загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

"Намын амьдрал" ("Партийная жизнь"), с 1923, тираж 30 тыс. экз., ежемесячный журн., орган ЦК МНРП; "Худул-мур" ("Труд"), с 1930, тираж 60 тыс. экз., газета выходит 3 раза в неделю, орган Центрального совета профсоюзов МНР; "Залучудын унэн" ("Молодёжная правда"), с 1924, тираж 60 тыс. экз., газ. выходит 3 раза в неделю, орган ЦК Монгольского революционного союза молодёжи; "Новости Монголии", с 1947, тираж на рус. яз. - 10 тыс. экз., на кит.-1 тыс. экз., газета выходит 2 раза в неделю; "Монгол улс" ("Монголия"), с 1956, тираж на монг. яз.-12 тыс. экз., рус.-19 тыс., англ.-1 тыс. экз., ежемесячный иллюстрированный обществ.-поли -тич. и лит.-художеств. журнал;" Монголын эмэгтэйчуд" ("Монгольские женщины"), с 1925, тираж 30 тыс. экз., журн. выходит 1 раз в 3 месяца. В 1957 создано правительств, телеграфное агентство -Монгольское телеграфное агентство -"МОНЦАМЭ". Снабжает внешнеполитич. информацией монг. газеты, радио и телевидение. Издаёт газету, а также ин-формац. бюллетени на англ, и франц. яз. Радиовещание в МНР осуществляется (с 1934) Гос. комитетом Совета Министров МНР по информации, радиовещанию и телевидению. Работают 2 радиоцентра-в Улан-Баторе и в Улэгэе. Радиоцентр в Улан-Баторе ежедневно в течение 21 часа в сутки ведёт передачи по двум программам на монг. яз. Регулярно транслируются передачи на рус., кит., англ., франц. и казахском яз.; продолжительность передач на иностр. яз.-30 часов в неделю.

В 1967 в Улан-Баторе вступил в строй телевизионный центр. С 1969 телепередачи в Улан-Баторе принимаются станцией космической телесвязи "Орбита". Телевизионные передачи осуществляются по трём программам - национальной и двум программам "Орбита" 6 раз в неделю.

Л. Л. Поздняков.

XIII. Литература.

Фольклор монголов отличается богатством жанров: песни, былины, героич. сказания, сказки, йоролы (благопожела-ния), магтаалы (восхваления), сургаалы (поучения), легенды, загадки, пословицы и поговорки. Сильные фольклорные традиции сказались на живучести монг. эпич. лит-ры, широко известной сказанием о Гэсэр-хане, нар. эпосом "Джангар" (бытует наравне с калмыцким) - о цветущей стране Бумбе и её богатыре и защитнике Джангаре. Эпиграфич. памятники письм. лит-ры, датированные 12-13 вв., "Надписи на скалах халхасского Цокто-тайджи" (1580-1637) свидетельствуют о большом влиянии нар. песенной лирики, об эпичности как особенности, присущей монг. поэзии. Образцом диало-гич. нар. песен служит произв., известное под назв. "Золотоордынская рукопись на бересте" (рубеж 13-14 вв., хранится в Эрмитаже, Ленинград). Первый известный монг. письм. памятник -"Сокровенное сказание" (не ранее 1240) -соч. неизвестного автора или коллектива авторов, в равной степени относится и к исторической, и к художественной лит-ре. Лит-ра 13-14 вв. лишь фрагментарно представлена в более поздних сочинениях - летописях 17 в., в к-рые вошли широко известные произв. "Сказание об Аргасун-хуурч", "Беседа мальчика-сироты с девятью витязями Чингисхана", "Легенда о разгроме трёхсот тайджиутов", более поздние - "Плач То-гонтэмура", "Легенда о мудрой ханше Мандухай" (15 в.), "Повесть об Убаши-хун-тайж" (16 в.). По художеств, достоинствам выделяются три летописи 17 в.-анонимное "Жёлтое повествование", "Золотое сказание" Лубсан Дандзана,"Драгоценная пуговица" Саган Сэцэна. Разнообразие жанров отличает оригинальную монг. лит-ру 19 в., когда творили автор историч. трилогии "Синяя книга" и социально-бытового романа "Одноэтажный павильон" Инжинаш (1837-92), мастер поэтич. нар. сатиры Хуульч Сандаг, группа поэтов - Д. Равжаа (1803-56), Гулранса (1820-51), Ишданзанванжил (1854-1907), Лувсандондов (1854-1909), Хишигбат (1849-1916), Гамал (1871-1916), создатель аллегорич. рассказа "О собаке, кошке и мыши" Гэндэн Мээрэн (1820-82). Этой лит-ре свойственны демократич. антифеод, тенденции.

Начиная с периода Юаньской империи (70-е гг. 13 в.- 1368) процветала переводная лит-pa. Среди её произв.- поэма Шантидевы, "Калила и Димна"- иранский вариант "Панчатантры", "Сто тысяч песен" тибет. поэта-отшельника Мила-райбы, сб. афоризмов "Субашита" и др. 108 томов "Ганжура", включающего, помимо учёных трактатов, труды по языкознанию, стихосложению, риторике, 225 томов "Данжура" - комментария к "Ганжуру" - переводились на протяжении столетий и были напечатаны в 18 в. Послесловия к нек-рым переводам сохранили имена переводчиков. Один из них Чойджи-одсер - автор стихотворного послесловия, комментария и перевода "Бод-хичарьяватары" (14 в.). Получили распространение пришедшие из Индии мн. повести и рассказы, напр. "Волшебный мертвец", сказки "Панчатантра", сказание о царе Викрамадитья. В устной передаче имели хождение различные кит. романы. Популярностью пользовались "Речные заводи" Ши Най-аня, "Троецар-ствие" Ло Гуань-чжуна, "Путешествие на Запад" У Чэн-эня, "Сон в красном тереме" Цао Сюэ-циня, новеллы Пу Сунлина.

После нар. революции 1921 молодая лит-pa Монголии, опираясь на фольклор, впитывала лучшие традиции лит. наследия, расширяла связи с прогрессивной мировой, в первую очередь - русской классич. и сов. лит-рой. Получили развитие новые жанры. Особое место заняла драматургия. В 1929 был создан кружок революц. писателей, преобразованный в 1930 в Монг. ассоциацию революц. писателей. Первые страницы новой лит-ры открывают революц. песни "Шивэ Кяхта", "Красное знамя", первые самодеятельные злободневные спектакли ("Сандо ам-бань", 1922). В театре проявились дарования одного из основоположников совр. лит-ры Д. Нацагдоржа (1906-37), талантливых писателей С. Буяннэмэха (1902-37), М. Ядамсурэна (1902-37), Ш. Аюши (1904-37), Д. Намдага (р. 1911). В 20-е гг. опубл. первые монг. повести - "Озеро Толбо" Улаан-оторча (псевд. Ц. Дамбадоржа, 1900-34), "Отвергнутая девушка" Ц. Дамдинсурэ-на (р. 1908). На 30-е гг. приходится расцвет творчества Нацагдоржа, создавшего стихи, рассказы, лирич. миниатюры, неск. пьес, в т. ч. первую нац. муз. драму "Три печальных холма", первые главы повести "Ненанизанный жемчуг" и др. произведения. В этот период выделяется творчество Дамдинсурэна, создавшего стихи, поэму "Моя седая матушка" (1934) -сыновнее слово любви к матери, верности родине. Оставаясь глубоко нац. писателями, продолжавшими нар. традиции, Нацагдорж, Дамдинсурэн испытали на себе прогрессивное влияние передовой зарубежной лит-ры. Их произведения знаменуют первые успехи социалистич. реализма в лит-ре Монголии.

