загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

о остроумия, сатира М. разворошила все пласты французской абсолютной монархии, её политическую жизнь, культуру, обычаи, нравы её подданных.

Поэмы в прозе "Книдский храм" (1725) и "Путешествие в Пафос" (1727) написаны в духе гедонистич. эпикуреизма дворянских салонов и будуаров с их излюбленными мифологич. персонажами, эротич. сюжетами.

"Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства" (написан 1753, опубл. в 4-м т. "Энциклопедии" Д. Дидро, 1757) выдержан в целом в традициях классицизма. Однако, выступая как сторонник порядка, симметрии, рациональности, ясности в художеств, произведении, М. понимает уже и прелесть эффектов неожиданности, небрежности, безыскусственного обаяния.

Соч.: Cеuvres completes, t. 1 - 3, P., 1950-55; Correspondance, v. 1 - 2, P., 1914; в рус. пер.-Избр. произв., М., 1955; Дух законов, СПБ, 1900; Персидские письма, М., 1956.

Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 374; т. 5, с. 203; История французской литературы, т. 1, М., 1946; Б а с к и н М. П., Монтескье, М., 1965; Shackleton R.., Montesquieu. A critical biography, [Oxf.], 1961; StarobinskyJ., Montesquieu par lui-meme, [P., 1963]; L о у J. Robert, Montesquieu, N. Y., [1968]; Etudes sur Montesquieu, [P., 1970]; С a b e e n D. C., Montesquieu. A bibliography, N. Y., 1947; его же, A supplementary Montesquieu bibliography, "Revue internationale de philosophies., 1955, № 33 - 34.

3. М. Черниловский, В. И. Ефимов.

МОНТЕСПАН (Montespan), обширная пещера на Ю.-З. Франции, в предгорьях Пиренеев (деп. Верхняя Гаронна) с остатками культуры позднепалеолитич. человека (мадленская культура). Открыта ^ранц. археологом Н. Кастере в 1923. о внутр. частях пещеры обнаружены выгравированные на стенах изображения бизонов и лошадей, а также вылепленная из глины фигура медведя без головы (её заменял медвежий череп, найденный поблизости и первоначально прикреплённый к фигуре). На глинистом полу пещеры сохранились следы ног пожилых людей и подростков 13-14 лет. Пещера М. являлась местом культовых церемоний и магических обрядов палеолитических людей (возможно, и обрядов инициации).

Лит.: Окладников А. П., Утро искусства, [Л., 1967]; В reu il H., Quatre cents siecles d'art parietal, Montignac, 1952; TrombeF. etDubuc G., Le centre pre-historique de Ganties - Montespan, p., 1947 (Archives de 1'Institut de Paleontologie Humaine, Memoire 22).

МОНТЕССОРИ (Montessori) Мария (31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона,-6.5.1952, Нордвейк-ан-Зе, Нидерланды), итальянский педагог. Окончила в 1896 Римский ун-т (одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины). Как ассистент психиатрич. клиники ун-та вела работу с умственно отсталыми детьми; профессор антропологии и гигиены в Высшей женской школе (1900-08'" и лектор пед. антропологии в ун-те Риме (1904-08). М. подвергла резкой критике традиц. школу за муштру и игнорирование естеств. запросов ребёнка. Нач. школа, по М., должна быть лабораторией, дающей возможность изучать пси-хич. жизнь детей. Разработала оригинальную систему сенсорного развития детей в спец. дошкольных учреждениях (т. н. домах ребёнка, открывавшихся ею и её последователями) и нач. школе. В теоретич. работах и практич. деятельности проводила идеи свободного воспитания.

С установлением в Италии фаш. режима эмигрировала за границу. Создавала школы, работавшие по её системе, в США, Франции, Великобритании, Дании, Нидерландах, Индии и др., организовывала международные конгрессы, выступала против войны. После 2-й мировой войны 1939-45 вернулась в Италию.

Соч. в рус. пер.: Руководство к моему методу, М., 1916; Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в "домах ребёнка", 4 изд., М., 1920; Самовоспитание и самообучение в начальной школе, М., 1922.

А. И. Пискунов.

МОНТЕСУМА, М о к т е с у м а, 1) М. (1390 - ок. 1469), вождь ацтеков. Завершил подчинение ацтекам др. индейских племён Центр. Мексики и возглавил союз этих племён (с центром в г. Теноч-титлан, совр. г. Мехико). 2) М. (1466-1520), правитель ацтеков с 1503. Союз индейских племён, возглавлявшийся М., держался силой оружия. С приходом испанцев в г. Теночтитлан М. был захвачен в плен; выступил с призывом покориться испанцам, за что был убит восставшими индейцами.

МОНТЕФЕЛЬТРО (Montefeltro), итальянский род, господствовавший в 1234-1508 в г. Урбино. Происходил из области Анконской марки (Монтефельтро) -отсюда название. Первоначально М. носили титул графов, а с 1443- герцогов Урбино. В 13 в. активно поддерживали гибеллинов (см. Гвельфы и гибеллины}; в 14-15 вв. М.- кондотьеры на службе у Висконти и папства.

МОНТЕ-ЧИРЧЕО (Monte Circeo), возвышенность на мысе Чирчео (зап. побережье Италии), где в 1939 в одном из гротов обнаружен хорошо сохранившийся череп неандертальца, сходный по строению с найденным в Ла-Шапель-о-Сен. Череп лежал открыто на поверхности отложений пещеры в боковом углублении и был обложен камнями. Очевидно, он был намеренно положен туда древними людьми. Там же найдены орудия, характерные для мустъерской культуры.

МОНТИ (Monti) Винченцо (19.2.1754, Альфонсине, близ г. Равенна,- 13.10. 1828, Милан), итальянский поэт; представитель классицизма. Получил клас-сич. образование. Неоднократно меняя политич. ориентацию, М. в своих стихах, поэмах и драмах воспевал сначала като-лич. церковь ("Бассвилиана", 1794), затем Великую французскую революцию, патриотич. идеалы италх "якобинцев" ("Фанатизм", 1797, "За освобождение Италии", 1801, трагедия "Кай Гракх", 1804, рус. пер. 1882), Наполеона ("Прометей", 1797, "Бард чёрного леса") и, наконец, сменивших его Габсбургов ("Мистический дар", "Возвращение Астреи"), Выдающееся художеств, значение имеет перевод М. "Илиады" Гомера (1810). У современников произв. М. пользовались большой популярностью, утраченной, однако, уже в сер. 19 в.

Соч.: Opere, v. 1 - 6. [Mil., 1839 - 42]; Opere, Mil., 1953.

Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской 'литературы, т. 2, М., 1964; А ! 1 e v i F., V. Monti, Firenze, 1954.

