загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

. Вывоз кофе, чая, нефтепродуктов, пиретрума, сизаля, цемента и др. Близ М.- аэропорт Порт-Рейте (на материке). Морской курорт.

МОМБЕЛЛИ Николай Александрович [12(24).2.1823, Новозыбков, - 14(27).12. 1902, Владикавказ, ныне Орджоникидзе], деятель русского освободит, движения, петрашевец, поручик лейб-гвардии Моск. полка. В 1846 организовал лите-ратурно-политич. кружок офицеров, члены к-poro интересовались социалистич. учениями. С осени 1848 участник "пятниц" в кружке М. В. Петрашевского. М. разрабатывал план тайного "братства взаимной помощи", предлагал создать домашнюю литографию для издания статей против правительства. По делу петрашевцев приговорён к расстрелу, заменённому 15 годами каторги в Сибири -в Александровском сереброплавильном з-де. По амнистии 1856 был отправлен рядовым на Кавказ. В 1859 произведён в офицеры. В 1865 майор Ширванского полка. Умер в отставке.

Соч. в кн.: Философские и общественно-политические произведения петрашевцев, [М.], 1953, с. 607 - 28.

Лит.: Дело петрашевцев, т. 1, М.- Л., 1937.


1637.htm
МОМЕНТЫ АТОМНЫХ ЯДЕР, мо мент количества движения или спин, электрический и магнитный моменты ядер. Наряду с массой ядра и его зарядом являются важными характеристиками строения ядер и их взаимодействия с внеш. полями. Подробнее см. Ядро атомное, Квадруполъный момент ядра.

МОМИНЕ-XATУH мавзолей, мавзолей Атабека, в Нахичевани, памятник азербайджанской ср.-век. архитектуры. Возведён в 1186 зодчим Ад-жеми. 10-гранная башенная (вые. 25 м) кирпичная постройка; грани украшены куфическими надписями, геом. и растительными узорами из неполивных и поливных (бирюзовых) кирпичиков. Илл. см. т. 1, вклейка к стр. 273.

Лит.: Бретаницкий Л. С., Зодчество Азербайджана 12 -15 вв. и его место в архитектуре Переднего Востока, М., 1966, с. 105-110.

МОММЗЕН (Mommsen) Теодор (30.11. 1817, Гардинг,-1.11.1903, Шарлоттен-бург), немецкий историк, специалист по истории Др. Рима и римского права. Сын священника. Проф. в ун-тах Лейпцига (с 1848), Цюриха (с 1852), Бреслау (Вроцлав) (с 1854), Берлина (в 1858-1903). Во время Революции 1848-49, примкнув к левому флангу нем. буржуазии, выступал за присоединение Шлез-вига к Пруссии, редактировал печатный орган врем, пр-ва Шлезвиг-Гольштейна. Выдвигался от партии прогрессистов в прусский ландтаг и герм, рейхстаг (в 1863-66 и 1873-79 деп. ландтага, в 1881-84 деп. рейхстага).

Известность принесла М. "Римская история" (рус. пер., ч. 1-2, 1858-61; т. 1-3, 5, 1936-49). Написанная под впечатлением Революции 1848-49, она отразила чаяния нем. буржуазии 50-х гг. 19 в., заинтересованной в уничтожении пережитков феодализма и в объединении Германии. В "Римской истории" М. обосновал и развил идею "демократич. монархии", видя её воплощение в диктатуре Юлия Цезаря. Изложение событий доведено М. до 46 до н. э. (до битвы при Тапсе). В 5-м томе (4-й том в свет не вышел) М. дал обзор истории рим. провинций в имп. эпоху. "Римская история" написана популярно, ярко и занимательно и содержит огромный фактич. материал. В основном М. излагал воен.-политическую историю с элементами социальной истории. Исключит, роль М. отводил великим людям (Александру Македонскому, Ганнибалу, Гаю Гракху, Цезарю и др.).

Перу М. принадлежит более 1500 работ почти по всем вопросам рим. истории: гос. праву, нумизматике, эпиграфике, хронологии, метрологии, литературе, лингвистике. В работах "Римское государственное право" (т. 1-3, 1871-87) и "Римское уголовное право" (1899) М. дал детальнейший обзор учреждений Рима и подвластных ему территорий, разных категорий гражданства и юрид. основ имп. власти. Ему принадлежат образцовые издания источников (с комментариями): "Деяния божественного Августа", хроника Кассиодора, "История готов" Иордана, кодекс Феодосия, дигесты.

По инициативе и под руководством М. было начато издание свода лат. надписей "Corpus inscriptionum latinarum" (с 1863). Нобелевская пр. (1902). Портрет стр. 491.

С о ч.: Oskische Studien, В., 1845; Die unteritalischen Dialekte, Lpz., 1850; Romische Geschichte, Bd 1-3, 5, В., 1854-85; Die romische Chronologie bis auf Caesar, В., 1858; Romische Forschungen, Bd 1 - 2, В., 1864-79; Reden und Aufsatze, В., 1905; Ge-sammelte Schriften, Bd 1-8, В., 1905-13.

Лит.; Ковалев С. И., Моммзен и его "История Рима", в кн.: Моммзен Т., История Рима, т. 1, М., 1936; Кулаков-с к и и Ю. А., Памяти Моммзена, К., 1904; Hartmann L. М., Th. Mommsen, Gotha, 1908; W u с h е г А. М., Th. Mommsen. Ge-schichtsschreibung und Politik, Gott., 1956.

В. И. Кузищин.

MOMOPО (Momoro) Антуан Франсуа (13.11.1755, Безансон, - 24.3.1794, Париж), деятель Великой франц. революции, левый якобинец. Типограф по профессии. Поселился в Париже в 1788. Активный член Клуба кордельеров. Участвовал в демонстрации парижан (требовавших низложения короля) на Марсовом поле (17 июля 1791), в нар. восстании 10 авг. 1792. После падения монархии М.- комиссар повстанческой Парижской Коммуны. В 1792 пропагандировал идеи эгалитаризма, выдвинул лозунг "Свобода, Равенство, Братство". В марте 1794 в числе ряда эбертистов был арестован в связи с попыткой организовать восстание против М. Робеспьера и его сторонников. Гильотинирован по приговору Революц. трибунала.

MOMОTЫ (Momotidae), семейство птиц отр. ракшеобразных. Дл. тела от 17 до 47 см. Края клюва зазубрены. Хвост ступенчатый; стержни средних рулевых перьев у вершины голые (птицы сами их ощипывают). Оперение зелёное с голубыми, чёрными и рыжими пятнами. 8 видов; распространены в тропич. лесах Центр, и Юж. Америки. Гнездятся в норах (глуб. до 1,8м), вырытых на обрывах или ровных местах. В кладке 3-4 яйца; насиживают оба родителя 21-22 суток; птенцы покидают гнездо через 28-31 сутки. Питаются насекомыми и плодами.

Синеголовый момот.

МОМСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в Якутской АССР. Протягивается к Ю.-В. от ср. течения р. Индигирка. Высота 1600-2300 м, максимальная (у Полярного круга) - 2533 м. Сложен гл. обр. песчаниками и алевролитами. В осевой части преобладают альпийские формы рельефа; склоны глубоко расчленены долинами рек. Редкостойные лиственничные леса поднимаются до 900 м на северных и до 1100 м на юж. склонах; выше - заросли кедрового стланика, ольховника, ивы и ерников. С 1500 м -горная тундра. В долинах - многочисл. наледи (тарыны).