40 - 50-е гг. стали временем прихода в лит-ру мн. поэтов и прозаиков. Разгром япон. войск в р-не р. Халхин-Гол (1939), Великая Отечеств, война Сов. Союза 1941-45, участие МНР в совместном разгроме Квантунской армии осенью 1945 обусловили появление в монг. лит-ре воен. темы, необычайный размах приобрели мотивы монг.-сов. дружбы. К теме солидарности с сов. народом обращаются С. Дашдэндэв (р. 1912), Д. Цэвэгмэд (р. 1915), Ч. Лхамсурэн (р. 1917), П. Хор-лоо(р. 1917), Д. Тарва(р. 1923). Развивается нац. драматургия. В пьесах Намдага, Ц. Цэдэнжава (р. 1913), Б. Бааста (р. 1921) оживает историч. прошлое Монголии, появляются фольклорные пьесы Ч. Ойдова (1917-63); ставятся пьесы на совр. темы Д. Сэнгээ (1916-59), Э. Ою-ун (р. 1918), Ч. Лодойдамбы (1917-70), Л. Баштана (1920-68) и др. Особенно выделяется талант Сэнгээ, оставившего мн. стихов, песен, поэм, повесть "Аюуш" (1947) о герое МНР. Одно из значит, достижений литературы 50-60-х гг.-становление и развитие в ней жанра романа. Поэзия, долгое время доминировавшая в литературе, отступила на второе место. Первыми монгольскими романистами стали Б. Ринчен (р. 1905) и Лодойдамба. В романе "Заря в степи" (кн. 1-3, 1951-55) Ринчена отражена жизнь монг. общества конца 19-1-й пол. 20 вв. Роман "На Алтае" (1949) Лодойдамбы посвящён работе геологич. экспедиции, становлению нового человека. Подлинным успехом Лодойдамбы стала дилогия "Прозрачный Тамир" (кн. 1-2, 1962-67) - широкое многоплановое полотно; в центре его - нар. революция 1921, судьбы монг. тружеников. Авторами ист.-революц. романов являются также Намдаг ("Тревожные годы"), Ц. Уламбаяр (р. 1911; "Горе и счастье"), Дашдэндэв ("Красное солнце"). Известными романистами стали Ж. Пурэв (р. 1921), Л. Тудэв (р. 1935), С. Даш-дооров (р. 1935). В центре внимания Тудэва - социалистич. Монголия, пафос созидания новой жизни (романы "Горный поток", 1960, "Перекочёвка", 1964). Продолжают развиваться жанры повести, рассказа. В сб-ках рассказов Бааста проблемы современности переплетаются с ист.-революц. тематикой. Вопросы морали ставит в своих рассказах М. Гаадамба (р. 1924). Судьбам монг. женщин посвящено творчество писательниц Оюун и С. Удвал (р. 1921; сб. рассказов "Мы встретимся с вами", 1965). Гуманистич. идеями проникнуты произв. Д. Мягмара (р. 1933; повести "Земля и мы", 1965; "Мельник" и"Дочь мельника", обе 1966). Моральные, нравств. проблемы - в центре рассказов Дамдинсурэна (сб. "Странная свадьба", 1966). С.Эрдэ-нэ (р. 1929) проявил себя мастером в жанре психологич., лирич. новеллы (рассказы сб. "Пыль из-под копыт", 1964, повести "Год синей мыши", 1970, "Трава под снегом", 1971, и др.). В повестях, рассказах 60 - нач. 70-х гг. находят отражение реальные требования и конфликты действительности, выступают герои, объединённые идеями социализма.

Среди современных поэтов выделяются Ц. Гайтав (р. 1929) - автор поэм "Ленин с нами" (1963), "Карл Маркс" (1964), "Сухэ-Батор" (1967), "Фридрих Энгельс" (1973); Б. Явуухулан (р. 1929) -мастер лирич. и гражд. поэзии; Ч. Чимид (р. 1927) - поэт, прозаик, драматург; Д. Пурэвдорж (р. 1933), Ш. Сурэнжав (р. 1938), П. Пурэвсурэн (р. 1939), поэтесса Ш. Дулма (р. 1934), поэт М. Цэдэн-дорж (р. 1932) и др.

В 70 е гг. небывалого размаха достигла переводч. деятельность. Творчество совр. писателей свидетельствует о сближении лит-ры Монголии с прогрессивной мировой лит-рой при максимальном сохранении нац. особенностей.

Союз писателей МНР регламентирует лит. жизнь. Состоялось пять съездов монг. писателей. Союз писателей выпускает периодич. издания - журн. "Цог" (с 1944), газ. "Утга зохиол урлаг" (с 1955). Регулярно выходит альманах "Свод вдохновенных слов" (с 1929). Творчество молодых представляет ежегодник "Подснежник".

Лит.: Владимирцов Б., Монгольская литература, в сб.: Литература Востока, в. 2, П., 1920; Монголо-ойратский героический эпос, П.-М., 1923; Герасим о-в и ч Л. К., Литература Монгольской Народной Республики 1921-1964 годов, [Л.], 1965; Михайлов Г. И., Литературное наследство монголов, М., 1969; Михайлов Г., Яцковская К., Монгольская литература, М., 1969; Ш а с т и н а Н. П., Образ Чингисхана в средневековой литературе монголов, в сб.: Татаро-монголы в Азии и Европе, М., 1970; ее же, Повесть о споре мальчика-сироты с девятью витязями Чингнса, в сб.: Страны и народы Востока, в. 11, М., 1971; Кара Д., Книги монгольских кочевников, М., 1972; "Вопросы литературы*, 1973, № 12 (номер посвящен литературе МНР); Лубсан Данзан, Алтай тобчи (Золотое сказание), пер. с монгольского, введение, комментарии и приложения Н. П. Шастиной, М., 1973; Молодые поэты Монголии. Сборник, пер. с монгольского, вступ. ст. К. Яцков-" ской, М., 1973; Песни аратов. Из монгольской народной поэзии, пер. Н. Гребнева. Сост. Г. Михайлов, М., 1973.

К. Н. Яцковская.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

"Оленный камень". 3 в. до н. э. Верховье р. Орхон.

