. В. Синельников.

МОТОР-РЕДУКТОР (от лат. motor - приводящий в движение и redactor - ведущий обратно), агрегат, состоящий из электродвигателя и редуктора, выполненных в одном блоке.

Мотор-редуктор горизонтального типа.

Распространены M.-р. с планетарными передачами, планстарно-цевочными и волновыми передачами. Для большей компактности ведущее зубчатое колесо редуктора обычно монтируют непосредственно на валу электродвигателя. M.-р. используются в универсальных приводах общего назначения; выпускаются серийно специализированными предприятиями. В зависимости от исполнения системы смазки M.-р. может работать п горизонтальном (рис.), вертикальном или наклонном положениях.


МОТОРЧУНА, река в Якутской АССР, лев. приток р. Лены. Дл. 423 км, пл. басе. 9250 км2. Берёт начало и течёт по сев.-вост. окраине Среднесибирского плоскогорья, в низовьях - по низменности. Питание снеговое и дождевое. Весеннее половодье (конец мая - нюнь) сменяется дождевыми паводками (июль - август). Зимой перемерзает.


MОТОPЫ, этнографич. группа, населявшая в 17-18 вв. горно-таёжную зону басе. pp. Амыла, Ои, Кандегпра и Уса (ныне терр. Красноярского края РСФСР). В нач. 17 в. ок. 700 чел. Язык M. относился к самодийским. Осн. занятия - оленеводство, охота, а у части M.- скотоводство. Религия - шаманизм. В 19 в. большинство M. переселилось в степи между pp. Енисеем н Абаканом, где приняло участие в формировании хакасской народности.

Лит.: Потапов Л. П., Происхождение н формирование хакасской народности, Абакан, 1957.


МОТОСТРЕЛКОВЫЕ ВОЙСКА, род Сухопутных войск в Вооруж. Силах СССР, предназначенный для нанесения совместно с др. родами войск поражения противнику в общевойсковом бою и операции, захвата и удержания территории. В вооруж. силах США, Великобритании, ФРГ н др. гос-в войска, аналогичные M. в., именуются пехотой, механизированными, мотопехотными войсками.

Предшественник M. в.- пехота. После 2-й мировой войны 1.939-45 пехота (в Сов. Вооруж. Силах наз. также стрелковыми войсками) в развитых странах была оснащена транспортом на механич. тяге, получила на вооружение бронированные боевые машины, новые виды вооружения, что увеличило её подвижность в бою, ударную силу н огневую мощь. В связи с качественным и количеств, ростом вооружения и боевой техники и изменившейся структурой частей и соединений в 1957 в Сов. Вооруж. Силах стрелковые и механизированные дивизии были преобразованы в мотострелковые дивизии, но наименование M. в. как рода войск было введено в 1963. В организационном отношении M. в. состоят из мотострелковых подразделений, частей и соединений. В состав мотострелковых частей и соединений входят артиллерийские, танковые подразделения, части и подразделения спец. войск - инженерные, связи и др. Мотострелковый батальон является общевойсковым тактич. подразделением, а мотострелкопьш полк - общевойсковой тактпч. частью. Мотострелковые части (подразделения) входят также в состав танковых войск и ВМФ (см. Морская пехота). M. в. имеют мощное оружие для поражения наземных и возд. целей - автоматпч. стрелковое оружие (автоматы, пулемёты), артиллерию, миномёты, противотанковые реактивные снаряды, быстроходные бронированные машины, приборы для ночного видения и могут вести боевые действия в условиях применения противником оружия массового поражения. Для ведения боя мотострелковые части и подразделения обычно усиливаются танками, артиллерией и подразделениями спец. войск, а также поддерживаются авиацией. M. в. выполняют боевые задачи самостоятельно или во взаимодействии с другими родами войск и видами Вооруж. Сил. В зависимости от обстановки M. в. ведут бой в пешем боевом порядке или на боевых машинах; могут применяться в качестве возд. н мор. десантов. Гл. свойства M. в. как рода войск - способность вести упорный и длит, бой в любое время года н суток, при всякой погоде и на различной местности. По боевым возможностям M. в. способны прорывать оборону противника п стремительно развивать наступление на большую глубину, неотступно преследовать противника, уннчтожать ого огневые средства в высоких темпах форсировать йодные преграды, захватывать важпыс рубежи и объекты, а также создавать в короткий срок устойчивую оборону и успешно вести борьбу с превосходящими силами противника. П. С. Ляпунов.