МОНТИРОВКА ТЕЛЕСКОПА, часть телескопа, на к-рой укрепляется его оп-тич. труба. М. т. позволяет направить его в наблюдаемую область неба, обеспечивает стабильность его установки в рабочем положении, удобство выполнения наблюдений различного типа. Осн. части М. т.: основание (или колонна), две взаимно перпендикулярные оси для поворотов трубы телескопа, приводы и система отсчёта углов поворота. Различают (см. рис.) два осн. типа М. т.: экваториальную монтировку (или параллактическую) и азимутальную монтировку (или горизонтальную). В экваториальной М. т. 1-я ось направлена в полюс мира и паз. полярной (или часовой) осью, а 2-я лежит в плоскости экватора и наз. осью склонений; с нею скреплена труба телескопа. При повороте телескопа вокруг 1-й оси меняется его часовой угол при постоянном склонении; при повороте вокруг 2-й оси изменяется склонение при постоянном часовом угле. При наблюдениях на телескопе, установленном на э-к-ваториальной монтировке, слежение за небесным телом, движущимся вследствие видимого суточного вращения неба, осуществляется путём поворота телескопа с постоянной скоростью вокруг одной полярной оси. О типах экваториальных М.т. см. Английская монтировка, Немецкая монтировка, Американская монтировка. В азимутальной М. т. 1-я ось вертикальная, а 2-я, несущая трубу, лежит в плоскости горизонта. 1-я ось служит для поворота телескопа по азимуту, 2-я - по высоте (зенитному расстоянию). При наблюдениях звёзд в телескоп, установленный на азимутальной М. т., его необходимо непрерывно и с высокой степенью точности поворачивать одновременно вокруг двух осей, причём со скоростями, меняющимися по сложному закону. В астрономич. инструментах, предназначенных для тех или иных спец. наблюдений, применяются более сложные конструкции монтировок. Так, в инструментах, предназначенных для фотографич. наблюдений искусств, спутников Земли (спутниковых фотокамерах), применяются трёхосные и четырёхосные монтировки, позволяющие следить за быстро движущимся по небу спутником путём вращения фотокамеры вокруг только одной "орбитальной" оси (положение остальных осей устанавливается заблаговременно и во время наблюдений только корректируется ).

Типы монтировок телескопа: а - симметричная английская монтировка (в ярме); б -несимметричная английская монтировка; в - немецкая монтировка на прямой колонне; г - немецкая монтировка на ломаной колонне; д - опорная немецкая монтировка; е - американская монтировка (на вилке); ж - монтировка типа ярма с подковой; 3 -азимутальная монтировка советского 6-м телескопа БТА. 1 - Основание (или колонна); 2 - полярная ось; 3-ось склонений; 4 -труба телескопа; 5 - червячные пары осей; 6 - часовой механизм; 7 - круги отсчёта углов поворота осей; 8 - гидростатические подшипники осей; 9 - противовес; 10 - вертикальная ось азимутальной монтировки; 11 - горизонтальная ось азимутальной монтировки.

Лит.: Курс астрофизики и звездной астрономии, 3 изд., т. 1, М., 1973; Мельников О. А., История телескопа. Л., I960; Телескопы, пер. с англ., М., 1963; Современный телескоп, М., 1968; Димитров Г. и Б э к е р Д., Телескопы и принадлежности к ним, пер. с англ., М.- Л., 1947; М и-хельсон Н- Н., Горизонтальная монтировка телескопа, "Изв. Главной Астрономической обсерватории АН СССР", 1961, № 169; его же, Некоторые вопросы теории альт-азимутальной монтировки телескопа, там же, 1966, № 181; 1970, Х° 185; R 1 е k h е г R., Fernrohre und ihre Meister В., 1957; King Н. С., The history of the telescope, L., 1955; D a n j о n А. А., С о u-d е г A., Lunettes et telescopes, P., 1935. ,

Н. Н. Михелъсон.

МОНТИЧЕЛЛИТ (от имени итал. минералога Т. Монтичелли, Т. Monticelli, ' 1759-1846), породообразующий минерал, силикат кальция и магния CaMg[SiO4]; обычны примеси Fe и Мп. Кристаллизуется в ромбич. системе. Структурно близок к минералам группы оливина, но объём ячейки у М. больше. Бесцветен или серый. Тв. по минералогич. шкале 5-6. Плотность колеблется в зависимости от состава от 3000 до 3300 кг/м3. Среднее светопреломление 1,64-1,66. Встречается в виде кристалликов и зернистых масс в контактово-метаморфич. породах санидиновой фации, реже -в щелочных изверженных породах.

МОНТМОРИЛЛОНИТ [от назв. франц. города Монморийон (Montmorillcn) в деп. Вьенна], глинистый минерал из подкласса слоистых силикатов с переменным хим. составом (Ca,Na) (Mg, Al, Fe)2 [(Si,Al)4O10](OH)2TiH2O. Структура М. отличается симметричным сложением пачек слоев (как у пирофиллита). Между "пирофиллитовыми" пакетами размещаются молекулы межслоевой воды и атомы обменных оснований Са, Na и др. Характерно большое расстояние между пачками слоев. Образует плотные глинистые массы. Кристаллы моноклинной системы видны только под электронным микроскопом, встречаются редко; обычны неправильные листочки. Цвет белый до розового и серо-синего оттенков, бурый, красный, зеленоватый (в зависимости от примесей). Тв. по минералогич. шкале ок. 1; плотность ок. 1800 кг/м3. При смачивании сильно набухает в связи с проникновением воды в промежутки между слоями структуры.

М.- типичный продукт выветривания алюмосиликатов в условиях щелочной среды. Гл. составной компонент бентонитов; входит также в состав почв, валунных суглинков и др. осадочных пород. М.- важное полезное ископаемое; активный компонент отбеливающих и сукновальных глин, используемых в нефт., текст, и мыловаренной пром-сти, благодаря их адсорбирующим и омыляющим свойствам.

В. П. Петров.

МОНТОБАН (Montauban), город на Ю.-З. Франции, на р. Тарн. Адм. ц. департамента Тарн и Гаронна. 45,9 тыс. жит. (1968). Трансп. узел. Центр с.-х. р-на (овощи, фрукты, птица). Пищ., текст, пром-сть.

МОНТРЁ (Montreux), город в Швейцарии, в кантоне Во, на берегу Женевского оз. 20,4 тыс. жит. (1970). Центр туризма. Б. ч. населения занята в сфере обслуживания. Близ М.- Шильонский замок, ныне музей. В 1936 в М. проходила конференция по вопросу о режиме Черноморских проливов.

МОНТРЁ КОНФЕРЕНЦИЯ 1936, конференция о режиме Черноморских проливов; проходила 22 июня - 21 июля в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии. Была созвана по предложению Турции для пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннскойконференции 1922-23. На М. к. развернулась острая дискуссия, вызванная попыткой Великобритании ограничить под предлогом "равенства" черноморских и нечерноморских держав право прохода через проливы сов. воен. кораблей. Paбо та М. к. осложнялась сговором тур. делегации с делегацией Великобритании Твёрдая позиция Сов. Союза предотвратила срыв конференции и обеспечила принятие согласованных решений. На конференции 20 июня была подписана новая конвенция о режиме проливом на основе к-рой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов. Конвенция сохраняет за торг, судами всех стран свободу прохода через пролив, как в мирное, так и в воен. время. Правила же прохода воен. кораблей не одинаковы для черноморских и нечерноморских держав. Черноморские державы могут проводить через проливы в мирно время свои воен. корабли любого класса с предварит, уведомлением тур. в ластей Для воен. кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие на водные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж воен. судов нечерноморских держав в Чёрном м. не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс. т в случае увеличения воен.-мор. сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция сочтёт, что она находится под непосредств. угрозой войны, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых воен. судов; во время войны в к-рой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода воен. судов любой воюющей державы.

Предусмотренная Лозаннской конвенцией междунар. комиссия по проливам была ликвидирована, и её функции переданы турецкому пр-ву. Решения М. к. были для своего времени шагом вперёд на пути признания
прав черноморских стран в вопросе проливах.

Публ.: Сборник действующих договоров соглашений и конвенций..., в. 9, М., 1938 док. № 333; Международное право в избран ных документах, т. 1, М., 1957, с. 241 - 50 Внешняя политика Советского Союза. 1941 год, М., 1952, с. 167 - 70, 193-202; К со ветско-турецким отношениям, "Известия" 1953, 19 июля. А. И. Иойрыш

МОНТРЁЙ-СУ-БУА (Montreuil-sous Bois), город во Франции, вост. пригород Парижа, в деп. Сен-Сен-Дени. 96 тыс. жит. (1968). Электротехнич. станкостроит. пром-сть и др. отрасли машиностроения Кож., пищ., хим. предприятия; виноделие.

