загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

, золотые, серебряные и бронзовые фибулы, серьги, браслеты, пряжки. Славяне оставили глиняные фигурки божеств или животных и сосуды; с распространением культуры Др.-рус. гос-ва связан подъём ювелирного дела (скань, зернь, чеканка, гравировка и т. д.), резьбы по камню и кости. В 13-14 вв. декоративно-прикладное иск-во испытало влияние ремёсел Византии и мусульм. Востока. Богато украшались ритмичным растит, узором и гармоничными по цвету миниатюрами рукописи 15-16 вв. В 17 в. миниатюры более экспрессивны, стилизованный цветочный узор напоминает вышивку. В церкви Успения в Каушанах сохранились росписи 18 в., в т. ч. портреты ктиторов; поздневизантийские и балканские традиции сочетаются в росписях с чертами нар. творчества. В иконах кон. 18 -нач. 19 вв. часто объёмная лепка лица контрастирует с плоскостностью одежд. Изысканностью цвета, обилием серебра и золота отличалось шитьё 14-17 вв. В коврах 18-19 вв. преобладали контрастные цветовые сочетания поля и каймы, геометризованные мотивы вазонов, побегов, цветов.

И. Кpayс. Портрет Брана. 1851. Художественный музей Молдавской ССР. Кишинёв.

В 19 в. начало развиваться светское иск-во, прежде всего жанр портрета, сохранившего нек-рые каноны культового иск-ва (И. Краус, сер. 19 в.). Во 2-й пол. века появились проф. художники, рисовальная школа (1887, с 1940 Республиканское художеств, уч-ще), организовывались выставки. В кон. 19 - нач. 20 вв. под влиянием передвижников создавались реалистич. пейзажи, жанровые картины, портреты (В. ф. Окушко, Е. М. Мале-шевская). Иск-во Молд. АССР (картины А. Ф. Фойницкого, плакаты и иллюстрации Е. Н. Мереги) развивалось в одном русле с укр. и рус. иск-вом. В иск-ве оккупиров. Бессарабии ощущались модернистские влияния, но ведущие художники развивали принципы реализма (монументальная и жанровая скульптура А. М. Пламадялы; в живописи - сцены крест, жизни М. Е. Гамбурда, портреты и натюрморты А. И. Бальера; офорты Ш. Г. Когана).

Народное искусство: 1 - керамический сосуд с росписью ангобом (начало 19 в.); 2 - ковровая дорожка (лэичер), покрывающая лавку (фрагмент; 1-я половина 19 в.); 3 - ковёр с изображением вазонов (начало 19 в.); 4 - ковёр с фоном из продольных полос (1-я половина 19 в.). (Все в Исгорико-краеведческом музее Молдавской ССР, Кишинёв.)

Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 создавали патриотич. произв. Л. И. Дубиновский, М. Е. Гамбурд. В послевоен. годы художники М. изображают социалистич. преобразование республики, её ист. прошлое, духовный облик сов. человека. В скульптуре выделяются символико-аллегорич. и жанровые композиции Л. И. Дубиновского, поэтичные образы сов. женщин К. С. Ко-бизевой, в живописи - тематич. полотна В. Г. Руссу-Чобану, М. Г. Греку, И. Д. Виеру, Г. В. Саинчука, В. Д. Зазер-ской, Н. И. Бахчевана, сочетающие широкие образные обобщения и переосмысление нар. декоративных традиций, ист. картины и акварели Л. П. Григорашенко, бытовые сцены И. Д. Жуматия, А. Г. Ба-ранович, портреты К. Д. Китайки, Г. В. Саинчука, О. Д. Орловой, В. В. Третья-ченко, пейзажи А. А. Васильева, И. С. Ершова, И. ф. Степанова, Э. Д. Романеску, М. П. Петрика, в графике - станковые работы и иллюстрации И. Т. Бог-деско, Б. Ю. Несведова, Л. Г. Беляева, Г. Н. Врабие, И. В. Табурцы, В. Г. Коваля, сатирич. рисунки Б. Н. Широкорада. В монумент, иск-ве работают живописцы В. А. Обух, М. А. Буря, А. А. Давид, скульпторы Б. П. Марченко, И. Д. Китман, Н. М. Горёнышев, в театральной живописи - А. Е. Шубин, К. И. Лод-зейский, Н. А. Алентьев, А. И. Матер, в декоративно-прикладном иск-ве -С. С. Чоколов, Ф. М. Нутович, Н. И. Коцофан, П. А. Беспоясный, В. Е. Нечаева, В. К. Полякова. В народном иск-ве развиты резьба по камню, резьба и роспись по дереву, ковроделие (безворсовые ковры с контрастной каймой, цветным или чёрным фоном, геом. или растит, узором), вышивка, керамика (сосуды для вина, кувшины, миски с росписью, процарапанным или накладным узором; чёрная неглазуров. керамика с блестящим узором). Существует ряд нар. промыслов и артелей.

Союз художников Молд. ССР осн. в 1945 (устав утверждён в 1948) в Кишинёве.

Илл. см. на вклейках - к стр. 417 и табл. XXX-XXXIII (стр. 432-433).

Лит.: Захаров А. И., Народная архитектура Молдавии. Каменная архитектура центральных районов, М., 1960; Роднин К. Д., Понятовский И. И., Памятники молдавской архитектуры XIV -XIX веков, Киш., 1960; Графика Советской Молдавии, Киш., 1963 (на рус. и молд. яз.); Прикладное искусство Советской Молдавии, Киш., 1963 (на рус. и молд. яз.); 3 е в и-н а А., Р о д н и н К., Изобразительное искусство Молдавии, [Киш.], 1965; Искусство Молдавии, [Киш.], 1967; Лившиц М. Я., Декор в народной архитектуре Молдавии, Киш., 1971; Искусство Молдавской ССР. Сост. М. Я. Лившиц, Л., 1972 (на молд., рус., англ, яз.); КолотовкинА. В., Эльт-м а н И. С., П е д а ш Г.А., Архитектура Советской Молдавии, М., 1973.

М. Я. Лившиц, И.С.Элътман.

XVI. Музыка.

Музыкальная культура М. сложилась в тесной взаимосвязи с творчеством соседних слав., вост. и др. народов. В основе молд. нар. музыки лежат 7-ступенные диатонич. лады. Для более древних песен характерны пентатоника, неполные звукоряды. Нар. песни преим. одноголосны, но встречаются и 2-голосные, в особенности в районах, соседствующих с Украиной. Наиболее древние - трудовые и обрядовые песни: колядки, свадебные (песня "Желя миресей"-"Жалоба невесты"; застольные свадебного пира и др.) и похоронные плачи (бочет). Песнями сопровождались земледельческие и заклинательные театрализованные обряды папаруда, калоянул, кэлушул и др. В эпич. песнях типа баллады и исторических отражена борьба народа против иноземных захватчиков и бояр-феодалов. Герои баллад чаще всего - нар. мстители-гайдуки.

Значит, место в молд. музыкальном фольклоре занимают бытовые песни (лирические, шуточные, застольные) и песни социального протеста (гайдуцкие, батрацкие, рекрутские). Особое распространение получила дойна - наиболее характерный жанр вокальной и инструментальной молд. нар. музыки, возникший в пастушеской среде. В кон. 18-нач. 19 вв. формируется гор. песня-романс. В 19 в., под влиянием песен декабристов, разночинцев, а затем и рус. пролетариата, развивается революц. песня. Многочисленны нар. танцы (см. раздел Танец. Балет). Среди молд. нар. инструментов: духовые - флуер и ка-вал (малая и большая пастушеские свирели), най (разновидность флейты Пана), чимпой (волынка), бучум (трембита); струнно-щипковые - кобза; струнно-ударные - цимбалы; язычковые щипковые - дрымба (варган). Издавна в М. нар. инструментом стала скрипка, с 19 в.- труба, кларнет, тромбон, контрабас. Оркестры нар. инструментов наз. тарафами. Кроме нар. песен и танцев, их репертуар включает и инструментальные фантазии, виртуозные пьесы программного характера (в т. ч. широко известную фантазию "Чокырлия"-"Жаворонок"). Носители традиций молд. нар. музыки лэутары (от "лэута" или "алэута*-назв. старинного лютневидного инструмента)-певцы и инструменталисты. Наиболее известные лэутары в 19-20 вв.-Барбу Лэутару, Янку Пержа, Костаке Марин, Георге Херару, Костаке Парно, Александру Лемиш, Тимотей Няга, Георге Мурга и др.