К началу эпохи бронзы относятся древнейшие памятники иск-ва, найденные на терр. Монголии; изображения животных, выбитые или нанесённые краской на скалах, медные и бронзовые ножи, украшенные верными натуре, а позже стилизованными изображениями животных. С начала жел. века на бронз, изделиях и "оленных камнях" (могильные столбы или плиты) преобладают стилизованные фигурки животных, в т. ч. бегущих оленей, в скифском зверином стиле. К кон. 1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э. относятся найденные в курганных погребениях гуннской знати в Ноин-Уле привозные и местные предметы утвари, ткани, войлочные ковры, украшения конской сбруи. На металлич. изделиях причудливые фигурки зверей в изощрённом зверином стиле часто дополнялись вставками из камней и цветной пасты. Гуннские города - почти квадратные в плане поселения, обнесённые земляными валами, включали ремесл. кварталы, дворцы правителей, жилища. В период господства на территории Монголии Тюркского каганата (6-8 вв.) развивалось ремесло (конская сбруя, оружие покрывались орнаментом с преобладанием растит, элементов), распространилась мемориальная скульптура (мужские кам. фигуры у намогильных памятников; стелы на постаментах в виде черепах). В иск-ве этого времени наряду с верностью натуре (голова статуи Кюль-Тегина) встречается и лаконичная условность, особенно в изображении животных (рисунки, выбитые на намогильной плите Кюль-Тегина). От периода Уйгурского каганата (745-840) сохранились руины столицы Орду-Балык (позже Хара-Балгас), со строгой планировкой, оборонит, сооружениями, домами, храмами, а также рельефы на кам. стелах, керамика со штампов, узором. При киданях (10-12 вв.) шло интенсивное стр-во городов. Обычно город, почти квадратный в плане, был окружён рвами и земляными валами. Его пересекали одна или несколько улиц с адм. зданиями, храмами и домами; на незастроенных участках стояли юрты и палатки. При раскопках г. Барс-Хот I (10-12 вв.) найдены: остатки буддийского храма и пагод, в деталях связанных с местной традицией и влиянием Китая; алтари, глиняные фигуры божеств и животных. Ко времени образования монг. феод, гос-ва и возникновения монг. феод, империи (кон. 12- 1-я пол. 13 вв.) относятся обнаруженные в Каракоруме остатки дворца хана Угедея, кумирни. В 16 -нач. 20 вв. в монг. ханствах и княжествах осн. видом жилища стала войлочная юрта на деревянном каркасе. С кон. 16 в., с распространением ламаизма, ведётся интенсивное стр-во монастырей и храмов. Появились культовые постройки из дерева (каркасные с дощатым покрытием), в основу которых легла композиция юрты, а также кирпичные кит. типа и каменные тибет. типа (в монастырях Эрдэни-дзу, Амур-Баясхуланту-хите). Известны храмы "смешанного" типа - монголо-кит., тибетско-кит., ти-бетско-монг. (монастыри Да-Хуре и Ган-дан в Улан-Баторе). Своеобразны мемориальные сооружения - субурганы (Боди-субурган в Эрдэни-дзу). Живопись 16 -нач. 20 вв. представлена буддийскими композициями (выполненными красками типа гуаши на полотне) и стенными росписями по сухой штукатурке с вырезным контуром. В строгой каноничности композиции, тонкой графичности рисунка, яркости локальных цветов отразились влияния живописи Тибета, Китая, Непала. Храмовая скульптура выполнялась в основном из глины, дерева, прессованной бумажной массы; наиболее значит, статуи божеств и лам отливались из бронзы, ярко раскрашивались, золотились (скульптор Дзанабазар, 2-я пол. 17 в.). В конце 19 в. распространение получила светская живопись- портреты, картины быта и природы Монголии, сатирические произведения Шара-ва. В декоративно-прикладном иск-ве преобладало украшение утвари, одежды зооморфным, растит, (известным ещё в 13 в.) и геом. орнаментом. Вышивка и аппликация на одежде и кожаной обуви отличались контрастным сочетанием локальных цветов. К сер. 17 в. развилась обработка (чеканка, гравировка) металлич. изделий из бронзы и серебра. Были распространены резьба по дереву (фигурки животных, орнаментиров. шкатулки), изготовление масок божеств из папье-маше. С образованием МНР (1924) при помощи СССР развернулись гражд. и пром. стр-во, реконструкция старых (Улан-Батор) и создание новых (Дархан, Налайха, Сайн-Шанд) городов и посёлков с регулярной планировкой. На месте монастырей стали образовываться центры аймаков и сомонов (Чойбалсан, Цэцэрлэг). В 20-30-х гг. обществ, зданиям были присущи черты сов. конструктивизма. В 40 - нач. 50-х гг. фасады обществ, зданий (Монг. ун-т в Улан-Баторе, 1943-46) украшались портиками, колоннадами, нац. орнаментом. С сер. 50-х гг. постройки, сооружаемые с учётом местных климатич. условий, начинают приобретать ясность объёмно-пространств. композиции (выставочный павильон "Шилэн байшин" в Улан-Баторе, 1964). В 60 - нач. 70-х гг. широко внедряются индустр. методы стр-ва. Реформатором нац. живописи выступил в 20-е гг. Шарав, а позже -его ученик Манибадар. Они создавали произведения на совр. темы, нередко с использованием светотени и линейной перспективы. С нач. 50-х гг. заметно расширяется тематика иск-ва мн. художников (Ядамсурэн, Сэнгэцохио, Дамдинсурэн), приёмы нац. живописи удачно сочетаются с европ. письмом. Создаются первые картины маслом (живописцы Чойдог, Ц вэгжав, Гава, Цултэм, Амгалан). С сер. 50-х гг. получают развитие графика (С. Нацагдорж, Сосой) и скульптур. (Чоймбол, Жамба). В декоративно-прикладном иск-ве МНР наряду с традиц. отраслями появляются новые: фарфор. различные виды керамики, резьба по кости.

Древнетюркское каменное изваяние. Около 8 в. Увэр-Хангайский аймак.

Илл. см. на вклейках - к стр. 520 и табл. XXXVII, XXXVIII (стр. 544-545). Лит.: Живопись Монгольской Народной Республики. [Альбом], М., 1960; Щепетильников Н. М., Архитектура Монголии, М., 1960 (библ.); Современное искусство Монголии. [Каталог], М., 1968; М а й д а р Д., Архитектура и градостроительство Монголии, М., 1972.
Л. А. Евтюхова (искусство древнего периода), Н. М. Щепетилъников (архитектура 13-20 вв.), О.Н.Глухарёва (изобразит, и декоративно-прикладное нск-во 13-20 вв.).

XV. Музыка

Монг. муз. культура имеет древние традиции, носителями которых были хурчи (исполнители на хуре), улигерчи (рапсоды-сказители), дуучи (певцы-солисты), хогжимчи (музыканты-инструменталисты). Монг. нар. музыка построена на пентатонике, разделяется на песни, эпос и инструментальную музыку. Нар. песни одноголосные, двух видов: медленные "протяжные" (урт-дуу), отличающиеся большим диапазоном, богатой орнаментикой, и "короткие" (богино-дуу), более простые по ритму и построению. Песни исполняются в сопровождении нар. инструментов: лимбэ (род флейты), моринхура, хучира (струнные смычковые), шанзы (плекторный), ёочина (род цимбал) и др.

Первая монг. революц. песня "Шивэ Кяхта" ("Взятие крепости Кяхта") создана в 1921. Вслед за ней появились "Красное знамя", чПесня об аэроплане", позже песни композиторов-сказителей Ишдула-ма - "Ленин наш учитель", "Песня о Ленине и Сухэ-Баторе", У. Лувсанхурчи - "Маркс и Ленин", М. Дугаржава - "Песня о Сухэ-Баторе" и др. Проф. муз. иск-во МНР зародилось и получило развитие в годы нар. власти. Первые образцы муз. драм возникли на основе песен-диалогов сказителей. В 1942 в Улан-Баторе начал работать Гос. муз.-драматич. театр, где ставились муз. драмы. В 1945 создан первый симф. оркестр, преобразованный в 1950 в Гос. симф. оркестр. В 1940-50-е гг. молодые композиторы, певцы, дирижёры и хормейстеры получили муз. образование в СССР и др. социалистич. странах. В 1963 из Гос. муз.-драматич. театра была выделена отд. группа, преобразованная в Гос. театр оперы и балета. На его сцене в 1960-70-е гг. поставлены мн. европ. классич. и совр. оперы и балеты, а также произв. монг. композиторов С. Гончиксумлы, Б. Дамдинсурэна, Л. Мурдоржа, Д. Лувсаншарава, Э. Чойдога; дирижёр театра Ж. Чулун, балетмейстер Б. Жамьяндагва. В 1950 осн. Нар. ансамбль песни и танца МНР (неоднократно выступал в СССР, в европ. странах, в Азии и Африке). Гос. симф. оркестр пропагандирует классич. и совр. симф. произв., способствует созданию новых сочинений монг. композиторов.

В 1964 создан Союз композиторов МНР; в 1972 - Гос. филармония.

В Улан-Баторе имеется муз.-хореографич. уч-ще.

Монгольская Народная Республика. 1. Выступление студенческого хора. 1972. 2. Женская группа Государственного ансамбля народной песни и танца. 3. Группа танцовщиц исполняет старинный народный женский танец. 4. Главный дирижёр Государственного симфонического оркестра засл. арт. МНР Ц. Намсраижав. 5. Здание Государственного театра драмы им. Д. Нацагдоржа. 6-8. Сцены из спектаклей Государственного театра оперы и балета: 6 - 7-оперы "Шивэ Кяхта" ("Взятие крепости Кяхта") Д. Лувсаншарава 1971-"Среди печальных гор" Д. Дамдинсурэна; 8-балет "Дон Кихот" Л. Минкуса. 9. Народный артист МНР Г. Гомбосурэн в роли Отелло ("Отелло" У. Шекспира). 10. Кадр из фильма "Исход". Реж. А. И. Бобровский и Ж. Бунтар. 1968.

Грамма определила осн. задачи МНРП по созданию основ социализма. Созванный после 10-го съезда партии 8-й Великий народный хурал утвердил 30 июня 1940 новую конституцию, к-рая законодательно закрепила успехи, достигнутые монг. народом под руководством МНРП на пути некапиталистич. развития. В годы 2-й мировой войны 1939-45 МНРП выступила организатором и вдохновителем всенар. движения за оказание помощи сов. народу в его борьбе против гитлеровской Германии, а также активного участия монг. народа в разгроме япон. милитаризма.