МОН, М у н (Mohn) Хенрик [15.5.1835, Берген,-12 (по др. данным, 30).9.1916, Осло], норвежский метеоролог. Проф. ун-та в Кристиании (Осло) и директор

Норвежского метеорологич. ин-та (1866-1913). Организовал сеть метеорологич. станций в Норвегии. Осн. труды по климату Норвегии, синоптич. и динамич. метеорологии, распространению звука в атмосфере и др. Обработал и издал наблюдения полярных экспедиций А. Нор-деншельда (на "Веге"), Ф. Нансена (на "Фраме") и др.

С о ч. в рус. пер.: Метеорология, или учение о погоде, под ред. Д. И. Менделеева, СПБ, 1876.

Лит.: Р ы к а ч е в М. А., Профессор Генрих Мон, "Метеорологический вестник", 1917, т. 27, № 1.

МОНАГАС (Monagas) Xoce Тадео (28.10. 1784, Матурин,-18.9.1868, Каракас), гос. и воен. деятель Венесуэлы. Выходец из бурж.-помещичьей семьи. В 1813-21 участвовал в войне против исп. господства в Венесуэле и Перу. В 1846-51 и в 1855-58 президент Венесуэлы; фактически правил страной и в период президентства его брата X. Г. Монагаса (1851 -1855). Политика М., отвечая интересам Либеральной партии, способствовала ка-питалистич. развитию страны, однако диктаторский характер власти привёл к обострению политич. борьбы. В 1858 в результате вооруж. восстания консерваторов и части либералов М. подал в отставку и был выслан. В 1868 предпринял вооруж. попытку захватить власть.

МОНАДА (от греч. monas, род. падеж monados - единица, единое), понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено пифагореизмом, видевшим в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие М. перешло к Платону (диалог "Филеб"), а от Платона - в неоплатонизм, где получило пантеистич. истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее себя во множестве вещей посредством эманации.

В философию нового времени понятие М. вошло в пантеистич. интерпретации Николая Казанского и Дж. Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие М. играет существ, роль в философии исп. схоласта Ф. Суареса, англ, платоника Генри Мора, нем. натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Т.Лейбница, разработавшего спец. учение о М.-"монадологию". По определению Лейбница, М.-это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии. Духовная природа М. исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классич. учением объективного идеализма, "монадология" Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектич. взгляда на природу. В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой X. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов И. Гербарта, Г. Лотце и др., в 20 в.- в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия - США). Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, X. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 67-76; С г am e r W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W.-Munch., 1965.

Г. Г. Майоров.

МОНАДНОК, останцовая возвышенность, сложенная твёрдыми горными породами, резко выделяющаяся среди выровненной поверхности. Назв. происходит от горы Монаднок (Monadnock) в США.

МОНАКО (Monaco), государство в Юж. Европе, на побережье Средиземного м., с суши окружено терр. Франции. Пл. 1,5 км2. Нас. ок. 25 тыс. чел. (1973), в т. ч. 4.5 тыс. подданных М.- монегасков, св. 15 тыс. франц. граждан, итальянцы и др. Офиц. язык - французский. Религия -католическая. Календарь - григорианский (см. Календарь). М. состоит из 3 слившихся адм. округов-городов - Монако (столица), Монте-Карло, Ла-Кон-дамин.

М.- княжество, конституц. монархия. Действующая конституция принята 17 дек. 1962. Глава гос-ва - князь, осуществляет законодат. власть совместно с Нац. советом (из 18 чл.), избираемым на 5 лет. Избират. право предоставляется всем гражданам, достигшим 21 года. Исполнит, власть принадлежит Правительств, совету во главе с гос. министром. Суд. система состоит из судов первой инстанции, мирового и апелляц. судов. Применяется, за нек-рыми исключениями, франц. законодательство. Гос. герб и гос. флаг см. в статьях Государственные гербы и Флаг государственный.

В 10-1 вв. до н. э. на терр. совр. М. существовала сначала финикийская, а затем греч. колония. В 1 в. до н. э. территория попала под власть Рима, позднее ею завладели арабы, во 2-й пол. 11 в. н. э. -генуэзцы. В 1215 генуэзцы на месте совр. М. построили крепость. В 1419 в М. окончательно утвердился генуэзский род Гримальди; М. превратилось в самостоят, княжество (под протекторатом Генуи). С 1524 находилось под властью исп. монархии при сохранении формальной автономии, в 1605 исп. войска заняли терр. княжества. В 1641 население М. выступило против исп. господства, и княжество перешло под протекторат Франции. В результате Великой франц. революции княж. власть в М. была свергнута, в 1793 его территория присоединена к Франции. Парижский договор 1814 восстановил княжество М.; решением Венского конгресса 1814-15 оно было передано под протекторат Сардинского королевства. Революция 1848 уничтожила в М. княж. власть. В 1849 монархия была восстановлена, но сардинский протекторат прекращён. В J861 князь Карл III продал Франции права на гг. Ментону и Рокбрюн и согласился по существу на франц. протекторат. В 1865 с Францией был установлен таможенный союз. В 1861 французу Морису Блану была выдана концессия на открытие в М. игорного дома. Владевшее игорным домом междунар. акц. "Об-во морских купаний..." построило в Монте-Карло комплекс казино (1861-1910, франц. арх. Ш. Гарнье и др.). После завершения стр-ва жел. дороги между Францией и М. (1868) казино в Монте-Карло получило мировую известность и стало одним из осн. источников доходов М. В 1899 был осн. Океанографич. музей, ставший междунар. центром океа-нографич. исследований. В 1911 была введена в действие первая конституция, к-рая предусматривала образование выборного Нац. совета (парламента). Взаимоотношения с Францией регулируются рядом соглашений. В 1951 М. и Франция подписали конвенцию о взаимном содействии в области таможенных сборов, налогов, почты, телевидения и пр. В 1959 князь Ренье III (правит с 1949) распустил Нац. совет и приостановил действие конституции. В дек. 1962 была издана новая конституция. Весной 1962 возник конфликт с Францией, в ходе к-рого франц. власти установили на границе с М. таможенный кордон. Осн. причина конфликта - отказ М. ввести в княжестве нек-рые изменения в области налогообложения. 18 мая 1963 Франция и М. подписали соглашение, которое в частности включало конвенцию о взимании налогов. В соответствии с этой конвенцией на территории М. был введён подоходный налог по принципам французского налогообложения; однако от налога были освобождены монегаски, французы, проживающие в М. св. 5 лет, и компании, в капитале к-рых доля монакского капитала превышает 25% . В М. расположена одна из самых мощных в Европе средневолновых радиостанции -"Монте-Карло". Имеется телевизионная станция. М.- центр многих междунар. орг-ций (Междунар. гидрографич. бюро, Междунар. академия туризма и пр.) и место проведения междунар. встреч, особенно в области океанографии.

Ill. Гарнье. Оперный театр при комплексе казино в Монте-Карло. 1878-79. Главный фасад.

М.- один из центров туризма и лучших курортов Лазурного берега, пользующийся междунар. известностью. Ежегодный приток иностр. туристов 500-700 тыс. чел. Главные источники доходов гос-ва - обслуживание иностр. туристов и курортов, игорные дома (в Монте-Карло и др.), выпуск почтовых марок. Сетью отелей, увеселит, заведений и купален владеет "Общество морских купаний" (с 1967 - под контролем пр-ва). Имеются предприятия пищевой, лёгкой промышленности, стройматериалов; произ-во фаянса, майолики; изготовление сувениров. Ден. единица -франц. франк.