Проф. муз. культура в ср. века развивалась в монастырях, при княжеском дворе и в воинской среде. После присоединения Бессарабии к России развитие проф. музыки происходит более интенсивно. В 1-й пол. 19 в. муз.-концертная жизнь сосредоточивалась в домах крупных помещиков: боярина Варфоломея, 3. Ралли и др. В 1818 в Кишинёве состоялись первые публичные театр, представления с музыкой. Начиная со 2-й пол. 19 в. укрепляются муз. связи М. с Россией и Украиной, что привело к оживлению муз. жизни. В М. гастролируют рус. и иностр. оперные труппы, хоры, выдающиеся исполнители. В Петербурге и Москве обучаются В. Гутор, А. Антоновский, Г. Му-зическу и др. Участвуют в концертах и местные музыканты. В 1880 в Кишинёве организовано об-во любителей музыки "Гармония", в 1899- Кишинёвское отделение Русского музыкального общества во главе с композитором и пианистом В. И. Ребиковым, в 1900 открылось муз. уч-ще. Существовали и частные муз. школы. В 19 в. растёт интерес к молд. нар. музыке. Записи молд. мелодий встречаются в сборниках Ф. Ружицко-го, К. Микули, Т. Бурада. Среди зачинателей проф. молд. музыки - композитор, фольклорист и хормейстер Г. Му-зическу, автор многочисленных хоровых произв. Видными деятелями хоровой культуры нач. 20 в. были М. А. Березовский, А. В. Яковлев. В годы оккупации Бессарабии (1918-40) муз. жизнь развивается усилиями энтузиастов. Силами местных и приезжих музыкантов проводились концерты камерной и симфонической музыки, ставились оперные спектакли. Большую муз.-просветительскую работу вёл В. А. Булычёв, собиранием и обработкой фольклора занимался М. К. Быркэ.

Только после образования Молд. АССР (1924) началась плодотворная система-тич. работа, направленная на развитие проф. нац. муз. культуры. Возникли исполнительские коллективы: хоровая капелла "Дойна" (1930), Молд. муз.-драма-тич. театр (1939), симф. оркестр (1935), а также многочисленные самодеятельные ансамбли. В 1937 в Одессе при Союзе композиторов УССР образовалось отделение молд. композиторов (Д. Г. Гершфельд, В. Л. Поляков и др.), работавших преим. в области песни и инструментальных пьес. Хоровые обработки молд. нар. песен и различные произв. на молд. материале создают укр. композиторы: Н. Н. Вилин-ский, С. Д. Орфеев, Л. С. Гуров, К. Ф. Данькевич и др. В. Л. Поляков написал первые симф. произв. на молд. темы (симф. поэма "Молдавия", Сюита, обе в 1938).

Новые возможности открылись для развития муз. культуры М. после образования Молд. ССР (1940). К молд. сов. музыкантам присоединилась большая группа композиторов и исполнителей из Бессарабии: Шт. Няга, Е. К. Кока, С. В. Златов, К. Н. Златов, Л. Я. Лип-ковская, М. Я. Пестер, Ю. М. Гуз, М. К. Быркэ, В. А. Булычёв и др. Муз. центром М. становится Кишинёв. В 1940 на основе существовавших в Молд. АССР коллективов здесь созданы: Союз композиторов, филармония, радиокомитет, консерватория, муз. школа-десятилетка, республиканский дом нар. творчества. В послевоенные годы образуются новые музыкально-исполнительские коллективы: оркестр молд. нар. инструментов "Флуераш" (1946), ансамбль нар. песни "Мугурел" (1967) и др. Исполнительские коллективы созданы и при Комитете по телевидению и радиовещанию Молд. ССР: оркестр (1964), хор (1966), струнный квартет (1966), ансамбль нар. музыки "Фолклор" (1968). В 1957 был создан Молдавский театр оперы и балета. Открыты новые муз. уч. заведения.

Успешно развивается композиторское творчество. Создаются крупные муз,-драматич., инструментальные и вокальные произв. различных жанров. Созданы историко-легендарная опера "Грозован" Д. Г. Герщфельда (1956), посвящённая борьбе гайдуков против тур. ига, герои-ко-революц. опера "Сердце Домники" А. Г. Стырчи (1960; 3-я ред. под назв. "Героическая баллада", 1970), лирико-драматич. "Глира" Г. С. Няги (1974), детская опера "Коза с тремя козлятами" 3. М. Ткач (1967). Создатель нац. симфонизма - Шт. Няга ("Поэма о Днестре", 1943; концерт для скрипки с оркестром, 1943), он же написал первые значит, во-кально-симф. произв. (в т. ч. кантаты -"Штефан Великий", 1945; "Юбилейная", 1949; ораторию "Песнь возрождения", 1951). Е. К. Кока - автор первых молд. струнных квартетов (1940, 1948), симф. поэмы "Кодрул" (1948) и др. Его "Дойна ноуэ" для голоса с оркестром нар. инструментов приобрела широкую популярность. Симф. музыка представлена в творч. Л. С. Гурова, В. Л. Полякова, Э. Л. Лазарева, С. М. Лобеля, Г. С. Няги, П. Б. Ривилиса; камерные произв. создали Л. С. Гуров, А. Г. Стырча, С. М. Лобель, В. Г. Загорский, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис и др. В области романса и песни проявили себя А. Г. Стырча, Ш. Б. Аранов, С. Б. Шапиро, С. В. Лун-гул, Д. Е. Георгицэ, Е. Д. Дога, Д. Г. Фё-дов, Н. Г. Киоса; музыку для детей пишут 3. М. Ткач и др. Среди молд. музыковедов и фольклористов: Л. А. Аксёнов, Б. Я. Котляров, А. С. Софронов, 3. Столяр, Е. М. Ткач, Г. С. Чайковский Н. И. Шехтман и др. В М. выдвинулся ряд талантливых исполнителей - певцов нар. арт. СССР Т. С. Чебан и М. Л. Бешу, нар. арт. Молд. ССР В. С. Савицкая, П. А. Ботезат, исполнитель нар. пес. нар. арт. Молд. ССР Н.Сулак; дирижер нар. арт. СССР Т. И. Гуртовой, хоровой дирижёр нар. арт. Молд. ССР В. Гарщтя, скрипач нар. арт. Молд. СССР С. А. Лункевич и др. В республике работают (1974): Молд. театр оперы и 6aлета, Молд. муз.-драм, театр им. А. Пушкина, Филармония, в составе к-рого хоровая капелла "Дойна", симф. оркестр, оркестр нар. инструментов "Флуерап", ансамбль нар. песни "Мугурел", вокально-инструментальный ансамбль "Лэутры" и др.; хор, оркестр, струнный квартет, оркестр нар. инструментов Комитет по телевидению и радиовещанию МолССР; 3 муз. уч-ща (в Кишинёве, Тирасполе, Бельцах), средняя спец. муз. школа-интернат им. Е. К. Коки, ок. 50 дет ских муз. школ. Проводятся различин. муз. фестивали.

Лит.: Котляров Б. Я., О скрипичн. культуре в Молдавии, Кишинев, 1955; Ас ь о н о в а Л. А., Кынтекул популар Модовенеск, Кишинэу, 1958; Музыкальная культура Советской Молдавии. Сб. статей, [М, 1965]; Б е р о в Л., Молдавские музыкальные народные инструменты, Кишинев, Столяр 3., Молдавская советская симфония, Кишинев, 1967; История музыки народов СССР, [2 изд.], т. 1 - 4, М., 1970 - 7 Л. А. Аксёнова, Н. И. Шехтма

XVII. Танец. Балет

В молд. нар. хореографии сохранились элементы древнейших танц. традиций. Наиболее распространённый танец - хора. Ещё в нач. 19 в. хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств. С 19 в. в большинстве р-нов Бессарабии хорой называют круговой танец, в к-ром танцующие держатся за руки. С кон. 19 в. получил распространение жок, имевший в молд. хореографии также 2 значения -танец, пляска (жок бэтрынеск - танец стариков, жок де глумэ - шуточный танец) и своеобразное сел. нар. гуляний.