В послевоен. период монг. народ под руководством МНРП добился больших успехов в социалистич. строительстве, в укреплении между нар. позиций МНР. Были приняты и успешно выполнены 1-й (1948-52), 2-й (1953-57) пятилетние планы, трёхлетний (1958-60) план, 3-й (1961-65) пятилетний план развития нар. х-ва и культуры страны. Успехи в развитии пром-сти позволили 13-му съезду МНРП (1958) сделать вывод о том, что МНР из животноводческой страны превратилась в аграрно-индустриальную страну. В соответствии с решениями 13 го съезда было ускорено кооперирование с. х-ва (успешно завершилось к концу 50-х гг.). Состоявшийся в дек. 1959 пленум ЦК МНРП отметил, что с завершением производств, кооперирования аратства социалистич. производств, отношения победили во всех отраслях нар. х-ва. Историч. победы монг. народа нашли отражение в новой конституции, принятой в июле 1960 1-й сессией Великого нар. хурала 4-го созыва. Утверждение социалистич. производств, отношений в экономике страны означало полную победу ген. линии партии на некапиталистич. развитие страны к социализму. 14-й съезд МНРП (1961) определил, что МНР вступила в новый период развития - период завершения строительства социалистич. общества; осн. содержание этого периода - всемерное развитие и завершение процесса создания матери-ально-технич. базы социализма.

15-й съезд МНРП (1966) принял четвёртую программу - программу завершения строительства социализма в МНР и утвердил директивы по 4-му (1966-70) пятилетнему плану. Гл. задачи партии, указывается в программе, - всемерное развитие производит, сил социалистич. общества на базе достижений совр. научно-технич. прогресса, обеспечение высоких темпов роста экономики и подъёма социалистич. культуры, совершенствования социалистич. общественных отношений, усиление коммунистич. воспитания трудящихся, достижение на этой основе дальнейшего повышения материального благосостояния и культурного уровня народа; партия ставит перед собой цель превратить МНР в индустриально-аграрную страну. 16-й съезд МНРП (1971) принял директивы по 5-му (1971-75) пятилетнему плану.

Делегации МНРП участвовали в работе международных Совещаний коммунистических и рабочих партий (Москва, 1957, 1960, 1969). МНРП одобрила принятые на этих Совещаниях документы .

МНРП строится на принципах демокра-тич. централизма. Высший орган партии-съезд, созываемый один раз в пять лет. В период между съездами работой партии руководит ЦК и его органы - Полит-бюро и Секретариат. Первый секретарь ЦК МНРП - Ю. Цеденбал. В июне 1971 в рядах партии состояло св. 58 тыс. членов и кандидатов в члены партии. Печатные органы ЦК МНРП - газ. "Унэн" и журн. "Намын амьдралк

Съезды Монгольской народно-революционной партии*: 1-й съезд - 1-3 марта 1921; 2-й съезд - 18 июля - 18 авг. 1923; 3-й съезд - 4 - 31 авг. 1924,-4-й съезд - 23 сент. - 2 окт. 1925; 5-й съезд - 26 сент. - 4 окт. 1926; 6-й съезд - 22 сент. - 5 окт. 1927; 7-й съезд - 23 окт. - 11 дек. 1928; 8-й съезд - 21 февр. - 3 апр. 1930; 9-й съезд - 28 сент. - 5 окт. 1934; 10-й съезд - 20 марта - 5 апр. 1940; 11-й съезд - 8-23 дек. 1947; 12-й съезд-19-24 нояб. 1954; 13-й съезд - 17-22 марта 1958; 14-й съезд - 3-7 июля 1961; 15-й съезд - 7-11 июня 1966; 16-й съезд - 7-11 июня 1971.

* Все съезды, за исключением 1-го (1921, г. Кяхта), состоялись в Улан-Баторе.

Лит.: Цеденбал Ю., Избранные статьи и речи, пер. с монг., т. 1-2, М., 1962; Очерки истории Монгольской народно-революционной партии, пер. с монг., М., 1971; Исторический опыт братского содружества КПСС и МНРП в борьбе за социализм, М., 1971.

В. В. Стрельцов.

МОНГОЛЬСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1921, боевые действия сов. и монг. войск по ликвидации белогвард. банд ген. Р. Ф. Унгер-на фон Штернберга; делится на 2 периода - оборонительный (май - июнь) и наступательный (июнь - авг.). В мае 1921 находившиеся на терр. Монголии отряды Унгерна, состоявшие из белоказаков и отрядов монг. феодалов (ок. 10 550 сабель, 200 штыков, 37 пулемётов, 21 орудие), предприняли нападение на сов. пограничные войска на ряде участков. Осн. силы белогвардейцев наступали по обоим берегам р. Селенга на Троицкосавск и Кяхту. Совместными действиями частей 35-й дивизии 5-й Красной Армии (командующий М. С. Матия-севич), Народно-революц. армии Дальне-вост. республики (ДВР) и монг. нар.-революц. войск (см. Монгольская народная революция 1921) противник был отброшен и отошёл в глубь Монголии. В середине июня по просьбе Врем. нар. пр-ва Монголии сов. командование приступило к подготовке наступления с целью ликвидации белых банд и освобождения Монголии. Был сформирован экспедиц. корпус 5-й армии под команд. К. А. Неймана (7600 штыков, 2500 сабель, 20 орудий, 2 броневика, 4 самолёта). 27 июня части экспедиц. корпуса во взаимодействии с Нар. революц. армией ДВР и монг. нар.-революц. армией под команд. Сухэ-Батора начали наступление в Монголию. Гл. силы (5-я кав. дивизия, 103-я стрелк. бригада и монг. полки) наступали на Ургу, их действия обеспечивали с запада 105-я стрелк. бригада с 35-м кав. полком и конным монг. отрядом Чой-балсана и с востока - 2-я Сретенская кав. бригада Нар.-революц. армии ДВР. За 10 дней войска прошли с боями ок. 350 км и 6 июля освободили Ургу. Остатки войск Унгерна (ок. 4000 сабель, б-8 орудий и 18-20 пулемётов) отошли в район Ван-Курена (в 75 км от сов. границы). 18-21 июля сов. и монг. войска вели ожесточённые бои с противником. Однако врагу удалось благодаря подвижности конницы оторваться от сов. и монг. войск. С 24 июля по 3 авг. отряды Унгерна снова проникли на сов. территорию в район севернее оз. Гусиное, но, понеся большие потери, 3 авг. начали отход. Среди белогвард. войск началось разложение. Унгерн с небольшим отрядом попал в плен. Остатки войск врага были ликвидированы в районе к В. и Ю.-В. от Урги. Благодаря помощи Красной Армии монг. народ получил возможность установить и укрепить свою нац. народную власть.

Лит.: Кислое А. Н-, Разгром Унгерна, М., 1964.

И. С. Ляпунов.

МОНГОЛЬСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ, держава, сложившаяся в 1-й пол. 13 в. в результате завоеват. войн Чингисхана и его преемников. В правление внука Чингисхана Мункэ (правил в 1251-59) М. ф. и. включала Монголию, Сев. Китай, Корею, территорию тангутского царства Си-Ся, Центр, и Ср. Азию, Закавказье, Иран, Афганистан и значит, часть рус. земель. Однако М. ф. и. была лишена внутр. единства, представляла собой насильственное объединение большого числа разноязычных народов, находившихся на различных уровнях социально-экономич. и культурного развития, причём многие из них по достигнутому уровню стояли выше завоевателей. После смерти Мункэ начался распад М. ф. и. Первыми отделились от неё владения Батыя (правил в 1236-55) и Хулагу-хана (правил в 1256-65), образовавшие самостоят, гос-ва под властью монг. династий (соответственно Золотую Орду и гос-во Ху-лагуидов), не вмешивавшиеся в дела М. ф. и. и не допускавшие вмешательства её правителей в свои дела. Преемником Мункэ был его брат Хубилай (правил в 1260-94), при к-ром было завершено завоевание монг. феодалами всего Китая. Империя Хубилая и его преемников стала называться Юань. В 1368 монг. завоеватели были изгнаны из Китая восставшим народом. Куликовская битва 1380 положила начало свержению монг. ига на Руси. Во 2-й пол. 14 в. пало монг. господство в Иране, Закавказье и Ср. Азии. В последней четв. 14 в. М. ф. и. перестала существовать.

И. Я. Златкин.

МОНГОЛЬСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В 13 в., серия крупных завоеват. войн и отд. походов, организованных монг. феодалами с целью захвата воен. добычи, порабощения и ограбления народов Азии и Вост. Европы. Монг. феодалы, создав воен. организацию, вовлекли в завоеват. войны большинство народа. Осн. силой их войска была многочисленная и очень подвижная конница, состоявшая из кочевников-аратов. Монг. феодалы также использовали в походах воен. силы завоёванных стран и их технич. достижения (напр., осадные орудия). Войско имело единое командование, крепкую дисциплину, было хорошо вооружено и по своим боевым качествам превосходило феод, ополчения соседних стран. Успехам М. з. способствовали внутр. распри и предательство правящей верхушки во мн. странах Азии и Вост. Европы.

