загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

В связи с этим человек у М. подчас оказывается непреодолимо одиноким ("Одиночество"), беспомощным перед случайностью ("Ожерелье"), болезнью, страстью ("Маленькая Рок"), смертью, перед общим неблагополучием жизни. В иных случаях пессимизм М., разрушая утешит, иллюзии, оказывается своеобразной формой социальной критики.

Задачу иск-ва М. видел в том, чтобы раскрывать "беспощадную правду жизни", ратовал за объективность художника, ясность и точность формы, простоту и выразительность языка, утверждал необходимость строгого отбора фактов, с помощью к-рых художник создаёт не фотографию, а воспроизведение жизни, "...более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность" (Поли. собр. соч., т. 8, М., 1958, с. 11).

Г. д е Мои ассан. "Милый друг". Илл. К. И. Рудакова. Литография. 1935.

Новеллы М.- средство смелого и глубокого исследования жизни. Разнообразные по тематике- и социальному лицу персонажей, по способу повествования, по авторской интонации - от трагической ("В порту"), элегической ("Менуэт") до открыто или скрыто иронической ("Заведение Телье" и др.) и юмористической ("Мощи" и др.) - новеллы отличаются напряжённым интересом к человеку, умением показать характер и чувства героев через их действия, поступки, речевую манеру. М. создал целую галерею буржуа-обывателей, частная жизнь к-рых демонстрирует духовное убожество, лицемерие чувств и отношений ("Драгоценности", "Награждён!", "В лоне семьи", "Завещание" и мн. др.). Утверждая красоту любви ("Лунный свет", "Счастье"), М. с горечью изображал её профанацию, превращение в предмет купли-продажи или грязной забавы ("Иветта", "Правдивая история" и др.). В рассказах из нар. жизни М. показал не только жадность и темноту франц. крестьянина ("Бочонок", "Дьявол" и др.), но и страшную судьбу людей, выброшенных на дно жизни ("Бродяга", "Шкаф", "Нищий";; среди простых людей М. нередко находит нравств. чистоту и человечность ("Папа Симона", "Дочка Мартена" и др.), искренний патриотизм и способность к подвигу ("Пышка", "Мадемуазель Фи-фи", "Дядюшка Милон").

В первом романе "Жизнь" (1883) М. общечеловеческую тему столкновения ро-мантич. мечты с грубой прозой жизни наполняет чётким социально-ист, содержанием; судьба гл. героини с её чистотой и беззащитностью воплощает трагедию человека в обществе бурж. практицизма. "Милый друг" (1885) - история карьериста, вырастающая в памфлетно острое обличение политич. нравов Третьей республики. Вторжение духа наживы и бурж. предпринимательства в сферу семьи и интимных отношений составляет тему романов "Монт-Ориоль" (1886) и "Пьер и Жан" (1887-88). Последние романы ("Сильна как смерть", 1889, "Наше сердце", 1890) отмечены сужением социального кругозора, перенесением акцента на проблемы "чистой психологии".

Иск-ву М. свойственны строгая внутренняя художеств, логика, сжатость, точность и ясность "подлинно французского языка", по словам А. Франса. За внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного использования лит. и речевых стилей, всего богатства общенар. франц. языка. Мн. новеллы М. были инсценированы и так же, как его пьесы (лучшая из них - комедия "Семейный мир" по его же новелле "У постели", пост. 1893), ставились в парижских театрах ("Мадемуазель Фифи", пост. 1896; "Иветта", пост. 1901; "Пышка", пост. 1902, и др.), на рус. и сев. сцене ("Мадемуазель Фифи", 1914, "Милый друг" под назв. "Господин Дюруа", 1951, и др.). Экранизации: франко-австр. "Милый друг", 1955; франц. "Жизнь", 1958, и др.

Произв. М. были переведены и изданы в России ещё в 19 в. Первым пропагандистом М. был И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой высоко ценил талант М., сумел понять его противоречия и духовную драму. Значение М.-художника подчёркивали А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький, А. В. Луначарский и др.

Соч.: (Euvres completes, ed. Libr^irie de France, [t. 1 - 15], P., 1934 - 38; Crntes et nou-velles, v. 1 - 2, P., 1956-57; Romans, P., 1959; Correspondence inecHte, rec. par A. Artinian et E. Maynial, P., [1951]; в рус. пер.- Поля, собр. соч., т. 1 - 13, М., 1938 - 50; Поли. собр. соч., [вступ. ст. Ю. Данилина], т. 1 - 12, М., 1958; Избр. произв., [вступ. ст. А. Смирнова], Л., 1938; Избр. произв., т. 1 - 2, вступ. ст. Н. Хуцишвили, М., 1954.

Лит.: Толстой Л. Н., Преднсл. к Соч. Гюп де Мопассана. Поли. собр. соч., т. 30, М., 1951; Франс А., Ги де Мопассан и французские рассказчики, Собр. соч. в 8 тт., т. 8, М., 1960; Р а с к и н Б., Ги де Мопассан, в сб.: Писатели Франции, М., 1964; Луначарский А. В., Предпсл. к "Новеллам" Мопассана, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М., 1965; Е в н и н а Е. М., Мопассан, в её кн.: Западно-европейский реализм на рубеже XIX-XX веков, М., 1967, с. 42-80; Данилин Ю. И., Жизнь и творчество Мопассана, М., 1968; Л а н у А., Мо-< пассан, М., 1971; Dumesnil R., Guy de Maupassant, P., 1947 (имеется лит.); Thoraval J., L'art de Maupassant d'ap-res ses variantes, P., 1950; Vial A., Guy de Maupassant et 1'art du roman, P., 1954 (име" ется лит.); Artinian A., Pour et centre Maupassant, P., 1955; L e m о i n e F., Guy de Maupassant, P., [1957]; Sullivan E., Maupassant. The short stories, N. Y., [1962]; I g n о t u s P., The paradox of Maupassant, [L., 1966].

Б. Л. Раскин.

МОПЕД [от мо(тоцикл) и (велоси)пед], название двухколёсного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объёмом до 49,8 см3 и педальным цепным приводом заднего колеса. В СССР лёгкие М. оборудованы двигателем с рабочим объёмом 45 см3, мощностью 0,88-1,1 кет (1,2-1,5 л.с.) без коробки передач, развивают скорость

Техническая характеристика мопедов, выпускаемых в СССР



Показатели

Модель





"Рига-7"

"Рига- 12", "Верхови-на-4"





Модель двигателя Макс, мощность двигателя, кет (л. с.) при об/мин Макс, скорость, км/ч
Масса, кг

Д-6




0,88 (1,2) 4500


40
36

Ш-57




1,62 (2,2)
5300


50
52




до 40 км/ч. Обычные М. снабжены одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объёмом 49,8 см3, мощностью 1,62-1,84 кет (2,2-2,5 л. с.), с двухступенчатой коробкой передач, развивают скорвсть до 50 км/ч. Перемена передач осуществляется рукояткой, расположенной на левом конце руля. Педали служат для пуска двигателя, торможения и упора ног при движении. В М. часто применяются автоматич. бесступенчатая клиноремённая силовая передача (см. Бесступенчатая передача) и электронная система зажигания. За рубежом появились М. с электрич. аккумуляторным двигателем.