Молд. нар. танцы разделяются на обрядовые и бытовые. В числе наиболее известных обрядовых танцев кэлушар дрэгайка (ныне исполняются как бытовые, чаще сценические), свадебные -остропэцул, зестря, дансул миресей, бытовым относятся бессюжетные (хора сырба, молдовеняска, бэтута, брыул. и сюжетные, к-рые делятся на тематич. группы: трудовые - поэма (виноград, сфределушул (буравчик), табэкэряск (танец дубильщиков кож), жокул фера рилор (танец кузнецов); героич.- хайдучаска, войничаска; танцы для женщин -параскица, цэрэнкуца (крестьяночка поев, явлениям природы-вынтул (ветер) и др. Сюжетные танцы наиболее многочис. пенны.

Молдавские нар. танцы обычно исполняются с оркестром (тараф); в старин. большинству танцев сопутствовало пение (мититика, еленуца). Наиболее распространённые муз. размеры 2/4, 3/8, 6 /8 7/16- Многие танцы, особенно мужские сопровождаются стригатурь (своеобразными частушками) и киуитурь (выкриками). В 1936 в Тирасполе при Молд. хоровой капелле была создана танц. группа: с 1940 её постоянным местом работы становится Кишинёв. В 1945 танц. группа реорганизуется в Ансамбль нар. танца Молд. ССР (в 1955 ему присвоено звание засл. коллектива республики, с 1958 носит назв. "Жок"). Большое значение для творческой жизни ансамбля имела деятельность балетмейстеров: Л. Г. Лео-нарди (руководил в 1939-48 с перерывами), засл. деят. иск-в Молд. ССР Н. А. Болотова (руководил в 1948-1954 с перерывом), нар. арт. Молд. ССР В. К. Курбета (руководит ансамблем с 1958), а также нар. арт. СССР И. А. Моисеева, засл. деят. иск-в РСФСР Л. В. Якобсона и В. А. Варковицкого. Муз. руководителями ансамбля в разные годы работали: Ш. Аранов, А. П. Каменецкий, В. А. Ротару. Среди солистов - нар. артисты Молд. СССР Н. В. Пшеничная, С. С. Мокану, И. Д. Фурника, П. Ф. Андрейченко, Т. Д. Усач. В 1970 группа нар. танца создана при оркестре <Флуе-раш".

Развитие проф. балетного театра началось в М. только после установления Сов. власти. Первый молд. балет -"Старинная повесть" Полякова (1938, Молд. драматический театр; позднее музыкально-драматический). В 1947-48 на сцене театра были поставлены балеты "Барышня-крестьянка" Б. В. Асафьева и "Мирандолина" С. Н. Василенко. Дальнейшее развитие балета связано с организацией в 1957 Молд. театра оперы и балета. В первые годы в репертуаре были балеты: "Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Тщетная предосторожность" П. Гертеля (1957), "Лебединое озеро" П. И. Чайковского (1958). Особое внимание театр уделял созданию нац. спектаклей. В 1959 балетмейстер В. В. Бой-ченко осуществил постановку балета "Сестры" Л. Л. Когана, поев, жизни совр. молд. села. В 1960 балетм. Варковицким был поставлен балет "Рассвет" В. Г. Загорского. Тема спектакля - героич. борьба молд. народа против поработителей, воссоединение Бессарабии с Сов. Союзом. В основу балета "Сломанный меч" Э. Л. Лазарева (1960) легли отдельные мотивы поэмы М. Эминеску "Стрн-гоий" ("Вурдалаки"). Спектакль поставили балетм. С. В. Дречин и Н. В. Данилова. В молд. балетной труппе впервые были пост. "Антоний и Клеопатра" по трагедии У. Шекспира (1965) и одноактный балет "Арабески" (1970) Лазарева в хореографии М. Н. Лазаревой. В репертуаре театра балеты: "Тропою грома" К. Караева (1961), "Жизель" А. Адана (1963), "Спящая красавица" Чайковского (1965), "Золушка" С. С. Прокофьева (1971), "Кармен-сюита" Ж. Визе - Р. К. Щедрина (1971) и др. В театре работали артисты балета: нар. арт. Молд. ССР и засл. арт. РСФСР В. П. Тихонов, засл. арт. Молд. ССР П. Л. Леонарди. В балетной труппе (1973) артисты: нар. артисты Молд. ССР Г. А. Мелентьева, П. Н. Фесенко, засл. арт. Молд. ССР Р. А. Потехина, М. И. Кафтанат, К. А. Осадчая, засл. арт. РСФСР Г. П. Янсон и др.

Лит.: О ш у р к о Л., Народные танцы Молдавии, Киш., 1957; Королева Э. А., Хореографическое искусство Молдавии, Киш., 1970.

Э.А. Королёва.

XVIII. Драматический театр

Истоки театр, иск-ва М. в нар. творчестве, старинных обрядах и играх. В 14 в. выступали придворные и бродячие театр. группы "Пеливань", "Мэскэричь", "Суи-тарь". На рубеже 18-19 вв. распространились формы нар. театра-"Ирозий", "Пэпушарий", "Нунта цэрэняскэ", "Теат-рул хайдуческ", насыщенные музыкой и танцами. Необходимые условия для развития нац. театра появились в нач. 19 в. в результате окрепших многовековых связей с Россией. Создавались произв. драматургии; основоположник молд. театра Г. Асаки поставил в 1816 первый спектакль - пастораль "Миртил и Хлоя" Флориана и Геснера, организовал в Яссах Филодраматич. консерваторию (1836-38), где обучались молд. актёры. В 1840 начал работать первый молд. проф. театр в Яссах. Становлению нац. театр, культуры способствовали драматурги В. Александри, М. Когэлничану, К. Негруцци, А. Руссо, Б. П. Хашдеу, К. Стамати-Чуря. Основы реалистич. школы актёрского иск-ва в М. заложил М. Милло. С сер. 19 в. молд. театр развивался в русле современной ему театр, культуры: черты классицизма соседствовали с романтич. тенденциями, просветит, реализм - с реализмом критическим. В Кишинёве начали постоянно работать рус. труппы, гастролировали известные рус. и укр. актёры. Оккупация Бессарабии (1918) затормозила развитие театра. В части М., входившей в состав Сов. России, интенсивный процесс формирования театр, иск-ва начался после образования Молд. АССР. В 1927 в г. Балта был создан Молд. драм, театр, актёры к-рого вошли в 1930 в драм, студию под рук. А. И. Адашева и Н. Пана-севич-Ремиз (Тирасполь, с 1932 студия работала в Одессе). В 1933 в Тирасполе открылся Молд. драм, театр, с 1939-муз.-драматический. Организованы Укр. (1930-40) и Рус. (в 1935; с 1959- им. А. П. Чехова) театры. С образованием Молд. ССР Молд. (см. Молдавский театр музыкально-драматический им. А. С. Пушкина) и Рус. театры были переведены в Кишинёв. Ставились рус. и зарубежная классика, пьесы сов. драматургов (в т. ч. молдавских) М. Горького, К. А. Тренёва, В. М. Киршона, А. Е. Корнейчука, И. К. Микитенко, Л. М. Барского, С. Р. Лехтцира и др. Театр, иск-во М. обогащалось опытом сов. много-нац. театра и драматургии.

