загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

м., пищ. предприятия.

"МОНСАНТО КОМП АНИ" (Monsanto Company, США), см. в ст. Химические монополии.

МОН-СЕНИ (франц. Mont Cenis, итал. Monte Cenisio), перевал между Котскими и Грайскими Альпами во Франции, недалеко от границы с Италией. Вые. 2083 м. Соединяет бассейны pp. Изер и Дора-Ри-пария. По М.-С. проходит шоссе Гренобль - Турин. К Ю.-З., под перевалом Фрежюс,- ж.-д. туннель М.-С.

МОНСИНЬИ (Monsigny) Пьер Александр (17.10.1729, Фоканберг, близ г. Сент-Омер,-14.1.1817, Париж), французский композитор; чл. Ин-та Франции (1813). Наряду с Ф. А. Филидором Э. Дуни, М. развил жанр франц. комич. оперы. Он отошёл от традиций старого оперного театра с его условностями. Творчество М. по направлению смыкается с сентиментализмом. Среди лучших его опер - "Дезертир" (1769), "Феликс, или Найдёныш" (1777) - чувствит. семейные драмы. Ему принадлежат также оперы: "Одураченный Кади" (1761), "Алина, королева Голкондская" (1766), "Прекрасная Арсена" (1773) и др.

Лит.: Лоранси Л. де ля, Французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937, с. 110-16; Р о u g i n A., Monsigny et son temps, P., 1908; D г и i 1 h e P., Monsigny, P., 1955.

МОНСКИЙ ЯРУС (от назв. г. Монс в Бельгии), самый нижний ярус палеогеновой системы [см. Палеогеновая система (период)]. Выделен в 1868 белы, геологом Г. Девальком. Типовой разрез сложен известняками с двустворчатыми и брюхоногими моллюсками. В Парижском бассейне М. я. соответствует т. н. "пизолитовый известняк", в СССР-приблизительно инкерманский ярус, отложения к-рого развиты в Крыму (известняки с моллюсками).

Монровия. Здание законодательного собрания (Капитолий). 1950-е гг.

МОНСТЕРА (Monstera), род растений сем. ароидных. Лианы, лазящие при помощи придаточных корней; нередко утрачивают связь с почвой и продолжают жить как эпифиты. Первые листья цельные затем развиваются перисторассечённые и перфорированные. Цветки обоеполые в початках, снабжённых покрывалом Плод - ягода. Ок. 50 видов, в тропич. Америке. Нек-рые виды выращивают как декоративные в оранжереях и комнатах; наиболее распространена М. деликатесная (М. deliciosa), плоды к-рого съедобны.

Лит.: Морщи хина С. С., Монстер деликатесная..., М.- Л., 1961.

МОНСТР (франц. monstre), чудовище урод.

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологич. оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.

М. в строительстве - осн. производств, процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате к-рого устанавливают в проектное положение строит. конструкции, инженерное технологич. оборудование и др. М. технологич. оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля.

М. состоит из ряда последовательными операций: соединение монтируемых элементов с рабочими органами монтажных средств, подъём, перемещение к местам установки, наведение, ориентирование и установка элементов, закрепление их проектном положении. М. строит, конструкций и технологич. оборудование выполняется с помощью различных монтажных средств (преим. подъёмных кранов). При установке спец. конструкции и в стеснённых условиях М. производят при помощи мачт, стрел и т. п. Для повышения точности установки монтируемых элементов применяют монтажное оснащение (связи, упоры, фиксаторы и т. п.), ограничивающее перемещение элементов. Эффективность М. может быть значительно повышена посредством т. н. укрупнительной сборки конструкций и оборудования, т. е. переходом от М. отд. элементов к блочному М. В последнем случае конструктивные элементы зданий и технологич. оборудование предварительно (на уровне земли) собирают в блоки с выполнением проектные сопряжений (сварка, установка уплотнений и т. д.) и нек-рых смежных процессе (покраска конструкций, нанесение защитных покрытий, укладка утеплителя и т. п.) и в таком виде монтируют на проектных отметках. Для возведения нек-рых многоэтажных зданий эффективен мето, М., при к-ром собранные внизу перекрытия (или этажи здания) поднимаются на заданную высоту синхронно работающими домкратами (см. Подъёма этаже, метод). При М. технологических емкостей (резервуаров, газгольдеров, скрубберов и т. п.) широко применяется их доставка к месту М. в виде рулонированных заготовок, которые в процесс М. "разворачиваются" до проектны: габаритов.

Лит.; Л ейбфрейд Ю. М., Ш в и д е н-ко В. И., Монтаж строительных конструкций, 3 изд., М., 1965. М. Я. Егнус.

М. радиоэлектронной аппаратуры- осн. процесс сборки аппаратуры из отдельных электро- и радиоэлементов (ЭРЭ), электроизолирующих деталей, плат, несущих конструкций (шасси, печатных плат) и соединит. Электропроводов (ЭП). М. на шасси производится последовательным выполнением следующих операций: 1) установка изолирующих деталей (стоек), на к-рых имеются контактные площадки, соответствующие проектному расположению токопроводящих выводов ЭРЭ; 2) размещение комплектующих ЭРЭ (конденсаторов, резисторов, модулей, интегральных микросхем и др.) в соответствии с проектным расположением и присоединение выводов к контактным площадкам пайкой, сваркой или др. способами обеспечения электрич. (омического) контакта (при отсутствии у выводов ЭРЭ необходимой механич. прочности ЭРЭ крепятся к шасси скобками, обоймами, клеями и др. способами); 3) соединение контактных площадок между собой проводниками (на СВЧ в качестве ЭП применяются радиоволноводы, микрополоско-вые и колосковые линии или коаксиальные кабели); 4) крепление к шасси разъёмов для соединения с источником электропитания и с др. приборами.

При М. на печатной плате обычно не требуется шасси, т. к. плата сама по себе является несущей конструкцией (см. Печатный монтаж). Применение печатных плат позволило автоматизировать (с помощью ЭВМ) проектирование электрич. соединений между ЭРЭ и технологич. процесс соединения ЭРЭ посредством ЭП.

Создание микроминиатюрных ЭРЭ существенно повысило качество и надёжность М., а также позволило полностью автоматизировать весь его процесс.

Лит.: Белевцев А. Т., Технология производства Радиоаппаратуры, М., 1971; Гусев В. П., Технология радиоаппарато-строения, М., 1972.

Б. Ф. Высоцкий.

МОНТАЖ в к и н о, творческий и одновременно технич. процесс в создании фильма, особая форма художеств, мышления, интерпретация снятого киноматериала путём отбора, сочетания отд. кусков изображения, или т. н. монтажных кадров (см. Кадр). М. связан с драма-тургич. или тематич. структурой фильма, определяется его сценарием или съёмочным планом, а в документальном кино иногда самим ходом события, снятого средствами кинорепортажа. Включённые в кинокартину кадры объединяются в большие и малые группы, монтажные фразы и целые эпизоды, составляя композицию кинопроизведения, между кадрами устанавливаются > смысловые, изобразит., масштабно-пространств., ди-намич. и звуковые соотношения. Выразительность и эмоциональная окраска М. зависят от характера действия, игры актёров; его назначение - найти определённый темпоритм чередования кадров и в соответствии с режиссёрским замыслом расставить акценты. Особенно важную роль в становлении и развитии монтажной формы сыграли в 1900-е гг. реж. А. Смит (Великобритания) и Э. Портер (США), в период расцвета "немого" кино в 1920-е гг.- Т. Инс, Д. У. Гриффит (США), А. Ганс (Франция), сов. реж. С. М. Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, В. И. Пудовкин, Д. Вертов. Введение звука в кино в большой степени изменило и расширило выразит, возможности М., вызвало появление новых технич. приёмов. Уже в первые годы звукового кино были созданы фильмы, в к-рых использовались эти новые возможности М. В киноискусстве 60 - нач. 70-х гг. осн. формами являются: расчленённый М.- разделение действия, ансамбля мизансцены на отд. кадры-фрагменты, снятые с разных точек; М. на движении, переходящем из кадра в кадр; М., подчинённый содержанию диалога или авторского текста; параллельный М.- чередование-сопоставление неск. действий, происходящих одновременно в разных местах; тематич. М.- по принципу смыслового обобщения или перечисления сходных фактов и явлений; М., в к-ром реальное действие сочетается с воображаемыми, субъективными образами (воспоминания, сны и другое); внутрикадровый М.- изменение объектов съёмки, их "круп-ностей" внутри одного куска действия, снятого движущимся киноаппаратом. Монтажная стилистика фильма находится в большой зависимости от его жанра, творческих устремлений режиссёра, избирающего ту или иную форму М. Монтажное видение стало новой эсте-тич. категорией, одним из характерных свойств киноискусства 1-й пол. 20 в. Приёмами кинематографии. М. пользуется телевидение, его влияние проявляется в нек-рых произв. художеств, лит-ры, в области изобразит, иск-в, в полиграфии, в экспозиции выставок.