Общий вид княжества Монако.

В 1969/70 уч. г. в начальных школах (пятилетних) было 1446 уч-ся, в ср. школах (семилетних) - 1847 уч-ся; одна треть уч-ся обучалась в частных уч. заведениях; в профессионально-технических уч. заведениях обучалось 330 чел.; в Академии музыки в г. Монако 400 студентов.

МОНАКО (Monaco), столица княжества Монако. Порт, курорт на берегу Средиземного м. Ок. 2 тыс. жит. (1961). Ист. центр М.- княж. дворец (13-19 вв.). Среди более поздних построек - псевдороманский собор (1874-98, арх. Ш. Ле-норман). В М. находятся: Б-ка при княж. дворце (св. 120 тыс. тт.), Океанографич. музей (осн. в 1899, совр. здание построено в 1910 арх. Делефортри; музей является науч. базой междунар. Ин-та океанографии в Париже) с обширным аквариумом, Б-ка Океанографич. музея (св. 30 тыс. тт.), Музей доисторич. антропологии. В архиве при княж. дворце хранятся документы с 13 в. и образцы денег М. с 1640.

МОНАРХ (греч. monarches, от monos -один и archos - правитель, властелин), наследственный или выборный глава монархич. гос-ва (царь, император, король, негус, шах, султан и т. п,); см. Монархия.

МОНАРХИЯ (от греч. monarchia - единовластие, единодержавие), в эксплуататорских гос-вах форма правления, при к-рой верховная гос. власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва -монарха. Монархич. форма правления существовала в рабовладельч. и феод, обществе, она сохранилась и в ряде бурж. гос-в.

В рабовладельч. гос-вах М. выступала гл. обр. как неограниченная деспотия (иногда как теократия). Наиболее типична М. для феодализма - первоначально как раннефеод. М. (иногда принимала форму обширных феод, империй), затем - как М. периода феод, раздробленности, характеризующейся слабой центр, властью, позднее - как ограниченная сословно-представительная М. (см. Сословная монархия) и неограниченная - абсолютная М. (см. Абсолютизм, Государство). В бурж. монархич. гос-вах М. существует, как правило, в виде ограниченной, конституционной М., сложившейся в результате компромисса буржуазии с дворянством. В совр. бурж. М. власть монарха ограничена на основании конституции, т. е. законодат. функции переданы парламенту, исполнительные - пр-ву. В конституционной М. монарх юридически считается верховным носителем исполнит, власти, главой судебной системы, формально он назначает пр-во, смещает министров, имеет право распоряжения военными и полицейскими силами, издания указов, запрещения принятых парламентом законов или отсрочки вступления их в силу, право законодат. инициативы, роспуска парламента и т. п. Однако фактически эти полномочия обычно полностью находятся в руках пр-ва, а монарх "царствует, но не управляет". В. И. Ленин отмечал, что "монархия вообще не единообразное и неизменное, а очень гибкое и способное приспособляться к различным классовым отношениям господства, учреждение" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 359).

Лит. см. при ст. Государство.

МОНАРХОМАХИ (от греч. monarches-монарх и mache - бой, борьба), тираноборцы, писатели-публицисты в зап.-европ. гос-вах 2-й пол. 16 - нач. 17 вв., выступавшие против абсолютизма. Отрицали божеств, происхождение королев, власти, считая, что суверенитет принадлежит народу, к-рый на договорных началах передаёт власть монарху и соответственно имеет право свергнуть его, если он нарушил условия договора (тем самым превратившись в "тирана"), и даже убить. М. не составляли единого течения и отражали в зависимости от конкретно-ист, условий интересы различных социальных слоев: растущей буржуазии (в Англии и Нидерландах), феод, знати (во Франции). Под "народом" М. понимали либо буржуазию, либо дворянство, а отнюдь не нар. массы. Франц. М. стремились не к уничтожению монархии, а к ограничению её сословно-представит. учреждениями. Теории М. часто выдвигались в ходе религиозно-политич. борьбы того периода. Тираноборческие идеи развивали кальвинисты Ф. Дюплесси-Мор-не и Ф. Отман (Франция), И. Альту-зий (Германия) и Дж. Бъюкенен (Шотландия), католик (один из основателей Парижской лиги 1584-94), Ж. Буше (Франция), иезуиты X. Мариана и Ф. Суарес (Испания). ф. А. Коган-Бернштейн.

МОНАСТИР, город на В. Туниса, в вилайете Сус, на побережье Средиземного м. 19,2 тыс. жит. (1966, перепись). Тор-гово-ремесленный и развивающийся пром. центр. Произ-во оливкового масла. Лов и переработка рыбы, добыча губок. Предприятия текст, и металлообр. пром-сти. Курортно-туристский центр. Основан близ античного поселения Руспина. В старой части города (Касбе) сохранился древний монастырь (2 в. до н. э.).

МОНАСТЫРИ (от греч. monasterion -келья отшельника), в ряде религий общины монахов (муж. М.) или монахинь (жен. М.), принимающие единые правила жизни (устав).

Древнейшие М. возникли в буддизме в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих отшельников, собиравшихся в убежищах (часто в пещерах); в эти общины принимались все, независимо от обществ, положения, за исключением рабов, должников и царских слуг. Постепенно характер общин (разбогатевших в значит, мере благодаря дарениям царей, знати) изменился: первоначально обязат. принцип нищенства стал фикцией, М. из убежища от мирской суеты превратились в идео-логич. опору существующего строя. Вслед за Индией буддийские М. появились в Бирме и Таиланде (2-3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6-8 вв.), Индонезии (7 в.). Буддийские М. стали крупными феод, землевладельцами, активно участвовавшими в поли-тич. жизни-гос-ва. В дальнейшем в связи с усилением индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае влияние и число буддийских М. в этих странах сильно сократилось (в Индии с 6-7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Вост. Азии с 12-14 вв.). Большую роль М. играли в Тибете, Монголии и др. районах Центр. Азии, где буддизм распространился в форме ламаизма.