После окончания Великой Отечеств, войны 1941-45 во 2-й пол. 40-х -50-е гг. поставлены этапные для молд. театра спектакли: "Бесприданница" А. Н. Островского (1946), "Кремлёвские куранты" (1947) и "Человек с ружьём" (1953) Н. Ф. Погодина, "Свет" А. Лупана (1949), "Враги" Горького (1952) в Молд. театре, "Русский вопрос" К. М. Симонова (1948), "Таланты и поклонники" Островского (1950) в Рус. театре (Кишинёв). С нач. 50-х гг. театры большое внимание уделяют пьесам молд. драматургов Е. Н. Букова, Л. Деляну, Л. Ё. Корняну, Р. М. Портного, постоянно обращаются к молд. классике -"Сынзяна и Пепеля" (1956) и "Овидий" (1958) Александри, "Свекровь с тремя невестками" по И. Крянгэ (1957) в Молд. театре, "Ки-рица в Яссах" Александри (1957) в Бельц-ком молд. театре (осн. в 1957, с 1966-им. Александри) и др. В 1960 труппа Молд. театра участвовала в Декаде молд. иск-ва и лит-ры в Москве. Театр, иск-во М. 60 - начала 70-х гг. отмечено чертами творч. зрелости, ведущее место в репертуаре заняла нац. драматургия, ряд произв. к-рой ставится на сцене др. театров Сов. Союза. В работе над класснч. мировой и нац., а также совр. драматургией театры стремятся найти выразит, средства для воплощения индивидуальных черт, стилистики таких разных произв., как "Колесо времени" Анны Лу-пан (1961), "Король Лир" У. Шекспира (1961), "Каса маре" (1962) и "Птицы нашей молодости" (1973) И. П. Друцэ, "Швейк во второй мировой войне" Б. Брехта (1962), "Не делайте мне добра!" Г. П. Маларчука (1963), "Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1965), "Эминеску" М. Штефэнеску (1966), "Фонтан Блан-дузии" Александри (1967), "Ревизор" Н. В. Гоголя (1972) в Молд. театре, "Дети и яблоки" К. Кондри (1961), "Двенадцатая ночь" Шекспира (1965), "Коварство и любовь" Ф. Шиллера (1965), "Кирица в провинции" Александри (1967), "И под тем небом" А. А. Бусуйока (1970), "Земля" И. И. Подоляну (1970), "Мино-дора" А. Н. Стрымбяну (1971) в молодёжном театре "Лучафэрул" (осн. в 1960 в Кишинёве), "Бегство из рая" Маларчука (1965), "Без вины виноватые" Островского (1967) в Бельцком молдавском театре. С большим успехом идут на сцене молдавских театров пьесы драматургов братских республик Сов. Союза, дра-матургич. произв. других социа-листич. стран, прогрессивная зарубежная драматургия. В 1974 в М. работают 7 драм, театров, из них 4 в Кишинёве (в т. ч. театр кукол "Ликурич", осн. в 1945), 2 в г. Бельцы, 1 в Тирасполе.

В 1958 создано Молд. театр, об-во, способствующее расширению творч. связей с театрами др. республик Сов. Союза. При Ин-те иск-в им. Г. Музическу (Кишинёв) организованы актёрский (в 1958) и режиссёрский (в 1967) ф-ты. Значит, роль в развитии молд. театр, иск-ва принадлежит Одесскому театр, уч-щу, Ле-нингр. ин-ту театра, музыки и кинематографии, ГИТИСу, Театр, уч-щу им. Б. В. Щукина, Ленингр. хореографич. уч-щу, готовившим театр, коллективы для М., реж. В. К. Герлаку, Д. Г. Лысенко, Д. Т. Бондаренко. Среди деятелей театра республики (1974): актёры - нар. артисты СССР Д. Т. Дариенко, Н. Н. Масальская, Е. В. Уреке, К. А. Штирбул, нар. артисты Молд. ССР М. М. Апостолов, П. Н. Баракчи, В. Н. Головченко, Т.И. Грузин, Е. Г. Казимирова, К. Т. Константинов, А. М. Плацында, Ю. А. Соколов, Л. В. Шутова, засл. артисты Молд. ССР В. А. Русу, К. Г. Тырцэу, Г. В. Хасо, режиссёры - засл. артисты Молд. ССР В. П. Купча, И. Г. Шкуря, художники-засл. деятели иск-в Молд. ССР Б. Е. Соколов, А. Е. Шубин.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIV (стр. 432-433).

Лит.: Кантемир Д., Дескриеря Мол-довей, Кншинэу, 1957; Прилепов Д., Молдавский театр, М., 1967; X е и с т-в е р В., Русский драматический театр имени А. П. Чехова, Киш., 1960; История советского драматического театра, т. 3-6, М., 1967 -1971. Б.П.Заватин.

Цирк. Отд. элементы иск-ва, смежного с цирковым, издавна содержались в выступлениях молд. скоморохов (пехлива-нилор) и кукольников (пэпушарилор). Нек-рыми комедийно-сатирич. гранями, близкими к клоунаде, отличались люби-тельскиепредставления. Самостоят, проф. цирка в М. не было. В 1930-е гг. известность получил цирковой артист В. Г. Херц. В 1961 проведён конкурс художеств, цирковой самодеятельности. При помощи московских Центр, студии циркового иск-ва и Гос. уч-ща циркового и эстрадного иск-ва был создан ряд молд. проф. цирковых номеров: воздушные гимнасты под рук. одного из старейших цирковых артистов А. Бредо, эквилибристы под рук. А. Маковея, акробаты-прыгуны под рук. Г. Боркаря, антиподистка Е. Кайсын. Создан (1974) первый нац. цирковой коллектив Молд. ССР. А. Я. Шнеер.

XIX. Кино

Первые кадры, снятые на терр. М. режиссёром киевской кинофабрики, вошли в документальный фильм "Документы эпохи" (1927), созданный к 10-й годовщине Окт. революции. Зарождение и становление молд. кино происходило в сотрудничестве с кинематографистами братских республик; с 1928 укр. киножурнал "Кшонедшя" помещал сюжеты, поев. М. На материале хроники, снятой операторами Укр. и Центр, студий хроники, осн. фильм "На Дунае" (1940). В 1944 в Кишинёве оператор И. А. Грязное снял первые спец. выпуски киножурнала "Молдова советикэ". В 1952 в Кишинёве образована киностудия хроникально-документальных фильмов. Сняты киноочерки: "Кодры" (1953), "Памятники боевой славы" (1955) и др. В 1955 на студиях др. респ. созд. фильмы о жизни Молдавии-"Ляна" (реж. Б. В. Бар-нет) и "Андриеш" (реж. Я. Л. Базелян и С. И. Параджанов), в к-рых участвовали молд. кинематографисты. В 1955 поставлен первый художеств, фильм М.-"Молдавские напевы" (реж. А. В. Зо-лотницкий). В 1957 Кишинёвская студия хроникально-документальных фильмов реорганизована в киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов "Молдова-фильм". Лучшие работы молд. кино отличают активная ком-мунистич. направленность, интерес к ис-торико-революц. тематике и проблемам современности. Фильм "Последний месяц осени" (1965, реж. В.К. Дербенёв) получил "Гран при" на 7-м Междунар. фестивале фильмов для молодёжи в Канне (1967), режиссёр, композитор и исполнитель гл. роли удостоены также премий и дипломов на фестивале Прибалтийских республик, на Всесоюзном фестивале, на кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина ).

Историко-революц. и патриотич. тематике посвящены фильмы -"Марианна" (1967), "Риск" (1970), "Красная метель" (1970), "Красно солнышко" (1972), "Мосты" (1973, реж. В. Я. Паскару), "Сергей Лазо" (1967, реж. А. В. Гордон), "Лаутары" (1971, реж. Э. В. Лотяну), "Зарубки на память" (1972, реж. Н.Т. Ги-бу и М. М. Израилев), "Последний гайдук" (1972, реж. В. Г. Гажиу), "Дмитрий Кантемир" (1973, реж. В. И. Иовицэ и В. А. Калашников). Значит, достижением в разработке совр. темы стала картина "Обвиняются в убийстве" (1969, реж. Б. И. Волчек). Людям совр. М. посвящены фильмы -"Десять зим за одно лето" (1969, реж. В. Г. Гажиу), "Дом для Сера-фима"(реж. Я. Бургиу), "Спасённое имя" (реж. В. И. Дёмин и Д. И. Моторный), "Родной дом" (реж. В. И. Дёмин) (все в 1973). Интересный образ современника, первого секретаря райкома партии создал актёр Б. Зайденберг в фильм*"Офицер запаса" (1971, реж. Н. Т. Гибу и Ю. А. Борецкий). Хроникально-документальные картины отображают историюМ., её героич. прошлое и современность. Выпускаются научно-популярные фильмы.

В М. в 1970-72 проводились кинофестивали всех союзных республик, а также фильмов Болгарии, МНР, КНДР и др. социалистич. стран. В 1972 проведён Междунар. кинофестиваль с.-х. фильмов.

Союз кинематографистов М. осн. в 1962. В М. работают (на 1 янв. 1974) 1834 киноустановки.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIV (стр. 432-433).

Лит.: Грошев А., Советское кино в послевоенные годы (1945-1953 гг.), М., 1960.

И. Е. Иорданов.

МОЛДАВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ им. М. В. Фрунзе (Кишинёвский с.-х. и н - т), основан в 1940. В составе М. с. и. (1974) ф-ты: агрономия., плодоовоще-водства и виноградарства, зоотехнич., механизации с. х-ва, гидромелиорации, экономики с. х-ва, повышения квалификации специалистов; заочное отделение; аспирантура; 46 кадефр, 3 учебно-опытных х-ва (св. 11 тыс. га), 3 экспериментальные станции, 10 н.-и. лабораторий. В 1973/74 уч. г. в М. с. и. обучалось 7 тыс. студентов, работало св. 400 преподавателей, в т. ч. 4 действ, члена и чл.-корр. АН Молд. ССР и ВАСХНИЛ, 23 профессора и доктора наук, 180 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. Издаются науч. труды (с 1949). В 1946-1973 ин-т подготовил ок. 14 тыс. специалистов.