МОТОЦИКЛ (от лат. motor - приводящий в движение и греч. kyklos - круг, колесо), двух- или трёхколёсное (трицикл) хранен, средство, снабжённое двигателем внутр. сгорания с рабочим объёмом более 49,8 см3. Первые M. появились в кои. 19 в. и Зап. Европе. В 1924-32 и Москве, Ижевске и Ленинграде создавались и испытывались опытные образцы M. ("Союз", ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5, НАТИ-750). Серийное произ-во M. в СССР началось в 1933 в Ленинграде (модель Л-ЗОП: рабочий объём 300 см3, мощность 4,7 кат) и Ижевске (модель ИЖ-7, сходная с Л-300).

По назначению M. подразделяются на дорожные (транспортные), спортивные (см. Спортивный мотоцикл) н специальные. Дорожные M. (табл. 1 и 2) благодаря малым габаритам н массе, хорошей манёвренности, высокой проходимости и простоте обслуживания используются как средство индивидуального транспорта. К специальным M. относятся патрульные, эскортные, торговые н т. п.

M. (рис. ) состоит из неск. групп механизмов: двигателя, силовой передачи (трансмиссии), ходовой (экииажной) части, системы электрооборудования. Двигатель M.- карбюраторный, 2- или 4-тактный. Охлаждение - встречным потоком воздуха (на отд. моделях спортивных и высокофорсированных дорожных M.- водяное). Литровая мощность 2-тактных двигателей дорожных M. составляет 51,5-98,2 квт/л (70-130 л. с.1л), 4-тактных - 37 - 66 квт/л (50-90 л. с.1л), спортивных - 146-220 квт/л (200-300 л. с. 1л). Силовая передача состоит из сцепления, коробки передач, передней (моторной) и задней (главной) передач. Сцепление представляет собой одно- или многодисковую муфту. Последняя применяется на большинстве M. Коробка передач - шестеренчатая, имеет от 2 до 6 передач; на большинстве дорожных

Схема устройства мотоцикла: 1 - передняя нилка; 2 - центральный переключатель (замок зажигания); 3 - спидометр; 4 - рычаг привода переднего тормоза; 5 - рукоятка управления карбюратором; 6 - рычаг выключения ецеплегшя; 7 - топливный бак; 8 - карбюратор; 9 - амортизатор задней вилки; 10 - глушитель; 11 - задняя вилка; 12 - цепь задней передачи; 13 - педаль переключения передач; 14 - сцепление; 15 - цепь передней передачи; 16 - коленчатый вал; 17 - поршень; 18 - цилиндр; 19 - тормозная колодка; 20 - ступица.

M.- 4. Передняя передача (от двигателя к коробке) - цепная, реже - шестерёнчатая. Задняя (от коробки передач к заднему колесу)-цепная, реже - карданный вал. В электрооборудование входят источники питания (генераторы переменного пли постоянного тока, аккумуляторные батареи), приборы зажигания, освещения (фары, фонари) и сигнализации (сигналы поворота, торможения и звуковые сигналы).

В СССР M. производят з-ды в Минске (рабочий объём двигателя 125 см3), в Коврове (175 см3), в Ижевске (350 см3; одно- н 2-цнлнпдровыс), в Киеве и Ирбпте (650 ел3). Выпуск M. н мотороллеров в СССР составлял (тыс.): в 1960 - 533; в 1965 - 711; в 1970 - 833; в 1973 - 1022. По производству мотосредств (M., мотороллеров и мотовелосипедов) СССР занимает 2-е место в мире - св. 1,5 млн. в год; в Японии выпускается ок. 3,5 млп. (1973).

