загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

7) А. К. Мартынова (р. 1913), "Зелёная долина" (1967) и "Ветка яблони" (1968) Т. Ф. Якушкина (р. 1916); повести: "Алёшка" (1959) Н. Л. Эркая (р. 1906), "Учительница" (1960) Л. Ф. Макулова (р. 1907); пьесы Г. Я. Меркушкина (р. 1917), сб-ки рассказов для детей Я. М. Пинясова (р. 1914); коллективные сб-ки: "Мордовские рассказы" (1954), "Ленин с нами" (1960), "Чудо над Мокшей" (1960) и др. В республике широко публикуются переводы классич. произв. рус., рус. сов. лит-ры и лит-р др. республик СССР. Произв. морд, писателей издаются на мн. языках народов СССР, а нек-рые и за рубежом. В 50-60-х гг. заметно оживились лит. критика и литературоведение. Создана "История мордовской советской литературы" (т.1-2, 1968-71), вышли сб-ки критич. статей и монографий, поев, творчеству отд. писателей и важнейшим проблемам лит. процесса. В 1934 в Морд. АССР создано отделение СП СССР.

Б. Е. Кирюшкин.

Архитектура и изобразительное искусство. На терр. М. найдена богато орнаментированная керамич. посуда эпохи бронзы. С эпохи раннего железа появляются укреплённые поселения (Ош-Пан-до в долине р. Суры). В Шокшинском (близ с. Шокша) и Кельгининском (в с. Зарубкино) могильниках 9-11 вв. найдены бронзовые нагрудные ажурные бляхи, подвески с "утиными лапками", застёжки-"сюльгамо", нередко с геом. и оастит. узооами.

Подвеска с ажурным щитком из Шокшинского могильника. 9 -11 вв. Археологический музей Мордовского университета им. Н. П. Огарёва. Саранск.

Морд, крест, жилище (двух- или трёх-частное) сходно с русским, но жилые и хоз. постройки находились раньше в глубине усадьбы. Фронтоны, наличники и др. детали жилых домов украшены глухой, барельефной или ажурной (пропиль-ной) резьбой. Наряду с древним геом. орнаментом распространены растит, мотивы (волнообразные ветви, виноград, хмель), стилизов. изображения человека, зверей и птиц. Старые селения имели гнездовой план. С 18 в. их стали перестраивать по уличному плану. В городах (старейшие осн. в 17 в.) строились дома и церкви по типу русских. В сов. время города застраиваются по ген. планам, проведены большие работы по реконструкции старой части Саранска и созданы новые жилые р-ны, строятся жилые и крупные обществ, здания (Дом Советов, 1940, арх. И. А. Меерзон; Дом Союзов, 1957, арх. С. О. Левков; оба-в Саранске). В сёлах возводятся новые дома и хоз. постройки.

В М. распространены вышивка, резьба по дереву, изготовление металлич. украшений. В вышивке преобладают приглушённые красные и тёмно-синие цвета с вкраплениями зелёных и чёрных, поле вышивки заполняется преим. небольшими, тесно примыкающими друг к другу зигзагами, квадратами, ромбами, крестами. Резьбой покрывались бытовые предметы из дерева (прялки, солонки и другая утварь).

Мордовское народное искусство. 1. Головной убор ("панча"). Вышивка цветной шерстью. Сер. 19 в. 2. Домашняя утварь. Дерево. 19 в. (Все - в Республиканском краеведческом музее Мордовской АССР в Саранске.)

В распространении изобразит, иск-ва в М. большую роль сыграли рус. художники (особенно работавший и в сов. время живописец Ф. В. Сычков - автор красочных жанровых сценок из быта морд, народа, а также портретов). С нач. 20 в. получили известность работы скульптора С. Д. Эрьзи. В 1930-е гг. появляются картины И. Н. Абрамова, Н. В. Еру-шева, В. А. Березина и др. В 1935 основан Союз художников Морд. АССР. В годы Великой Отечеств, войны и послевоенные десятилетия живописцы М. создали картины на историко-революционные темы (В. Д. Хрымов, В. Д. Илю-хин), портреты (Е. А. Ноздрин), пейзажи (А. А. Мухин, В. А. Беднов), натюрморты (П. Ф. Рябов). Скульптурные портреты созданы М. И. Нефёдовым.

Музыка. Древнейший жанр морд, нар.-песенного творчества - земледельч. песни (веснянки, колядки). Наряду с ли-рич. и эпич. песнями распространены частушки, плясовые и хороводные песни. Морд. нар. песне присуще многоголосие. Осн. лад - пентатонный. Инструм. нар. музыка включает исполнение нар. песен и танц. наигрышей. Старинный муз. инструмент - тростниковая свирель (нуди, нюди, нудей). Издавна бытуют самодельная скрипка (карьзе), пила; позднее вошли в быт гармонь, балалайка, гитара, баян.

Морд. проф. муз. культура начала развиваться в 1930-е гг. Её зачинатель-комн. Л. П. Кирюков, автор муз. драмы "Литова" (1943, 2-я ред. 1959), опер "Несмеян и Ламзурь" (1944), "Нормаль-ня" (1962), записей и обработок нар. песен, а также оригинальных песен, хоров, инструм. пьес. Многочисл. произв. для оркестра рус. нар. инструментов -"Мордовскую рапсодию", "Марш на мордовские темы", 2 концерта для балалайки с оркестром нар. инструментов, увертюру "1917 год" написал Л. И. Воинов (первый исполнитель своих сочинений на балалайке). Получили известность симфонии, фп. концерт, симф. увертюры, песни Г. Г. Вдовина, струнный квартет, оратория, театр, музыка, песни, инструм. пьесы Г. И. Сураева-Королёва. Вклад в развитие нац. муз. культуры внёс Театр оперы и балета в Саранске (1937-48); в 1959 артисты оперы вошли в состав муз.-драматического театра, с 1969 - Театр муз. комедии. В его репертуаре - произв. сов. и зарубежной опереточной классики, оперетты совр. сов. композиторов. В 1971 труппа пополнилась выпускниками Саратовского хореографич. уч-ща. В республике имеются (1974): Ансамбль песни и танца "Умарина" (1939), Муз. уч-ще им. Л. П. Кирюкова (1932), Дом нар. творчества (1945), при к-ром организован нар. ансамбль песни и танца "Келу" (1963), 29 детских муз. школ, Объединение композиторов Морд. АССР (с 1955). Функционируют многочисл. самодеятельные хоровые коллективы, к-рые продолжают нар. традиции многоголосного пения без сопровождения, обогащают нар. мелос интонациями и ритмами современности. Среди деятелей муз. иск-ва (1974): певцы-нар. арт. РСФСР Р. М. Беспалова, засл. арт. РСФСР М. Н. Антонова, Д. Е. Еремеев, нар. арт. Морд. АССР В. С. Киушкин, Е. А. Охотина, засл. арт. Морд. АССР П. В. Гордеев, Р. И. Князькина, Л. И. Лимонникова, В. П. Яковлев; дирижёр - засл. деят. иск-в РСФСР П. П. Емец. Большой известностью пользовался певец засл. арт. РСФСР И. М.Яушев. И.Сураев-Королёв.

