загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

у и не более 4 мягких лучей; у нек-рых отсутствуют. Прибрежные донные рыбы, мн. М. с. населяют осуш-ную зону литорали, прячась во время отлива под камнями, в зарослях водорослей и в западинах, наполненных водой. 20 сем., относящихся к 2 надсемействам: северные М. с. (Stichaeoidae), включающие люмпенусов, маслюков, зубаток, стихеевых и др., и тропические М. с. (Blennioidae), включающие трое-пёровых (Tripterygiidae), бесчешуйных (Blenniidae) и чешуйчатых собачек (Cli-nidae) и др. Бесчешуйные собачки способны вылезать на сушу и подолгу передвигаться по ней прыжками при помощи плавников.

Морская собачка-бабочка (Blennius ocellaris).

МОРСКИЕ ТАРАКАНЫ (Mesidotea), род донных рачков отр. равноногих ракообразных. Дл. тела до 8 см. 4 вида; обитают в водах разной солёности: в глубинах Сев. Ледовитого ок., на мелководьях морей Полярного бассейна, в опреснённых прибрежных районах Охотского и Берингова морей, в устьях северных рек СССР; как реликты в Балтийском и Каспийском морях и в нек-рых крупных озёрах Сев. Европы и Сев. Америки. М. т. служат пищей для мн. промысловых рыб, но нередко портят рыболовные сети и повреждают попавшую в них рыбу.

Морской таракан Mesidotea entomon.

МОРСКИЕ ТАРИФЫ, см. Тарифы транспортные.

МОРСКИЕ ТЕРРАСЫ, формы рельефа береговой зоны, созданные морем при относительно более низком или более высоком его уровне по сравнению с современным. По происхождению различают: аккумулятивные, абразионные и цокольные (аккумулятивно-абразионные) террасы. Аккумулятивные М. т. представляют собой либо древние береговые аккумулятивные формы, либо приподнятые участки бывшего прибрежного мор. дна. Абразионные М. т. -возвышающиеся над совр. уровнем моря остатки древних поверхностей дна, выработанные абразией. Под высотой М. т. понимают абс. или относит, высоту их тылового шва, к-рый является реликтом древней береговой линии. Сопоставление высот М. т. по профилю и по простиранию вдоль берега даёт возможность судить о масштабах новейших тектонич. движений, деформировавших высотное положение древних береговых линий.

МОРСКИЕ ТЕЧЕНИЯ, океанические течения, поступательные движения масс воды в морях и океанах. На поверхности океана они распространяются широкой полосой, захватывая слой воды той или иной глубины. На больших глубинах и у дна существуют значит, более медленные перемещения частиц воды в определённом генеральном направлении, чаще всего обратном по сравнению с поверхностным течением, составляющие часть общего круговорота вод Мирового океана.

М. т. вызываются действием силы трения между водой и воздухом, движущимся над поверхностью моря, градиентами давления, возникающими в воде, и приливообразующими силами Луны и Солнца. На направление течений большое влияние оказывает сила вращения Земли, под влиянием к-рой потоки вод отклоняются в Сев. полушарии вправо, в Южном - влево.

М. т. различаются по происхождению, расположению, физ. свойствам и устойчивости. Ветровые течения, или дрейфовые течения, являются осн. видом движения поверхностного слоя вод океанов и морей и часто вызывают развитие градиентных течений. Разновидностью градиентных течений являются конвекционные или плотностные течения. Выделяются также стоковые течения и компенсационные течения. Сообразно с расположением течений различают поверхностные, подповерхностные, промежуточные, глубинные и придонные течения.

По физ.-хим. характеристикам различают течения тёплые, холодные, солёные и опреснённые. Подразделение М. т. по физ. (тепловым) признакам в известной мере условно. Если темп-pa воды течения выше темп-ры окружающих вод, то его наз. тёплым, если ниже - течение наз. холодным. Тёплые течения движутся из низких широт в высокие, а холодные - из высоких в низкие. По характеру изменчивости М. т. бывают постоянные (устойчивые), временные и периодические (приливо-отливного происхождения). Постоянными и временными течениями могут быть течения дрейфовые, стоковые, плотностные, бароградиентные и др. Примерами постоянных течений являются Сев. и Юж. Пассатные, Гольфстрим и др., временных -муссонные течения сев. части Индийского ок., к-рые меняют направление в зависимости от летнего и зимнего муссонов. В океане редко наблюдаются течения, вызванные к.-л. одним из указанных факторов. Наиболее ярко выраженные течения Мирового ок. являются следствием воздействия ряда факторов. Так, напр., Гольфстрим является одновременно плотностным, ветровым и стоковым течением. Карту постоянных течений см. при ст. Океан.

Совр. исследования М. т. направлены на их непосредственные измерения на различных глубинах с помощью самописцев, поплавков нейтральной плавучести и поплавков-парашютов. К наст, времени в Мировом ок. исследователями ряда стран (СССР, США, Япония и др.) проведены многочисл. длит, наблюдения над течениями, в т. ч. и глубинными, на заякоренных буйковых станциях. Эти наблюдения позволили оценить изменчивость течений во времени и определить её основные закономерности. Непосредственные инструментальные измерения течений позволили обнаружить в океане ранее неизвестные мощные течения (Кромвелла течение в Тихом ок. и Ломоносова течение в Атлантике, глубинные противотечения под Гольфстримом и Куросио и т. д.). Большую роль в изучении течений играют также косвенные методы их определения (по распределению темп-ры, солёности, плотности) и численные методы, к-рые позволяют рассчитывать направление и скорость течений по полю ветра или по распределению плотности воды на поверхности и в глубинах океана.

Лит.: Зубов Н. Н., Динамическая океанология, М., 1947; Штокман В. Б., Экваториальные противотечения в океанах, М., 1948; Шулейкин В. В., Физика моря, 3 изд., М., 1953; Евгенов Н. И., Морские течения, 2 изд., Л., 1957; Линей-к и н П. С., Основные вопросы динамической теории бароклинного слоя моря, Л., 1957; Морской атлас, т. 2, Л., 1953; Ф е л ь-з е н б а у м А. И., Теоретические основы и методы расчета установившихся морских течений, М., 1960; Саркисян А. С., Основы теории и расчет океанических течений, Л., 1966; Каменков и ч В. М., Основы динамики океана, Л., 1973.

А. М. Муромцев.

МОРСКИЕ УТОЧКИ (Lepadomorpha), надсемейство беспозвоночных отр. усо-ногих ракообразных. Тело покрыто известковыми пластинками и прикрепляется к субстрату мясистым стебельком.

Морские уточки Lepas anatifera.

Размеры тела до 5-6 см, стебелёк обычно такой же длины, но иногда достигает 75 см. Ок. 320 видов. М. у. рода Lepas живут не только на дне, но и прикрепляются к плавающим предметам, днищам судов и пр.; распространены гл. обр. в тёплых водах. М. у. рода Scalpellum гл. обр. глубоководные, найдены на глубинах до 7 км.

МОРСКИЕ УШКИ (Haliotidae), семейство брюхоногих моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина дл. до 20 см, уховидная, с коротким слабо приподнятым завитком и крупным последним оборотом, пронизанным одним рядом отверстий. Внутр. поверхность раковины перламутровая. 6 родов (ок. 70 видов). М. у.- обитатели каменистых мелководий, преим. тропиков и субтропиков. В СССР - 1 вид (Sulculus discus) у берегов о. Монерон. М. у.- объект промысла и искусственного разведения в США, Японии, Китае, странах Индокитая (ценятся мясо и раковина).

Морское ушко Haliotis tuberculata.