М. з. начались после образования монгольского раннефеод. гос-ва во главе с Чингисханом (правил в 1206-27) и продолжались с небольшими перерывами до кон. 13 в. В 1207-11 были подчинены народы Сибири и Вост. Туркестана: буряты, якуты, ойроты, киргизы, уйгуры; предприняты походы против

тангутского гос-ва Си-Ся (окончательно разгромленного к 1227). В 1211 началось наступление на чжурчжэньское гос-во Цзинь (Сев. Китай). Монг. отряды разрушили ок. 90 городов и в 1215 взяли Пекин (Яньцзин). К 1217 были завоёваны все земли к С. от р. Хуанхэ. В 1218 власть монг. феодалов распространилась и на Семиречье.

В 1219 монг. войско численностью св. 150 тыс. чел. во главе с Чингисханом вторглось в Ср. Азию. Хорезмшах Мухаммед рассредоточил войско по укреплённым городам, чем облегчил монголам завоевание своих владений. Монг. отряды взяли Отрар, Ходжент, Ургенч и др. города. Бухара и Самарканд сдались без боя. Мухаммед бежал и вскоре умер на одном из островов Каспийского м. В 1221 взятием Хорезма завоевание Ср. Азии было завершено. Воен. действия были перенесены на терр. совр. Афганистана, где сын хорезмшаха - Дже-лал-ад-дин продолжал борьбу. Чингисхан преследовал его до р. Инд и разгромил 24 нояб. 1221. К 1225 осн. монг. войско ушло в Монголию. Только 30-тысячный отряд монг. полководцев Джебе и Субэдея продолжал войну на западе. Через Сев. Иран монг. отряд ворвался в Закавказье, опустошил часть Грузии и Азербайджана, по берегу Каспийского м. проник в земли аланов (1222) и, разгромив их, вышел в половецкие степи. В битве на р. Калке 31 мая 1223 монг. отряд победил объединённое русско-половецкое войско, преследовал его до р. Днепр, а затем отступил на среднюю Волгу, но, потерпев поражение в Болгарии Волжско-Камской, вернулся в Монголию (1224). Это был глубокий разведывательный рейд монгольской конницы, подготавливавший будущий поход на запад.

После курултая 1229, избравшего Великим ханом Угедея, М. з. шли в двух направлениях. На В. было завершено завоевание Сев. Китая (1231-34) и начата война с Кореей (1231-32). Большая часть Кореи была завоёвана к 1273 после ряда больших походов монг. войска (1236, 1254, 1255, 1259). В 1229 к р. Яик подошёл Субэдей с 30-тысячным войском. Вместе с войском Батыя, правителя улуса Джучи, ему удалось вытеснить из прикаспийских степей саксинов и половцев. В 1232 монг. войско пыталось вторгнуться в Волжско-Камскую Болгарию, но было отбито. Продолжали борьбу с завоевателями и башкиры. Наступление на запад силами одного улуса Джучи потерпело неудачу.

На курултае 1235 было решено направить "в помощь и подкрепление Бату" военные силы других улусов. В походе участвовали 14 ханов-чингисидов, обще-монг. войско достигало 150 тыс. чел. Осенью 1236 монг. войско вновь вторглось в Волжско-Камскую Болгарию и разгромило её, весной и летом 1237 оно продолжало сражаться с аланами, половцами и народами Ср. Поволжья, а осенью сосредоточилось в районе совр. Воронежа для похода на Сев.-Вост. Русь. В начале зимы 1237 Батый напал на Рязанское княжество и разбил дружины местных князей. 21 дек. после шестидневного штурма пала Рязань. Героизм защитников Рязанской земли прославлен в предании оЕвпатии Коловрате. В янв. 1238 под Коломной были разбиты владимирские дружины, пытавшиеся задержать Батыя у границ Владимирского княжества.

Монг. войско разрушило Коломну, Москву и 4 февр. осадило Владимир. Вел. князь владимирский Юрий Всеволодович "с малой дружиной" ушёл за Волгу, на р. Сить (приток Мологи), где начал собирать новое войско. 5 февр. монг. отряд разорил Суздаль, а 7 февр. после ожесточённого штурма был взят Владимир. После этого Батый разделил войско на неск. крупных отрядов, к-рые пошли по осн. речным путям на С.-В., С. и С.-З. и взяли в февр. 1238 14 рус. городов (Ростов, Углич, Ярославль, Кострому, Кашин, Кснятин, Городец, Га-лич-Мерский, Переяславль-Залесский, Юрьев, Дмитров, Волок-Ламский, Тверь, Торжок). 4 марта войско монг. полководца Бурундая окружило и уничтожило великокняжеские полки на р. Сити; в этом бою погиб и кн. Юрий Всеволодович. Всё междуречье Оки и Волги было опустошено монголами. Небольшой отряд монг. конницы совершил рейд на С. и возвратился, не дойдя 100 км до Новгорода. При отступлении в степи монг. войско шло широким фронтом мелких отрядов, "облавой", ещё раз подвергнув рус. земли опустошению. Упорное сопротивление оказал врагу Козельск, к-рый монг. войско осаждало 7 недель, понеся большие потери.

В половецких степях (лето 1238 -осень 1240) монг. войско вело затяжную войну с половцами и аланами, совершило походы в Крым, в Мордовскую землю, где поднялось восстание против завоевателей, на Переяславль-Южный и Чернигов (1239). Осенью 1240 начался поход на Юж. Русь. В конце декабря после многодневного штурма пал Киев. Монг. отряды взяли и разрушили Владимир-Волынский, Галич и др. города. Однако Данилов, Кременец и Холм отбили все приступы монг. войска. Весной 1241 монг. войско, хотя и значительно ослабленное героич. сопротивлением рус. народа и др. народов Вост. Европы, всё же прошло дальше на 3.

Гл. силы Батыя через карпатские перевалы прорвались в Венгрию. 60-тысячное войско короля Белы IV потерпело поражение в битве при Шайо (11 апр. 1241). Столица Венгрии - г. Пешт был взят и разрушен, значит, часть страны опустошена. Другой монг. отряд вторгся в Польшу, разбил под Легницей ополчение польск. и нем. князей. Разорению подверглись польские, моравские и словацкие земли. Отд. монг. отряды проникли до Вост. Чехии, но были отбиты королём Вацлавом I. В кон. 1241 все монг. войска сосредоточились в Венгрии, где нар. массы продолжали борьбу с завоевателями. Закрепиться в венг. степях для дальнейшего наступления на 3. Батыю не удалось, и он через Австрию и Хорватию двинулся к Адриатич. м. Осенью 1242 после безуспешной осады прибрежных крепостей Батый через Боснию, Сербию и Болгарию начал отступление. Вторжение монголов в Центр. Европу закончилось.

Несколько более продолжительными были М. з. на 3.-в Малой Азии и на Бл. Востоке. После завоевания Закавказья (1236) монг. войско разгромило Румский султанат. В 1256 Хулагу завоевал Иран и Двуречье, в 1258 пал Багдад - столица Арабского халифата. Монг. войска проникли в Сирию, готовились к вторжению в Египет, но в 1260 потерпели поражение от егип. султана. М. з. на 3. закончились.

Во 2-й пол. 13 в. М. з. были направлены на страны Вост. и Юго-Вост. Азии Монг. войска захватили страны, окружав шие Южно-Сунскую империю: гос-вс Дали (1252-53), Тибет (1253). В 1258 монг. войска с разных сторон вторглись в Юж. Китай, но неожиданная смерть Великого хана Мункэ (1259) отсрочила завоевание Южно-Сунской империи. Юж. Китай был покорён новым Великим ханом Хубилаем в 1267-79. В 1281 монг. феодалы пытались завоевать Японию, направив к её берегам 1000 кораблей со 100-тысячной армией, но флот был уничтожен тайфуном. Не принесла успеха монг. феодалам и экспансия в Юго-Вост. Азии, хотя они использовали в походах кит. армию и флот. Монг.-кит. войска после неск. походов (1277-дважды, 1282, 1287) заняли Бирму, но вскоре были изгнаны (1291). Монг.-кит. войска и флот неоднократно нападали на Вьетнам (1257, 1258, 1284, 1285, 1287-88), но покорить вьетнамский народ не смогли. Отстояло свою независимость и гос-во Тьямпу (на Ю.-В. Индокитая). Полной неудачей окончилась и попытка завоевать о. Ява, хотя туда были направлены большие силы (1000 кораблей с 70-тысячной армией).