Театр. Истоки морд. нац. театр, иск-ва в нар. обрядах и играх. До Великой Окт. социалистич. революции проф. театра в М. не было. Уже в первые годы Сов. власти стала развиваться художеств, самодеятельность, подготовившая почву для создания проф. театра и нац. драматургии. В 1930 в Саранске была организована Морд, муз.-драматич. студия, в 1932 реорганизованная в Морд. гос. драматич. театр. Для воспитания молодого творческого коллектива большое значение имели гастроли, а затем шефство Малого театра (1935-38). Под художеств, руководством режиссёров этого театра в 1935-36 были поставлены спектакли: "Гроза", "Без вины виноватые", "Лес" А. Н. Островского. Большим успехом пользовалась постановка "Ревизора" Н. В. Гоголя (1937). В репертуар театра включались также пьесы сов. авторов: "Платон Кречет" А. Е. Корнейчука, "Чапаев" по Д. М. Фурманову, "Земля" Н. Е. Вирты. Поиски в области оригинальной нац. драматургии завершились постановкой историч. драмы "Литова" П. С. Кириллова (1939), комедии "Про-копыч" В. М. Коломасова (1940). В этих спектаклях, ставших важным этапом в развитии театр, иск-ва республики, раскрылись лучшие, самобытные черты дарования морд, актёров, напр. К. М. Тя-гушева. В работах периода Великой Отечеств, войны 1941-45 утверждалось героич. начало, особое внимание уделялось выступлениям перед воинами Сов. Армии. Среди постановок 40-х гг. выделялись: "Два брата" Кириллова (1942), "Богиня плодородия" Коломасова (1944); в спектакле "Большевик" Д. Дэля (1941) впервые в истории морд, сценнч. иск-ва создан образ В. И. Ленина (в гл. роли -В. А. Зорин). Значит, место в репертуаре занимали спектакли: "Давным-давно" А. К. Гладкова, "Русские люди" К. М. Симонова, "Нашествие" Л. М. Леонова. В 1947 в труппу театра влилась группа выпускников морд. студии ГИТИСа, в 1960 - Ленингр. театр, ин-та. В первые послевоен. годы были поставлены "Молодая гвардия" по А. А. Фадееву, "Человек с ружьём" Н. Ф. Погодина, "Комсомольский билет" А. С. Щеглова, и др. Большим событием стал спектакль "Учительница" Кириллова (1954) - о росте революц. самосознания морд, женщины. Опыт, накопленный в процессе работы над совр. драматургией, дал возможность вновь обратиться к рус. и сов. классике: "Анна Каренина" по Л. Н. Толстому (1951), "Егор Булычев и другие" М. Горького (1952) и др. С 1959 театр функционировал как муз.-драматический. В кон. 50-х - нач. 70-х гг. наряду с рус. и зарубежной классикой театр ставил произв. морд, драматургии: "Во имя народа" (1955), "На рассвете" (1959), "Дорогой жизни" (1962) Г. Я. Меркушкина. Плодотворным стало новое обращение к воссозданию образа В. И. Ленина в спектаклях "Кремлёвские куранты" (1957) и "Третья патетическая" (1959) Н. Ф. Погодина. С 1969 театр реорганизован в драматический. В Саранске работает также Театр кукол (откр'ыт в 1935). В 1947 создано морд, отделение Всероссийского театр, общества.

В числе деятелей морд, театра (1974): засл. артист РСФСР и нар. артист Морд. АССР С. И. Колганов, засл. артисты Морд. АССР А. А. Аржадеева, В. В. Долгов, Н. А. Иванов, И. Г. Куделькина, Г. М. Мелехин.

Л. Пешонова.

Илл. см. на вклейке, табл. XLI, XLII (стр. 544-545).

Лит.: Горцев В. И., Природа Мордовии, Саранск, 1958; его же, География Мордовской АССР, [2 изд.], Саранск, 1970; Документы и материалы по истории Мордовской АССР, т. 1-4, Саранск, 1940 - 52; Революция 1905 - 1907 гг. на территории Мордовии. Сб. документов и материалов, Саранск, 1955; Установление Советской власти в Мордовии. Документы и материалы, Саранск, 1957; Мордовия в период упрочения Советской власти и гражданской войны. Документы и материалы, Саранск, 1959; Мордовия в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Документы и материалы, Саранск, 1962; Очерки истории Мордовской АССР, т. 1 - 2, Саранск, 1955 - 1961; Степанов П. Д., "Ош пандо", [Саранск, 1967]; Очерки истории Мордовской организации КПСС, Саранск, 1967; Под звездой Октября. Мордовская АССР за 50 лет Советской власти, [Саранск], 1967; По заветам Ленина, Саранск, 1970; Российская Федерация. Центральная Россия, М., 1970 (серия "Советский Союз"); Матвеев Г. П., Родосская Т. Л., Мордовская АССР. (Экономп-ко-географичеекий очерк), Саранск, 1967; Мордовская АССР за годы Советской власти, (в цифрах). [1917 - 1967], Саранск, 1967; Кнрюшкин Б. Е., Мордовский советский роман, Саранск, 1965; Писатели Советской Мордовии. Биобиблпографпческнй справочник, 2 изд., Саранск, 1970; Кости-н а Е. М., Изобразительное искусство Советской Мордовии, Саранск, 1958; К р ю-к о в а Т. А., Мордовское народное изобразительное искусство, Саранск, 1968; Искусство Мордовии. Биобиблиографическпй справочник, Саранск, 1973; У р и ц-к а я Б. С., Музыкальная культура Мордовской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Мордовские народные песни, М., 1957; Сураев-Королёв Г. И., Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни, в кн.: Труды Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Мордовской АССР, в. 26, серия филологическая, Саранск, 1964; Мордовские народные песни, Саранск, 1969; История советского драматического театра, т. 1 - 6, М., 1966-71.

МОРДОВСКИЕ ЯЗЫКИ, мокша-мордовский (мокшаяский) и эрзя-мордовский (эрзянский), языки мордовского населения (см. Мордва) Морд. АССР, Башк. АССР, Тат. АССР, Чуваш. АССР, Горьковской, Оренбургской, Пензенской и нек-рых др. областей. На М. я. говорит ок. 1 млн. чел. (1970, перепись). Относятся к прибалтий-ско-волжской группе финно-угорских яз. М. я. многодиалектны. В мокшанском яз., в отличие от лит. эрзянского яз., есть фонемы а, э, L, L', R, R', J; ударение гл. обр. на 1-м слоге (обусловлено качеством гласных словоформы). В эрзянском яз. ударение фразовое и ритмическое. Морфологич. тип М. я.- агглютинативный. В значении предлогов употребляются послелоги. У имени св. 10 падежей и 3 склонения - основное, указательное, притяжательное. Категории рода нет. У глагола 7 наклонений, 2 спряжения (безобъектное и объектное). В словообразовании важную роль играют суффиксация и словосложение. Препозитивное определение не согласуется с определяемым словом. В лексике много тюркизмов и особенно русизмов. Памятники письменности на разных мордовских диалектах (лат. графика) известны с кон. 17 в. Морд. лит. яз. сформировались к сер. 30-х гг. 20 в. В основе морд, письма рус. графика (с сер. 18 в.).

Лит.: Евсевьев М. Е., Основы мордовской грамматики, М., 1928; Б у б-р и х Д. В., Историческая грамматика эрзянского языка, Саранск, 1953; Грамматика мордовских (мокшанского и эрзянского) языков, ч. I, Саранск, 1962; Серебренников Б. А., 'Историческая морфология мордовских языков, М., 1967.

А. П. Феоктистов.

МОРДОВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК им. П. Г. С м и д о в и ч а, расположен в Мордовской АССР между р. Мокшей и её правым притоком р. Сатисом. Пл. св. 32 тыс. га. Организован в 1935 для охраны и изучения природных комплексов юж. части Окско-Клязьминского полесья. Почвы в основном песчаные. Для мест, где подстилающей породой служат известняки, характерны карстовые явления. Преобладают сосновые леса; распространены березняки, осинники, липняки, реже - ельники; в поймах рек -луга, дубравы, ольшаники. Обитают: выхухоль, зайцы (беляк, реже русак), белка, лисица, бурый медведь, европейская норка, лесная куница, барсук, выдра, рысь, лось; глухарь, рябчик, тетерев, филин, чёрный аист. Завезены: марал, пятнистый олень, зубр. В конце 30-х гг. начаты работы по восстановлению ранее истреблённых речных бобров; ныне в басе. Мокши бобры многочисленны.

Лит.: Фауна Мордовского государственного заповедника им. П. Г. Смидовича, [Сб. ст.], М., 1938; Заповедники Советского Союза, под ред. А. Г. Банникова, М., 1969, с. 177-86.

Л. К. Шапошников.

МОРДОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. Огарёва, основан в 1957 в Саранске на базе ф-тов Мордовского пед. ин-та, организованного в 1931. В 1970 ун-ту присвоено имя Н. П. Огарёва. В составе М. у. (1973): ф-ты-историко-геогр., филологич., иностр. языков, ма-тем., физ., химико-биол., электроники и автоматики, светотехники и источников света, инженерно-строит., экономич., механизации с. х-ва, с.-х., мед., обще-технич., вечернее, заочное и подготовит, отделения, аспирантура, филиал в Рузаевке; 71 кафедра, проблемная лаборатория, вычислит, центр, ботанич. сад, биостанция, зоологии, музей, учебно-опытное х-во; в б-ке ок. 700 тыс. тт. В 1972/73 уч. г. обучалось ок. 16 тыс. студентов, работало св. 900 преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. 26 профессоров и докторов наук, 310 доцентов и кандидатов наук. Издаются сб. науч. трудов. За годы существования ун-т подготовил 17 тыс. специалистов.

А. И. Сухарев.

МОРДОВЦЕВ Даниил Лукич [7(19).12. 1830, слобода Даниловка Усть-Медве-дицкого окр. Ростовской губ.,-10(23).6. 1905, Кисловодск, похоронен в Ростове-на-Дону], русский и украинский писатель, историк. Его отец был запорожским казаком, затем - управляющим имениями. М. окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1854). Более 30 лет служил чиновником в Саратове, был ред. "Саратовских губернских ведомостей". Сотрудничал в демократич. журн. "Русское слово", "Отечественные записки", "Дело". Первое произв. М.- поэма "Казаки и море" (1854, опубл. 1859). Борьба рево-люц. народничества нашла отражение в повести "Новые русские люди" (1868), романе "Знамения времени" (1869), хотя народнич. взглядов М. не разделял. Пользовались популярностью историч. романы М. ("Двенадцатый год", 1879; "ЛжеДимитрий", 1879; "Царь Пётр и правительница Софья", 1885; "Царь и гетман", 1880; "Соловецкое сидение", 1880; "Господин Великий Новгород", 1882; "Сагай-дачный", 1882; "За чьи грехи?", 1890), в к-рых проявился интерес писателя к демократич. движениям. М.- автор публи-цистич. и историч. работ "Самозванцы и понизовая вольница" (1867), "Гайдама-чина" (1870), "Политические движения русского народа" (т. 1-2, 1871), "Накануне воли" (1872, опубл. 1889), а также воспоминаний "Из минувшего и пережитого" (1902, на укр. яз.), в к-рых рассказано о встречах с Т. Г. Шевченко и Н. Г. Чернышевским.

С о ч.: Собр. соч., т. 1 - 50, СПБ, 1901 - 02; Знамения времени. [Предисл. Г. Аржаной], М., 1957; Твори, т. 1 - 2. [JIiT.-критич. нарис В. Г. Беляева], К., 1958.

Лит.: Салтыков-Ще д р и н М. Е., Новые русские люди, Поли. собр. соч., т. 8, М., 1937.

МОРДЫЯХА, река в Ямало-Ненецком нац. окр. Тюменской обл. РСФСР, на п-ове Ямал. Дл. 300 км, пл. басе. 8350км2. Берёт начало из оз. Ямбуто, впадает в Карское м. двумя рукавами. Питание снеговое и дождевое. Приток справа -Сёяха. Богата рыбой (муксун, ряпушка, в устье - навага и корюшка).

МОРДЮКОВА Нонна (Ноябрина) Викторовна (р. 25.11.1925, станица Констан-тиновская Донецкой обл.), русская советская киноактриса, нар. арт. СССР (1974). Окончила в 1950 актёрский ф-т ВГИКа (мастерская Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой). Работает в Центр, студии киноактёра. Будучи студенткой, дебютировала в кино в роли Ульяны Громовой ("Молодая гвардия", 1948, по А. А. Фадееву; Гос. пр. СССР, 1949). Актрисе близки драматич. образы цельных, нравственно сильных и душевно щедрых женщин. Она создаёт глубоконациональные русские характеры. Лучшие роли: Стеша ("Чужая родня", 1956), Саша Потапова ("Простая история", 1960), Доня Трубникова ("Председатель", 1965), Федосья Угрюмова ("Русское поле", 1972), Антонина Каширина ("Возврата нет", 1974). Играла также Белоте-лову в "Женитьбе Бальзаминова" (1965, по А. Н. Островскому), Глафиру Огре-хову в "Журавушке" (1969). В 1972 за участие в фильме "Молодые" (1970, роль Дарьи Васильевой) получила диплом Всесоюзного фестиваля фильмов о труде и рабочем классе в г. Горьком. Гос. пр. РСФСР им. бр. Васильевых (1973). Награждена орденом "Знак Почёта".

Лит.: Л е в ш и н а И. С., Нонна Мордюкова, [М., 1967].

МОРЕ, часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гл. обр. гидрологическим, метеорологич. и климатич. режимом. Отличительные черты М. обусловлены окраинным положением в океане (что определяет значит, воздействие на них суши) и ограниченностью связи с его открытой частью (что сказывается гл. обр. на замедлении во-дообмена); т. о., чем более замкнуто М. сушей, тем в большей степени оно отличается от океана. Условно М. наз. также нек-рые открытые части океанов, как, напр., Саргассово море в сев. части Ат-лантич. ок. и Филиппинское море в зап. части Тихого ок. Нек-рые озёра - Аральское, Мёртвое - наз. М., а нек-рые М.-заливами (Гудзонов, Мексиканский, Пер сидский и др.). Разнообразие характеристик М. весьма затрудняет их классифи кацию. Наиболее сложные принадлежат нем. учёным [Крюммель (1878) и др.]; наиболее полными являются классификации сов. океанографов: Ю. М. Шокальского (1917), Н. Н. Зубова и А. В. Эвер-линга (1940), А. М. Муромцева (1951).

По степени обособленности и особенностям гидрологич. режима М. подразделяются на 3 группы: внутренние моря (средиземные моря и полузамкнутые моря), окраинные моря и межостровные моря. По своему геогр. положению средиземные М. иногда делят на межматериковые моря и внутриматериковые моря.

С геол. точки зрения совр. М. являются молодыми образованиями: все они определились в очертаниях, близких к современным, в палеоген-неогеновое время, и окончательно оформились в ант-ропогене. Наиболее глубокие М. образовались в местах крупных разломов земной коры (напр., Средиземное м.). Мелкие М. возникли при затоплении водами Мирового ок. окраинных частей материков при их опускании или при повышении уровня океана и располагаются обычно на материковой отмели (см. Шельф).

Климат М. в зависимости от степени их обособленности сушей отличается чертами большей или меньшей континен-тальности. Это сказывается гл. обр. в увеличении сезонных колебаний темп-ры воздуха и воды на поверхности. В зависимости от геогр. положения одни М. и на поверхности и на глубинах теплее соседних открытых частей океана (напр., Красное м.), другие - холоднее (напр., Охотское м.). В М. отмечаются все крайние значения солёности Мирового ок., так, в открытой части Балтийского м. солёность составляет лишь 6,0-8,0°/о,

Важнейшие моря земного шара



Название и тип моря

Площадь, тыс. км2

Наибольшая глуб., м

Название и тип моря

Площадь,
тыс. км2

Наибольшая глуб., м





Моря Тихого океана

Коралловое (полузамкнутое) Южно-Китайское (полузамкнутое)
Берингово (полузамкнутое) Охотское (полузамкнутое) Японское (полузамкнутое) Восточно - Китайское (полузамкнутое)
Банда (межостровное) Яванское (межостровное) Сулавеси (межостровное)
Суду (межостровное)

Моря Атлантического океана

Карибское (полузамкнутое) Средиземное (средиземное) Мексиканский залив* (полузамкнутое)
Гудзонов залив* (средиземное) Северное (окраинное)
Чёрное (средиземное)



4791

3447
2304
1583
978

752
695
480
435
348



2754
2500

1543
819
544
420,3



9140

5245
4191
3372
3669

2717
7440
54
5842
5094



7680
5121

5203
301
238
2211

Балтийское (средиземное)
Азовское (средиземное)

Моря Индийского океана

Аравийское (полузамкнутое) Арафурское (окраинное)
Красное (средиземное)
Тиморское (окраинное)

Моря Северного Ледовитого океана

Баренцево (окраинное) Норвежское (окраинное) Гренландское (окраинное) Восточно-Сибирское (окраинное) Карское (окраинное)
Баффина (полузамкнутое) Лаптевых (окраинное)
Чукотское (окраинное)
Бофорта (окраинное)
Белое (внутреннее)

386
38



3683
1037
450
615




1405
1383
1205
936
880
689
700
582
476
90

459
14



5203
3680
2811
3310




600
3921
4846
155
620
2136
3385
160
4683
330




По особенностям гидрологического режима относится к морям.