Массовое производство М. началось в кон. 1940-х гг. и продолжает увеличиваться. В СССР М. (табл.) производят заводы в Риге и Львове (в 1972-340 тыс. шт.).

Лит.: Гришин Е. М., Я н с о н 3. Я., Мопеды. Устройство и эксплуатация, М., 1966.

С. Ю. Иваницкий, Б. В. Синельников.

МОПЕРТЮИ (Maupertuis) Пьер Луи Моро (Moreau) де (17.7.1698, Сен-Мало,- 27.7.1759, Базель), французский учёный. Чл. Парижской АН (1743). В 1718-22 служил в армии; с 1723 числился при Парижской АН. В 1741 переехал в Берлин; с 1745 президент Берлинской АН. В 1736-37 возглавлял т. н. "лапландскую" экспедицию, проводившую меридиональные измерения в Финляндии; её результаты показали, что Земля - сфероид, сплюснутый у полюсов. Впервые сформулировал наименьшего действия принцип (1740). Автор трудов по математике, астрономии, географии, биологии и философии.

Соч.: La figure de la terre, P., 1738; Oeuvres, 2 ed., t. 1-4, Lyon, 1756.

Лит.: A n g 1 i v i e 1 L.d e la В e a u-m e 1 1 e, Vie de Maupertuis, P., 1856; В г u-n e t P., Maupertuis, v. 1 - 2, P., 1929 (v. 1 -Etude biographique; y. 2-L'oeuvre et sa place dans la pensee scientifique et philosophiaue du XVIII siecle); Callot E., Maupertuis. Le savant et le philosophe, P., 1964.

МОПЛА, M а п и л л а, религиозная мусульм. община народа малаяли в Юж. Индии. Возникла в 9 в. Религ. и адм. центр её - г. Понани, где находится главное уч. заведение М.- мечеть Джаммат.

МОПЛА ВОССТАНИЕ, антифеодальное и антиимпериалистическое восстание мопла-мусульманской части населения округа Малабар Мадрасской провинции Британской Индии в 1921. Большую часть мопла составляли арендаторы и с.-х. рабочие. М. в.- одно из крупнейших крест, выступлений в ходе революц. подъёма 1918-22. Восстание началось после нападения 20 авг. войск англ, колонизаторов на мечеть в местечке Тируран-гади, где собралось много верующих. Восставшие захватили жел. дороги, перерезали телеграфную связь, парализовали деятельность англ, администрации. Во главе восстания стоял возчик В. Хаджи Кунахмед - участник халифатского движения. Восставшие завладели округами Эрнад и Валлуванад и провозгласили там "халифатское царство". М. в. было направлено и против местных помещиков-индусов, бежавших из имений,-вместе с мопла выступили арендаторы-индусы. Несмотря на плохое вооружение, мопла нек-рое время вели успешную партиз. войну с англ, войсками. Однако в конце 1921 мопла были вынуждены сдаться. Подавление восстания сопровождалось зверствами колон, властей. В горах вооруж. борьба мопла продолжалась до конца февраля 1922.

МОПР, см. Международная организация помощи борцам революции.

МОПС (нем. Mops), порода мелких бульдогообразных собак древнего происхождения. Родина М.- Китай, откуда в конце 17 в. они вывезены в Голландию, затем - в Англию, где созданы современные их формы. Высота в холке М.-25-32 см; весят от 2,5 до 6 кг, Конституция рыхлая. Склонны к ожирению. Шерсть короткая серебристо-серая или палевая, морда, уши и полоса на спине чёрные. М. разводят любители-собаководы во многих странах (в т. ч. в СССР).


МОР ван Дасхорст (Мог van Dashorst; Антонио Моро, Мого) Анто-нис (ок. 1519, Утрехт,- 1576 или 1577, Антверпен), нидерландский живописец. Учился у Яна ван Скорела. В 1550-60 посетил Испанию, Италию, Португалию и Англию. Завоевал общеевроп. известность как придворный портретист. Портреты М. (исполненные преим. в натуральную величину) отличаются плотной манерой письма и тщательной выпи-санностью аксессуаров; бесстрастная репрезентативность образа не заслоняет в них проницательности индивидуальных характеристик (ч Кардинал Гранвелла", 1549, Художественно-ист, музей, Вена; автопортрет, 1558, Гал. Уффици, Флоренция). Оказал значит, влияние на развитие портретного жанра, прежде всего в Испании (X. Пантоха де ла Крус и др.). Лит.: Friedlander M. J., Die altniederlandische Malerei, Bd 13. Anthonis Мог und seine Zeitgenossen, Leiden - B. 1936; Frerichs L. C. J., Antonio Moro Amst., 1947.

МОПТИ (Mopti), город в Мали, адм. ц. области Мопти. 34 тыс. жит. (1969). Расположен на правом берегу р. Бани, при впадении её в р. Нигер, на 3 островах, соединённых дамбами. Крупнейший в стране рыболовный порт. Рыбоконсервный з-д. Торговля рыбой. Произ-во фруктовых вод.

МОПУ (Maupeou) Рене Никола де (25.2.1714, Париж,- 29.7.1792, Тюи, Эр), французский гос. деятель. В 1768 был назначен Людовиком XV канцлером. Защитник королев, абсолютизма, М. вступил в борьбу с парламентами (в известной мере отражавшими интересы верхушки буржуазии). В ночь с 19 на 20 янв. 1771 по приказу М. было арестовано и лишено должностей значит, число членов парижского парламента, выступавших против королев. произвола. Вслед за этим М. произвёл полную реорганизацию парламентов (ликвидировав нек-рые из них). Деятельность М. вызвала резкую оппозицию буржуазии. Вступивший на престол в 1774 Людовик XVI вынужден был в том же году отстранить М. от дел и восстановить парламенты на старых основах. М. удалился в свои поместья в Нормандии.

А. Мор. Портрет Вильгельма Оранского. Около 1555-56. Картинная галерея. Кассель.

MOP (Mohr) Кристиан Отто (8.10.1835, Вессельбурен, Гольштейн,- 3.10.1918, Дрезден), немецкий учёный в области строит, механики и сопротивления материалов. Окончил Политехнич. ин-т в Ганновере. С 1868 преподавал в Штутгартском, а с 1873 в Дрезденском поли-технич. ин-тах. Создатель одной из теорий прочности (теория прочности Мора), графич. методов определения напряжений при сложном напряжённом состоянии (круг Мора). М. впервые применил расчёт конструкций на невыгодное загружение с помощью линий влияния, создал теорию расчёта статически неопределимых систем методом сил. М. разработал также метод расчёта неразрезных балок с помощью ур-ний 3 моментов, предложил графич. метод построения упругой линии в простых и неразрезных балках.