М. з. закончились походом 1300 в Бирму. После этого монг. феодалы прекратили активные воен. действия и перешли к планомерной эксплуатации завоёванных стран, используя китайский опыт управления и китайскую администрацию.

М. з. принесли бедствия народам Азии и Вост. Европы. Они сопровождались массовым уничтожением населения, опустошением огромных терр., разрушением городов, упадком земледельч. культуры, особенно в районах орошаемого земледелия. М. з. надолго задержали социаль-но-экономич. и культурное развитие стран, вошедших в состав Монгольской феод, империи.

Лит.: Татаро-монголы в Азии и Европе. Сб. ст., М., 1970; Б а р т о л ь д В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, М., 1963; Кар га лов В. В., Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники, М., 1967; Греков Б. Д., Якубовский А. Ю., Золотая Орда и ее падение, М.- Л., 1950; Мерперт Н. Я., П а-ш у т о В. Т., Череп нин Л. В., Чингисхан и его наследие, "История СССР", 1962, № 5.

В. В. Каргалов.

МОНГОЛЬСКИЕ ПЯТНА, синеватая окраска кожи, наблюдающаяся иногда у детей в области крестца. Объясняется залеганием пигмента меланина в соединительнотканном слое кожи (см. Дерма). М. п. впервые описаны у монголоидов (отсюда назв.), но встречаются и у детей других рас.

МОНГОЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ, языки монг. народов (см. Монголы), образовавшиеся ок. 14-16 вв. (с распадом империи, осн. Чингисханом) из диалектов раннего монг. языка, единого для всех монг. племён древности. М. я. объединяют: с е в.-монгольские, сингармонические (см. Сингармонизм) языки - собственно монгольский язык, бурятский язык, калмыцкий язык, ойратский язык; ю г о-вост., несингармонические языки -дагурский (в Сев.-Вост. Китае), дунсян-ский, монгорский, баоаньский (в пров. Цинхай и Ганьсу; все языки бесписьменные); промежуточные языки - древнемонгольский письм. язык, могольский язык (в Афганистане). До образования единого нац. гос-ва монголы не имели развитого лит. яз. и письменности, к-рые могли бы служить средством письменного общения и сохранения их культурного единства. Распад государственности собственно монголов (16-17 вв.) не привёл к распаду собственно монгольского яз., т. к. к тому времени уже сложилась его лит. форма, к-рая служила средством культурного общения и языкового контакта между сев. и юж., или внешними и внутренними, монголами. Наиболее изученными являются собственно монгольский, бурятский и калмыцкий языки.

Н. Ц у л т э м. "Дорога". 1971. Музей искусства народов Востока. Москва,

К ст. Монгольская Народная Республика.

К. М о н е. "Руанский собор в полдень". 1894. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

К ст. Моне К.

Лит.: Владимирцов Б. Я., Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия. Введение и фонетика, Л., 1929; Санжеев Г. Д., Сравнительная грамматика монгольских языков, т. 1-2, М., 1953-64; То дае ваБ.Х., Монгольские языки и диалекты Китая, М., 1960, Р о р р е N.. Introduction to Mongolian comparative studies, Hels., 1955; Altaistik, Zweiter Abschnitt, Mongolistik, Leiden -Koln, 1964.

Г. Д. Санжеев.

МОНГОЛЬСКИЙ АЛТАЙ, горная система в МНР и Китае. Протягивается с С.-З. на Ю.-В. приблизительно на 1000 км, шир. от 300 км (на С.-З.) до 150 км (на Ю.-В.). Вые. до 4362 м (г. Мунх-Хайрхан-Ула). Состоит из нескольких параллельных хребтов, разделённых продольными тектонич. долинами. Вершины хребтов преим. платообразные; в гребневой части имеются гл. обр. каровые и висячие ледники (самый большой -Потанина ледник). М. А. сложен преим. палеозойскими кристаллическими сланцами, порфирами, порфиритами и гранитами. Юго-зап. склоны увлажнены сильнее, чем северо-восточные, поэтому на юго-зап. склонах развиты лесо-луго-вые ландшафты (в составе лесов преобладают ель и лиственница), сменяющиеся книзу степями, а кверху - альп. лугами. На сев.-вост. склонах господствуют степи и полупустыни, в межгорных впадинах - полупустыни.

МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫК, язык монголов, основного населения МНР, а также Внутр. Монголии и отд. групп, живущих в разных пров. КНР. Число говорящих на М. я. ок. 3 млн. чел. (1970, оценка). Относится к монг. группе языков. Сложился ок. 14-16 вв. (см. Монгольские языки). М. я. распадается на диалекты: халхаский (свистяще-шипящий, т. е. имеющий свистящие и шипящие согласные) и шипящие (без фонем "дз" и "ц")-чахарский, харачинский, туметский, ор-досский и др. Для М. я. характерны: агглютинация; место подлежащего и определения перед сказуемым и определяемым; отсутствие грамматич. рода и согласования определения с определяемым, а сказуемого с подлежащим в числе и падеже; отсутствие лично-предикативных частиц, в отличие от тюркских и др. монг. языков; наличие 7 падежей, личного и безличного притяжений, частицы к-рых ставятся после падежных окончаний; наличие в глаголе 5 залогов, 21 спрягаемой формы; причастные и деепричастные обороты вместо придаточных предложений; употребление винительного падежа для оформления подлежащего этих оборотов. Особенности фонетич. системы: фонемы "к", "п", "ф" встречаются лишь в новых заимствованиях, а "б" и "в" являются вариантами одной фонемы в коренных монг. словах. Звонкие согласные в конце слога оглушаются. "Л" и "р" в начале слова почти не встречаются. Мн. согласные имеют палатализованные варианты (халюун - "выдра", но халуун - "горячий"). Гласные подчиняются законам сингармонизма, и фонематически бывают краткими и долгими (харах - "смотреть" и хаарах-"закрываться", дэр - "изголовье" и дээр -"наверху"). Как нац. язык М. я. начал складываться после Монгольской нар. революции 1921 на основе халхаского диалекта.

Лит.: Тодаева Б. X., Грамматика современного монгольского языка. Фонетика и морфология, М., 1951; Санжеев Г. Д., Современный монгольский язык, 2^изд., М., 1960; его же, Старописьменный монгольский язык, М., 1964; Монгольско-русский словарь, под редакцией А. Лувсандэндэва, М., 1957; Дамдинсурэн Ц., Л у в-сандэндэв А., Орос - монгол толь, Улаанбаатар, т. 1 - 2, 1967 - 69; Р и н ч е н Б., Монгол бичгийн хэлний зуй, ч. 1-2, Улаанбаатар, 1964-66; Ц э в э л Я., Монгол хэлний товч тайлбар толь, Улаанбаатар, 1966; Л у в-санвандан Ш., Орчин цагийн монгол хэлний бгтэц, ч. 1 - 2, Улаанбаатар, 1967 -1968; Street J., Khalkha structure, The Hague, 1963; L e s s i n g F., Mongolian-English dictionary, Berk - Los Ang., 1960.

Г. Д. Санжеев.

МОНГОЛЬСКОЕ ПИСЬМО, письмо, заимствованное монголами от уйгуров в нач. 131в.; восходит через согдийский к одному из сирийско-арамейских алфавитов. В МНР наз. "старым письмом". Его знаки пишутся сверху вниз и справа налево, а по характеру являются полифонными, т. к. многие из них передают по 2 или 3 фонемы. Нек-рые знаки, в зависимости от места в слове, имеют разные начертания. К 1945 монголы перешли на новый алфавит на основе кириллицы, к-рый от русского отличается наличием двух дополнит, букв е и у для передачи гласных среднего ряда типа нем. б и и, а также тем, что буквы "ж" и "з" передают аффрикаты "дж" и "дз". Удвоенные гласные буквы изображают долгие гласные фонемы, напр.: улаан - улан - "красный", баатар -батар - "герой". Старым монг. алфавитом ныне пользуются в авт. р-не Внутр. Монголия в КНР, а в МНР - в спец. науч. изданиях.