в Красном м. она достигает 41,5°/о. В соответствии с распределением в М. крайних величин темп-ры и солёности, плотность воды в них также достигает крайних значений для Мирового ок. (в Балтийском м. 1,0100, в Красном м. 1,0287).

В М. преобладают течения цикл опального направления. Причина этого -господство циклональной системы ветров над М. и материковый сток, к-рый отклоняется в соответствующем направлении под влиянием силы вращения Земли.

Органич. мир М. отличается от орга-нич. мира открытых частей океана большим процентом форм, не встречающихся в др. районах (эндемиков), а нередко и относительно большим разнообразием. В основе того и другого лежат обособленность мор. бассейнов и разнообразие условий существования на сравнительно ограниченных пространствах, а также различия в геол. истории этих бассейнов.

Лит-: Шокальский Ю. М., Океанография, 2 изд., Л., 1959; Муромцев А. М., Опыт районирования Мирового океана, "Труды Гос. океанографического ин-та", 1951, в. 10; Л е о н о в А. К., Региональная океанография, ч. 1, Л., 1960; Море. [Сборник], пер. с франц., М., 1960.

А. М. Муромцев.

МОРЕАС (Moreas) Жан (псевд.; наст, имя Яннис Пападиамандопу-л о с, Papadiamantopoulos) (15.4.1856, Афины,-30.3.1910, Сен-Манде, деп. Сена), французский поэт. Грек по происхождению. С 1882 жил в Париже. В первых сб-ках на франц. яз. "Сирты" (1884) и "Кантилены" (1886) М. выступил как поэт-символист. Ему принадлежит и сам термин "символизм", получивший теоре-тич. обоснование в его "Манифесте символизма" (1886). Позже (1891) М. обосновал "романскую школу", к-рая была первым проявлением неоклассицизма во франц. модернистской поэзии. М. призывал вернуться к "французской ясности", забытой символистами, равняться на поэзию "Плеяды" и 17 в. Наиболее значит, произв. М.- семь книг "Стансов" (1899-1901, седьмая изд. в 1920).

С о ч. в рус. пер.: [Стихи], в кн.: Т х о р-ж е в с к и и И., Tristia, СПБ, 1906; [Стихи], в кн.: Брюсов В., Поли. собр. соч. и переводов, т. 21, СПБ, 1913; [Стихи], в кн.: Эренбург И., Тень деревьев, М., 1969; [Стихи], в кн.: Лившиц Б., У ночного окна, М., 1970.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Рыкова Н. Я., Современная французская литература, Л., 1939; Embiricos A., Les etapes de J. Moreas, Lausanne, 1948.

М. В. Толмачёв.

МОРЕЛИЯ (Morelia), город в Центр. Мексике, адм. ц. штата Мичоакан. 210 тыс. жит. (1970). Ж. д. и Панамер. шоссе соединён с Мехико. Пищ., лесо-перерабат., текст., кож.-обув, пром-сть. Ун-т. Музеи: краеведческий, археологич. и этнографический. Архит. памятники 16-18 вв. Осн. в 1541.

МОРЕЛЛИ (Morelly), французский уто-пич. коммунист 18 в. Достоверных био-графич. данных о М. не сохранилось. Взгляды М. наиболее обстоятельно развиты в поэме"Базилиада" (1753) и в трактате "Кодекс природы, или Истинный дух её законов", опубл. на франц. яз. анонимно в Амстердаме в 1755 (последний рус. пер., 1956). М. считал, что существующий строй, основанный на частной собственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменён коммунистич. порядками. Это будет, полагал М., в известной степени возвращением к утраченному естественному состоянию. Однако если коммунизм прошлого, отмечал М., был бессознательным, то коммунизм грядущий будет сознательным. В отличие от Т. Мора и Т. Кампа-неллы, чьи взгляды оказали влияние на М., он излагал свои идеи о будущем коммунистич. обществе не в виде описания обществ, строя некоей фантастич. страны, а в форме законодат. проектов. М. сформулировал три "основных и священных" закона, с издания к-рых начнётся переустройство общества на коммунистич. началах. Первый из них отменяет частную собственность, второй обеспечивает всем гражданам право на труд и гарантирует получение содержания от общества, третий обязывает каждого гражданина заниматься общественно-полезным трудом "сообразно своим силам, дарованию и возрасту". М. предполагал, что коммунизм будет осуществлён не в отд. небольших общинах, как думали ранние утописты, а в масштабе целой страны, с централизованным учётом и распределением труда и его продуктов. М. ближе, чем другие утописты 16-18 вв., подходил к идее уничтожения противоположности между физ. и умств. трудом при коммунизме. Вместе с тем взглядам М. свойственны черты ист. ограниченности. В его учении сильны уравнит. тенденции. Почти неизвестный современникам, М. оказал влияние на формирование взглядов Г. Бабёфа, а также на франц. утопич. социалистов 1-й пол. 19 в.-Э. Кабе, Ш. Фурье, отчасти Т. Дезами.

Соч.: Essai sur 1'esprit humain, P., 1743; Essai sur le coeur humain, P., 1745.

Лит.: Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, М., 1960; R е v е г-d у A., Morelly; idees philosophiques, econo-miques et politiques, Poitier, 1909.

Б. А. Каменецкий.

МОРЕЛЛИ (МогеШ)Доменико(4.8.1826, Неаполь,-13.8.1901, там же), итальянский живописец-романтик. Участник Революции 1848-49. Учился в АХ в Неаполе, где был проф. с 1869. Для картин М. (на религ., ист. и лит. темы) характерны драматически-напряжённое раскрытие сюжета и вместе с тем достоверная передача бытовых деталей, неожиданные композиц. построения, резкие светотеневые контрасты ("Иконоборцы", 1854, Нац. музей и гал. Каподимонте, Неаполь; "Осмеяние Христа", 1875, Нац. гал. совр. иск-ва, Рим).

Лит.: Spinazzola V., D. Morelli, Roma-Mil., 1927.

МОРЕЛОС, Морелос-и-Павон (Morelos у Pavon) Xoce Мария [30.9. 1765, Вальядолид (совр. Морелия),-22.12.1815, Мехико], руководитель борьбы мекс. народа против исп. колонизаторов в 1811-15, нац. герой Мексики. Окончив духовную семинарию, преподавал в нач. школе, затем стал сел. священником. С началом нар. восстания в Мексике (1810) присоединился к повстанческим отрядам Идальго. После его гибели (1811) возглавил борьбу за независимость. В 1812-13 одержал ряд побед над исп. войсками. М. добивался не только освобождения Мексики от колониального ига, но и проведения социально-экономич. и политич. преобразований. Он представил собравшемуся по его инициативе в сент. 1813 национальному конгрессу в Чильпансинго программный документ под назв. "Чувства нации", предусматривавший установление независимости, осуществление идеи нар. сувере-

нитета, отмену рабства и т. д. Конгресс назначил М. генералиссимусом и возложил на него функции главы исполнит, власти, принял декларацию о независимости Мексики, а также декреты, имевшие целью ликвидировать феод, эксплуатацию и расовую дискриминацию. Однако к кон. 1815 главные силы повстанцев были разгромлены, а М. взят в плен и казнён.

X. М. Морелос.

Лит.: Альперович М. С., Война за независимость Мексики (1810 - 1824), М., 1964; Teja Zabre A., Vida de Morelos, Мех., 1959; Т i m m о n s W. H., Morelos, El Paso, 1963.

МОРЕЛОС (Morelos), штат в Мексике на Ю. Мексиканского нагорья. Пл. 4,9 тыс. км2. Нас. 616 тыс. жит. (1970). Адм. ц.- г. Куэрнавака. Выращивание риса и сах. тростника. Плодоводство (для снабжения Мехико). Пищ. (гл. обр. сахарная), текст, пром-сть, художеств, промыслы. Туризм.