Лит.: Л б р о с имев Л. А., Тарб о в А. А., Мотоциклы К-750, М-61, M-62, M., 1962; Забелин В. А., И с а е в M. П., Ижевские дорожные мотоциклы, 2 изд., Ижевск, 1964; Мотоциклы К-125, К-175 п их модпсрикнцпп, 2 изд., M., 1966; Мотоцикл, M., 1971; Г п н ц б у р г M. Г., Устройство п обслуживание мотоциклои, 4 изд., M-, 1972. С. /О. Ивпницкий, Б. П. Синельников.

МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ, соревнования в езде па дорожных и спортивных мотоциклах по спец. трассам, дорогам и вне дорог; проводятся для каждого класса мотоциклов (см. Мотоцикл н Спортивный мотоцикл) раздельно. M. с. включает: шоссейные ли н е йные гонки; шоссейные кольцевые гонки по замкнутой трассе дл. св. 1,5 км\ мотокросс - гонки по пересечённой местности, как правило, по замкнутой кольцевой трассе дл. от 1,5 до 5 км; мотоциклетное многоборье - многодневные соревнования (до б дней, с ночным отдыхом) по дорогам н бездорожью с соблюдением заданного графика движения н дополнительными скоростными гонками; трековые гонки (спидвей) по гаревой или ледяной дорожкам стадиона; и п п о д р о м н ы е г о н к и по земляной дорожке ипподрома; фигурное вождение - на площадке, оборудованной искусственными препятствиями; з а е з д ы на установление рекордов на трассах, позволяющих развивать максимальную для данного класса мотоциклов скорость; мотобол - командная игра спортсменов-мотоциклистов с мячом. Проводятся также моторалли, мотоориснтирование (см. Ориентирование, Ралли) и др.

Табл. 1. - Техническая характеристика дорожных мотоциклов выпускаемых СССР














































Показатели

М-106

"Восход-2"

"Планета-3"

ИЖ-"Юпитер-3"

"Урал-3"* М-66

"Днепр"* MT-9





Рабочий объём двигателя, см3

123,5

173.7

346

347

649

649





Число цилиндров (число тактов)

1 (2)

1 (2)

1 (2)

2(2)

2(4)

2 (4)





Диаметр цилиндра, мм

52

61.75

72

61 ,75

78

78





Ход поршня, мм

58

58

85

58

68

68





Степень сжатия

9,5

7, 5

7,2

7,5

7 .0

7,2





Макс, мощность, кет (л. г.)

6,62 (9)

8,1(11)

13,2 (18)

18,4 (25)

23,6 (32)

23,6 (32)





Частота вращения коленчатого вала при макс, мощности, об/мин

5200

5400

5000

5400

5000

5200





Макс, скорость, км/ ч

85

95

110

120 (90)***

105

100





Количество передач

4

4

4

4

4

4**





Масса (сухой вес), кг

100

112

156

158 (253)***

320

320





Контрольный расход топлива, л/100 км (при скорости, км/ч)

2,75 (50)

2,8 (50)

3,55 (55)

3,75 (55)*** (5,8)***

5,8 (55)

5,8(55)





























* Выпускается только с коляской. ** Одна передача- заднего хода. *** Для мотоциклов с коляской.