МОРСКИЕ ЧЕРЕПАХИ (Chelonioidea), отряд черепах. Включает 1 сем. собственно М. ч. (Cheloniidae). Крупные животные, проводящие всю жизнь в воде и выходящие на берег лишь для откладки яиц. Панцирь невысокий, обтекаемой формы. Голова на короткой шее, не полностью втягивается под панцирь. Конечности преобразованы в ласты; передние веслообразные, длиннее задних. Брюшной щит обособлен от спинного. Распространены в тропич. и субтропич. морях, изредка заходят в умеренные широты. 4 рода, в каждом по 1 виду с 2 подвидами - атлантич. и тихоокеанским. 3 е-лёная черепаха (Chelonia my-das) - самая крупная: дл. панциря до 1,4 м, весит до 400 кг. Сильно истреблена, т. к. является объектом промысла (используются вкусное мясо и яйца). Логгерхед (Caretta caretta) - дл. панциря до 1 м, голова массивная. Рид-лея (Lepidochelys olivacea) - дл. округлого панциря до 80 см. Бисса -дл. панциря до 85 см. М. ч. быстро и ловко плавают, ныряют на значит, глубину; перемещаются на сотни км в поисках корма и подходящих мест размножения (см. Миграции животных). Откладывают от неск. десятков до 200 и более шаровидных яиц, чпокрытых кожистой оболочкой. Иногда в отряд М. ч. включают сем. кожистых черепах с 1 видом -кожистая черепаха.

Л. И. Хозацкий.

Зелёная черепаха.

МОРСКИЕ ЧЕРТИ (Lophiidae), семейство рыб отр. удилыцикообразных, или ногопёрых. 4 рода, обитают в прибрежных тропич. и умеренно-тёплых водах Мирового ок. В роде собственно М. ч. (Lophius) 12 видов; в СССР 1 вид-обыкновенный, или европейский, М. ч. (Lophius piscatorius); обитает у берегов Европы от Баренцева до Чёрного м. на глуб. 50-200 м. Дл. до 1,5л, весит до 20 кг. Хищник, питается придонными рыбами и крупными беспозвоночными. Нерест весной. Икра крупная (до 4 мм); плодовитость до 3 млн. икринок.

Обыкновенный морской чёрт.

Лит.: Жизнь животных, т. 4, ч. 1, М., 1971; Никольский Г. В., Частная ихтиология, 3 изд., М., 1971.

МОРСКИЕ ЩУКИ, сфирены, барракуды (Sphyraenidae), семейство морских рыб отр. кефалеобразных. Тело дл. до 3 л, рот большой с мощными зубами, сидящими в глубоких лунках. 1 род, включающий неск. видов; распространены гл. обр. в тропич. водах. В СССР 2 вида: Sphyraena sphy-гаепа в Чёрном м. и S. pinguis - в Японском м. S. sphyraena - дл. до 1 м; обитает на глуб. до 100 м; хищник, питается мелкой рыбой. Икра пелагическая. Крупные виды М. щ. могут нападать на человека. Ценный объект промысла. М. щ. наз. также род рыб сем. тресковых (то же, что мольва) к рыбу сем. саргановых - Thylosurus anastomella.

МОРСКИЕ ЯЗЫКИ (Soleidae), семейство рыб отр. камбал. Тело продолговатое, листовидное. Передний край головы закруглён и нависает над рылом. Рот маленький, косой. Распространены в тропич. и субтропич. морях; нек-рые входят в реки. Ок. 40 родов. В СССР 3 вида. В Чёрном м. обитает обыкновенный М. я. (Solea solea); дл. тела до 60 см, весит до 4 кг; питается беспозвоночными и мелкой рыбой; мечет пелагич. икру (ок. 150 тыс. икринок) весной и летом. Два др. вида встречаются в морях, омывающих Юж. Приморье.

Обыкновенный морской язык.

М. я. имеют нек-рое промысловое значение. Ряд ихтиологов считают М. я. надсемейством и разделяют их на 2 семейства: правосторонние (Soleidae) и левосторонние М. я. (Cynoglossidae).

МОРСКОГО ФЛОТА ИНСТИТУТ Центральный научн о-и с с л е-довательский (ЦНИИМФ), находится в Ленинграде. Создан в 1929, вначале как н.-и. институт судостроения и судоремонта в системе Народного комиссариата путей сообщения. Исследует экономич. и технич. проблемы развития мор. флота СССР, устанавливает требования к технико-эксплуатационным характеристикам судов, их энергомеханич. оборудованию, системам и отд. технич. средствам судовождения и связи. Разрабатывает вопросы технич. и коммерч. эксплуатации флота, обеспечения безопасности мореплавания, морского права, научной организации труда моряков. В составе ин-та (1974) филиал во Владивостоке и эксперимен-тально-производств. мастерские в Ленинграде. Ин-т имеет аспирантуру (с отрывом и без отрыва от производства) по технич. и экономич. специальностям. С 1955 издаёт "Труды", публикует монографии и справочно-информационные материалы по вопросам мор. права и коммерч. эксплуатации флота.

МОРСКОГО ФЛОТА УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, см. в статьях Водного транспорта высшие учебные заведения, Военно-учебные заведения, Транспортное образование.

МОРСКИЕ АГЕНТСТВО, см. Агентство морское.

МОРСКОЕ БЛЮДЕЧКО, морские брюхоногие моллюски, имеющие колпачко-видную раковину и способные присасываться при помощи ноги к твёрдому субстрату, что объединяет их в особую жизненную форму. К М. б. относят представителей сем. Patellidae, Tecturidae (подкласс переднежаберных, точнее кругло-жаберных), Siphonariidae (подкласс лёгочных) и др.

МОРСКОЕ БОЛЬШОЕ ОЗЕРО, Большое Морское озеро, Майнычин-Анкаватан, озеро в Якут. АССР, на С.-В. Колымской низменности. Пл. 205 км2. Берега низменные, малоизрезанные. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в конце сентября, вскрывается в июне. Из М. Б. о. берёт начало р. Анкаваам (приток р. Большая Чукочья). Вблизи М. Б. о. расположено Малое Морское озеро (Мокачен-Анкаватан), пл. 58,2 км2.

МОРСКОЕ ПРАВО, в широком смысле слова - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в ходе осуществления торг, и воен. мореплавания, рыболовства и мор. промысла, добычи биологич. и минеральных ресурсов морей, при проведении науч. исследований и т. п.

Первые сборники б. или м. развитого М. п. относятся к 11-14 вв., когда начали развиваться междунар. экономич. связи. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что первый ср.-век. город (Амальфи), к-рый вёл обширную морскую торговлю, выработал нормы М. п.- Амальфийские таблицы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 63). Известны сборники мор. обычаев в различных странах: Новгородская Скра, Висбийские таблицы, Олеронские свитки, Барселонский "Морской судебник" и др.

В совр. эпоху существуют три отрасли М. п.: нац. М. п.; междунар. морское публичное право (договоры и соглашения, заключённые гос-вами, а также установленные ими обычаи по вопросам регулирования разнообразных междунар. морских отношений) и междунар. морское частное право, в состав к-рого входят как коллизионные нормы внутр. законодательства той или иной страны, так и нормы междунар. соглашений, участницей к-рых является та или иная страна.

М. п. СССР регулирует вопросы торг., воен. и науч. мореплавания, рыболовства и мор. промысла, добычи мор. минеральных и иных ресурсов, определяет режим различных мор. акваторий, находящихся под суверенитетом СССР внутр. и терр. вод, прилежащих зон (часть открытого моря, прилегающая к территориальным водам), их дна и континентального шельфа.