МОРЕНА (от франц. moraine), скопление несортированного обломочного материала, переносимого или отложенного ледниками. Соответственно различают движущиеся, или подвижные, и отложенные М.
Движущиеся М. подразделяют на поверхностные, внутренние и донные. Поверхностные М. образуются из обломочного материала, падающего на поверхность ледника со скалистых склонов долины, или путём вытаивания его из толщи самого льда. Обычно эта М. образует 2 вала боковых, или береговых, М., тянущихся вдоль боковых сторон ледникового "языка". При слиянии ледников эти боковые М. объединяются в один вал, проходящий далее вниз посредине ледникового языка в виде срединной М. Срединных М. может быть несколько, и все они тянутся, повторяя изгибы ледника, не сливаясь друг с другом. Внутр. М. включена в толщу льда и образуется за счёт обломков, скатывающихся со снежными лавинами в пределы фирнового бассейна и вмерзающих в лёд по мере его накопления, а также отчасти за счёт поверхностных и донных М. Для ледниковых покровов поверхностные и внутренние М. не характерны, т. к. над их поверхностью обычно не поднимаются не покрытые льдом возвышенности. Донная М. характерна как для горных ледников, так и для ледниковых покровов и представляет собой оторванный от ложа обломочный материал, заключённый в придонных слоях льда.

Отложенные М. состоят из скоплений обломочного материала, оставленного ледником после его отступания, и образуются за счёт всех видов движущихся М. (см. Ледниковые отложения). Особенно большого развития они достигают в областях, покрывавшихся в антропогеновом периоде материковыми льдами; такие М. носят назв. основных. Последние состоят гл. обр. из материала донной М., поверх к-рого иногда располагается более тонкий слой абляционной М., или М. вытаивания, возникшей из внутренних и верхних слоев донных М.

Иногда выделяют местную (локальную) М., представляющую собой перемятый и перемешанный материал местных коренных пород ложа ледника, перемещённый лишь на небольшое расстояние. В горных р-нах отложенные М. представлены гру-бовалунным материалом, перемешанным с тем или иным кол-вом мелкозёма; в областях, покрывавшихся материковыми ледниками, отложенные М. состоят из валунных супесей, суглинков и глин.

Лит.: Рухина Е. В., Литология моренных отложений, Л., 1960. Е. В. Шанцер.

МОРЕННЫЙ РЕЛЬЕФ, аккумулятивный рельеф, созданный деятельностью ледников. На равнинах, покрывавшихся антропогеновым (четвертичным) материковым оледенением, различают следующие основные типы М. р.: моренные равнины - обширные почти ровные или слегка волнистые поверхности, сложенные основной мореной; холми-сто-западинный рельеф основной морены, образованный множеством невысоких пологих больших и малых холмов с западинами между ними, часто занятыми болотами и озёрами, иногда соединёнными протоками; конечно-моренный рельеф, образованный одиночными грядами или системами параллельных гряд конечных морен, разделённых долинообразными понижениями, в к-рых иногда располагаются цепочки небольших озёр и болот или протекают речки. Развит в линейно вытянутых зонах, дугообразно оконтуривающих лопасти исчезнувшего края ледника и отмечающих рубежи его длительного стационарного положения; холмисто-моренный рельеф, замещающий местами зоны конечных морен и отличающийся от моренных равнин относительно большим превышением холмов и вытянутостыо многих из них в направлении ледникового края, вдоль к-рого этот тип М. р. образовался в условиях медленного сокращения ледника; д р у м-линный рельеф, развитый местами с внутренней стороны конечных морен и образованный овальными в плане моренными холмами или друмлинами, ориентированными длинными осями в сторону движения льда.

В горных долинах, подвергавшихся ант-ропогеновому оледенению, М. р. бывает представлен береговыми моренами (боковые морены, спроектированные при стаивании ледника на склоны долины в виде валов или моренных террас), грядами конечных морен и участками холмисто-моренного рельефа.

Е. В. Шанцер.

МОРЕНО (Могепо) Мариано (3.9.1778, Буэнос-Айрес,-4.3.1811), аргентинский политич. и обществ, деятель, историк, борец за независимость Юж. Америки от Испании. Будучи одним из руководителей Патриотич. хунты - первого аргент. пр-ва, сформированного после победы Майской революции 1810, М. выступал за установление республики, отделение церкви от гос-ва, ограничение крупного помещичьего землевладения. Настаивал на централизации управления страны. Однако из-за разногласий внутри хунты был вынужден выйти из её состава. В 1811 был назначен чрезвычайным послом в Англии; умер по пути в Лондон. Мысли и идеи М., изложенные им в публицистич. статьях и выступлениях, стали революц. призывом для многих поколений аргентинцев.

Соч.: Escritos politicos у economicos, В. Aires, 1915.

Лит.: Очерки истории Аргентины, М., 1961, с. 81-98.

МОРЕНО (Могепо) Франсиско (1852, Буэнос-Айрес, - 1919), аргентинский географ. С 1874 до начала 20 в. исследовал Патагонию, с 1875 - Аргентино-Чилийские Анды. В 1877 вместе с К. Моя-но открыл озёра Сан-Мартин и Лаго-Ар-хентино. В 1882-1895 исследовал вост. склоны Анд от 23° ю. ш. до Магеллано-ва прол. Награждён медалью Королевского геогр. об-ва.

Соч.: Viaje и la Patagonia Austral empren-dido bajo los auspicios del Gobierno Nacional. 1876-77, B. Aires, 1879; Reconnaissance de la region Andine, La Plata, 1897.

МОРЕНО (Могепо) Якоб (Джэкоб) Леви (р. 20.5.1892, Бухарест), социальный психолог и психиатр, основатель социо-метрии. Окончил Венский ун-т, где изучал философию и медицину. Работал в психиатрич. клиниках и ин-тах Австрии и США (с 1927), основатель (1936) и гл. врач (до 1968) клиники в Бикон-Хилле (ныне санаторий Морено), основатель журн. "Sociometry" (1937), "International Journal of Sociometry" (1956), Ин-та со-циометрии и психодрамы (1940; иИн-т Морено), проф. (1951-66) Нью-Йоркского ун-та.

Опираясь на психоанализ и гештальт-психологию, М. изучал психологич. взаимоотношения людей в малых группах. Он исходит из того, что, кроме макроструктуры общества, изучаемой социологией, существует внутр. неформальная микроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний, для исследования к-рой он предложил социометрич. тест. Его результаты изображаются графически (социограмма), давая наглядное представление об отношениях в группе. В тех случаях, когда внешняя, формальная структура группы не соответствует внутренней, по М., возникают неврозы и конфликты. Для их выявления и лечения М. предложил социодраму и психодраму (см. Социометрия), получившие широкое распространение в социальной психологии и психиатрии. Применение социометрич. методов позволяет достигать практич. результатов: повышения производительности труда, смягчения конфликтов, лечения неврозов. Однако в своих теоретич. построениях М. абсолютизирует роль психологич. отношений и неправомерно распространяет выводы, полученные на небольших социально однородных группах, на всё общество. Претензии М. на лечение пороков капитализма утопичны, ибо он игнорирует объективный характер антагонизмов ка-питалистич. общества.

Соч.: Sociometry and the cultural order, [N. Y.], 1943; Sociodrama, a method for the analysis of social conflict, N. Y., [1944]; Who shall survive?, 2 ed., Beacon (N. Y.), 1953; Sociometry and the science of man, N. Y., 1956; Sociometry reader, N. Y., 1960; Psychodrama, v. 1 - 3, N. Y., 1959-69; в рус. пер.- Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе, М., 1958.

В. Б. Ольшанский.

МОРЕСКА (итал. moresca, исп. morisca, букв.- мавританская), музыкально-танцевальная сцена (род балета) в итал. театре 16-17 вв. Возникла из одноим. старинного танца, популярного в ср.-век. Испании, а с нач. 15 в. и в др. европ. странах. Исполнялась в конце придворных представлений и празднеств. Итал. комп. К. Монтеверди ввёл М. в финал оперы "Орфей" (1607).