МОНТСЕРРАТ (Montserrat), остров в Вест-Индии, в составе Малых Антильских о-вов; владение Великобритании Пл. 98 км2. Нас. 12 тыс. чел. (1971). Адм. ц.- г. Плимут. Осн. занятие населения - возделывание хлопчатника, бананов, овощей; переработка с.-х. сырья. Открыт испанцами в 1493.

МОНУМЕНТ (лат. monumentam, от moneo - напоминаю) вскульптуре и архитектуре, памятник значительных размеров в честь крупного исто-рич. события, выдающегося обществ, деятеля и т. п. Зачастую М. служит идейной и объёмно-пространственной доминантой архит. ансамбля. Нередко М. сооружается в виде скульптурно-архит. комплекса (см. Мемориальные сооружения).

MONUMENTA GERMANIAE HISTORICA (лат., сокр. MGH), Памятники истории Германии, многосерийное издание источников по истории Германии 500-1500. Публ. начата в 1826 Об-вом по изучению ранней герм, истории (осн. в 1819 по инициативе Г. Ф. К. Штейна). В 1823-73 изданием руководил Г. Пертц. В 1875 была создана центр, дирекция MGH. С 1946 публикацией ведает спец. ин-т под назв. "MGH. Герм, ин-т по изучению средневековья" (центр, дирекция находится с 1948 в Мюнхене), отделения MGH имеются при АН ГДР и при Австр. АН в Вене. Публикация состоит из пяти осн. серий: I. Исторические писатели (лат. Scrip-tores, сокр. SS); II. Законы (Leges, LL); III. Грамоты (королей и императоров) (Diplomata, DD); IV. Письма (Epistolae, Ерр); V. Древности (Antiquitates, AA). В процессе работы появился ряд дополнений, а также переиздания, в т. ч. сокращённые для уч. целей (в пер. на нем. яз.-Geschichtsschreiber der deutschen Vorzeit, v. 1 - 103, 1847-1959). В подготовке публикаций приняли участие крупные учёные (Г. Вайц, В. Ваттенбах и др.).

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА, выдвинутый В. И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Великой Октябрьской социалистич. революции и комплекс мероприятий Советского правительства по реализации этого плана. Началом М. п. был декрет СНК от 12 апр. 1918 "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции" ("О памятниках республики"). Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих историч. и художеств, ценности, создание произв. революц. монументального иск-ва. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархич. памятников, создано праздничное оформление мн. городов, открыт временный пам. К. Марксу в Пензе (скульптор Е. В. Ревдель). Осуществление М. п. осложнялось большими орга-низац. и материально-технич. трудностями и саботажем бурж. интеллигенции. Список новых памятников, к-рые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён), был утверждён СНК 30 июля 1918. Первым из них сооружён пам. А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сент.), повторенный затем для Москвы (открыт € окт.; ныне в Н.-и. музее архитектуры им. А. В. Щусева, Москва). Празднование первой годовщины Окт. революции было отмечено открытием мн. новых памятников, мемориальных досок с аги-тац. надписями, а также архитектурно-живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и нек-рых деревень. Закладка и открытие памятников рассматривались как важное политич. событие и в агита-ционно-воспитат. целях проводились в торжеств, обстановке, с митингами. Неск. раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в т. ч. 7 нояб. 1918 на открытии пам. К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С. А. Мезенцев) на площади Революции и мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" (скульптор С. Т. Конёнков, ныне в Рус. музее в Ленинграде) на Красной площади в Москве. Произв. М. п. создавались преим. как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие памятники и доски предполагалось впоследствии перевести в "вечные" материалы. В 1919-20, когда в связи с тяжёлым воен. и хоз. положением страны практич. работы по М. п. сократились, получили развитие такие формы М. п., как конкурсы на проекты монументов, торжеств, закладки будущих памятников (К. Марксу, А. И. Герцену, Я. М. Свердлову и др. в Москве; К. Либкнехту и Р.Люксембург, Парижской Коммуне 1871 в Петрограде), перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками [напр., Марсова поля в Петрограде с пам. "Борцам революции" (1917 - 19, арх. Л. В. Руднев) и партерным садом (1920-23, арх. И. А. Фомин)]. Большое место в М. п. этого периода заняли темы интернац. братства трудящихся (монументы в нац. республиках, оформление конгрессов Коминтерна и Съезда трудящихся Востока, массовые зрелища) и перехода к мирному труду (памятники и зрелища, поев. "Освобождённому труду"). С укреплением Сов. власти М. п. распространяется на Киев (декрет СНК Укр. ССР от 7 мая 1919), Самарканд и др. города, с 1920-на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921-на Армению и Грузию. С 1922, с улучшением хоз. положения Сов. республики и особенно в связи с 5-й годовщиной Окт. революции, начинается новый подъём М.п. В 1922-23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), К. А. Тимирязеву (гранит, скульптор С. Д. Меркуров) в Москве; Н. А. Некрасову (бронза, скульптор В. В. Лишев) и В. Володарскому (бронза, гранит, скульпторы М. Г. Манизер и Л. В. Блезе-Манизер, арх. В. А. Витман; открыт в 1925; илл. см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288-289) -в Ленинграде; памятник "Борцам революции" в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт М. п. был использован в сооружениях, увековечивших средствами монументального иск-ва память В. И. Ленина (напр., пам. В. И. Ленину на пл. Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, арх. В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко; илл. см. т. 14, табл. XXIV, стр. 320-321). М. п. предусматривала преим. развитие монументально-декоративных видов иск-ва, используемых как агитац. средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание нар. масс. М. п. была способом обновить облик сов. городов, художественно оформить новый обществ, быт. М.п. являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Сов. властью творч. интеллигенции, её перевоспитанию в духе революц. идей. Мн. произв. М. п. (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам иск-ва, внесли ряд новых художеств., архит., градостроит. и др. идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие сов. иск-ва. М. п., предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразит, иск-вом также литература, театр, музыка, напр, массовые зрелища, "симфонии гудков" и др.), стимулировала развитие монументально-декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов иск-ва. В широком смысле вся история сов. монументального иск-ва представляет собой продолжение ленинского плана М. п. Участие в М. п. было большой практич. школой для мн. мастеров сов. иск-ва. В истории сов. художеств, культуры в целом М.п. стала тем важнейшим этапом, на к-ром впервые чётко определились принципы партийности и народности сов. иск-ва.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 544-545).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 169-172; т. 38, с. 326; т. 41, с. 105-106, 158; т. 50, с. 68-69, 73, 101, 182, 191 - 192; т.51, с. 99-100, 182; т. 52, с. 177; т. 54, с. 401; Луначарский А. В., Ленин и искусство. Воспоминания, Собр. соч., т. 7, М., 1967, с. 401-06; Нейман М., Из истории ленинского плана монументальной пропаганды, в сб.: Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве, М., 1960; Стригалёв А., У истоков советского монументального искусства, "Декоративное искусство СССР", 1968, № 4; его же, Кому пролетариат ставит памятники, "Декоративное искусство СССР", 1969, № 11; Литературное наследство, т. 80, М., 1971; За лешнським планом. Монументальная пропаганда на Укра1т в nepmi рок! радянсько! влади, Км'в, 1969.

А. А. Стригалёв.

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО, термин, иногда употребляемый: 1) в качестве синонима монументального искусства; 2) для обозначения того направления монументального иск-ва, в к-ром преобладает декоративное начало.