МОЛДАВСКИЙ ТЕАТР музыкально-драматический им. А. С. Пушкина, один из ведущих театров Молд. ССР. Создан в 1933 в Тирасполе под назв. Первый молд. драматич. театр. В 1939 стал музыкально-драматическим. В 1940 был переведён в Кишинёв. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 часть труппы ушла на фронт, оставшаяся часть эвакуировалась; актёры вступили в молд. ансамбль песни и танца, в концертные бригады, обслуживавшие воинские части. Восстановленная труппа возвратилась в столицу Молдавии в 1944. При театре были организованы балетная (1945) и оперная (1947) студии. В 1955-57 работал как Молд. театр оперы, балета и драмы. Героико-романтич. спектакль "Гайдуки" Ром-Лебедева (1937), насыщенный музыкой и танцами, ярко театральный по форме, положил начало муз.-драматич. постановкам. Среди лучших спектаклей: "Любовь Яровая" Тренёва (1938), "Кремлёвские куранты" Погодина (1947), "Свет" Лупана (1949), "Ковёр Иляны" Корняну (1953), "Свекровь с тремя невестками" по Крянгэ (1957), "Бурлящий Дунай" Букова (1958), "Каса маре" (1962) и "Птицы нашей молодости" (1973) Друцэ, "Не делайте мне добра!" Маларчука (1963), "Две жизни и третья" Видрашку (1963), "Сынзяна и Пепеля" (1956), "Овидий" (1958, 1969), "Ясский карнавал" (1969) Александри, "Ревизор" Гоголя (1972). Ставится иностр. классич. и современная драматургия, пьесы авторов из братских республик. В 1957 театру присвоено имя А. С. Пушкина, в 1960 после участия в Декаде молд. лит-ры и иск-ва в Москве он награждён орденом Трудового Красного Знамени. Коллектив пополнялся выпускниками Одесского театрального уч-ща (1937-39), Ленинградского театрального ин-та(1952), Ин-та иск-в им. Г. Музическу (1961, 1964), ГИТИСа (1969). В труппе (1974): нар. артисты СССР Д. Т. Дариенко, Е. В. У ре ке, К. А. Штирбул, нар. артисты Молд ССР М. М. Апостолов, П. Н. Барак чи, Т. И. Грузин, Е. Г. Казимирова К. Т. Константинов, А. М. Плацында, художник - засл. деят. иск-в Молд. CCF А. Е. Шубин. Гл. режиссёр - засл. арт, Молд. ССР В. П. Купча (с 1963).

Лит.: Прилепов Д. И., Молдавский театр, М., 1967; Молдавский... театр имени А. С. Пушкина, Киш., 1973.

МОЛДАВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, музыкальный театр Молд. ССР. В 1955 в Кишинёве на основе Молд. муз.-драм, театра был создан Молд. театр оперы, балета и драмы им. А. С. Пушкина. Первый оперный спектакль - "Грозован" Гершфельда состоялся в 1956, первый балет-"Бахчисарайский фонтан" Асафьева - в 1957. В июле 1957 оперная и балетная труппы театра выделились в самостоят, коллектив, к-рый и получил совр. название. Театр широко ставит произв. молд. композиторов: оперы - "Аурелия" Гершфельда (1959), "Сердце Домники" Стыр-чи (1960, в нов. ред. "Героическая баллада", 1970), балеты-"Рассвет" Загорского (1960), "Сломанный меч" (I960), "Антоний и Клеопатра" (1965) и "Арабески" (1970) Лазарева; мировую классику и произв. сов. композиторов др. республик, в т. ч. оперы -"В бурю" Хренникова (1962), "Оптимистическая трагедия" Холминова (1967), "Укрощение строптивой" Шебалина (1972), "Кето и Котэ" Долидзе (1972), "Алеко" Рахманинова (1973), балеты - "Тропою громам Караева (1961), "Барышня и хулиган"-на музыку Шостаковича (1968), "Кар-мен-сюита"Ж. Визе - Р.Щедрина (1971) и др.

В труппе театра (1973): певцы - нар. арт. СССР М. Л. Биешу, нар. арт. Молд. ССР Т. Г. Алёшина, П. А. Ботезат, Л. В. Ерофеева, В. С. Савицкая; солисты балета - нар. арт. Молд. ССР П. Н. Фе-сенко, засл. арт. Молд. ССР М. И. Каф-танат, Р. А. Потехина и др.; гл. дирижёр - А. А. Мочалов, гл. режиссёр -засл. деят. иск-в Молд. ССР Е. Г. Платон, гл. хормейстер - засл. деят. иск-в Молд. ССР Г. Д. Стрезев, гл. художник - засл. деят. иск-в Молд. ССР К. И. Лодзейский. Оперная труппа гастролировала в Румынии (1957), балетная - в Болгарии (1971).

Лит.: К и р т о к а А., Мануйлов М., Молдавский гос. театр оперы и балета, Киш., [1960]. Н.И.Шехтман.

МОЛДАВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, Художественный музей Молдавской ССР, основан в 1940. Первонач. собрание утрачено в период фаш. оккупации Кишинёва (1941-44). Музей вновь открыт в 1944. На основе крупных поступлений из Центр, музейного фонда СССР (2-я пол. 40-х гг.> созданы отделы сов., рус., зап.-европ. иск-ва. В результате планомерного комплектования фондов сформирован отдел молд. иск-ва (от ср.-век. периода до-сов, времени включительно) с работами В. Ф. Окушко, И. Т. Богдеско, М. Г. Греку, Л. П. Григорашенко, Л. И. Дуби-новского, К. С. Кобизевой, С. С. Чоко-лова и др. Всего в М. х. м. более 8000 экспонатов (1973).

Лит.: Тома Л., Художественный музей МССР. Русская живопись 18- начала 20 вв., [Киш., 1971].

МОЛДАВСКИЙ ЯЗЫК, язык молдаван. Распространён в Молд. ССР и нек-рых др. республиках СССР. На М. я. говорит в СССР св. 2,5 млн. чел. (1970, перепись). Относится к северодунайской группе вост.-романских яз. Распадается на 4 группы говоров: сев.-зап., сев.-вост., центральную, юго-зап. Для М. я. характерно наличие слав, элементов, в отличие от большинства др. романских яз. Фоне-тич. особенности М. я.: наличие гласных Э и Ы с особым произношением; восходящие и нисходящие дифтонги; разно-местное фонологич. ударение. Морфология - флективная с элементами аналитизма. В М. я. 4 типа артиклей: определённый, неопределённый, адъективный и прономинативный. Первые тексты (кон. 15 - нач. 16 вв.)- переводы религиозных слав. книг. В основе письменности -кириллица (до 19 в.), затем - рус. гражд. графика. Лит. яз. начал оформляться в 16-17 вв., но окончат, формируется ко 2-й пол. 19 в. В советское время обогатились выразительные возможности М. я., оформилась научно-техническая терминология, стабилизировались грамматические и орфографические нормы.

Лит.: Вопросы молдавского языкознания, М., 1953; К о р л э т я н у Н. Г., Молдавский язык, в сб.: Языки народов СССР, т. 1, М., 1966', его же, Лимба молдовеняска литерарэ контемпоранэ, в. 1-2, Кишинэу, 1969-1970; Очерк современного молдавского литературного языка, Кишинёв, 1967; Молдавский язык, в сб.: Закономерности развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху, т. 3, М., 1973.

Н. Г. Корлэтяну.

МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, Молдавия, феодальное гос-во, существовавшее в 14-19 вв. Возникло в 1-й пол. 14 в. в долине р. Молдова как вассальное княжество Венгрии. В результате освободительной войны против венгерских феодалов в 1359 стало независимым (столица - г. Байя, затем - Сучава, со 2-й пол. 16 в.- Яссы). Во 2-й половине 14 в. в состав М. к. вошли Молдова, Буковина и Бессарабия. Верховная власть в М. к. принадлежала господарю (князю), к-рый управлял страной при помощи боярской думы (диван). В 14-16 вв. офиц. языком М. к. был славянский, с 17 в.- молдавский. В 16 в. растёт удельный вес централизованной ренты, взимаемой в виде дани с населения. Феодальные войны в 30-50-х гг. 15 в. привели к ослаблению страны, к-рым воспользовались турки. С 1456 М. к. было вынуждено платить дань Турции. Стефан Великий III вёл успешную борьбу с турками, однако в нач. 16 в. М. к. окончательно лишилось самостоятельности и попало под турецкое иго, к-рое продолжалось более 300 лет. В 1711-1821 М. к. управлялось назначаемыми султаном господарями из греков-фана-риотов. Молд. народ неоднократно поднимался на борьбу за свою независимость, получая в этой борьбе поддержку России и Украины (напр., восстание 1490-1492 под предводительством Мухи, восстания горожан, движение гайдуков и др.). В результате рус.-тур. войн 18 в. тур. господство в М. к. было ослаблено. В 1774 Австрия захватила Буковину, в 1812 - Бессарабия вошла в состав России. Терр. М. к. между Карпатами и р. Прут оставалась под властью Турции; в 1859 объединилась с Валахией в единое гос-во.

Подробнее см. в статьях Молдавская ССР, раздел Исторический очерк; Румыния, раздел Исторический очерк.

МОЛДОВА (Moldova), река в Румынии, правый приток р. Сирет (басе. Дуная). Дл. 205 км, пл. басе. ок. 4,3 тыс. км2. Берёт начало в Вост. Карпатах, в верх, течении имеет узкую и глубокую долину, затем долина расширяется до 3-5 км. Весеннее половодье, летняя межень. Зимой на 2-3 месяца замерзает. Несудоходна. Сплав леса. Вблизи устья -г. Роман.

МОЛДОВА (Moldova), историческая область на В. Румынии. Расположена между Вост. Карпатами на 3. и р. Прут на В. По совр. адм. делению включает уезды Бакэу, Васлуй, Вранча, Галац, Нямц, Яссы, часть уездов Ботошани и Сучава.

Первые поселения человека на терр. М. относятся к эпохе палеолита. С 6 в. до н. э. её населяли фракийские племена гето-даков, а также скифы, бастарны и др. В сер. 1 в. до н. э. на терр. М. распространялась власть Беребисты (главы гето-дакийского воен.-плем. союза с центром в Трансильвании). В 4-5 вв. н. э. терр. М. подверглась нашествию гуннов. К 6-7 вв. относится её заселение славянами, оказавшими значит, влияние на местное население и сыгравшими большую роль в зарождении и развитии феод, отношений в М. В 10-12 вв. она подвергалась опустошит, набегам печенегов и половцев, а в 13 - 1-й пол._14 вв. находилась под властью Золотой Орды. В 14 в. попала в вассальную зависимость от Венг. королевства. С 1359 М. являлась (наряду с Бессарабией и Буковиной) частью Молдавского княжества. Образование Молд. княжества способствовало дальнейшему развитию в М. феодальных отношений. С 1456, со времени правления господаря Петра Арона (1454-1457), Молд. княжество вынуждено было признать сюзеренитет тур. султана и выплачивать ему дань.

В 16 в. Молд. кн-во было включено в состав Османской империи. Гнёт местных и тур. феодалов вызывал антифеод, крест, восстания. В своей освободит, борьбе Молд. княжество находило поддержку др. гос-в, особенно России. Господари Молд. княжества неоднократно заключали военно-политич. союзы с Рус. гос-вом [Стефан Великий III (правил в 1457-1504) с Иваном III; Пётр Рареш (1527-38, 1541-46) с Иваном IV; Дмитрий Кантемир (1710-11) с Петром I]. В правление валашского господаря Михая Храброго (1593-1601) кн-ва М., Валахия и Трансильвания короткое время составляли единое гос-во. В рус.-тур. войне 1710-13 население М. сражалось вместе с рус. войсками. После 1711 тур. султан стал назначать в М. господарей из числа трепов-фанариотов. Усилившийся тур.-фанариотский гнёт приводил к возрастанию феод, эксплуатации крестьянства. Рост нац. и социального угнетения вызывал широкое освободит, движение нар. масс.

Поражения Турции в русско-турецких войнах 18-19 вв. способствовали ослаблению зависимости М. (а также Валахии) от Турции. Кючук-Кайнарджий-ский мир 1774 зафиксировал право России на покровительство Дунайским княжествам (М. и Валахии). Однако после рус.-тур. войны 1806-12 и отхода рус. войск с терр. М., на к-рой они находились с начала войны, там была восстановлена власть тур. султана. По Бухарестскому мирному договору 1812 терр. между Днестром и Прутом (Бессарабия) и часть Сев. Буковины отошли к России
(остальная часть Буковины ещё с 1774 была под властью Габсбургов). Развернувшееся в Валахии в 1821 восстание против гнёта тур. феодалов, местных бояр и греков-фанариотов охватило и многие р-ны М. (см. Валашское восстание 1821). Несмотря на его поражение, власть фанариотов была ликвидирована и господари стали назначаться из местных бояр. Русско-турецкий Адрианопольский мирный договор 1829 расширил автономию М. и Валахии. В соответствии с условиями договора на территории М. и Валахии оставались рус. войска. В 1832 в М. был введён т. н. Органический регламент, предусматривавший ряд преобразований социально-экономич., политич. и адм. порядка, в значит, степени способствовавших сближению М. и Валахии. Дальнейшим шагом к объединению М. и Валахии явилась ликвидация в 1847 тамож. границы между ними. В марте 1848 в М. началось движение за проведение бурж. реформ. Движение было подавлено, однако оно нанесло серьезный удар по феод, порядкам. В период Крымской войны 1853-56 терр. М. была занята сначала русскими, а затем австр. и тур. войсками. Парижский мирный договор 1856 заменил рус. покровительство над Дунайскими княжествами "ручательством" держав, подписавших этот договор; к М. была присоединена Юж. Бессарабия. В соответствии с Парижской конвенцией 7 авг. 1858, подписанной Великобританией, Австрией, Францией, Россией, Пруссией, Турцией и Пьемонтом, М. и Валахии было дано название Соединённые княжества Молдавии и Валахии, предусмотрено создание нек-рых общих органов управления, однако власть фактически оставалась в руках отд. пр-в М. и Валахии (под сюзеренитетом тур. султана). Объединение было достигнуто путём избрания полк. А. Кузы 5 янв. 1859 господарем М., а затем (24 янв. 1859) и Валахии. В янв. 1862 было создано единое княжество Румыния (см. Румыния, раздел Исторический очерк).

Лит. см. при статье Румыния.

"МОЛДОВА СОЧИАЛИСТЭ" (чСоциа-листическая Молдавия"), республиканская газета Молд. ССР на молд. языке. Выходит в Кишинёве 6 раз в неделю. Издаётся с 1 мая 1924; до 9 сент. 1930 выходила под назв. "Плугарю рош" ("Красный пахарь"). Тираж (1973) 80 тыс. экз.

"МОЛДОВА-ФИЛЬМ", киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов в Молд. ССР. Находится в Кишинёве. Первоначально, с 1944, здесь работал корреспондентский пункт Центральной студии документальных фильмов, в 1947 он был передан в ведение Киевской студии кинохроники. В 1952 образована Кишинёвская киностудия хроникально-документальных фильмов, с 1957 киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов; с этого же года наз. "М.-ф>. См. Молдавская ССР, раздел Киио.

МОЛДОВЕНЯСКА (букв.- молдавская), молдавский нар. танец. Муз. размер 2/4 со счётом на 2. Темп быстрый. В композиц. структуре преобладает форма рондо (запев - припев). Круг, к рым обычно начинают М., образуется каждый раз с новой фигуры. М. распространена не только в художеств, самодеятельности, но и на проф. балетной сцене. В Болгарии бытует вариант танца под назв. "мулдуванска".

Лит.: Ткаченко Т., Народный танец, М., 1954.

МОЛДОВСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ (Podi$ul Moldovei), возвышенность на В. Румынии, между pp. Прут и Сирет. Дл. с С.-З. на Ю.-В. ок. 300 км, вые. до 564 м (в пределах плато Бырлад). Сложена известняками, песчаниками и глинами неогена. Состоит из изолированных гряд холмов с плоскими междуречьями и крутыми склонами, глубоко расчленёнными оврагами и притоками pp. Прут, Сирет и Бырлад. Климат умеренно континентальный, осадков 600-700 мм в год на С. и 400-500 мм на Ю. Растительность преим. лесостепная. На междуречьях сохранились леса - буковые на С., дубовые с примесью граба на Ю. Значит, часть М. в. возделана (поля пшеницы и кукурузы, сады, виноградники).