МОРЕТО-И-КАВАНЬЯ (Moreto у Cabana) Агустин (март 1618, Мадрид,-26 или 27.10.1669, Толедо), испанский драматург. В 1642 стал священником. Написал св. 100 пьес, изд. в 3 частях (1654, 1676 и 1681). В историч. пьесах, в т. ч. в написанной совм. с Л. Бельмон-те и А. Мартинесом де Менесесом пьесе о "смутном времени" на Руси "Преследуемый государь" (1651), ставятся проблемы королев, власти и дворянской чести; для комедий интриги ("Двойник в столице", 1665, в рус. пер.- "Живой портрет", 1950) характерны сложные сюжеты. В комедиях характеров "За презрение - презрение" (1654, в рус. пер.-"Спесь на спесь", 1887, 1946), "Красавчик дон Диего" (1662) и др. дана критич. оценка пороков дворянского общества. Творчество М.-и-К. завершает развитие нац. ренессансной драмы.

Соч.: Teatro, Madrid, 1922; Comedias escogidas, Madrid, 1930.

Лит.: Балашов Н. И., Новые аспекты истории испанской драмы позднего Возрождения, в кн.: Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы, М., 1967; С а 1 d er а Е., И teatro di Moreto, Pisa, I960; С a s a F. P., The dramatic craftsmanship of Moreto, Camb. (Mass.), 1966,; С о t a-relo у Mori E., La bibliografia de Moreto, Madrid, 1927.

Н. И. Балашов, 3, И. Плавскин.

МОРЕТТО (Moretto; собственно Б о н-в и ч и н о, Bonvicino) Алессандро (ок. 1498, Бреша,- между 9 и 22.12. 1554, там же), итальянский живописец брешанской школы. Испытал влияния венецианской живописи. Для зрелого творчества М., противостоящего маньеризму, характерны произв., где житейская конкретность образов соединяется с ровным, безмятежно-мечтательным настроением ("Христос в Эммаусе", ок. 1533, Пинакотека Тозио Мартиненго, Бреша), и торжественно-созерцательные по духу портреты ("Молодой дворянин", 1526, Нац. гал., Лондон). Работы М. отличаются серебристой, светлой красочной гаммой, плавностью композиционных ритмов. Поздние произв. М. отмечены нек-рой застылостью форм.

А. М о р е т" т о. "Св. Юс-тина с донато-ром". Около 1530-35. Художественно-исторический музей. Вена.

Лит.: Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет 16 века, М.. 1964; В о s е 1 1 i С., Il Moretto, Brescia, 1954.
1644.htm
МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА судна, совокупность свойств судна, определяющих его способность совершать безопасное плавание в любых условиях погоды и состояния моря. К М. к. относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость. М. к. являются предметом изучения теории корабля (см. Корабля теория).

МОРЕХОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ, сборник таблиц различных величин, необходимых для решения навигац. и астрономич. задач судовождения. Сборник содержит, например, подробные таблицы дальности видимого (радиолокац.) горизонта в море с различных высот, значений скорости в разных системах единиц, азимутов истинного восхода и захода Солнца и др. С помощью М. т. вычисляют высоты и азимуты небесных светил, геогр. координаты, определяют пройденное (судном, звуковым сигналом) расстояние и др. Разделы М. т.: математический (с пятизначными таблицами логарифмов чисел и тригонометрич. функций), астрономический (постоянные величины), навигационный и справочный.

МОРЕЮ, река в Ненецком нац. окр. Архангельской обл. РСФСР. Дл. 272 км, пл. басе. 4530 км2. Протекает по Болыпе-земельской тундре, извилиста. Впадает в Хайпудырскую губу Баренцева м. Питание снеговое и дождевое. В басе. М.- множество озёр.

МОРЕЯ (Могаеа), род растений сем. касатиковых. Многолетние травянистые растения с корневищами или клубнелуковицами, с плотными кожистыми листьями (у нек-рых видов - вечнозелёными), собранными в прикорневой вееровидный пучок. Цветки с венчиковидным 6-раздельным околоцветником. Св. 80 видов в юж. части Африки, на о. Мадагаскар и Маскаренских о-вах. Отд. виды М. как вечнозелёные многолетники выращивают в оранжереях и комнатах. Размножают М. делением корневищ, клубнелуковицами и семенами.

МОРЖ (Odobaenus rosmarus), единственный вид сем. моржей отр. ластоногих. Дл. тела самцов до 3,7 м (весят до 1,5 т), самок до 3,3 м (весят до 1,1 т). Кожа толстая, складчатая, особенно на шее. Волосяной покров у молодых М. густой, коричневого цвета, у старых - редкий, жёлтого цвета. Ушных раковин и хвоста нет. Задние ласты подгибаются под туловище и участвуют в передвижении по суше. Зубов 18-26 с плоской жевательной поверхностью (для дробления раковин моллюсков). Особенно массивны и длин-

ны клыки верх, челюсти (см. Моржовый клык). М. распространён кругополярно; в СССР - у берегов Н. Земли, о-вов Франца-Иосифа, в морях Лаптевых, Чукотском и Беринговом. Наиболее крупные лежбища М. на о. Врангеля и на берегах Чукотского п-ова. Кормится М. гл. обр. донными моллюсками, на глуб. 20-50 м. Беременность ок. 1 года; детёныш родится дл. 1-1,2 м, весит ок. 30 кг, питается молоком 1-2 года и становится половозрелым в 6-7 лет. Численность везде очень невелика. В СССР охота на М. разрешается только местному населению Чукотки.

Лит.: Млекопитающие фауны СССР, т. 2, М.- Л., 1963; Дальневосточные ластоногие, Владивосток, 1966. А. Г. Томили".

МОРЖОВЕЦ, остров в Белом м. у входа в Мезенскую губу. Пл. ок. НО км3. Сложен рыхлыми песчано-глинистыми породами с прослойками ископаемых льдов. Размеры М. под влиянием размывания волнами заметно сокращаются. Тундровая растительность. На острове-рыбачий посёлок.

МОРЖОВЫЙ КЛЫК, верхние клыки (бивни) моржа. У самцов дл. до 72 см, весят до 3 кг, сжаты с боков; у самок короче и более округлые в сечении. С помощью клыков морж выкапывает со дна пищу (гл. обр. моллюсков), взбирается на льдины, защищается от врагов. М. к. используется для художеств, резьбы (мелкая скульптура, бусы, брошки, ножи и т. п.), в чём особенно искусны чукчи, эскимосы и другие народы Севера.

МОРЗЕ (Morse) Сэмюэл Финли Бриз (27.4.1791, Чарлстаун,- 2.4.1872, Нью-Йорк), американский художник и изобретатель в области телеграфии. Автор ист. композиций и парадных портретов; один из основателей и первый президент (18J26-45) Нац. академии рисунка в Нью-Йорке. В 1837 изобрёл электромагнитный телеграфный аппарат. В 1838 разработал для него применяющийся до сих пор код телеграфный, наз. кодом Морзе. Усовершенствованные им телеграфные аппараты были установлены на первой амер. коммерч. телеграфной линии Вашингтон - Балтимор, построенной в 1844.

Лит.: Каменский А. В., Эдисон и Морзе, СПБ, 1900; У и л с о н М., Американские учёные и изобретатели, пер. с англ., М., 1964; Centennial of Morse telegraph, "Railway Age", 1944, v. 116, N° 23, p. 1070-74.

МОРЗЕ АППАРАТ, электромеханич. телеграфный аппарат для передачи и приёма сообщений знаками Морзе кода. Изобретён С. Морзе в 1837. Передатчик М. а.- телеграфный ключ, приёмник - электромагнит, якорь к-рого управляет перемещением рычага с пишущим колесиком на конце. Касаясь бумажной ленты, равномерно протягиваемой пружинным часовым механизмом, колесико оставляет на ней прерывистый чернильный след.

МОРЗЕ КОД, неравномерный код телеграфный, в к-ром каждому знаку соответствует своя комбинация посылок электрич. тока, состоящая из элементарных, или самых коротких, посылок (точек) и посылок утроенной продолжительности (тире). Разработан в 1837 С.Морзе применительно к своему аппарату.