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, род искусств пластических; охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами, а также зрительно-архитектоническим и цветовым строем. К М. и. относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т. д. (нек-рые исследователи относят к М. и. также произведения архитектуры). Изобразительно-тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятник на площади обычно посвящены воплощению и пропаганде в широких массах наиболее общих социальных и филос. идей времени, увековечению памяти выдающегося деятеля или значительного события. Выступая в синтезе с архитектурой (см. Синтез искусств), произв. М. и. конкретизируют идейное содержание здания, ансамбля или архитектурно организованного пространства. Но зачастую они имеют относительно самостоятельное значение, являются важной доминантой ансамбля. Стремление выразить возвышенные идеи диктует величавый язык их художественных форм, масштабное соотношение с человеком, предметно-пространственной и природной средой (см. Монументальность). Ряд др. произв. М. и. не несёт высокой идейной нагрузки и обычно играет в архитектуре роль аккомпанемента, декоративно организует поверхность стен, перекрытий, фасадов и т. п. Примером двух видов произв. М.и. могут служить фрески Рафаэля во дворце Ватикана: в Стан-цах (илл. см. т. 9, табл. XVII, стр. 192-193) и в Лоджиях (илл. см. т. 7, стр. 354). В первых, отмеченных филос. широтой размышлений о мире, о величии человека, определяющим является изобразительное начало, во вторых - архитектонически-орнаментальное, сопредельное декоративному иск-ву (иногда это направление обозначается термином монументально-декоративное искусство). Однако резкой грани между этими двумя разновидностями произв. М. и. не существует. История иск-ва знает различные пути достижения связи М. и. с архитектурой-от унисонного повторения живописью или скульптурой членения и ритмов сооружения до контрастного соотношения с его тектонич. строем (напр., среди росписей рим. домов в Помпеях есть и пло-скостно-орнаментальные, и пространственно-иллюзорные, зрительно разрушающие плоскость стены). Наряду с принципом "вписывания" монументальных композиций в архит. членения (фронтоны, фризы, метопы др.-греч. храмов) существует и орнаментально-ковровый принцип декорировки (сплошные майоликовые облицовки ср.-век. построек Ср. Азии, росписи рус. церквей 17 в.). Выбор каждого из этих принципов зависит от ми-ровоззренч. основ, от общего характера стилистики иск-ва данного периода.

М. и. особенно активно развивается тогда, когда художественная культура эпохи проникнута ярко выраженным пафосом утверждения позитивных социальных ценностей. Истоки М. и. восходят к первобытному обществу. В менгирах, культовых статуях и наскальных росписях воплощены представления первобытного человека о могуществе сил природы, закреплены его трудовые навыки. С появлением классов определяющими для М. и. стали общественные взаимоотношения. Принципы монументальности и статичности, господствовавшие в иск-ве Др. Египта, в условиях рабовладельч. общества должны были способствовать утверждению идеи незыблемости социального строя и обожествления личности властителя (т. н. Большой сфинкс в Гизе; илл. см. т. 9, вклейка к стр. 41), но в исторически обусловленной форме воплотили также представления о силе человеческого разума, победе человеческого коллектива над силами природы. В эпоху расцвета др.-греч. рабовладельч. демократии были созданы проникнутые верой в красоту и достоинство человека произв. М. и. (скульпт. декор афинского Парфенона; илл. см. т. 7, табл. XXIX, стр. 288-289), в правдивых формах воплотившие гуманистические идеалы др.-греч. полиса. Весь художественный строй готического собора, его живописное и скульптурное убранство выражали не только порождённые феод, строем идеи обществ, и церковной иерархии, всю систему ср.-век. религ.-догматического мировоззрения, но и растущее самосознание городов, трудовой пафос коллектива городской коммуны (скульптурное убранство соборов в Реймсе, Шартре, Наумбурге и др.). Общенациональный духовный подъём в эпоху Высокого Возрождения в Италии (кон. 15-1-я треть 16 вв.) со всей силой выразился в отмеченных широтой общественного звучания, полных титанической мощи и напряжённого драматизма произв. М. и. (статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи потолка Сикстинской капеллы и др.; илл. см. на вклейке к ст. Микеланджело, табл. XI, стр. 96-97). В кон. 16- сер. 18 вв. политическая и духовная жизнь ряда стран Европы и Юж. Америки ярко отразилась в М. и. барокко. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, призванное прославлять их могущество, возбуждать религиозные чувства,оно отразило также и прогрессивные представления эпохи о драматич. неустойчивости мира и его непрерывном развитии (скульпт. и живописное убранство дворцов и церквей сер. 18 в. в Италии, монументальная скульптура Л. Бер-нини и др.). Подъём нац. самосознания, воздействие идей франц. и рус. просветителей отразились в проникнутых патрио-тич. пафосом и гуманизмом, величественных по простоте и ясности замысла и языка художественных форм памятниках М. и. рус. классицизма 2-й пол. 18 в.- 1-й трети 19 в. (работы скульпторов Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского и др.). К сер. 19 в. с развитием буржуазного общества усиливается разрыв между общезначимыми идеями и представлениями и реальной капиталистич. действительностью, что ведёт к упадку М. и., разрушению синтеза архитектуры и М. и., их идейно-художественной цельности. Стилистич. эклектизм, воспроизведение прошлых стилевых форм, типичные для архитектуры этого периода, проявились и в М. и.

Сложными, противоречивыми путями развивается М. и. кон. 19 - нач. 20 вв. С постройками стиля "модерн" органически связаны произведения монументальной живописи (М. А. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени и др.). В нач. 20 в. вновь появляется архитектонически продуманная монументальная скульптура (А. Майоль, Э. А. Бурдель). В целом М. и. в 20 в. претерпевает глубокие изменения. В его произв. отразились противоречия эпохи упадка бурж. цивилизации, мощных революц. потрясений, утверждения нового, социалистич. обществ, порядка. Пути чисто формального экспериментирования и усиления эстетич. субъективизма, ведущие к отрыву иск-ва от действительности, оказались малопригодными для развития М. и., а бурный прогресс техники и процесс дегуманизации иск-ва в капиталистич. странах породили тенденцию его растворения в индустриализованном материально-предметном окружении (вплоть до вытеснения М. и. из сферы обществ, бытия). В то же время борьба с фашизмом, империализмом, колониальным гнётом, социальные и нац.-освободит, движения способствовали возрождению М. и., придали ему страстность и убедительность. Для произв. художников-монументалистов 20 в. характерны острая публици-стич. направленность, личностно-эмоцио-нальный подход к раскрытию темы, часто перерастающий в классовую оценку изображаемого события (произв. мекс. монументалистов, росписи зданий комму-Нистич. муниципалитетов в городах Италии и Франции).

М. и. в социалистич. обществе, продолжая традиции великих мастеров прошлого, утверждавших идеи гуманизма, призвано участвовать в активном преобразовании действительности. При социализме М. и., освобождаясь от необходимости служить интересам эксплуататорских классов, полностью раскрывает своё демократическое общественное начало. Социалистич. общество внесло новое содержание в М. и., расширило сферу его действия до масштабов целых городов и крупнейших обществ, и пром. комплексов. Ещё в 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды. Высокими идейно-художественными качествами отличаются монументальные скульптурные работы Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, С. Д. Меркурова, М. Г. Манизера, монументальная живопись Е. Е. Лансере, В. А. Фаворского, П. Д. Корина, А. А. Дейнеки и др. В 1960-е гг. М. и становится неотъемлемой частью мемориальных сооружений (в Саласпилсе 1961-67, скульпторы Л. В. Буковский Я. Заринь и др., илл. см. т. 14, табл. X стр. 192-193; на Мамаевом кургане в Волгограде, 1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., илл. см. т. 5, табл. XIII, стр. 448-449; в Хатыни, илл. см. т. 3, табл. XIII, стр. 176-177). В социалистич. обществе созданы предпосылки для того, чтобы М. и. стало важным компонентом идейно насыщенной, художественно организованной среды для повседневной трудовой и общественной деятельности человека.