Т.Мор

MOP (More) Томас (7.2.1478, Лондон,-6.7.1535, там же), английский гуманист, гос. деятель и писатель; основоположник утопического социализма. Сын судейского чиновника. В 1492-94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). В 1496-1501 изучал английское обычное право при юридической корпорации Lincoln's Inn. В кон. 90-х гг. познакомился с Эразмом Роттердамским, ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме М. Эразм написал и ему посвятил "Похвалу глупости"). В 1504 М. был вьгдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха VIII (1509) М. возвратился к политич. деятельности; в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет,в 1525-1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529-32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехрист. единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как "верховному главе" англ, церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в гос. измене и казнён. В 1886 причислен като-лич. церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован. Многочисл. антипротестантские полемич. трактаты и медитации на религ. темы ("Четыре насущных предмета", "Моление душ", "Апология", "Диалог об утешении в невзгодах" и др.) оказали влияние на иск-во англ, риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевёл с лат. на англ. яз. биографию Дж. Пико делла Мирандолы (1510), личность к-рого и трагич. судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его "История короля Ричарда III" (1531), оставшаяся неоконченной,- одно из лучших произв. англ, прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.

Наибольшую известность принёс М. его диалог "Утопия" (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастич. острова Утопия (греч., букв.- "Нигдения", место, к-рого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным - см. Утопия). Здесь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехрист. общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политич. строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистич. быта, она организована не столько на родственных, сколько на производств, началах. М. не мыслил себе революц. пути осуществления -этого идеала - он был противником нар. движений, видя в них лишь разрушит, начало и анархию. Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, "Утопия" в сер. 16 в. была переведена на др. европ. языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Мо-релли, Г. Бабёфа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопич. социализма.

Соч.: Complete works, New Haven - L., 1963-; The correspondence, ed. E. F. Rogers, Princeton, 1947.

Лит,: Т a p л е E. В., Общественные воззрения Т. Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Каутский К., Т. Мор и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев М. П., Славянские источники "Утопии" Т. Мора, М., 1955; В г i d g е t1 T. E., Life and writings of sir Th. More, Ann Arbor - L., 1962; Chambers R. W., T. More, L., 1963; Campbell W. E., More's Utopia and his social teaching, L., 1930; D о n-n е г Н. W., Introduction to Utopia, Uppsala, 1945; S u r t z E. L., The praise of wisdom, Chi., 1957; S u 1 1 i v an F. and S u 1 1 i-van M. P., Moreana, 1478 - 1945, Kansas City, 1946; _S u 1 1 i v a n F., Syr Th. More, a first bibliographical notebook, Los Ang., 1953; Johnson R. S., More's Utopia: ideal and illusion. New Haven - L., 1969; St. Thomas More, action and contemplation: Proceedings of the symposium..., New Haven -L., 1972. В. С. Муравьёв,

MOP, Маюракши, река на В. Индии. Берёт начало на возв. Раджмахал, впадает справа в рукав дельты Ганга -Хугли. Дл. ок. 300 км. На М.- крупный гидроузел (плотина, водохранилище, система оросительных каналов общей протяжённостью св. 1,5 тыс. км).

МОРА (лат. тога - промежуток времени, пауза), или хронос протос (греч. chronos protos - первичное время), в антич. стихосложении нормальная продолжительность произнесения краткого слога, самая малая единица счёта времени в стихе. Все остальные единицы стиха кратны М.: так, долгий слог равен, как правило, двум М., стопа ямба - трём М. и т. д. (см. Метрическое стихосложение).

МОРА ВАЛЬВЕРДЕ (Мога Valverde) Мануэль (р. 27. 8. 1909, Сан-Хосе), деятель коммунистического движения Коста-Рики. Род. в рабочей семье. По профессии адвокат. В 1920-30-е гг. руководил демократическим молодёжным и студенческим движением страны. Чл. Коммунистич. партии Коста-Рики с 1931 (с 1943 - Партия Народный авангард, ПНА). В 1934-48 деп. Законодат. ассамблеи. Один из руководителей вооруж. борьбы демократич. сил страны во время гражд. войны 1948. После победы реакции был выслан в Мексику, откуда возвратился на родину в 1950. В 1949-57 пред. ПНА, в 1962-66 первый секретарь ЦК ПНА, в 1948-49, 1957-62 и с 1966 ген. секретарь ЦК ПНА. В 1970-74 депутат Законодат. ассамблеи. За политич. деятельность неоднократно подвергался арестам.

МОРА BECЫ, рычажные весы с нерав-ноплечным коромыслом, предназначенные для определения плотности жидкостей и твёрдых тел методом гидростатического взвешивания. Названы по имени сконструировавшего их в 1847 нем. химика К. Ф. Мора (К. F. Mohr). На рис. показан один из типов рычажных гидро-статич. весов ВГ-2 (т. н. весы Мора -Вестфаля). При определении плотности жидкостей в сосуд с исследуемой жидкостью погружают поплавок и уравновешивают весы гирями-рейтерами. При определении плотности твёрдых тел вместо поплавка подвешивают двойную чашку, нижнюю часть к-рой погружают в дистиллированную воду известной плотности (её значение находят по таблице зависимости плотности воды от темп-ры). Плотность твёрдого тела определяют по двум отсчётам: при помещении тела на верхнюю и на нижнюю чашки. Пределы измерения весов 0,2-2 г!см3, предельная погрешность показаний ±0,0005 г/см3.

Лит. см. при ст. Гидростатическое взвешивание.

МОРАВА (Morava), река в Чехословакии (в низовьях течёт по границе Чехословакии и Австрии), лев. приток Дуная. Дл. 388 км, пл. басе. 26,6 тыс. км3. Берёт начало в Судетах, значительная часть течения - в понижении между Чешско-Моравской возв. и отрогами Зап. Карпат. Макс, сток весной, летняя межень, осенние дождевые паводки. Ср. расход воды в устье 115 м3/сек. Судо-ходна до г. Годонин. Орошение. ГЭС.

МОРАВА (Morava), река в Югославии, на территории Сербии, правый приток Дуная. Образуется слиянием pp. Южная М. и Западная М. Дл. 217 км, от истока Юж. Моравы - 563 км; пл. бассейна ок. 38 тыс. км2 (в т. ч. 1,2 тыс. км2на терр. Болгарии). Верх, течения составляющих М. рек - в горах, в низовьях пересекают холмы и низкогорья, ниже их слияния М. течёт. по плодородной, густо населённой Моравской равнине, где разделяется на рукава и меандрирует. Осн. (правый) приток Зап. Моравы -р. Ибар (272 км). Весенние паводки. Ср. расход воды в устье - ок. 260 м3/сек. ГЭС, сплав леса. Используется для орошения. В долине М.- гг. Парачин, Чуприя.