T а б л. 2. - Техническая характеристика некоторых зарубежных дорожных мотоциклов





































Показатели

JAWA 50, ЧССР

"Мотобекан" Д125. Франция

CZ 175, ЧССР

MZ250, ГДР

"Панпония" Р20, ВНР

" Кавасаки" 350S2, Япония

BMW Р60/5, ФРГ

"Хонда" СВ750. Япония

"Мюнх" TTS, ФРГ





Рабочий объём двигателя, см3

48

124

172

249

246

346

599

736

1200





Число цилиндров

1

2

1

1

2

2

2

4

4





Число тактов

2

2

2

2

2

2

4

4

4





Диаметр цилиндра, мм

58

43

58

70

56

53

73.5

61

75





Ход поршня, мм

65

43

65

65

50

52,3

70,9

63

66,6





Степень сжатия

7,8

10

8,7

8,5

10,5

7,3

9 . 2

9

11





Макс, мощность, кет (л. с.)

2 , 9 (4)

11 ,04 (15)

11,04 (15)

13,9 (19)

16,9 (23)

33,2 (45)

29,4 (40)

49,2(67)

64 , 8 (88)





Частота вращения коленчатого вала при макс, мощности, об/мин

6500

7000

5600

5500

7500

8000

6400

8500

6500





Макс, скорость, км/ч

60

120

115

130

130

170

165

200

215





Число передач

3

5

4

4

5

5

4

5

4





Масса, кг

69

108

112

143

142

150

210

218

240









































Первые автомоб. соревнования, в к-рых участвовали и мотоциклы, состоялись в 1895 по маршруту Париж - Бордо - Париж; в России первые офиц. мотогонки -в 1898 (под Петербургом). В нач. 20 в. регулярно устраивались мотогонки Петербург - Москва. В 1907 в Великобритании проведена первая шоссейно-кольцсвая гонка, в 1913 там же - соревнования по яотомногоборью. в 1907 в Юж. Африке (на совр. терр. ЮАР) л в 1922 в Австралии (публичные)-трековые гонки по гаревой дорожке. С нач. 20-х гг. организуются ипподромныс и с 30-х гг. трековые гонки по льду. Чемпионаты мира разыгрываются: по шоссейно-кольцевым гонкам (с 1949), мотокроссу (1957), по трековым гонкам (с 1949 - гаревая и с 1966 - ледяная дорожки), мотомногоборью (1913). Междунар. мотоциклетная федерация (ФИМ) основа-па в 1904.

В СССР первые всесоюзные соревнования по M. с. (ипподромные гонки) состоялись в 1924. С созданием отечественного мотостроеппя в 1-й иол. 30-х гг. M. с. стал культивироваться во всех союзных республиках. Становление сов. M. с. связано с именами В. П. Чкалова, организатора Моск. автомотоклуба Ф. В. Борисова, известных мотогонщиков П. П. Воротилкина, E. И. Грипгаута, H. И. Закрсвского, А. И. Иваненко, В. И. Карнсева, A. H. Снлкнна, А. В. Чигорина, H. H. Шумплкииа и др. В 50- 60-х гг. M. с. получил массовое развитие, что было обусловлено серийным выпуском отечеств, мотоциклов совр. конструкции, в т. ч. спортивных машин: стали ежегодно разыгрываться первенства СССР, союзных республик и др. по M. с. Многократными чемпионами СССР по мотоспорту были засл. мастера спорта E. С. Косматое, И. Я. Озолппа, H. П. Севастьянов, И. П. Соколов, В. С. Пыласв и др.

С вступлением в 1956 Центр, автомотоклуба СССР в ФИМ начались регулярные выступления сов. спортсменов в междунар. соревнованиях по M. с. В 1960 создана Федерация автомотоспорта СССР, в 1962 - самостоят. Федерация мотоспорта. В 1973 действовали автомотоклубы ДОСААФ и ок. 4,5 тыс. мотосекцнй в спортивно-технич. клубах и коллективах физкультуры добровольных спортивных обществ, в к-рых занималось ок. 350 тыс. чел., в т. ч. св. 2 тыс. мастеров спорта. В программе Всесоюзной спартакиады ДОСААФ по воеи.-технич. видам спорта (1969-70) было св. 45 тыс. различных соревнований по M. с. (ок. 700 тыс. участников). В 1965 В. M. Арбеков выиграл многоэтапный чемпионат мира по мотокроссу, в 1968 команда СССР - Кросс наций; в 1967, 1969, 1971, 1973 сов. мото6олисты были чемпионами Европы, Г. Ф. Кадыров - 6-кратный чемпион мира (в 1966-73) в гонках по ледяной дорожке.