Лит.: Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; С и к е йрос Д., Художник и революция, [пер. с исп.. "Вопросы литературы", 1964, № 4, с. 138-160; Маца И. Л., Монументальная и стакнковая живопись, -"Художник", 1965, № 6 Безобразова Т., Кутузова Н. Халтурин А., Монументы СССР- [Альбом], М., 1969; Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970 Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М. 1973: Hildebrandt H-, Wandmali rei: ihr Wesen und ihre Gesetze, Stuttg.- В. 1920; Hale G., Fresco painting, N. Y., A p p e 1 H., Plastik am Bau, В., 1946 Dam a z P. F., Art in European architecturi N. Y., 1956; Boeck U., Plastik am Bai Tubingen, 1961: Lammert U., Architel tur und Plastik: ein Beitrag zu ihrer Synthesi В., 1962. В. П. Толсты

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ, свойство художественного образа, родственное эстетической категории возвышенного; общественно значимое содержание, выраженное в величавой пластич. форме, проникнутой героико-эпическим началом пафосом утверждения положительного идеала. М. может присутствовать произв. различных родов и жанров, но особенно важна для произв. монументалъного искусства. М. как свойств художественного образа не следует отождествлять с понятием "монументального как обозначения принадлежности произв. к монументальному искусству. Не всякс произв. монументального иск-ва монументально по своему образному строю. Отсутствие М. особенно характерно для иск-ва, не способного к утверждению по зитивных социальных ценностей, к про паганде в массах прогрессивных обществ. идеалов и отмеченного стилистич. эклек тизмом (напр., нек-рые памятники, сооружейные во 2-й пол. 19 в. в ряде европе и амер. стран). в. П. Толстой.

МОНУРОН, N-4-хлорфенил-N', N'-дметилмочевина, химич. средство борьбs с сорными растениями (см. Гербициды.)

МОНФЕРРАН (Montferrand) Авгуcn Августович (Огюст Рикар де М.) [24. 1786, Шайо, Франция,-28.6(10.7). 1858 Петербург], русский архитектор, декоратор и рисовальщик. По происхождению француз. Учился в Политехнич. школе и у арх. Ш. Персье и П. Фонтена в Париже. С 1816 работал в России, в Петебурге. Творчество М. знаменует переход от позднего классицизма к эклектизму.

Работы: Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817-20), отделка Фельдмаршальского, Петровского и стр-во Крулого залов Зимнего дворца (1827 - нач. 1830-х гг.), перестройка дома Гагари-йой (ныне Дом композиторов; 1840-е гг.). Илл. см. т. 7, стр. 595; т. 10, стр. 451.

Лит.: Никитин Н, П., О. Монфер-ран. Проектирование и строительство Исаакиэ евского собора и Александровской колонны, Л., 1939.

МОНФЕРРАТО, Монферрат (Monferrato), гос-вов Пьемонте в ср. века. Образовалось в кон. 10- нач. 11 вв. как маркграфство (маркизат). В 1536 перешло под власть мантуанских герцогов Гонзага. В 1575 стало герцогством. В 1631 частично, а в 1713 (по Утрехтскому миру) полностью было присоединено к герцогству Савойи и Пьемонта.

МОНФОКОН (Montfaucon) Бернар де (13. 1. 1655, Сулаж,- 21. 12. 1741, Париж), французский филолог и историк, чл. конгрегации мавристов. Чл. Академии надписей (1719). М. заложил основы греч. палеографии как науки; проследил историю греч. письма с древнейших времён до падения Визант. империи (1453); базируясь на всестороннем анализе мно-гочисл. греч. рукописей б-к Франции и Италии, наметил принципы исследования ср.-век. рукописей. Положил начало изучению ср.-век. греч. рукописных книг и дипломов. Описал греч. кодексы коллекции канцлера П. Сегье. М. составил также и первый указатель известных в то время рукописных коллекций. Издатель соч. Афанасия Александрийского и Иоанна Златоуста, автор многотомных работ по истории и археологии.

Соч.: Palaeographia graeca..., P., 1708; Bibliotheca Coisliniana, olim Segueriana..., P., 1715; L'antiquite expliquee et representee en figures, v. 1 - 15, P., 1719 - 24; Les monuments de la monarchic francaise, v. 1 - 5, P., 1729-33; Bibliotheca bibliothecarum manu-scriptorum nova, v. 1 - 2, P., 1739.

Б. Л. Фонкич.

МОНФОР (Montfort) Симон де, г р а ф Лестерский (Leicester) (ок. 1208, Монфор, Иль-де-Франс,-4.8.1265, Ив-шем), английский политич. деятель, один из руководителей баронской оппозиции королю Генриху III. Участвовал в составлении Оксфордских провизии (1258), резко ограничивавших королев, власть в пользу баронов. Содействовал изданию Вестминстерских провизии (1259) и проведению др. мероприятий, учитывавших интересы мелкого рыцарства и горожан. После начала в 1263 гражд. войны М. и его сторонники одержали победу над сторонниками короля при Льюисе (14 мая 1264). Став фактич. диктатором (лордом-протектором) Англии, в янв. 1265 созвал первый парламент, положивший начало сословному представительству в Англии. Был разбит королев, войсками в битве при Ившеме; погиб в этом сражении.

Лит.: Гутнова Е. В., Возникновение английского парламента, М., 1960.

МИНЦА (Monza), город в Сев. Италии, в пров. Милан, в обл. Ломбардия, на р. Ламбро. 114,5 тыс. жит. (1972). Ж.-д. узел и пром. центр в Миланском индустр. р-не. Хим. пром-сть; произ-во электро-технич. оборудования, швейных машин, измерит, инструментов, оборудования для пищ. пром-сти; стек., текст, пром-сть; изготовление фетровых шляп, ковров, муз. инструментов. Автодром для между-нар. автомоб. соревнований.

МОНЦАМЭ, монгольское телеграфное агентство. Осн. в 1957. Находится в Улан-Баторе. Входит в состав Гос. комитета Сов. Мин. МНР по информации, радиовещанию и телевидению. Снабжает печать, радио и телевидение МНР информацией о внутренней и междунар. жизни. Издаёт газ. "Новости Монголии" 2 раза в неделю на рус. и кит. яз. и еженедельные информац. бюллетени на англ, и франц. яз. Имеет соглашения о сотрудничестве с агентствами других социали-стич. стран.

МОНЦОНИТ [от назв. горы Монцони (Monzoni) в Италии, в Тироле], кри-сталлич. магматич. горная порода, состоящая приблизительно из равных количеств калиевого и известково-натрового полевых шпатов (ортоклаза и Лабрадора) и из железисто-магнезиального минерала, обычно пироксена. В более кислых разновидностях М. может присутствовать, кроме того, в небольшом кол-ве кварц, а в более основных - оливин. В химич. отношении группа монцонито-вых пород занимает промежуточное место между габбро и сиенитами (среднее содержание кремнезёма 55-65%), почему их называют также габбро-сиенитами. М. представляет собой плотную крупнозернистую породу, красивую в полировке; применяется в качестве стройматериала. М. известны во мн. р-нах СССР - на Украине, в Прибайкалье и др.; за рубежом - в Италии, Норвегии и др. странах.

МОНЧЕГОРСК, город областного подчинения в Мурманской обл. РСФСР. Расположен на оз. Имандра. Соединён ж.-д. веткой (31 км) со ст. Оленья (на линии Мурманск - Ленинград). 46 тыс. жит. (1970). Возник в 1937 в связи с использованием открытых здесь медно-никелевых руд, вырос в важный центр медно-никелевой пром-сти Сов. Союза. Ведущее предприятие - комбинат "Се-вероникель" (произ-во никеля, черновой меди, кобальта, серной кислоты). Пищ. и лесная пром-сть. Вечерний ф-т Ленингр. горного ин-та. Техникумы: политехнич. и физич. культуры.