МОРИ (Maury) Мэтью Фонтейн (14.1. 1806, Спотсилвейния, Виргиния,- 1.2. 1873, Лексингтон, Виргиния), американский океанограф и метеоролог, офицер военно-мор. флота. В 1842-61 возглавил Депо карт и приборов, из к-рого впоследствии образовались Военно-морская обсерватория и Гидрографическая служба США. М. организовал обработку вахтенных журналов судов всех стран для расчёта карт ветров и течений Мирового ок. и составил первую карту дна сев. части Атлантики. В 1847 начал публикацию "Наставлений для мореплавателей". Был инициатором созыва в 1853 первой Междунар. конференции по метеорологии и физ. географии моря в Брюсселе. В 1855 написал руководство по океанографии. В 1868-73 проф. метеорологии Виргинского военного ин-та.

Соч.: The physical geography of the sea and its meteorology, Camb., 1963; Physical geography for scools and general readers, L. 1864; Manual of geography, N. Y., 1925.

Лит.: Lewis C. L., Matthew Fontaine Maury. The Pathfinder of the seas, Annapolis, 1927; Williams F. L., Matthew Fontaine Maury: Scientist of the sea, New Brunswick, 1963.

В. М- Лившиц.

МОРИ Огай (лит. имя; наст, имя М о-ри Ринтаро) (19.1.1862, префектура Симане, о. Хонсю, - 9.7.1922), японский писатель, критик, переводчик. Учился в Германии (1884-88). По профессии воен. врач. Первый познакомил японцев с нем. лит-рой. Печатался с 1889 (сб. переводных стихов "Образы прошлого"). В прозе выступил как романтик (роман "Танцовщица", 1890). В дальнейшем в творчестве М. преобладают натуралистические элементы: повести "Vita sexualis" (1909), "Юность" (1910), "Дикий гусь" (1913). Автор историч. повестей "Предсмертное письмо Окицу Ягоэмона" (1912), "Семейство Абэ" (1913) и др.

Соч. в рус. пер.: Однажды в лодке, "Восточный альманах", 1961, в. 4.

Лит.: История современной японской литературы, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964; Конрад Н., Очерки японской литературы, М., 1973.

Ф. Мориак.

Мориц Оранский.

МОРИАК (Mauriac) Клод (р. 25.4.1914, Париж), французский литературовед, писатель. Сын Ф. Мориака. Окончил Сорбонну. Доктор юрид. наук. В 1944-1949 личный секретарь Ш. де Голля, о к-ром написал кн. "Другой де Голль" (1970). Автор эссе о Ж. Кокто ("Жан Кокто, или Правда выдумки", 1945, "Нарушенная дружба", 1970), об А. Маль-ро ("Мальро, или Беда героя", 1946), А. Бретоне ("Бретон", 1949), А. Жиде ("Беседы с А. Жидом", 1951). Наиболее известна кн. "Современная алитерату-ра" (1958), где М. характеризует особенности совр. модернизма. Цикл романов М. "Внутренний диалог": "Каждая женщина - роковая" (1957), "Обед в гостях" (1959), "Маркиза вышла в пять" (1961), "Увеличение" (1963) - принадлежит к школе "нового романа*.

С о ч.: Aimer Balzac, P., 1945; Petite litte-rature de cinema, P., 1957; Oubli, P., [1966]; Theatre, P., 1968; De la litterature a 1'alitte-rature, P., [1969].

Лит.: Шкунаева И. Д., Современная французская литература, М., 1961; А 1 b ё-res R. М., Critique de 1'acritique, "Nou-velles litteraires", 1969, 21 aoiit, № 2187; S t i 1 A., Le temps, la mort, "L'Humanite", 1971, 28 janv. Л. А. Зонина.

МОРИАК (Mauriac) Франсуа (11.10). 1885, Бордо,- 1.9.1970, Париж), французский писатель, чл. Франц. академии (1933.). Отец К. Мориака. Род. в семье коммерсанта. Окончил лит. ф-т в Бордо. Начал как поэт {1909); в 1913 вышел первый роман М. "Дитя под бременем цепей" о юноше-провинциале в Париже. Славу М. принесли романы "Поцелуй, дарованный прокажённому" (1922), "Родительница" (1923), "Тереза Дескейру" (1927, рус. пер. 1927), "Клубок змей" (1932, рус. пер. 1934), "Дороги в никуда" (1939, рус. пер. 1957). В 1943 М., участник Движения Сопротивления, выпустил под псевд. Форез сб. антифаш. статей "Чёрная тетрадь". После войны М.- сторонник режима Ш. де Голля; при этом выступал против колон, войн. Из после-воен. романов наиболее известны "Мартышка" (1951, рус. пер. "Обезьянка", 1955), "Агнец" (1954), "Подросток былых времён" (1969, рус. пер. 1970). В газ. "Экспресс" ("Express") и "Фигаро" ("Figaro") публиковал свои "Блокноты" (1952-70) - заметки на политич., нравств. и эстетич. темы. Для прозы М., рисующей быт буржуазии и дворянства и нравств. искания молодёжи, мечущейся между религ. порывами и "призывами плоти", характерна острая критика капи-талистич. общества с католич. моральных позиций. Иск-ву М., испытавшего влияние Ф. М. Достоевского, М. Пруста, свойственно сочетание психологич. анализа и натуралистич. детализации в обрисовке пороков персонажей. Эстетич. взгляды М. изложены в его работах "Роман" (1928), "Романист и его персонажи" (1933, 1970), "Внутренние мемуары" (1959); он утверждал (с христ. позиций) реализм, выступал против модернизма в лит-ре. Нобелевская пр. (1952).

С о ч.: CEuvres completes, t. 1 - 12, P., 1950-56; .Се que je crois, P., 1962; Nouveaux memoires interieures, P., 1^965; Therese Des-que. roux. Le nceud de viperes. Les chemins de !^. mer, [предисл. Р. Грачева, послесловие и примечания Е. Эткинда], Moscou. [1966J; Bloc-notes (1961-1964), Р.,[1968]; в рус.пер.-Тереза Дескейру. Фарисейка. Мартышка. Подросток былых времен, [предисл. Л. Андреева], М., 1971.

Лит.: Шкунаева И. Д., Современная французская литература, М., 1961; В а к с-м а х е р М. Н., Французская литература наших дней, М., 1967; М о р у а А., Литературные портреты, М., 1970; К и р н о з е 3. И., Франсуа Мориак, М.. 1970; W u rinse r A., F. Mauriac et nous, "L'Humanite", 1970, 2 sept.; G о e s с h K., F. Mauriac. Essai de bibliographie chronologique, P., 1965.

М. Н. Ваксмахер.

МОРИГУТИ, город в Японии, на о. Хонсю, в префектуре Осака. 184,5 тыс. жит. (1970). Сев.-вост. пром. пригород Осаки. Крупная ж.-д. станция. Хим., маш.-строит. и др. отрасли пром-сти, обслуживающие нужды Осакского ин-дустр. р-на.

МОРИНА (Morina), род многолетних травянистых растений сем. ворсянковых, иногда выделяемый в особое сем. мори-новых. Листья мутовчатые, лопастные или перистораздельные, колючезубчатые. Цветки обоеполые, неправильные, собраны в ложные мутовки, образующие колосовидное соцветие. Чашечка двухлопастная; венчик двугубый. Плод - семянка. Ок. 17 видов - от Балканского п-ова до Гималаев и Китая. В СССР 4 вида в Ср. Азии; растут по каменистым склонам в альп. и субальп. поясах. М. длиннолистная (М. longifolia) и нек-рые др. виды декоративны.

МОРИНДА (Morinda), род кустарников или невысоких деревьев сем. мареновых. 60-80 видов в тропиках обоих полушарий. Из корней и древесины мн. видов М. получают краску, используемую для окрашивания тканей в жёлтый, красный и шоколадный цвет. До появления син-тетич. красителей М. лимонолист-н а я (М. citrifolia) и М. красильная (М. coreia, или М. tinctoria) были широко распространены в культуре.