Христ. М. возникли первоначально как поселения отшельников (в 3-4 вв. в Египте, где особенно активно действовал Антоний Великий), с 4 в.- как совместные поселения - киновийные (от греч. koinos bios - общая жизнь), или общежительные М.; первый такой М. был осн. в Тавенне (Египет) Пахомием. В 4-5 вв. М. распространились в Палестине и Сирии, затем по всему Средиземноморью, а также в Галлии и Ирландии. Монастырская жизнь регламентировалась уставом: в визант. М. преим. уставом Василия Великого (4 в.), позднее -уставом Студийского М. в Константинополе (9 в.), в зап.-европ. М. в основном уставом Бенедикта Нурсийского, основателя М. в Монтекассино (ок. 530, Италия), положившего начало ордену бенедиктинцев. Во главе католич. М. стояли аббаты (или аббатисы), в православных - игумены (или игуменьи). В эко-номич. отношении М. представляли собой хоз. самодовлеющие организмы. На самом раннем этапе развития М. они создавались как коллективы подвижников, равных между собой, обязанных трудиться (все они должны были заниматься физич. трудом); идеологически первые М. давали иллюзорный выход для социального протеста против существовавшего миропорядка. С развитием феодализма характер М. изменился, внутри М. произошло расслоение, монахи стали разделяться на ряд категорий - по своим функциям, социальному положению и связям, моральному авторитету. Зап.-европ. монашество стало в значит, мере рекрутироваться из рядов феодалов, монастырская верхушка вливалась в господствовавший класс. В католич. М. физич. труд монахов с 10 в. был запрещён, с 11 в. наиболее тяжёлые работы в земледелии, скотоводстве были переложены на особых работников (кон-верзов) и на эксплуатируемое М. крепостное крестьянство. М. в процессе развития феодализма превращались (в первую очередь за счёт крест, земель) в крупных феод, землевладельцев. Зем. владения мн. ср.-век. М. достигали сотен тыс. га (напр., в 9 в. франц. М. Сен-Жер-мен-де-Пре владел 430 тыс. га земли, Сен-Мартен - 810 тыс. га). На монастырских землях широкое распространение получила практика прекариев. Королев, власть содействовала укреплению католич. М., предоставляя им адм., податную, суд. независимость (см. Иммунитет). Визант. М. существенно отличались от зап.-европейских: монахи могли распоряжаться имуществом, составлять завещания, жили по большей части келейно, а не общежительно; визант. М. до 14 в. не стали крупными зем. собственниками, экономически были подконтрольны гос. власти. В 11-13 вв. наблюдался подъём монастырского х-ва в Зап. Европе. Используя труд множества зависимых крестьян, как лично свободных, так и работавших на барщине (напр., в крупных М. центр. Англии), М. расширяли обрабатываемые площади, поднимая целину, расчищая леса, осушая болота. Большое число М. представляло собой крупные х-ва с развитыми земледелием и ремёслами. Расположенные на торг, путях, мн. М. рано начали втягиваться в товарно-ден. отношения, вели торговлю солью, вином, хлебом и др., становились центрами торгово-ростовщи-ческих сделок, своеобразными банками средневековья. С развитием товарно-ден. отношений М., включившиеся в светскую жизнь, подвергались "обмирщению", жизнь монахов утратила аскетич. характер первоначальных общин (стали процветать разврат, обжорство, тунеядство). Укрепление католич. М. в 11-13 вв. в большой мере было связано с Клюнийской реформой, сторонники к-рой требовали в первую очередь восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского.

На базе католич. М. возникали монашеские ордена, ряд М. объединялся в конгрегации. С образованием в 12-13 вв. (в условиях крестовых походов) духовно-рыцарских орденов возник новый тип католич. М., предназначавшихся для поддержки крестоносцев; при М. устраивались лазареты для раненых, пункты для обмена и выкупа пленных, убежища для паломников и т. п. Создание т. н. нищенствующих орденов в 1-й пол. 13 в., в период обострения социаль-но-политич. борьбы в связи с ростом то-варно-ден. отношений, обусловило появление католич. М., тесно связанных с городом, в число их важнейших задач входила борьба с нар.-еретич. движениями. Направлявшиеся из этих М. в качестве миссионеров монахи нередко создавали в разных странах новые, "дочерние", М., зачастую становившиеся опорными пунктами воен. захватов и колонизации (см. Миссионерство). М. являлись оплотом папства в его борьбе за по-литич. господство в Европе (тем самым они препятствовали процессу централизации европ. гос-в).

Если в раннее средневековье, когда монополия на образование принадлежала церкви, М. способствовали распространению грамотности, книжного дела, художеств, ремесла (при М. функционировали монастырские школы, мастерские письма), то по мере роста светской культуры и освобождения науки от теологич. оков, они становятся гл. центрами борьбы против науч. мысли и передовых идей.

Сильное потрясение испытали католич. М. в эпоху Реформации, сопровождавшейся ликвидацией на территориях, где распространился протестантизм, монашества как особого института, закрытием М. и секуляризацией их зем. владений (в Англии, скандинавских странах, Нидерландах, части Швейцарии, Шотландии, нем. протестантских княжествах). Новый подъём монастырского движения был связан с Контрреформацией, новые М. со 2-й пол. 16 в. ставили своей гл. задачей подготовку церк. кадров для борьбы с протестантами. М., и прежде всего М. иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Большой удар по М. был нанесён бурж. революциями 18-19 вв. (особенно Великой франц. революцией). Однако в связи с ростом революц. рабочего и демократич. движения бурж. реакция восстановила в ряде стран многие ранее упразднённые М. С кон. 19 в. число М. стало расти, а их реакц. деятельность (борьба против рабочего демократич. движения, социализма) приобрела широкий размах. В 20 в. нек-рые протестантские церкви (англиканская, ряд евангелич. церквей в США и др.), раньше решительно отвергавшие М., допустили их появление.

В историч. лит-ре нередко М. называют обители мусульм. дервишей, а самих дервишей причисляют к монахам; но это утверждение неточно (см. в ст. Монашество).

В большинстве совр. капиталистич. стран М. перестали играть роль самостоят, хоз.-экономич. единиц. Накопления, производимые в М., сосредоточиваются у монашеских орденов, к-рые пускают капиталы в оборот - вкладывают в банки, предприятия, торговлю, гл. обр. путём приобретения пакетов акций. Ликвидировано крупное землевладение М., их деятельность регулируется гос. установлениями, значительно сократилась численность их обитателей, нек-рые М. прекратили существование. В 60-70-х гг. 20 в. мн. М. оказались под воздействием процессов модернизации католич. церкви. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора 1962-65 М. обязаны, особенно в районах миссионерства, считаться с местными традициями и обычаями.

Согласно офиц. данным 1972, в мире насчитывается 25 тыс. мужских и 100 тыс. женских католич. М.(но в каждом из них, особенно в женских, число обитателей невелико: 10-20 чел.). Зап.-европ. М. являются активными проводниками политики клерикализма.

В СССР церковь отделена от гос-ва; небольшое число существующих здесь православных М. являются чисто религиозными opr-циями. В европ. социалистич. странах М. как крупные зем. собственники ликвидированы, были изданы постановления, ограничивающие зем. участки М.: в Албании - 27 мая 1946, в Болгарии - 12 марта 1946, в Венгрии -15 марта 1945, в Польше - в марте 1950, в Чехословакии - 14 и 18 окт. 1949, в Югославии - в 1945. В Румынии (где крупное монастырское землевладение было ликвидировано ещё во 2-й пол. 19 в.) с.-х. имущество М., согласно закону об агр. реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монастырское землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по агр. реформе 1945 было признано целесообразным не проводить конфискации зем. собственности М.

В социалистич. гос-вах Азии М. также перестали являться крупными землевладельцами. В МНР ещё в дек. 1928 решением Великого нар. хурала крупная феод, собственность (в т. ч. монастырская) подлежала конфискации. В ДРВ по закону об агр. реформе от 4 дек. 1953 земли М. подлежали реквизиции или продаже в принудит, порядке. В КНДР закон от 5 марта 1946 запрещал монастырские владения св. 5 чонбо (1 чонбо = = 0,99 га). В КНР в соответствии с законом об агр. реформе (июнь 1950) земли М. подлежали реквизиции и распределению между безземельными и малоземельными крестьянами.

Г. Ф. Ильин, Б. Я. Ромм.