Как технич. процесс М. производится на киностудиях в спец. цехах, связанных в своей работе с цехом обработки киноплёнки и звукоцехом. В монтажных цехах установлены монтажные столы и приборы - моталки для перемотки киноплёнки, прессы для склейки, синхронизаторы, метромеры и др. Обычно при монтажном цехе есть небольшие кинопроекционные залы, где просматривают части фильмов на разных стадиях их готовности, отбирают дубли эпизодов, проверяют синхронность изображения и звука и т. п. М. проводится группой специалистов по сценарию или плану фильма и указаниям режиссёра.

М. проходит ряд последоват. этапов. Полученный материал - киноплёнка с позитивным изображением эпизодов и магнитная лента с фонограммой - подготавливается к просмотру: склеиваются и маркируются куски киноплёнки, синхронизируются изображение и звук. Из отобранных дублей эпизодов составляются сцены и сюжеты. Куски киноплёнки с эпизодами обычно неоднократно переставляются и подрезаются, т. к. монтажёр стремится найти наиболее точные и выразительные их сочетания. Для ускорения работы над фильмом М. проводится иногда параллельно со съёмкой последующих эпизодов.

После окончания съёмок все ранее смонтированные эпизоды просматриваются в их сюжетной последовательности, вставляются заглавные и др. надписи (титры), иногда производится досъёмка необходимых сцен. М. заканчивается перезаписью фонограмм звуковых компонентов фильма, размещённых на 3-5 магнитных лентах, на одну общую ленту. После этого кинофильм приобретает форму т.н. рабочего экземпляра на двух плёнках (одна с изображением, другая с фонограммой). Его передают в цех обработки киноплёнки, где по нему изготавливают негатив и печатают контрольный позитив, в котором изображение и фонограмма совмещены на одной плёнке.

Такие же стадии М. проходят и теле-виз. фильмы (см. Кинотелевизионная техника). Однако в телевидении распространена особая форма М. во время прямых, непосредств. передач в эфир с места событий, без предварит, фиксации изображений на киноплёнку. В этих случаях передача ведётся на пульт телецентра одновременно с разных точек съёмки и режиссёр передачи, следя за изображениями на экранах видеоконтрольных устройств, выбирает наиболее важные фрагменты событий для трансляции телезрителям. Применение видеомагнитофонов в кинотелевиз. технике позволило усовершенствовать М. и сделать его более оперативным.

Лит.: Кулешов Л. В., Искусство кино, [М.], 1929; его же, Основы кинорежиссуры, [М.], 1941; его же, Кадр и монтаж, М., 1961; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Эйзенштейн С. М., Избр. статьи, М., 1956; е г о же, Избр. произведения, т. 2, М., 1964; Коноплев Б., Производство кинофильмов, М., 1962; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, [М., 1966]; Р е и с ц К., Техника киномонтажа, пер. с англ., [М., I960]; Ф е л о н о в Л., Монтаж как художественная форма, М., 1966.

Л. Б. Фелонов.

МОНТАЖНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС (МИК), главное сооружение технич. позиции космодрома с комплексом сборочного и испытат. оборудования, обеспечивающего расконсервацию элементов ракеты-носителя после транспортировки, сборку ступеней и их испытание, вертикальную или горизонтальную сборку ракет-носителей, испытание их и при-стыковку космич. объектов. При горизонтальной сборке с помощью мостовых кранов в МИК осуществляется перегрузка ракеты-носителя на транспортно-устано-вочный агрегат; вертикальная сборка ракеты-носителя производится на верхней части пусковой системы - пусковой платформе. Размеры МИК зависят от размеров собираемых ракет-носителей и вида сборки; при вертикальной сборке высота МИК достигает 160 м, МИК для особо мощных ракет - самые крупные здания в Европе и США. При сборке ракеты-носителя, имеющей ступени с твёрдотопливным ракетным двигателем, в здании вертикальной сборки собирают центр, блок ракеты-носителя, состоящий из ступеней с жидкостным ракетным двигателем, а твёрдотопливные ступени соединяют с центр, блоком в специальном здании пристыковки твёрдотопливных ускорителей. При этом предварительно ступени с твёрдотопливным ракетным двигателем собирают из отдельных секций в здании сборки твёрдотопливных ускорителей. МИК имеет различное контрольно-испытат. оборудование, в т. ч. лабораторное для исследования приборов системы управления, наземные источники электропитания и пневматич. оборудование для испытаний баков ступеней ракеты-носителя, электро- и пневмокоммуникации, краны различных типов грузоподъёмностью до 300 т. Для особо мощных ракет в МИК размещается технологич. оборудование для сборки и сварки топливных баков из готовых секций, доставляемых с заводов, и испытаний этих баков. В нек-рых МИК могут одновременно собираться и проходить контрольные испытания до 4 тяжёлых ракет-носителей. Расстояние от МИК до пускового устройства выбирается из соображений безопасности МИК в случае взрыва ракеты 'на пусковой системе или при взлёте.

"МОНТАЖНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ", ежемесячный произволственно-технич. журнал, орган Мин-ва монтажных и спец. строит, работ СССР и Центр, правления научно-технич. об-ва строит, индустрии. Издаётся в Москве с 1941. Под настоящим назв. выходит с 1963. Публикует материалы о передовом производств, опыте строительно-монтажных организаций, широко освещает работу новаторов про-из-ва, зарубежный опыт монтажных работ, информирует о новой лит-ре по монтажному делу и пр. Тираж (1973) 16 тыс. экз.

МОНТАЖНЫЕ КОНТОРЫ И ТРЕСТЫ, см. Строительно-монтажные организации.

МОНТАЛАМБЕР (Montalembert) Марк Рене де (16.7.1714, Ангулем,-29.3.1800, Париж), маркиз, французский воен. деятель и теоретик фортификации, дивизионный генерал. Чл. Парижской и Петерб. АН. На воен. службе с 1732 (в кавалерии), участвовал в 30-40-х гг. в войнах за Польское и Австрийское наследство. В 1750 построил на свои средства арт. з-д. В 1758 издал труд, в к-ром обобщил опыт изготовления пушек из железа. Во время Семилетней войны 1756-63 занялся фортификацией, руководил стр-вом укреплений в Анкламе и Штральзунде и на о. Олерон. В 1779 руководил обороной о-вов Ре и Экс от англичан. После Великой франц. революции был консультантом воен. министра Л. Карно. В своём труде "Перпендикулярная фортификация" (т. 1-11, 1776-93) решительно выступил против изжившей себя из-за неудовлетворительности флангового огня бастионной системы крепостей и выдвинул идею создания крепостных фронтов т. н. те-нального начертания, в к-рых изломы оборонит, линий были перпендикулярны, что обеспечивало перекрёстный огонь. Требовал активной обороны крепостей, усиления их арт. вооружения и расширения площади путём стр-ва впереди крепостной ограды одной или двух цепей малых фортов. Эта идея нашла своё воплощение в его проекте крепости Шербур и, по мнению Ф. Энгельса, открыла новую эру не только в фортификации, но и способах обороны крепостей и общей стратегии (см. Избр. воен. произведения, 1956, с. 275-78). Идеи М. в 19 в. получили признание и развитие во Франции, России и Германии.

А. И. Иволгин.