В основе сов. М. п. лежат декреты СНК 1918-21, в т. ч. о национализации торг, флота от 23 янв. 1918, декларация о создании Отдела водных сообщений для управления торговым морским и речным флотом и водными сообщениями от 27 февр. 1918, декрет об установлении 12-мильной ширины терр. вод Сов. гос-ва от 28 мая 1918, о морском транспорте от 30 мая 1921. Принципы сов. М. п. нашли дальнейшее закрепление и развитие в Кодексах торгового мореплавания СССР 1929 и 1968, нормативных актах Совета Министров СССР, Министерства мор. флота, Министерства рыбного х-ва и др., а также в многочисл. междунар. соглашениях по вопросам мореплавания, рыболовства, мор. промысла и др., участником к-рых является СССР.

Сотрудничество СССР и др. социали-сгич. стран в области судоходства регулируется специально разработанными в рамках СЭВ нормами (напр., "Общие условия взаимного предоставления морского тоннажа и внешнеторговых грузов стран - членов СЭВ", 1972).

Под междунар. морским публичным правом понимается совокупность междунар. договорных и обычных норм, регулирующих отношения между гос-вами в связи с использованием Мирового океана. В основе совр. междунар. морского публичного права лежит принцип свободы открытого моря, согласно к-рому все гос-ва и народы имеют равное право на пользование Мировым океаном, а также принцип сочетания прав прибрежных и неприбрежных гос-в (см. также Океан).

Наиболее крупными актами междунар. М. п. являются Устав ООН, Женевские конвенции 1958 (О территориальном море и прилежащей зоне; Об открытом море; О континентальном шельфе; О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря), Брюссельская 1910 и Лондонская 1960 конвенции по оказанию помощи и спасанию на море, конвенции 1954, 1969, 1972 о предотвращении загрязнения моря нефтью и другими веществами.

Международное частное М. п. регулирует отношения гос. органов, физич. и юридич. лиц с иностр. гос. органами, физич. и юридич. лицами в связи с вопросами торг, мореплавания (вопросы договора мор. перевозки грузов, фрахтования судов по тайм-чартеру, мор. перевозки пассажиров, мор. буксировки, операций по обслуживанию портами мор. судов и клиентуры мор. транспорта, вопросы общей и частной аварии, возмещения убытков от столкновения судов, морского страхования, судебного и арбитражного разбирательства морских претензий и исков и др.). Правовые нормы, составляющие междунар. морское частное право, содержатся во внутр. законодательстве нек-рых гос-в и в междунар. соглашениях.

Расхождение между морским законодательством различных гос-в, неполнота правовых норм, регулирующих отношения, связанные с торг, мореплаванием, постоянно диктуют необходимость междунар. унификации норм М. п. Как правило, эта унификация достигается межгосударственными соглашениями (напр., Международная конвенция для объединения нек-рых правил относительно столкновения судов 1910 с последующими дополнениями 1960; Йорк-Антверпенские правила).

Лит.: Волков А. А., Морское право, М., 1969; Актуальные проблемы современного международного морского права, М., 1972; Новое в международном морском праве, М., 1972.

М. И. Лазарев.

МОРСКОЕ ШИЛО, змеевидная морская игла (Nerophis ophi-dion), рыба семейства морских игл (Syngnathidae). Тело очень тонкое, дл. до 29 см, округлое в сечении. У взрослых особей отсутствуют хвостовой и грудные плавники. Водится в Балтийском и Чёрном морях. Обитает в зарослях мор. травы (гл. обр. взморника) и водорослей. Питается планктоном. О потомстве заботится только самец.

МОРСКОЙ БОЙ, организованные боевые действия кораблей, частей, и соединений флота с целью уничтожить противника на море или подавить его способность к сопротивлению. М. б. состоит из тактических ударов, атак и контратак, выполняемых по единому замыслу командования. На протяжении истории войн формы и способы ведения М. изменялись под влиянием развития оружия, боевой техники и корабельного состава флота (см. Военно-морского искусство). В М. б. могут участвовал самостоятельно или в тактическом взаимодействии подводные лодки, авиации флота, надводные корабли, береговые ракетно-артиллерийские войска. Сов. М. б. характеризуется огромной разре шит, мощью оружия, высокой манёвренностью участвующих в нём сил, скоротечностью, большим пространственным размахом, быстрыми и резкими изменениями обстановки. В зависимости от характера боевых задач и цели действий М. может быть встречным, наступательными или оборонительным; различают бой в море, в прибрежном р-не, бой за высадкой мор. десанта и при отражении мор. десанта.

В. С. Мамчив

МОРСКОЙ ВОКЗАЛ, здание или комплекс зданий и сооружений для обслуживания пассажиров, обработки багажа грузов в морских портах. По характеру осн. операций М. в. подразделяют на пассажирские и грузопассажирские по месту расположения на морских линиях - на конечные и промежуточные Здания М. в. возводят на прибрежные участках, в т. ч. на молах или на площадках с искусственным основанием При их проектировании учитывают назначение и типы используемых судов колебания горизонта воды, условия рациональной организации потоков пассажиров и посетителей, доставки багажа и грузов.

В М. в. размещаются пассажирские адм.-служебные, багажные, подсобно вспомогательные, технические и др. помещения.

Архитектурно-планировочные и конструктивные решения М. в. весьма разнообразны. Наибольшее распространение получили 2-3-этажные здания М. в, Для грузопассажирских М. в. характерно расположение грузовых складов на уровне причалов, а пассажирских помещений - над ними, на уровне 2 или 3 этажа. Так, напр., решены М. в. в Одессе и Владивостоке (СССР), в Гавре, Булони, Кале, Дьепе (Франция), в Хельсинки (Финляндия), Океанский вокзал в Саутхемптоне (Великобритания) и др. В этих М. в. применены спец. посадочные устройства (в т. ч. подъёмно-поворотные и крытые телескопич. трапы) для удобства прохода пассажиров на судно над грузовыми площадками, автомоб. проездами и ж.-д. путями.

Для одновременного обслуживания неск. крупных судов здания многих М. в. имеют значит, протяжённость (напр., длина Океанского вокзала в Саутхемптоне 550 м, Атлантического вокзала в Гавре -ок. 575 м); нередко устраивают протяжённые галереи вдоль причалов, либо пирсы, располагаемые перпендикулярно к фронту u причальной набережной (М. в. Нью-Йорка и Филадельфии в США, Монреаля в Канаде и др.).

Сооружают также М. в., выдвинутые в море (на сваях), напр, в Ла-Рошели и Булони (Франция), Сухуми (СССР). Отд. устройства М. в. иногда располагают на плавучих платформах, как, напр., в порту Тилбери-Лондон (Великобритания).

Морской вокзал в Баку.

Большинство М. в. служат пунктами массовой пересадки пассажиров с морских судов на сухопутный транспорт (и наоборот), а также для перевалки грузов. Поэтому крупные грузопассажирские М. в., как правило, имеют развитые ж.-д. и автомобильные подъездные пути. Нек-рые М. в. сооружают в комплексе с ж.-д. вокзалами в целях организации наиболее удобной транспортировки грузов и пересадки пассажиров (напр., во Владивостоке).

М. в. являются, как правило, уникальными объектами общегородского значения. Для совр. М. в. характерны: крупные зальные помещения для обслуживания пассажиров; значит, площади остекления фасадов, раскрывающие внутр. пространство М. в. в сторону моря; использование навесов и балконов для пассажиров и посетителей. При сооружении М. в. учитывают их композиционную взаимосвязь с планировкой и застройкой припортовых р-нов, а также условия зрит, восприятия комплекса М. в.-своеобразного мор. фасада города - как со стороны привокзальной площади, так и со стороны моря. См. также Вокзал. Лит.: Голубев Г. Е., Анджел и-н и Г. М., Модоров А. Ф., Современные вокзалы..., М., 1967.