МОЛДОВЯНУ (Moldoveanu), горная вершина в Юж. Карпатах, в массиве Фэгэраш, наиболее высокая точка Румынии (2543 м). Сложена кристаллич. породами. На склонах - хвойные леса и высокогорные луга.

МОЛДОТАУ, горный хребет во Внутр. Тянь-Шане, в Киргизской ССР, к Ю. от оз. Сонкёль. Протягивается в целом с 3. на В., между долинами pp. Кёкёме-рен, Сонкёль и Нарын. Дл. ок. 150 км. Вые. до 4100 м. Сложен гл. обр. известняками. На нижних участках склонов -горные степи и луга, выше - участки еловых лесов, арчевники.
1635.htm
МОЛЕКУЛЯРНЫЙ ВЕС, то же, что молекулярная масса.

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ ГЕНЕРАТОР, устройство, в котором когерентные электромагнитные колебания генерируются за счёт вынужденных квантовых переходов молекул из исходного энергетич. состояния в состояние с меньшей внутр. энергией (см. Когерентность, Квантовая электроника). М. г.- первый квантовый генератор, созданный в 1954 Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым (СССР) и независимо от них Ч. Таунсом, Дж. Гордоном и X. Цейгером (США). Оба варианта этого М. г. работали на молекулах аммиака NH3 и генерировали электромагнитные колебания с частотой 24840 Мгц (длина волны X = 1,24 см).

Для возбуждения генерации когерентных колебаний необходимо выполнение двух осн. условий: в рабочем объёме прибора количество частиц в исходном состоянии должно быть больше, чем в состоянии с меньшей внутр. энергией (инверсия населённостей); должна быть обеспечена связь между частицами, излучающими в различные моменты времени (положительная обратная связь). В М. г. первое условие осуществляется электростатической сортировкой пучка молекул, а обратная связь при помощи объёмного резонатора, настроенного на частоту, равную частоте излучения, сопровождающего переход молекулы из исходного энергетич. состояния в конечное. Пучок молекул формируется при вылете молекул из источника в вакуум через узкие отверстия или капилляры (см. Молекулярные и атомные пучки).

Электростатич. сортировка молекул по энергетич. состояниям в М. г. основана на том, что молекулы, обладающие электрич. дипольным моментом (напр., молекулы NH3), пролетая через неоднородное электрич. поле, отклоняются этим полем от прямолинейного пути по-разному в зависимости от энергии (см. Штар-ка эффект). В первом М. г. сортирующая система представляла собой к в а д-рупольный конденсатор, состоящий из 4 параллельных стержней спец. формы, соединённых попарно с высоковольтным выпрямителем (рис.). Электрич. поле такого конденсатора весьма неоднородно, что вызывает искривление траекторий молекул NH3, летящих вдоль его оси. Свойства молекул NH3 таковы, что те из них, к-рые находятся в верхнем из используемой пары энергетич. состояний, отклоняются к оси конденсатора и попадают внутрь объёмного резонатора. Молекулы, находящиеся в нижнем состоянии, отбрасываются в стороны и не попадают в резонатор. Отсортированный т. о. пучок содержит молекулы, находящиеся в верхнем энергетич. состоянии. Попадая внутрь резонатора, такие молекулы излучают под воздействием электромагнитного поля резонатора (вынужденное излучение). Излучённые фотоны остаются внутри резонатора, усиливая его поле и увеличивая вероятность вынужденного излучения для молекул, пролетающих позже. Если интенсивность пучка активных молекул такова, что вероятность вынужденного излучения фотона больше, чем вероятности поглощения фотона в стенках резонатора, то возникает процесс самовозбуждения - быстро возрастает интенсивность электромагнитного поля резонатора на частоте перехода за счёт внутр. энергии молекул пучка. Это возрастание прекращается, когда поле в резонаторе достигает величины, при к-рой вероятность вынужденного испускания становится столь большой, что за время пролёта резонатора успевает испустить фотон как раз половина молекул пучка. При этом для пучка в целом вероятность поглощения становится равной вероятности вынужденного испускания (см. Насыщения эффект). Мощность, генерируемая М. г. на пучке молекул NH3, составляет 10-8 era, стабильность частоты генерации в пределах 10-7 -10-11.

Сортировка молекул по энергетическим состояниям с помощью квадрупольного конденсатора.

В дальнейшем были созданы М. г. на ряде др. дипольных молекул, работающие в диапазоне сантиметровых и миллиметровых волн, и квантовые генераторы на пучке атомов водорода, работающие на длине волны 21 см. Эти приборы, как и квантовые усилители радиодиапазона, иногда наз. мазерами. Существует неск. конструктивных вариантов М. г., отличающихся устройством сортирующих систем, количеством резонаторов и т. п. К М. г. относят также квантовые генераторы, в к-рых инверсия населённости уровней молекул достигается не сортировкой, а др. способами, напр. воздействием вспомогательного электромагнитного поля (накачки), электрич. разрядом и др. В этом смысле к М. г. можно отнести и квантовые генераторы оптич. диапазона (лазеры), рабочим веществом к-рых служат молекулярные газы (см. Газовый лазер).

Лит.: Ораевский А. Н., Молекулярные генераторы, М., 1964; Г р и г о р ь-я н ц В. В., Жаботинский М. Е., 3 о л и н В. CD., Квантовые стандарты частоты, М., 1968; Зингер Дж., Мазеры, М., 1961; С и г м е н А., Мазеры, пер. с англ., М., 1966.

М. Е. Жаботинский.

МОЛЕКУЛЯРНЫХ ОРБИТАЛЕЙ МЕТОД, важнейший метод квантовой химии. В основе метода лежит представление о том, что каждый электрон молекулы описывается своей волновой функцией - молекулярной орбиталью (МО). Вследствие невозможности точно решить Шрёдингера уравнение для систем с двумя и более электронами, способ получения выражения для МО неоднозначен. На практике чаще всего каждую МО ii>< представляют как ЛКАО - линейную комбинацию атомных орбиталей (АО)Хр (приближение МО ЛКАО) вида i|)< = СУММАр сiР*ЛЯМБДАр, где i - номер МО, р - номер АО, cip - алгебраич. коэффициенты, являющиеся мерой вкладов индивидуальных АО в МО.

Это приближение основано на предположении, что в окрестности любого атомного ядра МО ф1 должна напо минать составляющие её АО хр этого атома. Поскольку при соединении атомов в молекулу изменения состояния электронов по сравнению с исходным можно считать не слишком радикальными, то в рассматриваемом приближении по-прежнему пользуются атомными волновыми функциями (хотя и не обязательно с параметрами свободных атомов). Вместе с тем описание электрона с помощью ЛКАО отображает те качественные изменения, которые произошли в состоянии электрона при образовании молекулы: о любом из электронов молекулы нельзя более утверждать, что он находится у определённого атома. Подобно тому, как в атоме водорода электрон можно с различной вероятностью обнаружить в разных точках околоядерного пространства, так и в молекуле электрон «размазан» по всей молекуле в целом.

В общем случае метод МО рассматривает образование хим. связей как результат движения всех электронов в суммарном поле, созданном всеми электронами и всеми ядрами исходных атомов. Однако поскольку осн. вклад в образование связей дают электроны наружных (валентных) оболочек, обычно ограничиваются рассмотрением только этих электронов. Полная волновая функция Ф молекулы конструируется из одно-электронных МО фi с учётом требования антисимметрии волновой функции Ф (вытекающего из принципа Паули). Функции Ф, фi и хр находят при решении уравнения Шрёдингера вариационным методом, обычно по схеме самосогласованного поля (ССП) Хартри - Фока.

Количественные расчёты многоэлектронных молекул сопряжены с серьёзными математич. и технич. трудностями. Полные неэмпирич. расчёты по методу МО с достижением хартри-фоковского предела точности (к-рый к тому же иногда недостаточен для количественного сравнения с экспериментом) осуществлены для молекул с числом электронов порядка 50. Поэтому большинство проводимых расчётов носит полуэмпирич. характер и в них используются дополнительные приближения. Существуют многочисл. варианты метода ССП МО ЛКАО (различающиеся полнотой учёта межэлектронного взаимодействия и процедуры самосогласования), эффективность применения к-рых зависит от изучаемых объектов и их свойств. Существенно, что метод МО в его любой форме, даже в самых упрощённых вариантах, органически связан с пространственной симметрией молекул. Это позволяет получать вполне однозначную качественную информацию о многих свойствах молекул (степени вырождения энергетич. уровней, величине магнитного момента, интенсивности спектральных линий и т. д.) вне зависимости от характера выбранного приближения.