Широко развит M. с. в ЧССР, ГДР, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции и др. Многократными чемпионами мира были Г. Агостини (Италия, шоссейные гонки, 13 раз). Ж. Робер (Бельгия, мотокросс, 6 раз), О. Фундип (Швеция, спидвей, 5 раз), Б. Бриге и И. Маугср (Великобритания, спидвей, по 4 раза).

Г. м. Афремив.


МОТТА (Motta) Джузеппе (29.12.1871, Айроло, Тессин,-23.1.1940, Берн), швейцарский гос. деятель. По образованию юрист. В 1899-1911 деп. Нац. совета (парламента), лидер Католическо-конссрвативной партии. В 1.912-1.9 мин. финансов н таможен. С 1920 возглавлял политич. департамент (мин-во иностр. дел), был главой швейц. делегации в Лиге Наций. В 1915, 1920, 1927, 1932 н 1937 президент Швейцарии. В области внеш. политики выступал зи сближение с фаш. державами. По отношению к СССР проводил враждебную политику.


MOTЫГA, мотыка, сапка, цапка, тяпка, ручное земледельческое орудие для разрыхления почвы и уничтожения сорняков. Состоит из рабочей части н перпендикулярно к ней расположенной деревянной рукояти. Появилась в раннеземледельческих культурах эпохи псолнта (сначала в Передней Азии, затем, вместе с распространением земледелия,- в др. странах). У ранних мотыг рабочая часть делалась из твёрдого дерева, камня, кости, рога, щита черепахи, у современных - из стали. С появлением пахотных орудий M. стала применяться преим. для ухода за возделываемыми растениями, лишь у нек-рых народов тропич. лесной зоны Африки и Юго-Вост. Азии она продолжает использоваться как осн. орудие для обработки почвы.


MOTЫГA ВРАЩАЮЩАЯСЯ, машина для разрушения почвенной корки на посевах зерновых и технич. культур, уничтожения сорняков, предпосевной обработки почвы, прореживания всходов сахарной свёклы. Используемая в СССР

Мотыга вращающаяся: 1 - рама; 2 - задний вал; 3 - передний нал; 4 - игольчатые диски; 5 - площадка для балласта; 6 - секцпн игольчатых диско": 7 - секция мотыги.

M. в. (рис.) состоит из неск. секций вращающихся игольчатых дисков, соединённых между собой рамой с навеской. Игольчатые диски, вращаясь и перекатываясь по поверхности почвы, делают на ней проколы без выноса на поверхность нижних слоев почвы. M. в. можно использовать и на закрытии влаги, составив комплексный агрегат из шлейф-балки, M. в. и лёгкой бороны. Ширина захвата машины 2,8 л; глубина обработки при разрушении почвенной корки н уничтожении сорняков до 8 см, при прореживании всходов и предпосевной обработке почвы 4-6 см. Агрегатируют M. в. с тракторами класса 0,6 т.


МОТЫГИНО, посёлок гор. типа, центр Мотыпшского р-ца Красноярского края РСФСР. Расположен на прав, берегу р. Ангары, в 119 км от её впадения в Енисей и в 275 км к С.-З. от ближайшей ж.-д. ст. Канск-Енмссйскмй. Леспромхозы.

МОТЫЖЕНИЕ, рыхление верх, слоя почвы между возделываемыми растениями; приём ухода за посевами пропашных с.-х. культур. Прежде проводилось вручную - мотыгами. С развитием механизации M. заменено культивацией и др. приёмами междурядной обработки почвы.