Т.Е.Голубев.

МОРСКОЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ, высший орган управления воен.-мор. силами нек-рых гос-в. Был образован под различными названиями: в Японии - Морской командный департамент (1893), в кайзеровской Германии - Генеральный морской штаб (1899), во Франции - М. г. ш. (1902), в Италии - Гл. штаб флота (1907), в США - Гл. управление оперативной части флота (1909), в Великобритании - Штаб мор. войны (1912). В совр. ВМС иностр. гос-в имеются Гл. штабы или Штабы ВМС.

В России М. г. ш. был образован 24 апр. (7 мая) 1906. Он занимался разработкой планов войны на море, судо-строит. программ, планов боевой подготовки флота, изучением иностр. флотов; направлял деятельность воен.-мор. отдела Николаевской мор. академии, Лиги обновления флота и др. обществ, флотских орг-ций. Во время 1-й мировой войны 1914-18 М. г. ш. состоял из 8 отделений: трёх оперативных (по мор. театрам), организационно-тактич., статистич., воздушного и подводного плавания, службы тыла и исторического, имея по штату 35 офицеров и 23 унтер-офицера и матроса. Начальниками М. г. ш. были Л. А. Брусилов (1906-08), А. А. Эбер-гард (1908-11), А. А. Ливен (1911-1914), А. И. Русин (1914-17), М. А. Кедров и А. П. Капнист (1917). После Окт. революции 1917 организация М. г. ш. неоднократно изменялась. В 1919 он состоял из 5 отделов общей численностью 113 чел. Начальниками М. г. ш. были: Е. А. Беренс (1917-19), А. Н. Мелен-тьев (с 1919). В авг. 1921 М. г. ш. был упразднён, и его функции перешли к оперативному управлению Морского штаба Республики.

МОРСКОЙ ГЕОЛОГИИ И ГЕОФИЗИКИ ИНСТИТУТ Всесоюзный научно-исследовател ьский (ВНИИМОРГЕО), институт Мин-ва геологии СССР. Организован в 1967 в Риге в составе собственно ин-та, Геленд-жикского отделения (с базой в Геленджи-ке) и Тихоокеанской экспедиции (с базой в Южно-Сахалинске). В 1972 Геленд-жикское отделение с его 7 отделами, объединяющими 18 секторов и лабораторий, совместно с Тихоокеанской экспедицией было преобразовано в науч.-производств. объединение ЮЖМОРГЕО. В составе ВНИИМОРГЕО (1973): 8 отделов, объединяющих 16 лабораторий и секторов, 2 специализированные лаборатории, Балтийская опытно-методическая экспедиция и Координационный центр по координации работ стран - членов СЭВ по исследованиям морей и океанов с целью использования их минерально-сырьевых ресурсов. Осн. задачи: комплексное изучение геол. строения и распределения полезных ископаемых, поиски нефтеносных структур и месторождений твёрдых полезных ископаемых в морских акваториях СССР, разработка и усовершенствование аппаратуры и методики морских геолого-геофизических исследований, анализ экономич. эффективности разработки выявленных месторождений.

Результаты работ ин-та публикуются в сб-ках "Морская геология и геофизика", "Вопросы четвертичной геологии Прибалтики" и монографич. трудах, а также в виде тематич. обзоров, аннотированных указателей литературы и т. п.

МОРСКОЙ ГИДРОФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ АН УССР (МГИ), научно-исследовательское учреждение, в к-ром ведутся работы в области физики моря. Созд. в Москве в 1948 в системе АН СССР на базе Морской гидрофизич. лаборатории АН СССР. В 1961 передан в АН УССР, а в 1963 перебазирован в Севастополь. Осн. направления работ (1973): исследования процессов взаимодействия океана и атмосферы, динамики поверхностных, приливных и внутренних волн, циркуляции вод, турбулентности, мезо- и микро-структуры физ. полей океана - темп-ры, солёности, плотности, скорости и направления течений, оптич. и акустич. свойств, магнитного и гравиметрич. полей, изучение рельефа дна, химия и геохимия океана, а также создание новой измерит, гидрофизич. аппаратуры. После 1970 выполнены теоретич. исследования процессов развития поверхностных и внутр. волн, в частности Цунами, разработаны теории и методы расчёта на ЭВМ течений для различных районов океана и др.; проведены обширные комплексные экспедиционные исследования по международным и нац. программам на н.-и. судах МГИ "Михаил Ломоносов" и "Академик Вернадский".

Научные работы МГИ публикуются в издаваемых институтом ежеквартальных сборниках "Морские гидрофизические исследования" и др. периодич. изданиях.

А. Г. Колесников.

МОРСКОЙ ГОЛУБОК, тонкоклювая чайка (Lams genei), птица семейства чаек. Дл. тела ок. 45 см, весит 270-350 г. Спина и крылья светло-серые, концы крыльев чёрные, остальное оперение белое. М. г. встречается в Сев. Африке, Юж. Европе и Юго-Зап. Азии; в СССР - на мор. побережьях, солёных и солоноватых озёрах от устья Днестра до Балхаша. На зиму частично откочёвывает (до Сенегала, Канарских о-вов и Красного м.). Гнездится колониями, чаще на о-вах. В кладке 2-3 яйца. Насиживают самец и самка. Питается саранчовыми и др. насекомыми, рачками, мелкой рыбой.

МОРСКОЙ ДЕСАНТ, войска, предназначенные для высадки с моря или высадившиеся на побережье противника. По масштабу и целям различают М. д.: стратегические, оперативные, тактические и разведывательно-диверсионные. М. д. высаживаются способом "берег - берег", когда десант перевозится на десантных кораблях и высаживается непосредственно на берег, или способом "корабль-берег", когда десант перевозится на транспортах и перегружается с них на десантно-высадочные средства у побережья противника.

МОРСКОЙ ЗАЯЦ, л а х т а к (Erig-nathus barbatus), ластоногое семейства настоящих тюленей. Дл. 2,2-2,6 м, весит 225-360 кг. Волосяной покров серо-коричневый, иногда с неск. светлыми пятнами на спине. Меховой покров новорождённого тёмный. М. з. обитает в арктич. р-нах Атлантики, в Белом, Баренцевом, Карском, Чукотском, Беринговом и Охотском морях. Держится обычно поодиночке на мелководьях; размножается весной на дрейфующих льдах. Питается донными беспозвоночными, реже - рыбой. Ценный объект промысла. Рис. см. в ст. Ластоногие (т. 14, стр. 175).

Лит.: Ч а пс кий К., Морские звери Советской Арктики, Л.- М., 1941; Млекопитающие фауны СССР, т. 2, М.- Л., 1963; Крылов В. И., Федосеев Г. А., Шустов А. П., Ластоногие Дальнего Востока, М., 1964.

МОРСКОЙ ЗАЯЦ (Aplysia), род морских брюхоногих моллюсков подкласса заднежаберных. Дл. тела до 40 см. Головных щупалец 2 пары, из к-рых задняя по форме напоминает заячьи уши (отсюда назв.). Тонкая пластинчатая раковина покрыта мантией. В мантийной полости расположены железы, выделяющие ядовитую окрашенную жидкость. Нога имеет боковые лопасти, служащие для плавания. Ок. 35 видов. Раститель-ноядны; обитают гл. обр. в тропич. морях. Крупные нервные клетки М. з.-объект нейрофизиол. исследований. Рис. см. в ст. Брюхоногие моллюски (т. 4, стр. 76, рис. 3, фиг. 17).