МОНТАЛЕ (Montale) Эудженио (р. 12. 10.1896, Генуя), итальянский поэт, представитель герметиэма. Общая тональность лирики М. 20-30-х гг. (сб-ки "Раковины каракатицы", 1925; "Случайности", 1939) - ощущение непрочности бытия, внутр. одиночества человека. В годы 2-й мировой войны 1939-45 и Движения Сопротивления лирич. дневник М. отразил протест против бесчеловечности фашизма (стих. "Гитлеровская весна", 1943). В послевоен. поэзии М. ищет выхода за пределы пессимизма, большей коммуникабельности (сб. "Буря и другие стихи", 1956). В сб. "Сатура" (1972) лирич. внутренний монолог насыщен приметами современности, гуманистические мотивы сочетаются с социальной иронией.

Соч.: La casa del doganieri ed altri versi, Firenze, 1932; Diario del'71 e del'72, Mil., 1973; в рус. пер., в сб.: Итальянская лирика. XX век, М., 1968; из книги "Сатура", "Иностранная литература", 1973, № 1.

Лит.: Manacorda G., Montale, Firenze, 1969 (имеется библ.): N a s с i m-beni G., Montale, [2 ed.], Mil., 1969; Carpi U., Montale dopo il fascismo dalla "Bufera" a "Satura", Padova, 1971.

3. М. Потапова.

МОНТАЛЬВО (Montalvo) Хуан (13.4. 1832, Амбато,-17.1.1889, Париж), эку-адорский писатель и публицист. Учился на юрид. ф-те ун-та г. Кито. После реакц. переворота 1869 идейно возглавил либеральную оппозицию, жил в эмиграции в Колумбии и Франции. Вошёл в историю экуадорской лит-ры как создатель тираноборч. политич. прозы и блестящий стилист. Свои произв. М. публиковал в антиправительств, газетах-листовках, к-рые сам же издавал: "Космополита" ("El Cosmopolitan, 1866-69)и др., бичуя в них деспотизм и коррупцию, диктатуру военщины, преступления церкви и правящих классов. Значит, роль в развитии обществ, мысли Лат. Америки сыграли эссе М. "Семь трактатов" (1882), "Нравственная геометрия" (изд. 1902), отмеченные сочетанием боевой публицистичности и романтич. индивидуализма. Одним из первых в Экуадоре выступил в защиту индейцев.

Соч.: Obras escogidas, Quito, 1948; Prosas, [La Habana, 1968].

Лит.: Мамонтов С. П., Литература Эквадора, в сб.: Эквадор, М., 1963; G u е-vara D. С., Quijote у Maestro, biografia novelada de J. Montalvo, Quito, 1947; В а г г e-ra I., Historia de la literatura ecuatoriana, Quito, 1960. С. Я. Мамонтов.

МОНТАНА (Montana), штат на С.-З. США, в группе Горных штатов; граничит с Канадой. Пл. 381,1 тыс. км2. Нас. 694 тыс. чел. (1970). Гор. нас. 53,4%. Адм. ц.- г. Хелина. Самые крупные города - Биллингс и Грейт-Фолс. Зап. часть штата занята хребтами Скалистых гор (г. Гранит-Пик, 3901 м), вост.- Плато Прерий. Климат умеренный, континентальный. Ср. темп-pa января от -6 до -10 "С, июля от 17 до 21 °С. Осадков 350-400 мм в год. Гл. реки - Миссури и её приток Йеллоустон. Значит, ресурсы цветных и драгоценных металлов, угля, нефти, газа, гидроэнергии; хвойные леса. В пределах М. находятся нац. парки

Глейшер и Йеллоустонский (небольш. часть).

Основа экономики - горная пром. и экстенсивное с. х-во. По добыче мет. (90-100 тыс. т в год по содержанию металла) М. занимает 4-е место в стране Ведётся добыча золота, серебра, нефть (ок. 5 млн. т), газа. Обрабат. пром-сть развита слабо (24 тыс. занятых в 197) Установленная мощность ЭС 1,8 (1970). Выплавка меди, свинца и цинка в гг. Анаконда и Грейт-Фолс. Лесопиление. Пищ. пром-сть (гл. обр. произ-сахара, муки). Господствующее положение в горной пром-сти занимает конце "Анаконда".

Осн. с.-х. культуры: пшеница, свёкла; по сбору пшеницы М. занимает 4-5-е место в стране. Поголовье (на нач. 1972): кр. рог. скота 3165 тыс. (молочш коров - 39 тыс.), овец 1050 тыс. Живописная природа гор, нац. парки привлекают значительное число туристов.

Ю. А. Колосов.

МОНТАНЕЛЛИ (Montanelli) Джузеппе (21.1.1813, Фучеккьо,-17.6.1862, то же), деятель демократич. крыла итал. Рисорджименто. В 1840 стал про гражд. права в ун-те Пизы. В период Революции 1848-49 участник австр. итал. войны, осенью 1848 был избран депутатом Учредит, собрания Тосканны выдвинул в Тоскане лозунг созыва Итал. учредит, собрания (ранее провозглашёный Дж. Мадзини), к-рое должно было возглавить борьбу за изгнание австри цев из Италии и подготовить объединение страны. Практически М. отстаивал этот лозунг, будучи с 27 окт. 1848 февр. 1849 главой пр-ва революц. Тосканны. После бегства великого герцога Леопольда II М., избранный в триумвират (врем, пр-во Тосканы), тщетно добивался провозглашения Тосканы республикой и объединения её с респ. Римом. В 50-х г. М. в изгнании в Париже. В работах тех лет, продумывая уроки 1848-49, приш< к выводу о необходимости придать в будущем итал. революции социальный характер и нарисовал утопич. картину будущего социалистич. общества, навеянную гл. обр. идеями Ж. Пруд она. С началом революции 1859-60 вернулся в Тоскану, участвовал добровольцеон. в войне с Австрией, был депутатом Учредит. собрания Тосканы, где голосовал с

Таблица XXXV

К ст. Монгольская Народная Республика. 1. Пик Энх-Тайван (Отгон-Тэнгри) в Хангае. 2. Останцы выветривания в пустыне. Гоби. 3. Отгонное пастбище. 4. Долина реки Тола. 5. Караван верблюдов в долине реки Агариин-Гол (Хуосугульский аймак), в. Озеро Хубсугул.

Таблица XXXVI

К ст.Монгольская Народная Республика. 1. Улан-Батор. Площадь Сухэ-Батора. На первом плане - Дом правительст-ва(1950-60-егг., архитекторы Н. М. Щепетильников, В. Н. Павлов, Чимид) и усыпальница Сухэ-Батора и Чойбалсана (1950-e гг., архитекторы Чимид и Б. С. Мезенцев). 2. Панорама города Улэгай, расположенного у подножия Монгольского Алтая. 3. Панорама города Дархаи. 4. Селение в горах Хангая - Хот-Айл. 5. Комплекс школьных зданий в городе Чойбалсан.

Таблица XXXVII

К ст. Монгольская Народная Республика. 1. Дворцовый комплекс Ногон-Орго в Улан-Баторе. 1832. "Святые ворота". 2. Храм Мэгджит-Джанрай-сэг в монастыре Гавдан в Улан-Баторе. 1911-13. 3. Субурган в монастыре Гандан в Улан-Баторе. 1911-13. 4. "Храм трёх субурганрв" в монастыре Гандан в Улан-Баторе. 18 в. 5. Храмы монастыря Чойчжин-Ла-майн-сумэ в Улан-Баторе. Нач. 20 в. 6.' Жилые дома (на первом плане) в Улан-Баторе. 1969. Архитекторы А. Б. Гурков, М. А. Зильберт. С. Е. Рюмина, М. А. Свирская. 7. Площадь Сухэ-Батора в Улан-Баторе. Справа - памятник Сухэ-Батору (искусственный, гранит, 1946, скульптор Чоймбол). 8. Здание университета в Улан-Баторе. 1943-46. Архитектор Н. М. Ще-петильников. 9. Выставочный павильон "Шилэн байшин" в Улан-Баторе. 1961-64. Архитектор А. В. Гуляев.