МОРАВИА (Moravia) Альберто (псевд.; наст. фам. Пинкерле, Pincherle] (р. 28.11.1907, Рим), итальянский писатель. Социально-психологич. проблематика творчества М. определилась уже в его первом романе "Равнодушные" (1929), в к-ром показана духовная опустошённость молодого поколения итал. буржуазии. Сатирич., антифаш. направленность произв. М. 30 - нач. 40-х гг. навлекла на него преследования фаш. режима. В послевоенных романах "Римлянка" (1947) и "Приспособленец" (1951) М. ставит задачу этич. разоблачения фашизма. Влияние неореализма отразилось на двух сб-ках "Римские рассказы" (1954, рус. пер. 1956; 1959), о трудной жизни римских бедняков, и в романе "Чочара" (1957, рус. пер. 1958), о судьбе женщины из народа в годы 2-й мировой войны 1939-45. В произв. 60 - нач. 70-х гг. (романы "Скука", 1960; "Внимание", 1965; "Я и он", 1971; сб-ки рассказов "Автомат", 1963, рус. пер. 1964; "Рай", 1970, рус. пер. 1971, и др.) М. развивает тему отчуждения, духовного оскудения человека в совр. бурж. "обществе потребленияк Критич. реализм осложняется в творчестве М. фрейдистскими мотивами, иронич. скепсисом. М.- автор эссе, пьес, путевых очерков (в т. ч. "Месяц в СССР", 1958) и кн. об Африке ("Какого ты племени?", 1972, рус. пер. 1973). Участвует в обществ, деятельности в рядах прогрессивных сил итал. культуры.

С о ч.: Opere complete, v. 1 - 33, Mil.-Roma, 1953-72; Un altra vita, Mil., 1973; в рус. пер.- Беатриче Ченчи, М., 1957; Презрение, "Иностранная литература", 1963, № 9 - 10; Дом, в котором совершено преступление. Рассказы, М., 1964.

Гидростатические весы ВГ-2: 1 - коромысло; 2 - шкала в виде поперечных надрезов; 3 - неподвижный противовес; 4 - шкала указателя равновесия; 5 -стеклянный поплавок; 6 - гири-рейтеры; 7 - сосуд с жидкостью; 8 - термометр; 9 - двойная чашка (верхняя а - сплошная, латунная; нижняя б - с отверстиями, стеклянная или алюминиевая).

Лит.: Потапова 3. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961; L i-m e n t a n i A., A. Moravia tra esistenza е realta, Venezia, 1962; R e b а у L., A. Moravia, N. Y.-L., 1970; Siciliano E., A. Moravia, Mil., 1971. Г. Д. Богемский.

МОРАВИЯ (чеш. Morava), историч. область в Чехословакии. Первые поселения на терр. М. относятся к раннему палеолиту. Ок. 400 до н. э. М. была заселена кельтами, к-рых в начале н. э. вытеснили герм, племена маркоманнов и квадов. В сер. 1-го тыс. терр. М. заселили славяне (мораване и др.), ставшие в 6-7 вв. преобладающим населением. В 623-658 М.- в составе слав, княжества Само, в 9 - нач. 10 вв.- Великоморавской державы (в Юж. М. находились её осн. центры). С 1029 М.- часть владений чеш. Пржемысловичей; в период феод, раздробленности делилась на удельные княжества. В 1063 была учреждена Оло-моуцкая епископия. С 1182 М.- имперское маркграфство (в составе "Священной рим. империи"), с 1197 подчинявшееся чешскому князю (королю). Происходила интенсивная немецкая колонизация. К 13 в. относится подъём ремесла, городов, становление моравского сейма и др. земских учреждений, получивших окончательное оформление в 14-16 вв. Моравские крестьяне и горожане участвовали в Гуситском революционном движении (1-я пол. 15 в.). В нач. 16 в. в М. распространяются реформац. учения (лютеранство, анабаптизм). В 1526 М. вместе с Чехией оказалась под властью Габсбургов. После поражения антигабсбургского Чешского восстания 1618-20 в М. усилилось нац. угнетение со стороны нем. и онемеченных феодалов, началась жестокая като-лич. реакция. В 1628 права земских учреждений в М. были урезаны, сейм потерял значение; М. фактически превращена в провинцию монархии Габсбургов. В 1782 она была объединена с австр. Силезией в одну адм. единицу с центром в г. Брно; в 1849 выделена в особую коронную землю. К началу 20 в. М.-одна из наиболее экономически развитых областей Австро-Венгрии. Города Брно, Острава, Злин (совр. Готвальдов) - крупнейшие центры рабочего движения. После создания Чехословацкой республики (1918) М. - в её составе. В 1938 значительная часть М. была отторгнута фаш. Германией. В марте 1939 была оккупирована остальная часть М., к-рая была включена в т. н. Протекторат Чехии и Моравии. В апр.- мае 1945 М. освобождена от нем.-фаш. захватчиков Сов. Армией. В 1949 разделена на адм. обл. (в основном вошла в Северо-Моравскую и Южно-Моравскую области). По Кон-ституц. закону, вступившему в силу 1 янв. 1969, терр. М.- в составе Чешской Социалистич. Республики ЧССР.

МОРАВОВ Александр Викторович [8(20).12.1878, с. Великая Мотовиловка, ныне Фастовского р-на Киевской обл.,-23.2.1951, Москва], советский живописец, засл. деят. иск-в РСФСР (1946), действит. чл. АХ СССР (1949). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1897-1902) у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина. Преподавал в ряде художеств, уч. заведений Москвы. Чл. Т-ва передвижных художеств, выставок (с 1904; см. Передвижники) и АХРР (с 1923).

А. В. М о р а в о в. "Заседание комитета бедноты". 1920. Музей Революции СССР. Москва.

М. развивал традиции передвижнической жанровой картины на крест, тему, в произв. сов. времени запечатлев новый быт деревни ("В волостном ЗАГСе", 1928, Третьяков, гал.). Писал также картины на историко-революц. темы ("Декабристы в Чите", 1911, Историч. музей, Москва; триптих "Приезд В. И. Ленина в Петроград", 1931-33, Центр, музей Вооруж. Сил СССР, Москва; "Ленский расстрел в 1912 году", 1937, Центр, музей В. И. Ленина в Москве).

Лит.: П и к у л е в И., А. В. Моравов, М., 1950.

МОРАВСКА-ОСТРАВА (Moravska Ostrava), прежнее (до 1949) название г. Острава в Чехословакии.