МОТЫЛЬ, червеобразные личинки двукрылых насекомых - комаров-дергунов из рода Tendipes. Обитают в иле озёр и прудов, питаются гл. обр. разлагающимися органич. веществами. Выносливы к недостатку O2 в воде. Тело ярко-крас-лое вследствие присутствия гемоглобина в гемолимфе. M.- цитат, корм для рыб; используется как наживка при ловле рыбы на удочку и как корм для аквариумных рыб.

Лит.: Жизнь животных, т. 3, M., 1969,


МОТЫЛЬКИ, народное назв. нск-рых бабочек.


МОТЫЛЬКОВЫЕ (Papilionaceae, Fabасеае). семейство двудольных растений, близкородственное сем. бобовых, в к-рое его часто включают как подсемейство. Повсеместно распространённые виды M. представлены ц тропич. областях и Юж. полушарии преим. деревьями п древовидными лианами, в умеренных областях - б. ч. травами, полукустарниками ц кустарниками. Цветки - "мотылькового" типа. Плод - б. ч. типичный боб. Среди M. много хозяйственно-цепных растений.

МОУЛМЕЙН, город в Бирме; см. Moламьяйн.


МОУРАВИ (груз.- опекун, управляющий), адм. должность в феод. Грузии. M. назначались из представителей дворянской знати для наблюдения за исполнением царских указов, суд. разбирательства гражд. дел, сбора податей с крестьян (1/10 часть сборов шла н пользу M.). Помимо главных наследственных M., в сёлах имелись местные M. (мелкие владетели). После Крест, восстания 1К12-13 в Кахети рус. власти ликвидировали институт M.


МОУСОН (Mawson) Дуглас (5.5.1882, Брадфорд, Великобритания,-14.10.1958, Аделаида, Австралия), австралийский геолог, исследователь Антарктики. После окончания Сиднейского ун-та (1904) преподавал в Аделаидском ун-те (с 1905), проф. н зав. кафедрой геологии (1920- 1954). Участвовал в трёх крупных антарктич. экспедициях: в периоп (1907- 1909) пол рук. Э. Шеклтона, во второй (1911 - 14) и третьей (1929-31) - нач. и науч. руководителем. В Антарктике M. открыл и нанёс на карту более 200 геотр. объектов, в т. ч. Землю Королевы Мэри, Землю Мак-Робертсона, Землю Принцессы Елизаветы, Берег БАНЗАРЭ и др. Осн. работы по изучению геологии н гляциологии Вост. Антарктики н Юж. Австралии (стратиграфии докембрия, геохимии, минералогии). M. был редактором науч. трудов БАНЗАРЭ (Брнтанско-Австралийско-Новозеландской антарктич. исследоват. экспедиции 1929-31). Чл. Лондонского королев, об-ва (1923), президент Ассоциации прогресса науки Австралии и H. Зеландии (1932), чл. науч. об-в ряда стран. Именем M. в Антарктике названы полярная станция, полуостров, берег, морс и др. гсогр. объекты.

Соч. в рус. пер.: В стране пурги, Л., 1935; Родина снежных бурь, M., 1967.

Лит.: С у з ю м о в E. M-, Жизнь, отданная Антарктиде, M., 1960; его же, Дуглас Моусон и Антарктика, Л., 197(J; M a wson Paquita, Mawson of the Antarctic. The life of Sir Douglas Mawson, L., 1964.

МОУСОН (Mawson), науч. станция и осн. база австрал. антарктич. экспедиции. Открыта 13 февр. 1954. Расположена на свободном от ледникового покрова участке побережья бухты Хольмевнка (67°36' ю. ш., 62" 52' в. д.) на Земле Мак-Poбертсона (Вост. Антарктида). Зимовочный персонал ок. 30 чел. Насчитывается более 20 различных сооружений; в районе станции - взлётно-посадочная полоса. Выполняется комплекс науч. наблюдении по агрометеорологии, геофизике, гляциологии, океанологии, биологии и др. M. служит базой для проведения полевых маршрутных исследований в прилегающих районах Вост. Антарктиды. Названа в честь Д. Моусони.