Таблица XXXVIII

К ст. Монгольская Народная Республика. 1.Ковёр из Ноин-Улы. Коя. 1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. "Богиня Ушнишавиджайя" (фрагмент свитка). Полотно, гуашь. 18 в. Музей искусства народов Востока. Москва. 3. Дзанабазар. Буддийское божество Тара "зелёная". Бронза. 2-я пол. 17 в. 4. Голова мемориальной статуи принца Кюль-Тегина. Мрамор. 6-8 вв. Центральный музей. Улан-Батор. 5. Сэнгэцохио. Портрет художника Шарава. Полотно, гуашь. 1962. в. Ядамсурэн. "Разговор по душам". 1967. Полотно, гуашь. 7. Уржин, Ядамсурэн. "Победоносный герой". 1968. Аппликация. 8. А м г а л а н. "Местность Жахан-Шарга". 1965. 9. Базарвань. "Бурдийские пески". 1968. 10. С о с о и. "Вечер". Линогравюра. 1968. 11. И з е н. Покрывало. 1958. Вышивка. (3, 5, 6, 8, 9 - Музей изобразительных искусств, Улан-Батор.)

Таблица XXXIX

К ст. Монтевидео. 1. Крепость Форталеса-дель-Серро (ныне Военный музей). 1801-09. Инженер Х- даль Посо-и-Марги. 2. Пляж курортного района Поситос. 3. Театр "Солиск 1841-74. Архитекторы К. Цукки, Ф. X. Гармендия, В. Рабю. 4. Авенида Аграсьяда (застройка-с 1928, архитекторы Г. Моретти, X. П. Фабини). 5. Пласа де ла Индепенденсия. На переднем плане - Дом правительства (1878-80, архитектор X. А. Капурро). 6. Клинический госпиталь (1953) и парк Батлье-и-Ордоньес.

Таблица XL

К ст. Монументальная пропаганда. 1. Л. В. Ш е р в у д. Памятник А. Н. Радищеву в Петрограде. Гипс. 1918. 2. С. Е. Ч е р-н ы ш ё в. Доска "Кто не работает, тот не ест", в Москве. Цемент. 1918. 3. О. Г р и з е л л и. Памятник С. Перовской в Петрограде. Гипс. 1918. 4. С. Т. К о н ё я к о в. Мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство народов". Цветной цемент. 1918. Первоначально была установлена на Сенатской башне на Красной площади в Москве. 5. Архитектор Д. П. О с и п о в, скульптор Н. А. Андреев. Обелиск Советской конституции в Москве. 1918-19. в. А. Т. М а т-в е е в. Памятник К. Марксу в Петрограде. Гипс. 1918. 7. К. Зале. Памятник Дж. Гарибальди в Петрограде. Бронзовый отлив 1963 года с копии несохранившегося гипсового памятника (установлен в 1919). Художественный музей Латвийской ССР. Рига. 8. Н. А. Андреев. Памятник Ж. Ж. Дантону в Москве. 1918-19. 9. С. Д. Лебедева. Барельеф "М. Робеспьер. Крашенный гипс. 1920. (1, 3, 5, 6, 8 не сохранились 4 9 - Руский музей Ленинград)

Таблица XLI

К ст. Мордовская АССР. 1. Река Сура в Кочкуровском районе. 2. Саранск. Советская площадь. 3. Сборочный цех саранского завода "Электровыпрямитель". 4. Диспетчерский пункт информационно-вычислительного центра Саранского кабельного завода. 5. Уборка урожая в Ичалковском районе, в. Алексеевский цементный завод.

Таблица XLII

К ст. Мордовская АССР. 1. Архитектор Е. Я. Киндяков (проект детальной планировки). Проспект 50-летия Октября в Саранске. Застройка 1970-72. 2. Дворец пионеров в Саранске. 1972. Типовой проект. Справа - композиция "Орлёнок > (бронза, 1970, скульптор А. М. Белашов, архитектор Д. С. Витухин). 3. Ф. В. С ы ч к о в. "Трактористки-мордовки". 1938. 4. С. Д. Эрьзя. "Пламенный*. Дерево (квебрахо). 1934. 5. В. А. Беднов. "Беление холстов". 1964-1967. в. Н. М. Обухов. "Алёна Арзамасская-Темниковская". Железобетон. 1971. Краеведческий музей. Темников. 7. В. Д. И л ю х и н. Портрет доярки О. Г. Чевтайкиной. 1971. Дирекция художественных фондов и проектирования памятников Министерства культуры РСФСР. 8. Л. С. Шанина-Трембачевская. "Обед в поле". Линогравюра. 1965. (3-5-Мордовская республиканская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова, Саранск.) низложение великого герцога, но против присоединения (без особых гарантий) к Сардинскому королевству. В 1861 стал депутатом итал. парламента.

МОНТАНИСТЫ, раннехристианская секта. Осн. в сер. 2 в. во Фригии. Названа по имени своего основателя жреца Монтана. Получила распространение в М. Азии, Африке, Риме, Галлии и на Балканах. Следуя традициям первых христ. общин, М. выступали против самовластия епископов; во главе их общин стояли "пророки" и "пророчицы". Ожидая в скором будущем в городке Пепузе (М. Азия) "второго пришествия" Христа, призывали верующих к отказу от собственности, усмирению плоти и т. п. В этих призывах отразился протест против совр. социального строя. Несмотря на преследования со стороны имп. власти и ортодоксальной церкви, секта М. просуществовала до 8 в.

МОНТАНЬ-ПЕЛЕ (Montagne Pelee), действующий вулкан на о. Мартиника, в Вест-Индии. Вые. 1397 м. Известен катастрофич. извержением 1902, когда тяжёлая горячая туча, состоящая из пепла, вулканич. бомб и глыб, уничтожила г. Сен-Пьер с нас. 26 тыс. чел. По этому извержению подобные вулканы относят к пелейскому типу. Более слабо действовал в 1929-32.

МОНТАНЬЯ, Л а-М онтань я (Montana), область предгорий Анд на В. Перу, к В. от р. Укаяли, примыкающая к равнинам Амазонии. Низкие (1000-1500 л) пологие антиклинальные хребты т. н. Субандийских Кордильер с ядрами из меловых и крыльями из палеогеновых пород разделены широкими равнинными понижениями (структурно к ним относятся и Вост. Кордильеры). Р-н М. получает св. 3000 мм осадков и покрыт густыми влажноэкваториальными лесами. Месторождения нефти.

МОНТАНЬЯРЫ (франц. montagnards, от montagne - гора), то же, что Гора (название демократич. группировок во время Великой франц. революции и Революции 1848 во Франции).

МОНТБРЕЦИЯ, род растений из сем. касатиковых; то же, что тритония.

МОНТВИЛА Витаутас Миколасович [19.2(4.3).1902, Чикаго,-19.7.1941], литовский советский поэт. Сын рабочего. В 1906 вместе с семьёй вернулся из США на родину. Батрачил. В 1924 за участие в антивоен. орг-ции молодёжи был посажен в тюрьму. Окончил Мари-ямпольскую учительскую семинарию (1928), учился в Каунасском ун-те (1928). Первый сб. стихов (1925) не был пропущен цензурой; в 1933 опубл. сб. "Ночи без ночлега". Поэзия М. проникнута духом борьбы с бурж. строем. Тесная связь с действительностью, неожиданная "прозаическая" жизненность образов, напряжённый динамизм, свобода ритма и рифмы свидетельствовали о появлении в Литве оригинального поэта. После 1940 М. активно участвовал в строительстве Сов. Литвы. В 1940 вышел сб. "В широкую землю". В последний стихотворный цикл М.- "Венок Советской Литве" (1941) включены известные, впоследствии переведённые на мн. языки мира стихи "Ленину" и "Дайна о Ленине". Перевёл на литов. яз. произв. В. В. Маяковского (стихи к-рого оказали значит, влияние на самого М.) и М. Горького. Был расстрелян фашистами под Каунасом в VII форте.

Соч.: Rastai, t. 1-2, Vilnius, 1956; I saules taka., Vilnius, 1963; Laisva daina, Vilnius, 1964; в рус. пер.- Свет ваш не погас, М., 1959; Стихи. [Вступ. ст. Л. Озерова], М., 1962.