МОРСКОЙ КЛИМАТ, климат, формирующийся в условиях преобладающего влияния на атмосферу океанич. пространств. Наиболее резко выражен над океанами, но распространяется и на районы материков, подвергающиеся частым воздействиям мор. воздушных масс. Поэтому о М. к. говорят и применительно к нек-рым участкам суши (напр.-М. к. Зап. Европы, ряда океанич. островов). Воздействие М. к. на сушу осуществляется гл. обр. благодаря общей циркуляции атмосферы. Напр., для климата Зап. Европы важна не столько близость к Атлантич. ок., сколько особенности переноса возд. масс, к-рый в этом районе в течение всего года направлен гл. обр. с 3. на В. (т. е. на материк). Поэтому повторяемость прохождения мор. возд. масс здесь больше, чем континентальных.

М. к. характеризуется сравнительно малой изменчивостью темп-ры воздуха в течение года и суток (в умеренных широтах отличается интенсивной циклонич. деятельностью, прохладным летом и тёплой зимой). Благодаря тому, что водные массы медленнее нагреваются и охлаждаются, чем суша, самым тёплым временем над океанами в Сев. полушарии часто бывает август, а самым холодным февраль (в Юж. полушарии наоборот). Осень в районах с М. к. обычно теплее весны. Влагосодержание воздуха и годовое кол-во осадков над океанами по сравнению с находящимися в тех же широтах районами суши с континентальным климатом несколько увеличено, максимум осадков часто приходится на зиму. Воздух над океанами отличается малой запылённостью и повышенным содержанием частиц мор. солей. Ветры характеризуются обычно большей силой и постоянством, чем над сушей. В прибрежных р-нах летом нередки бризы.

С. П. Хромов.

МОРСКОЙ КОТ, 1) (Dasyatis pastina-са), рыба сем. скатов-хвостоколов. Дл. тела до 2,5 м, весит до 16 кг. У основания хвоста большая, зазубренная по краям колючка, уколы к-рой опасны (в желобке колючки имеются железистые ядовитые клетки). Распространён в Атлантич. ок., а также в Средиземном, Чёрном и Азовском морях. Ведёт донный образ жизни. Питается безпозвоночными и мелкой рыбой. Живородящ; промысловое значение невелико. 2) Морской пёс, морская собака (Scy-liorhinus caniculus), рыба сем. кошачьих акул. Дл. тела до 1 м. Обитает в Атлантич. ок. у берегов Европы; в СССР - в Чёрном м. Питается гл. обр. беспозвоночными (ракообразными, моллюсками и червями). Оплодотворение внутреннее; откладывает от 2 до 20 яиц. Объект местного промысла.

Морской кот (Dasyatis pastinaca).

"МОРСКОЙ ЛЕВ" (Seelowe), условное наименование плана десантной операции нем.-фаш. войск на Британские о-ва в период 2-й мировой войны 1939-45; утверждён директивой А. Гитлера № 16 от 16 июля 1940. Планом "М. л." предусматривалось внезапное форсирование Ла-Манша и высадка на юж. побережье Англии 25 дивизий с целью оккупировать Великобританию. Фаш. руководство рассчитывало, что путём массированных возд. налётов и угрозы вторжения удастся заставить Великобританию капитулировать и без проведения операции. Одновременно сосредоточение нем.-фаш. войск в Бельгии и Сев. Франции использовалось для маскировки начавшейся с конца июля 1940 подготовки войны фаш. Германии против СССР. В ходе битвы за Англию 1940-41 герм. ВВС не удалось достичь господства в воздухе и ослабить брит. ВМФ. В сент.-окт. 1940 Гитлер принял окончат, решение о нападении на СССР. В этих условиях возможность и необходимость проведения операции "М. л." практически отпали, срок её проведения был перенесён с сентября на октябрь, а затем (директивой от 12 окт.) - на весну - лето 1941. Продолжавшиеся мероприятия по плану "М. л." превратились исключительно в средство стратегич. маскировки подготовки нападения на СССР. Судьба Великобритании, по расчётам фаш. руководства, должна была решиться в результате "победоносного похода" против СССР.

МОРСКОЙ ЛЁД, лёд, образующийся в море в результате замерзания морской воды. По физ. свойствам существенно отличается от льдов речных (см. Реки) и глетчерных (см. Ледники). М. л. обладает характерным свойством - солёностью. При образовании М. л. между ледяными кристаллами, состоящими из чистой воды, задерживаются мелкие капельки мор. воды (рассол), обусловливающие его солёность. С течением времени рассол стекает вниз, лёд опресняется, и в нём появляются пузырьки воздуха, создающие его пористость. Солёность и пористость М. л. определяют его плотность, к-рая меняется в пределах от 0,85 до 0,93-0,94 г/см3. Вследствие своей малой плотности льдины возвышаются над поверхностью воды на 1/7-1/10, своей толщины. Прочность М. л. меньше прочности пресноводного льда, она увеличивается с уменьшением солёности и пористости и с понижением темп-ры льда. В отличие от пресноводного льда, М. л. начинает таять с момента любого повышения его темп-ры при значениях выше -23 °С. По возрасту различают следующие стадии развития и виды М. л.: начальные виды льда (ледяные иглы, сало, снежура, шуга, внутриводный лёд), ниласовые (молодые) льды (блинчатый, склянка, нилас, серый и белый). М. л. по своему местоположению и подвижности разделяется на 3 типа: припай -неподвижный, примёрзший к берегу лёд; плавучие (дрейфующие) льды; паковые льды (пак) - многолетние льды толщиной 3-5 м.

Различают М. л. естеств. нарастания (ровный лёд) и льды нагромождения (ропак, торосы). По размерам М. л. разделяют на крупные ледяные поля, протяжённостью более 2 км, обломки полей - от 2 км до 200 м, крупнобитый лёд - от 200 до 20 м и мелкобитый лёд -меньше 20 м. По возрасту различают: весенний лёд, образовавшийся весной, перед текущим летом, и обладающий наименьшей прочностью и наибольшей солёностью; годовалый, или однолетний, лёд, образовавшийся осенью предыдущего года и обладающий большой прочностью и толщиной, пониженной солёностью; многолетний лёд, просуществовавший зиму, лето и следующую зиму обладает большой прочностью и малой со леностью. Оценка количества (густоты М. л. даётся в баллах - от 0 (чистая вода) до 10 (сплошной лёд). Плошадь моря, занятая льдом, меняется от месяца к месяцу и от года к году и зависит от запаса тепла в море, продолжительности охлаждения моря, таяния льда и т. д. Состояние М. л. имеет важное значение для судоходства, как серьёзное, а на Северном морском пути и решающе препятствие для мор. транспорта. Обычно плавание во льдах возможно только при наличии правильного ледового прогно за, судовой и авиационной разведка льдов, а также при хорошей изученности ледовых условий.

Лит.: Зубов Н. Н., Морские вод и льды, М., 1938; его же, Льды Арктики М., 1945; Классификация п терминологии льдов, встречающихся в море, Л., 1954 Евгенов Н. И., Альбом ледовых образований на морях, Л., 1955; П е с ч а н с к и и И. С., Ледоведение и ледотехника Л., 1963.

А. Д. Доброволъский

МОРСКОЙ ЛУК, то же, что лук морской.