МОУСОНА БЕРЕГ (Mawson Coast), название центр, и зап. частей побережья Земли Мак-Робсртсопа (Вост. Антарктида). Представляет собой краевую часть материкового ледникового щита, поверхность к-рой круто поднимается в глубину континента и па расстоянии 50 км от берега достигает вые. 1000-1500 м. Много выходов коренных пород. Открыт Британско-Австралийско-Новозеландской антарктич. исслсдоват. экспедицией в 1930. Назван в честь Д. Моусонн. Район преим. австрал. исследований; с 19.54 здесь действует австрал. науч. станция Моусон.

МОУСОНА MОPE (Mawson Sea), окраинное море индийского сектора Южного ок., омывает берега Антарктиды на протяжении более 800 км между мысами Bизе (95° 45' в. д.) и Пойнсетт (113 °12' ю. д.). Юж. берега представляют собой края шсльфового ледника Шеклтона и материкового ледникового щита. На С. граница моря проходит примерно по внеш. краю материковой отмели. Пл. 333,3 тыс. км2. Б. ч. моря расположена в пределах шельфа с глуб. 200-500 м, наибольшие глубины на С. превышают 1000 м. Почти весь год покрыто дрейфующим льдом, много айсбергов. В течение 1956-58 на побережье M. м. действовала сов. науч. станция Оазис, в период 1957-68 - австрал. станция Уилкс, а с 1969 действует австрал. станция Кейси. Большой вклад в изучение M. м. внесла сов. антарктич. экспедиция 1962; эта часть Южного ок. сов. учёными была выделена в отд. морс и названа в честь Д. Моусонн.

МОУСОНА ПОЛУОСТРОВ (Mawson Peninsula), полуостров в Вост. Антарктиде, между заливом Слава и бухтой Гад-жисва (68°30' ю. ш., 154° 20' в. д.) в вост. части Берега Георга V. Шир. ок. 50 км. Наиболее выдающаяся в море точка - мыс Воронина. Поверхность - материковый ледниковый покров с выходами коренных пород. Отд. нунатаки в зап. части полуострова имеют вые. более 600 м. Открыт Экспедицией США Хайджамп (1946-47). Позднее эта пасть побережья была обследована сов. антарктич. экспедицией (1958) и австрал. экспедициями. Назван в честь Д. Моусона.

МОУТАМА, Mартабан, залив на С. Андаманского м. Индийского ок., у берегов Бирмы. Дл. ок. 150 км, шнр. у входа ок. 220 км, глуб. до 20 м. Приливы полусуточные, их величина 7,2 м. В устье впадающей в залив р. Рангун - крупный мор. и речной порт, столица Бирмы - г. Рангун.


МОФЕТЫ (франц., ед. ч. mofette), струп углекислого газа с примесью водяного пара и др. газов, выделяющиеся из небольших каналов и трещин на дне и склонах кратера вулкана и па застывающих лавовых потоках. Темп-pa ок. 100 0C. M. возникают в последнюю стадию затухания фумарольной деятельности вулканов (см. Фуларолы).

МОХА, город на Ю. Йеменской Арабской Республики. 6 тыс. жнт. (1968). Порт на побережье Красного м. В прошлом - важный пункт вывоза кофе ("мокко").

МОХАВЕ (Mohave), пустыня на Ю.-З. США. в юж. части шт. Калифорния. Пл. ок. 30 тыс. KM-, включает Долину Смерти. Поверхность - чередование хребтов вые. до 3366 м и котловин с континентальными наносами. Климат резко континентальный, с жарким летом. Осадков 45 -150 мм в год. Поверхностный сток нерегулярный. Имеется ряд небольших солёных озёр. Растительность - суккуленты (гл. обр. юкки, кактусы) и кустарники. Территория практически не используется. В юж. части - заповедник Джошуа-Три (охрана пустынной растительности и фауны).