Лит.: Очерк истории литовской советской литературы, M.t 1955; Балтушис Ю., Человек, поэт, борец, "Коммунист" (Вильнюс), 1963, № 3; Огнев. В., У карты поэзии, М., 1968; Atsiminimal apie V. Montvila., Vilnius, 1966; Montviliene D., Nek-lauskit meiles vardo, Vilnius, 1970.

E. Борисова-Ветрова.

МОНТГОМЕРИ Аламейнский (Montgomery of Alamein) Бернард Лоу (p. 17.11.1887, Лондон), британский воен. деятель, фельдмаршал (1944), виконт (1946). Род. в семье епископа валлийского происхождения. Окончил воен. академию в Сандхерсте (1908). Участник 1-й мировой войны 1914-18. В нач. 2-й мировой войны 1939-45, командуя 3-й пех. дивизией, участвовал в боях во Франции и Бельгии. С авг. 1942 командующий 8-й англ, армией в Сев. Африке, к-рая в боях под Элъ-Аламейном (окт.-ноябрь 1942) нанесла поражение итало-нем.-фаш. войскам, а затем действовала в Сицилии и Италии. В 1944 командующий союзной группой армий, высадившейся в июне 1944 в Нормандии, с авг. 1944 командующий 21-й группой армий, действовавшей в Бельгии, Нидерландах и Сев. Германии. В 1945 главнокомандующий брит, оккупац. войсками в Германии. В 1946-48 нач. имперского Ген. штаба, в 1948-51 пред. К-та главнокомандующих Совета обороны Западного союза. В 1951-58 1-й зам. верх, главнокомандующего вооруж. силами НАТО в Европе. Кавалер всех высших орденов Великобритании и многих иностр. орденов, в т. ч. сов. орденов "Победа" и Суворова 1-й степени.

Соч.: Forward to Victory, L., [1946]; El Alamein to the Riyer Sangro, L., 1948; Normandy to the Baltic, L., 1948; The memoirs, Cleveland - N. Y., [1958]; A history of Warfare, Cleveland - N. Y., 1968.

Лит.: L e w i n R., Montgomery as Military Commander, N. Y., 1971.

О. А. Ржегиевский.

МОНТГОМЕРИ (Montgomery), город на Ю. США, на р. Алабама, адм. ц. штата Алабама. 133,4 тыс, жит. (с пригородами 201 тыс. жит., 1970), ок. '/з- негры. Важный трансп. узел. Аэропорт. Значит, торг, центр (хлопок, лес). Предприятия текст., пищ., хим. пром-сти.

МОНТГОМЕРИ, город в Пакистане; см. Саживал.

МОНТГОМЕРИШИР (Montgomeryshire), графство в Великобритании, в Уэльсе. Пл. 2 тыс. км2. Нас. 42,8 тыс. чел. (1971). Адм. ц.-г. Уэлшпул. Почти вся терр. М. занята Кембрийскими горами (до 827 м вые., г. Моил-Сих). Горы покрыты торфяными и вересковыми пустошами. Агр. район (преим. овцеводство). На протяжении десятилетий население М. сокращается (в 1921-51 тыс. жит.), вынужденное в поисках заработка переселяться в др. районы.

МОНТЁ (Monteux) Пьер (4.4.1875, Париж,-1.7.1964, Ханкок, США), французский дирижёр. Учился в Парижской консерватории по классу скрипки. Работал альтистом и скрипачом в оркестрах театра "Опера комик" и Колонна. С юношеских лет начал также дирижировать. Известность получил как дирижёр "Русских сезонов" С. П. Дягилева; при участии М. были исполнены: "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913) и "Соловей" (1914) Стравинского, "Дафнис и Хлоя" Равеля (1912), "Игры" Дебюсси (1913). В 1914 организовал ставшие популярными "Концерты Монтё". В последующие годы руководитель крупнейших амер. и европ. оркестров - Бостонского (1919-24), "Консертгебау" (наряду с В. Менгельбергом, 1924-34), Парижского (1928-37), Сан-Францисского (1935-1952), Лондонского (с 1961). Много гастролировал, в т. ч. в СССР (1926, 1931 и 1956). Обладал высокой муз. образованностью, безошибочным чувством стиля и совершенной техникой. Владея обширным репертуаром, отдавал предпочтение новым сложным произведениям и был первым исполнителем мн. из них (в т. ч. 3-й симфонии С. С. Прокофьева).

Б. Л. Монтгомери.

К. Монтеверди.

Е. Я. Рацер.

МОНТЕ-АЛЬБАН (Monte Alban), город на Ю. Мексики (штат Оахака), в р-не к-рого в 4 в. до н. э.-16 в. н. э. находился политич. и культурный центр сначала сапотеков, затем миштеков. Археол. исследования у М.-А. проводились с нач. 30-х гг. 20 в. мекс. учёным А. Касо. Здесь на вершинах горной цепи, на искусственно созданных террасах открыты дворцы, "пирамиды", стелы с надписями, амфитеатр, кам. лестница (шир. 40 м) и др. сооружения. Стены зданий были украшены фресками, мозаикой, рельефными человеческими фигурами. Исследовано также ок. 150 склепов с керамич. погребальными урнами в виде людей и животных. В одной из гробниц, принадлежавшей миштекскому вождю, найдено много высокохудожеств. золотых изделий.

Монте-Альбан. Часть древнего города.

Лит.: Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962.

МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi), Монтеверде Клаудио Джованни Антонио (ок. 15.5.1567, Кремона,-29.11. 1643, Венеция), итальянский композитор. В 1590-1612 служил в капелле герцогов Гонзага в Мантуе (музыкант, певец, капельмейстер), с 1613 руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. Писал преим. полифонич. хоровую музыку. В 1587-1638 опубликовал 8 книг мадригалов. Развивая полифонич. традиции 16 в., уже в мадригалах М. стремился к лирико-драматич. выразительности, постепенно обновив характер жанра. С 1607 осн. место в его творчестве заняла опера. Сохранились лишь первая - "Орфей" (1607, Мантуя) и 2 последние-"Возвращение Улисса на родину" (1640, Бо-лонья), "Коронация Поппеи" (1642, Венеция). М. придал этому новому тогда жанру ("сказка на музыке", "драма на музыке") подлинно драматич. значение, развив и углубив все его муз.-выразит, средства. М.- создатель т. н. "взволнованного стиля" в музыке. Оказал большое влияние на современников (особенно композиторов венецианской школы).

Лит.: Конев В. Д., К. Монтеверди, М., 1971; Prunieres H., Claudio Monteverdi, P., 1924; М а 1 i p i е г о G. F., Claudio Monteverdi, Mil., 1929; Abert A.. A., Claudio Monteverdi und das musikalische Drama, Lippstadt, 1954. Т. Н. Ливанова,

МОНТЕВИДЕО (Montevideo), столица Уругвая и адм. ц. департамента Монтевидео. Расположена на лев. берегу зал. Ла-Плата Атлантич. ок. Климат субтропический, ср. темп-pa января 23 °С, июля 10 °С. Осадков ок. 1000 мм в год. Пл. 540 км*. Нас. 1,5 млн. чел. (1972; 923 тыс. чел. в 1957).

М. осн. испанцами 24 дек. 1726. Вскоре стал важным торг, центром. В 1777 нек-рое время был оккупирован Португалией, в февр.- июле 1807 - Великобританией, в 1816 захвачен португ.-браз. интервентами и до 1828 входил в состав Бразилии. С авг. 1828 - столица независимого Уругвая. В 1843-51 был осаждён войсками аргент. диктатора Ро-саса; в обороне города до 1848 участвовал нар. герой Италии Дж. Гарибальди. С нач. 20 в. в М. развивается пром-сть, город становится центром рабочего движения Уругвая. В 1918 в М. проходили массовые демонстрации в поддержку Окт. революции 1917 в России, в 1936 - движение за создание нац. фронта, в 1938-выступления трудящихся за демократизацию политич. власти. После 2-й мировой войны 1939-45 М.- арена крупных классовых битв и антиимпериалистич. выступлений.