МОРСКОЙ НЕФТЕПРОМЫСЕЛ, комплекс сооружений, обеспечивающий рациональную добычу и транспортировку нефти и газа на месторождениях, расположенных под дном водных бассейнов Освоение месторождений нефти и газа акваториях морей связано с выполнение геологопоисковых и гидротехнич. работ топосъёмок и инж.-геологич. исследований дна, геофизич. разведки территорий глубокого поискового и разведочного бурения для вскрытия и оценки нефте-газовых месторождений, бурения эксплуатац. скважин и работ по стр-ву подводных и надводных сооружений для добычи сбора и транспортировки нефти и газа потребителям.

Один из первых М. н. создан у побережья США (шт. Виргиния) в кон. 19 в.

В СССР мор. добыча нефти началась в Каспийском м. (бухта Ильича) в первый годы Сов. власти. На засыпанном участок ке моря были пробурены скважины организована эксплуатация месторождения. В 30-х гг. освоение нефтяных месторождений на Каспии (о. Артёма) осуществлялось посредством бурения наклонно направленных скважин с берега и путём сооружения островных мор. оснований. В 1935 по проекту Н. С. Тимофеева и Б. А. Рагинского сооружено первое свайное металлическое основание. Е. 1949 Л. А. Межлумовым, С. А. Оруджевым и Ю. А. Сафаровым предложено крупноблочное основание МОС, что ускорило нефтепромысловые работы и позволило внедрить индустриальные методы строительства. Создание индивидуальных мор. оснований способствовало освоению глубины моря до 40 л. Важный этап в развитии М. н. связан с сооружением нефтепромысловых эстакад. Для мелководных участков (5-8 м) применяются засыпка, окантование дамбами с откачкой из котлована воды. При освоении водных участков, примыкающих к суше, бурят наклонно-направленные скважины. Отклонения забоя скважины от вертикали достигают 3 км.

Рнс. 1. Общий вид морского нефтепромысла.

Рис. 2. Стационарное крупноблочное металлическое основание с буровой установкой.

Рис. 3. Буровая установка самоподъёмного типа.

При глубинах вод до 30 л в море сооружают железобетонные и металлич. эстакады, площадки для размещения бурового, эксплуатационного и др. оборудования, обеспечивающие комплексное освоение месторождений (рис. 1). В Каспийском море возведено 880 стальных островов и более 300 км эстакад (1972). Они позволяют обслуживать промысловое х-во независимо от погоды. Если М. н. расположен недалеко от суши, эстакада соединяет его с береговыми базами. Крупноблочные основания типа МОС, ГИПРОМОС применяются при глубинах вод до 40 м (рис. 2); при глубинах вод до 60-80 м - плавучие буровые платформы с опорой на дно моря (рис. 3), с к-рых бурят отд. скважины или куст наклонно-направленных скважин. При этом устьевое эксплуатац. оборудование размещают на эксплуатац. основании -блок-кондукторе или на дне моря.

В практике освоения морских месторождений нефти и газа при глубинах вод до 120 м строятся отд. стационарные острова различной конструкции, с к-рых бурят наклонно-направленные скважины. При глубинах вод свыше 150 м применяются буровые суда или полупогружные платформы с якорной или динамич. стабилизацией. С отд. мор. оснований производят бурение разведочных и эксплуатац. скважин, иногда куста наклонно-направленных скважин.

Общая площадь морских районов, перспективных на нефть и газ, с глубинами вод до 200 м в СССР достигает 2,5 млн. км2, причём св. 75/о этой территории расположено до изобаты 100 м.

Наиболее крупные М. н. за рубежом расположены в Атлантич. ок. (Мексиканский залив, бассейн Карибского м.), в восточной части Тихого ок. (залив Кука и прибрежная часть Калифорнии"), у берегов Австралии в районе прол. Басса, в Индийском ок. (Персидский и Суэцкий заливы), в Северном море. Освоение этих нефтяных месторождений базируется в основном на островном способе, при к-ром создаются искусств, земляные о-ва с каменной окантовкой и гравийно-камен-ной наброской (рис. 4). Металлич. острова сооружают из крупных блоков. В акваториях морей и океанов, помимо стационарных оснований, используются (1972) более 250 передвижных буровых установок.

Рис. 4. Островной способ освоения морских нефтяных месторождений у побережья Калифорнии.

Конструктивной особенностью отличаются основания для бурения скважин в акваториях, покрываемых льдами. Напр., на Аляске для предохранения от воздействия льдов устья десятков скважин размещаются в массивной оболочке диаметром 10 м. При использовании передвижных самоподъёмных буровых платформ, а также платформ полупо-гружного типа оборудование устья скважин после бурения может быть расположено на дне моря. Для таких случаевряд фирм США, Великобритании, Франции разработали комплексы оборудования с дистанционным управлением, которые успешно эксплуатируются, напр, на озере Эри и в Мексиканском заливе. Для периодической ревизии и обслуживания подводного оборудования (устья скважин, сепараторные установки, трубопроводы, задвижки и т. п.) в США и Франции получила развитие глубоководная водолазная техника. Нефть и газ бассейнов, расположенных под акваториями, добывают 24 страны, поисковое бурение проводит 31 страна, геолого-геофи-зич. работы -82 страны (1971). На М. н. мира добывается ок. 300 млн. т нефти (1971).

Лит.: Оруджев С. А., Глубоководное крупноблочное основание морских буровых, М., 1962; Проблемы, связанные с расширением существующих возможностей бурения на нефть и газ и их добычи при больших глубинах воды и неблагоприятных морских условиях, М., 1971 (VIII Мировой нефтяной конгресс).

С. А. Оруджев.

МОРСКОЙ ПЁС, рыба семейства кошачьих акул; то же, что морской кот.

МОРСКОЙ ПОЛИГОН, район моря, выделенный для испытаний кораблей, различных видов оружия и боевой техники или для проведения боевой подготовки кораблей. По назначению М. п. бывают научно-исследовательские, испытательные и учебные, а по роду испытываемых средств - ракетные, артиллерийские, торпедные, минные, девиационные, для подводных лодок, надводных кораблей, авиационные и др. В зависимости от назначения М. п. оборудуются контрольно-измерительными приборами, наблюдательными пунктами (корабельными, авиационными или береговыми), средствами связи и соответствующими мишенями. Плавание кораблей и судов в зоне М. п, может быть постоянно или временно запрещено, о чём оповещаются мореплаватели. При проведении стрельб и испытаний оружия обычно выделяются спец. силы охраны М. п. (корабли, самолёты, вертолёты).

МОРСКОЙ ПОРТ, см. Порт.

МОРСКОЙ САЛАТ, употребляемая в пищу морская зелёная водоросль из рода г/льва.

"МОРСКОЙ СБОРНИК", ежемесячный журнал сов. ВМФ. Выходит в Москве. Рассчитан на кадровый офицерский состав, курсантов высших воен.-мор. уч-щ, офицеров запаса и лиц, интересующихся ВМФ. Осн. задачи журнала: разъяснение политики и деятельности КПСС и Сов. правительства по вопросам строительства ВМФ, освещение теории и практики воен.-мор. искусства, методики обучения и воспитания личного состава, обмен опытом кораблестроения, кораблевождения, ознакомление читателей с организацией, тактикой, вооружением, боевой подготовкой зарубежных флотов. В журнале освещается опыт 2-й мировой войны 1939-45 и Великой Отечеств, войны 1941-45, публикуются мемуары, художеств, произведения, связанные с жизнью флота. Предшественником чМ. с." был рус. воен.-науч. журнал с таким же названием, осн. в 1848 Мор. учёным к-том и издававшийся до Окт. революции 1917 в Петербурге (Петрограде). В сер. 19 в. "М. с." публиковал статьи Д. В. Григоровича, В. И. Даля, К. М. Станюковича, И. А. Гончарова и др., сыгравшие большую роль в обществ, жизни России, был активным участником обществ.-педагогич. движения (статьи Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинско-го и др.). Во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. в "М. с." печатались статьи видных воен.-мор. деятелей - Г. И. Бутакова, С. О. Макарова и др.