МОНЧЕТУНДРА, горный массив на Кольском п-ове, на западном берегу оз. Имандра, в Мурманской обл. РСФСР. Протягивается с Ю.-В. на С.-З. на 30 км. Вые. возрастает к С.-З. от 600 до 1000 м. Сложен интрузивными породами, с к-рыми связаны месторождения мед-но-никелевых сульфидных руд. Вершины покрыты горно-тундровой растительностью и кам. россыпями. Б. ч. площади М. входит в Лапландский заповедник. В предгорьях - г. Мончегорск.

MОHЫ, т а л а и н, народ, живущий на Ю. Бирмы (св. 400 тыс. чел.; здесь и ниже оценка на 1970) и на Ю.-З. Таиланда (ок. 90 тыс. чел.); в Таиланд М. переселились из Бирмы в 18 в. Язык относится к мон-кхмерской семье языков; имеется письменность, восходящая к 6 в. н. э. По религии М.- буддисты юж. толка. М.- один из древнейших народов Индокитая, у них сложились ранние гос-ва (Дваравати и др.). С кон. 1-го тыс. н. э. в страну М. с С. проникли бирманцы, уничтожившие в сер. 18 в. гос-во М. М. оказали большое культурное влияние на бирманцев. Часть М. в Бирме ассимилируется бирманцами и каренами. Осн. занятие - поливное рисосеяние; развиты ремёсла (гончарство и др.).

Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966.

МОНЮШКО (Moniuszko) Станислав (5.5.1819, Убель близ Минска,-4.6.1872, Варшава), польский композитор. Музыке учился у матери, с 1827- у А. Фрейе-ра (фп., орган) в Варшаве, в 1830-37 - у Д. Стефановича (композиция) в Минске, в 1837-1840 -у Ф.Рунген-хагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине. 1-е изданное соч.-"Три песни" на слова А. Мицкевича (1838). В 1840-58 жил в Вильнюсе. Служил церк. органистом, давал уроки фп. и композиции С. Монюшко. (среди учеников - Ц. Кюи), с 1850 дирижировал в оперном театре, вёл большую муз.-просветит, деятельность. С 1842 работал над песнями, к-рые объединил в сб-ки "Домашние песенники" (сб. 1-6 изд. в 1844-59; 7-12 -посмертно Я. Карловичем). Своими песнями (создал ок. 400) М. вслед за Ф. Шопеном заложил основы нац. вокальной музыки; в них проявились характерные черты его муз. стиля-использование нар. песен-но-танц. элементов, мелодичность, лирич. насыщенность, демократизм муз. языка. С 1858 М. работал в Варшаве, был дирижёром "Театра Бельки"; в 1864-74 -проф. Муз. ин-та (среди учеников -3. Носковский, X. Ярецкий).

М. внёс нац. черты во все разрабатываемые им жанры: кантаты ("Мильда", 1848, "Ниола" и "Крумине", 1852; все на слова Ю. Крашевского; "Призраки", 1865, и "Крымские сонеты" на слова А. Мицкевича, 1868), духовную музыку ("Остро-брамские литании", 6 месс, в т. ч. "Пет-ровинская"). Важной вехой в развитии нац. симфонизма стали оркестровые соч. М. (фантастич. увертюра "Сказка", поев. Даргомыжскому, 1848; увертюры "Каин", 1856, "Военная", 1857, и др.). Но гл. заслуга М.- создание первой нац. оперы. Его оперный дебют - "Галька" (концертное исполнение, 2-актная ред., 1848, пост. 1854, Вильнюс); из-за либретто, имевшего остросоциальный характер (сочувствие трагич. судьбе крестьянки, осуждение шляхты), не ставилась в Варшаве до 1858 (новая ред.- 4 акта). Яркий нац. колорит (особенно в массовых сценах, в т. ч. в "Танцах горцев"), мелодич. богатство, выразительная драматургия принесли "Гальке" успех. В Варшаве М. написал и поставил свои комич. оперы "Сплавщик леса" (1858), в к-рой дал образы крестьян, "Графиня" (1860) и "Честное слово" (1861) - сатира на польск. аристократию. Чувством патриотизма проникнута одна из лучших опер М.- "Зачарованный замок" ("Страшный двор", 1865); протест против социального неравенства прозвучал в опере "Пария" (1869).

Муз.-сценич. произведения М. (им написано св. 15 опер, неск. водевилей и оперетт) отличаются нац. своеобразием муз. языка, яркими характеристиками образов, высоким профессионализмом, к-рый проявляется в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен и владении оркестровыми средствами. Среди др. произв.- ок. 50 пьес для фп., вокальные ансамбли, хоры.

М. совершил неск. поездок в Петербург: в 1842 - неудавшаяся попытка получить место придворного композитора в оперном театре, в 1849 и 1856 - авторские концерты, знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, высоко оценившими творчество М. В 1858 М. посетил Германию (познакомился с Ф. Листом), затем Чехию, Францию. Творчество М.- одного из крупнейших представителей польской нац. муз. культуры - получило признание в др. странах, особенно в славянских.

Лит.: С. Мовюшко. Сб. статей под ред. И. Бэлзы, М.- Л., 1952; Б э л з а И., Монюшко в России, "Советская музыка", 1952, №6; Рудзинский В., Монюшко, пер. с польск., М., 1960; Jachimecki Z., S. Moniuszko, Krakow, 1961.

И. И. Свирыда.

МООНЗУНДСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 1941, героич. оборона советскими войсками островов Моон-зундского архипелага 6 сент.- 22 окт. во время Великой Отечеств, войны 1941-1945. После оставления Таллина (28 авг.) гарнизон о-вов Моонзундского архипелага оказался в глубоком тылу врага. Острова обороняли отдельные части 8-й армии и Балт. флота (всего ок. 24 тыс. чел.); береговая артиллерия имела 16 батарей (55 орудий калибра 100-180 мм); на островах базировалось 6 торпедных катеров, 17 тральщиков, несколько мотоботов и др., на аэродроме о. Сааре-маа (Эзель) находилось 12 истребителей. Руководство обороной осуществлял комендант Береговой обороны Балтийского района ген.-лейтенант А. Б. Елисеев. Для захвата островов противник выделил десант в составе 2 пех. дивизий. Отсутствие надёжных укреплений, обращённых фронтом на В., и возд. прикрытия облегчали наступление превосходящих сил противника, к-рое он предпринял с захваченного побережья Эстонии. 6 сент. береговые батареи о. Ос-муссаар отразили попытку высадки вражеского десанта. 8 сент. противник высадил десант на о. Вормси и после упорных боёв к 11 сент. занял его. 14 сент. началась высадка десанта на о. Муху (Моон), гарнизон к-рого оборонялся 4 суток. Одновременно противник пытался высадить десанты на о. Сааре-маа, но высадка 13 сент. в бухте Лыу была отражена огнём береговой артиллерии и атакой торпедных катеров, а 14 сент. огнём батарей с о. Абрука и п-ова Кюбассааре был сорван десант в р-не бухты Кыйгу-сте; одновременно был уничтожен возд. десант на п-ове Кюбассааре. 17 сент. сов. войска оставили о. Муху и отошли на о. Сааре-маа. В тот же день враг прорвал Ориссаарскую позицию и стал распространяться в глубь о. Сааре-маа. К 23 сент. сов. войска отошли на п-ов Сырве и до 30 сент. удерживали оборонит, рубеж на узком перешейке, несмотря на огонь кораблей противника (2 лёгких крейсера, 3-6 эсминцев) и возд. бомбардировки. 30 сент. войска, оборонявшие п-ов Сырве, отошли в его среднюю часть, где удерживались до 3 окт. В ночь на 4 окт. небольшую часть гарнизона удалось эвакуировать на о. Хийумаа. 12 окт. враг начал высадку крупного Десанта на о. Хийумаа в 6 пунктах, но сумел захватить плацдармы лишь в 2 местах, понеся большие потери. Гарнизон острова, несмотря на числ. превосходство противника и недостаток боеприпасов, в течение 6 суток вёл героич. упорные бои. 18 окт. воен. совет Балт. флота отдал приказ об эвакуации гарнизона на п-ов Ханко и о. Осмуссаар. Эвакуация продолжалась до 22 окт. Сов. войска своей упорной обороной отвлекли св. 50 тыс. солдат и офицеров противника, значит, силы авиации, ослабив тем самым группировку, наступавшую на Ленинград.