МОРИОКА, город в Японии, на С. о. Хонсю, на р. Китаками. Адм. ц. префектуры Ивате.196тыс.жит. (1973). Ж.-д. узел. Предприятия цем., текст, (трикотаж и найлоновые изделия), маш.-строит, пром-сти. Произ-во вычислит, машин, рудничного оборудования, бум. изделий. Кустарная пром-сть (домашняя утварь и традиционные чугунные изделия -"Намбу тэцубин"). Ун-т Ивате (1949), мед. ин-т (1952). Центр р-на коневодства. В окрестностях М.- добыча жел. руды.

МОРИОН (нем. Morion, от лат. mormo-rion - кристалл тёмного цвета), разновидность кварца, кристаллы, окрашенные в тёмный дымчатый, почти чёрный цвет. При нагревании до 250-300 °С обесцвечивается. Обесцвеченный М. применяется в технике аналогично кристаллам кварца. М., встречается в гидротермальных жилах, гнёздах в гранитных пегматитах и грейзенах. Месторождения имеются в СССР (Урал, Украина, Забайкалье и др.) и за рубежом (Канада, США, Бразилия, Малагасийская Республика и др.).

МОРИС (Maurice) Фёрнли (псевд.; наст, имя и фам. Фрэнк У и л м о т,

Wilmot) (6.4.1881, Мельбурн, - 22.2. 1942, там же), австралийский поэт. Род. в семье секретаря первой социалистич. группы в шт. Виктория. Возглавлял изд-во Мельбурнского ун-та (с 1932). Печатался с 1897. В 1901-02 издавал юморис-тич. журн. "Микроб" ("The Microbe"). Тема сборников "Несколько стихотворений", 1903, "Ещё несколько стихотворений", 1904.-социальное неравенство. В годы 1-й мировой войны 1914-18 писал антивоен. стихи; в сб. "Бдительные" (1920) М. осудил- социальную пассивность. В стихах сб. "Мельбурнские оды" (1934) отразились приметы эконо-мич. депрессии, тяга поэта к природе. Автор стихов для детей ("Книга Бэя и Пейди", 1917), рассказов, пьес и очерков. Соч.: Romance, Melb., 1922; Poems, Melb., 1944.

Лит.: Palmer V., Frank Wilmot (Furn-ley Maurice), Melb., 1942; Macartney F., Furnley Maurice, Sydney, [1955]; A n d e r-s о n H., Frank Wilmot ^Furnley Maurice). A bibliography and a criticism, Melb., 1955; W i 1 d e W. H., Three radicals, L., 1969.

Л. С. Петриковская.

МОРИСКИ (исп. moriscos, от того -мавр), мусульманское население, оставшееся в Испании после падения эмирата Гранады (1492), насильственно обращённое в христианство, но в своём большинстве продолжавшее тайно исповедовать ислам. М. жестоко преследовались инквизицией, им запрещали пользоваться араб, яз., давать детям араб, имена; араб, книги сжигались; десятки тысяч М. погибли на кострах инквизиции. Восстание М. 1568-70 было жестоко подавлено; значит, часть их выселена во внутр. области Испании на бесплодные пустующие земли. В 1609-10 М. были изгнаны из Испании. Большинство М. переселилось в Сев. Африку. В Марокко они образовали олигархич. республику Бу-Регрег (1627-41), многие поселились на побережье Алжира и в Сев. Тунисе. Изгнание М. тяжело отразилось на эко-номич. положении юж. провинций Испании. Вместе с тем оно способствовало подъёму садоводства, поливного земледелия и ремёсел в Тунисе.

МОРИЦ (Moricz) Жигмонд (29.7.1879, Тисачече,- 4.9.1942, Будапешт), венгерский писатель. Род. в крест, семье. Учился в Дебреценском ун-те. Занимался журналистикой. Известность М. принёс рассказ "Семь крейцеров" (1908). Его романы из сел. жизни - "Самородок", "Захолустье" (оба 1911), "Факел" (1917) и др. проникнуты сочувствием к простым людям. В 1918 М. приветствовал бурж.-демократич. революцию, а в 1919 -Венг. сов. республику. В 1920 М. опубл. роман "Будь честным до самой смерти" (рус. пер. 1959) - поэтич. воспоминания о детстве. В романах "Барские затеи" (1927, рус. пер. 1961), "Жаркие поля" (1929, рус. пер. 1963), "Родственники" (1930, рус. пер. 1954) и др. М. показал распад феодально-дворянской Венгрии, корыстолюбие капиталистов. М.- аитор ист. трилогии "Эрдей" (1922-33). В 1935 опубл. роман "Счастливый человек" о трагич. судьбе венг. крестьянина, обречённого на безысходную нищету в мире стяжателей. В последние годы жизни М. всё больше проникался бунтарскими настроениями (роман "Бетяр", 1937, и др.). Его творчество, развивавшееся в русле критйч. реализма, занимает значит, место в венг. лит-ре.

С о ч.: Osszegyiijtott muvei, [1 - 49 kot.L Bdpst, 1953-60; в рус. пер.- Рассказы,

М., 1954; Избранное. [Вступ. ст. О. Россия-нова], т. 1 - 2, М., 1958; Пьесы, М., 1962; Жужанна в Клагенфурте. Рассказы, М., 1970.

Лит.: A d у Е., Moricz Zsigmond, "Nyu-gat", 1909, 16 August; Moricz V., Apam regenye, Bdpst, 1963; I 1 1 ё s E., Kretarajzok, Bdpst, 1957; Czine M., Moricz Zsigmond litja a forradalmakig, Bdpst, 1960; M d-r i с z M., Moricz Zsigmond erkezese, Bdpst, 1966; Vargha K., Moricz Zsigmond. Alkotasai es vallomasai tiikreben, 2 kiad., Bdpst, 1971.

E. И. Мплыхина.

МОРИЦ (Moritz) Карл Филипп (15.9. 1756, Хамельн,- 26.6.1793, Берлин), немецкий писатель. Род. в бедной семье. С 1778 жил в Берлине, проф. Художеств, академии (с 1789). Автобиография, произв. М. "Антон Рейзер, психологический роман" (т. 1-4, 1785-90) продолжает социальнр-критич. линию "Бури и натаска", в нём достоверно изображены быт и нравы различных слоев нем. бюргерства. Автор работ по педагогике, психологии, эстетике, лингвистич. соч., а также путевых очерков и работ по истории мифологии.

Со ч.: Schriften zur Asthetik und Poetik, Tubingen, 1962; в рус. пер.- Путешествие г-на Морица по Англии, ч. 1 - 2, М., 1804; Путешествие немца по Италии с 1786 по 1788 год, ч. 1 - 3, М., 1803-05.

Лит.: Schnuchel H. U., Die Behandlung burgerlicher Problematik in den Romanen von Karl Rhilipp Moritz, в кн.: Festschrift fur Wolfgang Vulpius..., Weimar, 1957, S. 85 - 99.

МОРИЦ ОРАНСКИЙ (Нассау-c к и и) [Maurits van Oranje (Nassau)] (14.11.1567, Дилленбург, - 23. 4. 1625, Гаага), гос. деятель и полководец Республики Соединённых провинций (Нидерланды). Сын Вильгельма I Оранского. Статхаудер провинций Голландия, Зеландия и Зап. Фрисландия (с 1585), с 1590 также Утрехта и Оверэйсела, с 1591 Гелдерна, а с 1621 и Гронингена. С 1590 главнокомандующий. М. О. был выдающимся полководцем и воен. реформатором. Ввёл единообразное обучение войск, строгую воен. дисциплину, заложил основы новой, линейной тактики, усовершенствовал тактику обороны и осады крепостей (в области фортификации был предшественником С. Воба-на); им были созданы новый вид кавалерии - рейтары (кирасиры), лёгкая артиллерия. В 90-е гг. под рук. М. О. было завершено освобождение республики от исп. войск, над к-рыми М. О. одержал ряд побед (крупнейшая - при Ньюпорте, 1600). Проводил политику гос. централизации и укрепления личной власти. Его конфликт с великим пенсионарием Голландии Яном Олденбарневелтом закончился казнью последнего.

МОРИЦ САКСОНСКИЙ (Maurice de Saxe) (28.10.1696, Гослар,- 30.11. 1