МОРСКОЙ СУДАК [Lucioperca (Sti-zostedion) marinus], рыба рода судаков отр. окунеобразных. Дл. до 60 см, весит до 2 кг. Водится в сев.-зап. части Чёрноди, креветками. Малочислен, поэтому промысловое значение невелико.

Лит.: Никольский Г. В., Частная ихтиология, 3 изд., М., 1971; Жизнь животных, т. 4, ч. 1, М., 1971.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ, вид транспортной сферы материального произ-ва; осуществляет перевозки грузов и пассажиров судами. М. т. широко применяется для междунар. и внутр. (каботажных) перевозок (см. Каботаж).

История развития М. т. восходит примерно кб-4-му тыс. до н. э., когда у человека появилась необходимость в изучении и освоении морей. Первые мор. суда были гребными, имевшими в качестве движителя вёсла. Ок. 3 тыс. лет до н. э. был изобретён парус, ставший на многие столетия главным движителем судов. С 3 в. до н. э. по 5 в. н. э. большие размеры приобретает мор. торговля средиземноморских стран с Индией и Китаем.

Племена, населявшие территорию СССР, стали ходить водным путём из Балтийского в Чёрное м. К 9 в. вост. славяне освоили водные пути по Чёрному и Каспийскому м., поморские славяне совершали рейсы в Англию, а южные -по Средиземному м. В нач. 17 в. рус. моряки начали исследовать и осваивать побережье Сев. Ледовитого океана, а в середине того же века - побережье Охотского и др. дальневосточных морей. Особенно быстро развивался М. т. в России в кон. 17 и нач. 18 вв. в связи с преобразованиями Петра I. Оживилась торговля с Западом через Архангельск; с основанием Петербурга (1703) центр торговли переместился на Балтийское м. Начало развиваться торг, мореплавание и на Чёрном м., где были сооружены важные порты - Херсон (1778), Севастополь (1784), Одесса (1794). В 19 в. появились пароходы, вытеснившие парусные суда. В нач. 20 в. построены первые в мире теплоходы, сначала речные (-"Вандал", 1903, и др.), а потом и морские (-"Дело", 1908, и др.); трансп. суда специализировались для перевозки руды, леса, скоропортящихся грузов, нефти и т. д. Однако в целом М. т. дореволюц. России был слабо развит. Каботажных перевозок было мало, экспортно-импортные перевозки осуществлялись гл. обр. на иностр. судах. В 1913 торг, флот составлял с 1 млн. per. га, удельный вес его в общемировом тоннаже составлял ок. 2%. Г. регрузочные работы в портах производились б. ч. ручным способом.

М. т. совершенствуется вместе с ростом пром. произ-ва, расширением междунар. торговли. Развитие техники М. т. опирается на достижения всех отраслей пром-сти, особенно энергетич. и маш. строит. Паровая машина позволила создать первые самоходные суда с механич. двигателем - пароходы, двигатели внутр. сгорания - теплоходы, атомные реактор - атомоходы. Совр. мор. суда сложные инженерные сооружения, грузоподъёмность отдельных из них достигает 500 тыс. т, а мощность гл. энергетич. установки превышает 73,6 Me (100 тыс. л. с.); суда оснащаются сложными электрорадионавигац. приборами и комплексами автоматич. контроля и регулирования, включающими ЭВМ (с Судно).

Рис. 1. Ильичёвский морской торговый порт на Чёрном море.

М. т. играет важную роль во внутренних и особенно внешнеторг. перевозках На его долю приходится св. 80% между нар. грузооборота (1973). В 1950-71 междунар. мор. перевозки возросли с 550 млн. т в 1950 до 2707 млн. т в 1971. Более половины их объёма занимают наливные грузы (гл. обр. сырая нефть). Значителы увеличивается дальность перевозок. Так в 1960 ср. дальность перевозки нефти ыла 3000 м. миль (5550 км), а в 1970 4950 (9150 км). Это отражает не только неравномерность размещения природных ресурсов и обрабат. пром-сти, но и коренные изменения в междунар. разделении труда, вызванные бурным развитие экономики социалистич. стран и крахом колон, системы, что повлекло за собой изменения в размерах и направления грузопотоков. Всё это создаёт объективные предпосылки высоких темпов рост торг, флота. В 1950 М. т. мира насчитывал 30852 судна (общая валовая вместимость 84,6 млн. т), а на 1 июля 197 имелось уже 57391 судно (268,3 млн. т см. табл. 1), в т. ч. 6462 танкера вместимостью 188,5 млн. га.

Суда М. т. подразделяются на пассажирские, сухогрузные, наливные (танкеры) и служебно-вспомогательные. В тего м. (изредка заходит в устья Днепра и Буга) ив ср. и юж. частях Каспийского м. (в устья рек не заходит). Нерест весной на каменистых грунтах. Плодовитость до 125 тыс. икринок. Питается гл. обр. бычками, атериной, молодью сельчение 60-х гг. появились новые типы сухогрузных судов, среди к-рых различают универсальные и специализированные. Универсальные суда используются для перевозки тарно-штучных (генеральных), лесных и отчасти навалочных грузов. Они имеют большое раскрытие палуб (до 0,7-0,8 ширины судна), что улучшает условия их погрузки-выгрузки. Внутр. обводы изготовляют близкими к прямоугольным, чтобы перевозить в них крупнотоннажные контейнеры. Иногда в таких судах оборудуют рефрижераторные трюмы для перевозки небольших количеств скоропортящихся грузов, а также помещения (танки) - для наливных грузов. Из специализированных судов наиболее распространены балкеры (предназначены для перевозки навалочных грузов) с кормовым расположением машинного отделения, с большими люками и устройствами, обеспечивающими безопасную перевозку и быструю погрузку-выгрузку. Средний дедвейт балкеров увеличился в 1972 почти в 2 раза по сравнению с 1950 и достиг 38 тыс. т, а максимальный - 170 тыс. т, ср. скорость ок. 15 м. миль/ч (27,8 км/ч). Особое место занимают танкеры. За 1950-72 их ср. размер увеличился в 17 раз. Самый большой в мире (1973) танкер -"Глобтик Токио", дедвейтом 477 тыс. т, дл. 379 м, шир. 62 м, гл. двигатель - паровая турбина мощностью 33 Мет или 45 тыс. л, с., скорость хода 15 м. миль/ч (27,8 км/ч). Стремление повысить эффективность использования танкеров и. балкеров привело к созданию комбинированных судов, т. н. ОБО (англ, oil-bulk-ore - нефть-навалочные-руда), к-рые в одном направлении перевозят нефть или нефтепродукты, а в обратном - руду или др. навалочные грузы (зерно, сахар-сырец и др.), в результатечего сокращаются или вообще исключаются балластные переходы. Балкер-ный флот (включая ОБО) на 1 июля 1972 состоял из 3048 судов общим тоннажем 106,9 млн. per. т.

Рис. 2. Владивосток Морской вокзал.