Лит.: Ачкасов В. И., В а и н е р

Б. А., Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне, М., 1957.

В. И. Ачкасов, Ю. Г. Перечнев.

МООНЗУНДСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1915,

Ирбенская операция, боевые действия рус. Мор. сил Рижского зал. по отражению попыток прорыва герм, флота в Рижский зал. 26 июля (8 авг.)-8(21) авг. во время 1-й мировой войны 1914-18. Для М. о. герм, командование выделило флот Балт. м. под команд. вице-адм. Э. Шмидта (7 линкоров 6 крейсеров, 24 эсминца и миноносца, 1 минный заградитель, 35 тральщиков и др.). Оперативное прикрытие обеспечивалось частью сил флота Открытого моря под команд, вице-адм. Ф. Хиппер (8 линкоров, 3 линейных крейсера, 5 крейсеров, 32 эсминца и миноносца, 13 тральщиков). Цель операции: прорыв через Ирбенский прол. в Рижский зал., уничтожение рус. кораблей и заграждение выхода из Моонзунда (пролив муху) и гавани Пернов (Пярну). Рус. мор. силы Рижскогозал.под команд, контр-адм. Бахирева состояли из линкора "Слава", 4 канснерских лодок, 36 эсминцев, 6 подводных лодок, 1 минного заградителя и др. В Ирбенском прол. было выставлено минное заграждение. Попытка прорыва герм. флота 26 июля (8 авг.) успеха не имела После упорных боёв 3-4 (16-17) авг., к-рых герм, флот потерял потопленными 2 эсминца и 3 тральщика и повреждёнными 1 линейный крейсер, 1 лёгкий крейсер, 1 эсминец и 1 тральщик (рус. флот потерял 2 канонерские лодки), 6(19) авг. герм. корабли вошли в Рижский зал., обстреляли Аренсбург (Кингисепп), затопил; 3 парохода на выходе из Пернова, н из-за боязни подрыва на минах и атака подводных лодок, а также отсутствие мест базирования 8(21) авг. покинул Рижский зал., не выполнив своей задачи.

Лит.: Флот в первой мировой войне, т. 1 М., 1964; Ролльман Г., Война на Балтийском море, 1915 г., пер. с нем., М., 1937

В. И. Ачкасов, Ю. Г. Перечней

МООНЗУНДСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1917 операция "А л ь б и о н", насту пательная операция герм, флота по захвату о-вов Моонзундского архипелага 29 сент. (12 окт.)-6(19) окт. во время 1-й мировой войны 1914-18. Цель М. о.: захватить острова, уничтожить рус. мор. силы в Рижском зал. и создать исходные позиции для удара по революц. Петрограду. Герм. мор. отряд особого назначение (вице-адм. Э. Шмидт) состоял из 10 линкоров, 1 линейного крейсера, 8 легких крейсеров, 47 эсминцев, 11 миноносцев, 6 подводных лодок, 90 тральщиков и др. Десантные войска (ген. фон Катен) насчитывали 24 600 чел., 40 орудий, 225 пулемётов, 85 миномётов. Возд. обеспечение - 9 дирижаблей и 94 самолёта. Общее руководство М. о. осуществлял командующий 8-й герм, армией ген. О. фок Ютье. Гарнизон о-вов Моонзундского ар хипелага насчитывал ок. 12 тыс. чел., 64 полевых орудия и 118 пулемётов; основу противодесантной обороны составляли 16 береговых батарей (54 орудия калибром 75-305 мм) и минные заграждения. Мор. силы Рижского зал. состояли из 2 старых линкоров ("Слава" и "Гражданин"), 3 крейсеров, 36 эсминцев и миноносцев, 3 канонерских лодок, 5 заградителей, 3 подводных лодок и др. Контрреволюц. командование не приняло надлежащих мер к усилению обороны островов, а нек-рые адмиралы в начале операции бежали. Оборону возглавили большевистские орг-ции Балт. флота и избранный матросами и солдатами комитет. Подавив огонь береговых батарей, герм, флот 29 сент. (12 окт.) высадил десант в бухте Тагалахт на о. Эзель (Сааремаа), к-рый был занят 3(16) окт. В этот же день герм, флот вошёл в Рижский зал. 5(18) окт. немцы заняли о. Моон (Муху), а 6(19) окт. о. Даго (Хийумаа). Рус. революц. моряки героически сражались с превосходящими силами противника, уничтожили 10 эсминцев, 6 тральщиков и повредили 3 линкора, 13 эсминцев и миноносцев. В результате герм, командование было вынуждено отказаться от прорыва флота в Финский зал., а 7(20) окт. отвело свои мор. силы из Рижского зал. Рус. флот потерял линкор "Слава" (был повреждён в бою и затоплен своим экипажем) и 1 эсминец; получили повреждения линкор-"Гражданин", 1 крейсер, 3 эсминца и 2 канонерские лодки.

Лит.: Флот в первой мировой войне, т. 1, М., 1964; История военно-морского искусства, М., 1969; Боевая летопись русского флота, М., 1948.

В. И. Ачкасов, Ю. Г. Перечнев.

МООНЗУНДСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944, операция Краснознамённого Балт. флота и войск Ленингр. фронта по освобождению о-вов Моонзундского архипелага 21 сент.-24 нояб. во время Великой Отечеств, войны 1941-45. Находившиеся на островах нем.-фаш. войска (11,5 тыс. чел.) и базировавшиеся здесь лёгкие силы флота (2 миноносца, 22 десантные и арт.-десантные баржи, 14 тральщиков, 2 торпедных катера) представляли опасность для фланга и тыла сов. войск, наступавших на Ригу, и не давали возможности использовать Рижский зал. М. о. началась сразу же после выхода сов. войск на зап. побережье Эстонии (25 сент.). Для операции были выделены 109-й и 8-й Эст. стрелк. корпуса 8-й армии и лёгкие силы флота (55 торпедных катеров, 23 сторожевых катера, 13 катеров-тральщиков, 8 бронекатеров, 40 тендеров, 260-я мор. стрелк. бригада). Руководство действиями на суше возлагалось на командующего 8-й армией ген.-лейт. Ф. Н. Старикова, а действиями на море - на нач. штаба эскадры Балт. флота контр-адмирала И. Г. Свя-това. Авиац. поддержку осуществляла 13-я возд. армия (ген.-лейт. С. Д. Ры-бальченко). 27 сент. с торпедных катеров был высажен батальон мор. пехоты на о. Вормси. 29 сент. на о. Муху в Куйвасту был переправлен передовой отряд десанта (1150 чел.), к-рый 30 сент. обеспечил высадку первого эшелона десанта. За сутки торпедные катера совершили 181 рейс и переправили на остров св. 5,6 тыс. чел. К утру 1 окт. был освобождён о. Муху, 2 окт. произведена высадка десанта на о. Хийумаа, к-рый к вечеру 3 окт. был освобождён. Противник усилил гарнизон о. Сааремаа 218-й пех. дивизией из Риги. 5 окт. части 8-го стрелк. корпуса овладели Ориссаарской дамбой (между о-вами Муху и Сааремаа); в тот же день неожиданно для противника был высажен десант в р-не Таалику. Сов. войска развернули стремит, наступление и к утру 10 окт. подошли к рубежу обороны противника на п-ове Сырве. Попытки с ходу прорвать вражескую оборону 10-14 окт. не увенчались успехом. Противник создал на перешейке п-ова Сырве (шир. 3-3,5 км) глубокоэшелонированную оборону, к-рую поддерживали авиация и корабли (были подтянуты тяжёлые крейсера и эсминцы). Балт. флот не мог оказать значит, помощи сухопутным войскам, т. к. из-за большой заминированное™ крупным кораблям было запрещено выходить из Финского зал. 18 нояб. после мощной арт. и авиац. подготовки сов. войска перешли в наступление и к утру 24 нояб. полностью очистили от противника п-ов Сырве, завершив освобождение Эст. ССР.