М. в России появились в 11 в. в связи с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими им земли, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. М. сыграли важную роль в укреплении и развитии феод, отношений на Руси. В первые века после крещения Руси М. были центрами распространения письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11-12 вв. наибольшее значение приобрёл Киево-Печерский М. Наряду с крупными М. (Киево-Печер-ским, Новгородским Юрьевым и др.) в 12-13 вв. распространение получили мелкие М., имевшие по 3-5 монахов-отшельников. Во 2-й пол. 14 в. митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу М.- монахи были переведены на общежительный устав. Роль М. в экономич., политич. и церк. жизни заметно возрастает. В 14-15 вв. возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. крупные М.; в 16 в. на С., в Подвинье,- Антониево-Сийский М.; в Поволжье, после завоевания Казани, центр. М. основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчётам историка С. Б. Веселовского во 2-й пол. 16 в. в России было не менее 200 М. Они расширяли свои владения, осуществляли покупки и вымогали земли под видом вкладов, просили государственные пожалования, захватывали окрестные черносошные земли. На этой почве происходили острые столкновения М. с крестьянами. М. опутывали крестьян сетью долговых обязательств (чсеребренечество"). В кон. 15-16 вв. рост монастырского землевладения начал тревожить великокняжескую власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель, удобных для испо-мещения служилого дворянства. В 1503 на церк. соборе был поставлен вопрос о ликвидации церк. и монастырского землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости М. владеть населёнными крестьянами сёлами развернулись между нестяжателями и иосифлянами. На Стоглавом соборе (1551) было решено ограничить приобретение земель монастырями. В 1572 пр-во запретило производить зем. вклады в крупные М., а в 1581 на церк. соборе было принято решение о безусловном запрещении М. приобретать земли. Вводя монастырскую запашку, увеличивая повинности, развивая ростовщическую деятельность, М. усиливали эксплуатацию крестьян. Крестьянские волнения произошли в 1594-95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, где монастырские власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крестьянского восстания И. И. Болотникова (1606-07) М. деятельно помогали пр-ву Василия Шуйского в подавлении крест, движения. Оправившись после экономич. разрухи, нанесённой Крест, войной и иностр. интервенцией нач. 17 в., М. вновь стали к сер. 17 в. серьёзной экономич. и политич. силой. Пр-во Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Со-борным уложением 1649 запретило М. покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост М. сократился при Петре I, к-рый взял под контроль монастырские доходы, запретил М. скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монастырских крестьян, была произведена секуляризация монастырских земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губ. секуляризация была проведена в 1786-1788). Однако в 19 в. в царствования Александра I и Николая I M. снова получили пахотные земли и угодья. Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. М. использовались как места заключения лиц, обвиняемых в религ. свободомыслии. На терр. многонац. Российской Империи имелись также буддийские и католич. М. К 1917 в России насчитывалось 1025 православных М., в к-рых было ок. 100 тыс. монахов, монахинь и "послушников". М. в 1910 владели 739 тыс. десятин земли в 50 губерниях Европ. России, они получали значит, ден. доход (Троице-Сергиева лавра - ок. 1,5 млн. руб. в год). М. враждебно встретили Октябрьскую революцию 1917, в годы Гражд. войны 1918-20 служили оплотом контрреволюции. Декретом Сов. пр-ва от 20 янв. (2 февр.) 1918 церковь была отделена от гос-ва, а имущество М. объявлено народным достоянием. Земли М. были розданы крестьянам, многие здания М. отведены под школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется неск. православных М. с небольшим числом монахов. М. являются чисто религ. орг-циями.

Монастырь Санкт-Галлен (Швейцария). План ок. 820: 1 -средний неф базилики; 2 - боковые нефы; 3-трансепт; 4-восточная апсида; 5 - хор; 6 - западная апсида; 7 - главный алтарь; 8 - дворики; 9-башни; 10-клуатр; 11-спальня монахов; 12-трапезная; 13-погреб; 14-кухня и хозяйственные службы; /5-жилище аббата; 16-школа; 17 - странноприимный дом; 1 8 - больница; 19 - дом послушников; 20 - капеллы; 21-кладбище; 22 - 24 - сады и огороды.

В. И. Корецкий.

Архитектура М. отразила многообразие их функций и их менявшуюся роль в обществ, жизни. Во 2-й пол. 1-го .тыс. до н. э. в Индии появились буддийские М., распространившиеся в странах Юж. и Вост. Азии. Пещерные М. (гл. обр. на 3. Индии - в Аджанте, 2 в. до н. э.-7 в. н. э., Карли, 1 в. до н. э., Багхе, ок. 400-700) включали вырезанные в скале молитв, залы (чайтъя) со ступами, кельи, а позже монашеские общежития (вихара), трапезные, б-ки; аналогичны пещерные М. Китая (Цяньфодун близ Дунъхуана, 353-366). М. из наземных построек, известные в Индии (Наланда, осн. в 427), в Китае приобрели характер комплекса храмов, молитвенных, жилых и мемориальных пагод (Лингусы в Нанкине, 14-17 вв.) или регулярного осевого ансамбля смежных дворов и деревянных храмов-павильонов. В Японии и Юго-Вост. Азии получили развитие ансамбли деревянных монастырских зданий (Салин в Мандалае, 2-я пол. 19 в.; илл. см. т. 3, табл. XXIV, стр. 305). Ламаистские М. Тибета строились по строгим канонам и окружались стенами (Самье в верховье р. Цангпо, сер. 8 в., с главными зданиями, помещёнными на оси В.- 3.); обычно они располагались амфитеатром на склонах гор. В Монголии М. распространились с кон. 16 в.; наряду с М. типа "хуре" (кольцевой план к-рых связан с кочевым укладом) и юртообразными деревянными храмами строились М. китайского ("сумэ"), тибетского ("хит") и смешанных типов (Да-Хуре в Улан-Баторе, с 1651 кочевой, с 1779 оседлый: Чойчжин-Ламайн-сумэ в Улан-Баторе, 1904-08; Амур-Баясхулан-ту-хит, 17 -18 вв.). В 18 в. ламаистские М. распространились в Бурятии ("дацаны" - обширные регулярные комплексы ярусных храмов и домов лам) и Калмыкии ("хурулы"-комплексы войлочных кибиток, деревянных и каменных храмов, молелен, жилых домов).

Христианские комплексы М. появились в Вогт. Рим. империи в коптском Египте в 4-5 вв. (Бауит, 4 в.; Белый М., ок. 440; Красный М., 5 в.); к др.-вост. укреплениям восходят суровые, высокие, сужающиеся кверху стены, внутри к рых -церкви (3-нефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. Этот тип развивался в ряде стран Сев. Африки (Тебесса в Алжире, 5-6 вв.) и Передней Азии (Калат-Семан в Сирии, 5-6 вв.).

В 6-9 вв. сформировались архит. тип и планировка зап.-европ. католич. монастырского комплекса (сохранился план М. Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820). В окружённом стенами регулярно распланированном М. доминировала церковь, к к-рой примыкал (обычно с Ю.) дворик-клуатр с галереями. Вокруг клуатра располагались зал капитула, трапезная (рефекторий), спальня (дор-миторий) - чаще всего 2-нефные залы; в продуманном порядке размещались хоз. двор с мастерскими и службами, кладовые, больница, странноприимный дом. Композиция М. варьировалась различными орденами. М. и монастырские церкви 11-12 вв. (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88; Клюни в Бургундии, 1088- 12 в., церковь Марии на оз. Лах в Германии, 1093-1156, илл. см. т. 2, табл. XXVII, стр. 256-257) принадлежат к наиболее значительным архит. памятникам романского стиля. В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки и т. д.); с экспансией нем. ордена связаны М.-замки, где клуатр и залы включены в единый объём (Верхний замок в Мальборке, Польша, конец 13-14 вв.).