М.- гл. мор. порт страны (через него проходит почти вся внеш. торговля), начальный пункт речного судоходства по зал. Ла-Плата, pp.Уругвай и Парана, узел жел. и шосс. дорог. Аэродром междунар. значения Карраско. Осн. торг.-пром., финанс. и культурный центр страны. На М. приходится ок. 3/4 всей пром. продукции Уругвая; здесь находятся крупные предприятия мясохладобойной, мясоконсервной, маслоб., муком., текст., кож.-обув., металлургич., металлообр., электротехнич., нефтеперерабат., цем., хим., бум. пром-сти. Город потребляет 70% всей производимой в стране электроэнергии, к-рую он получает с ГЭС в Рин-кон-дель-Бонете и Ринкон-де-Байгория. Климатич. мор. курорт. В М.- филиалы амер., англ., зап.-герм., франц. монополий и банков; базы норв., англ, и япон. китобойных и рыболовных флотов, плавающих в Антарктике.

Монтевидео. Общий вид части города.

В Старом М., примыкающем к порту и построенном по регулярному плану в 18-нач. 19 вв., расположены: главная пл. Пласа де ла Конститусьон (на ней: собор с чертами барокко и классицизма, 1790-1804; классицистич. старая ратуша, 1804-1808, арх.Т.Торибьо), дома кол он.периода с внутр. дворами. К 3. от порта - сложившийся в 18-19 вв. пром. и рабочий р-н Вилья-дель-Серро с прямоугольной сетью улиц, ограниченных со стороны Ла-Платы холмом с крепостью (1801-09). Курортное сев.-вост. побережье Ла-Платы застроено фешенебельными жилыми зданиями и отелями. Центр, р ны Нового М. (окружающего Старый город с С., С.-В. и В.), сложившиеся в 19-20 вв., имеют более свободную планировку. Среди значит, сооружений: классицистич. театр "Со-лис" (1841-74, арх. К.Цукки, Ф. X. Гар-мендия, В. Рабю), эклектич. здание парламента (Паласио Лехислативо; 1908-1920); в стиле архитектуры 20 в.- новая ратуша (1930, арх. М. Кравотто), инженерно-геодезич. ф-т Респ. ун-та (1938, арх. X. Виламахо), многоэтажное здание "Панамерикано"(1957, арх. Р.Сичерс Буре). Совр. микрорайоны: Касавалье (I960, арх. А. Р. Стратта) и др. Памятники колонистам-переселенцам: "Фургон" (1929-34) и "Дилижанс" (1953) - оба бронза, скульптор X. Бельони.

В М. находятся: крупнейшее высшее уч. заведение страны - Респ. ун-т (осн. в 1849), Технич. колледж, к-рому подчиняется ряд спец. уч. заведений, находящихся в М. и др. городах страны, в т. ч. в М.- 2 индустр. уч. заведения, электротехнич., строит., торговли и домоводства (женское), графич. иск-ва, прикладного иск-ва, судостроит., делопроизводства и коммерции. Науч. учреждения - Нац. академия лит-ры, Нац. инж. академия, Нац. комиссия по атомной энергии, Ин-т географии и истории, Астрономия, обсерватория и др. 10 библиотек, крупнейшие из них - Нац. б-ка (500 тыс. тт.), б-ки факультетов Респ. ун-та, Муниципальная б-ка (20 тыс. тт.), Нац. б-ка конгресса (св. 180 тыс. тт.), Пед. б-ка (св. 115 тыс. тт.). Музеи - Нац. историч. музей, Музей естеств. истории, Пед. музей, Нац. музей изящных иск-в, Муниципальный музей изящных иск-в и др., 2 зоопарка, планетарий. Имеются театры и театр, залы: "Мерседес", "Тингладо", "Театро дель сентро", "Сиркулар", "Эль галь-пон", "Клуб де театро", "Нуэво стелла", "Одеон", "Солис", "Верди"; в них выступают труппы-"Комедия насьональ", "Групо 68", "Театро уно", "Театро дель сур" и др. Работает Нац. консерватория.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIX (стр. 544-545).

Лит.: А Ь е 1 1 a Trias J. S., Montevideo, la ciudad en que vivimos. Su desarrollo, su evolucion у sus planes, Montevideo, I960.

MОHTE-ВИЗО (Monte Viso), горный массив на С.-З. Италии, в Котских Альпах. Вые. до 3841 м. Сложен преим. зе-ленокаменными породами (амфиболиты, серпентиниты). Склоны крутые, расчленённые глубокими ущельями. В гребневой зоне - вечные снега и небольшие ледники, из к-рых берёт начало р. По. Ниже -альп. и субальп. луга, хвойные (из пихты, сосны) и широколиств. (из бука, дуба) леса.

МОНТЕО-БЕЙ (Montego Bay), город на С.-З. Ямайки. 42,8 тыс. жит. (1970). Порт на Атлантич. побережье. Жел. дорогой соединён с г. Кингстон. Аэродром междунар. значения. Вывоз сахара, кофе, бананов. Курорт.

МЕНТЕГЮ (Montagu) Айвор (р. 23.4. 1904, Лондон), английский обществ, деятель и публицист. Род. в аристократич. семье. Образование получил в Лондонском королевском науч.-технич. колледже и Кембриджском ун-те. Автор работ по теории и истории кино, сценарист и постановщик ряда фильмов. В 1932-33 и 1937-47 сотрудничал в газете "Дейли уоркер" ("Daily Worker"). В 1930-е гг. участвовал в антивоен. конгрессах в Париже и Амстердаме. После 2-й мировой войны 1939-45 участник всемирного Движения сторонников мира. В 1948-67 секретарь, с 1969 чл. Президиума Всемирного Совета Мира. М. удостоен Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1959). Награждён болг. орденом Свободы 1-й степени (за заслуги в борьбе за освобождение Г. Димитрова из рук нацистов) и монг. орденом "Полярная звезда" (за очерки о МНР "Земля голубого неба").

М.- видный деятель в области междунар. спорта. В 1926-67 президент Междунар. федерации настольного тенниса, пожизненный вице-президент брит. Ассоциации настольного тенниса.

Соч.: Table tennis, L., 1936; The traitor class, L.. 1940; Film world, [Harmondsworth], 1964; With Eisenstein in Hollywood, В., 1968; Germany's new nazis, L., 1967; The youngest son, L.. 1970; в рус. пер.- Сговор против мира, М., 1953; Мир фильма, Л., 1969.

МОНТЕГЮ (Montague) Уильям Пеп-перелл (24.11.1873, Челси, Массачусетс,-1.8.1953, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, представитель неореализма. Проф. Колумбийского ун-та (с 1920). Один из авторов неореалистич. манифеста (1910) и сб. "Новый реализм" (1912). Впоследствии пытался "синтезировать" неореализм и персонализм. В 1930-х гг. примыкал к "религиозному реализму"; к концу жизни стал склоняться к томизму. Претендуя на синтез идеализма и материализма, М. называл этот синтез анимистич. материализмом, или "гилопсихизмом". Материю и психику М. рассматривал как две различные формы энергии: материя - механич. система кинетич. энергий; мысль - иерархич. система потенциальных энергий, сосредоточенных в мозгу. М.- сторонник теории эмерджентной эволюции, к-рую он трактовал в механистич. духе как возникновение нового качества в результате постоянного нарастания одного фактора развития по сравнению с другим.

Соч.: The ways of knowing..., L.,[1925]; Belief unbound..., New Haven-L., [1940]; The illusion of nominalism, [s.l.], 1948;
Great visions of philosophy, La Salle, 1950.

А. С. Богомолов.

"МОНТЕГЮ - ЧЕЛМСФОРДА РЕФОРМА", Закон об управлении Индией, принятый англ, парламентом в 1919 в условиях усиления нац.-освободит, движения в Индии. Основывался на докладе мин. по делам Индии Э. Монтегю (Е. Montagu) и вице-короля Индии Ф. Челмсфорда (F.Chelms-ford), опубл. в 1918 (отсюда назв.). Предусматривал создание двухпалатного законодат. органа при ген.-губернаторе, состоявшего из Гос. совета и Законодат. собрания, часть членов к-рых назначалась. За ген.-губернатором сохранялось право вето. В крупных провинциях вводилась т. н. диархия (двоевластие); сущность её заключалась в сложной и запутанной системе разделения власти между департаментами, министры к-рых ответственны перед законодат. органами, и департаментами, возглавлявшимися министрами, ответственными перед губернаторами провинций. Система диархии по существу лишала вновь созданные органы возможности действовать сколько-нибудь эффективно. "М.- Ч. р." сохраняла принцип раздельных религ.-общинных курий, введённый в 1909; право выбирать законодат. органы получало всего ок. 1% населения Индии, в провинциальные - ок. 3%. "М.- Ч. р.", не менявшая существа колон, господства, вызвала протест различных слоев инд. общества. Нац. конгресс бойкотировал выборы (1921) в новые законодат. органы. "М.-Ч. р." действовала до 1935.