Известны также т.н. "квадратное письмо" (13-14 вв., на основе тибетского алфавита) и, для зап. монголов, "ясное письмо" Зая-Пандиты (с 17 в., усовершенствованное старое монгольское письмо), не получившие широкого распространения .

Лит.: Дамдинсурэн Ц., Шинэ усгийн дурэм, Улаанбаатар, 1942. См. также лит. при статьях Монгольские языки и Монгольский язык.

Г. Д. Санжеев.

МОНГОЛЬФЬЕ (Montgolfier), братья Жозеф (26.8.1740, Видалон-лез-Анноне, деп. Ардеш,- 26.6.1810, Баларюк-ле-Бен, деп. Эро) и Этьенн (7.1.1745, Видалон-лез-Анноне, деп. Ардеш,- 2.8.1799, Серьер, деп. Ардеш), французские изобретатели аэростата (возд. шара). Первый полёт построенного ими возд. шара ("монгольфьера"), наполненного горячим дымом, состоялся 5 июня 1783 в г. Видалон-лез-Анноне, а первый полёт людей на таком возд. шаре - 21 нояб. 1783 в Париже. См. Воздухоплавание.

МОНГОРЫ. народ в Сев. Китае; см. Ту.

МОНГОЧЕЯХА, Сосновая, река на Гыданском п-ове. Течёт по границе Красноярского края и Тюменской обл. РСФСР; впадает в пролив Овцына (Енисейский зал.). Дл. 339 км, пл. басе. 2760 км2. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в начале октября, вскрыва-

ется во 2-й пол. июня. В низовьях водится омуль.

МОНГХИР, М у н г е р, город в Индии, в шт. Бихар, на р. Ганг. 102,5 тыс. жит. (1971). Крупнейшая в стране табачная ф-ка. Произ-во ж.-д. оборудования, пищ. пром-сть. Кустарная обработка металлов.

"МОНД" ("Le Monde"), французская ежедневная вечерняя газета. Выходит в Париже с 19 дек. 1944. Публикует обширную информацию о политич. событиях во Франции и особенно за рубежом, обычно освещая их с позиций бурж. объективизма. Рассчитана на интеллигенцию, либеральную буржуазию. Тираж (1972) св. 470 тыс. экз.

МОНДЕГУ (Mondego), река в Португалии. Дл. 227 км, пл. басе. 6,7 тыс. км2. Берёт начало на сев.-вост. склонах хр. Серра-да-Эштрела, б. ч. протекает в горах, впадает в Атлантич. океан. Зимние паводки, летняя межень. Резкие колебания уровней воды и стока (изменения расходов воды от 1 до 3000 м3/сек). Судоходна на 80 км от устья. На М.-г. Коимбра, вблизи устья - г. Фигейра-да-Фош.

МОНДЗОЛЕВСКИЙ Георгий Григорьевич (р. 26.1.1934, Орша), советский спортсмен (волейбол), засл. мастер спорта (1960), офицер Сов. Армии, преподаватель. Чл. КПСС с 1965. В 1955-68 игрок сборной команды СССР, олимпийский чемпион (1964, 1968), чемпион мира (1960, 1962), Европы (1967), СССР (8 раз в 1956-66). Награждён 2 орденами, а также медалями.

МОН-ДОР (Monts Dore), группа потухших вулканов в Центральном массиве Франции. Включает ряд сильно разрушенных эрозией лавовых конусов, наиболее крупным из к-рых является Пюи-де-Санси (1886л). Последние извержения в неогене. Следы древнего оледенения. Горные луга и кустарники, небольшие массивы сосновых лесов. Овцеводство.

МИНДРИАН (Mondrian, Mondriaan) Пит (собственно Питер Корнелис) (7.3.1872, Амерсфорт, близ Утрехта,-1.2.1944, Нью-Йорк), нидерландский живописец. Учился в АХ в Амстердаме (1892-97). Работал в Париже (1911 - 14 и 1919-38), Лондоне (1938-40), с 1940-в Нью-Йорке. Один из основателей группы "Стиль"- (1917). Испытал влияние кубизма. Стремление к "универсальной гармонии" в духе неоплатонизма выразилось в созданном М. к 1917 т. н. неопла-стицизме (одной из первых разновидностей абстрактного искусства) - строго уравновешенных комбинациях различных прямоугольных фигур, к-рые разделены контурными перпендикулярными линиями и локально окрашены в осн. цвета спектра,а также в белый (часто преобладающий), чёрный и серый ("Композиция", 1922, Гор. музей, Амстердам; "Композиция в красном, жёлтом н синем", илл. см. т. 1, стр. 37).

С о ч.: Le oeoplasticisme, P., 1921; Die neue Gestaltung, Munch., 1925 (Bauhausbiicher, № 5).

Лит.: Рейнгардт Л., Абстракционизм, в сб.: Модернизм, М., 1973, стр. 130 -138; Seuphor M., Piet Mondrian. Life and work, Amst., 1957.

МОНЕ (Monet) Клод Оскар (14.2. 1840, Париж,- 6.12.1926, Живерни, Нормандия), французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма. Учился у Э. Будена в Гавре (1858-59), в академии Сюиса (1859-60) и в мастерской III. Глейра (1862-63) в Париже. Развивая достижения мастеров барбизонской школы и Будена в области пленэрной живописи, М. со 2-й пол. 1860-х гг. стремился передать её средствами ощущение изменчивости свето-воз-душной среды, красочное богатство окружающего мира ("Завтрак на траве", 1866, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва; "Лягушатник", 1869, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). С кон. 1860-х гг. посвятил своё творчество исключительно пейзажу, трактуя человеческую фигуру как один из его естеств. элементов. В своих картинах М. добивался впечатления мягкой вибрации воздуха и как бы окутанных им форм с помощью мелких, дробных мазков чистых, не смешанных на палитре красок, рассчитывая на их оптич. совмещение в зрит, восприятии. Пейзажный мотив воссоздавался им как отд. частица вечно живой природы, наполненная трепетом и бесконечным внутр. движением, словно выхваченная на мгновение из постоянно меняющегося потока жизни ("Бульвар Капуцинок в Париже", 1873, илл. см. т. 10, вклейка к стр. 113; "Скалы в Бель-Иль", 1886; оба произв. - в Музее изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина). В 1890-е гг., стремясь запечатлеть многообразные состояния природы и атмосферы в разное время дня и при разной погоде, избирая один и тот же определённый мотив, М. создавал серии картин-вариаций ("Стога сена", 1890-91; "Руанский собор", 1893-1895). Для позднего периода творчества М. характерны всё большее растворение материальных качеств предметного мира в зыбкой, как бы нереальной среде ("Туман в Лондоне", 1903, Эрмитаж, Ленинград), нарастание черт условной декоративности и подчёркнутой эскизности исполнения (серия панно "Кувшинки", 1914-22, Музей Оранжери, Париж).

К. Моне.

Г. Монж.

Илл. см. на вклейке к стр. 521.

Соч.: Письма, [пер. с франц.; предисл. и прим. Н. В. Яворской], в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 1, М., 1969, с. 87-108.

Лит.: Рейтерсверд О., Клод Моне, [пер. со швед.], М., 1965; К. Моне. [Альбом репродукций. Авт. текста и сост. И. Сапего], Л., 1969; Н о s ch e d ё J.-P., Claude Monet, се mal connu, v. 1 - 2, Gen., I960.

В. А. Калмыков.

МОНЕЛЬ-МЕТАЛЛ, никель-медный сплав, легированный железом, марганцем и др. элементами. Разработан в 1905 в лабораториях фирмы "Интернэшонал никл компани оф Канада" и назван по имени её президента А. Монеля (A. Monell). Обладает высокой коррозионной стойкостью (на воздухе, в воде, во мн. кислотах и крепких щелочах) в сочетании со сравнительно высокой механич. прочностью; жаростоек до 500 °С. В СССР выпускается М.-м. марки НМЖМц28-2,5-1,5, содержащий 27-29% Си, 2-3% Fe и 1,2-1,8% Мп (остальное - никель). Изготовляется в виде прутков, листов и лент в мягком и твёрдом (наклёпанном) состояниях. Применяется для изготовления деталей и аппаратов в хим., судостроит., мед., нефт., текст, и др. отраслях промышленности.