Начиная с 1965 всё большее развитие получает новый вариант М. о. м., не использующий приближения МО ЛКАО. В этом варианте объединены статистич. модель атома и нек-рые модели теории твёрдого тела. В результате удаётся построить спец. МО, к-рые удобно определять путём численного (не аналитического) решения ур-ния Шрёдингера также по схеме ССП. Расчёты по этому новому методу, почти не уступая по точности неэмпирич. расчётам ССП МО ЛКАО, обычно требуют для своего проведения в 100-1000 раз меньше машин-ного времени (минуты вместо десятков часов). Указанный метод особенно перспективен для количественных расчётов больших молекул.

В химии метод МО (особенно в форме МО ЛКАО) важен тем, что позволяет получать данные о строении и свойствах молекул, исходя из соответствующих характеристик атомов. Поэтому почти все современные концепции хим. связи и хим. реакционной способности базируются на представлениях метода МО.

Лит.: С л э т е р Дж., Электронная структура молекул, пер. с англ., М-, 1965; К о у л-с о н Ч., Валентность, пер. с англ., М., 1965; Д ь ю а р М., Теория молекулярных орби-талей в органической химии, пер. с англ., М., 1972; Шусторович Е. М., Химическая связь, М., 1973. Е. М. Шусторович.

"МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА", памятник др.-рус. лит-ры 13 в. Написан в форме послания к переяслав-ско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. Автор, попавший в нужду, просит князя о помощи, изображает его как защитника подданных. Нек-рые исследователи считают "Моление..." первым опытом древнерус. дворянской публицистики. Для стиля "Моления..." характерны сочетание цитат из библейских книг, летописи и др. лит. соч. с образами живой речи, элементы сатиры, направленной против бояр и духовенства. По-видимому, "Моление..." написано на основе "Слова Даниила Заточника" (12 в.), однако вопросы хронологич. и лит. соотношения обоих текстов, как и вопрос об их авторстве, не решены наукой.

Лит.: Слово Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам, Л., 1932; Рыбаков Б. А., Даниил Заточник и Владимирское летописание конца XII в., в сб.: Археографический ежегодник за 1970 год, М., 1971 (библ.). А. Н. Робинсон.

МОЛЕСКИН (англ, moleskin, от mole-крот и skin - кожа), плотная, прочная хл.-бум. ткань, вырабатываемая усиленным сатиновым переплетением (см. Переплетение нитей). М. имеет на лицевой стороне плотный гладкий уточный застил, к-рый создаётся своеобразным переплетением, а также большей плотностью нитей по утку, чем по основе. М. выпускается обычно гладкокрашеным в тёмные тона. Нек-рые сорта М. подвергаются ворсованию и паз. М.-сукно. М. употребляется для изготовления рабочей, спортивной и спец. форменной одежды, верха обуви, переплётов и пр. Наиболее плотные сорта М. иногда наз. чёртовой кожей.

МОЛЕТАЙ, город (до 1956 - село), центр Молетского р-на Литов. ССР. Расположен на р. Сесартис (басе. Няму-наса), в 33 км от ж.-д. ст. Утена (на линии Шяуляй - Швенчёнеляй) и в 70 км к С. от Вильнюса. Маслозавод. В окрестностях - много озёр (Молетская группа озёр).

МОЛЕШОТТ (Moleschott) Якоб (9.8. 1822, Хертогенбос, Нидерланды,- 20.5. 1893, Рим), немецкий физиолог и философ, представитель вульгарного материализма. Изучал медицину и физиологию в Гейдельбергском ун-те, в к-ром с 1847 читал лекции. В нач. 50-х гг. подвергся преследованиям за пропаганду материализма и атеизма и переехал в Швейцарию; с 1860-х гг. жил в Италии. Проф. в Цюрихе (с 1856), Турине (с 1861) и Риме (с 1879). М. фактически отождествлял философию с естествознанием, а в мышлении видел лишь физиологич. механизм. По М., все психологич. и духовные процессы имеют веществен-но-физиологич. природу и зависят, в частности, от характера пищи, её состава и т. п. Взгляды М. оказали нек-рое влияние на итал. учёных, в т. ч. на Ч. Ломброзо; к ним сочувственно относился Д. И. Писарев. Вульгарный материализм М. был подвергнут критике Л. Фейербахом, К. Марксом и Ф. Энгельсом. Биохимич. исследования М. сыграли значительную роль в развитии физиологич. химии.

Соч.: Fur meine Freunde. Lebens-Erinne-rungen, Giessen, 1894; в рус. пер.-Естествознание и медицина, СПБ, 1865; Физиологические эскизы, М., 1863; Вращение жизни в природе, СПБ - М., 1867; Причины и действия в учении о жизни, М., 1868; Учение о пище, 2 изд., СПБ, 1868.

Лит.: Жане П., Современный материализм, пер. с франц., М., 1867; Таганский Г., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и современные механисты, в сб.: Из истории философии XIX в., [М.], 1933; Ю ш м а н о в Н., Общественно-политические взгляды, вульгарных материалистов, там же. А. П. Огурцов.

МОЛИ настоящие (Tineidae), семейство бабочек. Крылья в размахе от 6 (Meessia) до 60 мм (Scardia). 2000 видов; распространены очень широко. В СССР ок. 200 видов. Гусеницы в шёлковых ходах или чехликах; питаются растит. или животными остатками, грибами и лишайниками. Ок. 40 видов - вредители; одни портят продовольственные запасы (особенно зерновая М. - Nema-pogon granellus), другие - шерсть, мех, перо (платяная М.- Tineola biselliella и мебельная М.-Т. furciferella).

М. наз. также представителей др. семейств: выемчатокрылые М., горностаевые М., моли-минеры и др.

Зерновая моль (самец).

Лит.: Загуляев А. К., Настоящие моли (Tineidae), в. 2-4, М.- Л., 1960-73 (Фауна СССР. Насекомые чешуекрылые, т. 4, в. 3); е г о же, Моли и огневки - вредители зерна и продовольственных запасов, М.-Л., 1965.

МОЛИБДАТЫ, соли молибденовых к-т. Известны нормальные М.- соли молибденовой к-ты Н2МоО4 и полимолиб-даты - соли изополимолибденовых к-т. Все нормальные М., за исключением М. щелочных металлов и магния, малорастворимы в воде. Среди растворимых М. наибольшее практич. значение имеет Na2MoO4, используемый в произ-ве лаков и красок. Растворимые М. применяют как микроудобрения.

Из малорастворимых М. практич. интерес представляют соли Са, Fe, Pb, встречающиеся в природе. Кроме того, М. кальция применяют для введения Мо при произ-ве легированных сталей. Из изополимолибдатов известны, напр., ди-, три- и тетрамолибдаты натрия -Ма2Мо2Ог, Na2Mo3Oio, Na2Mo4Oi3. Практическое значение имеют полимо-либдаты - парамолибдат натрия Na6Mo7 О24- ;гН2О и парамолибдат аммония (МН4)бМо7О24-xН2О. Последний обычно является конечным продуктом переработки молибденовых концентратов и широко используется как реактив.

А. Н. Зеликман.

МОЛИБДАТЫ ПРИРОДНЫЕ, минералы класса молибдатов, соли молибденовой кислоты; их состав в самом простом случае может быть изображён в виде R [МоО4] или R [МоО4]-пН2О, где R = Са, Pb, (UO2), реже Си, Bi, Fe3+. Известно более 15 М. п., значит, часть к-рых составляют молибдаты урана. В основе структуры М. п. лежат искажённые тетраэдры [МоО4]2+, по своим кристаллохимич. особенностям близкие к тетраэдрам [WO4]2+, что обусловливает существование в природе изоморфных смесей между молибдатами и вольфраматами. Безводные М. п. имеют островное строение, близкое структуре тетрагонального шеелита Са [WO4]. К М. п. относятся след, минералы: по-веллит Са [МоО4], вульфенит РЬ[МоО4], чиллагит Pb[(Mo, W)O4], кёхлинит (ВЮ)2[МоО4]. Более сложное, часто слоистое с