MOXAMМЕД РЕЗА ПЕХЛЕВИ (р. 26. 10.1919. Тегеран), шах Ирана. Образование получил в Иране и за границей, В 1938 окончил воен. академию в Тегеране. На престол вступил в сент. 1941, после отречения своего отца Peза-шаха Пехлеви. В сснт. 1943 объявил войну фаш. Германии. В 1955 шах утвердил закон о присоединении Ирана к Багдадскому пакту (CEHTO). Согласно конституции, обладает широкими полномочиями в области законодат. и исполнит, власти, является главнокомандующим вооруж. силами, назначает пр-во и пользуется др. прерогативами. В 60-с гг. провозгласил проведение зем. и др. реформ. Сформулированный M. P. П. курс внеш. политики Ирана предусматривает развитие отношений со всеми странами мира, без различия их социальных систем. Выступает за расширение сотрудничества с СССР. Неоднократно посещал Сов. Союз с офиц. визитами.

МОХАММЕД СИАД БАРРЕ (р. 1919, р-н Луг-Феррапдп, Юж. Сомали), сомалийский гос. и воен. деятель, генерал-майор (с 1966). Род. в семье бедняка. Начальное и среднее образование получил в Сомали. В 1940 поступил на службу в полицию, где в дальнейшем занимал ряд командных постов. В 1950 был направлен в Италию в воеп. академию, по окончании к-рой продолжал воен. службу в Сомали. После провозглашения независимости Сомали (1 июля 1960) назначен зам. командующего и нач. Генштаба сомалийской армии, в 1965 - командующим армией. 21 окт. 1969 возглавил революц. переворот и стал президентом Верховного революц. совета (BPC), главой гос-ва и пр-ва, провозгласившего в качестве идеологич. основы сомалийского общества принципы науч. социализма. В нояб. 1971 посетил Сов. Союз с офиц. визитом.

МОХАММЕДИЯ, город на С.-З. Алжира, в вилайе Оран. 23,2 тыс. жит. (1966, перепись). Крупный узел жел. п шосс. дорог. Торг.-пром. центр с.-х. р-на (цитрусовые, зерновые, овощи). Произ-во фруктовых соков. Ж.-д. мастерские.


МОХАММЕДИЯ, быв. Федала, город на Атлантич. побережье Марокко, в пров. Сеттат, на ж. д. и шоссе Рабат- Касабланка. 70,4 тыс. жит. (1971). Порт по ввозу сырой нефти (грузооборот ок. 1,5 млн. т в 1971). Крупный нефтеперерабат. з-д. Предприятия пищ., текст., металлообр. пром-сти.

MOХAMMEPA, прежнее назв. г. Хорремтегр в Иране.


МОХАЧ (Mohac.s), город на Ю. Венгрии, в медье Баранья, близ югославской границы. 19,6 тыс. жпт. (1970). Порт на Дунае. Произ-во древесноволокнистых плит, шёлкоткацкая ф-ка, мельницы.

Близ M. произошли две битвы: в 1526 (см. Мохапская. битва 1526) и в 1687 (в ходе австро-тур. войны 1683-99), завершившаяся поражением тур. армии.

МОХАЧСКАЯ БИТВА 1526, произошла 29 авг. у г. Мохач (Венгрия) между тур. армией султана Сулеижапа I Кануне (100 тыс. чел. и 300 орудий) и нсмпогочисл. дворянским войском венг.-чешского короля Лайоша II (25 тыс. чел. и 80 орудий). Окончилась сокрушит, поражением войска Лайоша II (погиб при отступлении). После M. б. значит, часть Венг. королевства была захвачена Османской империей; в Чехии утвердилась власть Габсбургов.


МОХЕВЦЫ, г