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ, религиозная секта в Чехии, возникшая в сер. 15 в. См. Чешские братья.

МОРАВСКИЕ ВОРОТА (Moravska Ьга-па), горный проход в Чехословакии, между вост. отрогами Судет и зап. отрогами Карпат. Вые. до 310 м. Через М. В. проложены шоссе и ж. д. Брно - Острава; здесь издавна проходил важный торг, путь из басе. Дуная в басе. Балтийского м.

МОРАВСКИЙ КРАС (Moravsky Kras), Моравский Карст, карстовая область в Чехословакии, на В. Чешско-Моравской возв. Вые. до 734 м. Сложена карстующимися девонскими известняками, выходящими на поверхность полосой дл. 25 км, шир. 2-6 км. Платообразная поверхность расчленена глубокими каньонами. Многочисленны воронки, провалы, поноры, сухие долины, подземные реки и ручьи, сталактитовые пещеры (Слоуп-ско-Шошувская система пещер, пропасть-провал Мацоха) и др. проявления карста. Туризм.

МОРАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, см. Ве-ликоморавская держава.

МОРАВЧИК (Moravcsik) Дьюла (29.1. 1892, Будапешт,- 10.12.1972, там же), венгерский филолог-византиновед, чл. Венг. АН (1945). Ему принадлежит науч. публикация ряда визант. текстов, в т. ч. соч. Константина Багрянородного "Об управлении империей" (1949). М. изучал преим. визант.-венг. отношения. Разработал метод исследования в визант. текстах имён и терминов, сохранившихся (т. н. "языковых остатков") от венгров, аваров, протоболгар, печенегов, половцев и др. народов (условно называемых им тюрками); этому посвящён его гл. труд "Byzantinoturcica" (p. 1-2, 2 изд., 1958), в к-ром дана характеристика всех визант. источников, упоминающих вышеназванные народы. Лауреат пр. им. Кошута (1949). Чл.-корр. ряда иностр. академий.

Лит.: "Acta antiqua Acad. Scientiarum Hungaricae", 1962, t. 10, f. 1 - 3, p. 295 - 313 (библ. тр. М.).

МОРАДАБАД, М у р а д а б а д, город на С. Индии, на правом берегу р. Рамганга (приток р. Ганг), в шт. Уттар-Прадеш. 272,4 тыс. жит. (1971). Ж.-д. узел. Центр кустарного произ-ва хл.-бум. тканей, художеств, изделий из дерева и латуни, инкрустированных лаком и оловом. Осн. в 1625. Мечеть Джама-Мас-джид (17 в.).

МОРАЛЕС (Morales) (прозвище- "Б о-жественны и", El Divino) Луис де (ок. 1510, Бадахос,- 9.5.1586, там же), испанский живописец. Испытал влияния нидерл. живописи и маньеризма. Произв. М. ("Мадонна с младенцем"; илл. см. т. 10, табл. XXXVI, стр. 560-561) отличаются эмалевой фактурой и холодной цветовой гаммой; скорбная, несколько экзальтированная одухотворённость его образов отражает умонастроения эпохи контрреформации.

Лит.: Т о г m о Е., El divino Morales, Barcelona, 1917; Backsbacka I., Luis de Morales, Hels., 1962.

МОРАЛEC (Morales) Марио(р.1918), псевдоним ген. секретаря ЦК Коммунистич. партии Гондураса Д. Рамоса Бехарано.

МОРАЛИТЕ (франц. moralite), назидательный жанр зап.-европ. театра 15-16 вв. Возник во Франции (пьеса "Благоразумный и Неразумный", 1436). Известность получили также англ, и голл. М. кон. 15 в. "Каждый человек", швейц. М. "Бедный человек", итал. М. "Священное представление о душе". Осн. действующие лица М.- аллегорич. персонажи, олицетворяющие силы добра и зла, вступающие между собой в борьбу за душу человека. В М. так же, как в мистерии, проповедовалась христианская мораль, но в нём не было религ. сюжетов. М. содержало элементы антифеод, критики, в отд. случаях - мотивы социальной сатиры. Историч. значение М. в утверждении принципа типизации, к-рая носила абстрактный характер, но передавала контуры различных человеческих страстей, в приближении к ситуациям и конфликтам реальной жизни. М. ставились на примитивных сценич. подмостках типа балаганов, но в Париже, напр., разыгрывались и на сцене "Бургундского отеля".

Лит.: Дживелегов А., Б о я д ж и-е в Г.. История западноевропейского театра, М., 1941; История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956.

МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма обществ, сознания и вид обществ, отношений (моральные отношения); предмет спец. изучения этики.

Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены в конечном счёте объективными социально-ист, условиями их бытия и законами обществ, развития (см. Исторический материализм). Но способы непосредств. детерминации действий человека, в к-рых эти условия и законы преломляются, могут быть самыми различными. Одним из таких способов является нормативная регуляция, в к-рой потребности совместной жизни людей в обществе и необходимость согласования их массовидных действий фиксируются в общих правилах (нормах) поведения, предписаниях и оценках. М. принадлежит к числу осн. типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. М. выделяется из первоначально нерасчленённой нормативной регуляции в особую сферу отношений уже в родовом обществе, проходит длит, историю формирования и развития в доклассовом и классовом обществе, где её требования, принципы, идеалы и оценки приобретают в значит, мере классовый характер и смысл, хотя наряду с этим сохраняются и общечеловеческие моральные нормы, связанные с общими для всех эпох условиями человеческого общежития. М. достигает высшего развития в социалистич. и комму-нистич. обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственн остью.

М. регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах обществ, жизни - в труде, в быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригруп-повых, межклассовых и междунар. отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы М. имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые обществ, устои, строй жизни и формы общения (или, напротив, требуют их изменения) в самой общей форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных, ритуально-этикетных , организационно-административных и технич. норм. В силу обобщённости моральных принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-историч. условий бытия человека, выражает его сущностные потребности.

Если в праве и организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь спец. учреждениями, то требования нравственности (как и обычая) формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненно-прак-тич. и историч. опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок обществ, мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Выполнение требований М. может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в М. не связан с к.-л. офиц. полномочиями, реальной властью и обществ, положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравств. требования в том или ином случае. Вообще в М. нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.

В отличие же от простых обычаев, нормы М. не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но получают идейное выражение и обоснование в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Последние, отражаясь в обществ, мнении, вместе с тем являют собой нечто более устойчивое, исторически стабильное и систематическое. М. отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности ("назначения", "смысла", "цели") общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены М. с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критич. отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в М., в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью. В классово антагонистическом обществе нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения. Требования их полного и последоват. исполнения (напр., неприкосновенности жизни человека, честности, уважения чужих прав, гуманности) поддерживались обычно теми, кто испытывал на себе бремя угнетения, социальной несправедливости или же сочувствовал положению эксплуатируемых и неравноправных слоев общества. Вырабатывающееся на этой основе нравственно-критич. отношение к господств, строю является одним из важных моментов оппозиционного, а затем и революц. сознания трудящихся классов.

Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных мер обществ, воздаяния (наград или наказаний), а оценки, к-рую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. По этой же причине в М. громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), к-рое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы. В этом смысле К. Маркс говорил о том, что "...мораль зиждется на автономии человеческого духа..." (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 13). В М. оцениваются не только практич. действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, т. е. формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля (отсюда же такие понятия М., как совесть, чувство личного достоинства и чести).

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практич. результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств; в общесоциальном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной обществ, потребности, отображённой в обобщённом виде данной нормой. Поэтому форма выражения нравств. нормы - не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, к-рому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определённых частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного историч. опыта мн. поколений; поэтому с точки зрения этих норм могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

Нравственность имеет несколько осн. ист. форм соответственно основным обществ, формациям. Доклассовая М. характеризуется относит, простотой, неполной отвлечённостью от архаич. обычаев, неразвитостью общих принципов и связана с не вполне ещё самостоят, положением индивида в общинно-родовом обществе. "Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе... Люди этой эпохи... не оторвались еще... от пуповины первобытной общи ости э (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 99). Равенство индивидов предполагается само собой, но именно поэтому оно ещё невыступает в качестве особого требования уважения равных прав каждой личности. Требование справедливости относилось ко всем членам коллектива и предусматривало различные права и обязанности индивида перед родовым целым. В этот период формировались простейшие моральные требования к человеку как члену рода, производителю и воину (уважение к обычаям рода, выносливость смелость, почитание старших, чувство равенства в дележе добычи), тогда как мн. формы личных взаимоотношений в брачно-семейных и др. сферах регулировались в основном ещё иными способами (обычаями, ритуалами и церемониалами религиозно-мифич. представлениями).

В доклассовом и раннеклассовом обществе впервые осознаётся неполное соответствие и даже противоположность требований М. общепринятой практике обычного поведения. Наступившая эпохе социального неравенства, частиособственнич. интересов и конкуренции индивидов классового угнетения и неравноправного положения трудящихся способствует формированию в широких массах сознания несправедливости существующих порядков, деградации нравов по сравнению с прошлым, "...которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества" (там же). Эти мотивы нравств. осуждения пороков существующего общества и устремления к полному осуществлению осн. требований М. красной нитью проходят через всю историю классовой борьбы и являются одной из сторон формирования революц. М. угнетённых классов, принимая всякий раз особую форму. Каждая из господствовавших систем нравственности также обладает своими особенностями. В М. античного общества производит, труд не выступал как дело, достойное свободного человека. Раб обычно исключался из сферы действия М. и считался, с одной стороны, существом, к к-рому нельзя предъявлять никаких требований добродетели, а с другой -объектом отношения, не подпадавшим под критерии нравственности. В феод, обществе, напротив, труд выступает уже как обязанность человека (крепостного, свободного крестьянина или ремесленника), получая одновременно и религ. санкцию. В рыцарско-феод. сословии добродетелями считались в основном лишь воинские доблести, чувство дворянской чести. В европейско-феод. обществе христ. мораль, наиболее общий синтез и санкция данного строя, по характеристике Энгельса (см. там же, т. 7, с. 361), делала особый упор на смирении, укрощении плоти и "гордыни" в противовес культу разума, воли или чувственности человека в античности. Раннехрист. заповедь "любви к ближнему" в средневековье раннего и среднего периодов почти не затрагивала обычных межчеловеческих отношений (массовое сознание рыцарского и крест, сословий в основном остаётся ещё языческим); в позднее же средневековье эта заповедь приобрела отвлечённо-религ. смысл служения людям (милости, сострадания) как "сынам бога", что не касалось существа господствующих отношений между классами. Укреплению существующих порядков служит характерное для феодализма разграничение обязанностей и добродетелей привилегированных и угнетаемых слоев населения.

Нарождающаяся бурж. М. выступила с признанием равенства всех людей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 106-07), но лишь в качестве "равенства возможностей" для индивидов как потенциальных свободных предпринимателей. По существу это означало равенство лишь частных собственников. В борьбе с феод.-христианской М. буржуазная М. первоначально выступила под знаком "разумного эгоизма" и "взаимного использования", т. е. основывалась на той иллюзии, что любой человек, добиваясь только собственных "разумных" целей, тем самым способствует благу других и общества в целом. В классич. бурж. представлении М. в целом сводилась к способу достижения индивидом жизненного успеха и счастья. Особенно это характерно для М. эпохи первонач. накопления, где принципом добродетели считался аскетизм усердия и скопидомства и откладывание на будущее наслаждений и наград. Впоследствии этот принцип воздержания проповедовался рабочему классу как путь обретения жизненного благополучия. Однако для рабочего, по словам Ф. Энгельса, "...честность, трудолюбие, бережливость и все прочие добродетели, рекомендуемые ему мудрой буржуазией...", вовсе не являются гарантией того, что они "...действительно приведут его к счастью" (там же, т. 2, с. 265). В рамках бурж. М. находят, конечно, выражение и нек-рые общечеловеческие нравств. нормы, но они толкуются, как правило, ограниченно, применительно к условиям господства капиталистических отношений, и практикуются лишь до тех пор, пока не вступают в противоречие с классовыми интересами буржуазии. Действит. состояние нравов буржуазии и особенно тех её групп, к-рые связаны с большим бизнесом и гос. политикой, всегда было весьма далеко от требований общечеловеческой нравственности и противоречило даже тем принципам, к-рые исповедовались бурж. моральным сознанием. Это противоречие особенно характерно для эпохи монополистич. капитализма и политики империализма, когда в гос. масштабах совершаются преступления против др. народов, процветают коррупция и взаимное попустительство в рамках экономич., политич. корпораций. Для бурж. сознания типичны непримиримые конфликты между требованиями морали и политики, правилами практич. благоразумия, жизненного успеха и соображениями честности, гуманности и справедливости.