Православные М. Византии, балканских славян, Руси и Грузии и армянские М. имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся часто в течение веков (визант. монастыри-Хора в Константинополе, 5-15 вв., и на п-ове Айон-Орос; Санаин, илл. см. т. 2, вклейка к стр. 241; Бачково в Болгарии, 11-19 вв.; Киева Печерская лавра, Ге-латский монастырь). Комплекс окружали стены с бащнями; вдоль стен располагались кельи, в центре - собор, трапезная, колокольня, колодец. Архит. формы служебных и хоз. построек (больниц, бань, прачечных) часто связаны с нар. зодчеством. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные М., вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Рус. М., постепенно расширяясь и обстраиваясь, превратились в живописнейшие архит. ансамбли, объединившие произв. многих эпох. При основании и расширении М. учитывались их расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра; Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове). Построенные вокруг городов или в их черте М. образовывали оборонит, линию и являлись узлами гор. планировки (моек. М. 16-17 вв.- Донской монастырь, Новодевичий монастырь и др., служившие крепостями на подступах к столице). Архит. формы рус. М. до сер. 16 в. были строгими, лаконичными, а к кон. 17 в. обогатились красочным узорочьем. Пространств, композиция и силуэт М. активно участвовали в формировании облика городов.

Монастырь Маулы брони (ФРГ). 12 - 14 вв.

Боровский Пафнутьев монастырь близ Боровска. 15 - 17 вв. План: 1- Рождественский собор; 2 - трапезная; 3 - колокольня; 4-кельи; 5 -больничная палата.

В периоды Возрождения и особенно барокко М.-крепости, особенно характерные для дальних колоний (Актопан в Мексике, 1546-74), уступали место парадным ансамблям М.-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану (Эскориал, Мельк, Смольный М.). В 19-20 вв. новые М. строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956-59, арх. Ле Корбюзье). Многие как христианские, так и буддийские М. стали музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного иск-ва.

М. И. Андреев.

Лит.: Звери некий В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, т. 1 - 3, СПБ, 1890-97; Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, М., 1908; Череп-н и н Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., I960; Тихомиров М. Н., Монастырь-вотчинник XVI в., в сб.: Исторические записки, т. 3, М., 1938; К о р е ц к и и В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI - начала XVII вв., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 6, М., 1958; Б у-довниц И. У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв., М., 1966; Ильин М. А., К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII века, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1954, М., 1954; В г а и п-е 1 s W., Abendlandische Klosterbaukunst, Koln, 1969.

МОНАСТЫРИСКА, город, центр Мона-стырисского р-на Тернопольской обл. УССР, на р. Коропец (приток Днестра), в 19 км от конечной ст. Бучач ж.-д. ветки от ст. Бяла-Чертковска (на линии Тернополь - Черновцы). Табачный ферментационный з-д, молокозавод, ф-ка хоз.-бытовых товаров.

МОНАСТЫРИЩЕ, посёлок гор. типа, центр Монастырищенского р-на Черкасской обл. УССР, в 6 "л от ж.-д. ст. Мо-настырище (на линии Христиновка -Казатин). 3-ды: маш.-строит, (котло-строение), асфальтовый, обозостроит., кирпичные, мелькомбинат и др. предприятия. Историко-краеведч. музей.

МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ, категория феод.-зависимого населения владений православной церкви в России с 11 в. до сер. 18 в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феод.-зависимые крестьяне во владениях светских. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 М. к., напр., должны были платить оброк и отрабатывать барщину, выполняя все хоз. работы. В 15-16 вв. общее усиление крепостнич. тенденций распространилось и на М. к. Уже во 2-й пол. 15 в. в ряде вотчин Троице-Сергиевой лавры был сильно ограничен переход М. к.- старожильцев. В случае побега М. к. водворялись во владения монастыря великокняжеской администрацией. Тяжёлое положение М. к. усугублялось системой кабальных долговых обязательств, к-рая вела к дальнейшему росту зависимости М. к. от духовных феодалов. Выступая против феод, эксплуатации и крепостничества, М. к. поднимали восстания. Известны волнения в 1550 в Адриановой пустыни, в 1594-95 в Иосифо-Волоколамском монастыре, в 1577-78 в Антониево-Сий-ском монастыре и др. В 17 в. многие М. к. участвовали в Крест, войне под предводительством С. Т. Разина.

Новодевичий монастырь в Москве. 16-17 вв.

К сер. 17 в. количество дворов М. к. достигло, по данным Г. К. Котошихина, 118 тыс., из числа к-рых на монастыри приходилось 86 тыс. По 1-й ревизии (1719) М. к. было 791 тыс. душ муж. пола, по 2-й ревизии (1744) - 898 471 и по 3-й ревизии (1762)-! 026 930.

В 17-2-й пол. 18 вв. оформление крепостного права, усилившее феод, эксплуатацию, ещё более ухудшило положение М. к. Так, в 1753 М. к. Троице-Калязин-ского монастыря обязаны были не только обрабатывать монастырскую пашню и платить ден. оброк, но и выделять для монастыря работников. Помимо этого, М. к. выполняли много мелких натуральных повинностей. Сохранение тяжёлых форм монастырской барщины сковывало хоз. деятельность М. к., вело к их обнищанию. Всё это осложнялось жестоким обращением и вымогательством со стороны монастырских властей; так, М. к. Амвросиево-Новоспасского монастыря жаловались, что управитель "держит их в цепях и железах недель по пяти и больше".

Ограничение церк. землевладения в интересах светских феодалов с нач. 16 в. привело к созданию в 17-18 вв. Монастырского приказа, упразднению патриаршества, учреждению Синода и объективно подготовило секуляризацию церк. земель. Массовые выступления М. к. способствовали тому, что 26 февр. 1764 указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церк. земель и ок. 2 млн. душ М. к. передано в ведение Коллегии экономии. Бывшие М. к. стали наз. экономическими крестьянами.

Лит.: Милютин В. А., О недвижимых имуществах духовенства в России, М., 1862; Семевский В. И., Крестьяне в царствование имп. Екатерины II, т. 2, СПБ, 1901; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1 - 2, М., 1952; Черепнин Л. В., Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960; М и л о в Л. В., К вопросу об эволюции барщинных отношений в монастырском хозяйстве середины XVIII в., в сб.: Проблемы генезиса капитализма, М., 1970. О. Л. Шватченко.

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ, возникли в середине 1-го тыс. в Индии в буддийских монастырях; с появлением христианства в 6-8 вв. получили распространение в Византии и странах Зап. Европы при мужских монастырях. Существовало три осн. типа М. ш.: пастырско-мона-шеские (готовили духовенство для церков-но-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церк. писанию для мальчиков, не предназначавшихся для служения в церкви и монастырях. Обучение в М. ш. носило богословский характер с нек-рыми элементами светского образования. В период господства на Балканах Османской империи (15-16 вв.) М. ш. играли важную роль в сохранении культуры южнослав. народов и греков.