Лит.: Матвеев А. И., В боях за Моон-зунд, М., 1957; Ачкасов В. И., В а й-н е р Б. А., Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне, М., 1957.

В. И. Ачкасов, Ю. Г. Перечнев.

МООНЗУНДСКИЙ АРХИПЕЛАГ, Западно-Эстонский архипелаг, название группы о-вов в Балтийском м., расположенных к С.-С.-З. от Рижского залива и входящих в состав Эст. ССР. Пл. 4000 км2. Острова сложены гл. обр. известняками, местами перекрытыми моренными отложениями. М. а. состоит из крупных - Сааремаа, Хийумаа, Муху и Вормси, и более 500 мелких о-вов. Берега его сильно изрезаны. Поверхность - б. ч. равнина. Вые. до 54 м. Климат умеренно тёплый, мягкая зима (ср. темп-pa янв. -4 °С), тёплое лето (ср. темп-pa июля ок. 17 °С). Осадков ок. 550 мм в год. Большая часть поверхности островов занята лугами, чередующимися с лесами; по берегам песчаные дюны, покрытые сосновыми лесами. Почвы гл. обр. дерново-карбонатные и заболоченные. На М. а.- рыболовство, земледелие, животноводство. Главный г. Кингисепп на о. Сааремаа.

Д. С. М о о р. "Красный подарок белому пану". Плакат. 1920.

МООР (наст, фам.- Орлов) Дмитрий Стахиевич [22.10(3.11).1883. Новочеркасск,- 24.10.194(>, Москва], советский график, засл. деят. иск-в РСФСР (1932). В основном самоучка. М. к 1917 был сложившимся мастером сатирич. ри сунка (в 1908-17 сотрудничал в "Будильнике"), стремившимся служить сво им искусством делу пролет, революции. В годы Гражд. войны 1918-20 М. вы ступил с броскими, проникнутыми страстной революц. патетикой плакатами ("Советская репка", 1919; "Ты записался добровольцем?", 1920, илл. см. т. 7, стр. 232; "Врангель ещё жив, добей его без пощады", 1920), став одним из родоначальников сов. политич. плаката. В дальнейшем работал как над плакатом ("Помоги!", 1921-22, илл. см. т. 7, табл. XXII, стр. 288-89; "Трудящийся, будь начеку!", 1937; "Ты чем помог фронту?", 1941), так и над сатирич. рисунками для газ. "Правда" (с 1920), журналов "Крокодил" (с 1922), "Безбожник у станка" (1923-28),"У станка" (1924-25). Выполнял также илл. (к роману А. Барбюса "Огонь", тушь, 1938, Третьяковская гал.; к поэме Маяковского "Хорошо!", тушь, 1940, Музей В. В. Маяковского, Москва). Для М. характерен экспрессивный, порой не лишённый черт гротеска контурный рисунок, резко очерчивающий плоскостное цветовое пятно. Чл. объединения "Октябрь" (с 1928). Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1922-30), Моск. полиграфич. ин-те (1930-32) и Моск. художеств, ин-те (1939-43). Ученики: В. Н. Горяев, А. М. Каневский, Ф. П. Решетников, Б. И. Пророков. Илл. см также т. 11, табл. XLIV (стр. 433). Портрет стр. 556.

С о ч.: Я - большевик', М., 1967.

Лит.: Халам и иск и и Ю., Моор, М., 1961.

А. Д. Корзухгт.

МООРА Харри Альбертович (2.3.190Э, Эхавере, ныне Тартуского р-на Эст ССР,- 2.5.1968, Таллин), эстонский археолог и историк, акад. АН Эст. ССР (1957). В 1930-42, 1944-50 проф. Тартуского ун-та, с 1947 зав. сектором археологии и этнографии. Ин-та истории

Д. С. Моор.

Г. де Мопассан.

АН Эст. ССР. Осн. труды посвящены жел. веку Прибалтики, этногенезу её народов, городищам Эстонии, возникновению классового общества в Прибалтике, её ист.-культурным областям и р-нам. Награждён орденом "Знак Почёта".

Лит.: Харри Альбертович Моора, в сб.: Studia archaeologica in memoriam Harri Moora, Tallinn, 1970 (приведён список трудов M.).

МООСА ШКАЛА, десятибалльная шкала относительной твёрдости минералов. Предложена нем. учёным Ф. Моосом (Ф. Мое; F. Mohs) в 1811. Состоит из 10 эталонов твёрдости: тальк - 1; гипс - 2; кальцит - 3; флюорит - 4; апатит - 5; ортоклаз - 6; кварц - 7; топаз - 8; корунд - 9; алмаз - 10. Относит, твёрдость определяется путём царапания эталоном М. ш. поверхности испытываемого объекта. При этом, если эталон, имеющий твёрдость 5, царапает исследуемый образец, а последний оставляет след на поверхности эталона с твёрдостью 4, то твёрдость минерала приблизительно равна 4,5. М.ш. используется для быстрой диагностики минералов.

МОПАССАН (Maupassant) Ги (полное имя - Анри Рене Альбер Ги) де (5.8. 1850, замок Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк, Приморская Сена,-6.7.1893, Париж), французский писатель. Отец -из обедневших дворян, мать из культурной бурж. семьи. Окончил руанский лицей в 1869. В 1870-71 в армии, участвовал во франко-прус. войне. Затем до 1880 служил чиновником в мин-вах. В 70-е гг. овладевал лит. мастерством под руководством Г. Флобера. У него М. встретился с ведущими франц. писателями и критиками 19 в. (Э. Золя, Э. Гонкур, А. Доде, И. Тэн), а также с И. С. Тургеневым, к-рый познакомил его с рус. лит-рой и стал его вторым лит. учителем. Тургеневу М. посвятил первый сб. своих рассказов "Заведение Телье" (1881) и написал о нём две статьи.

В лит-ру М. вошёл в 1880 книгой стихов и новеллой "Пышка", отличавшейся резкой антибурж. направленностью и зрелым мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя. За последующие 11 лет М. написал 6 романов, 18 сборников рассказов, книги путевых очерков, пьесы, множество статей и др. произв. В 1891 писательский путь М. трагически оборвался вследствие психич. заболевания.

М.- один из последних великих франц. реалистов 19 в. В основе его творчества - трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих социальных отношений, фальши бурж. демократии и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колон, авантюр. Остро ощущая духовное убожество, пошлость, эгоизм собственников,

М. стремился противопоставить бурж. морали близость к природе, правду ес-теств. чувств человека. Вместе с тем бесперспективность историч. ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма порождали у М. пессимистич. мысли о невозможности изменения существующего порядка вещей.