В противовес буржуазии, рабочий класс уже в капиталистич. обществе вырабатывает свою М., поскольку осознаёт свою особую историч. миссию и противоположность господствующему строю. Так возникла революц.-пролет. М., осн. требованиями к-рой являются уничтожение эксплуатации и социального неравенства, всеобщая обязательность труда, солидарность трудящихся в борьбе с капиталом. Эта М. "...подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата...", по словам В. И. Ленина (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 309); в борьбе за свои права "...рабочий класс поднимается вместе с тем и морально..." (там же, т. 21, с. 319), проявляет, по выражению Ф. Энгельса, "...свои самые привлекательные, самые благородные, самые человечные черты" (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 438). Эта М. становится затем краеугольным камнем социалистич. и коммунистич. нравственности, к-рые концентрируют в себе в наиболее полном выражении и все нормы общечеловеческой М. По мере утверждения социалистич. отношений новая М. становится регулятором повседневных взаимоотношений между людьми, постепенно проникая во все сферы обществ, жизни и формируя сознание, быт и нравы миллионов людей. Для коммунистич. нравственности характерны последоват. осуществление принципа равенства и сотрудничества между людьми и народами, коллективизм, уважение к человеку во всех сферах его обществ, и личных проявлений на основе того принципа, что "...свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 447). Поскольку коммунистич. М. чуждо рассмотрение общества и индивидуальной жизни как внешних средств одного по отношению к другому, а то и другое выступают в нерасторжимом единстве, постольку для нее неприемлемы характерные для бурж. М. жертвы одним нравств. принципом ради другого (напр., жертва честностью ради выгоды, достижение целей одних ценой ущемления интересов других, компромиссы политики и совести). Она является высшей формой гуманизма.

В социалистич. обществе проблема нравств. воспитания масс и личности, борьбы с аморализмом, строительства обществ, отношений во всех сферах на основе нравств. начал стала одной из важнейших. Содержащийся в Программе КПСС моральный кодекс строителя коммунизма формулирует важнейшие общие принципы коммунистич. нравственности. Отвечая коренным интересам человека, коммунистич. нравственность в своём действит. осуществлении опирается на собственную сознательность людей, враждебна всякому формализму и догматизму, предполагает глубокую убеждённость каждого в справедливости и гуманности исповедуемых им принципов. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его ж е, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., О коммунистической нравственности. [Сб.], 3 изд., М., 1965; Аристотель, Этика, СПБ, 1908; Гегель Г. В. Ф., Философия права, Соч., т. 7, М.- Л., 1934; Спиноза Б., Этика, Избр. произв., т. 1, М., 1957; Л о к к Д ж., Мысли о воспитании. О воспитании разума, в его кн.: Педагогические сочинения, М., 1939; Гольбах П. А., Основы всеобщей морали, или Катехизис природы, Избр. произв., т. 2, М., 1963; Кант И., Основы метафизики нравственности. Критика практического разума, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965; Соловьев B.C., Оправдание добра, М., 1899; Кон И. С., Мораль коммунистическая и мораль буржуазная, М., 1960; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1961; Б е к Г., О марксистской этике и социалистической морали, пер. с нем., М., 1962; Иванов В. Г., Р ы-баковаН. В., Очерки марксистско-ленинской этики, Л., 1963; Шварцман К. А., Этика... без морали, М., 1964; Дробниц-к и и О. Г., Природа морального сознания, "Вопросы философии", 1968, № 2; е г о же, Структура морального сознания, там же, 1972, № 2, 6; Д р о б н и ц к и и О. Г., Кузьмина Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967; С е л з а м Г., Марксизм и мораль, пер. с англ., М., 1962; А р х а н^г е л ь с к и и Л. М., Лекции по марксистской этике, ч. 1, Свердловск, 1969; Титаренко А. И-, Нравст* венный прогресс, [М.], 1969; его же, Мо" раль и политика, М., 1969; X а и к и н Я. 3., Структура и взаимодействие моральной и правовой систем, М., 1972; Ба ндзеладзе Г., Этика, 2 изд., Тб., 1970; Моральная регуляция и личность. Сб. ст., М., 1972; Тпе definition of morality, ed. G. Wallace and A. D. M. Walker, L., [1970]. См. также лит. при ст. Этика. О. Г. Дробницкий.

МОРАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ ТРУДА, см. Материальное и моральное стимулирование.

МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС основных фондов, снижение стоимости осн. фондов вследствие роста производительности труда и технич. прогресса. М. и. проявляется в 2 формах. Первая связана с утратой осн. фондами стоимости, когда объекты той же конструкции по истечении нек-рого времени вследствие повышения производительности труда в отраслях, производящих их, выпускаются при меньших затратах труда (становятся дешевле). Произ-во их становится массовым, что ведёт к резкому снижению стоимости, цены на них снижаются.

В результате стоимость старых объектов, обладающих такими же технич. характеристиками, как новые, определяется новой стоимостью и обусловленной ею ценой. М. и. первой формы наиболее характерен для машин и сооружений, к-рые в своей осн. конструкции в течение длит, времени не претерпевают серьёзных изменений.

Вторая форма М. и. связана с появлением в обществе новой, более производительной и экономичной техники в результате науч.-технич. прогресса. Возрастает её эффективность, к-рая может складываться из ряда факторов: автоматизации ' управления, большей надёжности и экономичности в эксплуатации, обеспечения лучшей техники безопасности труда и т. д. Это ведёт к тому, что имеющаяся техника, не изношенная физически, устаревает. Стоимость старых машин и оборудования падает пропорционально относительному снижению их эффективности. Вторая форма М. и. действует с наибольшей силой в первый период введения новых машин, установок, приборов; она особенно характерна для машинной техники. В известной мере это относится и к зданиям, в частности к новым корпусам цехов, более удобным для произ-ва и работы, чем старые. М. и. нек-рых осн. фондов связан также с устарением продукции, выпускаемой с их помощью. Одни и те же осн. фонды подвергаются М. и. одновременно в обеих формах. М. и. ведёт к появлению особых видов стоимости осн. фондов. Это т. н. полная восстановительная стоимость (разница между полной первоначальной стоимостью объектов и потерями от М. и.)и т. н. остаточная восстановительная стоимость (разница между полной восстановительной стоимостью и величиной материального износа, см. Физический износ).

М. и. в значительной мере вызывается условиями, не зависящими от предприятий, использующих данные осн. фонды, т. к. его возникновение во многом обусловливается сокращением издержек произ-ва там, где создаются веществ, элементы осн. фондов. Процесс М. и. непрерывен. Однако расчёты восстановительных стоимостей производятся периодически, т. к. требуют больших затрат. В СССР осуществлён ряд переоценок осн. фондов применительно к условиям воспроизводства.

Технич. прогресс перекрывает потери от М. и. Так, утрата части первоначальной стоимости осн. фондами вследствие появления более экономичной техники или устарения выпускаемой с их помощью продукции компенсируется экономия, преимуществами начального периода применения данной техники, когда она была передовой и обеспечивала прибыль выше нормативной. Такая компенсация потерь от М. и.- обязательное условие эффективного ведения х-ва. Поэтому необходимо внедрять в произ-во только наиболее совершенную технику. Важно также, чтобы осн. фонды использовались достаточно интенсивно в единицу времени в течение всего установленного срока их службы. Низкая производительность осн. фондов, недостаточный коэффициент сменности оборудования уменьшают эффект, приносимый ими, приводят к невосполнимым потерям от М. и. Вторая форма М. и. связана с сокращением сроков службы основных фондов. Последствия М. и. частично ликвидируются модернизацией оборудования.