Созданы высокоэффективные системы перевозок - контейнеровозные, лих-теровозные, барже-буксирные и т. д. На 1 июля 1972 в мире эксплуатировалось 312 контейнеровозов общей вместимостью ок. 200 тыс. 20-футовых стандартных (ISO) контейнеров, а также 89 полукон-тейнеровозов общей вместимостью 19 тыс. контейнеров. Дедвейт отд. судов этого типа уже достиг 30 тыс. т, скорость хода 19-24 м. миль/ч (35,2-44,4 км/ч). Строятся контейнеровозы вместимостью до 2-3 тыс. контейнеров и скоростью 27-33 м. миль/ч (50-61 км/ч). Со 2-й пол. 60-х гг. появились суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки типа Ро-Ро (англ. Roll-on, Roll-of). На 1 июля 1972 в М. т. их было св. 200, дедвейтом 1000-20300т, со скоростью 12-25 м. миль/ч (22,2-46,2 км/ч). Лихте-ровозы предназначены для перевозки грузов на лихтерах (баржах) весом 500-1000 m с перегрузкой их на рейде собственными средствами, что позволяет увеличить производительность грузовых работ по сравнению с обычным универсальным судном в 5-10 раз, уменьшить капиталовложения. Наиболее эффективным считался (1972) лихтеровоз типа "Seabee", на нем грузится или выгружается до 2480 т/ч, а на совр. контейнеровозе -600 т/ч. С 1960 значительно возросли перевозки М. т. сжиженного газа. В 1972 эксплуатировалось 329 танкеров-газовозов общей вместимостью 1,96 млн. м3.

Табл. 1. - Мировой торговый флот (суда валовой вместимоетью 100 per. m и более)1



Страны

количество

тыс. per. т

количество

тыс. per. m

количество

тыс. per. m

в том числе
пароходы

в том числе
пароходы

в том числе
теплоходы

в том числе
теплоходы









1950


1950


1955


1955


1972


1972


количество


тыс. per. m


количество


тыс. per. m





Всего в мире
В том числе:
Либерия
Япония Великобритания Норвегия
СССР
Греция
США
ФРГ
Италия
Панама
Франция
Швеция
Нидерланды
Испания
Дания
Индия
Канада
Кипр
Польша
Бразилия
Финляндия Югославия
Аргентина
ГДР
Бельгия
Австралия
КНР
Португалия

30852

22
1499
6060
2202
967
386
4953
1106
1059
573
1234
1271
1530
1145
718
177
1156
-
118
328
329
103
-
369
222
349
-
-

84583

246 1871 18219 5456 2125 1349 27513 460 2580 3361 3207 2048 3109 1190 1269 420 1931
-
199 698 503 215
-
914 482 538
-
-

32492

436
1770
5632
2351
1158
350
4537
1885
1149
555
1220
1217
1716
1225
680
221
1095
-
147
396
346
166
-
364
193
374
-
-

100568

3997 3735 19357 7249 2506 1245 26423 2644 3911 3923 3922 2807 3696 1383 1652
570
1521
-
316
893
731
300
-
1043
498
612
-
-

57391

2234
9433
3700
2826
67932
2241
3687
2546
1684
1337
1390
875
1452
2313
1331
412
1235
394
617
444
402
364
436
343
224
370
286
407

268340

44444 34929 28625 23507 162912 15328 15024 8516 8187 7793 7420 5632 4972 4300 4020 2650 2381 2015 2013 1884 1630 1588 1198 1401 1192 1184 1181 1027

6799

740
193
650
102
653
292
1298
79
246
273
75
57
76
365
26
114
153
54
95
102
17
11
-
87
12
74
105
56

94974

23529 8642 14228 4295
2502
3923 13762 1662
2757
3915
2941
1432
1704
685
1390
313
1006
341
163
429
42
44
-
550
168
510
317
308

50592

1494
9240
3050
2724
6140
1949
2389
2467
1438
1064
1315
818
1376
1948
1305
298
1082
340
522
342
385
353
436
256
212
296
181
351

173366

20915 26287 14397 19212 13789 11405 1262
6854
5430
3878
4479
4200
3268
3615
2630
2337
1375
1674
1850
1455
1588
1544
1198
851
1024
674
864
719




1 По данным Lloyd's Register of Shipping, Statistical Tables, на 1 июля 1972.
2 По данным Регистра СССР по состоянию на 1 июля 1972, включая рыболовно-промысловый флот.

К М. т. относятся также многочисл. и разнообразные по типам и конструкции суда служебно-вспомогат. и технич. флота, используемые для буксировочных, аварийно-спасат., дноуглубит., ледокольных и др. работ, связанных с обеспечением судоходства. В этой категории судов особое место занимают ледоколы. Крупнейшим в мире ледокольным флотом располагает СССР. Самый мощный ледокол и первый атомоход в мире -"Ленин" (1959) с эффективной мощностью на валах 32,3 Мет (44 тыс. л. с.). В СССР строится (1974) новый атомоход "Арктика" с эффективной мощностью 55 Мет (75 тыс. л. с.). Ледокольный флот имеют также Канада, Швеция, Финляндия, Дания и США.

М. т. включает: порты - транспортные узлы, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется обслуживание флота; судоремонтные предприятия, оснащённые судоподъёмными средствами (доки, слипы, эллинги); устройства связи, сигнализации и др. На 1 января 1973 насчитывалось св. 7000 мор. портов, в т. ч. более 500 с грузооборотом св. 1 млн. т в год. Общий объём грузов, погруженных и выгруженных в портах мира, увеличился с 3350 млн. т в 1965 до 5349 млн. т в 1971, в т. ч. в портах промышленно развитых капиталистич. стран - соответственно с 1835 до 2894 млн. т, развивающихся стран - с 1339 до 2193 млн. т, соци-алистич. стран - со 176 до 262 млн. т.

Для промышленно развитых капиталистических стран характерная тенденция в развитии М. т.- концентрация грузопотоков и укрупнение портов. Напр., во Франции, имеющей ок. 300 портов, 87,3% грузооборота страны идёт через 6 портов; в Японии при наличии 1062 портов 35% грузооборота осуществляют 11 из них; в США -20,9% внешнеторгового грузооборота идёт через порт Нью-Йорк. Происходит процесс укрупнения судоходных предприятий и сращивание их с пром., финанс., торг, и др. компаниями, проникновение капитала в экономику нац. судоходства развивающихся стран, создание междунар. монопольных объединений по линейным и контейнерным перевозкам, расширение гос.

участия в деятельности М. т. В погоне за сверхприбылями за счёт сокращения издержек и прежде всего за счёт эксплуатации труда моряков усиливается тенденция регистрации судов крупными судоходными компаниями и судовладельцами под т. н. "удобными флагами" Либерии, Панамы, Гондураса и др. стран. При этом судовладельцы получают существенные льготы как при самой регистрации и налогообложении в процессе эксплуатации судов, так и в виде упрощённых, чисто символич. требований к мореходности судна, обеспечению охраны человеческой жизни на море, несовершенства или полного отсутствия социального и трудового законодательства для моряков. С 1949 американские и греческие судовладельцы, а вслед за ними и другие стали активно регистрировать свои суда в Либерии, к-рая, практически не имея собственного флота, "занимает" по тоннажу первое место в мире (см. табл. 1).

За период 1950-72 флот под флагом 13 т. н. традиционно мор. держав (Великобритания, США, Япония, Норвегия, Греция, ФРГ, Италия, Франция, Швеция, Нидерланды, Испания, Дания, Бельгия) увеличился с 68,8 млн. т до 161,6 млн. от, а с учётом "удобных флагов" только Либерии и Панамы - до 213,8 млн. т и составляет 80% всего мирового торг, флота. Такое положение позволяет этим странам контролировать почти все мор. перевозки капиталистич. мира и, используя созданную ими систему организац. форм междунар. судоходства, извлекать сверхприбыли. На осн. направлениях мор. торговли с устойчивыми грузопотоками создаются междунар. объединения линейного судоходства - судоходные линейные конференции (см. Морские линии). Крупнейшие из них