МОНТЕЙРУ ЛУБАТУ (Monteiro Loba-to) Жозе Бенту (18.4.1883, Таубате,-4.7.1948, Сан-Паулу), бразильский писателе. По образованию юрист. Для рассказов и пуолицистич. очерков М. Л.-сб-ки "Урупес" (1918), "Мёртвые города" (1919), "Негритянка" (1920) - характерно неприкрашенное, лишённое роман-тич. идеализации изображение крестьянства. Художеств, яркость и достоверность сделали рассказы М. Л. важным звеном в формировании браз. нац. лит-ры. С 20-х гг. занялся издат. деятельностью и журналистикой, выступал за независимость браз. экономики и культуры (кн. "Нефтяной скандал", 1936). Писал также для детей, в увлекат. форме знакомя их с основами наук, фольклором.

С о ч.: Ob'ras completes, v. 1 - 13, Sao Paulo, 1946-47; в рус. пер.- Сказки тётушки Настасьи, М., 1958; Чернуша. Месть пе-робы, в сб.: Бразильские рассказы, М., 1959; Орден Жёлтого Дятла, М., 1961.

Лит.: Тертерян И. А., Бразильский роман XX в., М., 1965; CavalheiroE., Monteiro Lobato. Vida o obra, v. 1-2, 2 ed., Sao Paulo, [1956]. И. А. Тертерян.

МОНТЕ-КАРЛО (Monte Carlo), город в Монако, на побережье Средиземного м., на Лазурном берегу. 9,5 тыс. жит. (1961). Курорт и центр междунар. туризма. Известен игорным домом (казино). Оперный театр; нац. музей изящных искусств.

MОHTE-КАРЛО МЕТОД, метод статистических испытаний, численный метод решения матем. задач при помощи моделирования случайных процессов и событий. Термин "М.-К. м." возник в 1949, хотя нек-рые расчёты путём моделирования случайных событий осуществлялись статистиками и ранее. (Назв. "М.-К. м." происходит от города Монте-Карло, известного своим игорным домом.) Широкое распространение М.-К. м. получил только после появления быстродействующих вычислительных машин. Программы для расчётов по М.-К. м. на ЭВМ сравнительно просты и, как правило, позволяют обходиться без большой оперативной памяти. См. Статистических испытаний метод.

"МОНТЕКАТИНИ ЭДИСОН" (Monte-catini Edison, Италия), см. в ст. Химические монополии.

А. Монтегю.

М. Монтень.

МОНТЕКУККОЛИ, Монтекукку-л и (Montecuccoli. Montecucculi) Рай-мунд (21.2.1609, замок Монтекукколи, близ Модены,-16.10.1680, Линц), граф, с 1679 имперский князь и герцог Мельфи, австр. фельдмаршал (1658), воен. теоретик. С 1625 на австр. службе, участвовал в Тридцатилетней войне 1618-48. Во время войны Дании, Бранденбурга и Австрии против Швеции (1657-58), командуя австр. войсками, нанёс ряд поражений швед, войскам и вытеснил их из Польши, Ютландии и Померании. В 1664, руководя соединённой австро-франко-венг. армией, разбил тур. войска-в Зап. Венгрии. В 1672-76 успешно действовал на Рейне против франц. армии А. Тюрен-на и Л. Конде. В "Записках" М. систематизировал воен.-теоретич. положения своего времени, доказывал необходимость постоянной, хорошо обученной армии, требовал навязывать бой противнику, а не ограничиваться маневрированием с целью перерезать его коммуникации. Придавал большое значение артиллерии в бою.

Соч.: Записки или главные правила военной науки..., пер. с франц., М., 1760.

МОНТЕЛИУС (Montelius) Оскар (9.9. 1843, Стокгольм,-4.11.1921, там же), шведский археолог. Создал хронологич. классификацию неолита, бронз, и раннего жел. веков Европы, базирующуюся на разработанном М. типологическом методе. Метод М., помогающий установить относительную и абсолютную датировку археол. памятников (см. Археологическая датировка), применяется и совр. археологами. Однако М., как и нек-рые др. археологи-эволюционисты (напр., Г. Мортилье), ошибочно полагал, что вещи развиваются по тем же законам, что и животные организмы.

Соч.: Die Chronologic der altesten Bron-zezeit in Nqrd-Deutschland und Skandinavien, Braunschweig, 1900; Kulturgeschichte Schwe-dens, Lpz., 1906; Dievorklassische Chronologic Italiens, Bd 1 - 2, Stockh., 1912; Die alteren Kulturperioden im Orient und in Europa, v. 1-2, Stockh., 1903-23.

МОНТЕЛЬ (Montel) Поль (р. 29.4.1876, Ницца), французский математик, чл. Парижской АН (1937). Проф. Парижского ун-та (1911-46). Работы М. относятся к теории аналитич. функций; важнейшие из них посвящены применению принципа компактности к теории аналитич. функций.

Соч.: Lecons sur les series de polynomes a une variable complexe, P., 1910; Lecons sur les fonctions entieres ou meromorphes, P., 1932; в рус. пер.- Нормальные семейства аналитических функций, М. -Л., 1936.

МОНТЕНЕГРО (Montenegro), итальянское название Черногории, принятое также во Франции, Великобритании, Испании и ряде др. стран.

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо,-13.9.1592, там же), французский философ и писатель. Род. в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классич. образование, окончил коллеж, изучил право. В 1580-1588 М. опубл. своё осн. соч. "Опыты" (кн. 1-3). Лит.-филос. жанр размышления над конкретными историч. фактами прошлого и настоящего, бытом и нравами людей разных положений, состояний, уровней культуры да и сам термин "эссе" ("опыт") своим возникновением обязаны прежде всего М. Стимулом к созданию нового жанра явилась неспокойная обстановка гражд. и религ. войн между феод, знатью и складывавшейся монархией, между католич. и гугенотско-протестантской партиями. Широкое вольнодумство, своеобразный гуманистич. скептицизм М. направлены против церк. ортодоксии и схоластики, господствовавшей в ср.-век. ун-тах, против суеверий и фанатизма, жестокости и цинизма правителей, феод. анархии и произвола.

Предмет критики М.- моральная структура цивилизованного и всё ещё варварского общества, по сравнению с к-рым примитивный мир дикарей и отношения, основанные на естеств. нравственности, являются воплощением разумного и куда более человечного образа жизни. Рассказывая при этом о своём личном опыте, склонностях, приверженности к здравому смыслу, М. создаёт реалистически правдивый самокритичный автопортрет. Смешанное со скептицизмом благоразумие выдвигается им как подходящий принцип и для общества, от неурядиц к-рого больше всего терпит всегда простой люд, чьё возмущение и чей юмор, сугубо французский, галльский, характерны для М.

Век классицизма не мог понять М. Мн. его идеи ведут к Ш. Монтескье, к просветителям 18 в. и к Ж. Ж. Руссо.

Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 6, P., 1924 - 27; в рус. пер.- Опыты, послесл. Ф. А. Коган-Бернштейн, т. 1 - 3, М., 1960.

Лит,: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 321 - 34; Р ы к о в а Н., М. Монтень, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; М о r с a u P., Montaigne. L'homme et 1'oeuvre, 4 ed., P., [19581; "Europe", 1972, № 513 - 14, janv.- fevr. (номер посвящён Монтеню); Joukovsky F., Montaigne et le probleme du temps, P., 1972: Тannenbаum S. A., M. E. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.

В. И. Ефимов.


Ш. Монтескье.