Но иногда и модернизация не позволяет преодолеть экономич. невыгодность эксплуатации имеющихся осн. фондов. Это - неустранимый М. и. Обязательное сокращение сроков службы осн. фондов, обусловленное второй формой М. и., должно быть предусмотрено при расчёте норм амортизации. Действующие нормы амортизации на реновацию в значит, мере учитывают сокращение сроков службы осн. фондов вследствие их М. и., а на капитальный ремонт включают часть расходов на модернизацию. Повышение эффективности обществ, произ-ва требует постоянного уточнения норм амортизации, усиления их влияния на ускорение технич. прогресса.

В отличие от М. и. осн. капитала, допустимый М. и. осн. фондов при социализме определяется с позиций всего общества, а не частных предпринимателей; воспроизводство объектов, составляющих общенар. социалистич. собственность, носит планомерный характер.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 25, ч. 1 - 2; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Бунин П. Г., Основные фонды социалистической промышленности, М., 1960; Воспроизводство основных фондов в СССР, М., 1970; Совершенствование системы амортизации М., 1971.

П. Г. Бунин.

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС строителя коммунизма, свод научно обоснованных принципов коммунистич. морали, возникших в социалистич. обществе и нашедших своё теоретич. обобщение в Программе КПСС, принятой 22-м съездом КПСС (1961). В истории существовали различные моральные кодексы, как писанные (заповеди религии, сословные кодексы, дуэльные и т. д.), так и неписанные, фактически существующие в каждой исторически известной форме морали.

В противовес абстрактному содержанию моральных кодексов прошлого, претендовавших на выражение вечных и неизменных "добродетелей", М. к. строителя коммунизма объективно обусловлен существующими обществ, отношениями, носит конкретно-историч. характер, отражает степень и форму распространения новых нравств. норм, высокую моральную культуру социалистич. общества и определяющие тенденции нравств. развития личности в условиях перехода к коммунизму.

Ведущим принципом М. к. является преданность делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине. В нём определено новое, социалистич. отношение человека к труду, к обществ, собственности, к обществ, интересам, общению между людьми в условиях господства социалистич. производств. отношений (коллективизм, гуманность, честность и правдивость, простота и скромность), отношение человека к семье, к детям. Нетерпимость к порокам старого мира и непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов М. к. сов. человека причисляет к важнейшим принципам коммунистич. морали, выражающим её революц. направленность и боевой дух. Интернациональная природа М. к. раскрывается в утверждении им дружбы и братства народов СССР, братской солидарности с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Жестоким и циничным заповедям эксплуататорских классов М. к. строителя коммунизма противопоставляет нравств. принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: "... каждый всех, все за одного","... человек человеку - Друг, товарищ и брат" (Программа КПСС, 1973, с. 120).

В основе М. к. строителя коммунизма лежит утверждение идеалов междунар. коммунистич. движения и борьба за комунизм. Но это классовое содержан. сочетается в нём с общечеловеческих поскольку борьба за коммунизм отвечает интересам не только рабочего класса трудящихся, но в конечном итоге и всего человечества.

М. к. служит могуществ. средство нравств. воспитания сов. людей, способствует выполнению гл. задачи этого воспитания - сформировать сознательного и активного борца за коммунизм всесторонне развитого, нового человека свободного от пороков и пережитков старого общества.

МОРАНДИ (Morandi) Джорджо (20. 1890, Болонья,- 18.6.1964, там же итальянский живописец и график. Учил ся в АХ в Болонье (1907-13), где преподавал в 1930-56. Испытал влияние П. Сезанна и кубизма; примыкал к "метафизической живописи" (в 1919-22 -чл. группы "Валори пластична). Работал в основном в области натюрморта. С сер. 20-х гг. суровый пуризм образного строя геом. абстрактность отрешённых от быт. вещей ("Метафизический натюрморт" 1918, Эрмитаж, Ленинград) сменяются в творчестве М. лиризмом, тонкой ассоциативностью образов предметного мира ("Натюрморт", 1944; илл. см. т. 9, табл. XVIII, стр. 192-193). Для живописи М. характерны поэтически-созерцат. настроение, своеобразное смешение реальности и идеала художника, гармоническое сочетание ритмической упорядоченности композиции с изменчивостью цветовой гаммы. М. обращался также к пейзажу, много работал в технике офорта. Илл. см. также т. 11, табл. VI (стр. 48-49).

Лит.: Выставка Джорджо Моранди. [Каталог; текст на рус. и итал. яз.], [Болонья, 1973]; Сарабьянов Д., Мир Моранди, "Творчество", 1973, № 10; М а г с h i-ori G., G. Morandi, Roma, 1969; G u i f-fre M., G. Morandi, Firenze, 1970.

МОРАНДИ (Morandi) Родольфо (1902, Милан,-26.7.1955, там же), деятель итальянского рабочего движения, один из лидеров Итал. социалистич. партии (ИСП). Сторонник единства действий с коммунистами. По образованию юрист. С 1934 был одним из руководителей подпольной социалистич. орг-ции в Милане. В 1937 осуждён фаш. трибуналом на 10 лет тюремного заключения, освобождён в июле 1943. Активный участник Движения Сопротивления, пред. К-та нац. освобождения Сев. Италии, один из организаторов антифаш. освободит, восстания в Турине в апр. 1945. В 1946-1947 мин. пром-сти и торговли. В 1945-46 ген. секретарь, с 1949 зам. ген. секретаря ИСП. С 1948 сенатор. М.- автор работ, посвящённых в основном экономич. истории и теоретич. проблемам рабочего движения.

МОРАСАН (Morazan) Франсиско (3.10. 1792, Тегусигальпа, Гондурас, - 15.9. 1842, Сан-Хосе, Коста-Рика), гос. и воен. деятель Центр. Америки. Род. в семье креола, выходца с франц. Антильских о-вов. Будучи лидером Либеральной партии в федерации стран Центр. Америки, М. в 1828 возглавил армию и при поддержке прогрессивных сил освободил Гондурас, Сальвадор и Гватемалу от деспотич. правления реакц. сил, возглавлявшихся Консервативной партией. В 1830 был избран президентом федерации Соединённые провинции Центральной Америки. На этом посту содействовал развитию пром-сти и торговли, провёл ряд реформ по ограничению церк. собственности, что вызвало недовольство католич. духовенства и привело к новой вспышке гражд. войны в федерации и её распаду (1839). В 1842 М. предпринял вооруж. попытку восстановления федерации, но был арестован, предан воен.-полевому суду и казнён.

МОРАТИН, Фернандес де Мора т и н (Fernandez de Moratin) Ле-андро (10.3.1760, Мадрид,-21.6.1828, Париж), испанский драматург. Сын Н. де Моратина. Во время войны за независимос