В Др. Руси М. ш. в основном готовили клириков для службы в церквах и монастырях; при жен. монастырях в 12 в. возникли школы для девочек, однако распространения они не получили. С 17 в. в М. ш. наряду с богословием изучались слав, грамматика, греч. и лат. языки, риторика и пиитика. В 18 в. на основе М. ш. стали создаваться духовные семинарии, муж. и жен. духовные уч-ща, цер-ковно-приходские школы.

М. ш. функционируют при нек-рой части совр. буддийских и католич. монастырей. См. также Духовные учебные заведения.

В. Г. Фуров.

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ, один из органов центр, правительственного управления в Рус. гос-ве, осуществлявший контроль над церк. вотчинами. Создан ок. 1650. С 1701 выполнял также ряд судебных и адм. функций по отношению к духовенству и крест, населению, находившемуся в феод, зависимости от монастырей и др. церк. орг-ций. Под давлением церковников, выступавших на Соборах 1667 и 1675, М. п. упразднён в 1675. Пётр I восстановил М. п. в 1701, передав в его ведение все адм.-финанс. и суд. вопросы церк. управления (сбор денежных и натуральных доходов и т. п.). Усиление контроля гос-ва над церковью, реформа центр, гос. аппарата привели к окончат, упразднению М. п. и передаче его функций коллегиям и камер-кон-торе Синода. Ликвидирован в 1725.

Лит.: Горчаков М.И-, Монастырский приказ (1649-1725), СПБ, 1868.

МОНАСТЫРЩИНА, посёлок гор. типа, центр Монастырщинского р-на Смоленской обл. РСФСР. Расположен на р. Вихра (басе. Днепра), в 45 км к 3. от ж.-д. станции Починок (на линии Смоленск -Рославль) и в 60 км к Ю.-З. от Смоленска. Льнообрабат., сыродельный, спиртовой, кирпичные и асфальтобетонный з-ды.

МОНАХОВ Владимир Васильевич (р. 30.9. 1922, Долгинцево Днепропетровской обл.), советский кинооператор и режиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР (1964). Чл. КПСС с 1943. Участник Великой Отечеств, войны. В 1952 окончил ВГИК. Снимал фильмы -"Попрыгунья" (1955, совм. с Ф. Б. Добронравовым), -"Высота" (1957) и др. В фильме -"Судьба человека" (1959), за к-рый М. удостоен Ленинской пр. (1960), он органично связывает документально строгую фактуру изображения с живописными свето-пла-стич. эффектами, создаёт напряжённую изобразит, атмосферу. Своеобразие ком-позиц. рисунка, монументальность и сложная динамич. организация кадра выразительно подчёркивают эпическую широту снятого им фильма -"Оптимистическая трагедия" (1963). Как режиссёр М. поставил фильмы "Непрошенная любовь" (1965), "Про чудеса человеческие" (1968), "Нежданный гость" (1972). Награждён 3 орденами, а также медалями.

МОНАХОВ Николай Фёдорович [18(30). 3.1875, Петербург,-5.7.1936, Ленинград], русский советский актёр, нар. арт. РСФСР (1932). Начал артистич. деятельность в драм, театре (1895), с 1896 выступал на эстраде, в т. ч. в эстрадном дуэте с П. Ф. Жуковым, с 1904 играл в оперетте (Киев, Саратов, Одесса; Москва-"Эрмитаж"; Петербург - театр "Буфф", Панаевский театр, и др.). Обладал красивым звучным баритоном, пел также теноровые партии (выступал гл. обр. в амплуа простака, его исполнение отмечено тонким вкусом, яркой характерностью, бытовой достоверностью). Лучшие работы в оперетте связаны с моек. "Свободным театром" (1913-14; рук. К. А. Марджанов), где особенно ярко проявился его талант - Афанасий Иванович ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Калхас ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др.

После Окт. революции 1917 активно участвовал в организации Большого дра-матич. театра (ныне им. М. Горького), был его ведущим актёром. Здесь раскрылся его талант драматич. актёра. Создал ряд выдающихся трагедийных и драматич. ролей в произв. классич. и сов. драматургии: король Филипп ("Дон Кар-лос" Шиллера), Егор Булычев, Бородатый солдат ("Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" Горького), Годун ("Разлом" Лавренёва), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко); блестящих комедийных образов - Труффальдино ("Слуга двух господ" Гольдони) и др. Снимался в кино; до 1927 пел в оперетте как гастролёр.

Соч.: Повесть о жизни, Л.- М., 1961.

МОНАЦИТ (нем. Monazit, от греч. monazo - бываю один, живу один), минерал, фосфат редкоземельных элементов преим. цериевой группы; хим. формула (Се, La...) [PO4]. Часто содержит различные примеси, из к-рых главнейшие: ThO2 (до 10% и более), UO2 (до 6,6% ), ZrO2, СаО, а также SiO2, SOs. Кристаллизуется в моноклинной системе, образуя пластинчатые, иногда толстотаблитчатые кристаллы, неправильные зёрна, зернистые массы. В кристаллич. структуре М. изолированные группы [POi]3~ связаны с ионами TR3+ в девятирной координации. Обычно сильно радиоактивен. Цвет М. от жёлтого, жёлто-зелёного до коричневого, красно-бурого. Тв. по минералогической шкале 5-5,5. Плотность колеблется в зависимости от состава от 4900 до 5500 кг!м3. Месторождения М. связаны обычно с гранитными пегматитами, реже - с гидротермальными карбонатными жилами в щелочных гранитах, сиенитах. Добывается М. в основном из речных и морских россыпей (напр., в Индии, Шри-Ланка, Бразилии), куда он попадает при размыве гранитов и гнейсов, содержащих М. в качестве характерного акцессорного минерала. Сырьё для получения церия и тория.

Г. П. Барсанов.

МОНАШЕНКА [Ocneria (Porthetria) monacha], ночная бабочка сем. волнянок, опаснейший вредитель леса. Крылья в размахе 35-55 мм, передние - белые с чёрными зубчатыми поперечными линиями, задние - беловато-серые. М. широко распространена в лесной зоне Европы и Азии (к С. до 58° с. ш.). Повреждает многие древесные породы, особенно ель, сосну, лиственницу, бук, дуб, граб. Даёт одно поколение в году. Бабочки вылетают со 2-й половины июля, откладывают 300-500 яиц кучками в трещины и неровности коры. Через 3-4 недели из яйца развивается гусеница, к-рая зимует и покидает оболочку яйца в конце апреля -мае. Гусеницы обгрызают хвою и листья, поедают пыльцу, почки и майские побеги, с третьего возраста могут питаться также старой хвоей. Окукливаются в рыхлой паутине среди листьев, в щелях и т. п. М. даёт вспышки массового размножения, длящиеся 7-8 лет. Наиболее частые и крупные вспышки наблюдаются в Поволжье, на Ср. и Юж. Урале, в Зап. Сибири. М. уничтожают энтомофаги; нередко вспышки размножения М. подавляют болезни гусениц - фляшерия и полиэдрия. Меры борьбы см. в ст. Вредители леса.

Лит. см. при ст. Вредители леса.

П. А. Положенцев.

МОНАШЕСТВО (от греч. monachos -одинокий, отшельник, монах), социальная религ. группа, члены к-рой принимают на себя ряд обязательств: в первую очередь -"уход из мира"; как правило, отказ от имущества; воздержание (обязательное безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; подчинение суровой дисциплине. Обязательным для монахов является прикрепление (для большинства) к монастырю, выполнение его правил (устава). В центре монашеской этики - молитва и размышление о божественном (медитация).