МОНТЕОРУ, археол. культура эпохи средней бронзы (1700-1200 до н. э.). Открыта в 1917 -18 у с. Сэрата-Монтеору (Sarata-Monteoru, уезд Бузэу) в Румынии. Распространена в вост. части Румынии, в СССР - в зап. р-нах Молд. ССР. Представлена укреплёнными и неукреплёнными поселениями и могильниками (погребения на боку в скорченном положении). Население жило патриархальными общинами, занималось земледелием и скотоводством. Оружие и др. предметы изготовлялись из бронзы и камня. Глиняная посуда с чёрной лощёной поверхностью украшалась рельефным или шнуровым орнаментом, на позднем этапе - бугорками, пальметками или спиралями. У с. Сэрата-Монтеору открыт также слав, могильник 6-7 вв. (св. 1500 трупосожжений, помещённых в круглые ямы, реже - в глиняные урны). Инвентарь: пальчатые фибулы, жел. ножи, стеклянные бусы и др., а также визант. золотые, серебряные и стеклянные сосуды.

Монтеору. Бронзовая фибула и глиняный сосуд.


Лит.: Федоров Г. Б., Население Прутско-Днестровского междуречья в 1 тыс. н. э., М., 1960; Федоров Г. Б., IIолевой Л. Л., Археология Румынии, М., 1973.


МОНТЕРИЯ (Monteria), город в Колумбии, адм. ц. департамента Кордова. Порт на р. Сину, в 50 км от побережья Карибского м. 188 тыс. жит. (1971). Соединён шоссе с автомагистралью Медельин -Картахена. Торг.-трансп. центр с.-х. р-на (бананы, рис, хлопчатник и др. субтро-пич. культуры, лсивотноводство). Цсм. пром-сть.



МОНТЕРЛАН (Montherlant) Анри де (21.4.1896, Париж,-21.9.1972, там же), французский писатель, чл. Франц. академии (1960). Учился в Ин-те Сент-Круа в Нёйи. Ранние произв. М. написаны под влиянием М. Барреса. Романы "Бестиа-рии" (1926), "Холостяки" (1934, рус. пер. 1936), отражающие увлечение писателя спортом, и особенно его тетралогия "Девушки" (1936), "Жалость к женщинам" (1936), "Демон добра" (1937), "Прокажённые" (1939) характеризуют М. как сторонника крайнего эгоцентризма и непримиримости к человеческим слабостям в духе Ф. Ницше. В годы фаш. оккупации Франции М. пришёл к оправданию гитлеровской политики и коллаборационизму (кн. "Июньское солнцестояние", 1941). В драмах "Мёртвая королева" (1942), "Ничей сын" (1943), "Малатсста" (1946), "Испанский кардинал" (1960) М. высказывался в пользу сильной политич. власти, для к-рой нар. массы являются лишь пассивным и инертным материалом.

С о ч.: Romans et oeuvres de fiction ..., P., 1959; Theatre, P., 1954; Essais, [P., 1963]; Un assassin est mon maitre, [P., 1971].

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Perruchot H., Montherlant, [4 ed., P., 1959]; Blanc A., Montherlant ..., [P., 1968] (имеется библ.); Н. de Montherlant, "Nouvelle revue francaise", 1973, fevr., № 242, p. 1 - 126 (№ посвящён Мон-терлану); [Некррлог], "L'Humanite", 1972, 23 sept.; Les critianes de notre temps et Montherlant, P., [1973]. В.П.Большаков.

МОНТЕ-РОЗА (Monte Rosa), горный массив в Пеннинских Альпах, на границе Италии и Швейцарии. Сложен преим. гранитами и гнейсами. Вые. до 4634 м (г. Дюфур). В гребневой зоне - совр. оледенение (крупнейший ледник Горнер, дл. ок. 14 км). Альп, и субальп. луга и кустарники; ниже - хвойные леса.

МОНТЕРРЕЙ (Monterrey), город в Сев. Мексике, адм. ц. штата Нуэво-Леон. 830 тыс. жит., в пределах агломерации 1177 тыс. жит. (1970). Важный пром.-трансп. и финанс. центр Мексики. Развитию М. способствовали положение на путях из Центр. Мексики в США, близость месторождений полиметаллов, кам. угля, нефти и газа, а также районов орошения. Общенац. значение имеют чёрная и цветная металлургия, химич., элсктротсхнич., металлообр., пивовар, пром-сть. Предприятия текст., цем. пром-сти. Ун-т.



МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи де Секоида, барон де Ла Бред и деМ. (18.1.1689, Лабред, близ Бордо,-10.2.1755, Париж), французский просветитель, правовед, философ и писатель.

Чл. Ин-та Франции (1727). Происходил из старинного дворянского рода. По окончании католич. коллежа (1705) изучал право в Бордо и Париже. В 1714 совет-пик, а с 1716 один из вице-президентов парламента (суда) Бордо. С 1726 жил в Париже.

В 1728 М. предпринял путешествие по Европе (посетил Италию, Пруссию, Нидерланды), в 1729-31 жил в Великобритании. Англ, конституц. практика, взгляды англ, правоведов и философов оказали большое влияние на формирование гос.-правовых идеалов М., наиболее ярко выраженных в книге "О духе законов" (1748, рус. пер. 1900),- энциклопедич. труде, основанном на широком использовании сравнительного и сравнительно-историч. методов. М. придавал большое значение в формировании позитивного права и форм правления гос-ва географич. факторам (особенно климату). Жаркий климат, считал он, порождает лень и страсти, убивает гражд. доблести и является причиной деспотич. правления. Такая позиция дала основание считать М. одним из основоположников т. н. географич. школы в социологии. Однако важнейшее значение М. придавал политич. факторам и прежде всего - форме правления. Осн. темой кн. "О духе законов" и являлась проблема разумного гос. строя и его организация. Исходя из антич. политич. теорий, М. различал 3 правильные формы правления (демократия, аристократия и монархия) и 1 неправильную (деспотия).

Считая наилучшей формой правления монархию, М. в качестве средства, способного предотвратить трансформацию монархии в деспотию и обеспечить политич. свободу, полагал принцип разделения властей, а также федеративную форму гос. устройства (см. также "Разделение властей"). М. сыграл значит, роль в истории Франции, в развитии мировой обществ. мысли как критик королев. деспотизма и идеолог конституц. монархии. В целом же политич. программа М.-программа компромисса между буржуазией и дворянством на условиях совместного участия в осуществлении гос.власти. М. не сумел дать подлинно науч. разграничения различных форм правления. К. Маркс, отмечая неправильность данного М. разграничения монархии и деспотии, писал, что "...всё это- обозначения одного и того же понятия, в лучшем случае они указывают на различия в нравах при одном и том же принципе" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 374-75). В области чисто правовой М. выдвинул ряд прогрессивных принципов: равенство граждан перед законом, широкое избират. право, свобода слова, печати, совести, отделение церкви от гос-ва, отказ от пыток и суровых наказаний, необходимость междунар. соглашений о гуманизации методов войны и т. д.

Идеи М. широко использовал Ч. Бек-кариа, выдвигая новые принципы уголовного права. Теория разделения властей оказала большое влияние на амер. конституцию 1787, франц. конституцию 1791 и др.

Историч. взгляды М. нашли своё выражение в его труде " Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734). М. отказывается от теологич. понимания истории, выдвигает положение об объективной закономерности историч. процесса.

Книга "О духе законов" была внесена в "Индекс запрещённых книг", тем не менее она выдержала 22 изд. на протяжении двух лет (1748-1750), была переведена почти на все европ. языки. Первыми переводчиками этой книги в России были А. Д. Кантемир и А.Н.Радищев (оба перевода не сохранились).

Славу М. как художнику слова принёс роман "Персидские письма" (1721, рус. пер. 1789) - одно из лучших произв. т. н. филос. жанра, характерного для 18 в. Идеи романа изложены в форме переписки друзей - персов Узбека и Рики, "наивных" и в то же время ^удрых критиков франц. светского общества, преисполненного спеси от пустой мишуры своей "цивилизованности", от к-рой неотделимы суеверия, гнёт церкви и власти, оторванная от жизни учёность, иск-во, состоящее из риторических славословий, условностей, крайней манерности. Полная иронии, тонког