Лит.: Конструкционные материалы, т. 2, М., 1964 (Энциклопедия современной техники).

МОНЕТА [лат. moneta, первоначально-один из эпитетов Юноны (Juno Moneta), при храме к-рой в Риме в 3 в. до н. э. находился монетный двор], ден. знак, изготовленный из металла (золота, серебра, меди и медных сплавов; в новейшее время - различных сплавов меди, никеля, алюминия). Является средством обращения и платежа (см. также Деньги). Овальная или круглая форма М., как наиболее удобная для обращения, всегда была господствующей; исключения редки. В М. различают лицевую (аверс) и оборотную (реверс) стороны и обрез (гурт). На каждой М. имеется изображение (герб, имя, титул, изображение правителя) и легенда, содержащая название города, гос-ва, год чеканки, наименование М.

М. почти одновременно появилась в малоазийском гос-ве Лидия (рубеж 8-7 вв. до н. э.) и в Др. Греции - на о. Эгина (7 в. до н. э.). В ср.-век. Европе и на Руси собственная монетная чеканка возникла в 9-10 вв. Нац. М. постепенно вытеснили из обращения рим., визант., араб. М. и подражания им. С образованием единого нац. рус. гос-ва (нач. 16 в.) сложилась единая монетная система. По реформе 1534 началась чеканка общегос. монеты - копейки.

М. появляются с развитием товарно-ден. отношений и торговли. В отличие от товаров, обращавшихся в качестве эквивалента (скот, зерно, раковины и др.), и слитков металла М. стала универсальным платёжным средством, т. к. качество и вес металла в М. удостоверялись гос-вом (гос. штемпелем). Выпуск М. является исключит, правом суверенной власти. В феод. Европе право чеканки М. имел любой суверенный феодал (вплоть до нетитулованного дворянина), в новое и новейшее время - нац. гос-ва (см. Монетная регалия). Нарушение монетного права всегда рассматривалось как тягчайшее преступление, не только уголовное, но и политическое. Изображения на М. (в ранний период только на её лицевой стороне) являются гос. эмблемой. М. была обязат. платёжным средством внутри гос-ва, выпустившего её. Однако отдельные М. обращались далеко от места их чеканки (напр., римские серебряные М. за пределами империи, арабские дирхемы в 9-13 вв. в Вост. Европе).

Основы монетного дела определяются монетной системой, принятой в гос-ве: законодательно определяются вес М. при чеканке (законное отклонение от принятого веса наз. ремедиум), выбор металла, основного для данной системы, относит, стоимость монетных металлов по отношению друг к другу (рацио) и др. Нередко, в рабовладельч. обществе и особенно в средние века, происходила порча М. (уменьшение гос. властью веса или пробы монеты при сохранении её прежней номинальной стоимости), за счёт к-рой обогащались правители, чеканившие М.

С появлением бумажных денег роль М. как осн. платёжного средства сходит на нет. Важное значение как сокровища сохраняют М. из драгоценных металлов. В 20 в. М. повсеместно является разменным ден. знаком с условным, по отношению к бумажным ден. знакам, курсом. М. из золота и серебра выпускаются редко и не имеют серьёзного экономич. значения. В большинстве случаев это памятные (или юбилейные) М.

Первая сов. монета была отчеканена в 1921, а имеющие ныне хождение М. чеканятся с 1961. В 1965 в СССР выпущен памятный рубль, посвящённый 20-летию победы в Великой Отечеств, войне 1941-45, в 1967 отчеканены юбилейные М. достоинством 10, 15, 20 и 50 коп. и 1 рубль в ознаменование 50-летия Великой Окт. социалисгич. революции, в 1970 - памятный рубль в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Наука, изучающая М., наз. нумизматикой. Об изображениях на М. и о М. как художеств, произведении см. в ст. Медальерное искусство.

Лит. см. при статьях Нумизматика, Медальерное искусство. К. В. Голенко.

МОНЕТНАЯ ЕДИНИЦА, монетная стопа, весовое количество чистого ден. металла, установленное для ден. единицы, лежащей в основе монетной системы данной страны. М. е. путём деления на кратные части развёртывается в масштаб цен. В большинстве стран существует десятичная система такого деления (1 : 10 : 100). В нек-рых странах - квартальная (1:2: 4). В России с 1897 до 1914 золотой рубль содержал 0,77423 г чистого золота; десятичная система (1 руб., 10 коп., 1 коп.) сочеталась с квартальной (1 руб., 50 коп., 25 коп.). Золотое содержание сов. рубля с 1 янв. 1961 установлено в 0,987412 г чистого золота (см. также Денежные единицы стран мира).

МОНЕТНАЯ РЕГАЛИЯ, монопольное право гос-ва на чеканку и выпуск монет в обращение. На основе М. р. государство осуществляет монетное законодательство, определяет наименование, материал, пробу, вес, размер монет, их внешние отличит, признаки, ремедиум и т. д.

МОНЕТНОЕ ДЕЛО, изготовление (чеканка) монет. Первоначально М. д. находилось в руках частных лиц (в России - "ливцов", "серебряников"). В дальнейшем было монополизировано гос-вом и стало производиться на гос. заводах - монетных дворах. В СССР разменная монета чеканится на Монетном дворе Министерства финансов СССР в Ленинграде: нейзильберовая достоинством в 1 руб., 50, 20, 15, 10 коп. и латунная достоинством в 5, 3, 2 и 1 коп.

В древнем мире монеты изготовлялись из чистого золота и серебра (Греция) или их сплава (Лидия). В дальнейшем в монетный металл стали добавлять лигатуру из меди. Увеличение количества лигатуры сверх установленной нормы приводило к порче монет. В условиях золотого (а также серебряного) монометаллизма чеканились полноценные монеты - стоимость содержавшегося в них металла равнялась их нарицательной цене. С развитием капитализма в большинстве стран была достигнута определённая стандартизация пробы валютных металлов. При чеканке неполноценных разменных монет медь и серебро были постепенно вытеснены никелевыми и бронзовыми сплавами.

МОНЕТНЫЕ КОНВЕНЦИИ И СОЮЗЫ, соглашения между гос-вами о стандартизации веса и пробы монет и их взаимном приёме. М. к. и с. создавались ещё в ср. века. Известны конвенции герм, гос-в: Австро-Южно-Герм. конвенции (1753, 1837), СевероТерм. конвенции (1836, 1838), Австро-Герм. монетный союз (1857), к-рыми определялись вес и проба монет, устанавливались общие для стран-участниц монеты. Формами монетных соглашений являлись Латинский монетный союз (1865-1926) и Скандинавский монетный союз (1872-1924).

МОНЕТНЫЙ, посёлок гор. типа в Свердловской обл. РСФСР, подчинён Березовскому горсовету. Расположен в 18 км от г. Березовский. Ж.-д. станция на линии Свердловск - Артёмовский, в 38 км к С.-В. от Свердловска. Добыча торфа. Трактороремонтный и ремонтно-механич. з-ды.

МОНЕТНЫЙ ДВОР, гос. предприятие, занимающееся чеканкой монет и изготовлением орденов, медалей и др. гос. ме-таллич. знаков отличия, а также различных чеканочных и штамповочных изделий из металла с применением золочения, серебрения и ювелирных эмалей.

М. д. возникают с образованием нац. гос-в, когда чеканка монет становится гос. монополией. В России первый казённый М. д. возник в 1534 в Москве. В 1724 был основан М. д. в Петербурге; с 1876 он стал единственным в стране. В Англии в кон. 12 в. был создан М. д. в Лондоне, в США - в 1792 М. д. в Филадельфии.

В первые годы после Великой Окт. социалистич. революции чеканка монет не производилась. На М. д. в Ленинграде (б. Петрограде) до 1921 изготовлялись ордена и юбилейные медали. С авг. 1921 началась чеканка серебряной, с 1924 медной, а затем бронзовой и никелевой, с 1961 латунной и нейзильберо-вой монет. Ленингр. М.д. чеканит разменную монету образца 1961. Организованный в 1942 М. д. в Москве изготовляет ордена и медали СССР, знаки отличия и др. изделия из драгоценных металлов.

МОНЕТНЫЙ ДОХОД, доход гос-ва от чеканки монет. Представляет собой разницу между номинальной стоимостью неполноценной монеты и рыночной стоимостью содержащегося в ней металла (за вычетом издержек по чеканке).