М. появилось впервые в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии в буддизме (в к-ром оно охватывает всё духовенство). Считалось, что буддист может достичь нирваны, лишь отказавшись от всех мирских связей и нищенствуя. Широкое развитие М. получило в Индии к первым векам н. э., позже в Китае, Японии, Тибете (ламаистское М.) и др. странах Юго-Вост. Азии и Д. Востока.

В христианстве М. (в православии именуемое также чёрным духовенством) появилось в 3-4 вв., сначала в форме отшельничества, а затем (с 4-5 вв.) стали преобладать совместные поселения монахов (см. Монастыри). В дальнейшем в православии на Руси большое развитие получило странничество монахов (с их временными остановками в монастырях). Особое значение христианское М. приобрело в ср. века. Это объяснялось, помимо религ. фанатизма, социально-эконо-мич. причинами: при господстве в феод, землевладении принципа майората М. нередко оказывалось единственно возможным занятием для младших сыновей феодалов; в монастырях обычно они занимали руководящее положение, часто их образ жизни мало отличался от образа жизни светских феодалов. Осн. массу М. составляли, однако, выходцы из др. социальных слоев, не имевшие средств к существованию, гл. обр. - из крестьян (они оставались близки к нар. низам, этим в значит, мере объясняется участие монахов в ср.-век. еретич. движениях). В капиталистич. странах часть М. (особенно монахинь) состоит из бессемейных, обездоленных, частью деклассированных элементов и нек-рых неудовлетворённых жизнью представителей мелкобурж. интеллигенции.

Посвящение в М. в христианстве сопровождается обрядом пострижения. В знак полного "ухода из мира" постриженный принимает новое имя и получает особое облачение. В действительности же отречение М. (особенно его верхушки) от "греховного" мира, как правило,- фикция. Жизнь монахов далека от проповедуемого ими аскетизма. Народ, борясь против феод, эксплуатации, резко выступал и против М., обвиняя его в тунеядстве, разврате. Пороки и невежество М. обличали гуманисты и просветители всех стран.

Наиболее разнообразные формы монашеских орг-ций создала католич. церковь, в первую очередь - многочисл. монашеские ордена (духовно-рыцарские ордена, нищенствующие ордена), среди к-рых особое значение приобрели иезуиты. В зап.-европ. странах католич. церковь всегда стремилась использовать М. для активного воздействия на идеологию, политику, науку, воспитание и др. стороны жизни. Католич. М.- важнейшая опора папства. Совр. М. подвергается, как и вся церковь, процессу модернизации, изменяется жизненный уклад и быт в монастырях и т. п.

Своеобразна роль совр. М. в странах Востока: в условиях ожесточённой анти-империалистич. борьбы буддийское и ламаистское М., играющее активную роль в обществ, жизни, нередко примыкает к прогрессивным силам в своих гос-вах.

В протестантизме институт М. отсутствует. В лит-ре часто причисляют к М. мусульманских дервишей, но это неточно: дервиши не дают обета безбрачия, могут выйти из обители, жениться, вернуться к временно оставленной семье.

МОНБЛАН (франц. Mont Blanc, итал. Monte Bianco), горный массив в Зап. Альпах. Протягивается с Ю.-З. на С.-В. на 50 км по границе Франции, Италии и Швейцарии. Вые. до 4807 м (наибольшая в Альпах и во всей Зап. Европе). Сложен гранитами, гнейсами, кристаллич. сланцами. Резко расчленённый рельеф альпийского типа. Снеговая линия проходит на вые. 2850-3100 м. Площадь совр. оледенения 277 км2. Самый крупный ледник - Мер-де-Глас (дл. 15 км). По М. проходит часть водораздела между pp. По и Рона. Центр альпинизма. На М.- астрономия, и метеорологич. обсерватории. Через М. проходит туннель дл. 11,6 км с шоссе из Франции в Италию.

Горный массив Монблан.

МОНГО, монго-нкундо, народ в Республике Заир, формирующийся из многих племенных групп. Осн. масса М. живёт в тропич. лесах в излучине р. Конго (Заир), часть - в городах. Числ. ок. 2 млн. чел. (1970, оценка). Язык относится к центр, группе языков банту; на неск. диалектах языка М. существует письменность. Значит, часть М.- христиане (католики); у М., живущих в глубине тропич. леса, сохранились элементы первобытнообщинного строя и родо-плем. культы (предков-божеств, героев и др.). Осн. занятие М.-мотыжное земледелие (ямс, маниок и др.); охота, рыболовство и собирательство играют подчинённую роль. Часть М. работает на плантациях масличной пальмы и кофе, а также в городах на предприятиях по обработке с.-х. сырья. В прошлом М. активно участвовали в торговле слоновой костью и рабами.

Лит.: Собченко А. И., Этнический состав Конго, в кн.: Африканский этнографический сборник, т. 4, М.- Л., 1962 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР, новая серия, т. 72); Kerken G. van der, L'Ethnic Mongo, Brux., 1944.

Э. С. Львова.

МОНГОЛИЯ, историч. область, населённая монголами и упоминаемая в историч. источниках с 8 в. До 13 в. М.- один из монг. улусов, в 13 в.- раннефеодальное гос-во. В период монгольских завоеваний в 13 в. образовалась Монг. феод, империя, включавшая терр. покорённых стран.В период феодальной раздробленности (15-17 вв.) М.- совокупность самостоят, феод, владений. В 15 в. разделилась на Восточную и Западную, в 16 в.- на Северную и Южную, в период маньчжурского господства (17 - нач. 20 вв.) - на Внутреннюю (см. Монголия Внутренняя) и Внешнюю (см. Монголия Внешняя). В результате Монг. нар. революции 1921 на терр. Внеш. М. возникло независимое монг. нар. гос-во; в 1924 была создана МНР. После образования КНР (1949) Внутр. М. стала авт. р-ном КНР (автономия Внутренней Монголии была провозглашена в 1947).

МОНГОЛИЯ ВНЕШНЯЯ, северная часть Монголии, захваченная маньчжурскими завоевателями в кон. 17 в. и названная ими Внешней, в отличие от южной части Монголии, завоёванной ранее (Внутр. Монголия). На терр. М. В. в 1921 возникло независимое монг. нар. гос-во, в 1924 образовалась Монгольская Народная Республика.

МОНГОЛИЯ ВНУТРЕННЯЯ, Автономный район Внутренняя Монголия, в Сев. Китае. Пл. 450 тыс. км2(по кит. источникам, в частности по карте аДм. деления КНР, изданной в 1971; ранее площадь М. В. составляла 1177,5 тыс. км2). Нас. 6,24 млн. чел. (1972). Адм. ц.-г. Хух-Хото.

Хозяйство. Основа экономики района - с. х-во. Земледелие по числу занятых (85% населения) и стоимости с.-х. продукции преобладает над животноводством. Возделываются в основном засухоустойчивые сорта зерновых, гл. обр. яровая пшеница, гаолян, просо, гречиха, овёс, а также кукуруза, из технич. культур - соя, подсолнечник, конопля, кунжут, лён-долгунец, хлопчатник и сах. свёкла. Почти 2/3 терр. М. В. занимают скотоводческие районы, располаг